<<

стр. 9
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

низкая
ресурсами

Объем Очень Очень
Низкий Средний Высокий
производства низкий высокий




Рис. 7.14. Шкала оценки критериев первой ступени селекции
инновационных предложений


253
По результатам оценки путем сопоставления слабых и сильных сторон
по каждому предложению составляется оценочная матрица и рассчитывает­
ся обобщенный показатель качества предложения. На рис. 7.15 представлен
пример заполнения подобной матрицы по совокупности критериев первой
ступени селекции для условного предложения.

Частная Взвешен­
Значение
Критерии Шкала оценки
оценка ная оценка
оценки коэффи­
(К)х(Б)
циента (Б)
4 5
2 3
1
1 (К)

Динамика
4
2.5 10.0
спроса


3 4.5
Доля рынка 1,5

Рыночный
5,0
1 5
риск

Рыночные
2
0,5 1.0
барьеры

Состояние
4
0.5 2.0
конкуренции

Гибкость
3 1.5
0,5
цен

Ожидаемая
4 6,0
1.5
рентабельность

Требуемые
0.5 5 2,5
инвестиции

Обеспеченность
4 2.0
0.5
ресурсами

Объем
3 3,0
1.0
производства

Суммарная
1.0 Обобщенная оценка 37.5
значимость




Рис. 7.15, Матрица сводной оценки предложения
на первой ступени селекции


Отбор предложений на первой ступени селекции производится в соответ­
ствии с обобщенным показателем путем ранжирования предложений и нор­
мативного ограничения по минимально допустимому уровню значения
обобщенного показателя. Ограничение устанавливается ИП исходя из рас­
полагаемых ресурсов и возможностей развития инновационного потенциала
в планируемом периоде. На этой ступени селекции состав предложений,
допускаемых к дальнейшему рассмотрению, должен превышать инноваци-
254
онные возможности ИП. На второй ступени осуществляется детальная се­
лекция допущенных к разработке предложений по совокупности критериев,
характеризующих научно-технический уровень и стратегическую привлека­
тельность предложений.
В качестве критериев на этой ступени отбора могут использоваться сле­
дующие параметры: относительная доля рынка, качество продукта (по меж­
дународным стандартам), уровень технологии, экономическая эффектив­
ность, патенто- и лицензеспособность, компетентность руководства, квали­
фикация кадров. Механизм оценки предложений на второй ступени селек­
ции может быть тем же, что и на первой ступени, но с учетом специфической
расстановки приоритетов по критериям отбора инновационных предложе­
ний. Изложенную схему селекции инновационных предложений следует
рассматривать не обособленно, а как часть общей системы формирования
продуктово-тематического портфеля ИП. Только при таком системном рас­
смотрении она может обеспечить активный поиск плодотворных инноваци­
онных идей и объективный отбор перспективных предложений с учетом
рыночной ситуации, общих тенденций развития инновационной сферы и
реальных возможностей и интересов ИП.


7.3.3. Объемно-календарное планирование
инноваций на предприятии
Выполнение заданий тематического плана обеспечивается в процессе
объемно-календарного планирования (ОКП) путем последовательной дета­
лизации заданий и доведения их до исполнителей в научных и производст­
венных подразделениях. В рамках ОКП обеспечивается, во-первых, сбалан­
сированное распределение объемов работ по подразделениям и исполните­
лям в соответствии с характером располагаемых ресурсов, во-вторых, уста­
новление согласованных сроков занятости работников и, в-третьих, загрузка
научного и производственного оборудования. Объемно-календарное плани­
рование инноваций ориентируется на выбор наиболее прогрессивных форм
организации труда, предусматривает применение современной технологии
научного творчества, рациональной расстановки кадров в соответствии с
характером выполняемых работ, эффективных форм обеспечения рабочих
мест всеми видами необходимых инструментов, средств вычислительной
техники, высокого уровня организации труда на ИП. Выполнение расчетов
по ОКП при решении рассмотренных задач осуществляется с учетом ряда
принципиальных требований, предъявляемых к качеству их результатов.
Сформулируем три важнейшие из них.
1. Выполнение всей планируемой номенклатуры работ в соответствии с
установленными директивными или согласованными с заказчиком договор­
ными сроками завершения работ в целом или по отдельным этапам их про­
ведения. Соблюдение договорных сроков сдачи технической документации,
поставки опытного или экспериментального образца заказчику обеспечива­
ется всей системой расчетов в ОКП — начиная с планирования объемов
255
работ по подразделениям и заканчивая оперативным регулированием хода
работ по утвержденным календарным графикам. Невыполнение установ­
ленных сроков влечет за собой, как правило, значительные экономические
потери у производителей и потребителей новой техники, сокращение перио­
да жизни инноваций.
2. По возможности непрерывное проведение работ по каждому объекту
проектируемой техники. Перерывы, возникающие нередко по причинам за­
нятости исполнителей на других объектах, отсутствия или загруженности
необходимого научного оборудования, испытательных стендов, нехватки
производственных мощностей опытных и экспериментальных производств,
увеличивают длительность цикла ПСНТ, приводят к ускорению морального
устаревания новой техники, увеличивают объемы незавершенного произ­
водства. Объемно-календарное планирование призвано, учитывая реально
существующие условия ограниченности материальных и трудовых ресур­
сов, производственных мощностей опытного производства, обеспечить
такое распределение работ во времени и по исполнителям, которое бы пол­
ностью исключало перерывы в ходе проведения работ по темам.
3. Равномерная и полная загрузка исполнителей и оборудования по от­
резкам планируемого периода. Недостаточно полная, равно как и неравно­
мерная, загрузка исполнителей и оборудования влечет за собой неоправдан­
ное повышение расходов, связанное с наличием излишнего оборудования и
неиспользуемых площадей, избыточных трудовых ресурсов или дополни­
тельных затрат в счет покрытия сверхурочных работ. Возникновение «пико­
вых» загрузок исполнителей влечет нередко снижение качества выполняе­
мых разработок. Оперативное планирование инноваций призвано обеспе­
чить составление таких календарных графиков, в которых наряду с непре­
рывным проведением работ по многим темам предусматривалась бы
равномерная загрузка всех исполнителей на протяжении всего планового
периода.
Перечисленные основные требования, предъявляемые к объемно-кален­
дарному планированию инноваций, в реальных условиях нередко противо­
речат друг другу. Так, выполнение требований соблюдения согласованных с
заказчиком сроков завершения работ, особенно в IV квартале календарного
года, как правило, связано с повышенной загрузкой исполнителей, что про­
тиворечит требованиям равномерного распределения объемов работ по ка­
лендарным отрезкам времени. Выполнение указанных требований связано с
использованием специальных методов и приемов календарного распределе­
ния работ, поэтапным проведением расчетов. В соответствии с характером
расчетов выделяются три стадии объемно-календарного планирования ин­
новаций: объемное и календарное планирование и оперативное регулирова­
ние хода выполнения работ.
На первой стадии органы технико-экономического и календарного пла­
нирования определяют состав исполнителей по заданиям тематического
плана организации, устанавливают номенклатуру и объемы работ* каждого
исполнителя по отдельным заданиям тематического плана, уточняют ресур-
256
сы, располагаемые каждым подразделением-исполнителем, и распределяют
задания по подразделениям-исполнителям и укрупненным отрезкам плани­
руемого периода (месяцам, кварталам). В ходе расчетов на стадии объемного
планирования, таким образом, предусматривается определение состава (но­
менклатуры) и объема работ, которые необходимо выполнить по каждому
подразделению в планируемом периоде. Объектом планирования на этой
стадии являются подразделения-исполнители, объемные расчеты их загруз­
ки в натуральном (перечень тематических заданий), трудовом (по трудоем­
кости) или стоимостном выражениях. Расчеты на этой стадии не включают
установления календарной последовательности выполнения работ по темам
и заданиям.
На второй стадии объемно-календарного планирования производится
дальнейшая детализация состава работ по каждой теме, технологической
последовательности их выполнения и календарных сроков проведения. За­
дача здесь заключается в установлении взаимоувязанной системы календар­
ных сроков выполнения работ по всей совокупности тем и заданий и по всем
исполнителям. Объектом планирования выступают отдельные темы, этапы
их проведения и виды работ. Важным содержанием этой стадии расчетов
является детальное изучение состава работ по каждой теме в логической и
технологической последовательностях их выполнения по всем этапам созда­
ния и освоения новой техники. Особая задача — определение ожидаемой
продолжительности выполнения каждой работы по каждой теме. Заверша­
ются расчеты на этой стадии ОКП установлением календарных сроков на­
чала и окончания каждой работы по всей совокупности тематических зада­
ний и определением календарной занятости исполнителей на всем протяже­
нии планируемого периода. Вторую стадию ОКП условно называют стадией
календарного планирования.
На третьей стадии производится окончательное уточнение плановых за­
даний по подразделениям и доведение их до отдельных исполнителей на
короткие (месячные) отрезки времени. Важным содержанием этой стадии
расчетов является осуществление индивидуального планирования отдель­
ных исполнителей. Оно включает точное формулирование заданий каждому
исполнителю на месяц (декаду), учет фактических результатов работы и
регулирование работ при передаче их от одного исполнителя к другому.
Значительная часть расчетов третьей стадии ОКП связана с оперативным
регулированием хода выполнения плана, с оценкой состояния выполнения
плановых заданий на каждый момент времени, с выяснением причин рассо­
гласований между планируемым и фактическим состояниями работ по от­
дельным заданиям и выработкой решений, направленных на ликвидацию
возникающих отклонений. Эту стадию называют оперативным регулирова­
нием хода выполнения работ. Все стадии взаимосвязаны между собой еди­
ным циклом расчетов. Общая схема расчетов по ОКП приведена на рис. 7.16.
Различие задач, решаемых на каждой стадии, предопределяет специфику
методов их решений, форм плановой документации.


