<<

стр. 10
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Письмо букв под диктовку (единичных, пар)

3 Письмо слов
Списывание
Письмо под диктовку:
простых слов: дом, окно, стул;
слов с оппозиционными фонемами:
дочка — точка, забор — собор — запор;
слов с оппозиционными артикулемами:
стол — стон — слон;
сложных слов: портной, строчить,
кораблекрушение


4 Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку):
мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь




XI. Исследование чтения

Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и
др.)
Симптомы Нет Слабо Сильно
Чтение букв (простых и стилизованных)
1

Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-
2
мла)
Продолжение ==>
454

Таблица (продолжение)
Симптомы Нет Слабо Сильно

Идеогроммное чтение
3
Москва, Россия, Петербург, фамилия больного
Чтение привычных слов
4
Николай, Петр, Алексей, Павел, Андрей, дом,
лето, окно, дерево
Чтение сложных, редко встречающихся
5
слов Включатель, разброд, пространство,
подставка, велотрек, синтетика
Чтение неверно написанных слов
6
Галз, онко, слонце, клоодец, севриз
Чтение коротких отрывков
7
«Бежала по лесу лиса» и т. п. (отмечаются
нарушения движений глаз, игнорирование
стороны, элементы угадывающего чтения и т.
д.)




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 225
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



XII. Исследование памяти

Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на
потерю нити повествования и др.)
Симптомы Нет Слабо Сильно
Запоминание цифр
1
5—8—2
6—9—4
6—4—3—9
7—2—8—6
4—2—7—3—1
7—5—8—3—6
6—1 9—4—7 3
Повторение серии слов
2
Дом, ночь, игла
Непосредственное
Отсроченное
Стол, звон, лист, шкаф
Непосредственное
Отсроченное
Лук, мост, зонт, мир
Непосредственное
Отсроченное
Кот, стол, шар, ночь, пыль, звук
Непосредственное
Отсроченное
455
Симптомы Нет Слабо Сильно
Заучивание серии слов
3
Дом, лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон,
мост, крест
I-е предъявление и воспроизведение
II-е
III-е
IV-e
V-e
VI-e
VII-e
VIII-e
IX-e
X-e
Припоминание после двух минут




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 226
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Запоминание двух групп элементов
4
Запоминание группы слов
I — круг, стул
II — день, глаз
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
?/I ?/II ?/I ?/II
I — день, сосна, шкаф
II — книга, шапка, круг
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
?/I ?/II ?/I ?/II
Запоминание групп картинок
1 ) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
?/I ?/II ?/I ?/II
I — телефон, очки, помидор
II — гриб, бутылка, ботинки 1 ) первое
воспроизведение 2) второе воспроизведение 3)
третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II


Продолжение ==>
456




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 227
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Таблица (продолжение)
Симптомы Нет Слабо Сильно

Запоминание двух смысловых рядов
5
(фразы, рассказы)
I — собака лает
II — дом горит?/I ?/II
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение Интерференция
счетом ?/I ?/II
I — мальчик ударил собаку
II — девочка пьет чай
1 ) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение Интерференция
счетом ?/I ?/II
I — в саду за высоким забором росли яблони
II — на опушке леса охотник убил волка
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
4) четвертое воспроизведение Интерференция
счетом ?/I ?/II



Запоминание двух рассказов
6
1. «Курица и золотые яйца». У одного хозяина
была курица. Она несла золотые яйца.
Захотелось хозяину иметь много золота, и он
убил эту курицу, думал, что у нее внутри много
золота. А внутри у нее ничего не оказалось,
была она как все курицы.
Воспроизведение
2. «Галка и голуби». Галка услыхала, что
голубей хорошо кормят. Побелилась она
в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее
приняли. Но она не удержалась и закричала по-
галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она
вернуться к своим галкам, но те ее тоже не
признали и выгнали.
Воспроизведение




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 228
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Цветные иллюстрации
Рис. 1. Большой мозг, cerebrum, и головной мозг, encephalon
А - большой мозг, вид сверху; Б - головной мозг, вид справа
(по Я. Р. Синельникову, 1996)
А




Б




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 229
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Рис. 2. Цитоархитектонические поля коры полушарий большого мозга. Данные
Института мозга РАМН:
А - верхнелатеральная поверхность; 5- медиальная поверхность. 1 - area postcentralis intermedia; 4 - area
gigantopyramidalis; 3 - area postcentralis oralis; 2 - area postcentralis caudalis; 40s - subarea supramarginalis; 40
- area supramarginalis; 39s - subarea angularis superior; 40p -subarea supramarginalis posterior; 7a - subarea
parietooccipitalis; 40i- subarea supramarginalis inferior; 39 -area angularis; 39p - subarea angularis posterior; 19 -
area preoccipitalis; 18 - area occipitalis; 37ac - area temporoparietooccipitalis posterior; 37b - area
temporoparietooccipitalis centralis; 37a - area temporoparietooccipitalis inferior; 37c - area
temporoparietooccipitalis superior; 37ab - area temporoparietooccipitalis anterior;




22 - area temporalis superior; 21 - area temporalis media; 40op - subarea supramarginalis opercularis; 20b -area
temporalis basalis; 43 - area postcentralis subcentralis; 20/38 - area temporalis basalis polaris; 21/38 -area
4 5
temporalis media polaris; 22/38 - area temporalis superior polaris; 47 - subarea orbitalis; 47 - subarea orbitalis;
45a - subarea triangularis; 10- area frontopolaris; 45 - area triangularis; 46 - area frontalis media; 44 - area
opercularis; 6ор - subarea percularis; 8 - area frontalis intermedia; 6 - area frontalis agranularis; 6a - subarea
anterior; 6p - subarea posterior (по P. Д. Синельникову, Я. P. Синельникову, 1996)




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 230
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Рис. 3. Большой мозг, cerebrum (полусхематично):
А - правое полушарие, медиальная поверхность (свод мозга и сосцевидно-таламический пучок
отпрепарированы); Б - вид снизу, нижняя поверхность
(по Р. Д. Синельникову, Я. Р. Синельникову, 1996)




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 231
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Рис. 7. Ассоциативные пути. Проекция волокон на поверхность полушария
(полусхематично):
А - верхнелатеральная поверхность правого полушария;
Б - медиальная поверхность правого полушария
(по Р. Д. Синельникову, Я. Р. Синельникову, 1996)




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 232
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Рис. 13. Один из методов выявления межполушарных различий состоит в измерении
кровотока в различных участках мозга при разных видах деятельности.
Для этого в кровь вводятся радиоактивные изотопы и их передвижение регистрируется компьютером,
который выдает изображения вроде представленных на этом рисунке. Средней скорости кровотока
соответствует зеленый цвет, ниже средней - оттенки синего, выше средней - оттенки красного. Вверху: левое
и правое полушария во время покоя при закрытых глазах. Лобные доли обоих полушарии активны, как будто
человек думает и что-то планирует. Внизу: левое и правое полушария говорящего человека. Хотя они оба
находятся в активном состоянии, зона рта-языка-глотки в правом полушарии менее активна и не отличается
в этом отношении от слуховой коры (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)




