<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Транспортное средство____________________________________________________________соответствует
марка, тип


установленным в Российской Федерации требованиям, приведенным в сводном листе сообщений,
касающихся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, и сертификатов
соответствия, являющихся обязательным приложением к настоящему документу. Общий вид
транспортного средства представлен в приложении.


Руководитель органа, выдавшего
одобрение типа транспортного средства
__________________________________________ _____________________________________
подпись инициалы, фамилия



Зарегистрирован
в государственном реестре

"___"_____________________г.

М. П.

Рис. 5.2. Продолжение




28
СВОДНЫЙ ЛИСТ
«сообщений, касающихся официального утверждения типа транспортного средства», сертификатов
соответствия или протоколов испытаний



Наименование органа, выдавшего
«сообщение ...», сертификат
Нормативные Номер документа и
соответствия или испытательной
документы дата выдачи
лаборатории, выдавшей протокол
испытаний



Руководитель органа, выдавшего одобрение типа транспортного средства

__________________________ _____________________________
подпись инициалы, подпись




м. п.
ОПИСАНИЕ МАРКИРОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1. Место расположения и форма знака соответствия:
2. Место расположения таблички изготовителя:
3. Место расположения идентификационного номера (код VIN):
4. Структура и содержание идентификационного номера (номеров) транспортных средств:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- - - - - - - - - - - - - - - - -

поз. 1-3: WMI (международный код производителя)
поз. 4-9: описательная часть идентификационного номера
поз. 10: год выпуска
поз.11 - 17: производственный номер транспортного средства

М.П.
Рис. 5.2. Продолжение




29
• все виды моторных топлив (кроме ракетных, твердых и топлив для бытовых нужд, включая печное и осветительные
керосины);
• все виды моторных масел (авиационные, автотракторные, судовые, для бронетанковой техники);
• турбинные, компрессорные, трансмиссионные, гидравлические и холодильные смазочные масла;
• пластичные смазки;
• твердые смазочные материалы и специальные жидкости (тормозная, охлаждающая и др.);
• все присадки и препараты ко всем перечисленным выше продуктам.
Организация работ по направлениям деятельности осуществляется в соответствии с Порядками:
• сертификации нефтепродуктов, спецжидкостей, присадок и препаратов;
• проведения приемочных испытаний;
• проведения квалификационных испытаний;
• допуска к производству и применению топливо-смазочных материалов и спецжидкостей.
Система сертификации нефтепродуктов предусматривает как обязательную, так и добровольную
сертификацию, проводимую по инициативе изготовителя, продавца или потребителя продукции. Номенклатура
нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается Госстандартом России.
Система сертификации услуг по перевозке грузов находится в стадии разработки. Ее критериями являются
обеспечение безопасности движения и иной деятельности, жизни, здоровья граждан и окружающей среды, поэтому
в первую очередь рассматриваются перевозки опасных грузов.

5.2. Порядок сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
автомототранспортных средств

В настоящем разделе рассмотрены основные положения процедуры сертификации услуг по техническому
обслуживанию и ремонту (ТО и Р) автомобилей, осуществляемой органом по сертификации услуг (ОСУ). Эти
положения основаны на требованиях соответствующей Системы сертификации услуг ГОСТ Р. При подготовке
настоящего материала также были использованы положения Руководств ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 27, 28, 40.
Используемые понятия, термины и их определения соответствуют Законам Российской Федерации «О защите прав
потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», Руководству ИСО/МЭК 2 и
стандарту ИСО 8402.
Заявитель на сертификацию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей должен
ориентироваться в структуре и перечне услуг, установленных Системой сертификации ГОСТ Р. Перечень услуг,
подлежащих обязательной сертификации и сертифицируемых ОСУ, нормативных документов, регламентирующих
технические требования к услугам и методам определения результатов предоставления услуг, содержит приложение
к аттестату аккредитации ОСУ, называемое «Область аккредитации ОСУ». Необходимо отметить имеющиеся
отличия между сложившейся структурой работ по технической эксплуатации автомобилей и предлагаемой
Системой сертификации ГОСТ Р по ТО и Р автомототранспортных средств. Несмотря на имеющиеся отличия
структура услуг, заявляемых на сертификацию, должна соответствовать принятой в Системе сертификации ГОСТ Р.
Порядок проведения сертификации услуг предусматривает выполнение следующих основных этапов:
1. Экспертизу заявки, представленной соискателем сертификата соответствия (далее - Заявителем).
2. Принятие решения по результатам экспертизы.
3. Выбор схемы сертификации.
4. Проведение сертификационных испытаний (проверок) в соответствии с выбранной схемой
сертификации.
5. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия.
6. Выдача сертификата соответствия и внесение сертифицированной услуги в Реестр Системы.
7. Оформление и выдача лицензии на право применения знака соответствия.
8. Осуществление инспекционного контроля за стабильностью соответствия характеристик
сертифицированных услуг требованиям нормативной документации.
Для проведения обязательной или добровольной сертификации услуг Заявитель подает в ОСУ заявку на
проведение работ по сертификации (далее - заявку). Форма заявки приведена на рис. 5.3. ОСУ регистрирует
заявку и проводит работы по ее экспертизе. В случае положительных результатов принимает Решение (рис. 5.4.) и
предлагает Заявителю проект договора на проведение работ по сертификации.
На основании положительного решения по заявке на проведение сертификации ОСУ и Заявитель заключают
договор, в котором устанавливаются объемы, этапы, сроки и стоимость проведения работ. В случае отрицательных
результатов экспертизы необходимо выполнение следующих мероприятий:
• если замечания устранимы, то Заявитель проводит работы по их устранению. В календарный план
договора на проведение работ по сертификации вносятся соответствующие изменения;
• если замечания неустранимы, ОСУ, в соответствии с договором, прекращает работы по сертификации и
выдает «Решение о невыдаче сертификата» (рис. 5.5.). Повторная процедура сертификации проводится для
данного Заявителя на общих основаниях.
Проведение испытаний (проверок) для сертификации.
Сертификационные испытания (проверки) предназначены для удостоверения соответствия выполненных
(предоставленных) услуг требованиям нормативной документации и проводятся по схемам, установленным
документом «Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и
30
ремонту автомототранспортных средств». Рекомендуемые схемы сертификации по ТО и ремонту автотранспортных
средств приведены в табл. 5.1.
Схема 1 применяется, как правило, для небольших предприятий (1 ... 5 человек, занятых в сфере основного
производства), в которых ответственность за качество и безопасность оказания услуг (выполнения работ) в полном
объеме возлагается на непосредственных исполнителей услуг (работ) и определяется их мастерством.
«Оценка выполнения работ, оказания услуг» осуществляется посредством оценки мастерства исполнителя
работ и услуг.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
наименование органа по сертификации услуг, адрес

