<<

стр. 3
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

выходим за покупками в магазин или пообедать в ресторан. В памяти
возникает эпизод прошлогодней давности, когда нам хотелось запомнить
название того или иного магазина или ресторана, где нас особенно хорошо и
недорого обслужили. Но время ушло, и память стерла столь незначительную
ремарку. Особенно актуально это для жителей крупных городов. Поскольку
вы не можете вспомнить название полюбившегося вам заведения, вы по
привычке идете в близлежащее, где тратите гораздо больше денег.

Решение простое и исключительно практическое. Просто держите в
бумажнике или кошельке листок с названием тех торговых точек, где вы
побывали или о которых слышали либо от друзей и соседей, либо по радио.
Ежегодно вы можете экономить до тысячи долларов, если попросите в
справочной службе путеводитель по самым экономичным магазинам и
ресторанам. Референт справочной службы получает жалованье из ваших
налогов, так что всегда окажет вам помощь. На составление путеводителей
по магазинам потрачены тысячи часов работы и исследования рынка. Авторы
этих изданий посвятили им многие годы своей жизни, так что за вами право
востребовать их труд.

Недавно один из моих приятелей поделился со мной историей, которая
служит прекрасной иллюстрацией прекрасной стратегии. В течение года он
хранил список магазинов. Приближалась годовщина его свадьбы, и он решил
подыскать особый подарок для своей жены. Супруга мечтала о новом
браслете. Мой приятель просмотрел список и обнаружил в нем название
большого ювелирного магазина, который был на грани закрытия. Он
позвонил туда, и выяснилось, что магазин вот-вот закроется. Полчаса езды —
и вот мой приятель оказался в магазине, где очень красивый браслет по
баснословно низкой цене. Экономия составила 75 процентов! Если бы у
моего приятеля не было пресловутого путеводителя по магазинам, он бы
потратил гораздо больше денег, причем совсем не обязательно, купил бы
именно то, что хотел.

87
Предложенная мной стратегия особенно актуальна в преддверии
праздников, когда нам предстоит покупать подарки. Поверьте, ваша
экономия будет весьма ощутима, так что стоит попробовать.




88
49. НЕ СТОИТ УПОВАТЬ НА ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ

• Процесс "сбора информации" полезен лишь в части удовлетворения
любопытства, но не оправдывает себя в плане достижения
конечного результата.

• Существует предел, когда избыток информации препятствует
нашим активным действиям на рынке.

Зачастую происходит так, что люди, подверженные страху и волнениям,
сосредоточивают слишком большое внимание на сборе информации, словно
пытаясь обезопасить себя. Логика их рассуждений проста: "Если я смогу все
рассчитать, проблем не возникнет". Следуя этой логике, неутомимые
биржевые брокеры часами просиживают у экранов своих компьютеров,
собирая всевозможную информацию, вместо того чтобы звонить и продавать
товар. Менеджеры компаний упорно изучают сводки и финансовые отчеты,
предпочитая это занятие активным действиям по организации работы.
Агенты по продажам, которые опасаются продвигать свой товар, тратят
уйму, времени на чтение литературы по продажам, рассылку информации,
вместо того чтобы самим выходить на рынок с товаром, делать телефонные
звонки, рисковать. Весь этот процесс "сбора информации" полезен лишь в
части удовлетворения любопытства, но не оправдывает себя в плане
достижения конечного результата.

Разумеется, спрятаться за ширму "сбора информации" довольно легко,
оправдав свои действия необходимостью и важностью этого процесса.
Можно всегда объяснить, что чем больше информации мы имеем в своем
распоряжении, тем лучше. Верно? Иногда это действительно актуально, но
только иногда.

Существует предел, когда избыток информации препятствует нашим
активным действиям на рынке. Основываясь на собранных фактах, мы
можем убедить себя в том, что чересчур заняты, чтобы предпринимать какие-
то шаги риски, которые к тому же могут казаться необоснованными или
преждевременными. Разумеется, в некоторых случаях это себя оправдывает.
Однако эти случаи — скорее исключение, подтверждающее правило. Чаще
всего избыток информации переполняет наши головы страхом и
беспокойством. Позволю себе процитировать любимое изречение
собственного сочинения: "Если бы нам пришлось преодолеть возможные
препятствия, прежде чём взяться за новое дело, завершить его нам бы не
удалось". Я пришел к выводу, избыток информации, пережевывание одного и
того же набора фактов, зачастую направляет наши усилия на преодоление
всех возможных препятствий до того момента, как примемся за дело, как
сделаем первый шаг.
89
В следующий раз, когда почувствуете, что переполнены информацией и
зациклены на ней, постарайтесь сделать передышку и отступить. Проверьте,
действительно ли объем полученных вами знаний поможет вам в деле или же
он мешает вам принять решение. Будьте до конца честными самими собой.
Возможно, вместо того чтобы изучать факты, лучше снять телефонную
трубку и сделать решающий звонок. Вполне вероятно, что вы уже обладаете
достаточной информацией, и вам осталось лишь избавиться от беспокойства,
чтобы совершить решительное действие.




90
50. ПОДЫЩИТЕ СЕБЕ НАСТАВНИКА

• Если вы решили заняться новым делом, следует проявить мудрость
и поискать специалиста этого профиля, который мог бы стать
вашим наставником, советчиком, помощником.

• Наставник – это человек, которому доставляет удовольствие
делиться с другими своими мыслями и идеями.

Здравый смысл подсказывает, что, если вы решили заняться новым
делом, следует проявить мудрость и поискать специалиста этого профиля,
который мог бы стать вашим наставником, советчиком, помощником. Очень
полезно иметь человека, с которым вы могли бы периодически встречаться за
чашкой кофе, обмениваться идеями, к которому можно было бы обратиться
за помощью и советом.

Мне еще не доводилось встречать людей, которые, имея наставника,
деградировали бы в своем профессионализме. Однако очень немногие из нас
могут признаться в том, что имеют наставника.

У меня в жизни было несколько наставников, которые оказали мне
неоценимую помощь во многих областях – и в бизнесе, и в инвестициях, в
публичных выступлениях, даже в физической подготовке. Надо заметить, что
и ментор, и ученик выигрывают от подобного сотрудничества, так что сделка
взаимовыгодная. Преимущества для ученика очевидны: уверенность в себе,
дружба, новые идеи. Наставник же испытывает радость от того, что оказался
полезным, востребованным, к тому же сам процесс обучения занимателен, он
позволяет вспомнить и иногда даже переосмыслить давно изученные истины.
Это благо — знать, что кому-то нужны твои идеи.

Вы можете подыскать себе наставника, возобновив старые связи, —
скажем, наставником может оказаться ваш старинный приятель или человек,
с которым вы поддерживаете долгую дружбу, которого вы уважаете и с
которым всегда приятно провести время. Как правило, наставник — это
человек, которому доставляет удовольствие делиться с другими своими
мыслями и идеями. Совсем не обязательно, что вы станете обращаться к
нему «Учитель», важно взаимопонимание того, что вам двоим всегда есть о
чем поговорить. Дайте наставнику понять, что вы заинтересованы в том,
чтобы взять от него максимум полезных знаний. В наши дни как никогда
легко найти такого человека, ведь в нашем распоряжении множество средств
связи и огромный поток информации, в том числе и по этому вопросу.
Скажем, существуют специальные агентства, подыскивающие наставников.
Не позволяйте никому чинить вам препятствия на пути поиска хорошего
наставника. Это поможет вам избежать ненужных ошибок. А лучшим
91
способом отблагодарить своего наставника может быть ваше обещание
достичь желаемых высот и стать таким же замечательным наставником для
кого-то другого, нуждающегося в помощи.




92
52. ЗАДАЙТЕСЬ ВОПРОСОМ,
КУДА ПРИВЕДЕТ ВАС ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ

• Зачастую дороги, которые мы выбираем, уводят нас туда, где нам
совсем не хочется оказаться. Вы можете сберечь и силы, и время,
задавшись простым и прямым вопросом: "А куда может привести
это решение?" И серьезно задуматься над ответом.

Многие из нас выбирают тот или иной путь просто потому, что не видят
иного. Однако зачастую дороги, которые мы выбираем, уводят нас туда, где
нам совсем не хочется оказаться. Вы можете сберечь и силы, и время,
задавшись простым и прямым вопросом: "А куда может привести решение?"
И серьезно задуматься над ответом.

Есть такая байка о "путешествии, в Абилену", смысл которой в
следующем: четверо друзей сидели на крыльце дома в маленьком городишке
в Техасе. Был очень жаркий день. Кто-то из друзей вдруг упомянул о милом
ресторанчике в Абилене — городке, который находился в двухстах милях.
Дорога туда была неасфальтированной, а в машине приятелей не было
кондиционера. Повинуясь нелепому порыву, ''четверо друзей забрались в
машину и отправились в Абилену. Путешествие было ужасным. Мало того,
что они всю дорогу тряслись по кочкам, все это происходило еще в
нестерпимой духоте. Все четверо были раздражены и обозлены до Предела.

Когда через пять часов они наконец добрались до Абилены, один из
ребят раздраженно спросил: "А зачем мы сюда приехали?" Другой ответил
ему: "Я думал, ты этого хотел". "Я не хотел, я думал, что это ты хотел", —
прозвучало в ответ.

Короче говоря, никто из четверки друзей не проявлял ни малейшего
интереса к путешествию в Абилену. Каждый думал, что кто-то другой хотел
этого. И никто из них не удосужился спросить: "А куда приведет нас это
решение?" Никто не спросил: "Зачем мы, собственно, едем?"

Вы не прослеживаете здесь аналогии с нашими семейными торжествами
или деловыми, встречами? Не бывает ли такого, что у приглашенных на
самом деле нет никакого желания присутствовать, но все приходят, потому
что считают, что остальные этого хотят?

