<<

стр. 11
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

соб применим в условиях, когда разрабатываемая тема требует небольшого
количества разработчиков.
2. В случае когда контрактному коллективу предстоит разрабатывать
проблему, требующую большого количества исполнителей, руководитель
занимается, как правило, подбором только ведущей группы коллектива. При
этом, так же как и при подборе руководителя работы, целесообразно исполь­
зовать конкурсные начала. Каждый член ведущей группы выступает в каче­
стве ответственного исполнителя самостоятельного раздела темы (участка
работ) и может являться заместителем руководителя. Hppi необходимости
руководитель контрактного коллектива может делегировать ему часть своих
полномочий. Члены ведущей группы самостоятельно подбирают исполни­
телей по своему разделу (участку работ). Во втором случае создаются таким
образом контрактные субколлективы.
П1. При наличии в рамках единого контракта нескольких субколлективов
следует реализовать принцип ограниченной ответственности успешно рабо­
тающих субколлективов за результаты работы других субколлективов.
Такие субколлективы должны иметь гарантии выплат не только авансовых
сумм, но и части сверхавансового поощрения, причем долю этой части целе­
сообразно определить до начала работы. Вопрос о выплате оставшейся части
сверхавансового поощрения определяют в индивидуальном порядке в зави­
симости от степени самостоятельной полезности результата, полученного
субколлективом.
IV. Контрактные отношения следует доводить до отдельного работника.
Каждым участником работы заключается индивидуальный контракт с руко­
водителем коллектива или с руководителем субколлектива. Такой индиви­
дуальный контракт должен предусматривать, в частности, метод оценки
вклада работника в общие результаты труда. Очевидно, что этот метод может
варьировать в зависимости от характера участия работника в получении
результата. Для основных работников, чей труд находит прямое воплощение

317
в созданной научно-технической продукции (услугах), оценку их труда наи­
более просто производить через прямую оценку стоимости продукции и ее
составляющих. Для функциональных работников ее целесообразно произ­
водить косвенно, на основе степени отклонения от некоторого уровня, при­
нятого за нормальный.
Естественно, что как для основных, так и для функциональных работни­
ков оценка является экспертной, в этом ее сходство с коэффициентом тру­
дового участия, определяемым при коллективном подряде. При коллектив­
ном контракте, по нашему мнению, оценка должна выноситься ответствен­
ным исполнителем — руководителем контрактного коллектива. Учитывая,
что принцип определения оценки единолично руководителем контрактного
коллектива дает значительно большую оперативность, такую оценку целе­
сообразно производить не только в конце работы для определения оконча­
тельного размера сверхавансовой выплаты, но и в процессе работы. Подоб­
ные оценки «микрорезультатов», помимо определенного психологического
воздействия, дают руководителю важную информацию для принятия опера­
тивных организационных решений (при назначении руководителей субкол­
лективов, уточнении и перераспределении заданий, изменении режима ра­
боты, для возможного изменения размера авансовой выплаты и т. п.).
Реализация некоторых из этих принципов вступает в противоречие с
требованиями как трудового, так и гражданского законодательства. Прежде
всего весьма затруднена процедура предоставления свободно действующему
контрактному коллективу, не входящему в какую-либо организационную
структуру, прав юридического лица. На сегодня практически единственной
возможностью обойти такое ограничение является регистрация такого кол­
лектива в качестве малого ИП.


8.4.4. Методы стимулирования творческого труда

Успех инновационного процесса во многом зависит от того, в какой сте­
пени его непосредственные участники — ученые, инженеры, конструкторы,
рабочие, являющиеся наемными работниками, — заинтересованы в быстром
и экономически эффективном внедрении результатов НИОКР в произ­
водство. Решающее значение приобретает трудовая мотивация работников
и стимулирование их высокопроизводительного труда со стороны управля­
ющих ИП [8].
Задача стимулирования научно-технического труда весьма сложна в
силу специфики этого вида деятельности. Во-первых, необходимо добиться
повышения умственной активности, стимулировать поиск нестандартных
решений, создать и поддерживать атмосферу творчества, т. е. вторгнуться в
сферу, которая всегда считалась неподвластной рациональному внешнему
воздействию. Во-вторых, в рыночной экономике важен не сам по себе инно­
вационный процесс, а его коммерческий результат, выражающийся в кон­
кретных показателях эффективности: росте прибыли, снижении издержек,
318
повышении качества продукции. Коммерческий критерий играет решаю­
щую роль и в оценке значимости труда новаторов. Таким образом, подход
современных компаний к стимулированию труда в инновационном процессе
определяется двумя главными моментами — стремлением максимально ак­
тивизировать творческую личность и направить эту активность на достиже­
ние конкретного экономического результата.
Большое значение для стимулирования труда имеют и специфические
качества, присущие работникам этой сферы. Люди, занятые разработкой и
внедрением новой техники и продукции, отличаются высоким уровнем об­
разования, являются наиболее развитыми в интеллектуальном отношении
среди всех категорий наемных работников. Они обладают аналитическим
мышлением, повышенным чувством собственного достоинства, самостоя­
тельностью и независимостью. Для работников инновационной сферы ха­
рактерна также ориентация на достижение значимых результатов, стремле­
ние к решению сложных задач, высокая работоспособность и производи­
тельность в случае интересного дела.
В этом смысле стимулирование научно-технического труда является за­
дачей более сложной, чем стимулирование труда промышленных или сель­
скохозяйственных работников, требует нестандартных подходов, макси­
мального учета индивидуальных особенностей работника. При решении
этой задачи можно выделить несколько общих, наиболее существенных мо­
ментов: 1) использование большого числа материальных и нематериальных
стимулов и попытки создания взаимодополняющей системы стимулирова­
ния труда в инновационном процессе (причем нематериальные стимулы
преобладают); 2) широкое применение организационных и психологичес­
ких стимулов, ориентированных на потребности высшего порядка (в само­
выражении, реализации индивидуальности и т. д.); 3) придание стимулиро­
ванию труда в инновационном процессе постоянного характера, а не единич­
ной акции или временной кампании.
Наиболее эффективным методом повышения отдачи труда специалистов
в области инноваций является, по мнению американских исследователей,
самомотивация, т. е. состояние, при котором стремление к творческому
труду исходит от самого работника, а не от «внешнего раздражителя» (на­
пример, денежной премии) [22]. Задача управляющих по существу состоит
в том, чтобы создать условия, в которых бы в наибольшей степени раскрылся
творческий потенциал работника, возникла устойчивая потребность в на­
пряженном и результативном инновационном труде.
Решение этой задачи начинается с создания такой окружающей произ­
водственной среды, которая стимулировала бы творческую деятельность
новатора, обеспечивая работника всеми необходимыми ресурсами. Сюда
относятся как непосредственные орудия труда инженеров и дизайнеров —
компьютеры, графопостроители, экспериментальные установки, так и вспо­
могательная техника — кондиционеры, средства связи, удобные кресла и т.п.
Лиц, занятых в инновационном процессе, освобождают от монотонной,
319
однообразной и утомительной вспомогательной работы, передав ее техни­
ческим устройствам или вспомогательному персоналу. Еще один важный
момент создания благоприятных условий -- организация текущего снабже­
ния, удовлетворение непредвиденных потребностей ученых и инженеров,
которые осуществляются менеджерами или помощниками при минималь­
ных усилиях и затратах рабочего времени со стороны тех, кто занят непо­
средственно нововведенческой деятельностью. Условия труда оказывают
значительное влияние на рост производительности нововведенческих под­
разделений.
Большое значение для самомотивации работников инновационной
сферы имеет соотношение указаний и команд, поступающих сверху, и реше­
ний, принимаемых коллективно и самостоятельно участниками нововведен­
ческой деятельности. «Чем больше свободы, тем больше простора для твор­
чества» — по этому принципу пересматривается управление многих фирм.
Одновременно с возросшей самостоятельностью инноваторы несут ответст­
венность за результаты своего труда, мера которой в четкой форме опреде­
ляется до начала работы. Тем не менее существуют оптимальные пределы
автономии работника, которые определяются коммерческим характером ин­
новационного процесса: важно, чтобы творчество не превратилось в само­
цель, без учета финансовых затрат и результатов. Поэтому большинство
фирм — лидеров в области НТП выбирает такой вариант организации труда,
когда ученые и инженеры имеют значительную степень производственной
свободы и одновременно тесные и постоянные контакты с управляющими,
что позволяет сделать их работу более ориентированной на достижение
коммерческого успеха.
Избавление работника от многих вспомогательных и рутинных функций
не означает, что современные системы организации труда в инновационном
процессе представляют собой несколько обновленный вариант тейлоризма —
максимальное разделение научно-технического труда и сведение функций
инноватора к постоянной работе над узким кругом проблем. По мнению
американских специалистов в области организации труда, труд ученых и
инженеров становится наиболее производительным, если они работают
более чем в одной сфере (например, в «чистой» науке и в области улучшения
потребительских свойств готовой продукции) и до четверти своего рабочего
времени уделяют занятиям, не являющимся исследовательской работой, —
управлению, преподаванию, обмену мнениями с непрофессионалами. Цель
такого подхода к организации труда очевидна ˜ не только расширить
кругозор и круг общения инженеров и ученых из инновационных подразде­
лений, создав тем самым дополнительные источники творческой работы, но
и приблизить специалистов к организационной и коммерческой деятельнос­
ти фирмы.
Итак, стимулирование труда в инновационном процессе направлено на
решение двуединой задачи — максимально разбудить творческую актив­
ность лиц, занятых инновациями, и направить эту активность на решение
320
конкретных, коммерчески ориентированных задач ИП. Там, где это удается,
достигается их процветание и создаются изделия, отвечающие самым жест­
ким требованиям современного потребителя.


