стр. 1
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Путь бесхвостой птички


“Путь бесхвостой птички”
или Иероглифика по методу Шерлока Холмса


Данная книга посвящена приобщению читателя к таинствам японской
письменности; ее основная цель как можно быстрее избавить вас от страха перед
иероглифами и показать, как при помощи несложных мнемотехнических приемов
можно научиться распознавать в тексте очертания знакомых составных элементов
иероглифа и логически закреплять в памяти смысл каждого нового знака.

Я не следовал каким либо научным рекомендациям при создании этой книги;
скорее меня вдохновляли поэтические образы, возникающие при созерцании
отдельных кандзи и их бесконечных сочетаний. Отдельные графические элементы,
созданные тысячелетия тому назад, остались настолько ясными, что не требуют
дополнительного истолкования. Другие, из числа тех, которые подверглись
значительным изменениям и стали неузнаваемыми графически, я попытался
представить более или менее оригинальным путем, допуская иногда “насилие” над
здравым смыслом (пусть простят меня серьезные специалисты) и пытаясь найти в
изображении иероглифа то, чего там, возможно, никогда и не было.

Иероглиф от обычной буквы алфавита отличается тем, что хранит в себе не только
звук, но и законченный смысл, образ (представьте себе букву “Я”, используемую только
в качестве личного местоимения в данном смысле ее тоже можно было бы считать
иероглифом “пузечко” на “ножках”). Рожденный много веков тому назад, Его
Величество Иероглиф видоизменялся, переосмыслялся, оттачивался миллионами
умов (и рук каллиграфов); в современную жизнь он вошел наполненным зрелым и
глубоким смыслом, однако, при этом, совершенно лишенным признаков дряхлости,
как будто ему известен своеобразный секрет философского камня. Японские
трехстишия и пятистишия не могли бы появиться на свет божий, если бы в их создании
не участвовали активным путем сами иероглифы. Японцы не поражали бы весь мир
своим упорством в переосмыслении достижений заморских умов, если бы их не
воспитывали на изматывающем изучении иероглифического письма. Мир
иероглифики чудесный и загадочный, открывающий (если вы желаете этого)
поразительные глубины восприятия внешнего мира и внутреннего естества, охотно
вступающий в неспешный диалог с дремлющими в нас поэтическими и
художественными чувствами, несет в себе мощный эстетический заряд, который
позволяет вырваться сознанию из рутинного, подчас зомбирующего окружения.
Давайте войдем хотя бы на окраину этого реального и, в то же время, фантастического
мира, давайте сделаем по глотку свежего воздуха и поймем, насколько недостойны и
примитивны причины большинства наших забот и огорчений по сравнению с
космическим восприятием природы!

I. Раз два три, начали или догоним и перегоним японских
школьников!
Всегда в любом деле нужно с чего нибудь начинать, в том числе, и в изучении
кандзи; поэтому начнем, мысленно произнеся “раз два три!”, и погрузимся в
безбрежный океан неизведанного мира иероглифики.

Первый иероглиф наверняка удивит вас своей простой для запоминания формой.
Не нужно посвящать жизнь каллиграфии для того, чтобы нарисовать вполне приличную

3
Путь бесхвостой птички

по форме горизонтальную черточку


Однако, как это ни удивительно, перед вами на самом деле настоящий и
полноправный иероглиф. Он означает “единицу” при перечислении или обозначении
чего либо.

...

Добавив еще одну параллельную черточку, получим иероглиф “два”



...

Присоединив к «двойке» еще одну черточку (параллельно предыдущим), можно
провести первый тест на интеллект, из которого читатель наверняка выйдет
отличником, сказав “три” –



Вы, возможно, уже решили, что через пару часов обучения в соответствии с
данной методикой можно будет отправить иероглифическое послание в редакцию
книги рекордов Гиннеса; однако, не торопитесь, давайте без “головокружения от
успехов”.

Черточки обозначают пальцы на руке, которыми древние китайские (а затем и
японские) торговцы на базаре указывали цену, эффектно выбрасывая руку среди
неимоверного рыночного гвалта. Более красивый вариант запоминания первых трех
иероглифов (если их вообще придется с усилием вспоминать) это обозначение
“земли”, “неба” и “человека” между ними, то есть, цифру “три” можно воспринять как
предельно упрощенную модель окружающего мира. Этот вариант пригодится в
дальнейшем для истолкования некоторых других иероглифов, в составе которых
наличествует, к примеру, “небо”.

...

Отвлечемся от счета и познакомимся с иероглифом “король” (вы, надеюсь,
почувствуете себя в данной роли после прочтения книги). Итак, «король»




Подумаем над тем, как нам лучше узнавать этот знак в будущем. За нас, правда,
это уже сделали древние китайцы, скромно обозначая великого вождя простенькой
вертикальной черточкой, символизирующей связь, объединение “неба”, “земли” и
“человека” (абстрактно “человечества”) в единый божественно смысловой узел.

...

Мы видим, что иероглиф “король” включает в себя три “элемента”. В свою очередь
он является составным элементом других иероглифов, придавая определенное
значение для истолкования значения последних. Если на голове “короля” поместить
маленькую условную “корону” просто штришок, не более того, то мы получим новый
иероглиф со значением “владелец, хозяин”




4
Путь бесхвостой птички

(король является главным хозяином в своей вотчине).

...

Аналогичный штришок, но размещенный у ног “короля”




означает “жемчужину, сокровище”. “Корона” на голове символ власти, а у ног
просто сама по себе драгоценность.

...

“Сокровище” окруженное со всех четырех сторон “границами” (образно это
выражается большим квадратом) это, конечно, “страна”



...

Если в иероглифе “три” среднюю черту (“человека”) повернуть на 90 градусов,
то получится иероглиф со значением “работа, рабочий”




Для того, чтобы существовать в этом мире (между “небом” и “землей”) “человеку”
необходимо уметь разворачиваться, то есть, работать. А вертикаль,
символизирующую “короля”, из данного иероглифа удалена (Не королевское это дело
работа).

На приведенных примерах вы увидели, как “изобретаются” иероглифы из более
простых иероглифов или составных элементов, не имеющих самостоятельного
значения. Еще раз напомню вам о том, что я со священным трепетом отношусь к науке,
и если она подсказывает легкий и доступный путь запоминания, то я охотно им
воспользуюсь. Если же готового объяснения не находится, то для легкости
запоминания формы иероглифического знака (и только для этой цели!) я встаю на
путь искажения содержания во имя формы с тем, чтобы забыть о данном недостойном
способе после того, как начну автоматически правильно узнавать данный иероглиф в
японском тексте.

...

