<<

стр. 8
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

59 4C

53 5F 43 63 46 00 4B 40 61 54 S CcF.K.Q±@aT.M@
00 00 4D 40
1AD10: 51 Bl
02 58 .B]XFcgGSjC.Jf .Y
A2 47 43 00 4A 06 59
1AD20: Cl 5D 46 63 40
40 6A
CO 4D A' K.I.X.;Q. .STBK
1AD30: 60 20 00 49 00 58 51 00 OE 53 80 4B
00 3B
Cl 63 EzKc. . . . iRlfpC. '
1A 08 00 00 31 81 B5 Dl 18 27
1AD40: 7A 4B 69 8D
80 18 *Б/В . n . одчцнемн . а
EF 00 ЕЕ Е4 ED E5 ED ED 00 EO
1AD50: 2F C2 F7 E8
ЕЕ
FF я форма . Заказы
EO 00 EO EA EO E7 FB 20
1AD60: 20 F4 FO EC 20 C7
42 4E BK.NoelG.B.e.G.?
00 AA 00 47
ЕЕ Е2 31 47 1C 3F
1AD70: EA 02 00 42
40 20 9.4 58ЪН. .0-/4.0.
35 38 4F 3D CO ID 4F 04
1AD80: 1C 34 80 4E 05 01
11
20 .D.a.9>.< . . . .
01 20 00 17 15 АО
00 44 EO 02 40 04 ЗС АО
1AD90:
00 00 23 31
37 CO 20 20 00 ЗА 13 88 54 Cl . : ' ЛА . : . 1ТБК1
1ADAO : ЗА 60
CO 47 . . UGTfTEZKHHVZY . U
54 4E 80 5A 4В 4Е 48 56 5A 59 15 55
1ADBO : 03 55
еслрмж' . m'nzb
ДА 50 48 80 22 6E 5A 80
1ADCO: 47 CO 4E CO 52 4B 60 10
11
52 R.O.UC MA..20.K.
55 Dl 20 АО 4D 23 F2 OA 32 51 23 14
1ADDO : IF 55
45 ED E#KMondo4 . *G . . Zs
23 47 00 01 SA E7
ЕЕ EF 64 ЕЕ F7 06
23 CA
1ADEO :
EO
20 .)a.>.9!G .0. .k
IF 3E 04 Al 21 47 20 01 30 04 03 6B
1ADFO : 1A 29
:
20 41
И
t . AQBOMQPKODHuX
4D 4F 44 48 75 58
23 1C 51 42 4F 4D 51 50
1AEOO:


„jusm^
.fis^a v...
ll
it •!
Щ

5. Закройте файл GardenCo, а затем откройте в том же редакторе
файл GardenCo_Encrypt. Ниже представлен тот же самый фрагмент
базы данных, но в зашифрованном виде.

| Jcwh v»w Т «Is i ИМ




ЗУ CS CC 47 AD 24 J. '+f3.c.Q7EMG-)
83 C7 OA Fl OA 51
1ACEO: 4A 15 91 2B
3 J ЕВ 8А 17 39 61 •|х»яГ9}АК.ЗЛЪ.9а
EC C3 39 7D 41 8C
1ACFO : 95 7F FE 3E
;
DA C9 DF 2E 70 3F з< 'ЪХ э/^ЗЪЙЯ р?
FD 2F Al 38
E7 8B 3В 8Е 58 OB
1ADOO:
A4 DA EF 61 7B B8 Hku.8{.H>PoHbna{e
38 7B OB 8C 50 6F
1AD10: 48 6B E9 OE 1
2C 45 12 80 AE i- /, UII-Б. : .дь.Е."5®Е
El OA ЗА 01 E4 FC
1AD20: 55 B2 7C AD
10 76 F7 05 Bl 4 С ТГ»Ж6 'ЖМЦ.уч.И
27 C6 CC D6
1AD30: D2 C3 2A C6 AA 82
8F 79 FE OB 68 СУ Д;И9).ч5-иЦую. 13
29 03 F7 35 97 E8
1AD40: C4 3B C8 Al
AC A4 00 11 43 OS Ь5.0.Н«.'-н. .С.
4E AB 2C 60
7D FA 35 00 4F 16
1AD50:
7C 91 13 99 6A 08 Mv^roMpftnJt. | ' . j .
"
23 IE
4D 77 3D 6D EC B5 8C EF
1AD60:
CC F2 36 Dl АО AD ЬИ9л??-Ж1?з'Мл6С -
89 3F AD C6 52 BC
1AD70: 68 C8 39 EB
C2 46 E6 B9 E2 Al жДГКГд. . д]ВЕжМб9
СЗ 4Е A5 67 17 13 67 5D
1AD80: E6 C4
.И/ ЪГа®ЬЦ*ж±чЗл
5E
DC D6
2 : E6 Bl F7 33
2F 06 8E B4 61 AE
1AD90: 14 8D
31 67 АО »S.»JO.iM;jTlgi' .
69 92 ОС
DE 10 B3 4D BC D2
1ADAO : F3 35 09 BB
92 2D 36 I HW . gXv . I | ' -н" V&
ED 93 9F
E4 58 76 82 AF 7C
A6 C9 B9 82
1ADBO :
7E 61 F9 . 5 1 .и>ЪМ˜а1|'ч
Р5Д
B3 88 60
8F 66 07 9C DA CC
17 50 El El
1ADCO:
79 86 F3 еИ su.hP Hioyt© у
IB 02
DO OA A4 FE A9
E5 C8 06 73 F6 68
1ADDO :
83 IE 17 NlmtrUUShgf .Bv. .
77 18
68 E4 C2
6D 36 72 55 8F 35
1ADEO : 4E D8
IS OA 3B .i?)'<07b.H.T.H;
CE 37 DC 16 54 00 CD
92 3C
1ADFO: OB B3 3F 29
D7
IF 47 43 CF b<[r.Hf.GOM. .4
CC 06 02
B4 18 C8 81
1AEOO: 20 DA ЗС 5В
J*J


']К»ШУ': - ;' .v-'-fTK»;.'
250 Microsoft Access 2002. Шаг за шагом

Как видите, в исходном файле трудно было что-либо понять,
но зашифрованный файл еще непонятней.
6. Закройте текстовый редактор.
7. В Access откройте файл GardenCo_Encrypt, расположенный в пап-
ке SBS\Access\Secure\Encrypt. Зашифрованный файл выглядит так
же, как и исходный.

Совет. При шифровании файл сжимается, но незначительно. В этом смыс-
ле утилита Сжать и восстановить (Compress and Repair) дает больший эффект. Не-
которые программы других разработчиков (например, WinZip) обеспечи-
вают большую степень сжатия вкупе с эффективным шифрованием базы
данных.

8. Чтобы дешифровать базу данных, закройте вначале базу дан-
ных GardenCo_ Encrypt
9. В меню Сервис (Tools) укажите на команду Защита (Security) и щел-
кните на Шифровать/расшифровать (Encrypt/Decrypt Database). В диалого-
вом окне База данных для шифрования и дешифрования (Encrypt/Decrypt
Database) перейдите в папку SBS\Access\Secure\Encrypt, выделите
GardenCo_Encrypt и щелкните на кнопке ОК. Появится диалоговое
окно База данных для шифрования и дешифрования (Encrypt/Decrypt Database).
10. В поле Имя файла (File Name) введите GardenCo_Decrypt и щел-
кните на кнопке Сохранить (Save).
11. Выйдите из Access.
12. Запустите Проводник, перейдите к папке SBS\Access\Secure
\Encrypt и сравните размеры трех файлов. Дешифровка базы дан-
ных не приводит к ее расширению, поэтому различие между
размерами зашифрованного и дешифрованного файлов мини-
мальна, если вообще существует.
13. Закройте Проводник.