257
Программы, L
проекты

Продуктово- ТИП
Объемное планирование
тематическое
1 ПЭО. РП
планирование
А т
сг, скг
Календарное планирование
Г
ПДО, РП
^ ^г
1
^
Оперативное планирование ИПИ
1 ОР.СХР 1
1 _1


ОИ. РТ, РП


Рис. 7.16. Содержание объемно-календарного и
оперативного планирования НИОКР:
ТПП — тематический план подразделения; СГ — сетевой график работ по теме; СКГ — свод­
ный календарный график по подразделению; ИПИ — индивидуальные планы исполнителей;
ОР — отчет о ходе работ по теме; СХР — сводка хода работ; ПЭО — планово-экономический
отдел; ПДО — планово-диспетчерский отдел; ОИ — ответственный исполнитель; РТ — руководи­
тель темы; РП — руководитель подразделения



Объемное планирование инноваций. Объемное планирование иннова­
ций осуществляется по подразделениям ИП и основывается на утвержден­
ных заданиях, отраженных в тематическом плане. Его главная задача —
распределение заданий тематического плана по подразделениям, установле­
ние объективных возможностей выполнения годового и квартальных пла­
нов по всем подразделениям путем «расшивки узких мест», перераспределе­
ния ресурсов или исполнителей. Результаты объемных расчетов выражают­
ся в утверждении объемно-тематических планов подразделений. Эти планы
должны содержать: 1) тематический перечень работ (тем, этапов, отдельных
заданий), составляющий номенклатурную часть плана; 2) сроки начала и
завершения работ по каждой позиции плана и 3) объем работ, который
должен быть выполнен подразделением по каждой позиции (трудоемкость
работ или их стоимость).
Степень детализации объемных расчетов зависит от уровня проработан­
ности технической документации на разработку, состава планируемых ста­
дий и этапов работ, степени регламентации технологии проведения работ,
наличия нормативов. При проведении объемных расчетов по организации
должны учитываться следующие факторы: характер специализации подраз­
делений; количество, профессиональный и квалификационный состав кад­
ров; состав используемого научного и производственного оборудования;
характер сочетания работ во времени (параллельный, последовательный);
258
степень их неопределенности и др. Важное значение имеет равномерное
распределение заданий по кварталам и месяцам планируемого года. Такое
распределение с зачетом располагаемых ресурсов служит гарантией от сры­
вов в работе. Оно обеспечивает равномерную реализацию инновационной
продукции и поступление финансовых средств на ИП. В рамках подразде­
ления (отдела, лаборатории) одновременно (параллельно) ведется разра­
ботка нескольких тем, находящихся в разной степени завершенности. Это
определяет структуру объемов работ, планируемых по подразделению. В
объемный план подразделения включаются три вида работ:
1) работы, переходящие из предыдущих периодов, которые находились в
незавершенном производстве на начало планируемого периода, — Q^;
2) работы, которые предстоит начать и завершить в планируемом перио­
де, - Ог;
3) работы, которые предстоит начать в планируемом периоде и завершить
в последующих периодах, — Q3.
Общий объем работ, планируемых к выполнению, устанавливается из
равенства:

Оол-а1+о.+0з (7.2)
Значения величин Qi и Оз устанавливаются с помощью показателей тех­
нической готовности темы (этапа), фактически достигнутой по работам,
переходящим из предыдущего периода, илц планируемой по работам, начи­
наемым в планируемом периоде. Показатель технической готовности в прак­
тике рассчитывается как отношение объема работ, выполненных на момент
планирования (или предусматриваемого к выполнению), к общему объему
работ по теме. Значение величины Q^ устанавливается как суммарная вели­
чина работ, предусматриваемых к полному завершению в планируемом пе­
риоде. Состав этих работ устанавливается в соответствии с договорными
сроками выполнения работ. Наличие трех составляющих объема работ свя­
зано с необходимостью постоянной загрузки высвобождающихся работни­
ков, а также с необходимостью обеспечения в следующем плановом периоде
своевременного завершения работ, предусмотренных перспективным тема­
тическим планом. Общий объем научно-технической продукции, планируе­
мой по ИП и каждому из подразделений с учетом его составляющих, должен
определяться:
0 „ ^ Р X Fp^ — при измерении объема работ по трудоемкости их выпол­
нения;
0 ^ й Рх В^ — при измерении объема работ по их стоимости,
где Р — численность работников организации или подразделения, человек;
Рраси— располагаемый фонд времени одного работника в плановом периоде, ч;
Вал — планируемый объем работ в расчете на одного работника организации,
тыс. руб./человек.
Выполнение объемных расчетов осуществляется в такой последователь­
ности. На первом этапе осуществляется распределение номенклатуры тема-
259
тических заданий по отрезкам планируемого периода (месяцам и кварталам
года) на основе предварительно построенных укрупненных графиков прове­
дения работ по отдельным темам. При этом первоначально учитываются^и
распределяются объемы работ, переходящие с прошлого периода, затем ра­
боты по вновь начинаемым темам, срок завершения которых установлен в
пределах планируемого года, и в последнюю очередь работы по темам, пере­
ходящим на следующий плановый период.
На втором этапе производится распределение работ по подразделениям
и закрепление их за исполнителями. Определение номенклатуры заданий по
подразделениям при структуре организации, построенной в соответствии с
тематикой, не представляет затруднений. При функциональной или матрич­
ной структуре для определения планируемого объема работ по подразделе­
ниям составляется матрица особого типа, называемая «шахматной ведомос­
тью». По строкам такой матрицы указывается перечень тематических зада­
ний, по столбцам — подразделения. В клетках матрицы проставляются объе­
мы работ, планируемые подразделению по каждой тематической позиции.
Выписка по строкам матрицы — это распределение объема работ по испол­
нителям темы. Выписка по столбцам матрицы — перечень и объем работ по
каждому подразделению. После проведения объемных расчетов эта выписка
становится основой для составления тематического плана работ по подраз­
делениям.
На третьем этапе производятся проверочные расчеты соответствия пла­
нируемых объемов работ по пропускной способности подразделений. Расче­
ты проводятся в соответствии с приведенными формулами, исходя из фак­
тической численности работников подразделения. Результаты расчетов от­
ражаются в «шахматной ведомости». При выполнении проверочных расче­
тов, учитывая неопределенность состава и оценки работ, целесообразно
планируемый объем работ устанавливать равным не более 90-95% пропуск­
ной способности подразделения, предусматривая тем самым определенные
резервы для выполнения не предусмотренных планом работ.
На четвертом этапе объемных расчетов подготавливаются мероприятия,
необходимые для обеспечения сбалансированности планируемых объемов
работ и пропускной способности подразделений. Если по итогам расчетов
выявляется излишек или дефицит кадров, то принимается решение о пере­
распределении численности работников или объемов работ между подраз­
делениями, о перенесении части работ на другие плановые периоды, переда­
че работ контрагентам или о реализации других мероприятий, обеспечива­
ющих сбалансированность потребных и располагаемых ресурсов. Объемные
расчеты, выполняемые в разрезе подразделений, выявляют объективные
возможности выполнения тематических заданий на каждом отрезке плани­
руемого периода (месяца, квартала), «узкие места» в организации НИОКР
и позволяют своевременно принять меры по изменению тематического
плана работ, перераспределению ресурсов или состава исполнителей.
На пятом, завершающем этапе объемного планирования подготавливают
тематические планы работ подразделений на очередной календарный отре-
260
зок планируемого периода. Утверждением тематических планов подразде­
лений завершается объемное планирование. Подготовленные плановые за­
дания должны быть обеспечены имеющимися в подразделении ресурсами,
что создает основу для календарного планирования.
Календарное планирование. Календарное планирование имеет своей
целью установление взаимосвязанных сроков начала и окончания работ по
каждой теме с учетом имеющихся ресурсов. В процессе достижения этой
цели на стадии календарного планирования решаются следующие основные
задачи: 1) детализация заданий объемных планов путем установления соста­
ва и технологической последовательности выполнения работ по каждой
теме; 2) составление календарных планов-графиков работ по выполнению
каждой темы; 3) разработка сводных календарных планов работы подразде­
лений и ИП в целом; 4) составление календарных графиков работы отдель­
ных исполнителей на планируемый период.
Содержание стадии календарного планирования, таким образом, заклю­
чается в распределении запланированных работ во времени (по календар­
ным отрезкам времени) и в пространстве (по исполнителям). Именно в
процессе календарного планирования работ обеспечивается выполнение
важнейших требований, предъявляемых к системе оперативного планирова­
ния: обеспечение непрерывности проведения работ по темам, полной и рав­
номерной загрузки исполнителей, соблюдение договорных сроков заверше­
ния работ, ритмичной сдачи заказчику завершенных работ и равномерного
поступления финансовых средств. Календарное планирование начинается с
построения планов-графиков проведения работ по каждой теме. Называе­
мые часто линейными графиками Ганта, они широко применяются в прак­
тике при проведении относительно несложных работ с небольшим количе­
ством этапов, производимых преимущественно последовательно ограничен­
ным составом исполнителей. Условием эффективного применения линей­
ных графиков является наличие типовых перечней работ и расчетов по
выполнению отдельных тем.
При большой номенклатуре одновременно выполняемых тем, характер­
ной для многих ИП, высокой сложности разрабатываемой техники и техно­
логии, требующей привлечения большого числа исполнителей, линейные
графики не обеспечивают эффективного решения задач календарного пла­
нирования. Особенно проявляются такие недостатки линейных графиков,
суживающие области их эффективного использования, как ограниченность
состава планируемых работ (при количестве работ по теме свыше 50 линей­
ные графики теряют наглядность, их использование в работе затруднитель­
но, резко возрастает сложность взаимной увязки во времени и по исполни­
телям всех работ); нечеткость линейных графиков как формы оперативного
управления; невозможность внесения изменений и корректировок, отража­
ющих фактическое состояние разработки; невозможность анализа и прогно­
зирования хода выполнения работ, )^ета вероятностного характера иннова­
ций, а также запаздывание принятия оперативных мер по контролю за ходом
работ; невозможность формализации процесса построения графиков и кон-
261
троля за ходом выполнения работ, что исключает оптимизацию календар­
ных планов и применение вычислительной техники.
Постоянное и быстрое усложнение проектируемой техники, возрастание
масштабов, стоимости работ, необходимость всемерного сокращения дли­
тельности процесса создания и освоения производства новой техники потре­
бовали разработки новых, более совершенных методов календарного плани­
рования сложных комплексов работ. Таким методом стало сетевое планиро­
вание — метод, основанный на использовании сетевых моделей планируемо­
го комплекса работ. Сетевая модель — это формализованное описание
комплекса работ в логической последовательности их выполнения с доку­
ментальным фиксированием всех выявленных взаимосвязей. Существует
несколько форм представления сетевых моделей: в виде сетевого графика, в
виде перечня работ с фиксированием отношений между ними, в виде «шах­
матной ведомости». Трансформация методов календарного планирования
инноваций представлена на рис. 7.17.
На построение и расчет сетевых графиков влияет ряд признаков. В зави­
симости от количества учитываемых параметров (продолжительность, сто­
имость, потребные ресурсы и т. п.) различаются много- и однопараметричес-
кие сетевые модели. Характер учитываемых параметров позволяет делить
сетевые модели на детерминированные (все параметры строго определен­
ные) и вероятностные (один или несколько параметров имеют вероятност­
ные характеристики). Сетевые модели могут описывать процесс выполне­
ния одной (однотемные) или нескольких (многотемные) тем. Перечислен­
ные признаки определяют состав и характер расчетов, выполняемых с помо­
щью сетевых моделей.
Наиболее распространенной и наглядной формой представления сетевой
модели является сетевой график, т. е. графическое представление комплекса
работ и характера их взаимосвязей. Содержание сетевого графика отражает­
ся в его основных элементах: работах, событиях, путях. Работа (операция)
на сетевом графике чаще всего изображается вектором (дугой) и характери­
зует либо трудовой процесс, требующий затрат времени и ресурсов (дейст­
вительная работа), либо ожидание — процесс, не требующий затрат ресур­
сов, но обладающий определенной продолжительностью. На сетевом графи­
ке изображаются (пунктиром) дуги, отражающие логическую взаимосвязь
между работами, т. е. указывающие, что возможность начала одной работы
непосредственно зависит от результатов другой. Например, работа 2.2 на
сетевом графике (см. рис. 7.17) может быть начата лишь при условии успеш­
ного завершения работ 1.1 и 2.1. События на сетевых графиках изображают­
ся обычно геометрическими фигурами и обозначают определенное состоя­
ние в процессе выполнения комплекса работ. По отношению к работам
различают начальное событие (т. е. событие, за которым следует данная
работа) и конечное событие (т. е. событие, которому предшествует данная
работа). Исходное событие на сетевом графике отражает исходное состояние
выполнения всего комплекса работ и не имеет предшествующих работ.
262
а) Простой линейный график Ганта