Итак, время возвратиться “к нашим баранам”, надо же правильно их сосчитать!
Число “десять” в древности демонстрировалось торговцами при помощи скрещенных
ладоней (5 + 5 = 10)



Более рационального объяснения, чем это, традиционное, мне обнаружить не
удалось.

...

Цифра “четыре” пишется странным на первый взгляд иероглифом




5
Путь бесхвостой птички

Для кодировки запоминания образа данного знака представьте себе данные 2
“ноги”, заключенные в границах “квадрата” в виде определения основы основ
школьной математики “Два в квадрате равно четырем”. Глядя на данное изображение
в тексте и мысленно выделив элемент “ножки” и элемент “квадрат”, вы автоматически
вспомните, о чем идет речь.

...

Цифра “пять” легко запоминается, как только вы “увидите” за знаком



образ старого “короля”, тяжело опирающегося на трость. Представьте себе, как
все пять пальцев его руки крепко уцепились за набалдашник трости, и этот образ уже
невозможно будет удалить из памяти при всем желании.

...

“Восемь” обозначается символом деления (крак! и разделили пополам),
наверное потому, что лучше всех других цифр поддается этой операции делится и на
два, и на четыре



...

Цифра “шесть”, вернее ее изображение, кодируется весьма спорной с точки
зрения морали, но актуальной для недавнего времени фразой “Шестерка тот, с кем
делятся под давлением”



Присмотритесь мы видим элемент “делиться” и элемент “пресс папье”, который
означает «принуждение, давление», под которым производится “деление”. Каждый
из элементов используется в своем дополнительном смысловом значении, но повторю
еще раз, “чисто” в учебных целях.

...

Чтобы завершить знакомство с цифрами первого десятка, нам осталось пару раз
изобразить уже знакомую “десятку”.

Вот эта десятка изображена явно неудачно; я так старался, что карандаш (кисть)
соскользнул (соскользнула) вправо, и вышло некое неудачное изображение, которое
по десятибалльной системе трудно оценить больше, чем в “семь” баллов



Итак, “семь” это “уродливая десятка”. А может быть вам удобнее увидеть в этом
иероглифе перевернутую нашу («арабскую») семерку.

...

В следующей попытке, решив реабилитироваться, я украсил “десять”
замечательным вензелем



По зрелом размышлении, однако, пришлось сделать вывод о том, что “лучшее враг
хорошего” и выставить себе “девять” баллов. Резюме “девять вычурная десятка”.

...

6
Путь бесхвостой птички

Мы успешно сосчитали до десяти, освоили иероглифы “король”, “хозяин”,
“сокровище”, “страна” и “работа”, познакомимся теперь с одним из наиболее часто
встречающихся и отдельно, и в составе других иероглифов знаком “человек”. Он
весьма прост, состоит из двух черточек, однако, открывает довольно широкое поле
для зрительной фантазии



Можно представить себе фигуру с широко расставленными ногами, это спешащий
(если в профиль) или широко расставивший (анфас) ноги, уверенный в себе
“человек”. Этот иероглиф один из наиболее “плодотворных” в иероглифике, его
очертания вы узнаете в десятках других иероглифов.

...

Если “человек” слегка склонился, то это означает, что он входит в низкую дверь
или вежливо кланяется гостеприимным хозяевам; слово “входить” обозначается
следующим иероглифом



...

Человек, широко расставивший руки это, видимо, рыбак, рассказывающий о
том, какую огромную рыбу ему удалось поймать. Иероглиф “большой” выглядит
следующим образом



...

Большой (взрослый) человек в “шляпе” это уже серьезный глава семьи, иероглиф
“супруг” образуется при помощи дополнительной горизонтальной черты (“поля
шляпы”)



...

Если “большой” велик настолько, что достает до небес, то здесь необходимо
переключить сознание на само понятие “небо”. Кодируем для себя определение “небо
большое”, при этом взгляд перемещается сверху вниз после одного такого упражнения
мы уже никогда не забудем, что означает встретившийся в тексте иероглиф




...

Взгляните на следующий иероглиф и представьте себе человека, в ужасе
вскинувшего руки и кричащего: “Пожар! Горим!”




Данный иероглиф означает слово “огонь”. На самом деле он образовался из
рисунка, изображавшего костер внизу расположены дрова, а сверху просматриваются
три языка пламени. Однако, при программировании в памяти цепочек связанных между
собой графическими изображений важно создавать достаточно длинную конструкцию
и четко отмечать для себя те отличия (часто на первый взгляд незначительные), которые

7
Путь бесхвостой птички

характерны для каждого из иероглифов. Рисунок “костра” достаточно образен, а
главное то, что он правильный с точки зрения правдивости формирования, но фигурка
человека также просматривается достаточно четко. В силу всех этих рассуждений вы
вполне можете отнестись с уважением к обоим определениям данного иероглифа,
самое существенное при этом то, что они не будут “выталкивать” друг друга из памяти,
а скорее просто дополнят смысл рисунка.

...

Следующий иероглиф изображает “большого” с “хвостиком”. Взгляните на него и
произнесите мысленно фразу “большой друг человека”, сразу становится ясно, что
это иероглиф “собака”



...

Если “хвостик” переместился вниз, то смысл рисунка выявляется мыслью о том,
что “большого” что то тянет вниз, он не только большой в смысле размера, но и в смысле
веса. Короче говоря, этот иероглиф означает “толстый”




...

Посвятив достаточное количество времени первоначальному знакомству с
“человеком”, перейдем к конкретным представителям рода людского. Начнем с самого
маленького из них ребенка. Иероглиф “ребенок” относится к явно выраженным
“пиктограммам”, то есть словам, смысл которых полностью определен рисунком. В
древности дитя изображалось маленьким существом с огромной круглой головкой; с
течением времени все закругленные детали рисунка изменялись на прямоугольники
или иные “угольники” (прямые линии требуют гораздо меньше усилий при написании,
чем идеальные кружочки). Соответственно, и головка “ребенка” преодолела некую
трансформацию, превратившись в изящно изображенный острый угол; однако,
небольшого усилия воображения будет достаточно для того, чтобы увидеть очертания
очаровательного малыша с головкой “тыковкой”



...

Данный иероглиф также часто наблюдается в качестве составного элемента в
других иероглифах и, при этом, довольно легко выделяется зрительно. Познакомимся
с парой нужных иероглифов, относящейся к условной цепочке “ребенка”. Первый из
знаков изображает “ребенка”, сидящего под “крышей” (присмотритесь элемент
“крыша” отличается от элемента “пресс папье”, изображаемого в иероглифе “шесть”).
Итак, воспитанный ребенок, находясь дома, должен изучать буквы; отсюда и значение
“буква, письмо”



...

