<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

всеобщего и единичного, о возможности выражения первого посредством второго.
Отвечая на этот вопрос, христианство жертвует родом ради индивида: Христос
становится индивидом, тождественным роду, он сосредоточивает в себе всю
божественность, являясь в то же время чувственным существом. Это был акцент,
сделанный Лютером, значение которого в преодолении разрыва между Богом самим
по себе и Богом для нас. Бог сам по себе - ничто, Бог предполагает человека. Лютер,
по оценке Фейербаха, не создал чего-то такого, чего не было в старой вере, он
сделал неявное, невыраженное в ней явным, показал, что «ключ к таинствам веры
находится в нас».
Переведя Бога в «антропологическую сущность», Лютер обосновал
несомненность любви. Действительная любовь, по Фейербаху, плодотворна, в ней
нет разлада между душой и телом. Через свойство доброты, любви проявляется
важнейшая функция Бога - отцовство. Важность идеи отца в том, что в ней
выражена абсолютность любви, осознанной и сознательно хранимой в одних
надежных руках. Отец - гарант любви, его любовь обеспечивает единство рода.
Идея отца имеет и генетический аспект, он - родо-начальник (начинатель).
Обосновав совпадение божества и рода, Фейербах восстановил последний в правах.
Род есть тот универсум, в котором преодолевается индивидуальная ограниченность
внешней жизни человека, полнота существования обеспечивается без участия
нечеловеческой сущности. Задача Фейербаха состояла в том, чтобы предъявить
аргументы в пользу жизненности, реальности, единства рода, показать, что
представление о Боге возмещает человеку его нужду в роде, но и означает

33
неспособность осознания рода как единственной земной альтернативы Богу. Но
неосознаваемый род присутствует в каждом, жизненный путь индивида - путь
реализации родового в нем. Род как многообразие индивидов — лишь внешнее
выражение родового как имманентного человеческого, богатства человеческой
природы. Онтологическим доказательством бытия рода в генетическом смысле
является любовь, она же обеспечивает и сущностное единства рода.
Непосредственным чувственным свидетельством реальности рода выступает всякая
связь Я и Ты восполняющая индивида до полноценного человеческого существа.
Определив любовь как таковую универсальным законом, Фейербах показал,
что христианский вариант выражения этого закона — один из возможных в
удовлетворении естественного стремления людей к единству, отличающийся
частным характером. Универсальность любви предстала здесь выраженной
конкретно-определенным образом: Христос заслонил собой любовь как таковую.
Основной вывод Фейербаха сводился к тому, что христианство не могло стать
адекватным ответом на объективную тенденцию человечества к единству: в нем
случайный характер связи человека с человеком не был устранен, эта связь не
предстала как необходимая. Человечество еще не было готово к тому, чтобы в
самом себе, в ближайшем увидеть непосредственную основу единства, найти меру,
смысл, истину собственной жизни. Для того чтобы никто собой не заслонял любви в
ее универсальности и всеобщности, не объявлял себя «единственным», особым,
люди должны прийти к сознанию любви как таковой, как рода, который никем не
может быть монополизирован, на фоне которого каждый равен другому как человек
человеку.
В четвертой главе «Концепция человеческой истории» философия
истории Фейербаха представлена как резюме, закономерное следствие основных
положений антропологической философии. Показана непосредственная связь
философии будущего с существом будущей эпохи в истории человечества. Наличие
этой связи, согласно Фейербаху, необходимо при обосновании практической
значимости философии для жизни людей на индивидуальном и родовом уровнях,
создает возможность апологии философии как антропологии. В философско-
исторической концепции Фейербаха вновь реализуется его отношение к философии
как жизненному делу.
Основание философско-исторической концепции Фейербаха составляет
представление о любви - универсальном законе человеческой жизни и присущем
человеку по его природе стремлении к полноте бытия. История, согласно
Фейербаху, продолжается только до тех пор, пока не обеспечено единство индивида
и рода. Если единство обретено, то история прекращается, проблема смысла уже не
стоит. Примером этого было непосредственное единство рода и индивида в Христе.
Будущее человечества Фейербах связывал с осознанием любви как универсального
закона, что положит конец историческим метаниям человечества в поисках основы
единства. Человечество войдет в новую эру своего существования: преодолев
всякий сепаратизм и сектантство (национальное, политическое, религиозное и др.) и
сохранив при этом все богатство проявлений человеческих индивидуальностей, оно
впервые станет человечеством. С этого момента его задача - культивирование
универсального закона, организация всего строя жизни на его основе. В этом