Иногда в бизнесе мы совершаем подобные "путешествия в Абилену".
Например, иногда врачи или консультанты, открывая частную практику,
принимают решение работать по выходным и брать плату вдвое ниже, чем у
остальных. Так, им кажется, они быстрее и легче окупят свои затраты.

93
Подобное убеждение в корне ошибочно. Если задаться вопросом: "Куда
приведет такое решение?" — ответ может обескуражить вас и даже напугать.
Подумайте: ведь в таком случае вашими пациентами станут только те, кто
будет посещать вас по выходным. Ваши клиенты привыкнут к такому
распорядку, и вам придется посвящать работе все свои выходные. Вас это
начнет тяготить! К тому же решение снизить плату за прием тоже может
обернуться крупными потерями для вас. Ваши пациенты начнут
рассказывать своим друзьям о том, какой вы замечательный и справедливый
человек, ведь ваши услуги так дешевы! Очень скоро у вас отбоя не будет от
клиентов, но вы окажетесь банкротом! У меня был клиент, который не смог
устоять перед искушением расширить зону продаж своего товара. Однако он
не учел того, что, в случае успеха (а он был достигнут), качество его жизни
заметно пострадает (что и произошло). Дело в том, что, принимая решение,
он не подумал о том, что ему придется тратить дополнительно двадцать
часов в неделю на разъезды. Теперь, оглядываясь назад, он уверен, что ему
следовало сконцентрироваться на уже существующей территории и строить
свой бизнес в пределах разумной географической зоны. Итак, проблемы
можно было бы избежать, если бы он но задался пресловутым вопросом.

Всегда полезно задать себе вопрос: "К чему приведет решение?" Это
поможет избежать множества ошибок и рисовать свою энергию на том
участке деятельности, который может принести максимальные дивиденды.




94
53. ПОМНИТЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

• Будьте заботливыми. Предлагайте свою помощь. Проявите
внимание. Поддержите другого. Станьте щедрым. Почаще говорите
«спасибо».

Вы помните золотое правило, которому нас учили в детстве?
«Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к тебе». Как еще
можно интерпретировать эту магическую формулу? Давайте посмотрим. Что
ты дал другим, то к тебе и вернется. Как ты относишься к окружающим, так и
они относятся к тебе. Если не можешь сказать ничего хорошего, лучше
промолчи. Вариаций множество, и именно этому золотому правилу мы
стараемся в первую очередь научить своих детей.

• Все, что от вас требуется, чтобы добиться уважительного
отношения к себе со стороны окружающих, - это относиться к ним
также справедливо и уважительно!

К тому же это одна из простейших и самых удобоваримых формул
успеха и изобилия. Все, что от вас требуется, чтобы добиться справедливого
и уважительного отношения к себе со стороны окружающих, - это относиться
к ним также справедливо и уважительно!

Будьте заботливы. Предлагайте свою помощь. Проявите внимание.
Поддержите другого. Станьте щедрым. Почаще говорите «спасибо». Эти и
сотни других милых жестов расскажут миру о том, насколько вы
великодушны.

Давать и получать – две стороны одной медали. Как бы там ни было, но
сколько вы даете миру, столько же и получаете обратно. Так что, если вы
избрали своей целью сделать жизнь радостной и благополучной, самое
главное для вас – помочь другим сделать то же самое. Это как раз та часть
жизни, которая нам подконтрольна. Вы можете контролировать свою
щедрость. Вы способны помочь и похвалить свою щедрость. Вы способны
помочь и похвалить, оказать услугу, проявить доброту по отношению к
другим.

Не совершайте ошибку, расстраиваясь из-за того, что ваше добро не
сразу вернулось к вам. Вселенная живет по своим правилам и расписанию.
Будьте терпеливы. Если вы придерживаетесь золотого правила, в вашей
жизни непременно будет все, о чем вы желаете. Это лишь вопрос времени.




95
54. НЕ БОЙТЕСЬ НАПОМНИТЬ О СЕБЕ

• Состояние испуга не гарантирует спокойствия и безопасности.

• Страх и деньги – понятие несовместимые.

Практически в любой сфере бизнеса, особенно если речь идет о
расширяющемся бизнесе, очень важно взаимодействие с окружающими.
Независимо от того, решили ли вы заняться частной практикой, открыть
собственное предприятие, создать благотворительный фонд, вам потребуется
помощь. Исключительно важно вовлечь в свое дело других людей, заставить
окружающих говорить о вас в позитивном ключе, создать себе репутацию.

Многие эксперты в области бизнеса признают, что самым
распространенным источником неудач является страх напомнить о себе –
попросить работу, помощь, попросить о покупке вашего товара. Я бы
согласился с подобным утверждением. В большинстве своем люди
действительно боятся обратиться за помощью. Они скорее предпочтут
остаться маленькими и незаметными, чем предпримут риск и расширят свой
бизнес. Однако, как мы уже знаем, состояние испуга не гарантирует
спокойствия и безопасности. Более того, страх – это источник всех неудач в
бизнесе. Вновь повторю, что страх и деньги – понятия несовместимые.

Приведу просто пример того, насколько полезно бывает напомнить о
себе. Мы с моей семьей является завсегдатаями в местном ресторанчике.
Пожалуй, мы самые преданные из его посетителей. И регулярно хвалим
владельца и шеф-повара за отменную еду и сервис. Мы всегда напоминаем
им о том, как ценим их мастерство и тяжкий труд. И приходим вновь и вновь.
Хотя кухня в этом ресторане отменная и сервис замечательный, нельзя
сказать, что дела у владельца идут полным ходом. Местоположение
ресторана не слишком выгодное, а маркетингом в ресторане вообще не
занимаются.

И вот что интересно. Хотя мы неоднократно выражали хозяину свои
искренние пожелания процветания, он ни разу так и не обратился к нам за
помощью или советом. Он ни разу не попросил нас привести к нему наших
друзей, передать нашим знакомым меню, да просто рассказать другим о его
замечательном ресторане.

Можете себе представить, что стало бы с его бизнесом, попроси он о
помощи нас и других своих постоянных клиентов – людей, которых он
достаточно хорошо знает? Я полагаю, зал его ресторана был бы забит до
отказа каждый вечер, а у входа стояла бы очередь из желающих пообедать у
него! Он мог бы, например, сказать мне: «Ричард, я знаю, что тебе нравится
96
мой ресторан. Не мог бы ты как-нибудь пригласить своих друзей или
знакомых, чтобы они тоже попробовали нашу кухню? Я бы за это мог
предоставить тебе хорошую скидку (или предложить в подарок бутылку
вина, бесплатный ужин, купон на скидку для следующего раза или что-то
еще)».

Есть много людей (я в том числе), которые радуются успехам других и
испытывают неловкость, если не могут оказать помощь. Вы можете
спросить: «Почему же вы сами не догадались привести своих друзей в
ресторан?» Дело в том, что люди самостоятельно решают, идти им в
ресторан или нет. Одни ходят, чтобы расслабиться, почувствовать себя в
непринужденной обстановке. Когда я иду в ресторан, я преследую цель
удовлетворить желания и вкусы свои и своей семьи. Однако я люблю и
оказывать услуги тому, кто меня об этом просит, особенно если этот человек
мне симпатичен.

Мне, конечно, не составит труда позвонить друзьям и пригласить их
присоединиться к нам, если мы собираемся в ресторан. И вот тут-то есть
прекрасная возможность убить сразу двух зайцев. Я получу возможность
увидеться с друзьями и одновременно помогу владельцу ресторана. С
помощью такого способа расширения бизнеса этот владелец (и миллионы
ему подобных) мог бы вдвое, а то и втрое увеличивать свою клиентуру за
короткий период времени.

Этот же принцип применим практически к любому виду бизнеса. Не все,
но очень многие люди готовы помочь другому. Так что смелее обращайтесь
за помощью. И вы удивитесь тому, насколько быстро пойдет в гору ваш
бизнес! (Р.S. Я собираюсь подарить владельцу ресторана экземпляр этой
книги!)




97
55. ЗНАЙТЕ: УТВЕРЖДЕНИЕ «ШАНС ДАЕТСЯ ТОЛЬКО
РАЗ» ЕСТЬ ВЕЛИЧАЙШИЙ МИФ

• Все, что нам требуется для успеха, - это знать, а не просто
надеяться, что есть где применить свои силы.

• Когда вы избавитесь от страха перед недостатком возможностей,
они сами атакуют вас.

Трудно отыскать утверждение, в большей степени основанное на страхе,
нежели приведенное выше. И все-таки мысль это так глубоко засела в нашем
коллективном сознании, что стала своеобразным клише. Люди наивно
полагают, что следование этой глупой идее придает им мудрости. Но,
соглашаясь с ней, они словно говорят себе и миру: «Мои творческие дни
сочтены. Я иссяк. Жизнь моя прожита». Чепуха!

Произнося сакраментальную фразу: «Шанс дается только раз», о чем
думают люди? Шанс существует всегда и везде, куда бы вы ни направили
свой взор. Тысячи новых возможностей для бизнеса открываются в каждое
мгновенье. И не счесть тех сфер, что подлежат усовершенствованию, а это
еще миллионы дополнительных возможностей. Ежедневно на свет
появляются удивительные профессии и занятия – формируются новые
союзы, запускаются новые проекты, изобретаются новые продукты и
технологии. Тысячи книг ждут своего появления на свет, рождаются дети,
которых нужно учить, стоятся дома, которые нужно убирать и
ремонтировать. Живут люди, да целые народи, которые нуждаются в
помощи, в нашей творческой энергии и созидательном труде. Все мы
обладаем талантами и навыками, которые можем предложить миру. Мы
живем в мире неограниченных возможностей, мире творческого гения. Все,
что нам требуется для успеха, - это знать, а не просто надеяться, что есть где
применить свои силы.

