<<

стр. 17
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

жание. В каждом конкретном случае подготовка бизнес-плана МИП требует
тщательного анализа всех аспектов инновационного бизнеса. Особое внима­
ние должно уделяться временнйм характеристикам предпринимательской
деятельности. Составление бизнес-плана завершается предоставлением ка­
лендарного плана работ, мероприятий, изменения запасов и движения фи­
нансов. Календарный график бизнес-плана обеспечивает координацию всех
работ и мероприятий во времени и в пространстве. По каждой позиции

500
календарного графика указываются сроки проведения работ, исполнители,
ожидаемые результаты и требуемые затраты материальных, трудовых или
финансовых средств.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение инновационного предпринимательства.
2. В чем заключаются специфические черты инновационного предпринимательства?
3. Назовите основные формы инновационного предпринимательства и перечисли­
те их слабые и сильные стороны,
4. Каковы основные признаки малого инновационного предприятия?
5. Перечислите фазы жизненного цикла малого инновационного предприятия.
в. В чем состоит общий порядок создания малого инновационного предприятия?
7. Какие типы организационных структур применяются в МИП?
8. Какие организационно-правовые формы инновационного предпринимательства
используются в РФ?
9. Расскажите о содержании и требованияху предъявляемых к бизнес-планирова­
нию в инновационном предпринимательстве.

Литература
1. Pleschak F., Sabisch Н. Innovations management. Stuttgart: Sohaffer-Poeschel, 1996,
2. Агеев A.M. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. М.:
Наука, 1991.
З.Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство. М., 1992.
4. Завлин П. Я., Ипатов А. А. Кулагин А. С. Инновационная деятельность в
условиях рынка. СПб., 1994.
5. Иванова Н. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной
экономики / / Российский экономический журнал. 1995. № 12.
6. Интеллектуальная собственность: Сборник типовых договоров. М.: Инфра-
М, 1995.
7.ЛапустаМ.Г., Старостин ЮЛ. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 1996.
8. Либерникель. В. Управление конкурентоспособностью малых и средних пред­
приятий на международных рынках / / Проблемы теории и практики управления.
1997. Хо 5.
9. Наука России. 1996: Стат. сб. М.: ЦИСН, 1996.
10. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. № 315 <0 порядке
образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фон­
дов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» (в ред. поста­
новления Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 898).
И. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О фонде
содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»- (в
ред. постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. № 213).
12. Федеральный закон от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»-.
13. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и научно-тех­
нической политике».
14. Хойхер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990.
15. Экономика и управление в отраслевых НТО: Справ, пособие / Под ред.
П.Н. Завлина, А. К. Казанцева. М.: Экономика, 1990.
Г л а в а 14

