стр. 1
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Электронная библиотека “Либрус” ( http://librus.ru )
Научно-техническая библиотека электронных книг. Первоначально задуманная
как хранилище компьютерной литературы, в настоящий момент библиотека
содержит книжные издания по различным областям знания (медицинские науки,
техника, гуманитарные науки, домашнее хозяйство, учебная литература и т.д.).
Серьезность научно-технических e-book'ов разбавляет раздел развлекательной
литературы (эротика, комиксы, задачи и головоломки).

Основной целью проекта является ознакомление читателей с многообразием
книгопечатной продукции и помощь в выборе действительно стоящей книги для
приобретения у законных издателей, их представителей или в соответствующих
организациях торговли. Для покупки через Internet мы рекомендуем
воспользоваться услугами интернет-магазина “Озон”.

ВНИМАНИЕ!
Данный файл представлен исключительно в ознакомительных целях!
После ознакомления с данной книгой Вы обязаны удалить ее с Вашего компьютера.
В случае несоблюдения данного обязательства, Вы нарушите закон "Об авторском праве
и смежных правах".
Все авторские права сохраняются за правообладателем. По его требованию доступ к
данному электронному документу будет перекрыт. Однако, таким образом, тысячи
потенциальных покупателей так и не узнают о, возможно, нужной и полезной книге.

Авторам и издательствам
Если Вы заинтересованы в рекламе и продвижении Ваших книг на бескрайних
сетевых просторах мы с удовольствием включим их в наш каталог.
М.Г. Радченко




1С:Предприятие 8.0


Практическое пособие
разработчика
Примеры и типовые приемы




Москва
OOO «1С-Паблишинг»
2004
12.011.56:004.42
P15
ОГЛАВЛЕНИЕ
Максим Григорьевич
Введение .............................................................
редприятие 8.0. Практическое пособие разработчика.
еры и типовые приемы, M.:, OOO «1С-Паблишинг», 2004. -
Как читать книгу ...................................................
: ил. ISBN 5-9521-0091-0
нига представляет собой пособие, позволяющее быстро освоить приемы
ботки и модификации прикладных решений на платформе Часть I. Быстрая разработка прикладных решен
едприятия 8.0.
Глава 1. Первое знакомство................................................................
а примере создания реального прикладного решения показана структура
Что я делаю? ...................................................................................
чных объектов системы, их назначение и методика использования.
Система 1С:Предприятие................................................................
денные процедуры на встроенном языке, в том числе с применением языка
Первое знакомство ..........................................................................
сов, снабжены подробными комментариями. Дерево конфигурации......................................................................
атериал рассчитан как на начинающих разработчиков, не знакомых с Объекты конфигурации...................................................................
мой 1С:Предприятие, так и на тех, кто уже создает или сопровождает Как работать с деревом конфигурации и как создать объект........
Чтонового мыузнали ......................................................................
жения на этой платформе.
Глава2. Справочник ............................................................................
нига может быть использована и как практическое руководство, и как
Объектконфигурации Справочник.................................................
вочное пособие. Заключительные главы содержат указатель приемов
Создание справочникаКлиенты......................................................
ботки, упомянутых в книге, со ссылками на соответствующие разделы.
Создание справочникаСотрудники ................................................
е этого, книга содержит перечень вопросов, которые возникают при
Создание справочникаНоменклатура .............................................
нии системы 1С:Предприятие 8.0 у разработчиков, имеющих опыт работы с
Создание справочника Склады ........................................................
ей 7.7, и ответы на них, ссылающиеся на материал книги.
Основная конфигурация и конфигурация базы данных .................
ассматриваемое в книге прикладное решение учитывает накопленный опыт
Палитра свойств ................................................................................
аботки в системе 1С:Предприятие 8.0 и демонстрирует многие новые
Что нового мы узнали .......................................................................
ожности и механизмы, предоставляемые версией 8.0.7.
ГлаваЗ. Документ .................................................................................
ОбъектконфигурацииДокумент ......................................................
Оперативное и неоперативное проведение......................................
Право тиражирования и Типообразующиеобъекты ................................................................
СозданиедокументаПриходнаяНакладная......................................
распространения книги принадлежит
Создание документа ОказаниеУслуги..............................................
фирме "1С-Паблишинг".
Что нового мыузнали ........................................................................
Полное или частичное копирование Глава 4. Регистр накопления .................................................................
Зачем нужен регистр накопления? ....................................................
материалов книги без письменного
Объект конфигурации Регистр накопления......................................
разрешения фирмы "1С-Паблишинг"
Создание регистра накопления ОстаткиМатериалов .......................
запрещается. Создание движенийдокумента ПриходнаяНакладная.....................
01546"021298
Создание движений документа ОказаниеУслуги .............................
Что нового мы узнали.........................................................................
© OOO " 1С-Паблишинг", 2004 Глава5. Отчет .........................................................................................
1-0091-0
Объект конфигурации Отчет .............................................................
Создание отчета Материалы ..............................................................
Что нового мы узнали .........................................................................
Главаб. Макет .................................................................................................. 103 Отчет Универсальный2 ........................ 216
Объект конфигурации Макет ...................................................................... 104 Использование построителя отчета в конструкторе выходной
Создание макета документа ОказаниеУслуги ............................................ 105
формы ...................................................................................................... 225
Что нового мы узнали...................................................................................109
Что нового мы узнали ................................................................................... 230
Глава7. Редактирование макетов и форм .......................................................110
Глава 6. Оптимизация процедуры проведения документа
Редактирование макетадокументаОказаниеУслуги.................................. 110
ОказаниеУслуги ..........................................................................................232
Редактирование формы документа ОказаниеУслуги ................................. 114
Особенности использования ссылочных данных ........................................233
Что нового мы узнали .................................................................................. 116
Оптимизация документа ОказаниеУслуги...................................................238
Что нового мы узнали....................................................................................251
Часть II. Использование основных объектов Глава 7. План видов характеристик................................................................. 252
конфигурации .......................................................... 117 Постановказадачи ........................................................................................ 253
Объект конфигурац,ии План UIиUU в характеристик ..................................... 254
_________ в ^ до ^upanlb^nL;inK .................................................... ,....... 254
Глава 1. Периодический регистр сведений..................................................... 118
Зачем нужен периодический регистр сведений?........................................ 119 Логическая связь объектов ........................................................................... 257
TX^T˜VHJt*f*Vnn r>nrr

Объект конфигурации регистр сведений.................................................... 120 Реализациярешения...................................................................................... 259
Создание периодического регистра сведений Цены...................................122 Что нового мыузнали.................................................................................... 289
Создание функцииРозничнаяЦена() ...........................................................124
Автоматическое заполнение цены в документе
ОказаниеУслуги ..................................................................................... 126
Что нового мы узнали .................................................................................. 129 Глава 8. Бухгалтерскийучет.............................................................................290
Глава2. Перечисление ..................................................................................... 130 Объект конфигурации План видов характеристик......................................291
Объект конфигурации Перечисление ..........................................................131 Объектконфигурации План счетов ..............................................................295
Реорганизация справочника Номенклатура ................................................132 Объект конфигурации Регистр бухгалтерии................................................301
Изменение процедуры проведения документа ОказаниеУслуги...............134 Использованиерегистрабухгалтерии ......................................................... 303
Что нового мы узнали .................................................................................. 137 Что нового мы узнали ................................................................................... 316
Глава 3. Проведение документа по нескольким регистрам........................... 138 Глава 9. План видов расчета, регистр расчета................................................. 317
Зачем нужен план видов расчета и регистр расчета.................................... 318
Зачем нужно проведение документа по нескольким
Объект конфигурации План видов расчета ................................................. 322
регистрам? .............................................................................................. 139
Создание плана видов расчета ОсновныеНачисления ................................325
Создание регистра СтоимостьМатериалов..................................................140
Объект конфигурации Регистр расчета........................................................327
Изменение процедуры проведения документа
Создание регистра расчета Начисления .......................................................335
ПриходнаяНакладная .............................................................................141
Что нового мы узнали....................................................................................339
Изменение процедуры проведения документа ОказаниеУслуги............... 145
Глава 10. Использование регистра расчета ..................................................... 340
Что нового мы узнали .................................................................................. 151 Создание документа НачисленияСотрудникам .......................................... 341
Глава 4. Оборотный регистр накопления ....................................................... 152 Иллюстрация механизмов вытеснения и зависимости от базы.................. 345
Зачем нужно создавать еще один регистр ...................................................153 Создание процедуры расчета записей регистра Начисления ..................... 349
Создание оборотного регистра накопления Продажи ................................154 Создание отчета НачисленияСотрудникам ................................................. 357
Изменение процедуры проведения документа Выполнение перерасчетазаписей регистрарасчета ................................... 359
ОказаниеУслуги ..................................................................................... 157 Графическое представление начислений .....................................................364
Что нового мыузнали....................................................................................371
Что нового мы узнали .................................................................................. 161
Глава 11. Подсистема........................................................................................372
Глава 5. Создание отчетов ............................................................................... 162
Зачем нужны подсистемы? ...........................................................................373
Работас запросами....................................................................................... 163
Отчет РеестрДокументовОказаниеУслуги ..................................................166 Создание подсистем ...................................................................................... 374
Отчет Рейтинг услуг.....................................................................................173 Что нового мыузнали ................................................................................... 377
ОтчетВыручкаМастеров..............................................................................183 Глава 12. Интерфейс, роль, список пользователей ......................................... 378
ОтчетПереченьУслуг................................................................................... 191 Объект конфигурации Роль .......................................................................... 379
ОтчетРейтингКлиентов ............................................................................... 196 Объектконфигурации Интерфейс ................................................................ 384
Универсальныйотчет................................................................................... 208 Администрированиеработыпользователей ................................................389
Что нового мы узнали ................................................
...................... j w
....................... 392
Глава 13. Обменданными.................................................................................393
Общие сведения об обмене данными ...........................................................394
Универсальный механизм обмена данными ............................................... 400

