<<

стр. 12
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>



10.1.3. Основные задачи и содержание
системы финансирования

В разветвленной структуре финансовых взаимосвязей, которые имеют
место в экономике нашей страны, финансы ИП занимают исходное, опреде­
ляющее положение, так как обслуживают основное звено общественного
производства, где, собственно, и создается основная масса материальных и
нематериальных благ (товаров производственно-технического назначения,
предметов потребления, новой научно-технической информации и других
интеллектуальных продуктов). В условиях регулируемых рыночных отно­
шений система финансирования инновационной деятельности имеет свою
специфику и выступает как составной элемент финансовой политики госу­
дарства. Эта система призвана обеспечивать решение следующих важней­
ших задач:
1. Создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного
внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного
комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической пере­
стройки.
350
2. Сохранение и развитие стратегического научно-технического потен­
циала в приоритетных направлениях развития.
3. Создание необходимых материальных условий для сохранения кадро­
вого потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
Элементами этой системы, взаимодействующими с ИП и объединения­
ми, выступают:
• совокупность источников поступления денежных средств;
• механизм аккумуляции денежных поступлений и их вложения в инвес­
тиционные проекты и целевые программы;
• механизм контроля за инвестициями, включая систему возвратности и
оценки эффективности использования собственного и заемного капиталов.
Следует подчеркнуть, что система финансового контроля призвана обес­
печивать:
• сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и
реальными возможностями их получения по одному или нескольким воз­
можным каналам;
• своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств
предприятия перед государственным и местным бюджетами;
• рациональность расходования материальных ценностей и денежных
ресурсов ИП;
• решение других задач, вытекающих из практики экономических отно­
шений с заказчиками, контрагентами и поставщиками.


10.2. Формы финансирования
Система финансирования научно-технического развития представляет
собой весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. До 1991 г. он
в основном базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрали­
зованных источниках целевого назначения, которые образовывались в
структурах управления по соответствующим жестким нормативам. В 1990-
1991 гг. в нашей стране начались реорганизационные мероприятия, связан­
ные с финансированием НТП. Было отменено регламентированное распре­
деление прибыли по фондам экономического стимулирования, ликвидиро­
вано большинство отраслевых централизованных фондов, заметно упроще­
на система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Естественно,
что все эти перемены имели весьма важное значение. В настоящее время в
качестве основных источников средств, используемых для финансирования
инновационной деятельности, выступают:
• бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном
уровнях;
• средства специальных внебюджетных фондов финансирования
НИОКР, которые образуются министерствами, федеральными и региональ­
ными органами управления;
351
• собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из
прибыли и в составе издержек производства);
• денежные средства различных типов коммерческих финансовых струк­
тур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ,
ФПГ и т.п.);
• кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством ин­
вестиционных банков;
• конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;
• иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и ком­
паний;
• средства национальных и зарубежных научных фондов;
• частные накопления физических лиц.
Группировка финансовых ресурсов ИП в зависимости от их вида и источ­
ников формирования представлена на рис. 10.1.

Финансовые ресурсы ИП


образуемые за счет
мобилизуемые поступающие в порядке
собственных и приравненных на финансовом рынке перераспределения
средств


1 Доходы Поступления Продажа соб­ Бюджетные
ственных ак­ ассигнования
ций, облигаций
Прибыль Амортизаци­ и других видов
от реализации i онные отчис­ ценных бумаг
—^
—^ Финансовые ре­
товарной ления 1
сурсы, поступаю­
продукции
щие от концернов,
Кредитные
Выручка от ассоциаций, от­
инвестиции
реализации
Прибыль раслевых и регио­
—^ выбывшего
по выполняе­ нальных структур
имущества
мым научно- Финансовый
исследова­ лизинг
[—? тельским ра­
г-^ Устойчивые Финансовые ре­
ботам и дру­ пассивы 1 сурсы, формируе­
Средства
гие целевые мые на паевых
научных фондов
доходы 1 (долевых) нача­
Целевые
—•
лах
поступления |
Спонсорские
Прибыль
средства
^—• от финансовых Другие виды
—• Дивиденды и про­
операций поступлений |
центы по ценным
бумагам других
Прибыль эмитентов
от строитель­
но-монтаж­
ных работ,
Страховое
— • выполняемых
возмещение
хозяйствен­
по наступившим
ным спосо­
рискам
бом


Другие виды Другие виды
—^1
доходов ресурсов

Рис. 10.1. Группировка финансовых ресурсов ИП

352
Естественно, что порядок финансирования инновационных проектов в
каждом конкретном случае имеет свою специфику и непосредственно связан
с характером внедряемых инноваций.


10.2.1. Бюджетные ассигнования

Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение круп­
номасштабных научно-технических проблем, являются средства государст­
венного бюджета. За счет бюджетных средств выполняются целевые ком­
плексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется Рос­
сийский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), а также Фонд со­
действия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Первый из указанных фондов предоставляет средства на безвозвратной
основе и ставит своей главной задачей содействие развитию фундаменталь­
ных научных исследований и повышение научной квалификации ученых.
Для этого фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов науч­
ных исследований, предлагаемых научными учреждениями и отдельными
творческими коллективами, осуществляет финансирование отобранных
проектов и контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд
является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения
прибыли. Средства фонда формируются в рублях и в иностранной валюте за
счет государственных ассигнований (4-6% сумм, предназначенных в бюдже­
те России на финансирование науки), добровольных взносов предприятий,
учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных юридичес­
ких и физических лиц), иных источников денежных средств (см.3.2.2).
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-техни­
ческой сфере призван оказывать финансовую поддержку и способствовать
созданию малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных
инжиниринговых центров и других аналогичных ИП. Средства фонда могут
расходоваться и на поощрение конкуренции в научно-технической сфере
путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким
проектам, которые разрабатываются малыми ИП (см. 13.1.3). Основными
источниками формирования средств этого фонда являются бюджетные ас­
сигнования, добровольные взносы организаций и граждан, в том числе ино­
странных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельнос­
ти фонда.
В августе 1995 г. приступила к своей деятельности еще одна государст­
венная структура — Федеральный фонд производственных инноваций. Этот
фонд был создан постановлением Правительства РФ в целях государствен­
ной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным на­
правлениям НТП, освоения конкурентоспособных технологий и произ­
водств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Основ­
ными задачами данного фонда являются:
353
• содействие государственной структурной, научно-технической и про­
мышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по
приоритетным направлениям НТП;
• отбор и реализация инновационных проектов, направленных на струк­
турную перестройку экономики России;
• поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения про­
изводства принципиально новых видов продукции и технологий путем фи­
нансирования строительства, реконструкции и технического перевооруже­
ния объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испыта­
тельных установок;
• содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.