Рис. 7.17. Трансформация методов календарного
планирования инноваций


263
Завершающее событие сетевого графика отражает конечные результаты
выполнения всего комплекса работ и не имеет последующих работ. Путь на
сетевом графике отражает определенную последовательность работ, в кото­
рой конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием дру­
гой работы. Путь принято называть полным, если начало его не имеет пред­
шествующих, а конец — последующих работ, т. е. если он соединяет исходное
и завершающее события сетевого графика.
Сетевое планирование предусматривает последовательное осуществле­
ние ряда расчетов, составляющих этапы построения и оценки параметров
сетевой модели. На первом этапе устанавливается полный перечень работ,
необходимых и достаточных для решения поставленной задачи. Формиро­
вание перечня работ производится путем последовательной структуризации
объекта разработки. Задача структурного анализа заключается в определе­
нии порядка, технологии выполнения отдельных частей новой разработки и
установлении ответственных исполнителей. В целях обеспечения высокого
качества выполнения работ при составлении перечня к каждой его позиции
предъявляются определенные требования: получение конкретных, закон­
ченных на данном этапе результатов; возможность контроля и оценки каче­
ства результатов; стабильность групп исполнителей; постоянство места и
внешних условий проведения работы. Содержание второго этапа заключа­
ется в установлении взаимосвязи между работами составленного перечня и
технологической последовательности их проведения. Взаимосвязь между
работами и порядок их выполнения определяются ответственным исполни­
телем исходя из их смыслового содержания.
Третий этап заключается в построении сетевого графика и контроле
правильности его изображения. При правильном изображении сетевого гра­
фика в нем отсутствуют «тупики», т. е. события, не имеющие последующих
работ (кроме работ, имеющих завершающий характер); нет событий (кроме
события, отражающего исходное состояние проекта или разработки), у ко­
торых не имеется предшествующих работ; отсутствуют «замкнутые конту­
ры», т. е. пути, замыкающиеся на одно и то же событие; нет нескольких работ,
имеющих общие начальные и конечные события. По результатам постро­
ения сетевого графика производится нумерация всех событий от исходного
до завершающего. На четвертом этапе сетевого планирования производится
оценка продолжительности выполнения работ.
Точность и обоснованность плановых расчетов при использовании сете­
вых планов, так же как и при других видах планирования, определяется во
многом точностью исходных данных, и прежде всего данных о продолжи­
тельности отдельных работ. Наиболее достоверные оценки продолжитель­
ности проведения работ сетевого графика могут быть получены на основе
предварительно построенных нормативов трудоемкости и длительности
работ. В условиях отсутствия нормативной базы продолжительность выпол­
нения отдельных работ сетевого графика рассчитывается на основе вероят­
ностных экспертных оценок, задаваемых исполнителями работ. При этом
эксперт задает, как правило, три оценки: минимальную оценку продолжи-
264
тельности, учитывающую наиболее благоприятные условия проведения ра­
боты, t^inij. максимальную оценку продолжительности, учитывающую наи­
более неблагоприятные условия проведения работы t^axij» наиболее вероят­
ностную оценку продолжительности, отражающую чаще всего встречаю­
щиеся условия ее проведения, t„B.ij- На основе вероятностных оценок про­
изводится расчет ожидаемой продолжительности выполнения работы tjj:

. ''min ij ^'H.B.ij "^ ^'maxij •'7 o \




Ожидаемые или нормативные оценки продолжительности выполнения
работ служат основой для расчета параметров сетевого графика, составляю­
щих содержание пятого этапа сетевого планирования. В отличие от тради­
ционных сетевые методы планирования позволяют установить по каждому
элементу сетевого графика широкий состав временных характеристик, игра­
ющих роль календарно-плановых нормативов в организации работ по вы­
полнению темы. По событиям (работам) сетевого графика определяются
ранние и поздние сроки совершения события (работы), резервы наступле­
ния событий (работ). По каждому пути сетевого графика может быть опре­
делена его продолжительность. Для сетевого графика вводится понятие кри­
тического времени, т. е. минимального времени, в течение которого может
быть выполнен весь комплекс работ сетевого графика. Путь, продолжитель­
ность которого равна критическому времени, принято называть критичес­
ким путем.
Понятие «критический путь» позволяет выделить из всего комплекса
работ достаточно ограниченный перечень важнейших из них (критических
работ), определяющих продолжительность выполнения всего комплекса.
Работы и события, лежащие на критическом пути, не имеют резервов време­
ни. Сдвиг времени начала или увеличение продолжительности проведения
критических работ влечет за собой нарушение установленных договорных
сроков проекта в целом. Поэтому выделение критических работ из всего
комплекса позволяет сосредоточить внимание и исполнителей, и руководи­
телей на наиболее важных позициях. Все параметры сетевых графиков рас­
считываются как относительные величины, измеряемые в единицах рабоче­
го времени (дни, недели) от начального момента, а затем «привязываются»
к заданной календарной дате начала работ.
Завершающим, шестым этапом сетевого планирования является оптими­
зация параметров сетевого графика. Рассчитанные и «привязанные» к ка­
лендарной дате сроки проведения комплекса работ сопоставляются с дирек­
тивными или согласованными с заказчиками сроками их завершения. Рас­
сматриваются резервы сокращения длительности проведения комплекса
работ. В целях сокращения критического времени, выравнивания потреб­
ности в ресурсах в различных календарных периодах, обеспечения равно­
мерной загрузки исполнителей на последней стадии расчетов используют
такие приемы оптимизации сетевых графиков, как пересмотр перечня работ,
265
перераспределение ресурсов, перенесение их с некритических путей на кри­
тический, повышение степени параллельности проведения работ, сдвиг сро­
ков начала работ в пределах установленного резерва времени, улучшение
условий проведения работ и пересмотр на этой основе оценок их продолжи­
тельности. Сетевые модели предоставляют руководителям и исполнителям
богатый арсенал методов и приемов для изыскания внутренних резервов
сокращения длительности проведения работ.
Практика сетевого планирования показывает, что его применение позво­
ляет: активизировать участие всех исполнителей в управлении; конкретизи­
ровать обязанности и ответственность каждого участника инновационного
процесса; детализировать состав и содержание сложных комплексов работ;
обеспечить проектирование наиболее рациональной технологической и ка­
лендарной последовательностью проведения работ; создавать условия для
целенаправленного поиска внутренних резервов сокращения длительности
цикла, наиболее эффективного использования имеющихся трудовых ресур­
сов; использовать современные средства вычислительной техники, сбора,
переработки и передачи информации на всех уровнях управления. Сетевое
планирование в инновационной сфере получило распространение в отечест­
венной и зарубежной практике при организации проведения крупных инно­
вационных проектов с продолжительными сроками и большим количеством
исполнителей.
Оперативное планирование. Детализация заданий тематического плана
организации на стадии оперативного регулирования решает следующие за­
дачи: 1) уточнение заданий рабочим группам и отдельным исполнителям на
короткие отрезки времени (месяц, декада, рабочий день) в соответствии с
результатами проведения работ за истекший период; 2) единая целевая ори­
ентация всех исполнителей и мобилизация всех ресурсов на скорейшее вы­
полнение установленных тематическим планом заданий; 3) постоянный
контроль за ходом выполнения разработанных календарных графиков путем
сопоставления фактического состояния работ с плановым; 4) выработка
оперативных решений, направленных на ликвидацию возникающих откло­
нений от плана.
Процесс оперативного регулирования обычно распадается на четыре
этапа. На первом этапе программа работ, установленная по подразделению
на каждый плановый период, дифференцируется в разрезе отдельных разра­
боток по простейшим элементам работ. При этом определяются календар­
ные сроки выполнения каждого элемента работ в пределах месяца, квартала
и т. д. Такие расчеты производятся путем построения и анализа уточненных
фрагментов укрупненных сетевых графиков выполнения отдельных разра­
боток.
На втором этапе производится распределение работ (по элементам)
между исполнителями на короткие отрезки времени путем составления ин­
дивидуальных заданий на проектирование, исследование, выполнение опре­
деленных работ и т. д. На многих ИП действует система доведения заданий
до исполнителей.
266
третий этап оперативного регулирования заключается в контроле вы­
полнения оптимального календарного плана, выявлении и анализе возника­
ющих рассогласований между оптимальным планом и фактическим ходом
работ. Решение этой задачи обусловливается рациональной организацией
оперативного учета хода выполнения работ. Он должен обеспечивать: един­
ство информации о состоянии разработок по всем уровням руководства,
оперативность и своевременность получения информации о ходе разрабо­
ток, достоверность и конкретность данных, преемственность документов и
возможность накопления статистических данных. Для осуществления уста­
новленных функций оперативный учет хода выполнения работ должен про­
изводиться как первичный учет выполнения работ каждым исполнителем,
так и сводно-аналитический учет выполнения работ по подразделениям и
ИП в целом.
Четвертый этап оперативного планирования заключается в выработке и
принятии решений по регулированию хода выполнения работ, т. е. по опти­
мизации календарных планов в изменившихся производственных условиях.
На основании сопоставления данных о состоянии работ с утвержденным
планом-графиком их выполнения в случае возникновения отставаний по
срокам или изменения состава работ производится анализ графиков работ
по тем позициям, которые непосредственно связаны с происшедшими изме­
нениями. При значении отклонений, превышающих имеющиеся у исполни­
телей резервы времени, необходимо перепланирование сетевых моделей
путем пересчета параметров работ. Периодичность перерасчета и порядок
внесения изменений в календарные планы подразделений должны опреде­
ляться в зависимости от конкретных производственных условий выполне­
ния разработок состава НИОКР и их длительности, состава исполнителей и
соисполнителей, уровня механизации планово-расчетных работ и т. д.


7.3.4. Производственное планирование инноваций

Производственное планирование инноваций связано с завершающими
стадиями инновационных процессов, включающими изготовление опытных
экземпляров изделий, проведение масштабных испытаний создаваемых об­
разцов техники и технологии, отработку технической документации для
производства инновационного продукта, направленного на удовлетворение
имеющегося спроса. Выполнение этого комплекса работ осуществляется
специальными опытно-экспериментальными производствами в виде само­
стоятельных ИП или цехов, участков ИП. Состав опытно-производствен­
ных работ предусматривается в каждом отдельном инновационном проекте.
Производственное планирование инноваций имеет задачей распределение
производственных работ по календарным отрезкам планируемого периода и
закрепление их за определенными рабочими местами. К нему предъявляют­
ся требования равномерного и комплексного выполнения производствен­
ной программы опытных работ и возможно полного использования трудо­
вых ресурсов и основных фондов ИП.
267
Оперативно-Производственное планирование осуществляется в три пос­
ледовательных этапа. Первый — объемное планирование сводится к расчету
производственных программ ИП, цехов и участков в соответствии с их про­
изводственными возможностями. Второй — календарное планирование за­
ключается в построении календарных планов-графиков выполнения опыт­
ных работ. Третий — оперативное планирование сводится к доведению про­
изводственных заданий до рабочих мест, обеспечению учета, контроля и
регулирования хода производства. Объемное планирование опытного про­
изводства начинается с составления производственной программы предпри­
ятия. Исходной базой служит тематический план НИОКР, определяющий
объем, номенклатуру заданий производственной программы опытного про­
изводства. Основой ее составления являются производственные специфика­
ции, т. е. комплект технических документов, поступивших в опытное произ­
водство на изготовление и испытание опытных образцов. Спецификация
должна содержать не только номенклатуру изготавливаемых изделий, узлов
и деталей, но и рассчитанные объемы работ по их изготовлению. Последние
устанавливаются в натуральном и стоимостном выражении по заранее со­
гласованным при открытии темы калькуляциям. При объемном планирова­
нии из общего объема опытного производства выделяются опытно-экспери­
ментальные работы, связанные с выполнением тематического плана, и рабо­
ты по изготовлению серийной продукции. При формировании производст­
венной программы первоначально включаются в план опытные работы,
переходящие с прошлого периода и завершаемые в планируемом году, затем
объемы экспериментальных, опытных и испытательных работ по темам,
вновь нэтинаемым в планируемом году.
Общий планируемый объем работ опытного производства должен уста­
навливаться в соответствии с его пропускной способностью, зависящей от
состава и уровня использования производственного оборудования, квали­
фикационной структуры и численности работающих. При этом должны
быть выдержаны следующие укрупненные соотношения:

Q„ + Q« + Q;:^PFpk.,, (7.4)
или
Q;+Q:+QP"^P„PXP. (7.5)

где Ол, oil — объем опытных работ, переходящих с прошлого периода, соот­
ветственно нормо-час или тыс. руб.; Qn, Ql, — объем опытных работ, вновь
начинаемых в планируемом периоде, соответственно нормо-час или
тыс^.руб.; QJ, 0^" — объем работ по изготовлению разовых партий, соответст­
венно нормо-час или тыс. руб.; Р — списочная численность основных рабо­
чих, человек; Fp — фонд времени одного рабочего в плановом периоде, ч;
квл — средний коэффициент выполнения норм, установленный по опытно­
му производству; Pnpj — годовая производительность труда однот^о основно­
го рабочего, установленная на плановый период, тыс. руб./человек.
268
Для обеспечения комплексного выполнения работ всеми цехами и участ­
ками опытного производства большое значение имеет правильный выбор
планово-учетной единицы, по которой планируются и учитываются конеч­
ные результаты их деятельности. Положительные результаты для обеспече­
ния комплектности сдаваемых деталей и узлов опытных образцов дает при­
менение товаро-комплектного метода. В этом случае задания цехам, участ­
кам опытных производств формируются не в натуральных узлах и деталях,
а в условных единицах — товаро-комплектах, являющихся сквозной плано­
во-учетной единицей на всех стадиях подготовки опытного производства к
изготовлению и испытанию опытного образца. Такая форма объемного пла­
нирования подразделений опытного производства способствует комплекс­
ному обеспечению основных научных и конструкторских подразделений
продукцией опытного производства, равномерной реализации готовой про­
дукции заказчику в соответствии с установленными сроками.
Календарное планирование осуществляется с целью установления взаи­
мосвязанной совокупности сроков опережения начала и конца производства
по всей планируемой номенклатуре опытных работ по цехам, участкам, ра­
бочим местам. Расчет сроков выполнения опытных работ и календарных
заданий исполнителям с целью обеспечения равномерной загрузки произ­
водственных участков осуществляется путем построения специальных гра­
фиков длительности производственного цикла, которые разрабатываются
первоначально по каждому опытному образцу в отдельности. На основе
таких частных графиков составляется годовой сводный график выпуска
опытных образцов с поквартальной разбивкой сроков и заданий. Составле­
ние календарных планов опытного производства должно предусматривать
поэтапное выполнение расчетов и построений, включающих:
1) расчет длительности производственного цикла главной сборки образ­
ца и его испытаний, сборки основных узлов, изготовление наиболее трудо­
емких (ведущих) деталей и наиболее сложных видов технологического ос­
нащения;
2) составление графика подготовки и изготовления опытного образца,
определение длительности производственного цикла изделия и сроков опе­
режений по схеме: испытания—главная сборка основных узлов—изготовле­
ние ведущих деталей—подготовка заготовок для ведущих деталей—инстру­
ментальная подготовка производства опытного образца;
3) построение графика опытных работ по всей номенклатуре планируе­
мых изделий.
Основой для расчета производственного цикла главной сборки образцов,
сборки основных узлов и изготовления ведущих деталей служат производ­
ственные спецификации, технологические процессы изготовления опытно­
го образца, нормативы трудоемкости выполнения опытных работ, сведения
о составе производственного оборудования, численности, профессиональ­
ном и квалификационном составе кадров. Общий вид графика производст­
венного цикла общей сборки и испытания опытного образца приведен на
рис. 7.18. Его построение осуществляется в такой последовательности:
269
Продол­
Опера­ Узлы и ведущие Норма­ Число Коэф­ Календарные дни и
Опере­

