<<

стр. 8
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

циальном развитии. Это требование находит выражение в составе целевых
параметров планирования деятельности ИП, видах разрабатываемых пла­
нов, в критериях оценки плановых решений.
Принцип научной обоснованности планирования реализуется в условиях,
когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и
экономического развития, учитывает объективные условия и специфичес­
кие черты конкретного ИП. Уровень научной обоснованности планирова­
ния и оптимальности принимаемых решений повышается по мере развития
теории инновационного менеджмента и совершенствования методов плани­
рования инноваций. Соблюдение этого важного требования обеспечивается
применением современных информационных технологий, прогрессивных
процедур и методов осуществления инновационных процессов, использова­
нием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации
плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и об­
работки данных.
Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании выте­
кает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осущест­
вления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурен­
тоспособности ИП. Такая ориентация на отдаленные результаты требует
обязательного использования специфических форм стратегического плани­
рования инновационных процессов на ИП и подчинения ему всех других
видов оперативного планирования.
Комплексность планирования инноваций означает системную увязку
всех разрабатываемых на ИП планов. Система планирования инноваций
имеет сложную структуру и включает подготовку различных по целевой
направленности, уровню разработки и содержанию планов. Требование ком­
плексности означает необходимость учета в планировании инноваций сле­
дующих аспектов единства и полноты: этапов инновационных процессов;
225
охвата функциональных элементов проектируемых комплексов; учета всех
сфер и направлений инновационной деятельности.
Реальное воплощение принцип комплексности в планировании иннова­
ций на ИП находит в составе разрабатываемых планов и методах их взаим­
ного согласования. Одним из существенных условий обоснованности пла­
нов и методов обеспечения комплексности планирования является бюджет­
ная сбалансированность планов. Соблюдение принципа сбалансированности
повышает степень реальности планов и уровень их обеспеченности. Это
достигается применением балансового подхода к составлению различных
планов, при котором ограниченные ресурсы распределяются по различным
исполнителям в соответствии с установленными заданиями. Принцип бюд­
жетной сбалансированности реализуется составлением во всех сферах и на
всех уровнях ИП материальных, трудовых, финансовых, энергетических и
прочих видов балансов.
Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает
требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или
изменения внутренних и внешних факторов. При этом гибкость планов
характеризует их способность реагировать на проявление случайных факто­
ров в инновационных процессах, учитывать слабые и сильные стороны ИП,
а также способность отражать риски и шансы, свойственные условиям ры­
ночной экономики. Эластичность планирования проявляется в способности
сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предус­
матривать плановые альтернативы. Принцип эластичности имеет особое
значение в финансовом планировании инноваций, обеспечении платежеспо­
собности ИП. Реализация принципа гибкости и эластичности исходя из
специфики инновационных процессов должна рассматриваться как обяза­
тельное условие при проектировании системы планирования инноваций и
обусловливаться соответствующими процедурами подготовки и принятия
плановых решений.
Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемст­
венность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование
постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяю­
щимися условиями и возникновением отклонений. Планирование иннова­
ций обязательно предусматривает разработку планов различного упрежде­
ния во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различ­
ной продолжительности устанавливает определенную периодичность их
формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс раз­
работки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления пла­
нов. Можно привести следующую диаграмму периодичности планирования
инноваций (рис. 7.1).
Реализация принципа непрерывности находит свое наиболее полное вы­
ражение в концепции скользящего планирования^ в которой благодаря перио­
дическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочета­
ются с краткосрочным детальным планированием. Тем самым преимущест-
226
Вид плана
Стадия
планирования
краткосрочный среднесрочный долгосрочный

Ежемесячная Полугодовая Годовая
Разработка

Годовая Годовая
Детализация

По необходимости По необходимости
Корректировки

На 3 года
Полугодовое На год
Продление

Период Свыше 5 лет
До 5 лет
До 1 года
планирования



Рис. 7.1. Схема периодичности планирования инноваций


ва долгосрочного планирования дополняются достоинствами детальных
краткосрочных планов. Схематически концепция скользящего планирова­
ния инноваций представлена на рис. 7.2. Перечисленные принципы, состав­
ляя методическую основу формирования системы планирования иннова­
ций, находят выражение в составе, содержании, порядке и методах разработ­
ки планов на ИП.
Годы
t2 t4
t3 t6
t5
ti

Детальное
Укрупненное планирование
планирование



^^И
^^И
1К8.


Пкв.
^^ш
^^И
Ill кв.



^^^И
IV кв.




Pvic. 7.2. Концепция скользящего планирования инноваций




227
7.2. Система внутрифирменного
планирования инноваций

7.2.1. Виды планирования инноваций
на предприятии

Система планирования инноваций на ИП включает комплекс различных
планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществле­
ние основных функций и задач планирования. Существенными факторами,
определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают органи­
зационная структура и профиль инновационной деятельности ИП, состав
осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их
проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Виды
планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам
планирования. Принципиальная схема классификации видов планирования
инноваций приведена на рис. 7.3.


ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ



ПЕРИОД УРОВЕНЬ ПРЕДМЕТ СОДЕРЖА­ ЦЕЛЬ
ПЛАНИРО­ ПЛАНИРО­ ПЛАНИРО­ НИЕ ПЛА­ ПЛАНИРО-
ВАНИЯ ВАНИЯ ВАНИЯ НИРОВАНИЯ ВАНИЯ




НИСЖР
ОРП\Н\Л'
ДОЛГО­ ЗАЦИЯ ПРОДУКТОВО-
СРОЧНОЕ В ЦЕЛОМ ТЕМАТИ-
ПРОИЗВОД­
(БОЛЕЕ 5 ЛЕТ)
ЧЕСКОЕ СТРАТЕГИ­
СТВО
ЧЕСКОЕ

ПОДРАЗ­ СБЫТ
ДЕЛЕНИЕ
СРЕДНЕ­
ТЕХНИКО-
СРОЧНОЕ (ОТ СНАБЖЕНИЕ ЭКОНОМИ­
1 д о 5 ЛЕТ) ЧЕСКОЕ

ПРОЕКТ ПЕРСОНАЛ

ОПЕРАТИВ­
НОЕ
КРАТКО­ ФИНАНСЫ
ОБЪЕМНО-
СРОЧНОЕ ОТДЕЛЬНЫЙ
КАЛЕНДАРНОЕ
(ДО 1 ГОДА) ИСПОЛНИ­
ТЕЛЬ ПРОЧИЕ




Рис. 7.3. Виды внутрифирменного планирования инноваций


228
По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное плани­
рование инноваций. Стратегическое планирование как элемент стратегичес­
кого управления инновациями заключается в определении миссии органи­
зации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей
деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций. При этом прово­
дятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные раз­
работки, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов
успеха. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на пери­
од 5 лет и более. Оно направлено на создание нового потенциала успешной
деятельности ИП.
Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и со­
гласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой
стратегии развития ИП. Оно предусматривает формирование продуктово-
тематического портфеля ИП, разработку календарных планов, составление
бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребных
ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планиро­
вание инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организа­
ции в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.
Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектичес­
ком взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином
процессе инновационного менеджмента, их сравнительные характеристики
приведены в табл. 7.1.
Т а б л и ц а 7.1