Рис. 17. Нерасчлененный мозг: показаны структуры, участвующие в сенсорных
процессах и внутренней регуляции, а также структуры лимбической системы и
ствола мозга
(по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 233
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Рис. 18. Зрительная, слуховая, обонятельные системы и ощущения с поверхности
тела:
А - зрительная система. Показаны связи, идущие от первичных рецепторов сетчатки через передаточные
ядра таламуса и гипоталамуса к первичной зрительной зоне коры; Б- слуховая система. Показаны связи,
идущие от первичных рецепторов улитки через таламус к слуховой зоне коры; В - обонятельная система.
Показаны связи, идущие от рецепторов слизистой носа через обонятельные луковицы и базальные ядра
переднего мозга к конечным пунктам в обонятельной коре; Г- ощущения с поверхности тела. Представлены
связи, идущие от кожных рецепторов через вставочные нейроны спинного мозга и таламуса к первичной
сенсорной зоне коры (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 234
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Рис. 19. Зрительный нерв (пучок) и зрительный путь:
А - микроскопическая структура сетчатки; Б- повреждение зрительного пути различных уровнях;
В - соответствующие изменения полей зрения




Рис. 20. Схематическое изображение зрительных путей (вид сверху).
Образы, воспринимаемые палочками и колбочками носовой (внутренней) половины каждой сетчатки,
передаются ганглиозным клеткам, аксоны которых перекрещиваются в хиазме. Образы, воспринимаемые
рецепторами височной (наружной) половины каждой сетчатки, передаются ганглиозным клеткам, аксоны
которых не перекрещиваются. Таким образом, правая сторона зрительной системы получает информацию об
объектах, расположенных слева от средней линии, и наоборот (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру,
1988)




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 235
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Рис. 21. Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками
сетчатки,
Рис. 21. Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками сетчатки, передается первичной
зрительной коре, она распределяется там в соответствии с локализацией ее источников в сетчатке. Образы,
воспринимаемые в районе центральной ямки - в зоне максимальной плотности палочек и наивысшей остроты
зрения, - проецируются на значительно большую область зрительной коры, чем образы, воспринимаемые
периферией сетчатки (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)




Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества,
Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества, входящие в экстрапирамидную часть двигательной
системы. Информационные взаимодействия между базальными ганглиями координируют крупные мышечные
движения, запуская и останавливая их (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 236
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Рис. 55. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему.
Можно видеть, что они располагаются вдоль краев больших полушарий, как бы «окаймляют» их
(по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)




Рис 59. Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга.
Бросаются в глаза крупные размеры мозолистого тела по сравнению с другими соединениями. Представлен
разрез мозга, происходящий
в срединной плоскости (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)




457




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 237
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Симптомы Нет Слабо Сильно

3. «Муравей и голубка«. Муравей спустился
к ручью напиться. Волна захлестнула его, и он
стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела
тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по
этому прутику выбрался на берег. А на другой
день охотник хотел поймать голубку в сети.
Муравей подкрался и укусил охотника за палец.
Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка
вспорхнула и улетела. Воспроизведение


?/I
?/II
Интерференция счетом
?/I
?/II
4. «Лев и мышь». Лев спал. Мышь пробежала
по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь
стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже
сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил
мышь. На другой день охотники поймали льва и
привязали его веревками к дереву. Мышка
услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла
веревки и спасла льва.
Воспроизведение

?/I; ?/II
(отмечаются характер амнестических дефектов,
влияние интерференции, роль смысловой
близости материала и др.)


XIII. Исследование системы счета

Жалобы (на забывание таблицы умножения, на трудности в выполнении счетных
операций в уме и др.)
Симптомы Нет Слабо Сильно
1 Оценка количества (пересчет группы точек)
Чтение и письмо простых цифр
2

Продолжение ==>
458




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 238
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Таблица (продолжение)
Симптомы Нет Слабо Сильно

Чтение сложных чисел:
3
78, 87, 19, 91, 107, 4807, 10126
Чтение чисел, написанных вертикально:
1
2
3

3
4
5
6
Написание сложных чисел:
4

86, 68, 96, 203, 1026, 1003, 10 125
Выполнение простых счетных операций
5
Повторение таблицы умножения (устно)
Письменное выполнение операций сложения,
вычитания, умножения, деления:
2+7=
6-4 =
11-2 =
9+5=
16 + 184 =
31 + 1003 =
16 + 42 =
13x15 =
18x6 =
242 : 3 =
729 :9 =
125 :4 =

Выполнение тройного счета:
6
(13 + 7-2 = и т. п.)

Выполнение серийного счета:
7
100 - 7 = ...
110-13 = ... 124-11=...
(отмечается: удерживает ли больной задание, не
приобретает ли счет фрагментарный характер,
не заменяется ли операция счета стереотипом,
не наблюдается ли соскальзывание в сторону
побочных ассоциаций и т. д.)

459




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 239
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



XIV. Исследование интеллектуальных процессов

Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач,
кроссвордов, головоломок, на истощаемость, «вязкость мыслей» и др.)
Симптомы Нет Слабо Сильно

Понимание рассказов
1
«Галка и голуби» (см. выше)
«Лев и мышь» (см. выше)
«Муравей и голубка» (см. выше)
«Курица и золотые яйца» (см. выше)
Понимание сюжетных картин
2
(из «Нейропсихологического альбома»)
«Прорубь», «Разбитое окно»,
«Последняя весна» и др.

Решение задач
3
Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока.
Сколько она тратит за неделю?
Повторение
Решение

На двух полках 18 книг, но не поровну: на
одной в два раза больше, чем на другой.
Сколько книг на каждой полке?
Повторение
Решение

На двух полках 18 книг, но на одной из них
на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг
на каждой полке?
Повторение
Решение

Длина свечи 15 см, тень от свечи на 45 см
длиннее. Во сколько раз тень длиннее свечи?
Повторение
Решение

В двух ящиках 24 кг сахара, но не поровну: в
одном в три раза больше, чем в другом.
Сколько сахара в каждом ящике?
Повторение
Решение
Продолжение ==>
460




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 240
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Таблица (продолжение)
Нет Слабо
Сbимптомы Сильно

Сыну 5 лет, через 15 лет отец будет в три раза
старше сына.
Сколько лет отцу сейчас?
Повторение
Решение

4 Закатившие фразы: Высоковероятные слова С
моря дул сильный ... На небе ярко светило ...
Маловероятные слова
Я позавтракал после того, как ...
На столе стоял ...
Заполнение пропущенных слов во фразе
5
Высоковероятные слова Я вышел на улицу в ...
так как шел дождь. Переходить в этом месте
улицу ... из-за большого движения.
Маловероятные слова
Я весь день занимался ... и очень устал.
Вдалеке был виден ... он уходил все дальше и
дальше.