ЗАЯВКА
НА ПРОВЕДЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГИ (РАБОТЫ) В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р
1.____________________________________________________________________________________________________________________________________
наименование организации-исполнителя, индивидуального предпринимателя (далее - заявителя)


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
код СЖПО или номер регистрационного документа индивидуального предпринимателя


Юридический (фактический) адрес________________________________________________________________
Телефон ______________________факс ___________________________телекс ___________________________
Банковские реквизиты___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
в лице __________________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество руководителя

заявляет, что____________________________________________________________________________________
наименование вида услуги, код ОКУ Н

оказывается по__________________________________________________________________________________
наименование и реквизиты документации изготовителя (ТУ, стандарт)

соответствует требованиям_______________________________________________________________________
наименование и обозначение стандартов



и просит провести сертификацию данных услуг на соответствие требованиям указанных стандартов по схеме
_____________________________________________________________________________________________
номер схемы сертификации

2. Испытания услуг (работ) прошу провести на нашей производственной базе.
3. Заявитель обязуется:
- выполнять правила сертификации;
- обеспечивать стабильность характеристик сертифицированных услуг;
- обеспечивать маркировку знаком соответствия;
- оплатить все расходы по проведению сертификации.
4. Дополнительные сведения изложены в анкете-вопроснике.

Руководитель предприятия _____________________ _______________________________________
подпись инициалы, фамилия
Главный бухгалтер _____________________ _______________________________________
подпись инициалы, фамилия

М. П. «______»______________________________________________г.



Рис. 5.3. Форма Заявки на проведение сертификации работ (услуг)




31
РЕШЕНИЕ
по заявке на проведение сертификации по договору
№ ________________________________ от «___________»________________________________ г


Рассмотрев заявку _____________________________________________________________________________
наименование предприятия
на сертификацию______________________________________________________________________________
наименование вида услуг, код ОКУН
сообщаем:
1. Сертификация будет проведена по схеме №
2. Испытания для сертификации следует провести на производственной базе Заявителя.
3. Сертификация будет проведена на соответствие требованиям________________________________________
___________________________________________________________________________________________
наименование и обозначение нормативных документов

4. Инспекционный контроль будет осуществлять___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
наименование организации, адрес

путем проверки (испытаний) услуг с периодичностью ______________________________________________.
5. Работы проводятся на основе ________________________________________________________________
хозяйственного договора




Руководитель органа
по сертификации _________________________________ __________________________________________
личная подпись расшифровка подписи




М. П. "______"___________________________________г.




Рис. 5.4. Форма Решения по заявке на проведение сертификации




32
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель органа по
сертификации услуг

__________________________
"______"________________ г.

РЕШЕНИЕ
о невыдаче сертификата соответствия

требованиям безопасности _______________________________________________________________________
наименование НД
____________________________________________________________________________________________

на ___________________________________________________________________________________________
наименование услуги, код ОКУН
______________________________________________________________________________________________
наименование предприятия-исполнителя услуги

В результате рассмотрения ______________________________________________________________________
указываются все документы
______________________________________________________________________________________________
и анализа полученных результатов проверки принимается следующее решение: ________________________
______________________________________________________________________________________________
наименование услуги, наименование предприятия-исполнителя
_____________________________________________________________________________________________
не соответствует требованиям безопасности и сертификат соответствия не может быть выдан.

Эксперт _________________________ ________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи




"_______"______________________________________________г.




Рис. 5.5. Форма Решения о невыдаче сертификата соответствия




33
5.1. Рекомендуемые схемы обязательной сертификации услуг
по техническому обслуживанию и ремонту
автомототранспортных средств

Номер
Оценка выполнения работ, Инспекционный контроль
схемы Выборочная проверка результатов
оказания сертифицированных работ и
сертифика- услуги
услуг услуг
ции
Оценка мастерства исполнителя Проверка (испытания) результатов ра- Контроль мастерства
1
работ и услуг бот и услуг исполнителя работ и услуг
Оценка процесса выполнения Проверка (испытания) результатов ра- Контроль процесса выполнения
2
работ, оказания услуг бот и услуг работ, оказания услуг
Проверка (испытания) результатов ра- Контроль состояния
3 Анализ состояния производства
бот и услуг производства

