<<

стр. 3
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

способность снижается, а лучшая
адаптированность обеспечит и большую
стрессорную устойчивость). В целом
же эти факторы увеличат в генофонде
популяции частоту сочетаний генов,
унаследованных от тех сородичей,
75

Очевидно, можно утверждать, что
способность к эффективному вычленению
регулярностей в потоке восприятия
становится адаптивным признаком32.
Так в сфере мыслительной активности
человека наряду с ранее
существовавшими комплексами
целостных, нерасчлененных восприятий
начинают функционировать психические
содержания, имеющие несколько иные
характеристики. Во-первых, как было
показано, они содержат элемент
интерсубъективности. Во-вторых, в
ходе регулярного употребления в
коммуникативных актах их связь со
сферой обусловивших их феноменов
настолько упрочивается, что
соответствующий звукокомплекс на-
чинает выступать как достаточно
непосредственный заместитель
некоторой исходной ситуации. Понятно,
_____________________________________
которые оказались более эффективными
в плане развития способности
выделения регулярностей в потоке
восприятия и формирования на этой
основе адекватных форм поведения.
32Напомним, что адаптивен такой
признак, которому благоприятствует
отбор, сохраняя особей, обладающих
этим признаком, и элиминируя тех,
кто лишен его (Солбриг О., Солбриг
Д. Популяционная биология и
эволюция. С.327).
76

что следующим (хотя и довольно
отдаленным) шагом на этом пути станет
оперирование символами и относительно
независимо от обозначаемого
содержания (что нередко
осуществляется в разного рода
символических построениях).
Итак, все рассмотренные формы
оперирования информацией - и
интенсионализация (задание объекта
через совокупность его признаков), и
структурирование (выделение более и
менее существенных свойств, связей,
отношений), и сравнение информации по
выделенным признакам, и выявление
регулярностей в потоке восприятия -
все эти мыслительные процедуры прин-
ципиально отличаются от форм
оперирования информацией,
базирующихся на образных
репрезентациях. Как возможно их
формирование? Ведь если изначальное
восприятие нерасчлененно, целостно,
то откуда же берется расчленение,
выражение в совокупности признаков,
выявление регулярностей?
Как мы стремились показать - из
двойственной природы образов-
символов, возникающих вследствие
трансформации исходных прото-образов
в процессе коммуникации. Именно
отсюда - вычленение из всего
комплекса личностных восприятий
некоторых параметров ситуации, как
77

более существенных. И далее - через
систему обратных связей - влияние
такой дивергенции на характер
исходного восприятия. В этом смысле,
действительно, первоосновой всей
собственно человеческой культуры
стало слово. (Вспомним Евангелие от
Иоанна: "В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог... 3.
Все чрез Него начало быть, и без Него
ничего не начало быть, что начало
быть. 4. В Нем была жизнь, и жизнь
была свет человеков; 5. и свет во
тьме светит, и тьма не объяла
его"33.)
Когда первичный звукокомплекс в
процессе коммуникации превращается в
Слово, возникают и развиваются и все
формы представления и оперирования
информацией, которые создали
современную культуру, которые
обусловили развитие символического
мышления (и не только его, но и
современные формы образного мышления,
которые существенно отличаются от
реликтовых форм прото-образного
восприятия). Формируются новые типы
осмысливаемой реальности - симво-
лическая и - что не менее важно -
субъективная. А именно, то, что
раньше не вычленялось как более или
менее самостоятельная, достойная
____________________
33Святое Евангелие. СПб.,1907. С.249.
78

внимания и специального рассмотрения
область, выступало лишь как составная
часть, продолжение общемировых
процессов, с формированием образов-
символов начинает постепенно
становиться объектом рассмотрения,
оценки.
Подобное изменение восприятия
значимости мира собственных
переживаний формирует предпосылки для
целого класса новых отношений. Во-
первых, в рамках прежнего отношения к
природе, строившегося по типу "я -
ты", начинает вызревать отношение по
типу "я - оно". Это приводит к тому,
что то, что раньше рассматривалось
как одушевленное, действенное,
активное начало, постепенно начинает
восприниматься как пассивное,
подчиненное, зависимое34.
Во-вторых, благодаря изменению
статуса собственных восприятий
трансформируется понимание человеком
своего места в природе: от полной
слитости, растворенности в ней
____________________
34Концентрированным выражением
начинающейся трансформации понимания
отношения природы и человека, на наш
взгляд, могут служить существенно
более поздние сентенции: "Природа -
мастерская, а человек в ней
работник", "Не ждать милостей от
природы, а взять их у нее" и т.д.
79

начинается постепенный переход к осо-
знанию относительной независимости и
самостоятельности своего "я". Это
приводит к тому, что человек начинает
вычленять себя из окружающего мира.
Ему открывается совершенно новый тип
реальности - субъективная реальность,
которая оказывается столь же безгра-
ничной и неисчерпаемой, как и
объективная.
Очевидно, с этим этапом эволюции
мыслительной способности связано
формирование аутистического
мышления35. Это чрезвычайно важный
момент: именно внимание к своему
внутреннему миру, к его порождениям и
конструктам, к продуктам его
____________________
35Термин "аутизм" ввел Е.Блейлер для
обозначения определенных форм
психических нарушений (снижение
способности управлять своим
мышлением, сосредоточенность на
ограниченном круге тем и желаний,
стремление избежать внешних
контактов и др.). В норме термин
"аутистическое мышление" стал
использоваться для обозначения
ненаправленного мышления. Его
отличают от мышления реального,
ориентированного на решение задач
адаптации индивида к условиям среды.
Аутистическое мышление иногда на-
зывают "сном наяву".
80

