стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Майкл Спаркс
Начальные навыки эриксонианского гипноза.

ПОСВЯЩЕНИЕ.

Я бы хотел посвятить эту книгу всем тем добрым людям, с которыми я
встретился в Обнинске на семинаре по эриксонианскому гипнозу,
людям, разделившим со мной свою душевную теплоту и любовь. Они создали
для нас, руководителей семинара, один из тех редких моментов в
жизни, которые следует помнить вечно и лелеять, как сокровище.

Этот семинар научил меня многому. Я узнал, что бессознательное имеет
особое значение для советских людей. Я узнал, что культура и история
Советского Союза создала плодородную почву для произростания особой
способности к гипнотизированию. На многие годы вперед я уверен, что
участники семинара будут развивать новые творческие подходы, используя
эриксонианский гипноз для помощи людям.

И, наконец, я бы хотел поблагодарить Инессу Ребейко за всю работу по
подготовке этой книги к изданию. Каждый, кто прочтет эту книгу и
найдет ее ценной, окажется в долгу благодарности и признательности у
этой прекрасной женщины.

Michael Sparks

ТЕМЫ СЕМИНАРА

1. ПОСТРОЕНИЕ РАППОРТА

2. ОБРАЗЫ ДОСТИЖЕНИЯ

3. ЯЗЫК ГИПНОЗА

4. МЕТАФОРЫ И ИСТОРИИ

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

6. ПРАКТИКУМ

День первый

ПОСТРОЕНИЕ РАППОРТА

утреннее занятие

(с 9-00 до 12-00)

ПОСТРОЕНИЕ РАППОРТА

9-00 - 9-25

1. Вводная часть (20 минут)

1.1. Организационные вопросы (5 минут)

1.2. Знакомство с преподавателями (15 минут)

9-25 - 10-00

2.Эриксонианский гипноз (40 минут)

2.1. Милтон Эриксон: биография (5 минут)

2.2. Цели и методы семинара (5 минут)

2.3. Обзор содержания семинара(5 минут)

2.4. Основные идеи (25 минут)

10-00 -10-20

3. Перерыв (20 минут)

10-20 -11-20

4. Физиологическое присоединение к другому человеку (60 минут)

4.1. Упражнение 1: присоединение к физиологии (20 минут)

4.2. Составление списка слов, описывающих состояние релаксации (15
минут)

4.3. Упражнение 2: присоединение к дыханию (25 минут)

11-20 -12-00

5. Психологическое присоединение к другому человеку (40 минут)

5.1. Эриксон о мышлении и движениях глаз (20 минут)

5.2. Упражнение 3: присоединение к движениям глаз (20 минут)

1.1. Организационные вопросы

(9-00 - 9-10)

1.2. Знакомство с преподавателями

(9-10 - 9-25)

МАЙКЛ СПАРКС,

доктор философии

Профессор, преподает на факультете подготовки управленческих кадров
Калифорнийского государственного университета в городе Сакраменто
(штат Калифорния) дисциплины, связанные с поведением человека в
организации. Его консультациями по вопросам управления пользуются
различные организации. Он проводит также тренинг в таких областях,
как подготовка персонала к работе в группе, лидерство, управление
мотивацией, коммуникация. В частности, он участвовал в разработке
программы группового тренинга американских космонавтов, которые должны
были работать вместе на космической станции.

ЧАРЛИ БАДЕНХОП, НЛП

Изучает айкидо. Владелец торгового предприятия в Японии. В области
НЛП и Эриксонианского гипноза является учеником Джона Гриндера.

2. ЭРИКСОНИАНСКИЙ ГИПНОЗ

2.1. МИЛТОН ЭРИКСОН: БИОГРАФИЯ

(9-25 - 9-30)

1. Человек и его работа.

Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском
городке на западе Соединенных Штатов Америки в 1901 году. Умер в
1980-м в Фениксе, штат Аризона. К концу своей жизни Милтон Эриксон
стал признанным во всем мире авторитетом в области гипноза и
краткосрочной психотерапии. Идеи, методы, техники, созданные им, в
настоящее время начинают доминировать в американской психотерапии.

Каковы же источники творчества и мудрости Эриксона?

2. Источники творчества. Эриксон, будучи несомненно человеком
одаренным, вынужден был, кроме того, творить и изобретать в силу
жестокой необходимости, поскольку по отношению к окружающему его
миру находился в ином состоянии, нежели вы и я.

Эриксон от рождения был лишен цветоощущения; не различал звуки по
их высоте, и воспроизвести даже самую простую мелодию было для него
делом совершенно невозможным. Но и это еще не все. В детстве он
страдал от дизлексии (нарушение процесса чтения). В 17 лет он перенес
приступ полиомиелита и выздоровел полностью, благодаря единственно лишь
разработанной им самим программе реабилитации. В 51 год Эриксона снова
настигла эта страшная болезнь, и на этот раз ему удалось выздороветь
лишь частично: последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному
креслу. Его мучили постоянные боли, были парализованы язык и правая
рука.

3. Реализуйте свои потенции. Вопреки этим всем ограничениям, а во
многом и благодаря им, Эриксон поистине научился ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫМИ
ОБЛАДАЕТ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС.

2.2. ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ СЕМИНАРА

(9-30 - 9-35)

Существует два подхода к применению гипноза - психотерапевтический и
педагогический. При психотерапевтическом подходе целью является
коррекция нарушений и возвращение человека к нормальному
функциональному состоянию. При педагогическом же подходе к гипнозу
целью является реализация возможности выполнять какое-либо достаточно
успешное действие еще эффективнее (например, улучшить спортивные
результаты). Именно в этом заключается моя цель как педагога. Я
использую гипноз для того, чтобы дать менеджерам - мужчинам и женщинам
- возможность выполнять свою работу более эффективно и с большей
радостью. Мне хотелось бы думать, что благодаря своим педагогическим
навыкам я смогу на этом семинаре создать условия, которые позволят
вам получить разнообразный и многоуровневый новый опыт.

Разрешите мне поделиться с вами своим пониманием различий,
существующих между традиционным университетским образованием и
семинарами-тренингами, которые проводятся в организациях. Эти различия
касаются как цели, так и метода.

1. Цель: приобретение навыков versus понимание.

Человеческая психика выполняет две функции. Например, некоторые из
моих университетских коллег могут рассказать вам, как следует
управлять большой организацией, но сами не умеют этого делать. С
другой стороны, я знаю многих менеджеров, которые не могли объяснить,
как быть хорошим менеджером, но умеют эффективно управлять большой
организацией. В университете мы часто стремимся к интеллектуальному
пониманию. На семинарах - к развитию практических умений. На этом
семинаре я буду учить вас хорошо гипнотизировать, а не объяснять, что
такое гипноз.

