<<

стр. 5
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

технического предпринимательства в высшей школе с его развитой инфра­
структурой.
Создание данного университета можно рассматривать как важнейший
элемент реализации государственной научно-технической и инновацион­
ной политики, обеспечивающей соединение образовательной и научной де­
ятельности с ориентацией на нужды инновационного предпринимательства,
реальную интеграцию вузовских, академических и отраслевых организаций
в сфере инновационной деятельности.
Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций оп­
ределяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует
значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финанси­
рованием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных
субъектов. Даже при минимальных ресурсах рациональная государственная
программа стимулирования нововведений может позволить стране занять
передовые позиции в мировом научно-техническом развитии. Это, в част­
ности, наглядно подтверждено опытом послевоенной Японии. Среди мер
косвенного регулирования прежде всего подчеркнем налоговые льготы.
Льготное налогообложение прибыли реализуется путем как сокращения
налогооблагаемой базы, так и уменьшения налоговых ставок, а также выче­
тами из налоговых платежей. Первый способ осуществляется через отнесе­
ние различного рода инновационных затрат на издержки производства, се­
бестоимость продукции. В России в настоящее время в себестоимость вклю­
чаются только затраты, связанные с изобретательством и рационализацией
производства.
Второй путь находит отражение в различных льготах по уплате налога на
прибыль. В РФ в настоящее время основная инновационная льгота по нало­
гу на прибыль состоит в уменьшении облагаемой прибыли на сумму средств,
направленных на техническое перевооружение, реконструкцию, расшире­
ние, обновление производства. От налога на прибыль освобождаются науч­
ные организации, прошедшие государственную аккредитацию, в случае ее
направления на проведение и развитие научно-исследовательских и опыт­
но-конструкторских работ. В перечень работ, на которые распространяются
льготы, входят НИОКР, отнесенные к фундаментальным исследованиям, и
НИОКР, выполняемые в таких областях, как информационные технологии
и электроника, производственные технологии, материалы и химические
продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, эко-
127
логия и рациональное природопользование, оборона и безопасность госу­
дарства.
Распространение инноваций стимулируется также налоговыми льготами
по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции. В РФ
в настоящее время от налога на добавленную стоимость освобождаются:
НИОКР, выполненные за счет бюджета, а также средств РФФИ, РФТР и
образуемых для этих целей внебюджетных фондов; НИОКР, выполняемые
учреждениями образования на основе хоздоговоров; патентно-лицензион­
ные операции, связанные с объектами промышленной собственности (кроме
посреднических); ввозимые на территорию РФ оборудование и приборы,
используемые для научно-исследовательских целей; товары и технологичес­
кое оборудование, ввозимые в РФ в соответствии с договорами с иностран­
ными организациями и фирмами для проведения совместных научных
работ.
Льготы по налогу на имущество, как правило, связаны с поддержкой не
собственно инноваций, а хозяйствующих субъектов, участвующих в научно-
производственном цикле на той или иной стадии. В РФ не облагается нало­
гом имущество научно-исследовательских учреждений, предприятий и ор­
ганизаций РАН, Российской академии сельскохозяйственных наук, Россий­
ской академии медицинских наук. Российской академии образования, со­
ставляющее их научно-исследовательскую, опытно-производственную или
экспериментальную базу, ГНЦ, а также научно-исследовательских учрежде­
ний министерств и ведомств по перечню, ежегодно утверждаемому Прави­
тельством. Аналогичную направленность имеют льготы по уплате земельно­
го налога. К настоящему времени от платы за землю, используемую для
научных или опытно-экспериментальных целей, в РФ освобождены практи­
чески все научно-исследовательские, дроектно-конструкторские и проект-
но-технологические организации независимо от организационно-правовой
формы и форм собственности. В мировой практике используются наряду с
перечисленными следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инно­
вационную деятельность [5, 13]:
• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового
кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на
инновационные цели;
• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, получен­
ную от реализации инновационных проектов;
• льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц,
полученных по акциям инновационных предприятий;
• связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых
проектов;
• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате исполь­
зования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов,
входящих в состав интеллектуальной собственности;
128
• снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и со­
вместные НИОКР;
• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов
и оборудования, передаваемых вузам, научно-исследовательским и другим
ИП;
• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные
фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
• зачисление части прибыли ИП на специальные счета с последующим
льготным налогообложением в случае использования на инновационные
цели.
В связи со значительными масштабами многих инновационных проектов
и относительно низкой скоростью оборота средств в период осуществления
нововведений усиливается актуальность механизмов льготного кредитова­
ния. Государство может стимулировать инновации льготными (по срокам
погашения и процентным ставкам) кредитами государственных банков или
предоставлением преференций коммерческим банкам, кредитующим инно­
вационную деятельность (льготное налогообложение, смягчение резервных
требований и т. п.). Тем не менее коммерческие банки зачастую не заинте­
ресованы в кредитовании долгосрочных инновационных проектов. Поэтому
важно стимулировать инновационные вложения финансовых структур, ори­
ентированных на продолжительное «замораживание» средств, — страховых
компаний, пенсионных фондов, ссудосберегательных ассоциаций и т. п. До­
полнительный источник средств на инновационное развитие предприятия
получают при проведении государством политики ускоренной амортизации
основных фондов [2].
Доступу к передовым инновационным технологиям способствует госу­
дарственная поддержка финансового лизинга [8]. Под финансовым лизингом
понимается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании
средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей
их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование
за установленную плату. В ряде стран государство применяет также меры
стимулирования франчайзинга, являющегося одним из способов распро­
странения нововведений. Под франчайзингом понимается право на созда­
ние ИП, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в
договоре.
Мощным рычагом инновационной политики многих стран стала под­
держка малого и среднего инновационного предпринимательства, обладаю­
щего достаточной гибкостью для продуцирования и распространения ново­
введений, а также формирующего благоприятную для инноваций конку­
рентную среду. Содействие малому и среднему бизнесу провозглашается
одним из главных приоритетов государственного уровня, поскольку такого
рода предприниматели зачастую не могут сами защитить свои экономичес­
кие интересы. Государством создаются различные структуры, оказывающие
малым предприятиям те или иные услуги. Для малого наукоемкого бизнеса
особое значение имеет поиск потенциальных инвесторов, заказчиков, а
129
также информационное обеспечение, ибо средства на самостоятельное осу­
ществление инновационного маркетинга отсутствуют. При распределении
государственных заказов и контрактов за малым бизнесом часто резервиру­
ется определенная доля финансирования. Весьма действенной мерой явля­
ется государственное страхование рискового (венчурного) предпринима­
тельства. Наибольшее распространение получило субсидирование государ­
ственными структурами венчурных фирм в обмен на часть акций, обеспечи­
вающее участие государства в прибыли в случае успеха проекта. В ряде стран
предусматриваются специальные дотации на наем научно-технического пер­
сонала.
Превращение инноваций в доминирующий фактор мирового экономи­
ческого развития происходит в условиях широкого спектра национальных
экономических систем и находит отражение в формировании специфичес­
ких для той или иной страны инновационных механизмов. Основными осо­
бенностями научно-инновационных систем отдельных стран выступают:
формы связи сферы НИОКР и производства, трансфер научно-технических
достижений в промышленность, структура источников финансирования
НИОКР и инноваций, ведущие направления науки и технологий, соотноше­
ние фронтальности и селективности в структуре научно-инновационного
потенциала по областям, основные экономические структуры — генераторы,
распространители и акцепторы инноваций, уровень вовлечения в мировой
научно-технический комплекс, ориентация преимущественно на собствен­
ные или на заимствованные научно-технические разработки, региональное
размещение элементов инновационной сферы и т. п.
Комплекс структур и механизмов, обеспечивающих получение, накопле­
ние научно-технических знаний в стране и условия их использования в
целях научно-технического и социально-экономического прогресса, состав­
ляет национальную систему нововведений [11].
Различия в национальных системах нововведений предопределяют и не­
одинаковую роль, которую играет в них государственное регулирование
инновационных процессов [9]. Можно выделить ряд признаков, образую­
щих специфику модели государственного регулирования инноваций, — со­
четание прямых и косвенных методов, включение инновационных программ
в общую экономическую стратегию или разработка специальных проектов,
формирование специализированных государственных структур, степень
самостоятельности хозяйствующих субъектов в вопросах инновационного
развития, степень ведомственной «концентрации» решений по выработке и
реализации государственной инновационной политики (в частности, низкая
в США и высокая в Японии), механизмы взаимодействия федеральных и
местных властей, прозрачность государственных границ для международ­
ной научно-технологической кооперации и т. д. Инновационная политика
может базироваться на стратегиях переноса, заимствования, наращивания
или их комбинациях [18].
Особенности экономического, социального, научно-технического, куль­
турного развития страны, масштабы территории, позиция в мировом сооб-
130
ществе предопределяют специфику российской модели научно-инноваци­
онной динамики. В ближайший период основной задачей будет переход от
мобилизационного к инновационному типу обш;ества [17], т. е. обществу с
установками на изменение, развитие, совершенствование, расширение воз­
можностей влияния человека на социальные и экономические процессы.
Характерной чертой сложившейся к началу реформ российской эконо­
мики явился существенный разрыв между отраслями по уровню технологи­
ческого развития и инновационного потенциала. В перспективе для России
представляется неизбежным сочетание активного (генерирующего) типа
инновационного развития, основанного на продуцировании и реализации на
мировых рынках собственных инновационных разработок, и имитационно­
го типа, базирующегося на освоении и адаптации зарубежных нововведений,
их постепенной интеграции в собственную инновационную систему.


