<<

стр. 2
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

К л и е н т: Ну что там?
М И Т Я: Так. Сейчас поглядим … По триста двадцать четыре
прошло восемьдесят пять контрактов.

Комм.: «По триста двадцать четыре прошло восемьдесят пять контрактов» –
устное подтверждение (confirmation) факта совершения сделки со стороны
брокера МИТИ

К л и е н т: А остальные?
М И Т Я: Покупатели кончились.
К л и е н т: Та-а-к … Понятно. А где ближайшая покупка?
М И Т Я: На уровне триста двадцать три семьдесят пять. СЛОН
берёт тридцать лотов.
К л и е н т: Давай, продавай ему оставшиеся.

Комм.: «Давай, продавай ему оставшиеся» – это второе устное поручение
клиента о продаже 15 контрактов по 323.75

М И Т Я: Сейчас всё будет.

Комм.: описанная выше процедура повторяется – МИТЯ выбирает заявку
клиента из списка, меняет цену и посылает её в торговую систему

К л и е н т: Ну как там?
М И Т Я: Та-а-к. Влили 1 СЛОНУ пятнадцать контрактов.

Комм.: «Влили СЛОНУ пятнадцать контрактов» – ещё одно устное
подтверждение сделки

К л и е н т: Хорошо, Дим, подсчитай мне, пожалуйста, среднюю.




1
В л и т ь – означает «продать». В л и в а ю т обычно крупную партию ценных бумаг. Про
мелкого скальпера на бирже никогда не скажут, что он в л и л.



29
Комм.: Брокер МИТЯ открывает список совершённых сделок (см. рис. 332) и с
помощью калькулятора подсчитывает среднюю цену сделок клиента,
взвешенную по количеству контрактов

Контракт: ЛУКойл Дата: 05.09.2001
Брокер: МИТЯ Расчётная фирма: ЗАО «Тиара»
Купил Кол- Цена Счёт Продал Кол- Цена Счёт
во во
ГРАФ 55 324.00 010.0006
НИКА 1 324.00 010.0006
ДЕГА 6 324.00 010.0006
ХАТА 3 324.00 010.0006
ОТАР 20 324.00 010.0006
СЛОН 15 323.75 010.0006

Рис. 332 Список сделок клиента на АРМе брокера МИТИ

М И Т Я: Средняя равна триста двадцать три девяносто шесть.
К л и е н т: Ну, ладно, от души отлегло. Как там рынок?
М И Т Я: Валится 1. Сделки уже идут по триста двадцать три
ровно.
К л и е н т: Ну, понятно. Я потом перезвоню.
М И Т Я (кладёт трубку): Хорошо».

Устное поручение вплоть до последнего времени было самым
распространённым типом поручений. Несмотря на это, оно обладает
определёнными недостатками. Первый недостаток – его неформализованный
характер. Клиент может пробурчать в трубку примерно следующее: «ну, может
быть, нам бы продать э-э-э … двадцать, нет, тридцать … нет, лучше купить, нет
постой, лучше сорок по рынку … э-э-э, нет, выставимся по цене предложения
…», после чего связь внезапно обрывается. Затем цена совершает резкий рывок.
Клиент снова выходит на связь, и, узнав о движении рынка, начинает
возмущаться: «Что, мы не купили? Я же ясно сказал, что надо было брать …».
Попробуй ему что то потом докажи.
Иногда клиента трудно понять из-за плохой связи. Снимешь, бывало,
трубку и слышишь (помехи на линии представлены в тексте как «ш-ш-ш»):
«Алё, Константин, как у нас ш-ш-ш же? Ш-ш-ш шный рост? Думаю надо ш-ш-
ш дать ш-ш-ш дцать контрактов по ш-ш-ш десятьдевять. Что, плохая слыш ш-
ш-ш? Я звоню из маш ш-ш-ш. Где? У ш-ш-ш ского моста. Что? Ш-ш-ш не
слышу. Сколько контрактов? Я же сказал. Ш-ш-ш ать. Что? Пятьде ш-ш-ш. Ещё
раз? Когда приеду на бир ш-ш-ш выбросить на помойку этот мобиль ш-ш-ш как
вообще жизнь молодая? Как настроение игроков»?
Временами диалог клиента и брокера бывает похож на миниатюру
Романа Карцева:

«К л и е н т: Продать двадцать пять …
Б р о к е р: Что?
К л и е н т: Продать.

1
В а л и т ь с я – на биржевом жаргоне означает «падать».



30
Б р о к е р: Сколько?
К л и е н т: Двадцать пять.
Б р о к е р: Я ничего не слышу.
К л и е н т: Двадцать пять. Продать.
Б р о к е р: Двадцать шесть?
К л и е н т: Двадцать пять.
Б р о к е р: Двадцать семь?
К л и е н т: Нет.
Б р о к е р: Двадцать восемь?
К л и е н т: Нет. Двадцать пять.
Б р о к е р: Двадцать пять?
К л и е н т: Да.
Б р о к е р: Что?
К л и е н т: Да. Продать двадцать пять.
Б р о к е р: Нет?»

Конечно, описанные выше ситуации – это крайность. На практике такие
случаи либо встречаются редко, либо вообще не встречаются. Обычно клиент и
брокер заранее договариваются между собой о том, что поручения будут
подаваться в ясной форме. Например, в такой: «Купи мне, пожалуйста, сто
контрактов по триста ровно». В этом случае брокер прекрасно понимает, что
хочет его клиент.
Второй недостаток устных поручений заключается в том, что они нигде
не фиксируются. Клиент, скажем, может дать поручение на покупку, после
исполнения которого рынок упадёт. Узнав об этом, клиент начнёт доказывать
брокеру, что поручение было не на покупку, а на продажу. В моей практике
было два случая, когда возник конфликт с клиентами по поводу исполнения их
поручений.

Пример: конфликты брокера и клиента по поводу исполнения
поручения
В первом случае клиент нашей брокерской фирмы Сергей Борисов дал устное
поручение о покупке ста фьючерсных контрактов на акции НК «ЛУКойл» по $25.35. Я
ввёл в торговую систему соответствующую заявку. И вот, через некоторое время кто-то
начал продавать по $25.35. Однако заявка моего клиента не была удовлетворена, так
как до неё просто не дошла очередь. Но наш клиент, увидев отчёт по результатам
торгов, возмутился, что называется, от всей души – в таблице котировок минимум был
зафиксирован на уровне $25.35, а его заявка почему-то не прошла! Он начал
подозревать меня в мошенничестве – якобы заявка его прошла, но так как цена была
очень выгодной, я записал сделку на счёт брокерской фирмы. Со своей стороны я был
уверен, что всё сделал правильно, и заявка Сергея не была удовлетворена только
потому, что на неё просто не нашёлся продавец. Я сообщил своему директору о сути
конфликта, и после этого для разрешения спора мы с клиентом отправились в
клиринговую палату. Там Сергей потребовал полный список всех сделок за день, чтобы
лично проверить свои опасения. Представитель клиринговой палаты отказался
предоставлять нам список сделок с указанием счетов контрагентов, так как это является
коммерческой тайной.

NB. Подобно тому, как швейцарские банки хранят тайну вклада, биржа
хранит тайну сделок, раскрывая информацию о контрагентах только в
исключительных случаях, например во время официального судебного


31
расследования. Об этом говорят Уставы большинства бирж.

Сергею удалось уговорить представителя клиринговой палаты выдать нам
распечатку сделок с указанием только лишь номера брокерской фирмы, участвовавшей
в сделке. Получив на руки увесистую пачку бумаги (а сделок за день было очень
много), мы с Сергеем отправились на АРМ производить ревизию. К счастью для меня и
для моей конторы, в тех сделках, которые прошли по $25.35, наша расчётка не
участвовала. Кроме того, контрактов в этих сделках было не так много – чуть больше
сотни. Эти два факта наглядно говорили о том, что в данном случае Борисов был не
прав. Однако если бы наша брокерская фирма оказалась в числе контрагентов по
сделке, то мы сразу же бы попали в невыгодное положение; клиент имел бы все
основания подозревать нас в мошенничестве. А это грозило разбирательством в
судебном арбитраже с последующим расторжением договора о расчётном
обслуживании.
В данном примере чисто теоретически могла возникнуть ситуация, когда наша
брокерская фирма участвовала бы в сделках по $25.35. Эти сделки могли быть
произведены либо на счёт какого-нибудь клиента, либо на счёт самой фирмы. А так как
программное обеспечение, установленное на АРМе брокера позволяло после торгов
изменять счёт, на который была произведена сделка, то Сергей мог бы заподозрить, что
я просто-напросто воспользовался этой возможностью. На большинстве бирж
действует правило, опять-таки записанное в Уставах, что …

NB. Клиентские заявки выполняются в первую очередь.
Это означает что, скажем, при прочих равных брокер обязан сначала выполнить
поручение клиента (to execute an order), а потом поручение своей собственной фирмы.
Суммируя всё вышесказанное, можно утверждать, что мы отделались лёгким
шоком. Если бы биржевой арбитраж признал нас виновными (пусть даже это было бы
на самом деле не так), нам пришлось бы возмещать клиенту его убытки. За счёт каких
средств? За счёт средств брокерской конторы. Однако в некоторых расчётных фирмах
действует правило, согласно которому убыток клиента, полученный в результате
ошибки или злого умысла брокера, возмещает сам брокер. Каким образом? В
большинстве случаев из своей зарплаты или из своих сбережений. Это обстоятельство
настолько отрезвляет многих молодых людей, что они, обслуживая клиентов, не
допускают ни единой ошибки.
Если вернуться к нашему примеру, то справедливости ради надо отметить, что
этот конфликт был единственным в более чем полуторагодичной истории нашего
сотрудничества с Сергеем. Он оказался на редкость порядочным клиентом и вообще
замечательным человеком. После этой истории с несостоявшимися сделками, Сергей
убедился, что в нашей фирме его не обманут. Его доверие и ко мне и к нашей расчётке
с тех пор было практически полным. Вообще говоря …

NB. Репутацию на бирже зарабатываешь годами. Потерять её можно за
один день. Для брокера, как для дворянина, честь превыше всего.