Если же над “крышей” нарисованы два дополнительных штриха, то они
символизируют “знания”, щедро высыпаемые божественной рукой на данную крышу
(позднее мы еще встретимся с данными двумя штрихами в кандзи «золото», где они
указывают на «золотые жилы» в земле; «знание» в определенном смысле тождественно

8
Путь бесхвостой птички

«золоту»). Ясно, что ребенок находится не просто под крышей, а под крышей школы;
отсюда следует вывод, что данному иероглифу соответствует понятие “учиться”




...

Следующий иероглиф “женщина” представим себе для того, чтобы моментально
запомнить и уже ни с чем не путать в виде юбки, под подолом которой выглядывают
ноги, одна из которых кокетливо заброшена на другую. Это не имеет ничего общего с
реальным происхождением знака, однако, так уж удачно совпало графически; впрочем,
взгляните сами




...

Если “женщина” находится под “крышей”, то этот новый иероглиф приобретает
смысловое значение “спокойный” и, как это ни странно на первый взгляд, “дешевый”.
Ну, со спокойствием еще как то можно сразу согласиться; действительно, чаще всего
дом, в котором находится женщина, обретает упорядоченность, а нормальному мужику
гарантирована мирная жизнь у семейного очага (давайте не будем принимать во
внимание всякие достойные сожаления исключения из этого правила, даже если они
имеют тенденцию постепенно превращаться в правило). А вот понятие “дешевый” в
нашем сознании скорее имеет пежоративный оттенок (“дешевка под крышей”!), однако,
если вдуматься в смысл изображения без некой предвзятой и, к сожалению,
свойственной нам испорченности, то все быстро встает на свои места холостой
мужчина живет, разбрасывая деньги направо и налево; с появлением хозяйственной
супруги, умеющей считать деньги и правильно организовать быт, жизнь, безусловно,
станет для него менее дорогой вот в этом и состоит сермяжная правда иероглифа,
который выглядит следующим образом




...

Еще один, очаровательный и легко понятный иероглиф “женщина” + “ребенок”




Не нужно особо напрягаться, чтобы понять значение изображения матери рядом
со своим ребенком; конечно же, это не может быть ничем иным, как “любить,
нравиться”. Если вы еще вдобавок взглянете сразу в досье и узнаете, как чаще всего
этот иероглиф произносится при чтении, то его никаким каленым железом невозможно
будет удалить из вашего сознания.

...

Мы уделили некоторое время знакомству с детьми и прекрасной половиной
человечества. Настало время познакомиться и с сильным полом, однако, для этого
необходимо подготовиться, поскольку иероглиф “мужчина” составной.

Для начала познакомимся со знаком “сила”. Этот иероглиф иногда трактуют, как
кулак, с силой упирающийся вниз, но мне представляется более образным изображение
руки (с тремя пальцами (а куда больше, если мы договорились активно использовать

9
Путь бесхвостой птички

ассоциативное мышление?), поднятой вверх и согнутой в локте скажем, мужчина
блокирует направленный сверху удар (Япония, каратэ какие еще направления мысли?).
По моему такое объяснение легко кодируется при взгляде на иероглиф



...

Теперь очередь иероглифа “поле”, весьма рационально объясненного
тысячелетия тому назад. Древние придумали его, наверняка глядя на родные рисовые
поля с какой нибудь горы, можно также вообразить себе вид аккуратно разделенного
межами поля с высоты птичьего полета



...

После того, как вы познакомились с двумя предыдущими кандзи, иероглиф
“мужчина” будет понятен без особых пояснений; заметим только, что он возник в то
время, когда невозможно было выжить, если глава семьи не прилагал все свои “силы”
к обработке рисового “поля”




...

После того, как мы познакомились вкратце сами с собой, давайте оглянемся
вокруг и обратим пристальное внимание на природу. Начнем с небесных светил (кстати,
не вспомните ли вы сейчас, как выглядит иероглиф “небо”?).

Взглянем на небесное светило. В любом курсе китайского или японского языка
будет приведен пример того, как древние китайцы старательно рисовали круглый диск
с лучами (детство человечества), затем упростили его до кружка с точкой посередине,
и, наконец, в силу уже указанных выше причин преобразовали его в прямоугольник. Не
будем и мы оригинальничать и просто полюбуемся на прямоугольник “солнце”, не
забыв указать, что, как и во многих других языках, у него есть еще одно значение “день”
(светило дневное)




...

“Солнце” весьма плодовитый иероглиф. Ограничимся пока единственным
примером от солнечного диска отделяется “лучик” для того, чтобы мы могли увидеть
“белый свет”. Какого он цвета? Можно конечно поспорить, но большинство не будет
возражать против того, что данный знак соответствует слову “белый”.




...

Опять же опыт тысячелетнего изучения кандзи не позволяет нам прыгнуть выше
головы и придумать что либо новое относительно иероглифа “луна, месяц” (а также
“месяц” в качестве 1/12 года). Детский рисунок месяца, прячущегося за тучкой, был
слегка преобразован и выглядит следующим образом (надеюсь, сильных
ассоциативных перегрузок не наблюдается)


10
Путь бесхвостой птички



...

Очень близко связан с иероглифом “месяц” иероглиф “вечер”. Это та же “луна”
в небе, но немного проще и по форме более округлая



...

Мы еще неоднократно возвратимся к образу “месяца” и “вечера”. Пока
ограничимся примером иероглифа “много”, на котором вы видите два изображения
“вечера”




Почему именно это изображение служит для обозначения слова “много”? О ой,
много лун еще пройдет, мои бледнолицые братья, пока вы поймете это (кстати “о ой”
это “кун чтение” (исконно японское, в отличие от “он чтения”, заимствованного у
китайских учителей) данного иероглифа). Если вы отныне увидите данный значок,
стоящий в тексте отдельно от других иероглифов, можете смело восклицать “О ой, я
его знаю, это “о ой”.

...

Спускаемся на землю и начинаем именно с иероглифа “земля”. Здесь, конечно
же, можно напрячься и поискать связи между философским смыслом слова «король»
(лишенным неба, то есть с упором на понятие “земли”), но гораздо более поэтично (и
правильно в соответствии с многими книгами) будет представить себе росток,
появившийся на поверхности и выпустивший два первых листочка




...

Вспомните, что вам уже известен иероглиф “огонь”. Другая, противоположная
ему стихия “вода” изображается весьма похожим на него знаком




Для того, чтобы вы четко отличали знак “огонь” (в основе образ испуганного
человечка) от знака “вода”, я приведу исключительно в учебных целях и, попросив
предварительно извинения у наиболее деликатных читателей, следующее толкование
представьте себе букву “Ж” на двери известного учреждения, расположенного где
нибудь на далекой станции нашей необъятной родины. По виду буквы сломана верхняя
левая перекладинка можно представить себе, что в данном неухоженном заведении
давно уже нет воды. А все таки я горжусь найденным образом отвратительно, но
изящно!

