СОДЕРЖАНИЕ


Кадикова Р.Ш., доцент кафедры
философии, социологии и
политологии БГПУ
Разработка социологических проблем в БГПИ (1977 – 1999)

Мощный импульс социологическим исследованиям в Башгоспединституте придало создание кафедры научного коммунизма в январе 1977. У истоков кафедры стоял известный в стране и РБ ученый, доктор философских наук, профессор Дж. М. Гилязитдинов, возглавлявший ее в течение 10 лет. При кафедре была организована социологическая лаборатория, ставшая научной школой для многих социологов республики. Наряду с кафедрой научного коммунизма и социологической лабораторией при ней УАИ (ныне УГАТУ), она превратилась в одну из признанных научным сообществом социологических фирм СССР в 70-80 годы.
Первый состав коллектива включал известных ученых и педагогов высшей школы – заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор Гилязитдинов Дж.М., кандидаты философских наук, доценты Агишев Р.М., Чухров В.Г., чуть позже кафедра пополнилась целым рядом вновь защитившихся кандидатов наук, большая часть которых начинала свой путь в хоздоговорной социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации. Со дня основания кафедры функционировала при ней и госбюджетная лаборатория эффективности преподавания общественных наук в высшей школе.
Направленность деятельности лаборатории определялась научными интересами руководителя, заведующего кафедрой, профессора Гилязитдинова Дж.М., вокруг которого затем сложился коллектив единомышленников. В 70-е – начале 80-х годов он специализировался на исследовании проблем теории, методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах, научных основ управления идейно-воспитательной работы, коммунистического воспитания молодежи и ряда других актуальных вопросов теории научного коммунизма, являлся одним из крупнейших специалистов по теории коммунистического воспитания, идеологической работы и управления социальными процессами.
Им был внесен немалый вклад в исследование таких проблем коммунистического воспитания и социального управления, теории пропаганды и агитации, как анализ закономерностей развития и функционирования пропаганды и агитации на этапе зрелого социализма в условиях развертывающейся научно-технической революции; анализ целей, функций, содержания, средств и форм пропаганды и агитации; раскрытие теоретических и методологических основ выработки критериев и показателей эффективности пропаганды и агитации. Впервые им были выдвинуты и обоснованы важные проблемы эффективности пропаганды и агитации. В их числе обоснование определения эффективности пропаганды и агитации через цель, задачи, направления и содержание; общие и специфические критерии различных видов пропаганды и агитации; сущность эффективности управления пропагандой и агитацией; критерии их определения, факторная эффективность и другие.
Профессор Гилязитдинов Дж.М. осуществлял организационное руководство всеми проводившимися исследованиями, проведением полевых исследований, написанием отчетов, справок и рекомендаций по их итогам. С 1973 года возглавил созданную по его инициативе социологическую лабораторию эффективности пропаганды и агитации, которая вначале функционировала в рамках социологической лаборатории при кафедре научного коммунизма УАИ под общим руководством Аитова Н.А., а с 1977 года как самостоятельное подразделение в Бащгоспединституте под его руководством.
Он разработал основы написания методик определения эффективности пропаганды и агитации и составления документов для сбора первичной социологической информации. Участвовал в написании ряда методик определения эффективности различных видов пропаганды и агитации, многие из которых активно использовались научными и практическими работниками.
Разработка программ и инструментариев социологического исследования осуществлялась неоднократно в творческом сотрудничестве с научными работниками кафедр социологической работы НИИ АОН при ЦК КПСС. Профессор Гилязитдинов Дж.М. принимал участие и возглавлял работу по написанию отчетов по итогам социологических исследований различных видов пропаганды и агитации для отдела пропаганды ЦК КПСС, отдела пропаганды и агитации Башкирского обкома КПСС, в работе горкомов и райкомов партии, справок, записок, и докладных, содержащих конкретные рекомендации, направленные на дальнейшее повышение эффективности политического и экономического образования, агитации, политического информирования.
В конце 70-х гг. под его руководством были защищены первые кандидатские диссертации Дремина Л.И., Салиева Р.З. по актуальным проблемам эффективности пропаганды и агитации, с использованием материалов социологических исследований лаборатории.
Он принимал активное участие в разработке актуальной проблемы - определение эффективности различных направлений коммунистического воспитания, путей повышения роли пропаганды и агитации в идейно-политическом и нравственном воспитании трудящихся. Консультировал написание кандидатской диссертации Иксановой Ф.А. и Сафиуллиной (Кадиковой) Р.Ш. по этим проблемам.
Гилязитдинов Дж.М. активно участвовал в разработке проблемы «Теория, методология и методика определения эффективности политического и экономического образования молодежи». В разработке этих проблем он тесно сотрудничал с научными работниками ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Вклад его в исследование этих проблем заключался в разработке вопросов экономического и политического образования молодежи, в анализе особенностей молодежи как объекта пропаганды, в изучении эффективности деятельности пропагандистов, системы комсомольской политической учебы, в руководстве и личном участии в написании методики определения эффективности комсомольской политической учебы.
Участие во внедрении результатов исследования эффективности пропаганды и агитации в практику коммунистического воспитания молодежи выразилось в написании методики определения эффективности различных видов пропаганды и агитации, в издании учебных планов и программ для университетов марксизма-ленинизма, подготовке и проведении научно-практических конференций, в обучении идеологических и пропагандистских комсомольских кадров, в чтении курса «Методика партийной учебы» в университете марксизма-ленинизма и т.д. Принимал участие в написании ряда записок, содержащих рекомендации по повышению эффективности идейно-воспитательной работы среди молодежи, записок в отдел пропаганды ЦК ВЛКСМ в связи с подготовкой к XVII и XVIII съездам ВЛКСМ.
Профессор Гилязитдинов Д.М. входил в число первых специалистов, положивших начало исследованию информационного обеспечения идеологической работы, оптимизации обратной связи, созданию и эксплуатации информационно-анализирующих систем в идейно-воспитательной работе трудовых коллективов, в создании в ней подсистем воспитательной работы комсомольской организации. Приоритет в разработке этих проблем заключался в анализе теоретических, методологических и методических основ совершенствования обратной связи, создании и эксплуатации различных типов информационно-анализирующих систем с использованием в обработке и анализе информации средств малой механизации счетных работ, счетно-перфорационных машин и ЭВМ, в участии и разработке типовых документов и методических рекомендаций по их использованию, в руководстве процессом создания информационно-анализирующих систем на уровне промышленных предприятий городов Туймазы, Салавата и Белорецка, в руководстве и личном участии в подготовке, проведении и выработке рекомендаций республиканских научно-практических конференций по проблеме совершенствования информационного обеспечения идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах.
В числе некоторых других аспектов Гилязитдинов Д.М. проводил в этот период разработку актуальной проблемы определения эффективности управления идейно-воспитательной работой. Под его руководством, в соавторстве с Федоровой М.И., защитила кандидатскую диссертацию Багрянцева И.И. по вопросу эффективности управления политической учебы молодежи. Он консультировал также сотрудника кафедры и лаборатории Егорышева С.В., защитившего кандидатскую диссертацию об эффективности управления нравственным воспитанием в трудовом коллективе.
Гилязитдинов Дж.М. относится к числу первых в стране специалистов, начавших совместно с коллегами научную разработку проблем эффективности преподавания общественных наук в высшей школе. Вклад его в исследование этой проблемы состоит в изучении теоретических, методологических и методических основ эффективности преподавания марксистко-ленинской теории в высшей школе и путей ее повышения, в выработке документов для определения эффективности преподавания научного коммунизма. Под его руководством написана кандидатская диссертация Ибрагимовой М.Р. о проблемах реализации функций общественных наук в высшей школе развитого социализма. Результаты этого исследования доведены до практических рекомендаций, направленных на дальнейшее повышение эффективности воспитания студенческой молодежи. Это нашло свое выражение в изданных под его руководством с личным участием: учебной программы по теоретическим основам ОПП – «Основы организационной и воспитательной работы в трудовом коллективе», учебного плана курса «Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма», учебных планов отделений пропагандистов и политинформаторов ФОПОв высших учебных заведений. В порядке внедрения результатов этих и других исследований для студентов читался спецкурс «Теория и методика политико-воспитательной работы», лекции по теории и методике пропаганды для слушателей факультетов общественных профессий.