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг предусматривает проверку:
• соответствия квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик конкретных работников
исполнителя
требованиям, установленным в нормативных и технических документах, оформленных в установленном порядке
документов, подтверждающих опыт работы и профессиональные характеристики конкретных работников исполнителя
(трудовая книжка, конкурсный диплом, производственная характеристика, свидетельство о присвоении разряда,
удостоверение о прохождении специального обучения и т.п.);
• знаний работниками технологической и нормативной документации, метрологического обеспечения производства;
• навыков оказания услуги (выполнения работы), в том числе использования при этом технологического оборудования
и оснастки.
При этом фиксируются установленные в результате проверок квалификационные, идентификационные и другие
характеристики конкретных работников исполнителя (паспортные данные, сведения о квалификации,
ответственность и т.п.), которые выступают в качестве условий действия сертификата соответствия. Помимо этого
в состав условий могут входить: способы ремонта (технологии) или отдельные элементы технологического
процесса; виды применяемого оборудования и средств измерений; марки (модели) автомототранспортных средств и
др.
Схема 2 применяется, как правило, при сертификации небольших и средних предприятий (от 5 до 30 человек,
занятых в сфере основного производства), имеющих двух-, трехуровневую структуру управления и распределения
ответственности за качество и безопасность оказания услуг (выполнения работ). Отдельные составляющие процесса
могут иметь различных ответственных исполнителей. Процесс оказания услуг (выполнения работ) основан, как
правило, на использовании документированных процедур (технологические инструкции, маршрутные и операционные
карты и т.п.)
«Оценка выполнения работ, оказания услуг» осуществляется посредством оценки процесса выполнения
работ, оказания услуг. В свою очередь оценка процесса выполнения работ, оказания услуг производится путем
оценки возможностей исполнителя осуществлять конкретный процесс оказания услуги (выполнения работ) в
соответствии с установленными требованиями.
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг предусматривает проверку:
• обеспеченности процесса нормативными и техническими документами; обеспеченности процесса
необходимыми техническими средствами, оборудованием, оснасткой, средствами измерений (включая их поверку);
• соответствия квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик персонала
требованиям, установленным в нормативных и технических документах.
При этом в актах фиксируются основные параметры оцениваемого процесса выполнения работ, оказания
услуг, которые являются условиями действия сертификата соответствия. В качестве
параметров могут выступать: способы ремонта (технологии) или отдельные элементы технологического процесса;
виды применяемого оборудования и средств измерений; марки (модели) автомототранспортных средств;
требования к квалификации, опыту работы, иным профессиональным характеристикам персонала и др.
Схема 3 применяется в большинстве случаев для крупных предприятий (с числом работников, занятых в
сфере основного производства, более 30 человек), имеющих, как правило, многоуровневую структуру управления и
распределения ответственности, использующих документально оформленные процессы оказания услуг
(выполнения работ), а также располагающих организационно-техническими и кадровыми ресурсами для
проектирования (корректирования) процесса оказания услуг.
«Оценка выполнения работ, оказания услуг» осуществляется посредством анализа состояния производства.
Анализ состояния производства осуществляется путем оценки возможностей исполнителя стабильно проводить
весь комплекс работ, связанных с оказанием услуги (выполнением работы) с учетом возможностей корректирования
(проектирования) процесса оказания услуги (выполнения работы) или его отдельных элементов.
При этом оценивается:
• обеспеченность исполнителя должными процедурами, кадрами, способными осуществлять корректирование
34
(проектирование) процесса оказания услуги (выполнения работы) или его отдельных элементов;
• процесс оказания услуг (выполнения работ) в соответствии с процедурами оценки процесса, осуществляемыми
по схеме 2.
При сертификации по данной схеме за счет подтвержденных возможностей исполнителя корректировать
(проектировать) параметры оказания услуг (выполнения работ). Ограничения на деятельность исполнителя в рамках
сертифицированных услуг, как правило, менее жесткие, чем при сертификации по схемам 1 и 2.
Перечень нормативной и технико-технологической документации, на соответствие которой будут проводиться
испытания, и выбранная схема сертификации приводятся в Решении по заявке на проведение сертификации В
соответствии с календарным планом договора на проведение работ по сертификации ОСУ формирует комиссию и
разрабатывает программу ее работы. Состав комиссии и программа ее работы утверждается руководителем ОСУ.
Для проведения сертификационных испытаний (проверок) ОСУ должно располагать рядом документированных
процедур. А именно:
• порядком проведения испытаний результатов оказания услуги;
• порядком оценки производственного процесса исполнения услуги;
• порядком аттестации мастерства исполнителя услуги;
• порядком проведения инспекционного контроля.
Сертификационные испытания (проверки) проводятся в соответствии с указанными порядками и методиками
проведения работ по конкретным схемам сертификации. Методики проведения сертификационных испытаний,
проводимых по любой схеме сертификации, должны обеспечивать:
• однозначность излагаемых правил и требований;
• обоснованность методов и требований;
• воспроизводимость полученных результатов;
• полноту изложения правил проведения работ и методов проверок.
Эти методики должны содержать:
• область применения методики;
• правила принятия решения о выдаче сертификата;
• состав проверок при проведении инспекционного контроля и правила принятия решений по его результатам.
При проведении сертификационных испытаний (проверок) по ТО и Р автомототранспортных средств комиссия
использует технологическое и контрольно-измерительное оборудование заявителя. По результатам сертификационных
испытаний (проверок) эксперты составляют официальные протоколы, которые хранятся в ОСУ не менее срока действия
сертификата соответствия.
ОСУ проводит экспертизу всех материалов (протоколов, актов и других документов), предусмотренных схемами
сертификации и соответствующими им порядками и методиками проведения сертификационных испытаний в сроки,
установленные договором, и принимает решение о выдаче сертификата соответствия.
При положительных результатах сертификации ОСУ оформляет сертификат соответствия с приложением,
осуществляет регистрацию его в реестре Системы и выдает сертификат Заявителю.
При отрицательных результатах сертификационных проверок (испытаний), несоблюдении иных требований,
предъявляемых к Сертифицируемой услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по Сертификации ОСУ выдает Заявителю
решение о невыдаче сертификата.
Срок действия сертификата соответствия ОСУ устанавливается с учетом срока действия нормативной и технико-
технологической документации на сертифицированные услуги, но не более, чем Ни три года. Заявитель (исполнитель
услуги), получивший сертификат в Системе сертификации услуг по ТО и Р автомототранспортных средств, имеет право
маркировать свою документацию (сопроводительные документы, гарантийный талон, квитанции, ярлыки, абонементы,
проспекты и т.п.) и вывески знаком соответствия. Процедура получения Заявителем сертификата соответствия I
дополнительной области аналогична процедуре, приведенной выше.
Инспекционный контроль (ИК) за соблюдением требований к сертифицированным услугам может быть плановым и
внеплановым. Плановый ИК осуществляется в период действия сертификате соответствия на услуги с целью
подтверждения стабильности соответствия сертифицированной услуги требованиям соответствующей нормативной
документации. Инспекционный контроль проводится ОСУ, выдавшим сертификат. В ИК могут участвовать специалисты
ЦОС, территориальных органов Госстандарта России, представители санитарно-эпидемиологических органов,
транспортной инспекции и общества потребителей.
При инспекционном контроле может быть использована информация обществ потребителей, органов
санэпиднадзора, ГИБДД, МВД, Минэкологии и др. Периодичность и объем проведения ИК определяются ОСУ и
зависят от состояния стабильности процесса предоставления сертифицированной услуги. В соответствии с до-
кументом «Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и
ремонту автомото-транспортных средств» период проведения плановых инспекционных проверок, проводимых
ОСУ, должен быть не менее одного раза в год.
Основанием для проведения внепланового ИК за деятельностью обладателя сертификата соответствия служит:
• информация о несоблюдении Заявителем требований нормативных документов на предоставляемые услуги;
• претензии потребителей к качеству предоставляемых услуг. Работы по ИК оплачиваются заявителем в
соответствии с договором между ОСУ и Заявителем.
ОСУ приостанавливает или аннулирует действие сертификата соответствия:
• по результатам ИК в случае выявления нестабильности соответствия сертифицированной услуги
требованиям соответствующей нормативной документации;
35
• при изменении нормативной и технико-технологической документации на услуги и методы испытаний их
результатов и не возможности устранения несоответствий;
• при нарушении условий договора.
При возникновении ситуации, способной повлечь аннулирование или приостановление действия сертификата
ОСУ, уведомляет обладателя сертификата о выявленных противоречиях. В случае их неустранения ОСУ направляет
уведомление о расторжении договора и изъятии сертификата соответствия. Срок между уведомлением и
расторжением договора - не менее 1 месяца. При наступлении даты расторжения договора обладателю сертификата
направляется «Решение о прекращении действия сертификата соответствия» с одновременным уведомлением об
этом регионального органа Госстандарта, Российской транспортной инспекции, ГИБДД и др. органов
государственного управления. В реестре сертификатов делается отметка об аннулировании сертификата
соответствия. При очередном ежеквартальном отчете в органы Госстандарта РФ вносится соответствующая
информация об этом.
ОСУ принимает решение о приостановлении действия сертификата соответствия в случае, если обладатель
сертификата может в установленный срок устранить обнаруженные недостатки. В противном случае
сертификат соответствия аннулируется. Аннулирование сертификата соответствия действует с момента ис-
ключения его из Реестра Системы. Повторная сертификация осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.
Заявитель, несогласный с действиями ОСУ на любом этапе процесса сертификации услуг, имеет право
подать апелляцию в ЦОС в соответствии с порядком, установленным в документе «Система сертификации ГОСТ
Р. Основные положения».