3.3.2. Взаимодействие государственных, частных
и общественных структур

Глобальность, многоаспектность и динамичность современных иннова­
ционных процессов требуют согласованной координации действий всех
участников научно-инновационного цикла и затрагиваемых им обществен­
ных отношений — научно-технического сообщества, предпринимательских
структур, государственных органов, политической оппозиции, потребите­
лей инновационной продукции, общественных организаций и т. п. Необхо­
дим поиск консенсуса между различными социальными силами, осущест­
вляющими инновации или испытывающими их влияние. При этом возмож­
ны масштабные инвестиции в инновации и получение соответствующей
отдачи. В мировой практике известны различные формы согласования госу­
дарственными структурами своей научно-технической и инновационной по­
литики с представителями всех заинтересованных кругов [22]. Это — кон­
сультативные советы, комиссии, ассоциации, «круглые столы» и т. д.
Выработка направлений политики дополняется совместными действия­
ми. В предыдущей главе описаны формы государственного содействия ин­
новационному бизнесу, но в свою очередь и предпринимательские струк­
туры оказывают государству поддержку в данной области, в частности
отчислениями в государственные инновационные фонды, финансовой и
технической помощью государственным инновационным организациям,
спонсированием государственных библиотек, музеев и т. п. В качестве при­
меров общих усилий государственных и коммерческих структур можно при­
вести совместное финансирование бесприбыльных инновационных органи­
заций, а также распространенное во многих странах сотрудничество государ­
ственных университетов и промышленных компаний, приносящее обоюд­
ную выгоду. Частный бизнес получает быстрый и непосредственный доступ
к передовым научным достижениям, а высшие учебные заведения имеют
дополнительные возможности финансирования и совершенствования мате­
риально-технической базы образования, практического обучения студентов.
131
Эффективным средством координации действий различных субъектов
инновационного процесса, создания целостного механизма генерирования и
распространения нововведений является государственное стимулирование
трансферта технологий в различных формах: овеществленной, информаци­
онной, мобильности кадров и т.п.
Для российской экономики в условиях перехода к рынку велика роль
государственного содействия формированию ФПГ, способных объединить
необходимые научно-технические, финансовые и производственные ресур­
сы инновационного развития. Согласно Закону РФ «О финансово-промыш­
ленных группах статус ФПГ получают объединения, созданные в целях
технологической или экономической интеграции для реализации инвести­
ционных проектов и программ, направленных на повышение конкуренто­
способности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффек­
тивности производства, создание новых рабочих мест.
В России процессы создания финансово-промышленных групп в значи­
тельной мере распространялись на такие высокотехнологичные отрасли эко­
номики, как машиностроение, авиастроение, электронная промышленность.
Вхождение в финансово-промышленные группы было доступно только для
научных организаций, деятельность которых обеспечивает производство
конкурентоспособной продукции не только на внутреннем, но и на внешнем
рынках. Речь, в частности, идет о научных организациях электронной про­
мышленности и авиакосмического комплекса, обеспечивших России про­
рыв на мировой рынок космических технологий.
Научные организации, входящие в состав российских ФПГ, можно ус­
ловно подразделить на две группы. Первую группу составляют организации,
ориентирующиеся на совершенствование технологий для производствен­
ных предприятий с малым или средним инновационным циклом. Вторую —
организации, научно-техническая деятельность которых связана с однотип­
ными промышленными предприятиями со сложным инновационным цик­
лом производимой продукции. Это авиационная, атомная промышленность,
радиоэлектроника.
Имеющийся опыт показывает, что для научных организаций и предпри­
ятий, относящихся к различным отраслям, но связанных единой технологи­
ческой цепочкой, эффективно вхождение в ФПГ вертикальной интеграции.
Устойчивость данному типу объединения придает тот факт, что значительно
расширяется число «смежных» научных организаций, задействованных не
только на создание сложной наукоемкой продукции, но и на совершенство­
вание производства комплектующих изделий.
Зарубежный опыт показывает растущее значение общественных форми­
рований в регулировании инновационных процессов. Общественные орга­
низации способствуют учету интересов различных социальных групп при
выработке государственной инновационной политики, содействуют ее реа­
лизации в конкретной экономической и социальной практике, осуществля­
ют контроль за расходованием государственных средств на инновационные
132
цели и т. д. В России сформировался ряд общественных организаций, свя­
занных с инновационной сферой, — Союз промышленников и предпринима­
телей. Союз ученых, Союз научных и инженерных обществ и многие другие.
Важным звеном инновационной инфраструктуры стал созданный в 1994 г.
Российский инновационный союз.
Проблема инновационного взаимодействия различных структур весьма
актуальна также на региональном уровне, где разрабатывается и реализуется
значительная часть инновационных проектов [20]. Факторами регионализа­
ции инновационного развития являются: специфика научно-технического и
производственного потенциалов регионов, кадровое обеспечение, социаль­
ные и экологические проблемы инноваций, формирование инновационной
инфраструктуры, преимущественно региональный характер малого иннова­
ционного предпринимательства и т.п. В России необходима собственная
инновационная политика регионов, разработка целевых региональных ин­
новационных программ и проектов. Местные власти могут стимулировать
инновационную активность как непосредственным финансированием науч­
ных исследований и разработок из средств местных бюджетов, так и косвен­
ными методами (частичное или полное освобождение от местных налогов и
сборов, льготы по федеральным налогам в их части, уплачиваемой в местные
бюджеты, предоставление помещений, персональные льготы выдающимся
инноваторам и т. п.). В целях повышения эффективности регулирования
местные органы власти создают специализированные подразделения по уп­
равлению научно-техническим и инновационным развитием. Совместно с
коммерческими, научно-исследовательскими, учебными и общественными
структурами местные власти могут создавать региональные инновационные
центры, оказывающие услуги инноваторам, формировать фонды содействия
инновациям, способствовать привлечению в регион инновационных отече­
ственных и зарубежных инвестиций [19].
Ведущее место в региональном аспекте занимает государственная под­
держка инновационных социогенеМу т. е. структур, обеспечивающих самовос­
производство инновационных механизмов. К таким формированиям отно­
сятся инкубаторы инновационного бизнеса, наукограды, технопарки, техно­
полисы и т. п. (см. 1.3.2). Они, как правило, создаются с привлечением
средств организаций различных форм собственности и обеспечивают про­
хождение нововведений через все стадии — от идеи до внедрения. В России
наиболее перспективны с точки зрения формирования технопарков бывшие
«закрытые» города, сосредоточившие научно-технический потенциал обо­
ронного сектора, а также крупные вузы. Государственная поддержка науко­
градов, направленная на обеспечение их устойчивого бездотационного раз­
вития, предусматривается Указом Президента РФ от 7 ноября 1997 г. Госу­
дарственная поддержка формирования технопарков на базе высших учеб­
ных заведений осуществляется в рамках специальной программы
образования РФ.

