<<

стр. 4
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Быстро повернув, я буквально побежал к поляне. Свалился, чертыхнулся,
отряхивая налипшую грязь, и вскоре выскочил недалеко от заброшенного
дома. Тяжело дыша, прошел мимо дымящегося костерка, спустился к
баньке, открыл дверь - Мишки не было. Не видно его было и на берегу.

Выскочив наверх, я озирался по сторонам, а внутри все сжалось от
подступившего тошнотворного чувства одиночества. Оно наплывало, делая
ноги ватными, непослушными. Мишки нигде не было. Я заорал так, что
даже сам не понял, что кричу.

Внезапно я услышал Мишкин голос. Он доносился откуда-то сверху. С
трудом я разглядел его почти на самой макушке березы, которая росла на
краю поляны, изящно изгибаясь и нависая над рекой.

Я вскарабкался туда же и, еле отдышавшись, присел на сук чуть ниже
Мишки. Он с испугом смотрел на меня, виновато моргая, отводя глаза.
"Ты что?" - выдавил я.

И тут выяснилось, что все эти дни Мишка находился в подавленном
состоянии, потому что ощущал себя на поляне неуютно. Но главное он
понял, только когда я ушел в лес на охоту. Мишка явственно
почувствовал, что за ним кто-то наблюдает.

Он чувствовал на себе взгляд. Это и заставило его опрометью кинуться к
дереву и лишь на его вершине осознать свою безопасность. Тогда я
поделился своими ощущениями, которые почти полностью совпали с
Мишкиными. Он побледнел, руки судорожно сжали березовые ветки, которые
служили ему опорой. С дерева мы слезли, лишь когда наступили сумерки.

135

Не разжигая костра, быстро прошли в баньку, закрылись, поужинали
консервами.

Утром долго не вставали, но о вчерашнем не говорили, старались не
вспоминать свою тревогу. Позавтракали у костра и вдруг, не
сговариваясь, взглянули друг на друга: мы опять начинали чувствовать
ужас чьего-то присутствия. Не сговариваясь, мы прихватили ружья и
пошли к березе.

На ней мы и провели остаток дня. Там, наверху, в шуршащей листве, у
нас родился план. Завтра немедленно уходить из этих мест. Мы больше не
могли выдерживать эту пытку страхом. Он нас сковывал, превращал
оцепеневшие наши фигуры в какие-то мумии. Мы проклинали день, когда
решили ехать в эту глушь. И шумные многолюдные московские улицы
казались какой-то нереальной, фантастической мечтой.

Утром следующего дня, собрав свои вещи, захватив немного еды, мы в
буквальном смысле слова рванули что было сил из этого места. В баньке
остались палатка, спальники, котелки, основная часть продуктов... И
записка, в которой мы сообщали нашим друзьям, что решили уехать. Дверь
мы приткнули крепкой палкой".

Через пять дней натерпевшиеся ужасов друзья были в Москве. А через две
недели они встретились с оставившими их на том заброшенном хуторе
товарищами. Те рассказали следующее. Когда они вновь попали на хутор,
на месте стоянки Павла и Миши стояла мертвая тишина. Никого не было.
Они злились на Павла и Мишу, недоумевая: что же все-таки случилось?
Дверь в баню оказалась открытой настежь. В воде у самого берега лежал
смятый котелок...

Войдя в баньку, они увидели .страшную картину:
рассыпанная вермишель, крупа, разорванные спальные мешки. А самое
необычное - содержимое канистры с топливом для лодочного мотора было
вылито на пол. Для этого надо было отвернуть крышку!

Собрав уцелевшее, они уплыли. Оставленную Павлом и Мишей записку не
нашли...

Больше, сообщил Павел Гусев, бывать в тех местах ему не доводилось.
Остались лишь память и ужас,

136

панический ужас, испытанный впервые в его жизни. Испытать такое
вторично не было никакого желания.

А вот другая история - похожая, но с одним отличием: источник ужаса
показался на глаза человеку! Но тому от этого стало лишь еще хуже. А
описал странное происшествие Герман Арутюнов в замечательном
. ке "О природе ужасного". В нем приведены примеры
встреч людей с гоминоидом, иными словами, с так называемым снежным
человеком. При внезапных столкновениях с ним людей обуревает
невыразимое чувство ужаса. Что интересно (не для жертвы, разумеется) -
иногда ужас накатывает еще до того, как появится его мохнатая причина.
Именно это и произошло в августе 1966 года со студентом И.
Староверовым, который охотился на рябчиков в лесу километрах в
пятидесяти к северу от Вологды. На обратном пути вдруг налетел
шквалистый ветер. Разразилась гроза. "Внезапно, - сообщает Староверов,
- меня охватил ужас: я почувствовал на себе чей-то взгляд... зарядил
оба ствола дробью. Все время осматривался. Остановился в месте, где во
все стороны можно было окинуть взглядом местность метров на
двадцать-тридцать.

При очередном шквале ветра обратил внимание на березку метра три
высотой, которая росла от меня метрах в двадцати перед большой елью.
При одном из порывов ветра она наклонилась так, что я увидел за ней
странное существо, от которого далее уже не мог оторвать глаз.

Первое, что пришло в голову: леший! Хотя в него я, конечно, не верил и
никогда о нем не думал. Существо стояло под елкой в метре от ствола.
Правым боком ко мне. Хорошо были видны рука, вытянутая вдоль туловища,
и плечо. Голова находилась в ветвях елки. Ноги были скрыты травой и
кустами. Рост существа до двух метров.

Из ветвей меня буравил его взгляд. Он как бы "предлагал" мне покинуть
территорию. Было видно, как ветер трепал шерсть на нем. Цвет ее
серо-бурый.

Взяв ружье в правую руку, я двинулся далее по дороге. Она подводила
меня все ближе к существу -

137

всего восемь-десять метров разделяло нас. До этого места я старался не
смотреть на него прямо. Лишь фиксировал его фигуру боковым зрением,
направив ствол ружья в сторону елки. По мере же удаления от него
поворачивался в его сторону, а под конец шел задом. Существо не
пыталось выйти из-под елки. Как только дорога пошла сквозь густой лес,
я побежал. Никто меня не преследовал... До 1990 года никому о
происшествии не рассказывал".

Иногда же бывает так, что нечто вызывающее ужас действует, оставаясь
невидимым. О таком именно случае рассказал в 1983 году Арутюнову,
когда тот был участником экспедиции, искавшей гоминоида в
Таджикистане, учитель по имени Николай. С ним Арутюнов познакомился на
одной из туристских баз под Душанбе. Вот рассказ Николая:

"Было это недалеко от озера Пайрон. Решили мы с крепким хлопцем Вовкой
дежурить в палатке по очереди. Причем с условием - не братье собой
никакого оружия и техники, например рации.

Первую ночь дежурил он. Утром пришел весь белый. Говорит: "Пусть Коля
идет. И если подтвердится то, что со мной было, тогда и я расскажу".

Я зарекся не спать, поэтому перед дежурством заранее отоспался. Сижу,
слушаю. Вдруг в двенадцать ночи - шаги. Мягкие такие, но слышно.
Открываю полог палатки - никого. Закрою, посижу - опять шаги. Все
время палатку открытой держать нельзя, так нас инструктировали, чтобы
не отпугнуть гоминоида. Но другого выхода нет. Решил низ палатки,
примерно сантиметров сорок, не закрывать. Думал: опять услышу шаги -
высунусь и успею рассмотреть его прежде, чем убежит.

Немного посидел - опять шаги. Правда, далеко, еле слышно. Тогда я на
коленях подполз к незастегнутому пологу и прижал голову к брезенту.
Все просто: шаги будто ближе - высуну голову и увижу. Но тут началось
непонятное... В середине живота закрутило, разлилось что-то

138

лодное, в голове застучало, заколотило. И накатило странное ощущение,
сонливость, что ли, или еще чтото. Видимо, отключился. И, наверное,
ткнулся носом прямо в полог, так что голова оказалась на улице.
Сколько пробыл в таком состоянии, не помню. Потом прикинул: наверное,
минут сорок.

Очнулся от того, что меня кто-то гладит по щеке! На ощупь оно, это
самое гладящее, твердое, как дермантин. Я спросонья и хлоп, и накрыл
то, что меня гладило! Чувствую: рука, покрытая негустым волосом. Тут
только до меня что-то дошло, и я заорал нечеловеческим голосом. И...
потерял сознание. Когда пришел в себя - вокруг никого, все тихо. Но
так было мне тогда мерзко, так не по себе, что с меня хватит,
встречаться больше не хочу".

Про то озеро Пайрон, что у Гиссарского хребта на Памире, издавна
ходила дурная слава. Местные пастухи сообщали о встречах со страшным
человекоподобным существом. Исследователи, забредавшие на берега озера
в поисках гоминоида, иногда сталкивались с тем же, о чем говорили
пастухи. Например, 14 октября 1972 года очевидцем и участником крайне
странного и жуткого происшествия близ озера Пайрон оказался томский
художник и исследователь "снежного человека" Г. П. Бурцев. В тот день
вечером он испытал "нападение" того, что, как он считал, было "снежным
человеком". Во время "нападения" он почувствовал какую-то
обездвиженность всего тела, у него пропал голос, слышал звуки шагов
снаружи палатки, заметил исчезновение вещей, до того находившихся под
рукой, были упругие продавливания боковин палатки и другие эффекты
(например, "вонь, у которой нет аналогов"). Утром Бурцев пошел
навестить местных пастухов. У него были три флакона - под лак "пинен"
и масло для живописи; флаконы - образца 60-х годов из толстого стекла,
не бьющиеся при падении на плиточный пол. Вечером 14 октября 1972 года
эти три флакона находились в печурке вне палатки. Вернувшись от
пастухов к палатке днем 15 октября, Бурцев нашел флаконы
разбросанными. Мало того, на одной из стенок каждого из них появилось
по

139

гладкому круглому отверстию! Кстати, такие же отверстия в оконных
стеклах, бывает, возникают в результате "жизнедеятельности" НЛО,
полтергейста или шаровой молнии...