...

Вновь переходим к истолкованному вдоль и поперек изображению иероглифу
“дерево” ствол и две пары веток (а куда больше при развитой фантазии?)




11
Путь бесхвостой птички




Войдя в образ известного персонажа братьев Стругацких профессора Выбегалло
(надеюсь, нынешнее поколение также почитывает “Тройку” и “Понедельник начинается
в субботу”), спрошу моего дорогого читателя “Кестьон сера?” (“Вопросы есть?”). Могу
предложить пару хитрых приемов для запоминания этого иероглифа, но, кажется,
читателю, спокойно распознающему с этой минуты данный иероглиф в любом японском
(и даже китайском) тексте, придется после того, как он узнал “дерево” судорожно
вспоминать, какие такие приемы предлагались мною для запоминания. Мнемотехника
считает наиболее благоприятной для запоминания разовую норму из 40 единиц
информации. Если вы поняли, что узнавание приведенных выше 40 иероглифов отныне
не представляет для вас непреодолимой трудности, то вы молодец! Более того, вы
молодец в квадрате, потому что за считанные часы (минуты?) проглотили полугодовую
норму бедных японских школьников, которые вынуждены сотни раз терпеливо выводить
эти знаки, прежде чем их образ надежно закрепится в памяти! Так и слышу пару слов в
ответ (от вас, милый читатель, а не от японских школьников). Мы с вами еще и не на
такое способны!

II. От огня и воды к медным трубам, а также исследование
собственного тела и создание первой логической цепочки
Начнем с того, что изобразим два довольно часто встречающихся иероглифа,
которые порождают иллюзию легкости изучения иероглифики. В самом деле, если бы
все иероглифы образовывались по аналогии с нижеследующей парой, то изучение двух
тысяч кандзи заняло бы пару дней. Итак, простой для запоминания иероглиф “деревья,
роща”



...

И не менее простой иероглиф “лес”




На примере данных кандзи мы видим, как входя в другие иероглифы в качестве
составного элемента, более простой иероглиф слегка изменяет свою форму сужается,
если он находится в горизонтальном ряду, или наоборот сплющивается по вертикали,
когда другие элементы размещаются сверху или снизу.

...

К изображению одинокого “дерева” добавим снизу горизонтальную черту, которая
наводит на ассоциации, связанные с корнями дерева, являющимися источником
жизненной энергии для всего дерева




Данный иероглиф означает собой “источник”, а через некогда популярный у нас
лозунг “Любите книгу источник знаний!” мы приходим ко второму его значению
“книга”.

...



12
Путь бесхвостой птички

Дорогой читатель, внутренняя дрожь подбирается к самому моему сердцу, я
слышу звук фанфар, до которых мы с вами добрались через “огонь” и “воду” нам
предстоит узнать как выглядит первое слово, составленное из двух иероглифов. Итак,
занавес поднят, любуйтесь своим достижением




Произнесите вслед за мной “Нихон” или “Ниппон”, это название страны, язык
которой мы с вами изучаем. Обратите внимание на то, как два отдельных образа
гармонично слились в единое понятие, смысл которого передается поэтическим
образом “страна восходящего солнца”. Если же эти иероглифы вдобавок изображены
талантливым каллиграфом, передающим искры своего таланта отточенными
движениями кисти, то становится понятна огромная разница между безжизненной, как
ее ни украшай, буквой и наполненным жизнью и поэзией древним иероглифом. У нас с
вами появился шанс научиться видеть таинственный смысл в причудливом изгибе
ветки, в плавном взмахе женской руки, в “медленном медленном продвижении улитки
по склону Фудзи до самой вершины”... Прошу извинения за излишнее многословие,
наверное это произошло под воздействием чего то такого, что заставляло великого
Пушкина прыгать по комнате с восклицаниями “Ай да Пушкин! Ай да молодец (или сукин
сын?)!”.

...

Иероглиф “гора” в древности изображался тремя соседствующими друг с другом
пиками, со временем он упростился и теперь скорее напоминает “вилы”, но сложности
это вам не создаст. У данного иероглифв ведь и “кун чтение” странное для нас “яма”




...

Изображение “горы роженицы” (!) соответствует слову “выходить” (одна “гора”
выходит на божий свет из недр другой “горы”)




...

“Река” рисунок водного потока между двух берегов, особых ухищрений для
запоминания, очевидно, также не требуется




...

“Река” с отделенными друг от друга при помощи небольших штрихов элементами
предоставляет такую основу для истолкования “система водных потоков, отделенных
друг от друга островками земли” или “земля, окруженная водой” или самодостаточная
область жизненного пространства, в которой есть и земля и вода отсюда выводим
понятие “провинция, штат”




...


13
Путь бесхвостой птички

От природы в широком смысле мы переходим к описанию собственного тела и
начнем с органов чувств. “Глаз” прямоугольник (по уже известным нам мотивам),
однако, он еще и развернут на 90 градусов (может так оно и было с нашими далекими
предками?). Обратим внимание лишь на то, что зрачок просматривается довольно четко




Представим себе, что это глаз человека, который лежит целый день, но не спит, а
созерцает (Обломов?). Итак маленькое кодирование в памяти “вертикальный глаз”.

...

“Глаз” на “ножках” (этот элемент мы уже использовали в иероглифе “четыре”)
ходит себе и смотрит где что не так. Несложно узнать данный иероглиф в тексте и
запомнить, что это глагол “смотреть, видеть”



...

Еще один “глаз” проводит всю жизнь на дне моря форма раковин очень часто
имеет именно такую форму, а две линии снизу указывают на то, что “раковина”
раскрывается в обе стороны



...

“Ухо” изображено весьма детализированно просматривается ушная “раковина”
и даже мочка. Сам орган слуха слегка оттопырен и, как будто, прислушивается к тому,
что о нем говорится



...

Если к “уху” тянется “рука” (в иероглифике довольно много “рук” в разных ракурсах
и с различным количеством пальцев, но все они достаточно легко узнаваемы) то это
просто означает “брать” (бытовая сценка просто кого то берут за ухо), сейчас
обладатель “уха” свое “получит” есть у данного иероглифа и такой смысл



...

Изображение кончика носа почему то напоминает по форме и “глаз”, и “ухо”, если
бы сверху не просматривалась спинка носа, то было бы весьма сложно
идентифицировать этот важный орган. Поскольку на Востоке люди, говоря о себе не
бьют себя в грудь как мы, а вежливо указывают на собственный нос, то и смысл данного
иероглифа заключается не в носе, как таковом, а в обозначении понятия “сам, свой
собственный”




...



