<<

стр. 3
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Слабо

Сильно
1.
Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой)
Сжимание руки
Перебор пальцев




2.
Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой)
В горизонтальной плоскости
В вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии)
Перенос позы с одной руки на другую




3.
Пространственный праксис
Одноручные пробы (рука – подбородок)
Двуручные (рука – рука)




4.
Пробы Хеда: односторонние; перекрестные




5.
Динамический праксис
кулак – ребро – ладонь, ребро – ладонь – кулак
1–2–1–5–1–2–5




6.
Реципрокная координация




7.
Асимметричное постукивание (2–1; 1–2)




8.
Выполнение серийных программ
Рисование серий геометрических фигур
Графические пробы




9.
Конструктивный праксис
Копирование
Перевертывание




10.
Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо)
Самостоятельный
Срисовывание
Обведение
Рисование: правой рукой, левой рукой
Перенос рисунка: справа – налево, слева – направо







Продолжение таблицы


Симптомы

Нет
Слабо
Сильно
11.
Предметные действия
Застегивание пуговиц
Завязывание узла, банта
Зажигание спички




12.
Символический праксис
Погрозить, поманить, размешать чай и т.д.




13.
Движения взора Фиксация взора (устойчивая, неустойчивая)
Спонтанные движения взора
Перевод взора по инструкции
Перевод взора за движущимся объектом
Ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз)
Нарушения плавности движений
Локализация объекта в пространстве




14.

Оральный праксис
По подражанию
По инструкции
Праксис губ (оскал, вытягивание)
Праксис языка (поднять, убрать, повернуть вправо, влево, вверх, вниз)
Праксис щек (надуть, втянуть)
Праксис лицевой мускулатуры: поднять брови, нахмурить брови
Условные оральные движения:
пощелкать;
посвистеть;
поцокать;
показать, как плюют, целуются и др.



15.

Условные реакции, действия
Простые условные реакции (на стук поднять руку) Условные реакции выбора (на стук поднять правую руку, на два стука – левую руку)
С ломкой стереотипа (111222121211)
Конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) – поднять кулак; в ответ на сильный удар (1) – поднять слабо, в ответ на слабый удар (2) – поднять сильно)
К КППКПКПК К
1122212 1
(оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программ, персеверации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.)











VIII. Исследование речи

Жалобы (на нарушения моторной, сенсорной стороны речи и др.)


Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
1.
Спонтанная речь
беседа с больным (Как Вы заболели? и др.)



2.
Автоматизированная речь
Цифровой ряд от 1 до 10
Дни недели: понедельник, вторник...
Месяцы года: январь, февраль...



3.
Дезавтоматизированная речь
Цифровой ряд: 10, 9, 8...
Дни недели: воскресенье, суббота...
Месяцы: январь, декабрь...



4.
Повторная речь
Повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с
Повторение дизъюнктных пар звуков: 6 – н, к – с, м– н
Повторение оппозиционных фонем: б – п, п – б, д – т, т – д, з – с, с – з (при невозможности повторения – реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы)

Повторение серии звуков: би – ба – бо, бо – би– ба, ба – би – ба

Повторение слов: дом, окно, кошка, портной, стон, слон; полковник, поклонник, половник; кооператив, кораблекрушение и др.

Повторение серии слов: дом – лес – кот – стол; дуб – ночь – игла; сад – шкаф – день

Повторение фраз: мальчик спит; девочка плачет; мальчик ударил собаку; девочка пьет чай

Повторение скороговорок: «из-под топота копыт пыль по полю летит»; «сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, и никто его не переколпакует»;



5.
Называние предметов
По картинкам: яблоко, лампа, чайник, бутылка, чернильница и др.
Частей тела: нос, глаз, рука, палец, локоть, плечо и др.
(отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные и вербальные парафазии и т.д.)











Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
6.
Понимание речи
Понимание слов (с опорой на картинку):
по одному элементу;
по два элемента;
по три элемента

Понимание значения слов (частей тела без зрительной опоры):
показать ухо – нос – глаз по одному элементу (ухо и т. д.); по два элемента (ухо – глаз и т. д.);
по три элемента (глаз – нос – ухо и т. д.)

Понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница и т.д.)

Понимание обиходных инструкций и предложений:
откройте рот, откройте глаза, закройте рот,
закройте глаза и т.п.;
положите левую руку в карман халата и т.д.

Понимание логико-грамматических конструкций:
показать: карандашом ключ,
ключом карандаш;
показать или выполнить инструкцию:
книга под тетрадью; тетрадь под книгой;
книга над тетрадью и т.д.
треугольник под крестом;
крест под треугольником и т.д.

показать: какой предмет более светлый;
более темный; менее светлый; менее темный;

показать или разъяснить значение слов:
мамина дочка, дочкина мама;
брат отца, отец брата
Я позавтракал после того, как прочел газету.
Что я делал раньше?