л/п фици­ житель­
ции об­ детали тивная работа­ жение опережение сборки
ент вы- ность сдачи
щей трудоем­ ющих,
шифр полне- образ­
опера­
сборки кость, чел.
наиме­
ния ца, дни 1 2 3 . . . 2 6 27 28
ции, дни
образца чел 7ч
нова­
норм 28 27 2 6 . . . 3 2 1
ние

10




Рис. 7,18. График производственного цикла общей сборки
и испытания опытного образца


1. Первоначально в графе 2 перечисляются в заданной технологической
последовательности укрупненные операции общей сборки. При их выделе­
нии в самостоятельные позиции на графике руководствуются рядом сообра­
жений: постоянство количества и состава исполнителей, постоянство места
и внешних условий выполнения операции, конструктивная завершенность
определенной части изделия или вида испытаний, возможность контроля
качества выполнения операции.
2. В графах 3-4 указываются наименования и шифры узлов и ведущих
деталей, необходимых для выполнения соответствующей операции сборки.
Проставляются (графы 5-7) норма времени в часах и количество необходи­
мых рабочих, уровень выполнения норм.
3. По каждой операции сборки рассчитывается продолжительность ее
выполнения в днях (графа 8). Продолжительность, или календарный период
времени от начала до конца работы, как по отдельной операции, так и по
всему объему сборочных работ определяется из выражения:


Et"'
i«l
т„= PF,рКв.и (7.6)


где Тц — длительность цикла, дни; tHi — нормативная трудоемкость выполне­
ния i-й операции, сборки, ч; Р — количество рабочих, выполняющих опе­
рации, человек; Fp — продолжительность рабочего дня одного рабочего, ч;
Квл — коэффициент выполнения норм.
270
4. Вычерчивается график общей сборки по каждой укрупненной опера­
ции в соответствии с расчетами продолжительности их выполнения. График
строится в масштабе, заданном «сеткой» календарного периода. При этом
могут быть использованы три формы сочетания сложных операций: после­
довательная, параллельная и параллельно-последовательная. Выбор формы
сочетания сложных операций определяется конструкцией узла и технологи­
ческими возможностями проведения сборочных операций и испытаний или
наличным настроечным контрольным оборудованием и испытательными
стендами.
5. В соответствии с построенным графиком по каждой операции устанав­
ливаются значения опережения ее начала по отношению ко времени завер­
шения всего комплекса работ по изготовлению и испытанию опытного об­
разца (графа 9). При этом опережение первой операции устанавливается
равным продолжительности цикла всего комплекса работ. Опережение каж­
дой последующей операции устанавливается (в днях):

Ti_,, (7.7)
"•oni-l


где Топ i — опережение i-й операции по отношению к длительности цикла
комплекса работ; Toni-i — опережение операции, предшествующей i-й; Ti-i —
продолжительность операции, предшествующей i-й. В общем виде опереже­
ние по любой операции выражено:
п-1

Т„„„ = Т „ - Х Т , , (7.8)
1=1

где Топп — время опережения п-й операции; Тц — продолжительность произ-
п-1

водственного цикла общей сборки и испыгания опыгаого образца; J ) Ti — сум-
»=1
марная продолжительность выполнения операций, предшествующих п-й
операции.
Графики производственных циклов разрабатываются не только по общей
сборке, но и по изготовлению и сборке основных узлов, ведущих деталей и
сложных видов технологической оснастки. Порядок их построения аналоги­
чен схеме построения и расчета графика общей сборки. В качестве основных
узлов и ведущих деталей выбираются элементы опытного образца наиболь­
шей продолжительности изготовления и отладки. Для календарного плани­
рования изготовления и испытания опытных образцов широко используют­
ся сетевые графики. В практике сетевого планирования опытного производ­
ства используются как детерминированные, так и стохастические сетевые
модели. Детерминированные — отражают строго определенный состав работ
по изготовлению и испытанию опытного образца изделия, установленную
технологическую последовательность их выполнения и заданную оценку
продолжительности проведения каждой работы. Стохастические — учиты­
вают вероятностный характер одного или всех трех параметров работ (со-
271
став работ, последовательность их выполнения и оценка продолжительнос­
ти). Сетевое планирование отражает прогрессивное направление в развитии
календарно-плановых расчетов в опытном производстве. Календарные гра­
фики выполнения работ по изготовлению и испытанию отдельных опытных
образцов (цикловые или сетевые) используются для построения сводного
графика опытных работ по всей номенклатуре планируемых изделий.
Оперативное планирование опытного производства осуществляется в
виде сменно-суточных заданий, составляемых для цехов и участков опытно­
го производства на основании подетально-пооперационных ведомостей.
Сменно-суточное задание служит основанием для оперативной подготовки
производства и обслуживания рабочих мест.

Контрольные вопросы
1. Назовите основные задачи и принципы планирования инноваций.
2. Какие виды плановых расчетов осуществляются в инновационной сфере?
3. Как должно быть организовано планирование инноваций на предприятии?
4. Каково значение научно-технического прогнозирования для управления иннова
циями?
5. Какие методы используются для разработки научно-технических прогнозов?
6. Раскройте сущность и формы программно-целевого планирования инноваци
7. В чем состоит содержание продуктово-тематического планирования инно
ваций?
8. Какие методы применяются для календарного планирования инноваций?
9. Назовите основные понятия и опишите процедуру сетевого планирования ин
новаций.
10. В чем заключается производственное планирование инноваций?

Литература

1. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и
биржи; ЮНИТИ, 1995.
2. Завлин П. Я., Васильев Л. В., Кноль Л. И. Оценка эффективности инноваций.
СПб.: БИЗНЕС-Пресса, 1998.
3. Кругликов Л. Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.:
Наука, 1991.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.:
Дело, 1995.
5. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный
закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.
6. Пузыня К. Ф., Казанцев Л. К., Барютин Л. С. Организация и планирование
научных исследований и опытно-конструкторских разработок: Учеб. пособие. М.:
Высшая школа, 1989.
7. Тоёта: Методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989.
8. Холт Р. Н., Барнес С. Б. Планирование инвестиций. М.: Дело, 1994.
9. Энциклопедия предпринимателя / Сост. С. М. Синельников и др. СПб.: Ком­
пания «Олбис»; «Сатись», 1994.
Глава 8

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В
ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ




8.1. Кадры

8.1.1. Состав и функциональные особенности
научно-технических кадров

Кадры инновационного предприятия (ИП) — это прежде всего активные
участники процесса создания и освоения новой техники (ПСНТ). Слож­
ность структуры кадров обусловливается особенностями задач инноваций,
а также спецификой научного и научно-технического труда (см. гл.1). Со­
ставляющими этой структуры являются кадры научных и инженерных ра­
ботников, управленческий персонал, рабочие опытного производства, вспо­
могательный и обслуживающий персонал. Функциональное разделение
труда в ИП, как и в любой другой организации, осуществляется распределе­
нием работников по профессиям, специальностям, квалификации и долж­
ностям.
Профессия означает определяющий вид трудовой деятельности, связан­
ный с разделением общественного труда и требующий специальных знаний
и навыков. Профессия предопределяется характером продукта труда и усло­
виями его производства. Различают рабочие профессии (токарь, фрезеров­
щик, слесарь, лаборант и т. п.) и профессии, связанные с инженерно-техни­
ческой деятельностью, наиболее характерной для ИП (инженер-электрон­
щик, инженер-механик, техник-электрик и др.).
Специальность связана с разделением профессионального труда, опреде­
ляемого особенностями средств труда, технологии и в целом производст­
венным процессом в отраслевом плане. Так, в профессии токаря можно
выделить специальности токаря-инструментальщика, токаря-универсала,
токаря-расточника и т. д., а профессия инженера-электрика может иметь
несколько специальностей: инженер-электрик по измерительным, электро­
вакуумным или полупроводниковым приборам и т. д.
Квалификация работника определяется уровнем специальных знаний и
практических навыков. Наименование всех рабочих профессий, руководи-
273
телей, специалистов, служащих и их квалификационная характеристика
регламентируются государственным классификатором [10, 14].
Научные кадры — профессионально подготовленные специалисты, непо­
средственно участвующие в производстве научных знаний и подготовке
научных результатов для практического использования, включая научно-
информационную и проектно-конструкторскую деятельность. Научно-тех­
нические кадры «в международной статистике определяются как совокуп­
ность всех лиц, проживающих в стране, имеющих законченное образование
третьей ступени (по Международной стандартной классификации обра­
зования) в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых
научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квали­
фикация» [20].
Среди научных кадров существует сложная дифференциация, строящая­
ся на внутрипрофессиональном и межпрофессиональном разделении труда.
Это не только функционально-производственные различия, но и социаль­
ные различия, обусловленные неоднородностью труда, условиями труда,
престижем и т. п. Основные структурные характеристики научных кадров:
функциональная, профессиональная, квалификационная, возрастная.
Функциональная структура кадров — это распределение работников, за­
нятых в фундаментальных и прикладных исследованиях, разработках и экс­
периментах. В современных условиях возрастает роль таких категорий ра­
ботников, как менеджеры в науке, специалисты по маркетингу наукоемкой
продукции.
Интеллектуальный потенциал специалистов — совокупность природных
способностей и приобретенных знаний, умений, навыков, которые приво­
дятся в действие и используются для достижения определенных научно-тех­
нических целей с затратой умственной энергии.
Мобильность научных кадров — «способность ученых к изменению спе-
циализацрш, объекта исследования, места работы, места жительства и т. п.»
Она «определяет перспективы развития новых научных направлений, спо­
собствует усилению интеграции различных областей знания, более полному
удовлетворению общественных потребностей. В условиях экономического
роста мобильность расценивается как один из решающих факторов, обеспе­
чивающих успехи страны в сфере науки и техники. В то же время в кризис­
ной ситуации значительный отток кадров из научных организаций может
представлять угрозу для дальнейшего развития науки. Изучение мобильнос­
ти даст возможность оценить перспективы изменения структуры, уточнить
направления подготовки научных кадров, наметить меры по их перераспре­
делению» [20]. Задача по обеспечению притока молодых кадров в науку
находится в органической взаимосвязи с другой — воссозданием в России
системы раннего выявления талантов, отбором, подготовкой талантливых
кадров и вовлечением их в научный процесс, тем более что в,настоящее
время наблюдается процесс старения кадров в науке.
Снижается общее количество высококвалифицированных специалистов,
выполняющих НИОКР (см. табл. 1.2). Произошло изменение структуры
274
персонала, занятого НИОКР, в сторону снижения удельного веса исследо­
вателей с 52,4% в 1991 г. до 48% в 2001 г., техников — соответственно с 12,0
до 9,0%. Заметно сократилась численность высококвалифицированных на­
учных работников, имеющих ученую степень кандидата наук. За девять лет
их число снизилось на 26%. В то же время наблюдается рост численности
докторов наук на 28%. Любопытна тенденция снижения соотношений кан­
дидатов наук, приходящихся на одного доктора наук: от 8,2 в 1991 г. до 3,7 в
2001 г. Имеет место рост удельного веса исследователей с учеными степеня­
ми в общей численности исследователей: в 1991 г. доктора наук — 1,6%,
кандидаты наук — 13,4%; в 2001 г. — соответственно 5 и 19%.
Каждый год ( 1990-1996 гг.) свыше 2 тыс., с 1997 г. — свыше 1 тыс. ученых
уезжают из России. Так происходит 4:утечка мозгов» за рубеж. Причины
эмиграции различны: в основном низкий уровень оплаты труда, отсутствие
необходимого оборудования и информации, возможности участия в между­
народных конференциях и т. д. Непосредственной причиной эмиграции вы­
ступают, как правило, противоречия между уровнем развития личности, ее
потребностями и возможностями, с одной стороны, и условиями их удовле­
творения, с другой.
Существует и внутренняя миграция: в коммерцию и иные виды деятель­
ности ушли и продолжают уходить лучшие из специалистов. Многие круп­
ные российские коммерческие банки и компании создали и возглавляют
бывшие научные сотрудники.
В самом общем виде кадры сферы науки подразделяются на такие группы
[6]:
1) научные работники (включая ученых научно-исследовательских сек­
торов вузов, ведущих научные исследования), а также научно-руководящий
персонал;
2) научно-технический и научно-вспомогательный персонал;
3) производственный персонал;
4) административно-хозяйственный персонал.
Научные работники представляют особую социально-профессиональ­
ную общность. В нее включается целая группа родов занятий, профессий,
специальностей, классифицируемых по предмету исследования, роду дея­
тельности в соответствии с разделением труда в науке. В номенклатуру
должностей этих специалистов входят: главный научный сотрудник, веду­
щий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник,
младший научный сотрудник. Номенклатура специальностей научных ра­
ботников — это принятый в РФ перечень отраслей науки и научных специ­
альностей, применяемый в сфере подготовки и аттестации научных кадров
высшей квалификации — кандидатов и докторов наук [20]. Ныне действую­
щая Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная
приказом Миннауки РФ № 24 от 28 февраля 1995 г., содержит 23 отрасли
науки, а именно: физико-математические, химические, биологические, гео­
лого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, историчес­
кие, экономические, философские, филологические, географические, юри-
275
дические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные,
искусствоведение, архитектура, психологические, военные, социологичес­
кие, политические, культурология. Отрасли науки подразделяются на груп­
пы специальностей (математика, механика, астрономия, физика, машино­
строение и машиноведение и др.), которые в свою очередь включают около
660 научных специальностей. Номенклатура специальностей научных ра­
ботников используется для статистического наблюдения за численностью
аспирантов и докторантов, а также исследователей.
Одной из особенностей науки является ее высокая инерционность, про­
являющаяся в продолжительных периодах формирования научных школ,
исследовательских направлений и коллективов. Для обеспечения передо­
вых позиций в мировой экономике государство должно поддерживать спрос
на научную продукцию независимо от рыночной конъюнктуры.
Особые требования должны предъявляться к руководителям ИП любого
уровня. Это прежде всего высокий профессионализм, организаторские спо­
собности, коммуникабельность, умение создать в коллективе нормальный
психологический климат, направить усилия всех его членов на решение
поставленных задач. Современный руководитель обязан уметь планировать
и контролировать деятельность подчиненных, оперативно принимать и реа-
лизовывать управленческие решения. В квалификационную характеристи­
ку каждого руководителя и специалиста входят три составляющие: долж­
ностные обязанности с перечислением функций работника; требования к
специальным и правовым знаниям, которые работник использует при вы­
полнении должностных функций; квалификационные требования, опреде­
ляющие уровень (сложность), профиль специальной подготовки работника.
При построении организационных структур ИП целесообразно исполь­
зовать укрупненную группировку специалистов: исследователи, конструк­
торы, технологи и рабочие опытного производства. Дадим краткую характе­
ристику каждой из этих категорий.
Исследователи — «работники, профессионально занимающиеся НИР и
непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, про­
цессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятель­
ности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию
включается также административно-управленческий персонал, осущест­
вляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (ру­
ководители научных организаций и подразделений, выполняющих НИР).
Техники участвуют в НИР, выполняя технические функции, как правило,
под руководством исследователей (эксплуатацию и обслуживание науч­
ных приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники,
подготовку материалов, чертежей, проведение экспериментов, опытов и ана­
лизов и т. п.). В основном техники имеют среднее специальное (профессио­
нальное) образование и (или) необходимый профессиональный опыт и зна­
ния» [20].
Конструктор осуществляет разработку конструкторской документации
на основании результатов прикладных исследований или самостоятельного
276
поиска конструктивных решении изделии, средств эксперимента, техноло­
гического оборудования, инструмента и оснастки. Конечные продукты дея­
тельности конструктора — комплект чертежной документации в соответст­
вии с требованиями Единой системы конструкторской документации
(ЕСКД), результаты испытаний опытных образцов, опытных партий и уста­
новочных серий, техническое задание на технологическую подготовку для
последовательного освоения их производства.
Технолог осуществляет разработку технологических процессов в соответ­
ствии с результатами конструирования и исследований в области получе­
ния новых изделий и материалов для условий конкретного производства.
Конечные продукты деятельности технолога — комплекты технологичес­
кой документации в соответствии с Единой системы технологической
документации (ЕСТД), проекты организации производства и задания на
приобретение или проектирование технологического оборудования, оснаст­
ки и инструмента.
К производственному персоналу относятся рабочие, которые участвуют
в технологических процессах по изготовлению материальных ценностей или
в работах по оказанию производственных услуг (ремонт, техническое обслу­
живание, перемещение грузов, обеспечение сохранности материалов и ком­
плектующих изделий, участие в проведении экспериментов), а также лабо­
ранты всех профессий. Рабочие опытного производства участвуют в произ­
водственном процессе и выполняют все виды работ по изготовлению и ис­
пытанию элементов макетов, опытных образцов и опытных партий изделий,
материалов, средств эксперимента, технологического оборудования, оснаст­
ки и инструмента. В то же время не все лаборанты в ИП относятся к рабочим.
Так, в академической науке имеются лаборанты с высшим или со средним
специальным образованием, участвующие в научных исследованиях. Они
относятся к специалистам или техническим исполнителям. Потребность в
производственном персонале рассчитывается в калькуляциях тем.
«Вспомогательный персонал охватывает работников, выполняющих
вспомогательные функции, связанные с проведением НИР: работников пла­
ново-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, под­
разделений научно-технической информации, научно-технических библио­
тек; рабочих, осуществляющих монтаж, наладку, обслуживание и ремонт
научного оборудования и приборов; рабочих опытных экспериментальных
производств; лаборантов, не имеющих высшего и среднего специального
образования.» Прочий персонал (служащие) «включает работников по хо­
зяйственному обслуживанию, а также выполняющих функции общего ха­
рактера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бух­
галтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-тех­
нического обеспечения, машинистки и т. п.)» [20].
Важнейшей характеристикой кадров ИП является их квалификацион­
ный состав. К каждому виду деятельности руководителя, специалиста, слу­
жащего предъявляются соответствующие квалификационные требования,
для них устанавливаются должностные обязанности и объем специальных
277
знаний. Квалификационные характеристики выполняют три функции: слу­
жат основанием для составления рабочих инструкций по должностям, явля­
ются критерием при аттестации работников для замещения должностей и
основанием для установления денежного оклада. Научные работники и спе­
циалисты реализуют профессию, специальность и квалификацию, занимая
должность^ которая определяет границы компетенции работника — его обя­
занности, права, ответственность.
Подробная характеристика данных групп специалистов сводится либо к
детальному описанию работ, выполняемых каждым из них, либо к установ­
лению конечного результата деятельности работника в процессе выполне­
ния НИОКР. Сложность классификации категорий специалистов обуслов­
ливается неоднозначностью определений исследовательских, конструктор­
ских и технологических работ, наличием взаимосвязей в процессе получе­
ния промежуточных и конечных результатов. Например, конструктор
радиоэлектронной аппаратуры, как правило, участвует в разработке схем­
ного решения и макета, в то же время исследователь активно влияет на
конструкторское решение. Аналогично взаимодействуют конструктор и тех­
нолог. Для формирования рациональной структуры кадров руководство ИП
может использовать и любую другую группировку специалистов, соответст­
вующую специфике научно-производственного процесса.
Дисциплинарная структура науки — важнейшая характеристика, опреде­
ляющая структуру научных кадров. На уровне дисциплинарного сообщества
осуществляется воспроизводство научной деятельности. Следующим иерар­
хическим уровнем являются области знаний, т. е. полидисциплинарные об­
разования (физика, химия, биология). Самое крупное членение этой сферы —
ее разделение на естественные, социально-гуманитарные и технические
науки, между которыми существуют различия не только в содержании и
познавательных установках, но и в структуре кадров.
Профессиональная структура — совокупность профессиональных групп
в их взаимосвязи, единстве, целостности. Различные элементы профессио­
нальной структуры выделяются по признаку предметного разделения труда
(физики, биологи, химики и т. п.), по типу деятельности (исследователи,
конструкторы и т. п.), по целям и методам работы (занятые в фундаменталь­
ных и прикладных исследованиях, теоретики и экспериментаторы).
Распределение научных работников по уровню квалификации образует
квалификационную структуру. Как показатели квалификации используют­
ся официальные ученые степени и звания (кандидат наук, доктор наук,
профессор, заслуженный деятель науки, член-корреспондент РАН и т. п.),
библиометрические показатели (публикации), гранты научных фондов на
научные исследования, полученные на конкурсной основе, научные премии
и т. п.
Распределение научных работников по возрастным группам и по полу
образует социально-демографическую структуру кадров. Наука не относит­
ся к числу тех сфер деятельности, сама возможность работы в которых
зависит от демографических характеристик человека. В ней успешно тру-
278
дятся молодые и пожилые, мужчины и женщины. В социологии науки глав­
ным образом изучаются проблемы рационального воспроизводства и эф­
фективной деятельности научных работников: критерии их рациональности
на разных уровнях организации науки, их динамики в условиях социально-
экономических перемен, особенности профессионального роста, специфи­
ческие проблемы отдельных возрастных групп.
В широком смысле инновационная деятельность охватывает ПСНТ, поэ­
тому рассмотренные классификации применимы с учетом специфики ко
всем этапам инновационной деятельности. Вместе с тем по социально-пси­
хологическим характеристикам можно выделить такие типологические
группы новаторов, как новаторы по внутреннему интересу, ориентирован­
ные на постоянное новаторство; новаторы по нравственному долгу; новато­
ры по внешнему принуждению (материальное стимулирование, админи­
стративное давление и др.). Переход от мобилизационного к инновационно­
му типу воспроизводства ведет к углублению разделения труда, появлению
работников новых профилей, требует постоянной взаимосвязи между субъ­
ектами инновационной деятельности, подготовки к инновационной дея­
тельности в системе профессионального образования, формирования духа
новаторства [13,19].