34
смысле Фейербах писал о «религии любви» (религия предполагает культ). Она
придет на смену истории, но в отличие от всякой другой будет единственно вечной,
так как неустранимо ее основание.
Критическое отношение Фейербаха к традиционной религии было связано с
тем, что она сосредоточивает внимание своих сторонников на личности Бога, но не
на том, что он своей личностью представляет, не на принципе, который он
воплощает. Собственная позиция Фейербаха предполагает, что открытие закона
рода связано с наличием законодателя, человека, который движим не только
эгоистическим интересом, сумевшего в индивидуальном усилии обнаружить
универсальное основание жизни людей. Его миссия - указание не на себя, но на
закон действительного единства человечества. Это должен быть Христос, не
претендующий на славу Христа. В необходимой связи законодателя (лица) и закона
(принципа) приоритет должен принадлежать последнему. Таким образом Фейербах
отказывался не от «единящего центра» при обосновании реального единства
человечества (как характеризовал его позицию С.Н.Булгаков), а от акцента на нем
самом по себе.
В диссертации обосновывается положение о том, что, полагая себя способным
и обязанным указать на абсолютный закон единства человечества, который когда-
нибудь непременно станет общепризнанным, Фейербах заботился не о личной
славе. Он обозначил роль философа и философии в историческом движении
человечества, связав воедино собственное жизнестроительство, сущность и цели
реформы философии и новой исторической эпохи. Поэтому задача новой
философии - растворение в жизни, ее триумф в том, чтобы вопплотиться в плоть и
кровь, упразднить себя в своей особости. Ее познавательный принцип — мыслящий
человек, существующий и знающий себя как действительное цельное существо.
Фейербах понимал, что для его современников «простые истины» его философии,
истины любви как ближайшего пути от человека к человеку заслонены
отношениями иного плана, что мыслить, говорить, действовать по-человечески
смогут только грядущие поколения, ибо все новое утверждается только с новыми
людьми.
В соответствии с основными положениями антропологической философии
философско-историческая концепция Фейербаха построена на признании
приоритетного значения настоящего, которое может быть понято не по меркам
прошлого, а только из себя самого и является постоянной актуальностью, в которой
осуществляется, творится история. Характеристики прошлого и настоящего связаны
с понятиями «новое» и «старое». Вечная новизна жизни обеспечивается новыми
лицами, приносящими новые формы и принципы. Обновление, стремление к
совершенствованию, преодолению границ соответствует человеческой природе и
осуществляется на индивидуальном и общечеловеческом уровнях. Этому
противостоит обратная тенденция - стремление к самосохранению, превращению
границ в окончательные, единственно возможные формы. Преодолеть эту
тенденцию могут новые поколения: новые эпохи открываются новыми людьми, в
действиях которых обязателен момент нигилизма по отношению к старому.
Важнейший аспект философско-исторической концепции Фейербаха -
обоснование единства истории. Осознание Фейербахом любви как таковой, вне ее

