<<

стр. 3
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

к тем, в которых легко просматривается настоящая кисть для письма, которую пищущий
взял в руку. Разделите мысленно этот кандзи на элементы “рука” (условная, поэтому
трехпалая), собственно сама “кисть” (ручка и волоски на конце, направленном вниз), а
также “бамбук” (указывает на материал, из которого изготовлена кисть)




...

Кандзи “писать” это изображение “кисти” в “руке” (указание на материал
“бамбук” для упрощения отсутствует). “Солнце” синоним “дня” указывает на то, что
пищущий передает свои впечатления от прожитого дня




...

Если пишущий повернул кисть вверх (смотрите, нижняя пара волосков набухла
от стекающей туши), это значит, что он задумался над тем, что описывает в данный
момент. Задумался он над какими то вещами духовного плана событиями,



50
Путь бесхвостой птички

обстоятельствами, одним словом, над каким то “делом” нематериального,
нефизического характера




То чем вы занимаетесь, ваша работа, по японски носит название “сигото”
(“служить” + “дело”)




Фраза “Сигото ва нани ёри дэс ё” (“Нет ничего важнее работы!”) может стать
ключом к сердцу любого серьезного японца и он сразу станет смотреть на вас совсем
другими глазами.

...

Вещь реальная должна быть связана с изображением грубого, зримого предмета.
В качестве такого предмета древние по каким то своим соображениям выбрали корову.
Иероглиф “корова, бык” это условное изображение коровьей морды со сломанным
рогом (по типу овечьей, но одним штрихом меньше). Мне, кроме того, в данном
изображении видится фигурка “человека” (в верхнем положении), насаженного на
“десятку”, поэтому фраза для кодировки может быть и такой “каждая десятая корова
бодается”




...

Отвлечемся еще на миг от “вещей” и приведем вне очереди иероглиф “полдень”,
весьма похожий на изображение “коровы”. Вспомните иероглиф “рано”, в котором
солнце указывало на десять, но для “совы” это еще очень рано. В иероглифе “полдень”
изображены “десятка” и фигурка “человека”, но этот человек не “сова”, а “жаворонок”,
поэтому полдень (середина дня) для него наступает уже в десять. Итак, фраза для
запоминания “для некоторых людей полдень наступает уже в десять”




Наше предположение об отнсительности наступления полуденного времени
можно подкрепить тем, что для обозначения 12 часового полудня существует слово
из 2 х кандзи “правильный” + “полдень” (ровно полдень), что читается, как “сё:го” и
выглядит для вас вполне знакомо




...

Возвращаемся, как наша маленькая “бесхвостая птичка”, трепеща крылышками,
на ранее указанный путь и приступаем к реальной вещи или иероглифу “предмет,
имущество”.

Вообще то он состоит из двух элементов “корова” и “слон”, но “слон” настолько
редко встречается в современной иероглифике, что мне не хотелось бы перегружать
наш конструктор дополнительными элементами. Хотите, запоминайте; я бы конечно
оставил подобную трактовку, если бы вместо коровы была изображена коза тогда


51
Путь бесхвостой птички

можно было бы представить себя маленьким волшебником из песни Аллы Пугачевой
“плачут коза и слон, плачут и говорят ”Что с нами сделал ты?” и как либо обыграть эту
ситуацию. А здесь, на мой взгляд, достаточно “увидеть” тощее тело коровы со всеми
четырьмя ногами “корова, хоть и тощая, вполне реальная вещь”




...

Вновь перепорхнем на один иероглиф назад и попробуем завершить цепочку
сочетаний с верхней фигуркой “человека”, приведя примыкающий по графике к
“корове” и “полудню” иероглиф “год” при первом знакомстве с ним сразу бросается
в глаза определенное сходство и с уже знакомым иероглифом “жизнь”. “Человечек” на
вершине “базовой конструкции”, которая в иероглифе “жизнь” представляет собой
“землю”. Трактовать такую связь в иероглифе “жизнь” легко “человек привязан к земле
жизнью”. Кандзи “год” не представляет из себя легко узнаваемой формы, нужно
проявить известную долю изворотливости для того, чтобы сформировать легко
узнаваемый и образ. Прежде всего, вспомним иероглиф “король” три понятия “земля”,
“небо” и “народ”, связанные “стержнем” королевской власти. По аналогии с
приведенным рассуждением представим иероглиф “жизнь” как “объединение трех
уровней “земли” (нижняя черта), “народа” (средняя черта) и конкретного “человека”,
заменившего собой “небо” (редко кому захочется протестовать против роли
“небожителя”). “Человек” привязан к “народу” и “земле” “стержнем жизни”, постепенно
смещающимся вниз. Как только этот стержень опустится в “землю” настолько, что
“человек” отделится от него, произойдет его реальный переход “на небо” (конец
иероглифа “жизнь” не только как иероглифа). Возвратимся к иероглифу “год” и
представим его как определенную меру срока “жизни” видно, как “стержень”
перемещается, а “народ” и “земля” связаны фиксированной “вертикальной черточкой”,
отмеряющей ход течения жизни. Закройте глаза и мысленно представьте себе иероглиф
“год”, как “единицу измерения жизни”. Представьте себе, как “стержень”, опускаясь
вниз, когда нибудь оборвет свою связь и с “человечеством”




...

В прошлой главе мы свами слегка развлеклись для снятия возможно возникшего
напряжения, сейчас же, в соответствии с возникшей темой бренности существования,
я позабавлю вас несколькими “страшилками”.

Начнем с продолжающего “насекомоядную” цепочку (мы и такую с вами построим)
иероглифа “ветер”. Помните “Ветер, ветер, на всем белом свете...” Иероглиф состоит
из элемента “насекомое”, “воздух” (вспомните иероглиф “энергия, дух” в данном
случае фигурки призраков сверху отсутствуют, речь идет о чистой энергии) и наконец
еще одного элемента, который в данном случае можно назвать “парус”. Несчастное
насекомое попало во власть жестокой стихии, потоки воздуха несут его над бескрайним
морем прямо на парус такого же одинокого “летучего голландца”... Сейчас произойдет
трагедия сначала насекомое сильно ударится о парус, а затем неминуемо пойдет на
дно вместе с кораблем...



...

52
Путь бесхвостой птички

Ну как, страшно? Так, тогда другая история про “тарелочку”, котрая древними
изображалась так




...