Если вы последуете логике утверждения, что шанс дается только
однажды, вы можете чересчур поспешно ухватиться за первую попавшуюся
возможность. Можете выбрать работу, которую на самом деле не любите,
переехать в город, который не соответствует вашему темпераменту. Вместо
того чтобы выбирать тщательно, основываясь на собственных
предпочтениях, мудрости и здравом смысле, вы можете скатиться на
импульсивные действия. С другой стороны, позволив страху затмить ваш
небосклон, вы можете упустить замечательную возможность, всплывшую на
вашем пути. Страх может убедить вас повременить с решением, поискать
что-то другое, менее рискованное. Страх сковывает инициативу.


98
Когда вы избавитесь от страха перед недостатком возможностей, они
сами атакуют вас. В отсутствии страха цели ваши станут более ясными, и вы
научитесь видеть перспективу, не зацикливаясь на рисках. Поняв, что шанс
не есть разовый подарок судьбы, вы обретете уверенность в себе, которая
поможет вам глубже изучить собственный творческий потенциал и быть
открытым для новых возможностей. Вы сможете разглядеть новые пути
решения старых проблем, откроете новое даже в прошлых неудачах. Вы
поймете, что возможности сопровождали вас всегда и повсюду, просто вы
вовремя не увидели их.

Избавьтесь от страха. Вселенная имеет неисчерпаемый запас
возможностей. Их полно вокруг вас. Присмотритесь повнимательнее, и сами
удивитесь, насколько легко и просто их найти.




99
56. СТАРАЙТЕСЬ ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ СООБЩА, А НЕ
ИНДИВИДУАЛЬНО

• Многие экономят по тысяче долларов в год, покупая вещи в
коллективное пользование!

• Совместная собственность вещь довольно забавная и

увлекательная.

Один мой клиент поделился со мной весьма оригинальным способом
финансирования нового бизнеса. Его дом стоят у частной дороги в
окружении еще шести домов. Он любил свой дом, но уход за ним со
временем становился все более тяжелой финансовой ношей. Жизнь в
сельской местности кажется особенно дорогой – всегда существует
потребность покупать какие-то необходимые в хозяйстве предметы:
газонокосилку, лестницу, поддержанный грузовичок, ленточную пилу.
Разумеется, весь купленный инвентарь надо поддерживать в рабочем
состоянии, обеспечивать сервис, страхование и прочее. Хотя сбережения не
позволяли особенно шиковать, мой герой чувствовал, что без трактора ему
становится все труднее управляться с хозяйством. Но тут же вставал вопрос:
где найти деньги на новые инвестиции.

И вот его посетило вдохновение. Ага! Он решил поговорить с соседями,
узнать их мнение о дороговизне жизни в сельской местности. Как
выяснилось, соседи разделяли его точку зрения. Короче говоря, они
договорились сообща покупать какую-то дорогостоящую технику, которая
бы обслуживала сразу семь домов, а не простаивала в гаражах каждого дома.
В развитие этой идеи они даже решили продать какой-то инвентарь и
использовать эти деньги на покупку коллективного. Так, скажем, грузовик
теперь нужен был только один, а не семь, требовалась лишь одна ленточная
пила, один кусторез.

Разумеется, не все вещи могут находиться в коллективном пользовании,
к тому же вставали вопросы о хранении инвентаря, его страховании, праве
собственности и прочие. Но в конце концов и эти вопросы решаемы. Итак,
жители одной улицы договорились иметь в коллективном хозяйстве
грузовик, трактор и прочий инвентарь, который необходим для эффективного
управления фермерским хозяйством. К тому же соседи обнаружили, что
эксплуатация одного предмета техники обходится гораздо дешевле, чем если
бы каждый занимался сервисом своей единицы оборудования. Со временем
расходы каждой семьи снизились на двадцать пять процентов. Простая идея
принесла каждой семье тысячу долларов чистого ежегодного дохода. Мой
клиент, поднакопив денег, смог без всякого страха и сомнений открыть свое

100
дело. Другая семья учредила фонд поддержки учащихся, кто-то смог поехать
в отпуск на Гавайи. Но это было только начало. С годами сэкономленный
капитал становился все значительнее, и его уже можно было смело
инвестировать в новые начинания.

Разумеется, не у всех найдутся соседи, согласные организовать такую
кооперацию, но предложенная мной идея универсальна, и ее воплощение не
зависит от местности, где вы проживаете. По мере возможности старайтесь
покупать крупные вещи сообща, а не индивидуально. Речь идет о таких
покупках, как, скажем, второй дом, яхта, членство в клубе. Но можно
рассмотреть и возможность коллективного приобретения и более мелких
позиций. Например, если у вас или подругой один и тот же размер, почему
бы вам не купить одну вещь на двоих? Как часто вы надеваете свой свитер,
купленный за сто долларов? Многие экономят по тысяче долларов в год,
покупая вещи в коллективное пользование! Вас интересует покупка
туристической палатки? Как часто вы будете ей пользоваться? В лучшем
случае, раз в год. Все остальное время она проведет на чердаке или в сарае
вместе с другим спортивным инвентарем. Не будет ли выгоднее собраться
вместе с друзьями и поделить на всех расходы на ее приобретение? Вы очень
скоро почувствуете разницу.

Или, скажем, вы можете делать покупки в магазине вместе, покупая
оптом, и экономия будет весьма ощутима. Для жителей крупных городов
весьма выгодно иметь один автомобиль на двоих-троих. У меня были двое
друзей, которые мечтали стать членами клуба любителей вина. Проблема
состояла в том, что ни тот ни другой не выпивали столько вина, сколько
требовалось для вступления в клуб. Идеальное решение заключалось в
коллективном членстве. Подумайте, даже скромные покупки можно делать
сообща. Ваш друг выписывает тот же журнал, что и вы? А газеты? Что вы
делаете с ними после того, как прочитаете? Разве не проще выписывать
прессу сразу на несколько семей? Присмотритесь внимательнее к своим
расходам и решите, какие из них вы можете разложить на нескольких
человек. Это поможет вам высвободить какой-то капитал, значительно
сократить расходы, а также избавиться от волнений по поводу финансов.
Кроме того, совместная собственность – вещь довольно забавная и
увлекательная. Попробуйте, я уверен, что вам это понравится!




101
57. НАУЧИТЕСЬ РАСПОРЯЖАТЬСЯ
ОТПУСКНЫМИ ДЕНЬГАМИ

• Правильно и мудро распорядившись своими отпускными деньгами, вы
проведете время без всяких хлопот и финансовых забот.

Хотя при написании этой книги я вовсе не задавался целью преподать
уроки экономии денег, не могу удержаться от того, чтобы не поделиться с
вами следующей идеей. Иногда экономия денег, особенно крупных сумм,
является гарантией правильного выбора. Задумываясь о предстоящем
отпуске, вы должны учитывать не только возможность хорошего беспечного
отдыха, но также и его максимально выгодную стоимость. Только так вы
сможете расслабиться и, отдыхая, не забивать себе голову финансовыми
вопросами.

Многим известно, что легче всего потратить огромные сбережения,
заказав себе лучший отель в каком-нибудь экзотическом местечке наподобие
Гонолулу. Но можно сэкономить две трети требуемой суммы, если
предложить минимальные усилия и арендовать кондоминиум для туристов,
который, возможно, расположен всего в нескольких шагах от шикарной
гостиницы. Конечно, вы можете заплатить за этот кондоминиум
максимальную цену, оформив сделку через местное туристическое агентство,
а можете сэкономить половину суммы, став подписчиком местной газеты в
Гонолулу. Это поможет вам напрямую связаться с владельцами
кондоминиумов или домов, желающих сдать их в аренду на период отпусков.

Если вы в состоянии приобрести второй дом и чувствуете в этом
необходимость, тщательно взвесьте эту идею. Мой приятель очень хотел
приобрести кондоминиум в Мауи. Ему было известно, что, по статистике,
практически каждый, кто приобретает летний дом, счастлив только два дня в
году: в день, когда покупает его, и день, когда продает. Все очень просто:
летние дома редко используются, а отвлекают очень много денег, которые
можно было бы вложить в более перспективное дело.

И все-таки мой друг не устоял перед соблазном и совершил сделку. И
вот что он предпринял: зная, что сможет проводить в новом доме максимум
две-четыре недели в году, он организовал кооператив из десяти владельцев,
включая самого себя. Каждый из десяти владельцев приобрел одну десятую
часть кондоминиума и право проживания в нем в течении одного месяца в
году. Поскольку мой друг рисковал больше других и нес все
организационные расходы и хлопоты, ему было предоставлено проживать в
доме в течении двух месяцев. Каждый из собственников кондоминиума мог
распоряжаться домом по своему усмотрению: отдыхать сам, приглашать

102
друзей или сдавать в аренду другим. Эта схема называется «частный тайм-
шер», и обходится она каждому участнику примерно в одну треть или
четверть той суммы, которую они могли бы заплатить, участвуя в
«общественном тайм-шере». Кроме того, каждый из владельцев мог
использовать дом в течении одного месяца, а не одной-двух недель, как это
предлагает агентство по «тайм-шеру». Итак, правильно и мудро
распорядившись своими отпускными деньгами, вы проведете время без
всяких хлопот и финансовых забот.




103
58. РАЗБЕРИТЕСЬ С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ ПО
ИПОТЕКЕ

• Никому не гарантировано абсолютное везение.

Какую ставку выбрать – фиксированную или переменную? Именно это
финансовое решение предполагает самую высокую степень беспокойства. Но
беспокойство это может стоить вам порядка десятка тысяч долларов. Только
подумайте, с какой выгодой можно было бы потратить эти деньги.