6 Заданный поток ассоциаций (в течение
2-3 мин)
Возможно быстрее назвать 7 красных (острых)
предметов; 7 предметов, начинающихся
с буквы «Т», и т. п.

Подбор противоположностей
7
В пассивном плане
Большой —
Слабый —
Теплый —
Низкий —
Дорогой —
Дешевый —
В активном плане
Придумать две пары противоположных
по значению слов

461




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 241
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Симптомы Нет Слабо Сильно

8 Подбор аналогий
а) свободный вариант
Роза — цветок, малина — ягода
Лошадь — жеребенок, собака — ...
Яйцо — скорлупа, картофель —...
Собака — шерсть, щука —...
Птица — гнездо, человек —...
Ключ — железо, стол —...
Коса — трава, бритва —...
Шкаф — посуда, кошелек —...
Врач — лечение, портной — ...
Горе — слезы, радость —...
Небо — тучи, сцена —...
Река — берег, улица —...
б) выбор из альтернатив
Объяснение на примере:
высокий / низкий = толстый / голодный тонкий
жирный

тонкий / толстый = безобразный / жирный
грязный красивый урод веселый

свинец / тяжелый = пух / трудный перина перья
легкий куриный

лошадь / жеребенок = корова / пастбище рога
молоко теленок бык

ложка / каша = вилка / масло нож тарелка мясо
посуда

ухо / слышать = зубы / видеть лечить рот щетка
жевать

сын / отец = мать / хозяйка дочь бабушка муж
9 Трактовка смысла пословиц
а) свободный вариант
б) выбор из списка
На охоту ехать — собак кормить. Не все то
золото, что блестит. Куй железо, пока горячо.

Продолжение ==>
462




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 242
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Таблица (продолжение)
Нет Слабо
Симптомы Сильно

1. Кузнец должен хорошо ковать железо.
2. Сейчас в кузницах есть механические
молоты.
3. Не откладывай дела на завтра, если оно
спешное.
Цыплят по осени считают.
1. К осени цыплята сильно подрастают.
2. Птицеводство — очень выгодная отрасль.
3. Об успехе дела нельзя решать сразу. Не
красна изба углами, красна пирогами.
1. Нельзя питаться одними пирогами.
2. Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами.
3. Человека надо оценивать по его ценным
качествам


10 Классификация предметных изображений
4-й лишний (из «Нейропсихологического
альбома»)
1. Пила — топор — лопата — полено
2. Ботинок — нога — туфля — сапог и др.
(отмечается характер интеллектуальных
затруднений: стереотипия, импульсивность,
интеллектуальный ступор, нарушение динамики
мышления и др.)

11 Понимание родственных отношений

12 Выполнение проб Бине
(«Оля темнее Кати, но светлее Сони.
Кто самый светлый?» и др.)



XV. Исследование эмоционально-личностной сферы

1. Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по
результатам предварительной беседы
Во время предварительной беседы и нейропсихологического анализа высших психических функций
проводится клинико-психологическое исследование состояния эмоционально-личностной сферы, которое
включает оценку:
а) общего эмоционального фона больного;
463
б) характера жалоб больного, самооценки больным своего состояния, переживания болезни
(изменение характера, безразличие, раздражительность, тревожность и т. д.);
в) заинтересованности больного в обследовании, отношения к выполняемому заданию;
г) эмоциональной реакции больного на неудачу в процессе эксперимента, его критичности к
собственным ошибкам, дефектам.

2. Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные
процессы
А. Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях
Они включают в себя четыре варианта: «Ранжирование», «Классификация», «Четвертый лишний»,
«Узнавание»1. Чаще используются «Ранжирование» и «Узнавание».
Ранжирование. Тест состоит из двух серий, в каждой из которых больной должен ранжировать
фотографии по степени выраженности эмоций. В первой серии ему предъявляются шесть
фотографий лиц, отражающих разные положительные эмоции (от нейтрального состояния до ярко
выраженной радости), во второй — шесть фотографий, отражающих по степени и качеству
отрицательные эмоции (от нейтрального состояния до разной степени выраженности эмоций горя,

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 243
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

страха, гнева). Больного просят разложить фотографии по порядку, начиная от самой приятной до
самой неприятной (1-я серия) и наоборот (2-я серия).
Узнавание. Среди двенадцати фотографий три являются эталонами; из девяти остальных нужно
выбрать для каждой эталонной одну фотографию, изображающую сходную эмоцию. Инструкция:
«Выберите из девяти фотографий ту, на которой изображена та же эмоция, что и на
предъявленной Вам фотографии».
Б. Метод запоминания и воспроизведения десяти «эмоциональных» и десяти «нейтральных»
слов2
1
Данные методики представляют собой модификацию метода на опознание лицевой экспрессии К. Изарда
(1980), выполненную С. В. Квасовцом (1982) и Э. И. Шафиевой (1990).
2
Метод предложен и апробирован Н. Я. Батовой (1984). Подробное описание см.: Хомская Е. Д., Батова Н. Я.
Мозг и эмоции. — М.: МГУ, 1992 — 1 изд.; 1998-2 изд.
464
Больному предъявляются сначала десять «эмоциональных» слов, выделенных в предварительном
эксперименте, с просьбой повторить все, что он запомнил. Потом предъявляются десять
«нейтральных» слов с той же инструкцией. В качестве «эмоциональных» слов используются
слова, связанные с ситуацией болезни: будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение,
операция, планы, коллектив, последствия и т. п. В качестве «нейтральных» слов используются
такие, как явление, практика, колонна, страна, время, образец, договор, форма, продукция,
изобретение и т. п. Анализируется влияние «эмоционального фактора» на продуктивность
воспроизведения слов в условиях непосредственного воспроизведения.
В. Метод свободных ассоциаций
Больному предъявляются последовательно десять слов, половина из которых «эмоциональные»,
половина — «нейтральные», с просьбой дать несколько ассоциаций на каждое слово. С помощью
секундомера фиксируется время ассоциативной реакции. Анализируется влияние
«эмоционального фактора» на скорость и продуктивность ассоциативного процесса.

3. Опросник Спилбергера—Ханина для оценки ситуативной
тревожности
Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным,
позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (личностная
тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность). Шкалы самооценки Спилбергера
включают сорок вопросов-суждений, двадцать из которых предназначены для оценки ситуативной
тревожности (см. Приложение 2) и двадцать — для оценки уровня личностной тревожности (см.
Приложение 3).

4. Шкала сниженного настроения Зунга
Шкала включает в себя двадцать утверждений, характеризующих проявления сниженного
настроения, субдепрессии (см. Приложение 4).

5. Цветовой тест Аюшера
Проективная методика исследования личности М. Люшера основана на субъективном
предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из восьми стандартных
разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются
основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серый (ну-
465
левой) — дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению
всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся,
приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется.
Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для
обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности
человека.