14
Путь бесхвостой птички

Изображение “носа в профиль” не встречается в отдельности, но очень
продуктивно в образовании множества иероглифов, связанных с близким предыдущему
значением “свой, находящийся в частной собственности”. В качестве примера
приведем сочетание этого элемента с уже знакомым нам иероглифом “восемь”,
который имеет также смысл “делить”. “Собственное”, подвергнувшись “делению”
превращается в “общественное, публичное”



...

Изображение подлинного “носа” на первый взгляд кажется страшно запутанным
для тех, кто впервые взялся за иероглифику




Некоторые наверняка воскликнут : “Ну все, хана!” и неожиданно произнесут
название данного иероглифа в “кун” варианте (вы помните, что так называются
подлинно японские слова, которые существовали в устной форме на японских островах
еще до появления китайцев). Да нос по японски называется “хана”, а запомнить данный
иероглиф не так уж и сложно, если определить еще один новый элемент, который часто
встречается во многих иероглифах. Этот элемент условно назовем “растения” и
изображается горизонтальной чертой, пересекаемой двумя небольшими вертикалями
(два “стебелька”, соединившие “листья” вспомните истолкование иероглифа “земля”).
Итак, “сканируем” взглядом иероглиф сверху вниз и видим, что он составлен из трех
элементов “свой, собственный”, “поле” и “растения”. Кодируем в памяти следующую
фразу “На своем поле растения благоухают”. Чувствуете, как приятно защекотало в
носу. Зафиксируйте это ощущение, оно должно теперь постоянно возникать при виде
иероглифа “нос”.

...

В качестве награды за пережитое напряжение познакомимся с весьма
запоминающимся иероглифом “рот”. Главное не путать его с элементом “границы”
(вспомните иероглиф “страна”). Выглядят они практически одинаково “квадрат, он и
в Африке квадрат”, но обычно всегда легко понять по графическому смыслу, что из
себя представляет данный рисунок элемент “границы” всегда содержит внутри себя
какой либо другой элемент. Итак, полюбуйтесь на изящество очень продуктивного
иероглифа “рот”



...

Иероглиф “имя” довольно образный по смыслу; он состоит из двух элементов
“вечер” и “рот”, но позволяет активно поработать нашей фантазии. Представим себе
древние времена, поздний вечер и неясная фигура, появляющаяся около вашего дома
кто это, друг или враг? Для того, чтобы стало ясно, кто на пороге, каждый путник обязан
назвать свое имя



...

Огромный “рот” на “ножках” явный признак авторитетной речи, присущей


15
Путь бесхвостой птички

“старшему брату” ходит и изрекает мудрые сентенции, а младшие заглядывают ему
в рот




...

“Рот” и “десять” свидетельствуют о том, что о чем то говорилось уже десятки раз,
то есть, это “старая история”, отсюда значение данного иероглифа “старый”
(напрашивающееся изображение “надгробия” мне почему то активно не нравится)




...

Попробуем изобразить из усвоенных элементов “лицо” в целях чисто учебных;
любая картинка представляет при наличии в ней логических связей своеобразную
цепочку (которыми мы с вами вскоре займемся)




...

“Голова” нам еще пока не по силам, в этом иероглифе слишком много новых
элементов, однако, иероглиф “шея” при всей своей парадоксальности запомнится
легко “свой нос”, над которым линия глаз, сливающихся в одну черту, и брови,
приподнятые в удивлении “по всем признакам я голова, но меня почему то чаще
называют шеей”. Во многих составных иероглифах данный элемент все таки часто
истолковывается и как “голова”




...

Иероглиф “рука” настоящая растопырка, но верхний палец кокетливо загнут
крючком; очень похожие руки изображены на картине кисти О. Бендера в кинофильме
“Двенадцать стульев” (вспомните “мальчика” Кису, лежащего на пароходной палубе и
“великого комбинатора”, склонившегося в артистическом экстазе над холстом)




...

“Нога” тоже не шедевр, однако, я считаю этот иероглиф с точки зрения графики
стоит на более высоком уровне, чем вышеприведенный представитель “школы
Бендера”. Глядя на него, я вспоминаю двухгодовалую дочку в маминых туфлях, в
восхищении протягивающую руки к своему изображению в зеркале. Приглядитесь к


16
Путь бесхвостой птички

иероглифу, “туфли” явно мамины, поскольку на высоких каблуках




...

Мы достаточно подробно изучили собственное лицо и конечности. Прежде, чем
познакомить вас с иероглифом “тело”, кратко коснемся вопроса “ключевого” положения
иероглифа. Иероглиф “человек”, если он входит в качестве составного элемента в более
сложный по графике иероглиф, всегда располагается слева или сверху. При
расположении слева он сжимается по горизонтали и превращается в изображение, по
форме весьма напоминающее нашу “единицу”; если же элемент “человек” находится
сверху, то он сильно сплющивается по вертикали. Оба изображения носят название
“ключ” и помогают быстро обнаружить нужный иероглиф в японском словаре.
Подробнее к пояснениям относительно ключей мы возвратимся позднее, для начала
попросту усвоим, что ключ является составным элементом иероглифа, принимаемым
в качестве главного и определяющим положение данного иероглифа в японском
словаре. Итак, посмотрим на практике, что нам дает знание “бокового” элемента
“человек”. В сочетании с уже знакомым элементом “дерево” мы получим иероглиф
“отдых, отдыхать”




Данное сочетание легко кодируется в памяти при взгляде на иероглиф сразу
определяется “человек”, расположившийся на природе, рядом с “деревом”. Идей,
связанных с этим сочетанием, может быть порождено множество, но наиболее
бесспорной представляется мысль об отдыхе.

...

Похожее на первый взгляд сочетание “человек” + “корень, источник” используется
для того, чтобы обозначить наше “тело”




...

Об анатомии, мне кажется, говорить нам будет еще очень и очень трудно, но внутрь
нашего тела мы на секундочку заглянем, чтобы увидеть и запомнить изображение
самого важного и весьма плодовитого с точки зрения иероглифообразования органа
сердца. Иероглиф “сердце” можно представить в виде следующего описания если
вы смотрите на человека, то местоположение его сердца левая грудь. Присмотритесь
к иероглифу вот она левая грудь, а рядом с ней начинается изображение правой груди
(не имеющее для данного иероглифа большого значения, поэтому лишь намеченное).
Сверху изображены две черты, символизирующие импульсы биения сердца




...