В целом комплекс исследований, проводившихся под руководством профессора Гилязитдинова Дж.М. в течение 10 лет (с 1973 г., в рамках БГПИ с 1977 г.), нашел воплощение в общей теме «Разработка проблем теории, методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах зрелого социалистического общества и внедрение результатов исследований в практику коммунистического воспитания молодежи», которая была выдвинута Башгоспединститутом на соискание премии Ленинского комсомола в области науки. Результаты проведенных исследований были отражены в 208 опубликованных работах, 6 методиках по определению эффективности различных видов пропаганды и агитации, 7 учебных планах и учебных программах, более 60 примерных типовых документах по определению эффективности политического и экономического образования, системы комсомольской политической учебы, агитации и политической информации, изучению эффективности преподавания общественных наук.
Эти исследования были проведены по актуальным проблемам теории и практики коммунистического воспитания и социального управления. В те годы важность изучения этих проблем вытекала из решений XXVI съезда партии, июньского (1983 г.) и февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, постановлений ЦК КПСС по вопросам идеологической работы, науки и высшей школы. В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС было отмечено: «Важно вести систематические научные исследования эффективности воспитательной работы». В их числе и исследования вопросов теории, методологии и методики идейно-воспитательной работы с молодежью находились на переднем крае науки и имели большое теоретическое и практическое значение.
Исследования осуществлялись по планам работ Общественного Совета социологических исследований Башкирского Обкома КПСС, социологической группы Башкирского обкома ВЛКСМ, плана научно-исследовательской работы кафедры научного коммунизма и социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации Башгоспединститута. Проведение некоторых исследований осуществлялось в творческом сотрудничестве с кафедрой идеологической работы и отделом идеологической работы НИИ АОН при ЦК КПСС, отделом идейно-политического воспитания молодежи НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ.
Исследования этих лет были доведены до научно обоснованных выводов и рекомендаций, которые использовались партийными и комсомольскими организациями трудовых коллективов Башкирии в практике идейно-воспитательной работы с молодежью.
Научное значение проведенных исследований состояло в разработке ряда актуальных проблем воспитания молодежи. Коллективами кафедры и лаборатории был внесен значительный вклад в разработку таких узловых проблем определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах, как:
Анализ закономерностей развития и функционирования пропаганды и агитации на этапе зрелого социализма.
Изучение влияния научно-технической революции на содержание, средства и формы пропаганды, агитации и информирования.
Рассмотрение перспективных, этапных и текущих целей, задач, функций, содержания, средств, форм и методов пропаганды и агитации в трудовых коллективах.
Исследование сущности, содержания и особенностей эффективности идейно-воспитательной работы с молодежью в трудовых коллективах и таких ее средств, как пропаганда и агитация.
Рассмотрение общих и специфических критериев эффективности пропаганды и агитации, систем показателей и индикаторов по различным системам критериев.
Изучение социальной и экономической эффективности пропаганды и агитации.
Исследование проблем методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации, методики сбора, обработки и анализа социальной информации, необходимой для этой цели.
Исследование проблем методологии и методики управления процессами агитационной и пропагандистской работы с молодежью в трудовых коллективах. Определение специфики управления этими процессами.
Исследование проблем теории, методологии и методики определения эффективности управления агитацией и пропагандой, выявление общих и специфических критериев ее определения.
Исследуя указанные выше и другие проблемы определения эффективности пропаганды и агитации в системе коммунистического воспитания молодежи, коллектив кафедры и лаборатории внес значительный вклад в их разработку. При этом ряд актуальных и существенных вопросов были разработаны впервые. К числу этих проблем относятся:
определение эффективности пропаганды и агитации через систему планируемых и прогнозируемых показателей, разрабатываемых исходя из цели, функции и содержания конкретных видов идеологической работы;
учет специфики конкретных видов и форм пропаганды и агитации, дифференцированное изучение эффективности различных средств и форм политического и экономического образования, агитации;
исследование эффективности управления пропагандой и агитацией, обоснование понятия факторной эффективности применительно к руководству этими участками идеологической работы, разработка критериев и показателей эффективности действия основных факторов и условий, от которых зависит уровень эффективности, выявление специфических критериев эффективности управления;
изучение экономической эффективности экономического образования и других видов пропаганды и агитации наряду с анализом ее на основе коэффициента редукции труда, обоснование возможности определения эффективности пропаганды и агитации по коэффициенту интенсивности труда и некоторым другим показателям;
учет особенностей различных категорий трудящихся, особенно молодежи при определении эффективности идейно-воспитательной работы, анализ зависимости показателей эффективности от специфики объекта исследования;
исследование проблем методологии и методики обработки социальной информации при определении эффективности пропаганды и агитации. Изучение особенностей обработки информации на ЭВМ, с помощью СПМ и средствами малых вычислительных машин (СММ). Написание программ для обработки информации на ЭВМ. Выявление своеобразия использования коэффициентов корреляции и некоторых других математико-статистических методов при определении эффективности пропаганды и агитации.
Существенный вклад был внесен в разработку теории обратной связи в идейно-воспитательной работе и выявление ее места в определении эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах. Особенно большое теоретическое значение имела разработка следующих аспектов этой актуальной в тот период проблемы:
Место и роль обратной связи в общей системе идейно-воспитательной работы в трудовом коллективе.
Пути совершенствования обратной связи в идейно-воспитательной работе трудового коллектива, превращение ее в постоянно-действующую на основе достижений современной науки и техники.
Создание и эксплуатация информационно-анализирующих систем в идейно-воспитательной работе трудового коллектива, создание в ней подсистемы идейно-воспитательной работы комсомольской организации.
Пути и методы использования информационно-анализирующей системы в идейно-воспитательной работе трудового коллектива и подключение ее к существующим АСУ предприятия.
Исследование путей и методов использования различных информационно-анализирующих систем для практического определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах.
Коллективы кафедры и лаборатории под руководством профессора Гилязитдинова Дж.М. могут быть отнесены к числу первых исследователей такой важной проблемы, как определение эффективности преподавания общественных наук, эффективности их изучения студенческой молодежью.. В процессе изучения этой темы были выдвинуты и обоснованы такие теоретические проблемы, как:
анализ целей, задач, функций преподавания общественных наук в высшей школе;
выявление специфики определения эффективности преподавания общественных наук и изучение студентами марксистко-ленинской теории;
разработка критериев определения изучения студентами общественно-политических дисциплин;
вопросы методологии и методики определения эффективности преподавания общественных наук.
Эти аспекты проблемы применительно к современности актуальны и сегодня.
Одной из главных особенностей исследований тех лет являлось то, что они носили как теоретический, так и ярко выраженный прикладной характер. Все исследования доводились до научно обоснованных выводов и практических рекомендаций, пригодных для использования в идейно-воспитательной работе с трудящимися, молодежью партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями. Разработка конкретных практических рекомендаций и их внедрение в практику воспитательной работы в трудовых коллективах осуществлялось по нескольким направлениям. Важнейшими из них являлись следующие направления.
I. Разработка методик определения эффективности деятельности различных видов пропаганды и агитации. Коллективом был издан ряд методик для определения эффективности пропаганды и агитации:
Методика текущего определения эффективности экономической учебы слушателей в производственном коллективе. Уфа, 1977;
Методика определения эффективности работы агитаторов. Уфа, 1979;
Методика определения социальной и экономической эффективности экономического образования на уровне предприятия (объединения). Уфа, 1981;
Методика текущего определения эффективности партийной учебы. Уфа, 1983;
Методика текущего определения эффективности школ коммунистического труда в трудовых коллективах. Уфа, 1983;
Методика текущего определения эффективности комсомольской политической учебы. Уфа, 1983.
Эта работа была продолжена и в последующие годы. Были изданы
методики для оперативного определения эффективности партийной учебы, школ коммунистического труда, комсомольской политической и экономической учебы, методики осуществления обратной связи в идейно-воспитательной работе. В рамках госбюджетной лаборатории эффективности преподавания общественных наук при кафедре велась разработка методики определения эффективности преподавания научного коммунизма и других общественных наук.
