<<

стр. 3
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


"Не вызывают сомнения, - писал недавно журнал "Чудеса и приключения",
- многочисленные встречи с вполне реальными кораблями с мертвой
командой (или без нее). Исчезновение или гибель экипажа еще можно
объяснить последствиями эпидемий, воздействием инфразвука или других
причин. Но как объяснить утверждение десятков очевидцев о том, что
встреченное судно явно не имело никакого отношения к нашему времени?"

Одна из таких встреч произошла в Атлантике ранним утром 11 июля 1881
года. Британское военное судно чуть не столкнулось с... древним
фрегатом. Попытки связаться с экипажем оказались безрезультатными.
Фрегат проскочил мимо, словно не заметив британского корабля. Случай
этот стал известен благодаря тому, что очевидцем загадочной встречи
стал принц Уэльский, будущий король Георг V, а тогда еще молодой
морской офицер, проходивший службу.

Один из активныхдеятелей Королевского метапсихического общества, сэр
Джереми Блэкстафф, будучи на приеме в Букингемском дворце по поводу
вручения ему ордена, был удостоен беседы с Его Величеством и не
преминул воспользоваться представившейся возможностью: попросил
разрешения задать вопрос о давней встрече в Атлантическом океане.
Оказалось, что король Георг хорошо помнил происшедшее и описал его
довольно подробно.

Загадочный корабль напоминал клипер, имел дере-
^"ные мачты и богато украшенные надстройки. Такие
суда уже перестали плавать в те времена. Но более всего
^"РЯ^ОВ поразило то, что встречное судно "имело соб-
ственный ветер" - его паруса были надуты в совершенно

95

ином направлении, чем это мог сделать дувший в тог день норд-ост.

С разрешения Его Величества сообщенные им данные были помещены в
"Ежегодный отчет метапсихического общества".

Загадочная встреча упоминается и в дневниках монарха, опубликованных
после его смерти. Этот случай был включен в перечень необъясненных.

КАПСУЛА ВРЕМЕНИ

Предоставляем слово одному из свидетелей феномена.

"В свою бытность геологом я много ездил по стране, попадал в разные
передряги, наблюдал порой очень любопытные вещи. Однажды судьба
забросила меня на один из крупнейших угольных карьеров Кузбасса, где я
занимался изучением трещин горных пород. Весьма неприятным моментом
работы были массовые взрывы в карьере...

Заканчивался обычный рабочий день. Нужно было идти на дорогу, где меня
должна была забрать "дежур- Х ка". Решив сократить путь, я не пошел по
серпантину горизонтов, а спустился вниз напрямик по уступам и в
ожидании машины сел на обочине.

Прямо за моей спиной вдруг оглушительно рявкнуло, и в небо выплюнуло
порцию дробленой породы. Происходящее далее напоминало собой
замедленное кино. Я судорожно повернулся, задрал голову вверх и
оцепенел. Прямо надо мной расцвело что-то вроде "черного салюта".
Обломки породы неестественно медленно поднялись в воздух, потом начали
"расползаться" в стороны, образуя грибообразную шапку.

Крупные куски грациозно вращались в воздухе, от них время от времени
откалывались более мелкие осколки, которые расходились в стороны и
постепенно отставали от своих крупногабаритных собратьев. Зрелише было
впечатляющее. Я не чувствовал страха. Напротив - мною овладело

96

действие и ощущение собственной защищенности, спомо я оказался в
другом временнбм измерении, четко рознавал это и был уверен, что в
любой момент могу вбежать из-под способного быть смертельным, как
выяснилось, "зонтика".

Вдруг словно кто-то нажал невидимую кнопку, и следующее мгновение
выпало из памяти. Очевидно, я, словно кошка, прыгнул в сторону
большого камня и изо всех сил вжался в землю. Со всех сторон застучали
отрывистые удары падающих с неба глыб. Мейя не задел ни один
осколок...

Второй случай, когда время замедлило свой ход, также связан с моей
работой в геологии.

С главным геологом карьера мы на мотоцикле с коляской возвращались с
участка на базу. Начался дождь, и дорога покрылась скользкой глинистой
корочкой. Я сидел в коляске, тщетно пытаясь укрыться от холодных струй
дождя. Вдруг сильный порыв ветра сдернул шахтерскую каску с моей
головы. Водитель от неожиданности дернул руль в сторону, мотоцикл
накренился, и... Далее все было в точности так же, как и в первом
случае: время как бы остановилось.

Мое внимание привлекло положение водителя. Он приподнялся над седлом,
но руки, словно приклеенные, продолжали крепко держать руль. Голова
была высоко поднята, а глаза вглядывались в горизонт. При этом на лице
было написано величайшее изумление, но никак не ужас.

Наконец, когда его зад поднялся над сиденьем настолько высоко, что
седок не мог больше удержаться, он отпустил руль, медленно вытянул
руки перед собой и" плавно отделившись от мотоцикла, полетел куда-то
^РЗД" все так же зорко вглядываясь в горизонт. Его Р^^гнутый плащ
колыхался мощно и величественно, словно крылья. Мне стало вдруг смешно
- в этот момент он чрезвычайно напоминал гигантского орла, - и,

^ сдержавшись, я громко (как мне показалось) расхо-
хотался.

На этом мое веселье кончилось - в этот же миг я
^^я лежащим на дороге под перевернутым мотоцик-

97

лом. Подбежавший на помощь коллега помог подняться на ноги. Мы ощупали
себя и с удивлением обнаружили отсутствие ушибов или хотя бы царапин.
По рассказу водителя, для него авария произошла мгновенно - он дернул
руль в сторону и тут же оказался на дороге.

Еще один случай, связанный с необычным "поведением" (или же
восприятием?) времени, произошел к Башкирии, когда наш геологический
отряд перебазиро* вался в новый район работ.

В день отъезда разыгралась непогода. Дождь перешел в крупный град,
который с силой колотил по кабине и тенту ГАЗа-66, доверху
нагруженного ящиками с образцами пород и полевым снаряжением. Дорога
шла по краю пропасти через горный перевал. Колеса часто
пробуксовывали. На случай неожиданной эвакуации, несмотря на сильный
град, мы сидели в кузове у самой кабины, откинув передний полог
брезентового тента.

Я не зафиксировал момента, когда все произошло, но услышал, как
натужные завывания двигателя перешли в совершенно однообразный
монотонный рев. Удивленный, я посмотрел вниз на дорогу и увидел, что
грузовик начало медленно сносить к краю обрыва. Колеса вращалисьс
бешеной скоростью, но машина стояла на месте, страшно медленно,
буквально по миллиметру продвигаясь в сторону пропасти.

"Пора прыгать", - подумал я. Предельная замедленность действия
вызывала чувство уверенности. Казалось, можно было спокойно спрыгнуть
из кузова на землю и несколько раз обойти сползающую с дорога машину.

Я оглянулся на попутчиков. Они сидели с окаменевшими лицами, глядя
куда-то вперед, не обращая внимания на то, что вот-вот может случиться
катастрофа.

Внезапно что-то изменилось в звуке работающего мотора, появилась новая
басовитая нота, и машина начала медленно отползать от края обрыва, где
уже были видны почти отвесные скалы. Тут же на меня обрушился грохот
ледяной небесной картечи.

Когда мы прибыли на место, выяснилось, что никто не заметил
критической ситуации. Когда машину

98

^ пропасти, водитель тут же включил второй мост и
легко вывел ее на дорогу".

Подобные примеры, подтверждающие возможцостъ своеобразного
"замедления" времени, встречаются достаточно часто.

Вот какой случай произошел во время Отечественной войны с Федором
Никитовичем Филатовым, проживающим в городе Балашове Саратовской
области. В бою рядом с ним упал снаряд.

"Я четко видел (и никогда не забуду), - пишет Филатов, - как таял снег
вокруг раскаленной болванки, как по стальной поверхности зазмеились
огненные трещины, как медленно начали отделяться и плавно подниматься
осколки. Все "это происходило бесшумно, словно в немом кино. А потом
яростно взметнулся столб взрыва, рявкнуло, будто доской ударило по
ушам, и я потерял сознание".

Что объединяет приведенные случаи? Во-первых, каждый раз "замедление"
хода времени происходило, когда человек попадал в экстремальные
ситуации. Вовторых, замедление было не всеобщим, по каким-то причинам
оно "касалось" лишь конкретного человека, образуя вокруг него что-то
вроде защитного "временного кокона", капсулы. В-третьих, это явление
возникало спонтанно, независимо от воли человека. Исчезновению же его,
как мне показалось, способствовала резкая реакция человека - прыжок,
вскрик, смех и т. д. Для продления этого состояния нужно было,
кажется, лишь сохранять полное спокойствие и, не суетясь, принять меры
безопасности - просто посторониться, например, от падающей со
скоростью пушинки каменной глыбы...

Так в чем же причина подобных явлений? Что это за
^а, которая позволяет манипулировать таким незыб-
лемым, казалось бы, процессом, как ход времени? "ТРОСОВ, к сожалению,
больше, чем ответов.

Некоторые специалисты предполагают, что орга""^ человека способен
накапливать большое количест^ ^нергии, освобождение которой в
экстремальной

99

ситуации позволяет на короткое время Хизменять свойства
пространства-времени. Трудно сказать, так ли это. Но каждый из нас,
если покопается в своих воспоминаниях, наверняка припомнит что-нибудь
подобное. И это свидетельствует, по-моему, о том, что мы мало знаем и
о природе времени, и о наших с ним взаимоотношениях. Мы привыкли
воспринимать время механически, просто подчиняясь его потоку...

ЗАБЛуапться во ВРЕМЕН"

Началась эта история в июле 1941 года под Оршей. Во время разведки
боем рядового Терехова оглушило взрывом мины, пришел в себя он уже в
немецком блиндаже. Увидев вражеского пулеметчика, он сразу на него
набросился. Озлобленные поступком ученного, немцы решили его
расстрелять. Когда рядового Терехова повели к ближайшему лесу,
неожиданно небо озарилось ослепительным светом и раздался
пронзительный свист...