10.2.2. Внебюджетные фонды и другие источники
негосударственного финансирования

В целях обеспечения финансирования общеотраслевых, межотраслевых
и региональных научно-технических проблем, а также мероприятий по ос­
воению новых видов промышленной продукции в настоящее время допуска­
ется создание внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддерж­
ки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных
городах и регионах, а также в рамках концернов, холдингов, ФПГ. Важней­
шими источниками негосударственной системы финансирования иннова­
ционных проектов в настоящее время выступают:
• собственные средства ИП;
• средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;
• кредиты коммерческих банков;
• средства специализированных и благотворительных фондов;
• средства инвестиционных компаний, других ИП, заинтересованных в
1скорейшем выпуске новой продукции.
В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных ИП) внедрение
конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собст­
венных средств предприятия (нераспределенной прибыли, направляемой на
развитие производства, и фонда амортизационных отчислений). Эти сред­
ства могут использоваться на обновление и расширение производства, осу­
ществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и техно­
логических проектов и программ освоения новых видов конкурентоспособ­
ной продукции, увеличение собственных оборотных средств, а также на
другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы
предприятия. Если собственных средств ИП недостаточно, а в потенциале
ИП имеется солидный научно-технический задел, можно прибегнуть к до­
полнительной эмиссии ценных бумаг (дополнительному выпуску акций или
облигаций). Естественно, что этот путь доступен лишь предприятиям, кото­
рые организованы в форме закрытых или открытых акционерных обществ.
354
Акционерные предприятия по своей природе имеют наилучшие потенци­
альные возможности для аккумулирования крупных финансовых ресурсов,
поскольку обладают возможностью размещать свои акции среди неограни­
ченного круга инвесторов (как юридических, так и физических лиц). Про­
ведение крупных эмиссий акций представляет собой достаточно сложный и
ответственный комплекс работ, требующий хороших профессиональных
знаний. Естественно, что все моменты и обстоятельства, связанные с допол­
нительным размещением ценных бумаг, должны быть тщательно продума­
ны. Как показывает практика, к числу факторов, обусловливающих необхо­
димость проведения дополнительной эмиссии акций, чаще всего относятся:
• необходимость финансирования перспективных инновационных про­
ектов;
• необходимость развития материально-технической базы ИП и создания
оптимальных условий для работы его структурных подразделений;
• необходимость финансирования перспективных поисковых исследова­
ний, выполняемых научными и конструкторскими подразделениями ИП;
• целесообразность пополнения оборотных средств, используемых как в
основной, так и во вспомогательных сферах деятельности ИП;
• возможность повышения финансовой устойчивости ИП и получения
банковских кредитов;
• возможность получения дополнительных заказов, обусловленная тре­
бованиями заказчиков к надежности и стабильности ИП.
Могут быть и другие, достаточно весомые доводы в пользу нового выпус­
ка акций. Важно, однако, чтобы средства, полученные в ходе размещения
акций нового выпуска, использовались эффективно и позволили акционер­
ному обществу по окончании эмиссии увеличить отдачу на капитал и размер
дивиденда на одну акцию. Организация и проведение эмиссии акций, опре­
деление ее основных параметров (общего размера эмиссии, видов, номи­
нальной стоимости и цены реализации акций, формы распространения
акций и т. п.) — сложная и ответственная задача для руководства акционер­
ного предприятия. Наиболее существенным параметром эмиссии является
ее размер. Для определения номинальной суммы эмиссии в общем случае
целесообразно использовать три основных критерия:
• величина потребности в финансовых ресурсах, необходимая для реали­
зации намеченных целей;
• уровень отдачи на капитал и размер дивиденда на акцию после оконча­
ния эмиссии;
• размер средств, которые можно собрать у инвесторов в ходе эмиссии и
(или) мобилизовать за счет собственных источников фирмы (добавочный
капитал, нераспределенная прибыль и т. п.).
Поскольку на практике с помощью эмиссии акций пытаются решить
одновременно несколько задач, конкретный «вес» критериев должен опре­
деляться экспертным путем перед каждой эмиссией в отдельности. Общая
схема определения размера эмиссии акций представлена на рис. 10.2.
355
Оценка
Анализ возможных возможности
инвестиционных
привлечения
и инновационных
инвестиций под
проектов
выпуск акций

^ т
г
V

Оценка общей Принятие
Оценка потребности
потребности окончательного
предприятия
в финансовых решения о размере
в основном
ресурсах эмиссии акций
и оборотном капитале

А
\.
i


^ г

Оценка
Оценка прочих факторов,
предполагаемой
обусловливающих
отдачи на капитал
увеличение vcraBHoro
и размера
капитала
дивиденда
предп риятия



Рис. 10.2. Общая схема определения размера эмиссии акций


Форма распространения акций (публичное размещение или закрытая
подписка) определяется тем обстоятельством, известны ли заранее будущие
инвесторы. Наряду с этим необходимо учитывать и ряд ограничений, кото­
рые накладываются действующим законодательством. Общий порядок про­
ведения эмиссии акций представлен на рис. 10.3.
Представленная технология проведения эмиссии акций в целом универ­
сальна и не зависит от конкретных особенностей предприятия. В то же время
ИП должны при проведении эмиссии акций учитывать ряд специфических
моментов.
Во-первых, это касается круга потенциальных инвесторов. Следует очень
тщательно подходить к сохранению контрольного пакета акций, поскольку
при потере контроля новые реальные хозяева предприятия могут в погоне за
высокими прибылями осуществить перепрофилирование предприятия.
Следовательно, объем выпуска обыкновенных акций и круг их потенциаль­
ных покупателей, а также связанная с этим проблема определения номинала
акций должны быть продуманы особенно тщательно.
Второй существенной особенностью эмиссий акций на ИП является, как
правило, наличие конкретных инновационных проектов, для которых необ­
ходимы инвестиции. В этой ситуации целесообразно заранее решить в
общих чертах вопросы, связанные со сроками и объемами предстоящих
работ, достигаемым научно-техническим уровнем проектов, их конкуренто­
способностью, а еще лучше — составить бизнес-планы проектов. В любом
случае следует четко представлять суть данных проектов и уметь при необ­
ходимости изложить их содержание любым потенциальным инвесторам.
Весьма важное место в финансовом обеспечении работы ИП отводится
сегодня и коммерческому кред1ггу. Этот вид экономических отношений по­
стоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы.
356
Комплекс подготовительных работ:
• определение основных параметров эмиссии
акций (размера эмиссии, видов акций, их
номинала, условий размещения, цены продажи);
• разработка проспекта эмиссии;
• проведение аудиторской проверки


Решение общего собрания акционеров {наблю­
дательного совета АО) о проведении эмиссии



Подготовка сведений
для Антимонопольного
комитета
Согласование с Мингос-
Получение согласия
имуществом или с КУГИ
Антимонопольного
комитета на увеличение
уставного капитала
Т

Регистрация изменений в учредительных
документах акционерного общества (этот этап
реализуется в случае, если размер эмиссии
превышает количество объявленных акций)


Уплата налога на операции с ценными бумагами
(0,8% суммы эмиссии)


Регистрация выпуска ценных бумаг




Подготовка
Определение порядка, Приобретение бланков
подготовка и прове­ договоров сертификатов акций
10 11
дение публикации прос­ (при наличной форме
о приобретении
пекта эмиссии акций выпуска акций)
акций




Размещение акций среди инвесторов (получение
12 платежей и оформление сделок)