Эти методики активно использовались в практике работы научных коллективов, партийной и комсомольской организации трудовых коллективов для определения эффективности различных средств идеологической работы, для разработки и реализации мер по ее повышению.
II. Другим важным направлением было написание и издание учебных планов, учебных программ для университетов марксизма-ленинизма, для высших учебных заведений:
Примерные учебные планы и программы отделения комсомольского пропагандиста факультета идеологических кадров университета марксизма-ленинизма. М., 1977;
Основы организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе: Учебная программа для ВУЗов. Уфа, 1982;
Учебный план отделения пропагандистов факультета общественных профессий высшего учебного заведения (Специализация «Научный коммунизм»). Уфа, 1983;
Примерные учебные планы и программы отделения пропагандистов-экономистов факультета общественных профессий высшего учебного заведения. Уфа, 1977;
Методика экономического образования: Программа для университетов марксизма-ленинизма. Уфа, 1977;
Учебный план отделения политинформаторов ФОПа. Уфа, 1984;
Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма: Учебный план факультативного курса для высших учебных заведений. Уфа, 1984.
III направление – это издание специальных документов для определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах. Всего было подготовлено более 60 документов. Они периодически использовались комсомольскими комитетами, партийными работниками для изучения эффективности пропаганды и агитации, в том числе среди молодежи, для выявления эффективности политического, трудового, нравственного воспитания молодежи, для осуществления постоянно-действующей обратной связи в идейно-воспитательной работе в коллективе, для исследования эффективности изучения студентами общественных наук.
IV. Еще одно важное направление деятельности – участие в подготовке и проведении всесоюзных, республиканских и городских научно-практических и научно-методических конференций. Всего за эти годы было проведено 18 конференций. Важнейшими из них, вызвавшими наибольший интерес научной общественности и работников партийных и комсомольских комитетов, являлись следующие конференции.
- «Трудовой коллектив и коммунистическое воспитание трудящихся» (г. Туймазы, 1976 г.);
- «Пути повышения роли экономического образования в улучшении эффективности производства и качества работы в свете решений XXV съезда КПСС» (г. Салават, 1977 г.);
- «XXV съезд КПСС и пути совершенствования политической и научно-технической агитации» (г. Уфа, 1978 г.);
- «Теоретические, методологические и методические проблемы создания информационно-анализирующей системы в идейно-воспитательной работе» (г. Уфа, апрель 1978 г.);
- «XXV съезд КПСС и пути совершенствования нравственного воспитания как составной части комплексного подхода к идейно-воспитательной работе в производственном коллективе» (г. Белорецк, июнь 1978 г.);
- «Теория, методология и методика определения эффективности экономического образования на уровне предприятия и объединения» (г. Уфа, июнь 1979 г.);
- «Пути совершенствования информационного обеспечения идейно-воспитательной работы в трудовом коллективе в свете решений XXV съезда КПСС, постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (г. Туймазы, июнь 1979 г.);
- «XXVI съезд КПСС и проблемы разработки показателей эффективности идеологической работы в трудовых коллективах» (г. Уфа, 1981 г.);
- «XXVI съезд и пути повышения роли общественного мнения в воспитательной работе в трудовых коллективах» (г. Уфа, 1982 г.);
- «Пути повышения эффективности нравственного воспитания в трудовых коллективах в свете решений XXVI съезда КПСС и постановления июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС» (г. Салават, 1983 г.) и другие.
Эти и другие конференции проводились при активном участии членов кафедры научного коммунизма, других общественных кафедр, сотрудников лаборатории эффективности пропаганды и агитации. К каждой конференции готовились планшеты таблиц по результатам социологических исследований, рекомендации конференции. Тезисы докладов и выступлений и рекомендации этих конференций были опубликованы.
V. Существенным направлением работы коллектива выступало и представление обстоятельных записок, подробных справок в партийные и комсомольские комитеты. Только во всесоюзные и республиканские органы было представлено более 30 подобных записок. Несколько записок было направлено в Отдел пропаганды ЦК КПСС. В Отдел пропаганды ЦК КПСС были также представлены два специальных капитальных отчета по проблемам: «Эффективность политического информирования и пути его повышения» и «Функции агитаторов в развитом социалистическом обществе и пути их реализации», а также ряд отчетов по эффективности экономического образования.
В процессе подготовки к XVII и XVIII съездам комсомола были представлены записки в Отдел пропаганды ЦК ВЛКСМ.
Многие записки были представлены в обком КПСС и обком ВЛКСМ.
Во всех этих документах содержался обстоятельный анализ результатов исследований эффективности воспитательной работы с трудящимися, молодежью и обоснованные конкретные рекомендации.
VI. Одним из направлений деятельности было участие в подготовке вопросов на бюро, пленумы обкома КПСС, обкома ВЛКСМ, городских и районных партийных комитетов. Научные работники участвовали по заданию партийных и комсомольских комитетов в проведении общественных социологических исследований. Результаты этих исследований представлялись в партийные и комсомольские комитеты в виде справок и рекомендаций по совершенствованию идеологической работы.
VII. Участие в подготовке общественных идеологических кадров по идейно-воспитательной работе в трудовых коллективах также занимало значительное место. Ряд членов кафедры Гилязитдинов Дж.М., Ибрагимова М.Р., Иксанова Ф.А., Адигамов И.А. читали для студентов лекции по курсу «Теория и методика политического воспитания в трудовом коллективе», а также лекции по теории и методике пропаганды для слушателей отделения пропагандистов ФОПа БГПИ. Члены кафедры Гилязитдинов Дж.М., Адигамов И.А., Иксанова Ф.А., Сафиуллина Р.Ш., Дремин Л.И. и другие читали лекции в университете марксизма-ленинизма по курсу «Методика политической учебы», выступали с лекциями на семинарах, курсах, проводимых для партийных и комсомольских работников, для пропагандистско-агитационных кадров.
VIII. Кроме этих направлений деятельности ценным являлось и непосредственное участие во внедрении в трудовых коллективах постоянно-действующей системы обратной связи в идейно-воспитательной работе на базе достижений современной науки и техники. В практику идейно-воспитательной работы внедрялась информационно-анализирующая система с использованием ЭВМ. Было положено начало внедрению системы определения эффективности преподавания научного коммунизма в институте. Эти работы являлись примером проведения идеологических экспериментов в идейно-воспитательной работе.
Следует отметить, что в исследовании комплексной темы «Разработка проблем теории, методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах зрелого социалистического общества и внедрение результатов исследований в практику коммунистического воспитания молодежи» внесли свой вклад практически все члены кафедры научного коммунизма и сотрудники хозрасчетной социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации.
Думается, не будет лишним поименно отметить творческий вклад каждого из них.
Адигамов Ильдус Анасович, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры научного коммунизма, впоследствии доцент, заведующий кафедрой научного коммунизма, теории социализма, социологии и политологии БГПИ, сменивший профессора Гилязитдинова Дж.М. на этом посту, затем начальник государственно-правового управления администрации Президента РБ, Госсекретарь, Председатель Конституционного суда Республики Башкортостан.
В период разработки отмеченной комплексной темы наибольший личный вклад внес в изучение проблемы учета особенностей различных категорий трудящихся при определении эффективности пропаганды и агитации. Им были сформулированы имеющие теоретическое и практическое значение положения об общем и особенном в социальной структуре городского населения различных регионов, что необходимо учитывать при изучении эффективности идейно-воспитательной работы в производственных коллективах и по месту жительства в городах. Учет особенностей различных категорий населения в идеологической деятельности партийных, профсоюзных и комсомольских организаций позволяло более дифференцированно проводить политико-воспитательную и массово-агитационную работу, полнее удовлетворять интересы и запросы трудящихся и всего населения, расширить диапазон влияния идеологических средств воспитания.
Адигамовым И.А. был сделан ряд важных выводов об особенностях объектов различных видов пропаганды и агитации. Им были разработаны критерии и показатели эффективности политической и экономической учебы, массово-политической работы для разных категорий трудящихся, в частности, молодежи.