ЧтО Hr>Rnrn мч «™™
Константы ......................................................................................
низм распределенных информационных баз ..................................... 426 Справочники..................................................................................
ового мы узнали.................................................................................. 443 Документы .....................................................................................
4. Анализ и прогнозирование данных ................................................ 444 Перечисления.................................................................................
ие сведения об анализе и прогнозировании данных ...........................445 Планы видовхарактеристик .........................................................
лизданных ..............................................................................................451 Планы счетов .................................................................................
ель прогноза...........................................................................................470 Планы видов расчета.....................................................................
роитель отчета анализа данных ........................................................... 473 Регистры сведений ........................................................................
нового мы узнали .................................................................................. 476 Регистры накопления ....................................................................
15. Создание документа ввода начальных остатков ............................ 477 Регистры бухгалтерии ...................................................................
Регистрырасчета............................................................................
16. Легким движением брюки превращаются...................................... 485
Планыобмена.................................................................................
II. Специальные приемы разработки .............. 486
Часть V. Приложения...........................................
1. Общие приемы....................................................................................487
Глава 1. Вопросы при переходе с версии 7.7....................................
анизацияподборов .................................................................................488
д на основании ....................................................................................... 493 Версия 7.7 - версия 8.0 ..................................................................
екты, введенные на основании.............................................................. 497 Общие вопросы ...........................................................................
2. Формы ................................................................................................ 501 Права ............................................................................................
ные и элементы управления .................................................................. 502 Системные константы, процедуры и функции ..........................
занныесписки ........................................................................................ 512
Глобальный модуль.....................................................................
енение источника данных табличного поля .........................................516
Контекст формы...........................................................................
енение данных табличного поля путем установки типа
значения...................................................................................................520 Справочник...................................................................................
числяемые колонки в списках.................................................................524 Перечисление ...............................................................................
ормление строк табличного поля ...........................................................527 Документ ......................................................................................
Списокзначений ..........................................................................
IV. Краткий справочникразработчика ..............529 Таблица (табличныйдокумент) ...................................................
андарты именования переменных, процедур и объектов Запрос............................................................................................
конфигурации......................................................................................... 530 Версия8.0.........................................................................................
много о конфигурациях........................................................................... 535
Общие вопросы ...................................: .......................................
ъекты, объекты, объекты .........................................................................537
Интерфейсные объекты................................................................
равочники идокументы...........................................................................539
Прикладныеобъекты....................................................................
нятиемоментавремени............................................................................540
Глава 2. Приемы разработки, перечисленные в книге ......................
нцепция оперативного и неоперативного проведения
Встроенный язык .............................................................................
документов.............................................................................................. 541
еханизм основныхформ ........................................................................... 542 Глобальный контекст .......................................................................
Общие объекты.................................................................................
но редактирования объекта конфигурации и палитра
Универсальные коллекции значений ..............................................
свойств .................................................................................................... 544
Интерфейсные объекты....................................................................
работчики событий.................................................................................. 546
Работасзапросами ...........................................................................
бытия, связанные с формой .....................................................................547
Прикладные объекты .......................................................................
особы работы с коллекцией .....................................................................550
ды объектов встроенного языка, предназначенные для
работы с данными прикладных объектов конфигурации.....................551
особы доступа к данным.......................................................................... 553
ш объектов ................................................................................................ 554
иртуальныетаблицы запросов .................................................................. 559
анипулирование данными объектов ........................................................ 561
Введение второстепенного, когда вся информация о новых возможностях
«свалена в одну кучу». Поэтому специальные замечания мы будем
делать в тех местах, где это поможет вам яснее понять преимущества
разработки на новой платформе.
На кого рассчитана эта книга Не исключено, что вы уже начали разрабатывать приложения на
Нужна ли мне эта книга? Такой вопрос возникает у каждого платформе 1С:Предприятие 8.0. И в этом случае книга будет полезна
человека, который в первый раз переворачивает титульный лист в вам, потому что она содержит большое количество практических
надежде найти простой ответ. примеров использования тех или иных объектов. Причем, эта
Возможно, вы никогда ранее не работали с программами информация дается как по ходу изложения, так и в виде списка ссылок
1С:Предприятие и вам интересно узнать, что это такое? Может быть, в конце книги. Такая структура книги позволяет использовать ее и как
вы слышали, что есть такая система и хотите понять, какие справочник - для быстрого поиска нужной информации, и как учебник
- для объяснения механизмов использования и демонстрации
возможности она имеет? Насколько она сложна в освоении и
конкретных примеров.
использовании? Какой уровень подготовки требуется, чтобы можно
было самостоятельно создать программу, способную решать реальные На каком примере построена книга
жизненные задачи?
В качестве примера, на котором мы расскажем о методах
Тогда эта книга для вас. В основу всего материала, содержащегося
разработки в 1С:Предприятии 8.0, мы решили взять небольшую фирму
в книге, положен пример из жизни, на котором мы покажем вам все - OOO «На все руки мастер», - которая оказывает услуги по ремонту
основные приемы разработки в среде 1С:Предприятие 8.0. Мы начнем различной бытовой техники. И наша задача будет состоять в том,
наше изложение с простых вещей и постепенно будем рассматривать чтобы к концу книги практически полностью автоматизировать ее
все более сложные. По ходу рассказа мы не будем отвлекаться на работу при помощи 1С:Предприятия 8.0.
огромное множество деталей и подробностей 1С:Предприятия 8.0, Почему был выбран именно такой пример?
которые, возможно, вы никогда не будете использовать. Мы проведем С одной стороны, область оказания услуг хорошо знакома
вас строго тем простым путем, который поможет понять основу и не большинству из нас. Так или иначе, но с разнообразными услугами мы
затеряться в мелочах. К середине изложения вы вдруг обнаружите, что сталкиваемся постоянно. Это и ремонт разнообразной бытовой
можете самостоятельно создавать приложения, а к концу книги вы техники, обслуживание автомобиля, стирка и химчистка,
парикмахерские и косметические услуги и многое другое.
почувствуете себя настоящим «асом», создавшим реальное жизненное
С другой стороны, деятельность ремонтной фирмы хорошо
прикладное решение.
подходит для демонстрации возможностей 1С:Предприятия 8.0. Здесь
Может быть, вы уже знакомы с программами 1С:Предприятие?
есть разнообразные услуги, оказываемые клиентам, снабжение фирмы
Возможно, у вас есть опыт разработки приложений в предыдущей
необходимыми материалами и их расход при оказании услуг. Работа
версии 1С:Предприятие 7.7 и вы хотите узнать, какие возможности
такого предприятия позволяет рассмотреть учет персонала и расчет
может предоставить версия 8.0?
заработной платы сотрудников. Есть возможность
Тогда эта книга тоже для вас. По мере изложения материала мы
проиллюстрировать ведение бухгалтерского учета. Это разнообразие
будем делать специальные замечания для тех, кто ранее работал с
видов деятельности позволяет довольно широко показать возможности
версией 7.7. Эти замечания вряд ли будут полезны тем, кто совсем не формирования различных отчетов и итоговых данных на основе
знаком с платформой 1С:Предприятие, но для тех, кто собрался или имеющейся информации.
собирается переходить на версию 8.0, они дадут много полезной
информации. Очевидно, что новая версия содержит в себе больше
возможностей, но очень сложно понять и отделить главное от
• Как практическое пособие
Как читать книгу Можно выборочно читать отдельные главы книги, посвященные
различным объектам конфигурации и механизмам платформы. Такой
способ изучения подходит тем, кто уже знаком с основами разработки
на новой платформе.
• Как учебное пособие
Можно последовательно читать книгу, одновременно воспроизводя
излагаемые действия на компьютере. Такой способ позволит вам • Как справочник типовых приемов разработки.
постепенно, от простых вещей к более сложным, изучить структуру Глава «Приемы разработки, перечисленные в книге» содержит
механизмов новой платформы и приемы программирования на список типовых приемов работы с объектами и механизмами
встроенном языке. платформы, проиллюстрированных в книге. Если вас интересует ответ
на конкретный вопрос: как в 8.0 сделать то-то - по ссылке можно
перейти к разделу книги, где рассмотрен аналогичный пример.
• Как «шпаргалку»
Книгу можно использовать для получения кратких простейших
подсказок по использованию конструкций встроенного языка. В части
«Краткий справочник разработчика» в отдельных главах содержатся
схемы связи различных объектов языка, снабженные короткими
осмысленными примерами. Если вы не знакомы со встроенным
языком, достаточно взглянуть на несколько примеров, и вы сможете
написать текст небольшого модуля.


