<<

стр. 2
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

черточке, но эта черточка полностью меняет трактовку смысла кандзи. В случае
иероглифа “правый” мы видим “руку”, поднесенную ко “рту”. Отсутствие “пальца” на
“руке” указывает на то, что здесь мы должны четко видеть элемент “склон” горы или
холма. У подножия “склона” лежит огромный “валун” отсюда и значение иероглифа.
Учитесь сосредотачиваться на мелких деталях, разглядывайте похожие иероглифы,
выделяйте мысленно незначительные особенности отдельных элементов, тренируйтесь
в истолковывании их подобно решателю увлекательного ребуса; очень быстро
загадочное превратится в привычное и вполне доступное пониманию.

...

Меняем для разнообразия тему и поговорим о транспортных средствах.
Иероглиф, изображающий тележку, на оси которой насажены два больших колеса (вид
с птичьего полета) это “средство передвижения”. Он используется и для
обозначения термина “автомобиль”; по аналогии мы с вами также часто используемых
для этих же целей слово “тачка”




Еще одно значение, выражаемое данным иероглифическим знаком “колесо”.

...

Если к данной повозке прикрепили дополнительную пару колес, значит она
предназначена для перевозки тяжелых грузов отсюда значение иероглифа “тяжесть,
тяжелый”




...

“Тележка”, прикрытая “щитом” бронированное средство передвижения,
используемое в военных целях данное изображение является графическим
отображением слова “армия, вооруженные силы”




...

“Тяжелая телега” в совокупности с изображением “силы” наводит нас на верную
идею о том, что это иероглиф “двигать”




...

Если же к данному иероглифу добавить ключевое изображение “человека”, то
получим новый иероглиф “работа, работать”




27
Путь бесхвостой птички

...

Если “тележка” находится в “помещении” (похожем на “склон”, но с элементом,
свойственным для “крыши” я для себя условно назвал этот элемент “землянкой”), то
это “склад” помещение для хранения чего либо, в том числе и транспортных средств,
то есть, “гараж”




...

“Тележка” + два “носа” (элемент, обозначающий “встречу”) означает “падать,
опрокидываться”. Что еще может произойти при встрече двух автомобилей. Да,
вдобавок с ними произойдет наверняка изменение формы, отсюда дополнительное
значение “изменяться”




...

Да, кстати, если смысл “тяжелого” передается изображением тележки (с двумя
дополнительными колесами”, то и для обозначения термина “легкий” используется
она же. К изображению нашей “повозки” добавлены “рука” и “земля” тележку можно
катить по земле руками значит она легкая




Элемент “средство передвижения” используется во многих иероглифах; нам еще
не раз предстоит встретиться с ним на страницах этой книги.

...

Путешествия, средства передвижения, большие числа... Самое время от суетного
вновь переключиться на основополагающие понятия, остановиться и поразмыслить о
жизни.

Очень важный иероглиф “жизнь”. Вспомните иероглиф “земля”. Если к ростку,
пробившемуся на свет божий прикрепить “человека” (в его «верхней ипостаси»), то
получится вполне логичное объяснение «человек, привязан к земле, живет на ней»




...

Если в иероглифе вместо неподвижной основы добавить “ножки”, то это символ
того, что жизнь «ушла», была ранее, то есть, это «предыдущая» “жизнь” (однако, иногда
данный иероглиф, благодаря тем же «ножкам» может выражать и «будущее» (жизнь,
которая еще придет)). Итак, основное значение иероглифа “впереди” (как по
отношению к прошедшему времени, так и к тому, которое еще наступит)




Вместе иероглифы “впереди” и “жизнь” означают “человек, который родился
раньше, обладает гораздо большим жизненным опытом” и, одновременно “человек,
который заботится о жизни тех, которым жить дальше”


28
Путь бесхвостой птички




Даже, если Вас никогда не интересовало искусство каратэ, дзюдо или кэндо, слово
“сэнсэй” уже достаточно прочно закрепилось в русском языке в смысловом значении
«учитель». Произнося это слово, мысленно представьте два иероглифа и еще раз
обдумайте философский смысл этого сочетания.

Мы с вами, дорогой читатель, относимся к тем, кто пока еще изучает жизнь (в
применении к японскому языку и иероглифике), поэтому каждого из нас можно назвать
“гакусэй” “изучающий жизнь”




...

Раз речь у нас пошла о жизни и ее изучении, то нельзя обойтись без слова “школа”.
Однако, прежде чем мы подойдем вплотную к этому иероглифу, необходимо
познакомиться еще с парой других кандзи. Начнем с иероглифа “цитата, изречение”
(нечто записанное на бумаге). Этот иероглиф простой по форме, но богатый идеями,
связанными с его трактовкой. У различных авторов встречаются самые разные
объяснения; одни видят в этом рисунке “человека” (вспомните иероглиф “стоять”) в
одежде, которую он запахнул на груди, готовясь записывать что то на бумаге; другие в
изображении “креста” видят перекрещенные ноги (опять же с целью приступить к
письму). Мне больше нравится объяснение знака, связанное с крестом в качестве
базовой формы подписи (помните, как во многих рассказах о давних временах пишут
о неграмотных людях, ставящих крест вместо подписи). Верхняя часть это “пресс
папье” (мы уже упоминали этот элемент в самом начале) или символ внутреннего
позыва (давления). Я запомнил этот знак в виде кода “написанное под давлением
(внутреннего позыва к тому, чтобы записать свои мысли)”; у данного есть популярный
синоним “пишу, когда не могу не писать”




В сочетании с иероглифом “учиться” получается слово “изучение изречений” или
“литература”, по японски читается как “бунгаку”




...

Следующая ступень к “школе” иероглиф “вмешиваться, соединяться с чем
то”. Не старайтесь выделить в нем все три первоначальных элемента. Достаточно
сосредоточиться на уже знакомом элементе “отец”, под “давлением” которого мы все
находимся до определенного возраста. Отец всегда старается “вмешаться” в наши
действия, а с другой стороны “объединиться с нами” в едином понимании того или
иного поступка



...

Мы уже в одном шаге от намеченной цели, иероглиф “соединяться с чем то” в
сочетании с элементом “дерево” означает целый комплекс идей “изучать, исправлять,



29
Путь бесхвостой птички

думать” и связанное с ними краткое определение “школа” в самом широком смысле
этого слова




Вдумайтесь в такое определение “единение с природой (символом которой
является “дерево”) великая школа жизни”.