Периодически на рынке возникает весьма ощутимая разница между
стоимостью ипотеки, рассчитанной по варьируемой ставке, и стоимость по
фиксированной ставке. Конечно, разумно заплатить немного денег, чтобы
чувствовать себя спокойнее, но совсем не обязательно платить по
максимуму.

Разумеется, никому не гарантировано абсолютное везение. Если вы
выбираете фиксированную ставку, а инфляция и процентные ставки
остаются низкими на ближайший период, вы безусловно пожалеете о своем
выборе. Однако выбрав варьируемую ставку, при росте инфляции и
процентных ставок вы точно так же будете разочарованы.

Многие предполагают – опять-таки из чистого страха, что высокая
инфляция и высокие процентные ставки неизбежны. Таким образом, они
уверяют себя в том, что наиболее мудрое решение – выбрать фиксированную
ставку. Но имеет ли под собой почву этот страх?

При том, что этот предмет, наверное, лучше обсуждать в учебнике по
экономике, я все-таки отвлеку на него ваше внимание, просто чтобы
показать, как страх может помешать росту благосостояния. Вместо того
чтобы расслабиться и понять, что мы как страна уже извлекли опыт из
прошлых ошибок, таким образом разобравшись в преимуществах
чрезвычайно низких варьируемых ставок, многие из нас предпочитают гнет
страха. Полагая, что так им «безопаснее».

Приведу лишь несколько фактов. До 1979 года Федеральный Резервный
банк США проводил политику, направленную на рост процентных ставок, а
не на приток денежной массы. Большинство экономистов полагают, что
инфляция есть результат роста денежной массы, который превосходит
производства. Проще говоря, денег на рынке гораздо больше, чем товаров.
Это и произошло в семидесятые годы. Федеральный Резервный банк
высокомерно полагал, что сможет поддержать соответствующий уровень
процентных ставок, чтобы контролировать инфляцию. Каким же

104
разочарованием это обернулось! Однако с тех пор Банк пересмотрел свою
политику и начал поддерживать устойчивый рост денежной массы. Поэтому
сейчас экономисты полагают, что гиперинфляция осталась в прошлом и
следует хоронить старые страхи. Но кто знает наверняка?

Мои друзья, занимающиеся ипотекой, говорили мне, что логика
большинства владельцев недвижимости, выбирающих фиксированную
процентную ставку, состоит в следующем: «Я волнуюсь и не могу рисковать.
Ставки могут полезть вверх, и я потеряю деньги.» Однако следует заметить,
что владелец недвижимости рискует так или иначе, независимо от принятого
решения. Если владелец получает весь свой доход от фиксированного плана
выплат, возможно, ему есть смысл остановиться на фиксированной ставке.
Однако большинство владельцев не имеют фиксированных доходов. Если
инфляция вернется, владельцы получат компенсацию, специальные выплаты,
прибыли, бонусы, проценты по вкладам.

Со времен Великой депрессии мы переживали несколько кризисов, и
некоторые из них были очень болезненными. Однако ни один из них не
сопоставим по своей тяжести с Великой депрессией, и вряд ли кто всерьез
задумывается о повторении тех тяжких времен.

Таким образом, я полагаю, что решение выбрать фиксированную ставку
основано прежде всего на страхе и может обернуться со временем крупной
неудачей. Хотя гарантий нет никаких, все-таки полезнее оперировать самой
свежей информацией, чтобы принять наиболее мудрое решение.




105
59. ВЫБИРАЙТЕ САМОЕ ДЕШЕВОЕ СТРАХОВАНИЕ

• Когда вы научитесь видеть разницу между разумными финансовыми
заботами и решениями, основанными исключительно на страхе, вы
сможете высвободить огромное количество денег, не говоря уже об
эмоциональной энергии.

Мало кто из нас задумывается о значении различных видов страхования.
Однако выбранный вами тип страхования может оказаться очень важным
элементом вашего финансового плана. Проще говоря, следует извлечь
максимальную выгоду из страхования и инвестировать разницу в себя. Чем
меньше вы волнуетесь, тем больше экономите!

Я, разумеется, не выступаю против страхования как института, но хочу
заметить, что с определенной точки зрения любое страхование основано на
страхе. Вы имеете какую-то собственность – автомобиль, дом, бизнес,
трудоспособность, да даже здоровье, - и беспокоитесь, что в какой то момент
что-то с этой собственностью случится: вы умрете или заболеете, ваш
автомобиль украдут или он сломается, ваше жилище или офис сгорят дотла.
Страхование предполагает вашу защиту от подобных опасений. Разумеется,
какие то страховые случаи вероятны в сравнении с другими. Скажем,
умирают рано или поздно все, но в автокатастрофы попадают лишь
некоторые. Медицинское обслуживание нужно всем, но только небольшой
процент людей нуждается в серьезном лечении. Ваша задача как потребителя
страховых услуг – выбрать, от каких опасностей себя застраховать.

Поскольку большинство из ваших страхов остаются лишь страхами, но
не воплощаются в реальности, в ваших интересах выбрать только то, что вас
по настоящему тревожит, и свести расходы на страхование к минимуму.

На днях я слушал по радио ток-шоу. В студию был приглашен в
прошлом эксперт по страхованию потребительских товаров. Он рассуждал о
плюсах и минусах «расширенных гарантий» на движущиеся средства,
электронику и другие товары. Вывод, который он сделал, состоял в том, что
никаких плюсов нет. Он сказал, что в действительности используется менее
25 процентов уплаченных премий. По его мнению, потребителю было бы
выгоднее, чтобы гарантийная премия была отложена на его счет «на черный
день». Если, по маловероятной причине, купленный им товар окажется
некачественным, он сможет потратить деньги с этого счета на ремонт. Если
этого не случится, можно было бы использовать их в качестве авансованого
платежа при следующей покупке.

• Помните, что страх заставляет вас концентрироваться на мелких
деталях и маловероятных событиях. Проще и мудрее надеяться на
106
лучшее.

Схема этого решения очень проста. Тогда почему же мы так охотно
расстаемся с деньгами, уплачивая баснословные страховые взносы? Ответ
один: виной всему страх.

Когда вы научитесь видеть разницу между разумными финансовыми
заботами и решениями, основанными исключительно на страхе, вы сможете
высвободить огромное количество денег, не говоря уже об эмоциональной
энергии. Главное – набраться смелости и признаться в том, что страх
работает в ущерб вашему благополучию, а также разобраться, на чем
основано принятое вами решение. Помните, что страх заставляет вас
концентрироваться на мелких деталях и маловероятных событиях. Проще и
мудрее надеяться на лучшее.




107
60. НАСВИСТЫВАЯ РАБОТАЯ

• Если вы испытываете удовольствие от своего труда, вам
практически невозможно испортить настроение.

• Создание изобилия – процесс увлекательный. Улыбнитесь и
получите удовольствие.

Это просто поразительно, что происходит, когда вы делаете что-то с
любовью. Положительная энергия, которую вы в этот момент получаете,
помогает не только вам, но и всем, кто вас окружает. К тому же позитивный
настрой способствует активации творческих способностей и придает вашей
работе особый блеск, поддерживает в вас интерес к тому, чем вы
занимаетесь.

Мне очень нравится герой одного мультфильма Чарли Браун, который в
одном эпизоде предстает с низко опущенной головой. Он пребывает в
депрессию. И так, с поникшей головой, ссутулившись, он объясняет своему
приятелю, что, если хочешь быть в депрессии, очень важно напустить на себя
соответствующий вид, поскольку грустная мина помогает поддерживать
плохое настроение. Развивая свою мысль, он говорит, что, стоит поднять
голову и улыбнуться, как депрессия тут же улетучится и сразу станет легко
на душе!

Идея насвистывать во время работы – из той же области. Если вы
испытываете удовольствие от своего труда, вам практически невозможно
испортить настроение. Вы не находите причин для жалоб, поскольку видите
только положительные стороны жизни. Пребывая в приподнятом
настроении, вы лучше видите перспективу, в меньшей степени
сосредоточены на минусах своей работы. Ваши идея свежи и оригинальны.
Кстати, и другим работать с вами становится гораздо интереснее. У
окружающих вас людей возникает искреннее желание помочь вам,
поддержать. Они внимательно прислушиваются к вашему мнению, ценят его.
В общем, все, о чем вы мечтаете, станет реальностью – и началом всему
будет улыбка.

Начиная с сегодняшнего дня, попробуйте внедрить лозунг
«насвистывайте работая» во все ваши начинания. Вы заметите, что жизнь
сразу станет и радостнее. Создание изобилия – процесс увлекательный.
Улыбнитесь и получите удовольствие!




108
61. ВДОХНОВЛЯЙТЕ ДРУГИХ НА ТВОРЧЕСКУЮ
АКТИВНОСТЬ И ВЕРЬТЕ В ИХ УСПЕХ

• Пробуждая творческую активность в других, вы словно сеете семена
успеха, создавая благоприятную атмосферу, способствующую
максимальной реализации творческих способностей каждого.

• Попробуйте создать идеальные условия для окружающих вас людей.

Вы не представляете, как много может сделать человек, если ему не
только предоставить шанс, но и поверить в его способность. Важно помнить,
что каждый из нас обладает мастерством и талантом. И ваша миссия состоит
в том, чтобы помочь другому проявить свой дар. Другими словами, вместо
того, чтобы ждать сложа руки, пока люди станут совершенными, и злиться
оттого, что они до сих пор не без недостатков, возьмите на себя
ответственность создать творческую и благоприятную атмосферу.

