стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Министерство образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет информатики
Кафедра прикладной информатики



УДК 681.3
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК
зав. кафедрой, проф., д.т.н.
________________С.П. Сущенко
«____»________________ 2005 г.



Бовтрукевич Александр Михайлович

АВТОМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Дипломная работа




Научный руководитель:
доцент, к.т.н. Поляков В.И.


Исполнитель:
студент группы 1402 . Бовтрукевич А.М.

Электронная версия дипломной работы
помещена в электронную библиотеку. Файл
Администратор




Томск 2005
Реферат


Дипломная работа 60 стр., 21 рис., 1 табл., 3 прил., 11 источников

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ, НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ, АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРИКЛАДНЫЕ РЕШЕНИЯ
ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ, 1С


Объект исследования и разработки - методы разработки программ по учету и
формированию налоговой отчетности.


Цель работы – создание программы автоматизации налогового учета.


Методы исследования – изучение налогового законодательства, интервьюирование
экспертов по предметной области, вычислительный эксперимент.


Результат работы – разработана автоматизированная система налогового учета и
предложена методика по ее использованию.




2
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................... 4
1. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ .................................................................................................. 5
2. ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ .................................................................. 8
2.1 Реализация налогового учета в системе «1С: Бухгалтерия 7.7».................................................................8
2.1.1 Общее описание системы..............................................................................................................................8
2.1.2 Недостатки реализации налогового учета в «1С: Бухгалтерии 7.7» .......................................................11

2.2 Другие примеры реализации...........................................................................................................................12
2.2.1 Программный комплекс «БЭСТ» ...............................................................................................................12
2.2.2 Программа «ИТРП: Производственное предприятие».............................................................................15
2.2.3 Программа «Инфо-Предприятие» ..............................................................................................................15
2.2.4 Программа «Турбо Бухгалтер»...................................................................................................................17
2.2.5 Программа «Инотек»...................................................................................................................................17
2.2.6 Microsoft Business Solutions — Navision ....................................................................................................18
2.2.7 SAP R/3 .........................................................................................................................................................18

2.3 Резюме..................................................................................................................................................................19
3. АВТОМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА .......................................................... 21
3.1 Концептуальные требования к программному обеспечению ...................................................................21

3.2 Принципиальная реализация системы .........................................................................................................22
3.2.1 Показатели налогового учета .....................................................................................................................22
3.2.2 Счета налогового учета ...............................................................................................................................25
3.2.3 Документы налогового учета .....................................................................................................................26
3.2.4 Налоговая отчетность..................................................................................................................................27

3.3 Программная реализация ................................................................................................................................27
3.3.1 Справочники ................................................................................................................................................27
3.3.2 Счета .............................................................................................................................................................28
3.3.3 Документы....................................................................................................................................................29
3.3.4 Расчет показателей ......................................................................................................................................29
3.3.5 Отчеты ..........................................................................................................................................................30

3.4 Постановка и ведение налогового учета с использованием автоматизированной системы...............32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А. РУКОВОДСТВО ПО НАСТРОЙКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ. ..... 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В. АКТ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
НАЛОГОВОГО УЧЕТА ................................................................................................ 60
Введение

В рамках постоянных преобразований в российском налоговом законодательстве и
законодательстве по бухгалтерскому учету, осуществляемых с целью приближения
последнего к международным стандартам финансовой отчетности, отечественные
предприятия сталкиваются с новыми проблемами практической реализации методов и
принципов, устанавливаемых Федеральной Налоговой Службой (ранее Министерство по
Налогам и Сборам РФ) и Министерством Финансов РФ. В данной работе исследуются
методы автоматизации ведения налогового учета на предприятиях, введенного с
01.01.2002 г. с вступлением в силу главы 25 Налогового Кодекса РФ.
Трудность реализации, а порой и ее невозможность, накладывают особые условия на
процесс автоматизации новых задач налогового и бухгалтерского учета. В качестве
одного из таких условий можно выделить особую необходимость применения
автоматизированных решений, поскольку выполнение всех требований Законодательства
оказывается невозможным при ведении учета вручную из-за трудоемкости обработки
больших объемов информации, растянутых на продолжительные промежутки времени.
Другой особенностью, которая проявляется во многих существующих программных
разработках, является идеализированный подход к решению проблемы. Т.е. многие
существующие решения на практике не работают, из-за «неидеального» ведения учета
предприятиями. Пользователю нужны простые и гибкие средства, позволяющие
адаптировать программное обеспечение под индивидуальные потребности.
По этим и по ряду других причин спустя три года после законодательного введения
налогового учета проблема поиска приемлемых автоматизированных решений остается
актуальной. Поэтому в ходе данной работы рассматриваются существующие
программные реализации и предлагается свой способ решения проблемы.
Можно сказать, что глава 25 Налогового кодекса поставила налогоплательщиков в
непривычное для них положение: им сказано, что они должны вести налоговый учет, но
то, как это делать, выбирать им самим. Поэтому, предприятия, привыкшие к
регламентированному законодательно бухгалтерскому учету, находятся в недоумении и
ждут, что предложат им разработчики программного обеспечения.
Следует отметить, что в общем случае перед предприятиями вообще не стоит
проблемы выбора программных средств для автоматизации налогового учета. Так как
почти каждое предприятие использует в своей деятельности то или иное бухгалтерское
программное обеспечение, то они склонны пользоваться теми решениями налогового
учета, которые предлагает им разработчик уже используемого ими продукта.
Поскольку на данный момент самой распространенной в нашей стране системой
бухгалтерского учета является решение на базе «1С», то эта платформа и выбрана в
качестве среды для разработки собственного решения системы автоматизации налогового
учета.




4
1. Налоговый учет

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль организаций»
части второй Налогового кодекса. В ней впервые на законодательном уровне дано
определение налогового учета как системы обобщения информации для определения
налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов,
сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом
([1], статья 313).
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной
информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций,
осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также
обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет
налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно,
исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то
есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок
ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для
целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)
руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для
налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
При этом система должна обеспечить возможность осуществления контроля за
правильностью формирования тех или иных показателей, которые будут учтены при
расчете налоговой базы, как при осуществлении внутреннего контроля, так и со стороны
проверяющих органов. То есть должна быть обеспечена «прозрачность» формирования
показателей декларации по налогу на прибыль начиная с первичного документа. При этом
организацией должен быть обеспечен набор регистров, в которых аккумулируются
возникающие у организации доходы и расходы, определен порядок формирования
объектов учета [2].
Для целей налогового учета налогоплательщик вправе использовать регистры
бухгалтерского учета. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится
недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с
требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять
применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя
тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового
учета. Данные налогового учета должны отражать:
• порядок формирования суммы доходов и расходов
• порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в
текущем налоговом (отчетном) периоде)
• сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в
следующих налоговых периодах
• порядок формирования сумм создаваемых резервов
• сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль
Законодатель установил, что подтверждением данных налогового учета являются:
• первичные учетные документы (включая справку бухгалтера)
• аналитические регистры налогового учета
• расчет налоговой базы


5
Понятие аналитических регистров налогового учета содержится в статье 314. Под
ними понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный
(налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ,
без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. При этом формы
регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового
учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком
самостоятельно и включаются в приложение к учетной политике для целей
налогообложения.

Формы регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать
следующие реквизиты:
• наименование регистра
• период (дату) составления
• измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном
выражении
• наименование хозяйственных операций
• подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных
регистров
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и
накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных
документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой
базы.
Расчет должен содержать следующие показатели:
1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода
нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том
числе:
• выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а
также выручка от реализации имущества, имущественных прав
• выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном
рынке
• выручка от реализации покупных товаров
• выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не
обращающихся на организованном рынке
• выручка от реализации основных средств
• выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и
хозяйств
• выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном
рынке
• выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок,
обращающихся на организованном рынке


3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих
сумму доходов от реализации, в том числе:
• расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного
производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества,
имущественных прав;
• расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на
организованном рынке;

6
• расходы, понесенные при реализации покупных товаров;
• расходы, понесенные при реализации финансовых инструментов срочных
сделок, не обращающихся на организованном рынке;
• расходы, связанные с реализацией основных средств;
• расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при
реализации ими товаров (работ, услуг);
• расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на
организованном рынке;
• расходы, понесенные при реализации финансовых инструментов срочных
сделок, обращающихся на организованном рынке.
4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
• прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а
также выручка от реализации имущества, имущественных прав;
• прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на
организованном рынке;
• прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
• прибыль (убыток) от реализации финансовых инструментов срочных сделок,
не обращающихся на организованном рынке;
• прибыль (убыток) от реализации основных средств;
• прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;
• прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на
организованном рынке;
• прибыль (убыток) от реализации финансовых инструментов срочных сделок,
обращающихся на организованном рынке.
5. Сумма внереализационных доходов.
6. Сумма внереализационных расходов.
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
Таким образом, налоговый учет – это самостоятельный вид учета, который ведется
отдельно от бухгалтерского. Конечным результатом налогового учета является расчет
налоговой базы по налогу на прибыль (налоговая декларация), выполненный на основе
данных регистров налогового учета, которые могут вестись обособленно, либо могут быть
получены в качестве отчетов по данным регистров бухгалтерского учета, если это
возможно.