Просто прямоуголник (профиль тарелочки с ребристыми стеночками)... А теперь
вопрос в стиле внучки из сказки про Красную Шапочку “А почему она такая глубокая?”
Отвечаю “А это чтобы в нее побольше крови входило. Древние собирали в тарелку
кровь жертвы, когда приходило время ее приносить”. Поэтому иероглиф “кровь”
изображен в виде “тарелки”, в которой кое что имеется




...

Еще один графически простой иероглиф “давление” из двух знакомых элементов
“земля” и “склон”. Представьте, что вас принесли в жертву и закопали, представьте,
как давит вашу обескровленную грудь земля внутри склона, насыпанного на вашу
могилу




...

А ночью появился вампир из соседней могилы и начал жаловаться вам на свою
жизнь (поняв, что у вас внутри крови уже не осталось): “Тяжко нам, вампирам. Давно я
тепленькой крови не пробовал...” Вот вам и кандзи “теплый” (“солнце” + “вода” +
“тарелка” (для вампира кровь то же, что для нас вода) )




...

Ну как? Давление не поднялось? Кстати по японски это будет “кэцуацу” (кровь +
давление)




А внутреннее кровотечение не открылось? По японски говоря “най сюккэцу”




Смотрите, как образно “внутри” “выходит” “кровь”.

...

А может вам уже и жить не захотелось? Пожалуйста, вот для вас иероглиф
“смерть, умирать” (о чем еще думает “вечерами” одинокий “сидящий человек” под
“небом”?)




...



53
Путь бесхвостой птички

Ну ладно, пошутили и хватит. А может кто из вас, как моя мама родом с
Вологодчины и соответствует пословице “Вологодский конвой шуток не понимат”
(кстати, вам должно быть известно, что все урожденцы Вологды букву “о” говорят как
урожденные японцы)? Перед теми, кому все предыдущие “страшилки” не пришлись по
вкусу, я искренне приношу свои извинения (Сицурэй итасимасйта); ничего кроме благих
мнемотехнических целей я при этом не преследовал.

Продолжим серьезную работу (сигото ва нани ёри дэс ё!) с иероглифа “некто”
(человек), который для меня связан с мифом о сотворении Адама. Всмотритесь в этот
кандзи кусок “земли”, глины, от которой творец “отрезал немного” и изваял первого
мужчину, после чего, как опытный гончар, просушил свое творение на “солнце”




Сам по себе этот иероглиф не обозначает ничего более конкретного, чем «некто»;
чтобы превратить его смысл в более конкретный, необходимо впереди поставить
другой иероглиф. Добавляем “читать” и “некто” превращается в “докуся” “читателя”




Если же, к примеру, использовать иероглиф “учиться, изучать”, то перед нами
возникнет образ “ученого” (“гакуся”)




...

Для того, чтобы «создать», к примеру, врача, необходимо добавить иероглиф
“лечение”, но мы его еще не знаем. Вспомните иероглиф “стрела”. Если он
располагается в “сумке” (новый, но не сложный элемент, не имеющий самостоятельного
существования и очень редко встречающийся, поэтому не будем уделять ему большого
внимания) врача, то, видимо, служит ему чем то вроде скальпеля и используется для
того, чтобы “лечить, исцелять”




Врач, соответственно, будет “ися”




Напоследок превращений «первого на Земле человека» в специалиста разных
отраслей попробуем научить его каллиграфии. Если иероглифика превратится в
дальнейшем в Ваше новое увлечение, то не исключено, что и Вы станете каллиграфом.
Но для этого необходимо взять в руки кисть




Каллиграф (“хисся”) “некто”, имеющий “кисть” для письма и благодаря этому
превратившийся в замечательного специалиста.

...




54
Путь бесхвостой птички

Пришло время нам с вами осторожненько, чтобы не испугаться, коснуться темы
лексического богатства японского языка. Я не говорю здесь о том, сколькими
способами, в зависимости от различных обстоятельств, японец может сказать простое
местоимение “я” (иначе вы сразу выбросите книжку и прервете общение, приносящее
мне заранее столько радости и удовольствия), я не касаюсь темы счетных суффиксов
(ибо это тоже может привести к печальному для меня результату). Я хочу в качестве
иллюстрации “величия и могучести” японского языка привести пример, какими
способами японцы обозначают “человека”. Мы с вами знаем иероглифы “человек”,
“самурай” (тоже спользуется для обозначения просто человека), только что
познакомились с таинственным “некто”, превращаемым в различных спецов. Возникает
впечатление, что при его добавлении к иероглифу, служащему для обозначения какого
либо занятия (музыка, живопись, защита от преступников, спорт и т.п) автоматически
образуется наименование специалиста данного занятия. Ошибочка вышла (тигаимас)!

Борец (“рикиси”) будет обозначаться иероглифами “сила” + “самурай”




Точно такое же “си” будет в слове “бэнгоси” (адвокат)

...

Перед продолжением разговора на тему о различных “специалистах”
познакомимся еще с несколькими важными иероглифами.

Иероглиф “компания” составлен из элемента “земля” и не встречающегося
отдельно элемента “синтоистское божество”. Мне трудно вдаваться в какие либо
объяснения касательно этого элемента. Во первых, Бог непознаваем, во вторых
графическую идею данного понятия мне не удалось обнаружить (придумывать что то
было бы богохульством). Беру на вооружение практику древнеегипетских жрецов,
демонстрировавших толпам быка и объявлявших его богом Аписом, и повторяю вслед
за ними: “Вот этот кандзи изображение божества, а кто не верит в это, да будет проклят
во веки веков!”) Иероглиф несложен для запоминания знак “зорро” на “палочке” под
воображаемым “нимбом”. В совокупности с “землей”, как уже сказано выше, образуется
понятие “синтоистский храм” (“земля богов”) или в более широком смысле “компания
людей, собирающихся для благой цели” или просто “компания”




...

Иероглиф “встеча, встречать” это знакомый нам элемент “два носа” под
треугольной “крышей”




Два указанных вместе иероглифа “встреча” и “компания, собирающаяся для
благой цели” образут слово “фирма” или по японски “кайся”




...

Иероглиф, соответсвующий нашему “член, участник, служащий” выглядит
несколько курьезно это “раковина”, над которой размещается элемент “рот”; то ли

55
Путь бесхвостой птички

“говорящая ракушка”, то ли “говорящий о деньгах”




“Сотрудник фирмы”, как вы уже себе наверняка представляете будет изображен
следующим образом

или

В первом случае мы произносим “кайсяин”, во втором просто “сяин”

...

