<<

стр. 8
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

ного. Они принимали сообщения в сильно искаженном виде, нале «Скайларка».
да к тому же после 9.13 вообще перестали заносить их в Гораздо более вероятным представляется неожиданный
вахтенный журнал. Только после опроса комиссии, то есть сбой техники, из-за которого субмарина на несколько мгно-
тогда, когда уже всем стало очевидно, что подводная лодка вений вышла из-под контроля. Такой дефект мог возник-
затонула, показания свидетелей о последних сообщениях с нуть только в двух случаях. Либо это грубейшая халатность
субмарины заносятся в протокол. во время девятимесячных судостроительных работ, либо —
Чтобы восстановить хронологию происшедшего, комис- очень серьезный конструкторский просчет. Контр-адмирал
сия пользуется данными океанографической атлантической Остин и его коллеги расследуют оба возможных варианта и
системы (ОАС), представляющей собой группу сонаров-из- в итоге вскрывают такую массу преступных ошибок и недо-

PB 465
четов, что ее с лихвой хватило бы, чтобы посадить на дно той стороны! Так, во время одного из тестов команда «Трэ-
целый флот. шера» с удивлением обнаружила, что перископ пошел вверх,
«Трэшер» была приписана к портсмутской верфи 15 ян- когда переключатель стоял в положении «вниз», и наоборот.
варя 1958 года, а 3 августа 1961 года лодку официально при- Когда «Трэшер» 9 апреля 1963 года покидала портсмут-
няли там на вооружение. Естественно, каждое новое судно скую гавань, командир лодки и инженеры с верфи были
должно подвергнуться ходовым испытаниям. Если учесть, уверены, что все ошибки устранены. Но кто мог бы тогда
что в данном случае речь шла об атомной подводной лод- дать полную гарантию, что в системе из десятков тысяч де-
ке — совершенно новом тогда типе боевых судов, — то ис- талей где-нибудь не найдется еще какой-нибудь неправиль-
пытания обещали быть продолжительными и очень серьез- но установленный выключатель или окажется перевернутым
ными. Так и происходило. С лета 1961 по лето 1962 года клапан? Конечно, даже при самом тщательном осмотре про-
«Трэшер» совершила несколько надводных и подводных рейдов верить положение всех деталей оказалось очень непросто.
в Атлантическом океане, а напоследок ее ожидал достаточно Но совсем не по той причине, о которой можно подумать.
жесткий тест, считающийся в ВМС стандартной процедурой: Невероятно, но у самой современной атомной подводной
проверка на «профпригодность». В соответствии с правила- лодки не было даже того, что есть у обычного пылесоса:
ми проверки «Трэшер» ушла под воду у берегов Флориды, а подробной инструкции!
несколько других боевых кораблей забросали место погру- На каждом корабле ВМФ США имеется информацион-
жения глубинными бомбами. Цель такого сурового испыта- ная книга о судне (ИКС), где описано использование сис-
ния, весь процесс которого рассчитан с математической точ- тем, указаны все значимые данные, а самое главное — отра-
ностью, — ни в коем случае не потопить лодку, но основа- жены особенности конструкции. Своего рода инструкция
тельно ее встряхнуть. Это один из видов так называемого по эксплуатации. Была такая книга и у «Трэшера», но ру-
«тренировочного состязания боевых машин высоких техно- ководство портсмутской верфи передало ИКС одной граж-
логий». данской фирме, работавшей по подряду. А для себя взяло и
Выдержав все испытания и экстремальные нагрузки, лодка скопировало ИКС более старой модели атомной подводной
вернулась 11 июля 1962 года в гавань военно-морской вер- лодки. Модели с совершенно иными особенностями конст-
фи Портсмута. Теперь за нее взялись техники. В их задачу рукции...
входило обследовать сложнейший подводный аппарат на пред- При ВМФ США постоянно действует комитет по техни-
мет выявления и устранения всех его слабых мест. ческой приемке судов. Эта же организация утверждает и ИКС.
Работы, рассчитанные на полгода, начались 16 июля. Так вот, в силу некоторых причин предложенную к рассмот-
В действительности они затянулись на девять месяцев, по- рению ИКС «Трэшера» комитет не принял, а назначил вре-
скольку открывались все новые дефекты: низкое качество менную комиссию, которая сопровождала «Трэшер» во вре-
герметизаторов, соединительных деталей и клапанов систем мя испытаний 1961—62 годов и инспектировала субмарину
трубопроводов, поврежденная во время проверки «профпри- на верфи. Когда подводная лодка 9 апреля 1963 года отправ-
годности» электроизоляция и тому подобное. Все это можно лялась в свое последнее плавание, на ее борту не оказалось
было устранить, если бы... Если бы на верфи проявили доб- никакой постоянной документации. Что это — оплошность?
росовестность. Техники попросту схалтурили. Причем их Или что-то другое?
«халтура» зашла настолько далеко, что важные элементы кон- В конце концов комиссия контр-адмирала Остина дела-
струкции сплошь и рядом оказались установленными не с ет вывод, что сборка в Портсмуте двух жизненно важных