133
Все большее значение в государственной научно-технической и иннова­
ционной политике приобретает ее региональная составляющая, важнейшим
аспектом которой является решение проблемы наукоградов. Основная зада­
ча связана с поиском путей рационального использования сосредоточенного
в них научного, научно-технического, производственного и инновационного
потенциала. Институциональная структура наукоградов объединяет такие
основные элементы инновационной системы, как научно-технический ком­
плекс, промышленные предприятия, производящие наукоемкую продук­
цию, объекты инновационной структуры. Однако, как показывает практи­
ка, для их успешного функционирования должна быть создана система
прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного
цикла, производителями и производителями знаний; фирмами, рынком, го­
сударством.
Ряд шагов по решению проблем наукоградов был предпринят со стороны
федеральной власти еще в начале 1998 г. Отработка форм и методов государ­
ственной поддержки наукоградов, механизмов их бездотационного развития
предусматривалась на базе эксперимента в г. Обнинске Калужской области.
Данные положения нашли отражение в постановлении Правительства РФ
от 24 января 1998 г. № 79 «О мерах по развитию муниципальных образо­
ваний с градообразующими научно-производственными комплексами
(наукоградов)». В 2000 г. согласно Указу Президента РФ от 6 мая 2000 г.
Обнинск получил статус наукограда. В соответствии с Указом была утверж­
дена программа развития Обнинска как наукограда на 2000-2004 гг.
В программе предусматривалось провести реструктуризацию и реформи­
рование научно-производственного комплекса, формирование инфраструк­
туры инновационной деятельности, организовать производство новых
видов наукоемкой продукции, подготовить кадры для инновационной дея­
тельности, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций,
сформировать единую информационную среду наукограда, развивать меж­
дународное сотрудничество, создать эффективную систему обеспечения
ядерной и радиационной безопасности и экологического контроля.
Стратегия реализации программы основывалась на необходимости со­
здания мобильного, динамично развивающегося научно-производственного
комплекса, отвечающего современным экономическим условиям, а также на
повышении эффективности реального сектора экономики города и достиже­
нии на этой основе его устойчивого бездотационного развития.
Программные мероприятия по развитию Обнинска как наукограда на
2000-2004 гг. были объединены в 10 подпрограмм: реформирование науч­
но-производственного комплекса; формирование инфраструктуры инно­
вационной деятельности; развитие производственной сферы; социально-
экономическое развитие; развитие инвестиционной деятельности; создание
системы представительства интересов субъектов хозяйственной деятель­
ности; международное сотрудничество; создание единой информационной
134
среды; подготовка кадров; система обеспечения радиационной безопас­
ности.
Для реализации программы мероприятий было предусмотрено целевое
выделение средств не только из федерального, но и из областного и город­
ского бюджетов.
Развитию технопарков способствовала реализация ряда программ, свя­
занных с развертыванием инновационной деятельности в вузах. Их задача­
ми наряду с получением научно-технических результатов, обеспечивающих
производство наукоемкой продукции, было создание внебюджетных фон­
дов, предназначенных для аккумулирования в них средств, полученных от
реализации созданной вузами продукции и направляемых в дальнейшем на
стимулирование инновационной деятельности. Межвузовская программа
«Поддержка малого предпринимательства и новых экономических струк­
тур в науке и научном обслуживании высшей школы» была принята еще
в 1993 г. Только в течение последующих трех лет было создано почти 1400
малых предприятий с 28 тысячами рабочих мест.
Технопарки, созданные в России, являются либо структурными подраз­
делениями вузов, либо юридически и экономически обособленными орга­
низациями. В настоящее время в системе высшей школы функционирует
72 технопарка. Основными направлениями их деятельности являются ин­
кубация молодых фирм и поддержка новых идей; освоение инновационных
проектов; производство наукоемкой продукции и продвижение ее на внут­
ренний и внешний рынки; формирование основных элементов инновацион­
ной инфраструктуры, ориентированной на нужды регионов; охрана интел­
лектуальной собственности и освоение механизмов передачи и коммерциа­
лизации технологий и т.д.
Из-за ограниченности местных ресурсов реализация наиболее масштаб­
ных региональных инновационных проектов требует взаимодействия с фе­
деральными структурами в рамках общегосударственной региональной ин­
новационной политики, в частности, с привлечением средств созданных в
РФ региональных фондов научно-технического развития. В России еще
предстоит разработать схему разделения полномочий и координации дейст­
вий федеральных и местных властей в сфере регулирования инновационных
процессов.
Одним из первых шагов в данном направлении стала так называемая
«инициатива четырех» — соглашение Миннауки России^ Минобразования
России, Российского фонда технологического развития и Фонда содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере о взаимо­
действии в развитии инновационной деятельности в научно-технической
сфере, на основе которого разработана Межведомственная программа акти­
визации инновационной деятельности, открытая для участия регионов РФ.
Цель программы — создание и развитие иннов1ационной инфраструктуры на
основе формирования в регионах инновационно-технологических центров
(первые 8 из них уже функционируют), а также информационных сетей для
135
коммерциализации технологий и подсистем по подготовке кадров для науч­
но-технологического менеджмента. Точкой пересечения интересов различ­
ных общественных структур в определенных условиях становятся национа­
лизация и приватизация объектов инновационной сферы. В рамках проис­
ходящего в России масштабного разгосударствления экономики на первый
план выступает проблема сохранения профиля деятельности научно-техни­
ческих организаций.
Одним из важнейших принципов государственной политики в сфере
исследований и разработок является согласование федеральной и регио­
нальной научно-технической политики, осуществляемой органами испол­
нительной власти обоих уровней в рамках соглашений по вопросам как
совместного ведения, так и совместного участия в выполнении федеральных
и региональных целевых программ.
Взаимодействие Минпромнауки России с регионами строится на основе
двусторонних соглашений о сотрудничестве в научно-технической и инно­
вационной сфере. Среди субъектов Российской Федерации, с которыми
заключены соглашения, можно назвать Томскую, Тверскую, Смоленскую,
Ленинградскую, Волгоградскую области, Красноярский край и др. Подписа­
ны также два многосторонних соглашения с межрегиональными ассоциа­
циями «Сибирское соглашение» и «Большая Волга».
Основные цели соглашений — разработка и реализация их участниками
скоординированных мер по сохранению, развитию и эффективному исполь­
зованию научно-технического потенциала субъектов Федерации, создание
условий для проведения научных исследований и инновационной деятель­
ности. Предусматривается взаимодействие в области формирования регио­
нальной научно-технической и инновационной политики, правового обес­
печения, структурных преобразований научно-технологической сферы, ин­
формационного обеспечения, международных научно-технических связей.
Их реализация осуществляется на основе совместных планов, в которых
определены конкретные мероприятия по каждому из направлений взаимо­
действия. В рамках соглашения о сотрудничестве с Томской областью при­
нята и реализуется межведомственная программа «Совершенствование и
апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях
реформирования экономики на примере Томской области». Ее участниками
стали администрация Томской области, Минпромнауки России, Минобра-
зование России, Сибирское отделение РАН. Распоряжением Правительства
Российской Федерации данная программа осуществлялась в 1999-2001 гг.
как государственный эксперимент.
При реализации данной межведомственной программы были выполнены
следующие основные задачи: налажен механизм взаимодействия научных и
образовательных учреждений между собой, с органами государственной
власти, с предприятиями; обеспечено эффективное использование интел­
лектуального потенциала; созданы новые формы управления наукой и
образованием; сформирована инфраструктура научно-образовательной,
136
научно-технической и инновационной деятельности. Получило дальней­
шее развитие межрегиональное и международное сотрудничество; а также
обеспечено привлечение дополнительных средств в науку, образование, про­
изводство [15].