Сравнительная характеристика стратегического
и оперативного планирования

Признаки Оперативное
Стратегическое
1. Уровень иерархии Преимущественно высший уро­ Все уровни менеджмента
вень менеджмента С особым акцентом на средний
2. Неопределенность Низкая степень
Высокая степень
3. Вид проблем Преимущественно неструктури­ В основном хорошо структу­
рированные
рованные
4. Горизонт времени Акцент на долгосрочный, частич­ Акцент на кратко- и средне­
но кратко- и среднесрочный срочный
5. Потребность Преимущественно внешняя В основном внутренняя
в информации
6. Альтернативы Спектр альтернатив широк Спектр альтернатив ограничен
7. Объем Концентрируется на важнейших Охватывает все направления и
проблемных структурных об­ структурные единицы пред­
ластях и подразделениях приятия и всех участников
8. Степень детализации Укрупненная проработка Детальная проработка 1



229
Предметный признак характеризует объем плановой работы на ИП. В
соответствии с разделением труда по предметному признаку на ИП в от­
дельные виды планов выделяют планирование НИОКР, производства,
сбыта, материально-технического снабжения, информационного обеспе­
чения, финансов, персонала и других предметных областей ИП. Характер
предметной области существенно влияет на состав используемой инфор­
мации, нормативную базу, периодичность и методы выполнения плано­
вых расчетов.
Планирование должно охватывать все сферы и иерархические уровни
организации. В соответствии с принятой организационной структурой ИП
различают сводное, или комплексное, планирование деятельности ИП в
целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов
и лабораторий, производств, цехов и участков), планирование отдельных
инновационных проектов и индивидуальное планирование деятельности
исполнителей. Каждый уровень планирования отличается составом плани­
руемых параметров, степенью их детализации и методами разработки. Со­
держательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в
трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-эконо­
мическом и объемно-календарном (см. также 13.2.2).
Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в фор
мировании перспективных направлений и тематики НИОКР, подготовке
программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию
технологии и организации производства на ИП. На производственной ста­
дии инновационных процессов этот вид планирования предусматривает раз­
работку и оптимизацию производственных программ ИП и цехов.
Технико-экономическое планирование включает расчеты материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенкла-
турно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и
эффективности инновационной деятельности ИП. Этот вид расчетов вклю­
чает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное пла­
нирование и т. п.
Объемно-календарное планирование инноваций заключается в планиро­
вании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей; построении
календарных графиков проведения работ по отдельным проектам, всей со­
вокупности планируемых работ, загрузки оборудования и исполнителей;
распределении работ по отдельным календарным периодам.
В зависимости от периода планирования различают планы долгосроч­
ные, ориентированные на 5 лет и более, среднесрочные — до 5 лет и кратко­
срочные, охватывающие период времени до года. Период планирования ин­
новаций влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения
планируемых процессов, состав используемой информации и методы плано­
вых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущее
(до года) и перспективное (более года). Наличие различных периодов пла­
нирования позволяет обеспечить преемственность и непрерывность в управ­
лении инновационными процессами, а при соответствующей увязке планов
230
появляется возможность реализации скользящего принципа планирования
инноваций.
Состав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной органи­
зации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования
инноваций. В отечественной и зарубежной практике нашли широкое распро­
странение такие формы планирования инноваций, как программно-целевой
подход, управление по целям (management by objectives), системное управ­
ление (management by system), сетевые методы управления и пр.


7.2.2. Процессы внутрифирменного планирования
инноваций

Планирование инноваций не является разовым, волевым актом менедж­
мента, результатом которого становится утвержденный плановый документ.
Оно представляет собой один из важнейших процессов принятия управлен­
ческих решений на ИП. Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и
этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осу­
ществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на
ИП специфический плановый цикл. Цикличность планирования инноваций
обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной
стороны, необходимостью последовательной детализации плановых зада­
ний по отдельным периодам времени, иерархическим уровням планов и
содержанию заданий, а с другой — требованиями актуализации планов при
возникновении отклонений или новых соображений менеджмента.
На рис. 7.4 представлена макроструктура процесса планирования инно­
ваций. Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три
формальные фазы расчетов: постановка задачи планирования, разработка
плана и реализация планового решения. На практике часто регламентирует­
ся также микроструктура процесса планирования, в которой каждая из фаз
уточняется по составляющим стадиям, этапам и методам их выполнения.
Процесс, представленный на рис. 7.4, имеет циклический характер. На­
пример, формирование цели является предпосылкой для анализа проблемы
и поиска альтернатив ее решения (прямая связь). С другой стороны, если
поиск альтернатив не привел к достижению поставленной цели, то послед­
нюю следует уточнить в соответствии с возможностями предприятия (об­
ратная связь). Первая фаза планирования предусматривает постановку за­
дачи планирования и включает формирование цели и анализ проблемы пла­
нирования. Конкретное выражение целей планирования зависртт от вида
разрабатываемых планов. Однако в любом случае должны выполняться сле­
дующие общие требования:
• Реальность целей. Выполнимость формулируемых целей должна оце­
ниваться в процессе планирования. Так, планируемая реализация иннова­
ционного продукта должна быть обеспечена спросом на рынках, производ­
ственной мощностью ИП и ценовой политикой.
231
1" формирование цели
У
Постановка
i
задачи
анализ проблемы
планирования

4 т


прогнози­
ПОИСК
оценка
4˜W
W
альтернатив рование
s _|
s S
3"
09 со

Q.
Q.
Разработка
принятие планового
f решения плана
X
S
S
^ ф
CL
S
X
доведение решения ф
до исполнителя
т (0
X
реализация планового
решения
Реализация
^ измерение
плана
1 4
фактический 1
J плановое
W результат Г •
1 задание


ч 4-i
контроль
^
•W
in




Рис. 7.4. Содержание процесса планирования инноваций


• Ясность формулировки цели. Цель должна быть сформулирована четко,
включая характеристику содержания, масштабов, периода времени и т. п.
Предпочтительно использовать для формулирования целей количествен­
ные параметры и характеристики.
• Адресность цели. Достижение цели зависит от деятельности прежде
всего подразделений и сотрудников предприятия, от их собственных усилий
и действий партнеров, что находит отражение в формулировке цели.
• Согласованность цели. Любая цель должна носить непротиворечивый
характер, т. е. не отрицать и не вступать в противоречие с другими целевыми
установками менеджмента и логикой целевых параметров.
• Ранжирование целей. Система целей должна ранжироваться относи­
тельно времени их достижения и располагаемых ресурсов. Приоритеты
целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический
порядок.
• Иерархическая структура. Формулировка цели должна содержать не
только определение конечного результата, но и средства его достижения.
232
Как правило, цель формулируется в виде иерархии параметров: каждый
следующий уровень содержит перечень средств или способов достижения
вышестоящей цели.
• Актуальность целей. Ориентированные во времени цели должны по­
стоянно корректироваться с тем, чтобы сохранять свою актуальность для
ИП.
Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе
всесторонней оценки и обоснованного выбора наилучшего варианта плана.
Решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих реше­
ний в инновационном менеджменте. На форму его принятия влияет много
факторов субъективного и объективного характера, в частности принятый
на ИП индивидуальный стиль руководства менеджера, система документо­
оборота, структура менеджмента. Доведение планового решения до испол­
нителей и его реализация осуществляются с помощью методов и приемов
коммуникаций, принятых на ИП.