Составление и регистрация отчетов об итогах
13 выпуска ценных бумаг



Внесение изменений в устав АО по итогам
14 размещения


Рис. 10.3. Общий порядок проведения эмиссии акций


357
Речь в данном случае идет о порядке выдачи кредита, способах его пога­
шения, организации банковского контроля за соблюдением договорных ус­
ловий.
Организация долгосрочного кредитования, как правило, базируется на
трех основополагающих принципах: обеспеченности, срочности, платности.
Сегодня предприятию-клиенту предоставлено право открывать ссудные
счета не в одном, а в нескольких банках. Важным признаком современной
системы кредитования деятельности ИП является ее договорная основа. Все
вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно
между банком и предприятием-заемщиком (субъектом кредитования). При
решении вопроса о выдаче долгосрочного инновационного кредита банк
анализирует перспективы экономического роста кредитуемого ИП, возмож­
ности реализации продукции и ожидаемый рост доходов. Эта информация
содержится в бизнес-планах, которые подготавливаются по каждому инно­
вационному проекту (см. 13.3.3). Как правило, коммерческий банк кредиту­
ет только такие мероприятия, которые имеют реальные сроки окупаемости
и наличие источников возврата кредита, обеспечивают окупаемость финан­
сируемых вложений в более короткие сроки, чем среднеотраслевые сроки
окупаемости. Практика показывает, что банковский кредит в отличие от
бюджетного финансирования позволяет повысить эффективность инвести­
ционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более при­
емлемым и удобным методом мобилизации денежных средств на длитель­
ные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигацион­
ных займов.


10.2.3. Финансовый лизинг
Этот вид финансовых операций находит применение прежде всего тогда,
когда решается задача быстрого промышленного освоения крупных техни­
ческих инноваций, требующих приобретения дорогостоящих станков, обо­
рудования, уникальной контрольно-измерительной техники, ЭВМ, энерге­
тических установок, транспортных средств и т.п. Именно здесь получили
развитие принципиально новые виды связи между производителем и потре­
бителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или ли­
зинге.
Современный рынок лизинговых услуг — один из наиболее динамичных
и постоянно развивающихся. В США, например, на долю лизинга приходит­
ся примерно 25-30% в общей сумме капитальных вложений в машины и
оборудование. В современной хозяйственной практике под лизингом пони­
мается «совокупность экономических и правовых отношений, возникающих
в процессе инвестиционной деятельности в связи с реализацией договоров
особого рода — договоров лизинга». По указанному договору лизингодатель
обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем иму­
щество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это
имущество за плату во временное владение и пользование [9].
358
с экономической точки зрения операция лизинга во многом схожа с
долгосрочным кредитованием на закупку оборудования и других видов ос­
новных производственных фондов. Важно подчеркнуть, что для финансово­
го лизинга (в отличие от других его форм) характерно то, что срок аренды,
как правило, очень близок к сроку службы оборудования. Главное преиму­
щество лизинга состоит в том, что при наличии рентабельного проекта пред­
приниматель (ИП) имеет возможность получить оборудование и начать
новое производство без крупных единовременных затрат. Это особенно ак­
туально для малых и средних предпринимателей. По истечении срока лизин­
гового договора (периода лиза) и выплаты арендаторам полной стоимости
имущества и оговоренных процентов это имущество становится его собст­
венностью или, если это оговорено условиями договора, возвращается ли­
зингодателю.
Современные лизинговые фирмы предоставляют арендатору право выбо­
ра поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и при­
емки объекта сделки. Техническое обслуживание и ремонт поставленного
оборудования осуществляет либо предприятие-изготовитель, либо сам
арендатор (лизингополучатель). Важнейшими факторами, на основе кото­
рых устанавливаются конкретные сроки лизинговых договоров, чаще всего
выступают:
• срок службы оборудования, определяемый его технико-экономически­
ми характеристиками;
• нормы амортизационных отчислений, а также порядок их индексации,
устанавливаемые на правительственном уровне;
• ожидаемые сроки появления более производительной техники;
• конъюнктура рынка ссудных капиталов и тенденции ее развития.


10.3. Оценка потребности в средствах
и финансового состояния
10.3.1. Расчет потребности в финансовых средствах
Независимо от конкретных организационных форм реализации инно­
вационных проектов основанием для определения размера финансирования
являются сметы (сметные калькуляции), разрабатываемые по каждому про­
екту в отдельности в разрезе самостоятельных этапов с распределением по
годам (на текущий год с разбивкой по кварталам). При этом задача фи­
нансирования имеет как бы статический и динамический разрезы. В пер­
вом случае решается вопрос об общей величине денежных ресурсов, кото­
рые необходимы для осуществления проекта. Во втором — в какие кон­
кретные сроки эти ресурсы должны быть получены, чтобы своевременно
провести все необходимые платежи. Ответ на первый вопрос формируется
в результате составления развернутой формы плана финансовых поступле­
ний (табл. 10.1).
359
Т а б л и ц а 10.1
План финансирования ИП на 200_г., тыс. руб.
№ Объем Получено
Шифр Номер Сроки Цена План финансовых поступлений
финанси­
п/п дого­ выполне­
темы
собствен­ контр­
всего
рования
и этапа вора ния
ные рабо­ агентские
ты работы
А. Средства государственного бюджета


Б. Средства заказчиков

1
В. Прочие источники


Итого:



Эта машинная форма заполняется в разрезе источников финансирования
и позволяет определить общее количество денежных средств для осущест­
вления намеченных проектов. Дополняющий эту информацию расчет при­
были производится по форме, представленной в табл. 10.2.
Т а б л и ц а 10.2

Ожидаемый размер прибыли ИП за 200_г., тыс. руб.

№ Шифр Номер Срок Цена Балансовая прибыль
Объем работ
п/п темы и дого­ окон­
всего в том числе по
в том числе по всего
этапа вора чания
кварталам кварталам
III IV
1 II ill IV 1 II
А. Средства государственного бюджета


Б. Средства заказчиков


В. Прочие источники


Итого:



Мера своевременности финансирования определяется по специальной
форме, именуемой балансом денежных средств (табл. 10.3). Конкретные
методы организации финансовой работы в условиях ИП зависят от масшта­
бов деятельности, опыта людей, традиций ИП, т. е. в каждом конкретном
случае имеют свою специфику.



360
Т а б л и ц а 10.3

Баланс денежных средств ИП на 200_г., тыс. руб.

