<<

стр. 6
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

красивыми чайными плантациями, которые выглядят с
вершин гор как зеленые ковры..."

Да, теперь центральная усадьба совхоза "Аврора"
привлекает внимание богатейшими особняками. Извест-
ный совхоз гордится лимонными садами, мандариновыми
рощами, чайными плантациями. И все это в том месте,
ще некогда вой волков и шакалов наводил страх на людей.
И тоща же жили в глухом лесу гулябаны. Бродили со-
вершенно голыми, как в каменном веке. Замерзнуть они
не могли в теплом климате; когда уже в марте зацветает
знаменитая ленкоранская акация, которую к Между-
народному Дню солидарности женщин привозят в Москву
и продают под названием мимозы. Было время, когда в
чайханах, на базарах только и вели разговоры о случайных
встречах с гулябаны. А сейчас трудно встретить очевидцев,
но они есть, однако в беседе с незнакомыми людьми не
называ^бт свои имена. Веди начинаешь настаивать, то по-
ворачиваются и уходят прочь. По словам рассказчиков,
лесные люди были исключительно мирными, никогда не
позволяли себе нападать на местное население. Старики
всеща внушали молодым людям, что и самих гулябаны
обижать тоже нельзя. Хотя находились дельцы, которые
ловили таких существ, сажали в клетку и возили по аулам
для развлечения ротозеев за подачку.

Когда мы остановились у пограничного поста возле
Шорсалу, мои попутчики отвлеклись, ибо встретили своего
земляка грузина и разговорились. Я же облокотился о
перила помоста в раздумьях. Тут подкатили "Жигули",
остановились возле. Из них вышел азербайджанец средних
лет. Подошел ко мне и спросил -^ кто я и откуда. Я от-
ветил, что из Москвы и что интересуюсь гулябаны.

Незнакомец проявил ко мне еще большее любо-пыт-
ство и рассказал:

- Мой дедушка рассказывал подросткам, как в юности
со своими товарищами с кинжалом в руках тайком уходил
в лес, чтобы поймать там отбившуюся от племени лесную
красавицу.

- Ну и удавалось когда-нибудь поймать? - полю- бо-
пытствовал я.

- Очень, очень редко. Лесные красавицы были
чересчур чутки и осторожны, быстро бегали.

Взволнованный неожиданным сообщением, я со всем
усердием просил незнакомца назвать себя. Но увы,он от-
казался, только сообщил, что из Астары, и ушел к своей
машине.

До сих пор мы говорили о прошлой истории лесных
людей, но некоторые обстоятельства вынуждают нас по-
говорить и о теперешних сс^ьккях. Очень многие
рассказчики убеждали, что гулябашА встречаются в Та-
лышских горах и сейчас, подтзердяли сведения из письма
уже знакомого дам Фейзулаееа, который заявляет: "У мо-
их (ленкоранских) знакомых и друзей, а есть среди них
и очевидцы, нет и тенн сомнения в существовании в горах
человекоподобных существ мужского и женского пола, а
также детенышей. Повторяю, что некоторые встречались
с ними. Описывают их примерно так: ростом с человека,
выше или ниже, гусю обросплие волосами" от темно-серого
до черного цвета. Лицо скорее человеческое, чем обезь-
янье. При случайной встрече с человеком убегают на двух
ногах. Чрезвычайно осторожны, встречаются чаще в су-
мерках, ночью", реже днем, в далеких горных селах иног-
да воруют ночью мелкий домашний скот, птицу, овощи и
фрукты".

Фейзулаев - ассистент кафедры психологии Азербай-
джанского медицинского института. Его сведения совпа-
дают с рассказами жителей Талыша. Печально, что эти
жители себя не называют. Назвал только один Надыр Му-
саев, которою мы встретили возле автозаправочной стан-
ции, но откуда он сам родом - этоп) опять-таки не
сообщил.

Многие собеседники утеряли, что в Талышских горах
можно и сейчас найти места ночлега гулябаны, то есть
вытоптанные участки диаметром 3 -- ^ метров округлой
формы, устланные сухой травой и клочками шерсти. Лес-
ные обитатели не расстаются с палками - своим главным
оружием. Но, к сожалению, задень или неделю, блуждая
в лесу, едва ли встретишь такое место, для этого нужна
серьезная экспедиция с непре- менным привлечением ме-
стного населения.

Собранные скудные сведения навели меня на мысль.
Никто теперь не говорит, что гулябаны живут в камышо-
вых хижинах. Значит для них настало другое время, они
перешли на типично кочевой образ жизни.

Пока мы стрДСкствовалй по Азербайджану, наш не- уто-
мимый историк Ментешашвили упорно разыскивал в се-

лении Архио Георщя Арсенидзе. Оказывается, еще до того,
как мы узнали о записях Циклаури, Георгий встречал лес-
ных людей в непролазных дебрях, на восточных окраинах
Кахетии, у самой границы с Азербайджаном. Он много
лет проработал в Вашловаиском заповеднике, поражаю-
щем любого своей дикой красотой. Арсенидзе возил на во-
довозке воду и заливал ею специальные ямы, ибо в
засушливый летний сезон мно- гие естественные источ-
ники в Вашловани пересыхают и крупным животным негде
напиться воды. Однажды в сумерках, это было 7 - 8 лет
назад, Георгий поднимался на своей водовозке от реки
Иоры к Пантишарскому ущелью и вдруг увидел впереди
одинокого обнаженного человека небольшого роста, ко-
торый шарахнулся в сторону и скрылся в зарослях. Это
ущелье входит в зону Вашлованского заповедника, его
прорыли среди огромных сыпучих сопок половодья. Места
там почти сплошь труднодоступные или вообще недоступ-
ные человеку. Сопки чрезвычайно круты да еще поросли
густым кустарником - алгунником, можжевельником и
фисташкой Мейера. Оставаться на ночлег в этом ущелье
почему-то очень страшно, что-то давит на подсознание,
человек становится робким.

Георгий Арсенидзе - не единственный очевидец. Ранее
у меня были записаны еще два эпизода. Также несколько
лет назад к бывшему председателю колхоза имени Ленина
Ш.Н. Каралашвили, что в селе Цители-Цкаро, зашел
встревоженный пастух и заявил, что боится пасти скот в
зоне Вашловани, ибо там в сумерках появляются лесные
люди, а потом исчезают, вроде, не воруют скот, но не по-
нятно, чего хотят. О случайной встрече с лесными людьми
лет пять назад мне рассказывал мой сосед, житель Ците-
ли-Цкаро Димитрий Гирихиди. Он вез на мотоцикле рыбу
с реки Иоры. В сумерках втянулся в Пантишарское
ущелье. Когда мотоцикл пошел на крутой подъем и сбавил
ход, Димитрий заметил двух человек, совершенно голых,
которые выскочив на дорогу, ринулись за мотоциклом, ви-
димо в надежде, что из люльки выпадет несколько
рыбешек. Гирихиди настолько оробел, что даже не помнит,
как выбрался из ущелья на простор. Но факт остается фак-
том -г- лесные люди на негоне пытались напасть. И ни
один рассказчик никогда не говорил об их агрессивности.
Это внушает доверие к публикациям.

Три очевидца указывают на район Вашлованского за-
поведника. Возникает будто некоторое сомнение, ибо Ваш-
лованский заповедник расположен на территории Грузии
на расстоянии не менее ^00 верст от Талышских гор. Как
все это объяснить, если в глубине Азербайджана, в 100-

200 верстах от Талыша, о лесных людях местное население
ничего не рассказывает? Однако удивляться здесь нечему,
просто нужно повниматсльней взглянуть на карту всей
этой обширной зоны.

Азербайджан расположен как бы в чреве Кавказских
гор, но эта страна преимущественно равнинная. Когда мы
возвращались из Талыша я следил за изменением лан-
дшафта. Всюду по дороге - в районе Кюрдамира, Евлаха,
Гянджи услаждает взор равнина, зеленеют сады,ви-
ноградники, чайные плантации, реже хлебные поля. Но
с юга, начиная от Талышских гор, тянется на северо-запад
вереница небольших лесистых хребтов, которая в районе
Гянджи перерастает в довольно мощный хребет Боз-Даг.
Здесь он поворачивает прямо на север, снижается и
примыкает к Вашлованскому заповеднику, уже
разрисованному причудливыми осыпями. Значит, лесные
люди в теплое время года совершают миграции именно по
этим хребтам, а в долины, тем более безлесные, не спу-
скаются. Поэтому их на равнинах никто никогда не видел,
никто ничего о них не рассказывает.

Но к юго-востоку от Вашлованских осыпей тянутся ле-
систые горы, заканчивающиеся ущельем Леки-Цкали, ko-
торое уже с другой стороны примыкает к границе
Азербайджана. Далее начинается глухой лес, который,
перемежаясь полями, тянется до самого подножья Глав-
ного Кавказского хребта. Разве плохое место для обитания
лесных людей? Поэтому у меня возникло желание побы-
вать в северо-западном Азербайджане и разузнать у мес-
тных жителей, нс встречал ли :кто-ниоудь чего-нибудь
подобного в предгорьях Большого Кавказа. В это время из
Харькова в родные Лагодехи прибыл на отдых мой добрый
приятель, кандидат медицинских наук и журналист Петр
Згонников. Он знал о моей поездке в Азероайджан с ком-
сомольцами, поэтому по возвращении домой я нашел в
почтовом ящике письмо, в котором он срочно приглашал
меня приехать в Лагодехи. На следующий же день я сел
в автобус и через полтора часа был уже у Петра.