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




14.1. Понятие интеллектуальной собственности
Правовое регулирование инновационной деятельности имеет комплекс­
ный характер, так как оно представлено нормативно-правовыми актами ряда
отраслей законодательства. Основой правового регулирования инновацион­
ной деятельности является гражданское законодательство, включающее за­
конодательство об авторских смежных правах, патентное и иное законода­
тельство об интеллектуальной собственности, законы о предпринимательст­
ве, инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной
деятельности согласуется с трудовым законодательством, законодательст­
вом о бюджетном процессе и устройстве, законодательством о поставках
товаров и продукции для важнейших государственных нужд и законодатель­
ством о государственной и коммерческой тайне.
Нормативно-правовая база инновационной деятельности предприятий
содержит нормативные акты трех уровней:
• законодательные (включающие акты высшей юридической силы — кон­
ституционные и федеральные законы, а также указы Президента РФ);
• подзаконные (включающие правительственные постановления и ве­
домственные акты — приказы и постановления министерств и ведомств
РФ);
• локальные (представленные системой актов индивидуального характе­
ра — различные гражданско-правовые договоры и административные акты
участников инновационной деятельности).
Центральное место в правовом регулировании инновационной деятель­
ности занимают правовые аспекты охраны интеллектуальной собственнос­
ти, под которой понимается совокупность авторских и других прав на ре­
зультаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами госу­
дарства. Материально-вещественную основу интеллектуальной собствен­
ности составляет интеллектуальный продукт как результат творческих
усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива), вы­
ступающий в различных формах: научные открытия и изобретения; резуль-
502
таты НИОКР, технологических и проектных работ; образцы новой продук­
ции, новой техники и материалов, полученные в процессе НИОКР, а также
оригинальные научно-производственные услуги; оригинальные консалтин­
говые услуги научного, технического, экономического, управленческого ха­
рактера, включая сферу маркетинга; новые технологии, патенты и т. д.
Смысл и предназначение правового регулирования интеллектуальной
собственности в широком смысле заключаются в охране и стимулировании
развития интеллектуального потенциала страны. Учитывая разнообразие
объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, пра­
вовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональ­
ных сфер: авторское право, патентное право и засекречивание.
Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулиру­
ющих правоотношения, связанные с созданием и использованием опреде­
ленного интеллектуального продукта. Авторское право предусматривает ис­
ключительное право автора оригинальных научных, литературных, художе­
ственных и других произведений размножать их любыми методами и про­
давать. Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует не
менее 50 лет после его смерти. Оно распространяется на любые творческие
результаты независимо от формы, назначения и достоинств интеллектуаль­
ного продукта. Это могут быть: технические описания, книги и брошюры,
инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозна­
чения и т. д. — все то, что подлежит защите против возможного недобросо­
вестного использования и конкуренции. Особенно важно обеспечить право­
вую охрану секретов производства (ноу-хау), содержащих результаты твор­
ческой интеллектуальной деятельности, в том числе коммерческие, техно­
логические и конструкторские секреты производства, всевозможные
руководства к использованию, спецификации, формулы и рецептуры, харак­
теристики технологического процесса, знания и опыт в области маркетинга,
разработки планов развития и реорганизации производства. На практике
правовая охрана ноу-хау осуществляется по нормам Гражданского кодекса
о промышленной конфиденциальной информации.
Для целей правового регулирования в законодательстве выделяются
виды и типы объектов интеллектуальной собственности, требующие право­
вой защиты и особых форм ее осуществления. Специфика отдельного объ­
екта интеллектуальной собственности и механизм ее правовой защиты в
значительной мере определяются сущностью созданного интеллектуально­
го продукта и фазой инновационного цикла (научные исследования— разра­
ботки—производство—сбыт—потребление), на которой этот продукт был
получен.
Так, интеллектуальная собственность на стадии фундаментальных и по­
исковых исследований выступает в форме новых научных знаний, теорий,
научных открытий и т. п., объединяемых понятием результата научной дея­
тельности. Специфическими признаками научной деятельности являются:
• самостоятельность, предполагающая непосредственное участие субъ­
екта этой деятельности в создании ее результата;
503
• творческий характер, обозначающий, что данная деятельность создает
результат, не имеющий на данный момент аналогов. Например, теория как
интеллектуальная собственность может быть представлена в виде системы
новых идей в данной области знаний. Научное открытие — это установление
неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и
явлений в той или иной жизненно важной области деятельности.
Прикладные исследования направлены на использование результатов
фундаментальных исследований для решения практических задач. На этой
стадии интеллектуальная собственность выступает в форме разнообразной
научно-технической продукции.
В теории и практической деятельности понятие «научно-техническая
продукция» нередко употребляется в качестве синонима категорий «интел­
лектуальная собственность», «промышленная собственность» или как близ­
кое к ним. Соотношение этих понятий определено в российском законода­
тельстве. Оно разграничивает эти понятия, определяя содержание той части
объектов права интеллектуальной собственности, которая именуется про­
мышленной собственностью. Общим признаком для объектов промышлен­
ной собственности является их принадлежность к технической сфере (отсю­
да наименование «промышленная»). Объекты права интеллектуальной соб­
ственности, которые невозможно использовать в этой сфере (например, ли­
тературные произведения и произведения искусства), не относятся к
промышленной собственности.
Согласно Закону РФ о патентах промышленная собственность представ­
ляет собой общественные отношения, урегулированные нормой права, по
поводу экономического присвоения и использования изобретений, полез­
ных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслужи­
вания, фирменных наименований, указаний и наименований места проис­
хождения товара.
Под изобретением понимается новое, обладающее существенными отли­
чиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства,
дающее положительный эффект. Решение признается новым, если до даты
приоритета заявки сущность его не была нигде (ни в стране, ни за рубежом)
раскрыта настолько, что было бы возможно его осуществление. Положи­
тельным эффектом обладают и те изобретения, которые не дают экономии,
но улучшают эксплуатационные качества изделия, облегчают труд, обеспе­
чивают безопасные условия труда и т. п.