Возвращаемся к мифу о сотворении нашего “некто”. Творец долго раздумывал
перед тем, как приступить к своему творению. Кодирующая фраза для иероглифа
“думать, мысль” может выглядеть примерно так “Некто был задуман на отлично”
(Проектный замысел господа можно оценить на пять баллов)




...

“Некто” должен был отличаться “сыновней почтительностью” к своему
создателю (“некто” “ребенок”)




...

Для этого его нужно было “учить” (один из вариантов “руки” с “палкой” рядом с
элементом “сыновняя почтительность”)




...

Жизнь божьего творения была продумана до самой “старости” (“сидящая фигура”
старика вместо “ребенка”)




...

Далее следует этап создания, отраженный в иероглифе, который мы уже в деталях
обсудили выше (“некто” в завершенном виде вплоть до обжига боги обжигают не
горшки, а людей). С этих пор “некто” полюбил “жару”




...

Со временем некто переехал в “столицу”. В данном иероглифе появился новый
элемент, похожий на греческую букву “бета”. Он означает некую пирамиду со ступенями,
символизирует “социальную лестницу”, по которой одни поднимаются вверх,
преуспевая в жизни, а другие наоборот. Столица это как раз образ подобной
“пирамиды”, ступени которой усеивают многочисленные “некто”


56
Путь бесхвостой птички



...

“Некто” работал в “государственном учреждении” (элемент “товары” может быть
в один ряд, как и в иероглифе “покупать”)




...

“Много” всего, самое “разное” происходило с нашим героем в его жизни (кем он
был, мы уже представляем себе и ученым, и врачом, об этом он часто рассказывал
элементы “некто” и его “слова”)




Для иллюстрации приводим пару примеров практического использования данного
кандзи.




Так выглядит выражение “разные страны” (“сёкоку”)




А так “группа островов” (“сёто:”)

...

В конце жизненного пути наш “некто” решил “написать” книгу о своей богатой
впечатлениями жизни (при этом для развития фантазии, о ужас! пользовался травой)
и, благодаря своим мемуарам, получил эпитет от потомков “выдающийся”




Смотрите, а ведь вышла неплохая логическая цепочка, хотя логика ее образования
отличается от предыдущих (здесь отсутствует постепенное наращивание количества
дополнительных элеметов, и отдельное звено в отрыве от цепочки не обладает само
по себе убедительным на 100% объяснением)




(отличный “замысел” творца создать из земли некоего человека, отсекая все
лишнее ребенком должен отличаться “сыновней почтительностью” этому его надо
“учить” (пусть даже и с палкой в руке) получился “некто” путем обжига земли на солнце
с тех пор он полюбил “жару”, постоянно бывая на солнце уехал в “столицу”
(социальную пирамиду для людей) работал в “госучреждении” с разными товарами
“много разного” с ним происходило (по его словам) стал “выдающимся” писателем,
“написав книгу” (накурившись травки) )

Недостаток такой цепочки в том, повторяю, что встретив отдельный элемент в
тексте, не всегда легко его поначалу идентифицировать; часто необходимо
восстановить в памяти предшествующие звенья, если не всю цепочку полностью. При
этом вы обречены, по выражению современной молодежи, на роль ужасного “тормоза”.


57
Путь бесхвостой птички

Но это не будет продолжаться долго, как и другие неизбежные “болезни роста”.

На этом прервем пока довольно сложный рассказ о “некой” цепочке и займемся
чем нибудь простеньким, к примеру, пройдемся по подворотням

...

Для того, чтобы попасть в подворотню, надо сначала научиться находить “ворота”.
Этот иероглиф напоминает мне вход в салун из ковбойских фильмов входящего можно
видеть не только с головы, но и снизу (интересно с какой целью, здесь у меня пробел;
может для того, чтобы увидеть где у входящего пистолет в кобуре или уже взведен?)




...

Первый из “подворотных” иероглифов под изображением “ворот” мы видим
“солнце”. Поскольку солнце видно, значит “между” створками ворот имеется
“пространство, интервал”




...

Замена элемента “солнце” на элемент “рот” позволяет нам познакомиться с
иероглифом “спрашивать”




...

“Ухо” между створками “ворот” указывает на смысл “слушать, узнавать”




В сочетании с иероглифом “новое” образуется хорошо знакомое нам слово
“симбун” (газета). Обратим внимание на то, что онные чтения в данном примере “син”
и “бун”, в процессе соединения “син” превращается в “сим”




...

Помните иероглиф “форма, очертания” (Гюльчатай, открой личико!). Пришло
время, как мы и обещали, пояснить смысл не очень графически ясного элемента в этом
кандзи. В соединении с “воротами” легко узнается смысл “открывать” (две “руки”
отодвигают “щеколду”, установленную на “створкеах”)




...

Если же вы видите между створками ворот подпорку (наклонно стоящий столб,
надежно удерживающий воротный замок, то это уже будет, наоборот, иероглиф
“закрывать”




58
Путь бесхвостой птички



...

Элемент, не имеющий самостоятельного существования “барьер” представляет
из себя, если к нему внимательно присмотреться, две горизонтальные линии (дорога)
и переброшенное через них препятствие (вертикальная линия, расположенная на
треугольных упорах стойках, нечто вроде шлагбаума). При добавлении “ворот”
иероглиф “барьер, преграда” получил право на самостоятельность под этим
наименованием




Данный иероглиф можно, некоторым образом, считать историческим. Было
время, когда феодальная Япония утопала в крови междоусобных войн. Основным
считалось деление на восточную и западную часть, получившие названия “Канто:” и
“Кансай”, основой которых является иероглиф “барьер”. На русском языке можно
представить перевод данных областей, как “к востоку от барьера” и “ к западу от
барьера”. Эти названия, как ни странно закрепились в языке; вы наверняка что то
слышали о “кансайском диалекте”.

Маленький урок на тему географии Японии




Канто: Регион, в котором расположен Токио и окружающие префектуры.




Кансай регион, в котором находятся Киото и Осака.

...

Мы еще возвратимся в будущем к “подворотной” цепочке, вряд ли сейчас имеет
смысл вводить большое количество новых элементов. Давайте дополним несколькими
звеньями “королевскую” цепочку; видимо скоро придется выделять из нее новую
цепочку слишком уж длинной она становится.

Итак, “человек” (в левом ракурсе) + “владелец, хозяин”. Идея “Человек “хозяин”
в своем доме, там, где он проживает. Вывод это иероглиф “жить”




...