• Как ответы на вопросы
Специальная глава «Вопросы при переходе с версии 7.7» содержит
ответы на вопросы, возникающие у разработчиков при переходе с
версии 7.7. Ответы снабжены ссылками на разделы книги, в которых
более подробно рассматриваются затронутые вопросы.


• Как справочное пособие
Можно обращаться к части «Краткий справочник разработчика» за
получением информации об общих моментах, касающихся разработки
на новой платформе, и концепциях ее использования. Также раздел
содержит схемы связи различных объектов языка, поясненные
примерами.
Часть I. Быстрая разработка Глава 1. Первое знакомство
прикладных решений Первая глава нашей книги будет посвящена знакомству с системой
1С:Предприятие 8.0 и главным инструментом разработчика -
конфигуратором. Вы узнаете, что обозначается терминами платформа,
Первая часть нашей книги посвящена основам разработки в конфигурация и прикладное решение. Познакомитесь с различными
системе 1С:Предприятие и включает в себя знакомство с системой и режимами запуска системы 1С:Предприятие 8.0, узнаете, что такое
создание самой простой конфигурации, использующей несколько объект конфигурации и как можно создать новый объект.
основных объектов.
В процессе изучения первой части вы научитесь работать в
конфигураторе, создавать объекты конфигурации и описывать их
свойства. Вы познакомитесь с некоторыми наиболее часто
используемыми объектами и сможете увидеть их «в действии».
К концу главы мы создадим с вами конфигурацию, которая может
вести учет материалов, отслеживая их поступление и расход. Эта
конфигурация сможет также предоставлять некоторые итоговые
данные о движениях и остатках материалов, а также выводить на
печать бумажные аналоги электронных документов.
Вы познакомитесь с некоторыми конструкциями встроенного
языка, а также узнаете о новых возможностях, которые имеют объекты
конфигурации по сравнению с предыдущей версией системы.




13
12
трая разработка прикладных решений
Первое знакомство


Что я делаю? Система 1С:Предприятие

А
что же я делаю?! Такой вопрос периодически возникает у


С
истема 1С:Предприятие является универсальной системой
всех, кто сталкивался или просто интересовался
автоматизации экономической и организационной
разработками на Ю.Предприятии.
деятельности предприятия. Поскольку такая деятельность
«Пишу программу», - вот наиболее частый ответ. «На чем?» - «на
может быть довольно разнообразной, система
1С». «На чем вы работаете?» - «на 1С». «На чем это написано?» - «на
1С:Предприятие имеет возможность «приспосабливаться» к
1С». «Требуется бухгалтер со знанием 1С», «требуется программист
особенностям конкретной области деятельности, в которой она
1С на неполный рабочий день...» и т.д.
используется. Для обозначения такой способности используется
Такие фразы можно встретить постоянно, и вам они наверняка термин конфигурируемость, то есть возможность настройки системы
хорошо знакомы. Для человека непосвященного в них нет ничего на особенности конкретного предприятия и класса решаемых задач.
особенного, однако тех, кто имеет представление о разработке на Это достигается тем, что 1С:Предприятие - это не просто
Ю.Предприятии, такие вопросы зачастую могут поставить в тупик, программа, существующая в виде набора неизменяемых файлов, а
потому что в этих фразах термином «1С» обозначаются совершенно совокупность различных программных инструментов, с которыми
разные предметы, а термин «программа» и вовсе сбивает с толку... работают разработчики и пользователи. Логически всю систему можно
Для успешного освоения этой книги важно понимать основы разделить на две большие части, которые тесно взаимодействуют друг
построения системы 1С:Предприятие, и тогда на вопрос: «а чем вы с другом: конфигурацию и платформу, которая управляет работой
конфигурации.
занимаетесь?», вы уже не ответите уныло: «учусь писать программы
на 1С», а с легким чувством превосходства сможете произнести: «я Для того чтобы легче понять взаимодействие этих частей системы,
изучаю методы разработки прикладных решений на основе платформы сравним ее с проигрывателем компакт-дисков. Как вы хорошо знаете,
1С:Предприятия 8.0»! проигрыватель служит для того чтобы слушать музыку. «На вкус и
Чтобы было понятно, что именно мы будем создавать с вами на цвет товарищей нет», поэтому существует множество разнообразных
протяжении этой книги, объясним сначала, что представляет собой компакт-дисков, на которых записаны музыкальные произведения на
любой вкус. И для того, чтобы прослушать какую либо композицию,
система 1С:Предприятие вообще.
нужно вставить компакт-диск в проигрыватель, и проигрыватель
воспроизведет записанное на нем музыкальное произведение. Более
того, современный проигрыватель компакт-дисков даже позволит вам
записать собственную подборку музыкальных произведений, т.е.
создать новый компакт-диск.
Сам по себе проигрыватель совершенно бесполезен без компакт-
диска, точно так же, как компакт-диск не может сам по себе принести
нам никакой пользы (кроме как стать подставкой под чашку кофе ©),
если у нас нет проигрывателя.
Возвращаясь к системе 1С:Предприятие, можно сказать, что
платформа является своеобразным «проигрывателем», а конфигурация
- «компакт-диском». Платформа обеспечивает работу конфигурации и
позволяет вносить в нее изменения или создавать собственную
конфигурацию.



15
трая разработка прикладных решений Первое знакомство

Существует одна платформа (1С:Предприятие 8.0) и множество Здесь следует сказать о небольшой двойственности терминологии,
которая будет использоваться в дальнейшем. Двойственность
конфигураций. Для функционирования какого-либо прикладного
заключается в употреблении разных терминов для обозначения одного
решения всегда необходима платформа и какая-либо (одна)
и того же предмета: «конфигурация» и «прикладное решение». Оба эти
конфигурация.
термина обозначают ту часть системы 1С:Предприятие, которая
работает под управлением платформы и которую «видят» все
пользователи (бывает, конечно, что пользователи работают и с
инструментальными средствами платформы, но это «продвинутые»
пользователи ©). Употребление одного или другого термина зависит
от контекста, в котором ведется изложение.
Если речь идет о действиях разработчика, то употребляется термин
конфигурация, поскольку это точный термин 1С:Предприятия.
Термин прикладное решение является более общепринятым и
понятным для пользователя системы 1С:Предприятие.
Итак, поскольку задачи автоматизации, как было упомянуто выше,
могут быть самыми разными, фирма «1С» и ее партнеры выпускают
прикладные решения, каждое из которых предназначено для
автоматизации одной определенной области человеческой
деятельности.
В качестве примеров существующих прикладных решений можно
привести решение «Управление торговлей», предназначенное для
автоматизации задач оперативного и управленческого учета,
Сама по себе платформа не может выполнить никаких задач
«Управление персоналом», предназначенное для реализации кадровой
автоматизации, так как она создана для обеспечения работы какой-
политики компании или «Управление производственным
либо конфигурации. Сама по себе конфигурация так же бесполезна,
предприятием», охватывающее основные контуры учета и управления
поскольку, чтобы она могла выполнить те задачи, для которых она на производственном предприятии.
создана, необходимо наличие платформы, которая и управляет ее
Прикладное решение является, по возможности, универсальным,
работой.
чтобы удовлетворить потребности самых разных предприятий,
работающих в одной области деятельности. И это хорошо. С другой
Для тех, кто работал с версией 7.7 стороны, такая универсальность неизбежно приведет к тому, что на
Платформа теперь не делится на базовые объекты и конкретном предприятии будут использоваться далеко не все
компоненты, поставляемые отдельно (бухгалтерия, оперативный возможности прикладного решения, а каких-то возможностей в нем
учет, расчет). Все объекты конфигурации включены в стандартную будет не доставать (нельзя угодить всем :).
поставку Вот тут и выходит на передний план конфигурируемость системы,
поскольку платформа, помимо управления работы конфигурацией,
Наконец-то мы можем ответить на тот вопрос, который был задан в содержит средства, позволяющие вносить изменения в используемую
предыдущем разделе: в процессе чтения этой книги и выполнения конфигурацию. Более того, платформа позволяет создать свою
демонстрационного примера мы создадим конфигурацию. собственную конфигурацию «с нуля», если по каким-либо причинам


