<<

стр. 2
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

На основе предыдущих результатов проводятся работы или исследова­
ния прикладного характера, которые традиционно принято называть в сово­
купности разработками. Сюда входят специальные исследования прикладного
назначения, результатом которых наряду с открытием узких (локальных) за­
кономерностей чаще всего выступает то или иное техническое решение буду-
32
щего искусственно воспроизводимого материального объекта, получающего
свое выражение, как правило, в форме изобретения. В дальнейшем на основе
изобретения осуществляются работы проектно-конструкторского характера
(проектно-технологические и ОКР). Результатом этих видов работ может
быть либо опытный (головной) образец нового технического объекта (ма­
шины, прибора, аппарата или другого оборудования), либо новый (прогрес­
сивный) технологический процесс. Далее в число разработок прикладного
характера включаются работы по освоению новой техники в тиражирован­
ном масштабе, сюда можно отнести и работы, обычно именуемые подготов­
кой производства продукции серийного и массового характера потребления.
Они могут осуществляться в виде как внезаводской подготовки производст­
ва, так и внутризаводской подготовки производства новой продукции.
Во многих сферах промышленное производство не ограничивается толь­
ко созданием единичных образцов той или иной потребительной стоимости,
его продолжает освоение промышленных партий новой продукции. В пос­
леднем случае инновационный процесс вторгается в область серийного и
массового производства новой продукции через сферу деятельности, име­
нуемую непосредственной подготовкой производства этой продукции.
Развитые страны в последние годы все большее внимание уделяют пос­
ледней, четвертой стадии инновационного процесса, правомерно считая, что
одних усилий по наращиванию НИР недостаточно для успешной производ­
ственной деятельности. Необходимо комплексное развитие всех подразде­
лений, обеспечивающих коммерциализацию результатов НИР. В этом особо
важную роль играют организационные и управленческие аспекты корпора­
тивной стратегии. Коммерциализация инноваций -- одно из слабых мест
компаний Великобритании и других стран ЕС. Компании США и Японии
добились в последнее время в этой сфере максимальных успехов.
С инновационным процессом тесно сопряжены такие понятия, как «ин­
новационный потенциал» и «инновационная политика».
Готовность и способность того или иного ИП (организации) осуществить
впервые и воспроизвести (воспринять) нововведение характеризуют его ин­
новационный потенциал. Инновационный потенциал (государства, отрасли,
предприятия) — совокупность различных видов ресурсов, включая матери­
ально-производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-техни­
ческие и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной
деятельности (см. 3.1.1). Это определение аналогично определению потен­
циала, данному в [ И ] . Инновационный потенциал в любом государстве
относят к категории национального достояния. В ведущих западных странах
существует законодательство, охраняющее его. В России переход на рыноч­
ные отношения отмечен только снятием ограничений с закрытых техноло­
гий и переводом их в категорию двойного применения.
Инновационная политика — часть социально-экономической политики,
определяющая цели и приоритеты инновационной стратегии и механизм ее
реализации органами государственной власти Российской Федерации (по­
дробнее см. 3.2). Инновационная политика государства должна складывать-
33
ся из поиска оптимальных путей развития общества; выявления перспектив­
ных отраслей и производств, их финансовой поддержки; экономического
регулирования инновационных процессов; организационного, правового и
иного обеспечения скорейшего внедрения в сферу производства и услуг
достижений науки и техники. Таким образом, инновационная политика —
это комплекс организационных мероприятий, направленных на создание
благоприятных условий возникновения и последующего функционирова­
ния инновационной инфраструктуры. Можно сформулировать основные
направления государственной инновационной политики, а именно:
• поддержка ФИ, направленных на получение результатов, революцио­
низирующих науку и технику;
• финансирование поисковых НИОКР для создания новых техники и
технологий с опережающими техническими решениями для последующей
передачи результатов в сферу материального производства;
• создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей эко­
номическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций,
т.е. в освоении новых техники и технологий, и на этой основе радикального
изменения технического уровня производителя и экономики в целом.
Инновационная политика в России является мощным рычагом, с помо­
щью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее струк­
турную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособ­
ной продукцией [И].
Задачей научно-технической политики России является создание устой­
чивого и саморазвивающегося механизма, обеспечивающего развитие и эф­
фективность научной деятельности, рассматриваемой как производство ин­
теллектуальной продукции и ее использование в сфере материального произ­
водства и экономики в целом. Соответственно управление НТП должно обес­
печить достижение этой цели. Ранее отмечалось, что проблемы формирования
инновационной политики имеют такой важный аспект, как определение стра­
тегии. Он заключается в том, что формирование инновационной политики
должно происходить с учетом не только существующих условий и собственных
интересов, но и интересов развития ИП на достаточно большой период време­
ни. Важность этого аспекта объясняется двумя основными причинами.
Во-первых, сформулированные сегодня цели и приоритеты, в том числе
и перспективные, отражают лишь наше осознание действительности на дан­
ный момент времени. По мере развития ИП (отрасли, народного хозяйства
в целом) его цели могут существенно изменяться, точнее, возможности их
реализации могут существенно трансформироваться, хотя бы по мере осо­
знания новых фактов и условий функционирования.
Во-вторых, инновации не являются разовыми мероприятиями, воспроиз­
водственные процессы в общественном производстве должны носить посто­
янный характер. Поэтому все мероприятия по внедрению научно-техничес­
ких достижений необходимо взаимоувязывать не только технологически, но
и во времени. В противном случае модернизация производственной базы
может завести в своеобразный технический тупик. Поясним это на примере.
34
Пусть имеются два варианта внедрения новой технологии: первый вариант
на данный момент времени дает больше прибыли; второй вариант подразу­
мевает дальнейшую возможность модернизации в достаточно широкой об­
ласти, первый же существенно сужает эту область. Естественно, что изме­
няющаяся ситуация, например на рынке, через некоторое время приведет к
необходимости нового цикла модернизации. В этом случае может сложиться
положение, когда реализация первого варианта не позволит ИП «подстро­
иться» под новые условия, тогда как второй вариант это позволил бы. Ре­
зультат выбора первого варианта — существенное снижение эффективности
ИП и необходимость весомых дополнительных инвестиций, сумма которых
может во многом превысить полученный эффект. Таким образом, необходи­
мо исследовать не только возможности получения прибыли в настоящее
время, но и возможность ее получения в перспективе, для чего требуется
прогнозирование наиболее целесообразных траекторий развития производ­
ственной базы ИП на достаточно длительный срок.
В современных условиях в России центральную роль в создании новой
инновационной политики должно сыграть федеральное правительство. При
этом государству следует реализовывать свою политику одновременно по
трем направлениям:
•. обеспечение инноваторов финансовыми ресурсами;
• создание обеспечивающих продвижение инновации систем маркетин­
говых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных «риско­
вых» компаний и банков, бирж технологий, а также формирование благо­
приятной инфраструктуры рынка, включая государственные (федеральные
и региональные) программы создания наукоградов (технополисов), техно­
парков, свободных экономических зон и т. д.;
• выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации
деятельностр! всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе
кооперирования «по интересам» на разных стадиях технологических цик­
лов, обеспечивающих расширенное воспроизводство инноваций и распро­
странение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности
(социальные инновации).