5.3. Методика сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
автомототранспортных средств

В настоящем параграфе рассматриваются основные положения оценки состояния процесса предоставления
услуг по техническому обслуживанию и ремонт автомототранспортных средств с позиций требований,
предъявляемых соответствующей Системой сертификации ГОСТ Р. Данная методика является регламентацией
объектов и процедур проверки (аттестации) процесса предоставления услуг, системы качества и правил принятия
решения.
Проверка процесса предоставления услуг по ТО и Р автомототранспортных средств и систем качества
проводится с целью установления возможности и готовности производителя услуг предоставлять сертифицируемые
услуги в соответствии требованиями распространяющихся на них нормативных документов. В результате проверки
процесса предоставления услуг и анализа состояния производства устанавливается:
• наличие структурных подразделений, контролирующих и обеспечивающих стабильный уровень качества
услуг;
наличие нормативной и технико-технологической документации, устанавливающей требования к
сертифицируемой услуге, наличие документально оформленной системы качества;
• наличие поверок и аттестации контрольного, измерительного и испытательного оборудования;
• состояние технологических операций, определяющих уровень сертифицируемых услуг;
• наличие процедур, обеспечивающих выявление причин не соответствия сертифицируемых услуг
нормативным документам и корректирующие воздействия, предупреждающие повторение несоответствий.
Проверка осуществляется комиссией, в которую могут быть включены аттестованные эксперты-аудиторы,
кандидаты в эксперты, специалисты, компетентные в области технологии ТО и Р автомототранспортных средств,
контроля качества и проверки сертифицируемой услуги, из числа сотрудников Органа по сертификации услуг. При
необходимости в комиссию включают специалистов в определенных конкретных областях знаний. Для обеспече-
ния объективности аттестации в состав комиссии не могут включаться представители аттестуемого предприятия, а
также сотрудники организаций, заинтересованных в аттестации процесса оказания услуг. В качестве
консультантов по отдельным вопросам к участию в аттестации могут привлекаться специалисты, не аттестованные
как эксперты-аудиторы.
Члены комиссии, осуществляющие проверку, имеют право:
• в установленном порядке беспрепятственно находиться на предприятии-заявителе для выполнения
возложенных на них обязанностей;
• получать от предприятия исходные материалы для проведения экспертизы;
• требовать от руководства предприятия обеспечения условий, необходимых для проведения проверки
процесса предоставления услуг, документально оформленной системы качества;
• выборочно проверять наличие сертификатов безопасности на применяемые при ТО и Р детали, узлы и
агрегаты автотранспортных средств;
• проводить сбор и анализ информации о качестве производимого технического обслуживания и ремонта
автомототранспортных средств;
• проверять деятельность службы стандартизации и метрологии предприятия;
• предлагать и давать указания по устранению обнаруженных недостатков.
Проверка процесса выполняется на основании положительного решения ОСУ по заявке на сертификацию и
договора на проведение сертификационных работ. На основании заочной оценки результатов анализа материалов
анкеты-вопросника (рис. 5.6.) комиссия формирует программу проверки, рабочую методику проверки процесса
предоставления услуг (анализа состояния производства). Программа проверки в общем виде должна содержать:
36
• цель и область проверки;
• список членов комиссии;
• дату и место проведения проверки;
• перечень ссылочных документов, на соответствие которым проверяется сертифицируемая услуга;
• наименование проверяемых элементов производственной Системы;
• закрепление членов комиссии (экспертов-аудиторов, консультантов) по отдельным проверяемым
структурным подразделениям предприятия;
• примерные сроки проведения каждого из основных мероприятий проверки;
• список организаций, которым предоставляются отчеты о проверке.
Проверка процесса предоставления услуги включает следующие процедуры:
• предварительное совещание;
• собственно проверка;
• заключительное совещание;
• отчет о проверке.
Предварительное совещание предусматривает представление членов комиссии руководству проверяемого
предприятия, установление официальных взаимоотношений между членами комиссии и работниками проверяемого
предприятия, ознакомление руководителей и работников предприятия, непосредственно занятых в процедуре
сертификации, с основными ее моментами.



АНКЕТА-ВОПРОСНИК
1. Предприятие: ______________________________________________________________________________
Код ОКПО___________________________________________________________________________________
2. Руководитель:_____________________________________________________________________________
3. Юридический адрес предприятия и телефон руководителя: ______________________________________
4. Основные направления деятельности предприятия: ____________________________________________
___________________________________________________________________________________________
5. Коды услуг (ОКУН), предназначенных для сертификации: _______________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
6. Сотрудник, ответственный за сертификацию, и его телефон_____________________________________
7. Сведения о структурной схеме предприятия, включая основные и вспомогательные
производственные подразделения, инженерные и административные службы: ________________________
____________________________________________________________________________________________
- количество рабочих мет и количество рабочих, непосредственно занимающихся ТО и Р
8. Информация о системе контроля качества услуг на пред
приятии:
8.1. Ответственное лицо или структурное подразделение, ответственное за качество работ ______
_________________________________________________________________________________________
8.2. Ответственное лицо за качество запасных деталей, ГСМ и других эксплуатационных
материалов___________________________________________________________________________

9. Наличие договоров со сторонними организациями на оказание услуг по ТО и Р АМТС (перечислить
организации)_________________________________________________________________________________

10. Сведения о результатах проверок предприятия региональным органом Госстандарта за
предыдущий и текущий год: ____________________________________________________________________

Руководитель предприятия _________________________ ________________________________________
подпись фамилия, инициалы



"_____"________________________г.