14.2. Патенты
Оформление прав на изобретение осуществляется путем получения ав­
торского свидетельства или патента. Авторское свидетельство удостоверяет
признание предложения изобретением, приоритет изобретения и авторство
лица на полученное им изобретение. Оно имеет территориальное действие.
504
т. е. изобретение, удостоверяемое им, не может беспрепятственно и безвоз­
мездно использоваться в других странах, если оно там не запатентовано.
Патент — это документ, удостоверяющий авторство и предоставляющий
его владельцу исключительное право на изобретение. Под этим подразуме­
вается, что никто не использует изобретение без согласия владельца патента.
По существу патент — это титул собственника на изобретение, подкрепляю­
щийся промышленным образцом или регистрацией товарного знака. Согла­
сие на использование изобретения выражается путем выдачи (продажи)
лицензии на частичное использование или полную передачу патентных
прав.
В России все вопросы патентной защиты регулируются Российским
агентством по патентам и товарным знакам (Роспатентом). Роспатент в
соответствии с Законом РФ о патентах осуществляет единую политику в
области охраны объектов промышленной собственности в России, принима­
ет к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышлен­
ные образцы, осуществляет государственную регистрацию, выдает патенты,
публикует официальные сведения, издает патентные правила и т. д.
Закон о патентах определяет сроки действия патентов, которые зависят
от вида представляемой на государственную регистрацию промышленной
собственности. Патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с
даты поступления заявки в Роспатент. Свидетельство на полезную модель
действует в течение 5 лет. Причем по ходатайству патентообладателя оно
может быть продлено Роспатентом, но не более чем на 3 года. Патент на
промышленный образец действует в течение 10 лет и может быть также
продлен, но не более чем на 5 лет. Закон РФ о патентах определяет совокуп­
ность критериев патентоспособности объектов промышленной собственнос­
ти. Под ними понимаются условия, которым должен удовлетворять данный
объект для получения его создателем охранного патента.
Полезным моделям правовая охрана предоставляется, если они являются
новыми и промышленно применимыми. Как и изобретения, полезная модель
является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна
из уровня техники. Под уровнем техники для полезной модели понимаются
ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опублико­
ванные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная
полезная модель, а также сведения об их применении в России. В уровень
техники для полезной модели включаются также все изданные в РФ заявки
на изобретения и полезные модели (при условии их более раннего приори­
тета) и уже запатентованные изобретения и полезные модели. Понятие про­
мышленной применимости трактуется по отношению к полезной модели так
же, как и к изобретению.
Промышленному образцу, под которым понимается художественно-кон­
структивное решение изделия, определяющее его внешний вид, предостав­
ляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промыш­
ленно применимым. Новым промышленный образец признается в том слу­
чае, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстети-
505
ческие и (или) эргономические особенности изделия, не известны из сведе­
ний, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного
образца.
В Законе РФ о патентах сформулированы положения об использовании
патентных прав, объеме исключительных прав и продолжительности охра­
ны патентов по отношению к запатентованному продукту, рассматриваются
принудительные лицензии, их правовые значения и возможные случаи их
выдачи при нарушениях патентовладельцем своих обязательств по исполь­
зованию патентов. Определено, что автором изобретения, полезной модели,
промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом
которого они созданы. Если в создании объекта промышленной собствен­
ности участвовало несколько лиц, то все они считаются его авторами. Поря­
док пользования правами, принадлежащими авторам, определяется согла­
шением между ними. Не признаются авторами физические лица, не внес­
шие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собст­
венности, а оказавшие автору (авторам) техническую, организационную или
материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на
него и его использованию. Право авторства является неотчуждаемым лич­
ным правом и охраняется бессрочно.
Патент выдается автору данного объекта промышленной собственности;
физическим и (или) юридическим лицам (при условии их согласия), кото­
рые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявле­
нии, поданном до момента регистрации объекта; работодателю, если объект
создан работником в связи с выполнением им своих служебных обязаннос­
тей или полученного от работодателя конкретного задания и по договору
между ними, и иного не предусмотрено.
Если патент выдается работодателю, то автор имеет право на вознаграж­
дение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы
быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной
собственности. Это также имеет место при передаче работодателем права на
получение патента другому лицу, принятии работодателем решения о сохра­
нении соответствующего объекта в тайне или неполучении патента работо­
дателем по поданной заявке по зависящим от него причинам.
Автор имеет право продать заявку и получить патент на свое имя, если
работодатель в течение 4 месяцев с даты уведомления его автором о создании
объекта промышленной собственности не подаст заявку в Роспатент, не
переуступит право на подачу заявки другому лицу и не сообщит автору о
сохранении этого объекта в тайне. Вознаграждение выплачивается в раз­
мере и на условиях, определяемых на основе соглашения между ними. В
случае недостижения согласия между сторонами о размере и порядке вы­
платы вознаграждения или компенсации спор рассматривается в судебном
порядке.
Закон предусматривает, что патентообладателю принадлежит исключи­
тельное право на использование охраняемого патентом объекта промышлен­
ной собственности по своему усмотрению, если такое использование не
506
нарушает прав других патентодержателеи, включая право запретить исполь­
зование этих объектов другим лицам, кроме случаев, когда такое использо­
вание согласно закону не является нарушением права патентообладателя.
Когда патент принадлежит нескольким лицам, взаимоотношения по ис­
пользованию объекта промышленной собственности определяются согла­
шением между ними. Если такого соглашения не существует, каждый из них
может использовать охраняемый объект по своему усмотрению, но не вправе
предоставить на него лицензию или уступить патент другому лицу без согла­
сия остальных владельцев. Нарушением исключительного права патентооб­
ладателя признаются несанкционированные действия с объектом промыш­
ленной собственности, специально оговоренные законом.
При неиспользовании или недостаточном использовании изобретения и
промышленного образца в течение 4 лет, а полезной модели — в течение 3 лет
с даты выдачи патента любое лицо, желающее и готовое использовать охра­
няемый объект промышленной собственности, в случае отказа патентообла­
дателя от заключения лицензионного договора может обратиться в Высшую
патентную палату РФ с ходатайством о предоставлении ему принудитель­
ной неисключительной лицензии. В том случае, если патентообладатель не
может использовать объект промышленной собственности, не нарушая при
этом прав другого патентообладателя, он вправе требовать от последнего
заключения лицензионного договора. При уступке патента другому физи­
ческому или юридическому лицу составляется соответствующий договор,
регистрируемый в Роспатенте. Патент на объект промышленной собствен­
ности и право на его получение переходят по наследству. Законом определе­
но содержание действий, не признаваемых нарушением исключительного
права патентообладателя. Сюда входит:
• применение средств, содержащих промышленную собственность, защи­
щенную патентами, в конструкции или при эксплуатации транспортных
средств других стран при условии, что они временно или случайно находят­
ся на территории РФ и используются для нужд транспортного средства;
• проведение научного исследования или эксперимента над средством,
содержащим промышленную собственность, которое защищено патентом;
• применение средств, содержащих промышленную собственность, защи­
щенных патентами, при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедст­
вия, катастрофы, крупные аварии) с последующей выплатой патентооблада­
телю соразмерной компенсации.
В рамках исключительного права на использование объектов промыш­
ленной собственности существует понятие права преждеиспользования.
Оно означает, что любое физическое или юридическое лицо, которое до даты
приоритета объекта промышленной собственности добросовестно исполь­
зовало на территории РФ созданное независимо от его автора тождествен­
ное решение или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет
право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения
объема.
507
Любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать
объект промышленной собственности, защищенный патентом, лишь с раз­
решения патентообладателя (на основе лицензионного договора, содержа­
щего оговоренные законом реквизиты). Лицензионный договор подлежит
регистрации в Роспатенте и без регистрации считается недействительным.
Законом предусмотрен ряд санкций по отношению к нарушителям патента.
Физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении Закона о патен­
те, обязано возместить патентообладателю причиненные убытки в соответ­
ствии с гражданским законодательством РФ.


