<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

вокруг костра, и так же слушают их современные дети. Сказки и истории
участвуют в сотворении нашего мира.

В 1794 году девятилетнему мальчику делали хирургическую операцию,
чтобы удалить опухоль. Поскольку химические обезбаливающие средства
еще только предстояло изобрести в далеком будущем, мальчика пытались
отвлечь, рассказывая ему такую интересную историю, что впоследствии он
утверждал, будто вовсе не чувствовал боли. Через 18 лет этот мальчик
принес издателю сказку "Белоснежка", подписанную "Якоб Гримм". Это
был один из самых знаменитых сказочников мира...

Для ребенка, очарованного сказкой, внешний мир исчезает... так же, как
и для взрослого, слушающего захватывающую историю... И взрослый, и

ребенок отдают свое сознание во власть рассказчика... И эта власть
простирается вплоть до исчезновения наличной реальности. Взгляд
слушателя обращается внутрь по мере того, как внимание его поглощается
историей, и окружающая реальность перестает для него существовать.

Такова власть очарования...

1.2. ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ?

(1-10 - 1-20)

В последние годы своей жизни Милтон Эриксон в полной мере использовал
древнюю власть историй для облегчения процесса изменений. Рассказывание
историй действительно стало основным приемом, который он использовал
как для обучения, так и для лечения.

1. Истории имеют эффект резонанса. Когда мы рассказываем о чем-либо,
слушатель склонен искать в своей памяти переживания, подобные
переживаниям героев истории. Эриксон использовал этот феномен для
активизации различных психических механизмов, к которым ему нужно было
получить доступ.

2. Использование историй для активизации психических механизмов.
Например, не считая полезным говорить человеку прямо, чтобы он забыл
что-либо, Эриксон обычно начинал рассказывать истории о забывчивых
людях, неспособных запомнить имя человека, ... забывавших дома то, что
должны были взять с собой на работу, ... забывавших о встрече, которую
сами же и назначили. Подобные истории должны были активизировать
психический механизм забывания. С помощью историй можно активизировать
трансовое внимание. С помощью историй можно обнаружить или
активизировать ресурсы, которые оставались до сих пор невостребованными.
Например история о смелости может вызвать у слушателя ощущение
собственной смелости.

При использовании гипноза полезно активизировать следующие психические
механизмы:

Феномен

История

Использование

Искажение восприятия времени

Восприятие времени в зубоврачебном кресле

Поцелуй влюбленной

Предоставление времени для размышлений

Сокращение времени, в течение которого человек будет испытывать боль

Ошибочная ориентация во времени

Возрастная регрессия

Раннее пробуждение с намерением идти на работу

Перевод стрелок при перемещении в другой часовой пояс

Возвращение в другой школьный класс

Старые песни

Детские стишки

Путешествие в будущее, ощущение себя в будущем и перенос этого
существования в настоящее

Ожидание приятных воспоминаний

Диссоциация участник/наблюдатель

Наблюдение за отражением в зеркале

Отражение в автомобильном зеркале заднего вида

Освобождение от неприятных эмоциональных состояний

Негативные галлюцинации (отсутствие восприятия существующих объектов)

Отсутствие восприятия звуков при чтении интересной книги

Отсутствие зрительного восприятия предмета, который лежит прямо перед
вами

Ограничение чувствительности

Контролирование болевых ощущений

Позитивные галлюцинации (восприятие отсутствующих объектов)

Запах розы

Узнавание "старого друга" в толпе

Реализация новых умений

Спортивные тренировки

Амнезия

Имя, которое "вертится" на кончике языка

Стирание с классной доски

Защита от травмирующих переживаний

Защита от критических замечаний

Анализ и анестезия

Травмы, полученные во время спортивных состязаний

"Перчаточная" аналгезия

Контроль над ощущениями боли

Каталепсия

Поднятие руки для привлечения внимания

Прерывание рефлекторного действия

Наведение транса

Автоматическое письмо

Небрежный почерк, каракули

Раздача карт

Углубление транса

Получение новой информации

1.3. ТИПЫ ИСТОРИЙ

(1-20 - 1-25)

Используя как формальную, так и неформальную процедуру
наведения транса, Эриксон часто рассказывал истории о:

1. Естественно возникающих состояниях транса.

2. О научении посредством опыта.

3. О способностях которые мы имеем

Давайте рассмотрим все эти типы историй и метафоры, чтобы вы смогли
успешно применять эриксоновскую модель наведения и использования
транса.

1.4. СОВЕТЫ РАССКАЗЧИКУ

(1-25 - 1-45)

1. Если вы хотите очаровать слушателя, изучите искусство рассказывания
историй. Используйте специальные приемы, которые позволят придать
вашему рассказу драматичность, юмор, напряженность.

2. Не делайте выводов, подобных тем, что мы обычно находим в конце
басен Эзопа. Вывод должен сделать сам слушатель. В лучшем случае
можете сказать: "Вы можете сделать отсюда важный вывод".

3 Обычно лучше избегать рассказов о животных. Не делайте себя героем
ваших историй. Вы можете отвести себе роль свидетеля, который
невовлеченно наблюдал издалека за тем, что происходило.

4. Вставляйте в свой рассказ косвенные внушения, чтобы делать его
более длинным. Рассказ психотерапевтической истории (или историй)
может продолжаться до 60 минут.

5. Рассказывая истории, используйте все три модальности ощущений
(зрение, слух и чувства).

6. Истории, которые вы рассказываете, не обязательно должны носить
драматический характер. Можно рассказывать истории из вашей
собственной жизни, чтобы вы верили в то, что рассказываете. Можно
также комбинировать различные моменты вашего опыта, чтобы составить
новую историю.

7. Овладение искусством рассказывания историй требует также
сознательных усилий. Для начала можно завести маленькую записную
книжку, чтобы записывать истории, которые потом сможете рассказать.

2. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИСТОРИИ

2.1. ИСТОРИИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА

(1-45 - 1-50)

Мы помним, что признаками транса являются внутренняя направленность
внимания, замедление дыхания, неподвижность, расслабление мышц лица,
отсутствие моргательных движений. В каких естественных условиях мы
можем наблюдать эти признаки?

1. Длинные поездки на автомобилях.

2. Поездки на поезде.

3. Мечтание.

4. Массаж.

5. Молитва в церкви.

6. Слушание скучной лекции.

7. Чтение хорошей книги.

8. Стояние в медленно двигающейся очереди.

9. Стрижка в парикмахерской.

10. Принятие горячей ванны.

Одним из способов наведения транса является рассказывание историй
о ситуациях, где состояние транса возникает естественно.

2.2. ИСТОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСТАНОВКИ НА НАУЧЕНИЕ

(1-50 - 1-55)

Самое большое значение Эриксон придавал активизации психического
механизма научения. В полной мере этот механизм активизирован у детей.
По Милтону Эриксону, человеческая способность изменяться и
приспосабливаться имеет своим источником способность к научению.
Изучая статьи и книги Эриксона, можно обнаружить, что он начинал
работу с клиентом с рассказывания историй о том, как ребенок научился
чему-либо. Одной из его любимых историй (самых любимых) была история о
том, как ребенок изучает буквы, затем учится составлять слова, потом
предложения.