Сердце входит в состав многих иероглифов, занимая базовое положение внизу
(и, как мы уже видели на примере других иероглифов, сжимаясь по вертикали). Элемент
“сердце” + элемент “поле” означают “думать”. Сердце у народов востока далеко
выходит за пределы значения просто механического насоса, в русском языке также

17
Путь бесхвостой птички

“сердце” является вместилищем, синонимом “души”. Говоря “сердце болит о ком то
или чем то” человек выражает мысль о том, что постоянно думает о данном человеке
или предмете. Иероглиф “сердце болит о поле” это постоянные думы об основном
источнике существования отсюда и смысл данного кандзи



...

Пришло время научиться ориентироваться в пространстве, а заодно, начать
формирование “цепочек”, состоящих из кандзи для упражнений с ними.

Итак, начнем с направлений “правое левое”. Оба этих иероглифа включают в
себя элемент “рука”, который в сочетании с элементом “рот” образует кандзи “правый”;
запоминаем “правой рукой едят”



...

Иероглиф “левый” это сочетание элементов “рука” и “работа”. Завершаем идею
“правой рукой едят, левой работают”




...

Идея запоминания направлений “верх низ” связана с уже известными
элементами “королевского” иероглифа. Смотрите, половина “народа” стремится от
“земли” вверх они находятся в состоянии “роста, развития” этот иероглиф “верх,
подниматься, почтительно подавать что то стоящему вверху на социальной
лестнице”




...

Половина людей для сохранения равновесия в обществе направляется в
направлении “от неба вниз”, иероглиф “вниз, опускаться, давать стоящему ниже”
выглядит так



...

Для того, чтобы начать строить “королевскую”, как я ее для себя назвал, цепочку,
мы можем добавить еще два иероглифа, связанных общими элементами, но
объяснения, с точки зрения этих элементов будут несколько натужными, классическое
объяснение более образно, но оно основано на ином видении того, что появится сейчас
перед вашим взором. Итак, иероглиф “правильно”




Я пытался объяснить этот иероглиф так “половина людей под властью короля,
другая под властью других правителей или живет в демократическом обществе и это
правильно”. Если все будут под единой властью, то такое общество быстро развалится.

...

18
Путь бесхвостой птички

Если из предыдущего кандзи удалить элемент “неба”, то есть власть
“помазанника” будет лишена определения “божий”, то нормальное течение жизни
остановится. Отсюда значение данного иероглифа “останавливать,
останавливаться”




В принципе ход мысли при взгляде на два предыдущих иероглифа, может быть, и
не так уж сложен, но в его основе заложены весьма спорные теории, которые скорее
отвлекают мысль читателя в ненужном направлении. Классическое объяснение гораздо
более практично; вам просто нужно переключить свое видение “образа” картинки на
иные “рельсы”, а именно, увидеть в иероглифе “останавливать (ся)” свою собственную
правую ступню. Посмотрите на изображение слева большой палец ступни, правее
более длинный “указательный” (не знаю, носит ли он на ноге такое же название, как на
руке?), а еще правее все остальные три пальца изображены горизонтальной чертой.
Данное изображение вполне логично передает идею, легкое напряжение мысли
приводит нас к окончательному выводу “свою ступню можно увидеть в таком ракурсе,
только если ты остановился”.

Еще один вариант истолкования связан с иероглифом “нога” (малышка в маминых
туфлях) можно представить себе, что каблук сломался и это также наводит на мысль
об остановке.

“Остановиться” у самой “черты”, не переступив ее, это “правильно”. На мой
взгляд оба толкования иероглифов вполне логичны и без усилий воспринимаются в
качестве ассоциации. Одно только замечание я был поражен до самых глубин своего
ассоциативного мышления, когда узнал, что несчастные японские дети сначала узнают
о существовании иероглифа “правильно” и только через год учитель сообщает им о
существовании иероглифа “остановить(ся)”, который по логике является его составным
элементом! То ли таким путем насилия из детских умов начисто удаляют опасное
стремление к логическому анализу, то ли японские учителя исповедуют тот же
логический путь, при помощи которого я попытался истолковать два данных иероглифа
неклассическим путем?

Итак, давайте начнем составлять нашу первую логическую цепочку кандзи
“королевскую”.




Для тренировки памяти пройдемся по этой цепочки наиболее логическим путем
“один” “два” “три” “работа” (необходимо разворачиваться, крутиться между небом
и землей, то есть, работать) “король” (символ единения неба, земли и людей) “хозяин,
владелец” (корона на голове символ власти) “сокровище” (корона у ног уже не символ
власти, а просто драгоценность) “страна” (наше сокровище, окруженное со всех
сторон границами) “пять” (старый король тяжело опирается на палку, цепляясь за
набалдашник всеми пятью пальцами) “земля” (переключимся на классический вариант
из земли пробился росток с двумя листочками) “верх, подниматься, давать что либо


19
Путь бесхвостой птички

вышестоящим” (половина людей стремится вверх, к небесным, духовным сферам)
“вниз, опускаться, давать нижестоящим” (половина людей стремится к земным делам)
“остановить(ся)” (классический вариант ступни с тремя пальцами, изображенными
горизонталью) “правильно” (остановиться вовремя, у самой черты).

...

Первая цепочка большое дело (кстати, вспомните иероглиф “большой” из
нашей будущей цепочки, связанной с “человеком”). Помня о большом, нельзя забывать
и о малом; познакомимся с иероглифом “маленький”. Это изображение маленькой
птички, летящей вверх



...

Иероглиф с изображением “птички”, у которой косым ударом меча или иного
режущего предмета отсекли часть хвостика




показывает что от “малого” можно отрезать еще “немного”.

...

Маленькая птичка, взлетевшая высоко и наткнувшаяся в небе на невидимую
преграду




это обозначение отрицания в словах (например, в виде приставки «не») «Так выпьем
же за то, чтобы никто из нас, как бы он высоко не взлетал, никогда бы “НЕ” отрывался
от коллектива!». Когда я вижу этот значок, в голове непроизвольно возникает «Птичку
“не” жалко!».

...

Приближаясь к завершению второй главы, вспомним еще раз о самом важном в
нашей жизни о женщинах. Иероглиф “женщина”, как мне кажется, должен сразу
проявиться в вашей памяти, от него мы перейдем к иероглифу со значением “мать”.
“Женщина” по форме, на которую накладывается изображение “груди”, это конечно и
будет данным иероглифом, а то, что грудь повернута на 90°, означает то, что “мать легла,
готовясь кормить своего ребенка”




...

Великолепный по смыслу иероглиф, объясняемый практически везде одинаково
включает в себя “мать” и ключевое обозначение “человека”, расположенное сверху




Толкование значения “каждый” не поддается переиначиванию “у каждого
человека есть мать”.

...


20
Путь бесхвостой птички

“Море” изображается иероглифом “каждый” с добавлением слева одного из
«ключевых» значений иероглифа “вода” (новый для нас элемент, располагающийся во
многих иероглифах слева “три капельки” ). Роль моря в жизни островитян переоценить
невозможно, оно «мать» и для «людей» и для «каждой капли воды»




...