Конкретное обозначение школы в ее “прикладном” смысле формируется из
предыдущего иероглифа “школа” и иероглифа “учиться”. “Школа” в понимании “место,
где дети занимаются различными науками” читается как “гакко:” (двоеточие означает
удлинение гласной) и выглядит следующим образом




...

В завершение данной главы предлагаю вам познакомиться с двумя иероглифами,
имеющими непосредственное отношение к природе и красивый смысл, заложенный в
их истолковании это “трава” и “цветы”. Оба эти иероглифа объединены составным
элементом “растения” (два “ростка”, соприкасающихся листьями).

Перед тем, как познакомиться с иероглифом “трава”, необходимо усвоить
иероглиф “рано, быстро”. Этот иероглиф составлен из элемента “солнце” и “десять”
и может быть истолкован следующим образом “солнце уже показывает на десять, но
для некоторых это еще очень рано, для спящих “сов” утром время бежит слишком
быстро”




...

“Растения”, которые появляются очень “быстро”, “раньше” всех других это
“трава”



...

Иероглиф “изменяться” образован двумя человеческими фигурками, одна из
которых стоит (вы уже встречались с этим элементом), а другая сидит (вспомните
иероглиф “север” с двумя сидящими на северном полюсе человечками). Смысл
иероглифа прозрачен и состоит в том, что человек постоянно изменяет свое положение
то он стоит, то сидит




Интересно сочетание данного иероглифа с иероглифом “учиться”




Как вы думаете, какое слово зашифровано в данном сочетании? Если вас не
озарило сразу, то не будем долго мучиться; это слово “химия”, которое читается
“кагаку”, и на мой взгляд оно весьма изящно по смыслу.

...


30
Путь бесхвостой птички

Последний иероглиф также весьма изящен и запоминается без какого либо
напряжения это иероглиф “цветок” “растение, которое подвержено изменениям”



Пусть этот кандзи будем подарком всем вам, успешно добравшимся до конца
третьей главы!


IV. Готовим базу для первой ступени экзамена “Норёку сикэн”
Начинаем, как обычно с простейших в графическом отношении иероглифов (хотя
это вовсе не означает, что они изучаются японскими школьниками в самом начале; как
мы уже отмечали, часто несчастные дети вынуждены учить сложные составные кандзи,
узнавая о существовании отдельных частей в самостоятельном виде через несколько
лет).

Иероглиф “квартал” имеет максимально простую форму, сравнимую со знаком
катаканы. По сути это просто “гвоздь”, но мне более логичным кажется представление
данного кандзи в виде таблички с обозначением названия данного квартала,
прикрепленного к столбику




Часто данный иероглиф используется в качестве обозначения “небольшого
населенного пункта”, кроме того это старинная мера длины (109 метров для самых
дотошных читателей).

...

В сочетании с хорошо известным уже иероглифом “поле” получаем новый кандзи
“район” или “город”




...

Изображение “рта” рядом с “кварталом” изображает одного из жителей, с
воодушевлением рассказывающего о достоинствах своего района или изрекающего:
“Правильным путем идете, товарищи!”; значение данного иероглифа “похвала,
правильный”




...

“Вода” (слева изображаемая “тремя каплями”, как нам уже известно) в сочетании
с предыдущим иероглифом является еще одним иероглифом “река”, практически не
отличающимся по значению от уже известного нам, даже японское чтение этих
иероглифов одинаково “кава”



...

Если иероглиф “похвала” соединяется с изображением “человека” (вид слева),
то толкование иероглифа несколько изменяется “прохожий, подойдя к кварталу



31
Путь бесхвостой птички

интересуется чем то, задает вопросы “Что это за место? Как отсюда выбраться?”,
отсюда следует значение этого кандзи “что, сколько, который” в качестве вопроса




...

Наконец, если к вопросительному иероглифу добавить хорошо известный
(загляните в самый конец предыдущей главы) элемент “растения”, то получим новый
кандзи “груз, ноша”




Логичное объяснение данного иероглифа с ходу придумать непросто; может быть
стоит вспомнить о тяжелых временах, когда выращивание растений на поле было
основным занятием для того, чтобы выжить (вспомните иероглифы “мужчина” и “поле”
для того, чтобы согласиться с данным утверждением). Растения не только было
необходимо вырастить, но и перенести в место дальнейшего хранения. Сколько
растений можно было перенести за один раз? Этим смысловым значением, пожалуй,
можно определить данный иероглиф, как “груз, бремя, ношу”.

...

Для толкования иероглифа “идти” разобьем его, как обычно, на элементы.
Представим себе данное сочетание, как “человека”, находящегося на удалении
(элемент “разделять”) от родного дома (“квартала”). Каждый стремится попасть в
родной дом, но для этого нужно двигаться к нему, отсюда глагол “идти”




...

Если между “человеком” и родным “кварталом” вклинилось изображение “земли”
(да еще удвоенное), то мы получаем иероглиф “улица”




...

“Рука” в сочетании с “гвоздем” (в этом случае используется не образное, а прямое
толкование элемента) образуют иероглиф “ударять, бить”




...

“Огонь” + “квартал” образует иероглиф “лампа”, раньше без этого предмета
пройти даже по родному кварталу было непросто




...

Еще один простой иероглиф “нож”. Это просто пара штрихов, изображающая
кончик лезвия самурайского меча


32
Путь бесхвостой птички




...

При помощи “ножа” можно “разделить” что угодно с благой целью узнать
устройство этого «что угодно», то есть “понять”




Иллюстрацией к данному иероглифу можно считать тот путь, который мы избрали
для изучения кандзи разделяем их на элементы, после чего смысл иероглифа
становится понятен.

...

Если к изображению “ножа” добавить цифру “семь” , то это будет попросту глагол
“резать”. Для запоминания, «Семь раз отмерь, один раз отрежь»




...

Прервемся в изучении новых кандзи и начнем формировать новую логическую
цепочку, которая будет условно называться “человеческой”




(человек, широко расставивший ноги или уверенно шагающий наклонился, чтобы
войти в дверь помещения всплеснул в ужасе руками : “Огонь! Горим!” развел руки в
сторону, показывая какую большую рыбу поймал самый большой друг человека собака
(“хвост” у “большого”) не только большой, но и толстый (дополнительный вес тянет
вниз) так велик, что достал до неба надел шляпу и стал супругом, главой семьи )

...