7.
Спонтанная развернутая речь
Рассказ по сюжетной картинке
Устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др. (отмечается активность, развернутость, связность текста, наличие аграмматизмов: телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.)











IX. Исследование письма

Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)


Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
1.
Автоматизированное письмо
Фамилия, имя, отчество и др.



2.
Письмо букв
Списывание печатных букв (единичных, пар)
Письмо букв под диктовку (единичных, пар)



3.
Письмо слов
Списывание
Письмо под диктовку:
простых слов: дом, окно, стул;
слов с оппозиционными фонемами: дочка – точка, забор – собор – запор;
слов с оппозиционными артикулемами: стол – стон – слон; сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение



4.
Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку) мальчик спит, девочка плачет; на улице шел дождь




X. Исследование чтения

Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и др.)


Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
1.
Чтение букв (простых и стилизованных)



2.
Чтение бессмысленных слогов
(то-ку-ни; стро-кси-мла)



3.
Идеограммное чтение
Москва, Россия, Петербург, фамилия больного



4.
Чтение привычных слов
Николай, Петр, Алексей, Павел, Андрей, дом, лето, окно, дерево



5.
Чтение сложных, редко встречающихся слов
Включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика



6.
Чтение неверно написанных слов Галз, онко. слонце, клоодец, севриз



7.
Чтение коротких отрывков
«Бежала по лесу лиса» и т.п.
(отмечаются нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т.д.).









XI. Исследование памяти

Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на потерю нити повествования и др.)


Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
1.
Запоминание цифр
5–8–2
6–9–4
6–4–3–9
7–2–8–6
4–2–7–3–6
б– 1– 9 – 4–7–3



2.
Повторение серии слов
Дом, ночь, игла
Непосредственное
Отсроченное

Стол, звон, лист, шкаф
Непосредственное
Отсроченное

Лук, мост, зонт, мир
Непосредственное
Отсроченное
Кот, стол, шар, ночь, пыль, звук
Непосредственное
Отсроченное


"
3.
Заучивание серии слов
Дом, лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон, мост, крест
1-е предъявление и воспроизведение
11-е -"-
111-е -"-
IV-e -"-
V-e -"-
Vl-e -"-
Vll-e -'-
Vlll-e -"-
IX-e -"-
X-e -»-
Припоминание после двух минут














Продолжение таблицы


Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
4.
Запоминание двух групп элементов
Запоминание группы слов
I – круг, стул
II – день, глаз
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
?/1 ?/II ?/I ?/II
1 – день, сосна, шкаф
II – книга, шапка, круг
1 ) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
?/I ?/II ?/I ?/II
Запоминание групп картинок
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
?/I ?/II ?/I ?/II
I– телефон, очки, помидор
II – гриб, бутылка, ботинки
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
?/I ?/II ?/I ?/II



5.
Запоминание двух смысловых рядов
(фразы, рассказы)
I– собака лает II– дом горит ?/I ?/II
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
Интерференция счетом ?/I ?/II
I– мальчик ударил собаку
II – девочка пьет чай
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
Интерференция счетом ?/I ?/II
I – В саду за высоким забором росли яблони
II – На опушке леса охотник убил волка
1) первое воспроизведение
2) второе воспроизведение
3) третье воспроизведение
4) четвертое воспроизведение
Интерференция счетом ?/I ?/II










Продолжение таблицы


Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
6.
Запоминание двух рассказов
1 . «Курица и золотые яйца». У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота и он убил эту курицу, думал, что у нее внутри много золота. А внутри у нее ничего не оказалось, была она как все курицы.
Воспроизведение

2. «Галка и голуби».
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, но те ее тоже не признали и выгнали.
Воспроизведение

3. «Муравей и голубка».
Муравей спустился к эучью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела.
Воспроизведение

?/I
?/II
Интерференция счетом
?/I
?/II

4. «Лев и мышь».
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревки и спасла льва
Воспроизведение
?/I; ?/II

(отмечается характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.)









XII. Исследование системы счета

Жалобы (на забывание таблицы умножения, на трудности в выполнении счетных операций в уме и др.)

Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
1. Оценка количества (пересчет группы точек)



2. Чтение и письмо простых цифр



3. Чтение сложных чисел:
78, 87, 19, 91, 107, 4807, 10126
Чтение чисел, написанных вертикально:
123,3456



4. Написание сложных чисел: 86, 68, 96, 203, 1026, 1003, 10125



5. Выполнение простых счетных операций
Повторение таблицы умножения (устно)
Письменное выполнение операций сложения, вычитания, умножения, деления:
2 + 7= 16+42 =
6 – 4= 13x15 =
11–2= 18x6 =
9 + 5 = 242 : 3 =
16 + 184= 729:9 =
31 + 1003= 125:4 =



6. Выполнение тройного счета (13+7-2= и т.п.)