Он участвовал в исследовании вопросов эффективности политического и экономического образования, деятельности коллективов агитаторов, институтов политинформаторов в трудовом коллективе. Значителен был вклад Адигамова И.А. в разработку теоретических, методологических и методических основ создания и эксплуатации постоянно-действующей информационно-анализирующей системы в идейно-воспитательной работе трудового коллектива. Им сформулированы особенности использования в воспитательной работе обратной информации, поступающей в управляющие органы трудового коллектива от субъекта идеологической работы. Разработаны рекомендации по их реализации для повышения эффективности идейно-воспитательной работы, проводимой в коллективе общественными активистами. Адигамов И.А. участвовал в разработке типовых документов для определения социальной и экономической эффективности отдельных направлений и средств коммунистического воспитания и рекомендаций по их использованию.
Существенный вклад внес в разработку методик определения эффективности работы агитаторов, экономического образования, партийной учебы, школ коммунистического труда, комсомольской политической учебы. Личный вклад Адигамова И.А. в разработку этих методик заключался в том, что им была обоснована необходимость учета при определении эффективности конкретных средств коммунистического воспитания специфики различных категорий трудящихся не только по регионам, но и по возрасту, полу, социальной и национальной принадлежности.
Участвовал в составлении социологического инструментария исследования эффективности партийной учебы, экономического образования, школ коммунистического труда, агитаторов, комсомольской политической учебы.
В качестве организатора и непосредственного исполнителя занимался проведением полевых социологических исследований в промышленных производственных коллективах в г. Белорецке, Кумертау, Салавате, Туймазы, в сельских трудовых коллективах Туймазинского, Дюртюлинского, Альшеевского и ряда других районов.
Принимал участие в обработке, анализе и теоретическом обобщении результатов всех основных полевых социологических исследований. Внедрение в практику итогов этой работы выразилось в публикациях Адигамова И.А., написании отчетов, справок, докладных по итогам проведенных исследований, в рекомендациях научно-практических конференций и выступлениях на них.
Непосредственное участие принимал во внедрении в практику идейно-воспитательной работы партийных, профсоюзных и комсомольских организаций производственных коллективов результаты исследований. Это выразилось в непосредственном участии во внедрении методики определения эффективности различных видов пропаганды и агитации в практику работы партийных комитетов, в подготовке материалов для решений партийных комитетов и т.п.
Десяткина Марина Вячеславовна – целевой аспирант кафедры научного коммунизма Башгоспединститута, была ассистентом кафедры научного коммунизма и научным сотрудником социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации Башгоспединститута. Ныне доцент кафедры философии, социологии, политологии, докторант Башгоспедуниверситета.
Творческий вклад Десяткиной М.В. в разработку проблем теории, методологии и методики пропаганды и агитации наиболее отчетливо выразился в выработке критериев и показателей при определении социальной и экономической эффективности экономического образования, эффективности школ коммунистического труда в политическом, экономическом, трудовом, профессиональном, нравственном и эстетическом образовании и воспитании трудящихся.
Десяткиной М.В. внесен значительный вклад в разработку проблем эффективности системы экономического образования, особенно связанных с нравственным воспитанием в трудовом коллективе, нравственной культурой личности. Ею были изучены мотивы учебы членов трудового коллектива, в том числе молодых работников, в системе экономического образования, обобщено отношение к уровню организации функционирования данного вида учебы, проанализирована эффективность экономического образования и воспитания в коллективе по таким показателям, как участие обучающихся в социалистическом соревновании, в движении рационализаторов и изобретателей, умение делать экономические расчеты своей трудовой деятельности, обосновывать свои производственные планы и обязательства и т.п.
Десяткина М.В. принимала участие во всех видах работы социологического исследования - от разработки документов, проведения полевых исследований, подготовки информации к обработке до анализа и обобщения материалов после машинной обработки, написания справок и отчетов по итогам исследований.
Будучи непосредственным участником в анализе социологической информации, полученной в ходе полевых исследований, выступала соавтором ряда отчетов, в которых давался конкретный анализ эффективности политического и экономического образования, содержались научно-обоснованные прогнозы и практические рекомендации. Ею были разработаны такие документы, как «Журнал пропагандиста», «Бланк пропагандиста», «Бланк рецензии занятия», «Ведомость аттестации слушателей школ коммунистического труда», а также ряд документов для методик определения эффективности партийной учебы, комсомольской политической учебы, экономического образования, эффективности преподавания общественных наук в высшей школе.
Десяткина М.В. принимала участие в написании методик по определению эффективности партийной учебы, школ коммунистического труда, комсомольской политучебы. Вклад ее в составление этих методик выражался в выявлении факторов, способствующих повышению эффективности политического просвещения в различных формах пропаганды, в выяснении показателей, по которым определялась эффективность учебы.
Десяткина М.В. провела значительную работу по составлению учебных планов и программ, методик и документов определения различных видов пропаганды и агитации.
Егорышев Сергей Васильевич – ассистент, затем старший преподаватель, доцент кафедры научного коммунизма, социологии и политологии Башгоспединститута, в настоящее время заместитель начальника по науке Уфимского юридического института МВД РФ. Специализировался по проблеме исследования теоретических и методологических основ определения эффективности управления пропагандой и агитацией. Им была разработана и предложена методика выработки критериев и показателей эффективности идейно-воспитательной работы и управления этим процессом.
Внес большой вклад в разработку малоизученных, приобретших в тот период особую актуальность в свете решений XXVI съезда КПСС проблем совершенствования управления процессами нравственного воспитания в трудовом коллективе. Им, во многих случаях впервые, были сформулированы некоторые теоретические проблемы оптимизации воспитательной деятельности в коллективе с использованием данных социологических исследований, сделаны важные и имеющие большое практическое значение выводы и рекомендации по совершенствованию отдельных элементов управления.
Принимал активное участие в исследовании эффективности систем политического и экономического образования ряда предприятий республики. Был непосредственным организатором и исполнителем многих видов научных работ, выполненных коллективом кафедры и лаборатории, в том числе и в создании методик по определению эффективности работы агитаторов, экономического образования, партийной учебы, комсомольской политучебы, школ коммунистического труда.
Егорышев С.В. участвовал в разработке документов исследования эффективности политического и экономического образования трудящихся, выработке рекомендаций по их использованию. В течение ряда лет в качестве научного руководителя темы и ответственного исполнителя проводил социологические исследования на предприятиях городов Туймазы, Салавате, Белорецке. На основе анализа полученных данных им написан ряд отчетов, справок в партийные и комсомольские комитеты, которые использовались в подготовке различных управленческих решений по совершенствованию функционирования средств коммунистического воспитания трудящихся. По итогам научных исследований выступал на Всесоюзных, республиканских научно-практических конференциях.
Внес большой вклад по внедрению рекомендаций и предложений, сделанных на базе проведенных исследований, в практику идеологической работы партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Активно участвовал в создании на ряде предприятий республики постоянно-действующей системы обратной связи в управлении идеологической работой, имеет по этой проблеме ряд публикаций.
Ибрагимова Мирра Рахимовна – доцент кафедры научного коммунизма, кандидат философских наук. Принимала участие в разработке комплексной проблемы теории, методологии и методики определения эффективности пропаганды и агитации. Она являлась ведущим специалистом по теории коммунистического воспитания, по проблемам теории, методологии и методики преподавания общественных наук в высшей школе. Кроме того, Ибрагимова М.Р. принимала участие в составе коллектива авторов в разработке и создании методик определения эффективности пропаганды и агитации в трудовых коллективах.
Несомненный личный вклад в развитие теории коммунистического воспитания молодежи выражается в исследовании Ибрагимовой М.Р. основных факторов, способствующих возрастанию роли общественных наук в формировании мировоззрения студенческой молодежи. Ибрагимовой М.Р. принадлежит приоритет в анализе теоретических и методологических проблем развития и реализации функции преподавания общественных наук в высшей школе. Большую ценность представляет исследование путей, средств и форм повышения эффективности воздействия воспитательных возможностей общественных наук на дальнейшее всестороннее совершенствование личности студента, его ценностных ориентаций и установок на активное включение во все сферы общественной жизни общества.