...Открыв глаза, советский боец обнаружил, что ле-
жит на зеленой траве среди деревьев, а рядом без сознания - его
конвоиры. Он быстро собрал их автоматы, растолкал и, приказав поднять
руки вверх, повел немцев в том направлении, где предположительно
находилась его часть.

Вскоре, к изумлению Терехова, лес кончился, а на дороге он увидел
приближающуюся телегу, в которой сидели старик и девочка.

- Здравствуй, отец! - поздоровался солдат, когда они подъехали совсем
близко. - Наши далеко? Я тут в переделку попал, да, вишь, выкрутился,
троих гадов веду.

При этих словах старик вытаращил глаза, стал неистово креститься и
нечленораздельно мычать.

- Ты что, глухонемой? - с сочувствием спросил рядовой.

На помощь пришла девочка, сообщив, что он вместе с пленными немцами
находится на... Дальнем

100

ке а на дворе - лето... 1948 года... И тут едва не онемел

Терехов...

Энкаведисты, подозревая какую-то провокацию, тщательно изучили досье
солдата и установили, что он действительно участвовал в злополучной
разведке боем под Оршей и затем был занесен в список пропавших без
вести. Во Владивосток были вызваны несколько бойцов из части, в
которой служил Терехов. Они опознали своего сослуживца и с удивлением
отметили, что за семь прошедших лет он не изменился и выглядел будто
"заспиртованный". Неутомимые чекисты в одном из лагерей для
военнопленных на Волге разыскали офицера из роты, в которой в 1941
году служили плененные Тереховым солдаты вермахта. Он подтвердил их
показания.

Несмотря на то что следствие велось продолжительное время и к нему
были подключены лучшие "спецы", ответить на вопрос, каким образом
советский солдат вместе с тремя немцами "перенесся" на Дальний Восток
и где все четверо находились целых семь лет, так и не удалось. В конце
концов дело закрыли: немцев отправили в лагерь для пленных, а Терехову
приказали крепко держать язык за зубами, что он и делал 50 с лишним
лет.

Информация председателя минской группы по изучению аномальных явлений
А. А. Шаммы в некоторой степени раскрывает загадку этой фантастической
истории. Летом 1941 года в районе Шклова, Толочина, Орши отмечалось
передвижение в небе огромного серого Диска с ободками по краям. Во
время Полета тело издавало громкие свистящие звуки, время от времени
вспыхивая ярким, ослепительным светом...

1 КОНЦЕРТЫ ИЗ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА

В один прекрасный день ничего не подозревающие
^Рри и Бет Денбери, живущие в Атланте (штат Джорд-
*^)> купили себе в новый дом фортепиано. Если бы

101

они только знали, как много хлопот принесет им эта покупка!

- Однажды ночью, - вспоминает Бет, - нас разбудила звучащая в доме
музыка. И не какой-нибудь веселый мотивчик, а "Лунная соната"
Бетховена! Да еще в хорошем исполнении! Казалось, что играет
профессионал. Мы с мужем осторожно спустились в комнату, где стояло
фортепиано, но там никого не было. Крышка фортепиано была открыта, и
(можете представить наше состояние) мы увидели, что клавиши нажимаются
сами по себе! Внезапно музыка смолкла.

- Иногда, - признается Ларри, - во время таких ночных концертов я
набираюсь смелости и иду посмотреть, что происходит. Каждый раз я жду,
что увижу играющего на фортепиано призрака.

Пианиста-призрака Ларри увидеть так и не удалось, но и без того
загадочное фортепиано умело напустить страху на хозяев. Во время
одного из "обычных" ночных концертов супруги Денбери услышали
похоронный марш. А на следующий день в соседнем доме умер человек.

- Друзья уверяют, что это просто совпадение. Если рассуждать здраво,
они правы. И все-таки мне кажется, что это было чем-то вроде
предупреждения, - рассказывает Бет. - Честно говоря, мне теперь просто
страшно. Я жду, что это может повториться.

Бет считает, что нужно любым способом избавиться от фортепиано, но
практичный Ларри не спешит: ведь в их дом уже повадились сотни
любопытных. А за любопытство можно и деньги брать.

СОХРАНИТЬСЯ НАВСЕГОА

"Неподверженность тлению" - так называют это явление, одно из самых
необъяснимых и в то же время подкрепленных документальными
свидетельствами.

В новейшее время самый известный пример, пожалуй, католическая святая
Бернадет Субироз, которая умерла в 1879 году. Ее тело эксгумировали
дважды - в

102

юдд ц 1919 годах, и каждый раз оно оставалось

i^i Однако католический мир - не ^лoнoпoлиcт в этой рфдре чудес.
Индийский йог Парамаханса Йогананда умер в возрасте 52 лет в
Лос-Анджелесе. В соответствии с завещанием тело йога оставалось
открытым для обозрения в гробу со стеклянной крышкой в течение 20
дней. Тело не бальзамировали, но оно не подвергалось разложению и во
время похорон источало таинственное благоухание.

- Летом 1994 года сохранившееся тело будцийского монаха Пу Чао,
который умер за 11 лет до этой даты в пещере на Тайване, привлекло
тысячи паломников. Посетители осматривали монаха в пещере,
расположенной по соседству с храмом, и даже могли пожать ему руку. .Пу
Чао совершал в пещере медитации и там же ушел в мир иной в возрасте 93
лет. Перед смертью монах попросил послушников не выносить из пещеры
его тело. Послушники обтирали труп раз в неделю мокрым куском материи.
Мускулы оставались эластичными, волосы на теле продолжали расти.
Послушники полагают, что Пу Чао достиг стадии "золотого тела"
благодаря своим добродетелям и строгому буддийскому образу жизни - его
диета состояла из листьев и дождевой воды. Нетленные тела двух других
буддийских монахов - Тру Ханга (умер в 1954 году) и Чин Ена (умер в
1970 году) - хранились в чашах вкопанными в землю.

Некоторые случаи неподверженности тлению, похоже, не связаны со
святостью покойников. Согласно недавнему сообщению английского
агентства Рейтер, китайские ученые обнаружили труп старой женщины,
который не разложился за три с половиной года. Лицо се сияло белизной
в возрасте 88 лет в 1982 году. Внук рассказывает, что через 10 часов
после кончины температура тела оставалась нормальной, а мускулы -
мягкими. Женщина, которая всю жизнь была вегетарианкой, ^°^ила перед
смертью не хоронить и не кремировать ее.

^^льку два дня спустя трупное окоченение не насту-
пило, семья решила оставить ее дома. Тело женщины
^^^я нетленным, несмотря на резкие колебания тем-

103

пературы - от зимних морозов до 34 градусов тепла летом.

"Неподверженность тлению", по-видимому, зависит и от географического
положения местности. Одно из таких мест - маленький город Сан-Бернардо
в Колумбии у подножия Анд. Там принято держать мертвых в склепах на
земле и помещать останки в урне лишь через пять лет после похорон.
Могильщик Эдуарде Сифуэнтес заметил, что мертвые в городе не
подвержены распаду. Двенадцать "мумий", которые сохранились лучше
других, находятся в пантеоне рядом с кладбищем. Больше других
впечатляет тело Пруденсии Акоста. На ней темная шаль, шляпа, в руке
она сжимает красные гвоздики.

Ученые "обследовали" мумии, но вразумительного объяснения не дали.
Зато местные жители предлагают несколько версий. Указывают, например,
на чистоту воды в городке, отсутствие химических добавок в пище и на
то обстоятельство, что люди там едят гуатилу и балу. Гуатилу - это
жесткий темно-зеленый фрукт с шипами, который кладут в суп, а балу
похож на гигантский стручок гороха. Его запекают в тесте.

СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОПОЛОСТМ

Это случилось в 1961 году. 32-летняя миссис Торрестейн делала ремонт в
своей квартире и, упав со стремянки, сильно ударилась головой. В
бессознательном состоянии ее привезли в больницу. За четыре месяца
улучшений не наступило. Тогда Хелен перевели в частную клинику, где
она и провела многие годы, так и не выходя из комы.

- Когда произошла трагедия, нашему сыну Чипу было всего пятнадцатьлет,
а дочери Тельме - восемь, - вспоминает Чарлз, муж Хелен. - Мы навещали
Хелен каждую неделю, смотрели на нее и плакали. А спустя несколько лет
уже потеряли всякую надежду...

Между тем врачи обратили внимание на то, что "спящая красавица" не
желает, кажется, стареть. Время для нее словно остановилось. Хелен
спокойно лежала в

104

посеем и выглядела не хуже, чем в роковом 1961 году. Ее дети давно
выросли, сами обзавелись семьями, а ^а^а совсем не менялась, оставаясь
такой же стройной и молодой.

- И вдруг в феврале 1996 года нам позвонили из клиники. Хелен
очнулась! - продолжает Чарльз. - Я туг же помчался к ней. Хелен была в
полном сознании, выглядела совершенно нормальной, но... меня не
узнала. Нам пришлось знакомиться заново - ведь она представления не
имела о своей болезни и о том, сколько лет прошло. Но мне было все
равно - я был счастлив!

Вскоре Хелен выписали из клиники, и она стала привыкать к новой жизни.
Конечно, это было не просто. Сейчас Чарлзу уже 70 лет, сыну 50, а
дочери 43 года. И Хелен впервые за 35 лет увидела своих внуков.

- Много понадобилось времени, чтобы осмыслить все, что произошло со
мной, - говорит Хелен.- Иногда бывает очень тяжело от мысли, что мои
дети, по сути, старше меня. И мир за эти годы так изменился! Порой я
не могу понять предназначения вещей, которые для всех остальных давно
стали привычными: все эти компьютеры, видео и так далее. Доктора
говорят, что мне предстоит еще долгая жизнь. Надеюсь, она будет и
счастливой - ведь у меня такие прекрасные внуки!..