Весть о том, что в брокерской фирме такой-то обманули клиента,
распространится по бирже в мгновение ока. Никто не станет иметь дела с этой
компанией. Она сразу же потеряет всю свою клиентуру.
А теперь я хочу рассказать вам о втором случае. Весной 1998 года наша
брокерская фирма «ЛУКойл-Маркет Капитал» заключила договор о клиентском
обслуживании с АКБ «Кроссинвестбанк». Доверенностью на управление счётом
обладали два сотрудника фондового отдела этого банка – Игорь и Олег. Как-то раз в
начале торговой сессии Игорь дал мне поручение на покупку пяти фьючерсных
контрактов на обыкновенные акции НК «ЛУКойл». Пару часов спустя позвонил Олег и


32
снял эту заявку. Через некоторое время цена дошла до уровня снятой заявки, упала чуть
ниже, а затем пошла наверх. Ближе к закрытию снова позвонил Игорь и дал приказ
продать, по его мнению, ранее купленные контракты, что и было сделано. Но так как
фактически сделки на покупку не было, в отчёте, который клиенты получили на
следующее утро, «Кроссинвестбанк» оказался стоящим в короткой позиции. Игорь
ничего не понял и стал выяснять, почему же не была произведена покупка? Я стал ему
объяснять, что заявка на покупку была снята спустя некоторое время после подачи. В
ответ Игорь сказал, что он заявку не снимал. Я же стоял на своём, и утверждал, что она
всё-таки была снята. Куда же делась злополучная заявка? После долгого
разбирательства Игорь выдвинул версию, что её мог снять только Олег. Однако Олег, к
сожалению, не мог вспомнить, снимал ли вчера он эту заявку или нет. В результате мы
пришли к выводу, что Олег действительно снял заявку. Однако после этого случая
«Кроссинвестбанк» стал записывать на телефон все свои разговоры со мной. Услышав
первый раз в трубке характерный щелчок, я в шутку спросил Игоря: «Ну что, папаша
Мюллер не дремлет? Разговоры пишутся на плёночку? А отпечатки пальцев вам не
предоставить?», хотя, если говорить серьёзно, я понимал, что в данном случае клиент
прав.

Чтобы устранить второй недостаток устных поручений, брокеры и
клиенты стали записывать переговоры на диктофон. Кроме того, для пущей
надёжности клиент стал присылать в брокерскую фирму по факсу письменное
подтверждение ранее отданных приказов. И всё же в настоящее время много
брокеров принимают поручения клиентов в устной форме и при этом не
требуют от клиента каких-либо дополнительных подтверждений.
Вышеприведённая история с «Кроссинвестбанком» наглядно
продемонстрировала ещё один недостаток устных поручений. В общение
клиента и брокера может влезть некое третье лицо – либо сотрудник компании-
клиента (как в примере), либо злоумышленник. А это чревато серьёзными
последствиями. На практике, конечно же, всё не так печально: брокер узнаёт
клиента по голосу. Невольно вспоминается отрывок из «Письма» Даниила
Хармса: «Дорогой Никандр Андреевич! Вчера получил от тебя письмо. Сначала
думал, что оно не от тебя. Но когда его прочитал, точно понял, что оно от тебя».
Для того чтобы застраховаться от недоразумений, связанных с пресловутым
третьим лицом, представитель клиента никому не должен давать телефон своего
брокера. А в договоре о клиентском обслуживании можно дополнительно
оговорить особое условие, согласно которому брокер принимает поручения к
исполнению только из уст доверенного лица.
И всё же иногда случаются курьёзы. Однажды я был участником просто-
таки анекдотической истории, которая называлась «Как Валентина Николаевича
закрывала жена».

Пример: Как Валентина Николаевича закрывала жена
Весной 1997 года в нашу расчётную фирму пришёл новый клиент – Валентин
Николаевич Хозяйчиков. Он занимался импортом автомобилей из Северной Америки,
быстро разбогатев на этом деле. Затем он решил поиграть на бирже. Именно ему
принадлежала крылатая фраза: «Сейчас что-то произойдёт. Рынок либо вырастет, либо
упадёт».
В начале своей недолгой биржевой карьеры, Валентин Николаевич играл
крупными лотами, благо на рынке был «боковой тренд» и цена слабо колебалась
внутри небольшого диапазона. Сам Валентин Николаевича называл такой рынок
«малахольным». Наш новый клиент продавал 80 контрактов на верхней границе



33
коридора и откупал на нижней. Через некоторое время цена резко пошла вниз.
Хозяйчиков стоял в длинной позиции. Каждый день он нёс огромные убытки, но всё же
держался. По его расчётам, рынок должен был вот-вот развернуться.
Клиентский отчёт обычно получал по факсу сам Валентин Николаевич. Но
однажды утром его не оказалось дома, и отчёт приняла его жена. Увидев, сколько её
муж проиграл денег, жена Валентина Николаевича (в дальнейшем – сокр. «Жена В.Н.»)
немедленно примчалась на биржу. Привожу наш диалог:

«Ж е н а В. Н.: Константин, немедленно закрывайте все позиции!
Я: Не могу!
Ж е н а В. Н.: Почему?
Я: Счётом управляет Валентин Николаевич.
Ж е н а В. Н.: Ну и что с того?
Я: Давать мне команду может только он.
Ж е н а В. Н.: Его сейчас нет в Москве. Он меня попросил последить за
рынком.
Я: Но …
Ж е н а В. Н.: … он меня попросил последить за рынком, а тут такое падение.
Валя уже проиграл кучу денег. Он такой человек. Его всегда надо поправлять.
Я: Вы берёте на себя ответственность за все сделки, которые намереваетесь
совершить?
Ж е н а В. Н.: Да, конечно.
Я: Ну, что ж, тогда, пожалуйста.
Ж е н а В. Н.: Хорошо, Константин, продайте, пожалуйста, пятьдесят
контрактов по рынку.
Я: Точно? А может, немножко подождать?
Ж е н а В. Н.: Нет, наш семейный бюджет больше не вынесет.
Я: Ну, ладно. Тогда я продаю».

Жена Валентина Николаевича закрылась по минимуму. На следующий день на
биржу вернулся сам Валентин Николаевич. Увидев, что цена летит вверх, как
космический корабль «Восток» с Ю. А. Гагариным на борту, он радостно сказал: «Ну,
теперь настало время закрыться. Если же ещё немножко подождём, то выйдем в ноль».
Каково же было его удивление, когда он узнал, что все покупки уже закрыты. Его
драгоценной супругой. То, что потом произошло между ними, навеки останется
тайной.

Вообще говоря …

Биржа учит людей доверять друг другу.

Без взаимного доверия на бирже делать нечего ни брокеру, ни его
клиенту. Можно даже сказать, что взаимное доверие – это один из столпов,
поддерживающих биржевое здание. Не менее важный момент в работе брокера
– это его умение общаться. Не хочу хвастаться, но что у меня на бирже всегда
получалось – это разговаривать с клиентом. Я вообще люблю с людьми
поговорить. А разве можно не поговорить лишнюю минуту-другую с игроком,
стоящим большим объёмом в покупке, в момент, когда рынок летит вниз! – По
моему мнению, в задачу брокера входит успокоение «своих подопечных» и
формирование у них хорошего настроения. Кто, по вашему, может пролить
бальзам на исстрадавшуюся душу человека, не выигрывавшего три месяца
подряд? Кто способен вовремя остановить руку на курке пистолета,
приставленного к виску трейдера? Кто может искренне разделить радость


34
человека, за один день выигравшего деньги на новую квартиру? Брокер.
Никогда не понимал тех своих коллег, которые в ответ на излияния души своего
клиента мычали в трубку что-то вроде: «а-а … м-м … ну, понятно … да-а … м-
м … ясно … ну понятно … такие вот дела …». Хороший брокер должен
сопереживать, сострадать, понимать, давать советы. Хороший брокер, подобно
Луке из пьесы М. Горького «На дне», выполняет роль подушки, периодически
впитывающей крокодиловы слёзы клиента. Смех смехом, а это действительно
так.