PB 467
систем «Трэшера» произведена не в полном соответствии с ка не только при нормальных условиях, но и в случае край-
установленными техническими нормами и требованиями. ней необходимости начинает подъем с большой глубины толь-
Сжатый воздух и вода в лодке подводились по длинным ко с помощью горизонтальных рулей. Накачка воздуха в
трубопроводам, которые всегда должны быть идеально чис- балластные цистерны производится только тогда, когда лод-
тыми, поскольку даже мельчайшая грязь может заблокиро- ка окажется близко к поверхности.
вать очень чувствительные клапаны. Но на военно-мор- Максимальная величина давления сжатого воздуха для
ской верфи не было ни одного помещения, где соблюдался подводных лодок была определена в ВМС США еще за не-
бы режим пыленепропускания. Хотя и не очень вероятно, сколько лет до трагической гибели «Трэшера». Она являлась
но вполне возможно, что даже один небольшой металли- стандартным значением для определенной глубины. «Трэ-
ческий осколок, волокно тряпки или крохи грязи могли шер» должна была погрузиться гораздо глубже, чем все ее
сгубить 85-метровую атомную подводную лодку, отправив предшественники, но никто в целом флоте не подумал о
ее на дно океана. том, чтобы соответственно повысить давление воздуха и пе-
реоборудовать трубопроводную систему! Таким образом, на-
дежность «Трэшера» оказалась ниже, чем надежность более
Слабость конструкции?
ранних моделей, а ее самым слабым местом стала система
Все эти халатности во время техобслуживания относи- сжатого воздуха, не сработавшая как нужно на максималь-
тельно безобидны по сравнению со слабыми местами самой ной тестовой глубине.
конструкции. Считалось, что инструменты и электрические Вообще в системе имелись и другие недоработки. В кор-
соединения «Трэшера» были хорошо защищены от воды. Но пусе лодки циркулировали два круга сжатого воздуха. Оба
никто не оговаривал, что это лишь в том случае, если вода были связаны подобно сообщающимся сосудам. Если в од-
будет капать сверху. На самом же деле она может проник- ном — ну, скажем, из-за разгерметизации — падало давле-
нуть в субмарину со всех сторон. На глубине 300 метров ние, то же самое происходило и в другом. Похоже, экипажу
вода, находясь под мощным давлением, с силой снаряда про- «Трэшера» так и не удалось вовремя определить неисправ-
рвется сквозь мельчайшую пробоину и разрушит все, что ный трубопровод. Весьма вероятно, что вовремя не были
специально не защищено. Дырка от толстого гвоздя позво- закрыты клапаны. А может быть, не удалась коррекция, по-
лит воде в течение пяти секунд затопить пространство в скольку сжатый воздух не успел нагреться.
корпусе лодки размером с жилую комнату. Комиссия после скрупулезного анализа полагает, что к
Даже из-за меньшей пробоины, через которую вода, ка- засору проводки или блокировке клапанов мог привести на-
жется, только сочится, чувствительная электроника субма- копившийся лед, сконцентрировавшийся прежде всего на
рины может вдруг выйти из строя. К тому же многие нуж- самих клапанах, а потом уже на сужениях и сгибах труб.
ные инструменты хранились на лодке хотя и в двойном эк- Но это еще цветочки. Подчиненные Остина делают вы-
земпляре, но недалеко друг от друга. Случись что, команда в вод, что в самой конструкции любой атомной подводной
один миг лишалась как основного инструмента, так и дубли- лодки уже заложена ошибка, из-за чего, собственно, каждый
катов. выход на максимальную глубину может оказаться смертель-
На основании сообщения командира Харвея («Пробую но опасным. Обычные подводные лодки, приводимые в дей-
продуть») комиссия делает вывод, что сжатого воздуха на ствие дизельными и электрическими двигателями, также снаб-
«Трэшере» оказалось недостаточно. Атомная подводная лод- жены сложной системой трубопроводов, величина давления