активности, на наш взгляд, станет
основой формирования воображения,
фантазии, интуиции и, в конечном
счете, творческой способности
человека.
Известно, что продуктивная
деятельность мышления осуществляется
с опорой на невербальные средства
оперирования информацией. Однако, как
представляется, первичные
нерасчлененные и не выделявшиеся
субъектом комплексы впечатлений вряд
ли могли бы служить основой такой
активности. И дело не только в том,
что в процессе творческой
деятельности параллельно
функционируют средства
левополушарного и правополушарного
восприятия и переработки информа-
ции36, и не только в том, что без
этапов осознанного осмысления
информации (анализ исходных данных,
выявление возможных связей и
отношений поступающей информации с
хранящейся, оценка различных
компонентов информации с точки зрения
существующих в обществе культурных
традиций, функционирующей картины
мира, устоявшихся представлений раз-
личной природы и др.) творческий
результат не мог бы быть
сформулирован, осознан и включен в
____________________
36См. главу 2 данной книги.
81

существующую систему знания. Дело в
том, что прото-образные
репрезентации, продуцировавшиеся на
ранних этапах эволюции мышления,
вообще не выступали для человека как
потенциальный объект рассмотрения.
Его внутренние переживания, ощущения,
впечатления до определенного момента
воспринимались им как продолжение и
составная часть непрерывно
совершающихся вокруг него изменений.
Все это становится особенно отчетливо
видным, если принять во внимание
необыкновенную остроту, яркость,
сверхъестественную (с точки зрения
современной культуры) чуткость к
восприятию окружающего представителей
ранних культур. Так, бушмены способны
чувствовать приближение какого-либо
человека, животного или наступление
некоторого события задолго до того,
как это становится доступным
представителю "технократической
цивилизации".
При этом основанием такого узнавания
служит эмпатия, удивительное
уподобление (и даже слияние,
идентификация) своего "я" с
существованием другого - будь то
человек или животное. Например, о
приближении своего отца один бушмен
узнал, ощутив на своем теле его
старую рану, о приближении жены -
почувствовав на своих плечах ремни,
82

на которых она несла за спиной
ребенка. О близости антилопы они
догадываются, почувствовав на своих
ребрах полосы черной шерсти или
ощутив в глазах появление черных
крапинок. Иногда бушмену
представляется, что это его ноги шур-
шат в траве37.
Таким образом, налицо фантастическая,
необыкновенная слитость,
отождествление Себя и другого. Волей-
неволей на память приходит знаменитый
Киплинговский закон джунглей,
которому маленького Маугли учили
Багира и Балу: - "Мы все одной
крови".
Очевидно, такое видение и восприятие
окружающего мира и своего места в нем
характерно для ранних этапов эволюции
человеческой мыслительной способно-
сти: чувства до предела обострены.
Внутренние ощущения вмещают не только
собственный мир, но как бы и мир
других. Человек предстает как
открытое, целостное, резонирующее
всему окружающему "чувствилище". Пе-
реживание полос на шкуре антилопы или
шороха ее ног в сухой траве для него
такая же реальность, как собственный
мир: это на его ребрах полосы черной
____________________
37Канетти Э. Превращение//Проблема
человека в западной философии.
М.,1988. С.483-488.
83

шерсти, это в его глазах появляются
темные крапинки, это его спина
покрывается струйками крови,
стекающими вниз и собирающимися во
впадинках под коленками.
Безусловно, природа такого феномена,
предпосылки подобного "вчувствования"
в мир другого, требуют изучения.
Необходимо ответить на вопрос, как
возможно столь полное отождествление
себя с другим? Олеся А.И.Куприна,
заставлявшая барина спотыкаться и па-
дать на ровном месте, тоже вживалась
в его образ и копировала его
движения, воображая при этом
натянутую на его пути проволоку.
Вероятно, она совершала ту же
процедуру отождествления себя с
другими, но делала это сознательно. У
бушмена же, похоже, соответствующие
ощущения возникают спонтанно.
Разумеется, подобная способность
перевоплощения не может быть
объяснена простой ссылкой на отождес-
твление себя и другого. Вопрос в том,
как и почему возможно такое
отождествление и за счет чего оно
совершается.
Однако в данном случае существенно
иное: и в настоящее время сохранились
эти "реликтовые" формы восприятия,
столь радикально отличающиеся от
обычных для современной
"технократической" культуры, что в
84

них и поверить трудно, а объяснить их
еще труднее. И тем не менее они так
же реальны, как и современные нам,
привычные для нас формы.
Представляется, что образы,
продуцировавшиеся на основе подобного
восприятия, не могли служить непо-
средственным источником творческого
мышления, интуиции, фантазии. Во-
первых, все эти способности в ка-
честве своего условия предполагают
множество сложных мыслительных
навыков. И, на наш взгляд, прежде
всего - способность воспринимать
собственный внутренний мир как нечто,
отграниченное от мира природы, наде-
ленное самостоятельной ценностью и
существованием.
Во-вторых, интерес к продуктам
собственной мыслительной
деятельности, эманациям своего "я".
Даже если не принимать во внимание
существование когнитивных процедур,
левополушарных по своей природе, без
такого изменения отношения к
собственному миру и его порождениям
невозможно сколько-нибудь отвлеченное
оперирование ими. Только после того,
как эта сфера реальности приобретает
для человека самостоятельную
ценность, а функционирующие в ней
конструкты становятся объектом
внимания и интереса - только тогда
создаются предпосылки для развития на
85