6. Опросник для оценки эмоциональности
Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т. е. устойчивую склонность и
способность индивида к переживанию четырех базальных эмоций: печали, гнева, страха и

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 244
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

радости. Он направлен на выявление эмоциональных переживаний, наиболее частых и типичных
для больного, появление которых не обязательно связано с чрезвычайными по степени
эмоциогенности событиями, стимулами и ситуациями. Опросник включает в себя 36 вопросов.
Предусматривается четыре варианта ответа на каждый вопрос: «безусловно да», «пожалуй, да»,
«пожалуй, нет», «безусловно нет» (см. Приложение 5).

7. Восприятие эмоционального тона сюжетных картин
Свободное изложение содержания картин. Анализ понимания их эмоционального смысла.

8. Восприятие эмоционального тона рассказов
Пересказ рассказов. Анализ понимания их эмоционального содержания.

9. Данные проективных тестов: Роршаха, TAT и др.
Стандартная оценка результатов исследования.
При анализе результатов отмечается общее состояние эмоционально-личностной сферы:
сохранность «эмоционального фактора», наличие признаков нарушения в работе отрицательной
или положительной эмоциональной системы, эмоционально-личностные дефекты и др.

XVI. Схема нейропсихологического заключения
1. Характеристика личности больного.
2. Дополнения к анамнезу (динамика отдельных нейропсихологических симптомов).
3. Данные экспериментально-психологического исследования: а) характеристика внимания;
466
б) характеристика состояния гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного
восприятия);
в) характеристика состояния праксиса (праксиса позы, пространственного, динамического,
орального);
г) характеристика речевых процессов (письма, чтения);
д) характеристика счета;
е) характеристика памяти;
ж) характеристика интеллектуальной деятельности;
з) характеристика эмоционально-личностной сферы.
4. Общая оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание на локализацию
поражения.




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 245
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Приложение 2. Опросник для оценки ситуативной тревожности
(по методике Спилбергера—Ханина)1
ФИО____________________Дата_____________
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите
соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент.
Долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Состояние Вовсе Пожалуй, Верно Совершен
нет так но верно
1 Я спокоен 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 2 3 4
6 Я расстроен 2 3 4
7 Меня волнуют возможные 2 3 4
неудачи
8 Я чувствую себя отдохнувшим 2 3 4
9 Я встревожен 2 3 4
10 Я испытываю чувство 2 3 4
внутреннего удовлетворения
11 Я уверен в себе 2 3 4
12 Я нервничаю 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 2 3 4
14 Я взвинчен 2 3 4
Продолжение ==>
1
Обработку результатов опросников Спилбергера—Ханина см.: Психологические тесты: В 2 т. — М.: Владос,
1999. — Т. 1.
468

Таблица (продолжение)
Состояние Вовсе Пожалуй Верн Совершенн
нет , так о о верно
15 Я не чувствую скованности, 1 2 3 4
напряженности
16 Я доволен 2 3 4
17 Я озабочен 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не 2 3 4
по себе
19 Мне радостно 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 246
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Приложение 3. Опросник для определения личностной
тревожности (по методике Спилбергера—Ханина)
ФИО___________________Дата_____________
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите
соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя обычно чувствуете.
Состояние Вовсе Пожалу Верн Совершенн
нет й, так о о верно
1 Я испытываю удовольствие 2 3 4
2 Я обычно легко устаю 2 3 4
3 Я легко могу заплакать 2 3 4
4 Я хочу быть таким же, как другие 2 3 4
5 Нередко я проигрываю из-за того, 2 3 4
что недостаточно быстро принимаю
решения
6 Обычно я чувствую себя бодрым 2 3 4
7 Я спокоен, хладнокровен, собран 2 3 4
8 Ожидаемые трудности обычно меня 2 3 4
тревожат
9 Я слишком переживаю из-за 2 3 4
пустяков
10 Я вполне счастлив 2 3 4
11 Я принимаю все близко к сердцу 2 3 4
12 Мне не хватает уверенности в себе 2 3 4
13 Обычно я чувствую себя в 2 3 4
безопасности
14 Я стараюсь избегать критических 1 2 3 4
ситуаций и трудностей
Продолжение ==>
470

Таблица (продолжение)
Состояние Вовсе Пожалуй Верн Совершенн
нет , так о о верно
15 У меня бывает хандра 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Всякие пустяки отвлекают и 1 2 3 4
волнуют меня
18 Я так сильно переживаю свои 1 2 3 4
разочарования, что потом долго не
могу о них забыть
19 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
20 Меня охватывает сильное 1 2 3 4
беспокойство, когда я думаю о
своих делах и заботах




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 247
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Приложение 4. Опросник для оценки сниженного настроения
(по методике Зунга)1
ФИО____________________Дата_____________
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите
соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время.
Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Состояние Вовсе Пожалуй, Верно Совершенн
нет так о верно
1 Я чувствую подавленность и 2 3 4
тоску
2 Утром я чувствую себя лучше 2 3 4
всего
3 У меня бывают периоды плача 2 3 4
или близости к слезам
4 У меня плохой ночной сон 2 3 4
5 Аппетит у меня не хуже 2 3 4
обычного
6 Мне приятно смотреть на 2 3 4
привлекательных женщин,
разговаривать с ними,
находиться рядом
7 Я замечаю, что теряю вес 1 2 3 4
Продолжение ==>
1
Шкала сниженного настроения основана на опроснике В. Зунга и адаптирована Т. Н. Балашовой.
Описание см.: Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А.
Крылова. — Л.: ЛГУ, 1990.
472
Таблица (продолжение)
Состояние Вовсе Пожалуй, Верно Совершенно
нет так верно
8 Меня беспокоят запоры 2 3 4
9 Сердце бьется быстрее, чем 2 3 4
обычно
10 Я устаю безо всяких причин 2 3 4
11 Я мыслю так же ясно, как всегда 2 3 4
12 Мне легко делать то, что я умею 2 3 4
13 Я чувствую беспокойство и не 2 3 4
могу усидеть на месте
14 У меня есть надежда на будущее 2 3 4
15 Я более раздражителен, чем 2 3 4
обычно
16 Мне легко принимать решения 2 3 4
17 Я чувствую, что полезен и 2 3 4
необходим
18 Я живу достаточно полной 2 3 4
жизнью
19 Я чувствую, что другим людям 2 3 4
станет лучше, если я умру
20 Меня до сих пор радует то, что 2 3 4
радовало всегда