17
Первое знакомство
ютрая разработка прикладных решений

Также у вас не должно возникнуть трудностей при запуске системы
использование типовой конфигурации представляется и создании пустой информационной базы.
нецелесообразным.
Будьте внимательны! Для выполнения примера, содержащегося в
Обратите внимание, как мы в одном абзаце перешли от книге, нам потребуется информационная база с ПУСТОЙ
«прикладного решения» к «конфигурации». Ничего не поделаешь - конфигурацией, а не база, созданная из шаблона:
для пользователя понятнее так, а для разработчика - по-другому.
Таким образом, если вернуться к сравнению с проигрывателем
компакт-дисков, мы можем изменять по своему вкусу мелодии, Создадим информационную базу с пустой
конфигурацией
которые были ранее записаны на компакт-диске, и даже создавать
диски со своими собственными музыкальными произведениями,
причем нам не потребуются какие-либо музыкальные инструменты,
все необходимое для создания мелодий есть в нашем проигрывателе
компакт-дисков.
Для того чтобы обеспечить такие возможности, система
1С:Предприятие имеет различные режимы работы: 1С:Предприятие и
Конфигуратор.
Режим 1С:Предприятие является основным и служит для работы
пользователей системы. В этом режиме пользователи вносят данные,
обрабатывают их и получают выходные результаты.
Режим конфигуратора используется разработчиками и
администраторами баз данных. Именно этот режим и предоставляет
инструменты, необходимые для модификации существующей или
создания новой конфигурации.
$СДля тех, ктоработал с версией 7.7
Поскольку задача нашей книги состоит в том, чтобы научить вас
При запуске 1С:Предприятия 8.0 вы неувидите привычного выбора
создавать собственные конфигурации и изменять существующие,
1С:Предприятие - Конфигуратор - Отладчик - Монитор. Отладчик
дальнейшее повествование будет, в основном, посвящено работе с
и монитор пользователей теперь включены в состав конфигуратора.
системой в режиме конфигуратора. И лишь иногда, чтобы проверить
результаты нашей работы, мы будем запускать систему в режиме
1С:Предприятие. Изучение этой книги предполагает, что у вас уже
установлена на компьютере система 1С:Предприятие 8.0. Если это не
так, то сейчас самое время это сделать, так как дальнейшее изложение
будет непосредственно описывать последовательность работы с
программой.
При установке системы 1С:Предприятие у вас не должно
возникнуть никаких трудностей. Процесс установки подробно описан
в брошюре «Руководство по установке и запуску», входящей в
комплектдокументации системы 1С:Предприятие 8.0.




19
18
лстрая разработка прикладных решений Первое знакомство




м
Первое знакомство Дерево конфигурации

И так, запустим 1С:Предприятие в режиме конфигуратора. ожно сказать, что дерево конфигурации - основной
Перед вами окно конфигуратора. Именно с помощью этого инструмент, с которым работает разработчик. Дерево
инструмента мы будем создавать нашу конфигурацию. конфигурации содержит в себе практически всю
информацию о том, из чего состоит конфигурация:
Большое количество незнакомых иконок на панели
инструментов часто смущает начинающего разработчика. Не следует
этого бояться - со временем вы сможете свободно ориентироваться
среди них. Сначала пользуйтесь пунктами меню - и постепенно ваша
работа сама собой переместится на панель инструментов.
Выполним первую команду, с которой начинается работа с любой
конфигурацией - Конфигурация | Открыть конфигурацию. На
экране откроется...




Наверняка у вас уже возник вопрос: почему в дереве что-то есть,
если мы пока еще ничего не создавали? Дело в том, что для облегчения
работы разработчика «все, из чего состоит конфигурация» собрано в
несколько отдельных групп, и сейчас дерево и показывает вам эти
группы.
Если вы походите по дереву и понажимаете на ©, то увидите, что
ни в одной группе ничего нет. Исключение составит лишь группа
Общие | Языки, в которой вы обнаружите «нечто» под названием
«Русский». Этот «русский» платформа создала для вас сама, поскольку
в данном случае конфигуратор использует русскоязычный интерфейс.
Хотелось бы уже начать что-нибудь делать, но прежде следует
определиться с терминами. Вы наверняка уже заметили, что, говоря о
содержимом конфигурации, мы сознательно избегали использования
каких либо терминов. Но теперь настало время, когда можно
определиться с терминологией и рассказать про...


20 21
гетрая разработка прикладных решений
Первое знакомство


Объекты конфигурации To же и с объектами конфигурации. Мы можем создавать только



К
объекты определенных видов. Но каждого вида объектов мы можем
онфигурация представляет собой описание. Она описывает создать столько, сколько нам нужно. Объекты одного вида отличаются
структуру данных, которые пользователь будет использовать в от объектов другого вида тем, что имеют разные свойства (точнее
режиме 1С:Предприятие. Кроме этого конфигурация говоря разный набор свойств). Объекты могут взаимодействовать друг
описывает всевозможные алгоритмы обработки этих данных, с другом, и мы можем описать такое взаимодействие.
конфигурация содержит информацию о том, как эти данные должны
В чем еще сходство объектов конфигурации с деталями
будут выглядеть на экране и на принтере, и т.д.
конструктора? В конструкторе обычно есть блоки, которые можно
В дальнейшем платформа 1С:Предприятия, на основании этого
скрепить между собой, и есть другие детали, например колеса,
описания, создаст базу данных, которая будет иметь необходимую которые скрепить между собой нельзя, зато их можно соединить с
структуру, и предоставит пользователю возможность работать с этой осью и тогда колеса будут вращаться. Т.е. разные детали конструктора
базой данных. по-разному ведут себя.
Для того чтобы систему 1С:Предприятие можно было быстро и
Объекты конфигурации также обладают различным поведением, и
легко настраивать на нужные прикладные задачи, все описание,
это поведение зависит от вида объекта. Одни объекты могут
которое содержит конфигурация, состоит из неких логических единиц, выполнять какие-то действия, другие этих действий выполнять не
называемых объектами конфигурации. могут, зато у них есть свой собственный набор действий.
Возможно, вы уже успели заглянуть в книгу «Конфигурирование и Следующую особенность объектов конфигурации можно
администрирование 1С:Предприятия 8.0», в которой дается краткое продемонстрировать на примере автомобиля. Автомобиль состоит из
описание объекта конфигурации. большого количества деталей. Одна из деталей автомобиля это
Мы не будем дублировать это определение в настоящей книге, двигатель. Но двигатель, в свою очередь, тоже состоит из набора
поскольку наша задача заключается не в том, чтобы изложить деталей, причем в разных двигателях могут использоваться одни и те
концепцию построения системы 1С:Предприятие как структуры же детали.
метаданных, описанной в терминах классов проблемно-
Так же «сложные» объекты конфигурации состоят из более
ориентированных бизнес-сущностей, а в том чтобы научить вас «простых» объектов и одни и те же «простые» объекты могут входить
методически правильно и грамотно использовать возможности в состав сложных объектов. Такая структура позволяет упростить
1С:Предприятия. работу с объектами конфигурации, поскольку если мы знаем, как
Поэтому, что представляют собой объекты конфигурации, мы работать с каким-либо «простым» объектом, то в любом «сложном»
объясним на «бытовом» уровне, который, однако, даст вам объекте, в состав которого он входит, мы будем работать с ним все тем
возможность правильно понимать назначение объектов же образом.
применительно к тем задачам, которые мы будем решать.
И, наконец, самое важное качество объектов конфигурации - это их
С одной стороны, объекты конфигурации представляют собой прикладная направленность. Объекты конфигурации не просто некие
детали конструктора, из которого собирается конфигурация. Обычно в абстрактные конструкции, при помощи которых разработчик пытается
конструкторе существует некоторый набор деталей. Детали могут описать поставленную перед ним задачу - они представляют собой
быть разного вида: длинные, короткие, квадратные, прямоугольные и аналоги реальных объектов, которыми оперирует предприятие в ходе
т.д. Теперь представьте, что деталей каждого вида мы можем создавать своей работы.
столько, сколько нам нужно (скажем 5 длинных и 3 коротких). Мы
Например, на каждом предприятии существуют различные
можем соединять детали между собой различными способами.
документы, с помощью которых оно фиксирует факты совершения



12
Первое знакомство
острая разработка прикладных решений


хозяйственных операций. Точно так же в конфигурации существуют Как работать с деревом конфигурации и как
объекты вида «Документ».
создать объект
Кроме этого, на каждом предприятии обязательно ведется список