Брокер должен любить своего клиента.
Благодаря клиенту брокер получает свою зарплату. Клиент, можно
сказать, обеспечивает брокера работой. К тому же все мы, как говорится, люди-
человеки. А люди должны помогать друг другу.
Со многими клиентами нашей брокерской фирмы у меня завязалась
дружба, которая продолжается и по сей день. Некоторые специалисты по
биржевому делу считают, что брокера и клиента должны связывать
исключительно деловые отношения. Я же придерживаюсь прямо
противоположного мнения:

Мой клиент – мой друг.
Но брокер может быть не просто другом, но ещё и советчиком клиента.
Многие брокерские фирмы оказывают своим клиентам консультационные
услуги (в большинстве случаев, правда, клиента консультирует специалист или
аналитик). Следует знать, что если клиент после консультации с сотрудником
брокерской фирмы принял неправильное решение, то фирма не несёт за это
никакой ответственности. Консультация очень часто превращается в обмен
мнениями. С другой стороны можно представить её как получение информации,
причём здесь имеет место двусторонний информационный поток. Чтобы вы,
уважаемый читатель, имели более-менее полное представление о том, что такое
консультация, привожу пример того, как брокер СТАР консультировал своего
клиента. Итак, Российская биржа, середина 90-х, разгар операционного дня …

«СТАР: Алло, да Володь, я тебя слушаю.
К л и е н т: Привет Валер, как там рынок?
СТАР: Ты понимаешь, с утра болтаемся 1 на уровне четырнадцать десять –
четырнадцать двадцать и, в общем, непонятно, куда народ смотрит: то ли вверх, то ли
вниз.
К л и е н т: А ты как думаешь, куда мы двинемся?
СТАР: Чувствуется какая-то гнилостность верха 2. Лично я с утра был в мрачной
продаже.
К л и е н т: Мрачная продажа – это сколько?
СТАР: Два контракта. Так вот, стою я в мрачной продаже. Цена припадает. Я
выбрит, бодр, весел и внутренне собран, в общем, готов к бою. Итак, цена падает.
Начал ворочаться 3 …

1
Б о л т а е м с я – на биржевом жаргоне означает, что цена колеблется в некотором диапазоне;
2
Г н и л о с т н о с т ь в е р х а – словосочетание, изобретённое СТАРОМ для характеристики
рынка, на котором цена делает робкие и неуверенные попытки пробиться наверх;
3
В о р о ч а т ь с я – на биржевом жаргоне означает за короткий промежуток времени
совершать большое количество сделок.


35
К л и е н т: Ну и что?
СТАР: Так вот, послушал ТРОСА, начал ворочаться. К обеду минус
восемьдесят долларов. Если бы просто стоял в продаже и не двигался, было бы плюс
сто пятьдесят. А так минус восемьдесят. Спрашивается, как себя можно назвать?
Только полным идиотом.
К л и е н т: Да …
СТАР: Так вот, я открыл секрет выигрыша!
К л и е н т: Ну-ка, расскажи, интересно послушать.
СТАР: Я всё понял. Нужно иметь железные нервы. Растёт рынок, падает рынок,
ты стоишь и не двигаешься. Дожидаешься выгодной цены и закрываешься. Всё.
К л и е н т: Да …
СТАР: А я как дурак пошёл к ТРОСУ, а они там все – ТИР, ТРОС, ВИРА –
закоренелые «быки». Им постоянно мерещится один только рост. Послушал их и
откупил. Спрашивается – зачем? Какой рост? У нас что – Америка здесь что ли? Рынок
то понижательный 1. Понимаешь, п-о-н-и-ж-а-т-е-л-ь-н-ы-й. Этим всё сказано. Какая
здесь покупка …
К л и е н т: А вот вчера Чубайс сказал …
СТАР: Кто такой Чубайс? Он что, в экономике разбирается? Мало ли кто чего
сказал.
К л и е н т: Чубайс сказал, что западные инвестиции потекут в Россию рекой …
СТАР (напевает мотив известной песни): Издалека, долго, течёт река Волга …
Понимаешь, Володь, если кто-то что то сказал, это ещё не значит, что рынок должен
расти. Правда, если ты хочешь, бери, покупай, пока дёшево.
К л и е н т: Брать то и надо, когда все продают …
СТАР: Может быть, ты и прав. К тому же через две недели наступает год Орла
по восточному календарю.
К л и е н т: Орёл, орёл … а что это значит?
СТАР: Понимаешь, орёл летает, летает высоко …
К л и е н т: Так значит надо брать!
СТАР: Здравая мысль. Тебе сколько купить?
К л и е н т: Ну, немного, контрактов десять.
СТАР: И я тоже себе куплю. Осторожно, один контракт. На пробу.
К л и е н т: Когда купишь, отзвонись 2 мне.
СТАР: Хорошо, договорились».

Возможность для клиента получить консультацию брокера специально
оговаривается в договоре на обслуживание. Некоторые брокерские фирмы за
консультацию берут с клиентов деньги. Во многих случаях консультация
брокера очень важна для клиента: некоторые игроки просто таки жить не могут
без консультаций. Во время написания этой главы я пришёл в гости к СТАРУ, в
«дом на Мясницкой», где раньше располагалась биржа. Когда мы уже уходили
домой, к нам подошёл АТОС. Привожу фрагмент нашего разговора:

«СТАР: А это наш Миша. Он в последнее время сильно разбогател, можно
сказать поднялся. Миш, как дела? Посмотри, Константин, какая у него бородёнка …
АТОС: Не бородёнка, а бородка.
СТАР: … ухоженная, такая бородёнка. И ботиночки по моде. Одет прилично.


1
П о н и ж а т е л ь н ы й – биржевой неологизм. Этим прилагательным характеризуется рынок,
на котором господствует нисходящая тенденция;
2
О т з в о н и с ь – ещё один неологизм. О. – это значит позвонить клиенту и либо подтвердить
факт совершения сделки, либо сообщить о текущем положении дел на рынке.



36
Свою фирму открыл. Что думаешь по поводу рынка?
АТОС: Я? Да я, в общем-то, ничего. Надо вот ГУГО спросить, он всё знает. Как
сейчас надо действовать?

(Маленькое примечание. Так как в течение долгого времени я был занят
писательским трудом, то за рынком не следил. Знал только, что акции
болтаются где-то у годового минимума. Но, вспомнив свои предыдущие
«выступления», решил немного сымпровизировать.)

Я: Понимаешь, Миш, так как РАО сейчас на минимуме, надо подождать
немного, пока рынок остынет и всех «быков» вынесут 1. После этого купить и тупо
стоять полгода. Рынок точно отрастёт. И тогда надо всё слить 2. Слить, и забыть о рынке
на полгода.
АТОС: Молодец, ГУГО. Да, ты верно говоришь. Полугодовой цикл – это то, что
надо. Я тут в последнее время смотрю на циклы. Полгода – это самый интересный
интервал …
СТАР: Миш, да кого ты слушаешь? Полгода, стоять? Я что СУМАШЕЧИЙ? За
полгода на скальпах можно сделать состояние, и уехать на Канары».

Обратите внимание, как легко на бирже можно заморочить голову
добропорядочным торговцам. А вот при Интернет-трейдинге игрок остаётся с
рынком один на один и единственный человек, кто может его сбить с толку –
это он сам. Да, клиент может позвонить в свою брокерскую фирму и
посоветоваться со специалистом. Но это своего рода «дополнительная опция».
«По умолчанию» Интернет-трейдер принимает решения самостоятельно. Но это
ещё не самое интересное. Дело в том, что при Интернет-трейдинге отпадает
необходимость в … самой брокерской фирме! – Чисто теоретически существует
вариант, когда на некоторой гипотетической бирже игроки торгуют через
Интернет непосредственно друг с другом. В этой схеме биржа выполняет роль
как собственно биржи, так и одной огромной расчётной фирмы. Совершенно
ясно, что на такой новой торговой площадке комиссионные будут значительно
меньше, чем на традиционных, где огромное количество клиентских денег идёт
на поддержание брокерских фирм. Может быть, появление такой «виртуальной
биржи» – дело недалёкого будущего, однако, следует представлять себе, что это
нововведение натолкнётся на противодействие уже существующих брокерских
фирм: ведь живут они, по большей части, за счёт клиентской комиссии.
Теперь позвольте мне вернуться к основной линии повествования. Как
мы видим из примера про брокера МИТЮ, поручение клиента
трансформируется в заявку брокера на покупку или продажу ценных бумаг.
Соответственно, клиент может выполнить три основных операции с заявками:

1) подать новую заявку;
2) изменить параметры ранее поданной заявки;
3) отменить заявку.

Что же касается брокера, то он обязан выполнять поручения клиентов без

1
В ы н е с т и – этот глагол характеризует итог игры спекулянта. Если торговца в ы н е с л и, то
это означает, что он полностью проигрался. В стародавние времена биржевая толпа выносила
банкрота вперёд ногами из здания биржи и бросала на тротуар. После этой процедуры
разорившемуся игроку вход на биржу был заказан.
2
С л и т ь – продать.