Петр, взволнованный встречей со мной, сразу же начал
строить планы путешествия со мной в горы, в самую бездну
Главного Кавказского хребта, к альпийским лугам, к во-
доразделу. Но сначала я попросил его организовать поез-
дку в северо-западную часть Азербайджана по поводу
гулябаны. На второй же день все было готово, к дому под-
катил "Москвич", мы поехали по трассе вдоль Большого
Кавказа в глубь Азербайджана. Прошли Белоканы, Зака-
^алы, доехали почти до Кахи, то есть до окончания глухих
лесов. Беседовали со стариками, с молодыми людьми, нр

никто о гулябаны, вообще о каких-то лесных людях нам
ничего не сообщил.

Через несколько дней мы направились в горы, к во-
доразделу, сначала на трехосном грузовике, а затем на
лошадях. Мы даже достигли высокогорных селений Салда
и Чарода, уже расположенных в Дагестане на высоте чуть
ли не 2 тысячи метров над уровнем моря. И здесь никто
о каких-то лесных людях ничего не слышал.

Потом я еще проехал по северо-западному
Азербайджану более 200 километров, до Варташена, бесе-
довал также с людьми о гулябаны. Но ничего нового не
узнал. Стало быть, в моем предположении о миграции гу-
лябаны есть рациональное зерно. И вот почему. Лесные
люди доходят до Вашлованских осыпей и не идут дальше,
ибо путь их преграждает бурная и быстрая река Алазань,
через которую в этих местах нет никаких мостов. Вряд
ли гулябаны могут плавать*, судя по их замкнутой жизни
в глухих чащобах. Поэтому так странно получается, что
на одном берегу, реки о лесных людях знают, а на
другом - нет. Но тут возникает вопрос: а что цивилизо-
ванный людне передвигается? Да, это так, но мы в своих
беседах всегда ставили конкретный вопрос - что здесь,
именно у васРКстати сказать, в Белоканах я познакомился
с Шорабуддином Хочберовым, который вез нас на
грузовике к водоразделу. Когда я спросил его о гулябаны,
он сказал - это, мол, не у нас, это в Талыше...

Однако, двигаясь от хребта Боз-Даг к Вашлованским
осыпям, тоже приходится пересекать реку Иору. Но эта
река настолько мельчает в летнее время, что во многих
местах ее перейдет пешком курица. И к тому же в тех
местах через нее переброшено несколько мостов, по од-
ному из которых мы проехали.

Как мы видим, кое-что прояснилось относительно лес-
ных людей, поэтому нам снова нужно возвратиться к
вопросу о их происхождении, обратиться, может быть, к
глубокому прошлому. Вспомним, что на страницах
журнала "Вокруг света" я выразил свои догадки, что эти
люди - из пришельцев, которых некогда загнали в леса.
Этнограф, же В.Кобычев, хотя и разделил мою точку
зрения, но усомнился в том, что это были именно
пришельцы. Он высказал мнение, что пришельцы скорее
загнали в леса местных жителей. Казалось бы, на этом
можно было бы поставить точку. Но о лесных людях на
Кавказе писали еще древние ученые. В трудах историка
и географа Геродота говорится, что на Кавказе обитало

тогда множество лесных людей, которые питались дикими
плодами деревьев и кустарников, а совокупление у муж-
член II женщин было свооодное, как у скота, без всякой
застенчивости. По свидетельству же Циклаури, лесные
люди жили супружескими парами, у них уже
сформировалась семья. А может быть это вовсе разные су-
щества - лесные люди и гулябаны?

Я не знаю ничего конкретного об обволошенности лес-
ных людей. У Циклаури есть сведения только о бороде,
в то же время о гулябаны говорят, как о покрытых пол-
ностью волосами. У Геродота мы находим, что лесные люди
престарелых особей убивали. У Циклаури - констатация
факта, что он не видел стариков. По Геродоту, брачные
союзы лесных людей были крепкие, мужчина брал себе в
жены одну женщину и жил с ней до смерти, то есть браки
были моногамные. Это совпадает со сведениями Циклаури.

Но почему лесные люди сохранились только в райо-
не Талышских гор? Тут, по-моему ясно: дикое безлюд-
ное место, обширные глухие леса, мягкий климат, изоби-
лие даров леса. Скорее всего, локализация лесных людей
вовсе не связана с азербайджанским или грузинским эт-
носом. Они могли приходить из Ирана, ще еще теплее,
организовывать стоянки до поры до времени, как,
например, случилось с племенем, в которое попал Цик-
лаури. Они могли переходить из Ирана в Азербайджан, а
потом и в Грузию. Видимо, в свое время вышедшего к морю
Габриэла заметил пограничный сторожевой корабль, по-
скольку где-то там проходила Иранская граница. Возмож-
но и жил Габриэл среди племени на иранской территории,
а потом вышел в пограничную зону.

Почему Габриэл не мог распознать язык, на котором
говорили лесные люди? Такие упреки раздавались со
стороны оппонентов, поскольку в Грузии в те времена, да
и теперь азербайджанская речь хорошо знакома, не
редкость. Скорее всего лесные люди говорили на каком-
нибудь диалекте сложнейшего талышского языка, который
больше похож на фарси, чем на азербайджанский. И;во-
обще, население в Талыше говорит не на чистом талыш-
ском языке, а на смешанном с арабским, персидским и
турецким. Наконец, можно высказать предположение о
том, откуда взялся в тех краях русский купец по имени
Петр, который вызволил Габриэла из клетки и возвратил
на родину. В то время, то есть в начале нашего века, в
районе Ленкорани и Астары проходила грунтовая дорога
над самым берегом моря и вела в Иран. По ней следовали
русские купцы с товарами. Сведения эти вполне досто-
верны, ибо они подтверждаются рассказами местного насе-

ления и историческими документами. В заключение я хочу
выразить недоумение, почему некоторые современные лю-
ди стесняются того, что на их земле обитают гулябаны из
каменного века. Разве это оскорбительно для нашей ци-
вилизации? Напротив, каждый мыслящий гражданин дол-
жен гордиться богатством и разнообразием своей природы.
Я испытал гордость, когда узнал, что рядом с моей
родиной, в Вашлованских осыпях, которые поражают взор
человека еще появляются лесные люди, не принося нам
никакого вреда. А некоторые ученые, когда речь заходит
о подобном чего-то боятся. Если факт существования лес-
ных людей действительно подтвердится*, то необходимо
заранее оговорить меры их защиты. Ведь если кошке
приятно, когда ее гладят на теплой подстилке, то это
неприятно дикому кролику, любимое жидище которого -
прохладная темная нора.

Д. ВИНОГРАДОВА

В ТИХОМ
ОМУТЕ

- Следы бигфута! Смотри,см(угри, свежие следы!

Несколько дюймов снега покрыли земли) в то утро, ког-
да Рене, Айвен и юноша Джим осматривали берега озера
Рузвельта - там они развешивали куски мяса в качестве
приманки. В этом месте недавно в машину, стоявшую на
обочине шоссе, сунулась было обезьянья физиономия. Вы-
скочившие из машины люди успели заметить отлетевшую
в прыжке-полете тень, а на земле заметили два следа. Судя
по следу, на правой стопе третий палец отсутствовал -
его отпечатка не было. Босая почти человеческая стопа
очень большого размера.
- Смотри, тот самый? Инвалид?
- Да, но третий палец все-таки есть. Видишь, он чуть-
чуть отпечатывается, значит отогнут кверху. А маленький
палец, также, и в том отпечатке, что у машины, загнут
под углом.

Свежий снег, еще не зимний, влажный - хороший ма-
териал для лепки: следы -а их в обозримом пространстве
за сотню! - четкие. Цепочка следов тянулась от реки Ко-
лумбия, пересекала железную дорогу. Около проволочной
снегозаградительной ограды они, втроем, остановились
удивленные: забор довольно высок- около метра! - а сле-
ды оставлены по обе стороны. Отпечаток правой стопы на
одной; левой ^- на другой стороне. Перешагивал?
- Вот дает! Взял и перешагнул, как я через табуретку.
Торопясь по следам, они перепахали крахмальную
Снежную гладь, после них остались вспаханные дорожки:
человек всегда подволакивает ноги. Зверь же аккуратно
ставит ноги сверху вниз, штампует следы (Роджер Пат-
терсон, снтмхпхй на Кинопленку самку, рассказывал: биг-
фуг наступает на согнутую ногу в тот момент, когда нога
еще не нес°т нагрузки. Потому походка мягкая, шаг
крадущийся. Ширина плеч у снятой им самки 90 см. Плечи
при ходьбе были в движении. Добавим кстати: при
спортивной ходьбе, а также марафонцы сильно двигают
плечами и тоже расслабляют несущую нагрузки ноху).