2. Метод: действия versus разговоры

В традиционной ситуации обучения преподаватель стоит перед аудиторией
и говорит, а студенты записывают. На тренинговых семинарах большое
значение придается вовлечению студентов в различные виды деятельности,
которые дадут им возможность приобрести новые навыки. На этом
семинаре мы будем выполнять много упражнений, направленных на
развитие ваших способностей учиться.



2.3. ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ СЕМИНАРА

(9-35 - 9-40)

Вот шесть тем, которые мы изучим на семинаре:

Д е н ь п е р в ы й:

Построение раппорта

Создание образов достижения

Д е н ь в т о р о й:

Язык гипноза

Использование метафор и историй

Д е н ь т р е т и й:

Специальные техники

Практикум

2.4. ОБ ЭРИКСОНИАНСКОМ ГИПНОЗЕ

Основные идеи

(9-40 - 10-00)

1. Взаимодействие

Существуют два представления об индуцировании транса - авторитарное
и индивидуальное. Некоторые считают, что за состояние транса отвечает
гипнотизер. Управляя состоянием гипнотизируемого, гипнотизер вводит
его в транс. В экспериментальных исследованиях, когда ученым нужно
было создать для всех испытуемых одинаковые условия, за состояние

транса отвечал сам испытуемый. Он должен был ввести себя в транс,
используя определенные механические средства, например, фонограмму.
Эриксон всегда придавал гораздо большее значение человеку, нежели
любой технике. Для него транс - это нечто, в чем вы участвуете вместе
с человеком, но никак не действие, которое вы производите с ним как с
объектом. Отношения являются равноправными. Никто никем не управляет.

2. Естественно возникающее состояние транса

Транс - это не какое-то исключительное состояние, которого вы можете
достичь лишь с помощью значительных усилий. По мере того, как вы
будете приобретать умение распознавать внешние его признаки, вы
начнете замечать, что люди в течение дня много раз входят в это
состояние и выходят из него. Некоторые погружаются в транс ненадолго.
Другие испытывают очень легкий транс, третьи предпочитают более
глубокий. Кажется, что человек интуитивно знает, какие глубина и
длительность транса нужны и полезны именно ему. И даже сейчас, когда
я говорю это, некоторые из вас начинают входить в транс того уровня,
который нужен вам здесь и сейчас. Одним из достижений Эриксона было
то, что он оценил транс как широко распространенное, часто
встречающееся явление (поездка на машине или автобусе, стояние в
очереди, слушание лекций, ожидание встречи) и начал использовать эти
естественно возникающие состояния в своей работе.

3. Потребность в состоянии транса

Вы все, вероятно, слышали о последствиях лишения сна. А если нет, то
почти любой студент может рассказать вам об этом. Последствия
недостатка пищи, воды, кислорода, витаминов, физических движений тоже
вам понятны. Менее понятна потребность в состоянии транса. Именно в
трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию
психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к столь быстро
меняющейся в наше время действительности. Печально, что в нашем
индустриальном мире мы утеряли многие ритуалы более примитивных
обществ - церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в
результате которых у людей наступало состояние транса. Вновь обретая
способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно
гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться
к жизни, проложить свой путь через переходное состояние к новому
состоянию. Без транса мы остаемся жесткими и хрупкими, как умирающее
растение. И тогда мы уязвимы и беззащитны, легко поддаемся влиянию
других людей. Входя в состояние транса, вы присоединяетесь к
целительному древнему миру вне зависимости от конкретной культуры.

4. Позиция образов

Эриксона часто просили объяснить, что такое гипноз, и тогда он обычно
отвечал: "Гипноз - это передача образов". Чтобы понять, что Эриксон
имел в виду, можно вспомнить о том, какую власть имеет поэзия над
человеческими душами. Поэзию человек понимает не только умом, но и
переживает телом (соматически). Стихотворение может изменить самую
суть нашей жизни. Можно было бы переформулировать ответ Эриксона так:
"Гипноз - это поэзия". Я бы хотел, чтобы вы помнили об этом пока мы
будем продолжать нашу работу.

3. Перерыв (10-00 - 10-20)

4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ

4.1.УПРАЖНЕНИЕ 1: ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ФИЗИОЛОГИИ

(10-20 - 10-40)

"Нас тут много. Мы будем работать с изменениями. Поэтому важно, чтобы
сначала мы поработали над простыми заданиями, прежде чем начнем делать
что-то более значительное..."

Целью этого упражнения является сосредоточение внимания на
присоединении к поведению другого человека. Это упражнение мы будем
выполнять в группах из трех человек.

1. Участник упражнения N 1 - субъект - просто сидит в кресле. Он
является моделью.

2. Участник N 2 сидит в другом кресле - напротив участника N 1 - и
имитирует физиологию последнего.

3. Участник N 3 - "режиссер" и действует подобно кинорежиссеру.
Он должен помогать участнику N 2 достигнуть
совершенства в
присоединении к участнику N 1. Обращайте внимание на все части тела:
ноги руки, голова, губы и т.д.

4. Когда режиссер удовлетворен тем, как участник N 2 присоединился к
участнику N 1, он (режиссер) просит участника N 2 закрыть глаза. Пока
глаза участника N 2 закрыты, участник N 1 должен изменить свою позу.

5. Участник N 2 открывает глаза и снова присоединяется к участнику N 1.

6. Весь этот цикл повторяется 4 раза с участником N 2. Затем происходит
обмен ролями так, чтобы каждый из участников упражнения имел возможность
четыре раза присоединиться к каждому из двух остальных участников.

Прежде чем мы начнем учиться гипнозу, нам надо понять, какое влияние
оказывают на человека очень простые поэтические образы. Такое
понимание позволит нам глубже почувствовать влияние слов на психику и
на организм.

Ответьте мне сейчас, в каких конкретных ситуациях вы чувствуете себя
удобно, безопасно и расслабленно:

отдыхая на пляже в теплый день

принимая теплую ванну

отдыхая в деревне на лугу

отдыхая в теплой постели, когда на улице дует сильный холодный ветер и
т.д.

Примечание: не записывайте этого. Это может отвлечь ваше внимание.

4.2. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА СЛОВ, ОПИСЫВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ РЕЛАКСАЦИИ

(10-40 - 10-55)

А сейчас скажите, пожалуйста, каковы слова, с помощью которых вы
могли бы описать ваши чувства в этих ситуациях

спокойный

удобство

мирный

расслабленный

безопасность

комфорт

свобода и т.д.