7.2.3. Организация планирования инноваций
на предприятии

Сложность процессов планирования инноваций и многообразие разраба­
тываемых планов требуют строгой организации всех процедур подготовки,
обработки и синтеза плановой информации, контроля за исполнением пла­
нов и их своевременной корректировки. Организация планирования инно­
ваций на ИП предусматривает решение трех комплексов вопросов: состав и
характер специализации органов планирования инноваций, формы коорди­
нации работ по планированию инноваций, характер формализации процес­
сов планирования инноваций на ИП.
Состав и характер специализации органов планирования инноваций на
ИП определяются тремя основными факторами: уровнем централизации
планирования на ИП, типом общей системы управления и принятой формой
организации инноваций.
Сочетание различных видов плановых расчетов образует целостные сис­
темы планирования инноваций в ИП. Его осуществление поручается специ­
альным плановым органам и менеджерам различных уровней. Принципи­
ально различают централизованные и децентрализованные системы плани­
рования инноваций в ИП. При централизованной системе выполнение
функции планирования возлагается на центральные органы планирования
инноваций. В крупных специализированных ИП, НИИ, КБ сводное плани­
рование инноваций осуществляют функциональные службы (отделы или
управления): экономики и планирования развития ИП, тематического и
календарного планирования, внешнеэкономических связей, маркетинговых
исследований и сбыта, финансов, труда и заработной платы, договоров и
юридического обеспечения, материально-технического снабжения, бухгал­
терия и др. Центральные плановые службы в этом случае решают вопросы
233
стратегического, перспективного планирования, а также сводных расчетов и
обоснований в целом по предприятию. Наряду с центральными службами в
отдельных функциональных и предметных (тематических) подразделениях
создаются плановые подразделения, занимающиеся преимущественно част­
ными вопросами оперативного планирования и контроля за ходом реализа­
ции инновационных процессов.
Централизованная форма организации планирования чаще всего реали­
зуется на крупных ИП с относительно устойчивым профилем деятельности
и стабильными темпами технического прогресса. При децентрализованной
схеме планирование инноваций возлагается на плановые службы и руково­
дителей подразделений ИП, специализированных по тематическому прин­
ципу или ответственных за отдельные стадии инновационного процесса:
НИ ОКР, производство, сбыт, снабжение и пр. В этом случае и стратегичес­
кое, и оперативное планирование инноваций осуществляется раздельно по
направлениям инновационной деятельности ИП.
В зависимости от действующей на ИП общей системы управления струк­
тура системы планирования может быть построена по одно-, многолинейной
схеме или как линейно-штабная система планирования. При однолинейной
схеме у каждого сотрудника — один руководитель; при многолинейной —
указания дают несколько руководителей; при линейно-штабной — указания
дает руководитель после консультации с отделами маркетинга, ТЭО и др.
Характеристика типов систем планирования приведена на рис. 7.5.
Одна из важнейших задач организации планирования инноваций на ИП
заключается во взаимной увязке отдельных планов в единый комплекс со­
гласованных и строго субординированных плановых заданий. В планирова­
нии эта задача носит название координации планов. Ее выполнение осущест­
вляется различными процедурными и методическими приемами. Различают
три вида координации планов: по периодам, содержанию и уровням плани­
рования. Координация планов по периодам может осуществляться двояким
путем:
• суммарный или нарастающий итог по годам определяет значение пла­
нируемого показателя на конец перспективного периода;
• целевое значение планируемого показателя на конец перспективного
периода распределяется затем по отдельным годам текущих планов.
Координация частных и сводных планов осуществляется двояким спо­
собом:
• первоначально разрабатываются частные планы по тематическим на­
правлениям инноваций или отдельным частям инновационного процесса
(НИОКР, производство, сбыт, снабжение и пр.), которые интегрируются в
соответствующие сводные по ИП планы;
• первоначально разрабатываются на основе стратегических решений
сводные по ИП планы, которые затем дезинтегрируются в частные планы по
направлениям инноваций и частям инновационного процесса (функцио­
нальным подразделениям ИП).
234
т и п ы СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ




ОДНОЛИНЕЙНАЯ СИСТЕМА ЛИНЕЙНО-ШТАБНАЯ СИСТЕМА МНОГОЛИНЕЙНАЯ СИСТЕМА



РУКОВОДИТЕЛИ
ДИРЕКТОР ДИРЕКТОР

i
i -> ОТДЕЛ ОТДЕЛА ОТДЕЛА ОТДЕЛА
ЗАМ. ДИРЕКТОРА- МАРКЕТИНГА
ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО НИР ТЭО МАРКЕТИНГА
ПЛАНИ­
ПО НИР
РОВАНИЯ
i
НАЧАЛЬНИК
НАЧАЛЬНИК ПЛАНОВОГО ОТДЕЛА ПЛАНОВОГО ОТДЕЛА

i
.ОТДЕЛ
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ
ТЭО
i
i
СОТРУДНИКИ СОТРУДНИКИ -• СОТРУДНИКИ Ч-
С1 С2 СЗ С4 С1 С2 СЗ С4 С1 С2 СЗ С4




УКАЗАНИЯ ДАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ.
УКАЗАНИЯ ДАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ. УКАЗАНИЯ ДАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ.
У КАЖДОГО СОТРУДНИКА
У КАЖДОГО СОТРУДНИКА ТОЛЬКО ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И ТЭО
НЕСКОЛЬКО РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОДИН РУКОВОДИТЕЛЬ КОНСУЛЬТИРУЮТ ЕГО



Рис. 7.5. Взаимосвязь отдельных прогнозов в общей системе прогнозирования
Уровневая координация планов обеспечивается принятой на ИП систе­
мой делегирования полномочий, развитием демократических начал в ме­
неджменте. Процесс планирования по уровням иерархии может осущест­
вляться на ИП по трем альтернативным схемам:
• «сверху вниз» путем последовательной детализации общих задач и
направлений и доведения их до отдельного исполнителя;
• «снизу вверх» путем сбора, обобщения предложений низовых структур
и интеграции их в целостную концепцию развития инноваций;
• «встречное», или смешанное, планирование, при котором целевые зада­
чи спускаются «сверху вниз», а способы их решения формируются по прин­
ципу «снизу вверх».
Планированию инновационных процессов ввиду их творческого характе­
ра, персонифицированной формы деятельности и результатов в большей
степени свойственна схема координации «снизу вверх». Известно, что две
трети американских компаний планируют по такой схеме, а остальные — на
основе взаимодействия всех уровней управления.
Формализация процессов планирования инноваций на ИП в каждой из
перечисленных областей осуществляется специфическими методами и обес­
печивает содержательную координацию всех служб и подразделений в сис­
теме управления инновациями.


7.3. Методы внутрифирменного
планирования инноваций
7.3.1. Научно-техническое прогнозирование