Как и в случае с Павлом Гусевым и его товарищем, то, что вызывало
непереносимый ужас у Бурцева, к тому же еще и оставило материальные
следы своих странных жизнепроявлений.

Кстати, в таком жанре фольклора, как былички, когда рассказчик
сообщает о встрече в лесу с "лешим", он нередко говорит об испытанном
при этом ужасе, таком, что доводит до беспамятства даже самых храбрых
людей. Вот одна такая быличка из составленного новосибирским
фольклористом В. П. Зиновьевым сборника "Мифологические рассказы
русского населения Восточной Сибири" (Новосибирск, 1987); она записана
в 1976 году со слов А. М. Бронникова из села Знаменка Нерчинского
района Читинской области:

"Правда или нет... Бабка мне рассказывала про моего деда. С ним
произошло это на охоте /.../

Дед у меня был бесстрашный: все был охотник. Не боялся ни черта,
никого. И в бога не верил. Ну, один раз собрался он на охоту. Бабка
его отговаривала: - Не ходи на охоту, не время. Ну, раньше были
поверья: в такой день нельзя ходить и в такое время. Точно не знаю в
какое. Это было давно дело, бабка мне рассказывала, я точно не
расскажу...

Было так. Пришел он в тайгу. Один, без собаки. Пошел на медведя. Решил
медведя завалить. Ну, обычно на медведя как охотятся? Или с собаками
группа, или сидьбу на деревьях делают и скрадывают: На деревьях делают
настил, от земли несколько метров. Ну, от медведя это, конечно, не
спасет, но если винтовка хорошая или ружье... Ну, с ружьем
делатьнечего-глухо. Деревья тоже не спасут. Но если вовремя... Он
сидит.

Дело было осенью. Медведи уже нормальные были, как сейчас говорят, в
полной кондиции были, при теле. Перед тем как ложиться в берлогу, они
жирные. Ну, сидит. Нет и нет, нет и нет. А сидьба была на солонцах

(по-нашему, солонцы - это куда козы, гураны прихо-1 дят соль грызть.
Ну, а медведь тоже приходит на их, на коз. Караулит). Смотрит (раньше
часов не было, по звездам определяли время), смотрит: уже полночь.
Только ровно полночь, слышит - затрещало. Ок, говорит, приготовился,
винтовку скинул, с предохранителя снял. Смотрит: вроде не видно.
Ближе, ближе затрещали кусты. Я, говорит, хотел стрелить-руки не.
поднимаются, отнялись и все. Ни крикнуть, ни дви-, нуться - ничего не
могу. Слышу, грит (это дед потом ' рассказывал бабке), в кустах
затрещало, захохотал тут1 таким голосом громким. 1

- Что, - говорит, - не можешь стрелить? Не смо-1 жешь ты стрелить. Не
сможешь и не убьешь! - Ишо раз захохотал, затрещали кусты. Он ушел.

Дед был бесстрашный. Но, говорит, здесь забыл про винтовку. Когда
очнулся, и до дому километров пять или десять рвал из тайги только
так. Прибежал, ] говорит, сам не свой. А бабка ему говорит:

- Я же тебе говорила: не ходи - ты пошел. Нельзя 1 было. j

Не знаю уж, это точно или нет. Подробностей-то я j всех не знаю.
Основное все запоминал, а подробности j пропускал мимо ушей", j

Некоторые исследователи полагают, что вызываю- 1 щая ужас нечисть -
нечто подобное материализованному с помощью медиума на спиритическом
сеансе при- f зраку, энергетический потенциал которого позволяет f как
нагнать ужас на человека, так и навести беспорядок) в его окружении.
То есть это - нечто вроде привидения, запас "жизненных сил" которого
позволяет ему вести относительно продолжительное и самостоятельное
существование. А о том, почему такого рода создания неведомой
реальности поражают нас ужасом, еще во второй половине прошлого века
поведал нам выдающийся русский поэт В. А. Жуковский. Вот что он писал
об этом в статье "Нечто о привидениях": "Мир духовный ccib
таинственный мир веры, очевидность принад^хит миру материальному - она
есть достояние зде.пнй жизни, заключенной в пределах пространства и

142

ни... Эти явления духов, непостижимые рассудку нашему, строящему свои
доказательства и извлекающему свои умственные выгоды из материального,
суть, так сказать, лучи света, иногда проникающие сквозь завесу,
которой мы отделены от духовного мира; они будят душу посреди ленивого
покоя земной очевидности, они обещают ей нечто высшее, но его не дают
ей, дабы не произвести в ней раздора с тем, что ей дано здесь и чем
она здесь должна быть ограничена и определена в своих действиях. Вот
причина, почему и всякое явление духа производит в нас чувство ужаса,
не похожего ни на какой земной ужас".

ОГРАБЛЕННЕ ПОЛ ГИПНОЗОМ

В нынешнем столетии газеты не раз писали о происшествиях, подобных
тому, о котором говорилось в сообщении ТАСС, распространенном
средствами массовой информации в апреле 1987 года. Оно называлось
"Ограбление под гипнозом". Газеты писали следующее: "В Австрии,
пожалуй, уже перестали удивляться ограблениям банков и сберкасс - так
часто они совершаются. Однако очередное ограбление финансового
учреждения, которое произошло на днях в городе Клагенфурте (земля
Каринтия), было хотя и "самым тихим", но наделало много шума из-за
своей необычности. Средь бела дня, в тот момент, когда в одном из
городских банков было мало клиентов, две симпатичные молодые девушки
подошли к кассе и, загипнотизировав кассира, заставили его выдать все
наличные деньги, находившиеся в то время в сейфе. Их оказалось немало
- свыше 100 тысяч шиллингов. Забрав деньги, грабительницы скрылись.

Пропажа обнаружилась гораздо позже, когда контролер стал проверять
кассу. На его вопросы о нехватке денег кассир отвечал что-то
нечленораздельное. Примерно так же он реагировал и на вопросы
прибывшей вскоре полиции. Вызванный на место происшествия врач
констатировал - кассир все еще находился под воздействием гипноза".

143

Несколько десятилетий тому назад нечто подобное проделал в Москве
знаменитый Вольф Мессинг, правда, по согласованию с властями и под их
строгим наблюдением: "Мне предложили получить сто тысяч рублей в
Госбанке. Я подошел к кассиру, сунул ему вырванный из школьной тетради
листок. Раскрыл чемодан, поставил у окошечка на барьер. Пожилой кассир
посмотрел на бумажку. Раскрыл кассу. Отсчитан сто тысяч... Закрыв
чемодан, я отошел. Присутствовавшие в зале свидетели подписали акт о
проведенном опыте". Можно по-разному оценивать достоверность
сообщенного Мессингом факта, но то, что нечто подобное случается в
разных странах мира - естественно, без какого-либо предварительного
уведомления властей, уже нельзя подвергать сомнению. И таких случаев
со временем становится все больше, в том числе и в нашей столице -
Москве.

В 1994 году в "Аномалии" - научно-информационном вестнике ИТАР-ТАСС и
ассоциации "Экология непознанного", была напечатана прелюбопытнейшая
статья "Криминальная телепатия". Ее автор, эксперт упомянутой
ассоциации Максим Карпенко, сообщил, в Ц частности, о таких фактах:
"Около трех лет назад одна моя знакомая, Л., была на распродаже в
большом московском универмаге. Я так и не знаю, купила ли она там
что-либо, но думаю, что вряд ли, потому что, пока Л. стояла в
очередях, у нее из сумки выкрали небольшой полиэтиленовый пакетик с
документами и довольно крупной суммой денег. ЛД естественно, заявила о
пропаже в милицию, где она ответила на ряд обычных для такого случая
вопросов. Пока, казалось бы, ничего необычного, но вот перед уходом Л.
милиционер задал ей довольно неожиданный вопрос: не испытывала ли она
в универмаге каких-либо странных ощущений. Л., удивленная интересом,
проявленным милицией к ее щущениям, рассказала, что в магазине был
како^-то странный момент, когда она перестала воспринимать
происходящее: у нее было чувство "потери какого-то промежутка
времени". Следует заметить, что Л., спокойная и уравновешенная женщина
средних лет,

144

да не страдала расстройствами нервной системы, выпадениями памяти, не
испытывала обмороков, головокружений.

Через пару дней домой Л. позвонила какая-то женщина и возвратила
найденные ею под скамейкой неподалеку от универмага документы. Денег в
пакете не было. Л. пошла в милицию и, полагая, что толку от розыска не
будет,' попросила вернуть свое заявление. Но в милиции, где обычно
охотно закрывают подобные дела, ей отказали, подчеркнув, что, если она
понадобится, ее пригласят.

Хотя итоги расследования этого дела до настоящего времени так и
остались для нас неизвестными, есть основания полагать, что Л. стала
жертвой преступного телепатического внушения. Спустя некоторое время
эта история получила естественное продолжение.