35
связи с конкретными предметными формами позволило ему сделать акцент не
столько на отдельных этапах исторического движения человечества, сколько на
исторической константе, воспроизводящейся в каждую историческую эпоху.
Содержанием эпохи становится то, что захватывает сердце и разум, направляет
волю, определяет цель и смысл существования. Любая эпоха есть своеобразный
цикл, в котором конкретным образом реализуется стремление людей к полноте
бытия. Найденная для реализации этой цели форма приобретает особое значение,
обожествляется и культивируется, отношение к ней становится религиозным.
Периоды человечества отличаются переменами в религии, поскольку в каждый из
них изменяется предмет религиозного отношения.
Тенденции, «любовные привязанности», присущие человечеству в различные
периоды его существования, осознаются в религии и философии в качестве особых
принципов, организующих опыт людей начал. Каждая тенденция — репрезентант
определенного времени. В самом общем смысле тенденции могут быть связаны
либо со сверхчувственным, либо с непосредственно чувственным бытием,
становящимся вместилищем универсального. Исторический путь человечества
представлялся Фейербаху движением, в котором первая тенденция постепенно
утрачивает силу, вторая — укрепляется. Прослеживая через историю религии и
философии изменение этих тенденций, Фейербах констатировал постепенное
возрастание интереса человека к самому себе. Это рассмотрено им на примере
смены язычества христианством, политеизма - монотеизмом. Исторический путь
человечества - путь к осознанию рода как такового, любви как родообразующего
начала, путь человека к человеку в себе, к Ты, к межчеловеческим, ничем не
заслоненным отношениям. В этом смысле история есть процесс очеловечивания
человечества. Как на смену теизму пришел пантеизм, так и он в сою очередь
уступит место антропотеизму. Философией будущего станет антропология. Ее
утверждение будет не только внутрифилософским событием, она будет задавать
меру реального существования человечества и отдельного человека.
В диссертации делается заключение, что.в учении Фейербаха создано самое
необходимое — ядро философ ско-историчес кой концепции, свой концепт, благодаря
которому возможно осмысливать историю человечества в различных аспектах.
Таким концептом является любовь: любить = существовать, совершенствоваться,
быть способным к познанию, любить = быть человеком. Будучи философом,
Фейербах в вопросах о путях преобразования человеческой жизни отдавал
первенство не радикальным способам переустройства, а организации внутреннего
жизненного мира человека. Опыт XX века демонстрирует необходимость сочетания
социально-политических и антропологических преобразований.
В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы
дальнейшей работы и формулируются основные результаты, определяющие
научную новизну и выносимые на защиту:

1. Переосмыслена сущность антропологического принципа на основе
достижений современной философии. Антропологический принцип истолкован с
позиций «антропологической онтологии». При этом главное внимание уделено
изначально-бытийному измерению человека, его «бытийной конституции» как

36
истоку, позволяющему в дальнейшем вести речь о человеке с позиций его «бытия -
сущим».
2. Показано опосредующее движение между уникальным и универсальным в
бытии человека, которое предстает как жизненный путь индивидуального
философски мыслящего человека. Жизненный путь - процесс раздвоения единого,
различения указанных моментов бытия индивидуального человека. Этот процесс
достигает пика в кульминационных точках жизненного пути - событиях,
определяющих выбор предельно универсального принципа, конституирующего
судьбу человека.
3. Подчеркнуто, что любая эпоха в истории человечества связана с
выдвижением философски мыслящими индивидами принципиальных положений,
становящихся регулятивами конкретно-исторической жизни людей. Обосновано,
что поскольку предельно-универсальное (принципиальное) в человеческой истории
является предметом философии истории, постольку в сферу ее предмета
необходимо должно войти и уникальное, жизненный путь человека, в котором
вызревал принцип новой исторической эпохи. Поэтому антропологический принцип
предполагает обращение к своеобразию биографии мыслящего человека
(философа), к фиксации переломного кульминационного события его жизни,
радикально обновляющего ее, и, в конечном счете, историческую эпоху. Именно в
кульминационном событии своей жизни человек-принцип становится местом
(«голосом») этого обновления.
4. Логика взаимодействия полюсов антропологического принципа, ее
значимость для понимания менталитета исторической эпохи в целом биографически
подтверждена на материале жизненного пути ряда выдающихся мыслителей
(Августина, Р.Декарта, Б.Паскаля, Ф.Ницше). Саморефлексия их жизненного пути
убедительно демонстрирует процесс вызревания кульминационного события, его
непосредственной спонтанной вспышки, языковой (мыслительной) фиксации
открывшейся истины, переосмысления внутренних онтологических,
аксиологических, гносеологических приоритетов на новом основании,
развертывание принципиально обновленного миропонимания в универсально
значимую (общезначимую) концепцию, учение, систему.
5. Жизненный путь Л.Фейербаха представлен в качестве примера единства
уникального и универсального, которое было обеспечено неустанной работой его
философской мысли, твердо стоявшей на почве действительности. Он был первым,
кто сознательно заявил об антропологическом характере своей философии, считая
это одновременно единственно возможным для себя, необходимым для будущего
философии и судьбоносным для существования человечества. Серьезное отношение
Фейербаха к собственной эволюции - движению от теолога и абстрактного
философа к человеку - было результатом его особого понимания философии как
жизни. Превращение философа в человека для Фейербаха было обязательным
условием, позволяющим предложить человечеству новый принцип организации его
жизни, решения его проблем, говоря о них человеческим языком, содействуя
человеческому счастью. Именно это стремление к человеку в самом себе
определило содержание его реформаторских идей в философии.