Ограничение доступа к базе данных
Ас2002е-7-5 Одним из способов защиты базы данных является присвоение
пароля, который запрашивается при попытке открыть базу
данных. Пользователи, который введут правильный пароль,
получат полный доступ к базе данных. Если пароль введен не-
правильно, база данных не откроется.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 251


Совет. В качестве пароля может использоваться любой текст не длиннее
20 символов при условии, что он не начинается с пробела и не содержит
следующие символы: \ [ ] : < > + = ;.*.Не рекомендуется использовать в
качестве пароля слова и выражения. Пароль будет надежнее, если вклю-
чить в него строчные и прописные буквы, знаки препинания и цифры.

Защита паролем предпочтительнее полного отсутствия защиты, тем бо-
лее что задать пароль очень просто. Существует, однако, множество не-
дорогих утилит, предназначенных для восстановления забытых паролей,
с помощью которых не слишком щепетильный пользователь может «вос-
становить» чужой пароль. Поэтому защита паролем имеет ограниченное
применение — в основном для баз данных, имеющих одного пользователя.
Если база данных работает на сетевом сервере в многопользовательском
режиме, имеет смысл создать рабочую группу и определить полномочия
ее членов.
Для присвоения (или удаления) пароля база данных должна быть откры-
та для монопольного использования. В данном примере это условие вы-
полняется, но в реальной ситуации необходимо вначале убедиться, что
никто из пользователей сети не работает с базой данных.
GardenCo В этом упражнении вы запустите Access, откроете базу дан-
ных GardenCo и зададите пароль. В качестве рабочей будет ис-
пользоваться папка SBS\Access\Secure\Password. Выполните следу-
ющие шаги.
1. Запустите Access.
2. На панели инструментов Access щелкните на кнопке Открыть
(Open), чтобы отобразить диалоговое окно Открытие файла базы дан-
ных (Open).
3. Перейдите к папке SBS\Access\Secure\Password, выделите файл
GardenCo, а затем щелкните на стрелке кнопки Открыть (Open), что-
бы отобразить список, показанный в нижнем правом углу сле-
дующего рисунка.




4. Щелкните на команде Монопольно (Open Exclusive).
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
252

5. В меню Сервис (Tools) укажите на команду Защита (Security) и щел-
кните на Задать пароль базы данных (Set Database password). Появится
диалоговое окно Задание пароля базы данных (Set Database password).

Задание пароля базы данных

Ч:-fair,:. ок
Отяенг,




6. Введите NosILen и нажмите клавишу | T a b |, чтобы перемес-
тить курсор в поле Подтверждение (Verify).
7. Снова введите NosILen и щелкните на кнопке ОК, чтобы при-
своить базе данных пароль.

Совет. Для удаления пароля повторите шаги 2-4, чтобы открыть базу дан-
ных в монопольном режиме (вам придется ввести пароль), укажите на
команду Защита (Security) в меню Сервис (Tools) и щелкните на Удалить пароль базы
данных (Unset Database password). В диалоговом окне, которое появится, введите
пароль и нажмите клавишу | E n t e r |.

8. Закройте, а затем снова откройте базу данных. Появится сле-
дующее диалоговое окно.

Необходимо ввести пар.^Щ

I;H данных:,;.




9. Введите любой текст (но не пароль) и щелкните на кнопке
ОК. Появится предупреждение, что пароль неправильный.
10. Щелкните на кнопке ОК, чтобы закрыть окно сообще-
ния, введите правильный пароль (NosILen) и щелкните на
кнопке ОК. База данных откроется, и вы сможете работать,
как обычно.
11. Закройте базу данных.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 253

Совместное использование базы данных
Когда в локальной сети (LAN) работает ограниченный круг лиц, совмест-
ное использование базы данных не представляет проблемы. Достаточно
поместить базу данных в папку, доступную для всех пользователей, и
определить их полномочия с помощью тех же средств, которые использу-
ются для защиты любой другой информации.
Access неплохо справляется с многопользовательской работой. Тем не
менее следует принять меры предосторожности, чтобы предотвратить
разрушение данных, когда несколько пользователей одновременно пы-
таются изменить одну и ту же запись. Например, если несколько сотруд-
ников компании «Все для сада» обратятся к определенной записи в таб-
лице Товары и попытаются сохранить ее в один и тот же момент, результаты
могут оказаться непредсказуемыми. Для небольших групп пользовате-
лей можно применить пессимистичную блокировку, когда запись блоки-
руется на весь период редактирования. При большем числе пользовате-
лей применяется оптимистичная блокировка, когда запись блокируется
только на период сохранения.
W>K-:««»W№K*i»»W!»«S»№e^



Важно. При совместном использовании базы данных в локальной сети на
каждой рабочей станции, где открыта база данных, должна быть уста-
новлена собственная копия Access.

GardenCo В этом упражнении вы рассмотрите несколько способов, обес-
печивающих совместное использование базы данных. В каче-
стве рабочей будет использоваться папка SBS\Access\Secure\Share.
Выполните следующие шаги.
1. Откройте базу данных, расположенную в рабочей папке.
2. В меню Сервис (Tools) щелкните на команде Параметры (Options),
чтобы открыть одноименное диалоговое окно.
3. Щелкните на вкладке Другие (Advanced), чтобы отобразить сле-
дующие параметры.
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
254

BS
• Параметры
i

Вид I О:3ши« 1 iljjM.r- | §ЩШ I Щ '•'->
*:i^«i,( ЩЩЩШ 1 ШШ '^Г.'ГЫ
- V •, • 1 "• - •• -
j1 ;
•_тгянвцы . Лг<?< | | ,i^,i ;ц- Щ • ? ЩЩ '
ЩЩ^Р
^ ^^ ;[;фпср^^ч^- j
| ;

• Sup^'i' 'iXiil^a ;:•.; Vi-)^ 1 '' V.il.v !--• ' - --.-
Операции ИЖ

p5?5S « . «ig
« « il
f7 С'!"'П>«,г,,-,| 1 Щ

Режи-открыт*. по ужиманию
'ждаой строки:
! <v с^ций доступ Д.


«и»О?да)Е(с>: h S!.<..J<-:1JU !№ !!»:>
«!: :: ажаяж. К«
»Ш1
» ^
1ку«олч»яю-- . ;;;::;::::;:••:; !
: T
•::?о^1:' /'tli^<
••«обкжяммя: : 1|^ !' с в<;«<*Игк.
; ;Р
:
: :
ипио» 1 И(
1|
:
фр»о6новл«<ия(ис): ;
i |p °
l |s
| ;l> =жвйприотхрыгии5Д й:.::;'^;




•я й й Ш ? :
•Ш Ш ш Ш ОК Отмена ] Пр*ч-К1




4. Убедитесь, что в разделе Режим открытия по умолчанию (Default open
mode) выделен вариант Общий доступ (Shared). Общий доступ позво-
ляет нескольким пользователям одновременно работать с ба-
зой данных, в отличие от режима монопольный доступ (Exclusive), когда
только один пользователь может открыть базу данных.
5. В разделе Блокировка по умолчанию (Default record locking) щелкните
на варианте изменяемой записи (Edited record). Эта установка блоки-
рует только редактируемую запись.
6. Убедитесь, что выделен флажок Блокировка записей при открытии
БД (Open Database using record-level locking).
7. Убедитесь, что для перечисленных ниже свойств заданы сле-
дующие установки, которые используются по умолчанию и при-
емлемы в большинстве случаев:
Свойство Установка

Refresh interval (sec) (Период обновления (с)) 60
Number of update retries (Число повторов обновления) 2
ODBC refresh interval (sec) (Период обновления ODBC (с)) 1500
Update retry interval (msec) (Период повтора обновления (мс)) 250

Совет. Эти свойства определяют, что произойдет, если два пользователя
одновременно попытаются изменить запись. Чтобы получить справку о
каждом из свойств, щелкните на кнопке (?) в правом верхнем углу диало-
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 255

гового окна, а затем, когда указатель примет форму вопросительного зна-
ка, щелкните на интересующем вас поле.