Составляя истории, используемые для создания установки на обучение,
вы можете описать следующие ситуации:

ребенок изучает буквы алфавита,

затем составляет слова,

потом предложения

Ребенок (взрослый)

учится кататься на велосипеде

учится завязывать шнурки ботинок

учится работать на компьютере

учится играть на гитаре

3. ПРАКТИКУМ

3.1. МОДЕЛЬ ГИПНОЗА ПО МИЛТОНУ ЭРИКСОНУ

(2-00 - 3-00)

В своей практике Милтон Эриксон использовал следующую модель для
формального, пошагового наведения транса. Работая по этой модели,
начните с создания образа достижения. Это поможет подсознанию
сосредоточиться на той важной работе, которая должна быть проделана.

1. Создайте образ достижения. Партнер 2 (гипнотизер) спрашивает
партнера 1: "Чего вы хотели бы достичь? Сделайте глубокий вдох, закройте
глаза и настройтесь на то чувство, которое подскажет, что вам нужно.
Затем начинайте продвигаться вперед во времени на неделю, на месяц, на
год. Посмотрите на себя - каким вы будете, когда ваша проблема будет
решена и (или) ваша цель достигнута. Когда этот образ появиться,
откройте глаза".

2. Затем используйте эриксоновский паттерн наведения и использования
транса. Поэкспериментируйте с языком гипноза, который мы изучали
сегодня утром.

1) Подготовка к состоянию транса

- соответствующая поза: руки на коленях

- представление клиента о трансе

2) Зафиксируйте внимание клиента и постройте раппорт

- взгляд устремлен в одну точку

3) Проведите диссоциацию сознания и бессознательного

4) Укрепите и углубите транс

- "...и в то время, как я вам это говорю..."

- обратная связь - сообщение о признаках транса

- предложите клиенту закрыть глаза

5) Создайте установку на обучение

- расскажите историю о научении

- используйте внушения с отрицанием

6) Используйте транс

- партнер 2 (гипнотизер) делает следующее внушение:

"Ваше подсознание может вспомнить давно забытое впечатление, которое
поможет вам создать образ вашего будущего состояния. Смотрите и ждите,
что появится. Когда вы вспомните это впечатление кивнете головой или
поднимите палец".

- партнер 2 (гипнотизер) продолжает: "На уровне вашего подсознания
вы начинаете связывать это впечатление как ресурс с вашим образом
достижения".

...Пауза... "И когда вы закончите соединять это прошлое впечатление
с образом будущего вы можете испытывать чувства уверенности в себе,
удовлетворенности, а также безопасности оттого, что знаете, что ваше
подсознание имеет все те необходимые ресурсы, которые вам нужны для
достижения ваших целей ".

7) Переориетация

- партнер 2 (гипнотизер) делает внушение, что сегодня вечером или
ночью, может быть, в сновидениях, а может, завтра или на следующей
неделе, либо же в какой-то иной период времени клиент вдруг увидит
яркую вспышку света, которая полностью поглотит его внимание, и он
вспомнит снова это давнее впечатление, и оно предстанет перед ним в
особом свете. Затем партнер 2 (гипнотизер) переориентирует клиента
на ситуацию "здесь и сейчас".

4. Перерыв.

5. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ИНТУИЦИИ

(3-20 - 4-00)

В своей работе вы часто будете использовать рассказы, созданные для
того, чтобы достичь нужного вам результата. Но пусть у вас остается
желание во время сеанса гипноза СОХРАНЯТЬ ОТКРЫТОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ОБРАЗАМ И ВПЕЧАТЛЕНИЯМ, ПОСТУПАЮЩИМ ИЗ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ...
Ваше бессознательное присоединяется к бессознательному другого
человека, создавая идеи и представления, которые могут расширить
систему гипнотической коммуникации весьма и весьма значительно.
Следующее упражнение дает нам возможность пережить этот процесс.

1. Наведение транса. Партнер 2 (гипнотизер) вводит себя в легкий
транс посредством самогипноза. Затем он садиться позади партнера
1, находясь примерно в десяти сантиметрах от него, и ждет, когда
партнер 1 войдет в транс.

2. Углубление транса. Партнер 2 рассказывает историю о том, как кто-то
спускается по лестнице все ниже и ниже, или все глубже и глубже входит
в туман, опустившийся на берег реки, или открывает дверь... и т.д.,
чтобы углубить транс и помочь клиенту войти в новый особый мир.

3. Поиски мудрого человека. Партнер 2 предлагает партнеру 1 исследовать
этот новый мир в поисках мудрого человека, который может ему помочь
найти ответ на важный вопрос. Сделайте внушение, что существуют разные
типы мудрых людей, среди которых он может выбирать. Дайте партнеру 1
инструкцию - поднять палец или кивнуть, когда он встретит мудрого
человека и убедится в том, что это тот человек, который ему нужен, и
почувствует себя спокойно, находясь с ним лицом к лицу.

4. Вопрос. Предложите партнеру 1 как можно интенсивнее сосредоточиться
на одном важном для него вопросе. После того, как он сосредоточится,
пусть снова поднимет палец или кивнет головой. Вопрос произносить
вслух не надо.

5. Ответ. Партнер 2 (гипнотизер) достигает состояния глубокого
внутреннего сосредоточения и начинает ощущать себя воссоединеным со
всеми мудрыми мужчинами и женщинами прошлого. Затем он ждет и смотрит,
что появиться из бессознательного. Это может быть воспоминание, образ,
история, строфа стихотворения или что-либо иное. Получив сообщение из
подсознания, партнер 2 рассказывает о нем партнеру 1.

6. Урок, который следует извлечь. Закончите упражнение, предложив
партнеру 1 глубоко задуматься над следующим вопросом: "Что вы узнали,
получив этот ответ?" Сделайте также внушение о том, что этот ответ
появится в его сновидениях или в соответствующий момент в мыслях
наяву.

7. Переориентация.

Поменяйтесь ролями.

На каждый сеанс отводиться 20 минут.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

УТРЕННЕЕ ЗАНЯТИЕ

(с 9-00 до 12-00)

1. Тайна горы Скво (35 минут).

1.1. Упражнение: неопределенное задание (35 минут).

2. Левитация руки (65 минут).

Перерыв.

3."Путешествия во времени".

3.1. Образ будущего (15 минут).

3.2. Упражнение с хрустальными шарами (30 минут).

1."ТАЙНА ГОРЫ СКВО"

(9-00 - 9-35)

Один из знаменитых приемов Милтона Эриксона состоял в частом
использовании заданий. Почти каждый его ученик в свое время получил
задание взобраться на гору Скво, находившуюся неподалеку от дома
Эриксона, чтобы извлечь из этого опыта важный урок. И ученики
действительно возвращались к Эриксону, поняв что-то очень важное для
себя. Эффективность такого рода заданий кажется совершенно непонятной
и заставляет нас воспринимать Эриксона как чудодея и провидца.