основе первичных образных
репрезентаций более или менее сложных
когнитивных конструкций, используемых
для решения нетривиальных
(нестандартных) задач. Только тогда
создаются условия для пополнения
сферы личностных смыслов компонентами
знания, полученными в результате
сознательно направляемых усилий.
Итак, в результате начинающегося
функционирования звукокомплексов в
качестве образов-символов происходят
существенные изменения как
мыслительной способности человека,
так и сферы осмысливаемой им
реальности.
К.Леви-Стросс, сравнивая мышление
современной и архаичной культур,
приходит к выводу38, что нет плохого
и хорошего, развитого и неразвитого
мышления. Есть различные типы
осмысливаемой реальности. Дей-
ствительно, анализируя характерные
особенности (в том числе язык и
мышление) существенно отличающихся по
своему характеру культур, человек
невольно склонен к перенесению
стандартов восприятия и осмысления
своего времени на оценки достаточно
отдаленных эпох. Так, например, эта
тенденция экстраполяции собственного
____________________
38Леви-Стросс К. Структурная
антропология. М.,1985. С.206-207.
86

видения мира на интерпретацию
результатов жизнедеятельности
представителей иных культур реализо-
валась в широко распространенном
ранее представлении о примитивности
мышления ранних культур, его наив-
ности, "отсталости" и т.п. С этой
позиции собственное мышление
выступает как своего рода вершина
гигантской пирамиды, этажами которой
являются иные культуры. Отчасти,
может быть, это и верно. Но только
отчасти. Достижения предшествовавших
цивилизаций действительно создают
предпосылки для более полного раз-
вития потомков. Но будут ли эти
предпосылки реализованы и в какой
мере - определяется таким множеством
факторов самой различной природы, что
о подобной зависимости можно говорить
лишь как о тенденции.
К оценке феноменов иной культуры
следует подходить лишь с критериями,
которые могли бы рассматриваться как
допустимые в рамках самой этой
культуры.
Поэтому вывод о том, что нет
"плохого" и "хорошего" мышления, а
есть разные типы осмысливаемой
реальности, представляется
принципиально значимым.
Рассмотренная под таким углом зрения
логика эволюции человеческого
мышления, на наш взгляд, свиде-
87

тельствует о том, что начало
функционирования звукокомплексов как
образов-символов было также и потому
чрезвычайно важным, что в ходе этого
процесса (как мы стремились показать)
формировались, условно говоря, два
новых типа реальности - субъективная
реальность, ранее не вычленявшаяся и
не выступавшая объектом рассмотрения,
и символическая, в рамках которой
функционировали психические
содержания, устойчиво обозначавшие
разные фрагменты реальности.
Такое изменение (а по существу,
беспримерное расширение) сферы
осмысливаемой реальности не могло не
повлечь очень значительных изменений
и в характере мышления. Они
происходили по нескольким
направлениям. Во-первых, чрезвычайно
расширилась сфера личностных смыслов,
которыми оперировал индивид. Если
раньше она по преимуществу состояла
из разнообразных комплексов
собственных впечатлений, возникавших
в связи с восприятием определенных
жизненных ситуаций, то теперь она
включала психические содержания,
устойчиво функционирующие в данном
сообществе как обозначения этих
ситуаций, а также определенные
варианты видоизменений, упорядочений
комплексов исходных впечатлений,
начинавших восприниматься как
88

возможный самостоятельный объект
оперирования.
Такое произвольное оперирование
комплексами собственных впечатлений
на определенном этапе не могло не
привести к формированию сферы
смыслов, не имевших непосредственных
коррелятов в окружающей
действительности, а являвшихся плодом
фантазии человека.
Так на базе естественной эволюции
мышления начинается расслоение ранних
форм восприятия, репрезентации,
оперирования информацией и происходит
формирование таких сфер системы
личностных смыслов, которые ныне
представлены в виде знаний (а не
только навыков и умений), мнений,
верований человека, его иллюзий,
продуктов фантазии и др.
Еще один фактор, повлиявший на
расширение сферы личностных смыслов,
- это развитие и распространение
коммуникативных актов, увеличение
области коммуницируемых содержаний за
счет включения компонентов cinfo.
Фактически появился новый, очень
важный источник получения информации.
Если раньше основой осмысления могли
служить лишь собственные впечатления
субъекта по некоторому поводу,
приниматься во внимание могли лишь те
события, непосредственным участником
которых был сам субъект, то теперь
89

сфера осмысливаемой реальности
радикально расширилась за счет
включения информации о тех событиях,
ситуациях, происшествиях, участником
которых сам человек не был, но узнал
о них от других членов сообщества.
При этом его достоянием стала не
только чисто информативная сторона
событий, но и те осмысления, оценки,
эмоциональные реакции, которые эти
события вызывали у других членов
сообщества. Так субъект получил
возможность сравнивать и усваивать
существующие в сообществе (и в этом
смысле наиболее традиционные) формы
восприятия и оценки различных
жизненных ситуаций.
Вторым направлением эволюции мышления
- наряду с формированием новых сфер
личностных смыслов - было становление
новых форм оперирования информацией,
о чем говорилось ранее. В их числе
могут быть названы процедуры
интенсионализации, сравнения на
основе совпадения (сходства,
контраста, подобия,...) ряда
признаков, классификации,
структурирования, выявления
регулярностей в потоке восприятия и
др.
Специально хотелось бы коснуться
вопроса о соотношении исходных форм
прото-образной репрезентации с
некоторыми особенностями образного
90