В бизнесе давно существует девиз: «Предоставьте другому возможность
блеснуть и купайтесь вместе в лучах славы». Это действительно верно.
Большинство людей, если им создать условия для работы, проявляют себя с
лучшей стороны. Они талантливы, продуктивны, изобретательны, так же как
и мы с вами, стремятся доставить другим удовольствие своим трудом. К
сожалению, нельзя сказать, что большинство людей работают в идеальной
обстановке.

А что происходит с тем, кто чувствует себя неуютно, неуверенно? Да у
него просто теряется стимул к отличной работе. Давайте рассмотрим пример:
у вас есть помощник. Каждый день, как только он входит в офис, вы
напоминаете ему о том, насколько он некомпетентен. Вы выявляете его
слабые места и недостатки. Вы уничтожаете его в присутствии других.
Потом выходите за дверь. Вопрос: «Что чувствует ваш помощник?» Сказать
наверняка трудно, поскольку люди по-разному реагируют на одни и те же
вещи. Но скорее всего, он напуган, подавлен, возмущен вами. В его
работоспособности усомнились. Если вы разочарованы в своем помощнике,
значит, вы не поняли главного: это вы плохо выполнили свою работу.

Разве вы не приобрели бы делового помощника, если бы постоянно
напоминали ему о том, как цените его, как вам важна его помощь? В идеале
все мы хотим, чтобы и другим было хорошо. Мы хотим, чтобы и другие
верили в себя, испытывали уверенность в своих силах, талантах,
компетенции. Ведь в этом случае выигрывают все.



109
Пробуждая творческую активность в других, вы словно сеете семена
успеха, создавая благоприятную атмосферу, способствующую максимальной
реализации творческих способностей каждого. Вспомните – когда садовник
ухаживает за садом, он следит за тем, чтобы была правильно подобрана и
удобрена почва, чтобы равномерно падал солнечный свет. Когда вы
взращиваете людей, вы точно так же должны создать идеальные условия для
их роста. Этот принцип универсален: нанимаете ли вы домработницу,
адвоката, бухгалтера, издателя. Он распространяется и на ваши отношения с
детьми, супругами, друзьями и соседями. Он всегда срабатывает: если вы
верите в человека и он это чувствует, происходят самые удивительные
перемены. Начиная с сегодняшнего дня, попробуйте создать идеальные
условия для окружающих вас людей. Будьте добры, терпеливы, будьте
готовы оказать поддержку. А потом понаблюдайте за результатом.

• Если вы разочарованы в своем помощнике, значит, вы не поняли
главного: это вы плохо выполнили работу.




110
61. НЕ СПЕШИТЕ РАСПИСЫВАТЬСЯ
В СОБСТВЕННОМ БЕССИЛИИ

• Помните: если вы собираетесь делать деньги, вы же должны взять
на себя ответственность за это.

• Если вы убеждены в том, что интуиция подсказывает вам верное
решение, следуйте ей без колебаний.

Большую ошибку совершаем мы, отдавая себя во власть признанных
экспертов. Мы делаем это постоянно: совершая визиты к докторам,
финансовым и страховым агентам. Логика наших рассуждений проста: этот
человек эксперт, мне лучше прислушаться к его мнению. Разумеется, иногда
это себя оправдывает. Но все-таки будьте осторожны: оставьте право
принятия решения за собой. Помните: если вы собираетесь делать деньги, вы
же должны взять на себя ответственность за это. Изобилие и радость должны
исходить от вас, а не от других людей.

Как всегда, причиной, побуждающей нас отдаться во власть других,
является страх. Мы полагаем, что, если не прислушаемся к мнению эксперта,
обязательно совершим крупную ошибку. Как только вы избавитесь от
подобного страха, вы поймете, что создать собственное благополучие
гораздо проще и легче, чем это может показаться. Если вы при принятии
решения руководствуетесь собственной мудростью, а не страхом, если вы
уверены в своих силах, то и решение окажется самым удачным. Именно оно
и приведет вас к заветной цели. Конечно, очень полезно иметь в своем
окружении экспертов и специалистов и знать предел своих возможностей и
знаний. Однако решающее слово должно оставаться за вами.

Предположим, ваш страховой агент настаивает на том, что вам
необходимо застраховать себя на миллион долларов на период вашей жизни.
Но вы возражаете ему, объясняя, что в таком случае вы отдадите последние
деньги и не сможете делать инвестиции, которые планировали Вы
продолжаете свою мысль, приводите довод о том, что вам выгоднее
застраховаться не на всю жизнь, а на какой-то период. Однако ваш страховой
агент не сдается и пытается навязать вам свое видение проблемы. Он уверен
в том, что действует в ваших интересах. «Вы пожалеете, если не последуете
моему совету», -заключает он. И что делать в таком случае? В конце концов,
он ведь «эксперт».

Независимо от того, с кем вы имеете дело – с настырным ли страховым
агентом, банковским клерком, доктором или адвокатом, - самым важным для
вас является ответ на вопрос: «Кто в данном случае является ответственным

111
за принятие решения?» Ответ прост: вы. Очевидно, вы представляете
целесообразным прислушаться к совету опытного специалиста, особенно
если вы за это платите. Однако помните, что вы – босс. Решающее слово за
вами. Доверьтесь собственной мудрости и интуиции, а не словам и
опасениям специалистов. Если вы убеждены в том, что интуиция
подсказывает вам верное решение, следуйте ей без колебаний.

Однажды я обратился к доктору, поскольку в течении длительного
времени пребывал в возбужденном состоянии. Доктор медленно предложил
мне пройти курс лечения по снятию стресса. Я чувствовал, что это
полнейшая чушь! И настаивал на том, что дело в чем-то другом.
«Послушайте молодой человек, - возмущенно произнес доктор, - я наблюдал
эти симптомы тысячу раз». Он был явно убежден в том, что знает, что мне
нужно, поскольку он доктор, а я всего лишь пациент. Я отказался
последовать его совету. Я точно знал, что причина моего беспокойства
кроется в чем-то другом. И я отправился на прием к другому врачу, который
был настроен не столь агрессивно. Поговорив со мной в течении пары минут,
расспросив меня о моем жизненном распорядке, он вдруг рассмеялся.
«Ричард, - мягко и уважительно произнес он, - ты выпиваешь кофе в десять
раз больше, чем следовало бы. Сократи потребление кофеина и позвони мне
через пару недель».

Выяснилось, что он абсолютно прав. Но гораздо важнее был не его
совет, а то, что я прислушался к собственной интуиции. Последуй я
предписанию первого доктора, я, возможно, был бы обречен до конца дней
моих проходить антистрессовую терапию, по-прежнему выпивая по
пятнадцать-двадцать чашек кофе за день! Мой вам совет: не расписывайтесь
в собственном бессилии. И вас приятно удивит сила вашей мудрости.




112
63. ОЦЕНИТЕ, ЧЕГО ВЫ СТОИТЕ

• Многие из нас, поддавшись страху, недооценивают своего
профессионализма.

Одна из моих знакомых – профессионал высшего класса в своей
области. С этим согласится каждый, кто работает вместе с ней. Тогда почему
же ее услуги стоят на 30-40 процентов дешевле, чем слуги ее менее
компетентных конкурентов? Проблема заключается в страхе. Она
совершенно необоснованно опасается, что, подняв плату, она растеряет
клиентуру и испортит свою репутацию честного предпринимателя. Она, как
и многие другие, полагает, что первопричина ее успеха кроется в ее
«справедливых» расценках. Чепуха! Причина ее успеха в том, что она мастер
своего дела. По правде говоря, она спокойно могла бы вдвое увеличить свои
тарифы и при этом сохранить обширную клиентуру. Есть старинная
поговорка, которая актуальна не только в сфере продажи товаров, но и при
представлении услуг: «Если будешь терять по одному пенсу на каждой
сделке, никогда не разбогатеешь».

Недооценка стоимости своих профессиональных услуг создает для
человека множество серьезных проблем. Возможно, самой неприятной из
них является та, что вы чрезвычайно перегружаете свой рабочий распорядок
и у вас не остается ни времени, ни сил для другой деятельности, которая
могла бы содействовать вашему процветанию и благополучию.

Давайте займемся несложными расчетами. Моя знакомая работает шесть
дней в неделю, и ее ежедневный прием составляет шесть клиентов. Если
учесть все рабочие моменты, включая приезд в офис, страхование, выписку
счетов и прочее, на каждого клиента в день уходит по два часа. Весь доход
моей знакомой уходит на текущие расходы. Ее высшей целью, о которой она
мечтает вот уже много лет, является возвращение на преподавательскую
работу в школу. Но она жалуется на то, что у нее нет времени. Мой же
аргумент состоит в том, что у нее как раз есть время!

Предположим, она бы вдвое увеличила плату за свои услуги. Допустим,
это повышение стоило бы ей потери какой-то части клиентуры. Можно также
представить худший сценарий: пятьдесят процентов клиентов покинули ее.
Посмотрим, что получается: во-первых, она бы зарабатывала бы то же
количество денег при том, что затраты по времени сократились бы вдвое! И
она смогла бы осуществить свою мечту и вернуться в школу. Дальше –
больше. Клиенты, которые остались у нее, которые могут себе позволить
более высокие расходы, непременно рекомендовали бы ее услуги своим
знакомым, которые наверняка так же обеспечены. Так что она могла бы

113
расширить свою клиентуру за счет более состоятельных людей. И при этом
высвободить время для занятия любимым делом.

Я вовсе не призываю проявлять жадность и рвачество. И не являюсь
сторонником непомерно завышенных расценок. Однако я пришел к выводу,
что многие из нас, поддавшись страху, недооценивают своего
профессионализма. К сожалению, из-за этого возникают перегрузки на
работе, но финансовый результат не улучшается. Мое предложение состоит в
том, чтобы вы реально оценили, сколько стоит ваш труд. Реалистичная
позиция при расчете этого показателя, основанная на вашей уверенности в
себе, поможет вам высвободить немало сил и энергии, которые вы направите
в осуществление своей мечты.