8. Щелкните на кнопке ОК, чтобы закрыть диалоговое окно.
Теперь, пока один из пользователей редактирует запись, ник-
то другой не получит к ней доступ.
9. Закройте базу данных и выйдите из Access.

Репликация базы данных
Ас2002е-7-6 Репликация базы данных представляет собой процесс преоб-
разования базы данных в версию, называемую основной реп-
ликой (Design Master), и последующее создание копий основ-
ной реплики для распространения между пользователями,
которые занимаются редактированием данных.
Чтобы создать реплику, откройте базу данных, а затем в меню Сервис (Tools)
укажите на команду Репликация (Replication) и щелкните на Создать реплику (Create
Replica). Access закроет базу данных, преобразует ее в основную реплику и
создаст реплику с именем Реплика для (Replica of <database>). Чтобы создать
следующую реплику, снова воспользуйтесь командой Создать реплику (Create
Replica). Уникальность имен реплик обеспечивается добавлением к ним по-
рядкового номера. После завершения работы с отдельными репликами
можно воспользоваться другими командами в меню Репликация (Replication),
чтобы синхронизировать версии базы данных и разрешить противоре-
чия. За дополнительной информацией об этом процессе отобразите тему
Репликация (Replication) в справочной системе Access.

Совет. Процесс репликации достаточно сложен. Если вы полагаете, что без
него не обойтись, попробуйте воспользоваться программой Microsoft Office
ХР Developer (MOD), которая включает функцию Диспетчер репликаций
(Replication Manager), значительно упрощающую наиболее сложные задачи.

GardenCo В этом упражнении вы скопируете базу данных в папку Порт-
фель (Briefcase), которая обычно находится на рабочем столе ком-
пьютера. Исходя из предположения, что на вашем компью-
тере нет папки Портфель (Briefcase), выполните следующие шаги.
1. Щелкните правой кнопкой мыши на рабочем столе, укажите
на команду Создать (New) и щелкните на Портфель (Briefcase). На ра-
бочем столе появится значок Создать Портфель (New Briefcase).
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
256


Совет. Если функция Портфель (Briefcase) не установлена на вашем компью-
тере, установите ее, воспользовавшись значком Установка и удаление программ
(Add/Remove Programs) в окне Панель управления (Control Panel).

2. Переименуйте значок Создать Портфель (New Briefcase) в SBS Briefcase.
Для этого щелкните на значке, щелкните на его имени, внесите
изменение и нажмите клавишу | E n t e r |.
3. Запустите Проводник и перейдите к папке SBSV\ccess\Secure\Replicate.
4. Уменьшите размер окна Проводника и расположите его та-
ким образом, чтобы видеть одновременно базу данных
GardenCo и значок SBS Briefcase.

Совет. Папка Портфель (Briefcase) не обязательно должна находиться на ра-
бочем столе. Можно создать Портфель в любой папке, если выполнить
приведенные выше шаги, находясь в этой папке в окне Проводника.

5. Перетащите файл GardenCo на значок SBS Briefcase. Появится окно
Обновление портфеля (Updating Briefcase), в котором указано «Копиро-
вание из Replicate в SBS Briefcase», а вслед за ним появится
следующее сообщение.


т.*? Ч |
if • ^*|
|| уволн'-.он, и п т
|




'.;-:.:. :Мвт I Слража j



6. Щелкните на кнопке Да (Yes), чтобы продолжить. Access ото-
бразит следующее диалоговое окно.



p e l ; u r a » 1 A V V H " 1 0 l < ; l . , : | , i ; i " .•!'», v i . , ..... ! , - , •;.,••:.- .та! IrW •'•";.'"•:' |||
||Щ|
|К||
||
ш.-д|;ч!Й Ц| л, базы д:.нчы<: наади-ге кпшжу | nkf-.,f



'
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 257

7. Щелкните на кнопке Да (Yes), чтобы разрешить функции Порт-
фель (Briefcase) создать резервную копию базы данных. Очеред-
ное диалоговое окно уведомит вас, что функция Портфель (Briefcase)
преобразовала базу данных в основную реплику и поместила
реплику в папку SBS Briefcase.
8. Щелкните на кнопке ОК, чтобы принять вариант, разрешаю-
щий изменение структуры только в исходной копии базы дан-
ных, и завершить процесс репликации.
9. Щелкните на кнопке Готово (Finish), чтобы закрыть диалоговое
окно Welcome to Windows Briefcase. В окне Проводника обратите вни-
мание на различие в размерах между основной репликой
(GardenCo) и резервной копией (GardenCo.bak). Репликация
значительно увеличивает размер файла.
Теперь у вас имеется основная реплика и резервная копия базы
данных в рабочей папке и реплика базы данных в папке SBS
Briefcase. Если вы намерены работать с базой данных на другом
компьютере, несвязанном с вашим компьютером через локаль-
ную сеть, можно скопировать реплику (или всю папку SBS
Briefcase) на съемный диск, например, Zip или CD-ROM.

Совет. Если предполагается работать на лэптопе, который подключен к
компьютеру, содержащему базу данных GardenCo, через локальную сеть,
можно просто перетащить Портфель (Briefcase) на лэптоп.

10. Чтобы сымитировать редактирование и синхронизацию,
щелкните дважды на папке SBS Briefcase, чтобы открыть ее. Как
видно из следующего рисунка, Портфель (Briefcase) похож на обыч-
ную папку. Обратите внимание, что в столбце Оригинал в (Sync Copy
In) указан путь к основной реплике, а в столбце Состояние (Status)
задана установка Последняя версия (Up-to-date).




Последняя версия 2.83
Garder?o....i CASbs\Access_rus\Secure\Repfcate




Ш




9 - Access 2002
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
258

11. Щелкните дважды на GardenCo, чтобы запустить Access и от-
крыть базу данных. Слева от каждой таблицы, формы и других
объектов появится символ репликации. Обратите внимание, что
режим конструктора недоступен, так как изменение структу-
ры может быть выполнено только в исходном файле.
12. На панели объектов щелкните на пункте Формы (Forms), а за-
тем щелкните дважды на форме Товары, чтобы открыть ее.
13. Измените название первого товара «Волшебная лилия» на
Мистическая лилия.
14. Закройте форму и базу данных.
15. Выйдите из Access, а затем закройте окно SBS Briefcase. Если
бы вы работали на другом компьютере, в этот момент можно
было бы синхронизировать реплику с основной базой данных,
которая хранится на офисном компьютере.
16. Щелкните дважды на папке SBS Briefcase. Установка в столб-
це Состояние (Status) сменилась на Требуется обновление (Needs Updating).

Совет. Вы изменили реплику, которая хранится на том же компьютере,
что и основная база данных. Поэтому, вместо того чтобы открывать и зак-
рывать папку SBS Briefcase, можно было нажать на клавишу | F9|, чтобы об-
новить статус.

