стр. 1
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ИННОВАЦИОННОГО


теория
и практика
Учебник
Издание 2-е, переработанное и дополненное
Под редакцией
д.э.н., профессора Л. К. Казанцева,
д.э.н., профессора Л. Э. Миндели


Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению 521 500 «Менедснсмент»,
специальности 061100 «Менедэюмент организации»




^

ЭКОНОМИКА
www.economizdat.ru
УДК 65.01:001.895(075.8)
ББК65.290-2я73
0-75




Под редакцией
Д.Э.Н., проф. А. К. КАЗАНЦЕВА,
д.э.н. проф. Л. Э. МИНДЕЛИ




Авторский коллектив:
Л.С. Барютин, д. э. и. проф. (гл. 10);С.5. Валдайцев, д. э. и. проф. (5.2; 5.3; 12.4);
А.В. Васильев, к. э. и, доц. (11.3); П.Н. Завлин, д. э.н. проф. (гл. 1; 8; 11.1; 11.2);
B.C. Кабаков, д. э. к. проф. (4; 14); А.К. Казанцев, д. э. и. проф. (гл. 2; 7; 13);
Л.Э. Миндели, д. э. и. проф. (гл. 3; 5.1); И.С. Минко; д. э. и. проф. (гл. 9);
К.Ф. Пузыня, д. э. н. проф. (гл. 6); Л.С. Серова, к. э. н, доц. (гл. 12).




ISBN 5-282-02345-8 © Коллектив авторов. 2004
© Казанцев A.K., Миндели ЯЗ., редакция, 2004
© Оформление, оригинал-макет ЗАО
«Издательство «Экономика», 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ




Последнее десятилетие XX в. для России стало периодом радикальных
социальных и экономических реформ, масштабных политических и инсти­
туциональных преобразований, протекавших на фоне затянувшегося сис­
темного кризиса.
Однако экономические результаты России на рубеже смены веков пре­
взошли самые смелые ожидания и породили оптимистические надежды на
ближайшую перспективу. Период с 1999 по 2003 г. характеризуется положи­
тельной динамикой основных макроэкономических показателей -- индекса
промышленного производства, валового внутреннего продукта, внешнетор­
гового оборота, объема инвестиций в основной капитал и др. Давно ожидав­
шиеся экономические успехи способствовали появлению иллюзии начала
периода устойчивого роста экономики и автоматического разрешения на
этой основе существующих острых проблем в научно-инновационном ком­
плексе страны.
В действительности же устойчивое экономическое и научно-инноваци­
онное развитие не может возникнуть спонтанно. Оно требует наличия и
успешного функционирования адекватного ситуации механизма роста,
предусматривающего создание необходимых хозяйственных, финансовых и
организационно-правовых условий. Многие из них пока либо отсутствуют,
либо не используются по различным причинам в реальной практике.
Во-первых, требуется создание методологических основ и реальной прак­
тики формирования и реализации эффективной государственной инноваци­
онной политики на федеральном и региональном уровнях. В условиях
жестко ограниченных ресурсов, которыми располагает государство для со­
хранения и развития научно- тех1п<1ческого потенциала, важнейшей задачей
становится концентрация их на ограниченном числе приоритетных направ­
лений развития науки и техники. Необходим объективный и достаточно
прозрачный механизм выбора приоритетов и селективной поддержки на их
основе конкретных научных направлений, программ, проектов, отраслей
науки и отдельных научных учреждений. Селективный, избирательный под­
ход должен очевидно стать в ближайшей перспективе основным инструмен­
том стратегического планирования развития инновационной сферы.
Во-вторых, необходимы мощные и разнообразные инструменты финан­
сового обеспечения инновационной деятельности. Финансовый механизм
должен гармонично сочетать бюджетные и коммерческие источники, пря-
мые и косвенные формы стимулирования научно-инновационной деятель­
ности в целях создания благоприятного инновационного климата.
В-третьих, требуется в соответствии с новым законодательством создать
в науке и инновационной сфере специфические инструменты управления
интеллектуальной собственностью. Новое патентно-лицензионное законо­
дательство лишь создало основу правовой защиты интеллектуальной соб­
ственности, но не выработало действенных инструментов для хозяйствен­
ного управления ею, объективной оценки и коммерческого использования
значительных нематериальных активов организаций и научных учрежде­
ний.
В-четвертых, необходимо выработать формы гармоничного сочетания
национальных интересов в научно-инновационном развитии с международ­
ной дифференциацией, специализацией и сегментацией рынков наукоемких
технологий. Чрезмерно активная интеграция ослабленной национальной
науки в мировое сообщество под влиянием развивающихся процессов гло­
бализации может привести ее к периферийному позиционированию и не
дать ожидаемого развития.
В-пятых, требуется сформировать субъект научно-инновационного раз­
вития, охватывающий все разнообразие направлений науки, видов научной
и инновационной деятельности, стадий процесса создания и трансферта
современных технологий. Субъект научно-инновационной деятельности в
виде структурированной сети научных и инновационных организаций дол­
жен обладать рациональными пропорциями, развитой инфраструктурой.
Его стратегические интересы и институциональное положение должны быть
связаны с общенациональными стратегическими интересами.
Перечисленные аспекты являются составными элементами создаваемой
в стране целостной национальной инновационной системы. Управление ее
функционированием и развитием составляет содержание инновационного
менеджмента.
Инновационный менеджмент — это область экономической науки и
практической деятельности, изучающая системы управления процессами
создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправлен­
ной деятельности человека.
Изучение теоретических основ и практических методов инновационного
менеджмента составляет содержание специальной учебной дисциплины,
предусмотренной учебными планами большинства экономических специ­
альностей. Знание основ управления инновационной деятельностью в оди­
наковой степени необходимо специалистам, занимающимся научными ис­
следованиями, разработчикам новой техники, менеджерам и финансово-
экономическим работникам различных сфер бизнеса.
Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы
управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их
объединений, связанной с:
• созданием новых потребительских ценностей;
• освоением их производства;
• распространением и использованием;
• введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией.
Задачи изучения дисциплины заключаются в:
изучении теоретических основ управления инновационной деятельнос­
тью организаций;
знакомстве с практическими методами принятия стратегических, такти­
ческих и оперативных решений в сфере управления инновационной дея­
тельностью организаций;
приобретении навыков применения различных приемов и средств при­
нятия решений в области инновационного менеджмента.
В предлагаемом читателю втором издании книги систематизирован тео­
ретический и методический опыт, накопленный в отечественной и зарубеж­
ной практике управления инновациями. В работе приняли участие ученые-
экономисты Москвы и Санкт-Петербурга, посвятившие много лет изучению
экономических проблем научно-технического прогресса и инноваций. В
книге раскрыты основные понятия и категории современной инноватики,
рассмотрены особенности масштабных инновационных процессов в эконо­
мике страны, изложены основные положения современной концепции инно­
вационного менеджмента и обобщена практика формирования и развития
российской национальной инновационной системы.
Структура работы предусматривает детальное изучение содержания ин­
новационных процессов в экономике страны (гл. 1), методологических
основ построения менеджмента в инновационной сфере (гл. 2) и принципов
государственного регулирования инновационных процессов (гл. 3). В гла­
вах 4-10 основное внимание уделено практическим методам стратегическо­
го управления инновациями, методам инновационного маркетинга, органи­
зации, планирования и финансирования инноваций. Значительное место в
работе отведено изложению методов оценки эффективности отдельных ин­
новационных проектов и инновационной деятельности организаций. Главы
12-14 посвящены рассмотрению специфических аспектов экономики и уп­
равления инновационными проектами, предпринимательством, а также
правовому обеспечению инновационной деятельности.
Издание ориентировано на широкий круг специалистов, занятых в инно­
вационной сфере, а также на студентов и аспирантов, изучающих экономику
и менеджмент.
Авторский коллектив будет благодарен всем читателям, высказавшим
замечания и пожелания с целью дальнейшего совершенствования издания.
Глава 1

ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ




1.1. Основные определения

1.1.1. Инновации

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества,
и может использоваться наряду с ними (см. английские терминологические
словари). В литературе встречается несколько подходов к определению сущ­
ности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном слу­
чае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде
Ьовой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом — как про­
цесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо дей­
ствующих. Нам более импонирует определение инновации как результата
творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потреби­
тельных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц
либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навы­
ков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного
хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств.
Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, поня­
тие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их
производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследо­
вательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее
экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Инновация возникает в результате использования результатов научных
исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса
производственной деятельности, экономических, правовых и социальных
отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах дея­
тельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных
контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, по­
лучивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта,
реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологическо­
го процесса, используемого в практической деятельности [ И ] . Таким обра­
зом, конечным результатом инновации является коммерческий успех.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной эко­
номики базируется на международных стандартах, рекомендации по кото­
рым приняты в Осло в 1992 г., отсюда название — «Руководство Осло». Они
разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают
новые продукты и процессы, а также их значительные технологические из­
менения [17]. Инновация считается осуществленной в том случае, если она
внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно раз­
личаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенст­
вованных продуктов (см. 1.2.3).
Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершен­
ствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продук­
ции невозможен при использовании имеющегося оборудования или приме­
няемых методов производства.
Следует отметить различия американской и японской систем инноваций:
в США Va всех инноваций относится к процессным, а 2/з к продуктовым; в
Японии — обратное соотношение.
Более подробно классификация инноваций рассматривается в 1.2.1. Все
существующие определения можно классифицировать по пяти основ­
ным подходам: 1) объектному (в отечественной литературе в этом случае
в качестве определяемого термина часто выступает термин «нововведе­
ние»); 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитар-
ному; 5) процессно-финансовому [1].
Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инно­
вации выступает объект — результат НТП: новая техника, технология. Раз­
личают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и
становятся основой формирования новых поколений и направлений техни­
ки; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобре­
тения и преобладающие в фазах распространения и стабильного развития
научно-технического цикла; псевдоинновации (рационализирующие инно­
вации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений тех­
ники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (они либо
не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).
Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая ин­
новация, если речь идет о продукте, возможная область применения которо­
го, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или
использованные материалы и компоненты существенно отличают его от
ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение
новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых
технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их при­
менении. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут
служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикато­
рами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего
сгорания.
Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, каче­
ственные или стоимостные характеристики которого были заметно улучше­
ны за счет использования более эффективных компонентов и материалов,
частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае
сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершен­
ствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых
моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров про­
изводимых товаров (услуг) и технологий их производства. Повышение КПД
двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных магнитофонов
к кассетным — примеры улучшающей инновации. В обоих случаях ни одно
из этих готовых изделий не выпускалось ранее.
Таким образом, радикальность инновации определяет степень усилий по
ее осуществлению. За этим разделением стоят два различных инновацион­
ных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию
на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — де­
шевле и может дать быстрый результат (например, Япония). Это выражается
в большом количестве разработанных в США патентов, а в Японии —
приобретенных лицензий. В то же время в Японии очень высокий коэффи­
циент изобретательской активности (число национальных патентных за­
явок в расчете на 10 000 человек) — 28,3 против 4,9 в США (в России — 1,13).
В России в 2001 г. по отношению к 2000 г. на 16% возросло число поданных
патентных заявок, но на 10% снизилось число выданных патентов [14].
В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплекс­
ный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммер­
циализацию новых потребительных ценностей — товаров, техники, техноло­
гии, организационных форм и т. д.
Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация»
характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инно­
вации понимается объект — новая потребительная стоимость, основанная на
достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной
стороне нововведения — способности удовлетворить общественные потреб­
ности с большим полезным эффектом. В отличие от объектно-утилитарного
процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» за­
ключается в том, что в данном случае инновация представляется как ком­
плексный процесс создания, распространения и использования нового прак­
тического средства.
В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается
процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой
техники, технологии, научные исследования.
Во всех приведенных определениях термин «инновация» трактуется при­
менительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскры­
вается экономическая сущность инновации, нет четких критериев определе­
ния инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого
любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное ново­
введение, можно трактовать как инновацию. Для более глубокого раскрытия
8
понятия «инновация» следует использовать системный подход с позиций
целеполагания и развития. На основе анализа 14 авторами сущности поня­
тия «инновация» дано обобщающее его определение как «процесс реализа­
ции новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствую­
щий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий
экономический эффект» [2].
Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неоп­
ределенности при получении научно-технического результата, особым ха­
рактером финансирования, т.е. риском временнбго разрыва между затрата­
ми и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности
спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреж­
дающую роль.
Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновацион­
ного предприятия (ИП) на внутренние и внешние. Внутренний стимул ин­
новационной активности — необходимость замены устаревшего оборудова­
ния с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке.
При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономичес­
кого кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы
внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства.
Переход мировой экономики на новую ступень научно-технического раз­
вития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к
нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. 90-е годы XX в.
внесли новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и
инновационной деятельности конкурирующих самостоятельных хозяйству­
ющих субъектов, вынужденных во многом изменять стереотипы своего по­
ведения в этой области.
Именно инновации становятся главным «действующим лицом» теорети­
ческих сценариев и практической реализации современной научно-техни­
ческой революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много
лет в качестве главного фактора экономического роста. До сих пор в теориях,
как правило, российских экономистов, касающихся расширенного воспро­
изводства, наращивание объема капитальных вложений рассматривается
как основное условие НТП и экономического развития вообще. Это неуди­
вительно: характер воспроизводства в нашей стране продолжает носить
явные черты экстенсивного развития, но главное заключается в том, что в
этих теоретических построениях никогда не было места рынку. Однако
принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь
изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от
привычной статичной к динамичной конкуренции. Это обстоятельство во
многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка на
современном этапе.
Нововведение — это такой товар, который непосредственно руками не
потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без
определенного минимума научных знаний (особенно математических), про­
фессиональной компетенции и необходимой информированности; его без
соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализо­
вать. Специфической чертой такого товара является его способность к неог­
раниченному умножению (мультипликации) доходов. Интеллектуальный
товар — информация, изобретение, ноу-хау и т. д., — защищенный в соответ­
ствующей юридической форме, может быть продан его законным владель­
цем столько раз, сколько найдется на него покупателей.
Инновационная продукция — результат внедрения продуктовых иннова­
ций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию из­
делия, а также изделия, производство которых основано на новых или зна­
чительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продук­
ция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения
процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе
передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов
производства, реализованных ранее в производственной практике других
стран или предприятий и распространяемых путем технологического обме­
на (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг) [17].