П
сотрудников, справочник номенклатуры или товаров. В конфигурации режде чем мы приступим к созданию первых объектов
тоже есть специальные объекты вида «Справочник», которые конфигурации, следует объяснить некоторые приемы работы с
позволяют разработчику создавать компьютерные аналоги таких конфигуратором.
списков. Для того чтобы открыть и закрыть конфигурацию следует
использовать пункты меню:
тех, кто работал с версией 7.7 Конфигурация | Открыть конфигурацию, и
В версии 8.0 объектная модель платформы былаунифщирована и Конфигурация | Закрыть конфигурацию.
расширена. Теперь, например, элемент справочника может иметь
После того, как конфигурация открыта, ее состав появляется в окне
табличную часть. Поскольку объекты унифицированы, табличная
дерева конфигурации. Это окно вы можете закрыть, как любое другое
часть справочника и табличная часть документа описывается
окно Windows, при этом конфигурация останется открытой (т.е.
аналогичными объектами конфигурации. Соответственно работа с
доступной для редактирования). Чтобы снова отобразить на экране
табличной частью документа аналогична работе с табличной
окно дерева конфигурации следует воспользоваться командой меню
частью справочника.
Конфигурация | Окно конфигурации.
Создать новый объект конфигурации можно несколькими
Как мы уже говорили, на основе объектов конфигурации
способами, и вы всегда можете использовать тот способ, который вам
платформа создает в базе данных информационные структуры, в
понятнее и удобнее.
которых будут храниться данные. В литературе, как правило, объект
конфигурации и соответствующую ему информационную структуру Первый способ. Необходимо установить курсор на тот вид объектов
принято называть одинаково. Например, если в конфигурации конфигурации, который вас интересует, и в командной панели окна
существует объект справочник «Сотрудники», то информационную конфигурации нажать кнопку Действия | Добавить.
структуру, созданную платформой на основе этого объекта
конфигурации, также называют справочником «Сотрудники».
Мы отойдем от такого «размытого» стиля изложения и в тех
местах, где речь будет идти о конфигурации, мы будем использовать
явное уточнение - объект конфигурации Справочник «Сотрудники».
Там же, где речь пойдет о базе данных, мы будем говорить просто:
справочник «Сотрудники».




25
страя разработка прикладных решений
Первое знакомство

Второй способ. Вы можете воспользоваться контекстным меню,
которое вызывается при нажатии на правую клавишу мыши.
Что нового мы узнали
Установите курсор на интересующий вас вид объектов
конфигурации и нажмите правую клавишу мыши. В появившемся
меню выберите пункт Добавить.

что такое конфигурируемость системы 1С:Предприятие
из каких основных частей состоит система
что такое платформа и что такое конфигурация
когда следует использовать термин конфигурация, а когда
- прикладное решение
для чего используются разные режимы запуска системы
1С:Предприятие
что такое дерево конфигурации
что такое объекты конфигурации
что создает система на основе объектов конфигурации
какими способами можно создать объект конфигурации
Теперь, взглянув на список кратких итогов главы, проверьте,
насколько хорошо вы поняли изложенный материал.
После этого мы сможем с вами приступить к созданию первых
объектов конфигурации.




27
Справочник



Объект конфигурации Справочник
Глава 2. Справочник

О
бъект конфигурации Справочник является прикладным
В этой главе мы познакомимся с объектом конфигурации
объектом и предназначен для описания списков данных.
Справочник. Вы узнаете, для чего используется этот объект, какова его
Объект конфигурации Справочник используется для того,
структура и какими основными свойствами он обладает. На
чтобы на его основе платформа создала в базе данных
практических примерах вы научитесь создавать справочники, информационную структуру, в которой будет храниться, например,
описывать наиболее важные элементы их структуры и заполнять их список сотрудников, перечень товаров, список клиентов или
данными. поставщиков.
Кроме этого вы узнаете еще об одном объекте конфигурации - Характерной особенностью объекта конфигурации Справочник
Форма. является то, что пользователь в процессе работы может
В заключение, в конце главы, будет сделано небольшое самостоятельно добавлять новые элементы в справочник. Например,
отступление, касающееся механизма внесения изменений в пользователь может добавить в справочник новых сотрудников,
создать новый товар или внести нового клиента.
конфигурацию и использования одного из инструментов разработчика
- палитры свойств.
Для тех,ктоработал с версией 7.7
Элементы справочника могут иметь теперь несколько табличных
частей и несколько форм (форма элемента, списка, выбора и т.д.).
Глубина иерархии справочников может быть произвольной.
Иерархия может строиться не только no принципу иерархии групп,
но и no принципу иерархии элементов (когда элемент справочника
подчинен непосредственно другому элементу).
Теперь нет понятия периодических реквизитов справочников. Для
хранения каких-либо данных (в том числе значений реквизитов
справочников),развернутых во времени, теперь следует использовать
новые объекты конфигурации - регистры сведений, поддерживающие
периодическое сохранение значений своих ресурсов.
В конфигураторе можно задать набор предопределенных
элементов справочника.

Каждый элемент справочника, как правило, содержит некоторую
дополнительную информацию, которая более подробно описывает
этот элемент. Например, каждый элемент справочника «Товары»
может содержать дополнительную информацию о производителе,
сроке годности и др. Набор такой информации является одинаковым
для всех элементов справочника, и для описания такого набора
используются реквизиты объекта конфигурации Справочник, которые
также, в свою очередь, являются объектами конфигурации. Поскольку



29
Справочник
рая разработка прикладных решений

Порой встречаются ситуации, когда необходимо, чтобы в
эти объекты логически связаны с объектом Справочник, они справочнике некоторые элементы существовали всегда, независимо от
называются подчиненными. Большинство реквизитов объекта действий пользователя. Допустим логика бизнес-процессов на
конфигурации Справочник разработчик создает самостоятельно, предприятии такова, что все товары сначала поступают на основной
однако у каждого объекта конфигурации Справочник существуют два склад, а затем по мере надобности перемещаются на другие склады. В
поля «по умолчанию»: код и наименование. этом случае в справочнике «Склады» всегда должен существовать
Кроме этого, каждый элемент справочника может содержать склад «Основной», иначе приходование товаров будет выполнено
некоторый набор информации, которая одинакова по своей структуре, неправильно. Объект конфигурации Справочник позволяет описать
но различна по количеству, для разных элементов справочника. Так, любое количество таких элементов справочника. Они называются
например, каждый элемент справочника Сотрудники может содержать предопределенными элементами справочника.
информацию о составе семьи сотрудника. Для одного сотрудника это В зависимости от того, какие действия мы хотим выполнять со
будет только супруга, а у другого семья может состоять из супруги, справочником, нам требуется изображать справочник в «разном виде».
сына и дочери. Для описания подобной информации могут быть Например, для того, чтобы выбрать некоторый элемент справочника,
использованы табличные части объекта конфигурации Справочник, удобнее представить справочник в виде списка, а для того, чтобы
являющиеся подчиненными объектами конфигурации. изменить какой-то элемент справочника, удобнее представить все
Для удобства использования элементы справочника могут быть реквизиты этого элемента справочника на одной форме. Поэтому
сгруппированы пользователем по какому-либо принципу. Например, в объект конфигурации Справочник может иметь произвольное
справочнике «Бытовая техника» могут быть созданы группы: количество форм, часть из которых можно назначить в качестве
«Холодильники», «Телевизоры», «Стиральные машины» и т.д. основных форм справочника.
Возможность создания таких групп в справочнике задается свойством Следующая таблица поясняет названия этих форм, заданные в
«Иерархический» объекта конфигурации Справочник. В этом случае конфигураторе:
элемент справочника, представляющий собой группу, будет являться
родителем для всех элементов и групп, входящих в эту группу. Такой
Объект конфигурации Справочник
вид иерархии называется иерархией групп и элементов.
Справочник
Возможен и другой вид иерархии - иерархия элементов. В этом Основная форма объекта Форма элемента справочника
случае в качестве родителя выступает не группа элементов Основная форма группы Форма группы элементов справочника
справочника, а непосредственно один из элементов справочника. Основная форма списка Форма списка справочника
Основная форма для выбора Форма для выбора элемента или группы
Например, такой вид иерархии можно использовать при создании
справочника
справочника «Подразделения», когда одно подразделение является Основная форма для выбора Форма для выбора группы элементов
родителем для нескольких других подразделений, входящих в его группы справочника
состав.
Элементы одного справочника могут быть подчинены элементам Форма служит для «визуализации» данных, находящихся в базе
или группам другого справочника. Например, справочник данных. Форма представляет эти данные в удобном для пользователя
«ЕдиницыИзмерения» может быть подчинен справочнику «Товары». виде и позволяет описать алгоритмы, которые будут сопровождать
Тогда для каждого элемента справочника «Товары» мы сможем работу пользователя с данными, представленными в форме.
указать единицы измерения, в которых этот товар поступает на склад.
Любая форма может быть описана в конфигураторе. Для создания
В системе 1С:Предприятие это достигается путем того, что для
такого описания существует подчиненный объект конфигурации
каждого объекта конфигурации Справочник можно указать список
Форма. Как правило, он подчинен одному из прикладных объектов, но
владельцев справочника.