14.3. Лицензирование и юридический порядок
передачи технологий
Лицензирование представляет одну из основных форм торговли техноло­
гиями. Лицензия дает разрешение отдельным лицам или организациям ис­
пользовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, техно­
логические и конструкторские секреты производства, товарный знак и т. д.
Предоставление лицензии составляет коммерческую операцию, является
объектом договора о продаже (покупке), согласно чему владелец патента
(лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на исполь­
зование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные
знаки и т. д.
Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересованными
сторонами лицензионного соглашения — договора, в соответствии с которым
собственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов произ­
водства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллек­
туальной собственности. В соглашении определяются производственная
сфера и территориальные границы использования предмета лицензии. Ли­
цензионное соглашение может предусматривать комплексную передачу не­
скольких патентов и связанного с ними ноу-хау. В этом случае лицензионное
соглашение, как правило, предусматривает оказание лицензиаром комплек­
са сопутствующих инжиниринговых (инженерно-консультационных)
услуг, включая проектирование, организацию лицензионного производства,
ноу-хау, пусконаладочные работы, подготовку кадров и т. д.
Лицензионные соглашения делятся на самостоятельные, которые преду­
сматривают, что технология или технологические знания передаются неза­
висимо от места и условий их предстоящего использования, и сопутствую-
щие, когда одновременно с передачей лицензии заключается контракт на
строительство, поставку оборудования и комплектующих узлов или оказа­
ние инжиниринговых услуг.
Вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставление права поку­
пателю (лицензиату) на использование предмета лицензионного соглаше­
ния осуществляется посредством лицензионных платежей, которые могут
производиться в виде периодических отчислений от дохода покупателя в
течение периода действия соглашения или единовременного платежа, уста-
508
навливаемого заранее на основании экспертных оценок. Периодические от­
числения (роялти) могут определяться как выплата процента от оборота,
стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаться в
расчете на единицу выпускаемой продукции. Единовременный платеж вы­
ступает как форма паушального платежа, предусматривающего передачу
части ценных бумаг лицензиатом и встречную передачу технической доку­
ментации от лицензиара. Возможны различные сочетания приведенных
форм лицензионного вознаграждения. Новые технические решения, изобре­
тения и товары обычно патентуются, что дает патентообладателю исключи­
тельное право на их использование. Передача права использования интел­
лектуальной собственности осуществляется посредством выдачи лицензий,
которые различаются по масштабу и характеру полномочий, предоставляе­
мых контрагентам лицензионного соглашения. Так, лицензии могут быть
патентными и беспатентными. Патентной лицензией называется лицензия
на передачу права использования патента без соответствующего ноу-хау.
При инвестиционном сотрудничестве, продаже новой техники и технологии
все большее распространение получают лицензии на использование ноу-хау
без патентов на изобретение, называемые беспатентными лицензиями. По
характеру и объему прав на использование технологии различают простые
(неисключительные), исключительные и полные лицензии.
Простая лицензия дает право лицензиату использовать приобретенную
лицензию в установленных договором границах, а лицензиар оставляет за
собой право использовать лицензию на той же территории и выдавать ее
любым заинтересованным лицам. Исключительная лицензия предоставляет
лицензиату исключительное (монопольное) право использовать объект до­
говора, а лицензиар в этом случае утрачивает право самостоятельного ис­
пользования лицензии или ее продажи на оговоренной территории. Полная
лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на использова­
ние патента в течение срока действия договора и отказ лицензиара от само­
стоятельного использования предмета лицензии в течение этого срока.
В предпринимательской и коммерческой деятельности распространена
практика заключения лицензионных соглашений, договоров о техничес­
ком сотрудничестве, обмене и передаче технологий, оказании инженерно-
консультационных услуг и т. п., предусматривающих передачу (прода­
жу/куплю) беспатентных лицензий. Существует определенный порядок за­
ключения договоров на продажу/куплю беспатентных лицензий. Предме­
том беспатентной лицензии являются следующие научно-технические
достижения, не имеющие правовой защиты: непатентоспособные техничес­
кие решения или решения с упрощенной патентной защитой, производст­
венный и технологический опыт, навыки работы, а также конфиденциаль­
ные сведения коммерческого, управленческого и организационного характе­
ра, т.е. секреты производства, называемые ноу-хау. Порядок оформления
ноу-хау осуществляется путем передачи технической документации; демон­
страции приемов работы; обучения технического персонала; подготовки
проектов сооружений, технологических линий; установки и наладки обору-
509
дования; изменения технологического процесса в соответствии с требова­
ниями лицензиата; решения задач организационного и управленческого ха­
рактера; проведения исследований и разработок.
Договора на продажу/куплю беспатентных лицензий могут составляться
на основе примерных договоров на продажу/куплю патентных лицензий
или действующих типовых форм договоров на создание (передачу) научно-
технической продукции.