Вместо “человека” в следующем кандзи мы видим воду (“три капли” слева, как
обычно выглядит этот элемент в составном иероглифе). Если “жидкость” в вашем
владении, то вы можете ею распоряжаться, то есть, “наливать”. Другое значение
“концентрироваться”; а вы попробуйте налить что либо из бутылки, не
сконцентрироваться. Если кто видел незабываемого Евгения Лебедева в сцене
утреннего похмелья, тот легко воспримет данную связь




“”Наливая” воду постарайся “сконцентрироваться”, владеть собой”


59
Путь бесхвостой птички

...

“Вода” уступает место “дереву”. Посмотрите на этот кандзи внимательно,
сосредоточив мысль на глупом “владельце”, который переводит “деревья” на
изготовление “столбов”. Не забудьте при случае попытаться в следующий раз, когда
увидите этот кандзи, вспомнить данную идею; уж со второго раза вы точно запомните,
что это “столб”. А если столб украсить резьбой, то выйдет “колонна”




...

Еще один кандзи на “королевскую” тему “уходить”. Вспомните иероглиф “идти”,
у нашего нового кандзи идея примерно та же “человек” оторван (элемент “разделять”
сверху), но не от родного “квартала”, к которому он стремится добраться, а от “владыки”
(здесь я представляю себе верховного владыку, небесного). Направляясь к Богу,
человек уходит от нас




Приведем пример слова с данным кандзи “уходить” + “жизнь” означает “кончину”
или, по меньшей мере, “попадание в крайне тяжелую ситуацию” (по японски это слово
произносится “о:дзё”)




...

В заключение поговорим о последней букве алфавита личном местоимении “я”.
Мы уже касались темы особенностей восточного менталитета, не допускающего
выпячивания собственной личности перед другими. Нам это тоже иногда бывает
свойственно, хотя иногда хочется втайне, чтобы тобой повосхищались. В подобном
случае мы, к примеру, лезем в портмоне и вытаскиваем фотографию любимого чада, с
внутренним трепетом ожидая косвенных похвал “Ах, какая прелесть!” (А кто такую
прелесть мог произвести, кроме меня?).

У древних китайцев, которые много чего изобрели, не было фотоаппаратов, и даже
древние японцы в те далекие времена еще не создавали фирм “Коника” и “Фудзи”.
Может быть они таскали с собой мешки с зерном (рисовым), выращенным на своем
поле, и по первому требованию предъявляли их собеседнику? Тогда понятно, почему
иероглиф, означающий “я, мое собственное” составлен из элементов “частный” и
“зерно” (новый для нас элемент, коллективистский по натуре, поскольку отдельно
существовать не может). Так что, если взыграет в вас западная составляющая, то вместо
того, чтобы закричать “Я! Я!” и получить, в соответствии с нашими обычаями
соответствующую рифму в ответ, лучше возьмите клочок бумаги и изобразите
приведенный ниже кандзи столько раз, сколько душа попросит. И может собеседник с
интересом взглянет на ваш шедевр и спросит: “Неужели это ты нарисовал?”




И тогда вы гордо ответите: “Я!”



60
Путь бесхвостой птички

VII. Почти непаханая тема или “Эрэмэнтаруно, Вацусон”
В конце прошлой главы речь у нас пошла о перемещении в пространстве “идти,
ехать”, “уходить” , давайте дополним это действие еще парой кандзи.

“Земля” в сочетании с элементом “нога” означает “бежать”; а что остается делать
при таком сочетании, если для обозначения “идти” есть другой кандзи надо “бежать”




...

Еще один иероглиф “ходить пешком” образован элементами “останавливаться”
и “немного”. Идею, безусловно, понять также несложно хождение пешком чаще всего
связано с прогулками, во время которых, как правило, гуляющие останавливаются
ненадолго, получая удовольствие от окружающего пейзажа и от самой возможности
спокойно подышать свежим воздухом




...

Мы с вами уже знаем кандзи “поле” (с высоты птичьего полета) и даже
использовали его в качестве составного элемента в таких иероглифах, как “мужчина”,
“думать” и “район,город”. Однако, наше “поле” настолько плодородно в плане
иероглифики, что нам предстоит изрядно попахать (головой, конечно) с тем, чтобы
собрать с него достаточно богатый урожай.

Начнем, как всегда, с самого простого. Изображение “поля” на родной “земле”
является иероглифом “деревня, родной дом”. Кроме того, если вы являетесь
коллекционером мер длины, то это японская мера длины приблизительно в 2,5 мили,
которая называется “ри”




...

Чтобы “деревня” жила нормальной жизнью, в ней должны “править” определенные
“принципы”, должна “царить” “логика”. Это вполне логично, иначе жителям предстоит
существовать в разладе и хаосе, что может логически завершиться изображением не
того иероглифа, который вы увидите сейчас, а следующего за ним




Проиллюстрируем значение этого кандзи, соединив его со знакомым иероглифом
“сердце”. Получим слово “душевное состояние, психология” (по японски “синри”)




Не правда ли красивое сочетание с бесконечно глубоким смыслом?

...

Как мы и обещали, следующий кандзи ужасен по происхождению, хотя вполне
безобиден по значению, это просто “черный” цвет. Видите “четыре полоски” внизу?


61
Путь бесхвостой птички

Это вам не ножки у птички, а ужасный элемент “огонь” в нижнем составном положении.
Вспомните кандзи “красный”, состоящий из “огня” и “земли”, представляющий собой
цвет раскаленной лавы, вытекающей из вулкана. Если уж огонь пройдется по деревне,
то ничего, кроме черных углей после себя не оставит. Я закодировал для себя в свое
время этот иероглиф фразой “враги сожгли родную хату”




Если вы помните кандзи “белый”, то в сочетании с иероглифом “черный”
образуется универсальное для любого языка понятие “черное и белое, плохое и
хорошее”, по японски такое сочетание звучит как “кокубяку” (и “коку” в жизни случалось,
и “бяку” разную переживали)




...

Гоним дальше по “деревне”. Элемент “стоять” над элементом “деревня” также
требует сначала дедуктивного анализа, а затем не слишком простого, но логичного
вывода для доктора Ватсона он явно не по зубам. “Ну стоит себе деревня, и стоит, а
при чем здесь дети?” спросил бы он своего великого друга, узнав, что название
иероглифа “ребенок” (я уже предупреждал вас о лексическом богатстве японского
языка). “Элементарно, Ватсон!” ответил бы на это Холмс “До каких пор может стоять
деревня, если не принимать во внимание всякие форс мажорные обстоятельства в виде
войн, наводнений и т.п. ? Пока в ней есть дети. Не будет детей, и деревня исчезнет с
лица земли” Только не забывайте еще раз взглянуть вместе с доктором на данный
кандзи, мысленно проговаривая: ”Деревня стоит, пока в ней есть “дети” “




...

