<<

стр. 13
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ


Выходит, Амундсен вовсе не сомневался? Римская газета "Трибуна"
писала, что, хотя за пятнадцать с половиной часов и можно долететь от
Шпицбергена до полюса и обратно (если судить по расстоянию, которое Х
] надо преодолеть), но в арктических условиях сделать это практически
невозможно. Обоснованное сомнение выразил и президент Норвежского
географического общества. Он напомнил о том, что в данных условиях
трудно достоверно определить положение самолета; в этом убедились еще
во время полета Амундсена. Бэрд указал, что определял местоположение
по высоте Солнца, используя для этой цели секстант. Ряд специалистов
считали этот метод неубедительным. Но к скептикам не прислушивались,
ведь они были либо норвежцами, либо итальянцами; поэтому, мол, они
просто пышут злобой

526

оттого, что их соотечественники отодвинуты на второй план.

А что же Бэрд? Ему постоянно приходилось участвовать в каких-либо
празднествах и чествованиях, и потому он не имел времени утруждать
себя ответами на возражения критиков. Между тем постепенно - то в
беседах с репортерами, то в собственных статьях - он стал вспоминать
все новые подробности полета. Теперь мир узнал, что сразу после старта
им пришлось повозиться с двигателем, находившимся по правому борту; из
него вытекло масло, и он отключился. Из-за этого скорость полета
снизилась с 90 до 60 миль в час. Тем не менее они решились продолжать
полет и вскоре сумели запустить мотор. Ветер был крайне благоприятным,
поэтому в самом начале десятого они уже были над полюсом, затем в
течение четырнадцати минут кружили вокруг него. Когда они повернули
назад, ветер усилился и одновременно изменил направление, он дул
теперь практически в спину, и их скорость повысилась на 10 миль в час.
Во время полета к цели он, Бэрд, шесть раз определял местоположение с
помощью секстанта, потом четыре раза проделывал это вблизи полюса, н6
на обратном пути не производят измерения, поскольку прибор сломимся.
Полученные координаты он наносил на две карты.

Эти карты Бэрд представил в "Национальное географическое общество",
которое помогло ему финансировать полет. У комиссии географического
общества его отчет не вызвал никаких вопросов. Лишь много лет спустя
он подвергся серьезной критике; оппонентом стал шведский профессор
метеорологии Геста X. Лильеквист из Упсальского университета. В
статье, опубликованной в I960 году, Лильеквист, знавший полярные
области не понаслышке - он бывал там, - заявил, что рассказ Бэрда о
попутном ветре не соответствовал действительности. Профессор
Лильеквист сопоставил все американские и норвежские метеорологические
карты, чтобы выяснить, какова же все-таки была погода в день

527

полета в той части Арктики, где он проходил. По словам ученого,
направление ветра было совсем иным.

Но даже будь роза ветров в тот день благоприятной, Бэрд и Беннетт все
равно не смогли бы уложиться в пятнадцать с половиной часов. Это тоже
выяснил Лильеквист. Скорость полета "Жозефины Форд" (так назывался
самолет Бэрда; название было дано в честь дочери Эдсеяя Форда, который
- наряду с Д. Рокфеллером, Винсентом Эстором, Родменом Уонамейкером и
Дуайтом Морроу - участвовал в финансировании экспедиции) составляла
102,5 мили в час. Это - 165 километров в час. Но вот крейсерская
скорость была существенно ниже - Лильеквист определил это, изучив
данные о других полетах "Жозефины Форд". К тому же для полета на
Северный полюс "Жозефина Форд" была оснащена вместо колес тяжелыми
полозьями, чтобы стартовать с заснеженной поверхности и садиться на
снег. Поэтому скорость была еще меньше и равнялась - по Лильеквисту -
75 узлам, то есть 140 километрам в час. При такой скорости Бэрду и
Беннетту пришлось бы лететь на два часа дольше, причем здесь еще не
учитывается, что один из двигателей какое-то время не работал. Общий
путь (к полюсу и обратно) составил около 2500 километров.