Дополним эту цепочку парой иероглифов (она будет расти и дальше).

“Супруг” вышел на улицу, а там ярко светит и пригревает “солнце”; он настолько
обрадовался, что подпрыгнул до самого “неба”. Логично будет предположить, что с
людьми такое скорее всего может произойти весной, когда все живое усиленно
радуется возрождению; поэтому предлагаю вам познакомиться с иероглифом “весна”
в следующей графической форме




...

Если взрослого человека в подобном настроении поместить под “крышу” дома,
то от него можно ожидать много полезного, плодотворного отсюда смысл иероглифа
“плодоносить”, а то, что он способен на очень многое в подобном состоянии чистая
“правда”




...



33
Путь бесхвостой птички

А теперь еще пара другая иероглифов на базе изображения “человека”. Вот очень
интересный иероглиф сочетающий в себе элемент “большой” и изображение
“человека” в “верхней форме” (вспомните хотя бы кандзи “каждый”). Данный иероглиф
называется “стрела”, поскольку таит в себе большую опасность для людей




...

Если же “большое” уже проникло в “человека”, то это будет иероглиф “терять,
упускать”. Помните патетические восклицания из сериала “Скорая помощь” “Мы его
теряем!”




Будьте внимательны с тем, чтобы не путать этот кандзи с элементами “сэнсэя”
“жизнь” и “впереди”.

...

“Человек” в определенных “границах” (вспомните иероглиф “юг”) означает не
более, чем “внутри“ (например, страны) или “дома (например, у себя”




...

Если к изображению “внутри” добавить еще одного “человечка”, то получим
сочетание “внутри человека”; внутри человека находится его плоть, отсюда полшага
до подлинного значения нижеприведенного иероглифа “мясо”




Сами мысленно вставьте эти 6 кандзи в цепочку на то место, которое вам кажется
наиболее для них подходящим.

Славно потренировавшись со второй цепочкой, проявим практичность для пользы
тех читателей, которые не готовы до умопомрачения вглядываться в иероглифы,
понимая их смысл, но не имея возможности приступить к чтению. Завершим все
иероглифы, относящиеся к минимуму, достаточному для сдачи первой по счету (и
четвертой по названию) ступени экзамена “Норёку сикэн” и позволим самым серьезным
из нас переключиться на изучение четвертой части книги с подробным досье,
собранным на каждый из кандзи (включающим, безусловно, чтения и примеры
практического изучения чтений на базе наиболее часто встречающихся слов). Те кандзи
из первой группы (изучаемые в первом классе японской школы), которые мы
пропустили в силу стремления к максимальной логичности, как правило, не слишком
продуктивны при образовании логических цепочек, однако, сказано сделано
приступаем к их обзору.

...

Кандзи “круглый” или “йена”, значащийся на официальных денежных знаках,
отличается от знака, использованного в качестве элемента иероглифа “юг” и логически
истолковывается (безусловно, только для облегчения запоминания) как “решетка на



34
Путь бесхвостой птички

окошке кассира, из за которой выкатываются к нам кружочки монет (йен)”. Добавить к
этому, пожалуй, нечего




Да, кстати, это ярко выраженный индивидуал в среде иероглифов, не входящий в
качестве элемента в состав других кандзи. Хорошо, что таких эгоистов немного...

...

Иероглиф “бамбук” ярко выраженная пиктограмма или почти натуральное
изображение двух стеблей бамбука (мне почему то так кажется, хотя далее бамбуковых
лыжных палок в раннем детстве мой опыт в наблюдении этого растения отсутствует;
иногда так хочется уверенно поговорить о чем то малознакомом)




...

Кандзи “середина, внутри” с побочным смыслом “Китай” (“Срединная
империя”). В попытках увидеть яркий образ, связанный с этим изображением, мне
привиделся почему то плакат времен Второй мировой “женщина со строгим взглядом
прижала палец ко рту, а в нижней части плаката рубленым шрифтом впечатано “Не
болтай!” ”. Предлагаю данный вариант (палец прижат ко рту) с кодировкой “Господа,
среди нас китайские шпионы!”




Если кому либо эта шутка кажется слишком неуклюжей, создайте свой
собственный образ и поделитесь им с нами.

...

Графически похож на предыдущий, но никак не связан с ним смыслом мероглиф
“насекомое”. Мне он представляется некой гусеницей с крыльями. Нижней частью этот
монстр ползает, а в верхней части расположены “крылья”, которые он расправил для
полета. Одним насекомым свойственно летать, другим ползать, а некоторые в
определенных стадиях развития проходят через оба этих состояния, опровергая
популярную некогда цитату “Рожденный ползать, летать не может!”. Итак, полюбуйтесь
на созданное воображением древних изображение насекомого




...

Не покидая мира насекомых, познакомимся с иероглифом “нить”, который
представляет из себя претерпевшее изменения (от округлого к угловатому)
изображение “кокона” шелкопряда, который трудолюбиво прядет шелковую нить
(крученую нить, судя по нижней части кандзи)




...

Пришло время вновь поговорить о природе. “Дождь” изображается, как “струи
воды” из “небесного зонтика”, образованного на “небе” облаками

35
Путь бесхвостой птички



...

Изображение “дождя” в сочетании с элементом “встречаться” (“два” “носа” как
вы уже знаете) превращается в иероглиф “облако” (место, где капли дождя собираются
вместе)




...

Если к элементу “дождь” добавлено “поле”, то это признак того, что дождя
достаточно для рисового поля, а серьезный дождь обычно сопровождается “громом”




Данный иероглиф выходит за пределы экзамена “Норёку сикэн” 2 й
(предпоследней ступени), то есть не входит в ту тысячу с небольшим иероглифов,
которые мы поставили себе целью изучить; однако, он настолько логически связывает
обязательные для изучения иероглифы из “дождевой” цепочки, что мы решили его здесь
привести. Кашу маслом не испортишь!

...

Если следовать логике указанной «цепочки», то сейчас перед Вашим взором
появится изображение “молнии”




Смотрите, “дождь” все сильнее, раздаются глухие раскаты грома, и вот от “неба”
к полю пространство прошивает “зигзаг молнии” (обратите внимани на резкий поворот
линии вправо). Видимо уже древние догадывались об электрической природе этого
явления, поэтому данный иероглиф обозначается и как “электричество”, а может быть,
наоборот, после открытия электричества к нему был “привязан” образ молнии.