ЗАГАПКА САЙ БАБЫ

Святые и чудеса, которые они творят, - неотъемлемая часть индийских
религиозных традиций и фольклора. Все это редко удается увидеть и
осмыслить западным Ученым. Индия таит в себе много загадок, и два
опытных парапсихолога, доктор Эрлендур Гаральдссон и ^^РКарлис Озис,
получили возможность встретиться одним из самых известных и популярных
индийских ^^ - Шри Сатья Сай Бабой. Его чудеса исцеления ^"^^кают
множество паломников и последователей; ^ У^ние, на основе которого он
разработал программу ^"аров, воспринимают с интересом в Индии и за ее
^^^^^и. "Материализации", о которых рассказали

105

Озис и Гаральдссон, - лишь одно проявление бесчисленного множества
магических и психокинетических способностей Сай Бабы. Доктор
Гаральдссон - профессор отделения психологии Исландского университета
в Рейкьявике; доктор Озис - член Американского общества психических
исследований в Нью-Йорке. Вот что они рассказали.

Легенды о загадочных возникновениях или исчезновениях объектов
известны многим народам. Этот феномен подразумевает, что объект
появляется или исчезает без всяких на то физических причин. Когда речь
идет о возникновении некоего объекта, мы называем это материализацией.
Когда уже существующий объект перемещается в пространстве из одного
места в другое без всяких вспомогательных средств, этот феномен
называется телепортацией.

Телепортация - частое явление в случаях с полтергейстом.
Материализация человеческих форм происходит в присутствии медиумов. В
индийской научно-популярной литературе можно прочитать о сотворении
неживых объектов, обычно амулетов, сделанных из ценных материалов и
обладающих магическими свойствами, например способных обеспечить
контакт с гуру.

Исчезновение и возникновение предметов, конечно, зачастую бывает
обычным трюком, которым пользуются выступающие перед зрителями
фокусники. С помощью потрясающей ловкости рук, отвлечения внимания,
скрытых приспособлений они заставляют предметы "исчезать" и снова
"появляться", и зрители при этом ничего не замечают. Заявляя, что
демонстрируют экстраординарный "феномен", шоумены на религиозных
собраниях вызывают "духов" и "демонов".

При ближайшем рассмотрении все эти материализации и телепортации легко
объяснить естественными способами, разоблачив фокус. Но известны и
случая, которым нельзя найти разумного объяснения. В целом, однако,
несмотря на кропотливые исследования в это^ области учеными начала
века, все заявления о материализации и тому подобных феноменах не
воспринимаются

106

рдерьез практически никем из современных парапсихоДQI.OB и считаются
фальсификацией.

Мы тоже придерживались такой точки зрения и не придавали большого
значения подобным явлениям до нашей встречи с Шри Сатья Сай Бабой,
религиозным деятелем пятидесяти с лишним лет, который проживает в
штате Андхра Прадеш в Южной Индии и имеет множество последователей.
Его ученики и многие другие очевидцы свидетельствовали не только о его
различных психокинетических способностях, таких, как материализация,
телепортация и исцеление, но и о многих формах экстрасенсорного
восприятия и внетелесных проекций. О нем написано несколько
научно-популярных книг. Впервые мы узнали об этих феноменах, когда
исследовали видения в Индии в 1972-1973 годах.

Во время последующих визитов в Индию в конце
1973-го и начале 1975 года мы встречались с Сай Бабой несколько раз, а
также беседовали со многими людьми, включая индийских ученых, которые
были свидетелями этих феноменов или даже испытали их воздействие на
себе. Гаральдссон посетил Индию еще раз в 1976 году для дальнейших
исследований и интервью с Сай Бабой. Таким образом, мы имели
возможность побеседовать с самим Сай Бабой и наблюдать его чудеса. Он
знал английский язык, но часто предпочитал пользоваться услугами
переводчика. Он был склонен преуменьшать свои собственные способности,
называя их "маленькими трюками", и постоянно подчеркивал значимость
ДУХОВНОГО и нравственного начала. Наша просьба продемонстрировать
что-нибудь была отвергнута, так как <-аи Баба пользовался своим даром
только для того, чтобы помочь своим прихожанам в беде или обратить в
веру ярых агностиков, но никогда в демонстрационных ^^- В течение
одиннадцати наших бесед с Сай Бабой ч, однако, возможно помимо своего
желания, все же

i^^^ нам то, благодаря чему стал знаменитым в
^Ндии.

^лы с Сай Бабой обычно не организуются зара-
^ Те, кто хотел бы встретиться с ним - а это, как
У вило, несколько сотен людей, - собираются возле

107

его дома в ашраме. Дважды в день он быстро обходит собравшихся и
выбирает тех, с кем он желает говорить. Многие ждут неделями и все
равно не удостаиваются беседы наедине или группой. "Переговорная"
комната Сай Бабы, где и происходили те феномены, о которых мы хотим
рассказать, оказалась совсем пустой, с бетонными стенами и полом, без
ковров или каких-либо украшений. Единственным предметом мебели было
кресло. Посетители во время беседы сидели, скрестив ноги, на полу.
Иногда Сай Баба принимал только одних нас, иногда число присутствующих
доходило до девяти человек. Мы стали свидетелями 21 феномена
исчезновения и возникновения объектов, правда, ни один из этих случаев
не удалось проконтролировать. Ниже мы опишем четыре примера и
попытаемся дать им оценку.

В первом случае мы стали свидетелями таинственного появления рудракши,
которая похожа на желудь, около дюйма в диаметре, с красивой
поверхностью, похожей на камень абрикосового цвета. Сперва Сай Баба
подарил нам обоим вибути (святой прах, это можно сравнить с церемонией
причащения в христианстве, когда верующие вкушают хлеб и вино). Вкбути
возник после некоторых манипуляций правой рукой, обращенной ладонью
вниз, - небольших круговых движений, продолжавшихся две-три секунды.
После краткой беседы он подарил одному из нас (Озису) золотой перстень
(позже его осмотрел ювелир, который подтвердил, что он сделан из
золота. Перстень был оценен в 100 долларов), снова проделав ту же
манипуляцию рукой.

Во время спора с Сай Бабой о ценности научных изысканий и
экспериментов он перевел беседу в свое любимое русло, поведя разговор
о духовной аеизни, которая, по его мнению, должна "слиться" с повсед^'
ной обыденной жизнью, как "двойная рудракша". Мы не поняли, что это
значит, не помог нам и переводчик Сай Баба сделал несколько попыток
объяснить нам значение этих слов, наконец умолк и несколько
раздраженно сжал кулак и взмахнул рукой. Когда он разжат кулак, на его
ладони лежала сросшаяся рудракша, 370, как нам объяснили индийские
ботаники, очень редкой

108

вление в природе, примерно как сросшиеся апельсины

или яблоки.

Мы внимательно наблюдали за Сай Бабой. После Д.ого как мы выразили
свое восхищение рудракшей, Сай Баба снова взял ее и, повернувшись к
Гаральдссону, сказал, что хочет сделать ему подарок. Он зажал рудракшу
между ладонями, подул на них и снова раскрыл руки. На его ладонях
по-прежнему лежала двойная рудракша, но теперь на каждой стороне ее
имелись золотые узорчатые щитки. Щитки были около дюйма в диаметре и
скреплялись золотыми цепочками. Сверху каждого щитка был золотой
крест, к которому прикреплен маленький рубин. Позади креста виднелось
отверстие, чтобы повесить этот амулет на цепочку и носить на шее.
(Ювелир оценил это украшение в 80 долларов и сказал, что оно содержит
22 карата золота. Маленький рубин был исследован лабораторией по
оценке ювелирных изделий при лондонской Торгово-промышленной палате.
Из-за закрытой оправы на тыльной стороне камня было невозможно
определить, подлинный ли он. Исследование рудракши под микроскопом
показало, что это действительно настоящий плод.) Многие, хотя и не
все, украшения, которые Сай Баба дарит людям, как говорят, сделаны из
драгоценных металлов и камней.

Сай Баба всегда одет в цельнокроеную робу с рукавами, доходящими до
запястий. Мы наблюдали за его руками очень пристально и не заметили,
чтобы он что-то вынимал из рукавов, из своей пышной шевелюры или из
какого-либо укрытия.

Мы, конечно, не могли проверить одежду Сай Бабы. Случайно, однако, нам
представилась возможность Р^^^^леть поближе две робы из тех, какие он
обычно носил. По словам очевидцев, он всегда носил одну и ту ^ одежду
и, когда одна роба изнашивалась, выбрасы^ ее. Две робы, которые мы
видели, не содержали -^х карманов или скрытых мешков.

Мы познакомились с профессором химии из Банга-
^ Доктором Д. К. Банержи. Однажды Сай Баба не-
^Х^""о заехал к нему домой и "сотворил" для него и
^"ы несколько предметов, что обычно делал везде,

109

куда приходил. Перед тем как отправиться спать, Сай Баба попросил
миссис Банержи постирать его робу, что она и сделала. Воспользовавшись
случаем, она, доктор Банержи и его коллега, доктор химии из Иллинойса
П. К. Бхаттачарья, тщательно исследовали робу и не обнаружили в ней
никаких карманов. Доктор Банержи в прошлом был заведующим отделением
органической химии во Всеиндийском научно-исследовательском институте,
который является ведущим научным учреждением в Индии. Эти трое людей
рассказали нам о вышеописанном случае в ходе двух независимых
интервью.