Цепочка следов вернулась к реке. Рене сняло плеча
ремень ружья: впереди река - рубеж. Дальше реки ему
идти некуда. Наконец, он добудет его, живого или
мертвого. Подобраться к его логову - это все! Устроить
засаду, выждать и - он мой! Живой или мертвый. Но,по-
думал он с подозрением, а если тут прошелся человек,
Мистификатор ? Странный это был шутник - надел боль-
шие деревянные сандалии, придал им форму искалеченной
ноги, именно такой. И не подволакивал ноги, а ставил их
сверху вниз. Подпрыгивал и отпечатывал следы ровно
через метр ?

Не-ет. На пути к высокому берегу Колумбии они уви-
дели: два следа стояли рядом, а между ними - желтое
пятно, глубоко ушедшее в снег. Им не пришло в голову
взять того снега для анализа мочи, они торпились по сле-
дам. Следы вели их через кустарник к крутому 6epeiy реки
-- он возвышался над водой на сто пятьдесят футов, а
затбм потянулись вдоль берега, дошли до того места, где
береговой утес наклонной горкой спускался к реке, и тут
... исчезли. Два последних следа стояли рядом, но вокруг;
сколько не вертели они головами, сколько не искали
продолжения следов - куда он прыгнул? - ничего! Снеж-
ная целина.

-"Куда же он делся? - Рене выпустил ружье из су-(
дорожно сжатых рук( ;;

Куда он делся? Поставим этот вопрос, ответ же
на него -г предположительный, но очень вероятный -
дадим в конце статьи.

Ночью, в первом часу, 2^ августа 1974 года житель
деревни Александр Катаев шел вдоль берега реки Чусовой,
что в Приуралье. Светила луна. Услышал: кто-то булты-
хается в воде, подумал - большая рыба. Но когда до него
донеслось странное бормотанье, он подкрался ближе к
6epezy, залег в кустах. Метрах в пяти от себя увидел как
бы людей, мужчину и женщину. Оба сплошь серого цвета,
как сказал Саша, только у беременной самки волосы на
голове - рыжие кудри. "Мужчина" достал из кустов
коробку из скрюченной бересты, протянул "женщине^,
они что-то из нее ели, наверное, ягоды. И веселились: ма-
хали руками, дергали ногами, самка смеялась визгливо,
как маленькая девочка. Но металлическим голосом. Сту-
чали камнем о камень, искры летели, но огонь не высе-
кался. Переговаивались звуками вроде "кы-кы", "ну-ну".
Потом пошли в воду и поплыли бесшумно, видны были
только головы. Проплыли реку и быстро полезли вверх по
крутой скале. Исчезли в темноте.

В их краях, рассказывает Катаев, ходит рассказ о том,
что в пятидесятых годах, то есть, лет тридцать тому назад
в сети рыбаков попал "чертенок" -- весь в шерсти. Его
вытащили из сетей, но он так дико визжал, ревел и ку-
сался, что его выпустили. Он сразу же нырнул в реку.
Говорят, также, что кто-то видел русалок, сидящих на пло-
тине у озера. А вблизи их деревни есть местность под на-
званием Чертов Лог, куда ходить нельзя - там пропадают.
Пропал охотник вместе с собакой. Толпой шли,
прочесывали лес - ничего не нашли. Собака с ними идти
побоялась.

Ограничимся эти^ куском из рассказа Катаева, чтобы
проверить одну деталь: смех самки, визгливый и метал-
лический. Животные, как известно, смеяться нб умеют.
Независимо от Катаева имеются еще два сообщения о сме-
хе именно женских особей. Одна из них прирученная сам-
ка, жившая в абхазском селении в прошлом веке, которая
смеялась, по рассказам, внезапно, резко и пугающе.
Второе сообщение пришло из Канады от А.0стмена - его
ууащил на себе саскватч и ему пришлось прожить с су-
ществами шесть дней. Оба эти случая Катаев не мог знать.

Перед войной Юрий Румянцев жил в деревне в Ка-
шинском районе Калининской области. Году в сороковом
или сорок первом группа детей возвращалась из школы,

раположенной в другой деревне. Дорога шла мимо болота.
Несколько мальчишек пропустили вперед девочек, чтобы
не ябедничали, и украдкой начали курить. Дружно пых-
тели дымом. Вдоль дороги густой изгородью росли кусты.
И вот около его лица раздвинулись ветви и просунулась
обезьянья рука, затем на миг показалось обезьянье лицо.
Тут же видение исчезло, а уже с болота разнесся крик ни
с чем не сравнимый, разве что похожий на милицейский
свисток.

Из обстоятельного доклада госохотинспектора из Ма-
хачкалы В.К. Леонтьева, видевшего такое существо в Гу-
танском заповеднике в ав1усте 19^7 года, позаимствуем
отрывок с описанием подооного крика, чтобы сравнить и
тем самым проверить сообщения о смехе самки с реки Чу-
совой и о встрече у болота в Калининской области (все
остальные детали знакомы по сотням, тысячам описаний
других" очевидцев): " она смеялась визгливо, как малень-
кая девчонка", "что-то вроде милицейского свистка".

В.К. Леоатьев писал, что его крик "очень громкий,
чрезвычайно странный, пожалуй, ни с чем не сравнимый.
Он состоит из многократного повторения ритмичных низ-
ких и высоких звуков, несколько напоминающий звучание
громадной струны. Во всяком случае, в крике каптара (так
его называют в Дагестане) имеются элементы металличе-
ского звучания".

Сравниваем показания: во всех случаях звук, издава-
емый искомым существом, называемым далее приматом,
имеет металлический обертон и звуковую вибрацию. Не
раз объясняли: не то хохот, не то лошадиное ржание, то
есть звуковая вибрация. Или свист - тоже частое описа-
ние издаваемого приматом звука. Вспомним - одно из
колен соловьиного пения называется дешева дудка.

Самый результативный - и самый скромный!- без-
заветно преданный делу поиска реликта Владимир Пуш-
карев в последней экспедиции в 1978 году пропал без вести.
В одном из выступлений он рассказывал:

- В 1974 году взрослый рыбак обнаружил в лодке во-
лосатую женщину, она прыгнула и ушла в воду. В 1976
году рыбаки на Обской губе заметили, что морской черт
вынырнул из воды, как бревно. Так сказал очевидец: как
бревно, всплыло и опустилось. Старик в жертву морскому
черту бросил бутылку водки. Называют это существо "тун-
гу", что означает черт. Рассказывают, что тунгу свистели
по ночам, но когда построили город Надым, то все это
исчезло. Много рассказов о том, как кто-то тряс чум. Вы-
скочившие люди никого не обнаружили. Один раз нашли

два следа на снегу, два больших следа и только - на боль-
шом пространстве. Летом 1974 года русские рыбаки ноче-
вали в чуме. Когда услышали, что кто-то трясет чум -
выскочили. Никого нет. Через десять минут опять тряска,
выскочили сразу, с ружьями. Никого. Постреляли в воздух
и никого не увидели. Кругом открытое место, до леса
метров пятьсот. И следов не нашли. Мне на Кавказе го-
ворили, что он, алмасты, невидим. Я пришел к выводу,
что он может внушить, что его не видят. Мне на Кавказе
один старик сказал:" Ты ею увидишь, если ты его сам
первый увидишь. А если он тебя первый увидит, ты его
не увидишь." Вероятно, он обладает гипнозом. Если при
раскрытии тайны все гипотезы отбрасываются и остается
одна невероятная, то надо ее принять за вероятную. В
народных повериях не случайно черт оборачивается то ло-
шадью, то кем-нибудь еще. Вероятно, он может внушить,
что ты видишь не его, а кого-то другою. Так я предполагаю.

В 1988 году была снаряжена экспедиция, повторяющая
последний маршрут Володи Пушкарев^. Ее участник Ва-
лерий Попов из Кургана рассказал о существовании в тех
местах множества слухов об искомом примате, которого
называют там несколькими именами: куль, тунгу, сыркья,
менк. Местность там - множество болот и островков среди
болот. Членам экспедиции один хант сказал, что менк хо-
дит по болоту, поднимая ноги, как лось, что менк хорошо
плавает и гораздо дольше человека может находиться под
водой. И, наконец, В.Попов сказал, что они видели це-
почку следов босых йог, которые вели к реке и здесь кон-
чались.

Итак, цепочка следов босых ног в болотистой местности
Западной Сибири дошла до реки и здесь кончилась.

Вернемся к началу: цепочка следов босых ног дошла
до берега североамериканской реки Колумбия и здесь
прервалась. .

Был поставлен вопрос: куда делся то?, кто оставил сле-
ды?

Но это не единстаепный вопрос, на который надо по-
пытаться ответить. Первый вопрос подразумевается в за-
головке: кто такие русалки? Второй вопрос задают многие:
можно ли верить показаниям очевидцев? Третий вопрос
возникает сам собой: когда следы, исчезают бесследно, то
куда девается тот, кто эти следы оставляет?