восприятия, характерными для
современной, так называемой
"технократической", культуры
(поскольку до сих пор акцент делался
на рассмотрении предпосылок
формирования средств символической
репрезентации и переработки
информации в ходе эволюции мышления
на этапе функционирования образов-
символов).
Прежде всего хотелось бы отметить,
что филогенетически ранние формы
репрезентации - мы назвали их прото-
образами - базировались на особом
типе восприятия - остром и
наполненном ощущении своей слитости с
окружающим. Правильнее сказать,
вопрос о соотношении "я" и мира
вообще не возникал, так как не было
сознания своей отчлененности,
относительной независимости от
окружающего. Иллюстрацией подобного
отношения человека с миром, как
представляется, могут служить
приводившиеся выше особенности
мироощущения бушменов.
Что же касается современных форм
образной репрезентации, то они, в
некотором смысле, могут рассмат-
риваться как порождение
символического видения мира. Имеется
в виду следующее. Когда в процессе
коммуникации используемые
звукокомплексы начинают фун-
91

кционировать как образы-символы,
изменения прото-мыслительной
активности осуществляются не только в
направлении формирования способности
символической репрезентации и
оперирования информацией, но и в
направлении модификации
первоначального типа восприятия. Оно
утрачивает ту степень остроты,
непосредственности, полноты и, может
быть, спонтанности, которой было
наделено изначально. На характер
формирующихся образных репрезентаций
уже начинает влиять "знание" о том,
какие компоненты исходных ситуаций
являются более существенными (членами
сообщества воспринимаются как более
значимые), а какие - менее
существенны. Память человека уже
хранит устоявшиеся способы
оперирования информацией, классы
возможных прототипов ситуации,
варианты отклонений и др.
Иначе говоря, средства образной
репрезентации информации, которые
формируются вследствие расширения
сферы функционирования образов-
символов, утрачивают (по сравнению с
филогенетически более ранними
формами) значительную степень своей
наглядности, непосредственности
восприятия, открытости внешним
впечатлениям. Человек больше начинает
"прислушиваться" к своему внутреннему
92

миру. Его восприятие окружающего
оказывается опосредованным тем
интерсубъективным, что оказалось
выкристаллизованным в процессе
функционирования звукокомплексов как
образов-символов. Все более редкой
становится та полная растворенность в
окружающем, когда оказывается
возможным отождествление себя и
другого.
Еще один характерный момент - все в
меньшей степени образы одних
модальностей выступают как средство
выражения других (явление
синестезии39). Осуществляется более
____________________
39Синестезия - явление, состоящее в
том, что какой-либо раздражитель,
действуя на соответствующий орган
чувств, помимо воли субъекта,
вызывает не только ощущение,
специфичное для данного органа
чувств, но одновременно еще и
добавочное ощущение или
представление, характерное для
другого органа чувств. Наиболее
распространенным проявлением
синестезии является так называемый
цветной слух, при котором звук
наряду со слуховым ощущением
вызывает и цветовое... У многих
людей желто-оранжевый цвет вызывает
ощущение тепла, а сине-зеленый -
холода. По своей природе синестезия,
93

жесткая специализация: зрительные
образы репрезентируют только то, что
мы видим, а не слышим или обоняем;
тактильные - только то, что осязаем,
а не чувствуем на вкус или видим.
Наряду со спонтанностью образного
восприятия формируется дополнительная
способность - к произвольному
оперированию образной информацией
(подобно той, которая складывается
применительно к средствам
символической репрезентации).


_____________________________________
по-видимому, представляет собой уси-
ленное взаимодействие анализаторов
(Психология. М.,1990. С.363).
94





2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВОСПРИЯТИЯ И
ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
В предыдущих разделах мы рассмотрели
некоторые аспекты формирования и
развития человеческой мыслительной
способности в филогенезе. На наш
взгляд, это позволило решить ряд
вопросов, связанных с пониманием
специфики функционирования механизмов
восприятия и переработки информации
на разных стадиях развития
человеческого мышления. А поскольку,
как представляется, все эти структуры
не отмирают и не исчезают из памяти
человека после формирования фи-
логенетически более поздних форм, а
сохраняются и продолжают работать (в
какой форме - это особый вопрос, и мы
его коснемся позднее), поставляя
субъекту новые психические содержания
(новые компоненты системы личностных
смыслов), постольку, как теперь ста-
новится понятным, на основе
предложенной реконструкции мы
получаем возможность более полно и
целостно воссоздать картину
функционирования мышления в процессе
творчества.
До сих пор наличные формы восприятия
и осмысления информации
рассматривались лишь в плане их
генезиса, что позволило выявить
некоторые особенности, существенные
для понимания их роли в творческом
63

процессе. Например, мы стремились
показать, что как ни богаты те
возможности переработки информации,
которые предоставляются нам
современными средствами
символического и образного
оперирования информацией, ими не
исчерпывается арсенал тех возмож-
ностей, которыми располагает человек
для нахождения нетривиальных решений
в нестандартных ситуациях.
Мы стремились показать, что
существуют, образно говоря,
"вместилища", "хранилища"
альтернативного, по отношению к
современной культуре, опыта, который
включает и альтернативные средства
восприятия мира, и альтернативные
способы его упорядочения, и такие
компоненты психических содержаний,
которые могут быть получены на основе
использования этих альтернативных
процедур.
Но сейчас хотелось бы подробнее
остановиться на тех вопросах, которые
связаны с пониманием закономерностей
восприятия и переработки информации,
осуществляемой на основе применения
современных средств символической и
образной репрезентации.
В настоящее время в когнитивной
психологии, психофизиологии и
психолингвистике имеются интересные
результаты, касающиеся особенностей
64