Через полгода радиостанция "Маяк" сообщила о том, что в Москве отмечен
"новый вид преступности с применением гипноза". Далее коротко
рассказывалось о случайном уличном знакомстве двухженщин - молодой и
средних лет. В результате молодая привела новую подругу к себе домой.
Там она взяла большую сумку, собрала туда все ценные вещи, деньги и
вручила ее новой знакомой. Затем хозяйка проводила гостью мимо
сидевших у подъезда соседок к автобусной остановке, где они
расстались. Пропажу обнаружил только вернувшийся вечером муж, он и
вызвал милицию.

Читателям, наверное, интересно будет узнать, что заводить какое-либо
дело милиция отказалась, так как, по их мнению, хозяйка отдала вещи и
деньги... добровольно!"

Карпенко, как следует из названия и содержания его статьи, "винит" во
всем телепатию. Конечно, отрицать с порога возможность включения во
все эти события феномена биоэнергоинформационного воздействия
грабителя на жертву было бы опрометчиво. Но нет ли другого объяснения?
Думаю, есть. Его предложила Наталия Варфоломеева в статье "Цыганский
гипноз", напечатанной в четырнадцатом номере еженедельника "Мир
новостей" за 1997 год. Она очень живописно

145

изложила случайно увиденную сцену "обольщения" жертвы уличной
цыганкой: "Длинная тощая беременная цыганка приставала к женщине, тоже
беременной. "Давай погадаю, - пронзительно причитала она, - давай
погадаю, золотая моя". Женщина испуганно отмахивалась руками, а
цыганка все бежала за ней по пятам и пугала ее страшными карами, что,
мол, если она не остановится, то пожалеет, не родит никогда и еще 9
лет будет мучиться бесплодием и каждый год будет терять ребенка. У
преследуемой женщины от страха округлились глаза, задрожали губы - она
остановилась, и дальше началась уже настоящая вакханалия. Цыганка
потребовала у женщины денег, та достала кошелек. В считанные секунды
все его содержимое перекочевало в карман к цыганке, причем так быстро,
что женщина, казалось, этого даже не заметила. Я не слышала, что
именно цыганка наговорила женщине, но у той глаза все больше и больше
округлялись, а лицо исказила по-настоящему страдальческая гримаса
ужаса, а в завершение всего цыганка вдруг резко выхватила клок волос у
несчастной и удалилась с дикими проклятиями, пританцовывая и заливаясь
каким-то чутьли не дьявольским смехом".

Варфоломеева продолжает: "Так получилось, что спустя полгода мне
довелось снова увидеть эту женщину, и я узнала, что встреча с цыганкой
самым трагическим образом повлияла на ее судьбу. Женщина действительно
потеряла ребенка - буквально на второй день после вышеописанной
встречи у нее случился выкидыш, на нее посыпались нескончаемые
несчастья, и теперь она бегает по кодцунам и экстрасенсам в надежде
хоть что-то исправить. Ей уже два раза сняли в разных местах порчу,
один раз сделали установку на удачу и теперь неведомыми медицине
способами лечили от бесплодия. Женщина обречена до конца дней своих
быть клиентом колдунов и магов всех мастей. Тогда как нужно было для
начала обратиться к хорошему психоаналитику".

Автор статьи задается вопросом, что же произошло с жертвой цыганки -
заколдовала ли она ее, или туг что-то другое? Вот как Варфоломеева
объясняет

146

шесся с бедной женщиной: "Цыганка на самом деле очень квалифицированно
применила к доверчивой женщине нейролингвистическое программирование,
а попросту говоря - внушение. Причем это особая техника, называемая
эриксоновский гипноз. Это наведение транса на бодрствующего человека.
Транс без сна - вот что это такое. Цыгане на удивление виртуозно
владеют этой техникой, и действительно не так-то легко устоять перед
этим неискушенному человеку.

Профессионал может просто в разговоре ввести вас незаметно в состояние
транса, то есть усыпить частично ваше сознание, и далее посылать свои
команды прямо в подсознание, внедряя туда свои установки и свою
программу, которая будет вами затем исполняться уже бессознательно.
Эта техника на самом деле - грозное оружие, ведь ее использование
практически делает нас игрушкой в руках опытных людей, хорошо если это
психолог и он преследует цель - каким-то образом снять мешающие вам
блоки, раскрепостить вашу психику, освободить вас от суеверий!"

Конечно же массовое сознание, незнакомое с техникой и возможностями
эриксоновского гипноза, расценит подобное как явное колдовство. Такие
случаи давно и хорошо известны в народе, но собирают и изучают
рассказы о них главным образом этнографы и фольклористы. Они же дают
им и истолкование: все это, мол, вымысел, небывальщина, фантастика.
Рассказы о подобных событиях фольклористы называют быличками
(бывальщинами). Ими, в частности, заполнен составленный иркутским
фольклористом В. П. Зиновьевым сборник "Мифологические рассказы
русского населения Восточной Сибири", который мы уже цитировали в
предыдущем очерке. Сами же рассказы собирались Зиновьевым в 1966 -
1982 годах, то есть относительно недавно, и отражают представления и
взгляды о "таинственном" почти что наших современников, правда, иногда
преклонного возраста. Для нас особо интересны те былички, герои
которых заставляют человека странным образом делать то, что он велит,
или увидеть то,

147

чего в действительности нет. Начнем с быличек последней категории.

Вот какую историю поведал Зиновьеву в 1969 году Григорий Васильевич
Пешков 1899 года рождения из города Нерчинска Читинской области:

"Это, значит, один приезжий был. Вот лежала труба, обыкновенная труба,
водопроводная или кака ли - она больша диаметром. А он, значит,
говорит:

- Давайте я по этой трубе (внутри. - В. 3.) пролезу! - Все тут:
Но-о-о! - смотрят. Ну, он берет, с краю залазит в эту трубу - все на
его глядят. Вот он лезет там, карамкатся, в трубе... Все дивятся: как
так!

А тут рядом мужик сено вез, воз, на коне (он его-то не охватил!). Он
глядит:

- Да ково вы, - грит, - на него смотрите?! Он вам затуманил глаза-то,
а вы на него смотрите! Вот ить он рядом с трубой ползет, на карачках!
Но, че же, он его вывел, тот соскочил, да: - Эй, - грит, - смотри! У
те воз-то горит! Он оглянулся: у него, верно, воз-то пламем охватило,
загорел! Он - раз! - скорей гужи обрубил, лишь бы, мол, лошадь-то
убрать, а то сгорит. Отвел, смотрит: все в порядке. Воз, как стоял,
так и стоит. А гужи обрубил".

А в 1974 году Федор Семенович Смолянский 1908 года рождения,
проживавший на разъезде Шапка Сретенского района Читинской области,
рассказал следующее: "Вот так же собрались молодежь... А
приехали...ну, кто они таки? Гипноз ли кто ли, он там работал у них
/.../ Но, теперь, собрались, едрить твою корень, деньги заплатили,
смотрят.

Акоторыобробелитут, потом прибежали, не успели зайти-стучатся, их не
пускают. А он потом в окошко...

А он этих, в помещении-то, загипнотизировал, имя кажется, что он
ползет в бревно. Этот в окошко залез и кричит: - Вы ково смотрите? Он
же подле стены ползет, а не в бревно. - Он же его не охватил".

Следующие две былички относятся к группе случаев, когда людей
непонятным образом заставляют делать то,

что им велят. Вот что рассказала в 1974 году Устинья Федоровна Сычева
1894 года рождения, проживавшая на разъезде Шапка Сретенского района
Читинской области:

"...Выезжает с этой стороны на большую дорогу, а другой выезжает с
этой стороны: - Вы откуда? - Да я вот отцель, везу товары. - А я,-
говорит, - отцеда (с другой заграницы). Ну, и съехались на дороге,
поехали вместе. И вот и едут, и едут. День, вечер. Надо где-то
проситься ночевать. Там при большаку дома стояли, они редко стояли,
редко. Стоить домик. Подле дому стоить старичок, высокай старик
стоить. Они подъезжають. Подъезжають и говорят: - Отец, ночевать у вас
можно? - А почему нельзя? Можно, заезжайте. - А куды ж нам коней-то?

- Заезжайте, - гыт, - в рыгу становите. (Вы знаете рыгу? Там молотили,
туды корм складали.) Заезжайте, - гыт, - в рыгу становите коней.

Но, оне заехали, коней этих поставили, сами взяли продукты, пришли в
избу. Пришли в избу, закусили. И один-то говорит:

- А где нам, отец, лечь, чтобы мы вам не мешали?
- Да лезьте на полати, дожитеся. Они влезли на полати, лягли. (Он
один-то зная, а друго-т ниче не зная).

Но лягли на полатях-то, глядь: приходят одиннадцать человек (где-то
были у добычи). Приходят, заходють и говорят: - Ну, как, отец,
дело-то?

- Да дело-то, - говорить, - ничего: два есть! /.../ Два, - гыт, -
есть. - Но, давай ужинать.

Вот зачали собирать: там у них и холодец, и мясо, и все у их... /.../

Вот они поели... Он все поглядывал на их, подымет голову) поглядит...
Они псг;ш, поужинали, наелись

149

досыта - и как сидели, так и остались! Как столбы! Как столбы - все
двенадцать человек. Этих одиннадцать, старик двенадцатый. А он говорит
на своего напарникато:

- Но, давай слазить! Он говорит: - А куда?!