Контрольные вопросы

1. Назовите функциональные особенности научно-технических кадров.
2. Что такое аттестация кадров и мотивация труда?
3. Перечислите особенности организации научного труда.
4. Расскажите о методах нормирования научного труда.
5. Что такое дифференцированные и укрупненные нормативы?
6. Перечислите особенности нормирования научного труда.
7. Расскажите о нормировании труда исследователей.
8. Расскажите об особенностях нормирования труда конструкторов.
9. Расскажите об особенностях нормирования труда технологов.
10. Расскажите об оплате труда: штатно-окладная и контрактная системы
оплаты труда.
11. Расскажите о методах стимулирования творческого труда.


Литература

1. Алексеева Л. Б. Нормирование труда конструктора. М.: Экономика, 1982.
2. Беклешов В. К., Завлин П. Н. Нормирование в научно-технических организа­
циях. М.: Экономика, 1989.
3. Бердашкевич Л. П. О бюджетной политике на 2003 год в области науки / /
Инновации. 2002. № 6 (53).
4. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий: Нормы
проектирования. СНиП П-М. 3-68.
5. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования. М.,1992.
6. Завлин П. И. Сколько потратить на науку? / / Инновации. 2001. № 3 (40).
7. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П. Н. Завлина,
А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЦИСН,1998.
8. Инновационный процесс в странах развитого капитализма: Методы, формы,
механизм / Под ред. И. Е. Рудаковой. М.: Изд-во МГУ, 1991.
9. Кауфман X. Р. Тактика успеха в бизнесе и науке . Пер. с англ. М.: Интеллект,
1993.
10. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих. Вып. 1. Общеотраслевые квалификационные характеристики должнос­
тей руководителей, специалистов и служащих. М.: Экономика, 1986.
11. Матейко А. Условия творческого труда. М.: Экономика, 1970.
12. Межотраслевые методические рекомендации по нормированию труда на­
учных работников, конструкторов и технологов. М.: Экономика, 1990,
13. Наука России в цифрах: 2001. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2002.

321
14. Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей руководи­
телей, специалистов и служащих. Госстандарт, Госкомтруд СССР, Госплан СССР,
ЦСУ СССР от 27 июля 1986 г.
15. Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреж­
дений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании,
утвержденные постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ № 27 от 23 октября
1992 г.
16. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Б. М. Генки-
на. М.: Высшая школа, 1996.
17. Персонал: Словарь-справочник. М.: Изд. РЭА, 1994.
18. Пригожий Л, И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М.: Экономика,
1989.
19. Социальная динамика современной науки. М.: Наука,1995.
20. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под
ред. Л. М. Гохберга. М.: ЦИСН, 1996.
21. Jobfile: The comprehensive career handbook. L. etc., 1990.
22. Management Review. 1987. Jan. P. 15.
Глава 9

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ




9.1. Основы выбора целей и учета факторов
формирования затрат

9.1.1. Цели и задачи управления затратами

Управление затратами представляет собой такое воздействие на их вели­
чину, которое приближает ИП к достижению цели. Цели управления затра­
тами являются производными от целей ИП, которые могут заключаться,
например, в быстром и полном овладении сегментом рынка, завоевании
успеха в перспективе, немедленном получении максимальной прибыли или
других результатах. Примерное соотношение стратегических целей ИП и
целей управления затратами представлено в табл. 9.1.
Т а б л и ц а 9.1

Соотношение стратегических целей ИП и
целей управления затратами
Стратегическая цель Генеральная целевая установка
управления затратами ИП
Рост, расширение ИП и доли Рост затрат для получения ИП дополнительных;
рынка результатов (повышения качества продукции,
расширения ее ассортимента, увеличения объемов
продаж, освоения новых рынков); наращивание
ресурсов
Лидерство ИП на рынке Рост затрат на создание и распространение на рынке
высококачественных продуктов, марок, образа
фирмы, способствующих созданию, закреплению и
развитию лидирующего положения (господства) на
рынке
Достижение конкурентных Снижение удельных затрат (для снижения цен на
преимуществ за счет низких продукцию) за счет совершенствования конструкций
издержек изделий, технологии изготовления, роста объемов
производства, отказа от оказания дополнительных
услуг покупателям; освобождение от лишних
ресурсов 1

323
Продолжение

Генеральная целевая установка
Стратегическая цель
управления затратами ИП
Диверсификация производства Рост затрат на производство продуктов, не связанных с
основной деятельностью фирмы; наращивание ресур­
сов
Специализация (на виде про­ Сосредоточение затрат и ресурсов на производстве
одного вида товара; освобождение от лишних ресур­
дукции, на сегменте рынка)
сов
Снижение удельных затрат за счет дополнительного ис­
Синергизм
пользования имеющихся ресурсов
Рост затрат; освобождение от одних ресурсов и наращи­
Изменение профиля ИП
вание других ресурсов и затрат


При управлении затратами ИП ориентируется на конечный целевой кри­
терий, определяемый как максимизация отношения результата к затратам
или примененным ресурсам. Данный критерий одинаков как для управле­
ния организацией, так и для управления проектами. Возможны пять стра­
тегий обеспечения эффективности: первая — минимизация затрат и ресур­
сов, использованных для достижения намеченного уровня эффективности;
вторая — максимизация эффекта при соблюдении определенных размеров
ресурсов и затрат; третья — максимизация главного отношения без фикса­
ции затрат и ресурсов; четвертая — сохранение достигнутого уровня эффек­
тивности и объемов деятельности; пятая — расширение деятельности ИП
при сохранении уровня эффективности.
Вырабатывая ту или иную стратегию, ИП определяет основные количе­
ственные характеристики целевых значений показателей эффективности,
результатов, затрат и ресурсов. Для управления затратами важны общий и
коммерческий принципы определения эффективности:

Эффективность Результат
в общем виде Затраты (ресурсы)

Коммерческая Прибыль от реализации продукции
эффективность Затраты (капитал)

Прибыль от реализации продукции ИП представляет собой разницу
между выручкой от реализации продукции, услуг и затратами на их произ­
водство. Выручка от реализации — это суммарная стоимость оплаченных
покупателями работ по договорным ценам и других полученных ИП плате­
жей за продукцию и услуги ИП. Каждая единичная цена, как будет показано
ниже, косвенно или прямо связана с величиной эффекта соответствующего
инвестиционного проекта (исследования, разработки, мероприятия).


324
Для расчета рентабельности ИП в целом используются формулы:

R—С R— С
Рр = - ^ х 1 0 0 и л и р , = - ^ х 1 0 0 , (9.1)

где РР — рентабельность затрат ИП, %; В — выручка от реализации продук­
ции ИП; С — затраты ИП на производство и реализацию продукции; рк —
рентабельность всего капитала (имущества) ИП, %; К — стоимость всего
капитала ИП. Можно использовать разновидности этого показателя —
рентабельность собственного капитала, рентабельность после уплаты нало­
гов и др.
Цена конкретного инновационного продукта увязывается с его эффек­
том:

Рр = Е , к , (9.2)

где Рр — цена реализации инновационного решения (подробнее см. 9.3);
Ет — величина эффекта инновационного решения за период Т (руб.); к —
доля цены данного решения в сумме эффекта в долях единицы.
Эффект инновационного решения может быть выражен несколькими
показателями (чистый дисконтированный доход, сальдо накопленных ре­
альных денег, интегральный бюджетный эффект, интегральный народнохо­
зяйственный экономический эффект). В основе оценки эффективности ин­
новационных решений по различным показателям и формулам лежит глав­
ная величина, определяемая выражением:


Ep = E ( R t ˜ S , ) , (9.3)


где Rt — результаты, достигаемые на t-м шаге расчета (в частности, приток
денег); St — затраты, осуществляемые на t-м шаге (в частности, отток
денег); Т — горизонт расчета (длительность периода, охваченного расче­
том и заканчивающегося моментом ликвидации объекта). (Расчетные
формулы для оценки эффективности инновационных решений см. в гл. 11.)
Максимизация или сохранение достигнутого значения главного целевого
показателя ИП — рентабельности обеспечивается на основе стратегий
(табл. 9.1).
Таким образом, задача повышения рентабельности ИП решается за счет
управления как собственными затратами и ресурсами ИП, так и последую­
щими затратами других ИП и потребителей при реализации инновационной
продукции. Очевидно, что народнохозяйственный эффект управления ин­
новационными затратами достигается в сфере использования технических
и организационных решений.