PB 469
в которых ничуть не меньше, чем за бортом. Если трубы июля по ноябрь 1962 года было заменено в общей сложно-
дадут течь и пробоина не будет тотчас заделана, лодка быст- сти 13,8% паевых соединений. В том же году другие атом-
ро пойдет ко дну, как и при пробоине в корпусе. Бортовой ные подводные лодки, «Скалпин» и «Скипджек», непосред-
реактор на атомных лодках так или иначе связан с системой ственные предшественники «Трэшера», были испытаны бо-
трубопроводов. Во-первых, он охлаждается, как обычная АЭС. лее основательно. Проверили более 300 мест пайки. В итоге
Вместо речной в подводную лодку накачивается морская вода, на обеих лодках более 22% соединений признали ненадеж-
после чего она охлаждает реактор и выкачивается обратно в ными, что оказалось почти на 10% выше, чем у «Трэшера»!
океан. Во-вторых, реактор, в свою очередь, косвенно воз- Несмотря на это спустя два года после тестов «Скипджека»
действует на трубопроводы — морская вода опресняется и также построенного в Портсмуте, в технике пайки и прове-
расщепляется на водород и кислород. Ядерному реактору до- дении самих тестов ничего не изменилось. Неужели никто
статочно заполненной ураном активной зоны, чтобы он мог во время работ над «Трэшером» не задумался над такими
месяцами бесперебойно работать под водой. Другое дело че- вопросами? Ведь очевидно, что если трубопроводная систе-
ловек. Экипажу жизненно необходимы пресная вода и кис- ма на большой глубине даст течь — хотя бы в месте пая, —
лород. для атомной подводной лодки это конец. Гигантские пото-
В любой системе трубопроводов имеются многочислен- ки воды не только хлынут внутрь субмарины, они еще вы-
ные сгибы и стыки. Обычно эти места тщательно сварива- зовут автоматическое выключение реактора, которое проис-
ются. Если сварка выполнена по всем правилам, то соедине- ходит при любом дефекте трубного соединения во избежа-
ния служат очень долго. Кстати, их надежность тогда прове- ние перегрева и плавки ядра. Все это значит, что в тот
ряли с помощью рентгеновского излучения. самый момент, когда лодке нужна вся ее энергетическая
И тут комиссия Остина раскапывает новую сенсацию. мощь для выкачки воды, закрытия водонепроницаемых пе-
Трубопроводы «Трэшера» на стыках были не сварены, а за- реборок и управления горизонтальными рулями, подача
паяны, по причине их труднодоступности. Разумеется, места энергии вдруг прекратится — смертельная мышеловка зах-
пайки не могут выдержать той нагрузки, что максимально лопнется.
допустима для соединений сварки.
Вообще проблемы с трубопроводами американских под- Версия компьютера
водных лодок возникали и раньше. Самый надежный способ
20 июня 1963 года комиссия по расследованию выдает на
испытать место пайки — протестировать его ультразвуком.
суд общественности краткий отчет о проделанной работе. Он
Хотя этот метод в 1960—61 годах, во время постройки «Трэ-
выглядит весьма общим, поскольку большинство данных
шера», еще не получил широкого распространения, весной
считаются секретными. Естественно, никто точно так и не
1962 года, когда лодка в рамках ходовых испытаний пять
узнал, что же произошло на борту «Трэшера», но на основа-
недель стояла на верфи в Гротоне, штат Коннектикут, уль-
нии вскрытых просчетов комиссии удалось выявить возмож-
тразвуковое исследование все же было проведено.
ные последствия и загрузить полученные исходные данные
Тогда обследовали 115 мест паек — и восемь из них, то
для анализа в ЭВМ.
есть 6,96%, оказались ненадежными. Два соединения были
За наиболее вероятную версию катастрофы компьютер
перепаяны. Состояние остальных руководство не сочло кри-
принял следующую: утром 10 апреля «Трэшер» находился
тическим. После проверки на «профпригодность» техники
на максимальной тестовой глубине, то есть на глубине не
в Портсмуте снова обследовали «Трэшер» ультразвуком. С