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 248
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Приложение 5. Опросник для оценки эмоциональности как
черты личности (по методике Е. А. Ольшанниковой и Л. А.
Рабинович)1
ФИО_____________________Дата_______________
Инструкция: прочитайте внимательно вопросы и ответьте на них. Над вопросом долго не задумывайтесь,
поскольку правильных и неправильных ответов нет.
1. Можете ли Вы сказать про себя, что вы по своей натуре оптимист?
2. Страшно ли Вам бывает идти по темной пустынной улице?
3. Боитесь ли Вы темноты в незнакомой обстановке?
4. Склонны ли Вы предаваться невеселым, мрачным мыслям?
5. Считаете ли Вы, что Ваши жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования,
возмущения?
6. Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?
7. Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение?
8. Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться?
9. Если бы над Вами зло подшутили, привело ли бы Вас это в состояние гнева?
10. Свойственно ли Вам переживать чувство страха при сильной грозе?
1
Опросник предложен и апробирован Е. А. Ольшанниковой и Л. А. Рабинович (1974) (см.: Рабинович Л. А.
Дифференциально-психофизиологический анализ эмоциональности как черты темперамента: Автореф. дисс.
канд. психол. наук. — М., 1974).
474
11. Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих?
12. Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильме?
13. Если Вы терпите поражение в спорте, овладевают ли Вами раздражение и злость?
14. Можете ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше радостей, чем невзгод?
15. Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования?
16. Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг Вас?
17. Бывает ли у Вас чувство страха при необходимости посетить зубного врача или сделать укол?
18. При наличии возможностей стали бы Вы заниматься каким-либо опасным видом спорта?
19. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у Вас раздражение?
20. Можно ли сказать, что Ваше настроение чаще всего бывает веселым и бодрым?
21. Вами овладевает злость, если Вы очень торопитесь, а Вам внезапно помешали?
22. Овладевает ли Вами раздражение, если, как Вам кажется, Вас не понимает близкий Вам человек?
23. Уступчивы ли Вы?
24. Испытываете ли Вы страх, когда Вам необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу?
25. Бываете ли Вы активным участником веселья в компаниях?
26. Можно ли сказать про Вас, что Вы жизнерадостный человек?
27. Когда на Вас кричат, Вам хочется ответить тем же?
28. Вы решитесь пойти ночью в любое страшное место, если дело идет на спор?
29. Вас легко рассердить?
30. Вам свойственно состояние удовлетворения жизнью?
31. У Вас часто появляется желание с кем-нибудь поссориться?
32. Считаете ли Вы себя веселым человеком?
33. Боитесь ли Вы выходить на сцену, на трибуну?
34. Вами овладевает неприятное чувство в лифте, в тоннеле?
35. Обычно по утрам у Вас бодрое, радостное настроение?
36. Можно ли назвать Вас смелым человеком?




Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 249
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru



Литература
1. Абашев-Константиновский А. Л. Психические нарушения при органических заболеваниях головного
мозга. — К.: Медицина, 1959.
2. Адрианов О. С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. — М.: Наука, 1976.
3. Адрианов О. С. Структурные предпосылки функциональной межполушарной асимметрии мозга //
Физиология человека. — 1979. — Вып. 5. - № 3.
4. Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга // Методологические
аспекты науки о мозге. — М.: Наука, 1983.
5. Адрианов О. С. О принципах структурно-функциональной организации мозга // Избранные научные
труды. — М.: ОАО «Стоматология», 1999.
6. Аладжалова Н. А. Медленные электрические процессы в головном мозге. — М.: Наука, 1962.
7. Аладжалова II. А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного
мозга. — М.: Наука, 1979.
8. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. — М.: Педагогика, 1960.
9. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Наука, 1968.
10. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. — М.: Наука, 1971.
И. Артемьева Е. IO. Основы психологии субъективной семантики. — М.: Наука; Смысл, 1999.
12. Артемьева Е. IO., Хомская Е. Д. Пространственное соотношение значений асимметрии волн ЭЭГ как
показатель функционального состояния в норме // Функциональные состояния мозга. — М.: МГУ, 1975.
13. Асмолов А. Г. На перекрестке путей к изучению психики человека // Бессознательное. — Новочеркасск:
Агентство «Сагуна», 1994. — С. 11-26.
476
14. Афазия: Тексты / Под ред. Л. С. Цветковой. — М.: МГУ, 1984.
15. Ахутпина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. - М.: МГУ, 1975.
16. Ахутпина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования
нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов
/ Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: РПО, 1998а.
17. Ахутпина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: МГУ, 1989.
18. Ахутпина Т. В. Нейролингвистический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы
специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. — М.: Изд-во Мин. общего и проф.
образования РФ, 1998б.
19. Ахутпина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю. и др. Методы нейропсихологического
обследования детей // Вести. Моск. унта. — Сер. 14. Психология. — 1996. — № 2.
20. Бабаджанова Н. Р. Нарушение тактильных функций у больных с поражением теменных долей мозга:
Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1984.
21. Бабенкова С. В. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте. —
М.: Медицина, 1971.
22. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. — Л.: Наука, 1976а.
23. Балонов Л. Я., Деглин В. Л., Николаенко П. H. O роли доминантного и недоминантного полушарий в
регуляции эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии // Функциональная асимметрия и
адаптация человека. — М.: Медицина, 1976б.
24. Барановская О. П., Хомская Е. Д. Особенности частотного спектра ЭЭГ при действии индифферентных и
сигнальных раздражителей в норме и при поражении лобных долей мозга // Лобные доли и регуляция
психических процессов. — М.: МГУ, 1966.
25. Бару А. В., Карасева Т. А. Мозг и слух // Нейропсихологические исследования. — М.: Медицина, 1973.
— Вып. 3.
26. Бажова Н. Я. Нарушение эмоций при поражении лобных долей мозга: Автореф. дисс. канд. психол.
наук, М., 1984.
27. Белый Б. И. Нарушения психических процессов при поражении правого полушария // Вопросы
психологии. — 1973. — № 6.
477
28. Белый Б. И. Психопатология очагового поражения лобных долей в зависимости от стороны поражения //
Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975. Т. 75. — Вып. 12.
29. Белый Б. И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга. — М.: Медицина, 1987.
30. Бернштейн Н. А. О построении движений. — М.: Изд-во АПН, 1947.
31. Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. — М.: Изд-во АПН, 1966.
32. Бехтерев В. М. Основы учения о функциях мозга. Вып. 1-6. СПб., 1905-1907.
33. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. — Л.: Наука,
1971.
34. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. — Л.: Наука, 1980.
35. Бепн Э. С. Восстановление речевых процессов при сенсорной афазии // Уч. зап. Моск. ун-та. — М., 1947.