325
9.1.2. Состав и структура инновационных затрат

Состав инновационных затрат и их структура зависят от вида иннова­
ций, которые весьма разнообразны и были рассмотрены в гл. 1. Затраты на
инновации бывают текущими и капитальными.
Текущие затраты, выраженные в денежной форме, образуют себестои­
мость инновационной продукции (проекта). Они классифицируются по эко­
номическим элементам: материальные затраты (за вычетом возвратных от­
ходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; аморти­
зация основных средств; прочие затраты.
В затраты по элементу «Материальные затраты» ИП включают стои­
мость покупных материалов, сырья, комплектующих изделий, полуфабри­
катов, используемых для создания или исследований (испытаний создава­
емых или изучаемых объектов) инновационной продукции, на производст­
венные и хозяйственные цели (контроль, содержание, ремонт и эксплуата­
ция оборудования и других основных средств); начисляемого износа
инструментов, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других
средств труда, не относимых к основным средствам, износа спецодежды и
других малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость работ
и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организа­
циями; специального оборудования для выполнения работ по конкретному
договору на создание инновационной продукции; стоимость приобретаемых
со стороны топлива и энергии всех видов, а также потерь от недостачи
поступивших материальных ценностей в пределах норм естественной
убыли.
Материальные затраты при включении в себестоимость уменьшаются на
стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы представляют собой ос­
татки сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии и других материальных
ресурсов, образующиеся при производстве инновационной продукции, ут­
ратившие полностью или частично первоначальные свойства и пригодные
для иного использования.
«Затраты на оплату труда» включают суммы заработной платы, начис­
ляемой работникам за выполняемую работу по сдельным расценкам, тариф­
ным ставкам или должностным окладам; премии за производственные ре­
зультаты, выплачиваемые в соответствии с действующими положениями;
надбавки, доплаты и вознаграждения; стоимость натуральных выдач (пре­
мий, форменной одежды или специального лечебного питания в предусмот­
ренных законом случаях), компенсаций (по оплате жилья и др.) и льгот;
оплату отпусков; выплаты работникам, увольняемым по сокращению шта­
тов, и некоторые другие расходы. Не включаются в себестоимость премии
из особых фондов, материальная помощь и ряд других выплат.
Затраты по элементу «Отчисления на социальные нужды» состоят из
сумм обязательных отчислений ИП в общественные фонды социального
назначения (социального страхования; обязательного медицинского страхо­
вания; пенсионный).
326
По элементу «Амортизация основных средств» учитываются суммы на­
численной амортизации на полное восстановление основных средств ИП
(собственных и арендованных).
В элементе «Прочие затраты» учитываются уплачиваемые ИП налоги,
сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по обяза­
тельному страхованию имущества ИП, уплата процентов по кредитам в
пределах нормативных ставок, затраты на командировки, плата другим ор­
ганизациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку кадров, аренд­
ная плата, платежи за приобретенные лицензии, за пользование патентами,
отчисления в ремонтный фонд и ряд других.
Капитальные вложения (инвестиции) представляют собой затраты на
проектно-конструкторские работы по созданию новых или усовершенство­
ванию существующих объектов — зданий, сооружений, машин, оборудова­
ния и других основных средств, предназначенных для реализации с их
помощью инновационных решений, на приобретение, строительство или
изготовление этих объектов, подготовку строительной площадки, прирост
оборотного капитала, приобретение объектов интеллектуальной собствен­
ности, ликвидацию и утилизацию замещаемого имущества и некоторые
другие затраты единовременного характера.
Текущие затраты (себестоимость) инновационной продукции при управ­
лении затратами делят на переменные и постоянные. Переменные затраты
формируются в процессе проведения инновационных работ и связаны не­
посредственно с создаваемым продуктом. От их величины и состава зависят
объем и качество конкретного исследования, проекта, изделия. Такие затра­
ты называют также прямыми. К переменным (прямым) затратам относятся
материальные, приравненные к ним и денежные затраты на выполнение
определенного заказа, затраты на оплату труда работников, занятых его
выполнением. Переменными затраты называются потому, что их сумма по
предприятию изменяется при изменении объема выполняемых работ.
Постоянные затраты ИП — это затраты на функционирование и содер­
жание ИП в целом. В их состав входят амортизационные отчисления по
основным средствам ИП, материальные и денежные затраты общепроизвод­
ственного и общехозяйственного назначения — на ремонт, содержание, ото­
пление и освещение помещений, расходы на управление, содержание вспо­
могательных и обслуживающих подразделений и т. п. Сумма постоянных
затрат по ИП за период (год, квартал или месяц) мало изменяется. Их
называют также косвенными и накладными. Сумма постоянных затрат со­
держит затраты, относящиеся к разным экономическим элементам: матери­
альные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды,
амортизационные отчисления, прочие затраты. Поэтому их называют ком­
плексными. Различие переменных и постоянных затрат учитывается при
организации управления затратами на ИП.
Структура инновационных затрат непосредственно зависит от стадии
инновационного цикла. На стадиях исследований и проектирования доля
материальных затрат (сырье, материалы, топливо, энергия) невелика. Пре-
327
обладают затраты на оплату труда и социальное страхование. Несколько
меньше доля затрат на амортизацию, приобретение научного оборудования.
Относительно велики прочие расходы (оплата услуг связи, командировок,
аренды и т. д.). На стадиях производственной реализации инновационных
решений растет доля материальных затрат при относительном сокращении
остальных, особенно расходов на оплату труда и социальное страхование.
От состава и структуры затрат зависят направленность и выбор конкрет­
ных методов управления затратами. Высокая доля материальных затрат
означает, что необходимо сосредоточить силы на применении материало- и
энергосберегающих технологий, использовании вторичных материальных и
энергетических ресурсов и отходов, замене дорогостоящего сырья, материа­
лов, топлива, энергии, поиске источников менее дорогих материальных ре­
сурсов. При большой доле затрат на оплату труда управление целесообразно
направить прежде всего на рационализацию организации производства и
труда, повышение квалификации персонала, улучшение обслуживания ра­
бочих мест, совмещение профессий, механизацию и автоматизацию наибо­
лее трудоемких работ, применение компьютерных технологий.


9.1.3. Факторы, определяющие величину затрат

Величина инновационных затрат — важнейший показатель, от которого
зависит еще более важный целевой показатель управления — величина по­
лезного эффекта. Увеличивая или уменьшая затраты ИП, изменяя их состав,
.можно влиять на результаты инновационной деятельности. Необходимо
заранее знать, к каким последствиям приведут решения по управлению за­
тратами. Несмотря на разнообразие инновационных процессов и действую­
щих при этом многочисленных затратообразующих факторов, не позволяю­
щих вывести однозначную функцию затрат, можно выделить несколько ти­
пичных и существенных зависимостей. Каждая предопределяет величину
затрат по тому или иному конкретному решению. Это могут быть затраты на
инновационный проект в целом или на его часть, стадию.
Первым фактором по степени влияния на величину инновационных за­
трат следует назвать масштабность решаемых задач. Размер затрат на один
инновационный проект будет возрастать на один-два порядка по мере роста
масштабности. Для кнноваций, реализуемых в пределах одного или несколь­
ких рабочих мест на одном-двух предприятиях, затраты соизмеримы с вели­
чиной заработной платы одного или нескольких работников за месяц. Воз­
местить такие затраты под силу одному предприятию. Для инноваций, вы­
зывающих изменения на многих рабочих местах, производственных участ­
ках на небольшом числе предприятий-потребителей, затраты становятся
значительными. Они сопоставимы, например, с суммой, расходуемой на
оплату труда персонала участка, цеха или предприятия за несколько меся­
цев, со стоимостью одного из элементов основных фондов. Рост масштабнос­
ти инновационных результатов до создания новых видов продукции массо­
вого применения, новых технологий, новых производств сопровождается
328
увеличением затрат на порядки (они могут составлять десятки процентов
стоимости основных фондов предприятия или отрасли). Наконец, крупно­
масштабным инвестициям (для создания принципиально новых произ­
водств) соответствуют инновационные затраты, равнозначные нескольким
процентам расходной части государственного бюджета страны.
Второй фактор — это зависимость величины затрат от стадии инноваци­
онного процесса, на которой они осуществляются. Затраты на каждой сле­
дующей стадии инновационного процесса возрастают по сравнению с
предыдущей. Соотношения размеров затрат на различных стадиях исследо­
ваний и разработок подчиняются определенным закономерностям, которые,
по данным мировой практики, выражаются определенными средними вели­
чинами (см. гл.1). Существуют отраслевые нормативы и данные о средних
затратах по менее крупным стадиям инновационных процессов. Из законо­
мерности нарастания затрат от стадии к стадии следует, что выгоднее про­
финансировать несколько вариантов НИОКР и даже несколько проектов и
выбрать наилучший для реализации, чем тратить средства сразу на единст­
венный полный цикл, который может оказаться далеко не лучшим.
Третий фактор, определяющий величину инновационных затрат, — сте­
пень использования имеющихся ресурсов, существующего потенциала при
разработке и реализации инновационных решений. Чем большую долю со­
ставляют в обеспечении проекта существующие объекты основных фондов
(собственные, приобретенные, арендованные), подготовленный персонал,
документация и технология, материальные потоки, информационные, про­
изводственные и рыночные системы связи, тем меньше (при прочих равных
условиях) потребность в инновационных затратах. К этому же фактору
следует отнести уровень стандартизации и унификации решений, заклады­
ваемых в проект. Чем выше повторяемость, т. е. чем большее число раз
проводится данная операция, работа, тем ниже удельные затраты на следую­
щее повторное действие. Эта зависимость справедлива для любой стадии и
любого вида инновационных процессов.
Четвертый фактор — потребность в затратах смежных производств, по­
требителей в связи с реализацией инновационного решения (затраты на
переделку или замену сопряженных технических устройств, инструмента,
на изготовление новых материалов, создание объектов и средств охраны
окружающей среды и т. п.). Чем меньше круг таких производств и отраслей,
тем меньше величина необходимых затрат.
Пятый фактор — уровень целевых показателей создаваемых объектов.
Известно, что приращение на определенную величину целевого параметра
требует относительно небольших затрат, если уровень этого параметра не
очень велик (низка скорость перемещения или вращения, невысока степень
разделения различных частиц в смесях и т. п.). Но в случае увеличения
значений требуемых характеристик удельные затраты на прирост параметра
на ту же величину оказываются заметно выше (линия А на рис. 9.1). Эта
закономерность еще более заметна, если речь идет о достижении теоретичес-
329
кого предела, например 100%-ной степени очистки вещества (линия Б на
рис. 9.1).