8.1.2. Оценка деятельности, мотивация труда, подготовка
и повышение квалификации кадров

Одним из основных способов оценки профессиональных и деловых ка­
честв работников является проведение на ИП аттестации кадров.
Аттестация кадров. Под аттестацией понимается коллективная ком­
плексная оценка профессиональных, деловых и моральных качеств работни­
ка. При аттестации работников оцениваются эффективность и качество их
труда, личный вклад в развитие науки и техники и т. д.; заявки, патенты,
публикации, сложность и своевременность выполняемых исследований и
разработок; делаются выводы о соответствии работника занимаемой долж­
ности.
Аттестация служащих учреждений, организаций и предприятий, находя­
щихся на бюджетном финансировании, регламентируется постановлением
Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ № 27 от 23 октября
1992 г. Аттестация осуществляется и проводится с целью установления
соответствия работника занимаемой должности и его тарификации, т.е.
определения разряда оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой
(ETC), утвержденной постановлением Правительства РФ № 785 от 14 ок­
тября 1992 г.
Основными критериями при проведении аттестации служат квалифика­
ция работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных
обязанностей. Тарификация служащих осуществляется на основе утверж­
денных квалификационных требований по общеотраслевым и специфичес­
ким для отдельных отраслей бюджетной сферы должностям. Аттестации
279
подлежат руководители, специалисты и другие служащие отраслей бюджет­
ной сферы, переводимые на условия оплаты труда на основе ETC.
Министерства и ведомства РФ исходя из Основных положений [15]
разрабатывают отраслевые положения, где конкретизируют критерии и ме­
тоды оценки квалификации работников с учетом отраслевой специфики.
Основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника
при установлении разряда оплаты, предусмотренного ETC, приведены в
приложении 1 к Основным положениям [15]. Для объективного определе­
ния вклада каждого работника в решение задач подразделений ИП и спра­
ведливого распределения фонда оплаты труда между сотрудниками целесо­
образно проводить оценку качества результативности труда работников,
используя интегрированный показатель — коэффициент эффективности
труда (КЭТ). Кроме того, анализ таких оценок может быть весьма полезен
при подготовке характеристики работника для его аттестации.
КЭТ представляет собой интегрированную оценку в баллах комплекса
частных показателей эффективности труда. Интегрированный показатель
эффективности труда каждого j-ro работника на основании оценок частных
показателей рассчитывается по формуле
i

K3T,. = XKij'«i' (8.1)