17. В меню Портфель (Briefcase) щелкните на Обновить все (Update All).
Откроется диалоговое окно Обновление SBS Briefcase (Update SBS
Briefcase).
Обновление SBS tlncfcase

| - ••< . -i<H!.;<ju!",n< :8-нть В uOCpiff t.-
,- '




8 Портфеле В CASbsxAcces...
И зменен Не изменен
04.12.0211:35 04.12.0211:22
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 259

В этом диалоговом окне отображается состояние обеих баз дан-
ных. Стрелка указывает, что изменения, сделанные в реплике,
должны быть внесены в основную базу. Можно принять пред-
ложение или щелкнуть правой кнопкой мыши на элементе и
выбрать другой вариант.
18. Щелкните на кнопке Обновить (Update), чтобы обновить основ-
ную базу данных. Будет выполнено обновление, а после его за-
вершения статус папки заменится на Последняя версия (Up-to-date).
19. Закройте окно SBS Briefcase.
20. Запустите Access, откройте исходную базу данных GardenCo,
расположенную в папке SBS\Access\Secure\Replicate, откройте фор-
му Товары и убедитесь, что внесенное вами изменение появилось.
21. Закройте форму Товары и закройте базу данных.

Разделение базы данных
Ас2002е-8-2 В крупных организациях информация из базы данных исполь-
зуется множеством сотрудников. Они могут модифицировать
запросы, формы и отчеты и даже создавать собственные объек-
ты. Подобная практика в лучшем случае приводит к хаосу, а в
худшем - к катастрофе.
Можно решить эту проблему, разделив базу данных на две части, одна из
которых содержит таблицы (back-end), то есть данные, а другая - все ос-
тальные объекты (front-end), представляющие собой интерфейс. Базу
данных с таблицами можно хранить на сервере, а базу данных с интер-
фейсом распространить среди сотрудников, которые занимаются обра-
боткой информации. При таком подходе пользователи имеют доступ к
общему источнику данных и при этом могут создавать собственные фор-
мы, отчеты и другие объекты.

Совет. Прежде чем разделять базу данных, следует создать ее резерв-
ную копию. Проще всего это сделать, открыв папку с базой данных в окне
Проводника, щелкнув на файле базы данных и нажав на клавиши
I Ctrl 1 + fcT], чтобы скопировать файл в буфер обмена. Затем можно вста-
вить содержимое буфера в ту же или другую папку, воспользовавшись
клавишами ( Ctrl | + ["v"|. Имя копии базы данных состоит из слова «Ко-
пия» и имени исходной базы. При желании ее можно переименовать.
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
260

GardenCo В этом упражнении вы разделите базу данных GardenCo на две
части (таблицы и интерфейс). В качестве рабочей будет исполь-
зоваться папка SBS\Access\Secure\Split. Выполните следующие
шаги.
1. Откройте базу данных, расположенную в рабочей папке.
2. В меню Сервис (Tools) укажите на команду Служебные программы
(Database Utilities) и щелкните на Разделение базы данных (Database Split).
Появится следующее диалоговое окно.
Разделение базы данных

1.-1р1,нс.ь; 'H-i-yiU'-H Щр д.'!Ч:^к пуду т П0!>ег'^ш.-;и,,! е:
. ,
гекетинпрол.пги,!! (.«> I,..,!» my nmri)i)«-iii4, не




>'1|»рДЦПЧПГЮ1
^ШЩЦ IJ.ML.I ЛМИМ 1 | </J5a;»1U; i»n ре V.-JJt.MVIO




3. Щелкните на кнопке Разделить (Split Database). Появится диалого-
вое окно Создание базы данных с таблицами (Create Back-end Database), где
можно указать имя файла и место сохранения базы данных.
4. Убедитесь, что открыта папка SBS\Access\Secure\Split, согласи-
тесь с заданным по умолчанию именем GardenCo_be и щелкните
на кнопке Разделение (Split).
5. В ответ на сообщение, что база данных успешно разделена,
щелкните на кнопке ОК, чтобы вернуться в окно базы данных,
и отобразите список таблиц. Имени каждой таблицы теперь
предшествует стрелка, указывающая, что она связана с таб-
лицей в другой базе данных.
6. Откройте таблицу Типы в режиме конструктора. Появится со-
общение, что некоторые свойства не могут быть модифициро-
ваны.
7. Щелкните на кнопке Да (Yes), чтобы открыть таблицу, а затем
щелкните в каждом поле в верхней части окна конструктора.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 261

В области Свойства поля (Reids Properties) отобразится сообщение
красного цвета, в котором указано, что свойства выделенного
поля не могут быть изменены.
8. Закройте таблицу.
9. На панели объектов щелкните на других типах объектов. Все
объекты остались неизменными и при необходимости их мож-
но модифицировать.
10. Закройте базу данных GardenCo и откройте файл GardenCo_be.
Эта база данных содержит только таблицы. Остальные объек-
ты, хотя и перечислены на панели объектов, отсутствуют в базе
данных.
11. Откройте таблицу Типы в режиме конструктора. Как видите,
свойства полей можно изменять.
12. Закройте таблицу, а затем закройте базу данных GardenCo_be.

Создание рабочей группы
Ас2002е-7-5 По мере разработки и эксплуатации база данных разрастается
и может содержать огромное количество взаимосвязанной ин-
формации. При этом разным подразделениям компании требу-
ются различные сведения. Например, руководство компании
«Все для сада» нуждается в финансовой информации, отдел рек-
ламы и продаж интересуется данными о заказах и продажах, а
департаменту занятости могут понадобиться сведения о служа-
щих. Ясно, что представители каждого отдела вправе получать
необходимую информацию, но едва ли разумно предоставлять
доступ к базе данных всем сотрудникам без разбору.
Управление доступом к базе данных осуществляется с помощью уровней
безопасности, которые базируются на следующих четырех элементах.
• Объекты. Таблицы, запросы, формы, отчеты и другие объекты, обра-
зующие структуру базы данных.
• Разрешения. Набор атрибутов, определяющих тип доступа к объек-
там базы данных.
• Пользователи. Лица, имеющие авторизованный доступ к базе данных.
Каждому пользователю присваивается уникальное имя, пароль и пре-
доставляется разрешение на просмотр или изменение определенных
объектов базы данных.
262 Microsoft Access 2002. Шаг за шагом

• Группы. Если несколько пользователей выполняют задачи, для кото-
рых требуются одинаковые разрешения, имеет смысл объединить их
в одну группу и присвоить ей разрешения. Каждый пользователь,
включенный в группу, «наследует» ее разрешения.
Информация о рабочей группе хранится в файле WIF (workgroup
information file). При установке Access по умолчанию создается рабочая
группа, внутри которой определяются две группы: администраторов и
пользователей. Все, кто работает на компьютере, включаются в обе груп-
пы с именем Admin и пустым паролем. Как следствие, любой пользова-
тель может открыть и модифицировать базу данных, созданную в пери-
од, когда рабочая группа активна. Сведения об установках безопасности
исходной рабочей группы хранятся в исходном WIF файле.
Чтобы обезопасить базу данных, можно изменить исходный WIF-файл,
но разумнее создать новую рабочую группу. Если рабочих групп несколь-
ко и каждая включает различные уровни разрешений, настройка систе-
мы безопасности вручную может оказаться довольно трудоемким делом.
Если же ваши потребности скромнее, можно воспользоваться функцией
Security Wizard (Мастер защиты), чтобы создать систему, которую можно будет
модифицировать позже.

Совет. Концепция уровней безопасности Access сходна с системой безо-
пасности, которая используется на серверах Microsoft Windows NT и
Microsoft Windows 2000. Если у вас есть некоторый опыт работы с этими
операционными системами, обеспечение безопасности базы данных не
составит особого труда.