...

Если к элементу “дождь” присоединено очередное изображение “руки” (одно из
многочисленных), то мысленно акцент необходимо сделать на том, что “нечто,
падающее с неба” попадает на “руки”. На Востоке “руку” скорее всего подставят для
того, чтобы поймать и рассмотреть что то необычное. Дождь отнюдь не является
необычным явлением, поэтому логически мы приходим к выводу о том, что данный
иероглиф “снег”, являющийся для теплых стран редкостью




...

Очень богатый по значению и таинственный, широко используемый иероглиф
“дух, энергия”.

Вы видите красивые линии, создающие изображение чего то нематериального,
призрачного, но явно окружающего нас. Присмотритесь, в самом верху иероглифа
просматривается некое изображение “человека”; это некий “дух, призрак”. Согласно

36
Путь бесхвостой птички

классическим объяснениям раньше в этот иероглиф включали изображение
готовящегося «риса», пар от которого поднимался вверх. В современном изображении
«рис» заменили на “икс”, что, видимо, соответствует более расширенному толкованию.
Вместо данного знака можно представить себе практически любой предмет, в
частности, например, данную книгу. Если вы еще держите ее в руках, значит в ней есть
нечто “духовное, энергетическое”, родственное вашей душе. С другой стороны,
источник «икс» испускает энергию, передаваемую “человечку”, создающую его
“настроение” (это еще одно значение данного иероглифа)




В сочетании с иероглифом “небо” образуется слово “погода” (“настроение неба”
как вам такое определение?)




Если же вместо “неба” используется иероглиф “молния”, то получаем слово
“электричество” (“энергия молнии”)




Произношение этих двух слов, соответственно, “тэнки” и “дэнки”.

...

Если вместо неопределенного “икса” используются хорошо знакомые “три капли”
(левая “ипостась” иероглифа “вода”), то получается иероглиф со вполне конкретным
значением “пар”




В сочетании с иероглифом “средство передвижения” получается слово “поезд,
паровоз” или по японски “кися”




...

“Небо” ( в высоком смысле “небесной тверди” обиталища богов и цели высоких
устремлений) мы уже знаем это “большое” устремленное к “божественным небесам”
(вспомните как выглядит данный кандзи, вряд ли вы будете долго сосредотачиваться
при этом). А вот “небо” в смысле пустого пространства от земли до “небесной тверди”
изображается совсем другим иероглифом, но о нем чуть ниже, поскольку в него входит
в качестве элемента самостоятельно существующий иероглиф “дыра” “ крыша” +
“разделять” (крыша не является целой), другое значение данного иероглифа
“дефицит” (дыра в бюджете в сфере предложения)




Данный иероглиф также может трактоваться, как “выход на чердак”

...

“Работа”, являющаяся по сути “пустой” как раз и обозначает “небо” в смысле
пустого пространства

37
Путь бесхвостой птички




Видимо древние очень тонко относились к данному вопросу. Если ты просто
уставился в небо, то это пустое занятие. А вот если ты думаешь о нем, как об обители
богов, то для данного случая имеется совсем другой иероглиф.

...

Замена в данном кандзи элемента “работа” на “девятку” придает новому
иероглифу смысл “учеба” или “исследование, доведение до крайности”. Девять
раз заглядывать в дыру это уже сверх всякой меры, однако, сдругой стороны, если
кто то этим занимается, то не может же он быть настолько глуп; можно допустить, что
человек занимается каким то исследованием, смысл которого скрыт от нашего
восприятия, либо он учится. Задержитесь здесь на минутку и попробуйте еще раз
поразмыслить, глядя на данный кандзи; может быть вас озарит глубокая идея
касательно изучения иероглифики




...

“Золото” (этот же иероглиф обозначает “металл” при образовании кандзи для
обозначения других металлов, он же используется в качестве “денег”) достаточно
сложный для начального восприятия образ, который в классических объяснениях
трактуется как “две золотые жилы” глубоко под “крышей” (поверхностью) “земли”.
“Крыша” в данном случае имеет треугольную форму, а под ней мне видится “король”
среди металлов с двумя уникальными свойствами (две черточки в нижней половине
“короля” с одной стороны это металл, а с другой деньги. Объяснение не кажется
мне вполне удовлетворительным и оставляет достаточно места для полета вашей
фантазии




...

Если в данном иероглифе извлечь “золотые жилы” или, по другому объяснению,
два важнейших потребительских качества, то напрашивается горькая ассоциация
“полное отсутствие денег” или “полностью бесполезный иероглиф”; из данной
ассоциации извлекаем смысл данного кандзи “целиком, полностью” “король
целиком и полностью обнищал”




...

О металлах мы с вами еще побеседуем позднее, а сейчас пополним наши знания
цветовой гаммой. Пока нам с вами известен только иероглиф “белый” (цвет “солнечного
лучика”), поэтому начать придется “от печки” с определения самого понятия “цвет”.
Иероглиф этот имеет еще одно дополнительное значение “страсть”; на первый взгляд
очень нелегко найти в нем что либо, наводящее на нужные ассоциации. В классических
объяснениях рисунок трактуется как две согнутые фигуры в процессе любовного акта.
Признаюсь, что даже изрядное насилие над извилинами не позволило мне


38
Путь бесхвостой птички

зафиксировать внимание на чем либо похожем, видимо начальный рисунок претерпел
на протяжении веков весьма значительные изменения. Мне этот иероглиф
представляется в виде сидящего человека преклонного возраста, голова которого
«опухла» от сновидений. Содержание снов отражено в цифре «7» (в обычном для нас
написании), которая как бы является проекцией мыслей спящего. Сны он видит цветные
(все семь цветов радуги), и перед ним проплывают видения «семи смертных грехов»,
совершенных в молодости. Цветные сны и их греховность легко приводят к нужным
значениям, присвоенным увиденному иероглифу




...

Начинаем расширять нашу палитру, следующий кандзи обозначает как “голубой”,
так и “зеленый” цвет. Как только я вижу данный иероглиф, в ушах навязчиво начинает
звучать голос Бориса Моисеева: «Голубая луна, голубая луна...». Не могу рекомендовать
Вам для запоминания смысла эту песню, так как не уверен, что через пару лет новый
читатель будет помнить о ее существовании. Давайте внимательно взглянем на рисунок,
состоящий из двух частей. Нижняя это бесспорно “луна”, а верхняя похожа на
растение, которое выпустило пару дополнительных лепестков, однако, для себя я
представляю иероглиф “владелец” (“король” с “короной” на голове). Смысл ”Луной
пусть владеют “зеленые” (“Грин пис”) и “голубые” (только бы не Землей!)