37
всяких оговорок (конечно, если содержание поручения не выходит за рамки
установленных биржей правил). Не менее важный элемент в общении клиента с
брокером – подтверждение брокером выполнения заявки клиента. Помните,
МИТЯ произнёс две фразы: «По триста двадцать четыре прошло восемьдесят
пять контрактов» и «Влили СЛОНУ пятнадцать контрактов». Это и есть
подтверждения. В нашем примере их форма не формализована. Клиент верит
брокеру на слово. Но после окончания торговой сессии расчётная фирма
высылает клиенту уже формализованный отчёт о совершённых сделках. О нём
мы поговорим в следующем параграфе.
Второй вид клиентского поручения – письменный. Письменное
поручение может рассматриваться либо как дополнение к устному поручению,
либо самостоятельно. В первом случае после окончания торговой сессии клиент
присылает такое поручение в брокерскую фирму по факсу. Во втором случае
клиент посылает поручение также по факсу, но совершенно независимо, без
устного поручения. В обоих случаях форма поручения идентична. О ней мы
поговорим позднее.
В последнее время, в связи с развитием средств телекоммуникаций
получил широкое распространение третий вид клиентского поручения –
электронный. Если, скажем, клиент торгует через Интернет, то все его
поручения – электронные.
После того, как мы ознакомились с основными видами поручений,
давайте поговорим об их типологии. Здесь мы можем выделить:

• поручения на покупку (buy orders);
• поручения на продажу (sell orders).

а также:

• рыночные поручения (market orders);
• лимитированные поручения (limit orders);
• стоп-заявки (stop orders).

С поручением на покупку и на продажу я думаю, вам всё ясно. Что же
такое рыночное поручение? Рыночное поручение – это приказ клиента продать
или купить некоторое количество ценных бумаг по текущим рыночным ценам.
Если клиент хочет купить, то рыночное поручение исполняется по
предложению. А если, скажем, клиент хочет продать, то рыночное поручение
исполняется по цене спроса. Брокер МИТЯ в нашем примере выполнял именно
рыночные поручения на продажу. Игроку, дающему рыночные поручения,
следует помнить, что в случае если спрэд между лучшими заявками на покупку
и продажу будет большой, то его заявка может быть исполнена по невыгодной
цене. Кроме того, иногда рыночная заявка может быть выполнена только
частично, так как контрагент выставил меньшее количество контрактов, чем
было в заявке. В этом случае приходится давать повторную заявку на продажу
(эта ситуация также отражена в примере с брокером МИТЕЙ).
Лимитированное поручение – это приказ клиента купить или продать
некоторое количество ценных бумаг по определённой цене. Например, если
клиент говорит брокеру: «Купи мне пять опционов «колл» на акции «Газпрома»
по цене два рубля», то эту фразу можно рассматривать как лимитированное
поручение. Приказ клиента может также звучать следующим образом: «Купи


38
мне пять опционов «колл» на акции «Газпрома» по цене не большей, чем два
рубля». Это тоже лимитированное поручение. Чем ниже будет цена, по которой
брокер исполнит этот приказ, тем лучше. – В некоторых договорах на
клиентское обслуживание оговаривается, что если брокер выполняет приказ
клиента по лучшей цене, чем указано в заявке, то клиент выплачивает брокеру
дополнительное комиссионное вознаграждение. Рассмотрим простейший
пример.

Пример: брокер выполняет лимитированное поручение
клиента
Клиент дал брокеру поручение купить 5 опционных контрактов на акции
«Газпрома» по цене не большей, чем 2.00 р. В случае, если брокеру удастся выполнить
это поручение по более дешёвой цене, 5% от экономии денежных средств составит его
комиссионное вознаграждение, выплачиваемое за счёт клиента.
Представим себе, что брокер выполнил поручение клиента по 1.90 р. В одном
контракте – 1 000 акций. Экономия в денежном выражении составит, таким образом:

(2.00 р. – 1.90 р.) * 1 000 = 100.00 р.

Дополнительное комиссионное вознаграждение брокера – 5.00 р.

Однако для брокера совершенно недопустимо выполнить приказ клиента
по худшей цене. В нашем примере это означает, что приказ клиента не может
быть исполнен по цене 2.01 р., или, скажем, 2.02 р.
Теперь поговорим о стоп-заявках. Это приказ клиента на прекращение
потерь в случае, если цена двинется в нежелательную для него сторону. Стоп-
заявка обычно подаётся вместе с основной заявкой. Рассмотрим пример.

Пример: брокер выполняет лимитированное поручение
клиента вместе со стоп-заявкой
Клиент дал брокеру поручение купить на ММВБ пакет акций НК «ЛУКойл» по
400.00 р. со стоп-заявкой на уровне 380.00 р. Что должен сделать брокер? Во-первых,
он обязан выполнить поручение клиента на покупку. Во-вторых, после этого, он
должен непрерывно следить за рынком. Если в какой-либо момент времени в течение
либо этой торговой сессии, либо последующих, курс акций НК «ЛУКойл» упадёт до
отметки 380.00 р., брокер немедленно подаёт заявку на продажу пакета акций по
380.00 р. Если цена идёт вниз, и заявка на продажу не удовлетворена, то брокер обязан
продать пакет ценных бумаг по ценам спроса.

Клиент, занявший длинную позицию, подаёт стоп-заявку для
того, чтобы минимизировать свои потери в случае падения цен.
Клиент, занявший короткую позицию, подаёт стоп-заявку для
того, чтобы минимизировать свои потери в случае роста цен.

Так же как и на рынке акций, стоп-заявки используются на рынках
производных финансовых инструментов – фьючерсов и опционов. При
торговле облигациями стоп-заявки практически не встречаются, так как в
случае падения цены игрок всё равно ничего не потеряет, так как, доведя


39
облигацию до погашения, он всё равно останется в прибыли.

NB. Использование стоп-заявок – признак торговой культуры игрока. В
среде профессионалов высокого уровня игра без стоп заявок, особенно на
фьючерсах и опционах, рассматривается как ничем не оправданный риск.

Вплоть до недавнего времени не все отечественные брокерские конторы
предоставляли своим клиентам такую роскошь, как возможность подавать стоп-
заявки. Почему? Дело в том, что если клиент дал стоп-заявку, то брокер обязан
непрерывно следить за рынком. А если таких заявок сразу несколько? –
Немногие мои коллеги обладали такой степенью профессионализма, которая бы
позволяла им нести тяжкое бремя слежки за стопами 1. В последнее время,
правда, ситуация изменилась к лучшему. Брокеры поняли, что для того, чтобы в
условиях жёсткой конкуренции привлечь клиента, ему надо предоставить
максимум удобств, в том числе, возможность использования стопов. А с
широким распространением электронных систем торговли и Интернет-
трейдинга, для брокера отпала необходимость постоянно следить за
котировками: компьютерная система исполняет стоп-заявку автоматически.
Клиентские поручения могут содержать опции или дополнительные
инструкции (additional instructions) брокеру 2. Самая важная группа опций,
которая используется почти всегда – это срок действия поручения. По
умолчанию считается, что рыночное или лимитированное поручение действует
в течение торговой сессии. Такое поручение называется “day order”. А вот
стоп-заявка, дополняющая такое поручение, действительна в течение
неограниченного времени. Может, конечно, статься, что клиент закроет
позицию не по «стопу». Тогда стоп-заявка автоматически отменяется.
Иногда клиент может дать поручение, которое должно быть выполнено в
строго определённое время. Такие заявки называются “time-off-the-day order” –
«заявка на часть дня».
Обычное поручение на покупку или продажу может содержать опцию
“good-till-canceled (GTC)”. Смысл этого английского выражения – «держать
заявку пока её не отменят». Такое поручение называется также открытый
ордер (open order). Брокер, получивший «открытый ордер», обязан каждое утро
в начале торговой сессии помещать заявку клиента в торговую систему. Это
процедура будет продолжаться до тех пор, пока либо заявка будет исполнена,
либо отменена. Очень часто клиенты используют модифицированный вариант
этой опции, согласно которому «открытый ордер» аннулируется, если заявка не
исполняется в течение какого-нибудь периода (дня, недели, месяца). Иногда
такой модифицированный вариант является временной опцией по умолчанию.
Лимитированная заявка может сопровождаться опциями “Sell plus” –
«продавать при увеличении цены» или “Buy minus” – «покупать при
уменьшении цены». Допустим, последняя сделка прошла по $20. Брокер
исполнит заявку, помеченную как “buy minus” в случае, если какой-то продавец
выставится по $19?.
Иногда лимитированная заявка сопровождается опцией “Not Held (NH)”.
Это означает, что брокер не несёт (по-английски в одном из значений “not held”

1
С т о п – жаргонное название стоп-заявки.
2
Материал по дополнительным инструкциям дан по книге: Dalton, John, How the stock market
works / John M. Dalton. – NYIF, 2nd ed.


