стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

К. С. Царихин




РЫНОК ЦЕННЫХ
БУМАГ
Учебно-практическое пособие в четырёх частях

Часть IV


Брокерская фирма
Новая теория вторичного рынка акций
Инвестиционная среда
Фундаментальный анализ
Технический анализ
Игрок на рынке ценных бумаг
Мошенничество и махинации на рынке ценных бумаг
Философия рынка ценных бумаг




Москва 2003
Эта книга – четвёртая часть в серии книг, повествующей о практической
работе на рынке ценных бумаг. В предлагаемой вашему вниманию работе
затрагиваются следующие темы:

- механизм практической работы брокерской фирмы (выполнение
поручений клиентов, интернет-трейдинг, оптимизация оргструктуры);
- новая теория вторичного рынка акций;
- инвестиционная среда (национальный и международный рынки
ценных бумаг);
- основы фундаментального и технического анализа рынка;
- игрок на рынке ценных бумаг;
- мошенничества и махинации на рынке ценных бумаг (почему
разоряются биржи, стоит ли играть на рынке FOREX при
посредничестве российских фирм, четыреста легальных способов для
брокера обмануть клиента, не нарушая уголовный кодекс, и др.);
- философия рынка.

Завершающая часть серии учебных пособий о практической работе на
рынке ценных бумаг. Эта книга, как и предыдущие три, написана на основании
личного опыта автора, который в течение ряда лет работал на отечественном
биржевом рынке.
Читатель найдёт здесь много новой информации, ранее не
публиковавшейся в отечественных учебных пособиях, обилие примеров,
многочисленные схемы и рисунки, а также словарь русского биржевого
жаргона, глоссарий, образцы договоров, список рекомендуемой литературы,
важных Интернет-сайтов и многое другое. Основная терминология даётся на
двух языках – русском и английском.
Для студентов и преподавателей экономических ВУЗов, слушателей
школ бизнеса, работников фондового рынка и бирж, а также для всех желающих
повысить свой уровень знаний в данной предметной области.




2
Оглавление:

Предисловие 5

Глава 14. Брокерская фирма 6
14.1 Основные понятия 6
14.2 Функции и оргструктура 7
14.3 Клиент приходит в брокерскую фирму 11
14.4 Схемы клиентского обслуживания 13
14.5 Интернет-трейдинг 17
14.6 Клиентские поручения 26
14.7 Отчёты 45
14.8 Тарифы 55
14.9 Классификация брокерских фирм 58
14.10 Выбор брокерской фирмы 60
14.11 Подписание договора и открытие счетов 61
14.12 Практическая работа 62

Вопросы 70
Практические ситуации 73

Глава 15. Новая теория вторичного рынка акций 75
15.1 Предварительные замечания 75
15.2 Теории вторичного рынка акций 76
15.3 Основные методы анализа и прогнозирования вторичного
рынка акций 77
15.4 Игровые системы 77
15.5 Новая теория: как зарождается вторичный рынок акций 78
15.6 Новая теория: классификация игроков 83
15.7 Новая теория: модель вторичного рынка акций 87
15.8 Новая теория: выводы 101

Глава 16. Инвестиционная среда 105
16.1 Предварительные замечания 105
16.2 Национальный рынок ценных бумаг 105
16.3 Первичный рынок акций 105
16.4 Вторичный рынок акций 112
16.5 Первичный и вторичный рынки облигаций 126
16.6 Товарный рынок 131
16.7 Международный рынок ценных бумаг и взаимодействие
рынков 136

Глава 17. Фундаментальный анализ 141
17.1 Идеология фундаментального анализа 141
17.2 Анализ предприятия-эмитента 141
17.3 Отраслевой и макроэкономический анализ 142
17.4 Рейтинг ценных бумаг 142
17.5 Выводы 143



3
Глава 18. Технический анализ 145
18.1 Идеология технического анализа 145
18.2 Геометрические фигуры 145
18.3 Линии тренда 147
18.4 Индикаторы. Скользящая средняя 149
18.5 Осцилляторы. Индекс относительной силы 150
18.6 «Японские свечи» 152
18.7 Волны Эллиота 154
18.8 Фракталы 157
18.9 «Психологическое» направление 159
18.10 Выводы 161

Глава 19. Игрок на рынке ценных бумаг 164
19.1 Личности 164
19.2 Варианты игры 168
19.3 Портфельные инвестиции 171
19.4 Типовые ошибки игрока 175
19.5 Как надо играть? 180
19.6 Когда на рынке играет фирма … 185
19.7 Дао игрока 197

Глава 20. Мошенничество и махинации на рынке ценных бумаг 204

Глава 21. Философия рынка ценных бумаг 207
21.1 Предварительные замечания 207
21.2 Что такое эзотерическая философия? 207
21.3 Эволюция и инволюция 208
21.4 Закон взаимодействия развивающихся энергий или закон
кармы 209
21.5 Вторичный рынок акций как отражённый мир реальной
экономики 212

Приложения 214
Институты фондового рынка России 214
Полезные Интернет-сайты 217
Рекомендуемая литература 218
Образец договора на клиентское обслуживание 219
Образец договора комиссии 234
Образец уведомления о риске 236
Образец депозитарного договора 237
Практические ситуации: возможные решения 244
Глоссарий 246
Русский биржевой жаргон 248
Краткий русско-английский терминологический словарь 264
Краткий англо-русский терминологический словарь 267
Основные меры веса и объёма, используемые в
биржевой торговле 271
Список использованной литературы 272




4
Предисловие

Уважаемый читатель! Вы держите в руках заключительную, четвёртую часть
учебно-практического пособия по «Рынку ценных бумаг». Она содержит в себе
несколько глав и приложения. Давайте познакомимся с содержимым книги поближе.
В четырнадцатой главе я расскажу вам о том, чем живёт и как работает
брокерская фирма. Здесь вы, в частности, встретите обилие забавных и курьёзных
ситуаций, образцы клиентских поручений и отчётов, диалоги брокера с клиентом, а
также описание схемы Интернет-трейдинга. Читатели, мечтающие открыть игровой
счёт в брокерской фирме, из материалов этой главы узнают, с чем им придётся иметь
дело, и как будут выглядеть их трудовые (игровые) будни.
Глава пятнадцатая посвящена новой концепции анализа вторичного рынка
акций. В этой главе вы познакомитесь с моделью функционирования вторичного рынка
акций, которая, являясь авторской разработкой, проливает свет на проблему
ценообразования и функционирования этого сегмента фондового рынка. Выводы, к
которым я пришёл в результате исследования рынка в рамках этой модели, изумили
даже меня самого.
В главе шестнадцатой даётся краткая характеристика национального и
международного рынков ценных бумаг, а также сопредельных рынков. Знание
некоторого минимума в этой области прямо таки необходимо начинающему игроку.
Здесь мы встретимся с мировым тайным правительством, кризисами на нефтяном
рынке, обвалом акций высокотехнологических компаний, манипуляциями с
национальной валютой и другими приятными вещами, а также сделаем экскурс в XVIII
век, для того чтобы познакомится с моим другом Джоном Лоу и посмотреть на то, что
он сделал с финансовой системой Франции.
Семнадцатая глава представляет из себя краткий обзор методов
фундаментального анализа. В восемнадцатой речь пойдёт уже об анализе техническом.
Я расскажу вам о его идеологии, о геометрических фигурах, линиях тренда,
индикаторах и осцилляторах, «японских свечах», волнах Эллиота и фракталах, и о
многом, многом другом.
В девятнадцатой главе помещён материал о том, что начинают творить люди
при игре на рынке ценных бумаг. Я вас познакомлю с людьми, с которыми я работал на
бирже, расскажу о том, как надо, и как не надо играть на рынке. Кроме того,
покритикую отечественных предпринимателей за те ошибки, которые они допускают
при организации процесса управления компанией, оперирующей на фондовом рынке
(это мой любимое занятие). В конце главы вас ждут жемчужины древнекитайской
философской мысли с моими комментариями.
Описание разнообразных случаев мошенничества и махинаций на рынке
ценных бумаг помещено в главе двадцатой. Об этом надо знать для того, чтобы не
попасть в переделку.
Заключительная, двадцать первая глава отдана моей любимой науке –
философии. Кто-то решит, что это самая важная глава во всей книге, а кто-то
воспримет материал этой главы просто как сказку.
В любом случае я посвящаю мой труд уважаемому читателю. Работая над этой
серией книг, я изо всех сил старался его развлечь. Удалось ли мне это, судить вам.


С уважением,
Царихин К.С.

Москва, Кремль, 16.01.03 г.




5
Глава 14. Брокерская фирма

14.1 Основные понятия
Брокерская или расчётная фирма – это структурное подразделение биржи,
имеющее статус юридического лица, которое заключает на биржевой площадке
сделки от имени и на счёт клиента, выступая в качестве брокера.