7. Выполнение серийного счета: 1 00 – 7 = ... 110 – 13 = ... 124– 11 =...
(отмечается: удерживает ли больной задание, не приобретает ли счет фрагментарный характер, не заменяется ли операция счета стереотипом, не наблюдается ли соскальзывание в сторону побочных ассоциаций и т. д.)




XIII. Исследование интеллектуальных процессов

Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, на истощаемость, «вязкость мыслей» и др.)


Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
1.
«Галка и голуби» (см. выше)
«Лев и мышь» (см. выше)
«Муравей и голубка» (см. выше)
«Курица и золотые яйца» (см. выше)



2.
Понимание сюжетных картин (из «Нейропсихологического альбома»)
«Прорубь»
«Разбитое окно»
«Последняя весна» и др.







Продолжение таблицы



Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
3.
Решение задач
Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока.
Сколько она тратит за неделю?
Повторение
Решение

На двух полках 18 книг, но не поровну:
на одной в два раза больше, чем на другой.
Сколько книг на каждой полке?
Повторение
Решение

На двух полках 18 книг, но на одной из них на 2 книги
больше, чем на другой.
Сколько книг на каждой полке?
Повторение
Решение

Длина свечи 15 см, тень от свечи на 45 см длиннее.
Во сколько раз тень длиннее свечи?
Повторение
Решение

В двух ящиках 24 кг сахара, но не поровну: в одном
в три раза больше, чем в другом.
Сколько сахара в каждом ящике?
Повторение
Решение

Сыну 5 лет, через 15 лет отец будет в три
раза старше сына.
Сколько лет отцу сейчас?
Повторение
Решение



4.
Заканчивание фразы:
Высоковероятные слова
С моря дул сильный …
На небе ярко светило …

Маловероятные слова
Я позавтракал после того, как …
На столе стоял …



5.
Заполнение пропущенных слов во фразе
Высоковероятные слова
Я вышел на улицу в …, так как шел дождь.
Переходить в этом месте улицу … из-за большого движения.

Маловероятные слова
Я весь день занимался … и очень устал. Вдалеке был виден …, он уходил все дальше и дальше.





Продолжение таблицы



Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
6.
Заданный поток ассоциаций (в течение 2 – 3 мин)
Возможно быстрее назвать 7 красных (острых) предметов;
7 предметов, начинающихся с буквы «Т» и т.п.



7.
Подбор противоположностей
В пассивном плане
Большой –
Слабый –
Теплый –
Низкий –
Дорогой –
Дешевый –
В активном плане
Придумать две пары противоположных по значению слов.



8.







Подбор аналогий
а) свободный вариант
Роза – цветок малина – ягода
Лошадь – жеребенок собака – . . .
яйцо – скорлупа картофель – . . .
собака – шерсть щука – . . .
птица – гнездо человек–. . .
ключ– железо стол – . . .
коса – трава бритва – . . .
шкаф- посуда кошелек–...
врач – лечение портной – ...
горе – слезы радость–. . .
небо – тучи сцена – . . .
река – берег улица – . . .

б) выбор из альтернатив
Объяснение на примере:
























Продолжение таблицы


Симптомы
Нет
Слабо
Сильно
9.
Трактовка смысла пословиц
а) свободный вариант
6) выбор из списка
На охоту ехать – собак кормить.
Не все то золото, что блестит.

Куй железо, пока горячо.
1) Кузнец должен хорошо ковать железо.
2) Сейчас в кузницах есть механические молоты.
3) Не откладывай дела на завтра, если оно спешное.

Цыплят по осени считают.
1) К осени цыплята сильно подрастают.
2) Птицеводство – очень выгодная отрасль.
3) Об успехе дела нельзя решать сразу.

Не красна изба углами, красна пирогами.
1) Нельзя питаться одними пирогами.
2) Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами.
3) Человека надо оценивать по его ценным качествам.



10.
Классификация предметных изображений (4-й лишний) (из «Нейропсихологического альбома»)
1) Пила – топор – лопата – полено
2) Ботинок – нога – туфля – сапог и др.
(отмечается характер интеллектуальных затруднений: стереотипия, импульсивность, интеллектуальный ступор, нарушение динамики мышления и др.)



11.
Понимание родственных отношений



12.
Выполнение проб Вине
(«Оля темнее Кати, но светлее Сони.
Кто самый светлый?» и др.)