7
2. Обзор существующих решений
Здесь приводится описание некоторых наиболее распространенных программных
продуктов, предлагающих свои реализации по автоматизации налогового учета.
Поскольку система «1С: Бухгалтерия 7.7» является на настоящий момент наиболее
распространенной и эта среда выбрана для реализации собственного решения, то она
рассматривается более подробно.

2.1 Реализация налогового учета в системе «1С: Бухгалтерия
7.7»
2.1.1 Общее описание системы
Система налогового учета в «1С: Бухгалтерии 7.7» реализована в полном
соответствии с требованиями главы 25 НК РФ и включает:
• порядок определения и классификацию доходов;
• порядок определения и классификацию расходов;
• порядок организации ведения налогового учета доходов и расходов;
• ведение (формирование) аналитических регистров налогового учета;
• порядок определения и расчета налоговой базы, включая механизм
автоматического заполнения декларации по налогу на прибыль организаций.

В «1С: Бухгалтерии 7.7» данные бухгалтерского и налогового учета формируются
параллельно на основании данных первичного учета. Такой поход учитывает специфику
отражения отдельных хозяйственных операций для целей налогового учета.
Если хозяйственная операция отражается однозначно и в бухгалтерском и в
налоговом учете, то нет необходимости дважды вносить одни и те же данные вручную -
при регистрации хозяйственной операции в налоговом учете в программе можно
использовать данные бухгалтерского учета.
Вместе с тем существует возможность отражения специфических операций
налогового учета, которые не регистрируются в бухгалтерском учете. Например, перенос
на следующие отчетные (налоговые) периоды расходов, учитываемых в особом порядке.




Рисунок. 2.1 Организация налогового учета в системе «1С: Бухгалтерия»

Такие операции признаны регламентными операциями для целей налогового учета и
выполняются автоматически в конце месяца. К ним относятся:



8
включение в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода расходов,

принимаемых к учету в особом порядке (нормируемых расходов, расходов
будущих периодов и т.п.);
учет стоимости списанных товаров и материалов;

расчет стоимости готовой продукции;

расчет амортизации и многие другие.


Хранение данных налогового учета организовано на вспомогательных забалансовых
счетах (далее «налоговые счета» или «счета налогового учета»). Структура счетов
налогового учета соответствует структуре доходов и расходов, отражаемых в налоговой
декларации. Кроме того, на этих счетах отражается стоимость активов организации для
целей налогового учета; произведенные расходы, подлежащие нормированию по
окончании отчетного (налогового) периода; расходы будущих периодов; операции по
движению дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.
Если информация об остатках и движениях по налоговым счетам в целом не
является достаточной для целей налогового учета, то по таким счетам ведется и
аналитический учет. Так, например, финансовый результат от выбытия можно получить
по каждому выбывшему объекту основных средств.
По порядку формирования и составу показателей реализованные налоговые
регистры полностью соответствуют системе налогового учета, рекомендованной МНС
России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ. Регистры
налогового учета позволяют анализировать данные налогового учета от отдельных
хозяйственных операций до строк налоговой декларации.
В составе «1С: Бухгалтерии 7.7» поставляется полная форма декларации по налогу
на прибыль организаций. Налоговая декларация заполняется автоматически по данным
налогового учета.
На всех этапах ведения налогового учета и формирования декларации возможна
ручная корректировка данных, то есть последнее слово остается все же за бухгалтером.
Операции приобретения и выбытия имущества, работ, услуг, прав отражаются в
налоговом учете по каждому факту приобретения и утраты организацией права
собственности на имущество, получения прав, результатов выполненных работ,
потребления услуг, за исключением видов затрат, не подлежащих включению в состав
расходов (доходов) в соответствии с главой 25 НК РФ. Перечень расходов, не
учитываемых в целях налогообложения, приведен в ст. 270 НК РФ.
Поступление и расход денежных средств отражается в налоговом учете по каждому
факту в том случае, если он влечет за собой появление объекта налогового учета.
Например, выдача денежных средств подотчетному лицу не влечет за собой появление
объекта налогового учета и в налоговом учете не отражается.
Прочие хозяйственные операции выделены в отдельную группу в связи с тем, что по
ним не ведутся специальные налоговые регистры, тем не менее, они могут влиять на
величину налоговой базы. В «1С: Бухгалтерии 7.7» к таким операциям относятся:
• списание материалов, товаров, продукции (передача в производство,
использование для собственных нужд и т.п.);
• расчет курсовых (суммовых разниц);
• зачет задолженности по обязательствам сторон.

Все хозяйственные операции отражаются на счетах налогового учета, которые
используются для формирования налоговых регистров и заполнения налоговой
декларации.

9
Кроме отражения отдельных хозяйственных операций, для целей налогового учета в
«1С: Бухгалтерии 7.7» реализовано автоматическое выполнение регламентных операций
по налоговому учету, выполняются в конце месяца после того, как в налоговом учете
отражены все хозяйственные операции за месяц. Результат этих операций (стоимость
реализованных товаров, представительские расходы в соответствии с нормативами и т.п.)
отражается на счетах налогового учета, которые используются для заполнения налоговой
декларации.
Для отражения данных налогового учета используются вспомогательные
забалансовые счета. Эти счета не используются для ведения бухгалтерского учета и не
учитываются при формировании бухгалтерской отчетности.
Счета налогового учета имеют следующую структуру (для упрощения и обобщения
структура счетов показана без учета субсчетов):
• Н01 «Формирование стоимости объекта учета»;
• Н02 «Движение имущества, прав»;
• Н03 «Нормируемые расходы»;
• Н04 «Расходы будущих периодов»;
• Н05 «Амортизируемое имущество»;
• Н06 «Доходы от реализации имущества, работ, услуг, прав»;
• Н07 «Расходы, связанные с реализацией имущества, работ, услуг, прав»;
• Н08 «Внереализационные доходы»;
• Н09 «Внереализационные расходы»;
• Н10 «Убытки прошлых лет по объектам обслуживающих производств»;
• Н11 «Убытки прошлых лет»;
• Н12 «Учет целевого финансирования»;
• Н13 «Движение дебиторской и кредиторской задолженности».

Для облегчения начала ведения налогового учета в «1С: Бухгалтерии 7.7»
предусмотрено автоматическое формирование начальных остатков по следующим
налоговым счетам:
• Н01.01 «Формирование стоимости объектов внеоборотных активов»;
• Н01.02 «Учет стоимости оборудования»;
• Н01.05 «Формирование прямых расходов на производство товаров (работ, услуг)
основного производства»;
• Н01.07 «Транспортные расходы по доставке покупных товаров»;
• Н02.01 «Поступление и выбытие материалов»;
• Н02.02 «Поступление и выбытие товаров»;
• Н02.03 «Поступление и выбытие готовой продукции»;
• Н02.04 «Товары отгруженные»;
• Н02.05 «Поступление и выбытие ценных бумаг»;
• Н02.06 «Приобретение прав в рамках оказания финансовых услуг»;
• Н05.01 «Первоначальная стоимость основных средств»;
• Н05.02 «Сумма начисленной амортизации основных средств»;
• Н05.03 «Первоначальная стоимость нематериальных активов»;
• Н05.04 «Сумма начисленной амортизации нематериальных активов»;
• Н13.01 «Движение дебиторской задолженности»;
• Н13.02 «Движение кредиторской задолженности»;
• Н13.03 «НДС по кредиторской задолженности».

Начальные остатки формируются по данным бухгалтерского учета и могут быть
скорректированы вручную. При ручной корректировке можно легко увидеть разницу
между оценкой объектов учета в бухгалтерском и налоговом учете.

10
В «1С: Бухгалтерии 7.7» сохранена классификация налоговых регистров
рекомендованная МНС России. В соответствии с ней регистры налогового учета делятся
на четыре группы:
• регистры учета хозяйственных операций;
• регистры промежуточных расчетов;
• регистры учета состояния единицы налогового учета;
• регистры формирования отчетных данных.

Система налогового учета, реализованная в «1С: Бухгалтерии 7.7», обеспечивает
автоматическое заполнение налоговой декларации по данным налогового учета. Наряду с
этим поддерживается и ручная корректировка декларации на усмотрение бухгалтера.
Для контроля правильности отражения данных в налоговом учете в «1С»
предусмотрен механизм сверки данных. Это типовой отчет, в котором отражаются
хозяйственные операции за период и их различия в бухгалтерском и налоговом учете.
Детализируя ту или иную операцию, можно увидеть, какие документы с ней связаны.
Поэтому при возникновении «подозрительных» сумм можно выявить источники их
появления и откорректировать их.