14.4. Нормативно-правовая база
управления качеством
Категория «качество» отражает уровень пригодности создаваемого про­
дукта для его использования потребителем. Потребитель заинтересован в
определенном качестве продукта, а предприниматель — в достижении его
конкурентоспособности, обеспечивающей исключение риска и получение
стабильной прибыли. Интересы обеих сторон регулируются действующими
в РФ стандартами качества.
Стандартизация обеспечивает:
• упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в про­
цессе научно-технического творческого труда человека;
• установление в нормативных документах по стандартизации оптималь­
ных организационно-технических, общетехнических, технических и нату­
ральных технико-экономических норм и требований;
• правоприменение, т.е. использование и соблюдение оптимальных норм и
требований, установленных в нормативных документах по стандартизации.
Основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в
области стандартизации, являющиеся едиными и обязательными для всех
органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятель­
ности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собствен­
ности, а также общественных организаций, установлены Законом РФ «О
стандартизации». Они распространяются на изготовителей продукции, про­
давцов, исполнителей услуг (работ), проектные, конструкторские, транс­
портные и другие организации и предприятия.
Законом определен правовой статус Государственного комитета РФ по
стандартизации и метрологии (Госстандарт России), его права и функции.
В ведении Госстандарта России входит:
формирование и реализация государственной политики в области стан­
дартизации;
государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных тре­
бований государственных стандартов;
представительство и участие РФ в международных (региональных) ор­
ганизациях по стандартизации;
подготовка и переподготовка кадров по стандартизации;
установление правил применения международных стандартов.
510
Закон закрепляет на законодательном уровне перечень нормативных до­
кументов по стандартизации, допускаемых к применению на территории
России, и общие требования ко всем нормативным документам. К ним отно­
сятся:
государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ РФ);
общероссийские классификаторы технико-экономической информации
(ОКТЭИ);
стандарты отраслей (ОСТ);
стандарты предприятий (СТП);
стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других
общественных объединений (СТО).
Вопрос о юридическом статусе и перечне применяемых нормативных
документов по стандартизации имеет принципиальное значение, так как
введение новых или отмена действующих документов, изменение их юриди­
ческой силы оказывают непосредственное влияние на работу предприятий,
объем прав, обязанностей и юридической ответственности государственных
органов и предприятий, эффективность защиты прав потребителей.
Развитие международной торговли и международного сотрудничества во
всех областях объективно привело к необходимости согласования (гармони­
зации) национальных стандартов, разработки и широкого применения меж­
дународных (региональных) стандартов. Международная организация по
стандартизации (ИСО) содействует развитию стандартизации в мировом
масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи,
а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, науч­
ной, технической и экономической деятельности.
В РФ приняты к использованию различные модели систем качества,
основанные на концепции международных стандартов МС ИСО серии 9000
(1987 г.). Наиболее полной системой качества считается модель, рекомендо­
ванная стандартом ИСО 9001, согласно которой предприятие в комплексе
разрабатывает и документально оформляет систему качества, обеспечиваю­
щую соответствие выпускаемой продукции установленным требованиям.
Дальнейшее развитие систем управления качеством этой серии нашло отра­
жение в моделях ИСО 9002-87, ИСО 9003-87, ИСО 9004-87. При выборе
модели систем качества требуется уточнить специфику предприятия, его
размеры, структуру и организацию производства и др.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается смысл правового регулирования инновационной деятельнос
ти и какими нормативно-правовыми актами оно представлено?
2. Какова взаимосвязь понятий ^интеллектуальная собственностью, ^^интелле
туальный продукта, ^промыишенная собственностью, ^^изобретение»?
3. Какую функцию выполняет патент в правовом регулировании инновационной
деятельности и на какие объекты промышленной собственности он выдается?
4. Какие основные положения определяет Закон РФ о патентах и каковы функци
ведомства, обеспечивающего его реализацию в РФ?
511
5. Кто согласно Закону РФ о патентах признается автором изобретения, полез­
ной модели, промышленного образца?
6. Что означает исключительное право на использование охраняемого патентом
объекта промышленной собственности?
7. Что такое лицензирование и какую роль оно играет в торговле технологиями?
8. Каков принцип деления лицензионных соглашений на самостоятельные и сопут­
ствующие?
9. В чем состоит различие между патентными и беспатентными лицензиями?
10. Каков порядок заключения договоров на продажу/ куплю беспатентных лицен­
зий?
11. В чем заключается предназначение ГОСТов и международных стандартов
И СО серии 9000 (1987 г.) ?