XIV. Исследование эмоционально-личностной сферы

1. Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам предварительной беседы
Во время предварительной беседы и Нейропсихологического анализа высших психических функций проводится клинико-психологическое исследование состояния эмоционально-личностной сферы, которое включает оценку:
а) общего эмоционального фона больного;
б) характера жалоб больного, самооценки больным своего состояния, переживания болезни (изменение характера, безразличие, раздражительность, тревожность и т. д.);
в) заинтересованности больного в обследовании, отношения к выполняемому заданию;
г) эмоциональной реакции больного на неудачу в процессе эксперимента, его критичности к собственным ошибкам, дефектам.
2. Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы
А. Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях. Они включают в себя четыре варианта: «Ранжирование», «Классификация», «Четвертый лишний», «Узнавание» [20 Данные методики представляют собой модификацию метода на опознание лицевой экспрессии К.Изарда (1980), выполненную С.В.Квасовцом (1982) и Э.И.Шафиевой (1990).].
Ранжирование. Тест состоит из двух серий, в каждой из которых больной должен ранжировать фотографии по степени выраженности эмоций. В первой серии ему предъявляется шесть фотографий лиц, отражающих разные положительные эмоции (от нейтрального состояния до ярко выраженной радости), во второй – шесть фотографий, отражающих по степени и качеству отрицательные эмоции (от нейтрального состояния до разной степени выраженности эмоций горя, страха, гнева). Больного просят разложить фотографии по порядку, начиная от самой приятной до самой неприятной (1-я серия) и наоборот (2-я серия).
Узнавание. Среди двенадцати фотографий три являются эталонами; из девяти остальных нужно выбрать для каждой эталонной одну фотографию, изображающую сходную эмоцию. Инструкция: «Выберите из девяти фотографий ту, на которой изображена та же эмоция, что и на предъявленной Вам фотографии».
Б. Метод запоминания и воспроизведения десяти «эмоциональных» и десяти «нейтральных» слов [21 Метод предложен и апробирован Н.Я.Батовой (1984). Подробное описание см.: Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992 – 1 изд., 1998 – 2 изд.]
.
Больному предъявляются сначала десяти «эмоциональных» слов, выделенных в предварительном эксперименте, с просьбой повторить все, что он запомнил. Потом предъявляются десяти «нейтральных» слов с той же инструкцией. В качестве «эмоциональных» слов используются слова, связанные с ситуацией болезни – будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение, операция, планы, коллектив, последствия и т.п. В качестве «нейтральных» слов используются такие, как явление, практика, колонна, страна, время, образец, договор, форма, продукция, изобретение и т.п. Анализируется влияние эмоционального фактора на продуктивность воспроизведения слов в условиях непосредственного воспроизведения.
В. Метод свободных ассоциаций
Больному предъявляется последовательно десяти слов, половина из которых «эмоциональные», половина – «нейтральные», с просьбой дать несколько ассоциаций на каждое слово. С помощью секундомера фиксируется время ассоциативной реакции. Анализируется влияние «эмоционального фактора» на скорость и продуктивность ассоциативного процесса.
3. Опросник Спилбергера–Ханина для оценки ситуативной тревожности
Методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л.Ханиным, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (личностная тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность). Шкалы самооценки Спилбергера включают сорока вопросов-суждений, двадцати из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (см. Приложение 2) и двадцати – для оценки уровня личностной тревожности (см. Приложение 3).
4. Шкала сниженного настроения Зунга
Шкала включает в себя двадцать утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения, субдепрессии.
5. Цветовой тест Люшера
Проективная методика исследования личности М.Люшера основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из восьми стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги, квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой) – дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности человека.
6. Опросник для оценки эмоциональности
Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т.е. устойчивую склонность и способность индивида к переживанию четырех базальных эмоций – печали, гнева, страха и радости. Он направлен на выявление эмоциональных переживаний, наиболее частых и типичных для больного, появление которых не обязательно связано с чрезвычайными по степени эмоциогенности событиями, стимулами и ситуациями. Опросник включает в себя 36 вопросов. Предусматривается четыре варианта ответа на каждый вопрос: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно, нет» (см. Приложение 5).
7. Восприятие эмоционального тона сюжетных картин
Свободное изложение содержания картин. Анализ понимания их эмоционального смысла.
8. Восприятие эмоционального тона рассказов
Пересказ рассказов. Анализ понимания их эмоционального содержания.
9. Данные проективных тестов: Роршаха, ТАТ и др.
Стандартная оценка результатов исследования.
При анализе результатов отмечается общее состояние эмоционально-личностной сферы: сохранность «эмоционального фактора», наличие признаков нарушения в работе отрицательной или положительной эмоциональной системы, эмоционально-личностные дефекты и др.

XV. Схема нейропсихологического заключения

Характеристика личности больного.
Дополнения к анамнезу (динамика отдельных психологических
симптомов).
Данные экспериментально-психологического исследования:
а) характеристика внимания;
б) характеристика состояния гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия);
в) характеристика состояния праксиса (пальцевого, праксиса позы, пространственного, динамического, орального);
г) характеристика речевых процессов (письма, чтения);
д) характеристика счета;
е) характеристика памяти;
ж) характеристика интеллектуальной деятельности;
з) характеристика эмоционально-личностной сферы.
4. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание
на локализацию поражения.
































Приложение 2 [22 Обработку результатов опросников Спилбергера–Ханина см.: Психологические тесты: В 2 т. М.: Владос, 1999. Т. 1.]