Сущность и виды научно-технического прогнозирования. Система уп-
равления инновационной деятельностью предусматривает выполнение осо­
бых расчетов, связанных с разработкой научно-технических прогнозов. На­
учно-технический прогноз представляет собой комплексную вероятностную
оценку содержания, направлений и объемов будущего развития науки и
техники в той или иной области. Основная функция научно-технического
прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных путей раз­
вития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного
анализа и изучения тенденций их изменения. В системе управления прогноз
обеспечивает решение следующих важнейших задач: определение возмож­
ных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;
оценка социальных и экономических последствий реализации каждого из
возможных вариантов развития прогнозируемых объектов; определение ме­
роприятий, необходимых для обеспечения каждого из возможных вариантов
развития прогнозируемых объектов; оценка ресурсов, необходимых для осу­
ществления намеченных программ мероприятий.
Прогноз сокращает количество вариантных проработок при формирова­
нии плана, повышает глубину и качество обоснования плана, формирует его
236
конечные цели, определяет условия выполнения плана, моделирует возмож­
ные пути развития объекта, необходимые для их осуществления мероприя­
тия и ожидаемые результаты. Таким образом, прежде всего он служит для
обоснования плановых решений. Однако прогнозные разработки могут ис­
пользоваться и для определения возможных последствий выполнения или
невыполнения плановых решений. Необходимость разработки различных
видов научно-технических прогнозов предопределяется сложностью инно­
вационной сферы как объекта управления. Прогнозы различаются по харак­
теру объектов, содержанию и периоду прогнозирования, масштабам и степе­
ни комплексности, уровню разработки и т. д.
Действующая практика прогнозирования предусматривает разработку
научно-технических прогнозов на всех уровнях управления инновационной
деятельностью в стране. В зависимости от уровня разработки объект прогно­
за дифференцируется и различается прежде всего широтой тематических
рамок. С учетом широты тематических рамок и уровня разработки выделяют
прогнозы: научно-технического развития страны и регионов; развития от­
дельных направлений науки и техники, а также решения межотраслевых
научно-технических проблем; отраслевые научно-технические; развития
самостоятельных РШ; развития отдельных видов техники, совершенствова­
ния элементов техники (узлов, агрегатов, механизмов и т. п.), и наконец,
изменения отдельных параметров и характеристик проектируемой техники.
Все они связаны между собой отношениями подчиненности и образуют
иерархическую систему прогнозирования, которая обеспечивает органичес­
кое сочетание прогностической деятельности на различных уровнях управ­
ления и по всем направлениям и областям науки и техники. На рис. 7.6
представлена иерархическая структура научно-технических прогнозов в
общей системе прогнозирования.
По глубине описания будущего прогноз значительно опережает объек­
тивные изменения, отражающие закономерности развития науки и техники.
Чем раньше обнаружены те или иные тенденции в развитии прогнозируемо­
го объекта, тем оперативнее и действеннее плановое руководство инноваци­
онной деятельностью в этой сфере. В целях глубокого обоснования подго­
тавливаемых планов развития науки и техники предусматривается разра­
ботка трех типов прогнозов: краткосрочных, охватывающих период от 1 года
до 5 лет, среднесрочных, рассчитанных на период до 15 лет, и долгосрочных
(15 лет и более). При определении оптимального периода научно-техничес­
кого прогнозирования должны учитываться характер конкретного объекта
прогнозирования, а также общие темпы НТП в данной области знаний. Чем
^же тематические рамки разрабатываемого прогноза, тем меньше должен
быть период прогнозирования. В новых, быстро развивающихся областях
науки и техники периоды прогнозирования укорачиваются, а сами прогнозы
обновляются чаще, чем в традиционных областях.
Методы научно-технического прогнозирования. Разнообразие видов на­
учно-технических прогнозов и задач, решаемых с их помощью в системе
управления наукой и техникой, требует применения различных систем и
237
Пример
Объект прогноза

Государственная
Народное хозяйство
научно-техническая
(регионы)
политика


Приоритетные направления Производственные
развития науки и техники технологии


Отрасль народного
хозяйства Машиностроение


Научные
Государственные Инновационные
и производственные
научные центры предприятия
организации


Виды техники,
Робототехника
научные области


Узлы, механизмы, агрегаты Электроприводы
(элементы) техники


Отдельные характеристики,
Надежность
параметры техники


Рис. 7.6. Взаимосвязь отдельных прогнозов
в общей системе прогнозирования



методов построения самих прогнозов. Каждый прогноз является результа­
том многоступенчатого процесса получения необходимой информации, ее
переработки с помощью специальных приемов и оценки достоверности по­
лученных результатов. Собственно совокупность этих трех элементов и ха­
рактеризует конкретный метод разработки научно-технического прогноза.
От того, какие данные необходимы для разработки прогноза, зависят выбор
носителей информации, способ ее получения, последовательность и содер­
жание выполнения специальных расчетов с целью объективной оценки пер­
спектив развития исследуемого объекта.
Современная отечественная и зарубежная практика насчитывает более
130 различных методов разработки прогнозов. Все многообразие методичес­
ких приемов научно-технического прогнозирования условно можно свести
к трем важнейшим группам: прогнозирование на основе экстраполяции,
экспертные методы прогнозирования и методы моделирования (см. рис. 7.7).
Сущность методов экстраполяции, применяемых при прогнозировании
науки и техники, состоит в том, что, анализируя изменение отдельных пара-
238
Методы научно-технического прогнозирования


i
Методы экстраполяции Методы экспертных оценок Методы моделирования

1 ˜˜Т
Динамическое Математические
Статическое Информационные
Индивидуальные Коллективные Логические
экстраполирование модели
экстраполирование экспертные оценки модели
экспертные оценки модели



Динамическая Экономико-
Метод
Метод
экстраполяция математические
взвешенных
комиссий
переменных модели
оценок


Метод
Экстраполяция зависимых Метод Статистические модели
«мозговой
переменных Дельфи
атаки»


Анализ патентной информации
Экстраполяция по огибающим
кривым


Модели потоков научных публикаций
Оценка типа «интервью»


Метод сценария
Аналитические экспертные оценки



Исторические аналоги
Метод морфологического анализа



Комплексные системы и методы научно-технического прогнозирования



Рис. 7.7. Общая схема классификации применяемых методов и систем прогнозирования
метров разрабатываемого объекта в прошлом и исследуя факторы, обуслов­
ливающие эти изменения, можно сделать выводы о закономерностях его
развития и путях совершенствования в будущем. В научно-техническом
прогнозировании принято выделять два вида задач, решаемых методами
экстраполяции: задачи динамического и статического анализа.
При динамическом экстраполировании главным и единственным факто­
ром развития выступает фактор времени. В этом случае прогноз развития
научного направления или вида техники составляется на основе тщательно­
го анализа временных рядов, отражающих изменение того или иного прогно­
зируемого параметра во времени. Например, анализируется изменение во
времени таких параметров, как мощность, скорость, надежность, весогаба-
ритные характеристики и пр. Динамическая задача прогнозирования пред­
полагает наличие поступательных эволюционных процессов в развитии про­
гнозируемых процессов с однонаправленным изменением основных пара­
метров. В этом случае прогноз изменения параметров объекта в будущем
строится по аналогии с ретроспективной практикой его развития.
Чаще всего для прогнозирования технических параметров используются
функции вида:

yt = bo + b,t, (7.1)

где у — прогнозируемый параметр; t — год в прогнозируемом периоде; bo и
bi ˜ расчетные коэффициенты аппроксимирующей функции. Общий вид
наиболее часто применяемых в прогнозировании функций представлен на
рис. 7.8.
В аналитическом выражении развития прогнозируемого объекта (пара­
метра) фактор времени рассматривается как независимая переменная, а зна­
чения параметров выступают как функции этой переменной. Однако состо­
яние науки и техники к соответствующее изменение прогнозируемых пара­
метров зависят от того, какие факторы, в каком направлении и с какой
интенсивностью влияли на их развитие. Изменение параметра во времени
выступает как результат действия многих факторов. Поэтому крайне важно
в процессе разработки прогноза исследовать зависимости главных прогно­
зируемых параметров от факторов, влияющих на их развитие. В этой связи
и возникает, как правило, вторая, статическая задача — экстраполирование
тенденций.
Прогнозирование параметров по факторам, влияющим на их развитие,
осуществляется на основе методов корреляционного и регрессионного ана­
лиза. Типичным примером экстраполяции параметров проектируемой техни­
ки методами корреляционного и регрессионного анализа является прогнози­
рование значений трудоемкости разработки машин и агрегатов по совокуп­
ности конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов.
Экстраполяция тенденций предполагает сходство условий, функций и
принципов действия прогнозируемых объектов в прошлом и будущем. Бы­
страя смена, изменение принципов действия создаваемой техники оказыва-
240
Уравнение Вид кривой
Наименование
кривой