Элемент “день, солнце” в сочетании с “единицей” и “деревней” образует иероглиф
“измерять, мера, количество”. Логично предположить, что в деревне ведется учет
собранного урожая, однако, в разгар работ времени на учет и контроль немного. В
соответствии с данным кандзи на оценку урожая положено тратить только один день,
поэтому ключевая фраза, которую вы проговариваете, глядя на иероглиф “день только
один для “измерений” урожая в деревне”




Слово “вес” (читается “фу:рё:”) образован иероглифами “тяжелый” и “измерять”




...

Чтобы продолжить наши “полевые” работы, нам придется вновь вслед за нашей
дорогой “бесхвостой птичкой” перепорхнуть на время к странному по форме иероглифу
“предыдущий, предварительный”




62
Путь бесхвостой птички

Мне представляется единственно правильным путем для запоминания его
значения привлечь в данном случае наше отличное знание “катаканы” (если же вы
начали сразу с третьей части, то вот вам повод заглянуть в первую). Фраза для
кодировки смысла знака может выглядеть так “Прежде, чем учить слог “ма”, нужно
предварительно освоить базовый слог “а” “.

...

Элементы “деревня” и “предыдущий” вместе образуют кандзи “чистое поле” (в
смысле неокультивированное, необработанное”). Есть вариант вместо “чистого”
использовать “дикое”. Для запоминания, глядя на знак, думаем следующим образом:
“Сейчас здесь расположена деревня, а до того было дикое поле”




...

В отличие от “чистого” поля “возделанное поле” образуется из элемента “поле”,
перед которым ставится элемент “огонь”. Понятно, что в древности основным
удобрением на поле служила зола сожженных растений и это было основным
агротехническим приемом культивации




...

“Нить” + “поле” наверняка лирический намек на “узкую” как ниточка тропинку
через поля. Есть у данного кандзи и такой смысл, как “детальный, подробный”,
который можно связать с уборкой урожая до последней ниточки




...

Следующий иероглиф снова предлагаю запомнить с помощью знака катаканы,
который мы только что повторили при дедутивном анализе “чистого” поля. “Мужчина”,
который говорит “ма” (ма а ма!), наверняка отчаянный “храбрец”




...

Продолжая беседу об урожае, рассмотрим следующий кандзи “число,
порядковый номер”, состоящий из элементов “рисовое зерно” на “поле”. Вряд ли
конечно считалось количество выращенных зерен (хотя Восток дело тонкое), но сам
иероглиф достаточно выразителен, и вы его встретите в каждом учебном пособии




...

Опять прервемся на минуту для того, чтобы познакомиться с иероглифом
“вместе”. Мы не будем использовать классический путь объяснения, согласно
которому необходимо понять, что в нем присутствовали две “руки”, поддерживающие
не то “шарик”, не то “жемчужину”; трудно, во первых, понять такую ситуацию без


63
Путь бесхвостой птички

напряжения, а, во вторых, разглядеть ее в весьма видоизмененном веками рисунке.
Предлагаю вам увидеть в данном кандзи “растения” (мы уже неоднократно
использовали данный элемент в предыдущих объяснениях) и неправильный, но
логичный “столик” на “ножках”. Представим, что это знаменитый “кавказский стол” (без
трав его представить себе невозможно). Закодируем рисунок для запоминания
“Кавказский стол и трава “неотделимы” друг от друга. Оба эти понятия существуют
только “вместе” ”




...

Иероглиф “отличаться, быть нестандартным” состоит из элементов “вместе”
и “поле”. Для крестьянина, который посетил бы наши дачные участки, на которых растет
вместе все, что душе угодно, мог бы тактично заметить, что они отличаются от полей, к
виду которых он привык




...

Вспомните иероглиф “синтоистский храм, компания”. В нем мы встретились с
“божественным” элементом, который во многих классических трудах истолковывают,
как “алтарь”. Не представляю себе, как мог выглядеть древний алтарь для
жертвоприношений, поэтому придется запомнить его в таком виде. Сочетание этого
элемента с “единицей”, “ртом” и “полем” увязывается довольно логичным образом в
иероглиф “удача”. Жертва, принесенная богам на “алтаре” и хотя бы “одна” молитва
(понятно, произнесенная вслух, о чем свидетельствует “рот”) об урожае (“поле”)
неминуемо принесут удачу




...

Если же жертва принесена не была, то молитвы над полем приведут к
“вторичному” результату урожая не будет и придется зарезаться самому (о чем
свидетельствует элемент “нож”, который в составных кандзи выглядит именно так)




Иероглиф “вторичный” или “вице ” может быть использован, скажем в слове
“вицепрезидент фирмы” или “вторая работа” (у тех, кому не хватает зарплаты
вицепрезидента на первой).

...

Познакомимся еще с парой чисто “полевых” кандзи. Первый из них
“останавливать” и включает в себя “поле”, “клинок” и странный элемент, который
определяется как вариант “склоненной фигуры”. Запомним такой вариант “”Останови”
мечом скрюченного ворюгу на своем поле”, хотя он глуп не настолько, чтобы надежно
закрепиться в памяти.




64
Путь бесхвостой птички

Данный иероглиф вместе с иероглифом “охрана, защита” образует интересное
сочетание




Когда вы слышите, что кто то “отсутствует дома” (“русу дэс”), то знайте, что слово
“русу” как раз выглядит так, как это изображено в сочетании “охрана остановлена”
(ценная информация для грабителя).

...

Иероглиф “сокращать, пропускать” составлен из элементов “поле”, “рот” и еще
одного нового элемента, который вроде определяется, как “скрещенные ноги”, но мне
представляется удачной трактовка этого элемента в виде “долгих вечеров” (похоже на
элемент “вечер”, черточка посередине которого намного удлиннена по сравнению с
обычным вариантом, поэтому я представляю себе его как “долго длящийся вечер”).
Идея толкования иероглифа предлагается следующая “Долгими вечерами некто
только и знает, что говорит о своем поле. Было бы неплохо, чтобы он сократил свой
рассказ, говоря по русски, “закруглился” “




...

В “поле” вырос “столб”. Почему? Отчего? Должна же быть какая нибудь “причина”
этого




Кто позволил? А вот я позволил. Что хочу, то и делаю. В сочетании с иероглифом
“сам, свой собственный” (кончик носа, если вы помните) получается замечательное
слово “свобода” (“собственная причина”!) или по японски “дзию:”




Если же впереди поставить ту “птичку”, которая оторвалась от коллектива и потому
называется “не”, то получим слово “несвобода” или “неудобство” “фудзию:”




...