Супруги Ланктон, ученики Эриксона, продолжая традицию, поныне
применяют эту технику.

У Кэрол Ланктон была клиентка, страдавшая депрессией. Чтобы
вылечиться, она специально приехала к Кэрол в Соединенные Штаты.
Приехала ненадолго и очень беспокоилась о том, что за короткое время
не может решить свою проблему. Кэрол попросила ее прийти к ней в
кабинет рано утром в удобной обуви.

Когда она пришла, Кэрол вручила ей очень тяжелую и ценную хрустальную
статуэтку и дала задание ходить с этой статуэткой вокруг дома: "Я хочу,
чтобы выполняя это задание вы поняли что-то очень важное для себя. Что
вы должны понять?"

А сейчас я спрашиваю вас, чего добивалась Кэрол от этой женщины? Что
та должна была понять, выполняя это задание?.. Я могу получить двести
различных ответов, и все они будут верны.

Эффективность подобных заданий обусловлена тем, что люди, находящиеся в
трудной проблемной ситуации, стремятся придать смысл почти любому
заданию. И вне зависимости от того, какой именно смысл они в этом
находили, Эриксон всегда отвечал им: "Это верно, и помните это" (или
что-то подобное).

Давайте поэкспериментируем с неопределенными заданиями.

1.1. УПРАЖНЕНИЕ: НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗАДАНИЕ

(9-10 - 9-35)

Неопределенное задание должно быть безопасным, этичным, выполнимым
и неотталкивающим физически, например: целый день носить с собой
молоток... у себя дома снять со стены две картины и перевесить их на
другие места... почистить зубы неподвижной рукой. Задания могут быть
неудобными или вызывать смущение.

1. Найдите себе партнера. Немного поговорите с ним о его проблеме.

2. Представьте, что партнер - это ваш клиент, посещающий вас раз в
неделю. Подумайте о неопределенном задании, которое вы можете ему
дать. Задание должно предполагать использование какого-либо
физического объекта.

3. Дайте партнеру задание, точно определяя место и время его
выполнения. В вашем голосе должно звучать ожидание положительных
результатов. Затем поменяйтесь ролями и получите задание.

4. Получив задание, в течение трех минут представляйте как вы будете
его выполнять.

5. Спросите партнера: "Как ты думаешь, какую я преследовал цель, когда
предложил тебе выполнить это задание? Что я хотел, чтобы ты понял,
выполнив это задание?" После того как партнер ответит, спросите его:
"Как ты думаешь, каким образом ты смог бы использовать в будущем то,
что понял?"

6. Затем продолжайте: "Хорошо. Но я хотел бы, чтобы ты понял нечто
другое. Подумай еще немножко. Что я хотел, чтобы ты понял? Как ты
сможешь это использовать?"

Что вы испытали играя роль клиента? А психотерапевта? Что вы поняли,
выполнив задание?.. Люди вынуждены находить смысл... Признак
магического... Аура мудрости...

2. ЛЕВИТАЦИЯ РУКИ

Любимый метод Эриксона

(9-35 - 10-40)

Эриксон очень часто использовал левитацию руки как прием наведения
транса. Ссылки на этот прием разбросаны по многим и многим его
работам. Существует лишь одна видеопленка, записанная Эриксоном в
годы его расцвета, и она посвящена приему левитации руки.

2.1. УПРАЖНЕНИЕ 1: ЛЕВИТАЦИЯ РУКИ

(9-45 - 10-40)

Давайте попробуем потренироваться в применении любимого эриксоновского
приема наведения транса. Людям приятно испытывать транс. Вы всегда
успешно наведете транс, если посвятите этому достаточно времени. В
упражнении дается по 25 минут на каждого партнера.

Базовая пятишаговая модель

1. Подготовка:

1.1. Расскажите пару анекдотов о людях, проявивших спонтанные,
бессознательные реакции.

1.2. Продемонстрируйте, как будет двигаться рука, сначала - толчками,
затем - плавно.

2. Сосредоточение:

2.1. Предложите партнеру посмотреть на свои руки.

2.2. Предложите ему ощутить поверхность одежды.

2.3. Предложите ему отдать себе отчет в том, что мышцы руки
напрягаются, когда у него возникает намерение что-либо сделать.

3. Движение:

3.1. Задайте вопрос, на который может ответить только подсознание:
"Какая из рук начнет подниматься - правая или левая?"

3.2. Дайте инструкцию сосредоточиться на едва заметном треморе руки,
которая начнет пониматься... Усилить тремор...

3.3. Повышая голос, произнести слова: "Рука поднимается" в тот момент,
делает вдох.

3.4. Если рука остается неподвижной, используйте метафоры (воздушный
шарик на веревочке или резиновая лента, соединяющая руку и лоб).

3.5. Упомяните о том, что рука может согнуться в локте, плечо - принять
более удобное положение. Может коснуться локтя и плеча.

4. Прикосновение:

4.1. Проявите любопытство относительно того, в каком месте рука
коснется лица.

4.2. Заметьте, что голова тоже склонна двигаться навстречу руке.

4.3. Предложите клиенту закрыть глаза, когда рука коснется лица.

4.4. Предложите клиенту глубоко вдохнуть и еще глубже погрузиться в
транс, когда рука коснется лица.

4.5. Предложите клиенту вспомнить ситуацию, когда он был уверен в себе
и делал что-то очень хорошо.

5. Переориентация:

5.1. Предложите клиенту начать опускать руку.

5.2. Предложите клиенту открыть глаза, когда рука коснется колена
(бедра).

Перерыв.

3. "ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ"

3.1. ОБРАЗ БУДУЩЕГО

(11-00 - 11-15)

Одна из техник, изобретенных Милтоном Эриксоном, предполагает
использование образа будущего с целью изменения поведения человека.
Эриксон полагал, что если человек, находясь в трансе, переживет этот
момент, когда его цель будет уже достигнута, то это поможет ему
достичь этой цели в реальности. Такое переживание порождает феномен
"незаконченного дела", создающий мотивацию достижения цели.

3. "ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ"

Упражнения с хрустальными шарами

(11-15 -0 11-45)

Инструкция:

1. Начинайте с образа достижения. Чего вы хотели бы достичь? Как вы
будете выглядеть, когда достигнете своей цели?

2. Используйте известные вам приемы наведения транса.

3. Попросите клиента представить себе семь хрустальных шаров,
расположенных по дуге.

Здесь рисунок.

Правая сторона

Левая сторона

4. Попросите клиента заглянуть внутрь центрального хрустального шара и
увидеть там себя в настоящий момент: "Как вы выглядите сейчас, желая
достичь своей цели?" Попросите его кивнуть головой, когда ему удастся
увидеть себя в центре первого хрустального шара. Хорошо.