На первый вопрос, в сущности, ответ дан. Первона-
чально, наш народ под этим именем называл приматов
обоего пола, имеющих шкуру рыжей окраски. Позднее,
термин прилип к тем существа^, котоых встречали в воде,
около воды, также, как полевик, болотник, моховик, бан-

ник, леший (от слова лес?), домовой и так далее названы
по месту встречи и, как считалось, месту обитания. Так
что русалка или водяной, тот же примат, что и гуменник,
лохматка, овинник, маруха, домаха, шиш, шишита, бит-
фут, саскватч, снежный человек (следы на снегу), тот же,
что и гуль, куль, алмасты, алмас, албасты, абасы, хун-
iypecy, он же йоги, де-мон, дэв, а также пан, сатир, фавн,
соловый (переделанный в соловья-разбойника, из-за со-
ловой, то есть желтоватой окраски шерсти, который ужас-
но свистит, говорить не умеет, живет в лесу, силен и
мохнат) - всех имен и не перечесть. В каждом народе
имен несколько. В переводе некоторые имена означают:
человек-медведь, человек-козел, остроголовый, быстро-
бегающий, плечистый и прочее.

На второй вопрос: можно ли верить информаторам, от-
ветить следует подробно. Действительно, поверить трудно.
Там, далеко, в Гималаях, в Непале, может быть и суще-
ствует неведомая обезьяна. А в iycro заселенном
Приуралье? Или даже на Донбассе? Как отнестись к
Корольковой Алисе Николаевне, поверить ей? Она
приехало в Москву, чтобы перед большой аудиторией сде-
лать следующее сообщение.

- Я с Донбасса, с Константиновки. В 1977 году
работала в пионерлагере. Детей уложила на "мертвый
час", значит, это было после часа дня. Вышла по делу к
забору, там была отломана доска. Что-то у кукурузного
поля зашевелилось. Из зарослей кукурузы показалась го-
лова, вся в волосах. Я подумала: сколько же он не брился!
Разглядела у него крылья носа, глаза запавшие и близко
друг к другу поставленные. Рот плотно закрыт, слышу,
дышит, крадется, значит, хочет украсть. Выходит из ку-
курузы - весь в волосах. Мне его жалко стало, думаю,
дезертир, захотелось погладить. Стоит полусогнутый и
смотрит на меня в дырку забора. Поскулил, как собака,
заискивающе. Выражение лица было доброе. Потом я убе-
жала, пришла вместе с другими и мы нашли там, ще он
стоял, след. Мы его форму и размер зафиксировали,
оторвав обнаруженный у кого-то в кармане кусок газеты.
Размер следа - в два листа школьной тетради, если ее
развербуть. Это был мужчина, потому что здесь, на груди,
ничего нет. С меня ростом,метр пятьдесят или шестьдесят.
И рыбак потом видел следы у самого берега.

Следы у самого берега - отметим еще раз. В одном из
сообщений из Америки было сказано: последний след был
вдавлен уже под водой, на мелководье, у берега.

Чтобы проверить наших информаторов - а это значит
поверить им, - существует пока единственная возмож-

ность: очная ставка. Одно сообщение ставить рядом с
другим: сходится или противоречит? Так, рассказ кавказ-
ского жителя об увиденном им новорожденном алмасты
подтвердился через несколько лет в сообщении о давней
(в 1904 г.) встрече в российских лесах с ребенком леша-
чихи - тело обоих было очень редко покрыто вылосами.
Скалолазание по вертикальной каменной стене под-
тверждалось много раз. Легко и быстро, цепляясь пальца-
ми рук и ног, по словам, наблюдавшего, он полз как
большой мохнатый паук вверх по утесу. И даже цепляясь
ногами и только одной рукой, в другой неся тяжесть. Tak,
находясь внутри спального мешка, Альберт Остменбыл
спущен саскватчем вниз по крутой скале.

Манера бить камень о камень отмечалась не раз. Гип-
совые слепки следов совпадают по очертаниям. Совпадают
сведения от людей, независимых друг от друга, разобщен-
ных в территориальном, культурном, языковом и
временном отношениях.

Продолжая перекрестный допрос, наложим сведения
добытые этнографами, на сведения добровольных иссле-
дователей проблемы реликтового гоминоида и убедимся,
что через подобное сито просеивается нечто вполне ма-
териальное, а вымысел, литературные присовокупления
не проходят. Персонаж из низшей мифологии - темная
нечистая сила, живущая в преисподней, в подземелье, в
аду - исправно служила для устрашения верующих. Об-
щее ее название - черт, а всякая другая нечисть с образом
черта обобщена. Перечислим некоторые описания, собран-
ные учеными-этнографами: черт - это черный человек в
шерсти. Он, как человек, но волосатый, косматый. Шерсть
его лохматая, черная или белая. У него руки волосатые,
мохнатые. Сам он черный. Вид наподобие человека, только
глаза красные. Такие сообщения, как то, что черт - это
смерч на дороге или заяц, пробежавший путь, естественно,
через сито наложения не пройдут.

Продолжим перекрестный допрос, поставим в очной
ставке сведения жителей двадцатого века и людей дав-
ным-давно отживших, но оставивших нам в наследство
неисчерпаемое языковое богатство. Это разговорный язык,
поговорки, пословицы, мифы, сказки - фольклор. Это
кончики нитей, уводящие в тысячелетия. Словесные
обороты, достаточно частые для того, чтобы Владимир
Даль включил их в сборник пословиц русского народа гла-
сят: "все черти одной шерсти", "тот же шут, да в иной
шерсти", "во что черт не нарядится, а бесом глядит". Ка-
таев сообщил: самка вся серая, а на голове рыжие кудри.
Сравним с пословицей: тот же,черт в красной шапке. По-

смотрим на портрет особи, снятой Паттерсоном в октябре
1967г., на заостренность головы (жировой или костный
гребень или направление волос?). Поставим рядом посло-
вицы: "все люди, как люди, только черт в колпаке".Или:
"с остроголовым не шути, перетянет". О том же говорят
его наименования: шиш, шипига.шишок (сравнительно
недавно деревенская старушка, увидав у себя на дворе не-
понятный беспорядок, воскликяула: "знать шишок
приходил!"') .В сказках рада литературной гиперболы за-
остренность головы выросла до рогов, умение быстро бегать
и совершать длинные прыжки перешло в умение ле-
тать - человеческое мифотворчество сложило ряд изве-
стных сказочных персонажей.

Когда-то человеку долго пришлось бороться с этим пол-
учеловеком, полузверем за места обитания, и он, не
работающий, а расхищающий, крепко о-сто-черт-ел
человеку. Имя его стало ругательным, а фразеологическое
клише по типу "черт удес", "черти носят" издавна вросли
в разговорную речь, настолько стерлись, .что доискиваться
до источниковедческого смысла этого присловья, как буд-
то, и не следует. Однако буквального повторения такой
ситуации довольно много. Того же Альберта Остмена
ночью спящего унес тот самый, многоименный. Врачь-ло-
гопед рассказала о своем пациенте, который стал заикаться
после того, как на него сзади в горах Кавказа напала
огромная обезьяна, пытаясь его унести. В районе северного
Урала Володе Пушкареву передали следующее. Пропала
пятилетняя девочка. Ее нашли на следующий день сидя-
щей там, где неоднократно проходили люди. Кто-то в теп-
лой шубе, по словам девочки, ее долго носил, а затем
посадил на дороге. Другой случай. Ребенок пропадал но-
чами: днем являлся с объяснением - у меня есть другая
мама. Рассказывали Пушкареву еще один давний случай
подмены ребенка в люльке на ребенка от какого-то суще-
ства. Вспомним в этой связи поговорку: связался черт с
младенцем. Но в прямом, первоначальном смысле.
Переносимый смысл вторичен. Верить информаторам
двадцатого века, повторяющим в очной ставке показания
людей из многовекового прошлого?

Некоторые сказки, собранные в народе А.Н.Афанась-
евым в девятнадцатом веке, начинаются одинаково. Отец
(мать), рассердившись на сына (дочь), заклинают, то есть
произносят заклятье, поминающее черта, и этот персонаж
выполняет пожелание, унося свою жертву к озеру, реке,
водоему. Там - черта, то есть граница, за которой живут
не люди, нелюди. За чертой живут черти - так объясняет
происхождение этого слова знаток старорусского языка.

Если наши предки хорошо знали "вражью силу "."лу-
кавого* ' или "луконьку" (пословица говорит: "умен черт,
да люди не хвалят"), то и ответ на третий вопрос: куда
он девается, когда исчезают следы, надо искать у наших
пращуров.

Итак, в сказках Афанасьева нечистый уносит человека
в озеро.

