стр. 1
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Составитель НИКОЛАЙ НЕПОМНЯЩИЙ
Художник ОЛЬГА БЕЗЛЕПКИНА
Редактор НИКОЛАЙ НЕПОМНЯЩИЙ

Крик мамонта. Сборник.
Предисловие Н. Непомнящего.
Художник О. Безлепкина.

М., ОБЩЕСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ТАЙН И ЗАГАДОК ЗЕМЛИ, 1991,
224 с. с ил.

ISDN 5-86422-070-1 (c)Общество по изучению тайн и загадок Земли, 1991


ПРЕДИСЛОВИЕ

Человеку всегда была присуща тяга к неведомому. Быть
может именно это стремление узнать - а что там, за ре-
кой, за лесом, за морем позвало в путь первых мигран-
тов-путешественников, заселивших мало-помалу просторы древней Ойкумены.

Мир оказался удивительно интересен, и мы до сих пор
не можем разобраться в том сложном многообразии тайн,
которые уготовила нам природа.

Раньше мы избегали говорить о том, что существует
еще нечто непознанное, не поддающееся пока разгадке, но
продолжающее жить рядом с нами, оставаясь для нас ре-
альностью. Непознанной реальностью... Ученые вы-
сказывались на сей предмет осторожно, с оглядкой. Еще
бы! Разве можно было признать, к примеру, существова-
ние стеллеровой коровы или арктодуса (гигантского мед-
ведя), когда точно установлено, что их давно уже нет на
Земле! Свидетельства очевидцев - десятки! - в расчет
не принимались. Людям не давали даже надежды на поиск.

Настоящая вакханалия в прессе (особенно усердство-
вал отдел науки "Литературной газеты") развернулась по
поводу "так называемых хилеров". Сегодня мануальной
терапией занимаются у нас в стране - в поликлиниках.
В данном сборнике мы собрали очень разные истории.
На первый взгляд они разные - эти очерки. Но их авторов
объединяет одно - стремление приоткрыть завесу неве-
домого над вековыми загадками человечества. Пусть это
будет еще один небольшой шаг в загадочный мир, мед-
ленно открывающийся перед нами.

ПОЛТЕРГЕЙСТ ИЛИ КОЛДОВСТВО?

Недавно у меня дома раздался междугородный телефон-
ный звонок. Звонила женщина из одного южного города,
просила о немедленной помощи, настаивала на встрече.
О причине своего обращения ко мне говорить по телефону
отказалась наотрез: "Только при личной встрече!"

Подобная сдержанность была мне уже хорошо знакома.
Рассказы об отрицаемых общественным мнением необъ-
яснимых Происшествиях, как правило, не предназначены
для посторонних, но в определенных пределах: пока можно
терпеть. Когда же терпению приходит конец, страдающая
сторона обращается ко всем мыслимым и немыслимым ис-
точникам: к физикам и к священникам, к милиции и к
знахарям, к экстрасенсам и к психиатрам, а также к ис-
следователям аномальных явлений.

Репутация и интуиция исследователя полтергейста
подсказали мне необходимость этой встречи. Я сообщил,
что на днях прибуду в этот город, и мы условились о встре-
че. Вскоре по приезде ко мне в гостиницу пришла целая
делегация: звонившая мне женщина и ее сноха с грудным
ребенком - вторая жена ее сына. Мы проговорили почти
два часа.

В разговоре выяснилось: пришла одна из двух вражду-
ющих половин семьи. Другую половину составляли мужья
ЭТИ.Х женщин. Источником конфликта в сознании старшей
из них был зловещий образ колдуньи - бывшей первой
жены сына. Вскоре после его развода с ней в квартире на-
чались странные происшествия: раздавались непонятные
стуки, сами собой распахивались двери, появлялись явно
посторонние предметы: затейливо перевязанные шелко-
вые ленты и шнурки от ботинок, длинные и ржавые гвозди,
жемчуг <!). В самых неподходящих местах находили рос-
сыпи копеек, в зашитой наволочке оказалась записка уг-
рожающего содержания. И все это продолжалось вплоть
до последнего времени!

Старшая из посетивших меня женщин причиной всех
этих событий считала колдовские действия первой жены
своего сына: бывая тайком в квартире, она с колдовской
целью вероломно подкладывает всякие вещи и предметы.
Когда же не может посетить квартиру втайне, прибегает
к помощи своего бывшего мужа и его отца, которые, до
сих пор, находясь у нее "под каблуком" и выполняя ее
волю, сами по ее указанию подкладывают колдовские
предметы в нужное место и в нужное время. Женщина
рассказала, что эти свои подозрения она в конце концов
высказала и мужу, и сыну. Совместная жизнь с тех пор
стала почти непереносимой! И муж, и сын стали считать
ее ненормальной. "Свихнулась!" - резонно заключили они.

Более плодтворным оказался рассказ снохи этой женщины, второй жены ее сына. По словам снохи, она никогда не верила во всякую чертовщину, но убедилась, что по-
сторонние предметы появляются в квартире и тогда, когда
в ней никого, кроме нее и ее грудного ребенка, нет. Так,
недавно она целый день пробыла в квартире одна и, пе-
рекладывая в очередной раз ребенка, обнаружила в его
кроватке английскую булавку, лежавшую под головкой
ребенка. Сказала об этом мужу, но тот заявил, что это
его мать колдует. На вопрос, как же мать или кто-либо
мог это сделать, не заходя в квартиру, муж ответил, что
на то есть колдовство.

С каждым новым штрихом суть дела становилась для
меня все более и более ясной. Никому из членов этой мно-
гострадальной семьи не приходила мысль о том, что стран-
ные происшествия, коим они оказались свидетелями,
могут происходить сами по себе, самопроизвольно, без
участия рук человеческих! Потому-то они и умозаключи-
ли, что для этого требуется человек, лицо, вообще го-
воря - любая подходящая персона, на которую можно
"списать" все эти необъяснимые происшествия. Необхо-
дим виновник, "стрелочник", ответственный за эти несу-
разные события. И все это очень серьезно, потому что
несуразность происходящего в корне подрывала основы
сложившегося в этой семье мировоззрения, до сих пор не-
противоречиво объяснявшего действительность. В роли
"стрелочника" выступает то "свихнувшаяся" по мнению
мужа и сына их жена и мать, то колдунья - либо - по
мнению матери - первая жена сына, либо - по другому
мнению сына - его собственная мать. И сразу же все ста-
новится на свои места, поскольку все несуразности пол-
учают "праводоподобное" объяснение и мир перестает
рушиться. А то, какой ценой это достигнуто, отходит на
второй план. И уже становится неважно, что одна из пред-
полагаемых "стрелочниц" объявлена колдуньей, а другая
- сумасшедшей. Главное, что этим достигнуто - удалось
уберечься от крайне болезненной ломки собственного ми-
ровоззрения, представления о возможном и невозможном.

Все это я терпеливо разъяснил двум пришедшим ко мне
женщинам. Более понятливой оказалась сноха, чему спо-
собствовали как ее критический настрой, так и наблюде-
ния за странными проявлениями в отсутствие в квартире
посторонних. В конце концов и ее свекровь припомнила
случаи, когда посторонние предметы появлялись в квар-
тире при отсутствии и мужа, и сына, и первой жены по-
следнего. Я пояснил, что связь полтергейста с колдовством
носит всего лишь гипотетический характер, но что связь
с полтергейстом всего того, что они наблюдали, неоспо-
рима. Поэтому нужно прекратить бесплодные поиски
"стрелочника" в лице то колдуньи - первой жены сына,
то колдуньи-матери, то той же, но уже "свихнувшейся"
матери. В том, что происходит, "виноват" полтерг°йст -
весьма редкое аномальное явление, с которым, к несча-
стью, столкнулась эта семья. Напряженные отношения в
семье, продолжал я, могут быть одной из причин, прово-
цирующих проявления полтергейста. Восстановление же
мира в семье, бывает, прекращает полтергейст. Я посове-
товал обоим женщинам рассказать все это своим мужьям.

Выходя из гостиничного номера, старшая из женщин
произнесла вслух: "Как же это так я за зря на своего ста-
рого грешила? Буду просить у мужа прощения!" Эти ее
слова еще более укрепили во мне уверенность, что мир в
этой семье восстановится, а вместе с ним, скорее всего,
прекратятся и проявления полтергейста. Однако ситуация
требовала наблюдения и я попросил своего коллегу из этого
города поддерживать связь с пострадавшей от полтергейста
семьей. Свою же задачу я посчитал на этом выполненной.

В ПОИСКАХ "СТРЕЛОЧНИКА",
ИЛИ КАК ПРОИСХОДИТ "ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ"
ПОЛТЕРГЕЙСТОВ

Приведенный случай - выразительный пример персо-
нификации, то есть олицетворения полтергейстных про-
явлений. Сознание современного человека, отвергая
аномальные проявления как невозможные, немыслимые,
ищет любое другое хоть сколь-нибудь правдоподобное объ-
яснение. И находит его - в гипотетических "коварных"
происках ближнего своего. Чаще всего в роли "стрелоч-
ника" выступают реальные или предполагаемые враги:
члены семьи, сослуживцы, соседи по месту жительства,

повинные в чем угодно; но только абсолютно непричастные
к полтергейсту. Такое, признаться, весьма распространен-
ное мнение однажды даже было подкреплено авторитетом
Академии наук СССР.