К такому же выводу - независимо от шведского профессора - пришел
норвежец Верит Балхен. Он по своему собственному опыту знал "Жозефину
Форд";. хорошо знал и самого Бэрда, ведь он сопровождал его во время
полета к Южному полюсу (1929). На "Жозефине Форд" Балхен вместе с
Флойдом Беннетгом совершил продолжительное путешествие по Америке. Оно
проходило всего через несколько месяцев после полета к Северному
полюсу. Балхен отметил, что максимальная скорость машины всего 65
узлов (120 километров в час), хотя самолет вместо тяжелых полозьев
снова был оборудован более легкими шасси. Норвежец вычислил, что Бэрд
и Беннетт смогли достичь в лучшем случае 88 градусов 15,5 минуты
северной широты. Флойду Беннетту, с которым он подружился, Балхен
сказал это

528

прямо в глаза: "За пятнадцать с половиной часов вы не могли бы
долететь до полюса". И Беннетт ответил: "А мы там и не были!"

Позднее Беннетт рассказал ему подробности. Действительно, вскоре после
старта они заметили утечку масла. Тогда они решили не продолжать полет
к Северному полюсу, а вернуться на Шпицберген. Через какоето время они
заделали течь, и тогда Бэрд приказал немного полетать над этим
пустынным местом. Так продолжалось четырнадцать часов, а затем они
вернулись в Кингс-Бей: "Berd and I never got to the North Pole" ("Бэрд
и я так никогда и не добрались до Северного полюса").

Через 30 лет Балхен написал об этом в своих воспоминаниях. И тут
вмешался брат Бэрда (сам адмирал незадолго до этого умер), сенатор
Гарри Флуд Бэрд. Он надавил на самого летчика и на его издателя.
Первый вариант воспоминаний был заменен "подчищенной" редакцией, где
не нашлось места ни вычислениям, сделанным Балхеном, ни признаниям
Беннетта.

Уже упоминавшийся Ричард Монтегю из "Нью-Йорк гералд трибюн" снова
обнародовал первую редакцию мемуаров. Там есть такие рассуждения (во
второй редакции эти строки также были вычеркнуты): "В конце концов, не
имеет особого значения, что Ричард Эвелин Бэрд не побывал тогда на
Северном полюсе. Собственно говоря, из-за этого, из-за его лжи облик
его только стал человечнее - кому не присущи слабости?" Что х, можно и
так оценить этот случай. Но разве человечно поступил Бэрд по отношению
к Руалю Амундсену и Умберто Нобиле? Бэрд, солгав, отнял славу у них, у
Элсуорта и остальных участников экспедиции "Норге" (семерых норвежцев,
одного шведа, пятерых итальянцев - всего на борту было 16 человек и
один фокстерьер). Именно эти люди добились успеха, именно они были
первыми. 12 мая 1926 года в 2 часа 25 минут (после шестнадцати с
половиной часов полета) дирижабль в ореоле солнечного света медленно
пересек Северный полюс. Затем аппарат снизился на высоту 200 метров,

529

и полярники поочередно сбросили вниз норвежский, американский,
итальянский флаги и освященный папой римский крест. После рискованного
полета сквозь густой туман - временами не было даже возможности
сориентироваться, к тому же дирижабль полностью обледенел - "Норге",
преодолев 4425 километров, не без проблем приземлился в Теллере
(Аляска). Экспедиция, стартовавшая в Кингс-Бее (Шпицберген), не только
впервые достигла Северного полюса, но и совершила первый в истории
трансарктический перелет. Длился он 70 часов.

Итак, правда восстановлена. Однако ложь, фальшивки, легенды-все это
продолжает жить, пустьдаже подобные россказни давно опровергнуты и
исправлены. Впрочем, ситуация це совсем безнадежная. Так, в 14-м томе
"Энциклопедии Брокгауза", вышедшем в 1972 году, о полете Бэрда к
Северному полюсу (в третьем томе, 1967 года, в его достоверности не
сомневались) все-таки уже сказано: "В последнее время оспаривается"!

<<

стр. 13
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