1.1.2. Инновационный процесс

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания
в инновацию, который можно представить как последовательную цепь собы­
тий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта,
технологии или услуги и распространяется при практическом использова­
нии. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрени­
ем, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведени­
ем до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается
и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество
совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не из­
вестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области
применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые вос­
принимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для
себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком
продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со
средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономичес­
кой среды, в которой он функционирует и развивается.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения
новой техники (технологий) — ПСНТ. Техника — совокупность веществен­
ных факторов производства (средств и предметов труда), в которых матери­
ализованы новые знания и умения человека. Технология — совокупность
приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования
природных веществ в продукты промышленного и бытового применения.
ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных
на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных
закономерностей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями,
10
познать закономерности развития природы и общества безотносительно к
их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований заключаются в научных откры­
тиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.
К поисковым относятся исследования^ задачей которых является открытие
новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее
свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поиско­
вых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или
менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В
ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предполо­
жения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии
инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве
генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положитель­
ный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной
экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить от­
раслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет
бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать
внебюджетные средства.
Наука в России, а если более широко — сфера идей, как правило, носила
чисто утилитарный характер и никогда не представляла ценности сама по
себе. Развитие получали только те идеи, поддерживались только те направ­
ления науки, которые могли привести к какому-нибудь конкретному резуль­
тату. Если ситуация изменится и будет цениться и поощряться всякое зна­
ние, даже если оно не несет сиюминутной пользы, то тогда будет дан толчок
развитию всей нации. Но нужно время и определенные условия, чтобы эта
истина проникла в общественное сознание. ФИ — будущее науки и, в полном
смысле слова, завтрашний день России.
В публикациях крупных ученых назван ряд конкретных причин сложив­
шегося положения в фундаментальной науке, одной из которых считается
отсутствие механизмов объективной оценки научных результатов, измере­
ния уровня фундаментальности вклада отдельных ученых и научных кол­
лективов. Академик С. Г. Струмилин, один из первых советских ученых,
который обратил внимание на эту проблему, писал: «До сих пор, как это ни
странно на первый взгляд, наука, которая в сущности только там и начина­
ется, где мы имеем дело с мерой, весом, счетом, не удосужилась разрешить
задачу измерения объективной оценки ценности даже собственных дости­
жений. Мы не знаем никакого общепризнанного мерила эффективности
научного труда» [18].
Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они
направлены на исследование путей практического применения открытых
ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) при­
кладного характера ставит своей целью решение технической проблемы,
уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных науч­
ных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве
И
научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме
того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.
Информационные работы — научные работы, направленные на улучше­
ние поиска и совершенствование анализа научно-технической информации.
Важнейшей составной частью информационных работ являются патентные
исследования.
Организационно-экономические работы направлены на совершенствова­
ние организации и планирование производства, разработку методов органи­
зации труда и управления, методов классификации и оценки эффективности
научных работ и т. д.
Научно-учебные работы — деятельность по подготовке научной работы
аспирантов, студентов и т. д.
Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается примене­
ние результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствова­
ния) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР ˜ завершающая
стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных
условий и экспериментального производства к промышленному производ­
ству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного
объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка
идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов,
т.е. способов объединения физических, химических, технологических и дру­
гих процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).
Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов
новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испы­
таний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой
стадии производится окончательная проверка результатов теоретических
исследований, разрабатывается соответствующая техническая документа­
ция, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероят­
ность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. При­
мерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практи­
ческого использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются поло­
жительно.
В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в %)
между ФИ, ПИ и ОКР увеличиваются в сторону ОКР: в 1990 г. — 11:34:55;
в 2001 г. — 14:16:70 [14]. Это является следствием перехода к рыночной
экономике и заставляет науку с целью «выживания» заниматься приклад­
ными работами. В заводской науке аналогичные соотношения изменились
более резко: в 1990 г. - 1,5:18,1:80,4; в 2000 г. - 0,1:9,1:90,8. Подобный
научный потенциал ориентирован на восприятие и применение заимство­
ванных научно-технических достижений и не может обеспечить значитель­
ное внедрение базисных и улучшающих инноваций. Так, в 2000 г. объемы
принципиально новой продукции составили 8,8% всей отгруженной продук­
ции, а доля усовершенствованной продукции — 6,5%.
Завершающей стадией сферы науки является освоение промыгиленного
производства новых изделий (Ос), которое включает научное и производст-
12
венное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) про­
дукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.
На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы
на опытной базе науки. Их цель — изготовление и отработка опытных об­
разцов новых продуктов и технологических процессов. Экспериментальные
работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального
(нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов,
макетов и т. п., необходимых для проведения научных исследований и раз­
работок. Помимо этих работ опытные производства выполняют различные
работы и услуги, непосредственно не относящиеся к НИОКР (ремонтные
работы, типографские услуги и т. д.), и осупцествляют выпуск мелкосерий­
ной продукции [17].
Опытная база науки — совокупность опытных производств, выполняю­
щих опытные, экспериментальные работы. Опытная база науки является
составной частью научного потенциала страны, ее состояние и использова­
ние характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку ре­
зультатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непре­
рывности инновационного процесса. Опытная база включает трудовые и
материально-технические ресурсы, предназначенные для проведения опыт­
ных, экспериментальных работ. Опытные производства могут быть различ­
ных организационных форм — завод, цех, мастерская, опытно-эксперимен­
тальное подразделение, опытная станция и т.п.; иметь различное местона­
хождение, разную степень хозяйственной самостоятельности, находясь на
балансе научной организации или являясь юридическим лицом [17].
В целом по промышленности лишь 5% организаций самостоятельно за­
нимаются НИОКР. Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры
научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше
40% научных организаций в области машиностроения не имеют эксперимен­
тальной базы [И].
К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, отно­
сятся прежде всего нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие
ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и
экономический риск освоения новой продукции.
После стадии освоения начинается процесс промышленного производства
(ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит
свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение
выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные пред­
приятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными
предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том,
чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е.
были бы реализованы потребителю.
Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь
будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией.
Таким образом, для научной организации удачно выполненная работа гаран­
тирует стабильные заказы, рабочие места для сотрудников с соответствую-
13
щей оплатой труда. В этом заключается стимул ускорения и качественного
выполнения прикладных НИР и ОКР. В рыночных экономических услови­
ях не надо никого директивно принуждать.
На стадии ПП осуществляются два этапа: собственно производство
новой продукции и ее реализация потребителям. Первый этап — непосред­
ственное общественное производство материализованных достижений на­
учно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потре­
бителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой
продукции до потребителей. В условиях господства государственной формы
собственности и строго централизованного управления народным хозяйст­
вом это происходило путем планового распределения. В условиях рыночной
экономики новая продукция реализуется с учетом спроса потребителей и
рыночных цен.
Нам представляется, что до сих пор актуальны предложенные Г.М. Добро-
вым следующие рациональные соотношения стоимостных затрат между ста­
диями ПСНТ, имеющие квадратичную зависимость от стадии к стадии [8]:

ФИ НИР ОКР Ос
20 2^ t t

За производством инноваций следует их использование конечным потре­
бителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварий­
ной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего
и созданием вместо него нового производства. На стадии использования
осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредствен­
ное использование материальных и культурных благ, произведенных на
основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание,
включающее технические и организационные мероприятия, обеспечиваю­
щие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение
нормативного срока службы.
Период, который начинается с выполнения фундаментальных и приклад­
ных исследований и включает последующую разработку, освоение и приме­
нение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических
параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а
заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно
новой, более эффективной, называется жизненным циклом.
Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельно, имеет
свои закономерности, выполняет специфическую роль. Исходным и опреде­
ляющим пунктом этого цикла является наука, которая генерирует идеи;
техника — следующее звено — материализует эти идеи в определенной сис­
теме машин и соответствующей технологии; производство представляет
собой сферу использования научно-технических достижений. В жизненном
цикле этапы освоения новой техники и организация ее широкого выпуска
играют решающую роль в материализации и применении в народном хозяй­
стве научных открытий. Поэтому их в широком смысле можно назвать внед-
14
рением новой техники в производство. Жизненный цикл продукции имеет
временное, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организа­
ции планирования, финансирования и использования научно-технических
достижений.
В табл. 1.1 приводятся временнйе и стоимостные затраты ПСНТ по ста­
диям, а также указываются типы научных организаций, участвующих в этом
процессе. При этом следует отметить, что стадии проектирования (Пр) и
строительства (С) необязательны. Они связаны, как правило, с реконструк­
цией заводов, осваивающих новую технику по разработкам ИП. Соотноше­
ния затрат по стадиям ПСНТ во многом определяются характером выпол­
няемых работ и спецификой разрабатываемых проблем. Поэтому в скобках
данной таблицы приведены данные без учета Пр и С.
Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-техничес­
кой идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процес­
сы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными
отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной эконо­
мике предпринимательскими структурами как средство решения производ­
ственных и коммерческих задач.
Следовательно, инновации ориентированы на рынок, на конкретного по­
требителя или потребность. Инновационный процесс можно определить как
комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до
использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем.
Понятие <:инновационный цикл^ предполагает наличие обратной связи
между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные
циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой
стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствова­
ния способа удовлетворения своей потребности. Как известно, на современ­
ном мировом рынке технологий основным требованием является миними­
зация инновационного цикла. В России, наоборот, он продолжает удлинять­
ся. Это произошло еще и потому, что из-за недостаточности финансирова­
ния науки имеет место интеллектуальное истощение страны, вызванное в
первую очередь эмиграцией многих тысяч ученых, квалифицированных спе­
циалистов (см. 8.1.1).


1.1.3. Инновационная деятельность
Инновационная деятельность —деятельность, направленная на исполь­
зование и коммерциализацию результатов научных исследований и разра­
боток для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества
выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии
их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией
на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связан­
ная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-
инвестиционной деятельностью. Наше определение понятия «инновацион-
15
Таблица!.1


Временные и стоимостные затраты по стадиям

Стадии процесса создания Фундамен­ Прикладные Опьпно- Проекти­ Строи­ Освоение Промышленное
новой техники исследо­ конструкторские рование производство
тальные те
вания
исследования разработки льство
(ПСНТ) (ПИ) (Ос) (ПП)
(ФИ) (ОКР) (Пр) (С)

Отраслевые
Научные организации и Институты Проектные Строительно- Промышленные
Промышленные
промышленные пред­ Академии (вневедомственные ) ИП, институты монтажные и инновационные
предприятия,
предприятия
приятия, участвующие организации
наук отраслевые,
промышленные
в ПСНТ вневедомственные
предприятия
ИП

Вузы
**
Временная оценка (Т) 0,5-1[
0,5-1,0 1,0-2,0
1-1,1 1-1,1
в годах
Т = 4 - 6,2 (2,5 - 3,2)

Затраты ( 3 ) в относи­ 4,0-5,0 0,5-1 10,0-20,0 1-4
- 1,0
тельных единицах при
3 = 16,5 - 31 (6 - 10)
ПИ (НИР) = 1



* Вневедомственные ИП — негосударственные научные организации, созданные в последнее время на коммерческой основе, как правило, в
виде малых предприятий различных организационно-правовых форм.

** По данным института НАМИ (Москва), продолжительность поисковых исследований колебалась от 0,7 до 1,3 года.
пая деятельность» очень близко с аналогичным определением, представлен­
ным в [ И ] .
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных,
технологических, организационных, финансовых и коммерческих меро­
приятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут
быть: «а) подготовка и организация производства, охватывающие приобре­
тение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а
также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качест­
ва», необходимых для создания нового технологического процесса; «б) пред-
производственные разработки, включающие модификации продукта и тех­
нологического процесса, переподготовку персонала для применения новых
технологий и оборудования, ...; в) маркетинг новых продуктов, предусмат­
ривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на
рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта
к различным рынкам, рекламную кампанию,...; г) приобретение неовещест-
вленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия
ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического
содержания; д) приобретение овеществленной технологии — машин и обо­
рудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрени­
ем на ИП продуктовых или процессных инноваций; е) производственное
проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определе­
ния производственных процедур, технических спецификаций,...» [17].
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая дея­
тельность (ПТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространени­
ем и применением научно-технических знаний во всех областях науки и
техники. Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базовой катего­
рией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответ­
ствии с рекомендациями ЮНЕСКО НТД как объект статистики охватывает
три ее вида: а) научные исследования и разработки; б) научно-техническое
образование и подготовку кадров; в) научно-технические услуги [17]. При
осуществлении НТД важное значение имеет понятие «масштаб научных
работку которое охватывает следующее:
• научное (научно-техническое) направление — наиболее крупная науч­
ная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению
важной задачи развития данной отрасли науки и техники. Решение того
или иного научного направления возможно усилиями ряда научных орга­
низаций;
• научная (научно-техническая) проблема — часть научного (научно-тех­
нического) направления, представляющая один из возможных путей его
решения. Научная работа может решаться в виде целевой научно-техничес­
кой программы, которая является комплексом увязанных по ресурсам, ис­
полнителям, срокам работ (подробнее см. 3.2.3). Координацию этих работ
должны проводить головные научные организации;
17
• научная тема — часть проблемы, которая решается, как правило, в
пределах научной организации и выступает основной единицей тематичес­
кого плана при финансировании, планировании и учете работ. Цель темы —
эффективное решение конкретной задачи исследования патентных или эко­
номических работ и т. д. Тема в зависимости от своей сложности может
разбиваться на этапы и подэтапы.
При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объек­
ты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработ­
ки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности на территории
страны.
Субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо
от организационно-правовой формы и формы собственности, физические
лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также
лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права
субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации (подроб­
нее см. 3.2.1). Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор —
автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного ре­
шения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида
инновации).
НТД, как правило, осуществляется в научных организациях (или в ИП).
Научная организация — организация (учреждение, ИП), выполняющая
НИОКР «в качестве основной деятельности независимо от ее принадлеж­
ности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы
и формы собственности» [17].
Ресурсный потенциал инновационной деятельности в последние годы
имел тенденцию к абсолютному количественному сокращению и ухудше­
нию качества по всем его составляющим (см. табл. 1.2 [4,14]). Из табл. 1.2
видно, что продолжает сокращаться численность персонала отрасли «Наука
и научное обслуживание». Количество организаций, выполняющих научные
исследования и разработки, с 1999 по 2002 г. существенно не изменилось.
В России резко упала инновационная активность промышленности в
целом. Количественно она выражается показателем удельного веса органи­
заций, осуществляющих разработку и использование инноваций: в конце
80-х годов — 50%, в 2000 г. — 10,6%. В ближайшее время не прогнозируется
существенного роста инновационной активности промышленных организа­
ций [И]. Сохранение этой тенденции чревато вытеснением отечественной
промышленности с внутреннего рынка и закреплением России на позициях
поставщика сырья.
С 1995 г. начинают увеличиваться количество организаций, выполняю­
щих исследования и разработки, а также ассигнования на науку (до 2001 г.).
Объем ассигнований на развитие науки в 2003 г. предусмотрен в сумме всего
0,3% валового внутреннего продукта (ВВП) (хотя в 1999 г. было 1,01%
[14]), а к 2005 г. увеличится более чем в 1,6 раза (т.е. 0,5% ВВП [4]). В 2003 г.
предусматривается комплекс мер по улучшению положения российской
18
Т а б л и ц а 1.2