Опросник для оценки ситуативной тревожности (по методике Спилбергера–Ханина)

ФИО ___________Дата
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Состояние
Вовсе нет
Пожалуй, так
Верно
Совершенно верно
1 . Я спокоен
1
2
3
4
2. Мне ничто не угрожает
1
2
3
4
3. Я нахожусь в напряжении
1
2
3
4
4. Я испытываю сожаление
1
2
3
4
5. Я чувствую себя свободно
1
2
3
4
6. Я расстроен
1
2
3
4
7. Меня волнуют возможные неудачи
1
2
*-
3
4
8. Я чувствую себя отдохнувшим
1
2
3
4
9. Я встревожен
1
2
3
4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
1
2
3
4
11 . Я уверен в себе
1
2
3
4
12. Я нервничаю




13. Я не нахожу себе места
1
2
3
4
14. Я взвинчен
1
2
3
4
15. Я не чувствую скованности, напряженности
1
2
3
4
1 6. Я доволен
1
2
3
4
1 7. Я озабочен
1
2
3
4
1 8. Я слишком возбужден и мне не по себе
1
2
3
4
1 9. Мне радостно
1
2
3
4
20. Мне приятно
1
2
3
4












Приложение 3
Опросник для определения личностной
тревожности
(по методике спилбергера–ханина)

ФИО Дата
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя обычно чувствуете.

Состояние
Вовсе нет
Пожалуй, так
Верно
Совершенно верно
1 . Я испытываю удовольствие
1
2
3
4
2. Я обычно легко устаю
1
2
3
4
3. Я легко могу заплакать
1
2
3
4
4. Я хочу быть таким же, как другие
1
2
3
4
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
1
2
3
4
6. Обычно я чувствую себя бодрым
1
2
3
4
7. Я спокоен, хладнокровен, собран
1
2
3
4
8. Ожидаемые трудности обычно меня тревожат
1
2
3
4
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
1
2
3
4
1 0. Я вполне счастлив
1
2
3
4
11 . Я принимаю все близко к сердцу
1
2
3
4
12. Мне не хватает уверенности в себе
1
2
3
4
13. Обычно я чувствую себя в безопасности
1
2
3
4
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
1
2
3
4
1 5. У меня бывает хандра
1
2
3
4
16. Я доволен
1
2
3
4
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
1
2
3
4
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
1 1
2 2
3 3
4 4
19. Я уравновешенный человек




20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
1
2
3
4












Приложение 4
Опросник для оценки сниженного настроения (по методие Зунга) [23 Шкала сниженного настроения основана на опроснике В.Зунга и адаптирована Т.Н.Балашовой.Описание см.: Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.]


ФИО Дата
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных в таблице предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Состояние
Вовсе нет
Пожалуй, так
Верно
Совершенно верно
1 . Я чувствую подавленность и тоску
1
2
3
4
2. Утром я чувствую себя лучше всего
1
2
3
4
3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам
1
2
3
4
4. У меня плохой ночной сон
1
2
3
4
5. Аппетит у меня не хуже обычного
1
2
3
4
Мне приятно смотреть на привлекательных женщин,
разговаривать с ними, находиться рядом
1
2
3
4
7. Я замечаю, что теряю вес
1
2
3
4
8. Меня беспокоят запоры
1
2
3
4
9. Сердце бьется быстрее, чем обычно
1
2
3
4
10. Я устаю безо всяких причин
1
2
3
4
11 . Я мыслю так же ясно, как всегда
1
2
3
4
12. Мне легко делать то, что я умею
1
2
3
4
13. Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте
1
2
3
4
14. У меня есть надежда на будущее
1
2
3
4
15. Я более раздражителен, чем обычно
1
2
3
4
16. Мне легко принимать решения
1
2
3
4
17. Я чувствую, что полезен и необходим
1
2
3
4
18. Я живу достаточно полной жизнью
1
2
3
4
19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру
1
2
3
4
20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда
1
2
3
4










Приложение 5
Опросник для оценки
эмоциональности как черты личности
(по методике Е.А.Ольшанниковой и Л.А.Рабинович) [24 Опросник предложен и апробирован Е.А.Ольшанниковой и Л.А.Рабинович (1974) (см. Рабинович Л.А. Дифференциально-психофизиологический анализ эмоциональности как черты темперамента: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1974.]