PB 471
менее 330 м. Лодка шла со скоростью 15 км/ч и вскоре сме- Любое из них может оказаться корпусом «Трэшера», если,
нила курс. В 9.09 в корпусе субмарины или в трубопровод- конечно, тот не был раздавлен чудовищным давлением. Од-
ной системе появилась пробоина примерно с ноготь вели- нако все это лишь предположения, ибо поисковым судам
чиной. В ту же минуту резко упала мощность насоса, по- даже местоположение друг друга удается определить едва ли
ставляющего холодную воду для реактора. Командир Хар- с точностью до 250 м.
вей приказал «продуть» цистерны и подниматься на повер- Вскоре на глубину спускают автоматические фотокаме-
хность. В 9.11 «продувка» внезапно прервалась, вероятно ры, способные снять морское дно с высоты примерно деся-
из-за короткого замыкания в электрической цепи, после ти метров. Но все это съемки вслепую, поскольку фотока-
чего появились сбои в системе сжатого воздуха, вызванные меры не управляются с кораблей. Потрачена уйма пленки и
возможным оледенением. В 9.12 отключился реактор — ко- времени на проявку, но почти на всех фото видно только
роткое замыкание. Электрическому двигателю, который в илистое дно.
аварийных случаях замещает реактор, требуется на «разгон» Лишь на одном снимке можно различить какие-то об-
от 10 до 50 секунд. Естественно, в этот период неизбежно ломки, похожие на части металлических перил, обрывки ма-
падает скорость судна, что и случилось с «Трэшером». В терии и бумаг, а также баллон со сжатым воздухом, зарыв-
9.13 с лодки пришло последнее сообщение. Одновременно шийся в илистое дно. Специалисты, участвующие в поис-
была проведена вторая попытка накачать цистерны сжатым ках, полагают, что тяжелый баллон мог выпасть из разло-
воздухом, шум которого слышен снова 30 секунд спустя. В мившегося «Трэшера» и пропахать по дну почти два кило-
этот момент отказали практически все жизненно важные метра. С помощью специального автоматического робота уда-
системы «Трэшера». ется собрать с поверхности океана несколько пакетов с уп-
Компьютер заключает: «Гибель в 9.18». лотнительными резиновыми кольцами, по размерам и типу
Комиссия предлагает еще две версии, отличающиеся не- точно совпадающими с теми, что использовались на «Трэ-
сколькими деталями и кажущиеся менее вероятными, но все шере». Правда, и на других судах тоже.
же возможными. Однако в одном версии сходятся: между Наибольшую ясность, если только подобное выражение
повторной попыткой «продува» и катастрофой прошло 4 ми- применимо к столь запутанному делу, в конце концов, вно-
нуты. Что же происходило с «Трэшером» в эти последние сит «Триест», маленький исследовательский батискаф. Тот
минуты? Никто не знает. Что бы там ни было, но именно в самый, на котором в январе 1960 года Ж. Пиккар и Д. Уолш
этот промежуток времени всем на борту субмарины стало достигли дна Марианской впадины в Тихом океане на глу-
ясно — спастись никому не суждено. бине 10 912 м. Этот батискаф — единственное подводное сред-
ство, имеющееся в распоряжении флота, способное добрать-
ся до предполагаемой могилы субмарины. Правда, скорость
Где же ядерный реактор?
его всего 1,8 км/ч, да и под водой он может находиться не
Корпус «Трэшера» не найден. ВМС, хотя и разворачива- более 6 часов. Почти половина этого времени уходит на по-
ют беспримерные по масштабам поиски, не обладают той гружение и всплытие.
техникой, с помощью которой можно было бы вести удач- Над холмистым морским дном «Триест» сможет двигать-
ные розыски в океанских глубинах. Военные, обследовав с ся не быстрее пешехода, а поисковые прожекторы — един-
помощью сонаров рельеф морского дна в районе катастро- ственный источник света на такой глубине, куда не способен
фы, обнаруживают около десятка странных возвышений. проникнуть ни один солнечный луч.