где Kij— i-й единичный показатель эффективности труда j-ro работника;
iiii — значимость i-ro единичного показателя в общей системе оценки.
Порядок подготовки и проведения аттестации. Подготовка к проведе­
нию аттестации организуется администрацией учреждения, организации,
ИП при участии соответствующих профсоюзных организаций. Она включа­
ет следующие мероприятия:
• подготовку необходимых документов на аттестуемых,
• разработку графиков проведения аттестации,
• определение состава аттестационных комиссий,
• организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения
аттестации.
На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две
недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем под­
готавливается представление, содержащее всесторонние оценки: соответст­
вия профессиональной подготовки работника квалификационным требова­
ниям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной
компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязан­
ностей; показателей результатов работы за прошедший период.
Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает
аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуж­
дение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательнос­
ти, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъ-
280
ективизма. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и
состав аттестационной комиссии утверждаются руководителем учрежде­
ния, организации, предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работ­
ников не менее чем за две недели до начала аттестации.
Основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работ­
ника. Критерии и показатели оценки деловых качеств и квалификации ра­
ботников при определении их соответствия тому или иному разряду опла­
ты, предусмотренному для данной должности ETC, целесообразно диффе­
ренцировать применительно к отдельным конкретным категориям служа­
щих (руководители, специалисты, технические исполнители), а также видам
деятельности, специфическим для различных отраслей бюджетной сферы.
В отраслевых положениях по аттестации должны быть даны конкретные
количественные и качественные характеристики по каждому из показате­
лей, учитываемых при оценке деловых качеств и квалификации работников
и решении вопроса об установлении им разряда оплаты. Кроме показателей,
общих для всех категорий работников (уровень образования, объем специ­
альных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также
должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для
выполнения работ, относящихся к данной должности), для каждой отрасли
и группы служащих должны быть установлены свои особые показатели и
критерии оценки. Например, степень самостоятельности выполнения долж­
ностных обязанностей, качество их выполнения и ответственность за пору­
ченное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять
новые подходы к решению возникающих проблем, а также умение организо­
вать труд подчиненных, обеспечить руководство их работой, стиль общения
с подчиненными, реально осуществляемый масштаб руководства и т. п.
По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и
профессиональной компетентности работника, необходимо в отраслевых
положениях предусмотреть конкретные критерии, позволяющие характери­
зовать соответствие работника предъявленным требованиям, с тем чтобы
аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, пред­
ставленных на каждого аттестуемого, и по результатам собеседования дать
объективную оценку его деятельности и высказать суждение о присвоении
работнику того или иного разряда оплаты.
Особое место в формировании высокого уровня инновационной дис­
циплины отводится, несомненно, исполнительской дисциплине на всех
стадиях создания новой продукции. Наиболее распространенным подхо­
дом к оценке качества исполнительской дисциплины является расчет ее
уровня по баллам. Например, в США 70% фирм используют подобную
балльную оценку, причем работник, получивший в течение 5 лет две не­
удовлетворительные оценки, переводится на нижестоящую должность без
права обжалования.
Мотивация труда — исключительно важный компонент более общей
проблемы — формирования и развития человека в сфере трудовой деятель­
ности, эффективности труда. Проблематика мотивации труда по многим
281
причинам приобретает все большее значение, так как во всех видах деятель­
ности возрастает элемент умственных усилий, который в огромной степени
зависит от мотивации [ И ] (см. 2.3.2).
Мотив — побуждение к активности и деятельности субъекта (личности,
социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовле­
творить определенные потребности. Мотивация как междисциплинарная
проблема изучается различными науками. В социологии мотив рассматри­
вается как осознаваемая потребность субъекта в получении определенных
благ, условий и т. п. В психологии мотив обозначает совокупность внешних
и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. Мотивы как
внутренние побуждения активности индивидов и групп следует отличать от
внешних побуждений — стимулов, воздействия объективных условий. Сти­
мулы становятся мотивами, если они отвечают потребности индивида.
В зависимости от субъекта выделяют индивидуальные и групповые мо­
тивы; по объекту насыщения потребности мотивы делятся на материальные
и духовные, а в более частных классификациях — на экономические и соци­
альные. Используются и более дифференцированные классификации. Так,
в рамках экономических — на связанные с производством и обменом, в
рамках духовных — на нравственные и эстетические, по основным видам
деятельности — на познавательные, коммуникативные, практически преоб­
разовательные. Специфика мотивации зависит от профессии, демографи­
ческих признаков и т. п. Важна иерархия мотивов — от наиболее общих,
характеризующих направленность личности (система ценностей), до ситуа­
тивных, связанных с удовлетворением частных потребностей в конкретной
ситуации. Деятельность, как правило, определяется не одним мотивом, а их
совокупностью, образующей структуру мотивов. В таких структурах выде­
ляются доминирующие мотивы и подчиненные, периферийные (фоновые).
Принципиальное значение имеет разделение на внутренние и внешние мо­
тивы.
Внутренние мотивы порождаются самим предметом деятельности, ее со­
держанием, удовлетворением, которое приносит работа благодаря содержа­
щимся в ней возможностям для творчества, общения. Внешняя мотивация
содержит те мотивы, которые находятся за пределами объекта труда как
такового. Какие же мотивы — внутренние или внешние — доминируют?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Влияние и сочетание
мотивов, а также мотивов и стимулов столь многообразны, что с практичес­
кой точки зрения целесообразнее сосредоточить внимание на конкретных
механизмах реализации потенциала личности. Смена ценностей, установок,
взглядов, поиск точек отсчета для самоутверждения и самореализации тре­
буют немалых интеллектуальных и психологических усилий. Творческая
деятельность в инновационной сфере может быть одним из адаптационных
механизмов, условием самореализации при поддержке соответствующей на­
правленности личности путем сбалансированного, непротиворечивого соче­
тания стимулов [18].
282
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров инно­
вационной сферы представляют собой систему профессиональных образо­
вательных мероприятий, направленных на решение задач подготовки работ­
ников соответствующей квалификации и последовательного повышения их
профессионального уровня в соответствии с потребностями инновацион­
ных организаций. Роль этой системы в формировании и развитии кадров
очевидна. Она наделяет рабочую силу уже накопленными знаниями, содей­
ствует приобретению новых знаний, увеличивая объем и качество челове­
ческого капитала.
Подготовка кадров для инновационной сферы — это теоретическое и
практическое обучение работников в образовательных учреждениях про­
фессионального образования, в результате которого они получают соответ­
ствующую профессию (специальность). Подготовка представляет собой
планомерно организованный, целенаправленный процесс приобретения
людьми знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения опреде­
ленной инновационной деятельности. При этом инновационная деятель­
ность требует, как правило, высшего профессионального образования, по­
лучаемого в высших учебных заведениях, или его продолжения в аспиран­
туре и докторантуре.
Аспирантура — основная форма подготовки научно-педагогических и
научных кадров в системе послевузовского профессионального образования
в соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и науч­
ных кадров в РФ, утвержденным постановлением Госкомвуза России Х9 3 от
31 мая 1995 г. В настоящее время наряду со снижением численности научных
работников обостряется проблема их воспроизводства. С 1990 по 1993 г. коли­
чество выпускников аспирантуры сокращается на 9-10% ежегодно. Наблюда­
ется отраслевой перекос в составе выпускников: в 1995-1996 гг. наибольшее
снижение произошло по техническим и естественным наукам.
Докторантура — «одна из форм подготовки научно-педагогических и
научных кадров высшей квалификации — докторов наук — в важнейших
отраслях науки и техники... Докторантура открывается в ведущих учрежде­
ниях высшего профессионального образования, имеющих государственную
аккредитацию, и в научных организациях, имеющих государственную ли­
цензию на право ведения образовательной деятельности, располагающих
высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадра­
ми, современной исследовательской и экспериментальной базой, авторитет­
ными научными школами и принимающих активное участие в разработке и
реализации региональных, федеральных и международных программ и про­
ектов» [20].
Переподготовка и повышение квалификации кадров — это углубление,
расширение и дополнение приобретенной ранее квалификации. Этот ком­
плекс образовательных мероприятий касается людей, вышедших из стен
профессионального учебного заведения. Он обеспечивает связь, а точнее,
сближение между интересами индивида и предложением инновационной
организации. Причем переподготовка кадров — это образовательные меро-
283
приятия по освоению других сфер деятельности в смысле профессии и задач,
а повышение квалификации кадров — это образовательные мероприятия по
приобретенной профессии с целью углубления и усовершенствования уже
имеющихся у работников профессиональных знаний [17]. Переподготовка
и повышение квалификации кадров инновационных организаций напрямую
сказываются на компетенции работника, уровне его оплаты труда и страте­
гии его карьеры.


8.2. Организация труда
8.2.1. Задачи и особенности организации труда

Организация труда (ОТ) в коллективе должна обеспечивать наиболее
рациональное использование ресурсов при данном уровне развития техники
и технологии. Наука об ОТ в рамках отдельного трудового коллектива —
составная часть экономики труда, которая является отраслью экономичес­
кой науки, исследующей проблемы организации труда в масштабе всего
общества. Социальные, психофизиологические и эстетические основы ОТ
имеют для работников ИП особое значение, так как решающее воздействие
на людей, их работоспособность, производительность труда оказывает та
производственная среда, в которой протекает их трудовая деятельность.
Поэтому практическая работа по внедрению ОТ опирается на достижения
комплекса наук по трудовой деятельности.
Особенности организации труда работников ИП обобщены в табл. 8.1 на
примере особенностей научного и научно-технического труда (см. 1.2.1) по
стадиям ПСНТ в сопоставлении с особенностями труда промышленного
персонала. Данные таблицы крайне важны при организации, планировании,
нормировании, оценке эффективности и качества труда на ИП [2]. Анализ
особенностей научного и научно-технического труда показывает, что грань
между этими видами труда в значительной мере абстрактна. И тем не менее
возникновение и развитие двух самостоятельных видов труда в рамках еди­
ной научной деятельности должны учитываться и при любой организации
самой науки, и при анализе форм ее связей с практикой.
Направления ОТ— это общие пути практической деятельности, которыми
характеризуется процесс совершенствования системы организации труда в
коллективе. Мероприятия по основным направлениям следует внедрять в
рамках единой программы совершенствования организации исследований и
разработок.

8.2.2. Формы разделения и кооперации труда

Разделение труда в ОТ осуществляется по роли в процессе исследований,
разработок и проектирования: основная и вспомогательная деятельность,
основной и вспомогательный труд. К основной относятся все виды трудовой
284
Т а б л и ц а 8.1

Некоторые особенности видов труда, составляющих процесс создания новой техники
Характеристика Стадии процесса создания новой техники |
и показатели труда фундаментальные опьп^о-конструкгорские промышленное
прикладные освоение (Ос)
и его результатов производство (ПП)
исследования (ПИ)
исследования (ФИ) работы (ОКР)
Вероятность достиже­ Близка к 100%
Очень Более значительна Значительна, особенно увеличивается
ния намеченных ре­ незначительна на стадии Ос
зультатов
Степень новизны реше­ Очень высока Применение стандартов
Значительна Менее значительна, большую роль играет
ния и оригинальности и повторяющихся операций
применение стандартов
поставленных задач в зависимости от типа
производства
Комплексная оценка ре­ Возможна только Применяется система
Экономические показатели имеют
Экспертная
зультатов деятельнос­ по экспертной и экономических
большое значение
(экспертно-балльная)
ти показателей
экспертно-балльной система дополняется
системам экономическими
показателями
Возможность нормиро­ Практически Нормирование
Возможности увеличиваются:
Возможности
вания необходимо и обязательно
невозможно ограничены: только используются опытно-статистический
в настоящее время при использовании и расчетно-аналитический методы
экспертного метода
Ритмичность Обязательна
Невозможна Неоправданна, хотя Возможна, но с )^етом специфики работы

<<

стр. 9
(всего 17)

СОДЕРЖАНИЕ

>>