протекания интересующих нас
мыслительных процессов. Поэтому в
дальнейшем мы будем опираться на
некоторые данные, полученные в этих
дисциплинах.
Поскольку мыслительная активность
человека сложна и многопланова, в
процессе ее исследования оправданно
выделение некоторых параметров,
относительно которых осуществляется
последующее рассмотрение. Понятно,
что под разными углами зрения в каче-
стве базисных могут быть выделены
различные характеристики когнитивной
деятельности индивида. В данном
случае в качестве такого параметра
будет выступать функциональная
асимметрия головного мозга, поскольку
механизмы восприятия и преобразования
информации в различных полушариях
достаточно существенно различаются.
Последнее, на наш взгляд, позволяет
затронуть более широкий круг вопросов
в рамках обсуждаемой проблемы.
Итак, в процессе когнитивной
деятельности человек использует
различные мыслительные процедуры, с
помощью которых достигается получение
нового знания, а также выявляется его
место в системе имеющегося знания.
Целью такого рода мыслительной
активности, в конечном счете,
является улучшение адаптации индивида
к условиям окружающей среды,
65

повышение эффективности его
предсказаний относительно возможных
направлений развития событий и
поведения человека в изменяющихся
условиях.
В самом общем виде можно утверждать,
что существенными компонентами такого
рода деятельности являются этапы
восприятия и переработки информации.
Разумеется, в реальном мыслительном
процессе операции, составляющие
содержание этих мыслительных
процедур, осуществляются непрерывно и
параллельно, их результаты тесно
переплетены и взаимосвязаны. Поэтому
расчленение указанных моментов
мыслительной активности достаточно
условно.
Еще одним фактором, определяющим
специфику преобразования знания,
является, как уже отмечалось,
функциональная асимметрия головного
мозга, выражающаяся, в частности, в
том, что мыслительные операции,
совершаемые в ходе восприятия и
переработки информации, различаются в
зависимости от того, структуры какого
из полушарий преимущественно
используются в данном процессе.
Например, установлено, что1
переработка вербальной информации
____________________
1Анализ соответствующих результатов
см., напр.: Брагина Н.Н., Доброхотова
66

осуществляется главным образом в
левом полушарии, а невербальной,
образной - в правом. Для операций так
называемого "левополушарного мыш-
ления" характерны последовательность
и дискретность. Напротив,
операциональная деятельность,
осуществляемая в рамках правого
полушария, симультанна и непрерывна,
объектом оперирования являются
репрезентации, имеющие характер
образов: зрительных, слуховых,
тактильных и др.
Можно отметить и другие моменты, в
которых функциональная асимметрия
мозга является существенной для
понимания механизмов динамики знания
в процессе когнитивной деятельности
индивида. Так, для функционирования
левополушарного мышления характерно
выделение в информации главного и
второстепенного, определяющего и
определяемого. Напротив,
правополушарное мышление воспринимает
_____________________________________
Т.А. Функциональные асимметрии
человека. М.,1988; Ротенберг В.С.
Психофизиологические аспекты изучения
творчества//Художественное
творчество. Л.,1982; Mc.Calum R.S.,
Glynn Sh.M. Hemispheric
Specialization and Creative
Beahaviour//The Journal of Creative
Behaviour. N.Y.,1979. Vol.13, №4.
67

информацию нерасчлененно, целостно,
во всей сложности и многообразии
переплетения связей и отношений,
присущих объектам. Как уже
отмечалось, специфичны и способы
оперирования информацией. Например,
левополушарное мышление обычно
характеризуют как логическое. В
данной характеристике отражены такие
его особенности, как
последовательность в прослеживании
связей, в нахождении предпосылок
утверждаемого и его следствий,
возможность соотносить получаемые
результаты с определенными
критериями, которым (в рамках
современных представлений) должно
удовлетворять заслуживающее доверия
построение: его непротиворечивость,
возможность дать рациональное
объяснение для любого звена
рассуждения, последовательность и
т.п.
Как уже упоминалось, определенные
аспекты функционирования мышления на
стадиях восприятия и переработки
информации, а также в процессе ее
преобразования средствами лево- и
правополушарного мышления
экспериментально исследуются в рамках
различных наук. На пути такого рода
исследований стоят значительные
трудности, обусловленные многими
причинами, в числе которых сложность,
68

многоплановость самого феномена
мышления, наличие множества факторов,
существенным образом влияющих на
характер течения мыслительных
процессов, недоступность многих
компонентов мыслительной деятельности
непосредственному самонаблюдению,
сложность их вычленения в общем
потоке мыслительного процесса с целью
экспериментального изучения и др.
Вместе с тем, в настоящее время
имеются достаточно интересные
результаты, касающиеся различных
аспектов когнитивной деятельности
человека.
Но сначала остановимся подробнее на
некоторых существенных моментах
мыслительной активности индивида.
Известно, что в процессе восприятия
информации осуществляется ее
параллельное кодирование, в ре-
зультате чего элементы информации
оказываются зафиксированными как в
вербальной, так и в невербальной
форме.
Вербализация - это сложная
мыслительная процедура,
осуществляемая как в процессе
восприятия информации, так и в ходе
ее переработки, требующая в качестве
своей предпосылки осуществления ряда
предварительных операций по
преобразованию информации: ее
упорядочения, выделения определяющих
69