2.1.2 Недостатки реализации налогового учета в «1С: Бухгалтерии 7.7»
Для хранения данных налогового учета в системе используются дополнительные
забалансовые счета, наименования которых приведены выше. Они, в свою очередь, имеют
огромное количество субсчетов. Как видно их кодировка не соответствует системе
бухгалтерских счетов, и не полностью понятны механизмы формирования данных на этих
счетах. В связи с этим неизвестно точно, какого рода информация содержится на данных
счетах и как она получена, а это не позволяет пользователю самостоятельно вносить
данные на эти счета и получать по ним информацию с помощью стандартных отчетов.
Кроме того, для того чтобы содержащаяся на данных счетах информация была корректна,
в самом начале ведения налогового учета необходимо занести начальные остатки по этим
счетам, а сделать это из-за отсутствия подробного описания невозможно, несмотря на то,
что в системе «1C: Бухгалтерия» присутствует возможность формирования начальных
остатков по некоторым счетам на базе данных бухгалтерского учета.
Данный перечень дополнительных счетов для ведения налогового учета не является
окончательным, а имеет тенденцию расширяться с каждым новым релизом «1C:
Бухгалтерии», что отнюдь не способствует повышению прозрачности их содержания и
добавляет дополнительные беспокойства пользователю.
Все же отследить механизм формирования данных на этих счетах возможно. Для
этого необходимо проанализировать программный код модулей всех документов,
используемых для ввода данных, а это является очень трудоемкой задачей.
Несмотря на вышеперечисленные особенности, поставить налоговый учет на основе
реализации, предложенной в «1C: Бухгалтерии», является возможным. Известно, что
многие предприятия ведут свой налоговый учет именно с помощью этой системы, однако
для его постановки необходимо прибегать к дорогостоящим консультационным услугам
аудиторов и фирм-интеграторов, занимающихся поставкой и настройкой программного
обеспечения на платформе «1С».
При ведении налогового учета в «1C: Бухгалтерии» данные заносятся на счета
налогового учета в момент проведения документа в бухгалтерском учете. С одной
стороны, это хорошо, т.к. данные сразу же отражаются в налоговом учете, и отсутствует
необходимость повторного ввода документов. С другой стороны, на практике далеко не
всегда документы проводятся в бухгалтерском учете в момент совершения хозяйственной
операции и с соблюдением хронологической последовательности. В связи с этим данные,

11
отражаемые в налоговом учете, могут быть искажены. Для устранения этой проблемы
можно препроводить все документы в бухгалтерском учете за отчетный период, но это не
гарантирует, что не появятся другие проблемы в самом бухгалтерском учете. Другим
выходом может быть решение брать необходимые данные для налогового учета по
бухгалтерским итогам за отчетный период, это устранит проблемы с хронологией. Кроме
того, нет острой необходимости иметь данные по налоговому учету в каждый момент
времени. Нужно только иметь возможность формировать налоговую отчетность на конец
соответствующего отчетного периода.
Еще одним недостатком такой реализации является то, что код, формирующий
налоговые счета, находится непосредственно в программных модулях документов
бухгалтерского учета, поэтому при изменении документов в целях какого-либо учета
необходимо контролировать, чтобы не искажался алгоритм формирования данных
другого учета. Кроме того, если в стандартные бухгалтерские документы внесены
изменения в целях налогового учета, то невозможно обновлять конфигурацию на
содержащую новые реализации документов, так как потеряются внесенные изменения.
Положительным моментом является то, что система позволяет автоматически
заполнять налоговую декларацию по итогам отчетного периода на базе данных налогового
учета. Но эта функция реализована методом «вытягивания», т.е. алгоритмы программного
модуля формы отчета (декларации) сами берут необходимые данные со счетов налогового
учета. К сожалению, далеко не всегда удается настроить учет в системе так, чтобы
информация, содержащаяся в автоматически сформированной отчетной форме, была
абсолютно достоверной. Зачастую приходится вручную вносить необходимые
корректировки в полученный документ. Таким образом, эта функциональность работает
только на тех предприятиях, где используется типовая конфигурация без изменений.
Проблему усложняет то обстоятельство, что сама форма декларации постоянно меняется.
Это приводит к необходимости ее регулярного обновления, правда, разработчик
постоянно отслеживает эти изменения и предоставляет возможность пользователю
получить новую форму. Это решает проблему для тех, кто пользуется стандартной
конфигурацией, но делает полностью нецелесообразным самостоятельную модификацию
формы в ином случае.
Также следует отметить, что поскольку все отчеты, формируемые по данным
налогового учета в системе, представленные соответствующими регистрами, реализованы
в соответствии с методическими рекомендациями МНС РФ, то они являются либо
избыточными по своему содержанию, либо неудобные для использования. Напомним, что
методику ведения налогового учета предприятия формируют самостоятельно, поэтому
могут использовать другие, более удобные для их нужд, формы регистров.


2.2 Другие примеры реализации
2.2.1 Программный комплекс «БЭСТ»
Информационной основой налогового учета в программных комплексах «БЭСТ»
(также как и при ведении бухгалтерского учета) являются первичные документы.
Соответственно, данные, регистрируемые в программной системе, проходят
параллельную обработку в бухгалтерском и налоговом учете, и, тем самым,
бухгалтерский и налоговый учет ведутся на едином информационном пространстве.
Другими словами, технология, реализованная в программных продуктах серии «БЭСТ»,
использует однократный ввод данных для целей бухгалтерского и налогового учета [6].
Для ведения налогового учета в данных программах создан специальный налоговый
план счетов, обособленный от системы счетов бухгалтерского учета. Все счета,

12
присутствующие в настроенном налоговом плане счетов, являются забалансовыми
счетами. Накопленная на них информация не отражается в регистрах бухгалтерского
учета и соответственно не попадает в бухгалтерскую отчетность. Схема создания записей
на этих счетах проста: при дебетовании обороты на них увеличиваются, а по кредиту -
уменьшаются
Счета из налогового плана счетов условно подразделяются на три вида - счета
доходов текущего периода, счета расходов текущего периода и промежуточные счета. В
качестве «прообраза» для нумерации счетов были использованы номера счетов для учета
доходов и расходов организации, имеющиеся в действующем Плане счетов
бухгалтерского учета. Для достижения наглядности и простоты восприятия, номера
налоговых счетов первого и второго видов начинаются с префикса «Н». В свою очередь,
на счетах налогового учета открываются специальные субсчета, на которых также
существуют счета более низкого уровня. Состав счетов и открытых на них субсчетов
нацелен на подготовку данных для декларации по налогу на прибыль организаций и ее
приложений, а отдельный налоговый счет/субсчет применяется для обобщения
информации, указываемой в отдельной строке перечисленных документов
В общую систему налоговых счетов входят и промежуточные счета. Это
промежуточные счета для учета затрат и промежуточные счета для учета расходов
будущих периодов. В зависимости от ситуации, расходы, накопленные на промежуточных
счетах, могут быть отнесены на расходы отчетного периода в объемах, приходящихся на
реализованную продукцию, в пределах установленных законодательством нормативов,
или же равномерно - в течение оговоренного срока. Номера промежуточных счетов
начинаются с символа «П» (промежуточный). При этом нумерация счетов для учета
затрат совпадает с нумерацией аналогичных налоговых счетов. Для учета расходов
будущих периодов используется счет П97 «Расходы будущих периодов», где открыты
субсчета по видам расходов.
Для накопления информации на счетах из налогового Плана счетов в программах
серии «БЭСТ» используется стандартный, отработанный механизм формирования
проводок по типовым хозяйственным операциям. Иначе говоря, в соответствующие
шаблоны типовых операций, наряду с бухгалтерскими проводками, также включены
«налоговые» проводки, предназначенные для создания записей на счетах налогового
учета.
В итоге, в ходе бухгалтерской обработки хозяйственных документов при
необходимости можно параллельно делать проводки по счетам из налогового плана
счетов. С этой целью, в шаблонах типовых операций к наборам «обычных» проводок
добавляются записи для отражения данных на счетах налогового учета, и если правила
налогового и бухгалтерского учета для обработки той или иной операции неодинаковы, то
пишутся новые алгоритмы.
Поскольку каждый налоговый счет фактически является отдельным регистром
налогового учета, то можно сказать, что «налоговые» проводки представляют собой
регистрационные записи, предназначенные для разнесения данных первичной учетной
документации в соответствующие налоговые регистры.
В программах серии «БЭСТ» реализованы механизмы учета амортизируемого
имущества с позиции налогообложения и расчета налоговой амортизации такого
имущества. Это позволит вести учет имущества предприятия в бухгалтерском и
налоговом «измерениях» и проводить расчеты амортизации для обоих видов учета.
В программе реализована возможность использовать различные варианты оценки
своих материальных ресурсов для целей бухгалтерского и налогового учета. Программы
обеспечивают принятие к учету запасов по разным ценам (с разным составом