PB 473
Сразу после катастрофы «Трэшера» батискаф на специ- На этот раз «Триест» оборудован «хватающей рукой».
альном судне переправляют из Тихого океана через Панамс- С ее помощью удается подцепить расплющенную медную
кий канал в воды Атлантики и доставляют к месту трагедии. трубу длиной 1,5 м. На этой трубе тоже стоит цифра «593».
Два первых погружения не дают никаких результатов. Итак, можно констатировать факт, что погибшая лодка —
И вот, 27 июня 1963 года Дональд Л. Кич и Кеннет точнее то, что от нее осталось, — найдена.
В. Маккензи в третий раз на океанском дне. Проходят три 6 сентября 1963 года поиски прекращаются. Правда,
часа, и они опасаются, что и это погружение закончится год спустя тот же самый «Триест», только усовершен-
ничем. Начинают садиться батареи, свет поискового про- ствованный, снова осматривает найденные груды разва-
жектора становится все слабее. Кич сообщает по радио на лин. На новых фотографиях можно распознать один из
корабль, находящийся наверху, что пора подниматься. Но горизонтальных рулей, когда-то находившийся на корме
прежде чем придет ответ, он заметит четкое желтое пятно «Трэшера».
на морском дне. Примерно в это же время усиливается контроль за каче-
Маккензи тотчас проверяет показания манометра и счет- ством судов на военно-морских верфях. Флот начинает реа-
чика Гейгера, а Кич передает наверх, что теперь хочет ос- лизацию перспективной программы по техническому осна-
таться еще минут на пятнадцать. Затем он осторожно подво- щению спасательных групп, действующих на больших глу-
дит «Триест» поближе и неожиданно находит резиновый бот. бинах.
Такую обувь на атомных подводных лодках обычно носят в А несуществующий «Трэшер» остается опасным и се-
реакторной. годня. Ее атомный реактор все еще покоится где-то на дне
Батискаф медленно движется вперед. Но у него, к сожа- океана — батискаф «Триест» не нашел от него и следа.
лению, нет необходимого оснащения, с помощью которого Еще 11 апреля 1963 года ВМС США замерили радиоак-
можно было бы передвигать предметы по дну или подни- тивность океанской воды. Показатели не превышали нор-
мать их на поверхность. Единственное, что может сделать мы. Высшие американские офицеры поспешили уверить,
Маккензи, это сфотографировать объект. Бот лежит на дне, что реактор не опасен. Морские глубины, дескать, охлаж-
сложенный пополам, при этом можно разобрать лишь часть дают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона
надписи на подошве. Но и так понятно, что это номер ограничена экстремально прочным и нержавеющим кон-
«Трэшера» — «SSN-593». Позже Кич и его коллеги обнару- тейнером.
жат рассеянные по дну части — несколько больших кусков Возможно. И все же военные периодически обследует
стали. И все. Ни людских тел, ни корпуса лодки или хотя воды в радиусе 350 км от Бостона на предмет радиоактив-
бы того, что его напоминает. ности. В последний раз они проделывали это в 1983 и
28 августа 1963 года «Триест» все же натыкается на клад- 1986 годах, то есть более десяти лет назад. Никакого по-
бище обломков. Изогнутые металлические и пластмассовые вышения уровня радиации тогда замечено не было. Но
части разной величины несут в себе угрозу для батискафа. кто может прогнозировать будущее и гарантировать, что
Кич должен быть предельно внимателен, чтобы ни за что не так будет вечно? В потенциале «Трэшер» продолжает угро-
зацепиться и не повредить подводный аппарат. Рыбы и дру- жать — только не так, как предполагали когда-то ее конст-
гие жители глубин уже нашли в обломках пристанище, а рукторы.
красные пятна, бросающиеся в глаза, указывают на то, что Кроме нескольких обломков до сих пор ничего не найде-
многое покрыто ржавчиной. но. Где же останки 129 человек? О том страшном путеше-