31
рая разработка прикладных решений
Справочник

может существовать и самостоятельно. На основании описания,
Создание справочника Клиенты
содержащегося в объекте конфигурации Форма в нужный момент
работы пользователя платформа 1С:Предприятие создаст


Т
еперь, когда мы немного познакомились с возможностями
программный объект Форма, с которым и будет работать
объекта конфигурации Справочник, создадим несколько таких
пользователь.
объектов, чтобы описать справочники, которые будут
использоваться в нашей базе данных.
Узнай больше!
Так как наше OOO «На все руки мастер» оказывает услуги по
О структуре объектов встроенного языка, предназначенных для
ремонту бытовой техники, очевидно, что для ведения учета нам
работы со справочниками можно прочитать в главе «Справочники»
потребуется задать некоторую списочную информацию.
на странице 570.
Для начала нам понадобится список сотрудников предприятия,
которые будут оказывать услуги. Затем нам будет нужен список
клиентов, с которыми работает наше 000. После этого нам
понадобится перечень услуг, которые может оказывать наше
предприятие, и список материалов, которые могут быть
израсходованы. Кроме этого нам потребуется список складов, на
которых могут находиться материалы 000 «На все руки мастер».
Начнем с простых вещей - списка сотрудников и списка клиентов.
Откроем в конфигураторе нашу учебную конфигурацию и создадим
новый объект конфигурации Справочник.
Наша задача будет состоять в том, чтобы создать справочник, в
котором будут храниться наименования наших клиентов.
После того, как вы нажмете «Добавить», система откроет окно
редактирования объекта конфигурации.
Это средство, которое создано в помощь разработчику. Оно
создано специально для сложных объектов конфигурации и позволяет
путем выполнения последовательных действий быстро создавать такие
объекты. Для того чтобы придерживаться правильной
последовательности действий, в нижней части окна имеются кнопки
«Далее» и «Назад». Кнопка «Далее» позволяет задавать свойства
объекта в нужной последовательности (чтобы ничего не пропустить и
не проскочить вперед, где потребуются данные, которые должны были
быть введены ранее). Кнопка «Назад» позволяет вернуться на
несколько шагов назад, если вы обнаружили, что ранее ввели не все
или ошибочные данные.




33
трая разработка прикладных решений
Справочник

Поэтому на синоним практически нет никаких ограничений, и его
*" Узнай больше! можно задавать в привычном для человека виде.
Про особенности использования окна редактирования объекта
конфигурации и палитры свойств можно прочитать в главе «Окно
редактирования объекта конфигурации и палитра свойств» на Зададим имя и синоним справочника
странице 544.

Зададим имя справочника - «Клиенты». Имя является основным
свойством любого объекта конфигурации. При создании нового
объекта система автоматически присваивает ему некоторое имя.
Можно использовать имя, присвоенное системой, но лучше заменить
его своим, понятным именем. Имя можно задавать любое, главное,
чтобы оно начиналось с буквы и не содержало некоторых специальных
символов (например, пробел). Для удобства чтения конфигурации
принято составлять интуитивно понятные имена и если они состоят из
нескольких слов - удалять пробелы между словами и каждое слово
начинать с большой буквы.

«" Узнай больше!
О правилах именования объектов конфигурации можно прочитать
в главе «Стандарты именования переменных, процедур и объектов
конфигурации» на странице 530. Все подряд свойства объекта конфигурации Справочник мы пока
настраивать не будем, нас вполне удовлетворят те значения, которые
На основании имени платформа автоматически создаст синоним - система предлагает для них по умолчанию. Поэтому три раза нажмем
«Далее» и окажемся на закладке «Данные».
«Клиенты». Свойство «Синоним» также есть у любого объекта
конфигурации. Оно предназначено для хранения «альтернативного» Здесь для нас представляют интерес длина кода и длина
наименования объекта конфигурации, которое будет использовано в наименования. Длина кода - важное свойство справочника. Как
правило, код справочника используется для идентификации элементов
элементах интерфейса нашей программы - то есть будет показано
справочника и содержит уникальные для каждого элемента
пользователю.
справочника значения. Платформа может сама контролировать
уникальность кодов и поддерживать автоматическую нумерацию
элементов справочника.
Уникальность кодов платформа может отслеживать сама, поэтому
от длины кода будет зависеть количество элементов, которые могут
содержаться в справочнике. Длина кода 5 символов - это от 0 до
99999, то есть сто тысяч элементов. Для нашего небольшого OOO «На
все руки мастер» этого вполне достаточно.




35
трая разработка прикладных решений Справочник

Перейдем к длине наименования. 25 символов для нас явно мало, Для большего порядка предлагается пользоваться вариантами: 25
увеличим длину наименования до 50. символов для «небольших» справочников. 50 символов для тех
справочников, которым 25 символов мало. 100 символов для тех
справочников, которым 50 символовмало.
Согласимся с длиной кода и зададим
длину наименования
Теперь давайте посмотрим, что создаст система на основе того
объекта конфигурации Справочник, который мы добавили. Выполним
пункт меню Отладка | Начать отладку. На появившийся вопрос:




ответим «Да» и в следующем окне нажмем «Принять»:



Все остальные свойства объекта конфигурации Справочник мы
оставим такими, как их предлагает система по умолчанию, и нажмем
«Закрыть».

Узнай больше!
Согласно стандартам фирмы «1С», длина кода, если не
определяется проектной логикой, должна быть фиксированной: 5
символов. Считается, что этого достаточно для любого справочника
любой типовой конфигурации. При наличии префиксации длина кода
увеличивается на допустимую длину префикса (на 3 символа).
Что касается длины наименования, то следует избегать Перед нами откроется окно системы, в режиме 1С:Предприятие.
завышенной длины, поскольку наименование, в большинстве случаев, Поскольку мы не создавали никаких интерфейсов пользователей, для
является основным представлением, и не должно занимать слишком просмотра результатов нашей работы следует воспользоваться меню,
много места в диалоговых формах. которое создает система по умолчанию.




37
фая разработка прикладных решений Справочник

Пока наш справочник «Клиенты» пуст, поэтому добавим в него
Выполним пункт меню Операции | Справочники... и выберем
несколько элементов (добавить новый элемент в справочник можно
справочник «Клиенты».
при помощи пункта меню Действия I Добавить, соответствующей
иконки или клавишей «Insert»).
Выполним Операции I Справочники... и
выберем справочник «Клиенты»
Добавим новые элементы в справочник
при помощи меню или иконки




После добавления элементов, справочник будет выглядеть
следующим образом."




Система откроет одну из основных форм справочника - основную Теперь мы можем перейти к созданию второго справочника,
который будет использоваться в нашей конфигурации - справочника
форму списка.
«Сотрудники».




39
грая разработка прикладных решений Справочник


Создадим реквизиты табличной части «ТрудоваяДеятельность»:
Создание справочника Сотрудники

С
• «Организация» - тип Строка, длина 100,
правочник «Сотрудники» будет устроен несколько сложнее, чем
• «НачалоРаботы» - тип Дата, состав даты - «Дата»,
справочник «Клиенты». Дело в том, что в нем мы будем хранить
• «ОкончаниеРаботы» - тип Дата состав даты - «Дата»,
не только фамилию, имя и отчество сотрудника, но и
• «Должность» - тип Строка, длина 100:
информацию о его прошлой трудовой деятельности. Эта
информация однородна по своей структуре (организация, начало,
окончание работы, занимаемая должность), но количество
предыдущих мест работы у разных сотрудников может быть Создадим реквизиты табличной части справочника...
различным. Поэтому для хранения такой информации мы будем
использовать табличную часть справочника.
Вернемся в конфигуратор и создадим новый объект конфигурации
Справочник. Назовем его «Сотрудники».
Наша задача будет состоять в том, чтобы создать справочник,
имеющий табличную часть.
На закладке «Данные» зададим длину наименования справочника
равной 50 символам и добавим в справочник новую табличную часть с
именем «ТрудоваяДеятельность»:
Добавим в справочник «Сотрудники» новую табличную часть и зададим ее имя...




Для реквизитов «НачалоРаботы» и «ОкончаниеРаботы» мы
выбрали состав даты - «Дата», поскольку в системе 1С:Предприятие
8.0 значения типа Дата содержат как дату, так и время. В данном
случае время начала и окончания работы нам безразлично.

" Узнай больше!
Согласно стандартам фирмы «1С» рекомендуется использовать
следующие значения для реквизитов объектов конфигурации:
Числовой тип:
Реквизиты «флаг» - тип данных Булево. Реквизиты
«сумма» - длина 15, точность 2. Реквизиты
«количество» - длина 15, точность 3. Реквизиты
«коэффициент» - длина 10, точность 3.


41
трая разработка прикладных решений Справочник


Создание справочника «Сотрудники» завершено - теперь можно
Реквизиты «курс» - длина 10, точность 4.
запустить 1С:Предприятие в режиме отладки и заполнить справочник.
Реквизиты «процент» -длина 5, точность 2.
Выполните пункт меню Отладка | Продолжить отладку, на
вопрос системы:
Строковый тип:
Допустимая длина должна быть в большинстве случаев
переменной.
Неограниченная длина должна назначаться, если реквизит часто
может быть не заполнен, или количество символов больше 100 (т. к.
строки неограниченной длины хранятся порциями, а пустые строки
совсем не занимают места).