13
сопутствующих издержек), а также использование для одного и того же артикула разных
методов расчета цены списания при выбытии. В первом случае для каждой строки
спецификации документа используются две различные калькуляции цены поступления.
Во втором случае применяются две процедуры расчета себестоимости.
Использование всех перечисленных технологий позволит подготовить все
необходимые данные для формирования аналитических регистров и налоговой
декларации.
В условиях программных продуктов серии «БЭСТ» аналитические регистры
представляют собой совокупность отчетов, формируемых на основании данных,
«собранных» на счетах налогового учета. Используя программные комплексы «БЭСТ»,
можно получить разнообразные синтетические и аналитические отчеты, сгруппировать и
детализировать данные налогового учета по различным критериям. Кроме того, системы
серии «БЭСТ» располагают средствами генерации отчетов, помогающими создавать
произвольные отчетные формы.
Информационным ядром данной программной системы является модуль «АРМ
Главного бухгалтера», в который стекается вся учетная информация из других подсистем
и где формируется вся внешняя финансовая отчетность организации. Этот модуль
содержит «Регистр учета операций по налоговым счетам». В качестве параметров запроса
для построения такого регистра можно выбрать требуемый участок учета,
соответствующий налоговый счет, объект аналитического учета по этому счету (если он
существует), валюту учета, а также интервал времени, за который проводится этот анализ.
Для группировки данных налогового учета, относящихся к таким участкам учета,
как ведение кассовых и банковских операций, в соответствующих подсистемах можно
получить такие отчеты, как «Регистр учета поступлений» и «Регистр учета расходов». Эти
регистры формируются на основании документов движения денежных средств. Делая
запросы на подготовку отчетов, пользователь сможет гибко управлять различными
параметрами и их сочетаниями. В отчетах будет собрана информация по всем видам
приходных или расходных документов, относящихся ко всем расчетным счетам/кассам
предприятия и оформленных в любых валютах. Кроме того, эти отчеты позволяют
проанализировать движение денежных ресурсов за определенный интервал времени.
Направления анализа могут быть самыми разными - либо по отдельному расчетному
счету/кассе предприятия, либо по конкретному виду денежных документов, либо по
валюте расчетов.
Основные задачи, связанные с обобщением данных по санкциям за ненадлежащее
исполнение договорных обязательств и с оценкой величины резерва по сомнительным
долгам, решаются в подсистеме «Расчеты. Договоры» с помощью таких двух регистров-
отчетов, как «Регистр учета расчетов по штрафным санкциям» и «Расчет резерва
сомнительных долгов». Второй из этих двух регистров содержит информацию о
задолженности контрагентов организации.
Что касается подсистемы «Учет заработной платы», то существует
специализированный отчет «Регистр учета расходов по оплате труда». В него включается
обобщенная информация о составе и размере расходов на оплату труда с точки зрения
статьи 255 главы 25 НК РФ. Записи формируются ежемесячно нарастающим итогом за год
по всем начислениям, производимым в пользу работника. Данный регистр ведется по
каждому работнику предприятия.




14
2.2.2 Программа «ИТРП: Производственное предприятие»
Реализация налогового учета в программе заключается в следующем. Все
хозяйственные операции, оформленные в течение месяца первичными бухгалтерскими
документами, отражаются в информационной базе по правилам бухгалтерского учета. В
конце месяца на основе данных бухгалтерского учета происходит автоматизированное
заполнение аналитических регистров налогового учета. Одновременно в налоговых
регистрах на основании первичных документов налогового учета отражаются отдельные
операции, которые не подлежат отражению в системе бухгалтерского учета. Таким
образом, бухгалтерская отчетность формируется по данным бухгалтерского учета, а
налоговая по данным налогового учета [7].
Регистры налогового учета в программе представляют собой группу
самостоятельных специализированных отчетов, формируемых по данным налогового
учета. Все регистры реализованы в соответствии с рекомендованной МНС РФ системой
налогового учета [3].
В зависимости от характера информации, представляемой в аналитическом регистре
налогового учета, возможны различные схемы формирования отчетов:
• по документам налогового учета
• по данным на счетах налогового учета
• по документам налогового учета и данным на бухгалтерских счетах и т.д.
Документы налогового учета по функциональному назначению разделяются на две
группы:
• Документы, которые предназначены для трансформирования данных
бухгалтерского учета в данные налогового учета. В них предусмотрен режим
автоматического заполнения отдельных реквизитов. При этом сам документ
представляет собой аналог налогового регистра или его фрагмента за день или
отчетный период. Эти документы строят проводки по забалансовым счетам
налогового учета
• Документы, предназначенные для переноса данных с одних счетов налогового
учета на другие с целью формирования налоговой базы текущего периода.


2.2.3 Программа «Инфо-Предприятие»
Налоговые операции в программе «Инфо-Предприятие» вводятся одновременно с
бухгалтерскими. При помощи списка корректных проводок настраивается соответствие
между бухгалтерскими и налоговыми операциями. После чего программа автоматически
делает налоговые операции вместе с бухгалтерскими проводками при вводе первичного
документа. Любой бухгалтерской проводке может соответствовать своя отдельная
налоговая операция. Налоговая операция имеет ссылку на статью налогового учета, по
которой определяется то, как она отражается на налоговой базе и то, как она будет
отражаться в налоговых регистрах [8].
В стандартную поставку входит уже настроенный список статей учета, который
доступен для редактирования. Все статьи учета делятся на доходы и расходы, что
определяет изменение налоговой базы для конкретной операции.
Редактор статей учета содержит следующие колонки:
• «Код» - отражает код статьи налогового учета (ее краткое, но уникальное, имя)
• «Название» - отражает название статьи налогового учета.

15
• «Вид» - показывает тип статьи налогового учета счета. Возможные значения:
«доход», «расход».
Список статей налогового учета разделен на две закладки - статьи доходов и
расходов - и имеет древовидную структуру. Статьи могут состоять в свою очередь из
других статей, называемых подстатьями этой статьи. Для статьи, являющейся подстатьей
другой статьи, эта статья является статьей верхнего уровня. Если статья не имеет
подстатей, то для однозначности она называется статьей последнего уровня. Пользователь
может создавать не бесконечный, но достаточно большой уровень вложенности статей.
Тип статьи «наследуется» всеми ее подстатьями. Проще говоря, статья дохода может
иметь только статьи дохода в подуровнях. Список корректных проводок в программе
решает две задачи.
Во-первых, он задает возможные проводки, которые может осуществлять
пользователь, и контролирует их в процессе ввода. Этим снижается вероятность ошибки
при вводе проводок вручную.
Во-вторых, при помощи списка корректных проводок производится автоматизация
налогового учета. Здесь пользователь задает проводки, которые влияют на налоговую базу
и указываете статью налогового учета - тип, к которому относится доход (увеличение
налоговой базы) или расход (уменьшение налоговой базы). В программе уже присутствует
заполненный список корректных проводок. Однако он может быть изменен главным
бухгалтером или лицом, ответственным за ведение налогового учета.
Список корректных проводок позволяет получить налоговый учет полностью
автоматически в 98% случаев на основе бухгалтерских данных и заполненного списка
корректных проводок.
Редактор корректных проводок содержит следующие колонки:
• «Дебет» - дебет проводки (может быть счетом не последнего уровня)
• «Кредит» - кредит проводки (может быть счетом не последнего уровня)
• «Возможные статьи учета» - показывает перечень статей налогового учета,
которые могут соответствовать этой проводке (статьи могут быть не последнего
уровня).
• «Статья по умолчанию» - показывает статью по умолчанию (одну из списка
возможных), которая будет предлагаться программой автоматически при введении
указанной проводки.
• «+/-« - показывает правило формирование суммы в налоговом учете по умолчанию.
Возможные значения: «+» - значит сумма в налоговом учете будет соответствовать
сумме в бухгалтерском. «-» - значит сумма в налоговом учете будет
соответствовать сторно суммы в бухгалтерии. Если в этой колонке ничего не стоит,
программа не будет предлагать сумму по умолчанию.
Программа «Инфо-Предприятие» автоматически делает налоговые операции вместе
с бухгалтерскими при вводе первичного документа. Тем не менее, пользователь может в
любой момент вмешаться в действия программы и вручную изменить предложенные
операции по налоговому учету, если обнаруживается некорректное отражение в
налоговом учете, например, новых, «нестандартных» операций или сложных сторнировок.
При необходимости пользователь может изменить как сумму, так и статью. Можно также
ввести «проводку» только по налоговому учету.
В программе есть все средства по отбору, фильтрации, сортировки данных в разрезе
налоговых статей и единиц учета. Но вместе с возможностью ведения многоуровневой

16
аналитики по статьям учета, пользователь может получить большие возможности по
анализу данных, чем требует Глава 25 НК РФ, и без каких либо дополнительных
действий. Здесь в «Инфо-Предприятии» сделан значительный запас прочности для
возможного дальнейшего изменения налогового законодательства.
В программе имеются следующие встроенные отчеты по налоговому учету:
• Сводная ведомость
• Дебетовая ведомость статьи учета
• Кредитовая ведомость статьи учета
• Движение средств по статье учета
• Регистры налогового учета по различным единицам учета
В программу «Инфо-Предприятие» легко можно добавить любые другие
необходимые ведомости и регистры налогового учета.