Затраты
на единицу
целевого
параметра
Теоретический
предел




Величина целевого параметра объекта



Рис. 9.1. Зависимость удельных затрат на улучшение качества изделия
от уровня требуемого параметра


Шестой фактор — переход к новому техническому принципу решения
задачи. Преодолеть отмеченную выше закономерность удорожания каждого
следующего шага улучшения целевого параметра продукции можно, перей­
дя к использованию нового технического принципа (например, применив в
авиации реактивные двигатели, перешагнуть потолок скорости, достигну­
тый винтовыми самолетами). Графически это изображено на рис. 9.2.

Затраты
на единицу
целевого
параметра

Прежний Новый
принцип принцип




Величина целевого параметра объекта



Рис. 9.2. Закономерности изменения удельных затрат
на улучшение главного параметра продукции,
основанной на прежнем и новом принципах




330
Седьмой фактор — величина создаваемого объекта. По мере увеличения
размеров, мощности машин, оборудования, производств затраты на созда­
ние объекта обычно растут. Однако в расчете на единицу объема, площади,
мощности затраты снижаются при простом росте размеров объекта. Эта
зависимость иллюстрируется двумя кривыми (рис. 9.3).

Затраты
на объект




Величина объекта



Рис. 9.3. Типичные зависимости затрат на один объект (кривая А)
и на единицу производственной мощности (кривая Б) в зависимости
от величины объекта



Восьмой фактор — уровень цен, тарифов, ставок на используемые в ин­
новационных процессах ресурсы, на выполнение организационно-правовых
действий. Здесь имеет место прямая зависимость величины инновационных
затрат от уровня цен на ресурсы.
Девятый фактор — объективно обусловленные и технически обоснован­
ные размеры (нормы) расхода материальных, энергетических и трудовых
ресурсов в процессах, связанных с разработкой и реализацией инновацион­
ных решений (например, нормы расхода топлива на получение энергии в
конкретных условиях и установках, потери энергии в сетях и преобразова­
телях, нормы затрат труда при выполнении ручных операций и т. п.).
Влияние перечисленных факторов на затраты может быть выражено ко­
личественно с различной степенью точности. Кроме того, в инновационной
сфере действуют факторы формирования затрат, которые оценить количе­
ственно значительно сложнее либо невозможно. Один из них — степень
риска, при оценке которого применяются и расчетные методы. Другой —
уровень мастерства при руководстве проектом и нахождении оптимальных
решений. Этот фактор отражает талант и умение руководителя, ведущих
специалистов, которые способны значительно снизить величину этих за­
трат. Реализации возможностей управления затратами существенно способ­
ствует отмечавшееся выше (третий фактор) привлечение информационных
ресурсов и систем обработки данных на базе современных информационных
331
систем. Накопление и анализ ИП показателей, характеризующих рассмот­
ренные выше факторы, позволяют точнее определять предстоящие иннова­
ционные затраты и целенаправленно управлять ими для достижения макси­
мальной рентабельности за счет использования всех факторов.


9.2. Методы управления
инновационными затратами
9.2.1. Механизм управления затратами

Рассмотренные в гл. 2 процесс и функции управления присущи и управ­
лению затратами. Организация как функция управления затратами за пос­
ледние десятилетия в разных странах совершенствовалась довольно успеш­
но [12].
Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются
на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях ИП. При
этом частные цели, средства и методы их реализации весьма различны.
Координация всей деятельности (работы звеньев управления, производ­
ства, целей, средств, методов) направлена на максимизацию прибыли при
регулировании уровня затрат. На предприятии, в организации эту задачу
решают с помощью комплексных систем управления. Такой системой,
особо ориентированной на управление затратами (и результатами), явля­
ется контроллинг.
Управление затратами неравнозначно контроллингу. Контроллинг как
интегрированная система управления фирмой в общем виде охватывает
стратегическое, среднесрочное и текущее планирование целей, их ресурсно­
го обеспечения, организацию достижения этих целей путем согласованной
работы всех звеньев управления и производства, каждого трудового коллек­
тива и работника (см. гл. 4). Для того чтобы система управления затратами
действовала как составная часть контроллинга, используя его возможности,
она должна строиться с учетом ряда важных правил. Сначала определяются
плановые цели, затем — необходимые для достижения целей затраты по
местам их возникновения, по всем видам продукции. Эти величины закреп­
ляются в плановых показателях и нормативах. В процессе деятельности
ведется учет фактических затрат и выявляются их отклонения от заданий.
Информация об отклонениях затрат служит основой для принятия решений
в тех структурных звеньях ИП, которые реально влияют на уровень данных
затрат. Для эффективного действия такой системы управления должны
быть очень четко определены и организованы все структурные звенья, дея­
тельность которых влияет на затраты и, естественно, на результаты. Каждое
подразделение ИП получает статус центра ответственности, которому де­
легированы соответствующие полномочия. Возможны следующие их виды:
1) центр затрат — подразделение или вид деятельности, результатами
которых не являются выпуск продукции или оказание услуг с измеряемым
их объемом (отделы управления ИП, пожарная охрана и т. п.). Центр затрат
332
подотчетен и ответствен только за соблюдение затрат. Здесь контролируется
лишь размер затрат без учета объемов работ, услуг;
2) центр продаж — ответствен только за выручку от продажи продукции
(служба сбыта). Здесь ведется учет только выручки и продаж;
3) центр прибыли — подразделение или вид деятельности, результаты
которых относятся к торговле, реализации продукции. Возможно одновре­
менное оказание услуг, требующих затрат (выпуск продукции, производст­
венные услуги, сервис, обороты по торговым операциям). Признаки центра
прибыли — возможность определения объемов реализации, величины затрат
и соответственно прибыли по продукту, заказу, клиенту. Центр прибыли
несет ответственность и за затраты, и за обеспечение выручки;
4) центр результатов. Им является производственное подразделение,
отдел обслуживания производства. С развитием систем управления затра­
тами внутри ИП наблюдается тенденция превращения подразделений —
центров затрат в центры результатов. Такое преобразование усиливает от­
ветственность подразделения за выполнение всех возложенных на него
функций в отношении и затрат, и результатов. Возможности подразделения
действовать в качестве центра результатов обусловлены наличием цен на его
продукцию, услуги и измерением их объемов. Этому способствует примене­
ние внутренних цен. По таким ценам один центр ответственности оплачива­
ет другому полученные от него услуги. Аналогичные механизмы действова­
ли в свое время на отечественных ИП с развитым внутрипроизводственным
хозрасчетом (центрами результатов иногда называют также центры продаж,
прибыли, инвестиций);
5) центр инвестиций — подразделение, занятое реализацией инвестиций
на предприятии или вне его. Через центр инвестиций идут затраты, сопро­
вождающие его деятельность и осуществление каждого проекта; инвестиции
для возмещения соответствующих затрат и выручка от продажи продукции
и услуг через посредство этого подразделения. Центр инвестиций отвечает
за затраты, выручку и инвестиции [20].
Основой для выделения центров ответственности служат производствен­
ная и управленческая структуры ИП. Однако полное совпадение может
отсутствовать, поскольку не всегда целесообразно каждое производственное
структурное подразделение превращать в центр ответственности.
При решении вопросов создания организационных структур управления
затратами на ИП необходимо четко определять не только подразделения,
ответственные за затраты, но и так называемые носители затрат, в качестве
которых выступают конкретные изделия, услуги. В инновационной сфере
носитель затрат — это проект, разработка, мероприятие, заказ, новое изде­
лие. Носителями затрат наряду с продуктами, реализуемыми на рынке,
могут быть полуфабрикаты, продукты и услуги для внутреннего потребле­
ния на ИП, т. е. передаваемые одним подразделением (центром) другому.
Контроллинг совмещается с любой из известных структур ИП (см. гл. 6).
Каждый цикл управления затратами начинается с анализа исходной инфор­
мации о состоянии внешней и внутренней среды, оценки ее предстоящих

333
изменений и возможностей ИП в рассматриваемых областях деятельности.
Затем следует постановка целей. Конкретные цели на предстоящий период
выражаются в величинах затрат, соразмерных определенному целевому ре­
зультату. Достижение (соблюдение) установленной величины затрат стано­
вится задачей соответствующего управленческого цикла и подразделения.


9.2.2. Предплановый анализ

В процессе управления анализ предшествует принятию решений. В об­
ласти управления затратами плановые решения означают установление кон­
кретных значений ожидаемых затрат, соответствующих целевым (задан­
ным) результатам [13]. Переход при планировании от задач ИП к задачам
исполнителей осуществляется не только в разрезе подразделений (центров
ответственности и др.), но и по всем продуктам (проектам, изделиям) [18].
Принципиальная схема трансформации целевых показателей рентабельнос­
ти ИП в показатели рентабельности и затрат проекта дана на рис. 9.4. На
схеме представлен процесс превращения показателей целевой рентабель­
ности предприятия в целом и показатели плановых затрат по каждому ин­
новационному продукту через показатели целевой прибыли, объема продаж,
предельных затрат и цен продуктов. Такие зависимости позволяют рассмат­
ривать данные системы не только как системы управления затратами, но и
как системы управления прибылью [3]. Они по своему содержанию на прак­
тике оказываются очень близкими.