...

Иероглиф “красный” представляет собой элемент “земля” под которым
размещается элемент “пламя” (именно так изображается этот кандзи, когда он в
качестве составной части занимает нижнюю позицию) Ассоциация с магмой,
бушующей под землей, которая вряд ли может быть иного цвета, чем лава в жерле
извергающегося вулкана




...

Завершаем главу образным иероглифом, который может дополнить
“человеческую” цепочку или цепочку “стрелы”, которую мы, наверное, позднее выделим
из породившей ее цепочки. Дело в том, что слишком длинная логическая цепочка не
является оптимальной для запоминания, будем стараться ограничить ее длину 10 15
знаками, не более того. Итак, иероглиф “знать” (дополнительное значение
“информировать”). Смысл иероглифа прост и прозрачен изображение “стрелы”
рядом с изображением “рта” “Знаю так хорошо, что слова выскакивают изо рта как
стрелы”. В русском языке в подобном случае говорят “от зубов отскакивает” или
“строчит как из пулемета”




Надо сказать, что мы с вами уже достаточно много знаем и способны распознать
в японском тексте отдельные знаки. До чтения нам еще далековато, но, повторяю,
наиболее практичные из читателей могут на время отвлечься от дальнейшего


39
Путь бесхвостой птички

распознавания графической формы кандзи и перейти к началу следующей части книги
с тем, чтобы научиться читать, то что уже понятно по смыслу. Заучивать “китайское”
(онное) и “японское” (кунное) чтения иероглифов конечно придется без труда
японским языком не овладеешь, но рекомендую не заучивать эти чтения в отрыве от
практического их использования. Выберите для данного знака слова, которые вам уже
известны в устной форме и постарайтесь связать знакомое вам звучание со знакомой
же графикой, слить их воедино, таким путем оны и куны будут освоены гораздо
меньшими усилиями.

Приведем практический пример откроем страницу с досье на иероглиф № 61
“небо, небесная твердь”. Мы твердо решили усвоить в максимальном объеме все, что
связано с данным кандзи, для того, чтобы уверенно чувствовать себя на любом
экзамене; для этого необходимо работать с “досье” следующим путем:

1. Смотрим на изображение кандзи, узнаем его, повторяем графический смысл
(вспоминаем, что в цепочке “человека” этот иероглиф образован превращением
“человека” в “большой” и далее “очень великий, достающий до неба”).

2. Изучаем порядок написания данного кандзи, запоминаем порядок написания
отдельных элементов (привыкнем к мысли, что порядок написания очень важен, ни в
коем случае не допускайте отсебятины при написании иероглифов).

3. Сверяемся с истолкованием смысла иероглифа (обычно это не нужно, если вы
на первом этапе уверенно узнали иероглиф).

4. Знакомимся с онным чтением и кунным чтением данного кандзи. В данном
случае это “ТЭН / ама, амэ” (это значит, что в составных словах из нескольких кандзи
мы, как правило, должны читать “тэн”, а если данный иероглиф расположен в тексте
отдельно, то нужно читать “ама” или “амэ”).

5. Смотрим на слова, приведенные в качестве иллюстрации использования
данного кандзи. Выбираем те, которые нам уже известны в устной форме (но мы не
подозревали о том, что в состоянии их прочесть). В данном случае выбираем слово
“тэнки” (мы уже знаем, что оно активно используется в приветствиях). Внимательно
смотрим на это слово (если вы еще не знакомились с досье слова “дух, настроение”,
то не забудьте заглянуть на его страничку). В следующий раз, встретив иероглиф “небо”
среди других иероглифов, если вас сразу не озарило, что это “тэн”, то вспомните и
мысленно представьте себе слово “погода”.

Выберите слово для кунного чтения, в данном случае это будет романтическое и
запоминающееся “амэ но кава” (“небесная река” или, по русски Млечный Путь,
загляните и на страничку “реки”) или “амакудари” (“данное небесами” предписание
свыше в административном порядке, загляните на страничку иероглифа “вниз, давать
нижестоящему”).

С онным и кунным чтением, безусловно, все не так просто, часто читать
необходимо не по логике, а “по жизни”. Но, стоит вам приступить к чтению учебных
текстов, и ваша память начнет быстро “отфильтровывать” нужную информацию и
раскладывать ее по полочкам.

6. Можем считать себя переводчиками синхронистами, если японские гости
намерены повторять только “погода” и “Млечный Путь” и больше ни о чем не хотят
слышать.




40
Путь бесхвостой птички

Завершая досье на первые 80 знаков, помните, что вы знаете гораздо больше,
понимая смысловое значение целых 160 кандзи (что в 2 раза превышает объем первой
ступени экзамена). Не забудьте возвратиться к 3 части книги; вам будет значительно
легче и быстрее осваивать базу для чтения по японски.


V. Noa?uaauee O?eioei, naio?ae e a?oaea
Предыдущая глава вышла у нас какой то слишком уж серьезной; а ведь иногда
полезно расслабиться при таком серьезном занятии, как изучение языка. Давайте я
познакомлю вас с иероглифами, которые по тем или иным причинам показались мне
забавными, а потому и легко запоминающимися. Как говорил мой чешский приятель
по институту Влодек Зборжил: “Передохнем?” (ударение при этом он ставил, как это
принято у чехов, на предпоследний слог).

Для начала хотелось бы упомянуть о чисто японском определении красоты, но
для этого познакомьтесь сначала с иероглифом “овца”, весьма напоминающим фас
бараньей морды



...

Изображение “овцы” + “вода” (“3 капли”) образует иероглиф “океан” или “запад”
(не в географическом смысле, а в плане западного образа жизни). Надо понять, что
этот образ прямо противоположен нашему “козлы западные”; овца была невиданным
животным на японских островах, привезенным через океан, а бурное восхищение,
видимо, было связано с тем, что в стране не водилось ничего похожего




...