40
означает «не подсуден») ответственности за то, что заявка может быть
выполнена с небольшим отклонением в цене в худшую сторону (в США обычно
не более ? доллара). Можно сказать, что эта опция предоставляет брокеру
некоторую свободу, снимая с него жёсткие ограничения. По опыту своей
работы скажу, что очень часто мои клиенты не мелочились, и соглашались на
незначительную скидку в цене, особенно если хотели купить или продать
большое количество контрактов перед предполагаемым началом сильного
тренда. Именно для таких случаев и предназначена опция “not held”.
Кстати говоря, для клиентов, которые хотят купить или продать большой
объём ценных бумаг и остаться незамеченными, предназначена опция
“Participate but do not initiate (PNI)” – «участвовать, но не разогревать».
Увидев в поручении такую опцию, брокер начнёт незаметно, мелкими партиями
покупать или продавать, пока цена сделок будет оставаться на заданном уровне.
Если, скажем, продавцы сбегут 1 или покупатели опустятся вниз 2, брокер не
станет «инициировать» (to initiate) или разогревать рынок, изменяя цену заявки
клиента. С помощью опции “PNI” клиент получает, помимо всего прочего,
возможность совершить сделки по приемлемой для себя цене (конечно же, если
рыночные условия это позволяют).
Говоря об опции «участвовать, но не разогревать», мы допускаем
возможность для брокера исполнять поручение частями. К примеру, если ему
нужно продать 40 лотов, то он сначала может продать 10, потом 5 и так далее.
Но если клиент поставил на поручении опцию “All or none (AON)” – «всё или
ничего», то брокер обязан выполнить его приказ в полном объёме за одну
сделку, пусть даже для этого придётся ждать весь день. На Западе такую опцию
используют крупные институциональные инвесторы, чтобы «прощупать»
рынок. Каким образом? Если контрагент достаточно быстро находится, то
значит, можно предположить, что на рынке присутствует не менее крупный
оператор с противоположными намерениями …
Для игроков холерического темперамента и к тому же максималистов по
натуре (а таких на бирже пруд пруди) изобрели опцию “Fill or kill (FOK)” –
«выполнить в полном объёме или убить». Получив приказ с такой опцией,
брокер мчится в операционный зал биржи и подаёт соответствующую заявку.
Если она не выполняется немедленно и в полном объёме, то поручение клиента
отменяется (убивается). Существует также похожая опция, называемая
“Immediate or cancel (IOC)” – «выполнить немедленно или отменить». Она
также предназначена для холериков, однако для таких холериков, которые
согласны, чтобы их поручение было выполнено хотя бы частично. Если брокеру
всё-таки удаётся это сделать, он сообщает клиенту примерно следующее: «Ваше
поручение выполнено частично. Вы хотели купить сто, а купили всего тридцать
лотов». После чего неисполненная часть поручения отменяется (to cancel).
Клиент остаётся со своей тридцаткой. В эту группу поручений можно также
отнести поручения с опцией “Alternative (either/or)” – «альтернатива или-или».
Поручение с такой опцией является своеобразным гибридом лимитированного
или рыночного поручения. В данном случае брокер обязан постараться
выполнить поручение немедленно по лимитированной цене. Если это не

1
С б е ж а т ь – на биржевом жаргоне означает «снять заявку»;
2
О п у с т и т ь с я в н и з – это означает «для привлечения контрагента уменьшить цену
заявки на продажу» или «уменьшить цену покупки». Термином о п у с т и т ь с я в н и з
характеризуют поведение не только биржевых брокеров и трейдеров, но и клиентов.



41
удаётся, то он выполняет поручение по рынку.
Очень часто игрок подаёт поручение с разбивкой по цене. Например, 10
лотов он хочет взять по $30, 100 – по $30? и т.д. Такая заявка называется “Scale
order”.
Из материалов Главы 9 Части II настоящего пособия мы знаем, что цена
закрытия является важнейшим показателем, отражающим ход внутридневной
торговли. Некоторые инвесторы любят брать или продавать по ценам, близким
к цене закрытия. Для этого они используют опцию “At the close” – «при
закрытии». Брокер, получивший поручение с такой опцией, будет стремиться
исполнить его по той цене, которая сложится на рынке в конце торговой сессии.
Исполнением поручений с опцией “at the close” и объясняется некоторое
увеличение объёма торгов на многих биржах за минуту-полторы до конца
сессии. Конечно же, может статься, что за эти пресловутые минуты-полторы
цена улетит 1. Но в этом случае, конечно же, брокера никто винить не станет.
Когда цена совершает масштабные рывки, многие участники торгов хотят
купить или продать поскорее – сразу же, как только откроется сессия. К их
услугам опция “At the open” – «исполнить при открытии».
И, наконец, существуют так называемые условные поручения (switch
(contingent or swap) orders). Что это такое? Допустим, игрок открывает «бычий»
спрэд на фьючерсах. Он хочет продать 10 контрактов на декабрь и купить такое
же количество контрактов на январь. Совершенно очевидно, что, скажем,
покупать январь имеет смысл тогда и только тогда, когда уже продан декабрь
(лучше, правда, это делать одновременно, но не на всякой площадке это
возможно). Для исполнения задуманного, игрок даёт брокеру условное
поручение – продать 10 контрактов с поставкой в декабре и сразу же после
этого купить 10 контрактов с поставкой в январе. Вот для чего нужны такие
поручения.
После того, как мы с вами, уважаемый читатель, разобрались с опциями,
давайте посмотрим, как выглядит письменное поручение клиента брокеру. На
рис. 333 вы видите заявку на продажу 10 000 акций компании “Daimler-
Chrysler”, которую подал клиент одной из американских брокерских фирм:




1
У л е т е т ь – на биржевом жаргоне означает «сильно измениться».



42
GOSPELCO LTD. Tel., Fax. (312) 889-3530, 889-3589



CLIENTS ORDER Date Time
02/18/98 1:30 pm


Name of the client Client’s signature:
John

Account number 0012800340


Name of stock Amount of lots 100
Daimler-

51? 48
Buy Sell Price Stop level

Additional time instructions:

Day order Time-off-the-day from to

Valid up to the end of the week

Valid up to the end of the month

Time period from to

Another options:

At the market At the open At the close

NH PNI AON FOK IOC

Done Changed Cancelled
Price Amount of lots
51? 100



Date Time
02/18/98 4:32 pm Broker’s signature


Рис. 333 Образец письменного поручения на продажу акций, используемого в США

Заполненный бланк поручения (order blank, order form) был выслан в
брокерскую фирму по факсу 18 февраля 1998 г. в 13:30. Лимитированная заявка
клиента была выполнена брокером в 16:32. Об этом свидетельствует заверенная
подписью брокера отметка “Done” (что означает «сделано», «выполнено»), с
указанием даты и времени исполнения.
У нас в России обычно используют более простые поручения (см.
рис. 334):



43
Приложение №2 к Договору на брокерское обслуживание № АГА 37-99 от 17.03.99 г.


Поручение на совершение операций с ценными бумагами в
Секции фондового рынка ММВБ

“11” февраля 2002 г.

Клиент ЗАО “Инвестиционная компания “Радий”
наименование комитента, подающего поручение


Ананьев Сергей Викторович
Ф. И. О. Лица, уполномоченного на решение вопросов по поручению тел./факс


Операцию просим осуществить:

по рыночному курсу (нелимитированная заявка)

по ценам, указанным ниже (лимитированная заявка)


в срок до “13” февраля 2002 г.

Эмитент Тип ЦБ Купить/ Цена Количество
продать
ОАО НК «ЛУКойл» акц. обыкн. Купить рынок 9 000
ОАО НК «ЛУКойл» акц. обыкн. Продать рынок 2 810 000
ОАО «Мосэнерго» акц. обыкн. Купить рынок 10 000
РАО «Ростелеком» акц. обыкн. Продать рынок 40 300
РАО «ЕЭС России» акц. обыкн. Купить рынок 140 300



Прочие указания
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________


Руководитель __________________

Принято к исполнению “12” февраля 2002 г.



Рис. 334 Образец письменного поручения на покупку и продажу ценных бумаг,
используемого в России

Ранее мы говорили о том, что брокерская фирма после окончания
торговой сессии высылает клиенту отчёт о совершённых сделках. В следующем
параграфе мы рассмотрим этот вопрос поподробнее.


44
14.7 Отчёты
Для того чтобы, выслать клиенту отчёт, брокерская фирма должна
откуда-то взять информацию о совершённых клиентских сделках. Можно,
конечно, вести базу данных по этим сделкам, заполняя её по мере исполнения
поручений. Этой работой, по идее, должен заниматься специалист по
обслуживанию клиентов. Однако на практике используется другая схема. Мы
знаем, что на бирже есть такое структурное подразделение, которое называется
«клиринговая палата». Она производит взаиморасчёт участников торгов.
Каждый день, после окончания торговой сессии, брокерская фирма получает из
клиринговой палаты счёт-справку по результатам клиринга, называемую очень
часто просто «клиринг». В этой справке клиринговая палата приводит сведения
обо всех сделках, которые совершили клиенты брокерской фирмы и сама фирма
за день. Клиринг является официальным документом. На нём стоит печать
биржи и подпись ответственного лица. На последующих страницах вы видите
счёт-справку по результатам клиринга, которую 05.09.01 г. получила брокерская
фирма №10 ЗАО «Тиара»:
Дата: 05.09.01 г. Время: 18:00




Гипотетическая биржа
Счёт-справка по результатам клиринга
Наименование расчётной фирмы: ЗАО «Тиара»
Номер счёта в биржевом банке: 010
Сальдо входящее: 3 788 200.00 р.
Дебет: 5 211 125.00 р.
Кредит: 6 799 125.00 р.
Сальдо исходящее: 5 376 200.00 р.
Залоги: 260 000.00 р.
из них разрешено внести бумагами: 156 000.00 р.
Свободно: 5 116 200.00 р.