Во время третьей беседы полуденное солнце ярко светило в окно
переговорной комнаты, где несколько человек сидели на полу вокруг Сай
Бабы. Гаральдссон видел, как просвечивают солнечные лучи сквозь тонкие
шелковые рукава робы Сай Бабы, который сидел в кресле примерно в
пяти-шести футах от него. Большая часть времени прошла в дискуссии, но
Сай Баба все же сотворил несколько предметов, которые подарил
присутствующим. Так как Сай Баба сидел в кресле, его руки находились
на уровне голов собравшихся. Солнце, сиявшее сквозь рукава его одежды,
отметило бы скрытые объекты тенью, но в них ничего не было.

А теперь мы хотим поподробней рассказать о золотом перстне, который
Сай Баба подарил Озису при нашем первом визите. На перстне было
большое, покрытое эмалью цветное изображение Сай Бабы. Рисунок был
вставлен в перстень и имел овальную форму, примерно два сантиметра
длиной и полтора шириной. К перстню он крепился при помощи золотого
ободка с четырьмя выступающими зубцами. Изображение держалось в
перстне надежно, как если бы они оба были сделаны из единого куска.

Во время нашего второго визита, когда мы пытались убедить Сай Бабу
принять участие в эксперименте, он, потеряв терпение, сказал Озису:
"Взгляни на свой перстень". Изображение исчезло. Мы посмотрели на пол,
но нигде не было видно и следа его. Ободок и зубцы, которые должны
были удерживать рисунок, остались неповрежденными; мы исследовали их
позже с помощью

110

уличительного стекла. Чтобы извлечь рисунок, нужно
^,ло отогнуть хотя бы один зубец и немного сам ободок,
^о ничего этого сделано не было. Можно было также
извлечь рисунок, разбив его в перстне.

Когда Сай Баба обратил наше внимание на исчезновение картинки, мы
сидели на полу в нескольких футах от него. Мы не делали резких
движений руками, а он не приближался и не дотрагивался до нас. Мы
сидели, скрестив ноги, руки Озиса лежали на бедрах, и Гаральдссон
видел изображение Сай Бабы на перстне во время беседы. Гаральдссон
сначала подумал, что картинка почему-то стала прозрачной. Доктор Д.
Сабнани из Гонконга и миссис Л. Хирдарамани с Цейлона, которых мы
встретили в первый раз на этой беседе, тоже подтвердили, что видели
большой золотой перстень с изображением Сай Бабы на левой руке Озиса.
Когда обнаружилось исчезновение картинки, Сай Баба с усмешкой заметил:
"Вот вам и эксперимент".

Во время нашей следующей беседы, через два дня, Сай Баба спросил
Озиса, желает ли он вернуть картинку. Тот ответил утвердительно. По
просьбе Сай Бабы Озис отдал ему перстень, он взял его в руку и
спросил: "Ты хочешь ту же картинку или другую?" - "Ту же", - ответил
Озис. Сай Баба зажал перстень в кулаке, поднес ко рту на расстояние
сантиметров десять и слегка подул, потом протянул руку и разжал кулак.
Перстень был по-прежнему на месте. И на нем была та же самая картинка;
но сам перстень изменился. Однако первый случай с исчезновением
картинки был более примечательным, чем ее появление вновь, о чем мы
немногое можем рассказать.

В ходе этой беседы мы стали свидетелями еще одного Феномена. С нами
были юрист из Лос-Анджелеса с ^"ой, мистер и миссис Кристал.
Приближалась 33-я годовщина их свадьбы, и Сай Баба, казалось, был
"Радован этим событием. Он взмахнул рукой, и когда ^^ кулак, на его
ладони лежало золотое кольцо. Он ^^^ его миссис Кристал и попросил
надеть на палец ^У^а, как это обычно делают во время брачной церемо^ У
индийцев. Рука Сай Бабы была по-прежнему

III

протянута к нам, и он не дотрагивался до одежды или каких-либо
предметов. Мы внимательно наблюдали за ним. Внезапно Сай Баба снова
помахал рукой две-три секунды, повернул руку ладонью вниз и быстро
сжал кулак. Его рука находилась почти параллельно земле, и при таком
положении было очень неудобно доставать что-либо из рукава. Мы
пристально смотрели, как Сай Баба медленно разжал кулак: на ладони
лежало большое двойное ожерелье. Его длина составляла примерно
сантиметров сорок, и в нем имелось много разнообразных камней. К
ожерелью было прикреплено изображение Сай Бабы, окаймленное золотой
розеткой, около пяти сантиметров в диаметре. Это ожерелье он подарил
миссис Кристал.

Четвертый случай материализации, о котором нам хотелось рассказать,
произошел на открытом воздухе. Мы сидели на земле в ряд вместе с
другими людьми, мимо нас шел Сай Баба. Он остановился против
профессора Хасры, друга доктора Банержи, о котором мы упоминали выше,
сидевшего вторым слева от Озиса и третьим от Гаральдссона. Сай Баба
взмахнул правой рукой. Так как мы сидели, а он стоял, то его руки
находились чуть выше уровня наших глаз.

Ладонь Сай Бабы была раскрыта и обращена к земле, пальцы вытянуты, и
он производил быстрые круговые движения рукой. Во время этих
манипуляций мы заметили, как возле его ладони возникла некая серая
субстанция. Она находилась ниже ладони, и Сай Баба схватил ее, как
будто для того, чтобы не дать ей упасть. Озис, сидевший чуть ближе к
Сай Бабе, отметил, что вначале субстанция появилась в виде гранул,
похожих на очень крупный песок. Затем Сай Баба высыпал гранулы на
ладони профессора Хасры и доктора Банержи, и большая их часть
превратилась в пепел, которым каждый из них посыпал себе лоб.
Очевидно, гранулы были очень хрупкими и потеряли бы свою структуру,
произведенную быстрыми движениями рук мага, которые остались
незамеченными для нас ("рука быстрее глаза"). Когда Озис заметил
вибути (святой прах)) гранулы были целыми. Сай Баба часто производил
такие

^.ериализации, когда проходил вдоль рада людей. Мы
дблюдали много подобных случаев, но только один раз р такого близкого
расстояния.

Эти паранормальные исчезновения и появления предметов явились сложной
проблемой для исследователейпсиюлотой, так как те обстоятельства, при
которых они происходили, исключали возможность каких-либо разумных
объяснений. Мы намеревались провести съемку камерой или установить
запечатанные или закрытые вместилища, где должны были появляться
предметы. К сожалению, нам не разрешили использовать их в переговорной
комнате Сай Бабы. Мы засняли его на открытом воздухе, когда он
производил прах, но с недостаточно близкого расстояния, и поэтому
кадры не годились для серьезного анализа. Все, чему мы стали
свидетелями, происходило большей частью спонтанно. Поэтому наши
заключения не были достаточными.

Попытаемся гипотетически объяснить те явления, очевидцами которых мы
были.

1. Мы могли находиться в отчасти бессознательном состоянии типа
массового гипноза, и нам внушили, что мы должны видеть то, чего на
самом деле не было, и не обращать внимания на реальные события.
Например, Карл Ветт подобным образом объяснил индийский трюк с
веревкой, который он наблюдал. Мы оба психологи и можем со всей
уверенностью заявить, что не подвергались никакого рода психическим
воздействиям во время бесед с Сай Бабой. Мы всегда контролировали
себя. Более того, те объекты, которые появлялись в процессе
материализации (двойная рудракша и золотой перстень), до сих пор
находятся у нас.

2. У мага в переговорной комнате мог быть помощник. Но это невозможно,
так как материализация происходила и тогда, когда мы оставались
наедине с Сай Ьабой. Кроме того, сидя, тем более на некотором
Расстоянии от остальных, очень трудно произвести ^^и-либо трюк. На
встречах присутствовали посетили, которые каждый раз менялись.

3. В переговорной комнате могли находиться какиеибо приспособления, с
помощью которых появлялись

113

Объекты. В комнате не было никаких предметов, которые могли бы
использоваться подобным образом. Сай Баба обычно сидел, скрестив ноги,
на бетонном полу вне досягаемости от любых предметов, таких, например,
как сумка для покупок, стоявшая на подоконнике внутри которой можно
было бы скрыть упаковки вибути или что-нибудь еще. Сай Баба каждый раз
при наших встречах менял свое местоположение, то есть не был привязан
к определенному месту. К тому же он производил материализацию и на
открытом пространстве.

4. Сай Баба мог укрывать предметы на себе и затем ловкими движениями
извлекать их. Мы знали о подозрениях, что, возможно, он прячет
предметы в рукавах своей робы, скрытых карманах и даже в волосах.
Однако мы не знаем ни одного человека, который мог бы подтвердить эту
гипотезу.

Мы считаем, что первые три предположения беспочвенны и их необходимо
отбросить. Однако последняя гипотеза о ловкости рук требует более
тщательного анализа, так как маги обычно именно таким образом
"производят" различные предметы.

Теперь вернемся к нашим наблюдениям над Сай Бабой. Мы видели
приблизительно 20 раз, как в его руках появлялись и исчезали различные
объекты. Всегда это происходило неожиданно, так что мы не имели
возможности проверить его или приготовиться к тому, что произойдет.
Поэтому у нас не было сколь-либо серьезных оснований принимать все
увиденное за чистую монету. Надо сказать, что при сложившихся
обстоятельствах мы не могли провести проверку на наличие или
отсутствие каких-либо магических приспособлений.

Следующие факты дают нам основание счит-по феномены, которые
демонстрировал Сай Ба, действо "ллъно паранормальными.

1. На протяжении многих лет Сай Баба демонстрировал свои чудеса, и не
было ни разу выявлено какоголибо мошенничества. По словам тех, кто
давно ?-нает Сай Бабу, паранормальные явления происходили с ним
приблизительно сорок лет, с самого детства. Большинство людей, с кем
мы встречались, даже те, кто видел

114

^д рабу лишь однажды, заявляли, что они были сви-
релями феномена материализации. Мы не встретили ни одного очевидца,
который бы утверждал, что чудеса Caii Бабы могли быть объяснены
естественными способами.