Основные показатели развития науки России за 1991—2002 гг.

Показатели Ед. изм. 2000
1995 1998 1999 2001
1992 1993 1994 1996 1997 2002
1991

4037
4555 4059 4137
Организации, выполняю­ шт. 4564 4269 4122 4019 4089 4099 4050*
3968
90 89,7
щие исследования и раз­ 99,8 88,9 90
100 93,5 86,9 90,3 91,0 88
%
работки
855,2 872,4 887,7 885,6 882,2**
Персонал, занятый иссле­ тыс. чел. 1061 990,7
1677,8 1532,6 1315 1106,3 934,6
дованиями и разработка­ 78,4 63,2 56 52 53 53 53
91,3 59 51
100 65,9
/0
ми
137
в расчете на 10 000 за­ 227 134 138 138
чел. 213 162 160 145 138
186 150
нятых в экономике
Среднегодовая численность тыс. чел. 2307 2237 1302 1201 1205 1194**
1688 1514 1431 1209
2769 1833
47
занятых в отрасли «Наука 52 44 43 44 43
83,3 66,2 61
80,8 57,5
100
%
и на^^ное обслужива­
ние»
1,74 1,56**
Ассипювания на науку из 4,52 2,22 3,59 3,32
5,72 3,25 3,14 4,13
7,43 2,83
%
средств федерального бюд­
жета к его расходам
4,2 4,3 Нет
5,7 2,9 2,3
Машины и оборудование В пост. 0,8 3,6 5,5 4,8
9,9
данных
ценах 1990
г., млрд
руб.
28,2
31,2 28,2 28,5 27,5 29,8
39,2 29
59,3 45,6 35,1
Уд. вес, %

* Оценка в [4].
** Оценка ЦИСН.
*** В постоянных ценах 1993 г.
науки, созданию задела для перехода на инновационный путь развития эко­
номики России. Расходы на эти цели возрастут на 40% [4]. Определяя вклад
научно-технического прогресса в рост ВВП той или иной страны, современ­
ные экономисты отводят этому фактору долю в 70-80%. Принимая эту
оценку, можно утверждать, что российская экономика не сможет добиться
высоких темпов роста в течение длительного времени при сегодняшнем
уровне вложений в науку. Российская экономика сегодня вкладывает в
науку, как правило, около 1% ВВП. Доля науки в расходной части бюджета
России в последние годы резко сократилась: в 2000 г. — 3,32%, в 2001 г. —
1,74 и в 2002 г. — 1,56% вопреки обещаниям правительства выделять на эти
цели не менее 3-4% бюджета. Для нормального развития науки Евросоюз
советует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5%
ВВП [9]. Впрочем, очевидно, что эта цифра далеко не предел. США с их
высоким ВВП действительно могут позволить себе, постоянно инвестируя
в НИОКР 2,7-2,8%, чувствовать себя спокойно на рынке высоких техноло­
гий. Странам же с меньшим ВВП в этом смысле рекомендуют тратить на
науку более высокий процент, поскольку цены на НИОКР в мире медленно,
но верно унифицируются. Япония, например, сознательно инвестирует
больше, поскольку собирается соревноваться с США в экспорте интеллек­
туальной продукции (Япония — единственная, кроме США, страна с устой­
чиво положительным торговым сальдо по операциям с интеллектуальной
собственностью).
В результате недальновидной научно-технической политики Россия ут­
рачивает былые позиции на рынке высоких технологий. Так, ранее на рынок
стран -- бывших членов СЭВ приходилось до трети мировых технологичес­
ких обменов. Сейчас около 40% этого рынка принадлежит США, 20% —
странам ЕС, 20% — Японии и лишь 0,5% — России.
Снижение уровня и качества ресурсного обеспечения инновационной
деятельности обусловлено отсутствием необходимых финансовых средств.
Это объясняется, во-первых, низким удельным весом централизованных
расходов на науку в федеральном бюджете; во-вторых, тем, что еще меньшие
средства направляют на поддержание инновационной деятельности мест­
ные органы власти. Так, в 2001 г. финансовая поддержка, оказываемая ИП
из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, составляла около
2%. В США долевое участие федеральных, территориальных властей и про­
мышленности чаще всего соотносится как 2:1:2.
Рассмотренные в табл. 1.2 показатели значительно ниже аналогичных
показателей развитых стран мира. Следует также отметить, что в среднем
по промышленности России 60% приобретенных технологий являлись ино­
странными и около 40% — российскими. Такой поток иностранных техноло­
гий подавляет прикладную науку, создает реальную опасность возникнове­
ния технологической зависимости отечественной промышленности от зару­
бежных разработок [6]. В результате возрастает вероятность утраты накоп­
ленного в течение десятилетий отечественного научного потенциала. В этом
случае страна будет вынуждена расширить импорт высокотехнологичной
20
продукции. Не исключено, что со временем России придется перейти от
экспорта высокотехнологичных вооружений к их импорту.