Объем поступлений Объем платежей Чистый Остаток
Месяц
приток на конец
в том числе всего в том числе
всего
(отток) месяца
по источникам заработная контрагент­ прочие средств
плата ские работы платежи
Январь
Февраль


Ноябрь
Декабрь
Итого:



Обобщающим документом финансового планирования работы современ­
ного ИП является финансовый план, представляющий собой баланс его де­
нежных доходов и расходов. Обычно этот план составляется в годовом раз­
резе, а в условиях высокой инфляции целесообразно составлять покварталь­
но. Финансовый план ИП содержит четыре самостоятельных раздела.
В первом разделе фигурируют доходы и поступление средств. Сюда
включаются все финансовые ресурсы ИП, кроме полученных от банков и
государства (т. е. из бюджетных и внебюджетных фондов). В состав показа­
телей этого раздела включается прибыль от выполнения НИОКР, от реали­
зации опытных образцов и серийной продукции, а также от инвестиционной
деятельности ИП, проценты и дивиденды по ценным бумагам, амортизаци­
онные отчисления, выручка от реализации ненужного оборудования и вы­
бывшего имущества, прирост устойчивых пассивов и т. д.
Во втором разделе данного плана «Расходы и отчисления средств» ука­
зываются направления использования финансовых ресурсов. Имеются в
виду те суммы, которые предполагается израсходовать на расширение про­
изводства (увеличение объемов разработок), экономическое стимулирова­
ние результатов деятельности предприятия, операционные и прочие расхо­
ды. Таким образом, в этом разделе плана фиксируются капитальные вложе­
ния, отчисления в фонды ИП, расходы на приобретение ценных бумаг, от­
числения в благотворительные фонды и т. п.
В третьем разделе финансового плана отражаются кредитные взаимоот­
ношения ИП с банковскими учреждениями. Именно здесь фиксируются все
полученные ИП ссуды, их возврат и уплата процентов за пользование кре­
дитом. При этом получаемые ИП средства указываются в доходной части
плана, а суммы, выплачиваемые в счет погашения ссуды, и проценты за
кредит — в расходной части.
В четвертом разделе данного плана отражаются взаимоотношения ИП с
бюджетом и внебюджетными фондами. Как и в предыдущем случае, этот
раздел плана имеет доходную и расходную части. В расходной части фигу-
361
рируют налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (налог на
прибыль, налог на имущество, отчисления в централизованные фонды и
т.п.), а в доходной — ассигнования, получаемые на капитальное строитель­
ство и расширение производства.
В современных условиях финансовое планирование должно быть макси­
мально профессиональным и мобильным, постоянно ориентироваться на
конъюнктуру рынка и предусматривать возможность изменения модели по­
ведения предприятия при изменении тех или иных факторов внешней
среды.


10.3.2. Показатели финансового состояния
инновационного проекта
В условиях перехода к системе рыночных отношений для характеристи­
ки финансовых ресурсов инновационного проекта целесообразно использо­
вать показатели (подробнее см. 11.3). Важнейшими из которых являются:
1) чистая текущая стоимость проекта (чистый дисконтированный
доход) — NPV;
2) чистый денежный поток по проекту (поток реальных денег) ˜ NCF;
3) внутренний коэффициент эффективности проекта (внутренняя
норма доходности) — IRR. Используется для характеристики окупаемос­
ти проекта;
4) срок окупаемости проекта;
5) общий размер инвестиций в проект, привлекаемых из внешних источ­
ников. Имеются в виду средства, предоставленные банками, инвестицион­
ными компаниями, фондами и т. п. на возвратной основе;
6) период возврата капитала. Этот показатель определяет срок, в течение
которого инвесторы вернут средства, вложенные в данный инновационный
проект.


10.3.3. Оценка финансового состояния
инновационного предприятия

К числу важнейших показателей, характеризующих финансовые резуль­
таты деятельности ИП, относятся расчетные показатели, которые объединя­
ются в четыре самостоятельные группы.
1. Показатели доходности деятельности ИП:

Прибыль от реализации
Рентабельность = "Р^»^»^"" (работ.услуг) ИП ^ ^^^„^^
Выручка от реализации
(работ, услуг)


362
Указанный показатель является наиболее общей характеристикой доход­
ности выпускаемой продукции и не зависит от уровня налоговых платежей
и других факторов, связанных с деятельностью государства. Этот показатель
является одним из основных ориентиров в принятии решений, связанных с
ценообразованием.

Прибыль, остающаяся
„^ в распоряжении ИП .лл„/
(10.2)
Прибыльность =тг—^ ^ X 100%.
Выручка от реализации
(работ, услуг) ИП

Указанный показатель характеризует величину чистого дохода, полу­
ченного ИП на 1 руб. реализованной продукции. Он дает обобщающую
характеристику номенклатуры выпускаемой продукции и учитывает как
структуру цены, так и размер налоговых платежей и обязательных отчис­
лений.

^ ^ Прибыль, остающаяся
Величина прибыли У^ТТ
насобственньй »распоряжении ИП ^ ^^^„^^
Собственный капитал
капитал

Указанный показатель характеризует эффективность хозяйственной де­
ятельности ИП, меру чистого дохода, приходящуюся на 1 руб. собственного
капитала. Чем выше значение этого показателя, тем эффективнее использу­
ется собственный капитал.
2. Показатель оборачиваемости активов ИП:

Обора}1иваемость _ Выручка от реализации (\с\ л\
активов Совокупные активы

Указанный показатель выступает обобщающей характеристикой исполь­
зования совокупных активов ИП (движимого и недвижимого имущества,
нематериальных активов, денежных средств, ценных бумаг и т. п.), участву­
ющих в хозяйственном обороте.
5. Показатели финансовой устойчивости ИП:

Платежеспособность _ Собственный капитал п О ^"i
ИП Совокупные активы

Этот показатель определяет способность предприятия выполнять все свои
внешние обязательства (как краткосрочные, так и долгосрочные), используя
свои активы. Считается, что если его значение больше 0,5, то финансовый
риск невелик и нет оснований беспокоиться за платежеспособность ИП.


363
общая ликвидность Текущие активы /1П fi^
ИП Краткосрочные обязательства '

Под ликвидностью понимается возможность быстрого превращения цен­
ностей предприятия (хозяйственных средств) в наличные деньги без каких-
либо потерь в цене. Коэффициент общей ликвидности характеризует спо­
собность ИП выполнять свои краткосрочные обязательства (по кредитам, по
уплате налогов, по выплате заработной платы и т. п.), используя свои теку­
щие активы.

Средства на расчетном
и прочих счетах в банке,
Срочная ликвидность деньги в кассе / 10 7^
^
ИП Краткосрочные обязательства *

Коэффициент срочной ликвидности показывает, имеется ли возмож­
ность погасить все краткосрочные обязательства ИП только за счет денеж­
ных средств, находящихся на счетах ИП и в его кассе.
Три следующих показателя исчисляются в денежной форме и характе­
ризуют состояние денежных расчетов предприятия с дебиторами и креди­
торами.

Размер дебиторской = Сумма строк 230 и 240 актива
задолженности баланса ИП; (10.8)

Размер кредиторской = Строка 620 пассива
задолженности баланса ИП; (10.9)

Размер просроченной Сумма просроченной задолженности
кредиторской = по строкам 500-725 пассива
задолженности баланса ИП. (10.10)

Размер дебиторской задолженности показывает, какую сумму средств
(на дату баланса) должны данному ИП другие хозяйствующие субъекты.
Размер кредиторской задолженности характеризует сумму средств, которую
должно выплатить данное ИП по соответствующим счетам другим ИП и
банкам.
Для ИП, созданных в форме акционерных обществ, действующим зако­
нодательством предусматривается обязательное использование и еще одно­
го показателя финансовой устойчивости — оценки стоимости чистых акти­
вов. В соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина РФ и
ФКЦБ РФ от 5 августа 1996 г. № 71/149, эта оценка осуществляется по
данным годового бухгалтерского баланса. Величина чистых активов опреде­
ляется путем вычитания из суммы активов акционерного общества, прини­
маемых к расчету, определенной суммы его обязательств (пассивов).
364
Если по окончании второго и последующих годов стоимость чистых ак­
тивов акционерного общества оказывается меньше его уставного капитала,
общество обязано уменьшить свой уставный капитал до величины, не пре­
вышающей стоимости чистых активов. Акционерное общество не вправе
выплачивать дивиденды, если стоимость его чистых активов меньше устав­
ного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в резуль­
тате выплаты дивидендов.
4. Показатели доходности акций ИП:

Расчетный курс _ Собственный капитал . ^ч^о/. /i(\ а\
о —А « X 1\)\)/о] (lU.il)
акций Акционерный капитал

Прибыль, остающаяся
Прибыль _ в распоряжении ИП Г10 19^
на акцию Число акций '

Часть прибыли, остающейся
в распоряжении ИП, направляемая
^^^Р на выплату дивидендов . . . ^^ о/ м(мо\
годового =—77 "^ х100%. (10.13)
Номинальная стоимость акции
дивиденда

Все три показателя, входящих в данную группу, предназначены прежде
всего для сведения акционеров предприятия. Первый из них характеризует
реальную ценность акций данного ИП в случае его ликвидации (перепрода­
жи); второй показатель — доходность акций, т. е. отдачу на капитал, равный
номинальной стоимости этой акции; третий показатель — чистую прибыль
акционера, т. е. конкретную сумму денег, которую он получит на каждую из
своих акций.
Естественно, что для более детальной и развернутой оценки финансового
состояния ИП может использоваться и целый ряд других показателей. Их
смысл и методы расчета можно почерпнуть из специальной литературы
[1,5,12].

Контрольные вопросы

1. Какие функции в экономике рыночного типа выполняет система финансирован
2. На каких принципах строится организация финансирования инноваций?
3. Какие задачи призвана обеспечивать система финансирования?
4. Перечислите основные источники средств, которые используются для фина
сирования инновационной деятельности.
5. В чем специфика и назначение внебюджетных фондов и других источников
негосударственного финансирования ?
6. Чем определяется размер дополнительной эмиссии акций акционерного общест
7. К чему сводится сущность и назначение финансового лизинга?
365
8. По каким показателям может оцениваться финансовое состояние инновацион­
ного проекта?
9. Какие показатели характеризуют доходность деятельности ИП?
10. Как оценивается финансовая устойчивость ИП?
11. Каким способом оценивается доходность акций ИП?


Литература
\. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статисти­
ка, 1995.
2. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Банковский и биржевой
научно-консультационный центр, 1992.
3. Бочаров В.В. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2001.
4. Bafi Хорн Дж. Основы управления финансами. Пер. с англ. М.: Финансы и
статистика, 1996.
5. Едронова В. П., Мизиковский Е. Л. Учет и анализ финансовых активов. М.:
Финансы и статистика, 1995.
6. Завлин П. Я., Васильев В.Л. Оценка эффективности инноваций. СПб.: Бизнес-
Пресса, 1998.
7. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб., 2002.
8. Медведев Л.Г. Финансовый менеджмент. СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 1998.
9 . 0 финансовой аренде (лизинге). Федеральный закон от 29 октября 1998 г.
№ 164-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29 января 2002 г.).
10. Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. М.: Ось-89, 1997.
И. Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, допол­
нительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постанов­
лением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. № 47.
12. Шеремет Л Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-
М, 1995.
13. Шим Дж.К.у Сигел Дж.Г. Финансовый менеджмент. Пер. с англ. М.: Информ.-
издат. дом «Филинъ», 1996.
Глава 11