В сказке Пушкина Балда за оброком к чертям уверенно
отправляется к морю. Из вод выходят тридцать три бога-
тыря. Есть название сказки: зверь лесной - чудо морское.
Одновременно, житель леса и моря. Вероятно, неспроста
сложилось поверие о том, что русалки заманивают чело-
века в воду. Неспроста сложилась сказка о мужике,
уронившем в реку топор, а черт из воды топор вытащил.
А как дорого стоит утверждение всемирно известного ис-
торика первобытных обществ Дж.Фрезера о том, что за
персонажем целого куста сказок многих народов: из воды
выходит чудовище и ему в жертву (в жены) отдают жен-
щину - скрывается предтеча реалий.

Но может быть все-таки это не так? Обратимся к
другому виду фольклора - к пословицам. Наука о посло-
вицах, паремиология, как утверждают специалисты -
есть наука точная. Известно, что пословица создавалась
на основе бесспорного факта. Действительно, неоспоримо:
хоть тресни синица, а не быть журавлем. Или: не замоча
рук не умоешься. Историки сообщают,что пословицы с ус-
пехом служат изучению прошлого. ("Вот тебе, бабушка,
и Юрьев день", "не скажешь правду подлинную, так ска-
жешь подноготную' ' -речь идет о пытке длинным кнутом
и забиванием под ногти...) Пословица есть кратко
сформулированный итог долгого опыта, итог впитывания
прошедшего и эта фактологическая фольклористика по-
может дать ответ на третий вопрос. Но сначала заглянем
в книгу карстоведа и географа Н.А.Гвоздецкого "Карст",
на те страницы, где описана русская равнина, как крупная
карстовая страна, в которой исчезают реки, продолжая
свой путь в виде подземного потока. Страна с колодце-
образными провалами, болотами и бездонными омутами.
"Крупнейшей карстовой областью Русской равнины явля-
ется Московско-Двинская", "На севере открыты большие
гипсовые пещеры протяженностью до 5-12 км". Об этом,
а Также о находках скелетов первобытных людей в под-
земных пещерах можно прочесть в этой книге. Наложим
на подземную географию сообщение А. Катаева о встрече
в Приуралье, на богато закарстованной территории неда-
леко от знаменитой Кунгурской пещеры. Вспомним о
встрече у болота в Калининской области, которая нахо-

дится на площади Московской синеклизы - вогнутой
платформенной структуры. Читая описание карстовых пе-
щер Украинско-Донецкой области, вспоминаешь рассказ
жительницы Донецкой области А.Корольковой.

Откроем сборник пословиц русского народа, составлен-
ный Вл.Далем, и прочитаем все пословицы на 977
страницах. Выпишем из них те, которые касаются иско-
мого примата и расставим их по столбикам, объединив по
темам: внешность, ум, сила и др. И наглядно увидим, что
раза в три больше пословиц, отвечающих на главный для
исследователей вопрос: где же его логово, его дом, его
крепость, куда он девается, когда исчезают следы? По-
верим подсказке наших пращуров, учтем их близкое зна-
комство с природой в те времена, когда зверей было
намного больше, а людей намного меньше. Пословица, ут-
верждают специалисты, окончила свое сложение до сем-
надцатого века и возникла на основе бесспорного факта.
Например, такого: своя рубашка ближе к телу. Или такого:
на пословицу, как на дурака, и суда нет. Не судима. То
есть, пословица - это аксиома, не требующая доказа-
тельств.

Но мы попробуем доказать. Все тем же способом -
сопоставлением. Поставим рядом сведения, добытые го-
минологами (теми же этнографами, но со своей целе-
направленностью), и пословицу - эссенцию народного
опыта.

Известен рост: два метра и более. Пословица говорит:
с лешего, а ума не вынес.

О крике краеведу из Кисловодска Ф. Чернышеву
рассказывали чабаны: "рев алмасты могучий, как рев
паровоза. Он, как кашель, переходящий не то в стон, не
то в мычание". Сравниваем с пословицей. Кричит, как
леший. Как Леший Перовский зовет Куликовского в гости
к родительской (Перово - под Москвой, Куликово - на
Дону).

В Маньчжурии в фанзе охотника жил прирученный го-
миноид. По ночам ходил на охоту вместе с волчьей стаей.
Читаем пословицу: гоняет, как леший зверя.

В Омской области у озера в лесную избушку во время
сильной грозы вбежал обволошенный человекообразный,
увидел людей, дико завизжал и кинулся прочь. Читаем
пословицу. Бегает от дома, как черт от грома. Или: есть
и на черта гром. Этнографы сообщали: черта, мол, можно
увидеть в грозу, так как он боится непонятного шума. Го-
минологам известна его физическая сила. Что говорят по-
словицы? Силен черт, да воли нет. Храбер, силен, а все с
лешим не справится.

Гоминологам известна его физическая сила. Что гово-
рят пословицы? Силен черт, да воли нет. Храбер, силен,
а все с лешим не справится.

Увидеть в темноте (ночное животное: бес и мрак -
мракобесие) большое гориллоподобное существо, конечно,
страшно. Читаем у Даля: страшен черт! Да милостив бог.
Или: хорош, перед чертом, как куколка. Но мы знаем,
что возможно и сск-уществояание, привыкание. Есть об
этом сообщении. Не так страшен черт, как его малюют.

Как отвечают наши пращуры на третий поставленный
нами вопрос?

Перечислим их изречения, в которых заключен ключ,
даже не зашифрованный, к разгадке тайны.

Вольному вола, спасенному рай, бешеному
поле, а черту болото.
Всякий черт в своем болоте ворочай.
Нс ходи при болоте - черт уши обколотит.
Вертит, как черт в пучине.
Вол^яо черту в своем болоте орать.
Правит, как черт болотом.
Гнилого болота и черт боится.
В тихом омуте черти водятся.
Домовой тешится, леший заводит, а водяной
- топит.

Водяной пошутит - утопит.
Мутит, как водяной под мельницей.
Не все то русалка, что в воду ныряет.
Все черти в воду и пузырья вверх.
Работа не черт, в воду не убежит.

И, наконец, такое:

Все черти равны, все те же бобры.

Депеша, присланная нам из прошлого, гласит: ваш иско-
мый примат - это млекопитающее, полуводное животное,
имеющее наподобие бобров черно-желто- бурый густой
мех. Вход в их жилище, как у бобра - под водой.

На мифологическую карту преисподней и паремио- ло-
гик) наложим карту встреч с реликтом и карту гео- логи-
ческого строения болот, трясин, бездонных омутом и
сделаем предположение: место основного укрытия зооло-
гического прототипа мифологического персонажа -
карстовые подземные полости. Вход туда может быть как
через пещеры м щели, так и через водную преграду -
оолотн^е (жу.'^; реки, озера и другие водоемы.

Рене; А^и.^ " лтоша Джим поспешно поднялись на

береговой утес,что возвышался на 4^ метров, следы их
привели к тому месту, где утес полого спускался к во- де,
и тут исчезли.

- Где же он? В небо, что ли вознесся?
Рене посмотрел в пустое серое небо и опустил взгляд
под ноги. От самогб последнего следа вниз по склону к
реке тянулась полоса содранного снега. Эта полоса,
покрытая жухлой травой, заканчивалась там, ще
обрывался береговой склон. Ниже быт воздух, сырой
речной воздух, еще ниже - река.

...Очевидец в Гималаях наблюдал, как йеги скользил
по горному склону в положении сидя, притормаживал пят-
ками вытянутых ног.

М. БЫКОВА

КРИК
МАМОНТА

Почему тема мамонта так притегательна для большинства
читателей? Ведь она, на первый взгляд, не предполагает
кардинальных разгадок тайн мироздания, подтверждения
целесообразности в природе всего сущего или, напротив,
ошибочности эволюции, тем более возможности немедлен-
ной связи с внеземными цивилизациями, на что так падка
человеческая мысль.

И тем не менее! И в подробностях, уточнениях знаний
об этом звере люди надеются получить какие-то
представления о... себе самих.

Мне, как, очевидно, и большинству современников па-
мятна по произведениям искусства прелесть гигантской
впечатляющей фигуры мамонта, действительно, чуда
природы. Не зря его увековечивали без устали авторы да-
скальной живописи. Его мощь, несомненная сила и изя-
щество, сопутствующее горе "мяса", все это есть в
рисунках, оставленных нам очевидцами охот, и особенно
в неолитических каменных статуэтках.

В отличие от иных животных далекого прошлого или
нынешних, но ведущих столь потаенный образ жизни, что
нет неоспоримых оснований утверждать об их реальности,
с мамонтом, кажется, все проще и яснее. Он был. Ведь не
только костные останки его дошли до нас. Но и почти уце-
левшие экземпляры с наружными и внутренними тканя-
ми, законсервированные самой природой. Мамонт был,
но - и как бы есть. Его можно реконструировать, пощу-
пать, изваять и расхождения с исчезнувшим оригиналом
не будет.

Когда в селе Юдиново Погарского района Брянской об-
ласти была раскопана стоянка первобытного человека, вы-
яснилось, что на постройку пошло двадцать три черепа
гигантских животных. А так же лопатки с проделанными
в них отверстиями, зубы и другие детали скелета. Черепа
служили кладовыми, ще хранились каменные орудия
древних, камни и предметы обихода. Возраст стоянки -
более пятнадцати тысяч лет...