Рис. 5.6. Форма анкеты-вопросника




37
Продолжение к анкете-вопроснику
Сведения об оснащенности рабочих мест по кодам услуг

средний
разряд




9
Квалификация
исполнителей

количество

нителей на
рабочем
испол-


месте

8
предприятии
Технологическая




на




7
документация



заводской №, на рабочем
месте



6
ней проверки
Испытатель-




дата послед-
измерения,
ное обору-

средства
дование,




5
Площадь Количество Технологи-

оборудова-

назначение оснастка
ческое

ние,




4
помещений, участке, их
рабочих
мест на




3
производ-
ственных
2
тип, м



2
ОКУН





1




Рис. 5.6. Продолжение

Собственно проверка состоит из следующих этапов:
• обследование;
• анализ фактического материала;
• подготовка предварительных выводов проверки для заключительного совещания.
Эксперты-аудиторы должны обеспечить четкое и конкретное документирование этих наблюдений и их
подтверждение объективными данными. Анализ информации о качестве услуг, полученной в результате обследования
предприятия, должен сравниваться с информацией на ту же тему, полученной из других источников, таких как материалы
проверок территориальным органом Госстандарта РФ, региональными обществами потребителей и др.
Заключительное совещание проводится с целью представления руководству проверяемого предприятия результатов
проверки процесса предоставления услуг, состояния производства. По результатам проверки составляется акт (рис. 5.7.,
5.8.), который подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления руководству предприятия. Один
38
экземпляр акта хранится в Органе по сертификации услуг, проводившем проверку, второй - у Заказчика. Все организации,
в которых сохраняется акт о результатах проверки, должны соблюдать принцип конфиденциальности имеющейся
информации.
По результатам проверки, если есть замечания, составляется «Перечень выявленных несоответствий и
корректирующих мероприятий», который подписывается председателем комиссии ОСУ. При положительном решении
выдается сертификат соответствия и лицензия на применение знака соответствия.
Основной целью проверки процесса предоставления услуг по ТО и Р автомототранспортных средств является сбор и
анализ фактического материала, необходимого для объективной оценки процесса предоставления сертифицируемых
услуг. Собственно проверка состоит из сбора фактического материала по следующим пунктам:

АКТ ПРОВЕРКИ МАСТЕРСТВА ИСПОЛНИТЕЛЯ УСЛУГ
на предприятии _____________________________________________________________________________________
Юридический адрес, телефон _________________________________________________________________________
В период с ______________________ по __________________________г. на основании договора на сертификацию
№ __________________________________проводилась оценка соответствия мастерства исполнения услуг по кодам
___________________________________________________________________________________________________
коды по ОКУН

требования Системы сертификации по схеме № 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Мастера (специалисты: предприниматели: Ф.И.О. оцениваемого персонала полностью):_____________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
соответствуют требованиям профессиональной компетенции.
2. Деятельность служащих и руководства предприятия по обеспечению профессиональной компетенции мастеров
(специалистов, предпринимателей) соответствует (не соответствует) установленным требованиям.
3. мастерство исполнителей услуг соответствует установленным требованиям.
4. Выводы комиссии по результатам проверки: услуги Заявителя, допущенные к сертификации ________________
___________________________________________________________________________________________________
коды услуг, допущенных к сертификации



Председатель _______________________________________ ______________________________________________
Члены комиссии_____________________________________ ______________________________________________
_____________________________________ ______________________________________________


"____"_______________г.

Рис. 5.7. Форма акта проверки мастерства исполнителя услуг




39
АКТ
проверки процесса предоставления услуг по ТО и Р автомототранспортных средств
1. Информация по заявке на сертификацию услуг по ТО и Р автомототранспортных средств:
1.1. Регистрационный номер заявки, договора, дата регистрации:_______________________________________
1.2. Наименование предприятия-исполнителя сертифицируемых услуг, его адрес, телефон, телекс, код
ОКПО:_________________________________________________________________________________________
1.3. Наименование, вид услуг, предназначенных для сертификации_____________________________________
1.4. Номер и наименование научно-технической документации, на соответствие которой должна быть
произведена сертификация услуг ________________________________________________________________
1.5. Другая информация (при наличии):_____________________________________________________________
2. Дополнительные сведения об аттестуемом предприятии и его продукции (услугах):
2.1. Фамилия, имя, отчество руководителя предприятия: _____________________________________________
2.2. Фамилия, имя, отчество представителя предприятия, ответственного за сертификацию услуг: ______
_____________________________________________________________________________________________________
3. Информация о системе контроля качества работ на предприятии: за качество работ отвечают: _____________
____________________________________________________________________________________________________
3.1 .Перечень документов, отражающих требования:
- к приемке (входному контролю): ________________________________________________________________
- контролю во время производства:________________________________________________________________
- выдаче (контролю оказанных услуг):_____________________________________________________________
3.2. Охватывают ли в достаточной степени испытания и контроль, проводимые в соответствии с п. 3.1, все
критические этапы производства, чтобы обеспечить постоянное соответствие сертифицированных услуг
требованиям соответствующей НТД? _______________________________________________________
3.3. Предпринимаются ли меры в отношении применяемых материалов, комплектующих изделий, узлов и
самих сертифицируемых услуг в случае, когда в ходе испытаний и контроля (инспекции), обнаруживается
их несоответствие в такой степени, что конечная услуга может не соответствовать требованиям
стандарта?_____________________________________________________________________________________
Имеется ли какой-либо документ по этому вопросу?________________________________________________________
Отметить, удовлетворительны ли эти меры:______________________________________________________________
3.4. Обеспечивает ли система контроля качества услуг проведение необходимых испытаний и контроля
устранения выявленных дефектов при оказании услуг? _____________________________________________
3.5. Есть ли независимый контроль правильности проведения испытаний, предпринимаемых мер,
упомянутых в пп. 3.2, 3.3, 3.4, и наличие необходимых документов? ___________________________________
3.6. Какие испытания проводятся для определения соответствия сертифицируемых услуг стандартам? ____
______________________________________________________________________________________________
3.7. Поверяются ли средства измерений в сроки, установленные действующими документами
(инструкциями) предприятия? ___________________________________________________________________
3.8. Хранятся ли отремонтированные транспортные средства должным образом? ________________________
4. Выводы комиссии
4.1. Мнение комиссии о результатах аттестации производства (обвести соответствующий пункт)