1.2.3. Стимулирование применения инноваций в производстве

Стимулирование применения инноваций в производстве связано с про­
блемой их правильного выбора. Сложность отбора для внедрения в произ­
водство того или иного предлагаемого наукой и техникой решения заключа­
ется прежде всего в разнообразии возможного воздействия каждого из этих
решений на производство. Разнообразие определяется тем, что различные
внедряемые в производство технические или технологические нововведе­
ния даже при условии, что они приносят одинаковый производственный
эффект, обладают неодинаковой экономической эффективностью, так как
по-разному влияют на изменения в производственном аппарате и использу-
35
емых материалах, на организацию производства. Актуальность проблемы
выбора объекта нововведения состоит в том, что правильный первоначаль­
ный выбор предопределяет весь ход последующей инновационной деятель­
ности и делает развитие производства необратимым.
В настоящее время инновационные технологии становятся основой не
только развития, но и выживания фирм. Только на базе инновационных
технологий можно успешно развиваться в условиях ожесточенной конку­
рентной борьбы между фирмами за рынки сбыта своей продукции. Условия
деятельности фирм осложняются тем, что внешняя среда динамично изме­
няется, возрастают факторы риска. Руководителям фирм приходится рабо­
тать в условиях неопределенности, приспосабливаться к неблагоприятным
факторам, действующим на рынках сбыта.
В этих сложных условиях могут выживать и успешно развиваться только те
фирмы, которые ориентируются на выпуск новой дефицитной продукции и
овладевают новыми эффективными технологиями ее производства. Такая ор­
ганизация деятельности фирмы наиболее надежно защищает ее от неблагопри­
ятных факторов рынка. Вторым важным фактором, способствующим исполь­
зованию инновационных технологий, является их высокая эффективность.
Научная деятельность традиционно считается сферой активной государ­
ственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосред­
ственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой явля­
ется прибыль. Поэтому организации весьма сдержанно идут на прямое фи­
нансирование ргсследований, хотя испытывают большую потребность в их
результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя
функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновацион­
ного процесса — научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в
ведущих странах рассматривается как единая цепь: научные идеи и разра­
ботки—инновационный бизнес—широкомасштабное использование.
Государство призвано формировать цели и принципы инновационной
политики и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило,
являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны;
обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального произ­
водства; повышение конкурентоспособности национального продукта на
мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны;
улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся
научных школ.
Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании
которых будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а
также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сло­
жившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государст­
венных институтов на экономическую деятельность.
В Российской Федерации государство осуществляет политику поддерж­
ки инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельное-
ти — система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ,
36
ее субъектов, органами местного самоуправления и направленных на под­
держку развития инновационной деятельности.
Государственная инновационная политика ориентирована на стимули­
рование создания благоприятного климата для инновационных процессов и
является связующим звеном между сферой научной и инновационной дея­
тельности и производством.
Функции государства по поддержке инновационной деятельности:
• содействие развитию науки, в том числе прикладной, подготовке науч­
ных кадров и малого инновационного предпринимательства;
• создание программ, направленных на повышение инновационной ак­
тивности в сфере производства;
• формирование государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих
начальный спрос на инновации, которые затем получают распространение в
экономике;
• введение налоговых и прочих инструментов государственного регули­
рования, формирующих активное воздействие на эффективность инноваци­
онных решений;
• посредничество во взаимодействии академической, вузовской и при­
кладной науки, стимулирующее кооперацию в области НИОКР.
Основные направления поддержки государственной инновационной по­
литики в Российской Федерации [24, ст. 9, п. 1]:
• содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей
рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения
научно-технических достижений и обновления производства;
• ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих иннова­
ций, составляющих основу современного технологического уклада;
• сочетание государственного регулирования инновационной деятель­
ности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инно­
вационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
• содействие развитию инновационной деятельности в регионах России,
межрегиональному и международному трансферту технологий, междуна­
родному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов националь­
ного инновационного предпринимательства.
Одним из условий успешной реализации общей программы стабилиза­
ции является проведение в жизнь согласованной научной, промышленной
инновационной политики. Это особенно актуально, когда многократно воз­
растает влияние науки на все сферы общественного развития. Сегодня толь­
ко те страны, которые располагают научной стратегией развития на перспек­
тиву и мощной промышленностью, развивающейся на базе самых современ­
ных технологий, могут рассчитывать на выход в мировые лидеры. Рынок
наукоемкой продукции, высоких технологий и фундаментальных знаний
становится ареной самой жесткой мировой конкуренции, а научно-техни­
ческая сфера — одним из важнейших факторов геополитики. На рынках
высоких технологий спрос на научную продукцию определяется прежде
37
всего принципиальной новизной НИОКР и ее патентной защищенностью.
Цена разработки зависит от качества.
Бюджетная политика государства должна быть ориентирована исключи­
тельно на поддержку базисных инноваций. При ее осуществлении требуется
институт независимой экспертизы. Необходимо сместить акценты на при­
оритетах бюджетной политики в пользу экспортоориентированных пред­
приятий, внедряющих базисные инновации, а также предприятий, осваива­
ющих экологически щадящие технологии [6].
Сложившийся механизм государственной поддержки научной и иннова­
ционной деятельности в России представлен на рис. 1.5.


Минпромнауки РФ

Экспертиза предложений регио­
нальных органов управления

Межведомственный совет
по региональной научно-
Финансирование НИОКР технической политике
региональных научно- и взаимодействию с выс­
технических программ и шей школой
Предложения федераль­
проектов из федераль­ ному уровню управления
Центр регионального
ного бюджета по участию в финанси­
научно-технического сот-
ровании НИОКР регио­
рудничества«Ренатекс»
нальных научно-техничес­
при Президиуме РАН
ких программ и проектов

ki
Администрации республик, краев,
областей, автономных образований
Российской Федерации
Экспертиза предложений в регио­
нальные программы и проекты

Региональные
Утверждение и финанси­
- • I научно-координационные
рование региональных
советы
научно-технических про­
грамм и проектов из
местных источников
Учреждения и организации
академической и отрасле­
вой науки
Региональные научно- координа­
ционные центры и головные
Высшие учебные
научные организации
заведения
Реализация Формирование
региональных региональных
научно- научно-
Организации
технических технических
программ программ
и проектов и проектов



Рис. 1.5. Механизм государственной поддержки научной
и инновационной деятельности в РФ

38
к основным принципам государственной политики в научной и иннова­
ционной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического
творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция
научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка кон­
куренции в сферах науки и техники; концентрация ресурсов на приоритет­
ных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности
в научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие
международного научного сотрудничества.
На рис. 1.6 представлены основные формы государственной поддержки
научной и инновационной деятельности в развитых странах мира. По уров­
ню и формагм поддержки в мировой практике принято выделять государст­
венные стратегии активного вмешательства, децентрализованного регули­
рования и смешанные [13].
А. Формы государственной поддержки научной деятельности

Прямое бюджетное финансирование

Льготное налогообложение прибыли,
получаемой от реализации научных разработок

Освобождение от уплаты налога на
собственность и землю, относясциеся
к научным организациям

Освобождение от импортных таможенных
тарифов на ввозимое имущество научных
организаций, необходимое для проведения
научных разработок


Б. Формы государственной поддержки инновационной деятельности

Прямое финансирование

Предоставление индивидуальным изобретателям
и малым внедренческим предприятиям
беспроцентных банковских ссуд

Создание венчурных инновационных фондов,
пользую1цихся значительными налоговыми
льготами

Снижение государственных патентных пошлин
для индивидуальных изобретателей

Отсрочка уплаты патентных пошлин
по ресурсосберегающим изобретениям

Право на ускоренную амортизацию оборудования

Создание сети технополисов, технопарков


Рис. 1.6, Формы государственной поддержки научной
и инновационной деятельности


39
Социальная, политическая и экономическая ситуация в России требует
разработки Федерального закона, направленного на развитие инновацион­
ной деятельности. Было разработано несколько проектов такого закона [24],
проведены корректировка и совершенствование всей нормативно-правовой
базы науки и образования. Законы, определяющие деятельность в сфере
науки и образования, могут действовать только при условии их успешной
реализации на уровне региона, для чего необходимо разработать в каждом
регионе аналогичные законы.
Так, нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в
Санкт-Петербурге (в виде проекта закона) разрабатывалось на базе теорети­
ческих и методологических основ перевода экономики города на инноваци­
онный тип развития, а также анализа состояния его инновационной сферы.
Был принят закон Санкт-Петербурга о науке и научно-технической полити­
ке от 20 октября 2000 г. Х» 489-58. Следует отметить роль региональных
органов управления инновационной деятельностью. Эти органы, формирую­
щие региональную политику в научно-технической и инновационной сфе­
рах и систему мониторинга инновационного потенциала, организовывают и
реализуют региональную систему поддержки, включая финансовую, и раз­
вития инновационной деятельности, обеспечивают создание рабочих мест
для высококвалифицированных специалистов. В регионах необходимо раз­
рабатывать периодические инновационные программы. Это адресный доку­
мент, предусматривающий производственные, научно-технические, органи­
зационно-хозяйственные и другие мероприятия, направленные на решение
важнейших народнохозяйственных проблем и достижение перспективных
целей экономического развития, а также ресурсы, исполнителей и сроки
завершения данных мероприятий (см. 3.2.3). Согласно определению в [11]
инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональ­
ная, межрегиональная, отраслевая) — комплекс инновационных проектов
и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их
осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освое­
нию и распространению принципиально новых видов продукции (техно­
логий).
В условиях перехода к рынку, сопровождаемого экономическим кризи­
сом, политика государственного регулирования должна быть подчинена
задачам сохранения накопленного инновационного потенциала и его мо­
билизации для осуществления структурной перестройки. В общей систе­
ме экономических отношений инновационной деятельности принадлежит
ключевое место, поскольку ее конечными результатами — повышением
эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой про­
дукции — определяется в современных условиях экономическая мощь
страны.