2. Свидетельства о других психических феноменах, таких, как
внечувственное восприятие, передача посланий во сне, исцеление,
внетелесные проекции, перемещение тяжелых объектов.

3. Различные обстоятельства, при которых появлялись предметы: во время
частных бесед, в автомобиле, на улице, в различных домах и т. д. Почти
каждый раз, когда мы видели Сай Бабу, он творил чудеса.

4. Материализация в ответ на определенные обстоятельства или по
просьбе посетителя. Мы опрашивали многих свидетелей, которые заявляли,
что Сай Баба по их просьбе производил статуэтку божества, кольцо с
изображением почитаемого посетителем божества и т. д.

5. Материализация больших объектов, например чаши размером с обеденную
тарелку или корзины со сладостями сорока сантиметров в диаметре.

6. Материализация на расстоянии от Сай Бабы. Например, появление четок
на переднем стекле автомобиля, движущегося по дороге, святого праха на
рисунках Сай Бабы (о чем свидетельствовали два научных сотрудника),
фрукты, возникающие прямо в руке посетителя.

7. Несколько ведущих индийских ученых скрупулезно исследовали феномен
Сай Бабы и пришли к убеждению, что никакого мошенничества нет. Среди
них были доктор С. Бхагавантам, бывший директор Всеиндийского
научно-исследовательского института и известный индийский
физик-ядерщик. Мы уже упоминали доктора Д- К. Банержи и химика доктора
П. К. Бхаттачарью. Хотим также упомянуть доктора К. Венкатессана из
того ^ института, который прежде работал в Массачусет^^
технологическом институте и в Стенфордском уни^Р^итете, доктора В. К.
Гокака, бывшего проректора ^"^Рситета в Бангалоре. Мы встречались со
всеми ^^и людьми, и они рассказывали нам о феноменах, ^торые наблюдали
лично при разных обстоятельствах.

115

Особого интереса заслуживает мысль о специальном одеянии, где можно
скрыть предметы. Сай Баба носил робу с рукавами такой же длины и
ширины, что и западные пиджаки. Эта одежда застегивалась на пуговицы
на груди, в ней не было видимых отверстий или карманов; сшита она из
единого куска ткани. Как уже говорилось выше, мы получили возможность
рассмотреть одну из роб вблизи и не обнаружили ни одного кармана,
перевязи, подозрительных швов или других потайных мест.

Несколько свидетелей указали на тот факт, что отдельные объекты,
которые творил Сай Баба, например прах, испачкали бы его робу, будь
они скрыты в ней. За один день он однажды производил прах четыре раза,
чему мы были свидетелями. После каждой материализации его руки были в
пепле, но ни мы, ни другие свидетели не заметили пепла на его одежде.
Иногда Сай Баба производил целую груду праха, которую приходилось
держать двумя ладонями, как утверждают учительница из колледжа и ее
муж-психолог. Среди других объектов материализации можно упомянуть
индийские сладости и еду, приготовленную в масле; все это непременно
испачкало бы одежду. Один из нас - Гаральдссон - был свидетелем
материализации растительного масла, а один врач наблюдал, как амрита,
тоже жидкость, проистекала из рук Сай Бабы.

Мы проконсультировались с Дугласом Хеннингом, профессиональным магом,
живущим в Нью-Йорке, который давал невероятные представления в больших
городах разных стран. Его рекомендовали нам как одного из самых
искусных фокусников в мире. Он посмотрел фильм о Сай Бабе и высказал
свое мнение. Он был уверен, что с помощью своего мастерства мог бы
повторить все, что видел в фильме. Однако признал, что эпизод с
перстнем наиболее невероятный и находится за пределами его
возможностей. Он также заметил, что если Сай Баба производил предметы
по требованию, то это недоступно ни одному магу в мире.

Мы также беседовали с индийским зубным техником, учившимся в
Великобритании, доктором Эрухом

д Дибундой, который увлекался магией и написал две
^11 на эту тему. Он путешествовал с Сай Бабой и
ммап его на видеопленку, но не заподозрил никакого

обмана.

Конечно, самым потрясающим из всего, что мы дудели, было исчезновение
изображения Сай Бабы с ^ерстня. Это никак не могло быть результатом
ловкости рук, ибо ни Сай Баба, ни другие люди, которые могли быть его
помощниками, не приближались к перстню. Мы не можем найти разумного
объяснения этому инциденту.

Мы осознаем, что без серии документированных экспериментов невозможно
найти Целительные доказательства. Однако нам кажется, что разнообразие
и уникальность феноменов, демонстрируемых Сай Бабой, может стать
превосходным материалом для дальнейших исследований.

ЗАГАЛКА СМЕРТИ ЛГШНН

В американском городе Андровере (штат Техас) 4 февраля 1994 года
исчезла 36-летняя Лидия Кимфилд. А час спустя она была найдена на
расстоянии 1100 километров от города. Вернее, найден был ее... скелет
и, как показали исследования, "она умерла два месяца тому назад...".
Подробная экспертиза установила абсолютно точно, что это скелет Лидии.

Лидия Кимфилд с самого рождения не могла смотреть на летающих птиц.
Они вызывали у нее жуткий страх. Лидия любыми путями стремилась
избавиться от ^ого синдрома. Последнее, на что она решилась, был
"глубокий гипноз с временными регрессиями". Так называлось это
по-научному.

Профессор Канзасского университета Генри Ларани
^ приличный гонорар согласился лично проводить се-
ансы. Они начались 30 января 1994 года. Через четыре
^^ ^ время третьего сеанса так называемая временная
^^Р^^сия удалась. И тогда же произошло то, что стало
^Разрешимой загадкой для оккультистов всего мира.

Профессор Ларани проводил свои сеансы по какомуто странному ритуалу.
Он, единственный в мире, вводит человека в состояние гипноза с помощью
звуковых эффектов. Происходит это так: пациента закрывают черным
занавесом, включают свет, и профессор в темном углу начинает
произносить странные сочетания звуков, утверждая, что это заклинания,
которые известны только ему одному. Через полчаса, когда Лидия
погрузилась в глубокий транс, Ларани заметил, что она больше не
отвечает. До сих пор она рассказывала, что находится в 1993 году, 1
декабря, что она - дочь фермера в Винервиле, что ее сводные братья, от
которых она убежала в поле, хотят ее зарезать. Ее рассказ
сопровождался затрудненным дыханием, как при беге, она была
возбуждена. Профессор, заподозрив неладное, хотел прервать сеанс, но
трагедия уже произошла. Когда Ларани включил свет, он увидел, что за
черным занавесом никого нет. Пациентка исчезла..;

Полиция начала расследование. Профессора подозревали в убийстве. А тут
еще нашли скелет, который, безусловно, принадлежал Лидии. Но
расследование встало в тупик, так как экспертиза показала, что смерть
наступила два месяца назад... А тут еще выяснилось, что одежда на
скелете принадлежала Марии Ковард - дочери фермера из той же
местности, которая на самом деле была убита сводными братьями. Но она
похоронена была два месяца назад. А анатомическая экспертиза скелета
абсолютно достоверно установила, что скелет принадлежит Лидии!

А странный ужас, который вызывали у Лидии птицы, - не связан ли он был
с тем, что ее труп был зверски расклеван птицами? Может быть, Лидия
всю жизнь предвосхищала свою смерть? Но почему она вернулась во
времени на два месяца назад, неведомыми путями пройдя через
пространство?

Сейчас этот из ряда вон выходящий случай держится в секрете.
Неизвестно, к каким открытиям может привести его расследование. В то
же время секретные службы изолировали профессора Ларани в санатории
"для поправки здоровья" на неопределенный срок.

ПОРОГА, ВЕНУШАЯ В ИНКУПА

в штате Нью-Мексико (США) есть автотрасса, коnolKMfl участок которой
местные жители называют "дорогой в никуда". За последние годы по
крайней мере 17 проезжавших по ней человек бесследно исчезли.

Полиция штата и управление по туризму долгое время не желали говорить
о пятнадцатикилометровом отрезке шоссе, где таинственно пропадали
отдельные водители, а в некоторых случаях и целые семьи. Однако
ситуация стала настолько угрожающей, что замалчивать ее стало просто
невозможно.

- У нас здесь нечто вроде "сухопутного Бермудского треугольника", -
признался один из офицеров полиции. - Дорога буквально проглатывает
людей. Она ведет к горному массиву Сан-Матео, где и заканчивается.
Очень многие туристы хотят проехаться по трассе и полюбоваться
красивым видом. Но теперь местные жители держатся от нее подальше да и
другим не советуют рисковать. На повороте, перед началом этого
таинственного участка, есть небольшое кафе, в котором, прежде чем
отправиться в дальнейшее путешествие, перекусывают туристы. Потом они
уезжают и... многие больше не возвращаются.

Официантки и повара кафе рассказывают, что к ним иногда приходят
посетители с расспросами об исчезнувших друзьях и родственниках. Один
такой случай произошел с целой семьей из Чикаго - супругами Милли и
Томасом Уолдруг и их детьми - сыном Джо и дочерью Лайзой.

- Миссис Уолдруг сказала, что отлучится на полчасика - прокатится по
дороге с детьми, пока муж ^w газету за чашечкой кофе, - вспоминает
владелец кафе. - Она предупредила, что скоро вернется, но так "ольше и
не появилась.

Многие сыщики, ученые и даже экстрасенсы пыта-
^^ Разгадать тайну исчезновения 17 человек, но все их
"°"ытки оказались тщетными. С этой дороги никуда не свернуть, -
говорит

патрульный Роберт Келли. - Вокруг нет ничего, что могло бы показаться
опасным. Такое впечатление, что люди просто растворяются в воздухе...