Сведения о недостатках Рекомендуемые меры:

1. недостатков нет по услугам Услуги предприятия допускаются к сертификации. Требуется
периодический контроль

2. Имеется ограниченное число Услуги предприятия допускаются к сертификации. Предприятие
несущественных недостатков по услугам должно выполнить корректирующие действия к первому
инспекционному контролю. Требуется периодический надзор


3. Имеется большое число несущественных Предприятие должно выполнить корректирующие действия.
недостатков Сертификация услуг может быть проведена после проверки их
выполнения и рассмотрения разногласий

4. обнаружены принципиальные (серьезные Сертификация не разрешена. Требуется повторная инспекция
недостатки) после выполнения предприятием корректирующих мероприятий

4.2.Указать недостатки , отмеченные в результате проверки предприятия (объяснить исполнителю услуг)___
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

Рис. 5.8. Форма акта проверки процесса оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту
40
автомототранспортных средств
5. Общие замечания_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Указать любые замечания, не включенные в предыдущие пункты_________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Подписи членов комиссии: _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата "____"____________________г.

Фамилия доверенного представителя предприятия-заявителя, получившего копию отчета о результатах аттестации
производства.
Подпись ___________________________________________
Дата "____"____________________г.


Рис. 5.8. Продолжение

1. Проверка наличия на предприятии-заявителе подразделения, ответственного за сертификацию услуг на
всех этапах ее предоставления и осуществляющего контроль за структурными подразделениями,
обеспечивающими стабильный уровень характеристик сертифицируемых услуг, определяемых при испытаниях.
2. Проверка состояния и наличия документации на сертифицируемые виды услуг:
• нормативной (ГОСТ, ТУ);
• технико-технологической;
• методик, инструкций (руководств) по ремонту и эксплуатации автомобилей предприятий-изготовителей,
регламентирующих методы контроля.
Все производственные участки и соответствующие службы должны быть обеспечены необходимой
актуализированной документацией в соответствии с «Типовым перечнем основных нормативно-технических,
организационных и технологических документов для предприятий на проведение ТО и Р легковых автомобилей
Населения». Все изменения должны быть своевременно внесены в соответствии с ГОСТ 2.503-90 «ЕСКД. Правила
внесения изменений» и ГОСТ 2.603-68 «ЕСКД. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную
документацию».
В ходе проверки состояния технологической документации устанавливают:
• соответствие технологической документации на ТО и Р автомототранспортных средств нормам и
требованиям;
• соответствие технологической документации требованиям ЕСТД (наличие указаний об используемом
оборудовании и оснастке, методах технического контроля, измерительных и испытательных средствах, мерах
безопасности и других);
• наличие отметки о проведенном нормоконтроле.
3. Проверка соблюдения технологической дисциплины.
При проверке устанавливают:
• наличие на рабочих местах (постах) технологических карт, инструкций, регулировочных данных на
проводимые виды работ по ТО и Р автомобилей;
• обеспеченность производственных участков оборудованием и оснасткой в соответствии с Перечнем
контрольно-испытательного, диагностического оборудования и средств измерений (рис. 5.9.);
• наличие и соблюдение графиков планово-предупредительного ремонта (ППР) технологического
оборудования, оснастки;
• практическое выполнение непосредственным исполнителем услуг по ТО и Р автомототранспортных
средств операций, регламентированных в технологических документах.
4. Проверка метрологического обеспечения производства (процесса оказания услуг).




41
ПЕРЕЧЕНЬ
контрольно-испытательного и диагностического
оборудования, установленного на предприятии

наименование предприятия




№№ Наименование оборудования Количество Примечание




Ответственный по метрологическому
Обеспечению на предприятии-заявителе_____________________________________________

Рис. 5.9. Форма перечня контрольно-испытательного и
диагностического оборудования, установленного на предприятии-заявителе

Данная проверка осуществляется до начала проверки (испытаний) результатов оказания сертифицируемых
услуг по ТО и Р автомототранспортных средств. При проверке устанавливают:
• наличие ответственного по метрологии, обеспечивающего контроль за состоянием и применением средств
измерений (СИ) и контрольно-диагностического оборудования (КДО);
• учет СИ и КДО;
• наличие и ведение графиков государственной и ведомственной поверок СИ и КДО, контроль за их
выполнением;
• обеспеченность технологических процессов СИ и КДО в соответствии с технологической документацией на
ТО и Р автомототранспортных средств;
• соответствие применяемых СИ и КДО по классу точности и пределам измерений;
• наличие действующих клейм, свидетельств, отметок в паспортах или аттестатах, удостоверяющих
своевременность поверки или аттестации СИ и КДО, отраженных в документе «Состояние средств измерений,
испытательного и диагностического оборудования, выборочно взятых для контроля на предприятии-заявителе»
(рис. 5.10.)
5. Проверка запасных частей и материалов, используемых на предприятии-заявителе, при ТО и Р
автомототранспортных средств. В ходе данной проверки устанавливается наличие паспортов, сертификатов или
ярлыков на запасные части и материалы, выданных предприятиями-изготовителями, подтверждающих их
соответствие существующим требованиям.
6. Проверка качества основных организационных элементов процесса предоставления услуг. В ходе данной
проверки устанавливается:
• соблюдение предприятием-заявителем правил и порядка предоставления заказчикам необходимой и
достоверной информации о предприятии и оказываемых им услугах (в соответствии с
законодательными актами и нормативными документами);
• соблюдение предприятием-заявителем установленного режима работы;
• соблюдение исполнителем сертифицируемых услуг сроков исполнения услуг, оговоренных в договорах
(наряд-заказах) между исполнителем и заказчиком (потребителем) услуги;
• соблюдение установленных в нормативных документах правил приемки транспортных средств в ТО и Р и
выдачи обслуженных и отремонтированных транспортных средств заказчику;
• наличие претензий заказчиков к качеству исполненных услуг по сохранности и комплектности
автомобилей, принятых на ТО и Р.
7. Проверка соответствия автомобилей, прошедших ТО или Р, требованиям нормативной и технико-
технологической документации на сертифицируемые услуги. Данная проверка осуществляется путем проведения
оценки соответствия результатов оказания конкретного вида услуг требованиям нормативных документов на
предприятии-заявителе с использованием технологического и контрольно-измерительного оборудования заявителя. Для
проведения испытания отбирают автомобили, прошедшие ТО или Р и принятые службой, ответственной за
обеспечение качества услуг (рис. 5.11.). Результаты проверки оформляются протоколом испытаний (рис. 5.12.)