4.3. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДЫХАНИЮ

Упражнение 2

(10-55 - 11-20)

Для выполнения этого упражнения нужно разделиться на группы по три
человека. Участник 1 слушает, участник 2 говорит, участник 3 является
режиссером.

1. Участник 1 сидит в специальной позе - обе ноги стоят на полу, не
скрещиваясь, руки лежат на коленях.

2. Участник 2 просит участника 1 составить список из шести слов,
которые ассоциируются у него (у участника 1) с ситуацией спокойствия,
безопасности, расслабления. Участник 2 должен запомнить эти слова.

3. Участник 3 (режиссер) стоит за спиной участника 1 и начинает
присоединяться к его дыханию, двигая ему в такт рукой.

4. Участник 2 должен:

а) глубоко вздохнуть и на какой-то момент сосредоточиться на своих
внутренних ощущениях, затем почувствовать, как спина касается спинки
стула.

б) затем участник 2 должен посмотреть на участника 1 и начать
присоединяться к его дыханию.

в) после того, как присоединение произошло, участник 2 должен начать
произносить на выдохе те слова, которые в начале упражнения ему
предъявил участник 1.

г) участник 1 закрывает глаза, если чувствует себя при этом спокойно,
чтобы лучше почувствовать и оценить влияние, которое эти слова
оказывают на его ощущения.

д) участник 2 просто произносит на выдохе (слегка нараспев) слова из
списка - сначала в предложенном порядке, а затем меняя их порядок.

5. Через 5-6 минут участник 1 открывает глаза. Участники меняются
ролями.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ

5.1. ЭРИКСОН О ДВИЖЕНИИ ГЛАЗ

(11-20 - 11-40)

В первых упражнениях наше внимание было сосредоточено на внешнем
поведении и использовании физиологии с целью присоединения к
внутреннему состоянию другого человека. Но возможно и необходимо также
непосредственное присоединение к внутренним процессам, протекающим в
психике другого человека. По Эриксону существует связь между
движениями глаз и способами мышления, которые человек использует для
решения данной задачи.

Текст к рисунку.

смотреть видеть картина

видеть картина

звуки слышать видеть говорить

звуки слышать слушать говорить

чувствовать касаться держать брать

слышать слушать говорить

5.2. УПРАЖНЕНИЕ К ДВИЖЕНИЯМ ГЛАЗ

(11-40 - 12-00)

Инструкции:

1. Нарисуйте такой же рисунок на отдельном листе бумаги.

2. Участник 2 просто держит рисунок перед собой так, чтобы его хорошо
видел участник 1.

3. Участник 2 фиксирует взгляд в одном из шести указанных положений.

4. Участник 1 просто читает вслух слова, описывающие данное положение
глаз. Когда участник 1 чувствует, что справляется с этой задачей, он
может начать делать упражнение, не заглядывая в схему.

5. Обмен ролями.

День первый

ОБРАЗЫ ДОСТИЖЕНИЯ

ДНЕВНОЕ ЗАНЯТИЕ

(с 1-00 до 4-00)

1. Базовая модель гипноза (15 минут)

1.1. Четырехшаговая модель (5 минут)

1.2. Признаки транса (10 минут)

2. В поисках решения (45 минут)

2.1. Образы достижения (20 минут)

2.2. Упражнение 1: создание образов достижения (25 минут)

3. Перерыв (20 минут)

4. Расширение системы (45 минут)

4.1. Упражнение 2: присоединение и ведение (25 минут)

5. Транс как взаимодействие (55 минут)

5.1. Объединение с другими: интерперсональное сознание (15 минут)

5.2. Упражнение 3: взаимное наведение транса (25 минут)

5.3. Самогипноз: 4-3-2-1 (25 минут)

1. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ГИПНОЗА

1.1. ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ МОДЕЛЬ

(1-00 - 1-10)

Простая модель наведения транса / использования транса, с которой
мы будем экспериментировать, состоит из четырех шагов:

1. Постановка целей.

2. Наведение транса.

3. Использование транса.

4. Переориентация.

Сегодня мы будем работать именно с этой моделью.

1.2. ПРИЗНАКИ ТРАНСА

(1-05 - 1-15)

Какие наблюдаемые физиологические изменения позволяют вам утверждать,
что человек расслаблен и его внимание обращено внутрь? Что вы видели,
наблюдая за людьми, находящимися в состоянии расслабления в предыдущем
упражнении?

Расширение зрачков

Фиксация взгляда

Замедление мигательных движений

Замедление глотательных движений

Поза становиться неподвижной

Мышцы расслабляются


[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]

Дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным

Снижается частота пульса

Снижается частота сердечных сокращений

Расслабляются мышцы лица, лицо разглаживается, в особенности щеки,
лоб, губы

снижается реакция на внешние шумы

меняется цвет лица (побледнение соответствует диссоциированному
состоянию, покраснение - ассоциированному)

Запаздывающие моторные реакции

Появление спонтанных идеомоторных реакций - таких, как подрагивание
рук, дрожание век, вздрагивание.

2. "В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ"

2.1. ОБРАЗЫ ДОСТИЖЕНИЯ

(1-15 - 1-35)

<<Стивен Гиллиген, из моих коллег, знаменит своими успехами в работе с
людьми, пострадавшими от инцеста, - взрослыми мужчинами и женщинами, в
детстве перенесшими инцест. Последствия этой тяжелейшей травмы
многообразны. Одним из них является неспособность испытывать
привязанность к людям. Я спросил Стивена, что нового он узнал, работая
с этими людьми, и он ответил: "Не позволяй проблемам преграждать путь
решениям". Я попросил его объяснить поподробнее. Он сказал, что
начиная работать с такими пациентами, он массу времени тратил на
проработку эмоциональной травмы, которую они перенесли. Но это не
приносило никакой пользы. Жизнь их не как не менялась, пока они не
получали задание вызвать у себя "образы достижения", позитивные образы
их собственного будущего>>.

1. Образы управляют нашей жизнью. Эта маленькая история касается очень
важного аспекта той роли, которую транс играет в нашей жизни. Карл
Прибрам, нейрофизиолог из Стенфордского университета, ввел термин
"образы достижения" и подал Стивенсу идею, что человеческая психика
организует себя в соответствии с глубинными образами достижения,
определяющими направление жизни человека.