2.2.4 Программа «Турбо Бухгалтер»
Принцип работы системы заключается в сближении двух видов учета -
бухгалтерского и налогового. Так как основанием для проведения операции по
бухгалтерскому и налоговому учету является первичный документ, обрабатывать его
нужно только один раз. Это становится возможным, если каждой бухгалтерской проводке
по счетам расхода или дохода присвоить признак налогового учета из соответствующего
справочника [9].
На основе каждого первичного документа формируется бухгалтерская проводка (или
группа проводок), которая помечается аналитическим признаком налогового учета. При
этом для корректировки той или иной операции (суммы, даты проводки и др.) в
бухгалтерском учете не требуется дополнительных изменений (корректировок) в
налоговом учете, даже если они были внесены непосредственно в проводку (вручную). То
же относится и к проводке по налоговому учету. Очевидно, что при существующих
различиях в определении расхода и дохода в бухгалтерском и налоговом учете только
аналитических признаков недостаточно. Поэтому в программе наряду с аналитическими
признаками налогового учета используются и счета налогового учета. Кроме того, в ней
предложен базовый перечень аналитических признаков и счетов налогового учета,
которые всегда можно дополнить по усмотрению пользователя.
Функциональность, предусмотренная программой, позволяет использовать
бухгалтерскую операцию, как для бухгалтерского, так и для налогового учета. Это
сокращает количество операций и делает возможным производить расчет
налогооблагаемой базы в понятной для бухгалтера среде. Т.е. сформированная проводка
по бухгалтерскому учету используется и для налогового учета.
Различие между определением дохода и расхода по правилам налогового и
бухгалтерского учета учитываются программой максимально, что ограждает бухгалтера
от ошибок. Для определения дохода и расхода для целей налогового учета следует
воспользоваться встроенной системой «Налоговый учет». Она имеет не только полный
набор регистров налогового учета, рекомендованных МНС России, но также содержит и
регистры, специально разработанные для автоматического расчета налоговой базы по
прибыли и заполнения декларации по налогу на прибыль.


2.2.5 Программа «Инотек»
Налоговый учет ведется как с помощью специальных налоговых счетов, так и с
помощью бухгалтерских счетов. Коды налоговых счетов соответствуют бухгалтерским, но
содержат букву «Н». Кроме того, счетам общего плана счетов могут быть присвоены

17
признаки «бухгалтерский», «забалансовый», «налоговый» и «расхождений». Налоговые
счета, в свою очередь, разделены на группы: счета состояния единицы учета, счета
доходов и счета расходов. В программе запрещена корреспонденция счетов типа
«налоговый» со счетами других типов [10].
В программе предоставляется возможность настроить список шаблонов, которые
предназначены для конвертирования данных по принципу «на входе бухгалтерская
проводка – на выходе налоговая проводка». Таким образом, пользователь запускает
процедуру, которая на основе настроенного списка шаблонов переводит бухгалтерские
проводки в налоговые и устанавливает связь между ними. Т.е при выборе в журнале
операций проводки в бухгалтерском учете можно увидеть соответствующую ей
налоговую и наоборот. Шаблон также позволяет задавать формулу, которая определяет
каким образом данные бухгалтерской проводки отображаются в налоговом учете.
На основе сформированных проводок программа позволяет построить отчеты,
которые могут быть настроены пользователем самостоятельно, а также автоматически
сгенерировать декларацию по налогу на прибыль.

2.2.6 Microsoft Business Solutions — Navision
Функции модуля «Налоговый учет» в системе «Navision» позволяют настраивать и
формировать налоговые регистры, а также указывать соответствия счетов бухгалтерского
и налогового учета в зависимости от специфики конкретного предприятия [11].
Чтобы отразить принадлежность операции к налоговому учету, в «Navision» могут
быть использованы дополнительные налоговые субсчета бухгалтерского плана счетов, а
также измерения (аналитический учет) по виду налогового учета и статьям налогового
учета.
Указываемые при учете операции налоговые измерения определяют тип операции в
налоговом учете (закупка сырья и материалов, движение резервов по сомнительным
долгам и т. д.) и более детальные параметры операции (например, приобретение
имущества с последующей оплатой, в счет выданного аванса, в счет договора мены, по
договору займа).

2.2.7 SAP R/3
Хозяйственные операции для целей налогового учета в большинстве случаев
классифицируются системой автоматически. При этом настройка системы производится
на основании документа, утверждаемого на этапе внедрения и определяющего
зависимость между параметрами хозяйственной операции и способом ее отражения в
налоговом учете, — «Карты автоматического формирования налоговых показателей». В
этом документе определяются правила отражения в налоговых регистрах и группировки
для целей налогового учета всех типов хозяйственных операций в зависимости от
дополнительных признаков, указываемых при регистрации таких операций. В качестве
таких признаков может использоваться, например, счет бухгалтерского учета или объект
учета затрат (подразделение, производственный заказ и т. д.) [11].
Для группировки всех расходов и доходов предприятия в целях налогового учета
используется система аналитических налоговых показателей, которые объединены в
иерархию и делятся на четыре группы:
• аналитические конечные налоговые показатели: формируются в течение отчетного
(налогового) периода путем суммирования данных первичных документов,
используются при формировании некоторых строк налоговой декларации
(например, расходы на оплату труда работников аппарата управления, услуги
сторонних организаций, командировочные расходы и т. д.)

18
• аналитические промежуточные налоговые показатели: формируются в течение
отчетного периода путем суммирования данных первичных документов и являются
исходными данными при формировании расчетных показателей (например,
расходы на оплату труда производственных работников, нормируемые расходы на
рекламу, расходы по договорам личного страхования и т. д.)
• расчетные конечные налоговые показатели: формируются при закрытии отчетного
периода расчетным путем, в качестве исходных данных для расчета используются
аналитические и (или) расчетные показатели; применяются при формировании
ряда строк налоговой декларации (например, прямые расходы текущего периода,
расходы на рекламу в пределах норм и т. д.);
• расчетные промежуточные налоговые показатели: формируются при закрытии
отчетного периода расчетным путем и являются исходными при формировании
других расчетных налоговых показателей (например, незавершенное производство
на конец периода, остаток готовой продукции на конец периода и т. д.).

2.3 Резюме
На рынке в текущий момент представлено огромное количество различных
программных продуктов, предлагающих свои решения по ведению бухгалтерского и
налогового учетов. Несмотря на большое разнообразие предложенных подходов по
решению проблемы налогового учета, можно выделить следующие общие направления.
Во-первых, налоговый учет реализуется в составе существующих программ по
ведению бухгалтерского учета, либо в составе комплексных систем автоматизации
предприятия (ERP–систем).
Действительно, учитывая то, что, во-первых, исходными данными для налогового и
бухгалтерского учетов являются, в общем случае, одни и те же первичные документы, во-
вторых, что налоговое законодательство разрешает использовать в качестве налоговых
регистры бухгалтерского учета, и, в-третьих, реализация системы налогового учета на
предприятии остается за налогоплательщиком, вряд ли пользователь будет стремиться
приобретать программное обеспечение, реализующее только функции налогового учета.
В рамках вышесказанного существующие программные решения реализуют два
принципа ведения налогового учета: параллельное ведение налогового и бухгалтерского
учета и построение налогового учета на основе данных бухгалтерского.
Первый принцип реализован в «1С», системе программ «БЭСТ», «Инфо-
Предприятие», «Турбо-Бухгалтер», «Галактика», «Navision», «SAP R/3» и др. В этих
системах данные отражаются в налоговом учете в момент регистрации документа в
бухгалтерском учете. Далее каждая система предлагает различные варианты. Это может
быть настройка документов (внесение соответствующих добавлений в программные
модули), что характерно для крупных систем, или систем, имеющих встроенный язык
программирования. Они отличаются негибкостью для пользователя, и это обоснованно,
если на предприятии существует жесткая учетная политика, все изменения обсуждаются и
утверждаются централизованно, и оформляются в виде технического задания для
программистов. Для малых предприятий этот способ является неудобным из-за частых
изменений в учетной политики. Более удобным вариантом для них может быть настройка
шаблонов типовых операций, либо присвоение бухгалтерским проводкам признака
отнесения к налоговому учету.
Примеры воплощения второго принципа можно наблюдать в программах «ИТРП:
Производственное предприятие», «Инотек» и др. Эти программные продукты
подразумевают, что данные первичных документов отражаются только в бухгалтерском
учете, а при необходимости или по окончании отчетного периода трансформируются в
19
данные налогового учета, что реализуется путем настройки документов или шаблонов,
которые определяют правило, устанавливающее соответствие бухгалтерской проводки и
проводки налогового учета. Затем эти документы или процедуры, использующие
настроенный список шаблонов, формируют данные на налоговых регистрах.
Из описания программных систем видно, что практически все из них вводят
специальные налоговые счета, для накопления данных налогового учета. Как правило,
такие счета служат как забалансовые, т.е. позволяют не указывать в проводках
корреспондирующий счет, и данные этих счетов не влияют на показатели бухгалтерского
учета. Кроме того, почти все системы позволяют заносить на эти счета данные, которые
не находят отражения в бухгалтерском учете. В качестве исключения среди описанных
систем выступает «Microsoft Navision», в которой для хранения данных налогового учета
вводятся дополнительные субсчета к бухгалтерским счетам, а также измерения для
ведения аналитики.
Поскольку налоговым законодательством введен особый порядок учета некоторых
объектов, например, материалы, основные средства оплата труда и т.д., то многие
программные продукты предоставляют возможности по обособленному учету таких
объектов. Это реализуется специальными справочниками, документами, отчетами.
Во всех программах в качестве регистров налогового учета выступают
специализированные отчеты. Как правило, производители стремятся предоставить
пользователю формы регистров, рекомендованные МНС РФ, с возможностью добавления
собственных форм.