Восхищение было так велико, что овечий образ был увековечен в иероглифе
“красота” и даже выделен добавлением элемента “большой”




Представьте себе комплимент юному созданию где нибудь посреди нашей улицы
“Ну ты и овца!” (а ведь встречаются иногда такие высказывания на российских
просторах). Или представьте себе конкурс красоты в Москвоском Дворце молодежи
“Самая большая овца Москвы 2001 года”. Чудны дела твои, Господи, однако,
запоминается здорово.

...

А теперь иероглиф из двух новых элементов, но достаточно простой для
запоминания, если вы любите кинофильм “Белое солнце пустыни”. Составные части
иероглифа “открывать” (две руки на щеколде ворот, мы еще встретимся с данным
элементом в более наглядном виде) и “волосы” (3 волоска, а куда больше, если
следовать по пути рационализации иероглифики?) Итак, иероглиф “форма,
очертания”




41
Путь бесхвостой птички

Может быть этот иероглиф и не кажется легко запоминаемым, но уверяю вас
одна ключевая фраза, и вы его никогда не забудете. Вспомните несчастного Петруху
из фильма и его коронную фразу “Гюльчатай, открой личико!” Открыть волосы с тем,
чтобы увидеть форму глаз, очертания лица это искреннее и пламенное желание
Петрухи как бы закодировано в данном иероглифе; стоит вам теперь когда нибудь
увидеть данный кандзи в тексте, и вы непроизвольно возвратитесь к навязанному вам
сейчас ощущению.

...

Иероглиф, который состоит из элементов “двойка” и “ножки”




Это просто настоящая загадка, которой можно позабавиться в кругу друзей.
Покажите им этот кандзи и попросите догадаться, что он может означать. В моей
практике было много вариантов ответа, но больше всего понравился тот, который я и
предлагаю вам для запоминания это невеста на руках у жениха (“двое”, а по земле
идет только одна пара “ног”) “начало” любви или “происхождение” семьи
(государства и частной собственности расширительное толкование смотрите у Маркса
и Энгелса в работе с соответствующим названием).

...

Вторая загадка на эту тему это продолжение первой: “Что часто происходит,
когда двое влюбленных попадают под общую крышу?” Нетрудно догадаться, что часто
“семейная лодка” разбивается “о быт” наступает “конец” романтических чувств




...

Еще один графически небогатый иероглиф со значением “талант” и “... лет от
роду”. Иногда, чем беднее графика, тем более пышным цветом расцветает фантазия.
С данным иероглифом я связываю кадры проникновения на пароход товарища Бендера
в картине “Двенадцать стульев”. Помните, как он отвечает на вопрос: “И это ваш
мальчик?”, поворачиваясь к Кисе Воробьянинову “Пусть бросит в меня камень тот,
кто скажет, что это девочка”. Глядя на иероглиф, состоящий из уже знакомого элемента
“запястье” (вспомните иероглиф “пульс, закон”) и следа клинка (отрезающего еще чуть
чуть в иероглифе “немного”) я мысленно дополняю речитатив Остапа Ибрагимовича
следующими словами: “Даю руку на отсечение, большего таланта, да еще в столь юном
возрасте вы не найдете”




...

А теперь иероглиф “товары”, состоящий из трех “коробок”. Вряд ли стоит
связывать данный кандзи с изображением трех “ртов”, тем более у него имеется и такое
значение, как “элегантность, утонченность”. Чем больше у вас разнообразных
товаров, тем легче вам выглядеть элегантно




42
Путь бесхвостой птички

При помощи соединения данного иероглифа с иероглифами “посреди, внутри” и
“старый” получается прелестное слово для запоминания целых 3 х онных чтений




Как вы думаете, что может обозначать данное сочетание иероглифов “среди
старых товаров” или “товары, внутри которых поселилась старость”? А можно еще
определить это слово, как “товары средней старости”. Безусловно, это то, чему мы
присвоили звонкое название “секонд хенд”. Читается это как “тюкохин”. Интересно,
жил ли на свете когда нибудь старьевщик по фамилии Тюкохин? У меня почему то
разыгрывается воображение при взгляде на только что приведенное слово, так и
представляю себе ворчливого старика с тюком старья на спине... Глупо, но
очаровательно, а главное полезно сразу три “она” застряли в голове.

...

Ну как, передохнули? Тогда за работу, и, как обычно, от простой графики к более
сложной.

Иероглиф “земля” нам уже очень хорошо известен. Познакомимся теперь с
внешне похожим на него кандзи “самурай, человек”. Графику данного иероглифа
классически привязывают к половому созреванию мужчины, однако, мне кажется, что
ее вполне достаточно и для того, чтобы представить себе здорового мужика с широкими
плечами (это вам не какое нибудь хилое растение с двумя листочками)




Иероглиф легко определяется зрительно “по ширине плеч” и не вызывает
путаницы даже у начинающего читателя. Данный иероглиф, как и “земля” весьма
плодотворен и легко соединяется с другими элементами, образуя новые кандзи.

...

“Человек” + “самурай” образуют иероглиф “служить”. Идея понятна “Служи
казак, атаманом будешь”



...

А вот иероглиф “голос” “самурай”, а перед ним то ли “согбенная фигура”
(вспомните иероглиф”цвет, страсть”), то ли вариант иероглифа “дверь” (мы с ним скоро
встретимся). Ученые люди говорят, что раньше здесь размещался элемент “ухо”, но
подвергся со временем трансформации с целью упрощения графики




Остановимся на варианте “согбенная фигура” и закодируем для памяти вариант
типа “Кто это голос подает? Здесь только джигиты (они же самураи) разговаривают”.

...

Каждый имеет только одно “желание”, одну “цель” в жизни чтобы его “сердце”
стало сердцем настоящего “самурая”




43
Путь бесхвостой птички

...

И только “слова”, выражающие стремление к подобной “цели”, достойны того,
чтобы их стоило “записывать”




...

А вообще то, самураю ничто человеческое не чуждо, иначе зачем бы его на веки
вечные поместили за “стойку” в иероглифе “продавать”? Смотрите, вот “крышка”
стойки, вот ее “ножки”, а вот и он родной что то нам усиленно предлагает




...

Нельзя оторвать “продай” от “купи”, поэтому отвлечемся на минуту от нашего
дорогого “самурая” в пользу иероглифа “покупать”, состоящего из знакомых нам “трех
коробок”, выстроенных в один ряд и “раковины” (которая на ранних этапах развития
многим людям служила эквивалентом денег)




...