2. Образы можно изменить. Как правило, эти глубинные образы отличаются
устойчивостью. Они могут быть изменены в двух типах ситуаций. Первая
ситуация позволяет человеку находиться в состоянии релаксации,
неподвижности и направить внимание внутрь себя. Второй путь к изменению
этих образов предполагает ритмическое движение (танцы, ходьба, бег).

3. Состояние транса - застывшее состояние. В моменты дезорганизации,
изменений, кризисов люди испытывают стресс и застывают. Внимание
становиться жестко зафиксированным. Мышцы напрягаются. Дыхание
делается поверхностным и может даже прерваться на краткий момент, как
это бывает, когда вас в шутку кто-то напугает. В мозг поступает меньше
кислорода. И именно тогда, когда люди более всего нуждаются в новых
образах достижения, в новых мечтах и целях, чтобы по новому направить
жизнь, сама физиология делает создание этих образов невозможными.
Сознание отчаянно пытается облегчить муки стресса. Оно описывает все
новые и новые круги в пределах тех ситуаций и событий, которые
вызывают боль и от которых хотелось бы избавиться. Человек напоминает
ракету, запущенную по жестко заданной траектории. Он не способен тогда
задать себе более важный вопрос: "Чего я хочу?"

4. Цель транса. Одной из целей наведения транса является создание
физиологического состояния, в котором человек мог бы начать создавать
новые образы достижения, что, в свою очередь, позволило бы ему
по-новому направить свою жизнь, чтобы самоосуществиться в мире
дезорганизации и стресса.

2.2. УПРАЖНЕНИЕ 1: СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ

(1-35 - 2-00)

Это упражнение будем выполнять, разделившись на пары.

1. Слова, описывающие состояние транса. Участник 1 (гипнотизируемый)
сообщает участнику 2 (гипнотизеру) слова (их должно быть пять или
шесть), которые, по его мнению, описывают состояние транса.

2. Участник 2 (гипнотизер) начинает с того что, на какой-то момент
направляет внимание внутрь себя, затем присоединяется к дыханию
гипнотизируемого, а потом в такт дыханию начинает снова произносить
эти пять или шесть слов. Последовательность их вначале сохраняется, а
затем меняется. Говорите медленно, растягивайте слова. Когда участник
1 почувствует расслабление, он может просто закрыть глаза и слушать.

3. Образ достижения. Отметив для себя появление внешних признаков
состояния релаксации, гипнотизер говорит: "Не могли бы вы представить
себе то, чего хотите достичь? Чего вы хотели бы для себя в будущем?
Настройтесь на глубинный смысл ваших желаний. Воздержитесь от активных
поисков. Вы сейчас скорее рыболов, который сидит на берегу пруда и
ждет, что появиться из глубины...

...Может появиться образ ситуации в будущем, когда ваша потребность
будет удовлетворена, проблема решена, цель достигнута. Как вы будете
выглядеть после того, как ваша цель будет достигнута? Как будет
звучать ваш голос? Что вы скажите? - Войдите внутрь этого образа.
Почувствуйте сейчас то, что будете чувствовать тогда. Ощущаете ли вы
удовлетворенность, спокойствие, умиротворенность?

Ваша мечта реализована. Когда образ станет ярким, дайте мне знать об
этом, кивнув головой или подняв палец".

4. Переориентация. Гипнотизер осуществляет переориентацию посредством
простого внушения, говоря о том, что гипнотизируемый возвращается в
ситуацию "здесь и сейчас". При этом гипнотизер постепенно меняет
громкость голоса и скорость речи.

5. Смена ролей.

Примечание: если в комнате шумно, гипнотизер может предложить
гипнотизируемому использовать этот шум для того, чтобы еще глубже
погрузиться в транс.

3. ПЕРЕРЫВ (2-00 - 2-20)

4. "РАСШИРЕНИЕ СИСТЕМЫ"

(2-20 - 2-40)

"А сейчас разрешите мне продолжить рассказ о Стивене Гиллингене: Я
спросил у него: "А что еще ты узнал?" Он ответил: "Расширяйте
систему". И продолжил: "Чтобы успешно функционировать, система,
порождающая решения, всегда должна быть больше, нежели система,
порождающая проблему". Разрешите мне объяснить, что он имел в виду".

1. Человек склонен к рутинным действиям. Находясь в состоянии стресса,
человек начинает разговаривать сам с собой о своей проблеме. В конце
концов наступает момент, когда он возвращается к началу своего
внутреннего диалога и в отчаянных поисках выхода повторяет его снова
и снова. Сознание человека становится застывшим, прикованным лишь к
малой части внутреннего опыта и ресурсов. Это ограниченное поле
внимания и есть "система проблемы".

2. Присоединение и ведение. Чтобы расширить систему проблемы и
превратить ее в систему решения, необходимо сначала присоединиться к
замкнутой системе проблемы и присоединиться так, чтобы вы не ощущали
никакого различия между клиентом и вами. Как только такое отношение
между ним и вами возникло, вы можете начать направлять его внимание
к другим фрагментам его собственного внутреннего опыта и ресурсов.

3. Уважайте интегрированность личности. Даже находясь в состоянии
стресса, человек испытывает настоятельную потребность в сохранении
своей свободы и интегрированности. Когда вы присоединяетесь к другому
человеку, важно, чтобы вы в полной мере уважали его интегрированность,
просто присоединяясь к миру его проблем, принимая этот мир таким,
каков он есть. Человек в стрессе, застывает физически и психически.

Когда вы присоединились к его миру и почувствовали, что межличностные
связи уже сложились, можете начать привлекать внимание человека к
другим фрагментам его внутреннего опыта, который в настоящий момент
находиться вне его сознания. Вы ведете его к ресурсам, которые он
имеет, но не замечает. Вы не должны добавлять ничего нового, не должны
применять чуждых внушений.

4. Понимание сопротивления. Если вы нарушаете принцип
интегрированности, возникает сопротивление. Какая-либо часть личности
вашего клиента разорвет связь между ним и вами, которую вы пытаетесь
построить. И вы узнаете о том, что это произошло, потому что клиент
начнет двигаться, чтобы разрушить состояние межличностного транса,
возникшее между вами.

А сейчас давайте проведем простой эксперимент с использованием
утверждений на присоединение и ведение.

4.1. УПРАЖНЕНИЕ 2: ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ

(2-40 - 3-05)

Формула: Х и Х и Х и Х и Y.

Утверждение Х - утверждение присоединения. Это абсолютно истинное
утверждение о поведенческих реакциях, которые возникают у клиента.

Утверждение Y - утверждение ведения, т.е. утверждение, которое
приводит к возникновению у клиента состояния транса.