Ибрагимова М.Р. впервые выделила некоторые новые функции преподавания общественных наук, осуществление которых имеет большое значение в формировании различных структурных элементов мировоззрения студенческой молодежи в стенах высшей школы, подготовки ее к будущей профессии.
Проблема исследования эффективности преподавания общественных наук в ВУЗе нашла свое конкретное отражение в сформулированных Ибрагимовой М.Р. предложениях по оптимизации управления процессом преподавания общественных наук, в обосновании теоретических основ возможностей подключения подсистемы «кафедры общественных наук» в ИАС ИР, что, несомненно, способствовало бы совершенствованию управления и целенаправленного регулирования влияния общественных наук на усиление воспитательной деятельности в целом.
Значительный вклад в развитие этой проблемы представлял анализ Ибрагимовой М.Р. воспитательных возможностей преподавания общественных наук во внеучебной деятельности.
Практическим вкладом Ибрагимовой М.Р. являлось непосредственное участие в написании ряда учебных планов и программ; таких как учебная программа по теоретическим основам ОПП – «Основы организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе», учебные планы отделений пропагандистов и политинформаторов ФОПов ВУЗов, учебный план «Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма» и др.
Большой вклад сделан Ибрагимовой М.Р. в разработку методологии и методики критики буржуазной идеологии.
Ибрагимова М.Р. внесла личный вклад в разработку документов для изучения и определения эффективности преподавания научного коммунизма, непосредственно участвовала в сборе информации, в ее обработке и анализе.
В составе коллектива кафедры и социологической лаборатории Ибрагимова М.Р. принимала участие в создании инструментариев исследования эффективности различных видов идеологической работы, в написании отчетов по их результатам, выработке рекомендаций по совершенствованию средств воспитательной работы.
Ибрагимова М.Р. ряд лет читала спецкурс «Теория и методика политико-воспитательной работы», лекции для отделения ФОПа, участвовала в научно-методических конференциях.
Иксанова Фавзия Абдрашитовна – кандидат философских наук, в настоящее время доцент кафедры философии, социологии и политологии БГПУ, принимала участие в исследованиях проблем определения эффективности различных видов идеологической работы в составе коллектива преподавателей кафедры научного коммунизма и сотрудников социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации Башгоспединститута. Она специализировалась на исследовании проблем формирования идейно-политической и нравственной убежденности трудящихся в трудовых коллективах. Ею был внесен значительный вклад в изучение эффективности воздействия объективных условий и факторов на процесс формирования идейно-политической и нравственной убежденности трудящихся в условиях социалистических производственных коллективов. Она занималась выявлением специфики воздействия объективных условий и факторов трудового коллектива на процесс воспитания трудящихся.
Определенный интерес представляет исследование Иксановой Ф.А. структуры идейно-политической и нравственной убежденности как составной части мировоззрения. Раскрытие механизма воздействия объективных экономических, социально-политических и духовных условий трудового коллектива, рассмотрение специфики влияния каждого из средств коммунистического воспитания на отдельные элементы структуры идейно-политической и нравственной убежденности личности имели существенное теоретическое и практическое значение для повышения эффективности идеологической работы.
Для теории и практики имели значение выявленные Иксановой Ф.А. тенденции в воздействии идеологических средств трудового коллектива на процесс усвоения трудящимися теоретических знаний, формирования убеждений, разработка показателей степени идейно-политической и нравственной убежденности.
Иксанова Ф.А. принимала непосредственное участие во всех видах социологических исследований- от разработки программы, составления документов для сбора социальной информации при проведении полевых исследований до написания отчетов по итогам работы, выработки рекомендаций по использованию полученных материалов. Совместно с другими сотрудниками она принимала участие в исследовании эффективности агитации, экономического образования, нравственной и политической пропаганды и по другим проблемам.
Вклад во внедрение результатов этих исследований в практику партийной и комсомольской работы в те годы выразился в разработке рекомендаций и непосредственное участие в ряде научно-практических конференций. Она осуществляла научное руководство по проведению ряда социологических исследований по проблемам правового, нравственного воспитания и другим вопросам.
Иксанова Ф.А. постоянно привлекалась к проведению прикладных социологических исследований эффективности различных видов идеологической работы по заданию обкома, горкома, райкомов КПСС, обкома ВЛКСМ, к написанию отчетов и справок по их результатам, подготовке проектов решений заседаний бюро горкомов и райкомов партии, проектов рекомендаций республиканских, городских научно-практических конференций.
Участие Иксановой Ф.А. во внедрении результатов исследований эффективности идеологической работы в практику воспитания молодежи заключалось в том, что она в составе авторского коллектива занималась написанием методики определения эффективности системы комсомольской политической учебы, как член методического совета Башкирского обкома ВЛКСМ привлекалась к рецензированию конкурсных рефератов слушателей системы комсомольской политической учебы, разработке методических пособий по совершенствованию системы политической учебы молодежи, выезжала в первичные комсомольские организации для оказания практической помощи пропагандистам и организаторам комсомольской политической и экономической учебы. Занималась обучением идеологических комсомольских кадров, читала курс «Методика партийной учебы» в университете марксизма-ленинизма Башкирского обкома КПСС.
Иксанова Ф.А., наряду с другими специалистами, участвовала в разработке проблем информационного обеспечения идеологической работы, создании постоянно действующей системы обратной связи идеологической работы трудового коллектива, в создании подсистем «Пропаганда», «Воспитательная работа комсомольской организации» в АСУП.
Вклад был сделан Иксановой Ф.А. и в раскрытие специфики определения эффективности различных видов идеологической работы, выработке рекомендаций по использованию результатов исследований в практике. Она активно занималась разработкой типовых документов для сбора оперативной социальной информации, созданием рекомендаций по анализу, обобщению и использованию ее для принятия управленческих решений.
Махмутов Марат Мутыкович – старший научный сотрудник социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации. Специализировался по проблемам изучения эффективности форм и методов идеологической работы и занимался методологическими разработками по проблеме. Махмутовым М.М. внесен определенный вклад в разработку вопросов методики определения эффективности системы экономического образования, нравственного воспитания и образования, школ коммунистического труда.
Махмутов М.М. принимал активное участие во всех видах и на всех этапах социологических исследований: разработка инструментариев, сбор и обработка материала, анализ информации, написание отчетов по итогам исследований эффективности экономического образования, нравственного воспитания в трудовых коллективах, создании постоянно действующей системы обратной связи в воспитательной работе. Он принимал участие в составе коллектива лаборатории в исследованиях эффективности народных университетов и политического информирования, которые проводились на общественных началах.
Махмутов М.М. являлся одним из авторов методик определения эффективности партийной учебы, комсомольской политучебы, работы агитаторов, экономического образования, школ коммунистического труда. Им внесен определенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов выработки эталонов и нормативов для определения эффективности деятельности агитаторов, проблем моделирования при определении эффективности пропаганды и агитации.
Участие Махмутова М.М. во внедрении результатов научных исследований в практику партийной и комсомольской работы выразилось в подготовке совместно с коллегами справок для отделений пропаганды и агитации ЦК КПСС, Башкирского обкома КПСС. А также он принимал участие в разработке материалов к проекту учебной программы по теоретической части общественно-политической практики. Махмутов М.М. занимался отдельными видами работ, связанных с внедрением результатов социологических исследований в практику воспитательной работы среди молодежи.
Сафиуллина (Кадикова) Р.Ш. – старший преподаватель кафедры научного коммунизма, кандидат философских наук, в настоящее время доцент кафедры философии, социологии и политологии БГПУ. В тот период она специализировалась в вопросах теории коммунистического воспитания, изучения эффективности средств идейно-воспитательной работы. По исследуемым проблемам ею было выявлено воздействие и взаимодействие экономического образования на другие направления воспитания в трудовых коллективах, показано влияние определенных факторов, способствующих повышению эффективности системы экономического образования, раскрыты особенности экономического образования как одного из средств идеологической работы. Сафиуллиной Р.Ш. были определены функции, критерии, показатели эффективности идейно-политического, нравственного воспитания, экономического образования.