40
1.2.4. Формы государственной поддержки
малых инновационных предприятий

Практика подтверждает важность серьезной государственной поддержки
малых инновационных предприятий (МИП) как высокоэффективного сред­
ства преодоления тенденций монополизации рынка информации и новей­
ших технологий крупными фирмами. Важным элементом такой поддержки,
позволяющим снизить идущие от внешней среды риски, является создание
инфраструктуры, которая обеспечивает успешное продвижение инноваций
по всем стадиям инновационного цикла.
Основной целью государственного аппарата в процессе регулирования
малого инновационного бизнеса должны стать аналитическая деятельность,
формирование гибкой налоговой политики по приоритетным направлениям
научной и внедренческой деятельности, обеспечение правовой, юридичес­
кой и финансовой защиты МИП, т. е. создание необходимых условий для их
стабильного развития. Исходя из предпосылки, что оправдавший себя в
мировой практике опыт следует максимально использовать при разработке
и формировании инновационного механизма и новой стратегии экономи­
ческого развития в условиях перехода России к рынку, можно обозначить
его особенности и характерные черты. Новый инновационный механизм
России включает:
• прямые методы регулирования и стимулирования НТП и с учетом
международного опыта создание новых организационно-экономических
форм;
• косвенные методы регулирования и стимулирования НТП с активным
привлечением новых организационно-экономических форм;
• аналогичный механизм на уровне местной власти.
Назрела настоятельная необходимость разработки специального закона
или пакета законов (в США их несколько), регулирующих всю инновацион­
ную деятельность отечественного малого бизнеса. За государством, видимо,
необходимо оставить функцию главного спонсора фундаментальных, обо­
ронных и основных перспективных долгосрочных проектов, узаконив право
и даже обязанность получателей средств из государственного бюджета при­
влекать на конкурсной основе для выполнения отдельных подпрограмм
новые мелкие исследовательские организации, в том числе зарубежные.
Ядром государственной политики в области поддержки малого бизнеса
может стать «Программа научно-технического развития новых организаци­
онно-экономических форм» со следующими разделами:
1. Разъяснение необходимости научно-технического развития новых ор­
ганизационно-экономических форм.
2. Выбор объектов научно-технического развития и приоритетов, в пер­
вую очередь стимулирующихся государством.
3. Способы проведения НИОКР, которые должны выбираться новыми
организационно-экономическими формами.
Отраслевые и территориальные программы должны быть в ведении
новых субъектов рынка и местных органов власти. Государство вполне
41
может достичь эффекта, не выделяя прямо средства из госбюджета, а стиму­
лируя и создавая льготные условия для их притока из внутренних и внешних
источников, используя аппарат косвенного регулирования. В этом случае, с
одной стороны, достигается экономия средств расходной части госбюджета,
а с другой — создаются условия для пополнения госбюджета за счет само­
стоятельного развития инновационного бизнеса, т.е. увеличения притока
средств в виде налогов с предприятий и частных лиц. Кроме того, создаются
условия для насыщения местных рынков, развития национальных и терри­
ториальных образований. Объектами прямого воздействия государства в
рамках перспективной программы развития МИП в России являются:
• отдельные талантливые ученые, исследователи, студенты;
• создаваемые ими коллективы в виде новых организационно-экономи­
ческих форм;
• целевые проекты, распределяемые на конкурентной основе среди мало­
го бизнеса непосредственно либо как субподрядчика крупных ИП.
Для дальнейшего цивилизованного развития малого бизнеса в научно-
технической сфере полезен опыт промышленно развитых стран. МИП рас­
сматривается в США как один из важных источников экономического роста
и ускорения НТП. Политика стимулирования инновационной активности
малого бизнеса проводится сегодня на всех уровнях государственного уп­
равления — от федерального правительства до муниципалитетов. Главным
в государственной политике в этой области является создание своего рода
«инновационного климата», т.е. обеспечение благоприятных экономичес­
ких, правовых, организационных, психологических и других условий для
возникновения и развития новых форм, и в первую очередь занятых генери­
рованием, освоением и коммерциализацией научно-технических иннова­
ций. При этом в отличие от регулирования деятельности экономически и
организационно сложившегося крупного бизнеса государство основные
усилия направляет на начальные и «предначальные» периоды становления
МИП [13].
Главным содержанием государственной инновационной политики в от­
ношении малого бизнеса в США является регулирование финансовых пото­
ков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финан­
совых средств. Здесь можно выделить два направления государственной
политики:
1. Целенаправленное финансирование из бюджета (через федеральные
агентства и ведомства), которое осуществляется в трех формах:
а) безвозвратного субсидирования (предоставления грантов);
б) предоставления льготных займов;
в) через заключение контрактов на разработку новой продукции И техно­
логии.
2. Привлечение частного капитала к финансированию деятельности
МИП.
В целом сегодня малый бизнес США получает 3,5-4,0% общих федераль­
ных затрат на НИОКР. При этом до трети расходов мелких фирм на НИОКР
42
в той или иной форме финансируется государством. Программы безвоз­
вратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ве­
домства — Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) и Националь­
ный научный фонд (ННФ) [13]. Федеральное правительство, осуществляя
финансовую поддержку программ стимулирования малого бизнеса в сфере
НТП, постоянно совершенствует формы такого финансирования.
В 2001 г. в отрасли «Наука и научное обслуживание» в России функцио­
нировало соответственно 30,9 тыс. МИП, их доля в общем объеме выполнен­
ных работ составляла 25% [14]. Удельный вес МИП, осуществляющих ин­
новационную деятельность, составляет около 6% [И]. Среднесписочная
численность работающих в МИП от аналогичного показателя отрасли соста­
вила 12%. Сравнивая вышеприведенные цифры по объему выполненных
работ и численности, можно сделать вывод, что производительность труда
(выработка на одного человека) у работников МИП выше, чем у работников
традиционных научных организаций, в 2,1 раза. Как видно, МИП пробива­
ют себе дорогу на российский рынок. И именно с ним связаны перспективы
оживления инновационной деятельности, в частности различных форм
внедрения изобретений и технических новинок.
К косвенным методам государственного регулирования малого бизнеса в
российской экономике можно отнести:
• льготное налоговое законодательство;
• льготное инвестиционное, лицензионное, таможенное законодательст­
во для национальных и зарубежных инвесторов венчурных фирм;
• стимулирование соединения в организационной форме малого бизнеса
отечественной прикладной науки и зарубежного опыта исследований и раз­
работок независимо от места их нахождения.
Поддержка МИП является приоритетным направлением государствен­
ной научно-технической и экономической политики во всех странах с раз­
витой рыночной экономикой. Такая поддержка носит стратегический харак­
тер и нацелена на осуществление технологического прорыва по перспек­
тивным направлениям НТП. Эффективность современной научно-техни­
ческой политики большинства развитых стран определяется не только
самим выбором приоритетов в инновационной сфере, но и подключением к
ней гибкого механизма малого предпринимательства, способного преодо­
леть организационно-экономические недостатки ведомственного и эконо­
мического монополизма, чреватого тенденциями к торможению инноваци­
онного процесса.
Основные проблемы, связанные с развитием МИП в РФ, сводятся к
следующему.
Во-первых, развитие МИП дает стране экономический эффект в том
случае, если обеспечивается динамичное развитие крупных фирм, определя­
ющих технический уровень и конкурентоспособность массовой продукции.
Малые инновационные фирмы хороши в инициировании новых пионерных
товаров и технологий на начальных стадиях их разработки, но затем они
нуждаются (в случае успеха) в мощной поддержке со стороны крупных
43
фирм, обладающих финансовыми и технологическими возможностями для
тиражирования достигнутых результатов. Малый бизнес по оказанию спе­
цифических инжиниринговых услуг также связан с крупным наукоемким
производством — основным потребителем этих услуг. Сегодня в Российской
Федерации сложилась ситуация, когда инвестиции в новые технологии
могут себе позволить банковский сектор, некоторые предприятия топливно-
энергетического комплекса, торговля, единичные предприятия наукоемких
отраслей. Уже сейчас имеются десятки уникальных разработок, которые
невозможно запустить в серию из-за кризисного положения промышленных
гигантов. Таким образом, меры по поддержке МИП должны быть теснейшим
образом связаны со стабилизацией положения крупных производителей, со
становлением производства в мощных финансово-промышленных группах
(ФПГ). В противном случае средства, потраченные на поддержку МИП, не
дадут того эффекта, на который рассчитывали. Полученные МИП результаты
«лягут на полку» или будут перекуплены за бесценок зарубежными конкурен­
тами (за российские деньги будет повышаться конкурентоспособность зару­
бежных товаров).
Во-вторых, меры государственной поддержки сегодня адресованы всему
малому бизнесу без различий в характере этого бизнеса, хотя очевидно, что
разные виды малого бизнеса нуждаются в совершенно разной поддержке.
Можно выделить как минимум три группы малого бизнеса, поддержка кото­
рых должна быть дифференцирована: малый бизнес в сфере услуг (здесь
особо нужно выделить торгово-посреднические услуги), малый бизнес в
сфере производства и МИП.
Каждый из этих видов малого бизнеса имеет совершенно разную степень
риска, вносит разный вклад в экономическое и социальное благополучие
страны. Когда приводят впечатляющую цифру наличия в России около
700 тыс. малых фирм, на которых занято 7,4 млн человек в 2001 г., то забывают
о том, что большая их часть прямо или косвенно основана на идее «купить за
рубежом — продать в России». Этот вид малого бизнеса позволяет насытить
рынок России товарами, экономит время покупателя, но в то же время активно
подрывает позиции отечественного производителя, способствует проникно­
вению некачественных товаров, утечке конвертируемой валюты за рубеж,
часто уклоняется от уплаты даже льготных налогов. С нашей точки зрения,
такой малый бизнес нуждается в минимальной поддержке. Основой для
предоставления льгот должен стать не столько размер фирмы, сколько ха­
рактер деятельности. Следует заметить, что общее количество занятых в этом
секторе составляет 16,7% (с учетом 4,5 млн индивидуальных предпринимате­
лей) экономически активного населения, в Евросоюзе — 50-60%.
В-третьих, значительная часть структур, созданных для поддержки инно­
вационного бизнеса, работает с фирмами, весьма далекими от проблем со­
здания новых товаров и технологий. Аналогичным образом значительная
часть фирм, зарегистрированных как МИП, НТК, реально заняты в настоя­
щий момент торгово-закупочной, посреднической и другими видами дея­
тельности, не связанными с их формальным профилем. Иногда подобные
44
трансформации происходят постепенно, под влиянием сложившихся об­
стоятельств. Но чаще всего включение в устав фирмы видов деятельности,
связанных с наукой и новыми технологиями, — это заведомый обман. Сред­
ства, якобы направляемые на НИОКР, на технологическое обновление, идут
на совершенно другие цели. Делается это для того, чтобы получить налого­
вые и другие льготы. Данное явление приобрело массовый характер, о мас­
штабах которого можно только догадываться.
Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 образован
государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере [22]. Этот фонд — государственная некоммерчес­
кая структура, призванная изучать тенденции инвестиционного рынка, рас­
пространять опыт малого бизнеса в инновационной сфере, разрабатывать и
реализовывать наукоемкие инвестиционные программы с привлечением
малого и среднего бизнеса, осуществлять антимонопольные мероприятия. В
соответствии со своими уставными целями фонд с первых шагов начал тесно
взаимодействовать с республиками, краями, областями, автономными обра­
зованиями России, оказывая им помощь в практической реализации инно­
вационных проектов, разработанных прежде всего негосударственными
МИП. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 октября
2000 г. № 811 «О финансировании Фонда содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере» во изменение п. 3 постановления
Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. Х» 65 названному фонду будут
направляться ежегодно начиная с 2001 г. средства в размере 1,5% ассигнова­
ний, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки (рань­
ше был 1%). Одновременно с этим шло и формирование различных феде­
ральных и региональных структур и подразделений, которые последователь­
но начинали выступать в качестве организационных элементов инфраструк­
туры научно-технической и инновационной деятельности.
Приказом Министерства науки РФ от 26 февраля 1992 г. № 212 образо­
ван Российский фонд технологического развития (РФТР). Финансиро­
вание из средств РФТР осуществляется только на возвратной основе. В
первую очередь финансируются работы, соответствующие приоритетным
направлениям развития науки и техники и критическим технологиям феде­
рального уровня. За время деятельности РФТР реализовано 679 научно-тех­
нических проектов.