Планируемый (целевой) уровень рентабельности капитала



Величина целевой прибыли ИП
Величина капитала
1
Уровень цен
Объем продаж Уровень затрат
продукции ИП на продукцию ИП ИП


Расчетные цены Норматив
предельных затрат
на продукцию



Расчетный уровень Величина
затрат
рентабельности
по продукции
продукта (изделия,
проекта)

Проект



Рис. 9.4. Схема основных взаимосвязей рентабельности ИП
и рентабельности инновационных проектов


334
Предплановый анализ инновационных затрат необходим по всем их
видам и местам возникновения, но наиболее важен он в сфере реализации
инновационной продукции, где производится преобладающая часть затрат.
Цель инновационного проекта сводится к нахождению решения, как наилуч­
шим образом удовлетворить потребность с помощью создания продукции,
способной выполнить определенные функции. Это должно обеспечить не­
обходимый уровень рентабельности затрат по проекту. Мера совершенства
результата инновационного проекта (лучше, хуже, в какой степени) в эконо­
мике может быть выражена количественным соотношением результатов и
затрат как по проекту в целом, так и в некоторой степени по отдельным
функциям, показателям результатов. Объединить экономическую (затрат­
ную) и техническую стороны проекта, изделия, продукта позволяет функци­
онально-стоимостный анализ (ФСА).
Функция представляет собой качественно определенный аспект потре­
бительского свойства [6, 16]. Качественное определение функции должно
быть четко и кратко зафиксировано, а сама функция оценена количественно.
Каждая функция (потребительское свойство) оценивается с помощью одно­
го или нескольких параметров применения продукции. Чаще всего этими
параметрами являются технические или экономические показатели, кото­
рые могут использоваться в ФСА [1]. Анализ затрат позволяет минимизи­
ровать издержки производства деталей, узлов и целых изделий, конструк­
ций, технических систем, а также расходы, необходимые для проведения
отдельных видов работ (конструкторских, проектно-технологических, рас­
четных, опытно-экспериментальных и др.). ФСА исходит из того, что каж­
дая единица затрат необходима для получения определенного результата.
Полезность результатов деятельности в инновационной сфере проявляется
в относительной экономии последующих затрат при использовании иннова­
ционной продукции или же непосредственно при создании инновационных
объектов.
Сложные изделия, технические системы, являющиеся продукцией инно­
вационной деятельности, предназначены для выполнения десятков, сотен и,
возможно, тысяч функций. Для получения от ФСА наибольшей пользы
затраты по продукту в целом разбивают на затраты, связанные с каждой из
функций. Таким же образом разбивается цена продукта на цены его функ­
ций. Значение каждой функции оценивается количественно:

С = Со + CjKi + С2К2 + ... + CjKi, (9.4)

Р = Ро + PiKi + Р2К2 + ... + PiKj, (9.5)

где С и Р — соответственно себестоимость и цена единицы продукции опре­
деленного качества, выраженного набором количественных характеристик
качества от Ki до Ki (если характеристики качества тождественны функци­
ям); Ci, С2,..., Ci — затраты изготовителя в расчете на единицу соответству­
ющего показателя качества (Ki, К2, ..., Ki); Pi, Р2 ,.- » Pi — признаваемая
потребителями плата (цена) за каждую единицу соответствующего показа-
335
теля качества данной продукции; Со — затраты изготовителя на производ­
ство единицы продукции, не зависяш;ие от частных показателей качества;
Ро — постоянная часть цены единицы продукции, не связанная с изменения­
ми частных показателей качества.
Развитый ФСА включает попарное сопоставление значений С^ К^ с Р^ К^,
затем Сз Кз с Pj Kj и т. д. и нахождение таких параметров, при которых
величины отношений Pi К^ к С^ К^ и Р к С были бы наибольшими. В
практике ФСА сформировался некоторый набор процедур, позволяющих
типизировать процесс анализа, разбить его на этапы.
Первый этап -- планирование и подготовка. На этом этапе определяются
цели и основные задачи проектирования объекта, средства и работы по их
достижению и решению. Проведение анализа затрат на ранних стадиях по­
зволяет уменьшить количество изменений, вносимых в проектируемый
объект на стадии подготовки к производству, на 20-40%.
Второй этап — сбор информации. Цель этапа — получить все возможные
документы и сведения об объекте исследования и аналогичных объектах.
Полная информация избавляет от излишних затрат на поиск и разработку
многих решений. При плохом информационном обеспечении разработки
сложного инновационного проекта доля повторных «изобретений» и реше­
ний в нем может достичь 40% общего числа решений (узлов, деталей), более
вероятны ошибки в определении новизны результата, объемов рынка. Соби­
раемая информация из всех возможных источников подлежит сортировке,
систематизации, накоплению.
Третий этап — исследование затрат. Если функции продукции и сама
продукция не являются принципиально новыми (а обычно так и бывает), то
на данном этапе анализируется подготовленная на предыдущем этапе ин­
формация о затратах по отдельным функциям. Сопоставление таких функ­
циональных затрат по множеству известных изделий, решений позволяет
выявить закономерности и пути оптимизации функциональных затрат, ис­
ключить необязательные функции, детали, узлы и тем самым исключить
лишние затраты и уменьшить общую стоимость продукции. При создании
совершенно новой продукции ФСА, выполненный по сопоставимым изде­
лиям, позволяет найти так называемые лимитные затраты по отдельно взя­
тым главным функциям или по группам родственных функций. Ориентация
на лимитные затраты позволяет разработчику уложиться в суммарный
лимит.
Четвертый этап — разработка вариантов. Многовариантность — один из
основополагающих принципов инновационной деятельности. Вариант с
наилучшим соотношением результатов и затрат в принципе и будет выбран.
Пятый этап — оценка и предварительный выбор вариантов. Варианты
решений оцениваются всесторонне и с обязательным использованием кри­
териев и методов определения эффективности (см. гл.11).
Шестой этап — выбор и обоснование оптимального варианта, который
отбирается тем тщательнее, чем масштабнее решение, его последствия. Для
оценки крупных проектов создаются экспертные комиссии, использующие
336
специальные методики. Выбранный вариант должен обеспечивать мини­
мальные затраты.


9.2.3. Планирование затрат

Планирование затрат на инновационные работы — это часть планирова­
ния инновационных процессов. Оно осуществляется в комплексе, включаю­
щем планирование целей и задач инновационных решений, путей, методов
и работ по их достижению. Планирование затрат в инновационном менедж­
менте можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле
планирование охватывает только затраты ИП на разработку инновационных
проектов, а в широком — и на их реализацию. При широком подходе плани­
рование затрат превращается в планирование эффективности инновацион­
ных проектов (см. гл. 11). Существующие методы планирования затрат при­
годны для любых ИП и стадий работ. Расчеты плановых затрат [13] довольно
трудоемки. На стадии подготовки предложений по проекту они могут быть
ориентировочными, а в полном объеме выполняться при оформлении пла­
новой (контрольной) документации по инновационному мероприятию в
виде плановой сметы. При расчетах ожидаемых затрат по их видам в инно­
вационной сфере применяются различные методы:
1) нормативный, основанный на использовании максимально возможно-
то числа различных норм и нормативов: длительности стадий, этапов, про­
цессов, работ, операций; трудоемкости выполнения различных работ; мате­
риальных затрат и т.п. Нормативы могут устанавливаться в расчете на еди­
ницу объема работ или продукции, на единицу времени или какого-либо
известного ресурса, на единицу целевого параметра (функции) создаваемого
объекта или как соотношения определенных затрат. Метод предусматрива­
ет, во-первых, разбивку проекта на возможно более конкретные работы,
этапы, во-вторых, подготовку качественной нормативной базы. Нормативы
могут быть дифференцированными и укрупненными (см. 8.3.1);
2) параметрический, базирующийся на определении плановой суммы
затрат исходя из задаваемых значений параметров инновационного объекта
(размеров, производительности, скорости и т. д.) и из нормативов затрат в
расчете на единицу параметра. Этот метод связан с предыдущим. Может
применяться для расчета затрат на проектирование и изготовление объектов
или на весь комплекс инновационных работ (о зависимости затрат от харак­
теристик объектов см. 9.1.3);
3) прямого счета, состоящий в детальном расчете затрат на каждый эле­
мент объекта, на каждую операцию по каждой из составляющих этих затрат
(например, заработной платы по тарифным ставкам и плановому количеству
человеко-дней или затрат на приобретение планируемого объема материа­
лов и т. п.). Такие расчеты возможны и целесообразны по небольшим объек­
там и работам;
4) аналогов, смысл которого заключается в использовании данных о за­
тратах по ранее выполненным инновационным работам, аналогичным пла-
337
нируемой. Базой служат обычно размеры затрат не по работе в целом, а по
отдельным ее элементам, этапам, процессам. При необходимости к затратам
аналога применяются поправочные коэффициенты, учитывающие факторы
удорожания или удешевления новой работы.
Более точные методы (нормативный, прямого счета) больше пригодны и
чаще применяются для планирования затрат на проекты, этапы и работы с
высокой степенью их плановой проработки. Методом аналогов целесообраз­
нее пользоваться там, где велика неопределенность содержания предстоя­
щих работ. Параметрический метод помогает установить предельные (мак­
симально приемлемые) затраты на создание объектов с улучшенными потре­
бительскими характеристиками. Практически все методы дополняют друг
друга и могут использоваться параллельно при планировании затрат на один
проект, по одному подразделению, по ИП в целом.
Для расчета себестоимости единицы инновационной продукции (проек­
та, изделия) может использоваться один из двух методов калькуляции — по
заказу или по процессу. Позаказная калькуляция означает аккумуляцию
затрат по конкретным заказам, проектам, работам. Она применяется в еди­
ничном производстве, при выполнении инновационных проектов. Попро-
цессная калькуляция заключается в определении полных затрат на изготов­
ление всего количества одинаковой продукции за данный период. Деление
полных затрат на количество единиц продукта показывает среднюю себесто­
имость единицы. На одном предприятии могут применяться обе системы:
позаказная — на изготовлении продукции по индивидуальным заказам, по-
процессная — на выпуске серийной или массовой продукции.