Я имею в виду широко известную статью журналиста
В.Н. Травина "Доморощенная магия, или Похождения Ба-
рабашки", напечатанную газетой "Московский комсомо-
лец" 3 января 1989 года. Эта статья - интервью о
полтергейсте с заведующим лабораторией психотроники
Отдела теоретических проблем Академии наук СССР В.Т.
Исаковым.

Виктор Трофимович Исаков считает, что есть три вида
полтергейста: спонтанный, индуцированный, провокаци-
онный. В первом случае человек или группа людей само-
произвольно (спонтанно) "впадают в особое психо-
физическое состояние; близкое к самогипнозу". Человек
в этом состоянии способен делать невероятные для обыч-
ного своего состояния "подвиги", затем "тут же выйти из
гипнотического состояния и удивиться тому, что произош-
ло". Провокационный полтергейст - это самый натураль-
ный чистой воды обман, к которому прибегают моральцо
нечистоплотные люди для достижения своих корыстных
целей: "получения новой квартиры, желания произвести
эффект на публику, вызвать испуг и так далее", причем
они выполняют свои трюки сами, осознанно.

Для нас в данном случае наибольший интерес пред-
ставляет второй (по В.Т. Исакову) вид полтергейста -
индуцированный: "Если в спонтанном полтергейсте все со-
бытия происходят неосознанно, то в индуцированном это
кому-то бывает нужно. Допустим, в семье или среди близ-
ких родственников возникает серьезный конфликт, и по-
страдавшая сторона желает всем отомстить. Хотя это и
необязательно должен быть член семьи. Им может быть
и сосед, и знакомый, и сослуживец... Условно мы его на-
звали "скрытым лицом". Но оно, как правило, не обладает
способностью вызвать в доме тарарам, то есть то, что мы
называем полтергейстом. В таком случае оно вынуждено
обратиться за помощью к "колдуну".

- Что представляет из себя этот "колдун"? - спра-
шивает В.Н. Травин и получает ответ: "Это так называ-
емые в народе "бабка" или "дед", обладающие
уникальными способностями гипноза. Вот они и могут сде-
лать все, что пожелает "заказчик". Ведь всем известно,
что практически в каждой деревне есть такие люди".

Эта версия о "колдовском" происхождении полтергей-
ста мгновенно стала как бы родной для множества людей,
страдающих отпсевдополтергейстныхпроявлеййй. В.Н.

Травин, автор статьи, был буквально атакован десятками
телефонных звонков в день, сотнями писем от жертв псев-
дополтергейста. Звонившие и писавшие упорно не заме-
чали, что в статье слово "колдун" было взято в кавычки.
Авторитет Академии наук СССР, в системе которой ра-
ботал В.Т. Исаков, автор версии о "колдовской" природе
индуцированного полтергейста, всегда был достаточно вы-
сок среди потенциальных жертв псевдополтергейстных
проявлений.

Что же они собой представляли, эти жертвы? Прежде
всего, среди них были люди, и понятия не имевшие, в чем
заключаются полтергейстные проявления, но придавав-
шие излишнее значение некоторым событиям, странным
с их точки зрения (в себе или своем окружении), имевшим
вполне разумное объяснение. Вторую категорию жертв со-
ставляли душевнобольные, в основном с бредом физиче-
ского или психического воздействия. Они упорно
утверждали, что их недруги воздействуют на них либо лу-
чами находящейся в соседней квартире специальной фи-
зической установки, либо своими мыслеизлучениями. Тут,
как говорится, все ясно.

Но была и другая, правда, немногочисленная группа
обратившихся, отнесение которых к категории жертв псев-
дополтергейстных проявлений вряд ли было бы справед-
ливым. Все они действительно страдали от вполне
реальных и, похоже, полтергейстоподобных проявлений,
но также придерживались версии их "колдовского" про-
исхождения. Приходилось тщательно разбираться в каж-
дом конкретном случае.

Наиболее поучительным из них с точки зрения вскры-
тия психологических механизмов олицетворения полтер-
гейстных проявлений, механизмов поиска и нахождения
"стрелочника" служит письмо человека - условно назо-
вем его И.И. Сидоров - из одного подмосковного города.
Письмо от 4 февраля 1989 года адресовано прокурору этого
города. Копию же письма И.И. Сидоров направил главно-
му редактору газеты "Московский комсомолец":
"Мне нужна помощь. Это как бы само собой.
Нужно погасить в стране нарастающее колдовство, от
которого страдают люди, затем уничтожить колдунов, как
главных врагов народа и перестройки.

Это не Барабашка. Это хищное зверье с черной дурной
завистью, ненавистью. Их голыми руками не прощупаешь.
Нужен строгий закон, без пощады карающий их.
Прошу сообщить результаты раэбора материала".
Так уж случилось, что разбираться в этом материале
пришлось мне. Много часов провел я в беседах с И.И. Си-

доровым, мы даже подружились и до сих пор поддерживаем
это наше знакомство. Что же выяснилось? Если очень крат-
ко, то "симптомы болезни", от которых реально страдают
И.И. Сидоров и его близкие, складываются из признаков,
характерных как для случаев так называемых беспокой-
ных домов, так и для так называемых геопатогенных зон.
А И.И. Сидоров, даже и не подозревая о такой возмож-
ности, во всех своих страданиях винит "колдунью" - свою
престарелую соседку. Образ врага найден! Довольно долго
я уверял И.И. Сидорова, что это не так, что скорее всего
и его "колдунья" страдает таким же образом (их отноше-
ния не позволили мне достоверно выяснить это) и что один
из возможных вариантов изоавления от этого - пересе-
литься в другое место, но он твердо стоял на своем. И
только лишь тогда, когда его соседка ушла, как говорится,
в мир иной, а "симптомы болезни" остались, И.И. Сидоров
наконец-то признал мою возможную правоту.

Собственно говоря, поиски внешнего врага, внешних
причин собственных неприятностей - обычная и весьма
распространенная форма поведения как сообщества лю-
дей, так и отдельно взятого человека. В своем крайнем
выражении она особенно ярко проявляется у определенных
категорий душевнобольных: неизвестные им причины не'
обычных или неприятных ощущений в теле, галлюцина-
ций, могущие затрагивать все органы чувств, что связано
с внутренними патологическими процессами, протекаю-
щими в тканях их мозга, такие больные как бы проецируют
во вне. Они ищут внешний источник своих мучений и не
подозревают, что сами же являются "носителями" своих
собственных страданий!

Итак, современный "просвещенный" человек обычно
не верит ни в полтергейст, ни в нечистую силу - в по-
следнюю особенно. Поэтому-то в роли "стрелочника" у
него выступают не проявления полтергейста и не проделки
целого сонма мифологических персонажей, а целенаправ-
ленные, закономерные действия своего же собрата - жи-
вого человека из плоти и крови, нередко обладающего
особыми, например, "колдовскими" способностями.

Если же мы возьмем "не слишком просвещенного" че-
ловека наших дней или вообще человека, не обременен-
ного грузом современной цивилизации, то в таком случае
на роль "стрелочника" уже будут претендовать духи, бо-
жества, различные персонажи народной демонологии. Эти
персонажи в фольклористике и этнографии обычно трак-
туются как персонифицированные, то есть олицетворен-
ные, явления природы. Это - божества разных, 6 том
числе и низших уровней иерархии. Каждому из таких пер-

сонажей свойственны свои специфические функции.

Интересна группа мифологических персонажей ни-
зших рангов, чьи функции в значительной степени схожи
с "функциями" (или проявлениями) полтергейста - ано-
мального явления, не находящего удовлетворительного
объяснения в рамках современной науки. К этой группе
следует отнести домового-доможила, домового-дворового,
банника, овинника, гуменника, кикимору, мокруху и ряд
других персонажей народной демонологии.

Возьмем, например, мокруху. Этот персонаж, согласно
поверью, оставляет мокрое место там, ще посидит. С дру-
гой стороны, одно из нередких проявлений полтергей-
ста - необъяснимое появление мокрых пятен, луж или
струй воды. Мне приходилось сталкиваться с такими слу-
чаями. Так, например, года два тому назад меня пригла-
сили посетить одну московскую квартиру, в которой
невесть откуда на полу, на стульях, табуретках появились
лужицы воды, смачивались кресла, диван, постель и по-
стельное белье, носимая одежда - брюки, платья, юбки.
Созвонившись и получив приглашение приехать я, поло-
жив в портфель запасные брюки, отправился в путь. При-
ехав, а дело было в октябре, я застал такую картину: вся
квартира представляли собой своего рода сушилку! Про-
сушивалось все: матрацы, простыни, одеяла, подушки, на-
волочки, пододеяльники, покрывала, платья, брюки, юбки
и прочее. Дело осложнилось тем, что отопления, как на-
рочно, еще не включили. Особо доставалось одиннадца-
тилетней Наташе. Когда она ложилась спать, приходилось
неоднократно и безуспешно менять постельное белье:
только что замененное на сухое, оно вдруг оказывалось
мокрым! На запах же вода оказывалась обычной - мос-
ковской водопроводной.