3.3.3. Роль государства в международном
научно-техническом сотрудничестве

Современная мировая экономика характеризуется стремительной интер­
национализацией сферы НИОКР и инноваций. Международная научно-
техническая кооперация стала неотъемлемой составляющей интеграцион­
ных процессов. Внутренние национальные рынки становятся узкими для
реализации масштабных инновационных проектов, и фирмы уделяют все
большее внимание распространению своих новшеств за рубежом. Однако
развитие международных научно-технических связей отличается противо­
речивостью. С одной стороны, налицо постоянное углубление кооперации.
Начавшись с простого обмена инновационной продукцией, она достигла
таких форм, как объединение инновационных ресурсов, совместное проду­
цирование и распространение инноваций, формирование международных
инновационных механизмов. Особенно существенны масштабы этих про­
цессов в рамках транснациональных корпораций. С другой стороны, резко
обостряется конкуренция на мировых рынках наукоемкой, инновационной
продукции, борьба государств за научно-технические и инновационные ре­
сурсы. Наряду с мировыми экономическими лидерами — США, Западной
Европой, Японией, к соперничеству подключаются новые индустриальные
страны, развивающиеся государства. В этих условиях государство играет все
более активную роль в регулировании международных аспектов инноваци­
онных процессов.
Из установления правил перемещения инновационной продукции через
государственные границы государственное регулирование международных
инновационных связей превратилось в систему взаимосвязанных мер, со­
действующих укреплению положения страны в мировом научно-технологи­
ческом комплексе. Главной целью международной научно-технической по­
литики государств становится рост глобальной национальной конкуренто­
способности, т. е. поддержание высокого уровня жизни нации за счет приме­
нения эффективных технологий, инновационных механизмов, постоянного
роста квалификации кадров, использования преимуществ международного
разделения труда и обеспечения лидирующих позиций на мировых рынках
тех или иных видов товаров и услуг [14]. Как правило, государственные
структуры сосредоточивают усилия на регулировании сотрудничества в вы­
сокотехнологичных сферах, оставляя области среднего и низкого техноло­
гического уровня под прямым воздействием классических рыночных меха­
низмов.
137
Повышение роли международных связей находит отражение и в органи­
зационном аспекте государственного регулирования, часто создаются спе­
циализированные органы и подразделения. Научно-технические и иннова­
ционные вопросы занимают все более существенное место во всей внешне­
политической и внешнеэкономической деятельности, работе посольств,
консульств, торговых представительств и др., организуются специализиро­
ванные зарубежные центры по вопросам научно-технического сотрудниче­
ства. Наметилась явная тенденция к формированию научно-технической
дипломатии, т. е. системы мер и институтов, направленных на содействие
кооперации и защиту государственных интересов в мировой научно-техни­
ческой сфере.
Государственное регулирование международных связей в инновацион­
ной сфере должно базироваться на ряде общих принципов: взаимная выгода,
недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость
сторон и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные
процессы, здесь используются прямые и косвенные методы. Государство
может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных
средств двусторонние и многосторонние международные инновационные
программы и проекты, деятельность международных исследовательских ор­
ганизаций и технологических центров, совместных предприятий, специали­
зированных фондов, формирование международной инновационной инфра­
структуры и т. д. Государственные учреждения создают юридическую базу
кооперации как законодательной проработкой соответствующих вопросов,
так и заключением международных договоров и соглашений, участием в
работе совместных органов по вопросам науки и технологии. Среди косвен­
ных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (напри­
мер, налоговые и кредитные льготы участникам сотрудничества), так и спе­
цифические — таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты,
международные патентно-лицензионные механизмы и др. В перечне инстру­
ментов государственного регулирования международного научно-техничес­
кого сотрудничества отметим также следующее:
• выбор и реализация приоритетных направлений сотрудничества;
• финансирование кадровых обменов;
• подключение к мировым системам научно-технической информации;
• включение в мировое технологическое пространство путем введения в
стране международных стандартов и норм;
• оказание юридических, посреднических, консультационных и других
услуг участникам сотрудничества;
• поддержка международных контактов малого и среднего инновацион­
ного бизнеса;
• государственное стимулирование зарубежных инвестиций в иннова­
ционную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за
границей;
138
• зарубежное патентование за государственный счет;
• закупка зарубежной научно-технической литературы;
• привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и
проектов.
Примером плодотворного воздействия государственных структур на
международные инновационные связи может служить государственное ре­
гулирование научно-технической интеграции в Западной Европе, осущест­
вляемое как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Государ­
ственные и межгосударственные органы внесли весомый вклад в разработку
и реализацию рамочных программ сотрудничества в области научных иссле­
дований и технологического развития, крупномасштабных целевых проек­
тов - ESPRIT, COST, RACE, COPERNICUS и др., программы «Эврика», в
значительной степени ориентированной нарост инновационной активности
частного бизнеса, программы TACIS по оказанию помощи ученым и инно-
ваторам стран СНГ и Восточной Европы.
В России в настоящее время происходит формирование законодательных
и организационных предпосылок государственного регулирования сотруд­
ничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тари­
фе», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Введен ряд льгот по уплате
налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмот­
рено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в РФ в каче­
стве оказания безвозмездного технического содействия по линии госу­
дарств, правительств, международных организаций, а также ввозимых пери­
одических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образовани­
ем, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным
налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от ино­
странных благотворительных организаций. Первостепенное значение для
активизации российского участия в мировых научно-технических связях
имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организа­
ции, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственнос­
ти и другим международным соглашениям.
Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования
отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна
из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих ос­
воение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных
партнеров должны способствовать освоению невостребованного научно-
технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, про­
движению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию
импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освое­
нию передовых форм организации производства. При этом предусматрива­
ется расширение практики проведения международных инвестиционных
конкурсов (тендеров). При Минэкономики РФ был создан Российский
центр содействия иностранным инвестициям. Не менее значимыми для
включения России в международное разделение труда на инновационной
139
базе являются разрабатываемые в настоящий момент федеральные програм­
мы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зару­
бежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов. В
целях государственного содействия реализации международных приклад­
ных проектов при Миннауки РФ был создан Российский дом международ­
ного научно-технического сотрудничества.
В систему государственного регулирования входит также экспортный
контроль, направленный на предотвращение утечки из страны инновацион­
ных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в стра­
ны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и
мирового сообщества. Для России весьма актуально участие в многосторон­
них системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаар-
ским соглашениям, подписанным взамен бывшего КОКОМ. С этой целью
разработан список технологий и товаров, экспорт которых подлежит прави­
тельственному контролю.
Государственные стратегия и тактика в области международной научно-
технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и
регионам мира. Страновая диверсификация направлений и форм сотрудни­
чества позволяет достичь высокой суммарной эффективности международ­
ных связей. Наряду с укреплением научно-технических контактов с ведущи­
ми странами Запада России в ближайшей перспективе предстоит активизи­
ровать взаимодействие с новыми индустриальными странами, развивающи­
мися государствами, а также восстановить связи с государствами бывшего
СССР, со странами Восточной Европы. Доступ к мировым инновационным
ресурсам, а также рынкам инновационной продукции значительно облегча­
ется активным участием страны в работе международных организаций ин­
новационного профиля, таких, как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО,
МАГАТЭ и многих других. Развитие инновационных процессов на про­
странстве СНГ зависит от динамики восстановления и дальнейшей интен­
сификации научных и производственных связей этих стран. Усилия в дан­
ной области координируются Межгосударственным комитетом по научно-
технологическому сотрудничеству СНГ.
В конечном счете государственное регулирование международной науч­
но-технической кооперации призвано обеспечить рациональное сочетание
между протекционизмом по отношению к отечественным производителям
инновационной, наукоемкой продукции и степенью либерализации между­
народных связей в области науки и высоких технологий.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные аспекты^ определяющие общегосударственное значение ин
вационных процессов?
2. В чем проявляется ограниченность рыночных механизмов как экономической
среды инноваций?
3. Назовите основные функции государства по регулированию инноваций,
140
4. Что понимается под государственной инновационной политикой?
5. Каковы основные цели стандартизации и сертификации продукции?
в. Перечислите основные меры для вывода НИ ОКР из кризисного состояния.
7. Каковы приоритетные направления науки и техники, критических технологий ?
8. Каковы основные критерии выбора приоритетов в инновационной области?
9. Укажите функции органов государственной власти РФ по регулированию науки
и инноваций.
10. Каковы основные методы, используемые государственными структурами, для
стимулирования инновационных процессов?
11. Что понимается под национальной системой нововведений? Какие типы по­
добных систем вы знаете?
12. Укажите важнейшие аспекты государственного регулирования инновацион­
ной деятельностью в регионах.
13. Какие инструменты могут применяться в сфере государственного регулиро­
вания международного научно-технического сотрудничества?


Литература
1. Арзамасцев Н.В. Повышение конкурентоспособности отечественного про­
мышленного производства — основа государственной инновационной политики / /
Инновации. 2000. № 7-8.
2. Афанасьев М. Забытая амортизация / / Вопросы экономики. 1996. № 1 1 .
3. Дагаев А. А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М.: Наука,
1994.
А.Дежина И. Финансирование российской науки: новые формы и механиз­
мы / / Вопросы экономики. 1996. № 10.
5. Инновационная и инвестиционная политика структурной перестройки на­
родного хозяйства Российской Федерации. М.: ИЭ РАН, 1993.
6. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П.Н.Завлина,
А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
7. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998—
2000 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г.
№ 832 / / Российская газета. 1998. 19 авг.
8. Копейкин М. Российская государственная политика в области инвестиций и
инноваций / / Маркетинг. 1995. № 4.
9. Научно-технический прогресс и инвестиционная политика: Зарубежный
опыт. М., ИНИОН, 1995.
10. Николаев И. А. Приоритетные направления науки и технологий: Выбор и
реализация. М.: Машиностроение, 1995.
11. Основы научно-технической политики: Теория и практика. Москва; Париж:
Ин-т мировой экономики РАН, ИЭ РАН, 1993.
12. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и тех­
нологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Указом
Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № Пр- 576.
13. Повышение инновационной активности экономики России. М., 1994.

141
14. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества
стран. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.
15. Реформирование российской науки: анализ и проблемы / Л.Э. Миндели,
А.В. Мартыненко, А.А. Гудкова, В.А. Диссон. М., 2001.
16. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под
ред. Л. М. Гохберга. М.: ЦИСН, 1996.
17. Фонотов А. Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному
обществу. М.: Наука, 1993.
18. Фридлянов В.Н., Марушкина МЛ, Интеграция инновационной сферы / /
Экономист. 1997. № 2.
19. Шайбакова Л. Региональное регулирование инновационных процессов / /
Экономист. 1996. №J9.
20. Экономическая безопасность и инновационная политика: Страна, регион,
фирма. М.: РЭА им. Плеханова, 1993.
21. Яковец Ю. Предпосылки преодоления инновационного кризиса / / Эконо­
мист. 1998. № 1.
22. Freeman Ch. The economics of industrial innovation. London, 1982.
Глава 4