Теперь нам следует выбрать вариант редактирования справочника.
ответьте «Да», на последующие вопросы ответьте так же, как и
Очевидно, что редактирование в списке нам уже не подойдет, ранее.
поскольку в списке мы не сможем редактировать табличную часть
В появившемся окне программы откройте справочник
справочника и вводить информацию о трудовой деятельности.
«Сотрудники» и убедитесь, что установлен режим редактирования
Поэтому в справочнике «Сотрудники» мы выберем вариант
справочника в диалоге (меню Действия | Редактировать в диалоге
редактирования справочника обоими способами - как в списке, так и в
или аналогичная иконка в командной панели).
диалоге. Для этого перейдем на закладку «Формы» и установим
Создайте сотрудников Гусакова Николая Дмитриевича, Делового
соответствующий переключатель:
Ивана Сергеевича и Симонова Валерия Михайловича, как показано на
рисунках. Обратите внимание, что строки табличной части
справочника можно сортировать по содержимому любой из колонок,
Зададим вариант редактирования справочника .
или располагать в произвольном порядке, используя иконки
командной панели:




43
Справочник
фая разработка прикладных решений



Создание справочника Номенклатура

С
правочник «Номенклатура» будет содержать информацию об
услугах, которые оказывает OOO «На все руки мастер», и о тех
Можно управлять порядком расположения строк
табличной части... материалах, которые при этом могут быть использованы.
Этот справочник не будет сложным, единственная
особенность, которой он будет обладать - это наличие иерархической
структуры. Для того чтобы справочником было удобно пользоваться,
мы сгруппируем услуги в одну группу, а материалы - в другую.
Кроме этого, поскольку OOO «На все руки мастер» оказывает самые
разные услуги, они также будут логически собраны в несколько групп.
To же самое можно сказать и про материалы.
Наша задача будет состоять в создании иерархического
справочника. Создадим новый объект конфигурации Справочник и
назовем его «Номенклатура». Перейдем на закладку «Иерархия» и
установим флаг «Иерархический справочник».


Сделаем справочник иерархическим...




Теперь мы можем приступить к созданию следующего справочника
хНоменклатура».




На закладке «Данные» зададим длину наименования справочника
равной 100 символам.



45
:трая разработка прикладных решений Справочник


Теперь запустим 1С:Предприятие в режиме отладки и заполним • «Ремонт импортного телевизора»
справочник «Номенклатура». В процессе заполнения справочника мы
и услуги по установке стиральных машин:
покажем, как создавать группы справочника и переносить элементы из
одной группы в другую. • «Подключение воды»,
Создадим две группы в корне справочника: «Материалы» и • «Подключение электричества»:
«Услуги» (меню Действия | Новая группа):




В группе «Материалы» создадим пять элементов:

• «Строчный трансформатор Samsung», Теперь разнесем услуги по двум смысловым группам: услуги по
ремонту телевизоров и услуги по установке стиральных машин. Для
• «Строчный трансформатор GoldStar»,
этого в группе «Услуги» создадим еще две группы: «Телевизоры» и
• «Транзистор Philips 2N2369»,
«Стиральные машины»:
• «Шланг резиновый»,
• «Кабель электрический»:




В группе «Услуги» тоже создадим несколько элементов - услуги по
ремонту телевизоров:

• «Диагностика»,
• «Ремонт отечественного телевизора»,


47
:трая разработка прикладных решений
Справочник

Для того чтобы переместить услуги в соответствующие группы, в
Создание справочника Склады
окне списка установим курсор на ту услугу, которую мы хотим



В
переместить, и выполним команду
заключение мы создадим справочник «Склады», который
Действия | Переместить в группу. В открывшемся окне выберем
будет содержать информацию о складах, используемых OOO
новую группу:
«На все руки мастер». Этот справочник будет содержать один
предопределенный элемент - склад «Основной», на который будут
поступать все материалы.
Переместим услугу Диагностика в группу Телевизоры...
Наша задача будет состоять в том, чтобы создать справочник,
содержащий предопределенные элементы. Откроем конфигуратор и
создадим новый объект конфигурации Справочник с именем
«Склады». Перейдем на закладку «Прочее» и нажмем кнопку
«Предопределенные». Система откроет список предопределенных
элементов справочника. Сейчас он пуст, поэтому выполним команду
Действия | Добавить и создадим предопределенный элемент с
именем «Основной»:




Обратите внимание на то, что помимо наименования мы задали
Аналогичным образом переместите в группу «Телевизоры» услуги еще и имя предопределенного элемента справочника. В дальнейшем,
«Ремонт отечественного телевизора» и «Ремонт импортного когда мы будем использовать средства встроенного языка, мы сможем
телевизора». Услуги «Подключение воды» и «Подключение обратиться к этому элементу справочника, используя имя, которое
электричества» переместите в группу «Стиральные машины». присвоили ему в конфигураторе.
Затем в группе материалы создайте две группы: «Радиодетали» и
«Прочее». В группу «Прочее» поместите «Кабель электрический» и
«Шланг резиновый». Остальные материалы переместите в группу
«Радиодетали».




49
трая разработка прикладных решений Справочник

Запустим 1С:Предприятие в режиме отладки и откроем справочник рассчитывать на них в выполнении каких либо алгоритмов она не
«Склады». Добавим в справочник еще один склад, который назовем может, в силу их «непостоянства».
«Розничный»: Предопределенные элементы напротив, «постоянны». В процессе
работы пользователя они находятся всегда на своих местах, и
исчезнуть не могут. Поэтому с ними конфигурация может работать
вполне уверенно и опираться на них, при отработке различных
алгоритмов. По этой причине каждый из предопределенных элементов
имеет уникальное имя для того, чтобы к ним можно было обратиться
средствами встроенного языка.
На этом мы завершим подготовительную работу по созданию
справочников и сделаем небольшое отступление, касательно тех
вопросов, которые постоянно появляются у вас на экране при запуске
Обратите внимание, что система отмечает различными
и продолжении отладки.
пиктограммами простой и предопределенный элементы справочника.
Несмотря на то, что можно изменить код или наименование у обоих
элементов, пометка на удаление (или удаление) возможна только для
простых элементов справочника. При попытке пометить на удаление
предопределенный элемент, система выдаст предупреждение:




Таким образом, теперь мы можем обозначить две характерные
особенности предопределенных элементов:

• на предопределенные элементы могут опираться алгоритмы
работы конфигурации (т.к. возможно обращение к ним из
встроенного языка по имени),
• предопределенные элементы являются объектами базы
данных, которые нельзя удалить в режиме ЮПредприятия.
Из этого видно, в чем заключается принципиальная, с точки зрения
конфигурации, разница между обычными и предопределенными
элементами справочника.
Обычные элементы «непостоянны» для конфигурации. В процессе
работы пользователя они могут появиться, исчезнуть. Поэтому
конфигурация хоть и может отличить их друг от друга, но



51
:трая разработка прикладных решений Справочник


базы данных, используя основную конфигурацию. Но для этого
Основная конфигурация и конфигурация придется завершить работу всех пользователей.
базы данных Разработчик всегда может сравнить основную конфигурацию и


Д
конфигурацию базы данных, может вернуться к исходному состоянию
о сих пор мы не углублялись в структуру системы
основной конфигурации, используя конфигурацию базы данных (если,
1С:Предприятие 8.0, но теперь пришло время сказать об этом например, совсем запутался в своих изменениях ©).
несколько слов.
Таким образом, взаимодействие двух конфигураций можно
Вспомните, с точки зрения пользователя, программа 1С представить следующим образом:
состоит из платформы и конфигурации. Мы говорили, что в каждом
конкретном случае используется одна из множества возможных
конфигураций. Настало время сказать, что это не совсем так. Сравнение, объединение
Почему не так? Потому что в каждой информационной базе
существуют, как минимум, две конфигурации.
Почему не совсем так? Потому что пользователь действительно
работает всегда только с одной конфигурацией. Вторая конфигурация
предназначена для разработчика или человека, который должен
вносить изменения в конфигурацию (например, администратора базы
данных). Для пользователя она «не видна».
Конфигурация, предназначенная для разработчика, называется
Основная конфигурация (или просто Конфигурация - та, которую мы
редактировали в Конфигураторе). Конфигурация, с которой работают
пользователи, называется Конфигурация базы данных.

Когда разработчик работает с основной конфигурацией, система
&˜ Узнай больше! всегда подсказывает ему, отличается ли его вариант основной
О том, сколько и каких конфигураций существует в конфигурации от того, который сохранен, и отличается ли
информационной базе можно прочитать в главе «Немного о сохраненный вариант основной конфигурации от конфигурации базы
конфигурациях» на странице 535. данных.
Если разработчик редактирует основную конфигурацию и
Основную конфигурацию можно редактировать, конфигурацию
редактируемый вариант основной конфигурации отличается от того,
базы данных редактировать нельзя, можно только произвести который сохранен, в заголовке окна дерева конфигурации появляется
обновление конфигурации базы данных на основе основной признак модифицированности конфигурации (*):
конфигурации.
Такое внутреннее устройство позволяет вносить изменения в
конфигурацию, не прерывая работы пользователей (поскольку
изменения вносятся в основную конфигурацию). Затем, когда
разработчик будет уверен в том, что все изменения, которые он внес,
верны, можно будет быстро произвести обновление конфигурации




53
[страя разработка прикладных решений
Справочник

Если сохраненный вариант основной конфигурации отличается от Отсюда следует немаловажный факт (о котором говорилось в
конфигурации базы данных, в заголовке окна дерева конфигурации предыдущем разделе), что если простые элементы справочника
появляется знак отличия конфигураций (<!>): «безразличны» для конфигурации, то предопределенные элементы
важны для нее, поскольку на них могут быть «завязаны» алгоритмы
работы конфигурации.