GardenCo В этом упражнении вы воспользуетесь Мастером защиты, чтобы
создать новую рабочую группу, включить в нее пользователей
и задать разрешения. В качестве рабочей будет использовать-
ся папка SBS\Access\Secure\Multi. Выполните следующие шаги.
1. Откройте базу данных, расположенную в рабочей папке.
2. В меню Сервис (Tools) укажите на команду Защита (Security) и щел-
кните на Мастер... (User-level Security Wizard), чтобы отобразить стра-
ницу, показанную ниже.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 263



jj РРЩЯ!! •'•"•'•.•.'••! '•' ШНрШЯ ": «'-№>»№«'
TeKyj-'i •• • ..i .viii!,<...r м.....,..!• |i •.,.,.;.;!,., ...зшишае»

| И -«г....,1
ibsSnc». д.-.;ич;'..| : ! -••::,ч;м | |
Л П Я ь . Ю В З - . I ',!-.,.••:»!, § В I i |p! Л '...!!
ЛС|)1Л:««-:.-.'.in,: !-i;.... г . . i • > . , , . •:, — . . . :,.,<.. .].-.4f i- •.•>.,..-.
iraymei. ф:М1: .i;.-ii..',.v - . •: = > . i Щ .,.: ; .v |




• О М Л Г Ь .:-•!/:• -.^S!^!^"::-- . . - . . i , = , , I-1 . f.' ..•'•.-.: 1 1 .




3. Щелкните на кнопке Далее (Next), чтобы создать файл рабочей
группы (WIF).
Создание WIF-файла создаст новую рабочую группу, в кото-
рую можно включить отдельных пользователей или группы
пользователей и предоставить им доступ к базе данных.
4. Выделите текст в поле Код рабочей группы (WID) и введите
sbsTGV1234.
Код рабочей группы рекомендуется записать и сохранить в
надежном месте.
5. В поле Ваше имя (Your name) введите Катрин Тернер (имя вла-
дельца компании «Все для сада»).
6. В поле Организация (Company) введите Компания «Все для сада».
7. Оставьте выделенный по умолчанию вариант, предусматри-
вающий создание ярлыка для защищенной базы данных, и
щелкните на кнопке Далее (Next).
Воспользуйтесь приведенной ниже страницей, чтобы указать,
какие объекты нужно защитить.
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
264

Мастер защиты

11'!УМПЧ.|.',Н».: Ш Щ 1 ..... .• Ц 1'СГКУ„ВЦ!Ч:
ЩЩ Ги Hi! ДЛИМЫ» И Е.М .Л>ЫС1Ы, ll,'iii.,e.:,rtl..a!
.




в
4 | f $ =>..; nrm.Mt.1
Ц . tl '*.'№ |„

ОЧН( Г П ! Ь
'"
Bfj • Клиенты
К^ | | Перевозчики
Ш
S?: ЦШ Поставщики
В?) HI Распределитель
9! И Сведения о заказе
Р: ЦП Сотрудники
В?; • Типы
F? | Товары
Ц




8. Щелкните на кнопке Далее (Next), чтобы принять заданные по
умолчанию установки и защитить все объекты. Следующая
страница мастера, показанная ниже, позволяет указать допол-
нительные группы, которые нужно создать.

Мастер защиты


пользователей, вк '.(.чти: Щ vn i ;у,»»п.|.




Все права на данные
sjvVnSJM
Полные права
Р.-ирешинии дли г рупп.
Новые данные
Разработчики проекта Члвны згой группы но;
'АЛНИЫ>:Х монаюпмнм"
Только чтение
pe-if рвиршания и оса -
Обновление данных
•видеть объекты (мзы .




Кж*:дзя групп,) одно н - Y n m ШЩЩЩ! ВрЖНРН^ЖВЮ
i !!-.'чгнм И ?: ; К'-Л-i /МИГ.:;!!1 ;и П • 4 ' ' . . f 4 i ' ' - у К б И Ц


L'vnen.3
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 265

Если щелкнуть на имени группы (но не на флажке), в поле Раз-
решения для группы (Group Permissions) отобразятся присвоенные груп-
пе разрешения.
9. Выделите флажки для групп Полные права (Full Data Users) и Новые
данные (New Data Users), а затем щелкните на кнопке Далее (Next), что-
бы отобразить следующую страницу.

Мастер защиты

I I )-(,> ..;.ir.,>r-.w о*лдш t i pyimv f j-,-:r:,, которая иигетгч to t«/ct Фоилг. f,!ft04l« групп, По
•» .1 ЧЗ И i /ri;Vi4!4(!iV'r';M'H НИК.,КП- p.)i| » И « Й
, *) Т , Н » Я «И ,
^ Ш Щ ЩЙ Ш 1 Ш .(еор..ди^!1ммй1>;груг!че11;.екиг |-гДЧ|.мии->мл. rv как что ' ..':':•:•:'•'
| < | : | |в я
ПОЛНХГЬК; ая«.41- <..„1Л1Ч>. : ' . ' ' ' '.''.:•';'"




у 1; ... к:,:!' . г . ю ,i..i,n . .тс никакие


базадвнныл




Эта страница позволяет присвоить разрешения группе Users,
заданной по умолчанию, но этого делать не нужно, поскольку
никто не будет включен в эту группу.
10. Щелкните на кнопке Далее (Next), чтобы перейти на следую-
щую страницу, где можно добавить новых пользователей.
1 . В поле Пользователь (User Name) введите КатринТ, в поле Пароль
1
(Password) введите pwO, а затем щелкните на кнопке Добавить пользо-
вателя в список (Add This User to the List). Пользователь КатринТ будет
добавлена в список.

Совет. Устанавливая защиту реальной базы данных, следует задавать
более сложные пароли или оставлять их пустыми, чтобы пользователи
могли ввести пароль позже.

12. Повторите шаг 11 для следующих пользователей:
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
266

Пароль
Пользователь

pwl
КимЙ
pw2
МайкГ
pw3
ЛениК
СтивенД pw4
ЭммиА pw5
МайклЭ pw6
СьюзенФ pw7
pw8
РичардК
Ваш экран должен выглядеть следующим образом.


':(• •• | „ч'. • . . . . . : . . .. З.ЬЦл.1.
. :Л,1Д1'.-'Т »<!t-,t«ln.. |!..ПЬ.а,Г..]',-Л. . - . Щ
ДПЯГЛУ I | ' . . . • . , | | .1 Ш .•:•;.;<.,.!.,
, Ш Ш
,|| II i ... § :^.и^.. , ,. • 1




13. Щелкните на кнопке Далее (Next), чтобы перейти к следую-
щей странице, которая позволяет включить пользователей в
группы.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 267



Щп. •• 1 ч .'ч | 11,.'| i(!(-,' !•;.,ij.,; ,• г 1, ,ч-,л !-:-i˜ •",' < : ; 'f'n,.i 1
| Й*И ' | : ' - f t - . > ' j , y '1Ы. i • '



1и,:г.-я1;мте1!.| или пит,»,-»..! >•.=•-,: д.-• Щ v,., Д

' gt« •! :'•»: •»-"' Н| Ш г РШМШШН '-




14. Щелкните на варианте Выбрать группу и включить в нее пользовате-
лей (Select a group and assign users to the group). Существующие группы
указаны в списке поля Группа или пользователь (Group or User name), a
все пользователи перечислены в окошке, расположенном ниже.
В данный момент выделена группа Admin, а выделенный фла-
жок рядом с КатринТ, означает, что этот пользователь вклю-
чен в эту группу.
15. В списке Группа или пользователь (Group or User name) выделите груп-
пу Новые данные (New Data Users) и добавьте в нее ЭммиА.
16. В списке Группа или пользователь (Group or User name) выделите груп-
пу Полные права (Full Data Users) и добавьте в нее пользователей
КимЙ, ЛениК, МайклЭ, СьюзенФ и РичардК.
17. Щелкните на кнопке Далее (Next), а затем на последней стра-
нице мастера щелкните на кнопке Готово (Finish), чтобы принять
заданное по умолчанию имя резервной копии незащищенной
базы данных. Access отобразит отчет, содержащий заданные
установки. Можно напечатать отчет или экспортировать его в
текстовый файл и сохранить на будущее.
18. Закройте отчет, отклонив предложение сохранить его. Мас-
тер защиты зашифрует и закроет базу данных.
268 Microsoft Access 2002. Шаг за шагом

19. Когда появится сообщение, что нужно перезагрузить Access,
чтобы воспользоваться новой рабочей группой, щелкните на
кнопке ОК.
20. Выйдите из Access.
21. На рабочем столе щелкните дважды на новом ярлыке. По-
скольку в свойствах ярлыка указано, что Access должен быть
запущен с активной рабочей группой, появится диалоговое окно
Вход (Logon).