Линейная



Экспоненциальная
iV ^"1^°
(простая)




Степенная Я = Ьо^^1
i bi<o Vs^^bi>o

e^o

S-образная Р, = ЬоеЬ1^




!ч...._^Ь1>о
Гиперболическая y, = bo + bi/(
(1-го типа)
'[/"'^ b^
f = toi/6o

Гиперболическая y,= 1/(bo + biO
(2-го типа)
bi<0

/ = bo/bi


Yt^bo + b^/nt
Логарифмическая
jb;"/|


Рис. 7,8. Общий вид наиболее часто применяемых
в прогнозировании функций


ют большое влияние на качество прогнозов на основе экстраполяции. Для
прогнозирования быстро эволюционирующих процессов и объектов приме­
няется метод экстраполяции переменных по огибающим кривым. Содержа­
ние этого метода заключается в построении огибающей кривой, приближен­
но отражающей общую тенденцию изменения прогнозируемого параметра
по данным, характерным для различных поколений объектов одного функ­
ционального назначения. Прогнозирование по огибающей кривой сводится
к экстраполяции точечных или интервальных значений параметра на тот
или иной период (схему построения огибающей кривой на основе семейства
кривых, характерных для изделий одного класса, см. на рис. 7.9).
241
Огибающая кривая
y = f(x)




Семейство кривых




Рис. 7.9. Построение огибающей кривой на основе семейства кривых


Экстраполяция тенденций относится к количественным методам прогно­
зирования. Для прогнозирования же качественных характеристик, а также
объектов, развитие которых не поддается формализации и статистическому
моделированию, широко используются методы экспертных оценок. Суть
экспертных методов научно-технического прогнозирования состоит в том,
что на основе априорных оценок квалифицированного специалиста или
группы специалистов делается заключение о путях развития науки и техни­
ки, перспективных направлениях научных исследований и разработок. В
зависимости от формы работы с экспертами различают индивидуальные и
коллективные методы экспертизы.
Индивидуальные методы экспертизы предусматривают персональную
работу с каждым экспертом и получение частного, предварительно не согла­
сованного с другими мнениями заключения эксперта. Форма получения
экспертных оценок может быть различной. Нередко опрос при индивидуаль­
ной экспертизе проводится методом интервью при непосредственном взаи­
модействии с экспертом. При этом эксперт руководствуется в основном
лишь априорными представлениями о прогнозируемом объекте. Чаще же
всего эксперты опрашиваются заочно путем заблаговременной пересылки
им подготовленных анкет (аналитические экспертные оценки). В этом слу­
чае индивидуальные экспертные оценки носят аналитический характер, так
как эксперт имеет возможность получить и проанализировать всю необхо­
димую информацию об опыте развитии и взаимосвязях прогнозируемого
объекта. Однако и здесь оценка эксперта выступает в большинстве случаев
как продукт его интуитивного мышления.
Среди методов индивидуальной экспертной оценки особого внимания
заслуживает метод морфологического анализа. Он предусматривает стро­
гую процедуру анализа и оценки возможных вариантов решения сложных,
многоплановых технических проблем. Суть этой процедуры состоит в рас­
членении проблемы на отдельные составляющие, в определении возможных
их состояний в будущем и последовательном рассмотрении всевозможных
сочетаний ожидаемых состояний по всем составляющим проблемы.
242
Индивидуальные экспертные оценки редко используются как самостоя­
тельный метод для разработки прогноза. В целях повышения обоснованнос­
ти прогнозных высказываний индивидуальные оценки нескольких экспер­
тов чаще всего сопоставляются и объединяются между собой, образуя кол­
лективную экспертную оценку. Методы, предусматривающие такое объеди­
нение и сопоставление частных оценок, принято называть коллективной или
групповой экспертизой. Как правило, ее применение сопровождается по­
вышением точности и глубины разрабатываемых прогнозов. В то же время
на групповом мнении нередко отражается коллективная односторонность
суждений, обусловленная общностью культуры, традиций, влиянием гла­
венствующего направления в развитии техники и т. п. Поэтому коллектив­
ное мнение экспертов может носить компромиссный характер в ущерб полу­
чению ценного оригинального решения. Перечисленные недостатки коллек­
тивной экспертизы в наибольшей степени характерны для метода, получив­
шего название «метод комиссий».
Содержание разнообразных методов коллективных экспертных оценок
сводится главным образом к тому, чтобы использовать все достоинства груп­
повой экспертизы, сведя к минимуму ее недостатки. Осуществляется это
прежде всего путем создания условий, благоприятствующих формированию
объективных оценок. Одну из интереснейших попыток создания таких ус­
ловий представляет собой метод «мозговой атаки». Сущность этой процеду­
ры заключается в том, что работа группы экспертов распадается на два этапа:
на первом — генерируются идеи, новые технические решения, на втором —
производится практическая оценка полученной информации и отбор раци­
ональных решений. Эффективность такой «атаки», проводимой с учетом
определенных правил, оценивается по числу новых идей, выявленных в
процессе обсуждения проблемы. В отличие от методов «комиссий» и «моз­
говой атаки» процедура метода Дельфи предусматривает полную изоля­
цию экспертов и анонимность их мнений. Опрос производится в форме
анкет для выяснения относительной важности и сроков свершения ожи­
даемых событий в прогнозируемой области. Групповое решение принима­
ется не с учетом мнения большинства, а на основе статистической обра­
ботки индивидуальных оценок с учетом степени согласованности мнений
экспертов, которая характеризуется относительной величиной размаха ин­
дивидуальных оценок.
Ряд методов отражает нормативный подход к разработке научно-техни­
ческих прогнозов. При таком подходе перспективы развития науки и техни­
ки определяются исходя из заранее установленной цели. В этом случае
задача прогноза состоит в том, чтобы сформировать структуру взаимосвя­
занных элементов, обеспечивающих безусловное и наиболее рациональное
достижение установленной цели. Структура взаимосвязанных элементов
образует иерархическую систему, графическое изображение которой назы­
вают «дерево целей». На каждом его уровне располагаются элементы, рас­
крывающие содержание или средства решения проблем вышестоящего
уровня. Примером нормативного подхода к разработке прогноза развития
243
науки и техники на уровне отрасли может служить метод взвешенных оце­
нок. Его содержание заключается в построении «дерева целей», состоящего
из пяти уровней: общие цели НТП в отрасли, основные задачи развития
научных исследований и разработок, основные направления НТП, главные
научно-технические проблемы и важнейшая тематика НИР. Элементы
каждого уровня оцениваются через систему взвешенных оценок. После­
довательное рассмотрение элементов всех уровней позволяет обеспечить
согласованность целей и путей решения проблем научно-технического
развития отрасли с общими задачами социального и экономического раз­
вития народного хозяйства, государственной политики в области техничес­
кого прогресса.
Одним из наиболее перспективных подходов к разработке прогнозов
считается моделирование процессов развития науки и техники, т. е. опреде­
ление перспектив изменения техники на основе адекватных моделей ее раз­
вития. По характеру используемых моделей различаются логические, ин­
формационные и математические модели прогнозирования. Логическое мо­
делирование включает тщательное изучение внутренней логики развития
прогнозируемого объекта и разработку на этой основе соответствующих
исторических моделей (образцов). Исторические аналогии используются
затем при решении конкретных ситуаций и задач развития прогнозируемого
объекта. Практический интерес представляют методы построения различ­
ных информационных моделей. Так, статистический анализ числа научных
публикаций, научных журналов, частоты использования печатных работ и
т. п. дает возможность судить о темпах и характере развития научных дис­
циплин, тех или иных видов техники. В настоящее время разработаны и
используются методы научно-технического прогнозирования, основанные
на анализе информационных массивов, содержащихся в заявках на изобре­
тения и выданных патентных документах. Отдельные подходы предусмат­
ривают комплексную оценку инженерно-технической значимости и эконо­
мической целесообразности использования анализируемых патентов и оп­
ределение перспективности различных технических решений. Во многих
странах использование патентной информации определяет техническую по­
литику ИП.
Математические модели прогнозирования представляют собой наиболее
универсальные и достаточно строгие методы анализа тенденций развития
техники. Они позволяют дать количественное описание динамики развития
реальных объектов прогнозирования, изучить характер и направления вли­
яния на их изменение различных факторов. Для моделирования процессов
научно-технического развития особенно часто используются методы статис­
тического анализа, исследование производственных функций, динамичес­
кое программирование. Необходимо особо отметить, что ни один из реально
существующих прогнозов не разрабатывается на основе только одного мето­
да. Создание прогноза развития конкретного вида техники представляет
собой сложное исследование, в процессе выполнения которого используют­
ся самые разнообразные методы и подходы, образующие комплексные сис-
244
темы прогнозирования. В зарубежной практике прогнозирования известны
такие системы, как ПАТТЕРН, ЦППО (Франция), ФОРКАСТ и КВЕСТ,
Дельфи и др.
Система прогнозирования развития науки и техники включает создание
прогнозов по приоритетным направлениям научно-технического развития
страны, региональным, отраслевым и подотраслевым проблемам, а также
прогнозов развития отдельных видов техники. Координацию работ по мето­
дологическим и организационным вопросам государственного научно-тех­
нического прогнозирования осуществляет Минпромнауки РФ. Единство в
подходах и обязательности прогнозной проработки разрабатываемых пла­
нов и инновационных программ в стране должно обеспечиваться Федераль­
ным законом «О государственном прогнозировании и программах социаль­
но-экономического развития РФ». Однако основная роль в научно-техни­
ческом прогнозировании принадлежит ИП, использующим прогнозы в мар­
кетинговых исследованиях и при формировании продуктово-тематических
планов инновационной деятельности. Можно выделить три вида задач, ре­
шаемых на ИП в системе научно-технического прогнозирования: создание,
накопление и постоянное обновление информационной базы прогнозов; ме­
тодическое и организационное обеспечение и координация работ по разра­
ботке научно-технических прогнозов.
Информационная база прогнозирования включает данные о структуре и
объемах спроса на инновационный продукт или разработки ИП, сведения о
законченных работах, данные о состоянии отечественных разработок в ис­
следуемой области, сведения о зарубежных достижениях, патентную инфор­
мацию и сведения о конъюнктуре внешнего рынка и т. п. Организационное
обеспечение системы прогнозов на ИП предусматривает создание специаль­
ных служб, осуществляющих сбор и систематизацию научно-технической
информации, разработку прогнозов развития науки и техники, размножение
результатов прогнозирования и обеспечение использования их в процессе
формирования тематических планов.