Литература
1. Законодательное обеспечение научной деятельности в РФ: Сб. нормативных
актов. М.: НЦ Госкомвуза, 1995.
2. Законодательство в научно-технической сфере России: 1997 г. (аналитичес­
кий обзор)// Информационный бюллетень. ЦИСН. 1997. №12.
3. Правовое регулирование инновационной деятельности в высшей школе Рос­
сии: Методические рекомендации. М.: НЦ Госкомвуза, 1995.
4. Проблемы творчества в сфере науки и научной деятельности. М.: НЦ Гос­
комвуза, 1995.
5. Сборник нормативных актов (рекомендации по применению порядка защи­
ты авторских прав и прав собственности на научно-техническую продукцию в
РФ при ее реализации). Москва—Саратов: Росвузнаука, 1993.
6. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством: Учебник. СПб.: Изд-во
СПбУЭФ, 1996.
ОГЛАВЛЕНИЕ




ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Г л а в а 1. ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Основные определения 6
1.1.1. Инновации 6
1.1.2. Инновационный процесс 10
1.1.3. Инновационная деятельность 15
1.2. Цели и виды инноваций 21
1.2.1. Классификация инноваций и их специфика 21
1.2.2. Взаимосвязь и развитие инноваций, науки и техники 32
1.2.3. Стимулирование применения инноваций в производстве 35
1.2.4. Формы государственной поддержки малых инновационных
предприятий 41
1.3. Характеристика инновационной инфраструктуры 45
1.3.1. Виды инновационной инфраструктуры 45
1.3.2. Классификация инновационных предприятий 47
Контрольные вопросы 53
Литература 54

Г л а в а 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА 55
2.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента 55
2.1.1. Сущность инновационного менеджмента 55
2.1.2. Развитие и современное состояние инновационного менеджмента .. 57
2.1.3. Менеджеры в инновационной сфере 60
2.2. Задачи и функции инновационного менеджмента 63
2.2.1. Цели и задачи инновационного менеджмента 63
2.2.2. Система функций инновационного менеджмента 64
2.2.3. Содержание процесса управления инновациями 66
2.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента... 72
2.3.1. Делегирование в инновационном менеджменте 73
2.3.2. Мотивация в инновационном менеджменте 77
2.3.3. Стиль руководства инновациями 81
2.4. Технология и методы инновационного менеджмента 83
2.4.1. Коммуникации в инновационном менеджменте 83
2.4.2. Решения в инновационном менеджменте 90
Контрольные вопросы 98
Литература 99

513
Г л а в а 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИ­
ОННЫХ ПРОЦЕССОВ .100
3.1. Роль государства в стимулировании инноваций 100
3.1.1. Значение инноваций для стабилизации экономического разви­
тия, укрепления национальной безопасности 100
3.1.2. Ограниченность рыночных механизмов в области получения и
внедрения научно-технических результатов 103
3.1.3. Основные функции государственных органов в инновационной
сфере 105
3.2. Государственная инновационная политика 107
3.2.1. Место инновационной политики в системе регуляторов социаль­
но-экономических процессов 107
3.2.2. Сохранение и совершенствование научно-технического и инно­
вационного потенциала страны 109
3.2.3. Государственные приоритеты в сфере науки и технологий 115
3.2.4. Организационная структура разработки и реализации иннова­
ционной политики 118
3.3. Способы государственного воздействия на эффективность иннова­
ционных механизмов 121
3.3.1. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инно­
вационной деятельности 121
3.3.2. Взаимодействие государственных, частных и общественных
структур 131
3.3.3. Роль государства в международном научно-техническом сотруд­
ничестве 137
Контрольные вопросы 140
Литература 141

Г л а в а 4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ 143
4.1. Цели и задачи стратегического управления инновациями 143
4.2. Содержание и формы стратегического управления инновациями ... 146
4.3. Методы и средства стратегического управления инновациями 159
Контрольные вопросы 163
Литература 163