и зависимых параметров, более и менее
существенных характеристик и др. Если
учесть, что в действительности свой-
ства и отношения объектов
неоднозначны, сложны и переплетены,
то понятно, что такого рода процедуры
в известной степени видоизменяют,
огрубляют, иногда искажают реальную
картину взаимозависимостей свойств и
отношений воспринимаемого.
Вместе с тем, эти реорганизации
информации не только являются
необходимым компонентом осмысления
субъектом воспринимаемого, но и имеют
ряд положительных следствий для
последующего преобразования знания.
Известно, например, что стремление к
поиску регулярностей является
неотъемлемым свойством человеческого
разума. Эксперименты показали, что
испытуемые "выявляют" закономерности
даже в тех случаях, когда
предъявляемые им конфигурации их
заведомо не содержат. Вычленение
зависимостей (пусть даже и не вполне
адекватное) позволяет определенным
образом организовать свой опыт,
уменьшить исходную неопределенность
познавательной ситуации за счет из-
начального исключения некоторых
связей и зависимостей как
несущественных или менее
существенных. В ходе такого
упорядочения в памяти человека
70

формируются концептуальные схемы, в
свете которых рассматривается и
оценивается новая информация и
которые служат основанием для
последующей реорганизации полученного
знания. Структура такого рода
концептуальных схем специфична. Она
отражает не столько временную
последовательность реального
осуществления событий, обусловивших
возникновение соответствующих
репрезентаций, сколько те
зависимости, которые складываются в
процессе восприятия поступающей ин-
формации в сознании человека. Чтобы
несколько пояснить это утверждение,
необходимо более подробно оста-
новиться на отдельных особенностях
организации памяти.
Продолжительное время господствовала
точка зрения, в соответствии с
которой основное назначение че-
ловеческой памяти видели в сохранении
полученной информации. Однако в
настоящее время гораздо более
предпочтительной представляется
концепция, в рамках которой хранение
информации рассматривается как
средство, обеспечивающее возможность
реализации основной функции памяти -
концептуализации информации с целью
обеспечения более эффективного
приспособления человека к условиям
окружающей среды. В соответствии с
71

таким пониманием, назначение
человеческой памяти состоит не
столько в точном воспроизведении
предыдущих событий, сколько в
построении на основе их осмысления
абстрактных репрезентаций. При таком
подходе процессы запоминания и
концептуализации выступают как
противоположно направленные. Это
объясняется тем, что запоминание
требует регистрации информации во
всем многообразии индивидуальных
особенностей воспринятого.
Напротив, концептуализация имеет в
своей основе выявление того
прототипа, частным случаем которого
выступают индивидуальные особенности
оцениваемой информации. В этом случае
воспринятое рассматривается лишь как
проявление некоторого более общего,
известного субъекту класса событий
(свойств, отношений, взаимосвязей), и
впоследствии воспроизведение именно
данного восприятия во всей полноте
его индивидуальных особенностей будет
затруднено. Известны случаи, когда
чрезвычайно яркое выражение получает
способность запоминания информации.
Примером может служить уникальный
мнемонист С.В.Шерешевский2, который
помнил удивительные подробности давно
____________________
2Лурия А.Р. Маленькая книжка о
большой памяти. М.,1968.
72

ушедших событий. Это стало для него
тяжелым бременем: все воспринятое
фиксировалось им в бесконечном
разнообразии зрительных, тактильных и
других характеристик. Однако наличие
такой уникальной способности
сохранения и воспроизведения
информации заметно не влияло на
способность концептуализации, которая
в данном случае оказалась не выше
некоторого среднего уровня.
Вообще, способность забывать
представляет собой важный и
существенный в познавательном
отношении механизм преобразования
информации. В основе забывания лежит
утрачивание конкретной формы
выражения информации. Однако это не
означает утраты и значимого для
субъекта содержания. Компоненты этого
содержания оказываются включенными в
различные концептуальные схемы, что
является основанием формирования
абстрактных репрезентаций. Процесс
забывания является существенным также
и в том отношении, что невозможность
воспроизвести требуемую информацию
служит стимулом для активации
близлежащих и более отдаленных
концептуальных структур. В результате
индивид начинает оперировать более
обширными фрагментами знания, чем это
имеет место в случае непроизвольного
воспроизведения информации.
73

На основе привлечения более
разнообразного материала возможно
установление новых ассоциативных
связей, формирование новых
концептуальных структур. В
результате, сложившаяся ранее
репрезентация информации, отражающая
существовавший на данный момент
уровень знаний субъекта, характер
понимания им проблемы, представление
о направлениях решения задачи и др. -
все это может быть изменено.
В рамках единой системы человеческой
памяти различают кратковременную
память, для которой характерно
оперативное удержание и
преобразование данных, поступающих от
органов чувств и из долговременной
памяти, и долговременную - подсистему
памяти, обеспечивающую
продолжительное удержание знаний,
умений, навыков. Таким образом, в
кратковременной памяти удерживаются
элементы воспринимаемой информации и
информации, активированной из
долговременной памяти, по ассоциации
с вновь поступающей. Вот это
устанавливаемое субъектом отношение
поступающей и активированной (на
основе ассоциативных связей)
информации и составляет основу
концептуальных схем, формирующихся в
сознании человека и используемых как