Существуют, правда, такие брокерские фирмы, которые не являются
членами биржи и торгуют на ней через другие брокерские фирмы. Назовём
такие организации «брокерскими фирмами второго уровня». Кроме того, почти
все современные брокерские фирмы работают также и на внебиржевом рынке.
Помимо своей основной функции – обслуживания клиентов, брокерская
фирма может выполнять ряд дополнительных: быть трейдером, дилером,
консультировать инвесторов и так далее. На каждой бирже существует сеть
брокерских фирм. Их количество колеблется от нескольких десятков до
нескольких тысяч. Брокерская фирма обычно является юридическим лицом,
однако, в некоторых случаях брокерскую фирму образует физическое лицо.
Брокерская фирма может продаваться и переходить от одного владельца к
другому. Владельцем брокерской фирмы может быть частный
предприниматель, промышленное предприятие, финансовая компания, банк,
инвестиционный фонд и т.д.
Давайте сделаем краткий экскурс в историю возникновения и развития
брокерских фирм. На заре становления рынка инвесторы покупали и продавали
ценные бумаги через посредников, называвшихся брокерами. За свою работу
брокер получал от клиента вознаграждение, называемое комиссией. Чем больше
у брокера было клиентов, тем больше были комиссионные. Но новых клиентов
чем-то надо было привлекать. Чем? Понижением расценок и повышением
надёжности обслуживания.
В среде конкурирующих друг с другом брокеров-индивидуалов расценки
бесконечно понижаться не могли – должен же биржевик обеспечивать себе
какой-то минимальный уровень дохода! Повышение надёжности обслуживания
также имело свой потолок; клиент имел дело с физическим лицом и
периодически наталкивался на разного рода неприятности, как-то: болезнь
брокера, его перегруженность или переутомление. Чтобы устранить все
вышеперечисленные трудности и поднять качество обслуживания клиентов на
новый уровень, брокеры стали объединятся. Так возникли брокерские фирмы.
Обслуживать клиентов стало легче. Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое
называется синергетический эффект.

Синергетический эффект – это положительный эффект от объединения
нескольких систем в одну. При этом интегрированный эффект полезного
действия новой системы превосходит простую сумму эффектов старых систем.

Вы никогда не задумывались, уважаемый читатель, почему римская
армия в течение долгого времени с завидным постоянством громила войска
варварских народов? Дело тут в синергетическом эффекте. Пять-шесть тысяч
человек, входивших в состав легиона, образовывали единую систему, полезный
эффект которой на поле боя превышал простую сумму полезного эффекта


6
толпы неприятелей. Будучи индивидуально хорошо подготовленными воинами,
варвары сражались каждый сам по себе. Поэтому у историков не вызывает
особого удивления факт разгрома двенадцатитысячной армией Луция Лициния
Лукулла десятикратно превосходящих войск армянского царя. С другой
стороны, варвары побеждали римлян, когда удавалось свести на нет
пресловутый синергетический эффект. Вспомним разгром Квинтилия Вара в
Тевтобургском лесу в 9 г.: предводитель германцев Арминий заставил
легионеров драться под проливным дождём на узкой тропинке между лесом и
болотом. В 378 г. готы одолели армию императора Валента под Адрианополем,
превратив сражение в свалку – по сути дела, на поле боя столкнулись две
неорганизованные толпы.
Хорошо подготовленный брокер-индивидуал, подобно древнему даку
или остготу, сражается на биржевом полу сам за себя. А вот брокер – работник
расчётной фирмы работает на общее дело. Полезный эффект десяти брокеров,
инкорпорированных в единую организацию, выше полезного эффекта десяти
брокеров-одиночек. Во-первых, брокеры могут подстраховывать друг друга,
снимая избыточную нагрузку с утомлённого и перегруженного клиентскими
заявками товарища. Во-вторых, возникает возможность специализации (один,
скажем, специализируется на акциях, другой на облигациях и т.д.). В-третьих,
накладные расходы на ведение бухгалтерии и финансовые расчёты с банком и
депозитарием (custody) существенно уменьшаются. В результате мы имеем
понижение расценок, а также повышение надёжности и качества обслуживания.
А раз так, то в брокерскую фирму тянутся новые клиенты. Оборот растёт, растёт
и чистая прибыль фирмы, что в конечном итоге отражается на зарплате
брокеров.
Со временем брокерские конторы практически вытеснили индивидуалов
с «поля боя», однако, на многих биржах владельцем брокерской фирмы может
быть физическое лицо (этот обстоятельство можно рассматривать как
своеобразный атавизм – напоминание о днях давно минувших). Но даже если
брокерской фирмой владеет физик 1, навряд ли он работает в одиночку. В штате
его расчётки 2 трудится целый коллектив биржевых работников.


14.2 Функции и оргструктура

Основная функция брокерской фирмы – обслуживание
клиентов.
Чем больше клиентов у брокерской конторы и чем чаще они совершают
сделки, тем больше она получит денег. Следовательно, мы можем вывести
вторую функцию – получение прибыли. Получать прибыль невозможно без
совершенствования качества обслуживания. Вот вам и третья функция.
Обслуживание клиентов – процесс достаточно сложный и многоступенчатый.
Он включает в себя такие элементы, как: выполнение (execution) приказов
клиентов, формирование и пересылка клиентских отчётов, расчёты с
биржевым банком и биржевым депозитарием, консультирование клиентов.

1
Ф и з и к – на биржевом жаргоне означает «физическое лицо». «Юридическое лицо» - ю р и к;
См. словарь русского биржевого жаргона в Приложениях;
2
Р а с ч ё т к а – на биржевом жаргоне означает «брокерская или расчётная фирма».


7
Всё это также функции брокерской фирмы. Давайте посмотрим на рис. 320:



Повышение
Получение
Обслуживание качества
прибыли
клиентов обслуживания


Выполнение
Консультирование
приказов
клиентов
клиентов Формирование и
пересылка
Расчёты с биржевым
клиентских
банком и биржевым
отчётов
депозитарием



Рис. 320 Основные функции брокерской фирмы

На нём вы видите своеобразное «дерево» основных функций брокерской
фирмы. Помимо них на практике мы часто встречаемся с некоторыми другими,
такими, как игра на собственные деньги (трейдинг), дилерские операции,
доверительное управление активами клиентов и некоторые другие. Но чтобы не
перегружать повествование, их мы описывать не будем, сделав предметом
нашего рассмотрения «классическую» брокерскую фирму, занимающуюся
исключительно клиентским обслуживанием.
Функции брокерской фирмы определяют её оргструктуру – да не
обидится на меня читатель за такую избитую фразу. На рис. 321 мы видим
типовую оргструктуру брокерской фирмы:


Дирекция
Администратор

Брокерский Клиентский Аналитический Бухгал Юриди
отдел отдел отдел терия ческий
отдел
Специал
Брокеры Аналитики
исты по Бухгалтеры Юристы
б




Биржи и Банки и Мировые
Клиенты
внебиржевые депозитарии фондовые,
торговые (в т.ч. товарные и
валютные
системы биржевые)
рынки
8
Рис. 321 Типовая оргструктура брокерской фирмы

Во главе фирмы – директор. В большинстве случаев это наёмный
высокооплачиваемый менеджер, нанятый владельцем расчётки для
оперативного руководства всей организацией. Значительно реже встречается
случай, когда директор фирмы одновременно является её владельцем.
Важнейший элемент оргструктуры – брокерский отдел. Здесь трудятся
брокеры – те самые деловые молодые люди в выглаженных рубашках. Брокер
может работать непосредственно в операционном зале биржи, либо сидеть в
офисе компании за экраном компьютера (по ходу дела заметим, что в настоящее
время чаще всего распространён второй вариант). Основное предназначение
брокеров – исполнение распоряжений клиентов на покупку или продажу
ценных бумаг. Эти распоряжения исполняются либо на биржах, либо на
организованных внебиржевых рынках.
Рука об руку с брокерами трудятся специалисты по работе с клиентами
(account executives) из клиентского отдела (client department). Эти люди
производят весь комплекс работ по обслуживанию клиента: заключают с ним
договор о клиентском обслуживании, ведут клиентские счета, принимают от
клиента заявки на покупку и продажу, контролируют брокеров, а также
высылают клиентам отчёты о произведённых операциях. Справедливости ради
надо отметить, что во многих брокерских фирмах, особенно в небольших,
брокер и специалист по работе с клиентами – одно и то же лицо, совмещающее
обе функции. В некоторых конторах существует также должность
администратора расчётной фирмы, который, являясь заместителем директора,
контролирует работу как брокерского, так и клиентского отделов (на рис. 321
администратор выделен пунктиром).
Для успешной работы брокерской фирмы в её штат рекомендуется также
включить аналитический отдел или хотя бы одного аналитика. Он может быть
либо независимым экспертом, либо штатным работником компании. Здесь
также допускается совмещение функций: аналитиком может быть либо один из
брокеров, либо один из специалистов по работе с клиентами: все они варятся в
одном рыночном котле. Иногда из брокеров получаются очень хорошие
аналитики. Почему? «Классический» брокер занят исполнением приказов
клиента и потому видит рынок как бы «изнутри». – С другой стороны, многим
брокерам, стремящимся сделать карьеру аналитика, мешает зацикленность на
внутрирыночной конкретике – им не хватает широты мышления и той самой
солидной экономической подготовки, которыми всегда славились серьёзные
специалисты в области анализа биржевых рынков.
Вы можете задать мне следующий вопрос: «Ну а зачем «классической»
брокерской фирме, занятой исключительно обслуживанием клиентов, иметь в
своём штате аналитика? Ведь компания не играет на свои деньги,
следовательно, результат её работы не зависит от того, куда пойдёт рынок …».
На это я вам отвечу, что всё как раз наоборот:

От того, куда пойдёт рынок, зависит эффективность
работы брокерской фирмы.
Почему это так? Дело в том, что очень часто в брокерскую фирму
попадают игроки, склонные к рискованной игре. Вспомним материал Главы 12.
Представьте себе, что клиент встал в покупку на фьючерсах по акциям на все


9
деньги. В этом случае, если рынок начнёт падать, незадачливый спекулянт сразу
же должен будет довнести вариационную маржу. Однако как узнать, сможет ли
он это сделать быстро и оперативно? Если ли у него ликвидные активы и в
достаточном количестве? Представим себе, информацией такого рода
специалист по работе с клиентами не обладает (что вполне естественно, ведь
клиент не обязать раскрывать, что называется, все карты). Тогда для того, чтобы
обезопасить фирму от неприятностей, связанных с платёжеспособностью
клиента, специалист компании обращается к аналитику с вопросом: «А не
упадут ли в ближайшее время в цене акции такой-то компании»? Если, по
мнению аналитика, таковые акции в ближайшее время упадут, то специалист
вправе поставить перед клиентом вопрос о сокращении количества открытых
позиций, а в некоторых случаях, даже потребовать закрыть их незамедлительно
(я вспоминаю случаи из своей практики, когда представитель расчётки во
избежание дальнейших потерь закрывал позиции проигравшегося клиента
принудительно, без его согласия).
Если же, по мнению аналитика, акции в ближайшее время не упадут, то
клиента можно и не беспокоить – пусть себе стоит в длинной позиции. Но если
после этого акции всё же упадут, то «крайним» окажется аналитик. Хотя на него
«валить» всё тоже нельзя – ведь работники брокерской фирмы должны работать
как единый организм (вспомним римский легион), следовательно, в неудачах
виноваты все. Тот же специалист по работе с клиентами обязан регулярно
проводить работу среди своих подопечных, направленную на снижение риска
инвестиций, особенно на таком подвижном рынке, каковым является рынок
фьючерсов. Заметим попутно, что при разработке алгоритма функционирования
брокерской фирмы вопрос распределения ответственности между работниками
является одним из ключевых.
Несмотря на всё вышесказанное, жизненные реалии таковы, что
некоторые отечественные фирмы отказались от услуг аналитиков. Как сказал
мне в частной беседе вице-президент «АЛОР-Инвеста» Игорь Мустяца,
«Аналитики нам не нужны. Сначала такой аналитик насоветует, ты его
послушаешь, а потом долго будешь расхлёбывать последствия».
При рассмотрении схемы на рис. 321 у вас, уважаемый читатель, может
также возникнуть вопрос о том, почему аналитический отдел связан не только с
фондовым, но также и с товарным, и с валютным рынками? Дело в том, что для
грамотного анализа фондового рынка, необходимо отслеживать ситуацию и на
сопредельных рынках. Все они взаимосвязаны. Более того:

NB. Для успешной игры на национальном рынке ценных бумаг, нужно
быть в курсе того, что происходит на мировых рынках.

О том, почему это так, мы поговорим в последующих главах.
Возвращаясь к анализу оргструктуры брокерской фирмы, обратим внимание на
следующий элемент – бухгалтерию. По идее она должна выполнять чисто
механическую работу. Однако те, кто работал на рынке, хорошо знают,
насколько в реальных российских условиях важны все вопросы, связанные с
бухгалтерским учётом. Это и собственно сам учёт, и налогообложение
операций, и даже сокрытие реального положения дел в компании в тех случаях,
когда это необходимо. В настоящий момент времени директор буквально шага
не может ступить без благословения главбуха.
Почему это так? Несовершенство нормативной базы, затянувшаяся


10
«холодная война» государства с налогоплательщиком, желание последнего
утаить где какую копейку ... Рискну предположить, что вопросы бухгалтерского
учёта выходят на первый план там, где есть какие-то проблемы. Проблемы либо
внешние (в экономической среде), либо внутренние (в самой фирме). В этой
связи вспоминается недавнее разбирательство в США по поводу банкротства
энергетической компании “Enron”. Бухгалтерия этого столпа американского
сектора коммунальных услуг как раз и была тем местом, где скрывались факты
реального положения дел в организации (хотя по теории всё должно быть
наоборот. Бухгалтерия предназначена для того, чтобы отражать объективную,
неискажённую картину функционирования компании).
И, наконец, скажем пару слов о юридическом отделе. Отношения
брокерской фирмы и клиентов закрепляются двусторонним договором о
клиентском обслуживании. Нередко между клиентом и фирмой возникают
разного рода недоразумения и конфликты, для разрешения которых приходится
обращаться к букве закона. Кроме того, органы государственной власти
постоянно издают нормативные акты, регулирующие деятельность как всего
рынка в целом, так и его отдельных сегментов. Поэтому в штате брокерской
фирмы обязательно должен быть юрист.
А теперь давайте перейдём с вами к следующей теме – как работает
брокерская фирма. Для того чтобы осветить этот вопрос как можно более
наглядно, представим, уважаемый читатель, что мы с вами приходим в
брокерскую фирму …


14.3 Клиент приходит в брокерскую фирму
Когда в 1994 году погожим июльским деньком я пришёл по поручению
клиента в брокерскую фирму, первым человеком, с кем я столкнулся, был
брокер ШИВА. Устремив на меня взгляд лучистых голубых глаз, он спросил,
сколько денег намерен задепонировать мой клиент. Блеск очей его померк,
когда выяснилось, что первоначальный взнос составит всего $500.

NB. В брокерских фирмах любят богатых клиентов.
Это утверждение, однако, не означает, что в брокерских фирмах не
любят клиентов небогатых. Вообще говоря, понятия «богатый клиент» и
«бедный клиент» – категории относительные. В США, например, минимальный
взнос для совершения операций на фондовом рынке составляет $20 000.
Большинство же мелких инвесторов начинают игру с $50 000 – $100 000. С
меньшей суммой на рынок выходить просто несолидно. Почему это так? Дело в
том, что на NYSE стандартный лот содержит в себе 100 акций, большинство из
которых продаётся по ценам от $20 до $100. Вот и получается, что на свои
$20 000 инвестор купит всего то … 2 лота по $100 или 10 – по $20. Негусто! На
рынке фьючерсов дела обстоят не так драматично. Чикагская коммерческая
биржа (CME) удерживает с трейдеров начальную маржу (initial performance
bond) на один фьючерсный контракт на индексы S&P и NASDAQ в размере
$4 750. Соответственно, брокерские фирмы принимают клиентов, готовых
внести хотя бы $5 000.
В России ситуация иная. Как-то раз, в 2000 году, уже после краха
Российской биржи, я зашёл на Мясницкую 26, повидать старых друзей. Брокер


11
СТАР встретил меня следующей репликой:

«– О, кто к нам пришёл! Константин, нет желания поиграть? Что, не хочешь
вкладывать свои деньги? Не беда. Мы тебе откроем кредитную линию на сто баксов 1,
плечо один к десяти …».

Следует также заметить, что содержание понятий «богатый клиент» и
«бедный клиент» изменяется во времени. Во время благоприятной
экономической конъюнктуры 2 и восходящего тренда на рынке брокерские
фирмы жиреют и символическая «планка бедности» поднимается. Во время
нисходящего тренда, когда множество игроков разоряется, доходы брокерских
фирм уменьшаются: символическая «планка бедности» опускается. Однако
следует помнить, что …

NB. Вовсе времена и при любой ситуации в брокерских фирмах не
любят неплатёжеспособных клиентов.