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИННОВАЦИЯМИ




4.1. Цели и задачи
стратегического управления инновациями

Стратегическое управление инновациями является составной частью ин­
новационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации
инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный
скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде пред­
приятия. В широком смысле стратегическое управление на предприятии
имеет дело с процессом предвидения глобальных изменений в экономичес­
кой ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспе­
чивающих его выживание и устойчивое развитие за счет выявленных буду­
щих факторов успеха.
По своей сущности любые стратегические меры, принимаемые предпри­
ятием, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе осно­
ваны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбыто­
вом потенциалах. Стратегия нововведений (инновационная политика) пред­
полагает объединение целей технической политики и политики капиталов­
ложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.
Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помо­
щью которых предприятие в первую очередь осуществляет систематический
поиск новых технологических возможностей. В этом смысле стратегическое
управление инновациями ориентируется на достижение будущих результа­
тов непосредственно через инновационный процесс (стадия исследований,
ввод инноваций в производственное использование, ввод нового продукта в
рыночную среду). Стратегическое управление инновациями затрагивает как
концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные
аспекты стратегического развития предприятия и, следовательно, реализует
свою функцию через подсистемы общего и функционального менеджмента.
Общий менеджмент определяет генеральную линию стратегического разви­
тия и включает:
143
• нормативный менеджмент — разработка философии, предпринима­
тельской политики, определение позиции предприятия в конкретной нише
рынка; формулирование общих стратегических намерений;
• стратегический менеджмент — выработка набора стратегий, их реали­
зация во времени, фиксирование изменений, переформулирование страте­
гий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими
решениями в целом;
• оперативный менеджмент — разработка и реализация оперативных
(тактических) мер, связанных с практическим осуществлением мероприя­
тий по внедрению стратегий в действие.
В рамках функционального менеджмента разрабатываются и реализуют­
ся частные (функциональные) стратегические задачи, связанные с иннова­
циями в отдельных сферах деятельности на ИП (маркетинг, сбыт, производ­
ство, кадры, финансы, информационная база и др.).
Разработка инновационной политики ИП предполагает определение
целей и стратегий его развития на ближайшую и дальнюю перспективы
исходя из оценки потенциальных возможностей ИП и обеспеченности его
соответствующими ресурсами.
В жизненном цикле любого ИП четко прослеживаются состояния отно­
сительной статики и относительной динамики. Все зависит от содержания
цели, которая ставится перед каждой стадией. Рассматривая цели как пред­
восхищение результата, на который направлены усилия предпринимателя
(менеджера), их подразделяют на функциональные (поддержание достигну­
того состояния системы) и новые (приобретение нового качественного со­
стояния системы).
Новые цели требуют выхода на новые ориентиры, новые критерии рав­
новесия в системе, новые решения, новые организационные структуры, т. е.
вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий,
которые определяются как стратегии.
Стратегия в общем виде — это поиск наиболее результативных вариан­
тов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с
главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в насто­
ящий момент, так и ожидаемой в будущем. Стратегия предполагает раз­
работку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения
намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и
производственный потенциалы предприятия и его рыночно-сбытовые воз­
можности.
Стратегические цели отражают генеральную линию развития ИП. Они
призваны с учетом условий внешней среды и достигнутого потенциала ма­
териализовать принципы и намерения, которые заложены в философии,
предпринимательской политике и стратегическом облике (миссии) ИП. По
предмету цели они находят отражение в совокупности планируемых продук-
тово-рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое
развитие ИП и необходимые для этого ресурсы. Стратегическая цель в ко­
нечном счете ориентирована на решение той или иной проблемы, или задачи,
144
связанной с рынком или с принципиальным вопросом выживаемости ИП.
Они характеризуют количественную или качественную сторону ожидаемого
результата.
К количественным целям относятся: рыночные (оборот, рост, доля
рынка); экономические (прибыль, рентабельность); финансовые (структура
капитала, ликвидность).
К качественным относятся: стандарт качества продукции; независимость
ИП; стратегический облик ИП (миссия); инновационное поведение; сервис­
ное обслуживание клиентов; уровень управления фирмой; политическое и
общественное влияния.
Постановка и формулирование стратегических целей служат исходной
базой для выбора и разработки обеспечивающих их достижение стратегий.
Рассматриваемая в широком смысле стратегия показывает, как ИП вводит в
действие свои наличные и потенциальные активы (сильные стороны), с тем
чтобы целенаправленно встретить изменения в окружающей обстановке.
При этом различают следующие виды стратегий:
1. Базовые стратегии — модель поведения ИП в целом и отдельной
стратегической хозяйственной единицы (СХЕ) в той или иной конкретной
рыночной ситуации. Например, стратегия выбора рынков и конкуренции на
выбранном рынке: достижение преимущества в конкуренции на основе ли­
дерства в качестве предлагаемой продукции; лидерство в ценах; рыночная
специализация; рыночная кооперация.
2. Функциональные стратегии — комплексы мероприятий и программ
для отдельных функциональных сфер и подразделений ИП. Они имеют
подчиненное значение и являются по существу ресурсными программами,
обеспечивающими практическую реализацию базовых стратегий.
По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют две группы
стратегий: оборонительные и наступательные. Оборонительные стратегии
отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на
потребности и поведение потребителей. Их можно подразделить на следую­
щие типы стратегий: защитные, имитационные, выжидательные, непосред­
ственного реагирования. Наступательные стратегии включают: активные
НИОКР; ориентированные на маркетинг; стратегии слияния; стратегии
приобретения. Наступательные стратегии обычно требуют кредитных ин­
вестиций и, следовательно, более применимы на ИП, располагающих доста­
точно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным составом
менеджеров и творческим научно-техническим персоналом.
Стратегическое управление инновациями означает значительно более
широкое понятие, чем перспективное планирование крупномасштабных
новшеств, оно включает ситуационный анализ и прогноз влияния всего
диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в
том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) и
внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники,
технический уровень); потенциал сферы НИОКР; систему управления; ее
организационные формы; этику и культуру предпринимательства (филосо-
145
фия и предпринимательская политика). Общие задачи стратегического уп­
равления инновациями позволяют ответить на следующие вопросы:
1. Какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою актив­
ность ИП в перспективе, учитывая ограничения со стороны внешней среды?
2. Посредством каких нововведений, какими методами (программы, про­
екты) будут достигнуты стратегические цели?
3. В каких масштабах и из каких источников будут выделены ресурсы под
стратегические цели?
4. В рамках каких организационных форм (традиционная линейно-штаб­
ная структура, матричная или проектная структура, СХЕ или центры руко­
водства каждой стратегической целью) осуществляется инновационный
процесс на ИП?
5. Посредством какого стиля управления, с каким составом сотрудников
и с помощью какого инструментария следует обеспечить регулирование и
контроль стратегического инновационного процесса?
Выработка инновационных стратегий на предприятии входит в прерога­
тиву высших эшелонов управления и основана на решении следующего
комплекса задач: разработка стратегических целей; оценка возможностей и
ресурсов ИП для их реализации; анализ тенденций в маркетинговой дея­
тельности и в научно-технической сфере; определение инновационных стра­
тегий с выбором альтернатив; подготовка детальных оперативных планов,
программ, проектов и бюджетов; оценка деятельности ИП (отдельного стра­
тегического звена) на основе определенных критериев с учетом установлен­
ных целей и планов.


4.2. Содержание и формы
стратегического управления инновациями
Инновационная деятельность, обеспечивая необходимые организацион­
но-технические и экономические условия для выхода ИП на новые рубежи,
по своей сущности является в рыночных условиях важной формой предпри­
нимательства. В свою очередь рынок создает реальные возможности для
развития НТП. Стратегический аспект инновационной деятельности в этих
условиях заключается прежде всего в ее ориентации на запросы потребите­
ля. Решение внутренних инновационных задач ИП как производителя так
или иначе носит подчиненный характер. Отсюда важной составной частью
общей стратегии любого ИП является его инновационная стратегия, опре­
деляющая направленность и содержание инноваций, адекватных потребнос­
тям и изменениям внешней среды, а в конечном счете интересам потребите­
ля (покупателя, клиента).
По своей содержательной направленности стратегическое управление
инновациями носит прагматический характер. В нем на переднем плане
стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые ИП должно
учитывать, чтобы обеспечить себе успех и процветание в будущем. В то же
время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количе-
146
ственной характеристики. Они формулируются в виде деклараций об инно­
вационных намерениях, из которых формируется предпринимательская
концепция ИП, определяются реализующие ее базовые и функциональные
стратегии и разрабатывается формальная система обеспечивающих опера­
тивных планов. Например, главная цель — обеспечить доминирующее по­
ложение ИП на рынке продукта А; базовая стратегия — увеличить объемы
производства продукта А в границах маркетингового прогноза; одна из
функциональных стратегий — произвести техническое перевооружение
производства продукта А; альтернативы функциональной стратегии: а) мо­
дернизация действующей технической базы; б) переоснащение производст­
ва на базе новых технологий; в) полная организационно-техническая рекон­
струкция производства продукта А.
Единой для всех ИП модели инновационной стратегии не существует,
равно как и единого универсального стратегического управления иннова­
циями. Каждое ИП, действующее в рыночной экономике, уникально по
своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического уп­
равления инновационным процессом является уникальным, а его формы и
методы не могут тиражироваться для многих ИП. Выбор стратегии зависит
от многих факторов, в том числе от рыночной позиции ИП, динамики ее
изменения, производственного и технического потенциала ИП, производи­
мого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В
то же время существует ряд основополагающих подходов, которые могут
рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки иннова­
ционных стратегий и осуществления стратегического управления иннова­
циями.
Стратегические мероприятия ИП независимо от его типа и размера осу­
ществляются по определенному сценарию, отработанному в практике ры­
ночного хозяйствования в течение десятилетий в развитых промышленных
странах. Он представляет собой логическую последовательность шагов
(актов), предпринимаемых ИП для достижения поставленных им стратеги­
ческих целей. Содержание и масштабы инновационных мероприятий на
разных ИП могут быть разновеликими, но внутренняя логика шагов оста­
ется для всех постоянной.
Методической предпосылкой разработки стратегического сценария
предприятия является понимание его сущности как открытой системы,
тесно взаимодействующей с внешней средой (рис. 4.1). Взаимодействие с
окружающей средой, необходимость учета факторов внешнего влияния на
жизнедеятельность ИП определяют содержание шагов (стадий) разрабаты­
ваемого сценария его стратегического поведения (рис. 4.2).
Первый, основополагающий шаг сценария — разработка философии ИП,
под которой следует понимать кредо его существования, руководящие прин­
ципы деятельности. Философия включает описание высших ориентиров
поведения, принятых ИП, условий движения к ним, существующих объек­
тивных ограничений. Философия — это не свод обязательных нормативных
актов какого-либо внешнего воздействия на деятельность ИП со стороны
147
Внешняя среда