74

для упорядочения, так и для оценки и
размещения новой информации.
Если принять во внимание компоненты
описанной выше динамики памяти, то
становится понятным, что
концептуальные схемы существенным
образом обусловливают возможности и
перспективы последующего пре-
образования знаний. Например,
известно, что наиболее креативные
исследователи, по отзывам своих
коллег, отличались именно тем, что
уже в момент поступления информации
воспринимали ее весьма нестандартно,
а намечаемые ими связи, отношения и
аналогии были нетривиальными. То же
относится и к характеристике
особенностей игровой практики
выдающихся шахматистов. Как
оказалось3, от перворазрядников их
отличало даже не количество
просчитываемых в той или иной си-
туации вариантов, а принципиально
иное исходное восприятие ситуации.
Вместе с тем, экспериментальные
исследования показали4, что
существует ряд факторов,
____________________
3Дрейфус Х. Чего не могут
вычислительные машины. М.,1978.
4Cognitive Theory. Vol.1. Hillsdale,
Erlbaum, 1975; Reynolds A.G., Flagg
P.W. Cognitive Pychology. Cambridge
(Mass.), 1977.
75

ограничивающих возможности
переработки поступающей информации
"на входе". В их числе может быть
назван фактор времени, отведенного
субъекту для восприятия информации,
объема воспринимаемого и др. Так,
временная последовательность
предъявления стимулов влияла на
степень разветвленности и сложности
сетей ассоциаций (с увеличением
скорости предъявления информации все
более тривиальными становились
ассоциации).
Что же касается объема воспринимаемой
информации, то была выявлена
достаточно устойчивая граница
способности восприятия человеком не
связанных по смыслу элементов
информации (7+2 единицы). Однако в
тех случаях, когда воспринимаемая
информация допускала возможности
объединения некоторых своих элементов
в определенные обобщающие категории
(например, страны света: Север, Юг,
Восток и Запад, или марки машин, или
виды животных), указанное ко-
личественное ограничение относилось
уже к числу категорий.
Кроме того, было установлено, что
классификация элементов информации
"на входе" существенным образом
обусловливает возможности ее
последующего воспроизведения. В
частности, если испытуемым предлага-
76

лось воспроизводить информацию в иной
последовательности или на основании
иной категоризации, результаты были
существенно хуже, чем в том случае,
когда изначальная категоризация
сохранялась. Такого рода данные, на
наш взгляд, достаточно наглядно иллю-
стрируют значимость изначальной
репрезентации информации для
последующего (в том числе и креатив-
ного) ее использования.
Вместе с тем неверно было бы
полагать, что концептуальные схемы,
сложившиеся в ходе изначальной
репрезентации информации, не могут
быть сколько-нибудь существенно
преобразованы. Реорганизация знания,
зафиксированного в соответствующих
концептуальных схемах, не только
возможна, но и реально осуществима.
Она обусловлена постоянным
поступлением новой информации,
изменением как общего объема
имеющихся у субъекта знаний, так и
характера ассоциативных связей,
возникающих в процессе соотнесения
новой информации с уже хранящейся.
В результате такого рода динамики
концептуальные схемы, в которых
фиксируется личностное знание, могут
видоизменяться. В самом общем виде,
вероятно, можно выделить два
направления их изменения: с одной
стороны, они могут усложняться за
77

счет добавления новой информации и
установления на этой основе сети
новых ассоциативных связей. С другой
- они могут более или менее
радикально перестраиваться вследствие
осознания субъектом неадекватности
устоявшихся представлений некоторым
новым результатам, которые он склонен
принять.
В рамках логико-методологического
анализа подобная динамика
концептуальных схем может быть пред-
ставлена следующим образом5: первый
вариант преобразования концептуальных
схем имеет место до тех пор, пока
система знания индивида остается
защитимой6. Новое утверждение,
добавляемое к такого рода системе,
рассматривается как совместимое со
____________________
5Используемое далее понятие
"защитимости" является центральным в
эпистемической концепции Хинтикки
(см.: Hintikka J. Knowledge and
Belief. Ithaca: Cornell Univ.
Press,1962) и служит аналогом понятия
непротиворечивости применительно к
анализу системы знания.
6Система знания защитима, если в ней
не существует таких утверждений, на
основании которых (или на основании
следствий из которых) оппонент мог бы
опровергнуть любое истинное
утверждение вида "а знает, что Р".
78

всем, что "а" знает, в том случае,
если его принятие не приводит к
превращению системы знания в
незащитимую. Соответственно, более
или менее радикальная перестройка
концептуальных схем оказывается
необходимой только тогда, когда
утверждение, которое субъект склонен
принять, делает всю его систему
знания незащитимой.
Здесь, однако, существует одна
особенность, на которую хотелось бы
обратить внимание: в том случае, если
вновь принимаемое субъектом
утверждение хотя и ложно, но не
связано по смыслу ни с одним из
истинных утверждений вида "а знает,
что Р", система знания индивида
сохраняет свойство защитимости, так
как на основании подобного
утверждения не может быть опровергнут
ни один из ее компонентов. Это
означает, что включение в систему
знания человека принципиально новой
для него информации, даже в том
случае, если принимаемое утверждение
объективно ложно, не приведет к
радикальной перестройке
концептуальных схем данного индивида
до тех пор, пока на основе новой ин-




79

формации не удастся выявить ранее
скрытые противоречия7.
Итак, упорядочение информации, ее
организация в рамках соответствующих
концептуальных структур являются
необходимым компонентом когнитивной
деятельности в процессе получения и
преобразования знания. Однако
упомянутые выше процедуры не исчерпы-
вают всего объема мыслительной
активности индивида, осуществляемой в
процессе вербализации информации. Еще
одно существенное звено - выделение
множества свойств, задающих данный
объект в рамках личностной
концептуальной системы (назовем
условно эту мыслительную процедуру
интенсионализацией информации). На
разных стадиях мыслительной
активности характер такого рода
свойств может меняться от внешних,
несущественных к внутренним,
сущностным. В познавательном
отношении способность
интенсионализации информации весьма
существенна. Прежде всего она явля-
ется предпосылкой сопоставления
исследуемого объекта с множеством
других, отличных от него предметов.
(Так, сравнение двух различных домов
может быть основано на сопоставлении
____________________
7Подробнее об этом см.94-102 данной
книги.
80