Во время рассказа и показа этих и других полтергей-
сгных проявлений все мы - Наташа, ее дядя, бабушка и
дедушка, а также и я - сидели в одной комнате. Время
от времени Наташа или ее дядя со смущенной улыбкой
скромно удалялись из комнаты - около дюжины раз -
и возвращались в других, сухих брюках (дядя) или юбоч-
ках (Наташа). Места, на которых они только что сидели,
будь то диван, стул с мягкой обивкой или табуретка с пла-
стиковым сиденьем - внезапно оказывались мокрыми.
Однажды чуть не замочило дедушку. Он деликатно и с
опаской присел на краешек табуретки - и вдруг на нащих
глазах на другом ее краю все мы увидели узкую, в не-
сколько сантиметров шириной, полоску воды. Спустя не-
сколько дней фаза водного полтергейста закончилась,
сменившись другими, не менее диковинными проявлени-

ями. Запасные брюки мне, к счастью, на этот раз не по-
требовались. В данном случае эта предосторожность ока-
залась излишней, но не бессмысленной: я знал, что на
первых этапах развития фазы водного полтергейста сма-
чивается все и вся и лишь потом смачивание фокусируется
на "носителе" таких проявлений и на принадлежащих ему
вещах. "Носителем" в данном случае была Наташа, и фе-
номен смачивания уже вступал в фазу сосредоточения на
своем "носителе" и на принадлежащих ему вещах. Поэ-
тому-то меня и не затронуло.

Бывая позже в этой же квартире, я не раз жалел об
опрометчиво не взятых с собой запасных ботинках, зимней
шапке, шарфе, перчатках: кое-что оказывалось под струей
воды из крана, кое-что портилось, кое-что на время оес-
следно исчезало. Но это уже были не мокрухины проделки:
скорее, это было баловство домового или кикиморы, если
судить по приписываемым этим мифическим существам
функциям. Они буквально "выживали" меня из квартиры
и однажды, испытав в течение примерно получаса свыше
двадцати "нападений" на принадлежащие мне вещи я, су-
мев наконец-то собрать в охапку залитые водой зимнюю
шапку и ботинки, пальто без пуговиц, исчезнувший, а по-
том найденный втиснутым в рукав пальто причудливо -
в виде "Чебурашки" - завязанный шарф, выскочил на
лестничную площадку. Я вежливо отклонил любезное
предложение искренне соболезновавших мне хозяев этой
"нехорошей" квартиры вновь войти в нее, прямо на лес-

тничной площадке привел в относительный, насколько это
было возможно, порядок себя и свои вещи и, рассыпаясь
в извинениях, тут же отбыл восвояси, испытывая муки от
укоров совести, что оставил эту несчастную семью один
на один со столь вредной нечистой силой.

Эта московская семья, в отличие от семьи из южного
города, о которой я рассказала начале этой статьи, недавно
прочитала о проделках "Барабашки" и была таким обра-
зом психологически готова к встрече с полтергейстом. Тем
не менее по предложению Наташи все, что происходило
у них в квартире, шутливо считалось проделками "Чебу-
рашки". Постепенно в эту игру, незаметно для себя, вклю-
чился и я. Сколь же живуче оказалось стремление к
олицетворению аномальных явлений, хотя бы и в шутли-
вой форме!

Но человеку далекого прошлого или современному че-
ловеку при столкновении с аномальным явлением нередко
бывает отнюдь не до шуток. Даже и мне было совсем не
весело, когда я, "выжитый" из "нехорошей" квартиры,
стоял как неприкаянный на лестничной площадке с при-
жатой к груди охапкой своих вещей. А каково было в тот
момент ее обитателям, временно лишившимся столь не-
обходимой для них тоща психологической поддержки с
моей стороны? Можно предположить, что для человека и
далекого, и не столь далекого прошлого, столкнувшегося
с проявлениями полтергейста, поверья о фантастических
с современной точки зрения существах, производящих эти
феномены, служили своего рода эквивалентом психологи-
ческой поддержки. Эти поверья давали как непротиворе-
чивое объяснение случившегося, так и способы
противостояния или совместного, относительно бесконф-
ликтного, проживания с этой нечистью. А это уже реаль-
ные знания, своего рода руководство к действию,
облеченное, правда, в суеверную форму. И задача иссле-
дователя - найти в этих крупицах воплощенного народ-
ного опыта рациональное зерно.

В самом деле, каковы, например, функции, приписы-
ваемые домовому? О.А. Черепанова в книге "Мифологи-
ческая лексика русского Севера", изданной в 1983 году,
так описывает эти функции: домовой "проявляет себя раз-
личными звуками - стуком, скрипом, вздохами и крях-
тением, а также перемещением и пропажей вещей.
Наваливается на спящего и "гнетет" ночью, оставляет на
теле синяки". Но все это характерно и для "проделок"
полтергейста!

Полтергейстные проявления в русской крестьянской
избе нередко не ограничиваются геометрическими пере-

делами дома, а распространяются на двор и дворовые по-
стройки. Поэтому, как пишет С.В. Максимов в книге "Не-
чистая, неведомая и крестная сила", переизданной в 1989
году, в народе считают, что есть домовой-доможил, оби-
тающий в избе, и приданные ему в помощь домовой-дво-
ровой, банник, овинник (гуменник) и кикимора: "Вся эта
нечисть - те же домовые, - пишет С.А. Максимов, -
отличные лишь по более злобным свойствам, по месту жи-
тельства и по затейливым проказам".

А уж проказы бывают действительно более чем затей-
ливые. Возьмем, например, кикимору. Чаще всего она про-
казит с веретенами, прялкой и начатой пряжей, причем
нитки сучит не слева направо, как принято у людей, а
наоборот. Бывает, что кикимора треплет и сжигает кудель,
оставленную у пряжи без присмотра. Кикимора невидимо
ходит по полу, сильно стуча при этом ногами, гремит по-
судой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и
пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печ-
ки, стучит вьюшками, крышками от коробов и под. Об
этих и других проказах кикиморы пишут и О.А. Черепа-
нова, и С.В. Максимов. А ведь все эти "проказы" харак-
терны и для полтергейста!

Среди проказ домового и кикиморы, а также среди про-
явлений полтергейста имеется одно весьма любопытное об-
щее: самозавязывание и саморазвязывание узлов. Сучение
и прядение нитей, свойственное кикиморе - из того же
самого ряда, как и способность домового заплетать в косы
волосы на голове человека, хвосты и гривы лошадей. Кста-
ти, мой многострадальный шарф, завязанный наташиным
"Чебурашкой", оказался скручен справа налево.

Да и проказы такого персонажа, как банник, мало чем
отличаются от некоторых типичных проявлений полтер-
гейста. С.В. Максимов пишет, что банник, в частности,
может бросаться горячими камнями из каменки. Но кам-
небросательный полтергейст известен с незапамятных вре-
мен! Например, описано самопроизвольное камне-
бросание, датированное 355 годом нашей эры. В январе
1989 года самопроизвольное камнебросание наблюдали в
кишлаке Спинз Шугнанского района Горно- Бадахшан-
ской автономной области Таджикистана, о чем 7 марта
1989 года сообщила газета "Тоджикистон совети".

Итак, "стрелочники" найдены. Ими оказались, с одной
стороны, реальные или предполагаемые склонные к кол-
довству живые люди из плоти и крови, с другой - раз-
личные мифические персонажи, запечатленные во многих

фольклорных жанрах. Представляется интересным про-
дрлжить анализ параллелей в проявлениях как полтер-
гейста, так и этих персонажей в соответствии с припи-
сываемыми им функциями.

РАССКАЗЫ О СЛУЧАЯХ, ЛОГИКА КОТОРЫХ
ЯВНО ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

В 1987 году в Новосибирске вышла в свет необычная кни-
га - "Мифологические рассказы русского населения Во-
сточной Сибири". Это - составленный иркутским
фольклористом В.П. Зиновьевым сборник быличек и бы-
вальщин, собранных в 1966-1980 годах в Забайкалье и в
Иркутской области. Книга содержит описание случаев,
представляющих несомненный интерес для исследовате-.
лей аномальных явлений. И, видимо, не случайно для
большинства из них эта книга стала как бы настольной.
Не остался в стороне и автор этих строк, испытывающий
давний интерес к феноменам полтергейста. При чтении
ряда сюжетоь меня постоянно охватывало ощущение
встречи с чем-то уже давно известным и хорошо знакомым,
в том числе и по личному опыту. Вот, например, быличка,
записанная в селе Курумдюкан Читинской области в 1980
году. В ее основе - "событие, взволновавшее несколько
соседних деревень", а потому и рассказ об этой истории
на сюжет "Кикимора общается с людьми" записан от пяти
человек (все случаи из книги В.П. Зиновьева излагаются
в сокращении, но по возможности близко к оригинальному
тексту):

- В одном доме, где жила мать с тремя дочерьми, по-
явилась кикимора. Она отвечала стуком на вопросы. По-
слушать ее приходили не только местные жители, но и
приезжие. Как-то узнавала, сколько чужих, сколько сво-
их. Когда спрашивали, точно отвечала стуком. По просьбе
выигрывала мелодию - стуком на половицах. Бросала в
людей разными предметами: углем, ботинками, клубком
пряжи. Нельзя же так жить. Хозяевам нет покоя. С по-
мощью знакомого человека нашли в доме куколку и со-
жгли ее на костре. Все прекратилось.