9.2.4. Контроль затрат

Контроль затрат, так же как и управление на ИП, строится как контроль
затрат по проектам (работам), по ИП в целом и его структурным подразде­
лениям (центрам ответственности). Контроль затрат включает:
1) подготовку календарного графика для контроля затрат, содержащего
наименования плановых работ, объемы и плановые затраты по работам,
периодам и подразделениям;
2) постоянное слежение за ходом работ и размерами затрат по данным
учета;
3) непрерывное выявление отклонений от плановых показателей выпол­
нения работ и размеров затрат относительно принятых заданий, лимитов и
нормативов;
4) немедленный анализ и оценку отклонений [8];
5) информирование руководителей, ответственных за соответствующие
участки работ, о возникших отклонениях (не реже одного раза в месяц,
чтобы можно было оперативно принимать меры по улучшению хода работ).
Систему организации контроля затрат каждое ИП создает с учетом своих
особенностей и возможностей. Соответствующую службу (в западных сис­
темах управления — службу контроллинга) обычно возглавляет заместитель
338
директора (главный контроллер). Ему подчинены бухгалтерия, отдел ста­
тистики, плановый отдел и специальные группы контроля. Группа контроля
действует и несет ответственность за ведение контроля на протяжении всего
периода работы над проектом [17]. Она взаимодействует с менеджером про­
екта, который отвечает за правильность решений. Корректировка затрат на
основе контроля возможна на каждой стадии, но ее результативность выше
на ранних стадиях.
Насчитывается восемь организационных форм управления инновацион­
ными проектами [10]. В одних случаях менеджер проекта, выступаюпдий в
качестве представителя заказчика, не несет финансовой ответственности за
принимаемые решения, которая полностью ложится на заказчика. В боль­
шинстве других схем управления предусмотрена финансовая ответствен­
ность руководителя проекта за выполнение работ при соблюдении предель­
ной фиксированной цены. В таких случаях руководитель проекта несет
финансовую ответственность как по работам, выполняемым в рамках собст­
венного ИП, так и силами контрагентов. Последним передается ответствен­
ность за выданные им части работ.
Группа, работающая над проектом, является центром прибыли и ответ­
ственности. Данные, получаемые менеджерами, контролерами по соответст­
вующим центрам ответственности, служат базой для принятия оперативных
и перспективных решений. Контроль выражается в сопоставлении, т. е. на­
хождении относительного уровня затрат (отношение величины затрат под­
разделения к плану или к аналогичной величине конкурентов с учетом
объемов работ и качества). Это отношение может быть выражено числом
(< 1, равным 1 или > 1) и характеризует относительный уровень издержек
ИП на выполнение тех или иных функций, операций, решение задач. В итоге
сопоставляются уровни затрат подразделений на выполнение функций и
принимаются решения в области управления затратами, например такими:
обеспечить подразделение новыми или улучшенными ресурсами; передать
выполнение определенных функций другим подразделениям или ИП; пере­
смотреть специализацию подразделения и т. д.
Для удобства управления затратами на ИП важно разделить их так, чтобы
связать с субъектами управления, ответственными именно за эти затраты в
данном месте. С этой целью используется следующая группировка затрат.
1. Затраты, непосредственно связанные с носителями (продуктами) и
местами (подразделениями) расходов. Их величина прямо зависит от объе­
ма деятельности. Это — прямые производственные затраты центра прибыли,
относимые непосредственно на носители затрат.
2. Затраты, связанные с носителями и местами их возникновения. Их
величина не имеет прямой связи с объемом деятельности. Это — организа­
ционные затраты первой группы, относимые на соответствующие центры
прибыли.
3. Затраты, не связанные с носителями, с объемом деятельности, но свя­
занные только с местами возникновения расходов. Это — косвенные органи­
зационные затраты второй группы, относимые на места возникновения за-
339
трат или общий центр затрат только в виде суммы. Затраты, относимые на
себестоимость конкретных продуктов, проектов, формируются сначала как
затраты подразделений.
Переменные затраты планируются и учитываются, как правило, в цент­
рах прибыли и центрах результатов, а постоянные — в центрах затрат и
частично в центрах результатов, т. е. в обслуживающих подразделениях,
оказывающих часть услуг по внутренним ценам. Затраты обслуживающего
подразделения могут относиться к постоянным (накладным, косвенным)
расходам целиком или частично. В последнем случае остальные затраты
относятся на постоянные носители затрат, с которыми они непосредственно
связаны, а обслуживающее подразделение превращается из центра затрат в
центр прибыли, получающий небольшой доход.
В качестве расчетной базы для распределения постоянных затрат между
носителями или центрами затрат принимаются удобно планируемые и учи­
тываемые величины: человеко-часы или машино-часы затрачиваемого вре­
мени, занимаемая площадь, расход энергии, сумма прямых расходов и др.
При управлении затратами важно иметь в виду, что на величину плано­
вых и фактических затрат, на их регулирование влияет система учета [5].
Нормативные акты о бухгалтерском учете, регламентируя эту систему,
предоставляют ИП право во многих случаях самому выбирать тот или иной
вариант учета. В частности, ИП вправе самостоятельно принять решения по
следующим вопросам:
1) амортизация основных средств: каким образом производить амортиза­
ционные отчисления — по единым нормам, по методу ускоренной амортиза­
ции, с дополнительным списанием (малые ИП) или без него, с применением
повышающих коэффициентов или без них;
2) амортизация нематериальных активов: какие объекты этих активов
подлежат амортизации, а какие нет; сроки полезного использования объек­
тов;
3) разделение средств труда на основные средства и малоценные предме­
ты ˜ определить предел стоимости средства труда, выше которого объект
считается основным средством, а ниже — малоценным предметом;
4) расходы будущих периодов — установить период, в течение которого
эти затраты должны быть списаны на себестоимость продукции или иначе;
5) резервы предстоящих расходов и платежей — решать, создавать или не
создавать резервы (на оплату отпусков работникам, ежегодного вознаграж­
дения за выслугу лет, на ремонт основных средств и др.);
6) группировка и списание затрат на производство — выбрать способ
группировки и списания затрат, калькулирования себестоимости;
7) оценка приобретаемых товаров — по какой стоимости учитывать това­
ры, приобретаемые для продажи: покупной или продажной;
8) оценка материальных запасов, расходуемых на производство продук­
ции, — выбрать способ списания: по средней себестоимости запаса, себесто­
имости первых по времени закупок (способ ФИФО), последних по времени
340
закупок (способ ЛИФО), по средней себестоимости единицы закупаемых
материалов.
ИП может принять самостоятельно решения также по другим направле­
ниям учета (реализация, прибыль, займы, фонды, резервы). Решения ИП в
области организации учета образуют его учетную политику, которая должна
отражать особенности, цели и возможности ИП, помогать экономии и раци­
ональному использованию ресурсов [2, 10, 15, 20].
Суммарные и удельные затраты ИП на достижение требуемых результа­
тов могут быть снижены путем проведения организационно-технических
мероприятий: механизации и автоматизации производства и труда, сбере­
жения более дефицитных ресурсов, интенсификации и совершенствования
технологических процессов, увеличения степени полезного использования
оборудования, информационных и других ресурсов и т. п.