В заключение мы не можем обойти вниманием и отца. При взгляде на данный
иероглиф




у меня возникает ассоциация с двумя составляющими его элементами, далекими от
классических вариантов истолкования; я вижу здесь элемент “делить” и просто “крест”.
Запомним, “отец” это тот, кто все “делит” между членами семьи и на этом “ставит
крест” (“обжалованию не подлежит”).

...

Чтобы довести количество иероглифов, с которыми мы познакомились в данной
главе, до требуемых сорока, приведем стоящий несколько особняком от изображения
“человека” иероглиф со значением “стоять”. Мне кажется, что нет нужды разбивать
данное изображение на составные части, просто представьте себе фигурку человечка,
уверенно и прочно стоящего на земле




...

Восемьдесят кандзи мы с вами так или иначе разместили в сознании и могли бы
уже приступить к переводу простеньких текстов (не зная, как читаются иероглифы, но
понимая их смысл в этом один из парадоксов иероглифики, как уникальной системы
письма). Как мы уже знаем, столько иероглифов изучают бедные, оторванные от
абстрактного мышления и логических умозаключений, японские школьники за целый
год. Сколько у вас ушло на это, уважаемый читатель? Если вам было интересно, то
спорю, что не больше пары часов. Вот так мы с вами, сообразительные россияне, на
том стоим и стоять будем (смотри последний иероглиф). Один только маленький вопрос
если мы такие умные, то почему... Наверное в этом состоит один из наших величайших
секретов?

III. Поэтическое восприятие кандзи, отправление в путешествие от
станции “3,03 см”
Начнем новую главу с пары иероглифов, состоящих из уже известных нам
элементов, но предполагающих некое усилие в истолковании их значения; при этом,
правда, вы можете испытать определенное удовольствие от некоторой необычности
восприятия предлагаемых кандзи в качестве коротких, но емких по смыслу поэтических
форм.

Иероглиф, состоящий из элементов “стоять” и “солнце”, несколько неожиданно
выражает понятие “звук”. Остановитесь на минуту и представьте себе картину раннего
летнего утра, когда солнце только только начинает подниматься над горизонтом. Еще


21
Путь бесхвостой птички

несколько минут назад кругом было темно и призрачно тихо; но вот, как бы отвечая на
появление первых благодатных лучей светила, природа начинает свое пробуждение и
отовсюду доносятся разнообразные звуки, постепенно заполняющие пространство...
Глядя в следующий раз на этот иероглиф, вы наверняка испытаете легкое шевеление
поэтических струн в вашем сердце



...

Кстати, в следующем кандзи как раз и появляется дополнительный элемент
“сердце”, и мы готовы к новому поэтичному образу глядя на иероглиф “звук” мы
испытываем некий подъем, некое легкое учащение биения нашего сердца, проникая в
сокровенный смысл иероглифа, понимая его значение. Вольно или невольно, но мы с
вами только что проникли в самую суть данного кандзи, который и носит название
“смысл, значение”



...

Еще один “поэз” под воздействием парадоксального на первый взгляд иероглифа
“темный, темнота”




Парадокс его в том, что он наполнен изображениями солнца, однако, несложный
мысленный экзерсис позволит понять, почему именно это значение представляется
нам вполне логичным и обоснованным. Вновь представьте раннее летнее утро,
пробуждение природы, наполненное разнообразными звуками; вы вышли встречать
рассвет и случайно взглянули на диск, поднимающийся над горизонтом. В глазах
потемнело, яркий солнечный свет на какое то мгновение ослепил вас не правда ли, и
это объяснение кажется вполне логичным и выражает ощущение, которое отныне на
ничтожное мгновение будет возникать в вашей памяти при взгляде на приведенный
выше иероглиф.

Удивительно, но если прочитанные вами истолкования трех последних иероглифов
оказались в чем то созвучны вашему жизненному восприятию, то вы уже никогда не
забудете их, как бы вы ни старались в этом секрет удачного приема запоминания.
Если же прочитанное показалось вам легким бредом, то давайте разойдемся по
хорошему подарите эту книгу чудаковатой любительнице Верлена и Северянина и
приобретите “
Japanese for Busy People” (Классная книга для бизнесмена с одной
аудиокассетой!)

Тем же, кто продолжил скользить легким взором по страницам моих трудов,
предлагаю отправиться в далекое путешествие от станции, которая несколько
неожиданно носит название “3,03 сантиметра”, изображаемое иероглифом




Иероглиф наверняка был выдуман древнекитайскими врачами, которые, судя по
памятникам старины, были большими доками по определению болезней при помощи
простого прослушивания пульса. Сам иероглиф изображает нижнюю часть ладони и
запястье, а маленький штрих на рисунке символизирует ту точку на запястье, в которой


22
Путь бесхвостой птички

ощущается биение пульса (и эта точка аккурат находится на расстоянии 3,03 сантиметра
от нижней границы ладони). Следовательно, иероглиф не так прост, как казалось в
нем улавливается смысл «пульсирования» или чего то «закономерного» (пульс
«закономерен» для любого живого человека). Остановимся на двух этих смысловых
понятиях “пульс, закон” и перейдем к группе замечательных иероглифов,
позволяющих разгуляться нашей неуемной творческой фантазии.

...

“Человек” в сочетании с “законом, пульсом” означает “присоединять,
прикреплять”.

В самом деле, оба эти понятия человек и закон (равно как и биение сердца)
должны быть надежно связаны друг с другом. Можете остановиться на минуту и
задуматься о философском смысле данного сочетания

.

...

А вот наш пульсирующий иероглиф объединился с “землей” ясно, что это «место,
где ощущается пульс земли» или «место, где рождаются законы». Конечно, это “храм”;
недаром, перед тем, как приступить к строительству церкви, место для него
определяется сведущими людьми по каким то секретным ощущениям, да и в области
создания законов священники были некогда одними из первых




...

В древние времена в храме находились самые ученые люди, при помощи
наблюдений за солнцем упорядочившие понятие времени. “Время” это мера,
установленная в “храме” при помощи анализа размеренного пути “солнца”




...

Несколько видоизмененное изображение “руки” (ключевое, отличающееся
несколько от уже известного нам, по аналогии с иероглифом “человек” имеющее
несколько “ипостасей”) в соединении с “храмом” означает “иметь, владеть” «рука
храма» владеет всеми умами вокруг




...

“Закон” под “крышей” скрывает в себе смысл “охрана, защита”




...

Если “закон” царит среди “деревьев” и рядом с ними ощущается “пульс жизни, ее
закономерность”, то речь идет о иероглифе “деревня”



23
Путь бесхвостой птички




...