20
3. Автоматизация налогового учета
3.1 Концептуальные требования к программному обеспечению

В результате изучения публикаций, мнений экспертов предметной области и
существующих реализаций, а также на основе содержания налогового законодательства
были сформулированы требования к программному обеспечению автоматизации
налогового учета. Следует отметить, что они справедливы, если бухгалтерский учет на
предприятии ведется с помощью программного обеспечения, но сейчас обратное скорее
является редким исключением. Данные требования носят концептуальный характер, так
как невыполнение какого-либо из них ставит под сомнение целесообразность и
эффективность разрабатываемого программного продукта.

1. Отсутствие необходимости повторного ввода документов.
Для ведения налогового учета исходными данными являются первичные
документы, те же, что и при ведении бухгалтерского учета, которые вносятся в
бухгалтерское программное обеспечение. Т.е. программа налогового учета должна
исключать повторный ввод документов и, при необходимости, использовать
информацию, внесенную при ведении бухгалтерского учета. Полностью
изолированное от бухгалтерского программного обеспечения решение будет
крайне неудобно для пользователя (бухгалтера). В том случае, когда бухгалтерский
и налоговый учеты на предприятии ведутся одним человеком, неудобство
заключается в повторном вводе данных. Если же эти функции выполняются
разными сотрудниками, то возникает необходимость во внесении изменений в
график документооборота предприятия, то есть необходимо контролировать
движение документов, иначе не исключены ситуации, когда какой-либо документ
не будет обработан во время, и показатели налогового учета не будут
соответствовать действительности.

2. Возможность хранения данных, которые переходят из одного отчетного периода в
другой.
С этой целью в программе должна быть предусмотрена возможность хранения
данных на специальных счетах налогового учета, аналогичных счетам
бухгалтерского учета. Эти счета должны заводиться при условии объективной
необходимости. Т.е. их количество может отличаться от плана счетов
бухгалтерского учета. Причем, для устранения возможной путаницы и большего
удобства, желательно, чтобы коды, наименования и содержание счетов обоих
видов учета были одинаковы или схожи в большой степени в тех случаях, когда это
имеет смысл. В общем случае, возможно наличие других по экономическому
содержанию счетов.

3. Однозначное соответствие объектов учета.
В целях исключения возможных несоответствий объектов налогового и
бухгалтерского учета, для ведения налогового учета необходимо использовать
справочники объектов бухгалтерского учета.

4. Исключение необоснованного отклонения в данных обоих учетов.
Здесь, под обоснованными отклонениями подразумеваются отклонения,
полученные вследствие различия правил ведения бухгалтерского и налогового
21
учетов. Все остальные отклонения считается необоснованными – полученными в
результате ошибочных расчетов. Таким образом, в тех случаях, когда результаты
расчетов получаемых в налоговом учете должны быть идентичны показателям,
получаемым в бухгалтерском учете, они должны браться из данных последнего и
наоборот.

5. Исключение взаимовлияния данных разных учетов.
Данные, хранящиеся на счетах налогового учета, не должны изменять данные
счетов бухгалтерского учета. Т.е. при реализации на одной программной
платформе должны использоваться разные планы счетов, либо в качестве
налоговых выступать забалансовые счета, содержание которых не влияет на
показатели бухгалтерской отчетности.

6. Генерация отчетности.
Программа должна позволять получать данные в форме, удобной для анализа и
составления налоговой отчетности, и максимальным образом упрощать процесс ее
подготовки. Так же следует отметить, что по требованию Налогового кодекса,
предъявляемому к данным налогового учета (см. Раздел 1), предоставляемая
пользователю отчетность должна раскрывать порядок формирования
рассчитываемых показателей. В частности, генерируемые отчеты и будут
представлять аналитические регистры налогового учета.

7. Возможность сопоставления данных бухгалтерского и налогового учетов.
Программа должна позволять получать отчетность, позволяющую выявить
моменты и причины отклонений в показателях бухгалтерского и налогового
учетов.


3.2 Принципиальная реализация системы
3.2.1 Показатели налогового учета
Как было сказано выше, можно выделить два направления для решения проблемы:
параллельное отражение данных в налоговом учете и формирование на основе данных
бухгалтерского учета. Можно заметить, что первый способ больше целесообразен для
крупных предприятий с тщательно проработанной и утвержденной учетной политикой.
Для малых предприятий более приемлем второй подход, тем более система «1С», в
основном, используется именно на таких предприятиях. Поэтому остановимся на этом
подходе. Кроме того, это кажется более простым в плане программной реализации, так
как не надо создавать или изменять множество документов бухгалтерского учета, чтобы
позволить параллельное отражение данных в налоговом учете, тем более, что такой
подход уже реализован в типовой «1С: Бухгалтерии» и показал свои недостатки.
Для того чтобы выработать правильное приемлемое решение, необходимо сначала
определить цели, которые нужно достигнуть.
Предназначением налогового учета является определение налоговой базы по налогу
на прибыль. Конечным результатом является расчет налоговой базы, который затем
отображается в форме заполненной декларации по налогу на прибыль. Следовательно,
необходимо изучить структуру налоговой декларации. Необходимые показатели
приведены в разделе 1, но форма налоговой декларации может предусматривать более
подробную детализацию или иную группировку показателей.



22
Доходы от реализации Выручка от реализации Реализация товаров
собственного
производства

Выручка от реализации
амортизируемого
Реализация
имущества
имущественных прав


Выручка от реализации
Реализация прочего
права требования
имущества



Реализация покупных
товаров





Рисунок 3.1 Пример показателя налогового учета
Можно заметить, что показатели, отражаемые в декларации, имеют древовидную
структуру. На рисунке 3.1 приведен пример структуры доходов от реализации. В общем,
случае можно построить дерево доходов и расходов, где корнем будет являться величина
начисленного налога на прибыль.
Таким образом, система должна хранить дерево показателей, которые представляют
собой статьи доходов и расходов налоговой декларации. В частности, такой подход
реализован в системе «Инфо-Предприятие». В тех системах, где хранение списка доходов
и расходов происходит не в виде дерева, приходится указывать соответствие проводки
(показателя бухгалтерского учета) соответствие нескольким налоговым показателям. На
самом низком уровне показатели должны содержать данные первичных документов.
Возникает вопрос: как рассчитывать эти показатели? Очевидно, что каждый показатель
формируется по некоторым алгоритмам, следовательно, он должен содержать список
таких алгоритмов, назовем их правилами. Количество правил, которые используются для
расчета того или иного показателя, может быть различным. Сами же правила можно
разделить на две группы: берущие исходные данные из других показателей налогового
учета и берущие данные из показателей бухгалтерского учета. Последний вид правил не
реализован в «Инфо-Предприятие», так как там показатели низкого уровня формируются
в момент регистрации операции в бухгалтерском учете.
В качестве исходных показателей бухгалтерского учета выступают суммы на
бухгалтерских счетах, точнее ими могут быть сальдо начальное и конечное за отчетный
период, обороты по счету и между счетами с учетом объектов аналитики.
Анализируя соответствие показателей бухгалтерского и налогового учета, можно
заметить, что последние являются не просто прямым отражением первых, но могут быть
их суммой, а также образовываться путем исключения. Из этого следует, что правила
должны содержать признак, каким образом исходная сумма входит в состав налогового
показателя.
Не редкость, что какой-либо показатель бухгалтерского учета входит в показатель
налогового учета частично, в некоторой доле. В качестве такого примера можно привести

23
выручку от продаж. В бухгалтерском учете она не всегда бывает явно очищена от суммы
НДС, поэтому должна быть предусмотрена возможность умножения исходной суммы на
некоторый коэффициент.
Нужно также учесть, что в целях налогового учета возможно использование более
сложных алгоритмов формирования показателей. Примером может служить расчет суммы
прямых расходов, приходящихся на остатки незавершенного производства. Реализовывать
такие алгоритмы программно невыгодно. Во-первых, в данном случае сама
последовательность расчета скрыта от пользователя. Во-вторых, способ расчета тех же
расходов на незавершенное производство на разных предприятиях может производиться
другими способами, да и на одном предприятии для разных видов продукции могут
использоваться различные алгоритмы. Чтобы учесть все возможные способы нужно либо
сразу реализовывать все возможные способы, что очень трудоемко, либо оставлять это за
программистами, поддерживающими систему «1С» на предприятии. Поэтому возникает
мысль реализовать возможность расчета таких показателей в рамках общей структуры.
Для этого нужно учесть, что показатели могут еще получаться путем умножения и
деления, а также быть количественными.
Налоговый кодекс вводит понятие расходов будущих периодов в целях расчета на
лога на прибыль. Также возможно, что предприятие пользуется некоторыми льготами.
Одним из вариантов признания таких расходов, является равномерное списание общей
суммы в течение фиксированного отрезка времени (нескольких месяцев). Эта проблема
легко решается, если к набору характеристик правил, формирующих показатели
налогового учета добавить возможность ограничения срока действия правила, т.е. указать
временные границы. Тогда, указав счет, с которого нужно брать первоначальную сумму и
коэффициент, который уже добавлен, можно также сделать процесс списания таких
расходов или использование льгот автоматическим.
В формировании того или иного показателя могут также выступать суммы, которые
не отражены в бухгалтерском учете, следовательно, они должны браться с налоговых
счетов.
Таким образом, можно представить полную структуру показателей налогового
учета, которая изображена на рисунке 3.2.