ФИО _ Дата
Инструкция: прочитайте внимательно вопросы и ответьте на них. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Можете ли вы сказать про себя, что вы по своей натуре оптимист?
Страшно ли Вам бывает идти по темной пустынной улице?
Боитесь ли Вы темноты в незнакомой обстановке?
Склонны ли Вы предаваться невеселым, мрачным мыслям?
Считаете ли Вы, что Ваши жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения?
Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?
Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение?
Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться?
Если бы над Вами зло подшутили, привело ли бы Вас это в состояние гнева?
Свойственно ли Вам переживать чувство страха при сильной грозе?
Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих?
Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильме?
Если Вы терпите поражение в спорте, овладевает ли Вами раздражение и злость?
Можете ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше радостей, чем невзгод?
Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши
требования?
Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг Вас?
Бывает ли у Вас чувство страха при необходимости посетить
зубного врача или сделать укол?
При наличии возможностей, стали бы Вы заниматься каким-
либо опасным видом спорта?
Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у Вас
раздражение?
Можно ли сказать, что Ваше настроение чаще всего бывает
веселым и бодрым?
Вами овладевает злость, если Вы очень торопитесь, а Вам внезапно помешали?
Овладевает ли Вами раздражение, если, как Вам кажется, Вас не понимает близкий Вам человек?
Уступчивы ли Вы?
Испытываете ли Вы страх, когда Вам необходимо обратиться к
начальнику, вышестоящему лицу?
Бываете ли Вы активным участником веселья в компаниях?
Можно ли сказать про Вас, что Вы жизнерадостный человек?
Когда на Вас кричат, Вам хочется ответить тем же?
Вы решитесь пойти ночью в любое страшное место, если дело
идет на спор?
Вас легко рассердить?
Вам свойственно состояние удовлетворения жизнью?
У Вас часто появляется желание с кем-нибудь поссориться?
Считаете ли Вы себя веселым человеком?
Боитесь ли Вы выходить на сцену, на трибуну?
Вами овладевает неприятное чувство в лифте, в тоннеле?
Обычно по утрам у Вас бодрое, радостное настроение?
Можно ли назвать Вас смелым человеком?