В поле Имя (Name) может отображаться ваше имя пользователя.
22. В поле Имя (Name) введите КатринТ, в поле Пароль (Password)
введите pwO и щелкните на кнопке ОК. База данных откроется
обычным способом. (При желании можно всегда открывать базу
данных с помощью этого ярлыка.)
23. Закройте базу данных и выйдите из Access.

Совет. Если вы переместили защищенную базу данных, чтобы и впредь
пользоваться ярлыком, нужно скорректировать его свойства. Щелкните
правой кнопкой мыши на ярлыке, а затем щелкните на команде Свойства
(Properties) в контекстном меню. Нажмите клавишу | Ноте |, чтобы помесить
курсор в начало поля Объект (Target), и воспользуйтесь клавишей Q, что-
бы прокрутить содержимое поля, которое состоит из трех частей. Первая
часть запускает Access, вторая указывает путь к файлу базы данных,
которую нужно открыть, а третья часть указывает путь к WIF-файлу (с
расширением .mdw.) Чтобы обновить поле Объект (Target), измените вторую
и третью части в соответствии с текущим положением файлов. Затем из-
мените путь в поле Рабочий каталог (Start in) и щелкните на кнопке ОК.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 269

Сопровождение рабочей группы
Ас2002е-7-5 Мастер защиты выполняет все необходимые шаги по созданию
рабочей группы, добавлению пользователей, присвоению па-
ролей и разрешений. В дальнейшем для сопровождения рабо-
чей группы можно воспользоваться предназначенными для это-
го командами или снова запустить мастер, чтобы
модифицировать WIF-файл.
В следующей таблице представлены команды рабочих групп, входящие
в подменю Защита (Security) в меню Сервис (Tools):
Команда Назначение
Workgroup Administrator (Ад- Изменение текущей рабочей группы
министратор рабочих групп)
User and Group Permissions Изменение разрешений, предоставленных
пользователям и группам, на доступ к объектам.
(Разрешения)
Пользователи и группы (User Добавление и удаление пользователей и групп,
включение пользователей в группы, изменение
and Group Accounts)
или удаление пароля текущего пользователя.
User-Level Security Wizard Создание и модификация рабочих групп
(Мастер защиты)

Действия, которые можно выполнить с помощью этих команд, определя-
ются разрешениями, предоставленными пользователю.
GardenCo В этом упражнении вы воспользуетесь командами рабочей
Secure.mdw группы и измените пароль пользователя. При этом необходи-
мо, чтобы было выполнено предыдущее упражнение. В каче-
стве рабочей будет использоваться папка SBS\Access\Secure\Maintain.
Выполните следующие шаги.
1. Запустите Access.
2. Попытайтесь открыть базу данных GardenCo, щелкнув на кноп-
ке Открыть (Open) на панели инструментов Access. Перейдите в
папку SBS\Access\Secure\Maintain и щелкните дважды на файле
GardenCo. Появится сообщение, что у вас нет разрешений, необ-
ходимых для открытия этого объекта.
3. Щелкните на кнопке ОК, чтобы закрыть окно сообщения. Окно
Access останется на экране, но база данных не откроется.
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
270

4. В меню Сервис (Tools) укажите на команду Защита (Security), а за-
тем щелкните на Администратор рабочих групп (Workgroup Administrator),
чтобы открыть следующее диалоговое окно.
Администратор рабочих грипп




Совет. Диалоговое окно, которое появится на вашем экране, содержит
другие сведения о пользователе, компании и пути.

Можно воспользоваться этим диалоговым окном, чтобы создать
новую рабочую группу или присоединиться к одной из суще-
ствующих.
5. Запишите имя и путь к текущей рабочей группе. Эта инфор-
мация понадобится позже.
6. Щелкните на кнопке Связь... (Join), чтобы отобразить следую-
щее диалоговое окно.


IV, п,1ПЪ>»ИГе::/.Да!Н*|да.к !•:!!'»)••:-•• №<•-.« Ц • , ч-м ;">•! !


Data\Microsoft\Access\5ysteri




7. Щелкните на кнопке Обзор (Browse), перейдите к папке
SBS\Access\Secure\Maintain, выделите Secured (WIF-файл, созданный
мастером) и щелкните на кнопке Открыть (Open).
8. Щелкните на кнопке ОК, чтобы принять путь и имя для вы-
деленного WIF-файла. Появится сообщение, что вы включены
в указанную рабочую группу.
9. Щелкните на кнопке ОК, чтобы закрыть окно сообщения, и
снова щелкните на кнопке ОК, чтобы закрыть диалоговое окно
Администратор рабочей группы (Workgroup Administrator).
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 271

10. Снова попытайтесь открыть базу данных GardenCo, щелк-
нув дважды на ее имени в папке SBS\Access\ Secure\Maintain. На этот
раз Access отобразит диалоговое окно Вход (Logon).
11. В поле Имя (Name) введите КатринТ, в поле Пароль (Password)
введите pwO и щелкните на кнопке ОК. База данных откроется.

Важно. Доступ к защищенным базам данных может контролироваться
различными WIF-файлами. Поэтому на диске компьютера может нахо-
диться несколько таких файлов, однако только одна рабочая группа мо-
жет быть активной в данный момент. Текущая рабочая группа хранится
в реестре компьютера как атрибут Access. Поскольку рабочая группа тре-
бует ввода пароля, пользователь, пытающийся открыть базу данных, хра-
нящуюся на диске компьютера, должен ввести свое имя и пароль. (Пользо-
ватели локальной сети могут открыть любую незащищенную базу данных
на другом компьютере, не указывая пароль, но не получат доступа к за-
щищенной базе данных.)

12. В меню Сервис (Tools) укажите на команду Защита (Security), а за-
тем щелкните на Разрешения (User and Group Permissions). Появится
следующее диалоговое окно.


l



\Ш Ш Сотрудники А.'
Admin
Поставщики
КимИ Телефоны клиентов
ЛениК Заказы
МайкГ подчиненная форма Заказы !р
;
"1
Щ
'МайклЭ Кнопочная форма
Л
РичардК
ЯШФсрма




J


Любой член группы Admin может воспользоваться этим диа-
логовым окном, чтобы задать разрешения для отдельных
пользователей или групп. Разрешения задаются для каждого
пользователя и каждого объекта. Выделите пользователя в поле
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
272