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 250
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

— Вып. 3.
36. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. — Л.: Медицина, 1964.
37. Бианки В. Л. Эволюция парной функции мозговых полушарий. — Л.: Наука, 1975.
38. Бианки В. Л. Обзор: латеральная специализация мозга животных // Физиологический журнал СССР,
1980. Вып. 66. - № 11.
39. Бианки В. Л. Механизм парного мозга. — Л.: Наука, 1989.
40. Блинков С. М. Мозг в цифрах и таблицах. — М.: Медицина, 1973.
41. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М.: Наука, 1988.
42. Боголепова И. Н. Показатели структурной организации некоторых корковых формаций в левом и правом
полушариях мозга человека // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1981. Т. 81.-Вып. 7.
43. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды: В 70 т. - М.; Воронеж:
МОДЭК, 1995.
44. Болдырева Т. Н., Манелис Н. Г. Особенности реагирования полушарий мозга человека на поражения
лимбической структуры // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д.
Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: РПО, 1998.
45. Брагина H. H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. — М.: Медицина, 1981.
478
46. Брагина H. H., Доброхотова Т. А. Проблема «мозг—сознание» в свете современных представлений о
функциональной асимметрии мозга // Мозг и сознание (философские и теоретические аспекты проблемы).
— М: Медицина, 1990.
47. Брудный А. А. К проблеме понимания текста // Исследование рече-мыслительной деятельности. — Алма-
Ата, 1974.
48. Буклина С. Б. Клинико-нейропсихологический синдром поражения поясной извилины человека //
Клиника нервных и психических заболеваний. — М.: Медицина, 1997а.
49. Буклина С. Б. Функциональная гетерогенность хвостатого ядра человека // Клиника нервных и
психических заболеваний. — М.: Медицина, 1997б.
50. Буклина С. Б. Особенности нарушений памяти при повреждении поясной извилины и гиппокамновой
формации // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В.
Ахутиной. - М.: РПО, 1998.
51. Буклина С. Б. Нарушения памяти и глубинные структуры головного мозга // Журн. невропатологии и
психиатрии им. С. С. Корсакова, 1999.- № 9.
52. Вассерман Л. И., Дорофеева С. И., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики.
Практическое руководство. — СПб.: Строй-леспечать, 1997.
53. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: МГУ, 1976.
54. Вудвортс О. С. Экспериментальная психология. — М.: Наука, 1950.
55. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения (обезьяна, примитив, ребенок). — М.; Л.,
1930.
56. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. — М.;
Л., 1931.
57. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии, 1958. — №3.
58. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: Педагогика, 1956.
59. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Педагогика, 1960.
60. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М.:
Педагогика, 1982. — Т. 1.
479
61. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование // Собр. соч.: В 6 т. — М.:
Педагогика, 1984. — Т. 6.
62. Гагошидзе Т. Ш. Нарушение наглядно-образного мышления у больных до и после стереотаксичсских
операций на подкорковых образованиях головного мозга (VL-ядре зрительного бугра): Автореф. дисс. канд.
психол. наук. — М., 1984.
63. Гагошидзе Т. UT., Хомская Е. Д. Нейропсихологические исследования наглядно-образного мышления //
Вопросы психологии, 1983. — № 4.
64. Гаджиев С. Г. Нарушение наглядной интеллектуальной деятельности при поражении лобных долей
мозга // Лобные доли и регуляция психических процессов. — М.: МГУ, 1966.
65. Газзанига М. Расщепленный мозг // Восприятие: механизмы и модели. - М.: Мир, 1974.
66. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая
наука в СССР. — М.: Педагогика, 1959.
67. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: МГУ, 1976.
68. Гершуни Г. В. О механизмах слуха (в связи с исследованием временных и временно-частотных
характеристик слуховой системы) // Механизмы слуха. — М.: МГУ, 1967.
69. Голант Р. Я. К клинике опухолей III желудочка // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С.
Корсакова, 1950. Т. 19. — № 3.
70. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. — М.: МГУ, 1987.

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 251
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

71. Глозман Ж. М. Исследование структуры лексикона у больных с корковыми и подкорковыми
поражениями мозга // Вестник МГУ. — Сер. 14. Психология. — 1996. — №2.
72. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. — М.: Центр
лечебной педагогики, 1999.
73. Глозман Ж. М., Ковязина М. С., Ермолаев Д. В. Роль правого и левого полушарий в эмоциональной
оценке зрительных стимулов // Физиология человека, 2000. — № 4.
74. Гребенникова Н. В. Динамика восстановления высших психических функций после травматического
поражения лобных долей мозга: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1985.
75. Гуревич М. О. Нервные и психические расстройства при закрытых травмах черепа. — М., 1948.
76. Данилова H. H. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. - М.: МГУ, 1985.
77. Данилова Н. Н. Психофизиология. — М.: Аспект-Пресс, 1998.
480
78. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. — М., 1953. — Т. 5.
79. Деглин В. Л. Функциональная асимметрия мозга человека: Автореф. дисс. д-р психол. наук. — Л., 1984.
80. Деглин В. Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. — Амстердам; Киев, 1996.
81. Деглин В. Л., Николаенко H. H. O роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний
// Физиология человека, 1975. Т. 1.- №3.
82. Доброхотова Т. А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. — М.:
Медицина, 1974.
83. Доброхотова Т. А., Брагина H. H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений
мозга. — М.: Медицина, 1977.
84. Доброхотова Т. А., Брагина H. H. Асимметричный мозг — асимметричное сознание // Журнал высшей
нервной деятельности им. И. П. Павлова, 1993. Т. 43. - Вып. 2.
85. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. — М.: Книга, 1994.
86. Доброхотова Т. А., Брагина Н. П., Зайцев О. С. и др. Односторонняя пространственная агнозия. — М.:
Книга, 1996а.
87. Доброхотова Т. А., Потапов A.A., Зайцев О. С., Лихтерман Л. Б. Обратимые посткоматозные
бессознательные состояния // Социальная и клиническая психиатрия, 1996б. — № 3.
88. Дуус П. Топический анализ в неврологии: Анатомия, физиология, клиника. — М.: ЦПЦ «Вазер-Ферро»,
1997.
89. Ениколопова Е. В. Динамическая организация интеллектуальной деятельности (нейропсихологическое
исследование). Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1992.
90. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания, 1964. — № 6.
91. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений ребенка. — М.: Педагогика, 1960.
92. Запорожец А. В., Рубинштейн С. Л. Методика восстановительной трудотерапии при ранении верхних
конечностей. — М.: Медицина, 1942.
93. Зейгарник Б. В. Экспериментально-психоялогические данные при травмах лобных долей мозга // Труды
Центрального института психиатрии. — М.: Медицина, 1947. — Т. 3.
481
94. Зейгарник Б. В. Нарушение спонтанности при военных травмах лобных долей мозга // Неврология
военного времени. — М.: Медицина 1949. - Т. 1.
95. Зинченко В. П. Восприятие как действие // Вопросы психологии, 1967. - №1.
96. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Изучение высших психических функций и категория
бессознательного // Бессознательное. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. — С. 69-80.
97. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М.: МПСИ, 1996.
98. Изард К. Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер-М, 2000.
99. Кабанов М. М., Карвасарский Б. Д. Актуальные задачи медицинской психологии // Психология и
медицина. — М.: Медицина, 1978.
100. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — М.: Медицина, 1996.
101. Карвасарский Б. Д. Основы психотерапии. — СПб.: Питер-М, 2000.
102. Кандель Э. И. Функциональная и стереотаксическая нейрохирургия. — М.: Медицина, 1981.
103. Квасовец С. В. Опыт изучения эмоциональных состояний // Проблемы нейропсихологии. — М.: Наука,
1977.
104. Квасовец С. В. Нарушения субъективной оценки эмоций у больных с локальными поражениями мозга //
А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. - М.:
МГУ, 1982.
105. Киященко Н. К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. - М.: МГУ, 1973.
106. Киященко Н. К., Московичюте Л. И., Симерницкая Э. Г. и др. Мозг и память. — М.: МГУ, 1975.
107. Климковский М. Нарушение слухоречевой памяти при поражениях левой височной доли: Автореф.
дисс. канд. психол. наук. — М., 1966.
108. Клиническая психиатрия: Руководство для врачей и студентов / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. — М.:
Гэотар Медицина, 1999.
109. Краснов В. Н. Роль нейропсихологии в развитии современной психиатрии // I Международная