литература

Абашев-Константиновский А.Л. Психические нарушения при органических заболеваниях головного мозга. Киев: Медицина, 1959.
Адрианов О. С. О принципах организации интегративной деятельности мозга М.: Наука, 1976.
Адрианов О.С. Структурные предпосылки функциональной межполушар-ной асимметрии мозга // Физиология человека. 1979. Вып. 5. № 3.
Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга // Методологические аспекты науки о мозге. М.: Наука, 1983.
Адрианов О. С. О принципах структурно-функциональной организации мозга // Избранные научные труды. М.: ОАО «Стоматология», 1999.
Аладжалова Н.А. Медленные электрические процессы в головном мозге М.: Наука, 1962.
Аладжалова Н.А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. М.: Наука, 1979.
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Педагогика, 1960.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Наука 1968.
Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Наука, 1971.
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука-Смысл, 1999.
Артемьева Е.Ю., Хамская Е.Д. Пространственное соотношение значений асимметрии волн ЭЭГ как показатель функционального состояния в норме // Функциональные состояния мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека // Бессознательное. Новочеркасск: Агенство Сагуна, 1994. С.11–26.
Афазия: Тексты / Под ред. Л.С.Цветковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е.Д.Хомской Т.В.Ахутиной. М.: РПО, 1989а.
Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 19896.
Ахутина Т.В. Нейролингвистический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М.: Изд-во Мин. общего и проф. образования РФ, 1998.
Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю. и др. Методы нейропси-хологического обследования детей // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 1996. № 2.
Бабаджанова Н.Р. Нарушение тактильных функций у больных с поражением теменных долей мозга: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984.
Бабенкова С.В. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром.инсульте. М.: Медицина, 1971.
Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л.: Наука, 1976а.
Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Николаенко П.Н. О роли доминантного и недоминантного полушарий в регуляции эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Медицина, 1976б.
Барановская О.П., Хамская Е.Д. Особенности частотного спектра ЭЭГ при действии индифферентных и сигнальных раздражителей в норме и при поражении лобных долей мозга // Лобные доли и регуляция психических процессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.
Бару А.В., Карасева Т.А. Мозг и слух // Нейропсихологические исследования. М.: Медицина, 1973. Вып. 3.
Батова Н.Я. Нарушение эмоций при поражении лобных долей мозга: Автореф. дисс ... канд. психол. наук. М., 1984.
Белый Б.И. Нарушения психических процессов при поражении правого полушария // Вопросы психологии. 1973. № 6.
Белый Б.И. Психопатология очагового поражения лобных долей в зависимости от стороны поражения // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1975. Т. 75. Вып. 12.
Белый Б.И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга. М.: Медицина, 1987.
Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Изд-во АПН, 1947.
Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М.: Изд-во АПН, 1966.
Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. Вып. 1–6. СПб., 1905– 1907.
Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971.
Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980.
Бейн Э. С. Восстановление речевых процессов при сенсорной афазии // Уч. зап. Моск. ун-та. М., 1947. Вып. 3.
Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Л.: Медицина, 1964.
Бианки В.Л. Эволюция парной функции мозговых полушарий. Л.: Наука, 1975.
Бианки В.Л. Обзор: латеральная специализация мозга животных // Физиологический журнал СССР. 1980. Вып. 66. №11.
Бианки В.Л. Механизм парного мозга. Л.: Наука, 1989.
Блинков С.М. Мозг в цифрах и таблицах. М.: Медицина, 1973.
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Наука, 1988.
Боголепова И.Н. Показатели структурной организации некоторых корковых формаций в левом и правом полушариях мозга человека // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1981. Т. 81. Вып. 7.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды: В 70т. М.; Воронеж: МОДЭК, 1995.
Болдырева Г.Н., Манелис Н.Г. Особенности реагирования полушарий мозга человека на поражения лимбической структуры // I Международная конференция памяти А.Р.Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. М.: РПО, 1998.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Проблема «мозг–сознание» в свете современных представлений о функциональной асимметрии мозга // Мозг и сознание (философские и теоретические аспекты проблемы). М.: Медицина, 1990.
Брудный А.А. К проблеме понимания текста // Исследование речемысли-тельной деятельности. Алма-Ата, 1974.
Буклина С.Б. Клинико-нейропсихологический синдром поражения поясной извилины человека // Клиника нервных и психических заболеваний. М.: Медицина, 1997а.
Буклина С.Б. Функциональная гетерогенность хвостатого ядра человека // Клиника нервных и психических заболеваний. М.: Медицина, 19970.
Буклина С. Б. Особенности нарушений памяти при повреждении поясной извилины и гиппокамповой формации //1 Международная конференция памяти А.Р.Лурия: Сб. докладов/ Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. М.: РПО, 1998.
Буклина С. Б. Нарушения памяти и глубинные структуры головного мозга //Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1999. № 9.
Вассерман Л.И., Дорофеева С.И., МеерсонЯ.А. Методы нейропсихологичес-кой диагностики. Практическое руководство. СПб.: Стройлеспечать, 1997.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. унта, 1976.
Вудеортс О.С. Экспериментальная психология. М.: Наука, 1950. Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения (обезьяна, примитив, ребенок). М.; Л., 1930.
Выготский Л. С., Лурия А.Р. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. М.; Л., 1931.
Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Педагогика, 1956.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960.
Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6.
Гагошидзе Т.Ш. Нарушение наглядно-образного мышления у больных до и после стереотаксических операций на подкорковых образованиях головного мозга (Fi-ядре зрительного бугра): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984.
Гагошидзе Т.Ш., Хомская Е.Д. Нейропсихологические исследования наглядно-образного мышления // Вопросы психологии. 1983. № 4.
Гаджиев С. Г. Нарушение наглядной интеллектуальной деятельности при поражении лобных долей мозга // Лобные доли и регуляция психических процессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.
Газзаниеа М. Расщепленный мозг// Восприятие: механизмы и модели. М.: Мир, 1974.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Педагогика, 1959.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
Гершуни Г. В. О механизмах слуха (в связи с исследованием временных и временно-частотных характеристик слуховой системы) // Механизмы слуха. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967.
Голант Р.Я. К клинике опухолей III желудочка // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1950. Т. 19. № 3.
Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
Глозман Ж.М. Исследование структуры лексикона у больных с корковыми и подкорковыми поражениями мозга // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. №2.
Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