7.3.2. Продуктово-тематическое планирование
инноваций
Сущность и виды продуктово-тематического планирования. Продукто­
во-тематическое планирование составляет важнейший элемент системы
внутрифирменного планирования инноваций на всех уровнях управления.
Его задачи заключаются в определении направлений и пропорций в научно-
техническом развитии ИП, установлении тематики НИОКР, формировании
структуры перспективной производственной программы выпуска иннова­
ционной продукции и осуществления всего комплекса инновационных ме­
роприятий.
В самостоятельных НИИ и КБ продуктово-тематическое планирование
представлено формированием тематического плана, содержащего перечень
НИОКР и инновационных проектов, направленных на реализацию приня-
245
той концепции перспективного развития И П. В процессе тематического
планирования осуществляются отбор важнейшей тематики, оценка ее эф­
фективности и уровня качества планируемых результатов, определяются
исполнители, сроки и сметная стоимость выполнения работ. От качества и
уровня обоснованности расчетов при формировании тематического плана
ИП зависят научно-технические и хозяйственные результаты ее деятельнос­
ти в текущем периоде и в перспективе.
На ИП, реализующих заключительные стадии инновационного процесса,
продуктово-тематическое планирование выражается в формировании про-
дуктово-рыночного портфеля предприятия и планировании его производст­
венной программы на определенный период времени. Производственная
программа ИП определяет номенклатуру и объем производства конкретных
видов инновационной продукции. При ее формировании осуществляется
изучение конъюнктуры рынка, ценовой политики ИП, калькулирование и
планирование затрат на производство новой продукции, осуществление ме­
роприятий по технической подготовке производства новой продукции, рас­
пределение производственных заданий по цехам и участкам, а также по
отрезкам времени календарного периода.
Продуктово-тематическое планирование в НИИ, КБ и ИП представляет
собой сложный и длительный процесс сбора и переработки научно-техни­
ческой и конъюнктурно-рыночной информации о потенциале ИП, состоя­
нии рынков и конкурентов, прогнозах развития отдельных направлений
науки и техники, а также анализа имеющихся обязательств предприятия по
государственным и прочим заказам. Эта область плановой работы относится
в большей степени к высшему звену менеджмента на ИП, однако захватыва­
ет все низовые уровни управления. Большое значение приобретает страте­
гическое мышление, ориентация на долгосрочный потенциал успеха ИП и
научная обоснованность принимаемых решений. Научная обоснованность
продуктово-тематического планирования обеспечивается при соблюдении
следующих требований:
• наличие и успешное функционирование маркетинговой системы в об­
ластях стратегического интереса и специализации ИП; наличие и успешное
функционирование системы научно-технического прогнозирования, спо­
собствующего раннему распознаванию перспективных направлений разви­
тия науки и техники в областях специализации ИП;
• использование системы ранжирования и отбора предложений при фор­
мировании продуктово-рыночного портфеля ИП, основанной на примене­
нии объективных множественных критериев;
• наличие на ИП эффективной и динамичной информационной системы
обеспечения маркетинга научно-технического прогнозирования и планиро­
вания инноваций;
• использование научных методов оценки и экономического обоснования
инновационных предложений и проектов.
Продуктово-тематическое планирование на ИП реализуется в рамках
специальной системы исполнительных органов, имеющих сложную содер-
246
жательную, иерархическую и процедурную структуру. С точки зрения со­
держания расчетов различают стратегическое и оперативное продуктово-те-
матическое планирование. Стратегические планы формируют научную и
продуктовую политику ИП на долгосрочную перспективу, определяющую
состав развиваемых научно-технических направлений, структуру рынков и
характер поведения ИП на каждом из них, перспективные сдвиги в структу­
ре и порядок обновления выпускаемой продукции, требования к техничес­
кому развитию ИП. Оперативные продуктово-тематические планы, состав­
ляемые на годовой отрезок времени, обеспечивают реализацию стратегичес­
ких решений и предусматривают формирование конкретного тематического
плана НИОКР и производственной программы ИП. По уровню разработки
и реализации продуктово-тематическое планирование охватывает как ИП,
так и его подразделения, создавая иерархическую структуру тематических и
производственных заданий по инновациям. Тематические и производствен­
ные планы ИП в целом конкретизируются по срокам и исполнителям в
планах подразделений. В отечественной и зарубежной практике использу­
ются три процедурные схемы продуктово-тематического планирования ин­
новаций:
• «сверху вниз», или схема декомпозиции, при которой задания планов
ИП в целом последовательно детализируются и доводятся до отдельного
исполнителя и рабочего места;
• «снизу вверх», или схема синтеза, при которой инициативные предло­
жения низовых подразделений обобщаются в сводные планы ИП в целом;
• смешанная, наиболее распространенная в практике, при которой целе­
вые установки и ограничения формируются на высшем уровне менеджмен­
та, а способы их достижения определяются низовыми структурами.
Продуктово-тематическое планирование должно быть тесно увязано с
другими видами плановых расчетов в системе инновационного менеджмента
на ИП. Планирование маркетинга и научно-техническое прогнозирование
на ИП создают информационную базу для разработки тематических планов
и формирования производственных программ. Технико-экономическое пла­
нирование, расчеты ресурсов и финансовое планирование устанавливают
ограничения и обеспечивают необходимую сбалансированность тематичес­
ких и производственных программ. Календарное планирование конкретизи­
рует задания тематических планов и обеспечивает их координацию во вре­
мени и по исполнителям.
Процесс продуктово-тематического планирования инноваций. Продук­
тово-тематическое планирование представляет собой сложный, многоуров­
невый итерационный процесс, в котором принимают участие менеджеры,
плановые службы, аналитические, исследовательские и разрабатывающие
подразделения ИП. Он включает информационное обеспечение, аналити­
ческие исследования, маркетинговые разработки, экономические обоснова­
ния и сметные расчеты, а также оценки собственного потенциала и обосно­
вания управленческих решений. Общий процесс продуктово-тематического
планирования инноваций содержит три основные стадии расчетов: форми-
247
рование продуктово-тематических предложении, оценка предложении и
отбор тематики, выполнение плана.
Первая стадия — формирование продуктово-тематических предложе­
ний — имеет своей задачей подготовку возможно большего числа перспек­
тивных инновационных идей относительно состава инновационного про­
дукта, изменения структуры рынков или технического развития ИП. Основ­
ными источниками инновационных предложений на этой стадии выступают
результаты маркетинговых исследований, выполненных научно-техничес­
ких прогнозов и разработка перспективной продуктовой политики ИП.
Маркетинговые исследования в рыночных условиях составляют важней­
ший источник и необходимое условие научного подхода к продуктово-тема-
тическому планированию на ИП (см. гл. 5). Маркетинговые исследования в
рамках продуктово-тематического планирования ориентированы на форми­
рование продуктово-рыночного портфеля ИП. Продуктово-рыночным
портфелем ИП принято называть возможную совокупность продуктово-ры-
ночных и научно-технических направлений его деятельности на длительную
перспективу, обладающую наибольшей способностью по обеспечению по­
тенциала прибыли данного ИП. Главным компонентом продуктово-рыноч­
ного портфеля ИП выступает продуктово-рыночное направление как ком­
бинация предполагаемого инновационного продукта и определенного сег­
мента существующего или потенциально возможного рынка. В качестве
формы представления продуктово-рыночного портфеля ИП при планирова­
нии инноваций в мировой практике используют так называемые портфель­
ные матрицы. На рис. 7.10 представлена схема такой матрицы, определяю­
щая четыре возможные структурные концепции развития инновационного
направления ИП или отдельного продукта.