Товарообменную операцию с двумя кандзи мы совершили; вновь пришло время
подумать о духовном. Элемент “слова” в сочетании с элементом “продавать”
неожиданно для меня образовали иероглиф “читать”. Данную операцию я скорее
связывал с “покупкой” слов, однако, если вдуматься, то можно вывернуться в стиле
“чем продажнее пресса, тем охотнее ее читают”. Каково? Я хочу, чтобы моя книга стала
продажной! В смысле, чтобы ее читали! Ладно, лучше обратим внимание на сам
иероглиф




...

Самурай без оружия не воин. С его клинком мы, правда, уже встречались; стрелы
тоже нам знакомы пришло время других игрушек настоящего мужчины. Прежде всего,
раз имеются стрелы, то это должен быть “лук”, форма которого узнаваема без каких
либо сомнений



...

“Лук” с показанной отдельно “тетивой” акцентирует внимание на действии с
последней; тетиву нужно “тянуть”




Если иероглиф “тянуть” сочетается с иероглифом “буква, письмо”, то мы получим
“словарь”, откуда при желании всегда можно “вытащить” нужное слово (по японски
читается “дзибики”)



44
Путь бесхвостой птички



...

Сочетание “лука”, “носа” и “насекомого” несколько неожиданно дает нам иероглиф
“сильный”. Однако, нас неожтданностями врасплох не застанешь; легкое
поскрипывание шестеренок в голове и объяснение готово “иногда комар (“насекомое”
с “носом”) может ужалить так же сильно, как стрела из лука”




...

Прежде, чем заговорить о “слабости” (что вполне логично после знакоства с
“силой”), бросим взгляд на иероглиф “крылья”, вполне понятный и несложный; нужно
только отметить для себя, что крылья развернуты в одну сторону (их обладательница
летит направо)




Иероглиф не бог весть насколько часто встречающийся, но красивый пример
словообразования с ним я рискну привести это название одного из токийских
аэропортов “Ханэда”




“Поле крыльев” или “крылатое поле” неплохо для аэродрома, куда образнее,
чем “Дедовнуково” или “ДжФК”.

...

Возвращаемся к обещанному кандзи “слабый” некоему симбиозу из “луков” и
“крыльев”




Объяснение предлагается такое “Вот если комарище угрызет мало не
покажется, а птичка клюнет это будет слабовато”. Если подобный “ключ” к смыслу,
закодированному в данном иероглифе, покажется вам тоже “слабоватым”, то взгляните
еще раз на него и расслабьте тело, скажите себе: “Мои руки (ноги, веки) тяжелые” и
зафиксируйте на мгновение данное состояние. При каждой встрече с данным кандзи в
тексте это состояние будет повторяться; самые впечатлительные из вас, возможно,
будут терять сознание; зато иероглиф “слабый” после порции нашатыря будет
определен безошибочно!

...

Почему то внезапно мне расхотелось продолжать беседу о “луке”, самое время
перейти к “топору”, который у древних воинов одновременно служил “меркой для
определения веса” (выкупа? мозга врага?) и тянул по нашим понятиям граммов этак
на шестьсот. (Строго говоря, этот иероглиф выходит далекр за пределы нашего
иероглифического минимума, также как приведенный несколько выше “гром”, но я
снова не понимаю, каким образом мы будем запоминать те “топоры”, которые щедро
разбросаны по обязательному минимуму в совокупности с другими элементами, если



45
Путь бесхвостой птички

не будем понимать, что это именно “топор”. Только японцы могут старательно заучивать
то, что лишено логики; а еще по пословице “дурацкое дело нехитрое”; оказывается
оно чрезвычайно хитрое. А может в этом великий секрет японской нации, готовой
столетиями выполнять не рассуждая; может только из таких образцовых винтиков
необходимо строить надежный и эффективный механизм?) Итак




...

“Топор” не менее продуктивен, чем “лук” при образовании новых иероглифов.
Приведем лишь несколько примеров.

В первом из этих примеров встречается один из самых часто встречающихся
элементов “иероглифостроения”, который самостоятельно не используется, но, тем
не менее, обладает собственным наименованием “движение”. Форма данного элемента
явно связана с графикой иероглифа “нога” не нужно сильно напрягаться, чтобы
разглядеть в нем “туфли на каблуке”, несколько увеличившиеся в размере, и фигурку,
которая напротив уменьшилась, не вытягивает “руки”, но “голова” зато получила право
на отдельное от “тела” существование.

В совокупности с “топором” получаем иероглиф “близко, рядом”. Смысл данного
кандзи определим так: “Отправляясь в путь, держи топор под рукой, рядом с собой”




...

Придется привести, как и было обещано ранее, иероглиф “дверь”. Мне видится
в этом изображении согнутая фигура человека под верхней границей входного проема
(вспомните иероглиф “входить”, там также “человек” застыл в поклоне). Может быть
вход в древних китайских (и японских) домах был очень низок для сохранения тепла в
помещении, а может все древние были предельно вежливы и низко кланялись, приходя
в гости?




...

“Топор” + “дверь” = “место”. Для запоминания этого кандзи подумайте о том,
что времена были небезопасные (об этом же свидетельствует и иероглиф “рядом”, с
которым мы только что познакомились), логично представить себе картинку, смысл
которой закодирован во фразе “место топора около двери”




...

Забавное сочетание “топора” с элементами “стоять” и “дерево” образует
иероглиф “новый”. Забавным оно мне кажется потому, что, глядя на него, я сразу
вспоминаю из далекого детства “у попа была собака, он ее любил ...”. Нечто подобное
по смыслу складывается в голове “стояло дерево, пришел топор, чтобы его срубить,
и чтобы на этом месте выросло новое дерево, чтобы пришел новый топор, чтобы его
срубить...” и так до бесконечности


46
Путь бесхвостой птички



...

Если в “руке” у вас “топор”, то запросто можно все “ломать” и всех “сгибать”




...

Добавим к “топорной” коллекции еще иероглиф “солдат” это попросту
“шестерка” с “топором”




...

Наш воин, как мне кажется, достаточно вооружен. Но ему чего то не хватает...
Перефразируя популярную некогда песню Николая Сличенко “Самурай без лошади
как без крыльев птица”. Кстати это ключевая фраза призыв к тому, чтобы не путать
“лошадь” с “птицей”.