114
64. НАУЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ

• Люди любят, когда их слушают. Любят настолько, что даже
готовы платить большие гонорары психотерапевтам, чтобы те
выслушивали их рассказы и жалобы.

• Будьте искренни в своем желании выслушать человека. Слушайте
сердцем.

Оглядываясь на свою жизнь, я хотя и с некоторым смущением, но все же
вынужден признать, что слушатель из меня был неважный. И при том, что за
последние пять лет я заметно исправился, мне еще предстоит учиться и
учиться. Однако, глядя на окружающих (и прислушиваясь к ним), я замечаю,
что не одинок в своем неумении слушать.

Люди любят, когда их слушают. Любят настолько, что даже готовы
платить большие гонорары психотерапевтам, чтобы те выслушивали их
рассказы и жалобы. Покупатели тоже любят, когда их слушают. Они с
радостью заплатят лишний доллар продавцу, которому хватит смекалки,
чтобы понять, чего именно жаждут потребители. К сожалению, лишь
крохотный процент деловых людей действительно понимают или готовы
учитывать этот важный фактор.

Что хочет ваш клиент или заказчик? Вы это знаете? Или только
догадываетесь? Вы спрашивали его об этом? Если спрашивали –
удовлетворили ли вы его желание? Или навязали ему свое мнение? Разница в
ваших ответах может быть разницей между успехом и неудачей.

В этом смысле интересно следующее упражнение: притворитесь
психотерапевтом. Очень внимательно выслушайте то, что говорит ваш
клиент. Задайте наводящие вопросы, скажем: «Что бы вы действительно
хотели?» или «Чем еще можно вас порадовать наряду с предлагаемым
товаром?». Будьте искренни в своем желании выслушать человека. Слушайте
сердцем. Дайте клиенту ясно понять, что единственное, что вас сейчас
волнует, - это доставить ему удовольствие, удовлетворив любое желание.

Например, если вы владеете небольшим ресторанчиком, попросите как-
нибудь своих клиентов посидеть с вами минут пять. Скажите им, что вы
хотите узнать их пожелания по качеству обслуживания. Спросите, что им
нравится в вашем ресторане, а что нет и так далее. Выслушайте их
внимательно и уважительно.




115
• Умение слушать – это магическая формула, которая превращает
обычных людей в ваших преданных и счастливых клиентов.

Если вы будете слушать именно в такой манере, вас просто шокирует,
насколько позитивной будет реакция ваших собеседников. Когда люди
чувствуют, что их слушают, у них крылья вырастают. Если вы будете
искренним слушателем, вы вскоре обратите внимание на то, как много людей
хотят с вами общаться и иметь дело. Умение слушать – это магическая
формула, которая превращает обычных людей в ваших преданных и
счастливых клиентов. И последнее: если вы женаты и/или имеете детей,
примените этот принцип и по отношению к ним. Если вам хочется
установить более теплые и доверительные отношения с вашими близкими,
прежде всего станьте хорошим слушателем!




116
65. РАЗВИВАЙТЕ В СЕБЕ ЧУВСТВО
ЮМОРА И УЧИТЕСЬ УЛЫБАТЬСЯ

• Преимущества чувства юмора и приятной улыбки не сравнятся ни с
какими прибылями.

• Улыбка дарует положительную энергию и, возможно, даже здоровье.

Интересно, вас так же, как и меня забавляют прелести «реального
мира»? Большинство людей относятся к жизни с убийственной серьезностью.
Любая мелочь кажется им неразрешимой проблемой. И вот однажды
встретится человек, который вызывает искреннее восхищение. Человек с
чувством юмора, не разучившийся улыбаться.

Безусловно, стратегия, о которой пойдет речь в настоящей главе, самая
простая из всех предложенных мной. Однако мало кто понимает ее важность.
Зачастую разность между одним видом бизнеса и другим едва заметна. Да
практически невозможно сформулировать, в чем же она состоит. Набор
продуктов и цены в одном магазине практически те же, что и в соседнем.
Кухня в ресторане. А мало чем отличается от выбора блюд в ресторане. А
мало чем отличается от выбора блюд в ресторане Б. Ботинки в одном
универмаге ничуть не лучше, чем в том, что за углом. Можно приводить
много примеров, из которых ясно, что в общем и целом товары и услуги
одинаковы.

Если быть до конца откровенным, я в своих покупательских
пристрастиях – идет ли речь о ресторанах, где я питаюсь, или о магазине, где
я одеваюсь или покупаю продукты, - ориентируясь только на дружелюбие
продавцов и обслуживающего персонала. Кафе я предпочитаю такие, где мне
нальют кофе с улыбкой. В конце концов, кофе есть кофе, вкус его неизменен,
стоимость практически везде одинакова, но гораздо приятнее выпить его там,
где тебя встретят радушно, улыбаясь.

В нашем городе есть маленький семейный бакалейный магазинчик. Его
хозяин – милейший человек. Мои дети часто просят меня пойти именно в его
магазин, и мы так и делаем. В этом магазине нет никаких особенных
продуктов, но мы все-таки предпочитаем делать покупки именно здесь. У
хозяина приятная улыбка, и мы с дочерьми просто обожаем его. За долгие
годы он заработал на наших покупках тысячи долларов – и все благодаря
своей улыбке. Пожалуй, лучшей рекламы своего бизнеса он не мог бы и
придумать. Стратегия его маркетинга проста и эффективна! Хотите верьте –
хотите нет, но такой же подход мы практикуем и в выборе врача,
домработницы и других специалистов. Разумеется, мы хотим, чтобы на нас

117
работали знающие, компетентные люди. Однако при всех прочих равных
условиях предпочтение мы всегда отдаем тем, кто своим радушием и
чувством юмора может создать вокруг себя атмосферу праздника. Я
стараюсь избегать сердитых докторов, особенно педиатров. Мне просто не
хочется, чтобы моих дочерей окружали хмурые люди, заряжающие их
негативной энергией.

Преимущества чувства юмора и приятной улыбки не сравнятся ни с
какими прибылями. Вы и сами почувствуете себя лучше, и принесете радость
окружающим. Я уверен, что улыбка дарует положительную энергию и,
возможно, даже здоровье. Так что улыбайтесь. Отдача будет мгновенной и
ощутимой.




118
66. ОРГАНИЗУЙТЕ КЛУБ ПОКУПАТЕЛЕЙ

• Кто знает – может быть, сэкономленные вами деньги окажутся
тем необходимым стартовым капиталом, который поможет вам
организовать блестящий бизнес.

Эта стратегия весьма забавна и к тому же позволяет сэкономить много
сил и денег. В стране, да и по всему миру, существует множество оптовых
магазинов-складов, продающих товар со значительной скидкой. Здесь вы
можете приобрести практически все необходимое в хозяйстве вещи –
начиная от продуктов и заканчивания книгами.

Эти магазины приобретают товар у своих поставщиков огромными
партиями, за счет чего, собственно, и появляется возможность значительного
снижения цены. Вы как потребитель можете воспользоваться
преимуществами высоких скидок, в свою очередь покупая товар в больших
количествах.

Итак, в чем же дело? Единственная проблема, на мой взгляд, состоит в
том, что никому из нас не нужны такие количества товаров и продуктов.
Другими словами, если нам нужны бумажные полотенца, это не значит, что у
нас в доме хватит места, чтобы складировать там сразу сорок рулонов. Выход
один: клуб покупателей.

Организовав свой клуб покупателей, вы вздохнете с облегчением.
Соберитесь вместе – три-четыре человека (можно и больше, особенно если в
вашем распоряжении есть микроавтобус) – создайте свой клуб. Схема его
работы исключительно проста. И, если правильно ей следовать, за год ваша
экономия может составить несколько тысяч долларов, кроме того, вы
сэкономите много времени, которое можете потратить на более важные дела.

Давайте для простоты примера предположим, что в нашем клубе четыре
человека. Раз в месяц один из четверых выступает в роли покупателя. Другие
члены клуба передают за день-два до поездки в магазин свои списки
необходимых товаров. Можно, кстати, использовать этот предлог для
совместной встречи где-нибудь в кафе или ресторане. Скажем, раз в месяц
члены клуба встречаются за ланчем и составляет свои списки, передают
покупателю деньги и одновременно приятно проводят время за дружеской
беседой. В назначенный день покупатель едет в магазин и закупает товары по
спискам членов клуба. Поскольку большинство товаров покупаются оптом,
цены на них в итоге оказываются значительно ниже.

Это практически безупречная схема. В приведенном примере
единственное, что от вас потребуется, - это три раза в год выехать за
119
покупками. Согласитесь, это мизерная цена за то, что вы сэкономите столько
денег. Я призываю вас попробовать внедрить эту идею. Кто знает – может
быть, сэкономленные вами деньги окажутся тем необходимым стартовым
капиталом, который поможет вам организовать блестящий бизнес.




120
67. СОЗДАЙТЕ «ФОНД ДОВЕРИЯ»

• Прежде чем обещать что-то, проверьте себя, сможете ли вы это
выполнить.

Не знаю, как вы, но я всю жизнь полагал, что только очень
состоятельные (и, как правило, испорченные) люди обладают привилегией
иметь «фонд доверия». Ерунда! Каждый из нас имеет в своем активе такой
фонд, который выражается в доверии других людей. Вопрос только в том,
насколько он велик. Многие люди, не сознавая важности доверия, становятся
настоящими банкротами. В то же время другие, интуитивно понимая его
значимость, богаты именно в этом смысле. Рано или поздно кредит доверия,
отпущенный вам, принесет ощутимые дивиденды. Существует прямая связь
между размером вашего фонда доверия и желанием и готовностью других
работать с вами и вам помогать.