Главный бухгалтер клиринговой палаты:

/ Ярославский А. Я. /


М. П.
Счёт: 010.0001



45
Инструмент: обыкновенные акции РАО «ЕЭС России»

СДЕЛКИ
Операция Кол-во Цена Бирж. Время
лотов сбор сделки
покупка 20 5.120 200.00 11:06:12
продажа 15 5.300 150.00 11.32:17
продажа 10 5.310 100.00 11:32:28

Начислено 132 600.00 Снято 102 950.00 ИТОГО 29 650.00


Счёт: 010.0002

Инструмент: европейский опцион «пут» на бензин (95)
Страйк-цена – 5 700.00 р./т. Дата поставки – 24.09.01

ОТКРЫТЫЕ ПОЗИЦИИ
ДО НАЧАЛА ТОРГОВ
Позиция Кол-во Цена
контр.
длинная 50 89.00

СДЕЛКИ
Операция Кол-во Цена Бирж. Время
лотов сбор сделки
покупка 10 105.00 100.00 12:18:25
продажа 10 109.00 100.00 13.02:51

Начислено 10 900.00 Снято 10 700.00 200.00
ИТОГО

ОТКРЫТЫЕ ПОЗИЦИИ
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ
ТОРГОВ
Позиция Кол-во Цена
контр.
длинная 50 89.00

Инструмент: европейский опцион «пут» на бензин (95)
Страйк-цена – 5 700.00 р./т. Дата поставки – 29.10.01

ОТКРЫТЫЕ ПОЗИЦИИ
Позиция Кол-во Цена
контр.
длинная 30 121.00
длинная 10 122.50


Счёт: 010.0005


46
Инструмент: фьючерс на обыкновенные акции НК «ЛУКойл»
Дата поставки – 17.09.01

РАНЕЕ ОТКРЫТЫЕ ПОЗИЦИИ И СЕГОДНЯШНИЕ СДЕЛКИ
Позиция / Кол-во Цена Цена Вариац. Бирж. Время
Операция контр. закр. маржа сбор сделки
короткая 100 315.00 308.00 70 000.00 0.00 —

ИТОГО
Позиция Кол-во Цена Вариац. Бирж. Нач. Доп.
контр. маржа сбор маржа маржа
короткая 100 308.00 70 000.00 0.00 200 000.00 0.00




Счёт: 010.0006
Инструмент: обыкновенные акции НК «ЛУКойл»

СДЕЛКИ
Операция Кол-во Цена Бирж. Время
лотов сбор сделки
Продажа 30 320.00 300.00 11:36:40
Продажа 55 324.00 550.00 11:50:42
Продажа 1 324.00 10.00 11:50:44
продажа 6 324.00 60.00 11:50:46
продажа 3 324.00 30.00 11:50:48
продажа 20 324.00 200.00 11:50:50
продажа 15 323.75 150.00 11:51:05
покупка 20 315.00 200.00 11:52:35
покупка 50 315.00 500.00 11:52:48
покупка 15 316.00 150.00 11:53:12

Начислено 4 199 625.00 Снято 2 681 150.00 ИТОГО 1 518 475.00

Инструмент: фьючерс на обыкновенные акции НК «ЛУКойл»
Дата поставки – 15.10.01

РАНЕЕ ОТКРЫТЫЕ ПОЗИЦИИ И СЕГОДНЯШНИЕ СДЕЛКИ
Позиция / Кол-во Цена Цена Вариац. Бирж. Время
Операция контр. закр. маржа сбор сделки
длинная 20 321.00 311.00 –20 000.00 0.00 —
продажа 30 310.00 311.00 –3 000.00 1 500.00 16:20:40
продажа 10 309.00 311.00 –2 000.00 500.00 16:21:03
продажа 10 308.00 311.00 –3 000.00 500.00 16:21:07


ИТОГО
Позиция Кол-во Цена Вариац. Бирж. Нач. Доп.


47
контр. маржа сбор маржа маржа
короткая 30 311.00 –28 000.00 2 500.00 60 000.00 0.00


Счёт: 010.0014

Инструмент: ГКО 21151

СДЕЛКИ
Операция Кол-во Цена Бирж. Время
лотов сбор сделки
продажа 25 954.40 250.00 16:15:34
покупка 10 954.10 100.00 16:48:11
покупка 15 954.15 150.00 16:49:12

Начислено 2 386 000.00 Снято 2 385 825.00 ИТОГО 175.00

Рис. 335 Счёт-справка по результатам клиринга (пример)

Вы можете сказать: «Ничего себе справочка! Сколько в ней информации.
И во всём этом надо разбираться»? Да, надо. Хотя, собственно говоря, ничего
сложного в этой справке нет. А по поводу объёма я могу сказать, что он очень
мал. Когда я работал на РТСБ, то мне приходилось подолгу корпеть над
клирингами, состоящими из нескольких десятков страниц. Здесь же мы имеем
дело со значительно меньшим объёмом.
Итак, давайте посмотрим на первую страницу. Самая важная
информация на ней – это выписка со счёта расчётной фирмы в биржевом банке.
В ней указывается, сколько денег было на счёте до начала торгов (графа
«Сальдо входящее»), сколько фирма и её клиенты выиграли или проиграли
(графы «Дебет» и «Кредит»), сколько денег осталось на счёте (графа «Сальдо
исходящее»), сколько денег удержано в качестве залогов (графа «Залоги»), и,
наконец, сколько денег можно снять со счёта (графа «Свободно»). В нашем
примере, уважаемый читатель, подразумевается, что деньги фирмы и её
клиентов хранятся на счёте № 010 консолидировано. Это означает, что
биржевой банк не отслеживает, как общая сумма денег распределяется между
клиентами и самой фирмой. Эту операцию выполняют в самой расчётке.
Обратите внимание на то, что биржа разрешает 60% залогов (156 000.00 р. от
260 000.00 р.) внести в форме ценных бумаг.
А теперь перейдём к анализу информации, содержащейся собственно в
самом клиринге. В самом начале мы видим данные о сделках по счёту
№ 010.0001. Это трейдерский субсчёт расчётной фирмы. Через него директор
фирмы играет на рынке обыкновенных акций РАО «ЕЭС России». Сегодня он
купил 20 лотов по 5.120 р. за 1 акцию (в 1 лоте – 100 акций) и продал 15 по
5.300 р. и 10 по 5.310 р. Ну что ж, можно сказать, что день выдался удачным.
Заплатив 450.00 р. биржевого сбора, директор заработал 29 650.00 р. Это почти
$1 000 по курсу ЦБ! – И пусть вас не удивляют такие доходы: убытки бывают
не меньше. Вообще говоря, выиграть или проиграть за один день на бирже
можно очень много. Я был свидетелем того, как у нас на РБ один трейдер за
полчаса заработал на фьючерсах $500 000. Известный фьючерсный спекулянт и
теоретик Луис Борселино в своём «Учебнике по дэйтрейдингу» рассказывает,


48
как ему за десять минут удалось намыть 1 $1.3 млн. Вспоминается также вот
какой эпизод. Как-то раз брокер СТАР отправился в театр пластических
искусств (тяга к прекрасному неистребима в среде биржевых спекулянтов).
После представления СТАР пригласил коллектив театра на ужин с шампанским
и виноградом. «Валерий Владимирович» – спросила его творческий
руководитель театра Аида Чернова, – «что такое работа брокера»?
«Понимаете», – ответствовал Валера, – «это когда ты отвернулся на десять
минут и уже минус двести долларов». Этот ответ несколько смутил г-жу
Чернову: «Двести долларов зарабатывает актёр труппы в месяц, да и то, когда
мы на гастролях и когда к нам идёт публика». – Вообще говоря, в мире
финансов, как и в мире искусства, «много» и «мало» – понятия относительные.
Следующий счёт – № 010.0002 открыт для НПЗ «Русские
нефтепродукты». Этот завод хеджируется от понижения цен на бензин путём
покупки опционов «пут». В 1 контракте – 10 т бензина. Мы видим, что сегодня
хеджер не удержался и решил немного поскальпировать, заработав 400.00 р. на
сентябрьском опционе.
Счёт № 010.0005 также принадлежит хеджеру. Коммерческий банк
«Фундамент» страхуется от понижения цен на акции НК «ЛУКойл» с помощью
фьючерсов.
А вот на счёте № 010.0006 другой коммерческий банк – «Темп», уже
знакомый нам по диалогу брокера с клиентом, занимается активной
спекуляцией, причём как на акциях, так и на фьючерсах. По обыкновенным
акциям «ЛУКойла» мы видим ряд успешных сделок, которые принесли банку
солидную прибыль. Впрочем, не всё так просто: дело в том, что банк продал 130
контрактов, а откупил 85. Отсюда и такая большая сумма в графе «ИТОГО».
Для того чтобы подсчитать окончательный результат от игры на акциях,
необходимо, чтобы количество проданных контрактов совпадало с количеством
купленных. На фьючерсах игра банка была не столь успешной. Перед началом
торговой сессии у него было 20 контрактов на покупку. Сессия открылась в
16:20, когда было уже известно, что базовый актив упал до уровня 308.50 р.
(желающие освежить в памяти перипетии торговой сессии по акциям
«ЛУКойла» могут ещё раз заглянуть в параграф 9.4 Главы 9 Части II настоящего
пособия). Котировки фьючерса стали припадать, и банк, закрыв покупку,
перевернулся 2 в продажу, потеряв на этой операции 28 000.00 р.
И, наконец, на счёте № 010.0014 ОАО «Скороход» совершает сделки с
государственными облигациями, размещая в них временно свободные деньги.
Этот клиент также не отказывается от скальпов, если внутридневные колебания
цены предоставляют ему такую возможность. ОАО «Скороход» – инвестор
консервативный. Он не связывается с акциями и опционами. Ему вполне
комфортно на рынке долговых бумаг.
Итак, мы с вами просмотрели клиринг. Но чего-то в нём не хватает.
Чего? Совершенно очевидно, что в счёте-справке отсутствует информация о
количестве и наименовании ценных бумаг, принадлежащих клиентам фирмы.
Для того чтобы получить эти сведения, нам придётся обратиться в биржевой


1
Н а м ы т ь – выиграть;
2
П е р е в е р н у т ь с я – означает «поменять позицию». Например, игрок купил 10
фьючерсных контрактов. Это называется: «встать в покупку». Если затем игрок продаст 20
контрактов, то у него останется 10 контрактов на продажу. Тогда про него скажут:
«Перевернулся в продажу».