^"^'"---..^^^^ Рынки
Освоенные рынки Новые рынки
Продукты ^"""""^s^..,^^^

Интенсификация рынков:
Освоенные Развитие рынков:
продукты позиционирование продукта вариация продуктов
резервирование ниши рынка аппликационные
исследования


Новые Развитие продуктов: Диверсификация
продукты исследования и разработки
модификации продуктов




Рис. 7.10. Продуктово-рыночная матрица инновационного портфеля ИП


Первая концепция, отраженная в матрице, характеризует поведение ИП
относительно освоенных продуктов, реализуемых на существующих рын­
ках. Инновационное поведение ИП в этой ситуации должно быть направле­
но на интенсификацию использования возможностей существующих рын-
248
ков путем позиционирования на них освоенных продуктов, т. е. обеспечения
им конкурентоспособного положения на рынках. Если продукт по своим
характеристикам уже не представляется перспективным, то инновационная
позиция ИП может проявиться в мерах, направленных на выведение его с
рынка, с тем чтобы открыть нишу для нового инновационного продукта.
Вторая концепция характеризует поведение ИП относительно продвиже­
ния освоенных продуктов на новые рынки. Это связано с инновационной
активностью, направленной на поиски новых сфер применения или возмож­
ностей использования уже имеющегося продукта. Реализация этой концеп­
ции требует проведения научных исследований с целью создания продукта
с новыми потребительскими свойствами, учитывающими требования новых
рынков и соответствующих вариаций в производственной программе ИП.
Инновации при этом реализуются в форме аппликационных исследований
и разработок, расширяющих области применения продукта, изобретения
или технологии.
Третья концепция характеризует инновационное поведение ИП в усло­
виях продвижения на освоенные рынки нового продукта. Развитие исследо­
ваний и разработок с целью создания новой конкурентоспособной модифи­
кации продукта составляет основное направление инновационной деятель­
ности предприятия в этой ситуации. Речь в данном случае идет об иннова­
циях, направленных на создание и освоение производства новой продукции
или такой модификации старого продукта, которая бы обладала новыми
потребительскими свойствами. Инновации реализуются в форме апплика­
ционных исследований и разработок, расширяющих области применения
продукта, изобретения или технологии.
Четвертая и наиболее продуктивная концепция связана с созданием но­
вого продукта и продвижением его на новые рынки. Такую инновационную
политику ИП принято называть диверсификацией, т. е. расширением науч­
ного или производственного профиля ИП за счет создания и освоения про­
изводства качественно новой продукции и освоения новых рынков ее реали­
зации. Это наиболее сложная, рискованная и самая перспективная с точки
зрения создания потенциала успеха концепция инновационного развития.
Составление и анализ портфельных матриц должны производиться по
всем научным и продуктовым направлениям ИП как результат инновацион­
ного маркетинга и служить важнейшим и обязательным источником форми­
рования предложений к продуктово-тематическому плану инновационной
деятельности предприятия. В маркетинговых исследованиях находят свое
отражение внешние условия и факторы инновационной деятельности пред­
приятия. Однако развитию научного или технического направления свойст­
венны и свои внутренние закономерности и тенденции. Они определяются
спецификой направления, его общественным статусом, ролью в развитии
общества, внутренней логикой и достигнутыми результатами. Основным
инструментом исследования внутренних закономерностей и тенденций в
развитии научного направления или вида техники являются научно-техни­
ческие прогнозы. Научно-техническое прогнозирование как составная часть

249
планирования инновационной деятельности выступает источником форми­
рования принципиально новых направлений техники или решений при ее
конструировании (см. 7.3.1).
Предложения по тематике инновационной деятельности предприятия
формируются и из третьего важного источника — политики развития его
производственной программы, разрабатываемой на основе маркетинговых
исследований и научно-технических прогнозов. При формировании произ­
водственной программы ИП возможны по крайней мере четыре варианта его
программной политики: стабилизация, модификация, вариация и диверси­
фикация. Схематически они представлены на рис. 7.11.
продукт
продукт продукт продукт
Ai В, Ai В,
Ai В, Ci
Ai Б,
С2
Дг Бг Аг ^2
А2 Б2
^2 Б2
Аз Бз Аз Бз Аз Бз
Аз Бз Сз
А, А4м А4 А4
Аб
_А^
диверсификация 1
модификация вариация
стабилизация