1.2. Цели и виды инноваций

1.2.1. Классификации инноваций и их специфика

Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по сте­
пени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации
можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рацио­
нализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных
процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на
достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешев­
ле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути
создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связан­
ные с улучшением свойств существующих процессов производства и про­
дуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации в
качестве научного инструментария, инновации-процессы и инновации-про­
дукты. Существуют и другие классификации инноваций в соответствии с
той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.
Классификация инноваций по степени новизны — распределение сово­
купности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью
оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к
продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной
новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и
характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций
выделяются виды инноваций по первому признаку классификации: базис­
ные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам;
улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования
существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением
новых или в значительной степени усовершенствованных методов произ­
водства.
Следует различать инновации и несущественные видоизменения продук­
тов и технологических процессов (так называемые псевдоинновации)^ под
которыми подразумеваются эстетические (в цвете, декоре и т. п.), а также
незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляю­
щие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие доста­
точно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость любого изделия
и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры
продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на дан­
ном ИП, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения
текущего спроса и увеличения доходов ИП.
Классификация инноваций по степени новизны осуществляется как по
технологическим параметрам, так и с рыночных позиций. С точки зрения
21
технологических параметров инновации подразделяются на: а) продукто­
вые — применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплек­
тующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые
продукты); б) процессные — новая технология производства, более высокий
уровень автоматизации, новые методы организации производства (приме­
нительно к новым технологиям). По типу новизны для рынка в составе
инноваций выделяются: новые изделия для отрасли в мире, новые изделия
для отрасли в стране, новые изделия для данного ИП (группы ИП).
Для каждой конкретной научной работы по созданию нового изделия или
новой технологии можно использовать понятие жизненного цикла, опреде­
ляющего последовательность прохождения инновационного проекта по от­
дельным стадиям и этапам. Они могут характеризоваться особенностями
целей и задач, спецификой методов и средств их достижения, организацион­
ной формой и затратами на их проведение, степенью неопределенности ожи­
даемых результатов. В литературе предлагаются различные варианты клас­
сификации и определения стадий и этапов жизненного цикла инновацион­
ного проекта как процесса, протекающего от момента возникновения новой
идеи до момента его коммерциализации и практического воплощения.
Предлагается следующая градация инновационных процессов: ранняя
стадия — от возникновения идеи до ее технической проработки, средняя —
от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная —
до массового производства. В ряде публикаций используется более подроб­
ная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее
на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и
разработок — фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Следует от­
метить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном
терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает
четыре стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое
производство и обслуживание [3].
НИОКР — творческая деятельность, систематически осуществляемая с
целью увеличения объема знаний, включая знания о человеке, природе и
обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. НИОКР
выступают как важнейший вид НТД (см. 1.1.3) и основной объект наблюде­
ния в статистике науки, а относящиеся к ним понятия и определения зани­
мают центральное место в рекомендациях международных статистических
организаций. Научные исследования и разработки охватывают три вида
работ (деятельности): ФИ, ПИ и ОКР (см. 1.1.2).
Науку как отрасль деятельности людей характеризуют следующие осо­
бенности: «технологический» характер проведения исследований и разрабо­
ток; состав кадров; специфика предмета, средств труда и конечного продукта
[3]. «Технологией» науки являются исследование и разработка, т. е. труд,
направленный на открытие или познание нового явления или его свойства,
создание на этой основе новой техники. Особенностью этой деятельности
является невозможность заранее точно оценить конечный результат и затра-
22
ты времени на его достижение, что во многом определяет индивидуальный
характер исследований.
Труд в сфере науки является творческим не только по методам проведе­
ния исследований, но и по получаемым результатам. Исследовательская
работа в своей основе является умственной, но это не исключает необходи­
мости применения физической энергии при проведении отдельных этапов
работы. Любое исследование начинается прежде всего с постановки задачи.
Эта фаза «научной технологии» включает: разработку технического задания
(определение конечной цели исследования, подбор возможных способов ее
достижения и их сравнительную оценку, установление требований и огра­
ничений, предъявляемых к конечному результату потребителем), изучение
литературы по проблеме и научно-технического опыта, анализ задачи (оп­
ределение идеального конечного результата, выявление научно-техничес­
ких противоречий, мешающих получению этого результата, и порождающих
их причин, установление условий, при которых идеальный результат может
быть получен), разработку программы эксперимента. На следующей фазе,
которая носит полупроизводственный характер, происходит соединение ум­
ственного труда с физическим (проведение эксперимента, испытание и до­
водка опытных образцов). Результатом этих работ являются определение
оптимальных условий функционирования нового объекта или процесса, не­
обходимых изменений в смежных процессах и объектах и, наконец, установ­
ление области применения.
Научному труду присущ ряд специфических черт, которые обусловлены
прежде всего характером трудового процесса. К их числу можно отнести
вероятностный характер и риск, уникальность и неповторяемость, новизну
и оригинальность выполняемых работ. Труд в сфере науки представляет
собой органическое единство теоретической и экспериментальной деятель­
ности, объединяющей работников различных категорий: ученых, инжене­
ров, рабочих, обслуживающий и административный персонал.
Предметом научного труда являются знания, средством — материальное
обеспечение труда, а продуктом, как правило, новые понятия, суждения и
умозаключения, т. е. новые знания, зафиксированные на любом информаци­
онном носителе. В процессе воплощения новой информации в материаль­
ную продукцию на всех стадиях ПСНТ научный труд обычно сопровожда­
ется научно-техническим трудом, причем доля последнего возрастает от
начальных стадий к конечным. Это положение объясняется тем, что, реали­
зуя на практике результаты своей деятельности, научные работники занима­
ются научным экспериментом, испытаниями с использованием при этом
техники и технологии.
Результаты научного труда без научно-технического не всегда могут быть
поставлены на службу обществу, равно как совокупные результаты научной,
научно-технической и инженерно-производственной деятельности не могут
быть реализованы без материально-производственной деятельности. Науч­
но-технический труд возник в связи с необходимостью проведения исследо-
23
ваний и разработок и, как следствие, резкого усложнения техники научного
эксперимента.
Являясь разновидностью инженерно-технического труда, научно-техни­
ческий труд выделился в самостоятельный вид трудовой деятельности срав­
нительно недавно в процессе общественного разделения труда. Инженеры-
производственники могут совершенствовать процесс изготовления продук­
та, но принципиальные его изменения — задача ученых, научных работни­
ков. Переход от фундаментальных знаний о технике и технологии к их
материальному воплощению в условиях ИП осуществляется с помощью
научно-технического труда, который является как бы промежуточным
между научным и инженерно-техническим.
Отметим ряд особенностей научно-технического труда. В отличие от
научного целью научно-технического труда, так же как и материально-про­
изводственной деятельности, является практическая реализация идей, со­
здание технического объекта с конкретной структурой, функциями и свой­
ствами. Таким образом, конечный продукт научно-технического труда всег­
да материален. Безусловно, гарантировать 100%-ный положительный ре­
зультат научно-технического труда, особенно если проводится эксперимент,
нельзя. Как правило, научно-техническому труду не присущ познаватель­
ный момент, так как он сам по себе не создает качественно новых знаний. Но
это вовсе не значит, что научно-технический труд не может быть творческим.
В процессе научного труда выводятся законы, представления, методы
расчета, т. е. новые знания, которые в процессе научно-технического труда
используются для создания материальной продукции. Научному труду
свойствен дискретный характер, поскольку он состоит из различных непо­
вторяющихся элементов. В научной деятельности, как правило, отсутствует
строго регламентированный технико-логический процесс; имеет место твор­
ческий поиск нового; работа подчас идет «на ощупь», интуитивно. Напри­
мер, на ИП обычно НИР никогда не повторяются. ОКР, которые выполня­
ются на основе научного задела, созданного в НИР, и имеют более конкре­
тизированную научно-техническую информацию, часто повторяются, так
как здесь либо создается параметричес1сий ряд новых изделий, либо они модер­
низируются. Именно НИР более свойственна научная работа, а ОКР —
научно-техническая.
Результатом научного труда является научная информация (новые фун­
даментальные знания) о технике и технологии; научно-технического
труда — научно-техническая информация (конкретизированные новые зна­
ния в виде технического описания по разработке технического объекта, из­
готовлению опытного образца); промышленного труда — материальная про­
дукция, сопровождаемая технической информацией (в виде технического
описания ее изготовления, эксплуатации). Следует отметить, что разделе­
ние информации на научную и научно-техническую условно.
Научно-технический труд опирается, как правило, на конкретные прак­
тические знания, даваемые, например, техническими науками. Эти знания
конкретизируются применительно к определенному техническому объекту.
24
Ясно, что эти особенности научно-технического труда отражаются в его
организации, планировании, нормировании и управлении. Например,
нормирование трудовых затрат практически невозможно при проведении
ФИ, но вполне осуществимо при переходе от стадии ПИ к ОКР (т. е. при
научно-техническом труде) и совершенно необходимо в промышленном
производстве.
Директивное планирование процесса научной деятельности (как и жест­
кие сроки выполнения задания) также фактически невозможно при прове­
дении ФИ. Здесь речь может идти об установлении программных сроков
решения определенных задач. В НТД прогноз должен сочетаться с директив­
ным планированием, например, при проведении ОКР. Однако и здесь жест­
кие сроки выполнения работ с заранее заданной ритмичностью неприемле­
мы, но при этом целесообразно учитывать циклический характер работ.
Наибольший объем творческой деятельности характерен обычно для ФИ,
хотя и здесь значительное место занимает техническая работа. Чем ближе к
промышленному производству, тем больше используются типовые реше­
ния, схемы и т. д., что не только позволяет подчас сократить объем работ по
конструированию нового изделия и подготовке его производства, но и спо­
собствует повышению его качества. Научный и научно-технический труд
лежит в основе инновационной деятельности и присущ как академическим,
вузовским, так и отраслевым ИП. Эти ИП участвуют в создании и освоении
новой техники, т. е. выполняют комплекс научно-конструкторских, техно­
логических, производственных и экономических работ в определенной пос­
ледовательности и взаимосвязи.
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие
областей и способов использования требуют разработки их классификации.
В табл. 1.3 [19] предложен классификатор инноваций^ использование кото­
рого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно
определять их результативность и направления инновационного процесса,
требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднород­
ность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекват­
ные особенностям каждого инновационного процесса.
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся
по областям применения и этапам НТП:
• технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми
или улучшенными свойствами;
• технологические возникают при применении улучшенных, более совер­
шенных способов изготовления продукции;
• организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оп­
тимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
• информационные решают задачи организации рациональных информа­
ционных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятель­
ности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
• социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем
здравоохранения, образования, культуры.
25
Т а б л и ц а 1.3