Сафиуллина Р.Ш. в составе коллектива принимала участие в разработке методических основ определения различных видов идеологической работы. Ею сформулированы критерии эффективности воздействия экономической учебы на идейно-политическое воспитание трудящихся, выявлены пути повышения идейно-политической эффективности политической учебы. Она совместно с коллегами принимала участие в проведении социологических исследований различных видов и средств идеологической работы по заданию партийных комитетов и комитетов ВЛКСМ. Участвовала в подготовке и проведении научно-практических конференций, выступала на них с сообщениями. Принимала участие во всех видах работ по внедрению результатов научных исследований в практику.
Тырина Людмила Ивановна – младший научный сотрудник социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации.
Тырина Л.И. выступала как специалист по математическому обеспечению социологических исследований. Ею был внесен определенный вклад в исследование теоретических проблем, связанных с оптимизацией информационного обеспечения управления идейно-воспитательной работой в трудовых коллективах в условиях развертывания научно-технической революции. Тыриной Л.И. были внесены существенные предложения по рационализации и совершенствованию математического обеспечения обработки информации и первичного ее анализа.
Она участвовала в разработке методики сбора информации при проведении фундаментальных, оперативных и текущих социологических исследований, выявлении особенностей обработки социологической информации различными способами – на ЭВМ, СПМ и с помощью СММ.
Тырина Л.И. занималась составлением программы СЛЭПА для обработки социологической информации на машинах серии ЕС версии 4.1 и выше в режиме МГТ операционной системы ДОС или ОС ЕС.
Участие во внедрении результатов теоретических исследований Тыриной Л.И. выразилось в использовании их в процессе сбора, обработки и первичного анализа социологической информации, в обучении группы социологов предприятий, где внедрялась ИАС ИР, в разработке и написании методик по определению эффективности идеологической работы. Тырина Л.И. участвовала в составлении документов социологических исследований, в их формализации и подготовке к машинной обработке, в проведении полевых исследований по проблемам нравственного воспитания, создания и совершенствования ИАС ИР.
Оценкой результатов научных исследований коллективов кафедры и лаборатории за период с создания их в стенах БГПИ в 1977 году по 1983 год явилось присуждение группе сотрудников премии Башкирского обкома ВЛКСМ по науке за 1983 год.
В последующем, до перехода профессора Гилязитдинова Дж.М. в БГУ в 1988 году вначале под его руководством, а затем Адигамова И.А, который сменил его в качестве заведующего кафедрой и научного руководителя, продолжались работы по исследуемым направлениям.
Социологические исследования кафедры и лаборатории проводились на промышленных предприятиях республики на хоздоговорной основе.
Все темы хоздоговорных работ являлись актуальными, как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Цели, задачи, программы социологических исследований на каждом промышленном предприятий определялись содержанием плана социально-экономического развития коллектива на соответствующий период.
Одна из проблем хоздоговорной тематики «Проблемы создания подсистемы идеологической работы комсомольской организации в информационно-анализирующей системе ИАС ИР и АСУ ИР» была включена в общесоюзный координационный план научных исследований АПН и ЦК ВЛКСМ. Комплексная госбюджетная тема кафедры: «Факторы эффективности преподавания общественных наук» была включена в координационный план НИР Минвуза СССР. Остальные темы осуществлялись по плану работы общественного совета социологических исследований Башкирского обкома КПСС.
Хоздоговорные работы велись на многих промышленных предприятиях г.г. Уфы (Уфимский ордена Ленина нефтеперерабатывающий завод), Туймазы (завод химического машиностроения и геофизического оборудования, завод автобетоновозов), Салавата (оптико-механический завод , «Салаватнефтеоргсинтез», «Салаватнефтемаш», завод «Кардан»), Ишимбая (трест «Ишимбайжилстрой», чулочно-носочной фабрике), Октябрьска (п/о «Башнефтемашремонт»), Нефтекамска (завод «Башсельмаш») и др.
По результатам проведенных социологических исследований заказчиком были представлены отчеты и справки, в которых дан анализ состояния идеологической работ на предприятиях и в объединениях, намечены пути ее совершенствования. Внедрение рекомендаций дало значительный социальный эффект, выражающийся в повышении эффективности управленческой деятельности на основе информационно- -анализирующих систем, в совершенствовании идейно-воспитательной работы в производственных коллективах, активизации человеческого фактора для решения экономических и социальных задач в трудовых коллективах, а также опосредованный экономический эффект.
Были подготовлены и переданы для внедрения в практику идейно-воспитательной работы ряд документов. Например, учебный план факультативного курса «Научные основы контрпропаганды и критики антикоммунизма». Уфа, 1984
Учебный план отделения политинформаторов факультета общественных профессий высшего учебного заведения. Уфа, 1984.;
Методика оперативного определения эффективности школ коммунистического труда. Уфа, 1984;
Примерные типовые документы для текущего определения эффективности школ коммунистического труда. Уфа, 1984;
Методические рекомендации по использованию примерных типовых документов для оперативного определения эффективности партийной учебы. Уфа, 1984;
Примерные типовые документы для оперативного определения эффективности партийной учебы. Уфа, 1984, и другие, более 21 документа.
По результатам исследований были изданы коллективные работы:
Учебный план спецкурса «Методика политического образования и воспитания» - Уфа, 1985.
Научные основы агитации (учебный план для университетов марксизма-ленинизма и факультетов общественных профессий высших учебных заведений) – Уфа, 1985.
Методика оперативного определения эффективности школ коммунистического труда – Уфа, 1985.
Методика агитационно-массовой работы (учебный план курса «Методика агитационно-массовой работы для университетов марксизма-ленинизма и факультетов общественных профессий высших учебных заведений») – Уфа, 1985.
Оказание научно-методической помощи в организации работы по эксплуатации ИАС ИР в производственном коллективе. Отчет, 8 п.л. (депонировано)
Пути совершенствования экономического образования в школах коммунистического труда. Отчет, 10 п.л. (депонировано)
Обратная связь в системе политической и экономической учебы трудящихся. – Уфа, 1987, коллектив авторов.
Обратная связь в агитационно-массовой работе трудового коллектива. (Материал в помощь лекторам и пропагандистам) – Уфа, 1986, коллектив авторов.
Обратная связь в идейно-воспитательной работе трудового коллектива. (Материал в помощь лекторам и пропагандистам). – Уфа, 1987, коллектив авторов.
Обратная связь в идейно-воспитательной работе комсомольской организации трудового коллектива. - Уфа., 1987.
Обратная связь в идейно-воспитательной работе профсоюзной организации среди молодежи трудового коллектива. – Уфа, 1987, коллектив авторов.
С использованием социологического материала на основе проведенных исследований были проведены научные, научно-методические, научно-практические конференции различных уровней, от городских до всесоюзных. Например «XXVI съезд КПСС и пути повышения роли общественного мнения в воспитательной работе в трудовых коллективах», «Пути повышения эффективности нравственного воспитания в трудовых коллективах в свете решений XXVI съезда КПСС и постановления июньского (1983) Пленума ЦК КПСС», всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы внедрения результатов научных исследований в практику идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах в свете решений XXVI съезда партии и июньского (1983) Пленума ЦК КПСС». В работе конференции участвовало более 500 человек из 27 городов страны. Конференция прошла на высоком научно-методическом и организационном уровне и получила положительную оценку научного сообщества. Состоялась Всесоюзная конференция по теме «Проблема определения эффективности преподавания общественных наук».
Проводились конференции в Уфе, Салавате, Туймазы, Кумертау и других городах республики. Так в г. Салавате республиканская научно-практическая конференция «Пути усиления роли идейно-воспитательной работы в активизации человеческого фактора в производственных коллективах» и многие другие.