Глозман Ж.М., Ковязина М. С., Ермолаев Д.В. Роль правого и левого полушарий в эмоциональной оценке зрительных стимулов // Физиология человека. 2000. № 4.
Гребенникова Н. В. Динамика восстановления высших психических функций после травматического поражения лобных долей мозга: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1985.
Гуревич М. О. Нервные и психические расстройства при закрытых травмах черепа. М., 1948.
Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект-Пресс, 1998. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. М., 1953. Т. 5. Деглин В.Л. Функциональная асимметрия мозга человека: Автореф. дисс.... д-р психол. наук. Л., 1984.
Деглин В.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. Амстердам; Киев, 1996.
Деглин В.Л., Николаенко Н.Н. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний // Физиология человека. 1975. Т. 1. № 3.
Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. М.: Медицина, 1974.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М.: Медицина, 1977.
Доброхотова ТА., Брагина Н.Н. Асимметричный мозг – асимметричное сознание //Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1993. Т. 43. Вып. 2. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М.: Книга, 1994. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., Зайцев О. С. и др. Односторонняя пространственная агнозия. М.: Книга, 1996а.
Доброхотова Т.А., Потапов А.А., Зайцев О. С. Лихтерман Л.Б.. Обратимые посткоматозные бессознательные состояния // Социальная и клиническая психиатрия. 19966. № 3.
Дуус П. Топический анализ в неврологии: Анатомия, физиология, клиника. М.: ЦПЦ «Вазер-Ферро», 1997.
Ениколопова Е.В. Динамическая организация интеллектуальной деятельности (нейропсихологическое исследование). Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 1992.
Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. №6.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений ребенка. М.: Педагогика, 1960.
Запорожец А.В., Рубинштейн С.Я. Методика восстановительной трудотерапии при ранении верхних конечностей. М.: Медицина, 1942.
Зейгарник Б. В. Экспериментально-психологические данные при травмах лобных долей мозга // Труды Центрального института психиатрии. М.: Медицина, 1947. Т. 3.
Зейгарник Б. В. Нарушение спонтанности при военных травмах лобных долей мозга// Неврология военного времени. М.: Медицина, 1949. Т. 1.
Зинченко В.П. Восприятие как действие // Вопросы психологии. 1967. № 1.
Зинченко В.П., Мамардашеили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Бессознательное. Новочеркасск: Аген-ство Сагуна, 1994. С.69–80.
Зинченко П.И- Непроизвольное запоминание. М.: МПСИ, 1996.
Изард К.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер-М, 2000.
Кабанов М.М., Карвасарский Б.Д. Актуальные задачи медицинской психологии // Психология и медицина. М.: Медицина, 1978.
Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. М.: Медицина, 1996.
Карвасарский Б.Д. Основы психотерапии. СПб.: Питер-М, 2000.
Кандель Э.И. Функциональная и стереотаксическая нейрохирургия. М.: Медицина, 1981.
Квасовец С.В. Опыт изучения эмоциональных состояний // Проблемы нейропсихологии. М.: Наука, 1977.
Квасовец С. В. Нарушения субъективной оценки эмоций у больных с локальными поражениями мозга // А.Р.Лурия и современная психология / Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
Климковский М. Нарушение слухоречевой памяти при поражениях левой височной доли: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1966.
Клиническая психиатрия: Руководство для врачей и студентов / Под ред. Т.Б.Дмитриевой. М.: Гэотар Медицина, 1999.
Краснов В.Н. Роль нейропсихологии в развитии современной психиатрии // I Международная конференция памяти А.Р.Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. М.: РПО, 1998.
Кроткова О.А. Восстановление памяти у хирургических больных: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1982.
Кок Е.П. Зрительные агнозии. Л.: Наука, 1967.
Корсакова Н.К. Нейропсихология: развитие идей школы А.Р.Лурия // I Международная конференция памяти А.Р.Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. М.: РПО, 1998.
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы // А.Р.Лурия и современная нейропсихология: Сб. докладов / Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейро-психологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Роспедагенство, 1997.
Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
Корчажинская В.И., Попова Л. Т. Мозг и пространственное восприятие М.: Наука, 1977.
Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Наука, 1977.
Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983.
Костандов Э.А. .Когнитивная гипотеза полушарной асимметрии эмоциональных функций человека // Физиология человека. 1993. Т. 19. № 3.
Костерина Э.Ю., Краснов В.Н., Хамская Е.Д. Нейропсихологические синдромы у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Материалы 10 Международного съезда психиатров. Мадрид, 1996.
Костерина Э.Ю., Краснов В.Н., Хамская Е.Д. Возможности нейропсихологии при оценке эффективности психофармакотерапии. Материалы Европейского Конгресса по психиатрии. Женева, 1997.
Котик Б. С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону 1992.
Лазарев В.В., Свидерская Н.Е., Хамская Е.Д. Пространственная синхронизация корковых биопотенциалов при интеллектуальном напряжении в норме и у больных с локальными поражениями мозга // Проблемы нейропсихологии М.: Наука, 1977.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Лебединский М. С. Об особенностях нарушения психики при поражении правого полушария // Проблемы современной психиатрии. М.: Медицина, 1948.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Моек ун-та 1971.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Политиздат, 1972.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во Моек ун-та 1977.
Леонтьев А. Н., Гиневская Т.О. Гностическая чувствительность пораженной руки // Уч. зап. Моск. ун-та. 1947. Т. 2. Вып. 3.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движения. М.: Педагогика 1945.
Лобные доли и регуляция психических процессов / Под ред. А.Р.Лурия, Е.Д.Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984.
Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка // Труды психологической лаборатории Академии ком. воспитания, им. Н.К.Крупской. М., 1927. Т. 1.
Лурия А.Р. Травматическая афазия. М.: Медицина, 1947.
Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М.: Медицина, 1948.
Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы // Советская педагогика. 1955. № 6.
Лурия А.Р. Двигательный анализатор и проблема корковой организации движений // Вопросы психологии. 1957. № 2.
Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1958. № 5.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962, 1-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969, 2-е изд. М.: Академ, проект, 2000, 3-е изд.
Лvpuя А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1963. Т. 1.1970. Т. 2.
Лурия А.Р. О двух видах персевераций при поражениях лобных долей мозга // Лобные доли и регуляция психических процессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968а.
Лурия А.Р. Проблемы и факты нейролингвистики // Теория речевой деятельности. М.: Медицина, 19685.
Лурия А. Р. Идея системности в современной психологии / Системная организация физиологических функций. М.: Наука, 1969.
Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971а.
Лурия А.Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов) // История и психология. М.: Педагогика, 19715.

<<

стр. 3
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>