- Слазь, не боись, нас никто на троне. Слазь, теперь мы хозяева, а
нехай посидять. Слезли с полатей. Сабе давай ужинать.
...Они, все двенадцать человек, сидят. /.../ Да, го-
ворит, возьмем одного - бьем, бьем! Посодим да другого... Бьють и на
место сажають, и они сидят. Но потом стали искать... обыск. Нашли, где
у них люди резаные, где все есть: одежа, обумка, нашли у них там и,
может быть, деньги. Много там делов понашли! Время продолжали до
света. Они все сидят. А потом стало развидняться. Они пошли, коней
позапрягли, выехали на дорогу. Вот он заходить, говорить:

- Ну-ко, выходите наружу, бейте друг друга! По мордам! - Оне как все
двенадцать человек выскочили на улицу, да друг другу на пару, и по
мордам снують!

А они поехали. Они бьются. Ну, отъехали недалеко, встречается им
мушшина. А он говорит:

- Знаешь что? Вот ты там пойдешь, там двенадцать человек друг друга
бьют по мордам. Скажи им, чтоб они разошлись какой куда! /.../ А они
там волнуются, бедные. Он говорит: - Разойдитесь какой куда! - И оне
какой куда, какой куда, какой куда побежали по сторонам. Вот оно и
все, и старик-то убежал". Уже знакомый читателю Григорий Васильевич
Пешков в том же 1969 году рассказал Зиновьеву такую вот историю:
"...Ну, теперича, дальше, значит... Этот Попов-дружка не ушел, так
остался здесь. И вот эти - отец-то этот, Артем-то, Санькин-то, и
Степка - братанья оне. Но Артем этот старик был, да и тот уж пожилой -
вот они между собой разодрались. Но теперича, он их: - Ладно,-
говорит, - погодите, не растаскивайте.

150



Раз, этого Артема забират - и на печку, затолкал на печку, значит. И
вот он, представь себе, лазит, ревет, а слезти не может. Печка здорова
была, ранешня, старинна, и потом, значит, был такой брус, вот так он
над головами был - это раньше полати были, но полатей-то не было, а
брус-то был, стойка там, в печке она даже вмазана, и брус такой. И вот
этот Степка полез драться к ему, к этому, к Артему туды на печку.
Ленивочка така - он на ленивочку-то залез, значит, и вот рукой-то
взялся за брус-то, и одну ногу поднял, он его - раз! - засек. Он всю
ночь стоял, как петух, на одной ноге. Всю ночь он их не отпушшал.

И вот тот потом уж разгорел весь на печке. Пьяный, да ишо... Артем-то,
ревет, просится: - Да вы че? Я пошто не могу слезти-то. - Лазит. И вот
он не отпустил их всю ночь. Этот простоял. Потом уж утром:

- Но что, драчуны?! - старичок уж он был. - Но что, драчуны, будете
ишо драться? - Да что ты! Да вот то, друго... - Ну, давайте слазьте.

И тот оторвался от этого от бруса руками, слез. Сели. Давайте
поразговаривам, че, дескать, это такое?

- Я вас! подерусь! - говорит ишо на их.-Я вас! подерусь!

Он, этот Попов, шибко был дошлый, о-о-ох и дошлый был! Семен Попов,
шивтинский, сейчас его давно уж нет. И вот без него это ни одна
свадьба не проходила мимо без его. Дружкой его всегда вот приглашали
на свадьбу. Но езди ему нековды, то его уж задаривали, водки ему
везут, платили даже ему. А то иначе че-нибудь обязательно случится".

Чрезвычайно любопытна другая группа быличек, герои которых делают так,
что у них ничего нельзя украсть! Например, та же Устинья Федоровна
Сычева в том же 1974 году рассказала Зиновьеву о таком случае: "Один
человек едя парой конями. У няго на возу и мяшки, и сено. Зимой, шибко
уже морозы были. На ем доха, с обоих сторон мех. Чижелая-чижелая! И он
доехал до ресторана, или как сказать? - до столовой.

151


Коней свел с дороги, с дороги свел, поставил в сторонке, доху снял с
себя, на воз бросил, и сам пошел в трактир, в эту... столовую.

Там ходит скотина, коровы там никогда не загоняются. И ни одна корова
к возу не подошла. Она же заворожена! Не видють!

А он прошел, за задний стол сел. Там в столовой народ. А он сел за
задний стол. /.../ А один - зх! - выскочил, хотел доху взять.
Выскочил, доху-то хватае. А тут видють в окно да:

- Эй, эй! Доху-то бяруть, крадуть! Он:

- Нет, ее никто не украде. Она чижела, ее никто не унесе!

...Он хватил на руку-то доху - да стоить! Стоить и
стоить, стоить и стоить! А он время продолжае: "Че он мне, пускай
стоить". /.../ чай сидит пье да разговарие. Да рассказывае, а ён все
стоить с дохою! Вот. Но уж время-то много... Вышел да говорить:

- Но ладно, ты ее не утащишь - она чижелая. Положи, - говорит, - да
иди!

Он рад до смерти. Бросил да убежал..." А Петр Алексеевич Достовалов
1909 года рождения из города Нерчинск Читинской области в 1969 году
поведал Зиновьеву о другом подобном происшествии: "И мне папа
рассказывал... Говорит, приехали на конях с грузом мужики и
остановились на Шилке. Зашли к кому-то ночевать. А хозяин:

- Дак у вас че там?
- Да груз: пшеница...
- А караулит-то кто?

- Че караулить? Никого нет. А кто возьмет, так без меня никуда не
уйдет.

Но, а были воришки-то. Водились. Пришел один, значит, мешок на
плечо-то заворотил с пшеницей, вроде: "упру". И давай ходить кругом
саней. До утра и проходил в зимнюю ночь. И сбросить не может, и уйти
не может. "Но, - думат, - знаткой извозчик, видать!" Он приходит
утром-то, хозяин-то, тот ему: j

- Извините, - гыт, - меня! В жизни больше этим делом не займусь! - Но,
положь. Иди да запомни. Вот как?.."

Следующий сюжет, записанный в 1979 году от Владимира Ивановича
Баранова из села Котельниково Нерчинского района Читинской области,
вообще широко распространен в Сибири: "Дед с внуком везли однажды воз
пшеницы, смололи на мельнице, обратно едут. Ну, темнеет. Оне к Грише
Босяку: - Пусти нас ночевать. Ну, он: - Заходите.

Оне говорят, мол, воз надо завезти. А он:
- Ниче, ниче. Пусть там. Если че случится, я, паря, свое отдаю.

Утром встают: пять мужиков круг телеги ходят с мешками, а уйти не
могут. Гриша к ним подошел, каждого по плечу стукнул и говорит: - Ну,
спасибо за службу. Оне мешки побросали и ушли!" Удивительно, но
подобный же сюжет описан и в соловецком патерике. Его фрагмент
приводит писатель А. А. Горбовский в книге "Тайная власть, незримая
сила" (Москва, 1991). В нем говорится о старце, в огород к которому
однажды забрались воры: "Наполнив свои короба овощами, они возложили
их на себя с намерением унести, но не смогли и с места сойти, и так
простояли два дня и две ночи неподвижно, под тяжелым бременем. Потом
начали кричать: "Отче святый, пусти нас с места". На голос пришли
некоторые из братии, но не смогли свести их с места. На вопрос иноков:
"Когда вы сюда пришли?" - они отвечали: "Два дня и две ночи стоим
здесь". - "Мы всегда ходили сюда, почему же не видели вас?" - "Да и
мы, если бы видели вас, давно уже со слезами просили бы прощения у
вашего старца". Пришел и сам старец и сказал ворам: "Вы всю жизнь
пребывая в праздности, без трудов, крадете чужие труды, поэтому стойте
здесь в праздности все годы вашей жизни". Со слезами воры умоляли

отпустить их, обещали впредь не делать ничего подобного. Старец
сказал: "Если хотите руками своими трудиться и от труда вашего других
питать, то отпущу". Они с клятвою дали обещание исполнить его веление.
Тогда он сказал: "Благословен Бог, укрепляющий вас; потрудитесь год в
этой обители на братию". После этого разрешил их от невидимых уз своею
молитвою, и они действительно трудились год в скиту".

Весьма показательно, что необычный дар всех без исключения героев
приведенных выше историй, в отличие от "подвигов" уличных цыганок и
банковских грабителей, направлен на благие цели: охрану добра,
воспитательные и развлекательные. Однако в наши дни это уменье
некоторые люди, видимо, все чаще используют не без личной корысти.
Например, так, как о том недавно рассказала Варфоломеева: "Знала я
одного юношу - он работал агентом по продаже ножей в какой-то фирме,
одной из тех, что привлекают на работу несметное количество
коммивояжеров, вручают им в руки сумки с товаром и отправляют гулять
по офисам, распродавая бесценную дребедень. Так вот этот парень
перевыполнял все возможные планы по продаже. Его успехам поражались
все и, конечно же, завидовали. Конкуренты просили выдать секрет - ну
как же это ему удается? Мой знакомый ухмылялся и говорил: "Ну этот
секрет дорогого стоит". Его заметили, он сделал быструю и почти
невероятную карьеру. Он владел эриксоновским гипнозом: ни один ,его
собеседник, ни один партнер ни в чем не мог ему отказать - он всегда
добивался желаемого".

Как же противостоять подобным напастям? Способы защиты от чуждого вам
несанкционированного воздействия зависят от того, какой механизм лежит
в его основе. Если что-то типа нейролингвистического программирования,
то следует прислушаться к советам Варфоломеевой. Вот что она пишет по
этому поводу: "Можно ли противостоять такому воздействию, да и все ли
ему подвержены? Печально, но противостоять практически невозможно,
если ты не знаешь, что к тебе

154

применяется какая-то специальная техника. Даже те, кто по всем
нормальным меркам считается невнушаемым или, говоря профессиональным
языком, "негипнабельным", практически стопроцентно попадают под
действие техники наведения транса без сна.