1.3. Характеристика инновационной инфраструктуры

1.3.1. Виды инновационной инфраструктуры

К инновационной деятельности относится вся деятельность (см. 1.1.3) в
рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования
рынков сбыта и поиск новых потребителей; информация о возможной кон­
курентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих
45
фирм; поиски новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению
и финансированию инновационного проекта. Все эти виды деятельности
представляют инновационную сферу, т.е. область деятельности производите­
лей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую
создание и распространение инноваций.
В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объ­
единения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятель­
ности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска
и реализации наукоемкой продукции, представляющей собой совокупность
взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствую­
щих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффек­
тивного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов
такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, техно­
парки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы. Наше
определение инфраструктуры совпадает с ее определением, данным в [11].
Рыночная ориентация этой инфраструктуры будет определять ее способ­
ность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современ­
ной рыночной экономики и возможность быстрой адаптации к постоянным
динамическим изменениям. Конечной целью формирования инфраструкту­
ры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов
для более эффективного ведения ими научно-технической и инновационной
деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в
интересах общества, включая преодоление спада производства, его струк­
турную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции,
усиление ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего
и внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-тех­
нического потенциала. В соответствии с этим инфраструктура научно-тех­
нической и инновационной деятельности должна представлять собой ком­
плекс следующих взаимосвязанных систем:
• информационного обеспечения научно-технической и инновационной
деятельности, дающая возможность доступа к составляющим ее базам и
банкам данных на различных условиях (в том числе коммерческих) для всех
заинтересованных в этом организаций и ИП независимо от их форм собст­
венности;
• экспертизы (включая государственную) научно-технических и иннова­
ционных программ, проектов, предложений и заявок, обеспечивающая вы­
сокопрофессиональное и качественное проведение различных видов их не­
зависимой оценки (научная, финансово-экономическая, экологическая и
другие виды экспертизы);
• финансово-экономического обеспечения научно-технической и инно­
вационной деятельности, активно использующая разлршные внебюджетные
источники средств (прежде всего ресурсы местных предпринимательских
структур, а также инвестиции из других регионов и стран) и одновременно
предусматривающая прямую и косвенную государственную поддержку этой
деятельности;
46
• производственно-технологической поддержки создания новой конку­
рентоспособной наукоемкой продукции и высоких технологий и их практи­
ческого освоения на ИП, в том числе с использованием лизинга;
• сертификации наукоемкой продукции и предоставления осваивающим
и производящим ее ИП услуг в области метрологии, стандартизации и кон­
троля качества;
• продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции
на региональные, межрегиональные, федеральный и зарубежные рынки,
включающая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-
лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности;
• подготовки и переподготовки кадров для научно-технической и инно­
вационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обуче­
ние целевых «менеджерских команд» для управления реализацией конкрет­
ных предпринимательских проектов;
• координации и регулирования развития научно-технической и иннова­
ционной деятельности, позволяющая через экономические методы и инфор­
мационное воздействие управлять этими видами деятельности для их более
эффективного осуществления.
Каждая из перечисленных систем должна иметь механизмы реализации
своих функций и соответч:твующие организационные элементы в виде спе­
циализированных ИП, учреждений или организаций для обеспечения функ­
ционирования данных механизмов. При этом необходимо иметь в виду, что
создаваемая в регионе инфраструктура научно-технической и инновацион­
ной деятельности должна быть общей для всех хозяйствующих в нем субъ­
ектов, связанных со сферой науки и техники, будь то крупные и средние
научные организации, ИП и вузы или субъекты малого предпринимательст­
ва в научно-технической сфере, так как функциональное предназначение
составляющих ее систем носит единый характер.
Важнейшая задача, стоящая перед Россией, — сохранение ядра научно-
технического потенциала, для чего проводится реформа научно-техничес­
кой сферы [16], целью которой является реструктуризация сети научных
организаций, рационализация ее структуры. Аккредитация научных органи­
заций поможет оценить и зарегистрировать участников научной и иннова­
ционной деятельности независимо от форм собственности. Это даст возмож­
ность сконцентрировать бюджетные средства на тех научных направлениях
и в тех организациях, которые сохранили научно-технический потенциал,
имеют сильные научные кадры и реализуют важные научные задачи.