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ




11.1. Понятие оценки эффективности
инновационных проектов

11.1.1. Сущность проблемы оценки
эффективности инноваций

Проблема комплексной оценки эффективности капитальных вложений
постоянно находилась и находится в центре внимания ученых-экономистов
и руководителей-практиков различных уровней и рангов. За последние де­
сятилетия было издано большое число научных работ, посвященных этой
проблеме [например, 7,13,24], разработано множество разнообразных вари­
антов методических указаний и рекомендаций в области экономического
обоснования капитальных вложений в различные объекты инвестирования,
предназначенных для различных уровней применения — общегосударствен­
ного, отраслевого и территориального [16]. Однако более семи лет, насыщен­
ных важными политическими и социально-экономическими событиями,
кардинально изменившими экономические условия жизни всего общества,
основным общегосударственным документом, регламентирующим порядок
оценки экономической эффективности капитальных вложений, являлись
Методические рекомендации, утвержденные постановлением Миннауки
СССР и Президиума АН СССР от 3 марта 1988 г. № 60/52 [16]. И лишь в
1994 г. были опубликованы Методические рекомендации по оценке эффек­
тивности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, ут­
вержденные совместным постановлением Госстроя России, Минэкономики
РФ, Минфина РФ и Госкомпрома России от 31 марта 1994 г. № 7-12/47 [23].
Естественно, возникает вопрос о степени новизны и соответствия подоб­
ных рекомендаций реальным экономическим условиям и возможности их
использования для оценки инновационных проектов. Однако, прежде чем
ответить на этот вопрос, целесообразно остановиться на некоторых методо­
логических вопросах в области капитальных вложений, ориентируясь при
этом на современное состояние и перспективы развития экономики страны.
Проблема оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций)
возникает перед потенциальным инвестором, т.е. тем хозяйствующим субъ-
367
ектом, в распоряжении которого находятся капитальные ресурсы, инвести­
рование которых может принести их собственнику некоторую выгоду. Вы­
года в общем виде может быть определена как степень достижения целей,
стоящих перед инвестором, определяемых его потребностями.
Если следовать классическим канонам теории рыночной экономики, со­
гласно которым деятельность первичных хозяйствующих субъектов (произ­
водителей, покупателей и конечных потребителей продукции и услуг) осно­
вана на свободе выбора сфер и направлений этой деятельности; а функции
государства сводятся к регулированию процессов взаимодействия первич­
ных хозяйствующих субъектов, то напрашивается вывод о необходимости
выделения по крайней мере двух видов критериев эффективности их дея­
тельности. Во-первых, это локальные критерии эффективности деятельнос­
ти первичных хозяйствующих субъектов, которые в рамках заданных внеш­
них ограничений стремятся к получению наибольших выгод (доходности,
прибыли) в долгосрочной перспективе. Во-вторых, это глобальный крите­
рий эффективности деятельности всей экономической системы, который
должен лежать в основе государственной политики, направленной на обес­
печение динамичного развития всего общества. Признание наличия двух
групп неоднородных и даже противоречивых критериев требует и разработ­
ки различных методов оценки эффективности капитальных вложений, ко­
торые в соответствии с принятой классификацией могут быть названы
макро- и микроэкономическими.
Для ИП и научных организаций, функционирующих в условиях рыноч­
ных отношений на основе самофинансирования и самоокупаемости и осу­
ществляющих инвестирование, т. е. вложение собственных или заемных
денежных средств в развитие производства и создание тем самым долгосроч­
ной материальной основы своего развития, очень важным является вопрос
о перспективной выгодности — конечной экономической эффективности
таких инвестиций. В связи с этим ИП (организации) должны, учитывая ту
или иную степень неопределенности, прогнозировать, какой суммарный
доход от этих инвестиций может быть получен. Для этого должен использо­
ваться соответствующий инструментарий экономических обоснований при­
нимаемых решений.
В современных условиях кардинального реформирования хозяйственно­
го механизма, его ориентации на рыночные модели экономического разви­
тия проблема экономического обоснования инвестиционных решений при­
обретает особую актуальность. Такого рода проблемы возникают как на
уровне первичных хозяйствующих субъектов (ИП и организаций), так и в
высших эшелонах управления национальной экономикой, в частности при
распределении бюджетных средств на финансирование научных, социаль­
ных и иных общегосударственных программ.
Важной отличительной особенностью хозяйствующих субъектов, дейст­
вующих в рыночной экономической системе, следует считать различия в
целях, которые они преследуют в своей деятельности. Так, государственные
органы власти и управления, призванные осуществлять регулирование со-
368
циально-экономических и политических процессов, должны, очевидно, ис­
ходить из глобальных, народнохозяйственных целей развития общества в
целом. Здесь нет существенных расхождений с задачами и целями, которые
решали государственные органы управления ранее. Различие состоит в ос­
новном в способах реализации этих целей. Если в условиях административ­
но-командной экономики основным средством реализации общегосударст­
венной политики выступал план как форма прямого управления первичны­
ми объектами народного хозяйства, то в рыночной экономике государство
формирует внешние условия хозяйствования первичных хозяйствующих
субъектов, создавая стимулы для экономического роста национальной эко­
номики.
В свою очередь первичные хозяйствующие субъекты, ограниченные
лишь установленными государством и едиными для всех субъектов «прави­
лами игры», строят свою деятельность в направлении достижения своих
локальных целей, состоящих в получении наибольших собственных выгод в
долгосрочной перспективе. Различия в целях, которые решают хозяйствую­
щие субъекты, должны, очевидно, проявляться и в различных критериях,
лежащих в основе инвестиционных решений, а также методах оценки эконо­
мической эффективности инвестиций. Эти подходы и методы, как отмеча­
лось выше, можно условно назвать макроэкономическими, если в их основе
лежат глобальные критерии эффективности инвестиций, и микроэкономи­
ческими, если они базируются на локальных критериях.
Реализации любого инновационного проекта (особенно в условиях ры­
ночного хозяйствования) должно предшествовать решение двух взаимосвя­
занных методических задач, а именно: 1) оценка выгодности каждого из
возможных вариантов осуществления проекта; 2) сравнение вариантов и
выбор наилучшего из них. В условиях интеграции национальной экономики
в мировую экономическую систему способы решения указанных задач не
должны вступать в противоречие с методами экономических измерений и
обоснований, принятыми в мировой практике.
В условиях господства государственной формы собственности и центра­
лизованных методов управления экономикой преобладал и соответствую­
щий централизованный, единый для всех предприятий и организаций под­
ход к оценке эффективности хозяйственных решений. Суть его сводилась к
принципу, согласно которому все, что выгодно для государства, должно быть
выгодно и для каждого из хозяйствующих субъектов. Этот принцип предус­
матривал единый для всех субъектов глобальный критерий эффективности
капитальных вложений — экономический эффект, получаемый на всех ста­
диях и этапах реализации нововведения, т.е. от проведения исследований и
разработок до использования инноваций у потребителя. Методический спор
в основном касался лишь показателей, которыми оценивался этот эффект:
то ли это «приведенные затраты» на реализацию новшества, то ли это «ин­
тегральный» или «годовой экономический эффект».
В условиях административно-командной системы управления экономи­
ческие обоснования, хотя и являлись обязательными атрибутами любого
369
хозяйственного решения, играли второстепенную роль и зачастую носили
чисто формальный характер. Как организации, осуществляющие освоение
выделенных капитальных вложений, так и ведомства, занимающиеся их
распределением, были всего лишь распорядителями, но не фактическими
владельцами выделяемых денежных средств. Кроме того, выделение денеж­
ных средств на осуществление капитальных вложений в основном носило
безвозмездный характер. Такой подход к обоснованию хозяйственных реше­
ний приводил к ухудшению хозяйственной ситуации. Нередко приобрета­
лось оборудование, которое годами не находило применения либо исполь­
зовалось не на полную мощность. Приобретаемая за валюту за рубежом
новая техника не вписывалась в существующие технологические процессы,
а поэтому не давала той отдачи, которую можно было ожидать исходя из ее
технического уровня.
Метод оценки эффективности, предложенный в Методических рекомен­
дациях, при определенных условиях базируется на анализе динамики по­
ступлений и платежей денежных средств, связанных с инновационным про­
ектом. А именно подобный подход, основанный на анализе «потока налич­
ности», широко используется в западной теории и практике инвестицион­
ных расчетов. И именно этот подход положен в основу Методических
рекомендаций по оценке эффективности инновационных проектов [23], ко­
торые более полно соответствуют методам, общепринятым в мировой прак­
тике. В данных Методических рекомендациях нашли достаточно полное
отражение результаты научных исследований отечественных экономистов в
области методов оценки эффективности инвестиций. Не все положения этих
рекомендаций являются бесспорными. В частности, в них предлагается де­
ление показателей эффективности инновационных проектов на следующие
виды:
• показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие
финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных
участников;
• показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые пос­
ледствия осуществления проекта для федерального, регионального или
местного бюджетов;
• показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и
результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы пря­
мых финансовых интересов участников инновационного проекта и допус­
кающие стоимостное измерение.
Выделение подобных видов является искусственным и связано с опреде­
лением единого показателя экономической эффективности, но примени­
тельно к различным объектам и уровням экономической системы: народно­
му хозяйству в целом (глобальный критерий экономической эффективнос­
ти), региональному, отраслевому, уровню фирмы или конкретному иннова­
ционному проекту. Таким образом, проведенный анализ подходов и методов
оценки экономической эффективности инвестиций позволяет сделать сле­
дующие выводы:
370
• методы оценки экономической эффективности капитальных вложений,
разработанные для условий административно-командной экономики, не
удовлетворяют современному состоянию развития экономических реформ
в теоретическом и в практическом аспектах;
• представляет значительный интерес зарубежный опыт проведения ин­
вестиционных расчетов, в котором широко используются как динамические
методы оценки экономической эффективности, основанные на анализе фи­
нансовых потоков и позволяющие оценить экономическую целесообраз­
ность реализации инновационных проектов в целом, так и статические ме­
тоды, базирующиеся на исследовании финансового состояния ИП, осущест­
вляющих инвестиционные программы, по отчетным годам инвестиционного
периода.