Пример:

1. Вы сидите в этом кресле (утверждение присоединения).

2. И вы смотрите на меня (утверждение присоединения).

3. И вы легко дышите (утверждение присоединения).

4. Я с вами разговариваю (утверждение присоединения).

И вы можете начать расслабляться (утверждение ведения).

Вернитесь к пункту 1.

Инструкции: упражнение выполняется в парах. Участники меняются ролями
каждые семь минут.

5. ТРАНС КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

(55 минут)

5.1. ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

(3-10 - 3-45)

То, что Милтон Эриксон стал легендарной личностью, обусловлено, в
частности, тем, что он был не просто умным, но и мудрым человеком.
Как он не однократно рассказывал, каждый раз, сталкиваясь с трудным
случаем, он сам входил в транс и использовал все свои сознательные и
бессознательные ресурсы. Когда же его спрашивали, что такое транс, он
часто отвечал: "Состояние, при котором внимание направлено внутрь".

На этой стадии развития вы можете использовать следующий простой
метод наведения транса: вы входите в транс сами и ждете, когда клиент
к вам присоединится.

Эриксон говорил так: "Я не знаю, как они входят в транс. Я знаю лишь,
что я нахожусь в этой комнате, и они находятся здесь, и состояние
транса неизбежно возникает".

Я предпочитаю входить в транс одновременно со своими клиентами.
Поддерживая состояние внутренней сосредоточенности и внимания, я
стремлюсь при этом сохранять высокую сосредоточенность внимания на
внешнем, и в этом состоянии взаимного гипноза мы, как мне кажется,
работаем более эффективно.

5.2. УПРАЖНЕНИЕ 3: ВЗАИМНОЕ НАВЕДЕНИЕ ТРАНСА



Это упражнение потребует от вас применения навыков различения
видов информации (визуальной, аудиальной, тактильно-кинестетической)
и присоединения - ведения - с некоторыми вариациями. Упражнение
выполняется в парах.

1. Сначала каждый из участников упражнения сосредоточивается на
какой-то момент на себе, затем переносит внимание на партнера.

2. Оба партнера начинают говорить вместе. Это может показаться
трудным, но все-таки слушайте как себя, так и партнера. Партнеры
говорят следующее:

Данные визуальной системы: я осознаю, что я вижу...

Данные аудиальной системы: я сейчас осознаю, что я слышу...

Данные тактильно-кинестетической системы: сейчас я осознаю, что я
чувствую (ощущаю)...

3. Продолжая говорить, одновременно предложите партнеру закрыть глаза
и отправиться вместе с вами и в то же время самостоятельно в то место,
которое находится в центре мира души и духа... Возникает желание
узнать, что это будет за реальность, которую вы создадите вместе,
вдвоем...

4. Теперь партнеры начинают говорить по очереди, создавая общую
реальность. Один из партнеров говорит об образе который возникает
внутри него. Другой слушает и дополняет образ, рассказывая о том, как
именно он это делает, первый продолжает...

Я вижу скалу
На деревьях птицы, они поют
Я чувствую тепло солнца
и так далее

Скала окружена деревьями
Я ощущаю как ветерок овевает щеки
Под ногами у меня глубокая черная земля
и так далее

5. В условленное время проведите переориентацию и возвращайтесь
в ситуацию "здесь и сейчас". Каждый возвращается своим путем.

6. Говорите короткими предложениями и сохраняйте интерес к
последующим изменениям образа.

На это упражнение отводится 25 минут.

5.3. САМОГИПНОЗ

4-3-2-1

(3-45 - 4-00)

А сейчас я хотел бы знать, долго ли вы учились кататься на
велосипеде? И я хотел бы знать также, сколько часов вам потребовалось,
чтобы после этого научиться возить кого-то на багажнике?

Гипноз - это естественная способность человека, которая может быть
развита посредством упражнений. Это состояние, при котором фокус
внимания находится внутри человека. Самогипноз - это то важное умение,
которым вы должны овладеть прежде чем станете хорошим гипнотизером.

Когда Эриксона спрашивали о том, как проводить самогипноз, он всегда
звал на помощь свою жену: "Бетти! Иди сюда и покажи людям, как
проводить самогипноз".

Итак, простое определение: самогипноз - это интенсивное сосредоточение
внимания на спонтанно-появляющихся внутренних образах и символах.
Опираясь на это определение, Бетти Эриксон предлагает следующее
домашнее задание:

1. Выберите для себя удобное спокойное место, где вы можете сесть и
смотреть на стену или на другую однообразную поверхность.

2. Определите для себя, в течение какого времени вы хотите находиться
в состоянии измененного сознания. Это может быть 10, 20, 30 минут - в
зависимости от вашего желания. Постарайтесь однако, чтобы день ото
дня этот интервал не менялся.

3. Определите для себя результат, которого вы хотели бы достичь в
трансе. Отдайте себе также отчет в том, как бы вы хотели себя
чувствовать, когда выйдете из транса.

4. Примите удобную позу. Ноги должны стоять на полу, руки свободно
лежать на коленях. Вдыхайте через нос, выдыхайте через рот.

5. Разделите ваше поле внимания так, чтобы одновременно
сосредоточиться на трех объектах - обеих руках и каком-либо третьем
объекте в поле вашего зрения. Это помогает прекратить внутренюю
"болтовню".

6. В предыдущем упражнении вы подразделяли поступающую информацию с
одной стороны по системам (вы что-либо видели, слышали или
чувствовали), с другой стороны - по источнику поступления (извне или
изнутри). В "реальности на двоих" вы видели, слышали чувствовали
нечто, исходящее из внутренней реальности. В данном упражнении
предлагается начать направлять свое внимание таким образом, как это
указано в таблице. Вы можете делать это упражнение, комментируя вслух
или про себя то, что воспринимаете. Для начала лучше попробовать
говорить вслух.

7. Если завершив упражнение вы не обнаружите себя в состоянии легкого
транса, просто вернитесь к шагу 1 и повторите упражнение.