37
6. Актуализировано предельно значимое для современности убеждение
Фейербаха в том, что любовь не только теоретический принцип новой философии,
но и основной закон практической жизни человека, инвариант человеческой жизни,
постоянное в череде сменяющихся предметов любви. Признание любви в качестве
универсального человеческого отношения к миру означает, что культивирование
любви есть культивирование собственно человеческого.
7. Выявлено, что основанием построения философско-исторической
концепции Фейербаха является любовь как инвариант человеческой жизни на
индивидуальном и родовом уровнях. Согласно Фейербаху, исторические метания
человечества в поисках единства будут закончены, когда оно осознает любовь как
таковую, в качестве универсального закона. Момент предельного фокусирования
любви в предельной мысли является основанием преодоления человечеством
всякого сепаратизма и сектантства (национального, политического, религиозного,
экономического и т.д.). Задача - культивирование этого универсального закона,
организация всего строя жизни на его основе (религия любви). История
продолжается до тех пор, пока единство индивида и рода не найдено, история
завершается, когда проблема ее смысла решена.
8. Обосновано наличие родства антропологического принципа Л.Фейербаха
смыслу современного философствования в онтологическом, аксиологическом,
философско-историческом аспектах. В частности, то, что в настоящее время
предстает в философии как взаимодействие онтологического и оптического, бытия и
сущего, универсалий и концепта представлено Фейербахом в идее о связи закона
единства рода и законо-да/иеля (человек-принцип), который не должен заслонять
собой этот закон. Фейербах понимал себя как философа, обнаружившего
абсолютный закон единства человечества, который когда-нибудь станет
признанным императивом.

Основные положения диссертационного исследования отражены в
следующих публикациях:

1. Антропологический принцип в философии истории (от современности к
истокам): Монография / ЧГАКИ. - Челябинск, 2001 -11,3 п.л.
2. Социальное становление индивидуального человека (к философскому
обоснованию концептуальной модели лицея). - Челябинск: РЦПИ, 1991. - 10,
5 / 6,5 п.л. - в соавторстве с А.Б.Невелевьш.
3. «Диалектическая антропология», содержание и социальный смысл //
Историко-философские исследования: кризис современного буржуазного
человековедения. Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1983. -
0,5/0,3 п.л. - в соавторстве с А.В.Гайдой.
4. Человек как объект и субъект культуры в культурной антропологии
М.Ландмана // XXYII съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-
ленинской философии. IY Всесоюзные философские чтения молодых ученых
(4-8 мая 1984 г.) Философия, политика, культура (Тезисы к конференции.
Вып. YIII. Москва, 1984. - 0,2 п.л.