42
СОСТОЯНИЕ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, ИСПЫТАТЕЛЬНОГО И
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ВЫБОРОЧНО ВЗЯТЫХ ДЛЯ КОНТРОЛЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ-ЗАЯВИТЕЛЕ


Количество средств измерений Признаны непригодными к применению

Процент
непригодных по
Всего
Наименование видам
неверных по непригодных к
видов средств измерений из
общее проверенных
отобранных с истекшим результатам применению
количество по из числа неисправных числа
для проверки сроком инспекцион-
предприятию отобранных отобранных
ной проверки




43
Подписи проверяющих членов комиссии ______________________________________ _______________________________________

______________________________________ ________________________________________

Подписи представителей предприятия-заявителя _______________________________ _______________________________________

_______________________________ _______________________________________




Рис. 5.10. Форма состояния средств измерений, испытательного и диагностического оборудования, выборочно взятых для контроля на
предприятии-заявителе
конкретного вида услуг требованиям нормативных документов на предприятии-заявителе с использованием
технологического и контрольно-измерительного оборудования заявителя. Для проведения испытания отбирают
автомобили, прошедшие ТО или Р и принятые службой, ответственной за обеспечение качества услуг (рис. 5.11).
Результаты проверки оформляются протоколом испытаний (рис. 5.12).

АКТ
отбора образцов транспортных средств,
прошедших техническое обслуживание или ремонт

на предприятии ____________________________________________________________________________________
Комиссия в составе _______________________________________ ________________________________________
_______________________________________ ________________________________________
_______________________________________ ________________________________________
отобрали образцы транспортных средств, характеризующих качество ТО и Р, для проверки их соответствия
требованиям ГОСТ, ТУ и другой нормативной документации.


Наименование образцов Количество Государственный
Вид услуг Дата окончания
транспортных средств, отобранных образ- знак транс-
017... ТО или Р
прошедших ТО или Р цов портного средства




Подписи членов комиссии __________________________________ __________________________________
__________________________________ __________________________________

Рис. 5.11. Форма акта отбора образцов




44
ПРОТОКОЛ
испытаний результатов услуг по техническому
обслуживанию и ремонту автотранспортных средств

1. Предприятие-исполнитель услуг _____________________________________________________________
2. Наименование и код услуг – 017_________________________________________________________
3. Испытания проводились на контрольно-диагностическом оборудовании предприятия.
4. Испытуемый образец ________________________________, гос. №____________________________
Исполнитель ____________________________________________________________________________
5. Характеристики (показатели) работы _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6. НД на испытания ______________________________________________________________________
7. Наименование и тип применяемых средств измерений_______________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

Параметры, свойства,
Требования по НД Результаты испытаний
характеристики
1 2 3




Замечание_________________________________________________________________________

Заключение: отклонений результатов испытаний от требований НД не выявлено (выявлено).
Выполненная работа соответствует (не соответствует) НД.

Члены комиссии ________________________ ____________________________________________
________________________ ____________________________________________

"_____" ____________________________ г.


Рис. 5.12. Форма протокола испытаний результатов услуг по ТО и Р автотранспортных средств


Отчет о проверке - акт проверки процесса предоставления услуг по ТО и Р автомобилей (акт проверки
мастерства исполнителей), акт отбора образцов и протоколы испытаний хранятся в ОСУ не менее срока действия
сертификата соответствия.
Основной целью проверки предприятий-заявителей, претендующих на сертификацию состояния производства,
является обследование и анализ фактического материала, достаточного для объективности оценки и последующей
сертификации состояния производства.
На основании результатов анализа предварительной оценки состояния производства предприятия-заявителя
(заявки, анкеты-вопросника) комиссия (или главный эксперт-аудитор, аттестованный на сертификацию систем
качества) формирует программу проверки, которая представляется заявителю для ознакомления до начала
проверки. ОСУ, при необходимости, может послать своего представителя для проведения предварительной оценки
состояния производства на месте у предприятия-заявителя. Оплата проведения работ по этому этапу
осуществляется предварительно и учитывается при составлении договора.
Программа проверки в общем виде соответствует программе, изложенной выше и касающейся оценки
процесса оказания услуг. Кроме этого в программе указывается:
• наименование проверяемых элементов производственной системы;
• закрепление экспертов-аудиторов, консультантов по отдельным элементам производства и по проверке
отдельных структурных единиц предприятия-заявителя;
• примерные сроки проведения каждого из основных мероприятий проверки.
Собственно проверка состоит из сбора фактического материала путем:
• изучения документов;
• обследования условий и процессов предоставления услуг и мероприятий по обеспечению их качества в
проверяемых элементах производства.
Все наблюдения, сделанные в ходе проверки, должны быть документированы.
Изучению и оценке подлежат следующие документы состояния производства:
45
• политика в области качества;
• руководство по качеству;
• программа качества;
• методики контроля за качеством оказываемых услуг;
• протоколы качества.
На основании результатов анализа фактического материала по проверке устанавливается соответствие
(несоответствие) производства проверяемого предприятия требованиям соответствующего Государственного или
международного (МС/ИСО 9001-МС/ИСО 9004) стандарта и способности производственной системы
обеспечивать стабильность процесса оказания услуг по ТО и Р автомобилей.
Несоответствия должны быть определены в терминах конкретных требований стандарта или других
относящихся к данному вопросу документов, в соответствии с которыми проводилась проверка. Все наблюдения,
свидетельствующие о несоответствиях, должны быть признаны проверяемым предприятием.

5.4. Порядок сертификации услуг по
перевозке пассажиров автомобильным транспортом

В настоящем параграфе рассматривается порядок сертификации услуг по перевозкам пассажиров
автомобильным транспортом (далее услуг), проводимой органом по сертификации услуг (ОСУ) в Системе
сертификации услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом. Перечень услуг, подлежащих
обязательной сертификации и сертифицируемых ОСУ, и нормативных документов, регламентирующих
технические требования к услугам и методы испытаний результатов предоставления услуг, содержит приложение к
аттестату аккредитации ОСУ. Рассматриваемый порядок в значительной степени сходен с порядком сертификации
услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Вместе с тем, имеются
существенные отличия. Рассмотрим эти отличия.