Вход: Выход:
сырье, готовая
Процессы трансформации
энергия, продукция,
финансы, финансы,
рабочая промышленные
III
сила, отходы,
информация информация
Внешняя среда


ч осудар-/ Обще- / Креди- I Покупа-\ ПоставЛ
ство / ство 1 торы I тели \ щики



Рис. 4,1. Взаимодействие ИП с внешней средой




Философия
предприятия
1
Предпринимательская
политика
1
Внешняя Потенциал
Стратегический
среда предприятия
облик предприятия
1
Цели
1
Стратегии
1
Оперативные
задачи



Рис. 4.2. Сценарий стратегического поведения ИП


государства или иных органов, а отражение его собственного самовоспри­
ятия как субъекта предпринимательской активности в экономической сис­
теме, в национальной и региональной экономике, в отрасли, корпорации. В
ней излагается представление о смысле его предпринимательской деятель­
ности, его готовности нести ответственность за работников, отношение к
окружающей среде, в том числе к партнерам по рынку, обществу, экологи-
148
ческим мероприятиям, социально-техническим переменам (инновациям), к
предпринимательскому риску и т. п.
Философия формулирует позиции ИП в отношении его управления:
способ управления (предпочтительный стиль — авторитарный, кооператив­
ный, либералистский); ориентация на информационные принципы (откры­
тость или секретность), провозглашенные мотивационные принципы (инди­
видуальные или коллективные системы), принятые организационные
структуры (децентрализованные или централизованные); порядок разреше­
ния конфликтов (подавление или арбитраж); принципы контроля (внутрен­
ний или внешний). Формулировка философии должна, с одной стороны,
быть достаточно узкой, чтобы давать конкретное направление деятельности,
фокусировать ее на главном; с другой — охватывать достаточно широкую
область, с тем чтобы дать возможность реализовать свой потенциал.
Общие ценностные установки поведения ИП, сформулированные в фи­
лософии, приобретают на следующей стадии сценария (предприниматель­
ская политика) более определенную адресность.
Предпринимательская политика формулирует в виде установок (стан­
дартов) свои намерения сбалансированного поведения предприятия как по
отношению к объектам внешней среды (потребители, поставщики, кредито­
ры, государство, общество), так и по отношению к внутрипроизводственным
факторам (ресурсы, мощности, персонал, технология и т. п.).
При выработке предпринимательской политики ИП соприкасаются и
должны получать взвешенное решение две изначально противоречивые тен­
денции: 1) стремление предприятия к максимизации прибыли; 2) стремле­
ние контрагентов предприятия к достижению собственных целей, удовле­
творению своих интересов. Следовательно, идеальный случай разработки
предпринимательской политики — это тот, при котором удается максималь­
но возможно уравновесить тенденции, т. е. достичь консенсуса. Обоснование
заново разрабатываемых или корректировка действующих ценностных ус­
тановок поведения предприятия (философия, предпринимательская поли­
тика) позволяет сформулировать его стратегический облик, который опре­
деляется как миссия ИП.
Существуют различные подходы к толкованию миссии ИП. В конечном
счете все они сводятся к следующему. Миссия и руководящая картина (англ.
strategic mission document, нем. Mission Leitbild) представляют собой описа­
ние ныне существующих или желаемых характеристик и целевых парамет­
ров ИП. Предлагается широкое и узкое понимание миссии. В первом случае
миссия — это констатация философии и предназначения, смысла существо­
вания организации. Во втором случае миссия — это утверждение, раскры­
вающее смысл существования ИП, в котором проявляется отличие данного
ИП от ему подобных. Миссия занимает определенное ей место в стратеги­
ческом сценарии ИП и формулируется в виде либо устных деклараций
руководства ИП, либо специально разрабатываемого документа. Функция
миссии по данной схеме развертывания сценария заключается в том, чтобы
149
ИП как экономическая система в своем движении к стратегическим целям
действовала в согласии, равновесии, гармонии со своей внутренней и внеш­
ней средой.
Следующий этап сценария непосредственно связан со стратегическим
планированием инновационных процессов. Стратегическое планирование
характеризуется как процесс, в котором рациональный анализ сложившейся
ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию долгосрочных
намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом возможных шансов и
рисков. С точки зрения технологии стратегическое планирование определя­
ется как: 1) итеративный процесс, включающий определение стратегических
целей; 2) разработка стратегий по достижению поставленных целей; 3) рас­
пределение необходимых для реализации ресурсов.
Стратегическое планирование призвано выявлять, анализировать и, на­
сколько это возможно, прогнозировать экономическое, политическое, тех­
ническое и общественное окружение, в котором функционирует ИП. Оно
игнорирует детали, рассчитано на длительный срок, нацелено на рынок.
Основные отличия стратегического планирования от оперативного заклю­
чаются в следующем:
• в стратегическом планировании значительно большую роль играют
субъективные ценностные установки менеджера;
• общий возможный диапазон альтернатив в стратегическом планирова­
нии значительно шире, чем в оперативном;
• стратегическое планирование в большей степени, чем оперативное, ха­
рактеризуется неопределенностью; риски в рамках стратегического плани­
рования оценить сложнее;
• для стратегического планирования необходима большая информация
об условиях окружающей среды, в то время как оперативное планирование
в большей мере базируется на внутрифирменном анализе, а также на инфор­
мации о совершившихся событиях;
• стратегическое планирование охватывает обычно более длительный
период, чем оперативное, однако может охватывать и очень короткий отре­
зок времени;
• стратегическое планирование охватывает обычно ИП в целом и все
его активы, в то время как оперативное планирование направлено на
осуществление исполнительских задач нижестоящими организационными
звеньями;
• стратегические планы структурируются обычно в глобальном масштабе
и содержат по сравнению с оперативными меньше деталей.
Основные компоненты стратегического планирования.
• Что планируется -- долгосрочная стратегия производства и поведения
на рынке (5-10 лет).
• Кто планирует — руководство ИП (управляющий директор, члены
правления).
150
• Основы планирования — анализ окружения (конъюнктура, современ­
ный технический уровень, политическая и культурная сферы, правовые ос­
новы) и анализ деятельности ИП (ресурсы, конкуренция).
• Цели планирования — выбор и концентрация на основных целях для
обеспечения долгосрочных преимуществ в конкурентной борьбе и отдель­
ные стратегические цели (определенная доля рынка, лучшее соотношение
«цена — выручка», наилучший сервис).
Формализованным результатом стратегического планирования, кото­
рый сводит воедино его объекты, их цели, стратегии развития и ресурсы,
необходимые для достижения целей, является стратегический план. Его
структура, основанная на приведенной выше концептуальной модели стра­
тегического планирования, отражает логическую последовательность эта­
пов составления стратегического плана.
Начальным этапом стратегического планирования является выявление
узких мест в реализации масштабных намерений ИП, сдерживающих выход
на достижение стратегических горизонтов. При этом усилия должны быть
направлены на выявление сильных и слабых мест по двум направлениям —
в среде окружения и внутри ИП. Следует уделять внимание анализу ок­
ружения, в котором оно находится, тщательно изучить шансы и факторы
риска на рынке, т. е. собирать и оценивать информацию, поступающую
извне.
Ориентация действий ИП на специфические условия окружающей его
среды является органически присущим принципом любого стратегического
планирования. Информация о наиболее существенных условиях внешней
среды и об их ожидаемых изменениях представляет собой своего рода
«сырье» для стратегических решений. Под условиями внешней среды пони­
маются те ее характеристики, которые извне противостоят ИП и должны
быть учтены при стратегическом планировании. Основные требования к
проводимому в этой области анализу в широком смысле заключаются в том,
чтобы выявить шансы и надвигающиеся извне риски. Для этого необходимо
иметь ответы на следующие вопросы:
• В каких экономических и технических условиях оперирует ИП?
• Какая конкурентная ситуация в данный период преобладает?
• Какие усилия необходимо приложить ИП, чтобы овладеть конкурент­
ной ситуацией?
• Какой спектр стратегий для реализации предпринимательских намере­
ний ИП приобретает значение при сложившихся технических, экономичес­
ких, социальных, политических и других тенденциях развития внешней
среды?
Анализ внешнего окружения показывает, каковы шансы и факторы риска
у ИП на рынке, т.е. что оно должно учитывать; анализ же ИП выявляет его
внутренние сильные и слабые места и показывает, что предприятие должно
делать. Сильные и слабые места ИП всегда носят относительный характер.
Ответ на вопрос, достаточно ли собственного капитала, зависит от объема
151
наличного собственного капитала в сравнении с конкурентами. Сравнение с
другими ИП, с самым сильным и с самым слабым конкурентом, предполага­
ет соответственно разделение анализа ИП на две части: 1) анализ ресурсов,
который говорит о потенциале ИП; 2) анализ конкурентов, который сравни­
вает собственный потенциал с потенциалом ИП-конкурентов.
Под анализом потенциала ИП понимается оценка его ресурсов с точки
зрения возможности их использования для принятия стратегических реше­
ний. Целостная характеристика потенциала ИП может быть получена путем
анализа его сильных и слабых сторон, который предполагает получение
информации по следующим направлениям:
• маркетинг (рыночная деятельность ИП, ценовая политика продвиже­
ния продукции, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса, на­
личие экспортной продукции);
• производство (состояние и уровень использования существующих
мощностей, производительность, технологическая культура, наличие по­
ставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по
качеству и т. д.);
• НИОКР (исследовательская деятельность, ноу-хау, патенты, лицензии
и т. д.);
• финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, лик­
видности, устойчивости, оборачиваемости и т. д.), состояние расчетов и
платежей;
• персонал (профессионально-квалификационный состав персонала, мо­
тивация к трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социаль­
ное партнерство, социальные льготы, пособия и т. д.);
• управление и организация (организационная структура ИП, инфор­
мационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и
т. д.);
• наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты соци­
ально-культурного и бытового назначения и жилищно-коммунального хо­
зяйства и т. п.).
Углубленному анализу при комплексной оценке потенциала ИП подле­
жит его финансовое состояние, важнейшим показателем которого является
финансовая устойчивость. Согласно действующим методикам финансовая
устойчивость — это способность ИП за счет собственных средств покрывать
средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы,
оборотные средства), не допускать неоправданной дебиторской и кредитор­
ской задолженностей и расплачиваться в срок по своим обязательствам.
Объективную оценку финансовой устойчивости можно получить на ос­
нове финансовых коэффициентов (автономии, финансовой зависимости,
маневренности, структуры долгосрочных вложений, долгосрочного привле­
чения заемных средств, соотношения собственных и привлеченных
средств). Кроме того, используются показатели оценки имущественного по­
ложения ИП (сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении
152
ИП; доля активной части основных фондов; износа; обновления; выбытия
основных средств).
При оценке ликвидности и платежеспособности используются показате­
ли величины собственных оборотных средств и маневренности функцио­
нального капитала, коэффициенты: покрытия, быстрой ликвидности, абсо­
лютной ликвидности (платежеспособности).
К обобщающим показателям, характеризующим степень благополучия
жизнедеятельности ИП, относятся: прибыль, рентабельность продукции,
рентабельность основного капитала, рентабельность собственного капитала,
рентабельность основной деятельности, период окупаемости собственного
капитала и др. При разработке инновационных стратегий необходимо учесть
их следующие особенности.
1. Стратегии ИП находятся под влиянием изменений во внешней среде.
Они могут сами формировать эти изменения своим активным воздействием
либо откликнуться в форме реакции (стратегии приспособления). Измене­
ния внешней среды могут быть уже наступившими или еще только ожидае­
мыми.
2. Стратегии дают возможность установить, каким образом можно ввести
в действие имеющийся потенциал с учетом существующих и ожидаемых в
будущем сильных и слабых сторон с тем, чтобы выполнить намерения ИП.
3. Стратегии ИП дают лишь общее направление, по которому развивается
ИП. Поэтому они должны дополняться мероприятиями тактического порядка.
4. Цель стратегий ИП — формирование устойчивого потенциала успеха с
учетом его преимуществ перед конкурентами.
Перечисленные выше общие требования, предъявляемые к стратегиям,
находят отражение в технологии их разработки и оценки. В общем виде
технология может быть представлена следующим образом (см. рис. 4.3).