5. Затем попросите клиента посмотреть на шар, следующий за центральным
по направлению вправо вниз. Поговорите о временах года, которые
недавно миновали, о школьных воспоминаниях, чтобы создать легкую
возрастную регрессию. Попросите его подождать, пока в хрустальном шаре
не возникнет воспоминание о некотором событии, возможно забытом, но
имеющем отношение к достижению поставленной цели. Когда образ этого
события появиться, пусть клиент кивнет головой. Хорошо.

6. Переход к следующему шару по направлению направо вниз. Предложите
клиенту продвигаться далее назад во времени, ожидая, пока в этом шаре
появиться образ более давнего события. Когда такой образ появиться,
пусть кивнет головой. Хорошо.

7. Переход к следующему шару.Предложите клиенту продвинуться еще
дальше назад во времени и подождать, пока в шаре не появится образ
третьего, еще более давнего события. Когда образ появится, пусть клиент
кивнет головой. Хорошо.

8. Попросите клиента посмотреть все четыре образа в хрустальных шарах.
Пусть он сравнит образы, найдет в них общее и различное. Отметьте, что
сравнивая образы, он может понять нечто важное для себя, и это поможет
ему достичь своей цели. Попросите его подождать, пока такое понимание
не возникнет. Когда оно возникнет, пусть клиент кивнет головой.

9. А сейчас попросите клиента переместить свое внимание к крайнему
левому шару, к самой дальней точке на оси времени. Используйте
метафору: ветер быстро перелистывает настольный календарь. В этом
хрустальном шаре должен появиться образ самого клиента, уже
достигнувшего своей цели. Подождите, пока клиент кивнет головой.
Предложите ему войти внутрь образа и пережить ощущение успеха.
Используйте глаголы в настоящем времени. Попросите его запомнить
ощущение успеха, завершенности дела.

10. А теперь пусть клиент, сохраняя ощущение успеха, посмотрит на
следующий хрустальный шар. Эта точка на временной линии более близка к
настоящему моменту. Попросите клиента подождать, пока не возникнет
образ того, как именно была достигнута поставленная цель. Когда образ
появится, клиент должен кивнуть головой.

11. Переведите внимание клиента на последний хрустальный шар. Этот
момент времени еще более близок к настоящему. И снова клиент должен
подождать возникновения образа того, что он делал несколько раньше,
чтобы он делал несколько раньше, чтобы достигнуть своей цели. Когда
такой образ появится, клиент снова должен кивнуть головой.

12. Предложите клиенту соединить все шары, представив, например, что
они расположены на радуге или на золотой ленте. Дайте ему разрешение
забыть пережитое в трансе, если его сознание не хочет об этом знать.
Предложите клиенту вернуться в ситуацию "здесь и сейчас" и поменяйтесь
ролями.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

ДНЕВНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПРАКТИКУМ

(с 1-00 до 4-00)

1. Учетверенная индукция.

2. "Сверхнадежная" техника наведения транса.

3. Скрытые метафоры.

(время занятий - по мере усвоения практического материала)

1. УЧЕТВЕРЕННАЯ ИНДУКЦИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ

Чтобы приготовиться к этому упражнению, определите, что для вас
является символами роста, развития и изменения (например, превращение
ребенка в подростка, затем в юношу, во взрослого человека).


1. Разделитесь на группы по пять человек. Один человек садится в центре,
остальные - полукругом перед ним. Один из этих четырех - режиссер.

2. Расспросите участника, сидящего в центре. Попросите его сказать
Вам следующее:

1) Позитивная часть. "Что говорит позитивная часть вашей личности,
чтобы помочь вам успешно работать в качестве эриксоновского
гипнотизера? Выберите одно или два утвердительных предложения".
Например: "Ты сможешь совершенствовать свое мастерство".

2) Негативная часть. "Что говорит вам ваша негативная часть, выражая
свои страхи и сомнения в том, что вы сможете гипнотизировать? Что вы
говорите себе в этом случае?" Например: "У тебя это никогда не
получится".

3) Первая метафора изменения. Что является для вас символом изменения,
роста, развития? Например, смена времен года, превращение ребенка во
взрослого.

4) Вторая метафора изменения. Что еще символизирует для вас изменение,
развитие, рост открытие нового?

3. Участник, сидящий в центре, вводит себя в легкий транс и закрывает
глаза.

4. Остальные четыре участника начинают говорить по очереди (каждый
свою фразу) в замедленном темпе (примерно в три раза медленнее, чем
обычно). Затем голоса начинают накладываться друг на друга и в конце
концов все четверо говорят вместе (четыре-пять минут).

5. Режиссер дает сигнал, и голоса становятся все тише и тише,
постепенно замолкая. Затем режиссер говорит участнику, сидящему
в центре: "Через некоторое время, когда все ваши переживания
соединятся в одно, вы можете медленно возвратиться к нам в эту
комнату".

Перерыв.

2. "СВЕРХНАДЕЖНАЯ ТЕХНИКА НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА"

Интеграция

Если вы недовольны тем, как у вас получается наведение транса,
используйте "сверхнадежную" технику

Росси, и вам гарантирован успех.
Давайте уделим особое внимание этой технике, которую вы сможете
применять в работе со своими клиентами.

Инструкции клиенту:

1. Поднимите руки перед собой, согнув в локтях, ладони - параллельно
друг другу. Отдайте себе отчет в том, что между ладонями существует
электромагнитное поле. Дайте себе время почувствовать это поле, поток
энергии между ладонями.

2. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать о слове "Да" и, делая это,
вы можете обнаружить, как ваши ладони начнут сближаться или
удаляться друг от друга в то время, как ваше тело говорит "Да".

3. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать только о слове "Нет" и
обнаружили, начнут ваши ладони удаляться или сближаться в то время,
как ваше тело говорит "Нет".

4. По мере того, как вы почувствуете, что медленно входите в транс - и
только тогда - ваши руки начнут медленно опускаться на колени.

5. И ваше сознание может задать вопрос, на который может ответить
только ваше подсознание, и это единственный вопрос, на который может
ответить только ваше подсознание:" Какой палец "поднимет ваше
подсознание, подавая сигнал "Да"? И вы можете думать только о слове
"Да" и с любопытством ждать, какой палец поднимет ваше подсознание.

6. А сейчас вы можете подумать о том, какой палец "поднимает" ваше
подсознание, когда вы будете думать о слове "Нет". Подумайте о слове
"Нет" и с любопытством ждите, какой палец "поднимет" ваше подсознание.

7. По мере того, как я буду считать до десяти, с каждой цифрой вы
будете погружаться в транс все глубже, и когда я скажу "десять", вы
можете обнаружить, что находитесь в глубоком трансе. Один...
глубже... глубже... три... глубже... еще глубже... и десять, глубокий
транс.

8. И когда вы уже погрузились в глубокий транс, то есть только сейчас,
находясь в глубоком трансе, вы можете понять, что вы можете
погрузиться в транс еще глубже... Одиннадцать... глубже...
двенадцать... глубже... тринадцать, глубже... четырнадцать, еще
глубже... пятнадцать... и, наконец, двадцать... в два раза глубже, чем
вы себе представляли раньше.