Невольно вспоминается другая история с похожим сю-
жетом - "Барабашка" общается с людьми. "Барабаш-
ка" -главныйгероЙзнаменитоготелефильма "Ктотам?",
показанного на первой неделе января 1989 года, а также
бесчисленных газетных репортажей. В результате этот
весьма неоднозначный персонаж до сих пор пользуется по-
истине всесоюзной известностью. А тогда, 28 сентября 1988

года, автор этих строк вместе со своим коллегой В.Н. Фо-
менко пришел в гости к "Барабашке", который незадолго
до этого незаконно "прописался" в одном из московских
общежитий молодых строителей, в комнате, где прожива-
ли три подруги - Феруза, Флюза и Таня. Минут через
1^ начались стуки в пол. Я заметил, что стуки раздаются
из-под ступней Ферузы. Приглядевшись внимательнее,
увидел, что одновременно со стуками у Ферузы сокраща-
ются сухожилия ступней: один стук - одно сокращение,
два стука - два сокращения, стук из-под левой ступ-
ни - сокращаются сухожилия левой ступни и т.д. Стало
неинтересно. Попросил всех присутствующих оторвать но-
ги от пола. При этом был уверен, что после этого все стуки
прекратятся. К моему удивлению, стуки продолжались.
Они глухо раздавались из матраца кровати, на котором
сидела Феруза. Я также присел на эту кровать. К еще боль-
шему удивлению, синхронно с глухими стуками я ощутил
отчетливые точечные прикосновения изнутри матраца, и
так много раз. Уступил свое место В.Н. Фоменко - все
слышат глухие стуки из матраца, а он сообщает еще и о
таких же прикосновениях. Вновь занял свое место - то
же самое. Под общий смех заглянул под кровать - убе-
диться, что там никого нет. В конце визита В.Н. Фоменко
задал "Барабашке" серию альтернативных вопросов об ис-
ходе финального олимпийского матча по футболу, кото-
рый должен был состояться через пять дней - 3 октября
1988 года. Ответы давались "обычным" способом: один
стук - "да", два - "нет". Победа олимпийской сборной
СССР по футболу и счет матча были предсказаны точно.
А вот другая быличка, записанная В.П. Зиновьевым:
- Инвалид Отечественной войны, несуеверный, взду-
мал построить себе новый дом. Сыновья строили, а он им
указывал. И вот, как они спать лягут, в этом доме ночью
такой тарарам поднимался^ будто ведра стукаются и пе-
реворачиваются, гром, шум ужасный стоит - спать не-
возможно. И так повторялось каждую ночь. Однажды отец
не выдержал, накричал на сыновей, что они там ведра за-
были, вот их ветер и гоняет по крыше, по чердаку. Они
отца подняли наверх, осветили - а там пусто. Слезли, а
все ведра стоят внизу. Плюнул отец с досады, пошел спать.
Только в дом - на крыше опять началось. Так ничего
они сделать и не смогли. Жуть стала брать всех. Продали
дом и уехали.

И опять вспомнилась покожая история, о которой со-
общила одна московская семья, прочитав в июльском но-
мере журнала "Юный техник" за 1989 год интервью со
мной:

- Мы решили написать о том, что у нас творилось в
доме в деревне, где мы жили до пожара. Когда дом еще
строился, то есть был совершенно новый, по ночам про-
исходили странные вещи: когда все ложились спать, вдруг
начинала капать вода, как будто в пустую чашку. И не
только одни мы слышали эти звуки, за стенкой жилец,
еще одна семья, то есть под одной крышей жили две семьи
из нашей родни, они тоже слышали, как капает вода, или
вдруг на "потолке" начинали ходить так, что прогибались
доски, а когда поднимались на "потолок", то есть на чер-
дак, то все прекращалось, а когда спускались, происходило
все то же самое. Также в очень лунную ночь, в сарае про-
исходило нечто странное: однажды привезли дрова и мы
их сложили в поленницу, ночью мы вдруг услышали стук
топора и звуки, напоминающие кряхтение, как будто кто-
то колет дрова, уже пожилой и е^у тяжело заниматься
этим. Но на следующий день, когда мы вошли в сарай,
дрова лежали так же, как и были положены раньше, то
есть будто ничего не происходило. Также мы слышали раз-
ные звуки, слышали, как в стене пела птичка, мы пере-
ходили из комнаты в комнату и она как будто переселялась
с нами, то есть перелетала, но как она могла петь и пе-
релетать по очень тонким жердочкам из железобетона, а
стены были не из дерева, а из шлака, почти примерно в
^0 см толщиной? Нам говорили, что это нас кто-то пред-
вещает о беде, но мы не верили, и вот 24 декабря 1977
года дома у нас начался пожар, дом сгорел и по сей день
стоят только стены.

По мере дальнейшего чтения сюжетов, запечатленных
В.П. Зиновьевым, вспоминались и другие аналогичные
случаи, известные мне как по литературе, так и из личного
опыта. Все это не могло не вызвать вопрос о соотношении
фольклора и аномальных явлений. Неужели подобные, во-
истину необыкновенные, явления и происшествия не пол-
учают отображения в фольклоре? Подавляющее
количество сюжетов, записанных В.П. Зиновьевым, он
слышал от людей, родившихся в конце прошлого века или
в начале текущего. Неужели все это только бабушкины
сказки?

Из пояснительных текстов к книге В.П. Зиновьева сле-
дует, что сюжеты запечатленных в ней событий не имеют
никакого отношения к действительности, поскольку "ос-
нову всех этих рассказов составляют вымысел, небывалое,
фантастика". Былички расцениваютя только как "поэти-
ческие небывальщины". За "истинные причины, благода-
ря которым события или факты приобретают характер
сверхъестественных", принимаются "болезнь, недомога-

ние, вызвавшие состояние бреда или галлюцинации". По-
следнее - предложенное самим В.П. Зиновьевым объяс-
нение рождения, по его словам, "рассказов о случаях,
логика которых явно вызывает сомнение".

У ЧЕРТА НА КУЛИЧКАХ

Действительно, логика именно рассказов о случаях пол-
тергейста и так называемых беспокойных домов, подобных
описанным выше, всегда вызывает сомнение, но лишь у
слушателей и читателей. Пострадавшим от этих феноме-
нов, их очевидцам и свидетелям обычно бывает не до со-
мнений. Их одолевают более конкретные заботы - как
избавиться от подобной напасти, невзирая на всю невоз-
можность и нелогичность случившегося.

Феномены полтергейста в своих крайних и необычных
проявлениях способны оставить длительный след в созна-
нии целого народа. Об одном таком случае поведал про-
фессор Московского университета, этнограф и
фольклорист И.М. Снегиреь. В книге "Москва. Подробное
историческое и археологическое описание города", издан-
ной в 186^ году, он описал весьма необычное событие, на
которое, по его словам, "...намекает известная московская
поговорка: у черта на Куличках". Событие это отражено
в "Житии" преосвященного Иллариона (1632-1708),
строителя Флорищевой пустыни, впоследствии -- митро-
полита суздальского и юрьевского. Само событие описано
"по сказанию" его непосредственного участника и свиде-
теля - "самовидца" монаха Марка. Описываемый эпизод
приходится на осень и зиму 1666 года. Место происше-
ствия - нищепитательница (богадельня) при церкви Кив-
ра и Иоанна на Кулижках, за Варварскими вратами, близ
Ивановского монастыря, в Белом городе в Москве. В эту
богадельню, ще жили старухи с сиротами и подкидышами,
"...вселился демон, впущенный туда одним чародеем. Этот
демон делал старухам разные пакости, не давал им покоя
ни днем, ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, кри-
чал им вслух разные нелепости; на печи, на полатях и в
углах стучал и гремел", швырялся камнями, сам оставаясь
невидимым. Происходящее серьезно обеспокоило царя
Алексея Михайловича: "...он велел священникам молит-
вами действовать против злокозненного духа; но они ни-
чего не успели и только раздразнили его, так что он стал
обличать их самих в разных беззакониях". 2 ноября
1666 года в Москву прибыли вселенские патриархи. При-
ближенные царя указали ему на преподобного Иллариона,
"...который молитвами своими мог прогонять нечистых ду-

хов... Пять недель с двумя иноками там подвизался в мо-
литвах Илларион" и, сколь не упорствовал этот "демон",
"...но молитвами преподобного совершенно был изгнан из
богадельни". Чтобы убедиться в успехе, Илларион еще де-
сять недель оставался в богадельне, после чего отбыл во
Флорищеву пустынь.

Событие это, поразившее воображение жителей Мос-
квы того времени, закрепилось в памяти поколений в вы-
ражениях "у черта на Кулижках (Кулишках)", "у черта
на куличках", "к черту на кулички", "чертовы кулички"
- в значении неведомо ще, куда. Нетрудно заметить, что
в памяти русского народа сохранилось только место, ще
произошло это "нелогичное" событие, а содержание по-
следнего оказалось вытесненным, возможно, ввиду того,
что "логика" этого события вызывала непреодолимое со-
мнение. Особое недоверие связано с феноменом невесть
откуда звучавшего человеческого голоса. Однако, поко-
павшись в литературе, удалось обнаружить свыше 30 опи-
саний подобных случаев за последние 800 лет, включая и
XX столетие, когда от двух и до нескольких десятков че-
ловек были свидетелями аномальных голосовых и других
необычных феноменов одновременно. Один из таких слу-
чаев наблюдался вскоре после события на Кулижках - в
Нидерландах в 1668 году, другой незадолго произошел в
Шотландии - в 16.54 году. Самый последний из известных
мне случаев голосового полтергейста имел место в Ленин-
граде в 1989 году. Одному из исследователей - С.П. Ку-
зионову, даже удалось сделать магнитозапись этих
необычных голосовых проявлений.