Неплатёжеспособный клиент создаёт головную боль и для себя, и для
своей «расчётки». Никому не пожелаю попасть в категорию
неплатёжеспособных клиентов.
Итак, уважаемый читатель, мы приходим в брокерскую фирму. Вы
можете меня спросить: «А где располагаются брокерские фирмы»? На заре
становления фондового рынка офисы брокерских фирм располагались либо в
здании биржи, либо в непосредственной близости от него. Почему? Дело в том,
что при такой диспозиции 3 специалисты по работе с клиентами могли быстро
попасть в операционный зал биржи и связаться с брокером. В те далёкие
времена существовала даже специальная должность – посыльный (runner).
Посыльным был, как правило, молодой человек, который должен был очень
быстро бегать между офисом фирмы и брокером, доставляя распоряжения
клиентов в биржевой зал и отчёты брокеров об их исполнении обратно в офис.
С наступлением эпохи тотальной телефонизации нужда в мальчиках-посыльных
отпала, так как специалист по работе с клиентами получал возможность
связываться с брокером непосредственно.
В настоящее время брокерские фирмы, как правило, располагаются в
двух обособленных помещениях, называемые фронт-офис (front office) и бэк-
офис (back office). Фронт-офис, как это явствует из его называния, находится на
линии фронта, то есть либо на бирже, либо в непосредственной близости от неё.
Фронт-офис – это место труда брокеров и специалистов по обслуживанию
клиентов. Бэк-офис (дословный перевод «задний офис») располагается позади
боевых порядков брокерской фирмы. И если фронт-офис – это своеобразная
творческая лаборатория, место пребывания неординарных и суматошных
личностей, таких как брокеры и трейдеры, то бэк-офис – это обоз, в котором
укрываются ничем не примечательные трудолюбивые и аккуратные бухгалтеры.
Можно утверждать, что во фронт-офисе доход брокерской фирмы
производится, а бэк-офисе – подсчитывается. Вроде бы всё просто, однако
отечественные бизнесмены почему-то считают, что бэк-офис – это

1
Б а к с (от амер. жарг. “green backs” – доллары) – доллар США.
2
К о н ъ ю н к т у р а – общая ситуация на рынке или в экономике.
3
Д и с п о з и ц и я – расположение.


12
самостоятельный отдел в структуре брокерской фирмы. Это ошибочное мнение
приводит к определённого рода трудностям, о которых мы поговорим в одной
из последующих глав. Справедливости ради надо отметить, что некоторые
владельцы брокерских фирм посадили весь штат своих работников в одно
помещение, решив, таким образом, проблему бэк-офиса. Но и в этом случае не
обходится без недоразумений. Бывало, зайдёшь в брокерскую фирму на
деловые переговоры, и директор, желая показать свою эрудицию в вопросах
управления и продемонстрировать гостю весь масштаб производимой в
компании работы, открывает в лабиринте коридоров одну из многочисленных
дверей, и с гордостью произносит: «А это наш бэк-офис …». Самое забавное, но
в некоторых фирмах есть … “middle office” – «миддл офис» или «средний
офис». Что это за структура, и чем она занимается, для меня остаётся загадкой.
Но довольно об этом. Мы с вами, уважаемый читатель, в офисе
брокерской фирмы. К нам подошёл специалист по работе с клиентами,
отрекомендовался, и задал следующий вопрос: «Что вы намерены делать на
рынке»? И здесь мы должны чётко и недвусмысленно дать ответ, ведь от этого
зависит очень многое – схема обслуживания, тарифы, условия договора …
Представим себе, что мы хотим поиграть на рынке акций и фьючерсов. После
этого специалист по работе с клиентами опишет нам схему клиентского
обслуживания. Что это такое?


14.4 Схемы клиентского обслуживания
Схема клиентского обслуживания – это формализованное описание процесса
взаимодействия брокерской фирмы и клиента.

Для того чтобы не быть голословным, позвольте мне сразу перейти к
примерам. В течение длительного времени отечественные брокерские фирмы
предлагали клиентам классическую схему брокерского обслуживания «Клиент
дома» (см. рис. 322).

Схема 1: «Клиент дома». Клиент физически находится вне биржи и вне
офиса брокерской фирмы – у себя на работе, или скажем, дома. Связь со
специалистом по обслуживанию клиентов осуществляется по телефону. Причём
эта связь – двусторонняя, то есть, как клиент может в любой момент позвонить
специалисту, так и специалист клиенту. Информацию о положении дел на
рынке клиент получает из средств массовой информации, таких как газеты,
телевидение, Интернет, а также непосредственно от специалиста. Если клиент
располагает достаточными денежными средствами, то он может установить на
месте своего постоянного пребывания информационные терминалы таких
агентств, как “Reuters”, “Tenfore”, “CQG”, “Bloomberg”, “InetrFax”, “AK&M”,
позволяющие наблюдать за изменением дел на отечественных и мировых
торговых площадках в режиме реального времени. Распоряжения о покупке или
продаже ценных бумаг передаются специалисту устно, по телефону. Отчёт
брокерской фирмы о совершённых операциях и остатках на счетах в конце
каждого рабочего дня пересылается клиенту по факсу.




13
Офис брокерской
Биржа
Место
Интернет
фирмы
постоянного
пребывания
клиента
Биржевой
информацион
ный терминал Телефон
Телевидение


Телефон Телефон
Брокер
Специалист г
по работе с

К
о
клиентами
л
Пресса
о
с
Факс Факс




Рис. 322 Схема 1: «Клиент дома»

В 1994 – 98 гг. расчётные фирмы Российской биржи, в которых я
работал, обслуживали некоторых клиентов по такой схеме. Надо вам сказать,
что она весьма удобна для консервативных инвесторов, то есть для таких
торговцев, которые выходят на рынок относительно редко, ну, скажем, 2-3 раза
в неделю или 2-3 раза в месяц. А вот для активного спекулянта она не очень
удобна, так как ему хочется быть «ближе к рынку» и получать прибыль даже от
незначительных внутридневных колебаний. При только что описанной схеме
этого достичь очень трудно. Почему?
Поставим себя на место клиента. Он сидит у себя в дома перед
информационным терминалом и наблюдает за ходом торгов на бирже, где
торгуют фьючерсами. Цена сделок на фьючерсной площадке изменяется
буквально каждую секунду. Представим себе, что игрок захотел быстро продать
10 контрактов, пока цена не ушла вниз. Он звонит специалисту … и здесь
происходит первая накладка: телефонный номер занят. Почему? Дело в том, что
один специалист обслуживает сразу несколько клиентов и в то время, когда
нашему игроку ну просто позарез надо продаться, специалист разговаривает с
другим клиентом. Подождать пару минут, пока линия освободится? Но за это
время цена может уйти! Что же делать?
Далее. Представим себе, что клиент всё-таки дозвонился до специалиста
и клиентский приказ принят. Но специалист-то должен дозвониться ещё и до
брокера! – Вы скажете: «Какая длинная цепочка! Нельзя ли её как-нибудь
укоротить или, скажем, оптимизировать»? Пожалуйста. Вариант первый: пусть
специалист является одновременно и брокером. Вариант второй: пусть брокер,
как пилот современного реактивного самолёта наденет на себя специальные
радионаушники с микрофоном. При этом брокер находится на прямой связи со
специалистом: «Приём, приём, пятьсот второй, как меня слышите? Сколько я
слил контрактов по Доу 1? Что сто пятьдесят? Не может быть …». Но даже в
этих случаях какое-то время должно пройти между моментом получения
приказа и моментом его исполнения через электронную торговую систему

1
Д о у - жаргонное название индекса Доу-Джонса и фьючерса на этот индекс.


14
биржи. Хорошо ещё, если брокер работает через АРМ (вспомните материал
параграфа 9.4 Главы 9 Части II настоящего пособия). А если брокер работает
«на полу» и подаёт заявки с голоса? В этом случае хорошо ещё, если девушка-
оператор управляется с клавиатурой компьютера как шестилетний Моцарт с
клавиатурой клавесина. А если нет? А если вообще на бирже началась давка?
Что тогда? – Приказ клиента, что называется, зависает.
Когда отечественных игроки столкнулись с подобного рода проблемами,
брокерские фирмы предложили им схему обслуживания, которую я условно
называю «Клиент на бирже» (см. рис. 323).

Схема 2: «Клиент на бирже». Клиент физически находится в
операционном зале биржи, рядом со своим брокером, и подаёт ему заявки в
устной форме. Брокер выполняет их либо через АРМ, либо по традиционной
схеме – через оператора. Справедливости ради надо отметить, что
рассматриваемая схема нарушает один из основополагающих принципов
биржевого дела: посторонние на биржу не допускаются! Но отечественным
биржевикам до этого принципа не было, как говорится, дела (как, впрочем, и до
многих других). С одной стороны, такое пренебрежительное отношение к
каноническим правилам помогало оперативно решить некоторые проблемы, а с
другой, плодило новые. Но об этом – в последующих главах, а сейчас вернёмся
к описанию второй схемы.
Информацию о положении дел на рынке клиент получает с
информационных терминалов, расположенных в операционном зале, а также от
брокеров и трейдеров, находящихся в яме. Отчёт брокерской фирмы о
совершённых операциях и остатках на счетах в конце каждого рабочего дня
клиент может получить либо в самой расчётной фирме (если её офис
расположен в здании биржи), либо непосредственно у представителей
клиринговой палаты.