Близ американского города Хот-Спрингс (Южная Да-
кота) найдено естественное кладбище мамонтов. Об-
наружены останки сорока трех гигантов, погибших
двадцать шесть тысяч лет назад. И палеонтологи полагают,
что там же будут раскопаны скелеты еще полусотни эк-
земпляров. Пришли к выводу, что они принадлежат мо-
лодым, неопытным, особям. Здесь в углублении
поверхности скапливалась вода теплого источника, не за-
мерзающего зимой. Выбраться из такого водопоя было не-
возможно.
Давно уже не тайна массовые вымирания отдельных

видов животных на Земле. Человека всеща волновало
представление о конце света. Варианты следов потопа и
другого рода катаклизмов, смены геологических эпох -
вполне реальные "воспоминания" о прошлом или буду-
щем... В этом плане сильное впечатление производят как
бескрайние песчаные монгольские пустыни, местами бук-
вально засыпанные костями всевозможных животных-
завров, так и якутские мамонт обивневые поля. Вот она,
явь, реальность конечности как таковой - конечности
жизни вида - ее можно пощупать, осмыслить нам, царям
природы.

Я заинтересовалась мамонтом, потому что его пути-
дороги переплетены по моим представлениям, с еще более
таинственным животным, именуемым "снежным челове-
ком". И хотя мы не имели возможности ознакомиться с
останками последнего ( не считая обнаружения за-
мороженного трупа в США, бездарно утраченного), загодя
перед всеми любознательными, как ни странно, встают те
же самые вопросы, которые до сих пор не совсем уверенно
пытаются разрешить и богатые доказательствами мамон-
товедц: климат, адаптация, зимовка, шерсть, подшерсток,
жировые запасы, кормовая база, энергетический обмен...

Если бы природа не оставила нам мамонтовых памят-
ников - мохучий набор костного материала, части за-
мороженных тел, а то и вполне сохранившиеся
экземпляры, человечеству хватило бы на много лет пово-
дов для споров хотя бы о том, при помощи каких таких
приспособлений, например, добывал себе пищу этот гигант
под снежным покровом? Даже стесанность бивней часто
соотносится не с этой простой и понятной функцией. Мы
бы до сегодняшнего дня выясняли, как эти бивни были
вставлены в альвеолы? Какой частью вверх? Поблагодарим
за знание березовского мамонта. А не видя желудков, на-
полненных в разной степени переваренной пищей, конеч-
но же большинство усомнилось бы, что тушу,
достигающую веса пяти-семи тонн, можно "создать" и по-
ддерживать травой в местности с преобладающей зимой.

И это не мое досужее предположение. В 1978 году в
Штутгарте вышел обзор Г.Краузе по мамонту. Автор оз-
накомился с коллекциями его останков в разных ла-
бораториях, а так же музеях мира, с изображениями в
пещерах Франции и Испании. Он пришел к такому
парадоксальному выводу: в суровых климатических усло-
виях, в частности в Сибири, это животное существовать
не могло! Он убежден, что мамонт не был защищен от
холода своим волосяным покровом. Отрицает и защитную
роль подкожного жира, проводя аналогию с современными

полярными наземными животными, которые зимой не
всегда имеют жировую прослойку. Приходит к выводу, что
бивни не могли служить для разгребания снега, так как
ломались бы о камни, скрытые снегом (что в действитель-
ности и обнаруживают часто местные жители, наши
современники, промысловики). Автор обзора не знает, что
русский ученый В.Н. Секачев нашел в желудке и даже на
зубах березовского мамонта остатки растений,
характерных для лугов нижнего течения реки Лены.
Краузе пошел по пути легенды, бытовавшей в Восточной
Сибири среди русских поселенцев, которая гласила: во
время потопа (речь идет по автору о биолейском потопе
и мамонтах, проживавших до этого события якобы в теп-
лом климате) их затонувшие тела плавали на воде и ока-
зались вмытыми в грунт. После потопа область, которая
раньше "была теплой, стала холодной и грунт промерз".
Как иронично и верно сказал академик М.С.Гиляров по
этому поводу: "... это случилось, очевидно, так быстро,
что трупы березовского мамонта и мамонтенка "Димы",
погибших при "потопе", вмерзли в грунт и не успели даже
разложиться!"

Сообразительность представителей рода хомо в этом
случае как и во многих-многих других, не очень высока.
Первые слова; которые всеща срываются из уст ученых
при встрече с малоизвестным, и тем более вообще доселе
неведомым: "Не может быть, потому что не может быть
никогда !". Столь же распространенный, как и устоявший-
ся стереотип мышления тех, кто опасается вторжения ди-
летантов в заповедные области знаний.

На севере Сибири и на Аляске обнаружено около пол-
усотни более-менее полных трупов мамонтов,
сохранившихся в многолетнемерзлых горных породах. Ча-
сто приводится как бы из области чудесного описания на-
иболее полного экземпляра раскопок Петербургской
Академии наук 1901- 1902 годов по притоке Колымы -
Березовке. Он был подвергнут анатомическим, гистологи-
ческим и биохимическим исследованиям. Досконально
изучены остатки пищи во рту и желудке, как это уже упо-
мянуто выше.

По невероятному стечению обстоятельств, если и далее
говорить о скрещивании путей двух интересующих меня
животных, именно этим местам приурочена и необычная
находка осени 1845 года. Золотопромышленник Фалалей
Лыкысов и самоед Обыль в урмане убили необыкновенное
чудище : "... постав человеческий (лучше не скажешь! -
М.Д.), росту аршин трех (более двух метров)..., шкура
довольно толстой шерсти, потонеесобольной, скулы го-

лыя..., мужескд пола". Оно было вначале облаяно соба-
ками (показатель реальности. - М.А), от которых отби-
валось руками. Стреляли в него с пятнадцати саженей
(около тридцати метров) сбоку. Когда оно "пало", оба
охотника осмотрели его. Даже разрезали в одном месте,
чтобы увидеть ^ровь (в поисках показателя реально-
сти. -Л^..5. ). Данные взяты из судебного дела, заведенного
в ту пору из-за сходства описанного с человеком, но так
и не завершенного по той простой причине, что характерна
для подобных случаев с этим животным и в наши дни, -
тела не нашли. (По сведениям В.М.Пушкарева документы
сохранились в городе Салехарде в архиве краеведческого
музея.) Гласное, нет описания подпушка! А наличие его
местными людьми, как правило, хорошими охотниками,
никогда не было бы оставлено без внимания. Значит под-
пушка не было?

Информация была опубликована в "Ежегоднике То-
больского губернского музея" в 1907 году под заглавием
"Березовское чудо". Таковым оно и осталось в анналах
истории. В том же самом издании написано и о мамонте.
Так, в 1908 году в восьмом выпуске краевед П.Городцов
рассказал о встрече в шестидесятые годы прошлого сто-
летия с мамонтом. Передано это было из первых уст ме-
стным жителем. Об этом подробнее дальше. Здесь важно
лишь уловить перекличку - места оказались богатыми
на реликты.

Березовский мамонт, хотя и служит затронутой теме
неким эталоном, но найденный в бассейне той же Колымы
на реке Киргилях в 1977 году целиком сохранившийся се-
мимесячный мамонтенок стал более знаменитым. Во-
первых, потому что это произошло, можно сказать, на
наших глазах, а во-вторых, потому что его изучали
современными методами. В результате чего через шесть
лет после находки вышла монография "Киргиляхский ма-
монт" коллектива авторов, возглавляемого академиком
Н.Шило.

Но последующая находка энмынвеемского мамонта в
Магаданской области стала еще более знаменательным со-
бытием. Хотя речь идет лишь о задней ноге животного,
которая перевешивает все предыдущие подарки природы
своей давностью - ей тридцать две тысячи лет. Но глав-
ное - высокая степень свежести и сохранности. Ни следа
гниения!

Без разговоров о пространстве и времени трудно понять
проблематичность темы. Еще десять - двадцать тысяч лет
назад, по официальной версии, по Великой мамонтовой
степи, простиравшейся от Атлантического океана до Ти-

хого, от Испании через Чукотку до Аляски, бродили не-
исчислимые стада мамонтов. Косматые красавцы-чудови-
ща, прекрасно в едином стиле представленные наскальной
живописью на многих отрезках обетованных широт, за-
ставили ученых немало поспорить о климате той эпохи.

Нынешние северные материки - Северная Америка и
большая часть Евразии - были тогда спаяны еще одним
плавучим ледяным материком по названию Арктида со
сверхконтинентальным климатом. Хронический антицик-
лон с вечно безоблачным небом, сильными морозами зи-
мой - таковы условия жизни. Длинные густые волосы,
превышавшие иногда восемьдесят сантиметров, спускав-
шиеся с боков животных до земли, десяти-, а то и пят-
надцатисантиметровый подшерсток, огромные, достигав-
шие пятисот килограммов гороы - запасы жира, пяти-се-
митонная туша высотой в холке до трех метров и бивни
свыше четырех - все это "построено" на траве, на траве
большую часть года сухой, замороженной, прикрытой сне-
гом.