Реализация Стратеги­
Стратегиче­ Формули­
Стратегиче­ Оценка
ский диагноз ский анализ стратегии ческий
рование программ
контроль
стратегии



Распознава­ Функцио­
Оценка,
Определение Выбор Контроль
ние ситуации СХЕ, стратегиче­ встраивание нальный, реализации.
на ранней стратеги­ ского направ­ в политику проектный, Контроллинг
стадии. ческих зон. ления. продуктовый
ИП
менеджмент
Слежение Анализ Разработка
за ситуацией окружения программ


Рис. 4.3. Порядок разработки стратегии ИП


Центральный вопрос технологии разработки стратегий — принятие стра­
тегических решений на основе выбора альтернативы. К объективно необхо­
димым компонентам этого подхода относятся: параметры решения, альтер­
нативы решения, целевая установка. Без них теряется смысл этой процедуры
в целом.
153
1. Параметры решений — общие характеристики состояния системы, тре­
бующие учета при выборе решения. Различают экзогенные и эндогенные
параметры решения:
а) экзогенные (обусловленные извне) — это показатели, характеризую­
щие относительно неизменяющиеся параметры ИП с точки зрения среды
окружения (правовые и социальные нормы, технические знания, потребнос­
ти населения, цена на производственные факторы, цены и качество конку­
рирующей продукции);
б) эндогенные (обусловленные изнутри) -- относительно неизменяю­
щиеся параметры, характеризующие внутреннее состояние ИП (производ­
ственная мощность, квалификация работников и т. д.).
Роль параметров решения проявляется во взаимодействии с альтернати­
вами решения.
2. Альтернативы решения — это возможности продолжения политики
предпринимательства, из которых лицо, принимающее решение, может в
данной ситуации сделать выбор. Например, при появлении новых конкурен­
тов на рынке это: снижение цены, увеличение сметы расходов на рекламу,
расширение ассортимента и т. д.
Параметры решения ограничивают зону (диапазон) альтернатив. Напри­
мер, согласование цены с новым конкурентом не является альтернативой
решения, так как это является нарушением антимонопольного закона.
Вывод: параметры решения сокращают сумму возможных альтернатив ре­
шения до суммы реально осуществимых.
3. Целевая установка. После согласования альтернатив решения с пара­
метрами решения обычно остается еще достаточно большое число реально
осуществимых альтернатив (в том числе альтернатива ничего не делать).
Целевая установка лица, принимающего решение, определяет, какую аль­
тернативу решения из множества реально осуществимых, способную рань­
ше всех обеспечить решение проблемы, следует выбрать и «пустить в дело».
Например, цель сохранить определенный сегмент рынка при появлении
новых конкурентов. Тогда в дело идут менее агрессивные альтернативы, а
именно увеличение сметы расходов на рекламу, а не борьба цен. Процесс
решения включает следующие шаги (см. рис. 4.4).
Процесс принятия решений может быть осложнен разными обстоятель­
ствами, если предприятие при реализации стратегии ставит не одну, а не­
сколько целей. Если у ИП в намерениях реализация пучка целей, то данная
(отдельно взятая) альтернатива лишь тогда является однозначно более при­
емлемой, если она по меньшей мере у одного из целевых компонентов (у
одной из целей) ведет к лучшим результатам, не влияя отрицательно на
другие цели. Если же данная альтернатива в отношении одной цели превос­
ходит другую альтернативу, а в отношении другой цели оказывается ниже
ее, то для окончательного выбора альтернатив из пучка целей надо выявить
цель, наиболее важную (к которой больше всего направлены наши устрем­
ления).
154
Старт


Составление
(формирование)
портфеля альтернатив
решения


Нужно учитывать
НЕТ
параметры решения?
ДА

Определение состава
реально осуществимых
альтернатив решения



Есть еще альтернативы
^(остались после выбора реально
осуществимых)?

I
Выбор лучшей альтернативы
на основе целевой установки


Т
СТОП




Рис. 4.4. Процесс реализации стратегического решения



Другой пример выбора альтернатив при разработке стратегии. Разрабо­
тана базовая стратегия ˜ сконцентрировать активы фирмы на рост объемов
производства. Функциональная стратегия в производственной сфере — про­
вести техническое перевооружение производственной системы с целью
обеспечения роста объемов производства.
Три альтернативы реализации функциональной стратегической про­
граммы: 1) комплексное обновление технической базы за счет покупки но­
вого оборудования; 2) модернизация действующего оборудования; 3) рекон­
струкция цехов с внедрением новой технологии. Требуется выбрать наибо­
лее приемлемый вариант с точки зрения получения наилучших результатов
(см. табл. 4.1). Результат АЗ>А2>А1, альтернатива «реконструкция и новая
155
технология» — лучший вариант. Обязательные требования к разработке
стратегий:
1. Наличие вариантов стратегии, включающих различные подходы к до­
стижению цели (альтернативы стратегии цен, распространения продукции,
реализации технических идей и т. п.).
2. Стратегии не должны быть слишком сложными, перегруженными;
должны состоять из серии простых задач, которые в комплексе формулиру­
ют способ их достижения.
3. Стратегии должны быть представлены в функциональной форме (ори­
ентация на проблему), а не в физической форме (ориентация на продукт).
4. Стратегии должны быть тщательно сформулированы, а их отдельные
элементы содержать детальное описание осуществляемых с их помощью
шагов, ведущих к достижению поставленной стратегической цели.