Весьма существенными были показатели кафедры при использовании хоздоговорных научно-исследовательских работ для подготовки научных кадров. Многие преподаватели кафедры прошли в свое время этап работы в социологической лаборатории эффективности пропаганды и агитации. На материалах социологических исследований или с их частичным использованием защитили кандидатские диссертации преподаватели общественных кафедр БГПИ и других вузов республики Ибрагимова М.Р., Адигамов И.А., Иксанова Ф.А., Сафиуллина (Кадикова) Р.Ш., Латыпова Ф.Б., Галиев Г.Т., Гареев Э.С., Болтушкин А.В., Каримова З.З. Егорышев С.В Бенин В.Л., Десяткина М.В. и другие. Многие начинали свой путь в стенах лаборатории, поступая затем в аспирантуры других научных подразделений и высших учебных заведений, например в ИСИ АН СССР (Рахимов Р.А., Червяков В.), БФАН СССР (Хамадеева Р.Х., Файнштейн А.И.), МГПИ им. Ленина (Сафиуллина Р.Ш.), ЛГУ им. Жданова (Иксанова Ф.А), Казанский государственный университет (Садриева Ф.Н.), Уфимский авиационный институт (Адигамов И.А.), Башкирский государственный университет (Масягутова А.К., Десяткина М.В.), Институт Философии АН СССР (Петрук Т.В.) и другие.
Необходимо подробнее остановиться и на результатах проводившейся, кроме хозрасчетной, госбюджетной научно-исследовательской работе. Как уже отмечалось ранее, госбюджетная тема связана с теорией, методологией и методикой определения эффективности преподавания общественных наук.
Госбюджетная научно-исследовательская работа в содержательном плане заключалась, во-первых, в разработке теоретических и методологических проблем определения эффективности преподавания общественных наук, во-вторых, в разработке методики и инструментария подобных исследований, в-третьих, в проведении конкретных исследований эффективности преподавания общественных наук в ВУЗе.
Результаты этой работы были подведены в изданном межвузовском сборнике научных трудов «Проблемы определения эффективности преподавания общественных наук в высшей школе», обобщены в публикациях научных статей, тезисов докладов членов кафедры и сотрудников лаборатории, разработанном и запущенном в научный оборот социологическом инструментарии для изучения эффективности преподавания научного коммунизма, в ряде защищенных диссертаций по этой проблематике, например, Ибрагимовой М.Р. «Методологические проблемы определения эффективности преподавания общественных наук», Садриевой Ф.Н. «Критерии и условия эффективности преподавания общественных наук в высшей школе», в проведенной Всесоюзной научно-методической конференции.
После перехода в 1988 году профессора Гилязитдинова Дж.М. в БГУ, кафедру возглавил кандидат философских наук, доцент Адигамов И.А. его ученик, единомышленник, последователь, который осуществлял и научное руководство исследовательской работы кафедры и лаборатории. Впоследствии заложенные творческие традиции работы кафедры развили (после перехода Адигамова И.А. в аппарат администрации президента РБ) заведующие кафедрой доцент Шайхисламов Р.Б. (с 1995 года до перехода на должность СНС для работы над докторской диссертацией) и доцент Антошкин В.Н. В этот же период кафедра была усилена рядом опытных и высокопрофессиональных специалистов, ее пополнили Садриев М.М., Шайхисламов Р.Б., защитившиеся молодые ученые Масягутова А.К., Антошкин В.Н. научные интересы которых не могли не найти воплощение в проблематике научно-исследовательской работы кафедры.
На фоне общих перестроечных процессов, происходивших в обществе, особенно актуальным стала и проблема перестройки научно-исследовательской работы в области общественных наук, необходимость которой отмечалась на всех уровнях. Так, например коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР отметила в решении, разосланном высшим учебным заведениям страны, что недостаточные усилия предпринимаются по повышению практической значимости проводимых научных разработок, расширению объемов исследований, выполняемых обществоведами по хозяйственным договорам по заказам партийных, советских, хозяйственных органов. Такое положение в значительной мере обусловлено слабостью развития прикладных социальных исследований.
В плане такой постановки вопроса, как нельзя лучше соответствовали исследования и вся направленность деятельности кафедры и лаборатории.
Продолжались исследования по госбюджетной теме «Факторы эффективности преподавания общественных наук». Ежегодно проводились полевые исследования, создавались новые документы, например, по исследованию эффективности самостоятельной работы студентов. Материалы этих исследований были обработаны на ЭВМ и результаты получены в виде таблиц. Преподаватели кафедры, анализируя полученные данные, постоянно использовали их в публикациях, при проведении занятий со студентами, чтении спецкурсов и т.д.
В хоздоговорных исследованиях также упор делался на практический аспект проводимых работ, повышение ее эффективности и внедрении результатов в практику, что неоднократно отмечалось, например, в постановлениях ученого совета Башгоспединститута по научно-исследовательской работе. Так, было отмечено, что наиболее значительные госбюджетные исследования по общественным наукам проводятся кафедрой научного коммунизма, а также хоздоговорные работы, которые ведутся с предприятиями Башкирии и имеют большое народно-хозяйственное значение, способствуют повышению эффективности общественного производства, ускорению социально-экономического развития. Научно-исследовательские работы проводились на ряде предприятий Башкирии. Так, в городе Стерлитамаке на п/о «Сода» проведено «Исследование состояния трудовой и производственной дисциплины в коллективе. Изучение текучести кадров на уровне рабочих и ИТР и разработка рекомендаций для кадров» - научный руководитель Адигамов И.А., в локомотивном депо этого же города осуществлена работа по изучению профессиональных качеств руководителей по теме «Проведение социологических и социально-психологических исследований высшего и среднего руководящего звена и рекомендации для повышения эффективности управленческой деятельности» - научный руководитель Антипов Л.А.
Материалы социологических исследований были использованы Башкирским Обкомом партии, горкомами партии г. Стерлитамака, Салавата, Октябрьского, Ишимбая, Белебея при принятии соответствующих постановлений. По итогам научных исследований кафедры и лаборатории приняты также решения парткомов производственных объединений и изданы приказы генеральных директоров этих объединений. Доценты Хайруллин Ф.Г., Адигамов И.А., Егорышев С.В. использовали данные социологических исследований при обучении идеологических кадров, публичных лекциях на предприятиях и колхозах республики, был проведен семинар для актива объединения «Каустик», проведены научно-практические конференции.
В 90-е годы были проведены ряд исследований отличительной особенностью которых стала одна из первых попыток соединить методы социологического и социально-типологического (соционического) анализа. К таким работам можно отнести исследования по темам «Оптимизация управленческой структуры, менеджмент и маркетинг в условиях Стерлитамакского комбината молочных продуктов» (1993) - научный руководитель доцент Антошкин В.Н.; «Пути повышения эффективности труда специалистов Гафурийского района в рыночных условиях» (1994) – научные руководители профессор Садриев М.М и доцент Антошкин В.Н.; «Социоанализ управленческой команды администрации города Туймазы» (1995) – научные руководители профессор Садриев М.М. и доцент Антошкин В.Н.
Была начата работа по изучению общественного мнения на уровне городов, районов, предприятий. Под научным руководством доцента кафедры социологии и политологии Салиева Р.З. и других на Сибайском горно-обогатительном комбинате было проведено «Изучение общественного мнения и использование его для оптимизации социально-экономической деятельности предприятия».По заданию ССА АН СССР с начала 90-х проводились массовые опросы общественного мнения в республике, к проведению которых привлекались для сбора и обработки информации студенты старших курсов БГПИ.
Результаты научных исследований регулярно представлялись в СМ БССР и ВС БССР (информация о политическом лидерстве в Башкирии, общественное мнение по проблемам рыночных отношений и т.д.). сотрудники и преподаватели вошли в территориальное подразделение ССА АН СССР – Башкирский центр социальных исследований созданный для координации научной деятельности социологов республики.
Направления исследований последнего десятилетия сосредоточились в основном на задачах изучения духовных процессов, изменения общественного сознания в республике, развитие народного образования, социальных проблем учительства, развития личности. Достаточно масштабным было исследование 1993 года по заказу Министерства образования РБ, охватившее 6 городов и 16 сельских районов республики по теме «Проблемы развития национальной культуры и интернационального воспитания школьников».
Работа ориентировалась на изучение путей и средств совершенствования интернационального воспитания школьников в условиях обновления всех сфер жизни общества на основе выявления уровня и результатов воспитательной работы в районах и школах Башкортостана, развитие интернациональной культуры.
В число наиболее важных исследовательских задач входили:
определение эффективности имеющихся средств и методов интернационального воспитания;
исследование степени практической реализации возможностей повышения уровня интернациональной и национальной культуры школьников;
выяснение условий формирования и определения уровня интернациональной культуры школьников, учителей и родителей, выявление их ценностных ориентаций и идеалов;
анализ главных детерминирующих факторов негативных форм поведенческой практики в сфере межнационального общения;
разработка рекомендаций о путях, методах, средствах совершенствования интернационального воспитания школьников.