1.3.2. Классификация инновационных предприятий

Для успешного осуществления инновационных процессов и инновацион­
ной деятельности необходимы создание сети организаций научно-техничес­
кой и инновационной сферы и разработка соответствующей классификации
таких организаций. Переходя непосредственно к классификации ИП, отме-
47
ТИМ, что обязательным элементом инновационной деятельности является ее
информационное обеспечение. Для этого важно создать автоматизирован­
ную систему информационного обеспечения инновационных процессов с уче­
том использования телекоммуникационных систем. Система позволяет в
едином информационном пространстве осуществлять обмен информацией
о спросе на инновационные проекты, услуги и об их предложении. Основ­
ными системообразующими элементами будут выступать объединенные те­
лекоммуникациями региональные и головной центры информации с банка­
ми данных об инновационных проектах, услугах и организациях.
С развитием науки проблема разграничения типов научных организаций
чрезвычайно усложнилась, их реальное разнообразие столь велико, что при
классификации нельзя обойтись немногими группами с четко фиксирован­
ными особенностями. Методологической основой их классификации явля­
ется концепция видов специализации (экономической ориентации) звеньев
организационной структуры. Вид специализации следует отнести к наибо­
лее важным основаниям классификации организаций. В табл. 1.4 предлага­
ется многоаспектная классификация научно-технической и инновационной
сферы.
В качестве важнейшего признака в этой классификации используется
вид специализации. По виду специализации ИП подразделяются на пред­
метные и адресные. Предметная специализация направлена на создание кон­
кретных видов продуктов, технологий и ресурсов (научно-техническая ин­
формация, лизинг услуг: активов, финансов и т. д.). Адресная специализация
включает использование значимых научных результатов, полученных в на­
учных центрах, в виде создания дочерних научно-технических и инноваци­
онных фирм, а также традиционное отраслевое обслуживание отрасли, по­
дотрасли и предприятий, которое может быть предметом межотраслевого
использования. Адресная ориентация играет большую роль в организацион­
ной структуре науки, так как способствует развитию интеграционных процес­
сов. Перспективны организации, базирующиеся на интеллектуальном исполь­
зовании научных результатов (крупное изобретение, блок изобретений). Эти
организации являются базой для создания инновационных авторских фирм.
Ключевыми признаками классификации ИП по характеру инновацион­
ной деятельности с учетом рыночных и маркетинговых аспектов являются
преобладающие типы инноваций, реализуемых ИП. В зависимости от пре­
обладающего типа инноваций ИП могут быть разбиты на следующие классы.
1. Инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи. Инноваторы-лиде-
ры — это ИП, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхва­
тываются другими ИП — инноваторами-последователями. Инноваторы-ли­
деры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации
инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют
запас экономической прочности, который выражается в наличии портфеля
новой конкурентоспособной продукции и в более низких по сравнению со
средними удельных издержках производства. Инноваторы-последователи,
напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией

48
Т а б л и ц а 1.4

Классификация организаций научно-технической и инновационной сферы

Признаки Классы 1
Вид специализации Организации, базирующиеся на принципе |
предметном адресном (для потребителя) |
продуктовой использование научных обслуживание отрасли,
технологической ресурсной
результатов подотрасли, предприятий
и т.д. 1
Вид научно-технической Организации, специализированные на |
продукции производстве опытных
ФИ ПИ (НИР) ОКР создании опытных
партий, первых серий |
образцов
Виды совершенствуемых Организации, специализированные на НИОКР, направленных на совершенствование |
объектов материалов
изделий технологий форм организации других объектов
и управления
Характер деятельности Организации, выполняющие
НИОКР функции обслуживания науки, в том числе по видам
Характер отрасли знаний Организации в сфере
естественных наук технических наук общественных
и гуманитарных наук
Использование комбиниро­ Организации i
вания использующие комбинирование не использующие комбинирование
Степень охвата стадий цикла Организации, охватывающие
«исследование-освоение» две стадии и более
одну стадию
ФИ ПИ ОКР Ос ФИ-ПИ ПИ-ОКР ФИ-ПИ-ОКР
ФИ-ПИ-ОКР-Ос
Принцип создания Организации
временные
постоянные
на инновации лидеров, имея при этом более низкие экономические показа­
тели конкурентоспособности.
2. ИП, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные
изобретения, и ИП, создающие инновации на основе нового способа приме­
нения ранее сделанных открытий и изобретений. Реализация новых науч­
ных открытий и пионерных изобретений в производстве характерна для ИП,
имеющих полный цикл НИОКР (например, открытие полупроводников и
их реализация в Белл-лаборатории) или по крайней мере развитую базу
прикладных НИОКР, но инновации такого типа достаточно редки. Основ­
ная масса ИП создает инновации на основе новых способов применения
ранее сделанных открытий.
3. ИП, создающие новые потребности, и ИП, способствующие развитию
и более полному удовлетворению существующих потребностей. Типичными
примерами инноваций, создающих и удовлетворяющих новые потребности,
являются: радиоприемник, магнитофон, телевизор, телефон, видеомагнито­
фон, видеотелефон, калькулятор, ЭВМ, в том числе ПЭВМ. Развитию суще­
ствующих потребностей способствуют инновации по реализации новых по­
колений указанных товаров. Естественно, что требования к инновационно­
му развитию ИП, различающихся по характеру удовлетворения потребнос­
тей, также неодинаковы.
4. ИП, создающие базовые инновации, и ИП, деятельность которых на­
правлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут
быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством приме­
нения новых способов к «старым» открытиям. Этот вид инноваций связан с
созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совер­
шенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.
5. ИП, создающие инновации с целью их последующего применения в
одной отрасли, и ИП, реализующие инновации для всего народного хозяй­
ства. Во втором случае требуется более мощная база НИОКР для проведе­
ния их полного цикла.
6. ИП, реализующие инновации, которые замещают ранее созданные про­
дукты и технологии, и ИП, создающие рационализирующие и расширяю­
щиеся инновации. Разработка замещающих инноваций требует привлече­
ния значительного научного потенциала.
7. ИП, создающие основные (продуктовые и технологические) иннова­
ции, и ИП, разрабатывающие дополняющие инновации.
8. ИП, реализующие инновации-продукты, и ИП, реализующие иннова­
ции-процессы.
9. ИП, создающие инновации для новых рынков, и ИП, ориентирующие
на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках.
10. ИП могут быть классифицированы по глубине создаваемых нововве­
дений. Это хозяйственные единицы, инициирующие инновации:
а) по регенерированию первоначальных свойств продуктов и процессов.
Инновации такого рода относятся к нулевым, т. е. их можно лишь условно
назвать инновациями. Как правило, это разного рода нововведения, способ­
ные лишь восстановить уже действующие процессы. ИП такого рода нахо-
50
дятся на низшей ступени «инновационной лестницы». Их положение на
рынке крайне неустойчиво вследствие весьма низкой доли новых продуктов
и малой вероятности их появления в перспективе;
б) по увеличению производительности и количественной интенсивности
действующих процессов. Данный тип инноваций относится к инновациям
первого порядка. Положение МП с этим типом инноваций на рынке может
быть устойчиво и только по узкой группе подвержено значительным качест­
венным изменениям.
И. ИП, ориентирующие свою инновационную деятельность на внедре­
ние новшеств, связанных с перегруппировкой отдельных элементов сущест­
вующей производственной системы. Это может проявляться в создании
новых изделий (с незначительной степенью новизны) за счет различной
комбинации уже существующих в данном производстве элементов, в орга­
низационных перегруппировках производства,
12. ИП, создающие адаптационные инновации на отдельных, как прави­
ло, дополняющих элементах производственной системы или направленные
на частичное улучшение элементов данной производственной системы без
существенного изменения функционирования системы в целом. Эти иннова­
ции не обладают значительной степенью новизны, так как изменения отдель­
ных элементов не характеризуются высокой степенью инновационности (на­
пример, замена в станке одного типа электродвигателя на другой, производи­
мый на других ИП, или установка нового более мощного двигателя для авто­
мобиля, более комфортабельного освещения в поездах и вагонах метро и т. д.).
13. ИП, разрабатывающие новые поколения технологии и продукции без
изменения их базовых принципиальных конструкций и структур.
14. ИП, инициирующие новые виды производственных систем (продук­
тов и технологий) качественными изменениями первоначальной концеп­
ции, но сохраняющие функциональный принцип.
15. ИП, создающие новые поколения техники и технологии. Это высший
тип инновационной деятельности.
Каждый из перечисленных типов инновационной деятельности ИП су­
ществует одновременно с другими, если говорить о данном ИП. Поэтому,
говоря о типе ИП, следует иметь в виду структуру и преобладающие типы
инноваций, реализуемые на ИП. Организационное развитие ИП, ведущее к
отмеченному многообразию форм, в основном происходило и происходит в
сфере прикладной (отраслевой) науки в условиях сочетания двух встречных
тенденций — интеграционной и дезинтеграционной. В результате создаются
новые организационные структуры научно-технической сферы: инкубато­
ры, технопарки, технополисы.
Инкубатор — это структура, спецргализирующаяся на создании благопри­
ятных условий для возникновения и эффективной деятельности МИП, ре­
ализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем
предоставления МИП материальных (прежде всего научного оборудования
и помещений), информационных, консультационных и других необходимых
услуг. Можно обозначить следующие виды работ, проводимых в инкубаторе [20]:
51
• экспертиза инновационных проектов, которая включает научно-техни­
ческую экспертизу, определяющую новизну и достоверность предлагаемого
проекта, а также экологическую и коммерческую экспертизы (конъюнктур­
ная проработка, оценка будущего рынка нового товара и ожидаемая при­
быль);
• поиск инвесторов и при необходимости предоставление гарантий;
• предоставление на льготных условиях помещений, оборудования, опыт­
ного производства;
• оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информацион­
ных, консультационных и прочих услуг.
Инкубатор — коммерческая организация: самоокупаемость обеспечива­
ется за счет его участия в той или иной форме в будущих прибылях иннова­
ционных фирм. Развитие инкубаторов инновационного бизнеса как основы
и ядра будущих технопарков и технополисов представляется оптимальной
тактической мерой. Появление их рядом с оборонными комплексами, акаде­
мическими институтами и вузами (или непосредственно внутри них) позво­
лило бы обеспечить творческой и высокооплачиваемой работой значитель­
ное число специалистов, не ставя их перед необходимостью увольнения и
(что особенно злободневно для малых городов) выезда в другие населенные
пункты или даже за пределы страны. В США создано более 100 центров по
инновациям ивнедрению (типа инкубаторов), являющихся преимуществен­
но подразделениями различных университетов. Подобные научные центры
создаются даже без участия федерального бюджета. Еще более охотно регио­
нальные бюджеты финансируют не исследования, а небольшие центры по внед­
рению, ориентированные на перенос новой технологии из федеральных науч­
ных лабораторий в практику работы общественных организаций — школ, боль­
ниц, транспортного хозяйства и т.п. Потребности на местах в подобной помощи
огромны, их можно оценить на примере Программы технического содействия
штата Пенсильвания, работающей при поддержке специалистов университета
штата и федеральных лабораторий — Брукхенвенской, Сандиа, Военно-мор­
ских исследований, расположенных в этом регионе.
Технопарк — это компактно расположенный комплекс, который в общем
виде может включать научные учреждения, вузы и предприятия промыш­
ленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сер­
виса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых условий.
Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-
технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу
материального производства.
Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технопо­
лис (научный парк, технологический парк). Он представляет собой конгло­
мерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных
фирм (преимущественно малых), внедренческих, венчурных организаций и
других, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и
их скорейшей коммерциализации. Технополис — это структура, подобная
технопарку, но включающая небольшие города (населенные пункты), так
называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано
52
на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы.
Объединение мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструкту­
ру, необходимую и достаточную для крупных инноваций. Центром технопо­
лиса, его стержневым звеном обычно является крупный университет — ге­
нератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе иннова­
ций (см. 6.1.3).
В США, например, насчитывается около 300 таких парков, а в Германии —
около 300 инновационных центров, создающих новые рабочие места для
ученых. Япония создала 19 технополисов, где имеется мощный потенциал
для разработки совершенных технологий в наиболее приоритетных облас­
тях. В России создано около 60 технопарков и несколько технополисов:
Обнинск, Дубна, Пущино, Арзамас-16, Томск.
В России имеется 60 муниципальных образований, соответствующих
критериям наукограда, — это территории высокой концентрации научно-
технического потенциала. Указами Президента Российской Федерации ста­
тус наукограда Российской Федерации присвоен 4 городам: Обнинску (Ка­
лужская обл.), Дубне (Московская обл.), Королеву (Московская обл.),
Кольцову (Новосибирская обл.).
Важными структурами в составе научно-технического комплекса России
являются государственные научные центры РФ (ГНЦ), обладающие уни­
кальными научными школами и экспериментальной научно-технологичес­
кой базой, выполняющие исследования и разработки по реализации приори­
тетных направлений развития науки и техники федерального уровня.
В целях развития производства наукоемкой конкурентоспособной про­
дукции на базе комплексной организации инновационной деятельности по
всему инновационному циклу и создания рыночной инфраструктуры в на­
учно-технической сфере принято решение о создании федеральных центров
науки и высоких технологий. Установлено, что статус такого центра присва­
ивается научным организациям, осуществляющим научно-техническое
обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологичных
отраслей экономики.

Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия ^инновация:^.
2. Лайте определение продуктовых и процессных инноваций.
3. Определите инновации по степени новизны.
4. Что такое инновационный процесс?
5. Укажите состав процесса создания и освоения новой техники.
в. Каковы особенности функционирования стадий жизненного цикла изделий?
7. Что такое инновационная деятельность, каковы ее виды?
8. Расскажите о классификации инноваций.
9. Каковы особенности научного и научно-технического труда?
10. Назовите пути стимулирования создания инноваций.
11. Перечислите направления государственной поддержки ИПиМИП.
12. Расскажите о классификации инновационных предприятий.
53
Литература
1. Баев Л. Л., Шугуров В. Э. Системный подход к определению инновации / / Совре­
менные технологии в социально-экономических системах. Челябинск: ЧГТУ, 1995.
2. Бездудиый Ф.Ф., Смирнова ГА., Нечаева О. Д. Сущность понятия «инновация:^
и его классификация / / Инновации. 1998. № 2-3 (13).
3. Беклешов В. К., Завлин П. Н. Нормирование в научно-технических организа­
циях. М.: Экономика, 1989.
4. Бердашкевич А.П. О бюджетной политике на 2003 год в области науки / /
Инновации. 2002. Хо 6 (53).
5. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предпри­
ятии. М.: Экономика, 1989.
6. Гапонеико Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к
новому технологическому порядку / / Вопросы экономики. 1997. >|Ь 9.
7. Длинные волны: научно-технический прогресс и социальное развитие /
С Ю . Глазьев, Г. И. Микерин, П. Н. Тесля и др. Новосибирск: Наука, 1991.
8. Доброе Г. М. Системный анализ организационно-управленческих проблем
научно-технического прогресса. Киев: Знание, 1981.
9. Завлин П. Н. Инновационная деятельность в современных условиях / / Инно­
вации. 2001. № 8 (45).
10. Завлин П. Н. Инновационное предпринимательство / / Инновации. 2001. № 9-10
(46-47).
И. Концепция государственной инновационной политики Российской Феде­
рации на 2002-2005 годы / / Инновации. 2002. № 4.
12. Кругликов А. Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.:
Наука, 1991.
13. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.М. Румянцевой, И.А. Сало-
матина. М.: ИНФРА-М, 1996.
14. Наука России в цифрах: 2001. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2002.
15. Научно-технический уровень отрасли: методы оценки, измерения, анали­
за. Аналитический обзор. М.: ВНТИЦентр, 1990.
16. Проект ^Концепция реформирования российской науки на период 1997-
2000 гг.» / / Поиск. 1997. 4 окт.
17. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под
ред. Л. М. Гохберга. М.: ЦИСН, 1996.
18. Струмилин С. Г. К методологии учета научного труда. Л.: Наука, 1982.
19. Тюрина В. Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчи­
вость: Конспект лекций. Саратов: СГТУ, 1994.
20. Фигуровский Н. Будущее за инкубаторами инновационного бизнеса / / Ра­
дикал. 1992. № 44.
21. Финансовые известия. 1995. № 87. С. 1.
22. Финансовые известия. 1996. № 6. С. 6.
23. Цветков А. Н. Государственный организационно-экономический механизм
научно-технических нововведений. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
24. Яковец Ю. В. Проект Федерального закона ^«06 инновационной деятельности и
государственной инновационной политике в Российской Федерации»^. М.: РАГС, 1997.
25. Grossi G. Promoting Innovation in a Big Business / / Long Range Planning. 1990.
Vol. 23. № 1 .
Глава 2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА




2.1. Понятие и содержание
инновационного менеджмента

2.1.1. Сущность инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную об­
ласть экономической науки и профессиональной деятельности, направлен­
ную на формирование и обеспечение достижения любой организационной
структурой инновационных целей путем рационального использования ма­
териальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современ­
ный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогией
понятия «управление». Оно широко используется применительно к разно­
образным социально-экономическим процессам на предприятиях, действу-
юш[их в современных рыночных условиях. Наряду с принципами, процесса­
ми и методами обпхего менеджмента, характерными для любого предпри­
ятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие
специфические формы управления различными функциональными сфера­
ми предприятия или видами хозяйственной деятельности. Они получили
название функционального менеджмента. Так, управление процессами про­
изводства продукции составляет содержание производственного менедж­
мента, финансовыми процессами — финансового, инвестициями — инвести­
ционного, кадрами — персонального менеджмента и т. п.
Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновиднос­
тей функционального, непосредственным объектом которого выступают ин­
новационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех
сферах народного хозяйства. Как видно из предшествующей главы, иннова­
ционные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштаб­
ный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления,
который для эффективного развития требует использования специальных
форм и методов управленческого воздействия. В современных условиях
коренного реформирования экономики страны, когда нововведения стали
55
непременным элементом всех структур от органов государственного управ­
ления до средних и малых предприятий, использование научных методов
инновационного менеджмента становится важным фактором экономическо­
го развития страны, выживания и коммерческого успеха любого предпри­
ятия. Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассмат­
ривать по крайней мере в трех аспектах: наука и искусство управления
инновациями, вид деятельности и процесс принятия управленческих реше­
ний в инновациях и аппарат управления инновациями (см. рис. 2.1).




Рис. 2.1. Аспекты инновационного менеджмента


Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базиру­
ется на теоретических положениях общего менеджмента, достаточно по­
дробно изложенных в специальной литературе [5, 7, 8, 14]. Несмотря на то
что в отечественной практике понятие «инновационный менеджмент» стало
использоваться сравнительно недавно, наша страна имеет значительные тео­
ретические достижения и практический опыт в этой области. В отечествен­
ной экономической литературе и официальных документах они нашли наи­
большее отражение в работах, посвяш[енных проблемам управления НТП,
развития науки и техники, а также управления научными исследованиями
и разработками.
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инно­
вационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, состав­
ляющих общую технологическую схему управления инновациями на ИП.
Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой дея­
тельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых
распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последова­
тельности. Состав функций и задач управления может быть регламентиро­
ван в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство
в целом, отрасль промышленности, ИП, отдельный инновационный проект
или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение каж­
дой из задач управления или осуществление отдельной функции менедж-
56
мента неизменно связано с принятием определенных управленческих реше­
ний. Этот наиболее ответственный и часто повторяющийся элемент менедж­
мента составляет суть деятельности менеджера в инновационной сфере.
Менеджмент предусматривает установление определенных требований к
уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их
подготовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный
менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за
их конкретными исполнителями — руководителями разного уровня. Управ­
ление инновационными проектами рассмотрено в гл. 12.
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями
предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инноваци­
онные процессы возникают и осуществляются определенными сообщества­
ми людей, сознательно координирующими свою деятельность для достиже­
ния определенных целей. Каждое такое сообщество индивидуумов в ме­
неджменте принято называть организацией. ИП -- это разновидность орга­
низаций, достигающих целей своего функционирования посредством
инноваций. Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями
применительно к таким ИП имеет институциональное значение и включает:
во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической
структурой и состоящую из специализированных органов управления; во-
вторых, институт менеджеров — руководителей различных уровней, высту­
пающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочия­
ми в принятии и реализации управленческих решений и обладающих опре­
деленной ответственностью за результаты функционирования ИП. Каждый
из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая це­
лостную систему инновационного менеджмента.


2.1.2. Развитие и современное состояние
инновационного менеджмента

Как и для общей науки менеджмента, для инновационного менеджмента
характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и
концепций. Можно выделить четыре относительно самостоятельных этапа
развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональ­
ная концепция, системный и ситуационный подходы.
Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники
как одних из важнейших факторов развития экономического потенциала
страны. Постоянными и существенными факторами развития производст­
венного потенциала промышленных ИП были НИОКР. Кадры науки, мате­
риально-техническая база, научное оборудование и информационные
фонды оценивались как составляющие факторы научно-технического по­
тенциала ИП. Факторный подход предполагал разработку оценочных кри­
териев для каждой составляющей и использование преимущественно экс­
тенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширением
научно-технической сферы. Для этого этапа характерно появление глубоких
57
исследований и практических разработок в области научно-технического
потенциала, его оценки и прогнозирования развития. В области моделиро­
вания для управления инновационными процессами преобладали статисти­
ческие факторные модели, построенные на основе корреляционных и рег­
рессионных зависимостей. В практике управления ИП получили распро­
странение нормативные методы планирования и организации, основанные
на нормативах трудоемкости, материало- и фондоемкости НИОКР, числен­
ности и соотношений различных категорий работников.
Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент
как совокупность управленческих функций и процессов принятия управ­
ленческих решений. Существуют различные классификации функций уп­
равления инновациями, основанные на разнообразных принципах. При этом
под функцией управления понимаются относительно обособленные направ­
ления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять опреде­
ленные управляющие воздействия на инновационный процесс (см. 2.2.2),
планирование, организация и контроль инноваций, а также прогнозирова­
ние (см. 7.3.1). Функциональная концепция базируется на рациональном
разделении труда в управлении инновациями, специализации управленчес­
ких звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого реше­
ния. Для функциональной концепции характерно тщательное регламенти­
рование процедурных аспектов управления инновациями на основе специ­
альных положений об отделах и службах, должностных инструкций, делеги­
рования полномочий и обязанностей. В рамках этапа функциональной
концепции наибольшее развитие получило экономико-математическое мо­
делирование процессов принятия решений в каждой из функций управле­
ния. В практике управления НИОКР широко использовались оптимизаци­
онные модели формирования тематических планов ИП, календарного пла­
нирования работ, в том числе сетевые методы планирования, модели опти­
мизации организационной структуры ИП. Чаще всего эти модели не носили
системного характера и позволяли находить локальные оптимизационные
решения для отдельной функции управления инновациями.
Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рас­
смотрение ИП как сложной организационной системы, состоящей из сово­
купности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достиже­
ние определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и
экзогенных (внешних) факторов развития. Системный подход обеспечивает
динамичный учет всего множества влияющих на управленческое решение
факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними
тенденциями развития инновационной среды.
Современная ситуация в инновационной сфере требует существенной
трансформации традиционных взглядов на инновационный менеджмент,
так как значительные изменения претерпевает сам объект управления. Ин­
новационные процессы приобретают прерывный характер, повышается ком­
плексность решаемых проблем и их зависимость от быстро изменяющихся
внешних факторов. Принципиальная схема анализа современной ситуации
58
в инновационной сфере и связанная с этим трансформация взглядов на
инновационный менеджмент представлены на рис. 2.2.

•> Трансформация -> Новая ситуация
Традиционная ситуация


Прерывность
Непрерывность

Постоянство Неопределенное
развития, развитие,
высокое значение относительность
опыта опыта



Ситуационное
Практическое
мышление
-> Направление мышления
мышление

Комплексность
«Прозрачность»
процессов
процессов


Непределейность
Определенность
процессов,
технологии,
возрастающий
низкий уровень
уровень риска
риска


Системный подход
Дискретные решения
к решению проблем
проблем - -> Характер связей

Внутренняя Внешняя
динамика
динамика

Высокая Высокая
самостоятельность, агрегированность,
независимость зависимость
от внешней среды,
проблемы адаптации



Ориентация на Ориентация
отдельные задания, предприятия
группы на внешнюю
исполнителей - • среду
> Направления ориентации


Рис. 2.2. Анализ ситуации в современном инновационном менеджменте

Трансформация представлений о проблемах инноваций в современных
условиях обеспечила развитие ситуационного подхода к инновационному
менеджменту. Такой подход синтезирует достижения каждой из перечис-

59
ленных концепций для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуа­
цией понимается совокупность значений факторов, влияющих на функцио­
нирование ИП или развитие определенного инновационного проекта в кон­
кретный период времени. Ситуационный подход предполагает возможность
анализа внешних и внутренних факторов успеха инноваций, систематиза­
ции вероятных вариантов поведения и синтеза оптимальных для сложив­
шейся ситуации управленческих решений. Значительным вкладом этой уп­
равленческой концепции в теорию инновационного менеджмента является
то, что она содержит рекомендации по применению конкретных методов для
принятия решений в определенных ситуациях. Для менеджера ситуацион­
ный подход открывает значительные возможности творческого использова­
ния разнообразного разработанного наукой и применяемого на практике
инструментария, накладывая при этом большую ответственность за выбор
адекватных ситуации приемов управления.
Деятельность менеджера в инновационной сфере в сложившейся ситуа­
ции требует высокого творчества, глубокой профессиональной подготовки
и интуиции, что делает ее сходной с искусством.