Для сохранения основной конфигурации следует воспользоваться
командой
Конфигурация | Сохранить конфигурацию,
а для обновления конфигурации базы данных необходимо
выполнить команду
Конфигурация | Обновить конфигурацию базы данных.
При выполнении команды Отладка | Начать отладку, система
сама сначала сохраняет основную конфигурацию, и затем производит
ее сравнение с конфигурацией базы данных. В случае если
конфигурации отличаются, выдается запрос на обновление
конфигурации базы данных, который вы видели в предыдущих
примерах.
При выполнении команды Отладка | Продолжить, система, после
описанных выше действий, предлагает еще и перезапустить
приложение, чтобы прекратить текущую отладочную сессию.
Таким образом, система старается облегчить жизнь разработчика и
автоматизировать часто выполняемые операции.
Важным фактом является то, что именно в момент обновления
конфигурации базы данных, система создает (модифицирует) в базе
данных те структуры хранения данных, которые мы описали в виде
объектов конфигурации.
Таким образом, обычные элементы справочника пользователь
добавляет в ту структуру базы данных, которую создала система на
основе объекта конфигурации Справочник, а предопределенные
элементы этого справочника система добавляет в эту структуру сама,
на основе все того же описания этой структуры, которым является
объект конфигурации Справочник.




55
[страя разработка прикладных решений Справочник


В этом состоянии, при наведении курсора мыши на любое другое
Палитра свойств окно, палитра свойств будет сворачиваться на дополнительную панель


Е
с правой (по умолчанию) стороны экрана:
ще один инструмент разработчика, который мы использовали по
ходу изложения, но на описании которого не заостряли
внимание, - это палитра свойств.
Если помните, мы использовали палитру свойств, когда
создавали табличную часть и реквизиты табличной части объекта
конфигурации Справочник «Номенклатура».
Палитра свойств это специальное служебное окно, которое
позволяет редактировать все существующие свойства объекта
конфигурации. Поскольку разные объекты конфигурации имеют А при наведении курсора мыши на символ свернутой палитры
самые разные свойства, содержимое этого окна будет меняться в свойств, она будет открываться.
зависимости от того, какой объект является текущим (на каком
Подобным поведением (возможностью быть прикрепленным,
объекте конфигурации установлен курсор).
прячущимся и т.д.) обладает не только окно палитры свойств, но и
При некоторых действиях разработчика (например, создание другие окна конфигуратора (например, окно дерева конфигурации).
табличной части), палитра свойств открывается автоматически. Но
разработчик всегда может открыть палитру свойств объекта
конфигурации самостоятельно, воспользовавшись пунктом
«Свойства» контекстного меню правой кнопки мыши.
В этом случае палитра свойств откроется и будет закреплена на
рабочей области конфигуратора. Однако есть удобная возможность
«открепить» палитру свойств (используя символ кнопки в заголовке
окна палитры свойств):


«Открепим» палитру свойств.
[страя разработка прикладных решений
Справочник

Q как запустить 1С:Предприятие в режиме отладки
Что нового мы узнали Q зачем нужна основная конфигурация и конфигурация
базы данных
П как изменить конфигурацию базы данных ] как связаны
- для чего предназначен объект конфигурации Справочник
объекты конфигурации и объекты базы
- каковы характерные особенности справочника
данных
- для чего используются реквизиты и табличные части
Q зачем нужна палитра свойств П что такое
справочника - зачем нужны иерархические
подчиненные объекты конфигурации
справочники и что такое
родитель - зачем нужны подчиненные справочники и
что такое
владелец
- какие основные формы существуют у справочника - что
такое предопределенные элементы - чем, с точки зрения
конфигурации, отличаются обычные
элементы справочника от предопределенных элементов -
что такое окно редактирования объекта конфигурации - как
создать объект конфигурации справочник и описать
его структуру - когда следует использовать
редактирование справочника
в списке, а когда - в диалоге - как добавить новые
элементы в справочник - как создать группу справочника -
как пользователь может отличить обычные элементы
справочника от предопределенных элементов - как
переместить элементы из одной группы справочника
в другую
Документ



Объект конфигурации Документ
Глава 3. Документ

О
бъект конфигурации Документ является прикладным
В этой главе мы познакомимся с объектом конфигурации объектом и предназначен для описания информации о
Документ. Вы узнаете, для чего используется этот объект, какова его совершенных хозяйственных операциях или о событиях,
структура и какие основными свойствами обладает документ. Затем произошедших в жизни организации вообще. На основе объекта
мы создадим несколько документов и покажем, каким образом конфигурации Документ платформа создает в базе данных
разработчик может задавать собственные алгоритмы выполнения тех информационную структуру, в которой будут храниться, например,
или иных действий, связанных с работой документа. такие документы как приходные накладные, или приказы о приеме на
Кроме этого, вы узнаете, как создать форму объекта базы работу, или платежные поручения, или счета и т.д.
конфигурации, познакомитесь с некоторыми конструкциями Характерной особенностью объекта конфигурации Документ
встроенного языка и узнаете, что такое типообразующие объекты является то, что в процессе работы пользователь может
конфигурации. самостоятельно создавать новые объекты этой структуры - новые
документы.
Поведение документа отличается от поведения всех остальных
объектов базы данных. Документ обладает способностью проведения.
Факт проведения документа означает, что событие, которое он
отражает, повлияло на состояние учета. До тех пор, пока документ не
проведен, состояние учета неизменно и документ - не более чем
черновик, заготовка. Как только документ будет проведен -
изменения, вносимые документом в учет, могут вступить в силу и
состояние учета может быть изменено.
Поскольку документ вносит изменения в состояние учета, он всегда
«привязан» к конкретному моменту времени. Это позволяет отражать
в базе данных фактическую последовательность событий.
Следующим важным фактом, вытекающим из двух предыдущих,
является то, что система 1С:Предприятие имеет механизмы,
позволяющие отслеживать правильность состояния учета.
Предположим, что мы изменили один из проведенных ранее
документов и снова провели его «задним числом». В этом случае
система 1С:Предприятие способна отследить, повлияют ли внесенные
нами изменения на последующие проведенные документы, и если это
так, система способна перепровести необходимые документы.

КДля тех, кто работал с версией 7.7
Движения документов no регистрам могут быть теперь с
разными датами.
Документ может иметь несколько табличных частей.


61
60
Документ
Быстрая разработка прикладных решений


Для «визуализации>: документа существует несколько основных
У последовательностей могут быть измерения, за счет чего при
форм:
восстановлении последовательностей будут перепроводиться только
me документы, которые изменили состояние регистров no данному
значению измерения. Конфигуратор База данных
Объект конфигурации Документ Документ
Основная форма Форма документа
Основная форма списка Форма списка документов одного вида
Форма для выбора из списка документов одного
Основная форма для выбора
Узнай больше! вида
0 том, какая существует разница в названии справочников и
документов можно прочитать в главе «Справочники и документы»
на странице 539. Узнай больше!
О структуре объектов встроенного языка, предназначенных для
Каждый документ, как правило, содержит информацию, которая работы с документами можно прочитать в главе «Документы» на
более подробно описывает этот документ. Например, каждый странице 577.
документ «ПриходнаяНакладная» может содержать информацию о
поставщике товаров, складе, на который приходуется товар и т.д.
Набор такой информации является одинаковым для всех документов
одного, вида и для описания такого набора используются реквизиты
объекта конфигурации Документ, являющиеся подчиненными
объектами конфигурации. Большинство реквизитов объекта
конфигурации Документ разработчик создает самостоятельно, однако
у каждого объекта конфигурации Документ существуют два поля «по
умолчанию»: дата и номер документа. Поскольку тип данных дата
содержит дату и время с точностью до секунды, то этот реквизит и
определяет, в основном, положение документа на оси времени.

Узнай больше!
О том, что такое МоментВремени можно прочитать в главе
«Понятие момента времени» на странице 540.

Кроме этого, каждый документ содержит, как правило, некоторый
набор информации, которая одинакова по своей структуре, но
различна по количеству, для разных документов. Так, например,
каждый документ «ПриходнаяНакладная» может содержать список
приходуемых товаров. Для описания подобной информации служат
табличные части объекта конфигурации Документ.




63
Быстрая разработка прикладных решений Документ


предложено провести документ неоперативно (т.е. с сохранением
Оперативное и неоперативное проведение существующей даты и времени документа).


стр. 1
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>