49
депозитарий и получить выписку о состоянии счёта депо № 010,
принадлежащего расчётной фирме ЗАО «Тиара» (см. рис. 336):

Биржевой депозитарий
Выписка со счёта-депо № 010 ЗАО «Тиара»
Дата: 05.09.01 г. Время: 18:00

Состояние счёта перед началом торгов
Субсчёт / Клиент Наименование Кол-во Текущая Денежная
ценной бумаги (шт.) котировка Оценка (р.)
010.0001 Акция обыкновенная 5 000 310.45 1 086 575.00
ЗАО «Тиара» НК «ЛУКойл»
Акция привилегированная 2 000 288.50 403 900.00
НК «ЛУКойл»
Акция обыкновенная 100 000 5.100 357 000.00
РАО «ЕЭС России»
010.0005 Акция обыкновенная 10 000 310.45 2 173 150.00
КБ «Фундамент» НК «ЛУКойл»
010.0006 Акция обыкновенная 35 000 310.45 7 606 025.00
КБ «Темп» НК «ЛУКойл»
Акция обыкновенная 80 000 10.45 585 200.00
НК «Сургутнефтегаз»
010.0008 Акция обыкновенная 200 310.45 43 463.00
Васильев А. В. НК «ЛУКойл»
010.0014 ГКО 21151 12 000 954.20 10 305 360.00
ОАО «Скороход» ГКО 21152 5 000 932.70 4 197 150.00
ОФЗ-ФД 27005 1 300 000 9.819 11 488 230.00

Движение бумаг по счетам
Субсчёт / Клиент Наименование Операция Кол-во
ценной бумаги (шт.)
010.0001 Акция обыкновенная Зачисление 20 000
ЗАО «Тиара» РАО «ЕЭС России» Списание 25 000
010.0006 Акция обыкновенная Зачисление 8 500
КБ «Темп» НК «ЛУКойл» Списание 13 000
010.0014 ГКО 21151 Зачисление 2 500
ОАО «Скороход» Списание 2 500

Состояние счёта после окончания торгов
Субсчёт / Клиент Наименование Кол-во Текущая Денежная
ценной бумаги (шт.) котировка Оценка (р.)
010.0001 Акция обыкновенная 5 000 308.50 1 079 750.00
ЗАО «Тиара» НК «ЛУКойл»
Акция привилегированная 2 000 284.10 397 740.00
НК «ЛУКойл»
Акция обыкновенная 95 000 5.300 352 450.00
РАО «ЕЭС России»
010.0005 Акция обыкновенная 10 000 308.50 2 159 500.00
КБ «Фундамент» НК «ЛУКойл»
010.0006 Акция обыкновенная 30 500 308.50 6 586 475.00
КБ «Темп» НК «ЛУКойл»
Акция обыкновенная 80 000 10.30 576 800.00
НК «Сургутнефтегаз»



50
010.0008 Акция обыкновенная 200 308.50 43 190.00
Васильев А. В. НК «ЛУКойл»
010.0014 ГКО 21151 12 000 954.20 10 305 360.00
ОАО «Скороход» ГКО 21152 5 000 932.30 4 195 350.00
ОФЗ-ФД 27005 1 300 000 9.805 11 471 850.00

Рис. 336 Выписка о состоянии счёта-депо в биржевом депозитарии (пример)

Разобраться в этой выписке нам не составит труда. Я думаю, уважаемый
читатель, в ней вам всё понятно. Небольшие комментарии можно дать лишь
относительно колонки «Денежная оценка (р.)». В ней, как это явствует из
названия, приведена оценка текущей рыночной стоимости актива с
поправочным коэффициентом, равным для акций 0.7, а для облигаций – 0.9. Для
чего производится эта оценка и для чего нужны эти коэффициенты? Дело в том,
что чисто теоретически может возникнуть такая ситуация, когда торговец для
покрытия своих убытков вынужден будет продать часть бумаг, и расчётным
фирмам надо знать, сколько примерно денег будет выручено от этой продажи.
Поправочный коэффициент нужен для того, чтобы предусмотреть возможное
падение курса ценных бумаг и заложить этот фактор в саму оценку. Так как
акция – бумага более волатильная, чем облигация, то поправочный
коэффициент для акций меньше.
После того, как брокерская фирма получила все необходимые
документы, специалист по работе с клиентами приступает к составлению
клиентского отчёта, называемого на западе “profit & loss statement”
(буквально – «отчёт о прибылях и убытках»). Этот документ формируется для
каждого клиента индивидуально. Давайте посмотрим на отчёт, который был
составлен для коммерческого банка «Темп» (см. рис. 337):




51
Брокерская фирма №10 ЗАО «Тиара»
Дата: 05.09.01 Время: 18:15:00

Клиентский отчёт

Наименование клиента: Коммерческий банк «Темп»
Номер клиентского субсчёта: 010.0006

Денежные средства:
Сальдо входящее: 235 000.00 р.
Оборот по кредиту: 4 199 625.00 р.
в том числе:
переведено с других счетов: 0.00 р.
средства от продажи акций: 4 199 625.00 р.
средства от продажи и/или погашения облигаций: 0.00 р.
выигрыш по фьючерсам: 0.00 р.
выигрыш по опционам: 0.00 р.
дивиденды: 0.00 р.
купонные проценты: 0.00 р.
расчёты по поставке: 0.00 р.
Оборот по дебету: 2 716 300.00 р.
в том числе:
переведено на другие счета: 0.00 р.
средства на покупку акций: 2 679 000.00 р.
средства на покупку облигаций: 0.00 р.
проигрыш по фьючерсам: 28 000.00 р.
проигрыш по опционам: 0.00 р.
расчёты по поставке: 0.00 р.
биржевой сбор: 4 650.00 р.
клиентская комиссия: 4 650.00 р.
штрафы и пени: 0.00 р.
Сальдо исходящее: 1 718 325.00 р.
Залоги: 24 000.00 р.
Свободно: 1 694 325.00 р.


Генеральный директор /Куличков Д. В./

М. П.



52
Произведённые сделки:
Инструмент: обыкновенные акции НК «ЛУКойл»

СДЕЛКИ
Операция Кол-во Цена Бирж. Время
лотов сбор сделки
продажа 30 320.00 300.00 11:36:40
продажа 55 324.00 550.00 11:50:42
продажа 1 324.00 10.00 11:50:44
продажа 6 324.00 60.00 11:50:46
продажа 3 324.00 30.00 11:50:48
продажа 20 324.00 200.00 11:50:50
продажа 15 323.75 150.00 11:51:05
покупка 20 315.00 200.00 11:52:35
покупка 50 315.00 500.00 11:52:48
покупка 15 316.00 150.00 11:53:12

Начислено 4 199 625.00 Снято 2 681 150.00 ИТОГО 1 518 475.00

Инструмент: фьючерс на обыкновенные акции НК «ЛУКойл»
Дата поставки – 15.10.01

РАНЕЕ ОТКРЫТЫЕ ПОЗИЦИИ И СЕГОДНЯШНИЕ СДЕЛКИ
Позиция / Кол-во Цена Цена Вариац. Бирж. Время
Операция контр. закр. маржа сбор сделки
длинная 20 321.00 311.00 –20 000.00 0.00 —
продажа 30 310.00 311.00 –3 000.00 1 500.00 16:20:40
продажа 10 309.00 311.00 –2 000.00 500.00 16:21:03
продажа 10 308.00 311.00 –3 000.00 500.00 16:21:07

ИТОГО
Позиция Кол-во Цена Вариац. Бирж. Нач. Доп.
контр. маржа сбор маржа маржа
короткая 30 311.00 –28 000.00 2 500.00 60 000.00 0.00

Состояние субсчёта депо и движение ценных бумаг:

Состояние субсчёта перед началом торгов
Наименование Кол-во Текущая Денежная
ценной бумаги (шт.) котировка Оценка (р.)
Акция обыкновенная НК «ЛУКойл» 35 000 310.45 7 606 025.00
Акция обыкновенная НК «Сургутнефтегаз» 80 000 10.45 585 200.00

Движение бумаг по субсчёту
Наименование Операция Кол-во
Ценной бумаги (шт.)
Акция обыкновенная Зачисление 8 500
НК «ЛУКойл» Списание 13 000




53
Состояние субсчёта после окончания торгов
Наименование Кол-во Текущая Денежная
ценной бумаги (шт.) котировка Оценка (р.)
Акция обыкновенная НК «ЛУКойл» 30 500 308.50 6 586 475.00
Акция обыкновенная НК «Сургутнефтегаз» 80 000 10.30 576 800.00
7 163 275.00
Итого:
36 000.00
В залоге:

Рис. 337 Клиентский отчёт (пример)

На титульном листе отчёта – информация общего характера, в которой
вы, уважаемый читатель, без труда разберётесь. Единственный вопрос может
возникнуть по поводу залогов. Дело в том, что клиринговая палата
заблокировала на счёте 010.0006 начальную маржу общим объёмом 60 000.00 р.
(30 контрактов по 2 000.00 р. каждый). Однако брокерская фирма удержала с
клиента всего 24 000.00 р. Почему? Дело в том, что согласно правилам нашей
гипотетической биржи 60% начальной маржи на фьючерсах можно внести
высоколиквидными ценными бумагами (об этом речь уже шла выше). Если вы
посмотрите ещё раз на клиентский отчёт в раздел «Состояние субсчёта депо и
движение ценных бумаг», то в самом низу, в таблице «Состояние субсчёта
после окончания торгов», указано, что из ценных бумаг на общую сумму
7 163 275.00 р. в залоге находится бумаг на 36 000.00 р.
Обратите внимание на то, что помимо биржевого сбора в размере
4 650.00 р., брокерская фирма взяла с клиента в свою пользу комиссию, равную
по величине биржевому сбору. Следует помнить, что брокерская фирма обязана
выставить клиенту счёт-фактуру на комиссионные.
В завершение надо отметить, что КБ «Темп» может перевести со счёта
1 694 325.00 р., однако, делать это не рекомендуется: а вдруг банк захочет
купить новые акции? Или придётся уплачивать отрицательную вариационную
маржу?
Брокерская фирма может передать отчёт клиенту лично в руки, либо
послать по факсу, либо отправить в электронном виде по каналам связи.
Следует помнить, что, подобно счёту-справке по результатам клиринга,
клиентский отчёт является официальным документом, который может служить
основанием для проведения бухгалтерских операций в бухгалтерии клиента.
На рис. 338 приведена общая схема информационных потоков при
обслуживании клиента:


Специалист по
Поручение Поручение
Клиент Брокер
работе с
Отчёт клиентами
За
Вы Кл
яв
пис ир
ка
ка инг

Биржевой Клиринговая Биржа
депозитарий палата


Рис. 338 Общая схема информационных потоков при обслуживании клиента



54
На практике мы можем встретить огромное количество отклонений от
этой схемы. Она усложняется, когда клиент начинает торговать на внебиржевом
рынке, и упрощается, когда клиринговая палата и биржевой банк ведут учёт
денег не консолидировано по расчётной фирме, а индивидуально по каждому
клиенту. В этом случае клиент становится принципалом, то есть трейдером,
торгующем на своём собственном счету.
Вы можете спросить: «Как специалист по работе с клиентами формирует
клиентский отчёт»? Конечно, можно этим заниматься вручную, при помощи
ручки и калькулятора. Но это занятие долгое и утомительное. Лучше поручить
его компьютеру. В своё время я написал на СУБД “FoxPro” 1 специальный
программный модуль, позволявший составлять и распечатывать клиентские
отчёты автоматически, на основе вводимой через клавиатуру информации о
сделках, которую я брал из счёта-справки по результатам клиринга. Мой
знакомый, глава одной из расчётных фирма РТСБ, Дима Куликов пошёл ещё
дальше. Он просто клал клиринг под сканер. В дальнейшем необходимая
информация сразу попадала в базу данных, а из неё – в клиентский отчёт. В
настоящее время любая программа автоматизации бэк-офиса позволяет
составлять и распечатывать отчёты, а также пересылать их по каналам связи. К
примеру, клиент может получить отчёт по электронной почте. А при Интернет-
трейдинге необходимость в клиентских отчётах и вовсе отпадает, так как игрок
видит всё необходимую информацию на экранах компьютера. Если же клиенту
потребуется отчёт в документарной форме, с печатью фирмы, брокерская
контора может оказать ему эту услугу без особых проблем.
После того, как мы с вами, уважаемый читатель, ознакомились с
отчётами, можно задать специалисту по обслуживанию клиентов следующий
вопрос: «А сколько всё это будет стоить»?


14.8 Тарифы
На начальных этапах развития рынка, когда круг членов биржи
представлял из себя своеобразный «элитный клуб», тарифы (charges) были
достаточно высокими. Иногда дело доходило до абсурда. Так, например, в
начале 70-х годов ХХ века в США инвестор, желавший купить 1 000 акций по
$50 каждая, вынужден был платить комиссионные в размере $2 500, то есть 5%
от сделки! Комиссия за полный операционный оборот (commissions per round
turn) составляла, таким образом 10%! 1 мая 1975 г. в ответ на настойчивые
рекомендации SEC, NYSE разрешила брокерским фирмам с целью привлечения
клиентов снижать комиссию. Американцы назвали эту ситуацию «большой
взрыв». В дальнейшем тарифы неуклонно снижались. Дело дошло до того, что в
2000 – 2001 годах некоторые фирмы предлагали своим клиентам бесплатное (!)
обслуживание, лишь бы игрок задепонировал деньги на счёте фирмы. Почему
компании пошли на такой беспрецендентный шаг? Дело в том, что …

NB. Многие фирмы тайно играют на деньги клиентов.


1
С У Б Д – система управления базой данных. “FoxPro” – СУБД фирмы “Microsoft”.



55
Этот «номер» проходит в том случае, если биржевой банк ведёт счёт
брокерской конторы консолидировано, без разбивки на субсчета.
У нас в России с тарифами дело обстоит несколько иначе: они то
снижаются, то увеличиваются. По своему опыту помню: в середине 90-х наша
расчётная фирма обслуживала клиентов за $100 в месяц, без каких-либо
дополнительных выплат. Брокер СТАР, как харизматическая личность, платил
$50. Однако с началом торговли через АРМ стоимость клиентского
обслуживания возросла. Помню, не моргнув глазом, предложил очаровательной
женщине, Надежде Васильевне Яковлевой, обслуживаться за $400 в месяц. И
она согласилась. Потом, правда, меня начала мучить совесть. Больше $200 за
АРМ с клиента брать было бы наглостью. Хотя кто знает?
При установлении тарифов мы руководствовались следующими
соображениями. Пусть расходы (expenses) на обслуживание клиентов
составляли $1000 в месяц. У нас десять клиентов. Значит, каждый будет
платить:

$1000 / 10 = $100

Это такая плата за обслуживание, которая выводит фирму на нижнюю
границу окупаемости. Конечно, хочется ещё и получать доход. С этой целью
можно «накинуть» каждому клиенту долларов по двадцать. Или поставить
следующее условие: совершая сделку, клиент платит биржевой сбор бирже
плюс комиссионные брокерской фирме, равные биржевому сбору. Следует
помнить:

NB. Тарифы на брокерское обслуживание специально оговариваются в
соответствующем договоре.

Будучи однажды установленными, тарифы имеют тенденцию
сохраняться. Это означает, что клиент крайне неохотно идёт на пересмотр
тарифов в сторону увеличения. На практике это приводило к тому, что когда
расходы на обслуживание возрастали, или количество клиентов уменьшалось,
брокерская фирма некоторое время работала себе в убыток. Ну что ж, таковы
суровые реалии рынка. Иногда, правда, я наблюдал другую картину:
обслуживание клиентов давало фирме стабильный доход.
В настоящее время тот же СТАР обслуживается в фирме «АЛОР-
инвест». Он сидит в дилинговом зале с табличкой «VIP-клиенты» 1 на входной
двери и торгует акциями через Интернет. За каждую сделку, скажем, по акциям
РАО «ЕЭС России», брокерская фирма берёт с нашего героя 3 пипса. Что это
означает? Если СТАР купил 1 контракт по 2.972 р., то «чистая» цена покупки
составит 2.975 р. Комиссия составляет, таким образом, 0.3% от суммы сделки.
Кроме того, за компьютер СТАР платит $150 в месяц. Совершенно очевидно,
что чем большей суммой ворочает 2 игрок, тем дешевле в процентом отношении
для него будет обслуживание в брокерской фирме.




1
V I P – сокр. от англ. “Very Important Person” – «очень важная персона»;
2
В о р о ч а т ь – оперировать большой суммой денег.


56
В качестве примера, сколько стоит сегодня в России работать на
фондовом рынке, позвольте привести тарифы на обслуживание клиентов в
инвестиционной компании «ЛУКойл-Резерв-Инвест» 1 (см. рис. 339):

Тарифы на предоставление услуг системы интренет-
трейдинга «ActiveTrade»

Вид услуг Стоимость
Подключение к системе интренет- Бесплатно
трейдинга «ActiveTrade»
Абонентская плата за использование Бесплатно
системы интернет-трейдинга
«ActiveTrade»
Доступ к информационным ресурсам Бесплатно
организаторов торговли и/или
информационных агентств

Тарифы на брокерское обслуживание 2

1. Расчётно-кассовое обслуживание – БЕСПЛАТНО
2. Фондовая секция ММВБ, МФБ, СГК РТС, СПВБ:

Тарифный план «Эталон»

Дневной оборот Клиента за торговый Вознаграждение Брокера, % от
день оборота Клиента за день
до 1 000 000 руб. 0.1

<<

стр. 2
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>