Г л а в а 5. МАРКЕТИНГ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ 165
5.1. Цели и задачи маркетинга 165
5.1.1. Сущность маркетинга 165
5.1.2. Виды инновационного маркетинга 166
5.2. Стратегический инновационный маркетинг 171
5.2.1. Регулярный инновационный маркетинг 171
5.2.2. Санационный инновационный маркетинг 172
5.3. Тактический инновационный маркетинг 176
5.3.1. Цели и задачи 176


514
5.3.2. Маркетинговое исследование по новому продукту и его позици­
онирование 176
5.3.3. Предварительное размещение нового продукта на рынке и его
реклама 177
5.3.4. Организация системы сбыта нового продукта 178
5.3.5. Обеспечение возможности поставки продукта на наиболее кон­
курентных условиях и закрепление его на рынке 181
5.3.6. Планирование цены и объема выпуска нового продукта 182
5.3.7. Маркетинг новых технологий 184
Контрольные вопросы 185
Литература 185

Г л а в а 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ 187
6.1. Организационные формы инновационных предприятий 187
6.1.1. Понятие организации инноваций 187
6.1.2. Особенности и задачи организации инновационных процессов.. 188
6.1.3. Развитие организационных форм ИП 189
6.2. Типы организационных структур инновационных предприятий 197
6.2.1. Сущность и принципы формирования организационных струк­
тур ИП 197
6.2.2. Классификация организационных структур инновационных
предприятий 199
6.2.3. Особенности формирования и совершенствования структур ИП .. 203
6.3. Организация осуществления и внедрения инноваций 211
6.3.1. Организация выполнения НИОКР и обеспечение инновацион­
ных процессов 211
6.3.2. Организация внедрения и трансфера инноваций 215
Контрольные вопросы 221
Литература 222

Г л а в а 7. ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ . . . 223
7.1. Сущность планирования инноваций 223
7.1.1. Задачи планирования инноваций 223
7.1.2. Принципы планирования инноваций 225
7.2. Система внутрифирменного планирования инноваций 228
7.2.1. Виды планирования инноваций на предприятии 228
7.2.2. Процессы внутрифирменного планирования инноваций 231
7.2.3. Организация планирования инноваций на предприятии 233
7.3. Методы внутрифирменного планирования инноваций 236
7.3.1. Научно-техническое прогнозирование 236
7.3.2. Продуктово-тематическое планирование инноваций 245
7.3.3. Объемно-календарное планирование инноваций на пред­
приятии 255
7.3.4. Производственное планирование инноваций 267
Контрольные вопросы 272
Литература 272

515
Г л а в а 8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ИННОВАЦИОННОЙ
СФЕРЕ 273
8.1. Кадры 273
8.1.1. Состав и функциональные особенности научно-технических
кадров 273
8.1.2. Оценка деятельности, мотивация труда, подготовка и повыше­
ние квалификации кадров 279
8.2. Организация труда 284
8.2.1. Задачи и особенности организации труда 284
8.2.2. Формы разделения и кооперации труда 284
8.2.3. Проектирование и внедрение рациональных процессов органи­
зации труда 286
8.2.4. Улучшение использования рабочего времени 287
8.2.5. Совершенствование условий труда 288
8.3. Нормирование труда 290
8.3.1. Методы нормирования труда 290
8.3.2. Особенности дифференцированного нормирования НИОКР 295
8.3.3. Особенности нормирования труда исследователей 296
8.3.4. Особенности нормирования труда конструкторов 301
8.3.5. Особенности нормирования труда технологов 304
8.3.6. Организация работ по нормированию труда 305
8.4. Оплата труда 310
8.4.1. Концепция оплаты труда 310
8.4.2. Штатно-окладная система оплаты труда 312
8.4.3. Контрактная система оплаты труда 313
8.4.4. Методы стимулирования творческого труда 318
Контрольные вопросы 321
Литература 321

Г л а в а 9. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ 323
9.1. Основы выбора целей и учета факторов формирования затрат 323
9.1.1. Цели и задачи управления затратами 323
9.1.2. Состав и структура инновационных затрат 326
9.1.3. Факторы, определяющие величину затрат 328
9.2. Методы управления инновационными затратами 332
9.2.1. Механизм управления затратами 332
9.2.2. Предплановый анализ 334
9.2.3. Планирование затрат 337
9.2.4. Контроль затрат 338
9.3. Ценообразование '. 341
9.3.1. Принципы ценообразования на инновационную продукцию 341
9.3.2. Контрактные (договорные) цены 344
Контрольные вопросы 347
Литература 347

516
Г л а в а 10. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬ­
НОСТИ 349
10.1. Цели и задачи системы финансирования 349
10.1.1. Цели системы 349
10.1.2. Принципы организации финансирования 350
10.1.3. Основные задачи и содержание системы финансирования 350
10.2. Формы финансирования 351
10.2.1. Бюджетные ассигнования 353
10.2.2. Внебюджетные фонды и другие источники негосударственного
финансирования 354
10.2.3. Финансовый лизинг 358
10.3. Оценка потребности в средствах и финансового состояния 359
10.3.1. Расчет потребности в финансовых средствах 359
10.3.2. Показатели финансового состояния инновационного проекта.. 362
10.3.3. Оценка финансового состояния инновационного предприятия... 362
Контрольные вопросы 365
Литература 366