Классификация инноваций
1№ Классификационный Классификационные группировки инноваций
п/п признак
i 1 Области применения иннова­ Управленческие, организационные, социальные, про­
ций мышленные и т.д.
2 Этапы НТП, результатом ко­ Научные, технические, технологические, конструк­
торские, производственные, информационные
торых стали инновации
1 3 Степень интенсивности инно­ «Бум», равномерная, слабая, массовая
ваций
4 Темпы осуществления инно­ Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие,
равномерные, скачкообразные
ваций
Трансконтинентальные, транснациональные, регио­
5 Масштабы инноваций
нальные, крупные, средние, мелкие
6 Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
7 Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интег­
ральная 1

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъяв­
ляют специфические требования к инновационному механизму. Так, техни­
ческие и технологические инновации, влияя на содержание производствен­
ных процессов, одновременно создают условия для управленческих иннова­
ций, поскольку вносят изменения в организацию производства.
Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы но­
вовведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно,
формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на
экономику, а также методы оценки их эффективности тоже должны отли­
чаться многообразием. Используя известные подходы к классификации ин­
новаций, можно построить классификатор, имеющий практическое значе­
ние для создания системы управления инновациями (табл. 1.4 [23]).
Т а б л и ц а 1.4

Классификатор инноваций
признаки Значения признаков
классификации
Глобальное Локальное
Широта воздействия и Отраслевое
масштабность
Псевдоинновация
Улучшающая
Степень радикальности Базисная
инноваций
Источник идеи Изобретение Рационализаторское Прочие
Открытие
предложение
Вид новшества Живые
Конструкция Технология Материал,
вещество организмы
и устройство
Способ замещения су­ Системное замещение
Свободное замещение
ществующих аналогов

26
Данный классификатор позволяет различным образом группировать ин­
новации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей поль­
зователя банка данных. Например, отраслевая инновация определяет адрес­
ность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций оп­
ределяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве
источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерчес­
кой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида нов­
шества.
Таким образом, комплексный характер инноваций, многосторонность и
разнообразие областей и способов использования требуют разработки их
классификации. Такая попытка была сделана P.P. Бездудным, Г.А. Смирно­
вой и О.Д. Нечаевой [2]. Нам представляется, что в классификации следует
учитывать особенности инновационных процессов, которые необходимы
при проектировании организационно-экономического механизма управле­
ния и вытекают из преобладающего типа инноваций, образующих данные
процессы. В целом система инноваций может быть представлена основными
группами, показанными на рис. 1.1.
Выделено 12 основных признаков классификации, большинство из кото­
рых рассмотрены различными авторами [4, 5, 7, 12, 25]. По данным призна­
кам определено 39 типов инноваций. Поскольку некоторые признаки час­
тично перекрывают друг друга, отдельные типы инноваций, выделенные по
тем или иным признакам, иногда дублируют друг друга, что будет показано
ниже. Несмотря на это, рассмотренные признаки в целом позволяют дать
объемную характеристику совокупности инноваций.
По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные
и стратегические [25, с. 43-44].
Реактивные инновации (РИ) — это обеспечивающие выживание фирмы
инновации как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е.
РИ фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состо­
янии вести борьбу на рынке.
Стратегические инновации (СИ) -- это инновации, внедрение которых
носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преиму­
ществ в перспективе. На рис. 1.2 и 1.3 показано поведение кривой взаимо­
связи затрат и эффективности инноваций.
В первом случае конкурент вводит инновацию, в результате чего точка
стандартного (среднего) соотношения между затратами и эффективностью
(точки эффективности) перемещается из А в В. Чтобы не отстать, фирма
вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и пере­
меститься в точку эффективности В (на кривую эффективности конкурен­
та). В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый
процесс, в котором стандартная точка эффективности (В) достигается с
меньшими затратами.
Классификационный признак по предмету и сфере приложения иннова­
ций [12] предполагает их деление на продуктовые инновации (новые продук­
ты и новые материалы), рыночные инновации (инновации, открывающие
27
Отрасль Новый род
Псевдо­ Расширяю­ Адаптивные
изменения
щие возникно­
инновации
вения
Перегруппи­
Новый вид
Рациона­ ровка
Отрасль
Улучша­
лизиру­ внед­
ющие
Новое
ющие рения
Изменение
поколение
количества
Отрасль
Замеща­
Базис­ Новый
потреб­ Регенериро­
ющие
ные вариант
ления вание
первоначальных
По глубине
По направ­ способов
По значи­ По отрас­ изменения
ленности 2
мости 1 левой 4
структуре
жизнен­
ного цикла
3