9.3. Ценообразование
9.3.1. Принципы ценообразования
на инновационную продукцию

Цена является центральным, узловым звеном рыночной экономики.
Через цены на товары строятся почти все основные экономические отноше­
ния в процессах производства, обмена, распределения [21]. Поэтому ценооб­
разование испытывает на себе влияние множества экономических и неэко­
номических факторов. Порядок ценообразования на продукцию и услуги
инновационной сферы регулируется Гражданским кодексом РФ [5, ст. 424,
485-491, 709-714, 738, 763-769, 772-778].
ИП, как и любая коммерческая фирма, вырабатывает определенную
политику в области ценообразования [24], которой будет следовать, учи­
тывая по возможности все значимые факторы ценообразования. К ним
относятся:
1) тип рынка сбыта продукции (чистая конкуренция, монополистическая
конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия). В ин­
новационной сфере действуют закономерности, более свойственные рынкам
олигополии или чистой монополии, когда продавец может существенно вли­
ять на цены [19];
2) стратегическое направление фирмы. Если это выживаемость ИП, то
действует принцип снижения цены на продукцию; если максимизация теку­
щей прибыли, то выбираются цены, обеспечивающие наибольшую массу
прибыли; если достижение лидерства за счет качества продукции, то повы­
шенные цены, возмещающие повышенные затраты;
3) соотношение уровней предложения и спроса на производимую ИП
продукцию. Чем выше спрос, тем большую цену продавец (ИП) может за­
просить. Но тогда вырастет и предложение, так как аналогичную продукцию
будут предлагать рынку и другие ИП, привлеченные высокой ценой. Если
со временем растущее предложение окажется выше спроса, то продавцам
341
придется снизить цены. Оптимальное значение цены соответствует равно­
весию спроса и предложения (точке пересечения линий спроса и предложе­
ния на рис. 9.5);
4) уровень доходов покупателей инновационной продукции. Улучшение
финансового состояния потребителей повышает спрос, и линия спроса сдви­
гается вправо, а ухудшение снижает его, и линия спроса перемещается влево
(см. рис. 9.5);

Цена

-.5::'*ос
" • ^ ^ - - . ^




""^--.^
""-^-^^^
""^->,^ ^""""-^


Количество товара



PiAc. 9.5, Сдвиги линий спроса вправо вверх (означают повышение цены)
и влево вниз (означают понижение цены)


5) изменения цен на дополнительные товары, необходимые для исполь­
зования данной продукции (например, повышение цен на энергоносители
для эксплуатации энергоемкого оборудования приведет к снижению спроса
на него, и линия спроса сместится влево);
6) уровень издержек на производство и реализацию продукции (произ­
водитель предлагает цену, возмещающую его издержки и дающую желаемую
прибыль). Конкретные цены могут возмещать различные по своему составу
затраты, но в целом по ИП необходимо, чтобы ценами покрывались все
затраты на производство;
7) уровень планируемой рентабельности, обусловленный величиной на­
мечаемой прибыли. Учитываются предстоящие расходы из прибыли: выпла­
та налогов, относимых на результаты финансовой деятельности ИП, ˜ на­
лога на имущество и др.; выплата налогов из прибыли, остающейся в распо­
ряжении ИП; погашение ранее взятых кредитов; выплата дивидендов по
акциям ИП — платежи собственникам; отчисления в резервный фонд; взно­
сы на благотворительные цели; расходы на материальное стимулирование
работников и некоторые другие;
8) государственные регуляторы — устанавливаемые или регулируемые
государством цены и тарифы на отдельные виды ресурсов и услуг, налоги и
342
ставки налогообложения, таможенные правила и пошлины, ставки Цент­
рального банка и коммерческих банков по ссудам, курсы валют и др.;
9) правовые условия договора купли-продажи инновационного продукта
(чем больше объем передаваемых покупателю прав на использование или
распространение объекта продажи, тем выше цена [4]);
10) величина риска продавца и покупателя (если покупатель берет на
себя значительные риски, то обоснованно требует снижения цены);
11) конкретные условия сделки: срочность работ, технические аспекты;
возможности и основания для применения ценовых льгот или наценок и др.
[16].
Для оплаты заказчиками и потребителями инновационной научно-тех­
нической продукции применяются договорные цены, условия определения и
размеры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, со­
глашениях или государственных, муниципальных заказах. Плановая дого­
ворная цена устанавливается совместно заказчиком и разработчиком одно­
временно с техническим заданием до начала выполнения работ.
При установлении договорных цен производитель продукции ИП и по­
купатель руководствуются принципом экономической выгодности цены как
для разработчика, так и для заказчика. Этот принцип можно выразить сле­
дующими основными формулами:

Р = С + DN (9.6)
или Р = С + D N + De (9.7)
при Р < КЕт (9.8)
и K=l-Di, (9.9)

где Р — расчетная цена инновационной продукции; С — себестоимость
(сметные издержки) производства соответствующей научно-технической
продукции; DN — прибыль, устанавливаемая в процентах к себестоимости
научно-технической продукции; De — прибыль, рассчитываемая в процен­
тах от суммы экономического эффекта (положительного сальдо денежных
потоков) заказчика (потребителя), получаемого от реализации данной науч­
но-технической продукции за период, согласованный сторонами; К • наи­

большая допустимая доля цены научно-технической продукции в
сумме экономического эффекта от ее применения у заказчиков, потребите­
лей; Ет — экономический эффект от производства и применения данной
научно-технической продукции за расчетный период; Di — доля экономи­
ческого эффекта, реализуемого у заказчиков, которая обеспечивает сохране­
ние у них прежнего уровня рентабельности производства.
Приведем пример расчета цены разработки. Если, например, затраты
разработчика на проект (С) составляют 30 000 руб. (прибыль D^ не плани­
руется), то для разработчика приемлема любая цена, превышающая эту
сумму. Ожидаемый экономический эффект (прибыль) заказчика (Ej) по
проекту определен в размере 150 000 руб. Расчетный период принят в
1 год. Расчетная рентабельность производства у заказчика составляет в
данное время 0,20 (прибыль 1 000 000 руб.). Вследствие реализации про-

343
екта и изменения прибыли и капитала у заказчика ожидается рентабель­
ность 0,209 (прибыль 1100 000 руб.). Это означает, что минимальная при­
емлемая сумма эффекта, удовлетворяющая заказчика, по проекту равна
100 000 руб. (1 100 000 - 1 000 000). Соответственно его доля D^ = 0,67
от Ej (^ =0,67). Максимально допустимая доля цены Р в эффекте Ej
составит 0,33 (К= 1 — 0,67). Сама цена Р не должна превышать 50 000 руб.
(150 000 X 0,33). Обоснованная цена, устраивающая разработчика и заказчика,
находится в средней части интервала от 30 000 до 50 000 руб. и устанавливается
в контракте разработчика с заказчиком с учетом указанных выше факторов.


9.3.2. Контрактные (договорные) цены

Цена инновационного продукта (научно-технической продукции) опре­
деляется в конкретном договоре купли-продажи и является, как правило,
свободной (по классификации цен — государственные, регулируемые, сво­
бодные). Общие правила о договорах подряда, договорах на выполнение
НИОКР и технологических работ установлены законом [4, гл. 37, 38]. Ими
руководствуются при заключении и реализации договоров в инновационной
сфере, учитывая особенности конкретных ситуаций, которые при необходи­
мости отражаются в тексте договора. Для каждого инновационного решения
цена устанавливается индивидуально при заключении договора (контракта)
между продавцом и покупателем [5, ст. 424,485-491,709-714,738,763-769,
772-778; 6, И ] .
Договор подряда (контракт) — правовой документ, в котором зафиксиро­
ваны предмет, содержание, условия и важнейшие процедуры взаимоотноше­
ний между сторонами, одна из которых является заказчиком (плательщи­
ком, покупателем, получателем), а другая — исполнителем (подрядчиком,
продавцом, поставщиком). Контракт (в отличие от единовременного акта
купли-продажи) заключается для юридического закрепления длительно
действующих соглашений и обязательств сторон [15]. По способу уста­
новления цены контрактов бывают: 1) с твердой (паушальной) ценой; 2) с воз­
мещением затрат; 3) с гарантированными максимальными выплатами; 4) с
фиксированной ценой единицы продукции; 5) с периодическими платежами
(роялти); 6) со сложной ценой.
Договор с твердой (паушальной) ценой означает денежный расчет покупа­
теля с продавцом по заранее определенной цене (в том числе по цене, рас­
считываемой в процентах от ожидаемого объема реализации или от прибы­
ли) независимо от фактических затрат на выполнение договора. Это возмож­
но при достаточно тщательной проработанности плана работ, нормировании
затрат и наличии у исполнителя ресурсов для компенсации рисков, а у
заказчика — средств на единовременную оплату. Иногда оплата предусмат­
ривается в 2-3 этапа. Твердая контрактная цена может быть изменена согла­
шением сторон в случае изменения задания заказчиком, нарушения условий
344
исполнителем (спорные вопросы решаются в судебном порядке). Твердые
цены на инновационные проекты используются на практике наиболее ши­
роко, в частности устанавливаются в результате торгов. Они создают для
исполнителя большую определенность, самостоятельность, возможность
получения большей прибыли. Однако требуют значительной работы над
заданием и несут с собой риск убытков для обеих сторон.
Договор с возмещением затрат означает возмещение исполнителю затрат
по выполнению данного контракта. Для этого в контракте четко определя­
ются: виды прямых издержек по проекту, подлежащие оплате; процент кос­
венных затрат (от возмещаемой заработной платы) и дополнительных вы­
плат (от прибыли); виды, условия и размеры надбавок и наценок. Цены
(контракты) с возмещением затрат применяются для проектов и их стадий
с недостаточно проработанной плановой структурой; с параллельным про­
ведением работ; при невозможности большого риска для заказчика в случаях
его жесткого контроля за ходом работ, за выбором поставщиков и субпод­
рядчиков. Для исполнителя цена контракта с возмещением затрат уменьша­
ет риск убытков, но ограничивает уровень прибыльности и предусматривает
оперативный контроль со стороны заказчика.
Договор с гарантированными максимальными выплатами предполагает
возмещение исполнителю всех или почти всех затрат в размерах, не превы­
шающих установленный предел. Уровень затрат по видам контролируется
исполнителем и заказчиком. Такие цены применяются при значительной
неопределенности предстоящих затрат и при согласии заказчика на высо­
кую цену при условии контроля с его стороны за расходами. Гарантирован­
ные максимальные цены наряду с затратами включают гарантированную
прибыль.
Договор с фиксированной ценой единицы продукции предусматривает ис­
пользование цены за определенную в контракте единицу продукции, вы­
ражающей проектный результат (обычно при строительстве объекта —
погонные метры длины трубопровода, кубические метры строительного
объема зданий и др.). Фиксированные цены единицы продукции применя­
ются в контрактах, завершающихся созданием реальных материальных объ­
ектов.
Договор с периодическими платежами (роялти) — форма оплаты в рас­
срочку в течение срока действия соглашения (обычно лицензионного). По­
купатель уплачивает продавцу инновационного решения несколько раз
сумму в твердом проценте от одной из следующих величин, достигаемых
потребителем инновационной продукции:
1) от суммы реализации продукции, при производстве которой исполь­
зуется решение;
2) от себестоимости изготовления этой продукции;
3) от прибыли, полученной от реализации указанной продукции;
4) от себестоимости сырья, использованного в процессах с применением
инновационного решения;
345
5) в твердой сумме (ставке) от продажи единицы продукции (по­
штучно).
Возможны и другие приемы, условия и показатели отчислений (напри­
мер, расчеты не только деньгами, но и ценными бумагами), изменение их
размеров в зависимости от срока, этапа и масштабов применения новшества.
В принципе это отчисления от фактического экономического эффекта, по­
лучаемого в результате применения инновационного решения в сфере про­
изводства. Более других этому принципу соответствуют платежи в процен­
тах от прибыли. Их величина в странах Запада составляет обычно 25-35%
суммы прибыли, но может быть и меньше [9].
Договор со сложной ценой предусматривает совмещение методов едино­
временной оплаты и роялти. Первый платеж производится в размере заранее
оговоренной сторонами суммы, возмещающей продавцу затраты по данной
разработке (прямые или все) без добавления прибыли. Далее действует
система периодических платежей роялти, сумма которых за установленный
период вместе с первоначальной составит полную цену инновационного
продукта.
Выбор модели цены инновационного решения обусловлен, как отмеча­
лось выше, правовыми условиями купли-продажи [8 и др.]. Продавец ноу-
хау при передаче технической документации передает все, что у него имеется
по данному решению. В этом случае предпочтительнее паушальная цена.
Продавец лицензии обеспечивает себе охрану решения, передаваемого на
основе лицензионного соглашения. Здесь предпочтительнее платежи роял­
ти или смешанная система со сложной ценой.
Способами установления более обоснованных цен на крупные инноваци­
онные проекты являются торги и конкурсы. Торги — форма размещения
заказов и выбора цен на инвестиционные, инновационные проекты. Для
рыночной экономики нормальной является ситуация конкурентных торгов
[И, 17, 20]. Предполагается, что на торги выставляются инновационные
проекты (варианты), в каждом торге участвуют несколько продавцов и один
или несколько покупателей (чаще один). Каждый участник торга (продавец,
покупатель) преследует цели, о которых говорилось выше.
Конкурс по размещению централизованных инвестиционных ресурсов —
форма размещения указанных ресурсов и установления цены на проект.
Конкурсы предполагают крупномасштабность проектов, коммерческий ха­
рактер конечной продукции создаваемых объектов, сочетание централизо­
ванных источников финансирования с заемными и собственными средства­
ми подрядчика и других инвесторов; возможность участия подрядчика в
собственности на создаваемый объект. Цены таких инновационных проек­
тов являются наиболее сложными по составу, процедуре, условиям форми­
рования и последствиям применения. Проведение таких конкурсов регла­
ментируется и проводится государством.