События, подобные случившемуся на Кулижках, нео-
бычны, редки, но не единичны. Благодаря своей крайней
необычности подобные события, запечатлеваясь в различ-
ных жанрах фольклора, остаются в памяти поколений.
Так, например, А.Г. Леман в своей "Иллюстрированной
истории суеверий и волшебства от древности до наших
дней", изданной в 1900 году, упоминает о сюжете, запе-
чатленном в исландской саге Гретта Сильного. Согласно
саге, во дворе Торгальсштада завелась нечистая сила. Она
даже начала разрушать дворы, ломать дома и вообще при-
носить много вреда: вылетали балки, все рушилось, раз-
валился весь дом. Известны подобные же неистовые
проявления полтергейста, при которых прогибается крыша
дома, рушатся его стены, поскольку камни, из которых
они сложены, сами собой срывались со своих мест.

При всем при этом, если отвлечься от объяснений, по-
зволительных для XVII и более ранних веков ("вселился
демон, впущенный туда одним чародеем", "завелась не-

чистая сила" и пр.), и сосредоточиться на наборе фено-
менов и динамике их протекания, станет возможным ото-
жествить необычные феномены на Кулижках и в Тор-
гальсштаде с феноменами полтергейста.

Слово полтергейст в буквальном переводе с немецкого
означает "шумливый дух" и, следовательно, отражает не
природу явления, а его истолкование в духе народной де-
монологии. Последнее - предмет исследования фолькло-
ристики. Наш предмет исследования в данном случае -
совокупность и динамика протекания феноменов, припи-
сываемых полтергейсту или нечистой силе. Всем случаям
полтергейста, независимо от того, когда и где они про-
изошли, свойственна единая картина проявления феноме-
нов, в то время как интерпретация или объяснение событий
варьируют, в соответствии с эпохой, от проделок нечистой
силы до проделок проказливого подростка. Таким образом,
центральным становится феноменологический подход,
что, в отличие от интерпретационного, дает более реаль-
ные шансы понимания происходящего. Напротив, сосре-
доточение внимания исключительно на интерпрета-
ционном подходе, что свойственно фольклористике, при-
водит к тому, что вместе с водой (интерпретация фено-
менов) выплескивается и ребенок (сами феномены).

В этой связи представлется интересным проследить, с
использованием конкретного фольклорного материала,
отображаются ли в нем реальные феномены полтергейста,
и если да, то насколько полно это отображение? Будем
при этом руководствоваться феноменологическим подхо-
дом, отрешившись от интерпретационного, при котором
аномальные события традиционно приписываются продел-
кам различных персонажей народной демонологии - до-
мовому, кикиморе, баннику, мокрухе и пр. - оставим эту
область исследования фольклористике.

ФЕНОМЕНЫ ПОЛТЕРГЕЙСТА
В "ПОЭТИЧЕСКИХ НЕБЫВАЛЬЩИНАХ"

Сюжеты быличек и бывальщин, собранных В.П. Зиновь-
евым, стали своего рода испытательным полигоном для ап-
робации феноменологического подхода. В связи с тем, что
в этих сюжетах отражены самые разные аномальные яв-
ления, пришлось ограничить свою задачу анализом опи-
саний случаев, соответствующих только так называемым
беспокойным домам и полтергейстам. Всего было отобрано
20 случаев, соответствующих этим типам аномальных яв-
лений.
Описания этих случаев отличаются от общепринятых

подробных отчетов об исследованиях конкретных случаев
полтергейста и представляют собой краткие воспоминания
рассказчика о событиях разной степени давности. За ре-
дкими исключениями большинство случаев недатировано.
Место происшествия указано значительно чаще - назы-
вается конкретный населенный пункт. Сами же аномаль-
ные явления представлены, хотя и кратко, но достаточно
живо и выразительно.

Рассматриваемые случаи имели место в занимаемых
одной семьей бревенчатых домах, типичных для сельской
местности. 12 домов были обжитые, 7 - новые, только
что построенные. В последних аномальные события начи-
наются или сразу после вселения, или же препятствуют
вселению и продолжаются в незаселенном доме. Один слу-
чай имел место в школе-интернате. Некоторые события
происходят вне дома, например, во дворе.

Продолжительность аномальных событий варьировала
от нескольких дней и месяцев до одного года; в некоторых
описаниях продолжительность не указана, но представля-
ется неопределенно долгой. В половине случаев аномаль-
ные события происходят исключительно ночью, осталь-
ные - в разное время суток.

Количество свидетелей аномальных событий как пра-
вило не менее двух. Лишь в одном случае был единствен-
ный свидетель. В 12 случаях очевидцев было несколько:
иногда только члены семьи, но чаще к ним присоединялись
посторонние свидетели (соседи, знакомые, отдельно жи-
вущие родственники). В семи случаях свидетелей было
много, например, в одном случае - вся деревня, в дру-
гом - партизанский отряд, заночевавший в пустом доме,
в третьем - ученики школы-интерната.

Объяснения аномальных событий в оригинальных тек-
стах довольно разнообразны. В девяти случаях предпола-
гаются злонамеренные действия магического характера.
В частности, путем подкладывания магического пред-
мета - "куколки" - напускают на дом мифическое су-
щество - кикимору. Остальное - дело ее рук. В трех
случаях аномальные события приписываются проделкам
домового, в двух - связываются с умершими. Интерпре-
тация событий в пяти случаях отсутствует. В отдельных
случаях остается неясность. Так, в случае, ще летали пред-
меты кухонного обихода, при разборке дома была обна-
ружена ртуть. Известно, что определенным образом
заложенная под печку ртуть "ухает", то есть создает зву-
ковые феномены. Сообщается, что плотники могут либо
"навести нечистую силу", либо незаметно обеспечить ре-
альные физические эффекты (звуковые). Поэтому ано-

мальные явления как следствие конфликта хозяина со
строителями дома могут иметь двоякую интерпретацию.
Надо отметить, что аномальные звуковые и прочие фено-
мены сообщаются и в тех случаях, когда дом строит сам
хозяин.

В 18 случаях из 20 люди предпринимали активные дей-
ствия, стремясь избавиться от напасти. В 6 случаях люди
навсегда покидали беспокойные дома. Когда в эти дома
въезжали другие жильцы, оказывалось, что аномальные
явления в них продолжались. В одном из случаев аномаль-
ные явления последовали за семьей на новое местожитель-
ство, в другом - только за определенным членом семьи.
Еще в одном случае явления прекратились после времен-
ного выезда хозяина дома. Во многих случаях жильцы дома
активно искали причину аномальных происшествий -
иногда сами, а иногда с помощью знающих людей; в 6
случаях была найдена "куколка", в одном - "злонаме-
ренная" щбпка. Выбрасывание или сжигание этих пред-
метов прекращало аномальные проявления. В некоторых
случаях поиски таких предметов были связаны с разбором
отдельных конструкций дома, в одном случае дом был ра-
зобран полиостью и перенесен на другое место.

Среди описанных в анализируемых случаях феноменов
выделяется несколько групп. Группа звуковых феноменов
наиболее многочисленна и разнообразна. Они наблюда-
лись в 15 случаях. Среди них - стуки разной локализации
(6 случаев); свист, вой, грохот (3); плач, храп, хохот (3);
внятные человеческие голоса (3); звуки музыки и пляски
(2); лай, вой собаки под кроватью (1). В 9 случаях на-
блюдались разнообразные формы движения предметов. В
3 случаях летали камни, кирпичи, в 2 - посуда, ложки.
Различные предметы (клубок, ботинки, скалка) бросались
в людей в 2 случаях. Плясали столы и стулья, крутились
жернова, распахивались все двери - по одному случаю
на каждую форму движения. В 9 случаях появлялись фи-
гуры людей, бегали животные. В трех из них появлялись:
мужик толстомордый, рыжий; верзила мохнатый; лохма-
тый старик без рук. В одном из случаев рядом с хозяйкой
дома лежал кто-то невидимый; на ощупь по длинной косе
она определила, что это девушка. В другом случае в окно
увидели большую голую человеческую ногу, тут же по
саду проехали двое в белом на тройке белых коней. И,
наконец, имел место ряд феноменов, которые нельзя от-
нести ни к одной из перечисленных выше групп: в пище
оказываются несъедобные вещи, пустые чугунки обнару-
живаются в печке, на полу появляется лужа воды, с хо-
зяйки "стягивает юбку", невесть кем гоняется скот, дом

"ворочает", вода сама собой выплескивается из таза.

Для 8 случаев было характерно наличие только одного
феномена. В 12 случаях проявлялось от двух до нескольких
феноменов. Рассмотрим несколько конкретных случаев по
каждой из двух групц.

Первая группа случаев
(с одним феноменом):

1. Партизанский отряд заехал в деревню ночевать. На
краю деревни стоит пустой новый дом, а рядом - ста-
ренькая избенка. Партизаны просятся ночевать в новый
дом, а хозяиЬ говорит, что в доме жить нельзя, в нем чу-
дится:

- Нас много! Ничего, ночуем.
- Дело ваше.