Сегодняшние малоисследованные ледяные земли
арктической Якутии - остатки того лессово-ледникового
материка, где господствовали косматые гиганты. Почему
такие сведения не всех убеждали на пути к истине о ма-
монтовых делах? Самое главное неверие всякого рода оп-
понентов зиждится на мнении, что такой климат несколько
раз на мамонтовом веку сменялся другим. А свидетельства
массовой гибели соотносятся только с двумя такими
переходными периодами. Что же изменялось? И когда ? В
природе ли? Или в самом механизме животного? И почему
животные не отступали? И отступление ли спасало их в
предыдущих случаях? Воистину незнание всегда
опережает знание.

По официальной версии окончательно мамонтовый мир
погиб десять тысяч лет назад. Причем наступил конец не
только мамонту, но и основным крупным сопутствующим
существам - арктическим якам, сайгакам, азиатским ов-
цебыкам и шерстистым носорогам. И все потому, что в
зоне открывшегося арктического океана климат стал влаж-
ным. Низкие тучи покрыли некогда безоблачное голубое
небо над северными лугами на льду с тончайшим слоем
пыли и земли. (Что и составляло плодоносный слой почвы.)
Прежде всего стал меняться ландшафт местности. А за
ним - растительный мир. Здесь стали развиваться болот-
ные тундры, лесотундра, а южнее - тайга.

Сейчас в мамонтовые луга трудно поверить. Но на Чу-
котке проведен уникальный эксперимент. На месте осу-
шаемых в тундре озер для скота анадырского совхоза

"Северный" уже более десяти лет под руководством ма-
гаданских ученых получают сочные и грубые корма. Та-
инственные мамонтовые травы на реликтовых лугах дают
около трехсот центнеров на гектаре.

Все данные по найденным когда -либо останкам до об-
наружения энмынвеемской ноги не давали возможности
исследователям поглубже разобраться в том, как
приспосабливалось животное к нарисованным выше усло-
виям климата. Сведения о каких-то адаптивных особен-
ностях его все время ускользали от ученых.

И толщина кожи оказывалась такой же, как у
современных южных слонов. И при прекрасной толщине
волос подшерстка, превышающей в четыре раза таковые
у известных нам животных, щетинные волосы оказывались
отстоящими друг от друга на четыре-пять миллиметров,
чего было явно тоща недостаточно для теплоизоляции.
Не находили и мышц, специализированных на подъеме и
взъ°рошивании шерсти при похолодании.

А ведь да*е смена сезонов тоща еще в сухих степях
все же сопровождалась дождями и снег достаточно увлаж-
нял шерсть... Коллектив авторов книги о киргиляхском
мамонте, проанализировав все известные факты, вынуж-
ден был допустить, что звери эти имели принципиально
иную систему терморегуляции кожи, основанную на
характере оснащения ее кровеносными сосудами.

Так вот, энмынвеемский экземпляр, наконец, дал от-
веты именно на эти загадки. Здесь все ткани оказались
пригодными для микроскопических структурных и гисто-
логических исследований.

Перед АЛ.Горбачевым и С.В.Задальским (Институт
биологических проблем Севера) предстал весь не-
нарушенный волосяной покров, ростковый слой эпи-
дермиса, несколько типов волосяных фолликулов кожи,
артериальные кровеносные сосуды, жировая ткань. Но ос-
новное - потовые и сальные железы, содержимое которых
"не успело" окислиться за тридцать две тысячи лет. Во-
истину игра случая!

Выяснилось, что мамонты имели хорошо смазанный
жиром мощный волосяной покров, что снимает вопросы о
капризах погоды, в частности, осадках. К тому же -
жировой горб.

Мамонты настолько, оказывается, были приспособлены
к своим жестким степям, приходит к выводу Н. Шило,
что послеледниковый период с обилием влаги, снега, топ-
ких торфянников, болот со сменой растительности мхом,
лишайником, карликовой березой обрек их ца гибель. Ни

глубокий снег зимой, ни летнее болото с
трудновозобновляемой растительностью не смогли больше
снабжать их кормом. Жесткая же приспособленность к хо-
лоду не позволила им мигрировать южнее.

Очевидно, наблюдалась незначительная подвижка не-
которых сообществ на самый северный восток Азии и
Америки.

Здесь, как никогда, уместно обмолвиться и о моем
герое - "снежном человеке" (если он есть, - не применет
еще раз заметить строгий кабинетный ученый или диван-
ный читатель). В отличие от вышеописанного мамонта,
которого уже нет, гоминоид, по данным тысяч наблюде-
ний, отличается потрясающей экологической пластично-
стью. От крайних южных пустынь до Заполярья - ареал
обитания этого современника и возможного соседа мамон-
та. Многие же необоснованно (нам совсем неизвестны слу-
чаи коллективной охоты снежного человека, а один на
один против мамонта даже снежный человек не пойдет)
называют его в числе причин-погубительниц вида.

Только потому "снежный человек" и дожил до наших
дней, что не был столь "привязан" к экстремальным ус-
ловиям, не был столь узко "специализирован" климати-
чески, а следовательно и географически. Как я полагаю,
он имеет принципиально иную, нежели другие животные,
в том числе и тем более мамонт, систему терморегуляции
организма.

Но далее - о мамонте.

Представьте себе на минуту серо-грязную застывшую
в вечной мерзлоте долину, из-под земли торчат, на первый
взгляд, непонятные предметы. Вглядитесь. В ледово-зем-
ляной ловушке погребены части скелетов сотен гигантских
животных. Вот на тебя уставился широченный лоб, еще
кажется (из-за серого покрова) с натянутой на него кожей.
Рядом кости бог, также покрытые застывшей грязью. Та-
кое впечатление, что мамонт погиб совсем недавно, вы-
бираясь из этого месива. Естественными выглядят в этом
случае представления многих народов о том, что такие
животные ушли в землю жить. Но если уж аналогии, то
аналогии. О ком бытуют еще подобные представления?
Оказывается даже о целых этнических группах, о людях,
еще недавно живших бок о бок с нами, но так же внезапно
и непонятно исчезнувших, - о чуди.

"Чудь белоглазая - это было раньше. Теперь чудь под
землей живет. Под землю ушла".

В Маньчжурии и Китае представление о мамонте в свя-
зи с его якобы подземным образом жизни иногда почему-то

ассоциировалось с гигантской мышью или крысой. Однако
для оправдания такого названия вряд ли достаточно дан-
ных. Все же, сообщая о севере Сибири в "Исторических
записках" самый знаменитый древнекитайский историк и
географ Сыма Цянь (188-1^5 годы до н.э.) не пользуется
этими неоправданными наименованиями: "Из зверей во-
дятся ... огромные кабаны, северные слокы в щетине и се-
верных носорогов род". И никакой тебе крысы "тиен-ту".
Складывается впечатление, что речь идет о реальных се-
верных слонах в щетине, обитавших в Сибири в III-II
веках до н.э.

В одной из первых в мировой литературе эт-
нографических монографий 171^ года "Краткое описание
о народе остяцком" Г.Новицкого написано: "...глаголють
же ненцыи звера сего быти земна, иже влагою земною
живеть и в пещерах земных обретается, наипаче в влаж-
ных: сухого бо и зрачного воздуха блюдется зело, и гла-
голють, яко егда киим случаем пещера его опадеть и
изыйдеть на воздух, в влажную же скоро не обраться пе-
щеру, тоща воздухом скоро убивается и погибает и тако
оставляет кости..."

"Стоит мамонту соприкоснуться с воздухом, попасть
под лучи солнца, как он погибает", - современное
представление в глубинке.

"Перед самой смертью мамонт пытается выбраться на
поверхность, издавая при этом прощальный трубный
крик". Это самое редко встречающееся современное
представление. Оно еще вовсе не проникло на страницы
периодики.

Странное дело: слышать жалобы на дискомфорт при
столкновении с таким трубным криком, съеживаться са-
мому под его волнами и -"- никогда не видеть ею источника.
Да это лишь усугубляет загадочность происходящего!

На сегодняшний день, к сожалению, наука не всегда
оправдывает наши надежды. Не только в вопросах
прокормки человечества (ей это вменяются, например, хо-
тя бы с уничтожением крестьянства на одной шестой части
земной суши), что по-бытовому от нее частенько требуют,
отвлекая от заоблачных высот. Но и в вопросах десяти-
степенных, например, таких, как изучение мамонта, ин-
терес к которому не иссякает до такой степени, что... никто
не гарантирован от вскрика "мамонт!". Такое может слу-
читься однажды с любым обитателем таежного дома.

Как ни странно, еще бытуют свидетельские показания
о встречах с мамонтом.

И здесь уместно вернуться к записям тобольского
краеведа П. Городцова. Со слов обских угров, сибирских

татар и русских: "Мамонт по своему нраву животное
кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое, при встречах
с человеком мамонт не только не нападает на него, но
даже льнет и ластится к человеку".

О чем говорят такие данные? Не о том ли, что как
можно предполагать, мамонты жили еще в начале нашего
летосчисления? Но дальше - больше.