ТАБЛИЦА ПАТТЕРНОВ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Информация Цикл Цикл Цикл Цикл Цикл
1 2 3 4 5

Визуальная внешняя 4 3 2 1 0

Визуальная внутреняя 0 1 2 3 4

Аудиальная внешняя 4 3 2 1 0

Аудиальная внутреняя 0 1 2 4 4

Тактильно-кинестетическая внешняя 4 3 2 1 0

Тактильно-кинестетическая внутренняя 0 1 2 4 4

Д е н ь в т о р о й

ЯЗЫК ГИПНОЗА

Утреннее занятие

(с 9-00 - 12-00)

1. Модель Эриксона (50 минут)

1.1. Основные шаги (15 минут)

1.2. Неспецифичность языка гипноза (15 минут)

1.3. Упражнение 1: диссоциация сознания и бессознательного

2. Укрепление транса (10 минут)

2.1. Сообщение о признаках транса (5 минут)

2.2. Внушения с отрицанием (5 минут)

3. Косвенные сообщения (60 минут)

3.1. Типы сообщений (25 минут)

3.2. Упражнение 2: последовательное применение косвенных сообщений
(20 минут)

3.3. Упражнение 3: рассказывание историй (15 минут)

Перерыв.

4. Техника вставленных сообщений (40 ми6нут)

4.1. История о помидоре (10 минут)

4.2. Упражнение 4: применение техники вставленных сообщений

1.ЭРИКСОНОВСКАЯ МОДЕЛЬ

(50 минут)

1.1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ

(9-00 - 9-15)

1. Ориентация клиента на состояние транса

- поза, руки на коленях

2. Фиксация внимания и построение раппорта

- фиксация взгляда

- присоединение и ведение

3. Диссоциация сознания и бессознательного

4. Укрепление и углубление транса


- сообщение о признаках транса

- внушения с отрицанием

- предложение закрыть глаза

5.Установка на обучение

- истории об успешном обучении или запоминании

6. Использование транса

7. Переориентация

1.2. НЕСПЕЦИФИЧНОСТЬ ЯЗЫКА ГИПНОЗА

(9-15 - 9-30)

Одной из важных характеристик языка гипноза является тенденция к
обобщенности. Если вы употребляете обобщенные понятия, клиент может
найти в своем внутреннем опыте соответствие тому, что вы говорите.
Для овладения обобщенным языком гипноза полезно сделать упражнение
на движение по уровням обобщения. Возьмите любое слово и двигайтесь
ВВЕРХ по уровням обобщения:

...материя

живое

растение

растительный продукт питания

ОВОЩИ

Движение по уровням обобщения ВНИЗ:

ОВОЩИ

помидоры

помидоры сорта "бычье сердце"

конкретный помидор "бычье сердце"...

Проделайте то же самое упражнение со словами:

автомобиль, музыка, спорт.

1.3. УПРАЖНЕНИЕ 1: ДИССОЦИАЦИЯ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

(9-30 - 9-50)

Цель этого упражнения - научиться строить сложные предложения,
оказывающие на клиента определенное давление. Помните, что в этом
упражнении вы не вызываете у партнера транс, а просто тренируетесь
в построении предложений.

Использование таблицы. Выберите одно предложение из левой части
таблицы и присоедините к нему любое предложение из ее правой части.
Через некоторое время начинайте придумывать свои собственные
предложения.

1. Используя таблицу, партнер 1 дает установку на диссоциацию
сознания и бессознательного.

2. Партнер 2 также использует таблицу, дает установку на диссоциацию
сознания и бессознательного.

3. Продолжайте меняться. На упражнение отводится пять минут.

Учтите возможность использования синонимов слов "сознание" и
"бессознательное": "на переднем плане сознания" - "на заднем плане
сознания", "в центре внимания" - "на периферии внимания".

Ваше сознание

Ваше подсознание

1. Прислушивается к тому, что я говорю

1. Может начать вызывать транс нужной глубины

2. Возможно, хочет узнать, что произойдет дальше

2. Может начать вспоминать те события, которые для вас наиболее важны

3. Может быть сосредоточено на той или иной мысли...

3. Может начать свое путешествие в мир особенных, отличающихся от
обычных переживаний...

4. Может сомневаться в том, возникает ли состояние транса...

4. Научилось многому, и вы можете впоследствии это использовать...

5. Может отдавать себе отчет в том, какие ощущения вы сейчас
испытываете...

5. Может иметь свои собственные представления о том, что вы хотите...

6. Озабочено тем, чтобы все сделать правильно...

6. Может создать образы, которые покажутся вам удивительными...

7. Может отдавать себе отчет о том, что происходит "здесь и сейчас"...

7. Открывается более глубоким знаниям и мудрости...

8. Занято некоторой мыслью...

8. Входит в еще более глубокий транс...

9. Стремиться проникнуть в смысл того, что я сейчас говорю...

9. Начинает понимать что то очень для вас важное...

2. УКРЕПЛЕНИЕ ТРАНСА

(9-50 - 10-00)

Существует две техники, с помощью которых вы можете облегчить
вхождение в состояние транса: "Сообщение о признаках транса" и
"Внушения с отрицанием".

1. Применяя первую из этих техник, вы просто констатируете наличие
развивающегося состояния транса, что укрепляет и поддерживает его.
Сообщая клиенту о признаках транса, вы становитесь для него источником
обратной связи.

2. Смысл следующего шага процедуры наведения транса заключается в том,
чтобы ослабить давление, которое оказывает на человека его желание
регулировать свое поведение сознательно. Для этого используется
техника "внушения с отрицанием".

2.1. СООБЩЕНИЕ О ПРИЗНАКАХ ТРАНСА

(9-50 - 9-55)

А сейчас давайте вспомним физиологические признаки состояния
расслабления и начинающегося перемещения центра внимания внутрь:

расширение зрачков

фиксация взгляда

замедление мигательного рефлекса

замедление глотательного рефлекса

уменьшение общего количества движений

расслабление мышц

дыхание становиться брюшным, более медленным и ритмичным

снижается частота пульса

снижается частота сердцебиения

разглаживаются мышцы лица, в особенности щеки, лоб, губы

слабеет реакция на внешние шумы

меняется цвет лица (побледнение соответствует диссоциированному
образу, покраснение ассоциированному)

задержка моторных реакций

спонтанное идеомоторное поведение, например, подрагивание рук,
дрожание век, вздрагивание.

2.2. ВНУШЕНИЕ С ОТРИЦАНИЕМ

(9-55 - 10-00)

Сообщая клиенту о том, чего он не должен делать, мы облегчаем ему
вхождение в транс:

"не обязательно слушать мой голос"

"не обязательно думать о чем-то определенном"

"не обязательно испытывать желание узнать, что сейчас надо делать"

"ваше сознание может слушать меня или нет, оно может запоминать все,
что вы делаете, или вообще ничего не запоминать, оно может сомневаться
в том, находитесь ли вы в трансе, или же быть уверенным в том, что вы
находитесь в трансе"

"вы не должны делать ничего, только слушать мой голос..."

3. КОСВЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ

3.1. ТИПЫ СООБЩЕНИЙ

(10-00 - 10-25)

Т р ю и з м ы

Как известно, трюизм - это самое очевидное утверждение. Трюизмы
используются для того, чтобы вызвать "да" - реакцию. Например: вы -
мужчина. Вы сидите на стуле. Вы слушаете мой голос. И вы можете
входить в транс.

Трюизмы используются для того, чтобы вызвать желательную для вас
поведенческую реакцию. Например: <<Люди умеют кивать головой. Когда
они говорят "да", они часто кивают головой. Вы можете кивать головой.
И, возможно, в какой-то момент это начнет с вами происходить>>.

Трюизм на наведение транса. "Каждый погружается в транс по-своему".

Трюизм на создание установки на обучение. "Опыт - великий учитель".

Использование опыта, полученного в трансе: "Люди могут использовать
опыт, который они получают".

Левитация руки: "Раньше или позже вы поднимете руку".

Амнезия: "Люди умеют забывать то, что они знают".

2. Допущения

Делается допущение возникновения определенной поведенческой реакции.
Например: "Прежде чем сообщить мне, над какой проблемой вы хотите
работать, сделайте глубокий вдох".

Наведение транса: "Прежде чем войти в транс, сделайте глубокий вдох и
медленный выдох".

Создание установки на обучение: "Прежде чем вы узнаете что-то важное
для себя, сделайте глубокий вдох".

Использование опыта, полученного в трансе: "Как вы думаете, в каких
ситуациях вы можете применить то, что узнали?

Левитация руки: "Прежде чем ваша рука поднимется, вам возможно,
захочется узнать, правая рука это будет или левая".

Амнезия: "По мере того, как вы начинаете забывать то, что узнали,
вы можете начать выпрямлять спину, продолжая сидеть на стуле".

3. Вопросы и утверждения, направленные на привлечение внимания

Здесь используются слова "любопытно", "сомневаюсь" или "хотел бы
знать" для того, чтобы привлечь внимание клиента к определенному
явлению.

Наведение транса: "Мне любопытно, знаете ли вы о том, что уже начали
входить в транс".

Создание установки на обучение: "Я сомневаюсь в том, что вы знаете,
какой урок извлечете из пережитого в трансе".

Использование опыта, полученного в трансе: "Мне хотелось бы знать,
в каких ситуациях вы будете использовать полученный опыт".

Левитация руки: "Я сомневаюсь в том, что вы знаете, которая из рук
начинает подниматься".

Амнезия: "Мне любопытно, знаете ли вы о том, что именно вы забудете".

4. Использование противопоставлений

Здесь рассматриваются две поведенческие реакции, которые можно
противопоставить. Используя противопоставления, полезно опираться на
кинестетику, чтобы создать у клиента убеждение в наличии
противоположностей. Например: "Чем сильнее напряжены ваши мышцы
вначале сеанса, тем более расслаблены они будут к его окончанию".

Обычно вы берете поведенческую реакцию, предлагаемую вам клиентом, и
комбинируете ее с той реакцией, которую хотели бы у него вызвать:
"Чем сильнее вы сомневаетесь, можете ли войти в транс, тем более
глубокий транс в конце концов возникнет".

Наведение транса: "Чем сильнее вы стараетесь оттянуть вхождение в
транс, тем быстрее узнаете нечто новое".

Создание установки на обучение: "Чем сильнее сейчас ваше
замешательство, тем более значительным будет результат".

Использование опыта, полученного в трансе: "Чем сильнее вы
сопротивляетесь проблеме, тем более легким будет ее решение".

Левитация руки: "Чем тяжелее становиться одна из рук, тем легче
становиться другая".

Амнезия: "Чем сильнее вы стараетесь запомнить, тем меньше вам удается
вспомнить".

5. Выбор без выбора

Родители используют этот прием в течение многих поколений.
Например, они говорят ребенку: "Ты хочешь пойти спать прямо сейчас или
после того, как соберешь все игрушки?"

Применяя этот прием, определите, какую поведенческую реакцию вы
хотели бы вызвать, а затем предложите клиенту разные способы
проявления этой реакции.

Наведение транса: "Вы хотите погрузиться в транс с открытыми или
закрытыми глазами?"

Создание установки на обучение: "Вам хочется узнать это сейчас или
позже?"

Использование опыта, полученного в трансе: "Вы начнете применять то,
что узнали, сразу или по истечении какого-то времени?"

Левитация руки: "Если ваше подсознание хочет погрузиться в транс, то
ваша правя рука поднимется. В ином случае поднимется левая рука".

Амнезия: "Как вы думаете, забудется это переживание целиком или
только частично?"

6. Право выбора

При применении этого типа внушений, привлекая внимание клиента к той
реакции, которую хотите у него вызвать, вы предлагаете ему полную
свободу выбора. Таким образом вы оказываетесь в беспроигрышной
ситуации, поскольку каждая реакция клиента воспринимается как успех.
Он чувствует облегчение, так как начинает помнить, что не должен
реагировать каким-то определенным образом.

Один из приемов состоит в том, чтобы слегка изменить свой голос в тот
момент, когда вы говорите о реакции, которую хотите вызвать.

Наведение транса: "Вы можете погружаться в транс медленно, постепенно
или быстро, с открытыми или закрытыми глазами или вовсе не
погружаться".

Создание установки на обучение: "Вы можете понять все, что с вами
произошло, или же вам это будет понятно только частично. Вы можете
отдавать себе отчет в том, что вы узнали, или же оставаться в неведении.
Или, возможно, вы вообще ничего не поняли".

Использование опыта, полученного в трансе: "Вы можете не использовать
этот опыт или использовать этот опыт, можете изменить его так, как вам
удобно, или использовать только часть его, либо придумать что-то
совершенно новое".

Левитация руки: "Ваша рука может подняться до уровня лица, или она
может оставаться там, где она находится, или остановиться на полпути,
или подняться на полпути, или подняться только чуть-чуть, или же не
подняться совсем, став еще тяжелее".

Амнезия: "Вы можете помнить все, что вы пережили, или кое-что из того,
что пережили, или вообще ничего".

3.2. УПРАЖНЕНИЕ 2: ТРЕНИНГ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННЫХ
СООБЩЕНИЙ

(10-25 - 10-45)

1. Разделитесь на группы по три человека.

2. Представьте что напротив вас троих сидит ваш клиент.

3. Цель вашей работы с этим воображаемым клиентом - вызвать
воспоминания о ситуации, в которой он чувствовал уверенность в себе.