9. И вы можете начать исследовать внутренний мир, открывшийся перед
вами. Когда вы идете по коридору, глубоко внутри себя, на одной стене
вы можете видеть образы и картины, представляющие все то, что вы
любите в жизни и чему от всей души говорите "Да", вы слышите
соответствующие звуки... Ну, а на другой стене вы видите картины,
изображающие все то, что вам в жизни не нравится, и вы испытываете
соответствующие чувства, говоря всему этому "Нет".

10. И, продолжая идти по коридору, который опускается вниз, вы
продолжаете видеть картины на стенах. Возможно, это будут портреты
людей из вашего прошлого или прошлого других людей, с которыми вас
связывают определенные отношения в настоящем, или тех, с кем вы
хотели бы общаться в будущем.

11. И продолжая идти, вы можете увидеть стену с картинами,
изображающими все, о чем вы мечтаете, на что надеетесь... ваши мечты
и надежды... вы можете услышать музыку... эмоциональную мелодию вашей
жизни... Символы всего важного, что вам удалось понять в вашей жизни.

12. И еще дальше и глубже, и вы видите зеркала на обеих стенах
коридора. Зеркала отражаются в зеркалах, и вы видите бесконечное
множество отражающих друг друга образов, и видите себя в бесконечном
количестве зеркал, и находитесь в бесконечном количестве мест.

13. И размышляя над одним образом, потом над другим, над третьим... вы
можете понять, что у ВАС ЕСТЬ ВСЕ РЕСУРСЫ, КОТОРЫЕ КОГДА-ЛИБО
МОГУТ ВАМ ПОНАДОБИТЬСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ВАШИ МЕЧТЫ И
ОСУЩЕСТВИТЬ НАДЕЖДЫ, КОТОРЫЕ ТАК ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС.

14. И дайте себе время испытать в полной мере ощущение безопасности и
уверенности. Это ваше собственное чувство. И только тогда, когда вы
почувствуете себя в безопасности и ощутите уверенность в том, что
способны учиться и развиваться, начинайте медленно возвращаться в эту
комнату, в настоящий момент.

3. СКРЫТЫЕ МЕТАФОРЫ

В последние годы своей работы Эриксон достиг высочайшего мастерства в
применении историй как средства изменения клиента. Одна из техник
применения историй состояла в прерывании рассказа и внезапном
отклонении от основной темы, прежде чем будет достигнута кульминация.
Он полагал, что таким образом создается внутреннее напряжение,
заставляющее клиента впоследствии мысленно возвращаться к этому
рассказу. Таким образом облегчается принятие основной идеи истории,
когда рассказчик возвращается к ней вновь. Анализируя применение этого
метода Эриксоном, можно также прийти к выводу о возможности
замаскировать Важное для клиента сообщение в структуре, которую
образуют несколько историй, то есть помещая одну историю внутрь
другой.

Упражнение:

1. Разделитесь на группы по четыре человека. Один из членов группы
выражает желание быть клиентом.

2. Остальные члены группы берут у клиента интервью. Его спрашивают о:

- цели, которой он хотел бы достичь

- препятствиях, которые мешают достижению этой цели

- условиях его жизни (семья, работа и т.д.)

- его мнение о себе (самоописание)

- его жизненных ценностях

3. Клиент покидает группу на 30 минут.

4. Остальные члены группы принимают решение о том, какую цель они
поставят, работая с этим клиентом, и определяют, кто из них будет
осуществлять наведение транса.

5. Затем каждый из членов группы придумывает историю, которая должна
помочь клиенту достичь своей цели.

6. Затем каждой истории приписыватся номер - 1, 2 и 3. Рассказывая
истории, используйте следующую структуру:

а) наведение транса

б) начинается история 1...

в) начинается история 2...

г) полностью рассказывается история 3

д) ... кончается история 2

е) ... кончается история 1

ж) переориентация

7. Расскажите клиенту о том, какие метафоры были применены.

МИЛТОН ЭРИКСОН ОБЫЧНО ГОВОРИЛ: "ВЫ МОЖЕТЕ ПРИТВОРИТЬСЯ МАСТЕРОМ
КАКОГО УГОДНО ДЕЛА - И СПРАВИТЬСЯ С ЭТИМ ДЕЛОМ. СОВЕРШЕННО
НЕВАЖНО, УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ГИПНОТИЗИРОВАТЬ ИЛИ НЕТ. ВЕРНУВШИСЬ ДОМОЙ,
ПРОСТО ПРИТВОРИТЕСЬ ГИПНОТИЗЕРОМ. ЛЮДИ ПОЙДУТ ЗА ВАМИ И НАЧНУТ
ПРИТВОРЯТЬСЯ, ЧТО ОНИ ПОГРУЖАЮТСЯ В ТРАНС. И ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ
ВРЕМЯ ИМ НАДОЕСТ ПРИТВОРЯТЬСЯ , И ОНИ ЗАБУДУТ, ЧТО ВСЕГО ЛИШЬ
ПРИТВОРЯЮТСЯ. НО НЕ ДАВАЙТЕ СЕБЯ ОДУРАЧИТЬ И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ВЫ
ВСЕГО ЛИШЬ ПРИТВОРЯЛИСЬ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ ТЕХНИКИ

УПРАЖНЕНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ ДЛЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КЛИЕНТУ

ВАК-история

Упражнение выполняется в парах. Выполняя его, мы имеем возможность
использовать движение глаз так же как это делал Милтон Эриксон.

Партнер 1 выбирает простую обычную историю, которую он может
рассказать. И начинает рассказывать ее, используя слова, относящиеся к
визуальной сфере.

2. Партнер 2 внимательно слушает рассказ. Через некоторое время он
меняет положение своих глаз, давая партнеру 1 понять, какие слова тот
должен употреблять теперь (относящиеся к тактильно /кинетически/
чувственной или аудиальной сфере).

3. Без всякой паузы партнер 1 продолжает рассказывать свою историю,
используя новые слова. Партнер 2 отдает себе отчет в том, как
изменились его ощущения.

4. Через 7 минут поменяйтесь ролями.

УПРАЖНЕНИЕ: ПОГЛОЩЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

(25 минут)

Милтона Эриксона характеризовало глубокое убеждение в том, что
бессознательное может помочь человеку преодолеть трудности. Но как
именно оно может помочь? Это неизвестно, и Милтон Эриксон полностью
принимал эту неизвестность. Вновь и вновь он отвечал на этот вопрос
так: "Я действительно не знаю, как это произойдет, но мне очень
любопытно узнать об этом".

Любознательность и искренний интерес к возникающему процессу изменений
и разрешения проблем позволяют психотерапевту оставаться открытым по
отношению к миру клиента. По мере того, как растет уверенность и
определенность, а любопытство исчезает, возникает тенденция к
восприятию клиента как объекта, а не личности со своими собственными
правами, к манипулированию им, деперсонализации.