АРМ
Биржа Клиент

Биржевой
Брокер голос
информацион
ный терминал




Рис. 323 Схема 2: «Клиент на бирже»

Описанная схема на какое-то время решила вопрос скорости исполнения
клиентских поручений. Некоторые расчётные фирмы пошли дальше и
предложили клиентам торговать на бирже самостоятельно (см. рис. 324).

Схема 3. «Клиент торгует на бирже самостоятельно». Брокерская
фирма через отдел регистрации и аккредитации оформляет клиента как своего
брокера. Клиент получает свой бэдж и становится полноправным биржевым
трейдером или брокером для самого себя. В остальном описываемая схема
аналогична схеме 2.



15
АРМ
Биржа
Клиент –
биржевой
трейдер
Биржевой
голос
информацион
ный терминал




Рис. 324 Схема 3: «Клиент торгует на бирже самостоятельно»

Здесь мне необходимо сделать небольшое пояснение. Во всех схемах
термин «клиент» может принимать три значения:

1) Физическое лицо – клиент как таковой;
2) Физическое лицо – уполномоченный представитель юридического
лица, имеющий доверенность на право совершения сделок;
3) Физическое лицо – уполномоченный представитель физического
лица, имеющий доверенность на право совершения сделок.

Вы сами прекрасно понимаете, уважаемый читатель, что если, скажем,
коммерческий банк является клиентом расчётной фирмы, то фактически от его
имени и на его счёт торгует уполномоченный представитель оного банка:
заместитель директора или сотрудник фондового отдела, например.
Во многих случаях клиент совершает операции не на одной бирже, а на
нескольких торговых площадках одновременно, в том числе на организованных
внебиржевых рынках. Такому клиенту брокерская фирма может предложить
торговать в дилинговом зале (см. рис. 325).

Схема 4: «Клиент в дилинговом зале». Дилинговый зал – это
помещение в офисе брокерской фирмы, где установлены компьютерные
терминалы (АРМы), подключённые к биржевым и внебиржевым торговым
системам. Клиент торгует либо самостоятельно, либо через брокера.
Информацию он получает с информационных терминалов. Отчёт по
результатам торгов – либо в самом дилинговом зале, либо в офисе брокерской
фирмы.


Дилинговый
Клиент
зал АРМ


Брокер
Информацион
ный терминал




Рис. 325 Схема 4: «Клиент в дилинговом зале»

Схемы 2,3 и 4 до некоторой степени решили проблему скорости


16
совершения операций, приблизив клиента к торговой площадке. Однако
некоторые игроки хотели торговать, что называется в режиме реального
времени, находясь у себя дома или в офисе. Что же им могли предложить
брокерские фирмы? В поисках нового решения биржевики обратили свой взор
на всемирную компьютерную сеть Интернет. Так возникла схема клиентского
обслуживания, называемая Интернет-трейдинг (Internet-trading).


14.5 Интернет-трейдинг
Некоторые исследователи рынка рассматривают Интернет-трейдинг как
покупку и продажу ценных бумаг, деривативов и валюты через Интернет. Они,
безусловно, правы. В рамках же нашего повествования позвольте представить
Интернет-трейдинг как Схему 5 (см. рис. 326).

Схема 5: «Интернет-трейдинг». Клиент находится у себя дома или в
офисе, зачастую за несколько тысяч километров от брокерской фирмы и биржи.
Он загружает специальный программный модуль и через Интернет связывается
с брокерской фирмой. С помощью программного модуля игрок получает
возможность:

• просматривать графики и котировки ценных бумаг, торгуемых на
биржах и внебиржевых рынках;
• просматривать очереди заявок на продажу и покупку по любому
выбранному финансовому инструменту (financial instrument) 1;
• вводить, редактировать и удалять свои заявки;
• управлять портфелем ценных бумаг и денежными ресурсами;
• вести архив всех совершённых операций;
• получать разнообразные отчёты;
• экспортировать (to export) данные (data) в другие программные
среды;
• осуществлять технический анализ рынка;
• получать доступ к архивам котировок за ряд лет.

Кроме того, многие программы Интернет-трейдинга позволяют также
получать доступ к разнообразной информации, а также обучаться игре на
виртуальных деньгах.




1
И н с т р у м е н т – это некоторое общее название ценных бумаг и деривативов. И. – это
объект вложения денег.


17
Офис брокерской
Место постоянного
фирмы
пребывания клиента

Сервер
Интернет
брокерской
фирмы Специалист
Клиент по работе с
клиентами


Интерфейс с
… АРМ
торговыми
специалиста
системами




Рис. 326 Схема 5: «Интернет-трейдинг»

Давайте посмотрим на рис. 326. На нём изображена схема Интернет-
трейдинга. Через Интернет и с помощью программного модуля клиент выходит
на сервер брокерской фирмы, который через аппаратно-программный
интерфейс, называемый шлюзом, соединён с компьютерными торговыми
системами бирж и организованных внебиржевых рынков. Следовательно,
программный модуль Интернет-трейдинга можно рассматривать как
своеобразное расширение вышеуказанных компьютерных торговых систем.
Сервер состыкован также с АРМом специалиста по работе с клиентами.
Специалист следит за действиями игрока, выставляет ему лимиты, направляет, в
случае необходимости, запрос на довнесение денег и выполняет ряд других
сервисных функций. Описанная здесь схема, конечно же, не претендует на
исчерпывающую полноту, однако, даёт некоторое общее представление о
технической и программной реализации торговли ценными бумагами через
Интернет.
На рис. 327 изображён примерный вид экрана компьютера, через
который клиент торгует российскими акциями в системе Интернет-трейдинга:




18
Интернет-трейдинг
Файл Новости Данные Вид Сервис Торги Архив Окна ?
Котировки LUKH pref – last 520.10 Заявки
Акция Площ Посл Макс Мин Объём Спрос Цена Предл Акция Опер Кол-во
LUKH MICEX 635.40 641.05 632.90 1850100 520.40 5000 LUKH Куп 10000
LUKH p MICEX 520.10 522.30 518.55 114000 520.40 3000 LUKH Куп 20000
EESR MICEX 7.800 7.925 7.800 375400000 520.20 1500 LUKH Куп 15000
GAZP MFE 31.45 31.85 31.10 125800 520.10 500 LUKH Прод 2000
График – LKOH pref - Intraday 2000 520.10 2000 LUKH Прод 300
800 520.10 EESR Куп 400000
522.50
EESR Прод 300000
1000 520.10
522.00
500 520.00 NKEL Куп 100
521.50
1000 519.90 SBER Куп 200
521.00
520.50 Сделки
520.00 Акция Опер Кол-во Цена Время
519.50
EESR Куп 75000 7.850 15:01
519.00
EESR Куп 50000 7.860 14:56
518.50
LUKH p Прод 1000 519.00 13:41
518.00
SBER Куп 200 7825.00 11:53
10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00
Новости 23.09.02 – 15:26
Время Краткое содержание
15:26 В деле о похищении вице-президента «ЛУКойла» пока без изменений
15:24 Шторм в Карибском море задержал выход американских танкеров из портов Венесуэллы
15:20 В республике Кот-д’Ивуар неспокойно. Опасность военного переворота сохраняется
15:19 По прогнозам аналитиков процентные ставки в США в четвёртом квартале 2002 г. слегка припадут
15:18 Индекс Доу-Джонса по результатам вчерашних торгов упал на 1.76%, достигнув отметки 7 620.
15:14 По прогнозам аналитиков прирост ВВП России в первом полугодии 2002 г. составит 1.76%




Рис. 327 Примерный вид экрана системы Интернет-трейдинга

Пользовательский интерфейс программных модулей систем Интернет-
трейдинга по сути представляет из себя эмуляцию 1 биржевых и внебиржевых
торговых систем плюс некоторые дополнительные возможности. Торговлю
через Интернет или через некоторые другие компьютерные сети, в том числе,
через электронные биржевые и внебиржевые системы, очень часто называют, в
противовес традиционным схемам, торговлей в режиме реального времени (on-
line trading). Выражение “on-line” дословно переводится с английского как «на
линии». При «онлайн-трейдинге» подразумевается, что клиент «висит» на некой
воображаемой коммуникационной линии, связывающей его с рынком без
задержек по времени.
В настоящее время игра на рынке через Интернет активно
рекламируется и пропагандируется. В мае 2002 г. на выставке «Финансовые
услуги для предприятий и частных лиц», проходившей в Москве, в центре
1
Э м у л я ц и я – в данном контексте это слово означает «имитация», «стремление быть
похожим».



19
международной торговли, мне попался на глаза рекламный буклет Московского
фондового центра. Его содержание весьма любопытно. Привожу здесь текст
буклета полностью:

«Московский Фондовый Центр: Инвестиционный сервис для москвичей!