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 252
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: РПО, 1998.
ПО. Кроткова О. А. Восстановление памяти у хирургических больных:
Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1982. 111. Кок Е. П. Зрительные агнозии. — Л.: Наука, 1967.
482
112. Корсакова H. К. Нейропсихология: развитие идей школы А. Р. Лурия // I Международная конференция
памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: РПО, 1998.
113. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы //
А. Р. Лурия и современная психология: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В.
Зейгарник. - М: МГУ, 1982.
114. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая
диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М.: Роспедагентство, 1997.
115. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.:
МГУ, 1985.
116. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М.: МГУ, 1988.
117. Корчажинская В. И., Попова Л. Т. Мозг и пространственное восприятие. — М.: Наука, 1977.
118. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. — М.: Наука, 1977.
119. Костандов Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. — М.:
Наука, 1983.
120. Костандов Э. А. Когнитивная гипотеза полушарной асимметрии эмоциональных функций человека //
Физиология человека, 1993. Т. 19. - № 3.
121. Костерима Э. Ю., Краснов В. Н., Хомская Е. Д. Нейропсихологические синдромы у участников
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Материалы 10-го Международного съезда
психиатров. — Мадрид, 1996.
122. Костерина Э. Ю., Краснов В. Н., Хомская Е. Д. Возможности нейропсихологии при оценке
эффективности психофармакотерапии // Материалы Европейского конгресса по психиатрии. — Женева,
1997.
123. Котик Б. С. Межполушарное взаимодействие у человека. — Ростов-н/Д, 1992.
124. Лазарев В. В., Свидерская Н. Е., Хомская Е. Д. Пространственная синхронизация корковых
биопотенциалов при интеллектуальном напряжении в норме и у больных с локальными поражениями мозга
// Проблемы нейропсихологии. — М.: Наука, 1977.
125. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.
483
126. Лебединский М. С. Об особенностях нарушения психики при поражении правого полушария //
Проблемы современной психиатрии. — М.: Медицина, 1948.
127. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: МГУ, 1971.
128. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Политиздат, 1972.
129. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: МГУ, 1977.
130. Леонтьев А. Н., Гиневская Т. О. Гностическая чувствительность пораженной руки // Уч. зап. МГУ. —
1947. — Т. 2. — Вып. 3.
131. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. — М.: Педагогика, 1945.
132. Лобные доли и регуляция психических процессов / Под ред. А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской. - М.: МГУ,
1966.
133. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
134. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка // Труды психологической лаборатории Академии ком.
воспитания им. Н. К. Крупской. — М..1927.-Т. 1.
135. Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М.: Медицина, 1947.
136. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. — М.: Медицина, 1948.
137. Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы // Советская педагогика, 1955. — № 6.
138. Лурия А. Р. Двигательный анализатор и проблема корковой организации движений // Вопросы
психологии, 1957. — № 2.
139. Лурия А. Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1958. — № 5.
140. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. —
М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.: Академ. проект, 2000, 3-е изд.
141. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1963. Т. 1; 1970. Т. 2.
142. Лурия А. Р. О двух видах персевераций при поражениях лобных долей мозга // Лобные доли и
регуляция психических процессов. — М.: МГУ, 1966.
143. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968а.
144. Лурия А. Р. Проблемы и факты нейролингвистики // Теория речевой деятельности. — М.: Медицина,
1968б.
484
145. Лурия А. Р. Идея системности в современной психологии // Системная организация физиологических
функций. — М.: Наука, 1969.
146. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. — М.: МГУ, 1971а.

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 253
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

147. Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических
процессов) // История и психология. — М.: Педагогика, 19716.
148. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.
149. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М.: МГУ, 1974а. Т. 1; 1976. Т. 2.
150. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое
исследование. — М.: Педагогика, 1974б.
151. Лурия А. Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. — М.: МГУ, 1975а.
— Вып. 3.
152. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: МГУ, 1975б.
153. Лурия А. Р. Речь и мышление. — М.: МГУ, 1975в.
154. Лурия А. Р. Физиология человека и психологическая наука (к постановке проблемы) // Физиология
человека, 1975. — № 1.
155. Лурия А. Р. К. проблеме психологически ориентированной физиологии // Проблемы нейропсихологии.
— М.: Наука, 1977а.
156. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы философии,
19776. — № 9.
157. Лурия А. Р. Предисловие // Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. - М.: МГУ, 1978а.
158. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии. — М.:
Педагогика, 19786.
159. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М.: МГУ, 1979.
160. Лурия А. Р. Варианты лобного синдрома // Функции лобных долей мозга. — М.: Наука, 1982а.
161. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути (научная автобиография) / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ,
1982б.
162. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения
человека. — M.: Cogito-untre, 2002.
163. Лурия А. Р., Артемьева Е. Ю. О двух путях достижения достоверности психологического исследования
// Вопросы психологии, 1970. — №3.
485
164. Лурия А. Р., Гургенидзе Г. С. Философские приключения известного нейрофизиолога // Вопросы
философии, 1972. — № 6.
165. Лурия А. Р., Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф. Психология и ее роль в медицине // Вопросы психологии,
1978. — № 1.
166. Лурия А. Р., Карпов Б. А., Ярбус А. Л. Нарушение восприятия сложных зрительных объектов при
поражении лобной доли мозга // Вопросы психологии, 1965. — № 3.
167. Лурия А. Р., Коновалов А. Н., Подгорная А. Я. Расстройства памяти в клинике аневризм передней
соединительной артерии. — М.: МГУ, 1970.
168. Лурия А. Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в
организации вербально-мнестических функций // Физиология человека, 1975. — № 3.
169. Лурия А. Р., Соколов Е. Н., Климковский М. О некоторых нейродинамических механизмах памяти //
Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова, 1967. — Вып. 2.
170. Лурия А. Р., Хомская Е.Д. Нарушение познавательных процессов при локальных поражениях
мозга//Доклады АПН РСФСР, 1962. — № 6.
171. Лурия А. Р., Хомская Е. Д. Нейропсихологические симптомы поражения медиальных отделов мозга //
Глубинные структуры мозга. - М.: Наука, 1969. -Т. 1.
172. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. - М.: МГУ, 1966.
173. Лурия А. Р., Цветкова Л. С., Футлер Д. С. Афазия у композитора // Проблемы динамической
локализации функций мозга. — М.: МГУ, 1968.
174. А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. - М.:
МГУ, 1982.
175. Манелис Н. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических
функций у здоровых детей и детей с аутическими расстройствами: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М.,
2000.
176. Мауиткасл В. Организующий принцип функций мозга — элементарный модуль и распределенная
система // Эдельман Дж., Мауиткасл В. Разумный мозг. — М.: Мир, 1981.
177. Меерсон Я. А. Нарушение зрительного гнозиса при локальной патологии головного мозга: Автореф.
дисс. д-р психол. наук. — Л., 1982.
178. Меерсон Я. А. Зрительные агнозии. — Л.: Наука, 1986.
486
179. Методологические аспекты науки о мозге / Под ред. О. С. Адрианова, Г. X. Шингарова. — М.:
Медицина, 1983.
180. Микадзе Ю. В. Организация мнестической деятельности у больных с локальными поражениями мозга:
Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1979.
181. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. — М.:

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 254
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Интелтех, 1994.
182. Мосидзе В. М., Рижинашвили Р. С., Самадашвили 3. В., Турашвили Р. И. Функциональная асимметрия
мозга. — Тбилиси, 1977.
183. Москвин В. А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования //
Вопросы психологии, 1988. — № 6.
184. Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. — М.; Оренбург,
2002.
185. Московичюте Л. И. Асимметрия полушарий мозга на уровне коры и подкорковых образований // I
Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. -
М.: РПО, 1998.
186. Московичюте Л. И., Кадин А. Л. К вопросу о латерализации психических функций на уровне
подкорковых образований (по материалам стереотаксических операций) // Журн. невропатологии и
психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975. Т. 75. — Вып. 2.
187. Московичюте Л. И., Кади А. Л. Особенности нарушений памяти при локальных поражениях
подкорковых структур // Память и следовые процессы. — Пущино: Наука, 1979.
188. Московичюте Л. И., Сербиненко Ф. А., Лысачев А. Г., Смирнов Н. А. Нейропсихологические
исследования в эндоваскулярной нейрохирургии // А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д.
Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. — М.: МГУ, 1982а.
189. Московичюте Л. И., Симерницкая Э. Г., Смирнов Н. А., Филатов Ю. М. О роли мозолистого тела в
организации высших психических функций // А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д.
Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. - М.: МГУ, 1982б.
190. Мороц К. О нарушении оценки юмористических изображений у больных с поражением лобных долей
мозга // Психологические исследования. — М.: МГУ, 1974. - Вып. 6.
191. Найдин В. Л. Проблемы восстановления движений при травматических поражениях мозга: Руководство
по нейротравматологии: В 2 т. — М.: Медицина, 1980. - Т. 1.
192. Найдин В. Л., Карасева Т. А., Салазкина С. И. и др. Опыт применения электрофореза глютаминовой
кислоты в терапии раннего перио-
487
да тяжелой черепно-мозговой травмы // Вопросы нейрохирургии, 1982.- №1.
193. Неврология / Под ред. М. Самуэльса. - М.: Мир, 1997.
194. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. Е. Д. Хомской, В. А.
Москвина. М.; Оренбург: Оренбургский ОИПКРО, 2000.
195. Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии / Под ред. Л. И.
Вассермана. — Л.: Наука, 1981.
196. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга/ Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Наука,
1986.
197. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Воениздат, 1994. - Ч. 1, II.
198. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995.
199. Новые методы нейропсихологического исследования / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Наука, 1989.
200. Ольшанский Д. В. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы:
Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1979.
201. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий // Полное собрание трудов. 2-е доп. изд. — М.:
Наука, 1951. — Т. 4.
202. Патаки И. Распознавание эмоциональных состояний по мимике больными с локальными поражениями
головного мозга: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Л., 1981.
203. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания - М.: МГУ, 1988.
204. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. - Смоленск, Издательство Смоленского гос. ун-та, 1997.
205. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
206. Пенфилд У., Джаспер Г. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека. — М.: Мир,
1958.
207. 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия, 24-26 сентября 1997 г.: Тезисы докладов. - М.:
РПО, 1997.
208. I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В.
Ахутиной. - М.: РПО, 1998.
209. II Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов «А. Р. Лурия и психология XXI
в.» / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. - М., 2003.
210. Поляков Г. И. О принципах нейронной организации мозга. — М.: Медицина, 1965.
488
211. Поляков Г. И. О структурной организации коры лобной доли мозга в связи с ее функциональным
значением // Лобные доли и регуляция психических процессов. — М.: МГУ, 1966.
212. Поляков Ю. Ф. Потенциальное богатство научного наследия А. Р.Лурия // I Международная
конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: РПО, 1998.
213. Попова Л. Т. Память и ее нарушения при очаговых поражениях мозга. — М.: Медицина, 1973.

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 255
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

214. Попова Э. П., Лапин С. К., Кривицкая Г. Н. Морфология приспособительных изменений нервных
структур. — М.: Медицина, 1976.
215. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т. / Под ред. Л. С. Цветковой. - М.: МГУ, 1975. Т.
1. 1979. Т. 2,
216. Проблемы нейропсихологии: Психофизиологические исследования / Под ред. Е. Д. Хомской, А. Р.
Лурия. — М.: Наука, 1977.
217. Прибрам К. Языки мозга. — М.: Мир, 1975.
218. Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер-М, 2000.
219. Рабинович Л. А. Дифференциально-психофизиологический анализ эмоциональности как черты
темперамента. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1974.
220. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Мир, 1979.
221. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989.
222. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — СПб.: Питер, 2002.
223. Руководство по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. — М.: Медицина, 1983.-Т. 1,2.
224. Савельев В. В. Стереоскопический атлас мозга человека. — М.: Area XVII, 1996.
225. Саркисов С. А. Очерки по структуре и функции мозга. — М.: Медицина, 1964.
226. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Academia,
2002.
227. Cenn E. К., Цуккер M. Б., Шмидт Е. В. Нервные болезни. — М.: Медицина, 1956.
228. Сербиненко М. В., Орбачевская Г. Н. Межполушарное распределение паттернов биоэлектрической
активности при выполнении речемыслительных заданий // Физиология человека, 1977. Т. 3. — № 2.
229. Сеченов И. М. Избранные труды. - М.: Изд-во АН СССР, 1947.
489
230. Симерницкая Э. Г. О перспективах исследования процессов памяти при локальных поражениях мозга //
Мозг и память. — М.: МГУ, 1975.
231. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий // Нейропсихологические исследования. — М.: МГУ,
1978. — Вып. 10.
232. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: МГУ, 1985.
233. Симерницкая Э. Г. Методика экспресс-диагностики «Лурия-90» — M 1991.

<<

стр. 10
(всего 11)

СОДЕРЖАНИЕ

>>