38
5. Диалектика целостной реализации индивидуальности человека в современном
социалистическом обществе // Человеческий фактор: сущность,
закономерности развития и пути активизации: Тезисы выступлений
участников YII Всесоюзных философских чтений молодых ученых «Человек в
современном мире: социально-фшюсо4ские проблемы»: Москва, Серебряный
Бор. 16 - 20 мая 1987. - 0,2 п.л.
6. О целостности философского мировоззрения // Философия как теория и
учебный предмет. Тезисы докл. межвуз. науч. - метод, конф. / Отв. ред. В.В.
Самсонов. -Челябинск: ЧГПИ, 1990.-0.2 п.л.
7. Общечеловеческое и индивидуальное в ценностных ориентациях студенотов //
Проблемы формирования культуры студенческой молодежи. (Материалы
межвуз. науч.-практ. Конференции). - Челябинск: ЧГИИК, 1993. - 0,5 п.л.
8. Человеческая свобода как ценность з концепциях общественного идеала
ПА.Кропоткина и П.И.Новгородцева // Проблема духовности человека в
раскрывающихся горизонтах отечественной философии. (Материалы межвуз.
науч. конф.). - Челябинск: ЧГИИК, 199Г-. - 0,3 п.л.
9. Разгадана ли тайна человека? // Современная западная философия: мир
человека и мир культуры на пороге третьего тысячелетия. (Тезисы докл.
Российской науч. конф.). - Челябинск: ЧГИИК, 1994. - 0,25 п.л
Ю.Философия человека: новые аспекты старой проблемы // Философское
сознание в постмарксистском состоянии. (Тезисы докл. Российской науч.
конф.). - Челябинск: ЧГИИК, 1996. -0,25 п.л.
11.Философия истории в системе антропологизма П.Л.Лаврова // Россия в
истории мировой цивилизации. Тезисы докл. I Всероссийской науч. конф.
Ч.Ш/ - Челябинск: ЧГПУ, 19996. -0,25 п.л.
12.П.Л.Лавров и П.И.Новгородцев о нравственных идеалах личности как
основании прогресса в истории // Судьба России: духовные ценности и
национальные интересы. Тезисы Второй Всерос. конф. (Екатеринбург, 2 1 - 2 2
февр. 1996 г.) - Екатеринбург: Изд-воУрГУ, 1996. -0,25 п.л.
13.0 некоторых новых ориентациях современной философии // Новые идеи в
философии. Вып.4. Межвуз.сб. науч. трудов. - Пермь. Изд-во Перм. ун-та,
1996.-0,25 п.л.
14.Экологический или антропологический кризис? // Человек — экология -
культура. Тезисы докл. Российской научи конф. Часть I. - Челябинск: ЧГИИК,
1997.-0,25 п.л.
15.Субъективная школа в социологии России второй половины ХГХ века:
проблемы методологии // Россия в истории мировой цивилизации. Тезисы
докл. II Всероссийской науч. конф. Ч.П. - Челябинск: ЧГПУ, 1997. - 0,3 п.л.
1б.Переживание универсума и творчество '/ Творчество и культура. Материалы
Вероссийской науч. конф. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997. - 0,25/0,1 - в
соавторстве с А.Б.Невелевым.
17.Человек в истории: теория, методология, практика. Тезисы докл. Российской
науч. конф. В 2-х ч. / Науч. ред. В.С.Невелева. - Челябинск: ЧГИИК, 1998. -
4.1.-7.7 п.л. Ч. II-11,1 п.л.


39
18.Антропологический принцип в философии истории Людвига Фейербаха //
Человек в истории. 4.1. - Челябинск: 4ГИИК, 1998. - 0,25 п.л.
19.Антропологические факторы исторического развития // Тезисы докл. XXI
науч.-практ. конференции (по итогам исследовательской работы
преподавателей института за 1996 - 1997 гг.). 4.1. - Челябинск, ЧГИИК, 1999.
- 0,25 п.л.
20.Антропологический принцип как идеальный тип в философско-историческом
исследовании // XXI век: будущее России в философском измерении.
Материалы Второго Российского философского конгресса ( 7 - 1 1 июня 1999
г.). В. 4-х т. Т.З: Философская антропология и философия культуры. 4.1. -
Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. - 0,1 п.л.
21.Жизненный путь индивида и исторический путь человечества // Тезисы докл.
XXII науч.-практ. конф.(по итогам исследовательской работы преподавателей
за 1998 - 1999 гг.). 4.1. - 4елябинск: 4ГАКИ, 2000. - 0,5 п.л.
22.Антропологический принцип в философии России: переосмысление и
плодотворный ответ // Судьба России: образование, наука, культура: Тезисы
4етвертой Всерос. конф.: Екатеринбург, 12-14 окт. 2000 г. - Екатеринбург:
Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 0,2 п.л.
23.Философско-историческая концепция Л.Фейербаха // На рубеже тысячелетий.
Материалы научных исследований преподавателей и аспирантов 4ГАКИ и др.
вузов. / Челябинск: 4ГАКИ, 2001. - 0,4 п.л.
24.Антропологическая онтология: единство принципа и лица // Современная
философия в поисках сущностей и смыслов: Материалы международной
научно-практической конференции (25-27 октября 2001г.). — Екатеринбург:
Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 0,2 п.л.




40
Челябинская государственная академия культуры и искусств
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, Зб-а. Ризограф.
Заказ № 229 П.л. 2,5. Тираж 100 экз.

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