Показатель
налогового
учета №1




Показатель Показатель Счет Счет Показатель Показатель
… … …
бухгалтерского бухгалтерского налогового налогового налогового налогового
учета №1 учета №2 учета №2 учета №3
учета №1 учета №2




… … …


Рисунок 3.2 Общая структура показателей налогового учета


Остается последний вопрос: где хранить значения этих показателей? Как и в других
программных продуктах можно использовать для этого специальные счета налогового
учета.


24
3.2.2 Счета налогового учета
В систему целесообразно добавить налоговые счета, которые будут предназначены
для хранения данных налогового учета. Они в качестве забалансовых добавляются в план
счетов бухгалтерского учета. Это позволяет хранить все данные в одном информационном
пространстве и не оказывать влияния на содержание данных бухгалтерского учета. В
проводках по таким счетам можно не указывать корреспондирующий счет, тем самым,
делая процесс отражения информации несколько проще.
Как уже было замечено, налоговое законодательство для некоторых видов объектов
подразумевает особый вид учета. Естественно, что данные о таких объектах и будут
отражены на налоговых счетах. Это касается, например, объектов основных средств и
нематериальных активов, для которых необходимо хранить их первоначальную стоимость
(соответствует балансовой стоимости в бухгалтерском учете, но в общем случае может
отличаться) и сумму начисленной амортизации. Очевидно, что в данном случае
экономический смысл этих счетов будет соответствовать счетам бухгалтерского учета. На
этих счетах можно вести аналитический учет по объектам, пользуясь справочниками
бухгалтерского учета.
Как уже было замечено, на налоговых счетах будут храниться показатели
налогового учета. Следует решить вопрос, каким образом это целесообразно реализовать.
В тех программных средствах, где введены специальные налоговые счета, на них
отражаются все операции, составляющие значение соответствующего показателя. В этом
смысле данные счета выступают в роли регистров учета операций. В случае, когда данные
налогового учета отражаются в системе параллельно, это понятно, но если формирование
данных налогового учета происходит по данным бухгалтерского, то можно задуматься,
имеет ли смысл копировать операции. Конечно, суммы операций могут отличаться, но
перечень (регистр) остается одинаковым, т.е. можно установить однозначное соответствие
между этими операциями, отсюда вывод, что происходит дублирование данных.
В рамках разрабатываемого решения предлагается хранить на налоговых счетах
итоговые суммы, но не общее значение показателя, а с детализацией по правилам, его
формирующим. Каковы преимущества такого подхода? Во-первых, отсутствует
дублирование данных. Во-вторых, итоговые суммы можно получить средствами системы,
т.е. нет необходимости в обработке каждой операции, а это значительно ускоряет процесс
расчета показателей. В-третьих, значение самого показателя будет вычисляться как итог
по соответствующему счету, т.е. ускоряется расчет показателей верхнего по отношению к
нему уровня. В-четвертых, выборка операций по счету за отчетный период позволит
получить строки сводного регистра соответствующие статьям (показателям) его
составляющим, что значительно повышает удобство анализа данных. Для того чтобы
иметь возможность раскрыть содержание какой-либо строки, необходимо на счетах, где
хранятся налоговые показатели, вести аналитический учет по правилам их формирующим.
Кроме того, если возникнет необходимость подправить значение показателя, достаточно
оформить проводку по этому счету. Тогда она отобразится в отчете отдельной строкой и
не затеряется во множестве других операций.
Примерная структура налоговых счетов с детализацией по отдельным операциям и с
детализацией по правилам (сумма, сформированная правилом, отражается на счете
операцией) приведена на рисунках 3.3.а и 3.3.б соответственно. Пока не принимается во
внимание, что операция может состоять из нескольких проводок и не все проводки
операции бухгалтерского учета отражаются в налоговом учете.




25
Счет Бухгалтерские Счет Бухгалтерские
налогового налогового
операции операции
учета учета

Операция 1 Операция 1 Операция 1 Операция 1
Операция 2 Операция 2 Операция 2 Операция 2

Операция 3 Операция 3 Операция 3 Операция 3

Операция 4 Операция 4
… …

… … …
Операция n Операция m Операция n Операция m

a) детализация по операциям б) детализация по правилам

Рисунок 3.3 Структура счетов налогового учета

3.2.3 Документы налогового учета
Документы являются неотъемлемой частью любой учетной системы. Они
предназначены для ввода данных в систему и их обработки. Поскольку разрабатываемая
система будет формировать данные на основе бухгалтерского учета, то создавать в
системе большое количество документов не потребуется.
Первый тип документа, который должен присутствовать в системе – это собственно
документ, предназначенный для формирования показателей налогового учета.
Законодательство устанавливает фиксированные отрезки времени – отчетные периоды.
По окончании каждого периода налогоплательщик должен предоставить налоговую
отчетность в контролирующие органы. Длина отчетного периода для разных организаций
может составлять месяц или квартал. Таким образом, налогоплательщик должен
составлять налоговую отчетность по окончании каждого месяца или квартала, полугодия
девяти месяцев, года нарастающим итогом. Кроме того, если на предприятии
используются такие показатели как расходы на остатки незавершенного производства, то
их расчет должен выполняться помесячно, иначе искажаются рассчитываемые данные.
Поскольку, в разрабатываемой системе предусматривается возможность
унифицированного расчета всех показателей, которые требуют настройки под
потребности пользователя, то данный тип документа будет носить регламентный
характер, т.е. создаваться один раз каждый месяц. Для этого нужно предусмотреть, чтобы
в случае внесения изменений в данные бухгалтерского учета, можно было перезаписать
уже созданный документ, предварительно удалив данные предыдущего расчета.
Второй тип документа предназначен для расчета амортизации объектов основных
средств и нематериальных активов. Он также носит регламентный характер, поскольку
амортизация начисляется раз в месяц. Очевидно, что данные, формируемые этим
документом, используются при расчете налоговых показателей. Документ должен
реализовывать законодательно установленные алгоритмы расчета амортизации.
В отношении учета расходов будущих периодов до этого момента предполагалось,
что пользователь будет заносить нужную сумму на налоговый счет, а затем создавать
правило, в котором указывать этот счет и коэффициент, определяющий какую долю от
общего расхода списывать ежемесячно. Однако, данный механизм является не очень
удобным и позволяет пользователю лишний раз допустить какую-либо ошибку. Чтобы
повысить удобство работы и уменьшить вероятность совершения ошибок пользователем
целесообразно добавить в систему документ, централизующий в себе все функции по
добавлению нового расхода в систему и изменения его характеристик.

26
Еще один документ нужен для ручного ввода и корректировки данных на счетах
налогового учета. Он позволит заносить в систему суммы, которые невозможно получить
из показателей бухгалтерского учета.

3.2.4 Налоговая отчетность
Как уже было замечено, система налогового учета должна позволять получать
данные в форме, удобной для анализа, чтобы можно было проследить порядок
формирования налоговых показателей. С этой целью в систему добавляются
универсальные отчеты, которые позволяют просмотреть содержание любого показателя, в
этом смысле такие отчеты будут являться регистрами налогового учета. Поскольку
множество показателей в системе представляются в виде дерева, то может быть очень
удобным иметь возможность просматривать содержимое показателей на несколько
уровней в глубину.
Сложнее дело обстоит с автоматическим заполнением налоговой декларации.
Возникающие проблемы уже были обозначены в разделе 2.1.2, когда обсуждались
недостатки при формировании отчетной формы в «1С». Постоянное изменение формы
налоговой декларации делает бессмысленным добавлять ее в качестве отчета в программу.
Даже вариант использования для этого внешнего модуля не дает особых преимуществ.
Необходимо постоянно модифицировать программный модуль и предоставлять его
пользователю. Вследствие этого решено данную функциональность в систему не
добавлять.
Дополнительная отчетность понадобится для расходов будущих периодов,
поскольку действие соответствующих правил может выходить за рамки отчетного
периода.


3.3 Программная реализация
Реализация системы заключается в создании форм справочников, модулей
документов и отчетов, а также процедуры расчета налоговых показателей. В программе
предусмотрен отдельный учет основных средств и добавлены возможности для
реализации одного из способов расчета остатков незавершенного производства. Пример
реализации расчета остатков НЗП приведен в приложении Б.