Открыл хозяин дом, легли ребята на полу, захрапели.
А один не спит. Слышит, музыка заиграла, пляска нача-
лась, чечетку выбивает. Вскочил он, стал будить других.
Все насторожились, слушают: играет музыка, да так гром-
ко, и пляска идет! Зажгли лампу, и пока она горит -
ничего, все спокойно. Как погаснет, опять начинается. И
так до утра никто не мог уснуть.

2. Жили старик со старухой и невестка. Они сидят,
разговаривают все. Вдруг полетели судомойки! Посуда ле-
тит, все летит! Просто бросается! Хватятся - никого нет.
Вызывали кого-то, искали, ничего не могли найти. Избу
разбирать стали - нашли ртуть. Она и выфигуривала вся-
кую ерунду. Человек сидит - то судомойка прилетит, то
ложка, то поварешка! А как это получилось, неизвестно.

3/ В большом пятистенном доме стало стучаться. Как
сядут они вечером - у них в стене стучит, стучит! Сильно
так! Пошли, все взрыли - никаких нет ни дыр, ничего.
А все стучит. Девочка, лет шести, стала в кровати в избе
спать - под кроватью стало стучать. Крестная девочки
взяла ее да унесла вечером к себе домой, положила с собой
на кровать - так опять застучал? под этой кроватью. А
у вих не стучит. Тогда они поняли, что, наверное, на де-
вочку было пущено. Приглашали сначала попа, потом ша-
манку. Не помогло. Всю зиму простучало. Девочка как
спичка стала: она не могла спать, когда стучится под ней.
Куда ее ни положат - везде под ней стучит. Стуки были
слышны снаружи дома и жители деревни часто собирались
их слушать. Приезжий старик, уже где-то в марте, заин-

тересовался этим случаем и отвел беду (магическими дей-
ствиями). Стучать перестало. Девочка поправилась, вы-
роню.

Вторая группа случаев
(более одного феномена):

1. Однажды вечером муж ушел играть в карты. Жена ле-
жала на печке, а ребенок - в зыбке, рядом с печкой. Вдруг
в двенадцать часов начинается стук - стучит и стучит.
Стучит под полом. А ей все говорят, что это домовой ей
чудится, стучит; ведь муж-то кузнец...

Однажды она опять остлась одна. Видит, кто-то вышел
мохнатый - и такой верзила! Зыбку качает с ребенком,
и хохочет, и хохочет! Лицо белое-белое, а сам весь чер-
нущий. Вот так покачает зыбку и исчезнет. Позвала она
сестру. Пришло время, он опять выходит. Бились они, би-
лись, и перекочевали в другой дом. А потом в этом доме
долго-долго никто не мог жить. А потом этот дом сгорел.

2. Напротив нас был дом. Старинная печь там стояла.
Хозяйка в подполье полезет - кто-то юбку с нее тянет,
тянет. Вдруг стало бросать из-за печки. Как трахнет -
старику попало в голову. Приехал мужик к ним, сел чай
пить, а камень как на стол угодит! То из-за печки вдруг
заяц выскочит, то щенок. Один дед говорит - тут клад
есть. Они выехали из дому и стали рушить печку. В той
печке кукла оказалась, как живая смотрит. Привели попа,
иконы поставили, стали служить. Тогда утка вылезла, за-
крякала и ушла. Потом ничего больше не стало.

3. Вот что там произошло. Они уж привыкли и не об-
ращали внимания. Лягут спать вечером - то табуретки
запляшут, то столы. Один раз забыли таз с водой. И только
легли, не успели еще уснуть, вдруг в этом тазу как за-
шлепается, зашлепается! Как кто купается в нем. Все вско-
чили, хозяин орет: кто где купается! в бочке кто-то утонул
что ли?! Зажгли огонь. Кругом таза наплескано. А потом
разглядели мокрые следы маленьких копытец за печку.
Вот, чудилось. Это было действительно.

4. Шел нищий по деревне. Зашел к одной хозяйке. Она
говорит:
- Некогда мне тебя угощать.
Об пошел, да и сказал:
- Попомнишь меня.

С этого дня и началось чудиться. Разговаривают на пе-
чи два голоса, называют друг друга Дунька и Акулька, а
самих-то не видно, и пакостят. Уйдут хозяева в поле, в
еде оказыается всякая дрянь: зола, коровий кал. Масло в
баню поставили, и там набезобразили. К зиме стали скот

во дворе гонять. Утром кони в мыле, пена изо рта, косы
в гриве. А потом вдруг придут и разговаривают:
- Ты замерзла, Дунька?

- Да нет, а ты Акулька? - А самих-то не видно.
Позвали попа, народ в избе собрался. Поп пришел, мо-
литву читает. А Акулька с Дунькой пустили с печки в
попа скалкой. Поп перепугался, народ тоже. Как давай
все из избы! Ступеньки крыльца оказались разобран-
ными - все кубарем!

Так продолжалось примерно с год. Они в другой дом
переехали, так Акулька с Дунькой тоже туда перешли. Б
конце концов нашли в одной деревне (Лгаричка. Пришел
он. Во дворе из поленницы вытащил две куклы. Вот вам,
говорит, Акулька с Дунькой...

Как можно видеть, в этом случае, в отличие от боль-
шинства других, аномальные Эффекты проявляются не
только в доме, но и во дворе и в бане. К тому же это второй
случай из двадцати, в котором аномальные проявления
следуют за людьми, что характерно для феноменов пол-
тергейста.

Среди быличек и бывальщин имеются сюжеты, где ано-
мальные явления происходят однократно. Эти случаи нс
рассматривались, так как для феноменов беспокойных до-
мов и полтергейстов характерна именно повторяемость
аномальных проявлений. В виде исключения ниже при-
водится пример кратковременной, разовой полтергейсто-
подобной вспышки, отличающейся ранообразием фено-
менов и интенсивностью проявлений:

- Было это в году где-то в тридцать шестом. Пришла
одна бабка вечером домой: "Вот я, - говорит, - домой
зашла, на кровать легла, а кровать поехала, и развалива-
ется кровать-то, а я на полу! И, главное, ничего нет, а
меня как будто кто-то бьет по голове, по всему... Форточка
открылась, подушка сама распадается, перья летят из на-
волочки. Все летит, летит там. Потом слышится разговор,
какие-то разговоры, потом музыка началась, главное, по-
ют хорошо. И меня потом кто-то взял за руку и ведет.
Довели до печки, я в печку-то смотрю - а там человек
сидит. Такой голый мужчина. Я от этой печки уйти хочу,
а меня кто-то держит. А потом - раз! - откуда-то огонь
появился в печке. Он там в огне горит! Ему жарко, он
сидит, улыбается. Ну, там горело, и вот он сидит там, и
видно - горит. Весь почти сгорел, а лицо целое, не горит! "
Вот она посмотрела на него и поседела вся. А потом она
вырвалась, а рукава остались. И убежала. А потом при-
шли - а там все разбросано, кровать вся разбита, подушка
тоже, угли еще теплые. И синяки были у нее, и вся по-
седела.

Рассмотренные в проанализированных 20 сюжетах слу-
чаи по набору феноменов, особенностям и динамике их
протекания принципиально ничем не отличаются от ре-
альных случаев так называемых беспокойных домов и пол-
тергейстов, изученных и описанных многочисленными
исследователями. Множество аналогичных случаев, с точ-
ным указанием времени и места события (часто со ссыл-

ками на местные газеты) приведено в издававшемся в
1881--1918 годах журнале "Ребус". Несколько десятков
подобных "самопроизвольных явлений", начиная с 1661
года (в том числе и в русских крестьянских избах) описал
в конце прошлого века А.Н. Аксаков в книге "Предвест-
ники спиритизма за последние 250 лет", изданной в 1895
году. В ней он, в частности, привел подлинное судебное
"Дело о явлениях, бывших в квартире начальника липц-
кой конно-этапной команды капитана Жандаченко и о по-
жаре, произшедшем вследствии оных 25 числя июля 1983
года в слободе Липцах". О липцких событиях свидетель-
ствует и книга Ф.К. Зарецкого "Воспоминания очевидца
загадочных явлений в слободе Липцах в 1852-1853 гг.",
изданная в 1897 году. Дело об этих явлениях (необъясни-
мые акустические феномены, самопроизвольные движе-
ния и бросания предметов, самовозгорания) рассматри-
валось в уездном и земском судах Харьковской губернии
до 1856 года и было прекращено "за ненахождением при-
чин необыкновенных явлений". Имеются и другие при-
меры судебных разбирательств по аналогичным делам -
как у нас, так и за рубежом. Все они, как правило, пре-
кращаются за ненахождением естественных причин таких
событий или "преступников". В качестве примера можно
привести решение Курмышского уездного суда Симбир-
ской губернии от 28 февраля 1814 года "предать суду Бо-
жию" дело о невидимом голосе, необъяснимых стуках и
бросаниях камней, кирпичей, лаптей, поленьев и прочего
в избе вдовы Раздьяконовой. По существу тем же самым
окончилось судебное дело по факту пожара и других ано-
мальных проявлений в одной из квартир на улице Мол-
дагуловой в Москве в 1987 году (самодвижение и
самобросание предметов домашнего обихода, появление
луж и струй воды, самовозгорания и пр.), которое вел
опытный следователь И.А. Баринов. За ненахождением
"преступника" дело о пожаре было прекращено. Квартира
ранее была застрахована. Однако Госстрах до сих пор от-
казывается выплатить страховку, поскольку по условиям
договора страхование от полтергейста предусмотрено в
данном случае не было...

АНОМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ФОЛЬКЛОРИСТИКА

Еще Э. Лэнг (1844-1912) - английский писатель, исто-
рик, антрополог, этнограф, филолог, исследователь фоль-
клора и аномальных явлений, обратил внимание на
перспективность феноменологического подхода к пробле-
ме фольклорного отображения аномальных явлений.

Именно такой подход почти 90 лет тому назад привел его
к выводу о несостоятельности гипотезы английского пси-
хоисследователя Ф. Подмора, считавшего, что полтергей-
сгные происшествия обязаны лишь проделкам "маленькой
шаловливой девочки". Лэнг первым обратил внимание на
то, насколько схожи рассказы о таких событиях в разных
странах и в различные времена, когда рассказчики не зна-
комы друг с другом и даже не подозревают, что подобное
вообще может иметь место. Одновременно он показал, что
некоторые из таких необычных явлений вообще нельзя
никак воспроизвести - ни посредством обманного трюка,
ни как бы то ни было еще. По Лэнгу, определенные сходные
сюжеты в фольклоре могут быть обязаны сходным ано-
мальным явлением, которые он называл паранормальщы-
ми, супернормальными или неизвестной областью
природы. В серии работ, изданных в последнем десятиле-
тие прошлого века, Лэнг первым обосновывает положение
о том, что аномальные явления могут лежать в самой сер-
дцевине религиозных верований.

В лице Э. Лэнга мы имеем счастливый случай соеди-
нения в одном человеке фольклориста и исследователя
аномальных явлений. Он - один из основателей англий-
ского Фольклорного общества, учрежденного в 1878 году
и существующего в настоящее время. Он же с 1904 го-
да - член английского Общества психических исследова-
ний, основанного в 1882 году и также дожившего до наших
дней. В 1911 году Э. Лэнг был избарн президентом Обще-
ства психических исследований. По свидетельству профес-
сора истории и фольклористики Р. Дорсона, директора
Института фольклора при Индианском университете
(США), Э. Лэнг стремился объединить парапсихические
исследования, фольклористику и антропологию. Он даже
пытался наладить связи между Фольклорным обществом
и Обществом психических исследователей. Как заметил в
1968 году А. де Кок, один из биографов Э. Лэнга, даже в
наши дни подобные попытки имеют мало шансов на успех.
И все же это направление исследований проникло и в наше
время.

Лэнг не был одинок в своих воззрениях на соотношения
аномальных явлений и фольклора ни при жизни, ни после
кончины. В 1911 году В. Баррет, его коллега по Обществу
психических исследований, пришел к мысли о том, что
широко распространенная вера в эльфов, фей, волшебни-
ков, гномов, домовых и прочих персонажей народной де-
монологии скорее всего покоится на проявлениях,
свойственных полтергейсту. В 1931 году Де Весме, а в 1978
п)ду Р. Рейхбарт, наряду с критикой антропологических

и этнографических интерпретаций так называемых
сверхъестественных явлений развили и углубили ориги-
нальные воззрения Э. Лэнга о роли аномальных парапси-
хических явлений в становлении религиозных верований.
Уже в наше время известный исследователь неопознанных
летающих о(л"ектов Ж. Балле в изданной в 1970 году в
Лондоне книге "Паспорт в Магонию. От фольклора к ле-
тающим тарелкам" рассмотрел уфологические корни про-
исхождения древних мифов и современного фольклора. В
1984 году американский парапсихолог Д. Скотт-Рого об-
ратил внимание на то, что фольклористы в процессе сбора
фольклорного материала нередко встречаются с описани-
ями паранормальных феноменов и даже - с самими фе-
номенами. В январе 1985 года в Индии состоялась
международная конференция на тему "Парапсихология:
западные и восточные перспективы", где Т.Н. Шанкара-
нарьяна из университета Майсура представил доклад "Па-
рапсихология и фольклористика". Автор этого доклада
обратил внимание на то, что фольклор вращается вокруг
концепции веры, верований. Поэтому верования в ано-
мальное должно рассматривать в качестве основы большей
части фольклора - "парафольклора" по определению
Т.Н. Шанкаранарьяна. Подобные высказывания и приме-
ры нетрудно продолжить, а хронологию можно довести
вплоть до настоящего времени.

В отечественной "большой" фольклористике соотноше-
ние фольклора и действительности рассматривается пре-
имущественно в рамках исторического и этнографического
соответствия. Фольклор бесспорно считается одним из
важнейших источников этнографических и исторических
сведений. Так, например, И.С. Вдовий, исследуя истори-
ческие предания и героические сказания народов Северо-
Востока Сибири, пришел к выводу, что они "...содержат
весьма обширный исторический и этнографический мате-
риал, в значительной своей части вполне надежный и точ-
ный". В.И. Чистов, анализируя под подобным же углом
зрения соотношение фольклора и этнографии в целом,
приходит к более обобщенному выводу: "Фольклор, бес-
спорно - один из важнейших исторических и этнографи-
ческих источников". Об этом они пишут в сборнике
"Фольклор и этнография", изданном в 1970 году.

Да позволит мне дорогой читатель решительно усом-
ниться в том, что в фольклоре отображена лишь истори-
ческая и этнографическая правда! Ведь еще В.Я. Пропп
отмечал характерную для всего фольклора заинтересован-
ность необыкновенными происшествиями. Он же пришел
к мысли, что даже самые фантастические образы фольк-

лора имеют свою основу в реальной действительности и
задача науки - найти эти основы. В приложении к про-
блеме фольклорного отображения аномальных явлений
эти мысли В.Я. Проппа пока не получили должного раз-
вития в отечественной фольклористике. Правда, справед-
ливости ради следует сказать, что и в нашей стране
нашлись исследователи, изучающие проблему соотноше-
ния фольклора и аномальных явлений. Это - М.М. Агрест
из Сухуми, москвичи М.Г. Быкова и А.К. Прийма, мин-
чании В.К. Зайцев, С.С. Соловьев из Прибалтики и ряд
других. Мне импонирует профессионально аргументиро-
ванное мнение И.С. Лисевича, высказанное им на стра-
ницах второго номера журнала "Советская этнография"
за 1976 год: "...время приносит все новые доказательства
того, что фантазия мифов, сказаний и легенд питалась со-
ками действительности, что у самых их истоков стояло
нечто вполне конкретное и реальное".

С другой стороны, несколько позднее, в том же журнале
была опубликована статья В.И. Санарова из Новосибир-
ска, озаглавленная "НЛО и энлонавты в свете фолькло-
ристики" ("Советская этнография", 1979, • 2). В.И.
Санаров пришел к выводу, что "...рассказы о НЛО и эн-
лонавтах - это действительно типичные былички, тесно
связанные с народными поверьями", что в современных
условиях"... быличка полностью сохранила свою форму,
поменялись ее "герои": на место устаревших чертей и ле-
ших с телегами и тарантасами пришли энлонавты с их
"летающими тарелками", или НЛО".

Как же В.И. Санаров пришел к такому выводу? В на-
чале своей статьи он пишет, что не будет рассматривать
"вопрос о реальности самих НЛО", что его будет интере-
совать "лишь повествовательная сторона с точки зрения
фольклористики, т.е. устные рассказы о НЛО и энлонавтах
как таковые". Он справедливо замечает, что проблема
НЛО "имеет к фольклору самое непосредственное отно-
шение, поскольку большинство сведений об НЛО основано
на устных рассказах очевидцев". Позволительно спросить:
очевидцев чего? Ведь вопрос о реальности НЛО В.И. Сан-
аров не рассматривает! Вместе с тем он отмечает, что "за-
регистрировано несколько сот тысяч рассказов о
наблюдении НЛО". Здесь В.И. Санаров точен в передаче
своей мысли: он говорит про рассказы о наблюдении НЛО, :
а не о самих наблюдениях НЛО.

Таким образом В.И. Санаров весьма точно очерчивает ;
предмет своего исследования: рассказы о наблюдениях ^
НЛО, именно рассказы! И тем самым оказывается в плену ;
навязанной самим себе схемы. А дальше все пошло по оо- i

щеизвестным канонам фольклористики, традиционно при-
знающей, что в фольклорных жанрах могут отражаться
лишь элементы исторической и этнографической действи-
тельности. Отказываясь рассматривать вопрос о реально-
сти НЛО, В.И. Санаров тем .самым автоматически
предрешает главный вывод своей статьи: все рассказы о
НЛО и энлонавтах - "типичные былички".

А что такое былички? Э.В. Померанцева в книге "Ми-
фологические персонажи в русском фольклоре" (Москва,
1975 г.) определяет былички как "рассказы о столкновении
человека с потусторонним миром, рассказы не только о
чем-то необыкновенном, но необъяснимом и страшном".
Но ведь в сознании многих феномены НЛО и полтергейста
связаны с потусторонним миром, а сами явления нельзя
не признать необыкновенными, необъяснимыми и страш-
ными. По этим причинам значительно проще объявить эти
явления несуществующими, нежели исследовать те весьма
необычные проблемы, которые они перед нами ставят. По-
зиция тех, кто так поступает, напоминает поведение стра-
уса, прячущего голову под собственное крыло при виде
опасности.