• Все мы совершаем ошибки, бываем необязательными, опаздываем,
иногда попросту забываем о назначенных встречах. Однако я усвоил
для себя, что не стоит давать обещания, которые заведомо
невыполнимы или в выполнении, которых ты сомневаешься.

Создать фонд доверия на редкость просто. В первую очередь нужно
нести ответственность за свои поступки, выполнять обещания, быть
пунктуальным. Все, что вы делаете для укрепления своего фонда доверия,
сравнимо с пополнением вашего банковского счета. Например, если вы
обещаете кому-то позвонить в три часа или встретить кого-то в аэропорту и
делаете это вовремя, вы зарабатываете себе доверие. Если же вы не
выполняете данного вам обещания, ваш фонд доверия заметно уменьшается.
Я знаю людей, которые постоянно дают мне те или иные обещания. Это
приятные и достойные люди с хорошими намерениями, но, даже несмотря на
всю незначительность своих обещаний, они никогда их не выполняют.
Печальный результат такой необязательности состоит в том, что при всем
моем хорошем отношении к этим людям, я им не доверяю и не воспринимаю
их серьезно. Думаю, что и другие относятся к ним так же.

Разумеется, идеальных людей нет. Все мы совершаем ошибки, бываем
необязательными, опаздываем, иногда попросту забываем о назначенных
встречах. Однако я усвоил для себя, что не стоит давать обещания, которые
заведомо невыполнимы или в выполнении которых ты сомневаешься.

Начните прямо сегодня работать на пополнение своего фонда доверия.
Прежде чем обещать что-то, проверьте себя, сможете ли вы это выполнить.
Задайте себе вопрос: «Смогу ли я выполнить это обязательство?». Помните,
что размер вашего фонда доверия зависит только от вас.
121
68. ПРОДАВАЙТЕ ПОДЛИВКУ, А НЕ СТЕЙК

• Важно помнить, что все люди любят мечтать. Так что, если вы
хотите что-то продать, сначала убедитесь в том, что знаете
мечты ваших потенциальных покупателей.

В любом бизнесе прежде всего нужно знать, что именно вы продаете.
Очень часто происходит так, что продавец этого-то и не знает. Если,
например, вы продаете дом, уж точно не скажешь, что вы продаете дерево,
кирпич или бетон. Вы, скорее, продаете ту атмосферу, в которой будет жить
потенциальный покупатель дома.

Этот ценный урок преподал мне мой хороший друг. Когда-то он владел
красивым жилым комплексом в одном из городов Калифорнии. Однажды,
когда я заехал к нему в гости, он устроил мне экскурсию по своим
владениям. В комплексе было два теннисных корта, два отличных бассейна,
мастерская, уголок для пикников. Я был восхищен: «Бьюсь об заклад, все без
ума от такой красоты». «Знаешь, Ричард, ты будешь шокирован, но на самом
деле практически никто не пользуется этими сооружениями. Я бы очень
хотел, чтобы было иначе, но увы», - ответил мой друг. Как оказалось, менее
десяти процентов жителей этого комплекса иногда пользовались его
удобствами, и лишь пять процентов пользовались ими регулярно. Для меня
это действительно было шоком, поскольку я-то уж точно вошел бы в эти пять
процентов.

Мой друг продолжил объяснения: оказывается, практически все жители
комплекса, принимая решение о покупке здесь квартиры, искренне полагали,
что будут пользоваться его спортивными сооружениями. Пожалуй, именно
их наличие на территории комплекса было определяющим фактором при
принятии решения. В приведенном примере «стейком» был сам жилой
комплекс. В роли «подливки» выступали его спортивные сооружения и
прочие удобства. Именно подливка определила привлекательность самого
стейка. Так что мой друг избрал лучший способ убедить потенциального
покупателя в выгодности сделки: он продемонстрировал ему полный
комплекс услуг. Разумеется, покупатель в мечтах уже видел себя
расслабляющимся в бассейне, на теннисном корте, в живописном садике на
пикнике с друзьями.

Эту аналогию можно отнести и к любому иному виду бизнеса. Должен
признать, что, например, при выборе отеля для отдыха зачастую я сам
принимал решение, основываясь исключительно на наличии в отеле бассейна
и комплексного сервиса. И это при том, что редко пользуюсь этими
удобствами. То же относится и к ресторанам. Иногда мы с женой выбираем
тот или иной ресторан только потому, что там вкусный десерт – мечтаем о
122
вкуснейшем шоколадном торте, - но до десерта, как правило, дело не
доходит. Мы либо наедаемся основным блюдом, либо начинаем переживать
по поводу лишних калорий, которыми отзовется потом вожделенный торт.
Суть в том, что мы приходим в ресторан, руководствуюсь не рациональным
мышлением, а следует свои мечтам.

Вспомните о миллионах гимнастических снарядах, которые продаются
на рынке ежегодно. Каждый из покупателей уверен в том, что он будет
дисциплинирован и станет использовать эти снаряды регулярно. Покупатели
мечтают о плоских животах и мускулистых конечностях. Однако статистика
доказывает, что 90 процентов потребителей перестают пользоваться
спортинвентарем на десятый день после его приобретения и практически все
убирают их с глаз долой уже через месяц-два. Лишь мизерный процент
энтузиастов продолжают ими пользоваться. Компании, которые продают
инвентарь, знают, что самый эффективный способ продать свою продукцию
– это вторгнуться в фантазии потенциальных покупателей. Вот почему они
украшают свое оборудование фотографиями красивых мускулистых женщин
и крепких подтянутых мужчин. «Подливка» - это возможность стать такими,
как эти красавцы.

Важно помнить, что все эти люди любят мечтать. Так что, если вы
хотите что-то продать, сначала убедитесь в том, что знаете мечты ваших
потенциальных покупателей. Внедрите это знание в рекламу своего товара, и
результат не замедлит сказаться на размере вашей прибыли.




123
69. ДЕЙСТВУЙТЕ НАПЕРЕКОР СТРАХУ

• Очень полезно напомнить себе о том, что, несмотря на все
пережитые страхи, вы все-таки есть на этом месте. Каким-то
образом вам удалось выжить. В этом смысле все ваши волнения – не
более чем мираж.

Я открыл замечательный секрет успеха. Его можно сформулировать
одним предложением, которое к тому же вынесено в заглавие книге Сьюзан
Джефферс: «Почувствуйте страх и действуйте наперекор ему!» Я обнаружил,
что практически каждый раз, когда я действительно боюсь сделать тот или
иной необходимый шаг, но все-таки делаю его вопреки страху, у меня все
получается так, как надо. Другими словами, мне каким-то образом удается
перебороть страх и броситься в омут неизвестности. И всегда я выплываю.
Более того, всякий раз я убеждаюсь в том, что все оказывается не так
страшно, как представлялось поначалу!

Очень полезно напомнить себе о том, что, несмотря на все пережитые
страхи, вы все-таки есть на этом свете. Каким-то образом вам удалось
выжить. В этом смысле все ваши волнения – не более чем мираж.

Вспомните, как часто вы лишаетесь сна, переживая о том, что предстоит
сделать. Скажем, впереди маячило интервью с работодателем или
ответственное выступление. Или вам предстояла трудная миссия – уволить
кого-то или сообщить плохие новости. Вы мучаетесь, изводите себя сутками,
неделями. Но, несмотря на все волнения, каким-то образом вам удается
выполнить задачу. Вспомните, ведь в прошлом вы наверняка переживали
трудные времена – может быть, теряли работу или выслушивали
незаслуженное обвинение, испытывали унижение, - и что же? Выжили ведь.
Я хочу подчеркнуть, что у всех нас бывают неприятности, но волнение,
которое мы испытываем, есть не более чем ментальный раздражитель. Если
мы отмахнемся от него, нам будет легче противостоять ударам судьбы.

За годы своей карьеры я много раз испытывал страх. Мне приходилось
выступать перед большой аудиторией, перед телекамерой, и все это вопреки
тому, что по природе я человек застенчивый. Мне приходилось выдерживать
сроки сдачи работы, которые казались абсолютно невыполнимы. Да, я
переживал по всем этим поводам. Но, оглядываясь назад, могу подтвердить,
что мне всегда удавалось справиться с ситуацией. Не только я, но и все люди
имеют достаточный потенциал, чтобы подняться над обстоятельствами.

Вот урок для всех нас: мы сильнее собственного страха и умнее
собственных волнений. В следующий раз, когда нас захлестнет волна
беспокойства, остановитесь на мгновение и вспомните о прошлых страхах.
124
Не кажется ли вам, что все повторяется? Вы в самом деле думаете, что
волнение поможет вам решить проблему? Подумайте: ведь задачу надо
выполнить, несмотря ни на что, даже на страх. Тогда к чему беспокойство?
Думаю, эти вопросы весьма полезны. И уверен: поразмыслив над ними, вы
согласитесь с тем, что, поступив наперекор страху, вы добьетесь желаемого
результата. А как только у вас все будет получаться, беспокойство покинет
вас.




125
70. БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ СОВЕТ

• Жизнь станет намного легче, если вы подключите к разрешению всех
ее проблем усилия и разум многих людей.

• Если вы внимательно выслушаете советы другого, вы не только
получите ценную помощь, но и доставите удовольствие советчику.