11.1.2. Оценка эффективности инноваций
при рыночной экономике

На предынвестиционной стадии разработки инновационного проекта
практически завершенными являются НИОКР нововведений, полностью
снимается неопределенность относительно технических параметров проек­
та. В этих условиях наиболее значимыми для оценки эффективности проек­
та при решении вопроса о его дальнейшей реализации являются экономи­
ческие (коммерческие) показатели. На этом этапе разработки инновацион­
ного проекта его характеристики практически не отличаются от любого
инвестиционного проекта:
• потребность в инвестициях для организации производства и реализа­
ции нововведения (товара, услуги), которая может быть оценена с достаточ­
ной степенью достоверности на основе планируемых масштабов реализации
проекта;
• наличие неопределенности в объемах продаж (вероятности коммерчес­
кого успеха), уровень которой зависит как от внутренних факторов (глуби­
ны и направленности маркетинговых исследований, например), так и от
внешних факторов (конъюнктура рынка).
В этом случае на предынвестиционной стадии инновационные проекты
могут оцениваться с помощью показателей, характеризующих эффектив­
ность инвестиций. Оценка эффективности проекта производится на следу­
ющих этапах:
• при оценке проекта в целом, где оценивается экономическая эффектив­
ность инвестируемых в проект средств вне связи с источником их возникно­
вения (собственные или заемные, внутренние или внешние);
• при оценке эффективности использования собственного капитала для
финансирования проекта.
Очевидно, что проект, эффективный в целом, но финансируемый за счет
дорогостоящих кредитов, не может быть привлекательным для инициатора
или потенциального инвестора. Именно этим объясняется наличие двух
371
оценок эффективности проекта на предынвестиционной стадии. На рис.11.1
более обстоятельно по этапам инновационного процесса (жизненного
цикла инноваций) приводятся инвестиции, необходимые для выполнения
инновационного проекта. Показано, какой вид инвестиций может быть оп­
тимален в зависимости от этапа выполнения проекта (бюджетное финан­
сирование, рисковые инвестиции, коммерческие). На этой модели показан
момент возврата инвестиций, получения прибыли, спада продаж и т. д.
1 Затраты ^^новационная деятельность и маркетинг

>
1
Спад ]
] Внедрение ] Рост | Замедление роста ]
Научная и научно-
техническая
Объем 1
деятельность
продаж 1



1 / 1 Объем 1
Создание новации
1 / 1 прибыли 1




Этап 1 1 Этап 2 ] Этап 3

Время, Т 1
Инвестиции /1 \ Момент возврата
.„^^^ / 1 \ ^ инвестиций
1 ФИ 1 ПИ 1 ОКР
Инновационный лаг !


Этап 4 Коммерциализация новации 1
Бюджетное f
1 1
1 финанси- ]
рование i F'еинвестиции i Инвестиции в производство >
• — ^ 1


Жизненный цикл инновации
: рл
<


Рис. 11.1. Основные этапы инновационного процесса


На рис. 11.2 показано распределение инвестиций в инновационном проекте
по этапам его проведения, а также превращение инвестиций (капитальных
вложений) по мере готовности инновационного проекта в денежные доходы,
т.е. прибыль. Таким образом, наглядно представлена эффективность проекта.
Рассмотрим теперь более подробно показатели оценки эффективности
проекта, которые могут использоваться для принятия решений о целесооб­
разности его дальнейшей реализации. Эффективность проекта характеризу­
ется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов.
На рис.11.3 приводятся показатели эффективности инновационного проек­
та [22].
372
Дисконтированные
Доходность
Денежные доходы
денежные доходы
инвестиций,
руб.



1
\



\
1 Инвестиции i



i
1 на этапе |
1 выхода 1
Инвести!4ИИ 1 новации i
j на рынок j
; в НИР




Этап 1 J Этап 2 , Этап 3 •

^
1 i 1


WM. Шт^^'
0
Время, Т
''У/У/
Шт J*"*'*""^i

Шт1 ш

1
1
7//Л
©. 1


^
1
i Инвестиции !
Приведенные
Этап 4
1
1впр<зизводство 1
капиталовложен!Л9\
1
W
^

Р\АС. 11.2. Инвестиции в инновационном проекте



Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта опре­
деляется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих
требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчи­
тываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников. При этом
в качестве эффекта на t-м шаге (Э^) выступает поток реальных денег.
В рамках каждого вида деятельности происходит приток ni(t) и отток
Oi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Oi(t):

Oi(t) = ni(t)˜Oi(t), (11.1)
где1= 1,2,3.
Потоком реальных денег 0 ( t ) называется разность между притоком и
оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельнос­
ти в каждом периоде осуществления проекта ( на каждом шаге расчета):

0 ( t ) = [n,(t) - 0,(t)] + [n,(t) - 0,(t)l = 0,(t) + 0 ' ( t ) . (11.2)

373
Народнохозяйственная
экономическая —
отражает эффективность
проекта с точки зрения
всего народного хозяйства
и для регионов, отраслей




Бюджетная —
Коммерческая —
учитывает финансовые последствия учитывает влияние проекта на
для участников проекта расходы (доходы) бюджета



Рис. 11.3. Показатели эффективности инновационного проекта


Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов
осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федераль­
ного, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюд­
жетной эффJeктивнocти, используемым для обоснования предусмотренных
в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, являет­
ся бюджетный эффект.
Бюджетный эффект (BJ для t-ro шага осуществления проекта определя­
ется как превышение доходов соответствующего бюджета ( D J над расхода­
ми (Pj) в связи с осуществлением данного проекта:

Bt = D , - P , (11.3)

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отра­
жают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства
в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъ­
ектов Федерации), отраслей, организаций. При расчетах показателей эконо­
мической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результа­
тов проекта включаются (в стоимостном выражении):
• конечные производственные результаты (выручка от реализации на
внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции, кроме про­
дукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же
374
относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собствен­
ности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ
для ЭВМ и т. п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
• социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из со­
вместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, со­
циальную и экологическую обстановку в регионах;
• прямые финансовые результаты;
• кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления
от импортных пошлин и т. п.
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты: обу­
словленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних органи­
заций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного
имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производст­
венных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных
аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не под­
дающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные пока­
затели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии
решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.
В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необ­
ходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участ­
ников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинако­
вых затрат одних участников в составе результатов других участников [4].
Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности
инновационного проекта осуществляется в пределах расчетного периода,
продолжительность которого принимается, с учетом таких факторов, как
продолжительность создания, эксплуатации и ликвидации проекта, сре­
дневзвешенного нормативного срока службы основного технологического
оборудования, требований инвестора. Для стоимостной оценки результатов
и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные
цены. Под базисными понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйст­
ве на определенный момент времени. Базисная цена на любую продукцию
или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода.
Измерение экономической эффективности проекта в базисных ценах произ­
водится, как правило, на стадии технико-экономических исследований ин­
вестиционных возможностей. Базисные, прогнозные и расчетные цены
могут выражаться в рублях и устойчивой валюте.
При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение раз­
новременных показателей осуществляется путем приведения {дисконтиро­
вания) их к ценности в начальном периоде. Для приведения разновременных
затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (5), равная
приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Технически приведе­
ние к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих
место на t-м шаге расчета реализации проекта, удобно производить путем их

375
умножения на коэффициент дисконтированиЯу определяемый для постоян­
ной нормы дисконта 8 как