В иероглифе “лошадь” явно просматриваются натуральные художественные
формы, акцент при этом сделан на мощную “гриву”, развевающуюся по ветру, “изгиб
хвоста” и “четыре ноги”. Главное запомнить, что “грива” состоит из одной вертикальной
и трех горизонтальных четрочек; других проблем не предвидится




...

С изображениями “лошадь” и “длиннохвостая птица” у меня вначале случалась
путаница “хвост” у них идентичен (как, впрочем, и “четыре ноги” (!), которые мы найдем
даже в иероглифе “рыба” (!!) ). Однако запрокинутая “головка с клювом” (птица явно
певчая) и “крыло” восстанавливают в голове распознаваемый образ пернатого
существа это явно “птица”




...

Указанные два иероглифа участвуют в создании немногих более графически
сложных кандзи, но образы, создаваемые при этом, весьма запоминающиеся.
“Лошадь” объединяется с кандзи, по форме напоминающим “человека с грузом на
спине” , который на самом деле является не более, чем старинной “мерой длины в
30,3 см” (что соответствует десяти единицам 3,03 см, вспомните иероглиф “пульс,
закон”). Для запоминания, однако, рекомендую сохранить нижеследующий кандзи в
образе, скажем, “мужичок с локоток”




...

“Мужичок” рядом с “лошадью” воспоминания о тех временах, когда путешествия
велись на лошадях. Мы можем представить его в образе “ямщика” или “станционного



47
Путь бесхвостой птички

смотрителя” (вот и Пушкина вспомнили!). Дальше углубляться не стоит, “станция” вряд
ли смешается с каким либо другим кандзи




...

Если рядом со “смотрителем” размещается элемент “говорить, слова”, то можно
представить себе образ “смотрителя за словами” с полным мешком этих самых слов,
отсюда ассоциация приводит нас к значению “перевод, переводчик”




...

“Рот” + “птица” означает “петь”, и это вполне логично, но у него есть еще значение
“выть, кричать”, а также “стрекотать”. Это на первый взгляд кажется удивительным,
но вполне согласуется с “четырьмя лапами”, сохраняемыми в иероглифе “птица”
(оказывается, это расширительное значение птиц, как представителей всего животного
мира)




...

А вот перед нами во всей своей поэтической красе иероглиф “остров”.
Дополнительную прелесть этому кандзи придает потеря птицей неуклюжей
“четрырехлапости”. Представьте безбрежный океан, над которым тяжело летит
обессилевшая птица. Внезапно о чудо! внизу посреди безбрежной пучины показалась
скала. Уставшая птица садится на вершину (вспомните кандзи “гора”) и, запрокинув
головку, поет гимн, прославляющий высшие силы, воздвигшие на ее пути спасительный
остров




...

Богатство восточного пернатого мира древние авторы отметили путем создания
еще одного иероглифа в виде птицы; эта птичка отличается от только что изученной
нами отсутствием хвоста и тем, что не используется самостоятельно; однако, она, на
мой взгляд, весьма симпатична и очень шустра залетела во многие кандзи и играет в
них не просто символическую, а существенную смысловую роль.

Иероглиф, созданный из двух несамостоятельных элементов “движение” и
“короткохвостая птичка” напоминает наш путь по страницам этой книги мы несколько
суетливо порхаем от одного кандзи к другому, не всегда соблюдая логические схемы,
но, не смотря ни на что, упорно продвигаемся к благой цели. Значение иероглифа
вполне соответствует данному описанию “продвигаться вперед, прогрессировать”




...




48
Путь бесхвостой птички

“Бесхвостая птичка” на вершине “дерева” означает “собирать, собираться”.
Представьте себе неумолчное чириканье маленьких пташек на вершине дерева; в
отличие от своих крупных собратьев пичуги не выносят одиночества и всегда
собираются в шумные ватаги, оккупируя окружающие деревья, на ветвях которых они
чувствуют себя необычайно комфортно




...

“Бесхвостая птичка” вместе с элементом “рука” образует кандзи со значением “
предполагать, делать выводы”, а также “выдвигать кого либо” (на должность).
“Синичка в руке или журавль в небе вывод известен нам еще со школьной поры”.
Второе толкование “Кто у меня в руке того и выдвигаю” (известное правило в
политике)




...

Последний иероглиф с “бесхвостой птичкой” “день недели”. В его состав входят
кроме “птички” “солнце” и “крылья”, что превращает данный кандзи при громоздком
строении из 18 черточек в явного кандидата на исчезновение при одной из
последующих реформ японского языка. Только для того, чтобы произнести “ё”
суффикс в составе другого слова, необходимо потрудиться даже самому скоростному
из каллиграфов; что уж тут сказать о простых смертных! И тем не менее, полюбуйтесь
на этого монстрика




Давайте познакомимся с днями недели, их названия довольно образны (можете
добавлять или не добавлять то, что в скобках)

Гэцуё(би) “день луны” ( )


Каё(би) “день огня” ( )


Суё(би) “день воды” ( )


Мокуё(би) “день дерева” ( )


Кинъё(би) “день золота” ( )


Доё(би) “день земли” ( )


Нитиё(би) “день солнца” ( )

...

Давно мы с вами, однако, не занимались логическими цепочками. Давайте
потренируемся на “законодательно храмовом” направлении



49
Путь бесхвостой птички




Добавим сюда для ровного счета еще один кандзи “ожидать”. “Люди” собрались
у “храма” и небезосновательно ожидают всяких чудес




VI. I na?uaciuo aauao e oao, eoi eie caieiaaony
В качестве первого иероглифа данной главы я выбрал для вас “язык”; пора бы
нам уже понять, что, собственно, мы с вами так старательно изучаем. Смысл иероглифа
прост до прозрачности “Если на нем говорят пять ртов, то это уже язык”




“Онное” чтение данного иероглифа определяется элементом “пять” “го”. Вы
вполне в состоянии прочитать сами, то что приведено ниже




Для сомневающихся сообщаем “Нихонго”. Вот, чему вы посвящаете драгоценные
часы своего досуга (и надеюсь, не начали жалеть об этом).

А телефон по японски, кстати, будет “дэнва”




...

Читать мы с вами уже немного умеем и даже узнаем в тексте соответствующий
кандзи. Познакомимся с иероглифом “писать”, предварительно взглянув на кандзи
“кисть” (древние писали кистью, и какую красоту создавали!). Этот иероглиф относится

<<

стр. 2
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>