Данное упражнение отражает эти идеи Эриксона. Оно позволяет
присоединиться к чувству неопределенности, которое люди испытывают
перед погружением в транс.

Формула: Х или Х или Х или Х, но Y

Х - утверждения о действиях, которые клиент может начать, прекратить,
продолжить или изменить.

Y - определенное утверждение о желаемом действии.

1. Неопределенное утверждение о каком-либо действии клиента.

2. Неопределенное утверждение о другом действии клиента.

3. Неопределенное утверждении о третьем действии клиента.

4. Неопределенное утверждение о четвертом действии клиента.

5. Определенное утверждение о желательном действии клиента.

Пример:

1. Я не знаю, будете ли вы продолжать смотреть на пол,

2. или вы посмотрите на меня,

3. или, возможно, измените свою позу на более удобную,

4. или начнете дышать еще более расслаблено,

5. но я знаю, что ваше подсознание может начать погружение в транс, и
это хорошо для вас.

Инструкции: используйте эту формулу для присоединения и ведения
клиента с целью (1) наведения транса и (2) переживания ситуации из
прошлого, когда клиент успешно действовал, чувствуя себя при этом
уверенно.

УПРАЖНЕНИЕ: ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ

(25 минут)

Гипноз - это процесс перестройки поля внимания человека. Человек,
имеющий проблему, как бы заключен в жесткой структуре поля внимания.
Вариабельность помогает изменить эту жесткую структуру. Чтобы создать
вариабельность, можно использовать следующую формулу:

1. Общее утверждение о чем-либо, чем обладает каждый человек
(Универсальная способность, ощущение, реакция).

2. Утверждение возможности проявления этой способности и т.п. у
клиента в данный момент.

3. Первое возможное специфическое проявление этой способности.

4. Второе специфическое проявление этой способности.

5. Третье специфическое проявление этой способности.

6. Общее определенное утверждение, что у клиента появится нужная вам
реакция.

Пример 1:

1. Каждый человек способен испытывать ощущения,

2. и вы можете испытывать ощущения в различных частях своего тела,

3. вы сможете осознать свои ощущения в левой руке,

4. или же отдать себе отчет в ощущениях в мочке левого уха,

5. или же ощутить свои ноги,

6. но я знаю, что вам нравятся ощущения, которые начинают возникать.

Пример 2:

сосредоточение на изменении ощущений в теле

1. Все мы испытываем телесные ощущения, которые меняются так
разнообразно,

2. вы можете отдавать себе отчет в том, как меняются ваши телесные
ощущения,

3. я не знаю, прохладнее или теплее станет ваша правая или левая рука,

4. я не знаю также, в области правого или левого уха у вас появиться
новое ощущение,

5. или же ваше правое или левое плече станет легче или тяжелее,

6. но я знаю, что вы можете обнаружить появление новых телесных
ощущений.

Пример 3:

сосредоточение внимания на чем либо одном

1. Люди могут сосредоточивать свое внимание на разных вещах и мыслях,

2. вы можете сосредоточиться на многих и многих различных вещах и
мыслях,


3. так что я не знаю, начнете ли вы внимательно прислушиваться к
звуку моего голоса,

4. или же ваше внимание привлечет в большей степени звуки в этой
комнате,

5. или же вы глубоко задумаетесь о чем-то,

6. но я знаю, что вы можете начать сосредоточиваться на чем-то одном и
важном для вас.

Пример 4: погружение в транс

1. Люди погружаются в транс очень по-разному,

2. и вы можете погружаться в транс каждый раз по-разному,

3. так что я не знаю, начнете ли вы погружаться в транс, слушая звуки
моего голоса,

4. или же вы просто захотите сосредоточиться на какой-либо возникшей у
вас мысли,

5. или же вы просто отдадитесь мыслям и таким образом войдете в транс,

6. но я знаю, что вы, погружаясь в транс, можете испытывать
удовольствие.

Пример 5: активизация ресурсов компетентности

1. Люди имеют много ценных и полезных воспоминаний, чувств и
способностей,

2. и так или иначе вы можете вспомнить об этих ценных частях вашего Я,

3. я не знаю, вспомните ли вы ситуацию, когда достигли большого успеха,

4. или же вы просто увидите образ, который является символом вашей
компетентности,

5. или же вы вспомните песню, которая вызывает у вас ощущение того,
что вы - мастер,

6. но я знаю, что пока вы будете ждать, может появиться ценное для вас
переживание.

Пример 6: переориентация - выход из транса

1. Люди могут выходить из транса очень по-разному,

2. и вы можете начать выходить из транса,

3. возможно, вам захочется слегка пошевелиться,

4. или же вы просто откроете глаза,

5. или начнете по другому дышать,

6. но я знаю, что вам может очень понравиться открытый вами способ
выхода из транса

УПРАЖНЕНИЕ: УТВЕРЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

(25 минут)

Любая поведенческая реакция желательна и полезна в определенной
ситуации. Однако, находясь в стрессе, люди отождествляют себя лишь с
какой-то частью своих переживаний, стремясь изолировать себя от
другой части. Их занимает только прошлое, но не будущее, депрессивное
чувство, но не радость, проблема, но не ее решение. Клиент может прийти
к вам и сказать: "Есть хорошая часть моего Я, но есть также и плохая,
которая курит.

Я хочу, чтобы вы разрушили эту плохую часть". Вступать в такого рода
неадекватное соглашение с клиентом не следует, важно уравновесить части
его Я таким образом, чтобы каждая из них могла выразить себя в
определенной ситуации. Так утверждается отношение дополнительности
между частями. На третьем шаге данной модели вы оказываете поддержку
всем частям личности клиента.

Формула: Х + Х' и Y

Х - описание того, что клиент осознает в данный момент.

Х'- описание переживания, противоположного тому, которое испытывает
клиент в данный момент

Y - ведущее утверждение в этом случае. "И ваше подсознание может
использовать оба этих переживания".

Пример:

Вопрос (партнер 2): "Что вы осознаете сейчас?"

Ответ (партнер 1): "Я осознаю, что я спокоен".

Партнер 2: вы ощущаете спокойствие (Х).

Партнер 3: и вы способны тоже ощущать напряжение (Х')

Партнеры 2 и 3: и ваше подсознание может пользоваться обоими
состояниями (Y).

Инструкции: выполняя это упражнение, вы присоединяетесь к обеим частям
внутреннего опыта клиента. Разделитесь на группы по три человека.
Распределите роли. Партнер 1 будет клиентом, партнер 2 будет
присоединяться к переживанию, которое клиент испытывает в настоящий
момент. Партнер 3 будет отражать противоположное переживание.
Поработав 3 минуты, поменяйтесь ролями.