346
Контрольные вопросы

1. Каковы главные целевые установки управления затратами ИП и как они связа­
ны со стратегическими целями ИП?
2. Назовите основные факторы, влияющие на структуру и величину инновацион­
ных затрат. Каковы закономерности этих влияний?
3. На какие группы делятся затраты и подразделения ИП в системах управления
затратами?
4. В чем заключаются задачи и содержание предпланового анализа при управлении
затратами ИП?
5. В чем состоит сущность каждого из методов планирования затрат ИП?
6. В чем заключается и как может быть организован контроль затрат ИП?
7. В чем состоят особенности управления прямыми и косвенными затратами ИП?
8. Какими правами в области учета затрат наделены ИП?
9. Каким образом каждый из факторов ценообразования на инновационную про­
дукцию влияет на величину конкретной цены?
10. Каковы виды цен на инновационную продукцию и особенности формирования
каждой из них?


Литература

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А.Бог-
дановская, Г.Г.Виноградов, О.Ф.Мигун и др. / Под общ. ред. В.И.Стражева. 2-е изд.,
стереотип. Минск: Высш. шк., 1996.
2. Бакаев А. С, ШнейдманЛ. 3. Учетная политика предприятия. 2-е изд., перераб.
М.: Бухг. учет, 1995.
3. Бланк И.А. Управление прибылью. Киев: Ника — центр, 1998.
4. Власова М. А. Лицензионные контракты и определение стоимости лицензий
при патентной форме охраны изобретений. М.: ПЦ «Ориентир», 1992.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. I и П. М.: Изд. группа
ИНФРА-НОРМА, 1996.
6. Земское С. А. Практика применения функционально-стоимостного анализа.
М.: Финансы и статистика, 1987.
7. Интеллектуальная собственность: Сб. нормативных документов. Ч. 1, 2, 3.
Тверь: Госкомвуз РФ, Тверской университет, 1994.
8. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина,
СВ. Данилочкина и др./ Под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: Аудит, ЮНИТИ,1998.
9. Корчагин А. Д., Талянский В. Б. и др. Как защитить интеллектуальную собст­
венность в России. Правовое и экономическое регулирование: Справоч. пособие /
Под ред. А. Д. Корчагина. М.: ИНФРА-М, 1995.
10. Ластовецкий В. Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответ­
ственности. М.: Финансы и статистика, 1988.
И. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М.: БЕК, 1997.
12. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Пер. с нем. М.: Финансы и
статистика, 1992.

347
13. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г, Инновационное предпринимательство:
Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.
14. Николаева СЛ, Принципы формирования и калькулирования себестоимос­
ти. М.: Аналитика-Пресс, 1997.
15. Николаева С. А. Учетная политика предприятия. М.: ИНФРА-М, 1995.
16. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом. Пер. с англ. М.: ЗАО «Изд-во
БИНОМ», 1998.
17. Управление проектами / Под ред. В. Д. Шапиро. СПб.: ДваТрИ, 1993.
18. Хан Д. Планирование и контроль: концепции контроллинга. Пер. с нем./ Под
ред. и с предисл. А.А.Турчака, Л.Г.Головича, М.Л.Лукашевича. М.: Финансы и
статистика, 1997.
19. Хершген X. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник. Пер. с
нем. Сер. «Университетский учебник». М.: ИНФРА-М, 2000.
20. Хорнгрен Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект.
Пер. с англ./ Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995.
21. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. Учебник. 3-е изд. СПб.:
Питер, 1999.
22. ШимД. К., СигелД. Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат. Пер.
с англ. М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 1996.
23. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. М.: ИВЦ
«Маркетинг», 1998.
24. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Бизнес-Информ,
1997.
Глава 10

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




10.1. Цели и задачи системы финансирования

10.1.1. Цели системы
Финансы любого хозяйствующего субъекта, в том числе и ИП, охватыва­
ют денежные отношения этого ИП с другими хозяйствующими субъектами
и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ,
поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расче­
тов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами
управления.
В экономике рыночного типа система финансирования выполняет две
очень важные функции — распределительную и контрольную. Смысл пер­
вой состоит прежде всего в том, чтобы обеспечивать каждого субъекта хозяй­
ственной деятельности необходимыми ему финансовыми ресурсами. В ка­
честве субъектов финансирования выступают самостоятельные предпри­
ятия, ИП, интегрированные финансово-промышленные структуры, терри­
ториальные органы управления, наконец, частные лица. Все они в той или
иной мере участвуют в воспроизводственном процессе и формируют конеч­
ный общественный продукт. Распределительный процесс, осуществляемый
с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью и
непосредственно связан с действующим гражданским законодательством,
налоговой системой, законодательством о банках и ценных бумагах, с дру­
гими нормативными документами, которые утверждаются на федеральном,
территориальном и местном уровнях управления.
Контрольная функция финансов сводится к тому, чтобы сигнализиро­
вать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств.
Важно, насколько эффективно они используются конкретным хозяйствую­
щим субъектом. Анализ практики отечественных и зарубежных ИП показы­
вает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ре­
сурсов во многом зависит конечный результат любой хозяйственной дея-
349
тельности, в том числе и эффективность предпринимательства в инноваци­
онной сфере.


10.1.2. Принципы организации финансирования

Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться
система финансирования инноваций, являются:
1) четкая целевая ориентация системы — ее увязка с задачей быстрого и
эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
2) логичность, обоснованность и юридическая защищенность использу­
емых приемов и механизмов;
3) множественность источников финансирования;
4) широта и комплексность системы, т. е. охват максимально широкого
круга технических и технологических новинок и направлений их практичес­
кого использования;
5) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как
всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично
изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной
эффективности.
Рациональная система финансирования всегда нацелена на повышение
объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финан­
совой отдачи — это тот важнейший обобщающий показатель, на основе
которого оценивается не только действенность проводимой финансовой по­
литики, но и конечные результаты конкретной практической работы.

<<

стр. 11
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>