где t — номер шага расчета (t = О, 1, 2,..., Т); Т — горизонт расчета, равный
времени реализации проекта.
Также предполагается расчет таких важных оценочных показателей про­
екта, как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли,
рентабельность инвестиций, срок окупаемости произведенных вложений,
что позволяет оценить потенциальную привлекательность проекта для ин­
вестора.
Чистый дисконтированный доход определяется как сумма текущих эф­
фектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как
превышение интегральных результатов над интегральными затратами.
Срок окупаемости — минимальный временной интервал, за пределами
которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неот­
рицательным. Иными словами, это период, начиная с которого первоначаль­
ные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом,
покрываются суммарными результатами его осуществления.
Но ни один из перечисленных критериев сам по себе не является доста­
точным для принятия проекта. Решение об инвестировании средств в проект
должно приниматься с учетом значений всех перечисленных критериев и
интересов всех участников инновационного проекта. Важную роль в этом
решении должны играть структура и распределение во времени капитала,
привлекаемого для осуществления проекта, а также другие факторы, неко­
торые из них поддаются только содержательному, а не формальному учету.
Оценка финансовой состоятельности проекта предусматривает разр
ботку оптимальной схемы финансирования проекта исходя из потребности
в денежных ресурсах и возможных источников ее покрытия (собственных
или заемных средств). Для этого оценивается эффективность привлечения
средств учредителей, эмиссии ценных бумаг, составляется оптимальный
график погашения кредита, рассчитывается максимально возможная ставка
кредита, который может быть погашен на протяжении заданного периода
эксплуатации проекта, проводится анализ показателей ликвидности, рента­
бельности и оборачиваемости активов, разрабатываются необходимые
формы финансовой отчетности (отчет о движении денежных средств, отчет
о прибыли, баланс проекта). В расчетах отражаются обязательства ИП перед
кредиторами, акционерами и государством, учитываются условия налогооб­
ложения и макроэкономическое окружение.
При принятии решения об инвестировании средств в проект необходимо
проанализировать риски, связанные с ним. Такой анализ позволяет оценить
чувствительность экономических показателей проекта к изменениям внеш­
ней среды под воздействием факторов инфляции, неопределенности, риска,
376
характерных для российской экономики, приводятся практические реко­
мендации по ослаблению их влияния. Определяются границы изменения
экономических условий, в пределах которых проект остается эффективным,
производится параметрический сценарий, вероятностный анализ его разви­
тия. Лицу, принимающему решение, предлагается полная и обоснованная
картина возможных результатов реализации проекта, позволяющая уверен­
но принять это решение. Потоки чистых платежей, т.е. разницу между вы­
ручкой и суммой инвестиционных издержек, функционально-администра­
тивных издержек, выплаты заемных средств и платежей в бюджет в каждом
расчетном периоде, потоки чистых дисконтированных платежей и коэффи­
циенты эффективности проекта, можно представить в виде табл. 11.1. Для
оценки эффективности инвестиций в этой таблице рассчитывается ряд
коэффициентов, общепринятых как в зарубежной, так и в отечественной
практике.
Т а б л и ц а 11.1

Потоки чистых платежей и расчет коэффициентов
эффективности проекта
т
t
Статьи 1
А. Приток средств
1. Выручка
2. Кредиты (займы, ссуды)
В. Отток средств:
1. Инвестиции в основной и оборотный капитал
а) инвестиционные издержки
2. Выплата займов
а) основная часть долга
б) ссудный процент
3. Функционально-административные издержки
(без амортизации)
4. Платежи в бюджет
С. Поток чистых платежей
D. Чистый дисконтированный доход при заданной
норме дисконтирования 6 (NPV)
Е. Внутренняя норма прибыли (IRR)
F. Простая норма прибыли (R)
G. Период полной окупаемости (Р)
Н. Коэффициент финансовой автономности
проекта (Кфа)
I. Коэффициент текущей ликвидности (Кл)




377
1. Интегральные показатели:
а) чистый дисконтированный доход (NPV) вычисляется как сумма дис­
контированных потоков чистых платежей на всем расчетном промежутке:

1 (12.2)
NPV = ] ^
1+5

где 5 — норма дисконта; Ct — поток чистых платежей.
Путем дисконтирования определяется текущая стоимость будущих дохо­
дов и затрат. Поэтому норма дисконта 5 иногда называется стоимостью
капитала (cost of capital), которую часто определяют требуемой отдачей на
капитал инвесторов. Экономический смысл дисконта в сравнении денежных
сумм во времени — норма упущенной прибыли за этот период. Коэффициент
дисконтирования может быть изменен в зависимости от пожеланий инвес­
тора, но таким образом, чтобы обеспечить компенсацию риска потерь. Высо­
кий коэффициент дисконтирования уменьшает прогнозируемый приток на­
чальных средств быстрее, чем меньший коэффициент. Если предполагается,
что инновационный проект менее рискованный, чем традиционная сфера
деятельности фирмы, тогда выбирается и более низкая, чем обычно, 5 [4].
Неопределенность будущих денежных потоков — одна из основных про­
блем при выборе дисконта. Если будущие денежные потоки точно известны,
их следует дисконтировать просто по безрисковой норме отдачи 5 о (го) [15].
Если NPV > О, рентабельность инвестиций превышает минимальный коэф­
фициент дисконтирования; если NPV < О, рентабельность проекта ниже
минимальной нормы и от проекта следует отказаться. Если имеются альтер­
нативные варианты, то желательно уточнить величину инвестиций, необхо­
димую для получения положительного значения NPV. Отношение NPV к
текущей стоимости инвестиций Ij = I х К называется коэффициентом чис­
того дисконтированного дохода и равно дисконтированной норме поступле­
ний на инвестиции.

,t-l
(11.6)
KNPV=NPV/5:
1+8
t=i L


где It — общие инвестиционные издержки в году t;
б) внутренняя норма прибыли (IRR).
Внутренней нормой прибыли называют коэффициент дисконтирования,
при котором текущая величина чистого дохода равна О, т. е. такое 5 , что

т ,t-i
(11.7)
Ct, = 0, IRR = 5 .
если^
i+5
t=i


378
Этот коэффициент показывает точную величину рентабельности проекта
(внутренний для проекта коэффициент дисконтирования). IRR показывает
фактический уровень рентабельности общих инвестиционных издержек. Ре­
шение об инвестировании принимается, когда IRR больше ставки процента
по долгосрочным кредитам. IRR также может применяться для определения
условий предоставления займа кредиторами, поскольку устанавливает став­
ку процента, которая может быть уплачена без риска подорвать ликвидность
проекта. Поскольку IRR определяется на основе текущих цен, ее нужно
сравнивать с реальной стоимостью капитала, т.е. если ставка процента по
займам — 5, а инфляция за период дисконтирования составляет А процен­
тов, то реальная стоимость капитала (5 — А), и именно с этой величиной
следует сравнивать IRR.
2. Простые показатели финансовой оценки:
а) простая норма прибыли на общие инвестиционные издержки:

NP + P
R= Y 1"0%, (11.8)
где NP — чистая прибыль; Р — проценты на заемный капитал; I — общие
инвестиционные издержки;
б) простая норма прибыли на акционерный капитал:

R =^100%, (11.9)

где Q — акционерный капитал;
в) период окупаемости.
Это период, необходимый для возмещения исходных капиталовложений
за счет прибылей от проекта (чистая прибыль после вычета налога + финан­
совые издержки н- амортизация):


I = X [ P t + Dt + NP.], (11.10)


где Т — период окупаемости; I — общие инвестиции; NP — чистая прибыль
в году t; Dt — амортизация; Pt — проценты на заемную часть капитала.
В случае если поток денежных поступлений по проекту постоянен во
времени, срок окупаемости может быть рассчитан следующим образом:

<<

стр. 12
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>