ЗАГАПКА ГИБЕЛН ТУРЛСТОВ

"Судя по всему, события разворачивались следующим образом: все они,
девять человек, в это время сидели в палатке, сняв верхнюю одежду и
обувь, и вдруг какая-то неведомая сила выгнала их из палатки. Они
разрезали палатку ножом и бросились бежать вниз по склону. Затем,
когда действие этой силы прекратилось, они пытались вернуться обратно
в палатку, но сил для этого у них уже не было, так они и остались
лежать на склоне. Тела их имели шоколадный оттенок, а на лицах застыла
фиксированная гримаса ужаса".

Таково было первое печатное упоминание о загадочной гибели в горах
Урала группы туристов в феврале 1959 года. Оно содержалось в статье Е.
Якимова "От Бермуд до Урала, или Еще одна зона?", напечатанной в одной
из молодежных газет летом 1990 года. О той трагедии власти молчали
более тридцати лет. А сколько разговоров и слухов об этой непонятной
истории ходило в те далекие годы в Москве, да и по всей стране тоже!

Статья Якимова с кратким упоминанием об этом трагическом и загадочном
происшествии была, возможно, лишь первой ласточкой из серии вдруг
последовавших публикаций об этой в высшей степени странной истории.
Вскоре стали появляться и другие материалы, целиком посвященные той
давней трагедии. Среди них - статья "Исчезнувший отряд" Л. Усачевой из
Свердловска, напечатанная в одном из октябрьских номеров еженедельника
"Поиск" в 1990 году. Статье предпослана редакционная врезка такого
содержания: "Вместе с их телами были поспешно преданы земле и
обстоятельства их смерти, причины которой и сейчас, тридцать лет
спустя, остаются загадкой".

Два других материала появились в 1991 году. Это - небольшая заметка М.
Таранова "Почему они погибли.

u QQ эхо давней трагедии", напечатанная в пятнадца-
^ номере еженедельника "Восточный экспресс", и

^ о Волкова "Просьба хранить в секретном архиве"
газете "Комсомольская правда" за 20 июня 1991 года. сппе Волкова была
предпослана фотокопия документа ^ Прокуратуры РСФСР - о прекращении
дела "О гиggJiu туристов в районе горы Отортен". Их всех обнаружили
мертвыми на склоне этой горы. Манси считали ее священной и совершали
там ритуалы жертвоприношения - так говорила народная молва.

Обобщение опубликованных материалов об этой трагедии рисует следующую
картину. В конце января 1959 года группа туристов, студентов
Уральского политехнического института, в составе восьми парней и одной
девушки вышла в лыжный поход по маршруту третьей (тогда - высшей)
категории сложности. Это было время зимних студенческих каникул.
Группа считалась довольно-таки сильной, новичков в ней не было, а ее
руководитель Игорь Дятлов слыл опытным, волевым и даже жестким
руководителем.

Через несколько дней после выхода группа была обязана выйти на связь.
Контрольный срок прошел, о них - ни слуху ни духу. На конечный пункт
группа также не вышла. И тогда на поиски были отправлены бригады
спасателей.

Туристов, вернее, их окоченелые трупы нашли еще в феврале. Правда, не
всех. Тела остальных были извлечены из-под снега уже в мае. В марте
началось следствие, но в мае оно уже было закрыто. Следователи не
выявили состава преступления: в округе на десятки километров не было
ни единой души, коей можно было бы приписать злой умысел. Дело "О
гибели туристов в ^ош горы Отортен" было сдано в архив. С пометкой
секретно".

Выпускнику Уральского политехнического института
^ськину с коллегами удалось раздобыть то самое
^""^ в архив дело. К расследованию подключился и
ДИН из журналистов газеты "Уральский рабочий", радавший в Кустанае
бывшего прокурора Л. Иванова, ^ из тех, кто подписал постановление о

нии следствия. Постепенно картина случившегося ста новилась все более
полной и - все менее понятной.

Итак, 1 февраля 1959 года группа свердловских ту. ристов добраласьдо
самой высокой вершины Приполэд). ного Урала - горы Отортен. Здесь, на
склоне этой горы, они и расположились на ночлег - последний в их
жизни. Поставили палатку и разместились в ней, сняв верхнюю одежду и
обувь. Что было дальше - пою одному Богу известно.

Большинство из погибших спасатели обнаружили на склоне, примерно в
полугора километрах от палатки: их тела лежали в одну линию, головами
к палатке. Тела двоих нашли ниже, в распадке, где они пытались разжечь
костер. Те двое в самый последний перед гибелью момент успели что-то
записать в дневнике. Что - пока остается глубокой тайной'...

Но не все умерли от переохлаждения. По данным судебно-медицинской
экспертизы, причиной смерти троих было не переохлаждение, а тяжелейшие
травмы, полученные словно от сильной ударной волны: переломы ребер,
повреждение черепа. Кое у кого из погибших был зафиксирован и разрыв
сердца, как и у сопровождавшей их в этом походе собаки.

Мимо прокурора не прошли странности предсмертного поведения погибших.
Странным было и поведение местного руководства в связи со всей этой
непонятной историей. Расследование велось под контролем Свердловского
обкома КПСС. За ходом следствия, как выяснилось, с интересом следила
Москва, союзная и российская прокуратуры. Чуть ли не сам Н. С. Хруш^
был в курсе дела.

родственников к телам погибших почему-то не до-
^или. Похоронами руководил прокурор...
" Естественно, поползли слухи. Один кошмарнее друго И по Свердловску,
и по стране. Наиболее попуярной была в те далекие годы колдовская (или
шаман^дд) версия. Согласно этой версии, туристов жестоко покарали
ханты-мансийские шаманы за то, что они ступили на их священную землю.
Шаманы якобы выкололи туристам глаза, чтобы чужаки не нашли дорогу
назад, потом изуродовали их трупы. Потому-то, мол, тела погибших и не
были показаны родственникам.

Как относиться к этой версии? В тех местах действительно есть
священные горы и хребты ханты-мансийского народа. Восходить на них
считается величайшим грехом. Говорят, что со священной черной горы
Маньян-Тумп временами доносится страшный женский крик. А на хребте
Мань-Пупы-Нера, что означает "Гора малых богов", с людьми и впрямь
случались несчастья. Но все эти священные места расположены вдалеке от
места трагедии. За исключением горы Отортен, где и произошло
несчастье.

Другая версия - атомная, ядерная, или радиационная. Согласно ей,
туристов ослепила вспышка секретного ядерного взрыва. Или их накрыло
радиоактивное облако с Новой Земли. Действительно, по распоряжению
прокурора была проведена физико-химическая экспертиза. При этом на
одежде некоторых (но не всех!) членов группы было выявлено
радиоактивное загрязнение, сильно превышающее норму. К тому же
выяснилось, что перед походом студенты искали карту Приполярного
Урала, но им ее не дали, объяснив, что место, куда они собирались,
закрыто даже для изысканий. Возможно, там были зоны, связанные с
испытаниями ^ ПРОИЗВОДСТВОМ ядерного оружия? Но геологи с ра^"^^^Р^ми
тщательно прочесали гору Отортен, обошли ^ ее окрестности. Избыточной
радиации найдено не ^°- Почему же она обнаружилась на одежде некотоРЫХ
из погибших?

^^ одна версия - военного характера: над верши-
^ ^РЫ взорвалась ракета, потерявшая управление.

Тем более что невдалеке от места гибели нашли несколько дюралевых
обломков. Известно, что полет ракец, сопровождается излучением
инфразвука. Он ощущается даже на площадкахдля запуска ракет. Инфразвук
крайне неблагоприятно воздействует на человека. В одной из лабораторий
был изготовлен генератор инфразвука, который излучал волны, как
оказалось, почти смертельные для человека. При его проверке сами
создатели стали испытывать мучительные боли, была реальная угроза
внутренних кровоизлияний. На потолке и стенах лаборатории появились
трещины. В другом случае при испытании подобного генератора сотрудники
соседних лабораторий закричали от боли, а у самих испытателей
мучительно завибрировали желудки, сердца, легкие. Один из наиболее
болезненных симптомов воздействия инфразвука - как бы беспричинный
(инфразвук неслышим) страх, нередко переходящий в неописуемый ужас.
Это свойство инфразвука было обнаружено около полувека тому назад, как
бы в эксперименте. Тогда в одном из лондонских театров ставили пьесу,
по ходу которой требовалось создать у зрителей впечатление
таинственности. Ничего не получалось. Пригласили знаменитого физика
Роберта Вуда, в надежде, что он внесет достойное его профессии
"рационализаторское предложение". Вскоре в театр привезли длинную и
широкую трубу, пристроили ее к органу. Вуд привел в действие этот свой
генератор инфразвука. Ничего не подозревавших зрителей охватило
странное беспокойство, они стали тоскливо осматриваться по сторонам,
потом в ужасе бросились к выходу. Паника была и на улице. А между тем
в зрительном зале театра ничего особенного слышно не было. Только
почему-то дрожали хрустальные подвески старинного канделябра...

Бывший прокурор Л. Иванов придерживается мнения, что туристов
уничтожил НЛО, зависший над ними и затем почему-то взорвавшийся.
Говорят, есть чуть ли не очевидцы...

Как бы то ни было, все это - лишь гипотезы о возможных причинах беды,
которая стряслась в ночь на 2 февраля 1959 года. Но были и другие
подобные

124

QQ одном из них, происшедшем в горах Тянь-Шаня только лет спустя,
сообщил Е. Якимов: тогда погибg экспедиция гляциологов. Но один
человек остался в ^р^ - говорить он не мог, только мычал.

Известны и другие похожие случаи. Один из них произошел на севере
Красноярского края. Пятеро военнослужащих отправились на охоту. В срок
не вернулись. Их стали искать. Перед выходом они предупредили, что
первый привал сделают в лесной избушке, пользовавшейся почему-то
дурной славой. Действительно, их следы вели к той избушке, от нее
следов уже не было. Дверь в избушку оказалась по-таежному надежно
закрытой изнутри. Пришлось взламывать. Вошедшие увидели, что все
пятеро сидели за столом - неживые. Их вечерняя трапеза была явно
чем-то внезапно прервана. На лицах - гримасы ужаса.