Столб, который вы вкопали на своем поле понятно, что на это у вас была причина.
Но вот если к изображению “причины” добавить элемент “три капли слева”, то считайте,
что у вас появилась причина сойти с ума от радости на вашем поле ударил фонтан,
название которому “нефть” ! Есть и второе значение этого кандзи “масло”, которое
в качестве фонтана я бы тоже приветствовал на своем поле. Посмотрите на источник
своего возможного благосостояния и срочно покупайте поле и лопату




Кстати, есть забавное слово, которое мне почему то нравится “абурамуси”
(представляю, что меня зовут Абрам, и нежная японская жена зовет меня из кухни или
из спальни “Абраму у уся”). Взгляните на это слово


65
Путь бесхвостой птички




На самом деле, у многих полна кухня таких кандзи, потому что по японски
“абурамуси” это “таракан”.

...

Итак, мы представили, что на нашем поле вдруг ударил фонтан драгоценной
жидкости; первая реакция на такое явление изображена на следующем кандзи




Нахлынувшее счастье буквально “согнуло” вас; опьянев от него, вы идете
нетвердым шагом к полю, “поворачивая” то в одну, то в другую сторону, так как в глазах
“двоится” (вы видите уже “два” фонтана на “поле”). Вдобавок ко всем этим ощущениям
в ушах у вас звучит небесная “мелодия”. Сосредоточьтесь на своих ощущениях, они
помогут вам легко узнавать этот многозначный иероглиф в дальнейшем.

...

Элемент “причина”, но на этот раз в буквальном значении “столбика, палочки”
при добавлении элемента “бамбук” образует кандзи “флейта” (столбик из бамбука)




...

Дополним нашу цветовую палитру иероглифом “желтый”. Когда я смотрю на
данный иероглиф, из подсознания выплывает фраза “я знаю восемь причин, по которым
растения “желтеют” ” (мысленно взгляд при этом перемещается снизу вверх “восемь”
> “причина” > “поверхность замли” > “растения”). Присмотритесь внимательно,
подумайте, может быть. у Вас возникнет не столь громоздкая ассоциация




...

Иероглиф, состоящий из элементов “причина” и “крыша”, знакомит нас с третьим
вариантом “неба” и вторым “небесного пространства” (вспомните кандзи “небесная
твердь” и “пустое пространство” как варианты “неба”). Назовем его “космическое
пространство” и закодируем “Циолковский” в память нашего великого мечтателя и
ученого (наверное у древних китайцев тоже были такие гении, иначе откуда такой
парадокс?). Итак, “причина нахождения под крышей может заключаться, как у
Циолковского, в расчетах полетов в “космос” “




...

Иероглиф “сообщать, достигать” состоит из элемента “согбенная фигура”
(основа для иероглифа “дверь”) и “причины”. Причина того, что внимание обращено
на “дверь” (почтительную фигуру почтальона, если вам это нравится больше), состоит
в том, что к вам пришло “сообщение” (“достигло” вашего дома, говоря иначе)




66
Путь бесхвостой птички



...

Кандзи “линия иероглифа” или “картина” состоит из элемента “причина” и
элемента “границы” со смещенной линией одной из границ. Представьте себя
землемером или чиновником с соответствующими полномочиями, обладающим
правом изменять границы полей. Вы держите в руках карту с изображением участков
земли и многозначительно проводите на ней новые “линии” границ... Божественное
занятие, но еще более божественным, как мне кажется, является искусство
каллиграфии, заключающееся в сотворении кандзи при помощи прекрасных линий.
Часто надпись, сделанная каллиграфом высокого класса занимает свое место на стене
музея, наряду с полотнами великих художников отсюда вытекает возможность
использовать иероглиф в смысле “художественное произведение” или “картина”




...

Снова “упорхнем” на некоторое время в сторону, для того, чтобы сотворить с
помощью кандзи “картина” очень известное слово “кино”.

В отличие от кандзи “середина” в данном иероглифе заложена идея “строго по
центру” “большого”. Можно при желании сравнить данный кандзи с прицелом винтовки,
направленным в “центр” мишени




...

Похоже, что древние китайцы прекрасно знали принцип образования
изображения при помощи камеры обскуры. Свет от изображения, пройдя через
маленькое отверстие в центре камеры, позволял получить отраженную копию на
плоской поверхности экрана. Иероглиф “отражение” или “проецирование” выглядит,
как схема данного процесса




Получение “картины” на экране “проецированием” изображения весьма
понятный термин “кинофильм” или просто “кино”, по японски “эйга”




...

Продолжая причинно следственную тему не могу обойти стороной кандзи
”призывать, говорить”. Графически он, на первый взгляд, весьма похож на “причину”,
которая настолько увеличилась в размерах, что проткнула насквозь многострадальное
поле. Если бы земля была плоская, то можно было бы представить себе огромный столб,
вылезающий в пространство с другой стороны поля. Призовем на помощь дедуктивный
метод уважаемого Ш. Холмса и воскликнем вслед за ним: ”Элементарно, Ватсон! Здесь
речь идет не о “поле”, а о “солнце”, которое сделало себе “пирсинг”, что по японски
значит “харакири”, а по русски “проткнуло себя насквозь”, “взывая” к человечеству быть
бережливее по отношению к окружающей среде. Если бы вы, Ватсон, были настолько


67
Путь бесхвостой птички

же газообразны, насколько солнце, то такой метод воззвания могли бы использовать
ежедневно без последствий для здоровья




...

Незаметно мы с вами перешли к “псевдополевым” кандзи, включающим в себя
изображение, весьма похожее на “поле”, но по сути таковым не являющееся. Начнем с
изображения якобы “поля” на вершине “дерева”. В принципе и “поле”, и “дерево”
приносят “плоды”, поэтому понятие “поле” и “плод” на вершине дерева легко
соединяются в сознании в единый образ полезного результата труда землепашца или
садовника. Итак, данный кандзи несет в себе смысл “плод, результат”




...

“Плодотворные” “слова” это не что иное, как “урок”. Если вы после прочтения
этой книги начнете улавливать смысл в некоторых японских текстах, то это будет
означать, что “урок” вам пришелся впрок




...