3.3.1 Справочники
Дерево показателей налогового учета реализуется с помощью двух справочников:
«Показатели налогового учета» и «Правила налогового учета», который выступает как
подчиненный первому.
Элемент справочника «Показатели налогового учета» содержит следующие
реквизиты:
• «Счет» - счет налогового учета, на котором отражается значение показателя.
• «Доход» - признак того, относится ли данный показатель к доходу или расходу.
• «Количественный» - признак содержимого показателя: сумма или количество.
Также присутствуют следующие реквизиты, которые заполняются, если данный
показатель входит отдельной строкой в налоговую декларацию:
• «Код строки»
• «Лист декларации»
• «Наименование строки»



27
Справочник «Правила налогового учета» реализован как подчиненный
предыдущему справочнику. Он содержит реквизиты:
• «Строка регистра» - наименование, с которым генерируемая этим правилом сумма
будет отражаться в отчете по показателю налогового учета
• «Режим включения» - указывает, каким образом результат данного правила входит
в общую сумму показателя
• «Коэффициент» - коэффициент, на который умножается результат данного правила
• «Тип суммы» - тип результата, который возвращает данное правило: «сумма» или
«количество»
• «Период действия правила» - дата начала и окончания применения правила
Для указания, откуда берется исходная сумма, используются следующие реквизиты:
• «Дебет», «Кредит» - указание счета или корреспонденции счетов
• «Номер журнала» - буквенный код журнала проводок для отбора
• «Строка контекста» - часть строки, по вхождению которой в представление
проводки производится отбор
• Список значений субконто для отбора значений по аналитике
• «Показатель налогового учета» - указание на другой показатель налогового учета

В общем случае, основная часть по ведению налогового учета в разрабатываемой
программе сводится к построению с помощью элементов указанных справочников дерева
показателей и его корректировки в зависимости от меняющихся правил бухгалтерского
или налогового учета.
Для реализации учета основных средств используется справочник, поставляемый в
рамках типовой конфигурации «1С: Бухгалтерия», так как уже содержит все необходимые
реквизиты.
Для поддерживаемого алгоритма расчета остатков незавершенного производства по
деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг, добавлен справочник
«Договоры на выполнение работ», реквизиты которого позволяют хранить всю
необходимую для налогового учета информацию: номер договора, содержание, стоимость
работ по договору.

3.3.2 Счета
В разрабатываемой системе заведены необходимые типовые счета. Они имеют
кодировку, сходную с кодировкой счетов бухгалтерского учета. Полный перечень счетов
приведен в Приложении А. Если возникнет необходимость, система «1С: Бухгатерия»
позволит пользователю самостоятельно добавить дополнительные налоговые счета.
Для счетов, которые предназначены для хранения значений рассчитываемых
показателей, добавлены виды субконто «Показатели налогового учета» и «Правила
налогового учета». Исходя из того, что правила принадлежат конкретному показателю,
можно сказать, что использование аналитики по этим видам субконто одновременно
является избыточным. Напомним, что значения показателей хранятся на счетах в
суммированном виде по правилам, и указание правила, сформировавшего данную сумму,
является необходимым для ее последующего раскрытия (расшифровки). В то же время,
если вести аналитический учет только по правилам, то процесс построения регистра по
какому-либо показателю становится более трудоемким, так как придется в запрос
включать все к нему относящиеся правила. Кроме того, придется для каждого показателя
заводить отдельный счет, чтобы предусмотреть возможность ручного ввода или
корректировки данных показателя, иначе такие суммы не будут попадать в показатель.
Поскольку, в общем случае, количество показателей может достигать как минимум

28
нескольких десятков, то заводить такое количество счетов неразумно, так как
пользователю придется выполнять дополнительную работу (по вводу нового счета), также
большое количество счетов может вызвать неудобство для ориентирования в них. Вид
субконто «Показатели налогового учета» позволяет хранить на одном счете значения
показателей сходных по содержанию.
В систему также добавлены дополнительные вспомогательные счета для
поддерживаемых элементов учета:
• счета для хранения данных по первоначальной стоимости и начисленной
амортизации основных средств и нематериальных активов, с соответствующими
видами субконто
• счета для хранения прямых расходов, уменьшающих доход от реализации, без
ведения аналитического учета
• счет для учета сумм договоров на выполнение работ
• счет для хранения прямых расходов на остатки незавершенного производства
• счет для хранения расходов переходного периода с аналитикой по объектам
основных средств, составляющим налоговую базу переходного периода

3.3.3 Документы
Для ведения налогового учета в программе реализованы следующие виды
документов:
• «Начисление амортизации» - реализует автоматический расчет амортизации
основных средств и нематериальных активов в соответствии с налоговым
законодательством. В процессе расчета перебираются все элементы справочников
«Основные средства» и «Нематериальные активы», если объект подлежит, то
сумма амортизации берется из бухгалтерского учета в том случае, когда
механизмы расчета совпадают, иначе вычисляется. Начисленная амортизация
отражается на счете «НУ.02».
• «Ввод данных вручную» - предназначен для ввода данных в систему налогового
учета. Реквизиты документа позволяют указать показатель, к которому относится
вводимая сумма или просто счет и аналитику для отнесения суммы.
• «Учет договоров», «Готовая продукция» - эти виды документов добавлены с целью
повышения удобства для пользователя в рамках поддержки механизма расчета
остатков незавершенного производства. Вводимые значения отражаются на счетах
«НУ.62» и «НУ.63» соответственно.
• «Расход будущих периодов» - служит для ввода в систему сумм расходов будущих
периодов и автоматического создания соответствующего правила,
подразумевается, что предварительно в справочнике «Показатели налогового
учета» создан элемент с названием «Расходы будущих периодов». Суммы расходов
отражаются на счете «НУ.97».

3.3.4 Расчет показателей
Процедура расчета показателей реализуется в виде обработки «Формирование
регистров налогового учета» и вместе со справочниками «Показатели налогового учета» и
«Правила налогового учета» образует ядро системы.
Общий алгоритм расчета показателей:

Шаг 1. Построение таблицы показателей, в которой каждому показателю
проставляется его уровень.
Шаг 2. Сортировка таблицы показателей по возрастанию уровня.
Шаг 3. Расчет показателей.
ТекущийУровень = 1;

29
Пока Получить следующий показатель из таблицы Цикл
Если ТекущийУровень<>УровеньПоказателя Тогда
Создать новую операцию;
ТекущийУровень = УровеньПоказателя;
КонецЕсли;
Множитель = 1;
Выбрать правила показателя;
Сортировать правила по убыванию реквизита РежимВключения;
Пока Получить следующее правило Цикл
Сумма = ВыбратьИтоги(Период,Счет,Субконто)
Если РежимВключения = 1 Тогда
СформироватьПроводку(СчетПоказателя,Сумма*Множитель);
Если РежимВключения = 2 Тогда
СформироватьПроводку(СчетПоказателя,-Сумма*Множитель);
Если РежимВключения = 3 Тогда Множитель=Множитель*Сумма;
Если РежимВключения = 4 Тогда Множитель=Множитель/Сумма;
КонецЦикла;
КонецЦикла;


Как видно из описания алгоритма, в процессе расчета показателей создается
минимальное количество операций – оно равно высоте дерева показателей. Меньшее
количество операций создавать нельзя, так как суммы проводок отражаются в итогах
только после записи операции. А некоторые суммы требуются для расчета других
показателей.

3.3.5 Отчеты
Система содержит минимальный набор специализированных отчетов,
предоставляющий возможность формирования необходимых регистров налогового учета.
Для раскрытия показателей налогового отчета служат следующие отчеты:
• «Регистр учета прямых расходов»
• «Регистр учета материальных расходов»
• «Регистр учета расходов по оплате труда»
• «Регистр учета расходов по налогам и сборам»
• «Регистр учета расходов на ремонт имущества»
• «Регистр учета прочих расходов»




Рисунок 3.4 Пример регистра учета расходов

Пример регистра приведен на рисунке 3.4. Для удобства анализа можно
просматривать суммы с детализаций по счетам и субсчетам бухгалтерского учета. Таким
образом, можно наглядно увидеть структуру строки регистра и при необходимости,


30
пользуясь стандартными бухгалтерскими отчетами, проверить правильность
формирования сумм.




Рисунок 3.5 Регистр учета операций


В системе также предусмотрена возможность расшифровать сумму каждой ячейки с
помощью «Регистра учета операций», вид которого приведен на рисунке 3.5. Данный
регистр содержит все операции формирующие сумму указанной ячейки. Как видно,
система предусматривает все механизмы для раскрытия показателей, формируемых на
базе данных бухгалтерского учета.
Кроме специализированных регистров, в систему добавлены два универсальных
отчета, позволяющих раскрыть порядок формирования любого показателя. Один из них
имеет вид аналогичный специализированным регистрам. Другой, «Регистр налогового
учета (Анализ)», может быть удобен для раскрытия многоуровневых показателей
налогового учета. Его вид приведен на рисунке 3.6.
В системе созданы вспомогательные отчеты, которые предназначены для раскрытия
информации об объектах, налоговый учет которых выходит за рамки одного месяца, и
регистры, отражающих специализированный порядок формирования показателей.
Для учета объектов основных средств и нематериальных активов предназначены
следующие отчеты:
• «Регистр-сводная амортизации ОС»
• «Регистр-расчет амортизации основных средств»
• «Регистр-расчет амортизации нематериальных активов»
• «Регистр информации об объекте основных средств»
• «Регистр информации об объекте нематериальных активов»
• «Отчет по основным средствам»
Последний отчет предназначен для сравнения информации об объектах основных
средств между данными бухгалтерского и налогового учета. С его помощью бухгалтер
может контролировать, по каким объектам возникают разницы.



31
Рисунок 3.6 Регистр налогового учета (Анализ)


Для формирования информации по расходам будущих периодов предназначен
«Регистр учета расходов будущих периодов».
«Журнал регистрации договоров» позволяет получить информацию по
выполняемым за отчетный период договорам на выполнение работ.
С целью раскрытия порядка формирования сумм расходов на остатки
незавершенного производства добавлен «Регистр-расчет прямых расходов».
Поскольку система не поддерживает автоматическое заполнение налоговой
декларации, в нее добавлен отчет «Строки декларации», который выдает пользователю
значение всех показателей, которые необходимо отразить в форме декларации. Поскольку

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>