Пользователи и группы (User and Groups), выделите тип объекта в спис-
ке поля Тип объекта (Object Type), а затем выделите один или не-
сколько объектов в списке Имя объекта (Object Name). И наконец
щелкните на разрешении, которое хотите предоставить.
13. В разделе Список (List) щелкните на варианте Группы (Groups). При
создании рабочей группы можно задать разрешения для групп,
а затем включить в них пользователей. Поскольку разрешения,
предоставленные группе, распространяются на ее членов, это
простой и быстрый способ задать одинаковые разрешения сразу
для нескольких пользователей.
14. Щелкните на каждой группе и посмотрите, как меняются
разрешения. Обратите внимание, что члены группы Новые дан-
ные (New Data) не могут изменять структуру таблицы.
15. Щелкните на кнопке Отмена (Cancel), чтобы закрыть диалого-
вое окно, а затем выйдите из Access.
16. Снова запустите Access и откройте базу данных GardenCo,
расположенную в папке SBS\Access\Secure\Maintain, указав при вхо-
де имя ЭммиА и пароль pw5. Пользователь ЭммиА является
членом группы Новые данные (New Data).
17. Попытайтесь открыть любую таблицу в режиме конструк-
тора. Появится предупреждение, что у вас нет разрешения на
модификацию таблицы, и будет предложено открыть ее на чте-
ние. Аналогичное сообщение появится при попытке удалить за-
пись, но не при добавлении записи.
18. Щелкните на кнопке Нет (No), чтобы закрыть окно сообще-
ния, а затем выйдите из Access.
19. Запустите Access и откройте ту же самую базу данных, ука-
зав имя КатринТ и пароль pwO.
20. В меню Сервис (Tools) укажите на команду Защита (Security), а за-
тем щелкните на Пользователи и группы (User and Group Accounts), чтобы
отобразить следующее диалоговое окно.

Совет. Любой пользователь может изменить собственный пароль. Член
группы Admin может очистить пароль пользователя, но не может его из-
менить.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 273

Пользователи и группы

Пользователи |г:.„„,пы]




и.ш мчат j


CiK˜ j Индена -J .Jjr'-i




Как член группы Admin, пользователь КатринТ может добав-
лять и удалять пользователей и группы, а также очищать па-
роли пользователей.
21. Щелкните на вкладке Изменение пароля (Change Logon Password),
чтобы отобразить следующие параметры.




На этой вкладке можно изменить собственный пароль.
22. В поле Текущий пароль (Old Password) введите pwO, нажмите кла-
вишу | T a b |, введите новый пароль Nos27Len, нажмите клави-
шу | T a b | и снова введите новый пароль для подтверждения.
274 Microsoft Access 2002. Шаг за шагом

Щелкните на кнопке ОК. В следующий раз пользователь Кат-
ринТ должна будет ввести новый пароль.
23. В меню Сервис (Tools) укажите на команду Защита (Security), а за-
тем щелкните на Мастер... (User-Level Security Wizard). Воспользуйтесь
мастером, чтобы модифицировать текущую рабочую группу.
Можно изменить практически все параметры, которые исполь-
зовались при создании рабочей группы, за исключением имен
и паролей существующих пользователей.
24. Щелкните на кнопке Отмена (Cancel).
25. Выйдите из Access, запустите Проводник и попытайтесь
открыть любую незащищенную базу данных, щелкнув на ее
имени в одной из папок, вложенных в папку SBS\Access. Access
попросит вас указать имя и пароль, потому что этого требует
активная рабочая группа.
26. Щелкните на кнопке Отмена (Cancel), а затем щелкните на кноп-
ке ОК.
27. Перейдите к папке SBS\Access\Secure\Maintain и откройте базу
данных GardenCo как КатринТ с новым паролем Nos27Len.
28. Теперь вы можете вернуться в исходную рабочую группу. В
меню Сервис (Tools) укажите на команду Защита (Security), а затем
щелкните на Администратор рабочих групп (Workgroup Administrator).

Устранение неполадок. В Microsoft Windows 2000 одна из папок, входя-
щая в путь к исходной рабочей группе, может быть скрыта. Чтобы перей-
ти к ней, нужно настроить Проводник на отображение скрытых папок и
файлов. Для этого запустите Проводник, в меню Сервис (Tools) щелкните на
команде Свойства папки (Folder Properties), щелкните на вкладке Вид (View), щелк-
ните на параметре Показать все файлы (Show hidden files and folders) и щелкните на
кнопке ОК.

29. Щелкните на кнопке Связь... (Join).
30. Щелкните на кнопке Обзор (Browse), перейдите к файлу, имя и
путь к которому вы записали в шаге 5, и щелкните на кнопке
Открыть (Open).
31. Щелкните на кнопке ОК, чтобы закрыть диалоговое окно Файл
рабочей группы (Workgroup Information Rle), а затем два раза подряд
щелкните на кнопке ОК, чтобы закрыть окно сообщения и диа-
логовое окно.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 275

Снова появится сообщение, что у вас нет разрешения на откры-
тие базы данных. (База данных защищена, а вы больше не вхо-
дите в группу, имеющую разрешение на открытие этой базы.)
32. Щелкните на кнопке ОК.
33. Попытайтесь открыть незащищенную базу данных в одной
папок, вложенных в SBS\Access. База данных откроется, не зап-
рашивая имя и пароль, поскольку этого не требует исходная
рабочая группа.
Таким способом можно открыть любую незащищенную базу
данных. Если вы хотите поэкспериментировать с защищенной
базой данных, воспользуйтесь ярлыком на рабочем столе, что-
бы открыть версию базы данных GardenCo, сохраненную в папке
SBS\Access\Secure\Maintain.

Как предотвратить изменение
VBA-программы
Ас2002е-8-3 Если вы добавили в базу данных VBA-программу, едва ли вам
понравится, если кто-нибудь внесет в нее изменения. Можно
предотвратить неавторизованный доступ к программе двумя
способами: защитить программу паролем или сохранить базу
данных как файл MDE (Microsoft Database Executable). В пер-
вом случае программа остается доступной для каждого, кто
знает пароль. Если же база данных сохранена как MDE-файл,
пользователи могут выполнять программу, но не могут просмот-
реть ее или отредактировать.
GardenCo
В этом упражнении вы защитите VBA-программу паролем. В
качестве рабочей будет использоваться папка
SBS\Access\Secure\VBA. Выполните следующие шаги.
1. Откройте базу данных GardenCo, расположенную в рабочей
папке, а затем нажмите на клавиши [ A l t l+fFll I, чтобы открыть
окно редактора Visual Basic.
2. В окне редактора Visual Basic щелкните на команде Свойства
GardenCo (GardenCo Properties) в меню Сервис (Tools).
3. В диалоговом окне Свойства проекта GardenCo (GardenCo Project
Properties) щелкните на вкладке Защита (Protection), чтобы отобра-
зить следующие параметры.
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом
276




г



й



'Confirm рк




4. Выделите флажок Закрыть проект для просмотра (Lock project for viewing).

5. В поле Пароль (Password) введите 2002IVBA и нажмите клавишу
| Tab |, чтобы переместить курсор в поле Подтверждение (Confirm
Password).
6. Снова введите пароль и щелкните на кнопке ОК. Пароль, ко-
торый вы задали, не будет задействован до следующего откры-
тия базы данных.
7. Нажмите на клавиши | А111 +1 Fll |, чтобы вернуться в Access,
и закройте базу данных.
8. Снова откройте базу данных и нажмите на клавиши |A1t |+1 Fll |,
чтобы переключиться в редактор Visual Basic. Откроется окно ре-
дактора, но в нем отображается только панель Проект (Project), где
указано имя проекта. Окно программы закрыто.
9. Щелкните на знаке плюс слева от имени проекта GardenCo,
чтобы развернуть его. Появится следующее диалоговое окно.

GadenCo Password




10. Введите 2002IVBA и щелкните на кнопке ОК. Проект раз-
вернется, и появятся входящие в него компоненты.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 277


Совет. Пароль требуется вводить только один раз за весь сеанс работы,
то есть пока вы не закроете базу данных.