Как правило, люди не следуют чужим советом, даже хорошим. Это
относится и к тем советам, которые предложены с любовью. Задумайтесь: а
как вы относитесь к советам? Как часто вы принимаете советы? Как часто
говорите себе или вслух: «О, отличная идея. Я до этого не додумался.»
Согласитесь, такие откровения достаточно редки среди нас. Однако, чтобы
расти духовно, нам нужно иногда посмотреть на ситуацию иначе, как бы
чужими глазами. Но как это сделать, если мы отказываемся принять к
сведению предложения других? Ведь это так очевидно.

Иногда мы отмахиваемся от советов исключительно из чистого
упрямства. Мы хотим все сделать по-своему – пусть даже это не даст
результата! Бывает, что мы отказываемся от советов только из страха. Нас
пугает, что мы можем предстать в невыигрышном свете перед другими или
показаться некомпетентными. Или же мы боимся, что предложенный совет
не поможет решить проблему – как же, если уж мы сами не додумались до
этого, разве может кто-то другой сделать это за нас! А случается, что данный
нам совет оказывается неудачным, и мы зарекаемся впредь обращаться за
советами к другим.

Мое предложение в этом смысле весьма простое: примите совет. Жизнь
станет намного легче, если вы подключите к разрешению всех ее проблем
усилия и разум многих людей. В конце концов, если вы до сих пор были
уверены в том, что надо делать для достижения успеха, то, наверное, и
достигли его. Но, если у вас есть проблемы, обратитесь за советом и
помощью к другим.

Я абсолютно уверен в том, что первопричиной моего успеха в жизни и
карьере была моя готовность выслушать других и принять их советы. Мне
нравится получать советы, особенно от людей знающих. Я полагаю, что
глупо было бы не прислушиваться к мнениям тех, кто уже добился многого в
этой жизни. Кроме того, как вы уже, наверное, знаете, люди обожают давать
советы. И, если вы внимательно выслушиваете советы другого, вы не только
получите ценную помощь, но и доставите удовольствие советчику.

К сожалению, многие люди отказываются от своего шанса добиться
успеха. Бывает, от успеха их отделяет самая малость, но им недостает
мудрости открыть себя для советов. У меня есть друзья и родственники,
126
которые как раз попадают в эту категорию. Люди они талантливые и
способны достичь блистательного успеха. Но у них есть один недостаток –
они не готовы выслушать совет, и именно это мешает им уже сейчас иметь
то, чего они заслуживают. Не позволяйте такому пустяку мешать вам на пути
к успеху. Помните, что вас окружают люди, готовые помочь. Не
отказывайтесь от их помощи, и качество вашей жизни заметно улучшится.




127
71. ЗАДАЙТЕСЬ ВОПРОСОМ, НЕТ ЛИ ВАШЕЙ ВИНЫ В
СЛУЧИВШЕМСЯ

• Как только вы избавитесь от страха признать себя частично
ответственными за некоторые неудачи, случающиеся в вашей
жизни, вы откроете для себя двери к поиску оптимальных решений.

• Не надо зарывать голову в песок. Только признав собственные
ошибки, вы можете исправить их и уберечь от возможных
неприятностей в будущем.

• Не надо зарывать голову в песок. Только признав собственные
ошибки, вы можете исправить их и уберечь себя от возможных
неприятностей в будущем.

Многие из нас очень редко задают себе этот важный вопрос, если
вообще задают. Вместо этого мы автоматически перекладываем вину за
возникшую проблему на кого-то другого. Если возник какой-то спор –
значит, виноват другой. Если произошел сбой в рабочем графике – значит,
кто-то нарушил свое обещание. Многим даже в голову не приходит, что
именно они виноваты в случившемся. Или, по крайней мере, частично
ответственны за это.

На первый взгляд, очень удобно и приятно считать себя безгрешным,
думать, что всегда «виноват кто-то другой, только не я». Однако такая
философия опасна с той точки зрения, что она не позволяет вам решить
проблему хотя бы той части, которая касается именно вас. Как только вы
избавитесь от страха признать себя частично ответственным за некоторые
неудачи, случающиеся в вашей жизни – будь то мелкие недоразумения или
крупные проблемы, - вы откроете для себя двери к поиску оптимальных
решений.

Не всегда можно решить проблему, отыскав виновного. В конце концов,
вы не можете повлиять на поступки других людей. Однако проще изменить
свое отношение к ответственности. Я, например, всегда в первую очередь
стараюсь уяснить для себя, в чем моя вина. Если, скажем, меня не устраивает
стиль моих деловых взаимоотношений с партнером, я задаю себе вопрос, все
ли я сделал для того, чтобы построить их правильно. Я спрашиваю себя, не
был ли я чересчур требовательным, всегда ли четко формулировал задачи,
чтобы меня поняли, всегда ли был справедлив. Такие вопросы полезны, во-
первых, потому, что, задав их себе, я всегда могу определить степень своей
ответственности за возникшую ситуацию, а во-вторых, это позволяет мне


128
несколько скорректировать свое поведение, чтобы исправить положение
вещей.

На прошлой неделе я повздорил со своей сотрудницей. Ничего,
собственно, не произошло, просто я требовал от нее ускорить решение
проблемы, поскольку сроки сильно поджимали. Сотрудница заметно
нервничала. Как выяснилось, она сердилась на меня за то, что я был чересчур
требовательным. До меня дошло, что я веду себя по отношению к ней
несправедливо, заставляя ее работать в том же бешенном темпе, в котором
привык работать сам. Когда я позвонил ей, чтобы извиниться, я услышал в
трубке ее вздох облегчения. Я немного умерил напор, и ее работа пошла
успешнее. Если бы я продолжал прежнюю тактику, я наверняка не добился
бы от сотрудницы желаемого результата. И в итоге оба мы проиграли бы.

• Если меня не устраивает стиль моих деловых взаимоотношений с
партнером, я задаю себе вопрос, все ли я сделал для того, чтобы
построить их правильно.

Разумеется, я не имею в виду то, что вы должны полностью брать на
себя ответственность и вину за все возникшие проблемы, тратили бы силы и
время на самобичевание. Это может стать плохой привычкой. Однако нужно
быть честным по отношению к себе и вовремя оценить степень своей
ответственности. Не надо зарывать голову в песок. Только признав
собственные ошибки, вы можете исправить их и уберечь себя от возможных
неприятностей в будущем.




129
72. ЗАДУМАЙТЕСЬ НА ТЕМ, ЧТО МУДРОСТЬ МОЖЕТ
БЫТЬ ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ КОЭФФИЦИЕНТ
ИНТЕЛЛЕКТА (IQ)

• В отличие от ума мудрость не подлежит точной оценке.

• Лучший способ включить в работу вашу мудрость – это признать ее
наличие и доверять ей.

• Расслабьтесь и давайте возможность включиться в процесс
мышления вашей мудрости.

Ум – замечательное качество, обладать которым весьма нелишне.
Однако, если бы пришлось выбирать между умом и мудростью, я бы
предпочел мудрость, поскольку считаю, что ее наличие является более
важным фактором в поисках счастья и изобилия. Многие умные люди, к
сожалению, не используют свой ум с наибольшей выгодой. Существует так
много в высшей степени умных и одаренных людей, которые очень
несчастливы в жизни. Как ни грустно это признавать, но у большинства
таких умниц мудрость присутствует просто в ничтожных количествах.

В то время как людей можно ранжировать по принципу их IQ, судить на
основании этого коэффициента об их счастье и благополучии нельзя. Однако,
несмотря на столь примечательный факт, мы как продолжаем оценивать ум,
напрочь забываем о мудрости.

В отличие от ума мудрость не подлежит точной оценке. Она невидима и
неуловима. Мудрость проявляется в таких аспектах жизни, как перспектива,
спонтанность, творчество, социальные навыки. Мудрость сродни интуиции.
Уильям Джеймс, которого часто называют «отцом современной
психологии», говорил: «Мудрость – это способность видеть по-новому».
Действительно, только мудрость позволяет нам видеть старую проблему в
новом свете, оценить ее свежим взглядом. Как только вы поверите в
собственную мудрость, вы освободитесь от устоявшихся моделей мышления
и разрешения проблем и станете более открытыми для новизны. Можно
сказать, что мудрость – это способность «видеть» ответ, вместо того, чтобы
«думать над ним». Очень часто мудрость проявляется в способности
распознать очевидное. И в отличие от работающей мысли мудрость лишена
беспокойства и страха.

Рассказывая о мудрости, я в качестве иллюстрации часто привожу свою
любимую историю об огромном грузовике, который застрял под мостом.
Грузовик был слишком высоким и превосходил допустимый клиренс.

130
Полиция вызвала самых лучших, умнейших и самых дорогих инженеров
города, чтобы те нашли выход из положения. Инженеры принесли с собой
компьютеры, циркуляры, чертежные доски. Они долго обсуждали между
собой создавшуюся проблему. Дискуссия продолжалась в течении
нескольких часов. Инженеры все никак не могли сообразить, как извлечь
грузовик из-под моста так, чтобы не пострадала эстакада сверху. И вдруг
подошел маленький мальчик, лет семи, подошел к группе инженеров и
дернул одного из них за штанину брюк. «Извините меня, сэр, - уважительно
произнес мальчик, - а почему бы просто не сдуть у него шины?» Итак,
устами младенца была провозглашена истина.

Люди, сколотившие себе огромные состояния или сделавшие себе
блистательную карьеру, не обязательно самые умные или самые
образованные. В мире полно выпускников Гарварда, которые с трудом
зарабатывают себе на хлеб, несмотря на престижный диплом. Как правило,
те, кому удается достичь успеха – заработать много денег, обеспечить себе
интересную жизнь, - люди в высшей степени активные, с развитой
интуицией, обостренным внутренним чутьем, позволяющим увидеть
открывающиеся возможности. Эти качества идут не от ума, а от мудрости.
Не подумайте, что мои идеи – это аргумент против хорошего образования,

<<

стр. 3
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>