По времени Инновации-
Инновации, По отношению
выхода на лидеры
разработанные к разработке
рынок 10
силами данного 5
предприятия Инновации-
последователи
Внешними По причинам
Стратегические
силами возникно­
ИННОВАЦИИ
вения 11
Реактивные
Для создания 1
новой отрасли Г Научно-
технические
По предмету
По масштабам
Применение во 1 и сфере
распростра­ Социально-
всех отраслях Г приложения
6
нения культурные
12



По характеру Про­ Про­
По роли в По степени Рынки
дукты цессы
процессе удовлетворя­ новизны 9
производства емых потреб­
7 ностей 8 Про­
На основе
Новые Новые
нового извод­
про­ сферы
научного ства
Основные
дукты приме­
открытия
(продуктовые
нения
Новые
и технологи­
потребности
ческие) Новые
На основе Управ­
Новые
нового матери­ ление
рынки и адми
алы
способа
Дополняющие Существу­ нистри-1
применения
(продуктовые ющие рованиё
к давно
и технологи­ потребности открытым
ческие) явлениям


Рис. 1.1. Система инноваций и ее классификация


28
Эффективность
Обновленный
процесс
Новый




Дополнительные
затраты
для выживания


К Н Затраты

Рис. 1.2. Реактивная (адаптивная) инновация

Эффективность


Новый
с ^^ процесс
Ч/ _; P^PSQ®'STiJEiy *
^
(благоприятный)
стандарт




Н К Затраты

Рис. 1.3. Стратегическая инновация


новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать
продукт на новых рынках), инновации-процессы (технологии, организация
процесса производства и управленческие процессы) [25].
По степени новизны [9] инновации могут быть основаны на новых откры­
тиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к откры-

29
тым явлениям [12, с. 15]. Техническое обновлерше 80-х годов в области
электроники коренным образом отличается от всех предыдущих тем, что оно
зарождалось не в русле последовательного освоения новых изобретений, а в
повышении эксплуатационных характеристик изобретенного ранее [7].
По характеру удовлетворяемых потребностей [8] инновации могут быть
ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.
По месту и роли в процессе производства [7] можно выделить основные и
дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые
рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые — рас­
ширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические —
составляют базис крупных технологических систем, дополняющие техноло­
гические — развивают имеющиеся базиснйе технологии. Данная классифи­
кация предложена Ван Дейном [7, с. 60], Нетрудно видеть, что классифика­
ция по данному признаку перекликается с классификацией по рыночному
признаку.
По масштабам распространения [6] могут быть выделены инновации,
ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и
инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народ­
ного хозяйства [12, с. 15]. Часто эти два типа инноваций во времени следуют
друг за другом. Для иллюстрации этого момента можно позаимствовать
примеры, приведенные А. Г. Кругликовым: электротехническая промыш­
ленность и электрификация народного хозяйства; автомобилестроение и
автомобилизация; производство ЭВМ и компьютеризация [12, с. 16].
Классификация инноваций по значимости [1] предполагает выделение
базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основ­
ных) инноваций; улучшающих (существенное усовершенствование базис­
ных) и псевдоинноваций, представляющих незначительные изменения ба­
зисных [12, с. 16].
По направленности воздействия на процесс производства [2] инновации
подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие
[7, с. 61]. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникно­
вение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (на­
пример, компьютеризация — от ограниченного использования больших
ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализи­
рующие по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназна­
чены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новы­
ми), основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газо­
вых светильников на электрические.
Классификация инноваций по глубине вносимых изменений [4] затрагива­
ет многие из рассмотренных признаков, но тем не менее ее наличие позволя­
ет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уров­
ня к инновациям более высокого уровня, в какой-то мере развить классифи­
кацию по другим признакам [5, с. 32-34].
Приводимая ниже классификация предложена чехословацким эконо­
мистом Ф. Валентой [5]:
30
инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных
свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
инновации первого порядка — изменение количественных свойств сис­
темы;
инновации второго порядка — перегруппировка составных частей систе­
мы с целью улучшения ее функционирования;
инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов произ­
водственной системы с целью приспособления друг к другу;
инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее качествен­
ное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; перво­
начальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучше­
ние их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более
мощным двигателем);
инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или боль­
шинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется
(например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);
инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение пер­
воначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения
функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого
станка);
инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функци­
ональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный
принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классическо­
го воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).
Типизация инноваций по рассмотренным выше признакам позволит: осу­
ществлять «привязку» к типу инноваций тот или иной тип стратегии
(иными словами, тип инновационной стратегии любого уровня зависит от
преобладающего типа инноваций); конструировать экономические механиз­
мы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций
(организационно-экономический механизм является подсистемой иннова­
ционной стратегии); определить положение, формы реализации и продви­
жения на рынке, которые также будут неодинаковы для различных типов
инноваций.
В экономической литературе широко исследованы понятия технического
уровня производства (различные подходы рассмотрены в [15]). В меньшей
степени это коснулось научно-технического уровня и практически не рас­
смотрен вопрос о показателях инновационного уровня (или уровня иннова­
ционного развития). Понятие инновационного развития отличается от тех­
нического развития и даже научно-технического тем, что содержит элемент
динамизма, характеризует способность хозяйственной единицы развиваться
на собственной основе в будущем. Соответственно этому различаются и
показатели, измеряющие инновационное, научно-техническое и техничес­
кое развитие (см. рис. 1.4),
Главное различие заключается в том, что в состав показателей инноваци­
онного уровня включаются элементы, которые дают возможность определить:
31
Состояние научных Возможности
Состояние
исследований, обновления
производственного
уровень разработок продукции и
аппарата и уровень W W
W
продукции в по сравнению с производственного
^
мировым уровнем аппарата в
текущий момент
перспективе
времени


т т т
Научно-технический
Технический Инновационный
W W
W
уровень уровень уровень
W



Р\АС, 1.4. Взаимосвязь технического, научно-технического
и инновационного уровней


• перспективную потребность предприятия в научно-технических разра­
ботках;
• структуру затрат на перспективную ориентацию НИОКР;
• инновационную структуру трудового потенциала, показывающую кад­
ровые возможности инновационного развития собственными силами;
• соответствие инновационных возможностей и потребностей предприятия;
• перспективы предприятия в ускорении научно-технического развития,
перспективные возможности упрочения его положения на рынке.
Таким образом, важными этапами анализа инноваций являются их клас­
сификация по ряду основополагающих признаков и определение показате­
лей инновационного уровня.

1.2.2. Взаимосвязь и развитие инноваций, науки и техники

Взаимосвязь и развитие инноваций, науки и техники вытекает из рас­
смотрения ПСНТ (см, 1.1.2). Инновационный процесс включает стадии:
наука — техника — производство — потребление. Начало инновационного
процесса обычно связывают с проведением научных исследований фунда­
ментального и поискового характера, т. е. чисто теоретической ориентации.
Иначе говоря, исследуются как раз те явления природы, о которых знания
на текущий момент либо минимальные, либо вообще отсутствуют. Резуль­
татом подобных исследований может служить и служит открытие частных
и всеобщих законов или закономерностей природы, а также открытие (в
результате теоретических расчетов) новых материальных объектов или ве­
ществ в природе и т. п.

стр. 1
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>