Защититься от этого довольно-таки мощного психологического оружия
'можно - достаточно знать о его существовании и уметь замечать тот
момент, когда к вам пытаются применить те или иные приемы. Вы не
должны позволять собой манипулировать. Если вы видите, например, что
ваш собеседник начинает "зеркалить" вас, то есть производить
пристройку, повторять вашу позу, ваши жесты, насторожитесь: очевидно,
он знаком с некоторой техникой наведения транса. Если же он говорит
какую-то ощутимую чушь, а вы почему-то продолжаете слушать, то
обратите внимание, не выделяет ли он особыми интонациями или, может
быть, подчеркивает какими-то специфическими жестами отдельные слова -
это еще одно подтверждение того, что он знаком с определенной техникой
психологического воздействия. Но если вы об этом знаете, то вы уже
защищены. Это для вас сигнал - вашим сознанием пытаются
манипулировать. Не позволяйте этого никому, призовите на помощь вашу
логику, здравый смысл, и любую предложенную вам для обсуждения идею
разбирайте при помощи именно здравого рассудка, а самое Главное, не
принимайте никаких решений немедленно, особенно если ваш собеседник
очень настаивает на этом. '

Мне очень запомнилась еще одна сценка, подсмотренная на улице.
Оборванный забудцыга приставал к одной скромно одетой, но очень
улыбчивой молодой женщине. Он канючил у нее на бутылку пива, он
приводил ряд каких-то очень весомых доводов, по причине которых она
обязана была это сделать для него и, разумеется, пугал ее всякими
нехорошими последствиями, если она вдруг посмеет отказаться. Женщина
поначалу только отмахивалась от него, а когда непрошеный спутник, что
называется, достал, она дернула за рукав проходившего мимо мужчину и
сказала: Купите ему, пожалуйста, бутылку пива.

155

Мужчина оторопел:
- Почему я?

- Ну не знаю, а он почему-то решил, что это должна сделать я.

Бродяга ошалело смотрел на девушку несколько мгновений, а потом
посчитал за лучшее раствориться в толпе. Он был озадачен - почему
всегда срабатывало, а тут не сработало. Он пытался манипулировать
сознанием женщины, а она не позволила ему этого. Не позволяйте и вы! И
если в толпе к вам пристанет очередная смуглянка в цветастой юбке,
скажите ей: "Красивая, я и сам владею эриксоновским гипнозом, а по
картам гадаю получше твоей прабабки, и если ты сейчас не исчезнешь, то
весь твой род до десятого колена..." Я вас уверяю, вам даже не надо
будет договаривать свои угрозы до конца, кареглазая цыганка исчезнет у
вас из поля зрения значительно раньше".

Если же в основе преступного, несанкционированного воздействия лежит
"криминальная телепатия", то стоит принять к сведению рекомендации
Максима Карпенко. Он излагает и обосновывает их следующим образом:
"Итак, массовый, даже лавинообразный рост количества экстрасенсов
закономерно породил и крайне отрицательное качество, борьба с которым
потребует от криминалистики совершенно неординарных мер. Очевидно, что
попытки задержания телепата-преступника стандартными приемами вряд ли
могут быть эффективными: телецату, даже средней силы, не составит
труда заметить грозящую ему опасность. Представляется необходимым
привлечение к операциям такого рода сильных телепатов, способных
запеленговать преступника и навести на его след милицию.

Что же касается обычных, глухих к враждебным наводкам чужого мозга
людей, то тут вряд ли можно порекомендовать сильнодействующее
спасительное средство. Профессиональные приемы психозащиты сложны, не
всегда доступны для обычных людей, да к тому >;'е многие из них не
подлежат широкому распространекчю. Поэтому приемы, которые могут все
же, хотя бы

156

в минимальной степени, защититьв ситуациях, сходных с описанной,
сводятся лишь к самым простым.

Во-первых, следует избегать смотреть в глаза человеку, который, как
вам покажется, настойчиво стремится встретиться с вами взглядом.
Во-вторых, в толпе, в очередях надо стараться сохранять свою
индивидуальность, ментальную обособленность, мысленно сохранять
дистанцию между собой и окружающими. В-третьих, обращать внимание на
людей, стоящих в стороне и не участвующих в столь привычной, к
сожалению, для нас и повседневной, как борьба за существование,
толкучке. Разумеется, такихлюдей вряд ли следует сразу же хватать и
вести в милицию - ими могут оказаться, например, просто уставшие от
очередей и отдыхающие где-нибудь в стороне мужья, чьи жены ведут
непримиримую битву за дефицит.

При наличии у вас крупной суммы денег на дорогую покупку можно было бы
рекомендовать метод "наружного наблюдения", то есть приглашать с собой
кого-нибудь из друзей, которые могли бы наблюдать за вами, находясь на
некотором удалении. К сожалению, такое наблюдение может бытьлегко
раскрыто достаточно сильным телепатом.

Вот, пожалуй, и все, потому что уже такие примеры, как "закукливание"
или "зашнуровывание", хотя и являются довольно распространенными
методами психозащиты, сложны, требуют определенных способностей,
специальной тренировки. Поэтому считаю необходимым еще раз повторить,
что все эти методы, описание которых можно найти в парапсихологической
литературе, окажутся бесполезными, если судьба сведет вас с телепатом
экстра-класса /.../

Сожалею, что мои заметки не могут служить источником хоть какого-то,
пусть самого минимального, оптимизма. Более того, в заключение хочу
предложить читателям самим построить возможную модель экстрасенсорного
воздействия на политические процессы, тем более что оно может
осуществляться благодетельным вроде бы телевизионным целителем,
несущим, однако, Другую, скрытую программу и служащим всего лишь

157

ретранслятором для людей, гораздо более сильных, 4011 он сам". 1

Если же механизм этого необычного и непреодоли1 мого воздействия
человека на человека комбинирован! ный (скажем, нечто вроде
биоэнергетического эриксоновского гипноза) или вообще иной, жертве
можно лишь посочувствовать...

АНОМАЛННКп

Нетленная старушка

Вот уже пять лет, как умерла 88-летняя бабушка Чжу Фэньчэнь из
провинции Хэбэй, но ее останки не подвержены разложению. И старушка
покоится на своем последнем ложе, будто отошла в мир иной только что.
Лицо коричневатого оттенка хранит умиротворенное выражение, глаза
плотно смежены, рот приоткрыт - видны отличные зубы, кожа суха, и нет
никаких признаков гниения.

Сердце бабушки остановилось в Пекине 24 ноября,
1992 года, рассказывает ее внук Ян Сюэцян. Двое суто^ после смерти
тело сохраняло нормальную температуру^ а мышцы - эластичность. На
семейном совете был< решено не погребать старушку, а год спустя труп
пере везучи в родную деревню, где он и пребывает до сих по} в спальне
отчего дома. Никакого видимого воздействи) не оказала ни 34-градусная
жара, ни нулевая температу' ра зимой. Бабушка по-прежнему как будто
спит.

Ученые пока не могут объяснить невиданный фен мен.

Ну очень горячий парень

Когда прохожие встречают на тридцатиградусном м' розе этого паренька в
одной рубашке, у них мурашки[ бегут по коже. А тому - хоть бы что.
Девятиклассник казанской гимназии Борис Чевела вовсе не строит из себя
супермена. Ему действительно на морозе жарко!

158

Лишь по настоянию матери в сильный холод он поддевает под рубашку
майку, а в форменный пиджак облачается из дисциплинарных соображений.
Попытки родителей показать "морозоустойчивое чадо" специалистам
успехом не увенчались: "оно" не желает обследоваться 'ни под каким
видом. Наверное, эти необычные свойства передались юноше по наследству
- его дед тоже не признавал теплой одежды. Как бы там ни было, а
милиции феноменальный гимназист добавил хлопот: несколько раз стражи
порядка задерживали его как жертву уличного разбоя.

"Боже, лай мне заснутЫ"

35 лет назад Джоан Мур зевнула и... больше ни разу не сомкнула глаз.
Так вот и проводит каждую ночь, сидя в кресле в ночной рубашке и
ожидая рассвета.

Бессонный кошмар начался в обычный вечер 1962 года, когда она
вернулась домой после напряженного дня в школе, где работала
преподавателем. Сладко зевнула и...

- Я навсегда запомнила тот вечер, - рассказывает Джоан. - У меня
возникло странное ощущение, будто я увидела свою покойную мать. Не
знаю, что потом произошло, но заснуть уже не смогла.

Врачи за несколько лет написали много отчетов об этой удивительной
болезни. Они пришли к мнению, что их пациентка страдает очень редкой
формой заболевания - хронической колеститой. Недуг поразил часть
головного мозга, что привело к полной потере сна. Впрочем, бессонница
не влияет на здоровье Джоан, так как организм может функционировать
при незначительном сне или вообще без него.

Время замерло апя Якова

Полным отсутствием сна у нас в СНГ-страдает минчанин Яков Цеперович. В
26-летнем возрасте он пережил клиническую смерть: от выпитого вина ему
стало

159

так плохо, что пришлось вызывать "скорую". Врачи вернули Якова к
жизни, но совершенно другим человеком: он ощущал в себе огромную
физическую силу, температура понизилась до 34 градусов, а главное - он
совершенно перестал спать: "У меня такое состояние, будто времени нет
вообще. Я не чувствую прожитых лет, кажется, что жизнь будет
продолжаться бесконечно".

Никаких отклонений в организме Якова (кроме хронической колеститы,
конечно) не обнаружено. В 1997 году ему исполнилось 43, но внешне, как
показывают очевидцы, он по-прежнему выглядит на 26. Время замерло для
него...