2.1.3. Менеджеры в инновационной сфере

Задачи и функции инновационного менеджмента осуществляются толь­
ко через деятельность особой категории специалистов, которых принято
называть менеджерами. Менеджер — это специалист, профессионально за­
нимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функци­
онирования ИП. Это означает, что специалист занимает постоянную долж­
ность и наделен полномочиями принимать управленческие решения на ИП.
Менеджерами можно назвать:
• руководителей творческих групп исполнителей;
• начальников лабораторий, отделов и функциональных служб ИП;
• руководителей производственных подразделений;
• администраторов различного уровня, координирующих деятельность
различных подразделений и внешних партнеров;
• руководителей ИП, фирмы в целом.
Специфика инновационных процессов как объектов управления предоп­
ределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования,
предъявляемые к ним. Труд менеджера носит высокотворческий характер,
требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к ана­
литической деятельности и умение концентрироваться в определенные мо­
менты времени на конкретных проблемах. Так как основным предметом
труда менеджера является научно-техническая и управленческая информа­
ция, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание
современных информационных технологий в управлении инновациями и
умение пользоваться ими. Можно выделить три категории требований к
профессиональной компетенции менеджера ИП:
60
• знания в области теории и навыки в сфере практики управления;
• коммуникабельность и умение работать с людьми;
• компетентность в области специализации ИП.
Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специ­
альной подготовки в области теории управления, знаний основ современной
макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих реше­
ний, умения применять экономико-математические методы для оптимиза­
ции решений, навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых
вариантах. Необходимые теоретические знания в области менеджмента при­
обретаются в системе специального профессионального образования. Учи­
тывая динамичный характер развития современной теории и практики ме­
неджмента, обязательным свойством менеджера в инновациях должна быть
склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной ква­
лификации.
Требования коммуникабельности и умения работать с людьми вытекают
из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на ИП. Для
анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить,
как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как выше­
стоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или ИП, рабо­
чий коллектив (группы, подразделения или ИП) и отдельные подчиненные
сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер дол­
жен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем
и мотивами работы) реагировать и оптимально воздействовать на него для
достижения цели инновационной деятельности. Коммуникабельность в
большой мере зависит от индивидуальных свойств человека, поэтому часто
используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и
уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на
ИП.
Требования, связанные с компетентностью менеджеров в области специ­
ализации ИП, предусматривают наличие специальных знаний в вопросах
технологии инновационных процессов, теоретических и практических ас­
пектов осуществляемых инноваций, особенностей их физических процес­
сов. Пополнение профессиональных знаний осуществляется в системах
переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.
Характер деятельности конкретного менеджера на ИП определяется со­
ставом делегированных ему полномочий в принятии управленческих реше­
ний. Состав этих полномочий устанавливается в соответствии с принятой
на ИП системой разделения труда и специализации управленческих кадров.
В структуре любого ИП можно обнаружить два вида разделения труда ме­
неджеров: горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализа­
цией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. с
закреплением за ним одной или несколько предметных функций менедж­
мента. Такое разделение труда обусловливает создание на ИП специальных
планово-диспетчерских служб и стратегического управления.
61
Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осу­
ществляемых инноваций, масштабов инновационной деятельности, ее от­
раслевой принадлежности. Оно выражается в организационной структуре
ИП, составе уровней менеджмента. На ИП можно выделить три иерархичес­
ких уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость
последствий принимаемых на каждом уровне управленческих решений
возрастают по мере перехода от низшего менеджмента к высшему. Выс­
ший менеджмент включает одну или несколько персон, состав которых в
значительной степени зависит от организационно-правовой формы ИП.
К высшему менеджменту относятся руководитель ИП, его первые замес­
тители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производ­
ству, сбыту и т.п.). Средний менеджмент состоит из руководителей под­
разделений и административных органов ИП и включает до 60% всей
численности менеджмента на ИП. К низшему уровню относятся руково­
дители творческих групп, низовых лабораторий, производственных
участков и т. п.
Характер решений менеджера зависит от разновидности инновацион­
ной сферы его деятельности, а также от предметной области функций,
закрепленных за ним в конкретной организации. Состав предметных
функций менеджера в инновационной сфере существенно изменяется в
зависимости от его иерархического уровня в организации в соответствии
со схемой, изображенной на рис. 2.3. Чем выше иерархический уровень
менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функ­
ции целеполагания, стратегического планирования и системной организа­
ции инноваций.




Рис. 2.3. Распределение видов деятельности по уровням менеджмента



62
2.2. Задачи и функции
инновационного менеджмента

2.2.1. Цели и задачи инновационного менеджмента

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении дол­
говременного функционирования ИП на основе эффективной организации
инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновацион­
ной продукции. Критериями эффективности организации инновационных
процессов в фирме в современных условиях выступают экономические пара­
метры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность
и доходы от реализации инновационной продукции. Прибыльность, доход­
ность ИП выступают при этом не как цель, а как важнейшее условие и
результат осуществления инновационной деятельности. Менеджмент при­
зван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех
внешних и внутренних элементов ИП. Такое состояние инновационной сис­
темы называется гармонией. Гармонизация в развитии ИП составляет ос­
новную целевую задачу инновационного менеджмента.
Задача гармонизации по отношению к ИП имеет эндогенный и экзоген­
ный аспекты. Эндогенная гармонизация означает согласование всех внут­
ренних структурных элементов ИП, его субсистем. Для ее обеспечения не­
обходимо создание специальной системы внутрифирменного управления
инновациями, в которой решаются следующие задачи:
• выработка стратегической инновационной концепции;
• определение тематических направлений деятельности и формирование
инновационных проектов и программ;
• построение организационной структуры и структуры управления инно­
вациями;
• планирование производственных процессов и реализации инновацион­
ной продукции;
• подбор и расстановка кадров, эффективное использование потенциала
ИП;
• календарное распределение работ и контроль за их исполнением;
• создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуаль­
ного труда.
Экзогенная гармонизация предполагает согласование ИП с суперсисте­
мами внешней среды и реализуется через специальные процедуры целевой
ориентации инновационной деятельности и учета ограничений этой среды.
В инновационном менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает
решение следующих задач:
• формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятель­
ности;
• организация и проведение маркетинговых исследований;
63
• учет экологической ситуации и планирование природоохранных меро­
приятий;
• оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений
конкурентов (бенчмаркинг инноваций);
• организация кооперации в инновационных программах;
• учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП.
По своему содержанию и во времени гармонизация ИП имеет стратеги­
ческую и оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способ­
ствует долгосрочному выживанию ИП и обеспечивается стратегическим
менеджментом, направленным на формирование стратегических инноваци­
онных целей и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством
реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами опе­
ративного менеджмента на ИП.

2.2.2. Система функций инновационного менеджмента

Содержание инновационного менеджмента определяется составом функ­
ций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведе­
ния инновационных мероприятий. Под функциями менеджмента, как уже
отмечалось, принято понимать состав общих задач управления, решаемых
при осуществлении инноваций. Речь идет о таких задачах управления, со­
став и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики
конкретного инновационного проекта (его масштабов, отраслевой принад­
лежности, назначения и т. п.) и составляют содержание любого процесса
управления. Многообразие инновационных процессов, их сложность и раз­
нообразие условий осуществления чрезвычайно затрудняют любую попыт­
ку типизации процессов управления ими или их регламентации.
В теоретических работах и в практической деятельности используются
различные систематизации функций инновационного менеджмента. Нам
представляется правильным выделять две группы функций инновационного
менеджмента: основные (предметные) и обеспечивающие. Предметные функ­
ции менеджмента являются наиболее общими для всех видов и любых условий
осуществления инноваций. Эти функции менеджмента отражают содержание
основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выде­
ляют предметные области управленческой деятельности на всех иерархичес­
ких уровнях. Успешный менеджмент в любой инновационной структуре дол­
жен предусматривать осуществление следующих основных (предметных)
функций: формирование целей, планирование, организация и контроль.
Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают уп­
равленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному
осуществлению предметных функций управления на предприятии. К ним
можно отнести социально-психологические и технологические, или процес­
суальные, функции менеджмента. Социально-психологические функции

<<

стр. 2
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>