11. Чтобы удалить пароль, щелкните на команде Свойства GardenCo
(GardenCo Properties) в меню Сервис (Tools).
12. В диалоговом окне Свойства проекта GardenCo (GardenCo - Project
Properties) щелкните на вкладке Защита (Protection), очистите
флажок Закрыть проект для просмотра (Lock project for viewing), удалите
звездочки в обоих полях, предназначенных для паролей, и щел-
кните на кнопке ОК.

Совет. Установки флажка Закрыть проект для просмотра (Lock project for viewing) и
пароля действуют раздельно. Выделение флажка Закрыть проект для просмот-
ра (Lock project for viewing) требует ввода пароля для просмотра проекта. Если
пароль задан, а флажок очищен, пользователь может просматривать про-
грамму, но должен ввести пароль, чтобы открыть диалоговое окно Свой-
ства проекта (Properties Project).

13. Закройте окно редактора Visual Basic, а затем закройте базу
данных.

Защита базы данных, которая подлежит
распространению
Ас2002е-8-3 Если база данных используется в офисе, локальной (LAN) или
более крупной сети (WAN), доступ к ней можно контролиро-
вать. Но если база данных выпускается в широкий мир (сама
по себе или в составе приложения), узнать, кто с ней работает и
какие средства при этом используются, не представляется воз-
можным. Если подобные мысли мешают вам спать по ночам,
распространяйте свои базы данных в виде файлов MDE
(Microsoft Database Executable).
Предположим, что владельцы компании «Все для сада» намерены пере-
дать свою базу данных клубам садоводов, но так, чтобы потенциальные
пользователи не могли менять или портить объекты. При сохранении базы
данных в виде MDE-файла все исходные коды удаляются, вследствие чего
база данных становится более компактной. Пользователи могут работать
с формами, получать отчеты, редактировать данные, выполнять запро-
сы, макросы и VBA-программы. Но не могут делать следующее:
278 Microsoft Access 2002. Шаг за шагом

• отображать, редактировать и создавать формы, отчеты и модули в
режиме конструктора;
• добавлять, удалять или изменять связи с другими объектами или ба-
зами данных;
• изменять VBA-программы;
• импортировать и экспортировать формы, отчеты и модули.
GardenCo В этом упражнении вы защитите базу данных, сохранив ее в
виде MDE-файла. В качестве рабочей будет использоваться
папка SBS\Access\Secure\Mde. Выполните следующие шаги.
1. Если вы работаете в многопользовательской среде, убедитесь,
что остальные пользователи закрыли базу данных, для кото-
рой нужно создать MDE-файл.

Важно. Файл формата MDE нельзя преобразовать обратно в базу дан-
ных. Поэтому, прежде чем сохранять базу данных как MDE-файл, следу-
ет создать резервную копию. Если возникнет необходимость изменить
формы, отчеты или VBA-программы, внесите изменения в исходную базу
данных, а затем снова сохраните ее как MDE-файл.

2. В меню Сервис (Tools) щелкните на команде Служебные программы
(Database Utilities) и щелкните на Создать MDE-файл (Make MDE File).

Важно. Базу данных можно сохранить как MDE-файл только в том слу-
чае, если она имеет формат Access 2002. Поэтому, если база данных имеет
формат Access 2000, нужно вначале преобразовать ее в формат 2002, вос-
пользовавшись командой Преобразовать базу данных (Convert Database) в подменю
Служебные программы (Database Utilities) в меню Сервис (Tools).

3. В диалоговом окне База данных для сохранения как MDE (Database to
Save As MDE) перейдите к папке SBS\Access\Secure\Mde, выделите
GardenCo и щелкните на кнопке Создать MDE (Make МОЕ). Появится
следующее диалоговое окно.
Глава 9. Обеспечение безопасности данных 279




т




,., i

ЩЩр


4. В поле Имя файла (File Name) введите TGC и щелкните на кнопке
Сохранить (Save). Процесс преобразования занимает не более се-
кунды и не сопровождается никакими сообщениями.
5. Щелкните на кнопке Открыть (Open), перейдите к папке
SBS\Access\Secure\MDE и щелкните дважды на TGC.
6. На панели объектов щелкните на каждом типе объектов, на-
блюдая за кнопкой Конструктор (Design) вверху окна базы данных.
Кнопка Конструктор (Design) доступна для таблиц, запросов, мак-
росов, но недоступна для других типов объектов.
7. Закройте окно базы данных и, если вы не намерены перехо-
дить к следующей главе, выйдите из Access,

Совет. Если вы намерены распространять базу данных для установки на
системах, параметры которых неизвестны, ознакомьтесь с Package and
Deployment Wizard в Microsoft Office XP Developer.
_ _
t • I .v.i-AvT. i .uu 3jodsV;iSic\AT5 -J-гаШг.Г
Создание т
Список товаров по алфавиту
статических
18-апр-2002
веб-страниц из I 1
таблиц и Описание товара Название типа Заказано Минимальный заказ
запросов, — — 15 литровая автоцистерна для Инструменты 1 шт.
поливки
стр. 283
Название типа Заказано Минимальный заказ
Описание товара
Розы
Австрийская медная роза Одно растение 7
Деревья
Австрийская сосна Один контейнер 10
4


13
13


2
Список клиентов по алфавиту — Б 20
Страница 1 из 15




А ! Б | В i Г | Д I Е i Ж I 3 ! Й | Й | К 13 | М IИ | О | П | Р |
?! 11 v'i Ф | х j м i S f Щ I Ж i Ь j ы jъ} з \ ю!'я |
Использование VBA для созда-
ния веб-страниц, стр. 290




Создание сводных
таблиц для анализа
данных, стр. 312



Лист сотрудника
Просматривая эту страницу, вы можете;

• перейти к другой записи с помощью кнопок Сле;1ующая или Предыдущая;
• изменить данные;
• отсортировать записи, щелкнув в нужном поле, а затем щелкнув на одной кнопок Сортировка;
• вывести справку по использованию страниц»!, щелкнув на кнопке Справка.




Создание страниц
доступа к данным для
просмотра и изменения
iинформации, стр. 300
Глава 10
Работа со страницами и
модулями

Изучив эту главу, вы сможете:
• создавать статические веб-страницы для просмотра данных в сети;
• использовать VBA-программы для создания статических веб-страниц;
• создавать динамические веб-страницы для изменения данных в сети;
• создавать сводные таблицы и диаграммы для анализа данных в сети.

World Wide Web (всемирная паутина) представляет собой крупнейший в
мире информационный центр. Здесь публикуются и распространяются
книги, программное обеспечение и самые разнообразные сведения. Если
ваша организация имеет выход в Интернет, можно воспользоваться фун-
кциями Microsoft Access, чтобы обеспечить доступ к информации базы
данных пользователям Интернета и интранета.

Важно. В этой главе предполагается, что вы имеете представление об
Интернете, поставщиках услуг Интернета и способах размещения HTML-
страниц в веб-узле. Даже если это не так, вы сможете выполнить следую-
щие упражнения, однако вам понадобится помощь для размещения фай-
лов в сети. Неплохим пособием по созданию и публикации веб-узлов может
послужить книга «Microsoft FrontPage версия 2002. Шаг за шагом» («Из-
дательство ЭКОМ», 2002).

Просмотр информации в Web осуществляется с помощью специальных
программ, называемых браузерами. Самыми распространенными из них
являются Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator, но существу-
ют и другие. Все браузеры способны распознавать типовой набор опера-
торов (тэгов) языка Hypertext Markup Language (HTML). Последние вер-
сии популярных браузеров могут распознавать также нестандартные тэги
и такие форматы файлов, как Dynamic Hypertext Markup Language
(DHTML) или Extensible Markup Language (XML).
Microsoft Access 2002. Шаг за шагом

<<

стр. 8
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>