Самойлова сняли со штыря

Под Рождество на одной из стройплощадок Челябинска произошло маленькое
чудо. Изрядно выпивший монтажник Петр Самойлов выпал из люльки на 11-м
этаже и... благополучно приземлился на стальной крученый штырь
арматуры, торчавший из бетонного блока. Коллеги обнаружили г-на
Самойлова в виде наколотой вниз головой бабочки. Угодив прямо в рот,
штырь прошел через тело и торчал из бедра. Всего 1 десять сантиметров
отделяли лицо от бетона. Аккуратно 1 отпилив ножовкой штырь от плиты,
строители доставили пострадавшего в городскую больницу. Как оказалось,
штырь не задел ни одного жизненно важного органа и фактически спас
парня от перспективы разбиться всмятку.

Человек с тремя глазами

"Третий - лишний", - решили китайские офтальмологи, обследовав
25-летнего жителя провинции Фуцзянь, наделенного от природы тремя
глазами. Феномен (третий из описанных в науке) обнаружил доктор Чжэн 1
Ичсун, проводивший профилактическое обследование группы инвалидов.

160

Лишний глаз у молодого человека, имя которого не сообщается, находится
на левом виске и внешне не отличается от остальных двух. Есть зрачок,
веко, бровь и слезная железа. Но сам этот глаз незряч. По
свидетельству родителей, юноша вообще плохо видит с рождения.

Кровь - протпвояане

Сперва служащий террариума СинхАбу заметил, что укус кобры он перенес
даже без легкого жжения. Повторив опасный эксперимент с гюрзой,
убедился в том, что змеиный яд ему нипочем. А вскоре стал зарабатывать
большие деньги, бродя нагишом среди кишащих в стеклянной клетке гадов.
Его по нескольку раз кусали самые опасные рептилии, а он попросту не
обращал на них внимания.

Обратили внимание на него врачи. Взяв на анализ кровь Синха, они
обнаружили, что яд кобры, распадаясь в ней, превращается в питательный
компонент. Дальнейшее изучение крови привело их в замешательство,
поскольку она не принадлежала ни к одной из существующих групп, ее
состав и свойства аналогов на земле не имеют.

...Н осталась мопоаоп

'Этот трагический случай произошел в 1914 году в
американском городе Ларами, штат Вайоминг. 24-летняя Эшли Вистел
приставила к груди пистолет и свела счеты с жизнью, выстрелив себе в
сердце.

Смерть Эшли повергла семью в шок. А отец молодой женщины, опасаясь,
скандала, вынул пистолет из ее руки и оставил тело в гостиной, заперев
дверь на долгие-долгие годы. Семья не использовала никаких средств,
чтобы остановить процесс разложения, однако в 1966 году, спустя 52
года после смерти, родственник Эшли решил покончить со страшной
семейной тайной и заявил в полицию о том, что в запертой комнате

покоятся останки ихЭшли. Детективов и врачей ждал сюрприз.

- Мы не можем дать этому объяснения, - говорит биохимик Фрэнк
Сомберта. - Обычно тела начинают разлагаться через сутки после смерти.
Но с телом Вистел этого не произошло. Эшли осталась такой, какой она
была в момент смерти. Ее кожа не кажется на ощупь ледяной и не
покрылась мертвенной бледностью.

Сейчас тело Эшли изучают специалисты. Они намерены опубликовать отчет
о результатах своих исследований.

Вспомни себя впзнрем...

Поистине неразрешимую загадку загадал медикам неграмотный албанский
крестьянин Энвер Али-хан. Получив в пьяной драке тяжелую травму
черепа, Энвер около года пролежал в полном беспамятстве, то есть
напрочь забыв, кто он, где и когда живет, не узнавая ни жены, ни
детей, ни родителей. Случай редкий, но не новый. Интереснее было
дальше, когда Энвер наконец обрел память... Но вспомнил он вовсе не
свою жизнь, а годы правления известного визиря Али-паши. Все, что он
"вспоминает", легко подтверждается событиями из истории Турции конца
XVII - начала XVIII века. Едва ли и это смутило бы специалистов, если
бы не тот факт, что Энвер Али-хан никогда не учился ни в каких учебных
заведениях и не умеет ни читать, ни писать.

Чем плачет Ханума

Ни подлинное имя, ни адрес героини средства массовой информации
Северной Африки не называют из чисто гуманных соображений и опасений
за дальнейшую судьбу девочки, назвав ее просто Ханумой.

Как теперь вспоминают родители, Ханума с рождения и до первого
знакомства с сырым луком не проронила ни слезинки: веселая и
уживчивая, она не имела

162

поводов для слез. А когда, помогая матери, впервые заплакала над
очищенной луковицей, родители буквально остолбенели: из глаз девочки
не закапали, а буквально посыпались твердые, как рисовые зерна,
слезинки* Испугавшись происков шайтана, отец с матерью поклялись
никому не говорить о приключившемся несчастье.

И молчали долгие годы. Отец же, ювелир по профессии, начал изучать
слезинки Ханумы и обнаружил, что они достаточно твердые, легко
поддаются огранке, совершенно прозрачны и дают игру и блеск, на
которые способен не каждый алмаз! И слезинки пошли в дело. Украшения,
выполненные из них, шли нарасхват. Отец хранил тайну как мог, пока
"слезинки" не попали в руки пытливого человека, определившего, что
"бриллиантин-то органического происхождения, то есть пластмасса,
полученная неведомым способом. Феномен попал в руки ученых, которые до
сих пор не могут разгадать тайну слез Ханумы. Сама она говорит, что
слезы ей не мешают, затвердевают только на ресницах, но не прилипают
ни к ним, ни к коже и совершенно не вредят зрению. А плачет девочка
только от репчатого лука.

Его убпвапп сорок раз

Кладезем для историков и загадкой для психологов стал пенсионер Сергей
Перов. Он сражался под Сталинградом, а еще под Ватерлоо, участвовал в
битве царя Леонида под Фермопилами.

Перов обратил на себя внимание ученых после того, как попал в
автокатастрофу в канун своего шестидесятилетия. Придя в себя, он начал
говорить на старофранцузском языке, чем привел в недоумение близких. А
сестра, немного понимавшая по-французски, уловила, что он упоминал имя
Наполеона и Нея, которые планировали перевооружить армию новыми
ружьями.

Его исследовали в состоянии гипноза двое специалистов. Они полагают,
что Перов должен был жить на свете не менее 703 раз. Сорок раз его
убивали в битвах, более сотни раз ранили. Рядом с фараоном Рамсесом II

163

он сражался в битве при Кадеше в 1442 году до н.э. и спас жизнь одному
из его сыновей. Бился на стороне Габсбургов против швейцарских
повстанцев в конце XIII века, а в 1793-м вошел с наполеоновскими
войсками в Каир. В состоянии гипноза Перов описывает события с
мельчайшими подробностями - так, как будто он действительно был их
участником. Но почему он был убит в сражениях сорок раз? Не
подтверждение ли это гипотезы о бессмертии души, которая со смертью
человека переселяется в другое существо?

Человек-часы

42-летнего Фрэнка Уайта недавно исследовали в научном центре
Сан-Диего, Калифорния. Это уникальный человек: у него никогда не было
часов, поскольку он и так точно знает, который час, и определяет время
с точностью до секунды. Его можно разбудить ночью, и он назовет время,
будто хронометр у него в голове.

Инженера-электрика Уайта отправили в центр, войдя в который он
ошарашил всех фразой:

- Ваши настенные часы спешат на 52 секунды! - И оказался прав.

- Это происходит само собой, без всяких усилий с моей стороны. Никогда
не носил наручных часов, но всегда приходил точно к обеду.

Возможно, этот человек даст медикам новый ключ к пониманию внутренних
временных циклов человека, говорит доктор Уильям Шектер.

Оевушка-кактус

Больше двух лет восемнадцатилетняя Нарине Н. только и делала, что
ходила по различным медучреждениям, где из ее руки удаляли бурно
произрастающие колючки. Удаляли одни - на их месте тут же вырастали
другие. Всего у нее в небольшой коробочке собралось 140 удаленных
шипов.

164

- Кто ее такую замуж возьмет? - острили посвященные в тайну знакомые.
- Не барышня, а кактус...

Совсем уже отчаявшаяся Нарине обратилась в ереванский Центр
пластической реконструктивной хирургии и микрохирургии.

- Когда мне сказали о девушке, у которой из тела растут колючки, я
вначале воспринял информацию как натуральную байку, - рассказывает
заведующий отделением центра Гарегин Баблоян. - Чтобы не было
сомнений, сделали биопсию в медицинском университете. Ответ профессора
Азнавуряна, заведующего кафедрой цитологии, эмбриологии и гистологии,
не оставлял сомнений - из тела пациентки извлечены настоящие
кактусовые шипы.

Года два назад Нарине по неосторожности укололась о кактус, и в ранку
попали споры растения. Иммунная система девушки была ослаблена, споры
прижились в ее организме, и из тела начали густо расти колючки. Когда
хирурги центра удалили весь свищ, то в вырезанном фрагменте и были
обнаружены споры, из которых произрастали шипы-мучители. Теперь
кактусовый кошмар для Нарине кончится. И родные перестали шарахаться,
чтобы ненароком не уколоться...

Напоследок корреспондент "Комсомольской правды" задал лечащему врачу
Артавазду Саакяну такой вопрос:

- Если у человека из руки может расти кактус, то можно ли допустить,
что у какого-то создания, если ему в лоб попадет, скажем, вишневая
косточка...