Следующий кандзи, при взгляде на который просматривается “поле”, это
“желудок”




В данном кандзи и “поле” не “поле”, и “луна” не “луна”; не кандзи а сплошной
обман зрения. В основном, во встречавшихся вариантах истолкования предлагается
считать “луну” “мясом” (этот вариант замены обусловлен тем, что на каком то этапе
развития то ли по рассеянности, то ли для ускорения письма иероглиф “мясо” с
извилистыми линиями (“человечками”) стали изображать с помощью прямых линий
(интересно, не возникло ли в тот момент небольшой войны “мясников” против
“лунатиков”?) ). А наше щедрое “поле”, на котором мы с вами собрали замечательный
урожай кандзи, не очень внятно предлагается считать неким “контейнером”,
вместилищем для “мяса”. Что то мне такая правда жизни не нравится, уж слишком
много в ней изворотливости, начисто лишенной фантазии. Впрочем, если кому
“контейнер для мяса” по душе, то нет проблем (даже если вы вегетерианец, и мясо на
дух не выносите). Предлагаю вариант запоминания данного кандзи натощак
посмотрите на него, ощущая в своем желудке пустоту “лунного поля”. Что может быть
в нашем представлении более пустынным. Хотя, конечно, с другой стороны “пустое
брюхо к советам глухо”. Ну, тогда возобновим войну “мясников” против “лунатиков” Я
за “лунатиков”.

...

Последний “околополевой” кандзи вообще выглядит порождением воспаленного
воображения. Можно напрячься и увидеть “хвост” в форме рыбьего, хотя все таки это
ближе к “огню” или к “четырем птичьим лапам”. О “поле” вообще нечего говорить.
Короче, иероглиф “рыба” не поддается дедуктивному методу. Предлагаю вам

68
Путь бесхвостой птички

вспомнить о спасительной поэзии и представить себя популярным поэтом песенником.
Представьте, что к вам пришел молодой композитор с мелодией для предполагаемой
песни. Чтобы вам было проще вступить в эту игру воображения, представьте себе
мелодию “Стеньки Разина”. Если вы не рождены в эпоху расцвета Богдана Титомира,
то у вас в голове должна возникнуть эта мелодия, воспевающая грустную судьбу
“персидской княжны”, погибающей во имя высокого патриотизма (скорее даже
“матриотизма” к Волге) донского казака. Ну как, вспомнили мелодию? Так вот, все новое
это хорошо забытое старое; поэтому данная мелодия, как вы заново сейчас
представите, вам незнакома, нот вы не знаете, магнитофона у вас нет (жили у нас так
когда то и поэты песенники). Так вот, подходим к кульминации нашей игры для того,
чтобы вы смогли написать качественный текст к данной мелодии, не мучая себя
попытками вспомнить ее, вам во время первой встречи с композитором необходимо
записать любой, пусть даже самый бессмысленный текст, который по своему размеру
идеально ложился бы на данную мелодию. Поэты такой текст называют “рыбой” вот
мы и добрались к финалу умозаключений. Предлагаю вам написать строчку “рыбы”,
совпадающей с началом мелодии “Стеньки Разина” и запомнить в следующий раз, глядя
на кандзи, что рыба наша не физическая, а поэтическая. Итак, начали

? ?Naiu? ?iieae? ?iaiai? iauyou, ?
e, anee aai oaiaii, ii?ai i?iaie?eou -
?Iu iiai ia an? no?aio,
Iieaoae iiyo ai?aaoue
A iaaa?aaoo? aieio?
Aio aai e ??uaa” -



...

Все таки мы с вами изрядно напряглись... А до конца главы уже недолго. Давайте
“пометем по сусекам” в поиске простых графических идей, автоматически
закрепляющихся в памяти и не требующих усиленного шевеления мозгов. Ведь главное
при обучении состоит в том, чтобы не переесть, пусть это будет даже самая
замечательная “рыба”.

Иероглиф “поворот, поворачивать” (что мы образно и делаем). Вы прекрасно
усвоили, что все квадратное в самые самые древние времена, когда появлялись первые
иероглифы, было круглым. Данный кандзи наверное появился в эпоху изобретения
колеса, живым памятником которому он и является




Он также может использоваться для повторяющегося явления. Например, “никай”




Это и “дважды”, и “второй раунд”, и “второй тайм” и т.п.

...

А вот наши с вами отличительные качества “доброжелательность,
человечность, гуманность”

69
Путь бесхвостой птички



Смысл этого кандзи скрыт в незабываемой строке “за себя и за того парня”. Что
тут еще добавишь?

...

Так потянуло к чему то хорошему, что не выдержу, приведу несколько графически
более сложных, но очень красивых и поэтичных кандзи...

“Любовь” здесь мы видим еще один новый элемент, встречающийся только в
составе более сложных кандзи. Этот элемент давайте представим в виде когтистой
лапы хищной птицы, вытянутой вниз и готовой схватить жертву и назовем “коготь”.
Теперь смотрите на кандзи в направлении сверху вниз “коготь”, “крыша”, “сердце” и
“долгие вечера”. Так и просится на свет божий какой нибудь “верлибр”

“Хищные когти пытаются сердце мне вырвать,

Ночь бесконечна, как мысли мои о любимой”




Если один знак способен вызвать подобные ощущения, то представьте, какое
многообразие чувств можно выразить в маленьком трехстишии, записанном
иероглифами!

Произносится этот кандзи при чтении доверчиво и нежно “Ай”

Сочетая предудущую “доброжелательность” с “любовью”, получим слово
“милосердие” “дзин’ай” или “дзинъай”




А “любимый человек” по японски будет “айдзин”




“Дзин” здесь выглядит по другому, но это китайское наследие которым
необходимо мучиться с любовью (, “дзин”ов вы еще встетите много самых разных).

Кстати вспомнил старый анекдот (а может правдивую историю) о японке, которая
страшно хотела выйти замуж за русского. На вопрос “почему?” девушка мечтательно
закатила глаза к небу и сказала: “Они там так мучаются!”.

А знаете как по японски выглядит “патриотизм”?




И произносится “айкокусин”.

...

О чем может говорить человек, сердце которого переполнено любовью? Первое,
что, как правило, “приходит на ум” это звезды.

Иероглиф “звезда” состоит из составных кандзи “солнце” и “жизнь, рождаться”.
Наверное, древние представляли себе, что маленькие звездочки на небе дети


70
Путь бесхвостой птички

огромного солнца. А может они уже прекрасно представляли себе, что звезды живут,
как солнце? Не знаю, право, но кандзи по смыслу красивый




...