МОДЕЛЬ ПОЛЯРНОСТИ

Интеграция частей

Работая в качестве гипнотизера, вы скорее всего испытываете
противоположные чувства, исходящие из различных частей вашей личности:

увлеченность

сомнения

уверенность

страх

Давайте попробуем интегрировать эти части эффективным образом. (Эта
модель применима тогда, когда вы хотите помочь клиенту выполнять
какую-либо деятельность более совершенно, учитывая, что иногда клиент
справляется с ней очень хорошо, иногда - нет. Примером здесь могут
послужить публичные выступления или нечто другое).

1. Определите круг ассоциаций. Партнер 2 опрашивает партнера 1 и
составляет два списка. Первый - список ассоциаций, образующих
переживание мастера при выполнении определенной деятельности. (Это
может быть реальное или воображаемое переживание).

Часть 1: мастерство. Партнер 2 записывает словесные ассоциации
(отдельные слова или короткие фразы), образующие переживания
мастерства. Эти слова должны относиться:

а) К чувствам. Проявляя мастерство, вы испытываете различные чувства.
Какие слова пришли бы вам в голову, если бы я попросил описать эти
чувства?

б) К образам. Какие зрительные образы у вас тогда возникают? Как вы
воспринимаете тогда видимый мир?

в) К звукам. Какие слова или фразы проходят тогда через ваше сознание?

г) К символам. Обратитесь внутрь себя и сосредоточьтесь на некоторое
время, пока не всплывут образы, символизирующие для вас мастерство.

[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]

Часть 2: Отсутствие мастерства. Вторая задача состоит в определении
словесных ассоциаций, образующих переживание отсутствия мастерства
(ситуация отсутствие мастерства может быть реальной или воображаемой).
Партнер 2 записывает одиночные слова или короткие фразы, относящиеся:

а) К ЧУВСТВАМ. В ситуации отсутствия мастерства вы испытываете
различные чувства. Какие слова придут вам в голову, если я
попрошу вас описать эти чувства?

б) К ОБРАЗАМ. Какие визуальные образы тогда возникают? Как вы
воспринимаете тогда видимый мир?

в) К ЗВУКАМ. Какие слова или фразы проходят тогда через ваше
сознание?

г) К СИМВОЛАМ. Обратитесь на некоторое время внутрь себя и
подождите, пока не возникнут образы, символизирующие для вас
отсутствие мастерства.

2. Используйте присоединение и ведение. Используя присоединение и
ведение, вызовите у клиента состояние легкого транса или глубокой
релаксации.

3. Чтение списков. Читая слова из списков, меняйте положение тела,
слегка наклонясь влево, вправо, или возвращаясь в первоначальную
позицию. Присоединяясь к дыханию, начните медленно произносить слова
из списков.

1) Слова из списка "мастерство". Произнося слова из этого списка,
слегка наклонитесь ВЛЕВО.

2) Слова из списка "отсутствие мастерства". Произнося слова из
этого списка, слегка наклонитесь ВПРАВО.

3) Произносите слова из каждого списка поочередно (первое слово из
первого списка, второе - из второго, третье - из первого, и т.д.),
при этом слегка наклоняйтесь то влево, то вправо соответственно.

4) Начните ткать узор из слов, используя слова из списков в случайном
порядке. При этом сидите прямо.

4. Интеграция. На вдохе скажите: "Глубоко вдохните и разрешите себе. -
(на выдохе) - продвинуться еще глубже, пока не найдете место, где
сможете начать соединять эти две части, причем соединять так, чтобы это
имело самый глубокий смысл для каждой из частей. Затем подождите, пока
не произойдет интеграция".

5. Присоединение к будущему. Скажите клиенту: "В будущем и в
сновидениях вы сможете возвращаться то к одному, то к другому списку,
обнаруживая все новые и новые ценные способы их соединения".

6. Проведите переориентацию, предложив клиенту вернуться в эту комнату
и в настоящий момент.

РОЛЕВАЯ ИГРА

В одной из знаменитых историй о Милтоне Эриксоне рассказывается о том,
как он поступил со своей секретаршей, страдавшей от головных болей.
Однажды, когда у секретарши в очередной раз заболела голова, Эриксон
пригласил ее к себе в кабинет, чтобы продиктовать ей официальное
письмо. Диктуя письмо, он вставлял в свою речь внушения, которые могли
облегчить головную боль. Давайте попробуем сделать то же, что делал
Эриксон:

1. Найдите себе пару. Один из вас будет начальник, другой - его
помощник, страдающий от головной боли.

2. Начните ролевую игру. Начальник диктует "официальное письмо",
вставляя туда утверждения, которые могут, по его мнению, облегчить
головную боль. При этом он использует тот метод, который ему кажется
наиболее эффективным.

3. Помощник должен "притворяться", что он записывает.

4. Через пять минут поменяйтесь ролями.

СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА ВСТАВЛЕННЫХ СООБЩЕНИЙ

Олдос Хаксли

В одной из своих знаменитых статей Эриксон описывает совместную работу
с Олдосом Хаксли. Статья посвящена передаче множественных сообщений с
использованием множественных "маркеров". Давайте воспроизведем эту
технику.

Инструкции:

1. Найдите себе пару. Партнер 1 будет начальником. Партнер 2 - его
помощником, страдающим от головной боли. Помощник имеет хорошую память
и просто слушает и запоминает тексты писем, которые диктует ему
начальник. В этой ролевой игре начальник будет диктовать своему
помощнику письмо.

2. Партнер 1 (начальник) должен сформулировать три простых позитивных
сообщения, которые он собирается передать своему помощнику, страдающему
от головной боли. Эти три сообщения должны быть "маркированы" тремя
различными способами.

а) Сообщение 1 выделяется с помощью изменения голоса.

б) Сообщение 2 выделяется с помощью жеста, который ваш помощник мог
бы увидеть.

в) Сообщение 3 выделяется с помощью прикосновения к партнеру.

3. Начинайте ролевую игру. Начальник диктует помощнику "официальное
письмо", вставляя туда три сообщения, которые, по его мнению, должны
облегчить головную боль.

4. Помощник "притворяется", что он записывает письмо.

5. Через пять минут поменяйтесь ролями.

ТЕХНИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЙ ДЛЯ НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА

(60 минут)

В этом упражнении вы можете использовать простые истории для
того, чтобы навести транс, углубить его, вспомнить приятные переживания
и вывести клиента из транса.

1. Обзор ситуаций, в которых естественно возникает состояние транса.
Партнер 1 (клиент) рассматривает список ситуаций, в которых
естественно возникает состояние транса, и говорит партнеру 2
(гипнотизеру), какие ситуации он для себя предпочитает.

2. Расскажите о естественно возникающем состоянии транса. Партнер 2
начинает с того что на какой-то момент сосредоточивается на себе,
затем на партнере, присоединяется к его физиологии и дыханию. В этом
упражнении вы будете осуществлять присоединение и ведение, не
произнося при этом ни единого слова вслух. Когда вы почувствуете, что
между вами и клиентом образовалась прочная связь, начните
рассказывать историю о своем друге, который испытывал такие-то и
такие-то переживания, находясь в ситуации естественного возникновения
состояния транса. Партнер 1 "притворяется что погружается в транс".