Эти трагичные и загадочные случаи, естественно, будоражили воображение
людей, и только личный опыт тех, кто, оказавшись в зонах или местах
подобных аномалий, остался в живых, позволил сделать предположения о
возможных причинах трагедий. Одним из тех, кто пережил подобный опыт,
был Е. Якимов, который об этом рассказывает следующее.

Летом 1960 года он услышал от опытного таежника, с чем иногда
приходится сталкиваться в дебрях уральской тайги. Таежник рассказал о
странном и непонятном поведении компаса, когда стрелка начинает
вращаться вкруговую или вообще залипает, стремясь принять вертикальное
положение. Явление имеет временный характер, но и этого вполне
достаточно, чтобы потерять ориентировку и заблудиться.

В правдивости рассказа старого таежника Якимов Убедился в первых
числах августа 1965 года. Дело было ^ Урале. Вдруг резко изменилась
погода. К утру вроде ^ ^тахло, и перед выходом на маршрут Якимов
попыЗДся взять азимут, но компас показывал все, что угод°' только не
север: "Стрелка крутилась как бешеная, Х^^ми имела тенденцию принять
вертикальное по"^ ˜ северный конец притягивался к земле. Более

125

трех часов продолжалась эта вакханалия, в голове какой-то сумбур,
состояние психики близкое к паническому... Мы метались на этом
небольшом плато, пытаясь найти выход из "магнитной ловушки", но наши
мозги отказывались мыслить логически, вот тут-то и можно было наделать
таких ошибок, за которые пришлось бы расплачиваться весьма дорогой
ценой", - заключает Якимов.

В конце апреля 1973 года он с группой коллег вновь отправился в путь
по совершенно незнакомому маршруту в горах Урала, располагая
прогнозной информацией о месте и времени повторения ситуации,
идентичной той, что сложилась зимой 1959 года, когда погибло девять
туристов. Такая же ситуация ожидалась в мае. Шли на лыжах по котловине
между двумя хребтами; путь был трудный, и группа опаздывала к
намеченному сроку. Здесь-то она и попала в "магнитную ловушку". "Я шел
замыкающим, - описывает случившееся Якимов, - когда один из наших
спутников выстрелил из ружья по глухарю. После выстрела все мои
спутники, идущие впереди меня, разбежались в разные стороны. Это было
зрелище далеко не из разряда веселых - люди, бегущие друг от друга.
Какая сила их разгоняла? Когда собрались снова все вместе, я стал
выяснять, что их побудило к столь странному и непонятному поведению.
Каждый отвечал, что он пошел туда, куда показал компас, хотя в любом
случае должен был следовать за ведущим. Сверили все компасы - картина
знакомая, стрелки крутятся как бешеные, иногда залипают". Пришлось
ждать больше часа, пока компасы не утихомирятся, и это несмотря на то,
что группа опаздывала к обусловленному сроку. Уже на подходе к
искомому плато "почувствовали на собственных мозгах: появился
беспричинный страх (...), психика напряжена до предела, сильная
нервозность, такое ощущение, что мозги вотвот закипят от напряжения.
Такое состояние ни до этого_ случая, ни после мне испытывать не
приходилось", признавался Якимов.

В тот же день, уже в сумерках, группа вышла искомое плато. "Пытаясь
раздуть огонь в костре,

126

пишет Якимов, - я оперся коленками и локтями о землю и в это время
почувствовал пульсацию, исходящую из недр Земли, пульсация была в
ритме сердца, впечатление такое, как будто бы билось сердце огромных
размеров. Вначале мне показалось, что у меня начались галлюцинации,
тогда я встал на ноги, а затем снова опустился на колени - все
повторилось, как в первый раз. Так я проделал несколько раз, и каждый
раз это явление повторялось. Утром следующего дня мы уходили от этого
опасного места". По мере удаления "напряжение в мозгах начало
спадать". В течение трех дней Якимов вел наблюдения за тем участком
плато из безопасной зоны: "Все эти дни стояла теплая погода, на небе
ни единого облачка, но когда ночью на небе появилась луна, над плато в
это время появилось облако грязно-желтого цвета - так называемый
"желтый туман".

Якимов сравнивает целый ряд непонятных, трагических происшествий на
акваториях океанов - в местах, известных как Море дьявола, Бермудский
треугольник, с тем, что случилось в горах Урала: "Весьма наглядный
пример: блуждающие корабли в океанах с мертвыми экипажами на борту или
же вообще без экипажей... Здесь просматривается одинаковая картина
смерти, как на Урале, так и в океанах: у людей на лице - фиксированная
гримаса ужаса. Отсюда, - заключает Якимов, - напрашивается вывод, что,
по всей вероятности, причиной смерти является один и тот же фактор".
Он поясняет: "Судя по всему, в этой обстановке человек перед смертью
испытывает какое-то очень сильное давление на мозг, что вызывает
невероятный страх и гримасу ужаса на лице, - тогда, в 1973 году, мы
были весьма близки к подобному состоянию".

В отличие от акваторий океанов и тех мест в горах Урала, где люди
испытывали ужас, гора Отортен имеет одну очень важную особенность: это
- культовое место, которое может иметь необычные свойства. Инициатива
научного исследования мест древних культовых площаДок с аномальными"
свойствами принадлежит академику

127

Российской Академии медицинских наук, директору новосибирского
Института клинической и экспериментальной медицины (ИКЭМ) В. П.
Казначееву. О некоторых из полученных результатов сообщается в статье
И. Барановского "Загадки пещеры черного дьявола" (газета
"Социалистическая индустрия" от 16 сентября 1989 года). О том же самом
сообщает и А. Каманов в статье "Загадка Грота скелетов",
опубликованной в "Комсомольской правде" за II августа 1989 года. Обе
статьи касаются тайны Кашкулакской пещеры, спрятанной в отрогах
Кузнецкого Алатау, в Хакасии. Об этой пещере уже много веков идет
недобрая слава. Это - культовая пещера древних хакасов. Здесь они
приносили жертвы своим богам, в том числе и человеческие. "Кашкулак" в
переводе на русский язык означает "пещера черного дьявола". В конце
лета 1989 года состоялась шестая по счету экспедиция ученых ИКЭМа в ту
загадочную и зловещую пещеру с 1рудой полуистлевших человеческих и
звериных костей.

А. Каманов, участник пятой экспедиции, передает ощущения старшего
научного сотрудника ИКЭМа А. В. Трофимова, не раз спускавшегося в эту
пещеру: "И вдруг мне становится как-то не по себе, возникает неясное
чувство тревоги. Дальше - больше, волнение нарастает. И вот я, который
никогда не был трусом, трясусь весь, как осиновый лист, панический
страх! А чего боюсь, сам не знаю. Потом ребят расспрашивал: с ними
было то же самое".

О том же говорит и И. Барановский, участник шестой экспедиции:
"Побывавшие в Кашкулакской пещере рассказывали удивительные вещи. В
какой-то момент их вдруг охватывал беспричинный панический страх.
Забывая обо всем, бросая снаряжение, они со всех ног мчались, обгоняя
друг друга, на выход, к свету. Уже потом, придя в себя, никак не могли
объяснить: что же случилось? И это были не новички - бывалые
спелеологи, которые на своем веку повидали пещеры куда посложнее
этой". Чем больше ученые интересовались пещерой, сообщает Барановский,
тем чаще они

128

встречали людей, испытавших на себе ее магическое воздействие.

Наконец это воздействие испытали и сами ученые. Вот как описывает то
событие Барановский: "Было это в 1985 году. Сотрудник института
Константин Баулин с группой спелеологов обследовал гроты. После
нескольких часов работы люди потянулись к выходу. Константин шел
последним. Закрепил веревку на специальном поясе, обхватывающем грудь,
и приготовился к подъему. И вдруг почувствовал на себе пристальный
взгляд. Ученого обдало жаром. Первое побуждение - бежать! Но ноги
словно оцепенели. Посмотреть, что творится за спиной, было безумно
страшно. И все же, будто в состоянии гипноза повинуясь чьей-то чужой
воле, повернул голову и увидел... пожилого шамана. Метрах в пяти.
Развевающиеся одежды, мохнатая шапка с рогами, горящие глаза и
плавные, зазывающие движения руками - мол, иди, иди за мной... Баулин
безотчетно сделал несколько шагов вглубь и тут - словно сбросив чары
-начал отчаянно дергать за веревку..." Больше, сообщает Барановский,
Баулин в пещеру не спускался: "Но еще долго шаман являлся ему во сне и
звал за собой".

Почти о том же свидетельствует и Каманов. Рядом с Гротом скелетов
соседствует грот Призрак, в котором, по утверждению молвы, и обитает
сам хранитель пещеры - древний хакасский шаман: "Непрошеных гостей,
нарушивших его покой, он наказывает тем, что является им во сне, а то
и наяву (галлюцинации?) в образе человека в диковинных развевающихся
одеждах и жестами манит смельчаков в глубь пещеры. Если сам факт
галлюцинаций еще можно как-то попытаться объяснить, - замечает
Каманов, - необычностью обстановки, давящей на психику атмосферой
тесного замкнутого пространства, - то что стоит за повторяемостью
одних и тех же видений разным людям, особенно во сне?"

Вопросов, действительно, много. Ученые ИКЭМа справедливо решили, что
для получения ответа в данном случае подойдет метод приборных
наблюдений. Ведь и Якимов в горах Урала, по существу, использовал тот
же метод: наблюдение за аномальным поведением компаса

5 Кувстклмера аномалий

129

в сопоставлении с соответствующим поведением и состоянием человека -в
то же время и в том же месте. Результаты были удивительные. Нечто
подобное обнаружилось и в Кашкулаке.