Т а б л и ц а 4.1

Поиск варианта наилучшей альтернативы
Альтернатива А1, Альтернатива А2, Альтернатива A3,
Цели, Значимость
покупка нового модернизация реконструкция
которые каждой
оборудования и новая технология
должны быть цели
достигнуты в баллах
вероятность оценка вероятность оценка вероятность оценка
достижения достижения
достижения
цели, % цели, %
цели, %
1 Надежность 400 200 40 800
20 20 10
Комплексность 300
10 30 40 400 10 100 1
900 20
Эффективность 60 40 600 300
15
Завершенность 20 100 250 30
5 50 150
1000
Приемлемость 500 20 30
10 1500
50
для исполнения
2450
2200 2850
100



К наиболее характерным неудачам стратегического планирования отно­
сятся: нереальные плановые установки; неверная оценка ресурсов; отсутст­
вие у руководящего состава обязательств, воли и способности к реализации
стратегии.
Существует обязательный перечень вопросов, на которые должны дать
согласованные, осознанные ответы при проведении так называемого страте­
гического диалога три руководящих звена ИП: руководство фирмой, ответ­
ственные за решение оперативных задач линейные руководители и штаб
планирования. Например, следующие:
1. Обеспечит ли стратегия устойчивые преимущества в конкуренции?
2. Насколько реалистичны главные плановые установки?
3. Существуют ли гарантии реализации стратегии в отношении необхо­
димых ресурсов и способностей руководящего персонала?
156
4. Является ли стратегия достаточно взвешенной организационно и про­
цессуально?
5. Насколько нечувствительна стратегия по отношению к определенным
изменениям (например, факторы риска)?
6. Насколько гибкой является стратегия?
7. Ведет ли стратегия к повышению экономического потенциала ИП или
СХЕ?
Очевидно, что такие вопросы должны быть поставлены и разработчиками
стратегий в сложившихся специфических условиях отечественной экономи­
ки. Получение неполных или неточных ответов повышает вероятность кру­
шения предпринимательского замысла. Этап планирования завершается
оценкой вероятности реализации стратегии, формированием состава ре­
зервных стратегий, финансово-экономическими оценками и составлением
бизнес-планов. На этапе реализации стратегий следует решать следующие
проблемы:
1. Целевой портфель стратегий дополнить планами (проектами, програм­
мами) с указанием целей, мероприятий, ресурсов, сроков, ответственных
исполнителей.
2. Осуществить подготовку и ввод в действие звеньев и концепций управ­
ления, отвечающих требованиям стратегического инновационного процес­
са, а также ориентирование руководства на выполнение стратегических про­
грамм; при необходимости ввести в действие систему координации звеньев
стратегического управления и звеньев формальной организационной струк­
туры.
3. Ввести систему информирования и подготовки персонала по стратеги­
ческим инновациям.
Любая стратегия будет признана успешной только в том случае, если
полученные в процессе ее реализации результаты окажутся максимально
приближенными к запланированной цели. Поэтому в стратегическом плане
всегда имеются оперативные задачи, обеспечивающие практическую целост­
ность и завершенность реализации стратегического замысла, т. е. его вопло­
щение.
Процесс стратегического управления, как было сказано, состоит из взаи­
мосвязанных фаз (этапов): стратегическое планирование (анализ ситуации,
разработка стратегий); реализация стратегий; стратегический контроль. Ин­
теграция вышеуказанных фаз образует систему стратегического менеджмен­
та на ИП, обеспечивающую охват управляющим воздействием всех звеньев
и элементов, занятых решением стратегических задач. Для того чтобы их
увязать воедино, необходимо наличие соответствующей организационной
формы. Опыт показывает, что существующие формальные организацион­
ные структуры на ИП обычно недостаточно способны сконцентрироваться
на выполнении экстраординарных инновационных мероприятий. Все они
формировались на основе директивных типовых схем, которые разрабаты­
вались в свое время НИИ труда для ИП различных отраслей, типов произ-

157
водства, объемов выпуска продукции, уровня ее сложности, количества и
годовой выработки продукции на одного работника.
Для решения стратегических задач возникает необходимость в радикаль­
ном реформировании подходов к структурам управления, повышении уров­
ня их вариантности. Это особенно важно при решении крупномасштабных
инновационных задач, требующих определенного качественного рывка и
концентрации сил всей системы. Практика выработала различные подходы
к организации стратегического управления инновациями на ИП. В наиболь­
шей степени условиям реализации стратегических инновационных задач на
ИП соответствует матричная организационная структура.
Организации с матричной структурой управления создаются в том слу­
чае, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачествен­
ного результата по большому количеству проектов в области высоких тех­
нологий, а сама работа является сложной. Важной составной частью матрич­
ной структуры является активное использование различного рода полуавто­
номных групп или коллективов. Эти группы создаются под цель или под
проект для решения какой-либо конкретной проблемы и пользуются при
этом определенной свободой в организации своей работы. Наличие таких
групп позволяет упростить иерархию в ИП и сделать структуру более дина­
мичной. Однако рассмотренный выше подход не может быть признан исклю­
чительным. Решение стратегических задач далеко не всегда ограничивается
лишь организационными мерами только в самой системе. Возникает необ­
ходимость комплексного охвата также элементов внешней среды предпри­
ятия (сегментов рынка).
Выделяемые в этом случае организационные образования (англ. strategic
business unit, нем. strategische Geschaftseinheiten) представляют собой ус­
ловные управленческие единицы предприятия, основной задачей которых
является достижение поставленных перед ними стратегических целей (внед­
рение на новый рынок, увеличение рыночной доли, разработка новой про­
дукции и др.). СХЕ может быть либо группа продукции (продуктовая
линия), либо продуктово-рыночная комбинация (сегмент), либо самостоя­
тельное рыночно-ориентированное подразделение ИП.
В новых условиях хозяйствования концепция выделения стратегических
хозяйственных (производственных) единиц как относительно самостоя­
тельных структурных частей организации становится актуальной. Согласно
этому подходу СХЕ представляют собой организационно фиксированные
комбинации в системе «товар—рынок», для которых характерна повторяе­
мость (многоразовость) и однородность осуш[ествляемых внутри них пред­
принимательских действий. Существующая первичная (формальная) орга­
низационная структура перекрывается при этом вторичной стратегической
организацией (дуальная организация).
Соотношения формальной структуры со стратегической могут быть сле­
дующими:
158
1. СХЕ = ФЕО (формальная единица организации-структуры). В этом
=
случае рамки ФЕО, например цех или филиал предприятия, идентичны
рамкам действия СХЕ.
2. СХЕ<ФЕО. Это происходит в том случае, если несколько СХЕ со­
ставляют формальную единицу существующей организационной струк­
туры.
3. СХЕ>ФЕО. Несколько ФЕО входят в структуру одной СХЕ.
В результате образования СХЕ на многих ИП создаются так называемые
инвестиционные центры (профит-центры), представляющие собой авто­
номно действующие предпринимательские звенья ИП, располагающие до­
статочно самостоятельной стратегией своего поведения, собственным ре­
сурсным обеспечением, организационно-технической базой и т. д.


4.3. Методы и средства
стратегического управления инновациями
Стратегические управленческие решения в значительной мере определя­
ются принятыми на ИП принципами управления, перспективами его разви­
тия, сложившейся практикой планирования. В практике получили примене­
ние:
• управление на основе экстраполяции, при котором предполагается раз­
витие на перспективу таких же тенденций, что и в прошлом периоде; в этих
целях применяется составление текущих и инвестиционных бюджетов, дол­
госрочное планирование;
• управление на основе разработки принципиально новых стратегий, ко­
торое применяется в том случае, когда становятся очевидными новые тен­
денции развития и требуется принятие новых принципов управления (сти­
лей, методов и форм организации и техники управления);
• управление на основе принятия оперативных решений, применяе­
мое при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций раз­
вития.
Для целей стратегического управления крупномасштабными инновация­
ми разрабатываются так называемые сценарии будущего, содержащие согла­
сованные и логически взаимосвязанные предположения и описания путей
развития стратегического инновационного процесса с учетом влияния гло­
бальных факторов внешней среды. Для анализа потенциала ИП использу­
ются портфельные матрицы, сканирование, форкастинг, бенчмаркинг, эссе-
смент, модель взаимосвязи стратегических факторов успеха и др. Набор
методов позволяет варьировать их с учетом местных условий и возможнос­
тей. В основе большинства из них лежит идеология системного подхода,
согласно которой ИП при постановке целей, выборе основных направлений
деятельности и распределении ресурсов рассматривается как сложная сис-
159
тема, имеющая определенную свободу действий в выборе направлений свое­
го перспективного развития.
По мере углубления рыночных отношений для российской экономики

<<

стр. 5
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>