Вспоминаю выступления сатирика Михаила Задорнова, и, в соответствии с его
методом работы, говорю вам: “А сейчас вы у меня вообще растаете (но не от смеха, а
от лирики)!”.

Иероглиф “в трех частях” “вода”, “старый” и “луна”; соединяя их попарно (“старая
(непроточная) вода” + “месяц на небе”, “старая луна” + “вода”, “луна в воде” + “старые
воспоминания” и далее в том же стиле) можно вообразить себе такие фантастические
картины на тему кандзи “озеро”




...

У вас не шевельнулось желание бросить все и уехать в Японию? Почему то
вспомнился еще один старый анекдот, про то, как воспитательница в советские
рассказывает малышам в детском саду: “Дети, только в Советском Союзе забота о
детях является самым важным делом; им отдают все лучшее самую вкусную еду, самую
яркую одежду, самые прекрасные книги...” и далее, в таком же духе... Вдруг один из
малышей заплакал. “Зачем же ты плачешь, Вовочка?” спрашивает воспитательница,
на что зареванный малыш отвечает: “Хочу в Советский Сою у уз!”

Воистину, хорошо там, где нас нет...

...

Последний кандзи в данной главе вновь привожу для вашего расслабления, хотя,
на первый взгляд, он вам таковым не покажется. Это кандзи “то же самое”




Вспомниете кандзи “внутри, дома” (“человечек” в “ограниченном пространстве”).
А теперь вновь посмотрите на новый иероглиф, он вам ничего не напоминает? Не может
быть. “Один” “рот” в том же “ограниченном пространстве” да это тот же самый
“человечек”, только иными выразительными средствами.


VIII. I?iaie?aiea iooaoanoaey ii nianoaaiiiio oaeo, aieia ia?ao
?iynieeaie? e ?eoiaoeeaie? a ?acaa?a
Вы уже знаете кандзи “язык” в смысле совокупности слов для передачи мыслей.
“Язык” в физическом смысле изображается знаком “тысяча”, прикрепленным к
изображению “рта” (глубокий смысл “без костей” на самой поверхности изображения)




...




71
Путь бесхвостой птички

В сочетании с элементом “слова” образуется новый кандзи “рассказ, говорить”




...

“Вода” + “язык” это еще одно свидетельство диагностической мудрости
китайских врачей, наряду с памятным кандзи “закон, пульс”. По степени влажности
языка они прекрасно определяли энергетическое состояние пациента, его
жизнеспособность. Значение данного кандзи “внутренняя энергия”, однако он может
также переводиться, как “приведение в чувство, оживление”




При объединении данного кандзи с иероглифом “жизнь” получаем широко
используемое слово “сэйкацу” “быт, существование”




А в совокупности с иероглифом “двигать” образуется слово “кацудо:”
“активность, деятельность”




...

Присмотримся к собственной руке; посмотрите как подвижны на ней трудяги
пальцы. Если бы их у нас не было, и вместо этого выросли копыта, то скакать бы нам до
сих пор по диким степям или выть на луну посреди сумрачного леса. Труд создал нас, а
пальцы открыли нам возможность трудиться, поэтому самое время уделить внимание
этому важнейшему органу тела.

Но, как обычно, сначала придется познакомиться с более простым по графике
иероглифом, выходящим за пределы намеченного нами к изучению объема, но
необходимым при нашем методе “от простого к сложному”. Кандзи “принцип, польза,
эффект” состоит из элементов “сидящий человек” и “солнце” и объясняется несложно
“сидеть на солнце “полезно” и “эффективно” для здоровья”




...

“Рука” в сочетании с вышеприведенным кандзи образует новый иероглиф “палец,
указывать”. Опять же, понятно, что играет полезную роль на руке, что делает ее столь
эффективной



...

Хотите поподробнее познакомиться с каждым из своих пальцев? Если это так, то
придется немного поднапрячься и узнать несколько новых кандзи. Первый означает
“близкие, родственники”, а также “дружить” и состоит из двух знакомых элеметов
“стоит дерево” (вспомните иероглиф “новый”, где топор постоянно рубит, деревья,


72
Путь бесхвостой птички

встающие на месте старых) и “смотреть” (“глаз” на “ножках”). Трудно точно поймать
взаимосвязь данных элементов, но предположим, что древние китайцы (а вслед за ними
и японцы) при их трепетном и гармоничном отношении к природе могли отождествлять
природу с душами предков (вроде друидов) и считать деревья чем то близким и
родственным, способным заглядывать в твою душу, в том случае, если тебе дано свыше
взаимное чувство единения с ними “видеть в стоящих деревьях “родственную” душу”




Правда, для меня было сюрпризом узнать, что слово “синсэцу” (“доброта”)
выглядит, на первый взгляд, парадоксальным образом




По доброму порежем близких это выше нашего понимания. Может быть, правда,
здесь дело в том, что у кандзи “резать” есть еще значение “настоятельно”; тогда все
становится логичным. Но все таки слово “доброта” запоминается лучше в
парадоксальном варианте.

...

Следующим на очереди у нас будет кандзи “музыка, приятный, облегчение”.
Один вариант “музыки” мы уже знаем (помните, как на вашем поле ударил фонтан
нефти, и начал двоиться в ваших глазах?). В данном кандзи мы видим, как верхушки
“дерева” коснулся “солнечный луч” (“белый” по цвету, как вы сразу же автоматически
подумали) и во все стороны полилась музыка птичьего пения (вы также должны были
сразу же вспомнить изображение нашей любимой “бесхвостой” красавицы,
собравшейся с подругами на вершине дерева кандзи “собираться вместе”). Можно
попытаться закодировать в памяти черточки по обе стороны от “луча” в виде каких
нибудь “золотых” искр (из кандзи “золото”), но не проще ли просто представить себе
изображение звуков, разносящихся во все четыре стороны (как из акустической
колонки)




Поскольку этот кандзи читается, как “гаку” и на слух воспринимается как “учиться”
(вспомните слово “гакусэй” или “гакко”), то для облегчения устного понимания к нему
добавляется иероглиф “звук” и “музыка” произносится как “онгаку”




Если сюда добавить еще кандзи “встречать”, то получим красивое по смыслу
выражение “музыкальный концерт” (по японски “онгакукай”)




...

Если к кандзи “музыка” с акцентом на его значении “облегчение” добавить
знакомый элемент “растения”, то получим иероглиф “лекарство” с позднейшим
расширением значения до “химических препаратов”

73
Путь бесхвостой птички




В сочетании с кандзи “учиться” получим слово “фармацевтика” или “якугаку”




<<

стр. 3
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>