Но в чем же видится опасность теми, кто органически
не приемлет реальности аномальных явлений? Да в том,
что признание этой необычной реальности резко ломает
их устоявшиеся представления о действительности! А это
и в самом деле страшно. Читатель, надеюсь, еще не забыл
семьи из одного южного города, с описания мытарств ко-
торой я начал эту статью. Там, в этой семье, во избежание
болезненной ломки сложившихся представлений о воз-
можном и невозможном дошли до взаимных обвинений в
колдовстве. То есть нашли-таки "стрелочника", "козла от-
пущения". Думается, что и в основе вывода, что все рас-
сказы о НЛО и энлонавтах представляют собой былички
- своего рода "поэтические небывальщины", могла ле-
жать та же самая причина - неосознанная боязнь ломки
своего мировоззрения. Здесь быличка, возможно, и высту-
пает в роли своеобразного аналога, как бы заменителя того
же самого "стрелочника". Ведь фольклористы предпочи-
тают не рассматривать вопрос о реальности НЛО и пол-
тергейстов, других аномальных явлений. Тем более их
нельзя заподозрить в вере и в колдовство, и в нечистую
саду. Что же остается? Профессионально обосновываемая
убежденность в том, что в основе быличек лежат "вымы-
сел, небывалое, фантастика". Подобная убежденность -
ках бы психологический аналог того, что лежит в основе
настойчивого, зачастую непреодолимого стремления "не
слишком просвещенного человека" к поиску "стрелочни-

ка"-в лице то ли зловредной колдуньи, то ли различных
персонажей народной демонологии. Реализовавшись, оно,
это стремление, во всех трех случаях - безотносительно
к тому, что признано "козлом отпущения": колдунья, бы-
личка в ее традиционном фольклористском истолковании,
тот или иной персонаж народной демонологии -исправно
служит своему предназначению, давая "правдоподобное",
то есть непротиворечивое в сознании тех, кто его выдви-
нул, "объяснение" аномальных проявлений - будь то
НЛО с их энлонавтами, полтергейст, лохнесское чудови-
ще, "снежный человек" или что-нибудь еще.

Фольклористы, возможно, упрекнут меня в том, что
все рассказанные здесь мною случаи полтергейста - "ти-
пичные былички". Что ж, я не обижусь и отнесусь к ним
с пониманием и должным сочувствием. В ответ я заявлю,
основываясь на проделанной мною работе, что далеко не
все былички и бывальщины покоятся на вымысле. В основе
некоторых из них лежат реальные аномальные явления,
в частности - полтергейст.

Н. ЛОПАТЕНКО

ХИЛЕРЫ:
НА ГРАНИ
НЕПОСТИЖИМОГО

В 1939 году в одной из краснодарских научных лаборато-
рий произошло событие, значение которого в ту пору не
было должным образом оценено, что вполне естественно,
не только в СССР, но и на Западе.

Завершив нелегкий цикл научных изысканий, супруги
Валентина и Семен Кирлианы создали и заставили рабо-
тать электронный аппарат, способный не только улавли-
вать, но и фиксировать на пленку энергетическое поле
живых существ. Камера Кирлиана открыла дверь в новый,
удивительный мир исследований. Сделанные с ее помощью
снимки красноречиво свидетельствовали: в природе суще-
ствует целый ряд минералов, излучающих "флюиды"
энергии. Но то были только подступы к главному...

Когда были проявлены снимки живых существ расти-
тельного и животного происхождения, выяснилось, что
каждое из них обладает своим энергетическим полем, и
сила его впрямую зависит оттого, какую ступень эволю-
ции это существо занимает. Когда настал черед заняться
аномальными явлениями в живых организмах, последо-
вало новое открытие: всякий раз существование таких ано-
малий подтверждалось особенно активными выбросами
энергии, и активность эта была напрямую связана с внут-
ренним состоянием организма. Находится он в покое -
об этом тут же сообщает меньший выброс энергии; скон-
центрировался на чем-то, напрягся - увеличивается и
энергетическое поле. Но и на этом не прервалась цепь от-
крытий - поистине очевидных и... невероятных, когда ис-
следователи направили камеру на людей, страдающих
определенными физическими недостатками. Отсутствую-
щая у человека рука или нога столь отчетливо проявлялась
в отснятом энергетическом поле, как будто и в самом деле
существовала. Так было найдено и обосновано физическое
истолкование природы фантомных болей, ведь давно уже
было известно, что люди нередко жалуются на ощущение
покалывания, рези, других неприятных ощущений в ам-
путированной руке или ноге. Этот энергетический спектр
был назван полем, формирующим структуру формы, а из-
лучаемая им энергия - оиоплазматической. Далее выяс-
нилось, что поле, формирующее структуру формы, со
временем идет на убыль вплоть до полного исчезновения
- именно там, ще когда -то появился "призрак" несуще-
ствующей конечности. То же происходит и с мертвыми
организмами.

Камерой Кирлиана занялись всерьез, и наконец она
смогла заглянуть в самые сокровенные глубины организма;
появившийся к тому времени мето^ цветной фотографии
превратился в важное средство диажостики. Пораженные

болезнью зоны проявлялись на снимках в темных, непроз-
рачных цветах, их появление сопровождалось рваными
клочковатыми потоками энергии, к тому же потоки эти
были явно ослаблены. Новая теория родилась на основе
анализа цвета и объема излучения различных участков
тела. Считавшиеся до тех пор легендарными чакры - так
в восточных сказаниях принято называть энергетические
узлы, которые играют огромную роль в человеческом об-
щении, - наконец оказались на виду, раскрывая перед
изумленными исследователями век) иерархию своей энер-
гоструктуры.

Да, открытие это не нашло в свое время достойного
отклика даже на Западе, обычно чутко воспринимающем
новейшую информацию. Европейская медицина стала к
тому времени слишком ортодоксальным материалистом,
чрезмерно заземленным для того, чтобы пойти по пути
чисто энергетического исследования возможностей исце-
ления.

Тем временем с Востока стали приходить новые све-
дения: там нашлись смельчаки, всерьез занявшиеся аку-
пунктурой. Их коллеги-европейцы недоверчиво
покачивали головами - что они там, с ума посходили?
Носятся с какими-то иголками, будто в них - панацея
от всех напастей... Это походило на шарлатанство. А но-
вости продолжали поступать: сначала будто бы выясни-
лось, что этими самыми иглами можно блокировать или,
наоборот, встряхнуть основательно нервную систему. По-
том - что они являются и прекрасным обезболивающим
средством, и, выходит, операции можно теперь проводить
без химического наркоза, а это уже кое-что! И, наконец,
грянула новость, повергшая в смятение всех, кто полагал,
будто все до единого пути сообщения нервной системы дав-
но нанесены на карту человеческого организма, и даль-
нейшие открытия в этой области - ересь. Выяснилось,
что весь эффект иглоукалывания строится совершенно на
иных координатах, где располагается широкая сеть энер-
гетических узлов и каналов; воочию убедиться в их су-
ществовании нельзя, а вот отыскать с помощью
сверхчувствительной электронной аппаратуры - дело,
как говорится, техники.

Спрос рождает предложение - и Китай начал экспор-
тировать детекторы, которые, словно миноискатели, об-
наруживали пораженные участки организма. Поме-
щенные в ушную раковину, они издавали легкое жужжа-
ние - это и было знаком тревоги* к тому времени было
уже установлено, что рисунок раковины - это как бы сле-
пок человеческого плода, развивающегося в материнской

утробе, где каждой точке соответствует определенный ор-
ган, а каждый орган по-своему жалуется на недомогание...

ШОКОВАЯ МЕДИЦИНА

Западная медицина наконец избавилась от бациллы не-
верия, и с помощью Востока стала понемногу освобож-
даться от жесткого панциря излишнего прагматизма, но
еще не настолько глубоко вникла в суть предмета, а имен-
но - в этику и метафизику медицины. Как полагают на
Востоке, здоровье есть результат гармонической связи
внутреннего и внешнего мира - и напротив: хвори, до-
нимающие тело, происходят от надломленности духа че-
ловеческого. Роль духовного начала извечно состоит в том
лишь, чтобы неустанно вносить гармонию, уравновешен-
ность в общении человека с внешней средой, в познании
им самого себя, своего назначения. Дух восстает, лишь
когда иного выхода уже нет, - так гласят постулаты во-
сточных врачевателей.

Напротив, на Западе искусство исцеления буквально
напичкано военной терминологией. Врач здесь - солдат,
его назначение - воевать, а поле битвы - беззащитное
тело пациента. Но один в поле не воин, и в схватку с бо-
лезнью вступают целые подразделения высокотоксичных
медикаментов. Стрельба ведется по верхам: редко когда
удается вырвать недуг с корнем. Обычно, пережив серь-
езный шок от химических препаратов, организм пытается
сам восстановить свои силы... А где их взять?

А ведь в совсем недавние еще времена, когда наша ме-
дицина, казалось, и не помышляла о высотах нынешней

стр. 1
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>