3. Углубление транса. Партнер 2 просит партнера 1 дать ему сигнал
(поднять палец), когда он окажется на том месте, где он может
принимать внушение. Затем партнер 2 начинает рассказывать простую
историю о переживаниях человека, который опускается вниз, минуя новые
и новые лестничные пролеты, или проходит сквозь полосу тумана, или
проходит через дверь, с каждым шагом погружаясь все глубже и глубже в
транс.

4. Поиск воспоминания о ситуации успеха. Когда партнер 1 поднимет
палец, партнер 2 делает следующее внушение: "Посмотрите ваш прошлый
опыт и выберите одну ситуацию, когда вы испытывали чувство уверенности
в себе и отлично справлялись с каким-либо делом. Когда вы найдете
такое переживание, снова поднимите палец". Затем партнер 2 продолжает:
"И так же, как вы можете вспомнить очень многое, вы можете вспомнить и
свое чувство уверенности в собственной компетентности и мастерстве".
Предложите партнеру 1 обратить внимание на то, что он видит вокруг
себя, находясь в той ситуации, какие звуки он слышит. Пусть он
полностью почувствует эту ситуацию.

5. Переориентация. Партнер 2 выводить партнера 1 из транса,
рассказывая о переживаниях, которые человек испытывает каждое утро во
время пробуждения.

6. Обратная связь. Партнер 1 рассказывает партнеру 2 о том, что
помогало, а что мешало, развитию состояния транса.

Я-ОБРАЗ

(60 минут)

Милтон Эриксон придавал огромное значение представлению человека о
самом себе. Техники, предполагающие работу с Я-образом, позволяют
успешно интегрировать, соединять в одно целое все те чувства,
отношения и поведенческие реакции, которые вы вместе с клиентом уже
выработали. С клиентами же, испытывающими трудности при погружении в
транс, эти метафоры могут быть успешно использованы и в состоянии
бодрствования.

Техника использования Я-образ проста. Пусть клиент или герой вашего
рассказа, уже обладающий желаемым качеством, увидит свое отражение в
зеркале (или в какой-либо другой отражающей поверхности). Затем клиент
должен проиграть в своем воображении ситуации, в которых он, уже
обладая желаемым качеством, взаимодействует с важными для него людьми.

1. Партнер 1 (клиент) рассказывает партнеру 2 (гипнотизеру) о своем
образе достижения и называет два качества, которые по его мнению,
могли бы ему помочь достигнуть цели, отраженной в образе достижения.

2. Партнер погружает партнера 1 в легкий транс.

3. Партнер 2 дает партнеру 1 инструкцию, в которой проявилось бы
первое желаемое качество. Клиент представляет эту ситуацию, уделяя
внимание тому, как он выглядит, как звучит его голос и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если клиент говорит, что ему ни разу в жизни не случалось
проявлять это качество, попросите его вспомнить ситуацию, в которой
это качество проявил известный ему человек.

4. Затем попросите клиента войти внутрь этого образа. Внимательно
наблюдайте, как при этом меняется его физиология.

5. Проведите клиента через три ситуации, в которых он, уже обладая
желаемым качеством, мог бы увидеть свое отражение в какой-либо
отражающей поверхности. Опишите внешние физиологические признаки,
которые он может при этом увидеть, и чувства, которые при этом
испытывает.

6. И, наконец, позвольте клиенту увидеть ситуацию, в которой он, уже
обладая желаемым качеством, взаимодействует с дружелюбно настроенным к
нему человеком.

7. Повторите весь процесс с качеством N 2 и проведите переориентацию.

РОЛЕВАЯ ИГРА: МОЙ БУДУЩИЙ КЛИЕНТ

Нью-Орлеанский тренинг гибкости

(60 минут)

А сейчас давайте попробуем сделать упражнение, которое позволит вам
подготовиться к возвращению на ваше рабочее место. Упражнение
выполняется втроем, роли распределяются следующим образом: гипнотизер,
клиент и режиссер.

1. Партнер 2 (гипнотизер) рассказывает партнеру 1 (клиенту) о реальном
клиенте, с которым ему (гипнотизеру) скорее всего придется работать
после возвращения на свое рабочее место. Опишите, как этот человек
говорит, каков образ мыслей, как относиться к гипнозу. Расскажите
также, каким образом вы собираетесь с ним работать.

2. Партнер 1 (клиент) погружает себя в транс и только для целей этого
упражнения вживается в образ того человека, о котором ему рассказал
партнер 2.

3. Партнер 2 (гипнотизер) вводит партнера 1 (клиента) в транс и
работает с ним так, как считает нужным.

4. Партнер 3 (режиссер) внимательно наблюдает за работой партнера 2
(гипнотизера). Каждый раз, когда он замечает, что гипнотизер
испытывает затруднение или действует недостаточно совершенно, касается
плеча гипнотизера. Тогда гипнотизер просит клиента немного подождать,
а сам погружается в транс, чтобы получить доступ к ресурсам,
необходимым для преодоления затруднения, и действовать более
эффективно.

5. Через 15 минут можно поменяться ролями так, чтобы каждый из
партнеров побывал во всех ролях.

ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСА В РАБОТЕ С ГРУППОЙ

(45минут)

Я думаю, что применение транса в работе с группой интересует многих из
вас. Как преподаватель я использую транс именно в работе с группой и
могу предложить вам несколько соображений которые вы можете учесть.

1. Все техники, с которыми мы работали на семинаре, применимы и в
работе с группой.

2. Ваши суждения должны оставаться очень открытыми и неопределенными.
Таким образом вы позволяете каждому из членов группы реагировать на
ваши слова по-своему... "Некоторые предпочитают погружаться в транс с
открытыми глазами, ... другие - с закрытыми..."

3. Вы можете начать с предложения принять удобную позу. Затем можно
попросить членов группы не закрывать глаза до тех пор, пока не
вспомнят некоторую приятную ситуацию, в которой они чувствовали себя
удобно и безопасно. Затем по модели переходите к присоединению к
физиологии, дыханию и т.д.

4. Работая в группе, очень важно использовать переферическое зрение
для наблюдения за движениями членов группы. Свои наблюдения
встраивайте в ваш продолжающийся диалог с группой.

5. Используйте вариации голоса для того, чтобы передавать сообщения
отдельным членам группы, если это нужно.

6. Повторение - весьма полезный прием при работе с группой.

7. И можно начать думать о том, как важно посеять семя, которое может
дать всходы прежде, чем они выйдут из транса... И вы видите сон о том,
как вы гипнотизируете... И вы входите внутрь этого образа...

СОДЕРЖАНИЕ

ПОСТРОЕНИЕ РАППОРТА

1. Вводная часть

1.1. Организационные вопросы

1.2. Знакомство с преподавателями

2. Эриксонианский гипноз

2.1. Милтон Эриксон: биография

2.2 Цели и методы семинара

2.3. Обзор содержания семинара

2.4. Основные идеи

3. Перерыв

4. Физиологическое присоединение к другому человеку

<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>