4. Каждый из участников по очереди делает воображаемому клиенту
утверждение типа 1 (трюизм), переформулируя первоначальное утверждение
"вспомни ситуацию, когда ты чувствовал уверенность в себе". Затем
можно перейти к типу 2 (допущения) и т.д. до типа 6.

НА УПРАЖНЕНИЕ ОТВОДИТСЯ 20 МИНУТ.

3.3. УПРАЖНЕНИЕ 3: РАССКАЗЫВАНИЕ ИСТОРИЙ

(10-45 - 11-00)

Косвенные сообщения используются в основном для того, чтобы сделать
ваш рассказ более длинным и повлиять на клиента определенным образом.
Это упражнение дает вам возможность потренироваться в изготовлении
историй и применении косвенных сообщений.

Сейчас мы снова будем работать с воображаемым клиентом. Ваша цель -
помочь клиенту научиться гипнотизировать.

1. Партнер 1 начинает рассказывать любую историю. Дойдя до смысловой
паузы, он остановиться.

2. Партнер 2 применяет первый из шести типов косвенных сообщений.

3. Партнер 3 продолжает свой рассказ до новой смысловой паузы.

4..Партнер 1 применяет второй из шести типов косвенных сообщений.

5. Партнер 2 продолжает рассказ.

6. Партнер 3 применяет третий из шести типов косвенных сообщений.

7. И так далее... пока не будут использованы все шесть типов
косвенных сообщений.

Перерыв.

4. ТЕХНИКА ВСТАВЛЕННЫХ СООБЩЕНИЙ

(11-20 - 12-00)

Еще в студенческие годы Милтон Эриксон тщательно изучил работы
А.Р.Лурия, посвященные гипнозу и тесту словесных ассоциаций. Возможно,
что именно тогда у него возникла идея вставленных сообщений.
Возникновение этой техники станет более понятным, если мы
учтем, что Эриксон способен думать в двух направлениях, а не в одном,
как мы с вами.

В тесте словесных ассоциаций испытуемому предъявляется список слов, и
он должен отвечать на каждое из них первым пришедшим ему в голову
словом. При анализе учитывается время реакции испытуемого. Если время
реакции на какое-либо слово больше, чем среднее, то это означает, что
данное слово несет для испытуемого эмоциональную нагрузку.

В 1936 году Эриксон написал статью, в которой изложил результаты
одного эксперимента с тестом словесных ассоциаций. Испытуемой была
молодая женщина. Эриксон соединил все значимые слова-реакции на
стимульное слово "живот" и получил рассказ о нежелательной
беременности и последующем аборте, о чем испытуемая не помнила.
Вот эти слова:

большой

беспокойство

младенец

бояться

операция

болезнь

забыто

Используя обратную логику, Эриксон начал понимать, что психотерапевт
мог бы обратить весь процесс и выделить, "промаркировать" определенные
слова в разговоре и таким образом послать клиенту замаскированное
сообщение в виде рассказа.

4.1. ИСТОРИЯ О ПОМИДОРЕ

Классическим примером применения этой техники был рассказ Эриксона
пациенту, страдающему от сильной боли в связи с раковой опухолью. Этот
человек был фермером, и Эриксон говорил ему о выращивании помидоров,
пересыпая свой рассказ замечаниями о том, при каких условиях это
растение может "чувствовать себя хорошо". При использовании техники
вставленных сообщений первый шаг состоит в формулировании сообщения,
которое вы хотите передать клиенту. Второй шаг - в придумывании
истории, которая будет служить маскировкой для сообщения.

Надеюсь я вас не шокирую?

Ситуация: У меня была студентка, которая очень боялась летать на
самолетах. Ее муж купил ей билет для того, чтобы она могла слетать в
прекрасное место на Гавайских островах. Она безумно хотела полететь
туда, но не знала, как справиться со своим страхом и попросила меня:
"Помогите мне, пожалуйста, избавиться от страха перед полетом". Я
постарался подарить ей другой вид страха.

Сообщения:

"УСПОКОЙСЯ ". "ДЕЙСТВУЙ НЕСПЕША". ЕСЛИ ТЫ ПОПРОБУЕШЬ, У ТЕБЯ
ПОЛУЧИТСЯ".

Рассказ: О женщине, которая боялась, что в самолете ей захочется
мастурбировать.

Демонстрация. Сообщения выделяются посредством изменения речевых
характеристик.

4.2. УПРАЖНЕНИЕ 4: РАССКАЗЫВАНИЕ ИСТОРИЙ

Применение техники вставленных сообщений

1. Выберите себе партнера.

2. Каждый из партнеров выбирает одно простое позитивное сообщение,
которое он хотел бы передать другому. Например: "Будь уверен в себе".
Затем каждый из партнеров придумывает простую короткую историю, которую
можно рассказать примерно за четыре минуты.

3. Партнер 1 рассказывает партнеру 2 свою историю.

а) Цикл первый. Используйте изменение голоса, чтобы подчеркнуть
вставленные сообщения. В ходе рассказа сообщение должно быть повторено
четыре рза. Поменяйтесь ролями.

б) Цикл второй. Используйте движение руки, чтобы подчеркнуть
вставленное сообщение. В ходе рассказа вставленное сообщение должно
быть повторено четыре раза. Поменяйтесь ролями.

[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]

в) Цикл третий. Используйте прикосновение к партнеру, чтобы
подчеркнуть вставленное сообщение. Вставленное сообщение в ходе
рассказа должно быть повторено четыре раза.

Поменяйтесь ролями.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР И ИСТОРИЙ

ДНЕВНОЕ ЗАНЯТИЕ

(с 1-00 до 4-00)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР И ИСТОРИЙ

1. Метафоры и истории (40 минут)

1.1. Власть историй (10 минут)

1.2. Зачем рассказывать истории? (10 минут)

1.3. Типы историй (5 минут)

1.4. Советы рассказчику (20 минут)

2. Используйте истории 15 минут)

2.1. Истории, используемые для наведения транса (5 минут)

2.2. Истории, используемые для создания установки на обучение (5
минут)

3. Практикум (60 минут)

3.1. Модель гипноза по Милтону Эриксону

4. Перерыв.

5. Упражнение: бессознательные процессы: присоединение к интуиции (40
минут).

1. МЕТАФОРЫ И ИСТОРИИ

1.1. ВЛАСТЬ ИСТОРИИ

(1-00 - 1-10)

Сказки и истории издавна являются неотъемлемой частью нашего
существования. Затаив дыхание, их слушали еще пещерные люди, собравшись

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>