их высоты, размеров, формы,
используемого материала, времени
строительства и др. именно благодаря
способности человека вычленять при-
сущие предмету свойства и затем
оценивать их как относительно
самостоятельные объекты
рассмотрения.) В результате
интенсионализации объекта
определенные его свойства могут быть
классифицированы как вариант, частный
случай некоторых других, известных
субъекту свойств. Последнее весьма
существенно, поскольку позволяет
включать новую информацию в имеющиеся
концептуальные схемы.
До сих пор обсуждались вопросы,
связанные с репрезентацией и
преобразованием знания в рамках лево-
полушарной мыслительной активности
безотносительно к выявлению форм
влияния имеющейся информации на вновь
поступающую. Теперь хотелось бы
несколько подробнее остановиться на
этом вопросе.
Как уже отмечалось, в процессе
репрезентации информации
осуществляется ее упорядочение,
выделение более и менее существенных
(с точки зрения субъекта) связей,
определяющих и зависимых отношений и
др. Однако такого рода сопоставления
и оценки производятся не в некотором
концептуальном вакууме, а в рамках
81

сложившейся и достаточно устойчивой
системы представлений различной
природы: мировоззренческих,
методологических, стереотипов научной
картины мира, данных личностного
опыта, ценностных ориентаций и др.
Такого рода устойчивые представления
могут существенно видоизменять
картину воспринимаемого.
В этом отношении, на наш взгляд,
показательны результаты, касающиеся
выявления различных аспектов влияния
контекста восприятия информации, а
также ее предварительной
репрезентации на результаты воспри-
ятия. Например, проводились
экспериментальные исследования, в
ходе которых испытуемым предлагалось
плохо сфокусированное изображение.
Затем фокусировка постепенно
улучшалась. Характерно, что при этом
люди были склонны "видеть" то, что
они изначально вычленили в нечетком
изображении. Другой пример подобного
искажающего влияния (в данном случае
- влияния контекста) дает опыт,
осуществленный известным
кинорежиссером В.И.Пудовкиным8.
Однажды Пудовкин сделал крупным
планом снимок Мозжухина, выражение
лица которого было совершенно
____________________
8Дрейфус Х. Чего не могут
вычислительные машины. С.72.
82

бесстрастным. Затем он смонтировал
три отрывка, в каждом из которых этот
снимок шел после следующих кадров:
тарелки с супом, женщины в гробу и
ребенка, играющего с плюшевым мишкой.
В результате создалось впечатление,
что Мозжухин смотрит соответственно
на тарелку с супом, на женщину и на
ребенка. В первом случае - задумчиво,
во втором - с выражением горя, в
третьем - улыбаясь. Этот пример
весьма показателен для выявления
степени влияния контекста вос-
принимаемой информации на результаты
восприятия.
Если же говорить о природе
искажающего влияния системы
устоявшихся представлений на
результаты восприятия новой
информации, то можно выделить
следующие моменты: за счет принятия
субъектом некоторых исходных
ограничений определенные направления
движения мысли могут оказаться или
сознательно, или неосознанно
отброшенными. Некоторым характе-
ристикам, связям, отношениям может
быть приписано приоритетное значение
в силу их соответствия определенным
установкам субъекта независимо от их
реального статуса. И наконец,
результаты, по той или иной причине
нежелательные для субъекта, вообще
могут вытесняться из сферы сознания.
83

Однако упомянутые выше моменты
негативного взаимодействия новой и
хранящейся информации под другим
углом зрения имеют позитивное
значение. Так, изначальное
отбрасывание некоторых возможных
вариантов как бесперспективных,
осуществляемое на основании
определенных устоявшихся
представлений, позволяет существенно
сократить число вариантов, рассмат-
риваемых в процессе решения задачи,
придать направленность мыслительной
активности и соответственно дает
возможность наметить предпочтительные
(с точки зрения субъекта) пути
решения задачи. Помимо этого,
имеющаяся система знаний позволяет
частично устранить неопределенность в
вопросе выбора средств, используемых
для решения задачи. Даже в том
случае, если построенные на таком
основании концептуальные структуры не
будут адекватными, субъект,
впоследствии обнаружив
несоответствие, может отвергнуть не
некоторую нерасчлененную совокупность
представлений, а вполне определенные
предпосылки, обусловившие изначальную
репрезентацию информации и возникшее
несоответствие. Это весьма важно,
поскольку осознание неадекватности
наиболее значимых для субъекта стере-
отипов, лежащих в основе
84

соответствующих концептуальных схем,
обеспечивает возможность наиболее
радикальной перестройки знания. В
целом же, если сопоставлять
когнитивную ценность отрицательных и
положительных результатов, то можно
сказать, что вопреки интуитивному
представлению информационная значи-
мость последних выше, поскольку
негативные результаты позволяют
отвергнуть лишь одно из возможных
направлений, тогда как принятие
позитивного результата означает
одновременно элиминацию всех осталь-
ных альтернатив.
И наконец, еще одним моментом, на
который хотелось бы обратить внимание
в свете анализа механизмов
преобразования знания в рамках
левополушарной мыслительной
активности, является процедура
именования. Присвоение
соответствующего языкового ярлыка
элементам информации, предварительно
реорганизованной на основе описанных
выше операций, осуществляется в
рамках тех выразительных средств,
которые сложились в данной культуре.

<<

стр. 3
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>