Г л а в а 11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ 367
11.1. Понятие оценки эффективности инновационных проектов 367
11.1.1. Сущность проблемы оценки эффективности инноваций 367
11.1.2. Оценка эффективности инноваций при рыночной экономике .. 371
11.1.3. Основные принципы оценки инновационного проекта 381
11.2. Виды эффективности 385
11.2.1. Комплексная оценка эффективности 385
11.2.2. Научно-техническая эффективность 389
11.2.3. Социальная эффективность 394
11.2.4. Экономическая эффективность 396
11.2.5. Расчет экономического эффекта от использования лицензии... 401
11.3. Методы оценки экономической эффективности инновационных
проектов 403
11.3.1. Назначение и классификация методов 403
11.3.2. Статические методы оценки эффективности 404
11.3.3. Дисконтирование денежных потоков 406
11.3.4. Динамические показатели оценки эффективности 413
11.3.5. Принятие решений по инвестиционным альтернативам иннова­
ционных проектов 416
11.3.6. Пример расчета показателей экономической эффективности... 418
11.4. Учет факторов риска и инфляции. 421
11.4.1. Индивидуальная ставка дисконта по проекту 421
11.4.2. Оценка индивидуальной ставки дисконта в отечественных
условиях 430
11.4.3. Метод сценариев 435
Контрольные вопросы 436
Литература 437


517
Г л а в а 12. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 439
12.1. Основы управления инновационными проектами 439
12.1.1. Понятие и сущность инновационных проектов 439
12.1.2. Виды и содержание инновационных проектов 443
12.1.3. Сущность и принципы управления инновационными проектами... 445
12.2. Порядок разработки инновационного проекта 447
12.2.1. Разработка концепции проекта 448
12.2.2. Планирование инновационного проекта 454
12.2.3. Компьютерные программные продукты 458
12.2.4. Оформление проектной документации 460
12.3. Управление реализацией инновационных проектов 461
12.3.1. Организация управления проектом 461
12.3.2. Контроль и регулирование работ по проектам 463
12.3.3. Порядок завершения проектов 465
Контрольные вопросы 466
Литература 467

Г л а в а 13. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 468
13.1. Основы менеджмента инновационного предпринимательства 468
13.1.1. Признаки и формы инновационного предпринимательства — 468
13.1.2. Слабые и сильные стороны МИП 473
13.2. Создание малого инновационного предприятия 476
13.2.1. Фазы жизненного цикла МИП 476
13.2.2. Общий порядок создания нового МИП 480
13.2.3. Учредительная стадия созданияМИП 484
13.2.4. Организационная стадия создания МИП 486
13.3. Управление деятельностью МИП 488
13.3.1. Особенности менеджмента в МИП 488
13.3.2. Организация деятельности МИП 490
13.3.3. Бизнес-планирование в МИП 493
Контрольные вопросы 501
Литература 501

Г л а в а 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 502
14.1. Понятие интеллектуальной собственности 502
14.2. Патенты 504
14.3. Лицензирование и юридический порядок передачи
технологий 508
14.4. Нормативно-правовая база управления качеством 510
Контрольные вопросы 511
Литература 512
Основы инновационного менеджмента. Теория и практика:
Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э.
Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Эконо­
мика», 2004. - 518 с.

ISBN 5-282-02345-8
В учебнике изложены концепция инновационного менеджмента, охватывающая
общетеоретические вопросы управления инновациями (гл. 1-3), практические методы
формирования инновационной стратегии развития организаций, маркетинга, органи­
зации, планирования и финансирования инновационной деятельности на предприяти­
ях различных форм собственности (гл. 4-10), а также вопросы разработки и экономи­
ческого обоснования инновационных проектов, развития инновационного предприни­
мательства и правового регулирования инновационной деятельности (гл. 11-14).
Учебник рассчитан на широкий круг специалистов, занятых в инновационной
сфере, а также студентов и аспирантов, изучающих экономику и менеджмент.

УДК 65.01:001.895(075.8)
ББК б5.290-2я73
Учебное


ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Теория и практика

Зав. редакцией Е.В. Полиевктова
Редактор М.Ю. Чинякова
Корректор Н.В, Андрианова
Графика Н.А, Веселовой
Художественное оформление Л, В. Пушкарного
Компьютерная верстка Н,Л, Вятчиновой

ИД № 03627 от 25.12.2000 г.

Подписано в печать 20 мая 2004 г.
Формат 70 X 100 Vie. Бумага офсетная. Гарнитура Петербург.
Усл. печ. л. 42,25. Тираж 5000экз. (1-й завод - 3000 экз.) Изд. № 7922. Зака.ч Э-887

ЗАО 4!Издательство «Экономика», 123995, Москва, Бережковская наб., 6.

ГУППИК«Идсл-Прссс»
420066, Республика Татарстан, Казань, ул. Декабристов, 2.




ISBN 528202345-8

<<

стр. 17
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