Теоретические задачи решавшиеся в ходе исследования включали разработку уровней проявления интернациональной культуры, определение критериев оценки эффективности интернационального воспитания школьников, типологии школьников (родителей, учителей) в зависимости от степени развития интернациональной культуры.
Результаты исследований широко освещались в периодической печати, использовались для составления служебных записок в Министерство народного образования, в Верховный совет БССР, АН РБ. На основе полученных материалов была проведена всероссийская научная конференция «Национальное и интернациональное воспитание в школе» (Уфа, 1982), получившая широкий резонанс, изданы ряд монографий (Садриев М.М. «Некоторые вопросы современного образования» (1994); его же «Совершенствование системы образования в условиях перехода к рынку» (М, 1995)), статей, тезисов.
В связи с тяжелым экономическим положением в стране и республике с 1994 года была практически расформирована социологическая лаборатория при кафедре, почти прекратились хоздоговорные исследования за счет средств предприятий и организаций. Проводившиеся хоздоговорные исследования стали носить эпизодических характер. Тем не менее, проводившиеся, хотя и с большими трудностями, в основном на энтузиазме, на свой страх и риск, работы находили свое воплощение в ряде конференций. В октябре 1996 года в городе Салавате состоялась республиканская научно-практическая конференция «Некоторые вопросы совершенствования профориентации учащейся молодежи в условиях перехода к рыночной экономике». К участию в работе конференции были привлечены преподаватели, аспиранты, соискатели различных кафедр БГПИ, других ВУЗов, техникумов, училищ и школ РБ, был издан сборник тезисов, докладов и сообщений.
Преподаватели кафедры приняли активное участие в работе научно-практической конференции педвузов РБ по проблемам педагогической культуры. Серьезное внимание было уделено подготовке и проведению межвузовской научно-теоретической конференции в октябре 1997 года «Личность и образование: актуальные и социальные, социально-психологические и политические проблемы России и Башкортостана». В конференции приняли участие ученые БГУ, УГАТУ, Уфимского юридического института МВД РФ и другие.
Были изданы ряд монографий, учебных пособий, статей и тезисов (например, Антошкин В.Н. «Социальное единство и совместимость в сфере образования», посвященная малоизученным аспектам социологии и другие).
Значительная работа проводилась и проводится на кафедре социологической службой БГПИ, целью создания которой является изучение социальных проблем и социальных процессов, происходящих в группах студентов, преподавателей, администрации, сотрудников и обслуживающего персонала БГПИ. Социологических анализ позволяет совершенствовать социальные процессы, происходящие в системе высшего педагогического образования, управлять ими со знанием дела. Научные исследования деятельности коллектива, его организаций, структурных подразделений, степени обоснованности их решений по вопросам учебной, научной, практически-педагогической деятельности, социальным, политическим, нравственным и духовным проблемам позволяет сделать определенный вывод и на этой основе внести предложения.
Важности задачи социологической службы является изучение общественного мнения и социально-психологического климата в группах учащихся и педагогов, интеллектуальных, материальных и социальных потребностей субъектов образовательного процесса. Социологическое исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения студентов, их профессиональных ориентациях, намерениях и планах на будущее.
Заведующим кафедрой социологии и политологии (кафедру возглавлял в период создания социологической службы доцент Антошкин В.Н.) и преподавателями определяются методологические установки, теоретические гипотезы, цели и задачи социологического исследования. Учитываются и практические потребности развития БГПИ, что подразумевает осуществление этой работы в тесной связи с администрацией, деканатами и кафедрами ВУЗа.
Широко привлекались к работе социологической службы студенты. Они принимают участие в пилотажных исследованиях, в постановке проблем, выдвижении гипотез, разработке инструментария, составлении выборки, практическом применении всех методов исследования. Студенты, принимающие участие в прикладном исследовании с применением методов наблюдения, изучения документов и опроса должны в обязательном порядке проходить инструктаж у преподавателя кафедры.
В 1998 – 1999 учебном году кафедра социологии проводила исследование по двум проблемам «Учебная работа студентов», «Профессиональная ориентация и свободное время студентов БГПИ». Кроме того, в сотрудничестве с Ассоциацией «Социон», созданной при кафедре проводилась социодиагностика студентов и преподавателей с целью гармонизации социальных и личных отношений.
Достаточно интересными оказались некоторые результаты исследований. Так, в результате опроса студентов БГПИ обнаружена потребность в дополнительных специальностях: программиста-оператора ЭВМ, журналиста, социального работника, социолога, социального педагога, специалиста по социодиагностике социотипов и другие.
Выявлено, что 64 % студентов БГПИ ориентированы на творческую работу в сфере воспитания и образования и только 20 % готовы работать по шаблонам и стандартам. 76 % студентов высоко оценили значимость практических занятий в ВУЗе, которые обеспечивают неизменный прирост знаний и умений.
Отрадно отметить, что студенты всех факультетов в анонимном обследовании, признают значимость социальных и гуманитарных дисциплин. О том, что это лишний груз для студента заявили лишь 16 % и только 6 % посетовали на то, что они изучаются непомерно много и глубоко. Наиболее важные для учителя науки социально-гуманитарного типа, по мнению респондентов таковы: социология – 51 %, история – 47 %, философия – 32 %, экономика – 20 %.
Полученные данные позволяют предположить достаточно высокий уровень интеллектуального развития и интеллектуальных потребностей основной массы студенчества.
Портрет кафедры и путь, пройденный ею, будет неполным, если не акцентировать еще один аспект ее деятельности.
В сотрудничестве с учеными городов Новосибирска, Киева, в Уфе с 1995 года на базе кафедры социологии и политологии создана школа социоанализа – прикладная технология конструирования эффективных рабочих и учебных групп с применением теоретического аппарата социологии, соционики и других социальных наук.
В 1997 году при активной поддержке ректора БГПИ Э.Ш. Хамитова была создана республиканская ассоциация «Социон», официально зарегистрированная в Министерстве юстиции РБ, которая базируется на кафедре. Председателем республиканской Ассоциации «Социон» был избран доцент, и.о. заведующий кафедры социологии и политологии Антошкин В.Н. Основные задачи Ассоциации – гармонизация социальных отношений, разработка рекомендаций государственным органам и заинтересованным организациям по комплектованию групп, просветительская и внедренческая работа. Кафедра заполнила вакуум, который не занят ни одной другой кафедрой – выявляет закономерности человеческих отношений, правила соединения людей в группы. Активное просветительская работа членов Ассоциации вносит серьезный вклад в решение социальных проблем, в подъем уровня культуры молодежи и студентов, в гармонизацию социальных и межнациональных отношений в городе и республике.
Важной стороной деятельности Ассоциации является прикладной практический аспект. В 1994 году кафедра социологии провела обучение учителей Орджоникидзевского района города Уфы основам социальной типологии и социоанализа (заказ Орджоникидзевского РОНО).
В 1995 году подобный научно-практический семинар проведен в Октябрьском районе города Уфы. В сотрудничестве с Октябрьским РОНО города Уфы школы данного района были выбраны в качестве экспериментальной площадки по внедрению методов социологии и социоанализа в учебный процесс.
В рамках продолжения сотрудничества, обобщения накопленного опыта и развития полученных навыков в январе-марте 1999 года для учителей Октябрьского района города Уфы были проведены два научно-практического семинара (в течение трех дней каждый). Лекции и практические занятия вели доцент Антошкин В.Н. и преподаватель кафедры Адиев М.Я.
Таким образом, кафедра взаимодействует с рядом РОНО города Уфы, Министерством народного образования РБ по внедрению основ социальной типологии в учебно-воспитательный процесс.
Результаты этого направления деятельности кафедры воплотились и в ряде изданных монографий - Антошкин В.Н. «Совместимость на рабочем месте, в деловых и управленческих отношениях», Антошкин В.Н., Садриев М.М. «Выбор брачного партнера и супружеская совместимость» Уфа, 1998.



СОДЕРЖАНИЕ