Рис. 7.11. Виды продуктовой политики инноваций ИП


Стабильная продуктовая политика ИП не требует инновационной актив­
ности и предусматривает сохранение принятой ассортиментной структуры
производственной программы ИП. Политика модификации имеет своей
целью освоение производства модифицированного продукта с новыми по­
требительскими свойствами в соответствии с требованиями рынка. Эта по­
литика реализуется при ограниченных производственных мощностях ИП и
отсутствии возможности их расширения. Поэтому освоение производства
модифицированного продукта kj^^ осуществляется взамен ранее выпускае­
мого продукта А4.
Политика вариации состоит в том, что благодаря увеличению производ­
ственной мощности ИП используются дополнительные варианты расшире­
ния номенклатуры производственной программы за счет поиска новых сфер
применения модифицированных продуктов и продвижения их на новые
рынки. На практике подобная вариация производственной программы осу­
ществляется чаще всего при использовании блочного конструирования ин­
новационной продукции, позволяющего осуществлять гибкую модифика­
цию изделий в соответствии с требованиями новых рынков.
Политика модификации и вариации производственных программ позво­
ляет продлить жизненный цикл инновационного продукта. Однако перспек­
тивная политика требует при формировании инновационной производст­
венной программы ориентироваться на новые продукты и продвижение их
на новые рынки. Такую продуктовую политику в производстве принято
250
называть диверсификацией. В мировой практике различают три вида дивер­
сификации при формировании продуктовой политики ИП: горизонталь­
ную, вертикальную и смешанную. Вертикальная диверсификация связана с
расширением научно-производственного профиля ИП за счет развития
новых научных направлений и освоения инновационной продукции. Гори­
зонтальная диверсификация связана с инновациями, направленными на рас­
ширение состава и структуры рынков реализации продукции ИП. Смешан­
ная форма диверсификации отражает наиболее интенсивную и рискован­
ную инновационную концепцию ИП. Осуществление масштабной диверси­
фикации при формировании продуктово-тематических планов ИП
возможно путем реализации следующих инновационных мер: проведение
собственных НИОКР, приобретение лицензий на использование чужих
разработок, расширение производства за счет приобретения новых ИП,
развитие кооперации с партнерами.
Анализ возможных сочетаний форм и методов диверсификации произ­
водства на основе инновационных процессов может осуществляться с помо­
щью специальной матрицы, изображенной на рис. 7.12. Он позволяет ИП
сформировать целостную продуктовую политику, ориентированную на мас­
штабные инновации.
^"^^^ Формы Смешанная
Горизонтальная Вертикальная
диверсификация
диверсификация диверсификация
Методь1\^

Собственные
Дз
Дг
Д1
исследования

Приобретение
Дв
Д4 Дб
лицензий

Приобретение
Дв
Д7 Д9
ИП

Кооперация Дю Ди Д12




Рис. 7,12. Формы и методы инновационной диверсификации ИП


Анализ портфельных матриц по отдельным продуктам продуктовой по­
литики способствует формированию предложений к тематическому плану
инновационной деятельности ИП. На этом этапе особое значение имеет
использование специальных методов и приемов поиска перспективных ин­
новационных идей. Процесс поиска и оценки инновационных идей требует
в современных условиях постоянной и достаточно строгой регламентации.
В последние годы в отечественной и зарубежной практике используется
большое число разнообразных методов и приемов поиска инновационных
идей. Они составляют две большие группы: пассивного и активного поиска
(см. рис. 7.13).
251
МЕТОДЫ ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ


АКТИВНЫЙ поиск
ПАССИВНЫЙ ПОИСК



Эмпирические методы:
Анализ патентов
опросы специалистов
опросы потребителей
Маркетинговые исследования материалы выставок и ярмарок
оценка публикаций
Предложения по лицензиям

Системно-логические методы:
Предложения потребителей морфологический анализ
или заказчиков функционально-стоимостный
анализ
Предложения разработчиков «дерево решения» проблем

Предложения рационализаторов
Интуитивные методы:
«мозговая атака»
Предложения изобретателей
методы синектики
метод Дельфи



Рис. 7.13. Методы поиска инновационных идей



Использование разнообразных методов и приемов поиска инновацион­
ных идей наряду с постоянным анализом портфельных матриц и стратеги­
ческим планированием продуктовой политики позволяет ИП формировать
большое число альтернативных инновационных предложений к тематичес­
кому плану, конкурирующих между собой по имеющимся ресурсам ИП и
ожидаемым результатам. По данным консалтинговых фирм, для одного ус­
пешного инновационного продукта в среднем необходимо 58 разнообразных
новых идей. При этом требуется рассмотреть не менее 300 различных вари­
антов и предложений. Поэтому наиболее ответственной стадией продукто-
во-тематического планирования инноваций является стадия оценки предло­
жений и отбора наиболее актуальной тематики,
В отечественной и зарубежной практике для решения этой ответственной
задачи используются, как правило, разнообразные методы селекции конку­
рирующих предложений, основанные на многокритериальной оценке и
двухступенчатом отборе перспективной тематики. На первой ступени оцен­
ка предложений и грубая селекция их производится по совокупности крите­
риев, отражающих рыночную ситуацию с предлагаемым инновационным
продуктом. В качестве критериев на этой ступени отбора могут использо­
ваться следующие параметры рыночной ситуации: динамика спроса на ин­
новационный продукт, ожидаемая доля рынка, оценка рыночного риска,
наличие рыночных барьеров, состояние конкуренции, гибкость цен, ожи-
252
даемая рентабельность, требуемые инвестиции, обеспеченность ресурсами,
ожидаемый объем производства инновационного продукта.
Перечисленные параметры могут иметь количественную или качествен­
ную оценки их доли в конкретном предложении. Для оценки значений кри­
териев используются предварительно построенные специальные шкалы ка­
чественной и количественной оценки того или иного параметра в условных
единицах, например в баллах. Обычно принимается единый для всех крите­
риев масштаб их значений, соответствующий определенному количеству
баллов. На рис. 7.14 приведен пример построения подобной шкалы критери­
ев оценки первой ступени селекции предложений. Она предусматривает
использование пятиступенчатой шкалы значений критериев и учитывает
различный уровень значимости используемых критериев для принятия ре­
шения о начале разработки предложения на ИП.

Шкала критериев оценки в баллах
Критерии
оценки 4
3
1 2 5 1

Тенденция Резкий
Слабый
1 Динамика Без
Снижение
рост роста рост
спроса изменений

Очень
Очень
1 Доля рынка Средняя Высокая
Низкая
низкая высокая

Очень Тенденция
Рыночный риск Средний
Высокий Невысокий
высокий роста

Очень
Рыночные Средние Нормальные Небольшие
Большие
большие
барьеры

Состояние Очень Незначи­
Средняя Отсутствует
Сильная
конкуренции сильная тельная

Очень
Малые Хорошие
Гибкость цен Отсутствует Средние хорошие
рамки

Очень
Ожидаемая Очень
Высокая
Средняя
Низкая
низкая
рентабельность высокая

Очень
Требуемые Очень
Низкие
Средние
Высокие низкие
инвестиции высокие

Очень
Обеспеченность Высокая Полная
Средняя
Низкая

<<

стр. 8
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>