PB 475
СОДЕРЖАНИЕ
ствии в ад могут рассказать только снимки морского дна. На
одной из фотографий — раскрытая книга, заголовок которой
невозможно прочесть. Что это — роман из бортовой библио-
теки? Дневник члена экипажа? Или ИКС, та самая времен-
ная инструкция по эксплуатации, содержащая непоправи-
мые ошибки?
Похоже, эту тайну Нептун не выдаст никогда.

По материалам журнала «GEO» подготовил
Михаил Курушин.


Предисловие .................................... 5

Сотворивший Цусиму
(Штрихи к портрету адмирала Того) .............. 7
Корабль с русским характером
(Удивительная одиссея «Рязани») ................ 60
Прямое попадание... мимо цели
(Гибель «Лузитании») ......................... 66
Неразгаданный взрыв
(Гибель линкора «Императрица Мария») .......... 73
Трагедия у мыса Сарыч
(Гибель парохода «Ленин») ..................... 95
Гибель теплохода «Сванетия» .................... 104
Гибель теплохода «Армения» ..................... 115
Ладожская трагедия ............................ 124
Гибель «Лаконии» ............................. 198
Происшествие на Карском море
(Гибель транспорта «Марина Раскова») ........... 220
Преданный забвению
(Триумф и драма подводника Грищенко) ......... 226
Враг Гитлера №1
(Подвиг жизни Александра Маринеско) .......... 245
Боги грома ................................... 287
Документальное повествование ................... 287

477
Последняя жертва В 63 Военные катастрофы на море. (Сост. Н.Н. Непом-
(Гибель линкора «Ямато») ..................... нящий—М.: Вече, 2001. — 480 с. (Военные тайны
424
Реквием по линкору «Новороссийск» XX века)
(Попытка независимого расследования) .......... 428
Из бездны взывая... ........................... 440 ISBN 5-7838-0832-6
«Трэшер» спускается в ад ....................... 452
Книга построена на анализе малоизвестных фактов
из истории морских катастроф русско-японской войны,
Первой и Второй мировых войн, а также морских катаст-
роф нашего времени: это гибель теплоходов «Ленин»,
«Сванетия», «Армения», линкоров «Ямато» и «Новорос-
сийск», американской подводной лодки «Трэшер»...



ВОЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ НА МОРЕ

Генеральный директор Л.Л. Палько
Ответственный за выпуск В.П. Еленский
Главный редактор С.Н. Дмитриев
Редактор В.П. Максимов
Корректор Т.Л. Легостаева
Разработка и подготовка к печати
художественного оформления —
«Вече-графика» О.Г. Фирсов
Компьютерная верстка Е.А. Бессонова


ЛР № 064614 от 03.06.96
Издательство «Вече», 129348 Москва, ул. Красной сосны, 24.
Наши электронные адреса:
WWW.VECHE.RU
E-mail: veche@mail.sitek.net

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции
ОК-00-93, том 2; 953000 — книги, брошюры
Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952.П.01757.Т.98
от 07.09.98

Подписано в печать 06.12.2000. Формат 84 ?108 1?32.
Гарнитура «Ньютон». Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ.л. 15.
Тираж 10 000 экз. Заказ .

<<

стр. 8
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