В районе тобольского Заболотья П.Городцов записал
очень интересное сообщение. Соотносится оно в воспоми-
наниях рассказчика с 1863 - 1868 годами. Как в районе
Воспожинок он встретил мамонта, провалившись в пе-
щеру. Затем с массой невероятных подробностей о под-
земном питании мамонта и его умении прорывать все
новые и новые ходы свидетель описывает, как совершил
немалое путешествие под землей вслед за животным. Ма-
монт в конце-концов благополучно вывел охотника на
плес: "сам отпустил"... После чего погрузился в воду.

Это не единственное сообщение о возможности
пребывания мамонта в воде. Так, в одном предания, за-
писанном в 1900 году, говорится, как однажды в трудную
минуту опытный шаман вызвал "тень мамонта", взобрался
с сыном ей на спину и заставил преодолеть озеро. Только
очень сильным чародеям, высокого ранга, мог повиновать-
ся таинственный зверь.

Естественно, любое вымирание, даже в случае ка-
тастрофы, происходит не вдруг, не в одночасье. Вполне
возможно, как мы уже упоминали, из европейской части
мамонтовых степей животные все же продвинулись вос-
точнее, в Западную Сибирь и далее, за тающим ледником.
Э.Толль предполагал даже, что отдельные колонии их в
европейской части России и на севере Сибири еще были
в послеледниковый период. В.Докучаев неоднократно вы-
сказывал такое предположение.

На VII Международном конгрессе антропологов и эт-
нографов в Москве оыло высказано мнение, что "мамонт
существовал еще в первом тысячелетии нашей эры". Такое
смелое мнение из уст ученого старой формации, согласи-
тесь, свидетельствует об определенной незаурядности. Не
могу скрыть своего восхищения. Кстати, есть и другой ин-
тересный ученый, которому; например, не чужда мысль
о доживающем ныне свой век медведе арктодусе. Это все
из той же Арктиды.

Почему же именно эти ученые попирают, например,
предположение о возможно дожившем до наших дней че-
ловекоподобном звере - "снежном человеке"? Это ведь
просто дурацкое название такое и вовсе взаправду не че-
ловек - еще один оригинальный представитель отряда

приматов, скорее всего обезьяна. И конечно же здесь не
идет речь о количестве особей, достаточном для
воспроизводства вида и в дальнейшем о популяции, как
и в случае с тем же самым арктодусом. Точно также.

Конечно, ученому может не понравиться идея,
подкрепленная лишь сведениями тысяч очевидцев разных
уровней развития и образования. Но скажите, какое соб-
ственно преимущество в этом отношении у одного един-
ственного активно действующего пожарного, как в
допускаемом случае арктодуса? И разве это может слу-
жить основанием для ведения настоящих военных дейст-
вий против людей, имеющих иную точку зрения?
"Диалектика допускает истинное знание, но не разрешает
показывать пальцем, какое знание и в самом деле истин-
но", - сказано выдающимся нашим современником
С.В.Мейеном. Еще раз позволю себе удивиться готовности
современного человека увидеть не только пришельца с
иных планет, но и живого мамонта. В этом что-то есть от
философии Н.Федорова с его идеей воскрешения?... Во вся-
ком случае у меня возникает чувство преклонения перед
разрешающей способностью человеческого разума, перед
его гибкостью. Приведу еще косвенную возможность такой
гибкости, такого допущения. Это выгладит как ли-
тературное отступление, потому что такое скорее свойст-
венно воображению сочинителя, нежели бытовому
пересказу, услышанному в глубинке жизни. Записан
рассказ С.Н.А. в Западной Сибири О.А.Кошмановой.

- Примерно в тридцатом году на Троицын день ехали
мы из Леушей на нескольких кедровках по туману (мелкое
озеро. - М.Б.). И напротив мыса П. вдруг все увидели,
что из воды поднялось какое-то существо. Кто-то из му-
жиков почему-то сразу воскликнул: "Мамонт!" Было оно
от нас метрах в трехстах.

Стояла тихая погода. За минуту до этого еще играли
на гармошке, песни пели, ведь ехали с гулянья. А тут бабы
сразу завизжали, сбились в кучу, началась паника. Все
бросили весла. Затем затихли и стали рассматривать чу-
дище.

Увидели, чм) оно сначала подняло над водой одну ко-
нЬчность, потом другую и стало бить ими по воде. Каждая
конечность была размером с человека. Голову рассмотреть
не удалось, а туловище над водой было метра три.

Потом оно само стало качаться на волнах, что еще боль-
ше раскачало наши лодки. Затем оно нырнуло и больше
мы его не видели.

Все это произошло на закате солнца. Мы долго стояли,
не смея двинуться вперед. А потом поехали дальше, обог-


нув то место, ще оно появилось стороной. На второй день
в то же самое время проезжали мимо мыса мужики из
ближайшей деревни. И они позже рассказывали, что ви-
дели непонятное существо..,

... А еще есть сведения о живых якобы мамонтах, от-
носящиеся к северу европейской части нашей страны. Уж
это-то вообще невероятно. Со^ко^^г; годы двадцатого ве-
ка - и мамонт! Поступила загадочяад информация от лю-
дей грамотных, например, от летчика. Речь т/та, как ни
странно, о местах обитания белоглазой чуди...

А как обстоит дело с воспоминаниями о мамонте на
самом вероятностном еще своим недавнем прошлом ма-
терике - Северной Америке, на Аляске?

"Последний мамонт был убит на Юконе летом 1891
года". Что это? Мистификация?..

Прочитавшие в октябрьском номере 1899 года "Мак
Клюрс Мэгэзин" рассказ Х.Тьюкмана с честным названи-
ем "Убийство мамонта" поверили в это событие до такой
степени, что толпами повалили в Смитсонианское обще-
ство, чтобы увидеть останки последнего мамонта. Запросы
с целые получения большей информации об этом
чрезвычайном случае и требования подтвердить его
правдивость превзошли все разумное. Во всем этом
проглядывала та же готовность увидеть мамонта сегодня,
то же допущение, каковое мы рассмотрели выше.

Как же развивались события, хотя бы в общих чертах,
по Х.Тьюкману?

- В 1890 году я путешествовал по рекам Сент- Майкл
и Юкон на Аляске. Клондайк еще не был открыт, и пароход
Аляскинской Торговой компании не поднимался выше
форта Юкон в связи с коротким сезоном судоходства. В
Форте Юкон жило небольшое индейское племя. В эту дол-
гую зиму я слышал много интересных рассказов от старого
индейца. Однажды вечером я открыл какие-то рисунки,
принадлежащие "Джо" - старейшине племени. На одном
из них был изображен слон, при виде которого Джо пришел
в сильное возбуждение и, в конце концов, с некоторой
неохотой объяснил мне, что он видел одного из таких
зверей "там", он показал рукой на север. Мои уверения
в том, что такие животные не водятся на континенте, ни-
чуть не поколебали его.

Подыгрывая старику, я попросил его рассказать эту ис-
торию.

- Однажды, много лет тому назад, я и мой теперь уже
умерший сын Сун-тхай двинулись по реке Поркъюпайн
вверх. Много дней мы поднимались по маленькой речке

вверх в горы. Они оказались очень высокими и крутыми.
И мы не смогли взобраться аа них. Тоща мы вернулись
назад, и Сун-тхай по овраху подошел к небольшому утесу.
Взобравшись на него, он заметил пещеру. Залез в нее и
обнаружил в ее дальнем конце дыру. Заглянув в нее, он
увидел легкий путь для подъема в гору. Пещера вся была
усеяна огромными непонятными костями - их размер
превышал мой рост. Вначале я испугался, но, выбравшись
через дыру на солнечный свет, снова осмелел. Так мы до-
стигли вершины горы.

Мы увидели большую долину, озера и деревья, вдали
горы, за ними еще горы, покрытые вечными снегами. Сун-
тхай сказал: "Мы добудем много бобрового меха в этой
долине, а?" Я ответил: "Нет, это дьявольская страна", и
еще я вспомнил, что эту страну индейцы называют Ти-
Кай-Коя (след дьявола). Тогда сын немного испугался:
"Идем, отец, мы не будем тут долго, за пару дней
настреляем бобров, а затем вернемся". За два дня мы из-
готовили плот, пересекли длинное как река озеро. И на
следующий день увидели животное Ти-Кай-Коа! Старик
замолчал и замер. Затем поднялся и вытянул руки перед
собой. В его глазах стоял странный блеск, лоб покрылся
капельками пота. В тот момент я не сомневался, что он
описывает действительно то, что видел:

- Он лил на себя воду из своего длинного носа, а перед
его головой торчали два зуба длиной в десять ружей каж-
дый, загнутые и сверкающие на солнце белизной. Его
шерсть была черной, длинной и висела по бокам точно
пучки сорной травы на ветвях после половодья. Мы с Сун-
тхаем не могли перемолвиться словом, а только смотрели
и смотрели, а вода, которую животное выливало на себя,
стекала по его бокам неоольшими речками. Но вот оно
легло в воду, и добежавшие до нас через тростник волны

<<

стр. 6
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>