- Можете не продолжать, - прервал его доктор. - Что касается истории
барона Мюнхгаузена, то это всего лишь история Мюнхгаузена. Что же
касается кактусов, то мы перерыли гору специальной литературы, и
оказалось, что случай Нарине не единственный: аналогичная история
случилась в Токио. Японский турист, путешествовавший по США, укололся
о кактус, и через некоторое время у него из тела тоже начали расти
колючки.

165

Болезни - на авонх

Англичанка Лесли Куртис и ее 63-летний отец обладают удивительной
зависимостью друг от друга: где бы они ни находились, они одновременно
заболевают одной и той же болезнью.

Это началось, когда Лесли была совсем маленькой. Отец заболел
туберкулезом, и вскоре Лесли тоже начала кашлять. Врачи поставили ей
тот же диагноз. Конечно, девочка могла просто заразиться...

- Но потом мама начала замечать и другие совпадения, - рассказывает
Лесли. - Когда я падала в школе, у отца появлялся синяк на том же
месте. Если я заболевала какой-нибудь детской болезнью, у него
поднималась температура.

Эти странные психические узы сохранились и после того, как Лесли вышла
замуж и родила детей.

- У отца очень чувствительный желудок, - говорит Лесли. - Иногда мне
звонит мама и спрашивает: "Как ты себя чувствуешь?" Она знает: если у
меня болит живот, и отец начинает страдать тем же. А мигрени? Они у
нас начинаются в одно и то же время...

Врачи пока не могут объяснить подобную зависимость. Но полагают, что
это тонкая связь биополей.

"Вмаеп" насквозь

Об Алексее Федоровиче Скоковом в кругу таможенников ходили легенды. Он
был уже в солидном возрасте, но его держали на службе изо всех сил, не
как "золотой фонд", а как носителя удивительного дара, о котором
говорили: "Скоковой видит все насквозь".

Старик и впрямь, похоже, видел чемоданы, узлы, одежду пересекавших
нашу западную границу - насквозь. Выходил вместе с бригадой в зал
досмотра, но к столу не подходит, а посматривал на обступивших
"контур" граждан. Все они были возбуждены, встревожены, в общем-то
одинаково одеты - в основном офицеры и члены их семей, сверхсрочники,
реже - вольнонаемные, народ законопослушный. Таможенные

1бб

нормы бняи-строгими - вывозить не более литра спиртного, не более 30
пачек сигарет и 300 граммов кофе на человека. Кто-то пытался вывезти
больше. Вот их-то Скоковой буквально различал взглядом, подходил,
просил открыть чемодан, развязать узел или распахнул, пальто. Не было
случая, чтобы он выхватил из толпы кого-то не того, безошибочно брал
на себя только нарушителей.

А вот когда за границу поехали эмигранты, когда нарушения и
контрабанда стали чуть ли не нормой, Скоковой проявлял буквально
чудеса своего дара. Вот только один случай. Прибор показал: в ящиках -
много золота. Ящики разгрузили, прощупали - ничего! Скоковой в этот
день отдыхал. Привезли. Он только в зал вошел, на ящики глянул,
буркнул: "Гвозди в них из золота". И уехал. Проверили. Точно: ящики
сколочены золотыми гвоздями. Шесть кило надергали.

Приставали к нему: "Научи". Отвечал коротко: "Я ничего не знаю, не
вижу, а чую; под ложечкой сосать начинает, а пото^ вдруг знаю, у кого
и где. Вот и вся наука".

Хоаячпй покойник

Если у человека отсутствует пульс, значит, он скончался. Но случается,
такой человек чувствует себя неплохо и даже спорит с врачом...

Один подобный факт имел место в 70-е годы. Шла старушка по улице,
стало ей плохо, и "скорая" доставила бабушку в больницу. Сидит она в
приемном покое. Сестра пытается нащупать пульс. А пульса нет!

- Так оно и было, - подтверждает доктор Анна Виниченко, в ту пору
медицинская сестра. - Прощупала височную артерию - нет пульса. Щупаю
подключичную - тоже нет. Спрашиваю ее, как сердце. Ничего, мол, только
живот вот побаливает. Я вызываю врача, начинаем суетиться вокруг
бабули, а она и сама начала беспокоиться: "Да что вы? Все у меня
нормально, вот разве что живот".

167

А врач мне шепчет: "Дня, это какая-то зомби! Она уже полчаса, как
померла, а на живот жалуется". Побежали они за каталкой, а вернулись -
бабушки след простыл. Фактически с неработающим сердцем сидела она у
нас в приемной минут сорок, имея при этом вполне нормальное
самочувствие. Мистика? Комментирует врач А. Алексеенко: - Ничего
удивительного, что странная старушка поставила медиков в тупик. Об
этой болезни не каждый врач знает. Скорее всего, больная страдала
редкой формой атеросклероза, так называемым склерозом Ляриша. При этом
заболевании магистральные стволы кровеносной системы перекрыты
тромбами, икровоток, не имея возможности пройти по основным каналам,
движется "в обход" - по сосудам более мелким, на которых пульс,
естественно, не прощупывается. Не ведая об этом, и впрямь можно
испугаться.

Но от натурального зомби такого человека отличить просто: достаточно
приложить стетоскоп к его груди.

Австралпйскпй снпач

Возможно, именно так когда-нибудь будут называть Джимми Грегора из
австралийского города Беллерета. Ему немногим больше трех лет от роду,
но его результат в рывке штанги весом 75 килограммов тянет по меньшей
мере на Книгу рекордов Гиннесса.

Эрни Грегор, отец мальчика, сам всю жизнь занимается боксом и
культуризмом. В одной из комнат он оборудовал небольшой спортзал.

- Когда Джимми родился, он часто болел. Врачи нашли у него врожденное
заболевание дыхательных путей, и я стал заниматься с сыном лечебной
физкультурой. А когда ему исполнилось полгода, понял, что и тяжелая
атлетика не повредит. И это понравилось мальчику больше всего: в то
время как другие дети возились в песочнице, он с удовольствием ворочал
гантели и гири, перетаскивал с места на место "блины" от штанги.

168

Вскоре от хронического заболевания не осталось и следа.

Однажды папа взял его на соревнования и показал знакомым тренерам.
Джимми Грегор в присутствии взрослых дядей продемонстрировал все, на
что способен. Бывалые спортсмены глазам своим не поверили. Они все
время осматривали малыша и взвешивали на весах. И не переставали
дивиться - ведь его вес всего 27 килограммов!

Сейчас специалисты разрабатывают для суперюного атлета индивидуальную
программу тренировок. Однако опасаются, как бы излишние нагрузки не
сказались отрицательно на здоровье малыша.

Пламенное аыханпе Анаервуаа

В 1927 году все газеты США были заполнены сообщениями о том, что
президент лично занимается расследованием феномена негра Андервуда,
который своим дыханием вызывает... пожар. Однажды к доктору Л. Вудману
пришел молодой чернокожий и попросил помощи. А происходило, по словам
доктора, следующее. Андервуд брал носовой платок и, плотно прижав его
ко рту, начинал дышать через него. Через несколько секунд платок
воспламенялся и сгорал дотла. Андервуд полностью раздевался, полоскал
рог и подвергался тщательному осмотру, чтобы исключить любой подвох.
Он мог набрать сухих листьев и, подышав на них, разжечь костер.

Врачи заставляли Андервуда полоскать рот различными растворами и
надевать хирургические перчатки - результат оставался прежним. Негр
жаловался, что вынужден дышать крайне осторожно, чтобы не вызвать
пожар.

Этот случай уникален еще и потому, что Андервуд согласился на
длительное медицинское обследование, отчеты о котором помещали
"Мичиган медикэл" и другие издания. Тем не менее никто не мог дать
вразумительного объяснения феномену Андервуда.

169

Человек, ЧУВСТВУЮШНЙ вооу

Житель города Порт-Элизабет в ЮАР, служащий местного филиала фирмы
"Дженерал моторе" К. Дж. Беккер обладал способностью чувствовать воду.
Впервые публично он обнародовал свой талант в 1951 году, во время
строитрльства крупного завода в окрестностях Порт-Элизабета. Чтобы
пустить завод, требовалось большое количество воды, которой в этом
засушливом районе было весьма мало. Руководство компании решило бурить
скважину. Провели необходимые замеры, выбрали место, установили
оборудование. Именно в этот момент Беккер предупредил начальника по
комплектным поставкам завода, что буровики там ничего не найдут, разве
что немного соленой воды на глубине около 45 метров.

Когда скважину все же пробурили и слова Беккера полностью
подтвердились, начальник вспомнил о безвестном служащем и попросил его
помочь найти хоро- - шую воду. Обычно при поиске воды лозоходцы
пользу- j ются ивовым прутиком. Беккер же обошелся без него.) Он
крепко скрестил руки на груди и стал медленнее ходить взад и вперед по
обширным зеленым владения^ "Дженерал моторе". Спустя полчаса он
остановился к1 попросил сотрудников фирмы пометить это место. Bcej
увидели, что Беккер сильно вибрирует. Зубы его стуча-1 ли. "Здесь
много хорошей воды, - сказал Беккер. - То,1 что нам надо". После того
как место было помечено, он\ стал снова прохаживаться по площадке до
тех пор, пока) его снова не начало трясти. Второе место находилось Bj
пятистах метрах от первого. Его также пометили. 1

Руководство фирмы сочло все это шарлатанством и1 заставило Беккера
повторить эксперимент, но уже с завязанными глазами, и он снова указал
на те же места. После этого средства на бурение все же были выделены.
В одной скважине воды оказалось столько, что не пришлось бурить
вторую.