Прежде, чем двигаться дальше в намеченном направлении, познакомимся с
простым по смыслу иероглифом “слова, говорить”. Основой этого иероглифа является
уже знакомое нам изображение “рта”, из которого, как это изображалось раньше на
некоторых карикатурах, вылетают слова (сразу запомните это 4 черточки)




...

А теперь взгляните на иероглиф “атаковать, нападать”




Представьте себя в шеренге самураев перед лицом врага. Вот учащенно забилось
сердце и в гортани “запульсировали” “слова” что нибудь типа «Вперед! Бей врага!»
как еще лучше можно выразить состояние атаки?

...

И наконец, очень красивый по смыслу иероглиф “поэзия”




Посмотрите какие толкования возникают в мыслях при взгляде на изображение
“слова”, помещенного рядом с “храмом” «слова, рождающиеся в храме» (в самом
деле, там не только наблюдали за солнцем, но и занимались другими интересными
делами, в частности, сочиняли стихи). А если придумать более развернутое объяснение
«слова, отражающие дрожание земли» или «слова, пульсирующие в такт с землей»
или ... Я не думаю, чтобы после того, как Вы нашли для себя наиболее подходящее
объяснение, этот иероглиф мог когда нибудь выпасть из Вашей памяти. Если Вы
придумали такое объяснение, можете быть уверены, что в душе Вы настоящий
“сидзин” (поэт)




...

Иероглиф “пульс, закон” входит в состав еще многих и многих иероглифов; и мы
будем возвращаться к нему в дальнейшем. В заключение нашего небольшого
путешествия, возвращаясь к исходной станции “3,03 см”, приведем еще один иероглиф




Единый “закон” в определенных “границах”, “единое биение пульса” это то, что
в некотором роде объединяет нас с вами (вы чувствуете примерно то же самое, что и
я, сидя за клавиатурой компьютера). Если я угадал направление ваших мыслей, то вы
на пороге разгадки смысла данного кандзи, да да, это именно “коллектив” группа
ассоциированных единомышленников с развитым ассоциативным мышлением (уж
простите за некоторую вычурность данного определения).

24
Путь бесхвостой птички

...

Мы с вами только что завершили небольшое путешествие по “стране кандзи”, во
время следующих прогулок неплохо бы научиться ориентироваться в пространстве.
Вам уже известны такие иероглифы, как “вверх”, “вниз”, “направо” и “налево”; давайте
научимся ориентации с географической точки зрения, то есть усвоим, как иероглифами
определяются стороны света.

Сначала о направлениях. Иероглиф “направление, сторона, способ”
представлен как фигурка, широко раскинувшая руки и в пируэте, всем телом,
указывающая в определенном направлении «это находится там, это надо делать так»




...

Каждый из иероглифов, обозначающих направления сторон света это целая
маленькая история. Начнем с востока.

Сквозь ветви и ствол “дерева” виднеется “солнечный диск”, который только
недавно оторвался от горизонта и постепенно начинает освещать все вокруг... Кто то
из древних китайских мудрецов был поражен этой прекрасной картиной и перенес на
бумагу свои впечатления; ассоциация между восходящим солнцем и понятием “восток”
весьма образна и логична




...

В сгущающейся темноте “птичка” (самая условная из всех птичек, встречающихся
в иероглифах всего одна линия) возвратилась домой и устраивается в “гнезде” на
ночь. Солнце опускается за горизонт; птичка устало смотрит на “запад”.




...

Два “человечка” уселись спиной друг к другу на вершине земного шара (или
глобуса) и всплеснули ручками я называю их для себя «Седов и Амундсен», а на
вершине земного шара, если мы не австралийцы, может располагаться только “север”




Кстати, тот “человек”, который находится справа и вздымает к небу руки, довольно
часто встречается в иероглифах в качестве составного элемента. Давайте условимся
запомнить его, как элемент “сидящий человек” (отдельно такой иероглиф не
встречается).

...

Иероглиф “юг” за время своего существования, вероятно, видоизменился до
неузнаваемости. Видимые элементы, на которые его можно разделить, это “знак



25
Путь бесхвостой птички

японской йены”, “десятка” и “границы”, открывающие путь только вниз (географически
как раз на юг). Попробуем дать иероглифу такое объяснение «Если десять йен в
кармане завелись у вас, мой друг, то границы вам открыты исключительно на юг”.
Напрягитесь, и возможно у Вас появится более образная ассоциация, связанная с
отдыхом на «югах»




...


Подошло время возвратиться к теме чисел, с которой мы начали самую первую
главу книги; попробуйте сосредоточиться и восстановить в памяти числа от “одного”
до “десяти”.

Сотым иероглифом (у нас с вами первый юбилей!) неожиданно оказался “рояль в
кустах” иероглиф “сто”. Когда я смотрю на него, то возникает ассоциация “с неба
падает сто белых солнечных лучей”. Почему именно сто? Ну, а кто их может сосчитать?
Вы согласитесь, что их много, а иероглиф у нас сотый вот вам и идея для запоминания:
“я вижу солнечные лучи, падающие с неба, я вспоминаю, что этот иероглиф юбилейный,
сотый; следовательно лучей сто и значение иероглифа “сто”




...

Если лучей с “неба” падает в “десять” раз больше, то их насчитывается,
соответственно “тысяча”



...

А если с “неба” устремляется вниз не поддающееся осмыслению количество
солнечного света (элемент “сила”), то надо быстро убегать “десять тысяч” лучей
наверняка нанесут вред нашему здоровью




Два важных примечания к последнему знаку во первых, система счета у японцев
основана не на разряде “тысяч” (как это привычно нам); в основе определения большого
числа путем его подразделения на разряды не “1 000”, а “10 000” или “ман”. Например,
глядя на число “100 000”, мы скажем “сто тысяч”, а японец “десять манов”. Во вторых,
присмотритесь внимательно к этому знаку, а затем возвратитесь поднимитесь по тексту
на семь знаков вверх и еще раз обратите внимание на иероглиф “направление”. Видите,
как они похожи и на первый взгляд, и даже на второй. Сосредоточтесь черточка наверху
или “головка” у фигурки есть значит это человечек указывает нам направление; если
же взгляд скользит по глади “неба”, то это “ман”.

...

Раз уж мы заговорили о мелочах, играющих весьма существенную роль в
определении иероглифа, потренируем свой взгляд на еще одном, аналогичном
примере. Посмотрите на иероглиф “камень”


26
Путь бесхвостой птички




Вспомните иероглиф “правый, направо”; не правда ли их легко спутать, да еще
пробегая на скорости взглядом по тексту. Разница всего лишь в одной маленькой

стр. 1
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>