1. Как заставить сбережения работать на вас?
Все сталкивались с необходимостью дополнительного заработка для решения многих
жизненно важных проблем от открытия собственного дела и улучшения жилищных условий до
образования детей и медицинского обслуживания.
Первое, что приходит в голову – это приобрести наличную валюту, но стабильный курс
рубля и инфляция (а доллар тоже ей подвержен) неизбежно приводят к постепенному
обесцениванию сбережений. Если просто хранить наличные рубли дома, то уже рублёвая
инфляция будет подтачивать ваш капитал. Банковские вклады сохраняют деньги от инфляции,
но прибыль дают банкам, а не Вам! Цены на драгоценные металлы растут медленно, а продать
их зачастую не так-то просто …
Поэтому инвестиции в ценные бумаги – тот самый механизм, который позволит вам не
только сохранить, но и преумножить ваши сбережения!

2. В чём преимущества инвестиций в ценные бумаги?
К сожалению, люди до сих пор с опаской относятся к операциям с ценными бумагами.
Сказывается и традиционное недоверие к отечественным финансовым инструментам, и
недостаток специальных знаний. Для того, чтобы простые москвичи эффективно могли
управлять собственными деньгами на рынке акций, Правительство Москвы вместе с
Инвестиционной фирмой ОЛМА создали сеть отделений Московского Фондового Центра. В
МФЦ имеются все условия для приобретения положительного опыта работы на фондовом
рынке!
Россия – страна с колоссальным экономическим потенциалом, поэтому российский
фондовый рынок предоставляет инвесторам шанс преумножить свои капиталы!
Значительные колебания котировок акций российских компаний – индикатор
динамично развивающегося рынка – дают возможность игрокам зарабатывать на курсовых
колебаниях даже в течение одной торговой сессии.
При этом Вы не утрачиваете контроль за своими деньгами ни на один день, не
омертвляете их в долгосрочных вложениях, но заставляете работать на себя и приносить доход
снова и снова. Главное условие для Вашей успешной работы – возможность быстро реагировать
на изменения цен избранных Вами акций. И тут не обойтись без Интернет-трейдинга.

3. Что такое Интернет-трейдинг?
Интренет-трейдинг – это работа на фондовом рынке через глобальную сеть. Вы можете,
не отходя от своего компьютера, передавать заявки брокеру на покупку/продажу ценных бумаг,
получать информацию о торгах на бирже и следить за состоянием своего портфеля. Всё это
возможно благодаря специально разработанной системе Интернет-трейдинга MFC ON-LINE.
Чтобы использовать такую систему необходимо заключить договор о брокерском обслуживании
с Московским Фондовым Центром.
Благодаря Интернет-технологиям операции по купле/продаже ценных бумаг доступны
сегодня всем желающим. В считанные секунды можно сформировать инвестиционный
портфель, а затем управлять им, получая всю необходимую информацию. Спрос на
интерактивную торговлю акциями растёт с каждым днём. Трейдинг в сети привлекает
инвесторов простотой совершения сделок и низкими тарифами на брокерские услуги.

4. Преимущества работы через Интернет.
Прежде всего, упрощается и ускоряется процесс заключения сделки. Использование
систем Интернет-трейдинга резко повышает эффективность работы клиентов на фондовом
рынке. У обычного брокерского обслуживания существует ограничение – пропускная
способность брокера. Кроме того, обычное брокерское обслуживание зачастую сопряжено с
запаздыванием информации, которая поступает клиенту. В этом смысле, Интернет-трейдинг
значительно повышает эффективность и качество работы брокера, он «видит» текущее
состояние рынка и реагирует даже на малейшее его движение.
Одно из важнейших преимуществ Интернет-трейдинга – дешевизна. Даже с


20
небольшими вложениями можно получить реальную отдачу. Если до развития Интернет-
трейдинга брокерам было не выгодно работать с клиентами, обладающими суммами менее $10-
15 тысяч, то сейчас вполне успешно можно работаь с суммами от $300-500.

Посетите Московский Фондовый Центр!
Пусть сбережения работают на Вас»!

Приведённый выше текст – пример того, как участники фондового рынка
путём специально разработанной рекламной компании вводят простых граждан
в заблуждение. Давайте с вами внимательно перечитаем содержимое буклета
ещё раз и попытаемся разобраться, где правда, а где ложь.
Начнём с того, что вопрос «Как заставить сбережения работать на
простого человека» у нас в России до конца не решён. На Западе, напротив, уже
давно отлажен механизм, с помощью которого сбережения граждан
трансформируются в инвестиции: это и фонды совместных вложений, и паевые
инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д. Но и здесь есть один тонкий
момент. Если, скажем, пенсионный фонд на деньги потенциальных пенсионеров
покупает акции на вторичном рынке, то эти деньги не попадают в реальное
производство! Следовательно, никакой новой стоимости при таком
инвестировании не создаётся! А значит это не реальное инвестирование, а, если
можно так выразиться, только его тень, своеобразный инвестиционный фантом.
Далее. Действительно, вкладывая деньги в банки или покупая на свои
сбережения валюту, при минимальном риске инвестор может рассчитывать на
минимальный доход, едва-едва поспевающий за темпом инфляции, а в
большинстве случаев и отстающий от неё. Если человек хочет увеличить доход,
то он вынужден вкладывать свои деньги в акции. А как мы с вами уже знаем,
акция – достаточно рискованный объект вложений. Следовательно, погнавшись
за дополнительным доходом, инвестор рискует получить прямой убыток!
В свете всего вышесказанного утверждение: «Поэтому инвестиции в
ценные бумаги – тот самый механизм, который позволит вам не только
сохранить, но и преумножить ваши сбережения» является ложью. Пользуясь
случаем хочу обратиться к читателю:

Если вы не хотите потерять свои деньги, не вкладывайте их в
акции.

Профессиональные биржевики создают у широких масс публики,
неискушённой во всех тонкостях рыночной специфики, иллюзию того, что на
фондовом рынке можно легко заработать деньги безо всякого труда. Это ещё
одна ложь.

На фондовом рынке без всяких усилий можно только
проиграть деньги.
Если бы вы знали, уважаемый читатель, какого труда стоит заработать на
бирже хотя бы тысячу долларов! Это и многочасовой анализ графиков, и
просмотр разнообразной информации, долгие и утомительный споры с
коллегами, бессонные ночи …
Я считаю, что только труд является источником богатства человека.
Отечественные же биржевики, переняв у своих западных «товарищей по цеху»


21
самые неблаговидные приёмы завлечения простой публики, хотят
сформировать в рамках нашего общества касту не труженников, а трутней,
живущих на проценты и дивиденды, тех самых молодых людей, которые, по
образному выражению Бабеля, режут купоны на чужих акциях. Касту
бездельников, в одно прекрасное утро из за очередного биржевого кризиса
просыпающихся полными банкротами.
Мне лично совершенно понятно, почему « … люди до сих пор с опаской
относятся к операциям с ценными бумагами».

Один раз влетев 1 на бирже, человек получает урок на всю
жизнь.
Ощущения при этом, надо вам сказать, совершённо непередаваемые,
хотя, если всё же попытаться сказать об этом пару слов, то получится примерно
вот что. Представьте себе солнечное мартовское утро. Природа начинает
просыпаться после зимней спячки. С крыш на прохожих летит весёлая капель,
тает снег, по асфальту бегут весёлые ручейки. В предвкушении весенних
приключений девушки на улицах загадочно улыбаются. А вы в это время
находитесь в жуткой депрессии и не радуетесь ни солнечному свету, ни
встречным девушкам, клянёте этот фондовый рынок на чём свет стоит и
лихорадочно пытаетесь найти ответ на вопрос: «Как отыграться и вернуть
деньги обратно?». Оно вам надо? Мне лично нет. Хватит. Довольно. Я уже
наигрался. Ну а для тех граждан, которые хотят «… эффективно управлять
собственными деньгами на рынке акций» ещё всё впереди. Впрочем, нет худа
без добра. При одном крупном проигрыше человек получает информации о
рынке больше, чем из десяти учебников. Поэтому боюсь, что все мои эскапады
не возымеют должного эффекта: чтобы понять, что такое проигрыш, надо это
пережить лично.
Кстати говоря, а какой смысл вложили авторы буклета в словосочетание
«эффективно управлять»? Если «эффективно управлять» означает «быстро
совершать сделки», то действительно, торгуя с помощью Интернета через
Московский фондовый центр, инвестор получает такую возможность. Но если
«эффективно управлять» – означает «регулярно получать прибыль», то здесь
возникают большие вопросы. В моём мозгу мысль о регулярном получении
прибыли при помощи Интернет-трейдинга звучит в унисон с мыслью о
регулярном получении кайфа при помощи героина. И в том и в другом случае
конец один и тот же. А заключительное предложение первого абзаца второго
пункта буклета я изложил бы в следующей редакции: «В МФЦ имеются все
условия для приобретения как положительного, так и отрицательного опыта
работы на фондовом рынке!». Так оно вернее.
Вообще говоря, по серьёзному, мне хочется спросить своих коллег-
биржевиков, работников брокерских фирм: «За счёт чего инвестор, играя на
акциях, будет получать доход, превышающий в процентном отношении
среднюю норму прибыли в экономике»? В Главе 9 Части II настоящего пособия
было показано, что такой доход крупные и хорошо информированные игроки
получают за счёт мелких и неопытных. Вы хотите выигрывать, уважаемый
читатель? А кого вы тогда поставите на место проигравшего? Если вы

1
В л е т е т ь – на биржевом жаргоне означает «крупно проиграть».