Сам Беккер пользовался своей способностью не впервые. Родился он в
засушливом районе, километра
х в тридцати от города. У фермеров там не было выбора -^

170

либо находить воду, либо разоряться. Дед Беккера был главным
специалистом по поискам воды. Он-то и научил внука ходить со
скрещенными на груди руками до тех пор, пока не начнется "трясучка".

Беккер говорит: "Я чувствую, что могу различать соленую воду и
пресную, держа в одной руке серебряную монету, а в другой - медную.
Если вода пресная, то рука, в которой лежит серебряная монета,
начинает сильно вибрировать, а если вода соленая, то трясется рука с
медной монетой. Почему так происходит, я не знаю". И еще: если я стою
над подземным источником, меня трясет, но если я разожму руки,
вибрация немедленно прекращается. Если я стою лицом по течению
подземной реки, вибрация также прекращается, но если я стану лицом
против течения, то меня начинает сразу же трясти. Думаю, что степень
вибрации зависит от мощности потока".

Певять часов на ане

Невероятно повезло владельцу прогулочной яхты 32- летнему Рою Левину,
его подруге, его двоюродному брату Кену, а главное-жене Кена,
25-летней Сьюзен. Все они остались живы.

Яхта мирно дрейфовала под парусом на волнах Калифорнийского залива,
когда с ясного неба внезапно налетел шквал. Суденышко опрокинулось.
Сьюзен, которая находилась в это время в каюте, вместе с судном пошла
ко дну. Случилось это недалеко от берега, но в пустынном месте, и
свидетелей не оказалось.

- Странно, что яхта затонула, не получив повреждений, - рассказывает
спасатель Билл Хатчисон. И еще одна случайность: погружаясь, она вновь
перевернулась, так что легла на дно в "нормальном" положении.

У "пловцов", оказавшихся за бортом, не было спасательных жилетов и
поясов. Но они сумели продержаться на воде два часа, пока их не
подобрал проходивший мимо катер. Его владельцы связались с береговой

171

охраной, к месту катастрофы туг же направилась группа аквалангистов.
Прошло еще несколько часов.

- Мы знали, что одна пассажирка осталась на борту, но найти ее живой
не надеяли^, - продолжает Билл. - Можно было уповать только на чудо.

Иллюминаторы были плотно задраены, дверь салона закрывалась
герметично, однако вода все равно просачивалась, вытесняя воздух.
Сьюзен из последних сил держала голову над водой - под самым потолком
еще оставалась воздушная прослойка...

- Приникнув к иллюминатору, я увидел белое как мел лицо женщины, -
вспоминает Билл. С момента катастрофы прошло без малого восемь часов!

Вызволить несчастную оказалось делом нелегким. До поверхности было 20
метров, а передать ей акваланг - значило бы пустить воду внутрь. Нужно
было что-то срочно решать. Билл поднялся наверх за кислородным
баллоном. Его коллеги знаками показали женщине, что ей надо задержать
дыхание и открыть дверь салона. Она поняла. Но получилось иначе. Дверь
открылась, но из нее выплыло бездыханное тело в нарядном платье для
коктейлей. Она все-таки набрала в легкие воды. Счет пошел на секунды.
Билл подхватил женщину и устремился к поверхности. И успел! Врач на
катере буквально вытащил Сьюзен с того света.

Игуен - ночной вопплиант

Нгуен Тхи Нга живет в небольшой вьетнамской деревушке Антхэонг уезда
Хоанан, что в провинции Биньдинь. До недавнего времени и сама деревня,
и Нгуен не отличались чем-то особенным - деревня как деревня, девушка
как девушка - училась в школе, помогала родителям, собирала с
подружками лимоны и апельсины на окрестных плантациях.

Но года три назад, когда Нгуен легла спать, ее тело начало ярко
светиться, как бы фосфоресцировать. Огромный нимб обволок голову, а от
рук, ног и туловища стали исходить золотисто-желтые лучи. Наутро

172

ли повели девушку к целителям. Те пытались проделать какие-то
манипуляции - ничего не помогло. Тогда родители повезли дочь в Сайгон
в больницу. Нгуен положили на обследование, но никаких аномалий в
здоровье обнаружено не было.

Неизвестно, как бы закончилась эта история, если бы Нгуен не осмотрел
известный в тех местах знахарь Тханг. Он спросил, причиняет ли ей
беспокойство это свечение. Она ответила, что нет, а беспокоит только
сам непонятный факт, случившийся на второй день нового года по лунному
календарю.

- Самое благоприятное время для благодати всевышнего, - успокоил ее
знахарь. - В это время Бог воздает по заслугам. А если ты еще ничего
не заслужила, значит, еще заслужишь.

К Нгуен вернулось душевное спокойствие. А свечение осталось...

Веппканша пз Краснокутска

В мире великаны встречаются редко: на 1000 человек попадаются трое -
пятеро ростом больше 190 сантиметров. Рост Лизы Лыско, жившей в
прошлом веке, намного выходит за этот предел...

Родители Лизы - жители заштатного города Краснокутска Богодуховского
уезда Харьковской губернии - были небольшого роста. В семье росло
семеро детей. Никто, кроме Лизы, ничем не отличался от сверстников. До
трех лет она росла обычным ребенком, а вот на четвертом начала расти,
что называется, не по дням, а по часам. К семи годам она по весу и
росту соперничала со взрослыми женщинами, а в 16 лет была ростом 226,2
сантиметра, а весом 128 килограммов.

Для гиганта, казалось бы, нужно больше пищи, да и остальные требования
по сравнению с обычным человеком у него другие. Но у Лизы ничего
подобного не наблюдалось. У нее был умеренный аппетит, сон и поведение
- такие же, как у обычных людей.

'Дядя, заменивший Лизе умершего отца, стал путе-

173

шествовать с ней по России и иным странам, демонстрируя ее как чудо
природы. Лиза была красива, умна и довольно развита. В странствиях она
научилась говорите по-немецки и по-английски, получила среднее
образование. В Германии ее осмотрел знаменитый профессор Рудольф
Вирхов. Он предсказал, что она должна вырасти еще на 13 вершков (57,2
см)! Дальнейшая судьба Лизы Лыско неизвестна. Оправдался ли прогноз
ученого?

Великое впсенпе

Он провисел на восьми крюках, зацепленных за кожу спины и ног, целых
87 дней - для обычной тренировки.

Йог из города Бхопала Рави Варанаси подвесил себя вполне сознательно,
прямо на глазах у изумленных горожан. А когда через три месяца перешел
из висячего положения в стоячее, то как ни в чем не бывало принялся
выполнять комплекс физических упражнений.

Во время "великого висения" Рави Варанаси находился на высоте одного
метра над землей. Для большего эффекта ученики проткнули ему иглами
кожу на руках и язык. Все это время питался йог весьма умеренно -
горстка риса и чашечка воды за день. Висел он в сооружении,
напоминающем палатку - во время дождя на деревянный остов накидывали
брезент. Рави охотно общался с публикой и находился под наблюдением
немецкого врача Хорста Гронинга.

- После висения он был в отличной физической форме, - вспоминает
доктор Гронинг. - Жаль, что науке до сих пор неизвестна методология
самовнушения, которой пользуются йоги для остановки кровотечения и
снятия боли.

1 Живой МИКРОСКОП

Во время проводившегося недавно эксперимента перед 29-летним
художником Джоди Остройтом положили кусочек мяса и листик растения.
Рядом стоял

ный электронный микроскоп. Джоди минуту-другую внимательно разглядывал
предметы невооруженным взглядом, потом взял лист бумаги и изобразил их
внутреннюю структуру. Затем исследователи могли подойти к микроскопу и
убедиться, что художник увеличил масштаб, но ничуть не исказил
сущность изображаемого.

- Это пришло ко мне не сразу, - рассказывает Джоди. - Сначала я
почему-то принялся скрупулезно рисовать фактуру различных предметов -
деревьев, мебели, животных. Потом стал замечать, что вижу гораздо
более мелкие детали, неуловимые обычным глазом. Скептики говорят, что
я пользуюсь микроскопом. Но где мне взять электронный микроскоп?!

Джоди Остройт видит мельчайшие клетки вещества, как бы фотографирует
их, а потом переносит на бумагу сверхтонкими кистями и карандашом. И
вот перед вами тонкая "фотография" селезенки кролика или цитоплазмы
эвкалипта...

- Лучше бы мой дар достался какому-нибудь ученому. Мне-то он зачем?
Пока мои картинки раскупают, но мода на них пройдет. Хоть я и вижу
глубже любого профессора, но только в буквальном смысле слова...

Волосы в жепуаке

22-летнюю Тамми Мелхауз с сильными болями в животе доставили в
госпиталь города Феникс, штат Аризона. Едва успели, еще немного-и
девушка умерла бы. А потом хирурги извлекли из пищеварительного тракта
огромный... волосяной шар.

Тамми призналась, что когда нервничает, жует волосы.

-Я даже не замечала, как это делала, просто машинально откусывала и
проглатывала. Постепенно они скапливались в желудке. Я давно уже
потеряла аппетит, а потом начались дикие боли. Рентген показал наличие
какого-то большого

образного образования. Операция по удалению клубка длилась четыре
часа, и через несколько дней Тамми выписали домой.

В оВьятьях смерча

Рене Трута выжила после того, как страшный ураган поднял ее на 240
метров в воздух и через 12 минут опустил в 18 километрах от дома.

В результате кошмарного приключения несчастная женщина потеряла одно
ухо, сломала руку, лишилась всех волос на голове и получила множество
мелких ран.

<<

стр. 4
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>