Исследователи установили магнитометры внутри и снаружи пещеры. Внутри
- в Спальном гроте, снаружи - на самой верхней площадке. Наиболее
любопытным оказалось поведение внутреннего магнитометра. Барановский
приводит пояснение Трофимова: "Сейчас показания на счетчике одни, а
через несколько минут будут уже другие. Значит, электромагнитное поле
в пещере постоянно колеблется. Так вот, еще во время первой экспедиции
мы заметили, что среди прочих сигналов устойчиво пробивается строго
определенный импульс. Иногда его фиксировали как одиночный, иногда же
он шел целыми "пачками". Скажем, в течение часа с промежутками в две
минуты. Причем всегда с одинаковой амплитудой - тысяча нанотесл
(единиц магнитной индукции. - Авт.). Правда, потом сигнал мог пропасть
дня на два-три, а то и на неделю. Затем так же неожиданно дать о себе
знать вновь".

Исследователи решили проверить, не связаны ли аномальные показания
магнитометров с аномальным поведением человека? Что же при этом
обнаружилось? Барановский сообщает: "Выяснилось: время фиксации
импульсов в точности совпадает с моментом появления у людей
нервозности, подавленного состояния, переходящего в панический ужас".
А когда стали сопоставлять факты, оказалось, что "в эти же самые
минуты беспорядочно начинали метаться по гротам летучие мыши, голуби,
гнездящиеся у входа в пещеру". Более того, поместили в пещеру
несколько моллюсков: "Как только фшли сигналы, те стали съеживаться,
будто в них тыкали раскаленными углями".

Каманов сообщает о необычном результате сопоставления показаний
наружного и внутреннего магнитометров: "Вот когда ученые схватились за
головы! Это было против всяких правил: если наверху "чуть-чуть
морщиною", то под землей, в пещере, в это же самое время бушевала
настоящая магнитная буря". И еще один

130

бопытный факт: если на самой верхней площадке никого нет, магнитометр
"еле шевелится". Но стоит взойти на нее нескольким испытателям, как
прибор начинает "сходить с ума". То есть эта пещера как бы "знает",
что есть кому демонстрировать свои тайны, есть на ком испробовать свои
магические чары! Так может быть, и гора Отортен, когда на ней
расположились люди, среагировала на них подобным же образом. Другими
словами, туристы, подобно некоему катализатору, разбудили какие-то
дотоле дремавшие в недрах культовой горы силы.

Скорее всего, что касается затронутых выше случаев, то, по-видимому,
мы имеем дело с каким-то внешним воздействием, с каким-то физическим
фактором, само возникновение которого, возможно, связано с
присутствием человека. Человек, как физическое тело, в некоторых
ситуациях способен стать как бы триггером, пускателем, катализатором
тех весьма неустойчивых, неравновесных процессов, для реализации
которых необходим какой-либо внешний толчок.

Так, Якимов прослеживает весьма любопытную аналогию между Бермудами и
Уралом - отказ навигационных приборов. Он напоминает, как в декабре
1945 года в районе пресловутого Бермудского треугольника исчезли пять
самолетов-торпедоносцев США: "Они проводили учебное бомбометание,
после чего отказали как магнитные, так и гироскопические компасы (об
этом факте летчики успели передать на базу)". Якимов наблюдал отказ
только магнитных компасов: "Отказ происходил после выстрела из ружья,
после возникновения ударной волны в атмосфере; в случае с
американскими самолетами отказ навигационных приборов произошел также
после ударной волны, вызванной взрывами бомб". Якимов предполагает,
что в таких случаях, кроме магнитного поля, образуется и
гравитационное, что подтверждается отказом гироскопических компасов.

И. Барановский, натерпевшийся страхов в Кашкулаке, задавался
вопросами: "Почему отказал надежный самоход, почему в самый
критический момент

131

рела лампочка фонаря, каким образом слетела с огромного валуна
крепежная петля веревки? Не потому ли, что я больше других насмехался
над загадками Кашкулака? Мистика какая-то..." Думается, она тут мало
уместна, скорее всего это проявления тех самых магнитных,
электромагнитных, гравитационных и прочих сил, лишь осложненных некоей
странной экзотикой. А силы эти порождаются ростом напряжения в земной
коре - в зонах ее тектонических разломов. Ведь именно в таких зонах
находятся и Бермудский треугольник, и Уральские горы, и отроги
Кузнецкого Алатау со спрятанной в них Кашкулакской пещерой, и, в
частности, священная для манси гора Отортен. Так что скорее всего
решение относительно прекращения дела "О гибели туристов в районе горы
Отортен" было обоснованным в том плане, что его нельзя отнести к числу
злодеяний, совершенных человеком. А с горы какой спрос?

УЖАС В ЛЕСУ

"Страх - чувство, возникающее у человека в случае какой-либо
действительной или кажущейся опасности, ожидания боли, страдания.
Страх может иметь разную степень: от легкого испуга до состояния
ужаса". Так утверждается в 41-м томе Большой Советской Энциклопедии
1956 года издания.

Страх и крайняя степень его выражения - панический ужас -
довольно-таки неприятные и коварные чувства, особенно в тех случаях,
когда человеку совершенно непонятна вызвавшая их причина. Диапазон
поступков, которые может совершить охваченный страхом или ужасом
человек, может простираться от смешного до трагичного. Непроизвольно
поддавшийся этим темным чувствам человек, влекомый инстинктом со- >
хранения своей жизни, способен, например, в лесу с ловкостью обезьяны
невероятно быстро забраться на дерево, а в доме выпрыгнуть из окна
своей "охваченной ужасом" комнаты. И винить его ни в коем случае
нельзя.

132

Всем известен феномен лесных или пещерных страхов, овладевающих
человеком без каких-либо видимых причин. Здесь не имеются в виду
страхи, вызванные опасением заблудиться, встретиться со злодеем или
диким животным и прочее. Сильный человек способен преодолеть эти
страхи. Подразумеваются случаи, когда даже сильный и в высшей степени
мужественный человек оказывается не в состоянии владеть собой под
влиянием внезапно и необъяснимо охватившей его волны ужаса.

Об одной такой истории поведал Павел Гусев. Его очерк "Страх" был
напечатан в газете "Московский комсомолец" 21 февраля 1988 года.

В конце августа предыдущего года Павел и три его сокурсника решили на
моторной лодке подняться вверх по течению глухой, удаленной от селений
речушки в Вологодской области. Двое из его сокурсников были опытны в
таких делах, а Павел и его друг Миша - здоровенный угловатый парень -
знали о путешествиях лишь понаслышке.

Дней через десять туристы добрались до заброшенного хутора - огромного
домины с пристройками на высоком берегу реки. Сразу же за домом
начинался глухой частый лес. На берегу, почти у самой кромки воды,
стояла чуть покосившаяся банька. А на лужайке перед заброшенным домом,
где расположились туристы, лежали старые, местами уже тронутые
гниением бревна. Они лежали поодаль от дома: видимо, у хозяев были
какие-то соображения на сей счет, но они почему-то не были воплощены в
дело... Все ушли, покинули это место. Когда, почему, зачем?

Впрочем, эти вопросы посетили Павла и Мишу позже. А пока все
вчетвером, удобно устроившись на тех бревнах, держали, так сказать,
военный совет: не оставить ли Павла и Мишу здесь вдвоем на несколько
дней, чтобы не затруднять их продолжением нелегкого для них способа
продвижения. Решили так и сделать, договорившись в.стретиться здесь же
дней через десять. Павел и Миша остались одни. К вечеру они все еще
были на той лужайке перед

133

заброшенным домом. В сумерках его угрюмые, тяжелые очертания, по
словам Павла, разрослись и удвоились на фоне темнеющего неба. Сразу
пропала охота подходить к дому за дровами. Дом притих, стал
таинственным и, в воображении незадачливых путешественников,
обитаемым... Но в этом они друг другу конечно же тогда не признались.

Для ночлега выбрали баньку, но утром завтракали все равно наверху, на
лужайке. Дальше стоит предоставить слово Павлу:

"День - весь в заботах - подходил к концу. На нас сначала медленно, а
потом все быстрее и быстрее наваливалась темнота, забираясь сначала в
дальние углы, в дом, а затем уже выходя по-хозяйски на поляну. Ужинали
мы в баньке.

К вечеру Мишка стал совсем молчаливым, а с темнотой забрался на нары в
нашем скромном убежище, да так оттуда и не спускался.

Я вдруг, вспоминая день, почувствовал какую-то тоску. А может, это
была тревога? Днем сходил в сосновый бор, который манил к себе
золотистым светом, грибами...

Но прошел немного, и захотелось вернуться. Даже не понял почему.
Хотелось быть на лужайке, на открытом месте. Больше в лес не тянуло.
Так же прошел еще один день. Мишка сделался совсем угрюмым. Почти все
время проводил у реки с удочкой, искоса поглядывая на меня, как бы
изучая мое поведение. Признаться, мне было не по себе. Я не мог
оценить свое внутреннее состояние, не мог понять, что со мной
происходит.

На третий день решил сходить на охоту. Закинул ружье на плечо, зашагал
в сторону леса, который стоял плотной стеной за домом, в стороне от
соснового бора. В лесу меня тут же плотным нудным облачком окутали
комары. Лес был старый, весь заваленный умершими, состарившимися
деревьями. Они цепляли за руки, ноги, как бы не желали пускать в свою
глубину. Буквально метров через сто под ногами захлюпала, зачавкала
вода. Сапоги проваливались все глубже и

134

глубже, и во впадинках следов пузырилась, крутилась черная вонючая
жижа. Начиналось болото. Оно уходило в глубь леса, окружая со всех
сторон, и лес казался мертвым, лишенным жизни. Только комары да мошки
липли на потное лицо.

И вдруг я почувствовал, понял, что меня тревожило все эти дни. Я с
ужасом осознал, что я здесь не один. За мной кто-то пристально
наблюдал! Но откуда? Кто? Я лишь чувствовал, но не видел.

<<

стр. 3
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>