22
начинающий игрок и только-только пробуете свои силы на рынке, то …

Место неудачника уже зарезервировано специально для вас.
Не верите? Тогда перечитайте ещё раз параграф 9.6 Главы 9. Если же я
вас не убедил, то вот вам высказывание Билла Вильямса, известного спекулянта
и аналитика, автора многих книг и публикаций, посвящённых фондовому
рынку:

«Страшная правда заключается в том, что 90 процентов всех трейдеров
постоянно теряют деньги. Около 5-7 процентов имеют периодические успехи и только
3-5 процентов регулярно делают деньги» 1.

Впрочем, довольно об этом. Давайте продолжим разбирать текст буклета.
В том же втором пункте читаем: «Россия – страна с колоссальным
экономическим потенциалом, поэтому российский фондовый рынок
предоставляет инвесторам шанс преумножить свои капиталы!». Песню про
колоссальный потенциал нашей Родины я слышу с детства. Но почему-то до сих
пор этот потенциал остаётся нереализованным. У нас огромные запасы
природного газа и угля. И при этом мы должны Западу 17 млрд. долл., а учителя
и медработники получают нищенскую зарплату. В 2002 г. в стране было
собрано 86 млн. т. зерна. И что? Львиная доля урожая ушла за бесценок
перекупщикам, фермеры едва сводят концы с концами, а солдаты даже в
лучших частях и подразделениях ходят голодными.
Колоссальность нашего потенциала прослеживается буквально во всём.
Особенно в тех уровнях цен, куда по предположениям некоторых аналитиков
должны улететь котировки российских акций после того, как на рынок выйдут
«простые» инвесторы. Но для того чтобы они смогли зафиксировать прибыль,
кто-то должен будет у них купить эти акции по высоким ценам. Кто? Неужто
сами профучастники рынка – брокеры и дилеры? – Колоссальный потенциал
российской экономики – это своего рода морковка, которую некоторые
«специалисты» вешают у инвестора перед носом, надеясь, что он, как глупый
ослик, двинется на рынок вкладывать свои сбережения в перегретые акции. Мне
помнится, как в конце лета 1997 года, перед началом падения российского
фондового рынка, когда акции НК «ЛУКойл» шли по $28, на бирже чаще всего
слышались разговоры о потенциале: «С нашим потенциалом ЛУКойл через две
недели будет стоить $34»! Не надо забывать, что:

Чем выше взлетит рынок, тем сильнее он будет потом
падать.

Приток молодых и неопытных участников нужен фондовому рынку
позарез – ведь кому-то нужно всучить акции втридорога! Да простит меня
читатель за то, что иногда я сбиваюсь на стиль, напоминающий переписку
Ивана Грозного с князем Курбским: в некоторых случаях сдержать себя бывает
очень трудно.
Следующая фраза в тексте: «Значительные колебания котировок акций

1
Билл Вильямс. Торговый Хаос – М.: ИК Аналитика, 2000. – 328 с.



23
российских компаний – индикатор динамично развивающегося рынка – дают
возможность игрокам зарабатывать на курсовых колебаниях даже в течение
одной торговой сессии» также достойна того, чтобы на ней остановиться.
Во-первых, «значительные колебания котировок акций» не есть
индикатор «динамично развивающегося рынка» (кстати, а что это такое? Рынок
с постоянно растущими котировками? Рынок с увеличивающимися день ото дня
объёмами торгов?). Значительные колебания котировок акций свидетельствуют
о том, что на рынок каждый день поступают разнообразные новости,
заставляющие игроков в спешном порядке то покупать, то продавать.
Во-вторых, для того, чтобы зарабатывать на «курсовых колебаниях даже
в течение одной торговой сессии» надо быть профессионалом высочайшего
класса, проводящим весь день за экраном компьютера. Рядовому инвестору это
не под силу. Кстати говоря, уважаемый читатель, вы когда-нибудь видели
живого дэйтрейдера 1? Я видел. Как правило, это человек неопределённого
возраста, не брит, не стрижен и моется один раз в месяц. Пьёт кофе по-
бальзаковски: десять чашек в день это норма. Глаза красные от постоянного
сидения перед компьютером. Женщин видит только на экране Интернета. В
довершение портрета можно сказать, что такой торговец постоянно находится в
состоянии прострации, ну совсем как пианист Евгений Кисин во время
исполнения этюда Шимановского. А в голове у нашего дэйтрейдера не
прекрасная и возвышенная музыка, а словесный винегрет из слов типа «гэп» 2,
«шорт» 3 и «саппорт» 4. Вы хотите стать таким же?
Для того чтобы инвестору получить прибыль, совсем не обязательно
отлавливать внутридневные колебания. Достаточно всего лишь купить пакет
акций задёшево, а потом продать его задорого. Но как это сделать? Вот в чём
вопрос. Заметьте также, уважаемый читатель, что в разбираемом предложении
авторы буклета заменили термин «инвестор» на термин «игрок». Может быть
это и описка, но, вспоминая старину Фрейда, можно утверждать, что эта описка
не случайна. Дело в том, что, переходя от относительно редких сделок к
каждодневным операциям, инвестор превращается в игрока. Он уже не
вкладывает деньги на рынок. Он уже играет. Играет с рынком в рискованную
игру. Игру, от которой богатеет брокерская фирма.

Интернет-трейдинг стимулирует игрока часто выходить на
рынок.
Вот где, как говорится, собака зарыта. Продолжаем разбирать текст
дальше: «При этом Вы не утрачиваете контроль за своими деньгами ни на один
день, не омертвляете их в долгосрочных вложениях, но заставляете работать на
себя и приносить доход снова и снова». Что означает словосочетание «При этом
Вы не утрачиваете контроль за своими деньгами»? Может быть, брокерская
фирма каждый день присылает вам отчёт? Может быть, она размещает
клиентские деньги в надёжном банке? Или, может быть, программная среда
позволяет клиенту в любой момент посмотреть остаток на своём счёте? В
любом случае, при чём здесь, собственно говоря, Интернет-трейдинг? Разве
1
Д э й т р е й д е р (day trader) – торговец, пытающийся заработать на изменении
внутридневных котировок. Синоним с к а л ь п е р а.
2
Г э п (gap) – разрыв на графиках.
3
Ш о р т (от англ. “Short sale”) – короткая продажа.
4
С а п п о р т (от. англ. “Support line”) – линия поддержки на графиках.


24
клиент, обслуживающийся по традиционным схемам, теряет контроль над
своими деньгами, то есть, попросту говоря, теряет возможность ими оперативно
управлять?
По поводу омертвления денег в долгосрочных вложениях я могу сказать
вот что. Если вы, скажем, вложили деньги в покупку здания, то может так
статься, что продать его вы сможете не сразу и не по той цене, по которой
хотелось бы. Такая ситуация называется «омертвление денег». Но если вы
купили пакет ликвидных акций какого-нибудь отечественного предприятия в
надежде на рост и держите эти акции у себя, то это что, «омертвление денег»
что ли? А лихорадочная внутридневная торговля, значит, денег не омертвляет?
– Иногда очень трудно понять логику некоторых моих коллег по цеху.
Фразу «заставляете работать на себя и приносить доход снова и снова» я
оставляют без комментариев, а вот предпоследнее предложение второго пункта,
гласящее, что «Главное условие для Вашей успешной работы – возможность
быстро реагировать на изменения цен избранных Вами акций» просто так не
оставлю. Повторюсь ещё раз:

Быстрая реакция на рыночные изменения не является
гарантией успеха.
Быстрая реакция на рыночные изменения приводит к общей
психофизиологической усталости, которая, в свою очередь, приводит к
ошибкам. Торгуя в режиме Интернет-трейдинга легко стать рыночным
наркоманом, то есть человеком, для которого игра на бирже превращается в
наркотик. А от этого, я хочу вас, уберечь, уважаемый читатель.
В третьем пункте буклета моё внимание привлекло предложение «В
считанные секунды можно сформировать инвестиционный портфель, а затем
управлять им, получая всю необходимую информацию». Инвестиционный
портфель – это набор пакетов акций и облигаций разных эмитентов, который
формирует инвестор с целью сбалансировать приемлемые для себя уровни
доходности и риска. Игра даже на одном отдельно взятом рынке какой-либо
ценной бумаги – занятие очень сложное. А формирование и управление
портфелем и того сложнее. Чтобы только выбрать акции и облигации, которые
будут являться кандидатами на покупку, может потребоваться неделя, месяц,
два месяца: нужно провести детальный анализ рынка, рассмотреть ситуацию на
предприятии-эмитенте, оценить макроэкономическую и политическую
ситуацию и так далее. В считанные секунды можно купить заранее выбранные
ценные бумаги, но никак не сформировать инвестиционный портфель. К тому
же после его формирования возникает проблема оптимального управления этим
портфелем. Об этом важном моменте авторы буклета почему-то молчат.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что многие
отечественные профучастники рынка, в погоне за новыми клиентами, надели на
себя маски лисы Алисы и кота Базилио, изо всех сил убеждающих Буратино
закопать пять сольдо на поле в стране дураков. Однако я надеюсь, что мы с
вами, уважаемый читатель, сделаны не из дерева, и прежде чем выйти на рынок
хорошо взвесим все плюсы и минусы этого рискованного шага. Моя несколько
эмоциональная аргументация против игры на акциях преследует одну цель –
уберечь людей от неоправданных потерь. Другое дело – облигации. Тот же
МФЦ рекламирует муниципальные бумаги:



25
«Правительство Москвы предлагает Вашему вниманию новый доходный
финансовый инструмент, который гарантировано принесёт 20% годовых. Это 12-й
выпуск облигаций Москомзайма!»

Дать в долг денег московскому правительству – святой долг каждого
москвича (простите за тавтологию). Конечно, же, уважаемый читатель, для
анализа я взял «крайний вариант». Абсолютное большинство отечественных
брокеров не скрывает от потенциальных клиентов реальное положение дел.
Вице-президет «АЛОР-Инвеста» Игорь Мустяца, уже знакомый читателю своим
отрицательным отношением к аналитикам, как-то раз сказал мне: «Мы честно
предупреждаем неопытных клиентов: если даже вы будете играть очень
осторожно, то с такого рынка, как рынок акций РАО «ЕЭС России», вы с сотки 1
вытащите 2 в лучшем случае восемьдесят тысяч». Тот же «АЛОР-Инвест»
предлагает своим клиентам разнообразные «щадящие» игровые схемы с
относительно низким риском, как-то игра на рынке государственных,
региональных и корпоративных облигаций, например.
В заключение хочется сказать, что к брокерам, дилерам и прочим
труженикам фондового рынка я отношусь с неизменным уважением, и желаю
им успехов в их нелёгком труде.
После того, как мы с вами ознакомились со схемами клиентского
обслуживания, специалист по работе с клиентами расскажет нам о поручениях
на покупку или продажу ценных бумаг.



14.6 Клиентские поручения
Клиентское поручение (order, deck) – это приказ клиента брокеру купить или
продать определённое количество ценных бумаг или деривативов по некоторой
цене.

Клиентские поручения бывают трёх основных видов:

1) устные;
2) письменные;
3) электронные.

Устное поручение клиент передаёт брокеру либо специалисту по работе
с клиентами с помощью голоса. При этом клиент может располагаться либо
рядом с брокером, например в операционном зале биржи, либо за много
километров от брокера. В последнем случае брокер и клиент связываются по
телефону.

NB. Следует отличать поручение клиента брокеру и заявку на покупку
или продажу, которую брокер подаёт в торговую систему.

Давайте разберём пример. Представим себе, что мы с вами наблюдаем за
ходом торговой сессии по обыкновенным акциям НК «ЛУКойл», описанной в

1
С о т к а – в данном контексте сто тысяч рублей.
2
В ы т а щ и т ь – на биржевом жаргоне означает «вывести с биржи».


26
Главе 9 Части II настоящего пособия. На рынке сложилась следующая ситуация
(см. рис. 328):

100 310.45 11.49.48 10.35
ЛУКойл 05.09.01
ПОКУПКА ПРОДАЖА
Брокер Количество Цена Брокер Количество Цена
БАКС 50 324.50 ГИР 100 324.50
ТРОС 2 324.50 ЗУБР 10 325.00
АТОС 10 324.50 РОЗА 10 325.00
ТИР 5 324.50 ВОВА 2 325.25
ВОВА 2 324.25 ЗАРЯ 1 325.25
ЯКОВ 3 324.25 КЕН 5 325.25
ГРАФ 55 324.00 МИТЯ 100 325.50
НИКА 1 324.00 АРКА 20 325.50
Итого 80 705 Итого 49 636
Последняя 325.00 Объём 224 2010 Диапазон 290.45 – 330.45

Рис. 328 Биржевое табло. ГИР продаёт по ценам спроса

В этот момент на рабочем месте брокера МИТИ раздаётся звонок. Это
звонит его клиент – начальник департамента ценных бумаг коммерческого
банка «Темп». Ниже приведён диалог клиента и брокера с комментариями.

«К л и е н т: Привет, это я.
М И Т Я: Я узнал.
К л и е н т: Ну как там дела?
М И Т Я: Припадаем.
К л и е н т: Сильно?
М И Т Я: Да нет, сейчас прошла сделка БАКС – ГИР. ГИР
продаёт сотку по триста двадцать четыре с половиной.
К л и е н т: Та-а-к. А как там наша заявка?

Комм.: клиент имеет в виду 100 контрактов на продажу по 325.50 – см. рис. X

М И Т Я: Не прошла.
К л и е н т (задумчиво): Та-а-к.
М И Т Я: Вообще-то есть тенденция к падению …
К л и е н т: Да?
М И Т Я: Торговля интенсивная. «Медведи» поджимают …
К л и е н т: А сколько их?
М И Т Я: Всего пятьсот сорок пять контрактов на шестьсот
десять у «быков», но реально сильное давление вниз.
К л и е н т: Та-а-к. А мы всё висим?

Комм.: Клиент снова упоминает свою заявку на продажу

М И Т Я: Висим.
К л и е н т: Дим, как ты думаешь, наша заявка пройдёт?
М И Т Я: Навряд ли. Надо отдавать по рынку.
К л и е н т: Я тоже склоняюсь к такому мнению. Почём там стоят
покупатели?




27
Комм.: Брокер МИТЯ смотрит на экран своего АРМа и перечисляет лучшие
заявки покупателей в порядке убывания цены

М И Т Я: Значит так. Первый – ГРАФ с пятьюдесятью пятью. За
ним НИКА, потом ДЕГА, ХАТА – это всё мелочь и ОТАР с двадцаткой.
К л и е н т: Налей им.

Комм.: «Налей им» – это устное поручение клиента о продаже 100 контрактов
по 324.00

М И Т Я: Сейчас.

Комм.: Брокер МИТЯ входит в режим просмотра заявок и выбирает ранее
введённую, но до сих пор ещё не исполненную заявку своего клиента – см.
рис. 329:

Заявки
Клиент Счёт Инструмент Вид сделки К-во Цена
Васильев А. В. 010.0008 ЛУКойл акц. об. Куп 2 310.00
КБ «Темп» 010.0006 ЛУКойл акц. об. Прод 100 325.50
ЗАО «Тиара» 010.0001 ЛУКойл акц. об. Прод 10 328.00
ЗАО «Тиара» 010.0001 РАО ЕЭС акц. об. Куп 5 5.100

Рис. 329 Заявки клиентов брокера МИТИ. Окно в компьютерной торговой системе
гипотетической биржи

Комм.: После чего изменяет цену и вводит заявку в торговую систему – см.
рис. 330:
Торговая система – Ввод заявок


Дата: Время: Действие: ПРОДАТЬ


Эмитент: ЛУКойл Количество лотов: 100

Инструмент: акция обыкновенная Цена: 324,00




ВВОД ОТМЕНА


Рис. 330 Брокер МИТЯ вводит в электронную торговую систему биржи заявку своего
клиента о продаже 100 контрактов по 324.00

Комм.: после чего в торговой системе проходит ряд сделок, последнюю из
которых вы видите на рис. 331:




28
100 310.45 11.50.50 9.43
ЛУКойл 05.09.01
ПОКУПКА ПРОДАЖА
Брокер Количество Цена Брокер Количество Цена
ОТАР 20 324.00 МИТЯ 35 324.00
СЛОН 30 323.75 ЗУБР 10 325.00
СВАН 10 323.75 РОЗА 10 325.00
ВОВА 2 323.50 ВОВА 2 325.25
АРКА 10 323.50 ЗАРЯ 1 325.25
АЛЬТ 10 323.50 КЕН 5 325.25
КИНГ 5 323.25 АРКА 20 325.50
ПАУК 5 323.25 ДИДИ 5 325.50
Итого 78 550 Итого 58 717
Последняя 324.00 Объём 234 2147 Диапазон 290.45 – 330.45

Рис. 331 Биржевое табло. Сделка ОТАР – МИТЯ

стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>