Рассматриваемая процедура основывается на положениях Руководств ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 27, 28, 40 и
документов соответствующей Системы сертификации ГОСТ Р. Используемые понятия, термины и их определения
соответствуют Законам Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О
сертификации продукции и услуг», Руководству ИСО/МЭК 2 и стандарту ИСО 8402.
Основная особенность состоит в том, что в рассматриваемой системе могут использоваться другие схемы
сертификации. Эта особенность определена документом «Система сертификации ГОСТ Р. Система
сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Временный порядок проведения ра-
бот». Содержание схем сертификации приведено в табл. 5.2.

5.2. Схемы обязательной сертификации услуг по перевозке
пассажиров автомобильным транспортом

Номер
Инспекционный контроль
схемы Оценка выполнения работ, оказания Выборочная проверка
сертифицированных работ и
серти- услуг результатов услуги
услуг
фикации
2 Оценка процесса выполнения работ, Проверка (испытания) Контроль процесса
оказания услуг результатов работ и выполнения работ,
услуг оказания услуг
3 Анализ состояния производства Проверка (испытания) Контроль состояния
результатов работ и производства
услуг

Схема 2 применяется, как правило, при сертификации небольших и средних предприятий (от 1 до 30-ти
человек, занятых в сфере основного производства), в которых ответственность за качество и безопасность услуг
либо в полном объеме возлагается на непосредственных исполнителей услуг, либо, при наличии двух-,
трехуровневой структуры управления, существует распределение ответственности за качество и безопасность
оказания услуг. Отдельные составляющие процесса могут иметь различных ответственных исполнителей. Процесс
оказания услуг основан, как правило, на использовании документированных процедур (технологические
инструкции, паспорта маршрутов и т.п.).
«Оценка оказания услуг» по схеме 2 осуществляется посредством оценки процесса оказания услуг.
Оценка процесса оказания услуг производится путем оценки возможностей исполнителя осуществлять
конкретный процесс оказания услуги в соответствии с установленными требованиями.
Оценка процесса оказания услуг производится путем оценки возможностей исполнителя осуществлять
конкретный процесс оказания услуги в соответствии с установленными требованиями.
Оценка процесса оказания услуг предусматривает проверку:
• обеспеченности процесса нормативными и техническими документами;
46
• обеспеченности процесса необходимыми техническими средствами, подвижным составом,
оборудованием, оснасткой и т.п.;
• соответствия квалификации, опыта работы, и иных профессиональных характеристик персонала
требованиям, установленным в нормативных и технических документах.
При этом в протоколах (актах) фиксируются основные параметры оцениваемого процесса оказания услуги,
которые являются ограничениями на область действия сертификата соответствия. В качестве параметров могут
выступать: технологии или отдельные элементы процесса оказания услуги, маршруты; виды применяемого
подвижного состава, технического обеспечения и оснащения процесса оказания услуги; требования к
квалификации, опыту работы, иным профессиональным характеристикам персонала и др.
Схема 3 применяется в большинстве случаев для крупных предприятий (с числом занятых в сфере основного
производства более 30 человек), имеющих, как правило, многоуровневую структуру управления и распределения
ответственности, использующих документально оформленные процессы оказания услуг, а также располагающих
организационно-техническими и кадровыми ресурсами для проектирования процесса оказания услуг.
«Оценка оказания услуг» по схеме 3 осуществляется посредством анализа состояния производства.
Анализ состояния производства осуществляется путем оценки возможностей исполнителя стабильно
проводить весь комплекс работ, связанных с оказанием услуги, с учетом возможностей проектирования процесса
оказания услуги или его отдельных параметров.
При этом оценивается:
• обеспеченность заявителя должными процедурами, кадрами, способными осуществлять проектирование
процесса оказания услуги или его отдельных параметров;
• процесс оказания услуги в соответствии с процедурами оценки процесса, осуществляемыми по схеме 2.
При сертификации по данной схеме за счет подтвержденных возможностей исполнителя проектировать
процесс оказания услуги или его отдельные параметры, ограничения на деятельность исполнителя в рамках
сертифицированной услуги, как правило, менее жесткие, чем при сертификации по схеме 2.
Вторая особенность вызвана технологическими особенностями рассматриваемого процесса. Она состоит в
отражении различных видов информации в документах специальной формы. К таким документам относится
анкета-вопросник, форма которой приведена на рис. 5.13.

АНКЕТА-ВОПРОСНИК
1. Предприятие __________________________________________________________________________
2. Руководитель__________________________________________________________________________
3. Юридический адрес предприятия и телефон руководителя ___________________________________
_______________________________________________________________________________________
4. Основные направления деятельности предприятия__________________________________________
5. С какого времени предприятие занимается перевозками автомобильным транспортом____________
_______________________________________________________________________________________
6. Адрес и телефон службы автомобильных перевозок_________________________________________
_______________________________________________________________________________________
7. Коды услуг (ОКУН), предназначенных для сертификации____________________________________
8. Сотрудник, ответственный за сертификацию, и его телефон__________________________________
_______________________________________________________________________________________
9. Имеется ли сертификат соответствия на систему ТО и Р подвижного состава ___________________
10. Характеристика условий хранения подвижного состава_____________________________________
11.Подвижной состав, применяемый для выполнения сертифицируемых услуг (с указанием типа)
_______________________________________________________________________________________
12. Краткие сведения о структуре системы эксплуатации автомобильного транспорта на предприятии
(имеются ли инженер по БД, медпункт, отдел эксплуатации и т.д.) ______________________________
13. Имеется ли на предприятии нормативная документация на сертифицируемые услуги (ГОСТы, РД,
ТУ, РТМ и т.д.) _________________________________________________________________________
14. Наличие паспортов на маршруты перевозок, актов обследования маршрутов и другой
документации по перевозкам пассажиров ___________________________________________________
15. Наличие контроля технического состояния автобусов при выпуске на линию и на линии ________
16.Численность и квалификация водительского состава, выполняющего сертифицируемые услуги
_______________________________________________________________________________________
17. Наличие предрейсового медицинского контроля и инструктажа _____________________________
18.Исполнительные руководители и специалисты, их квалификация (Ф.И.О, образование, занимаемая
должность, повышение квалификации) _____________________________________________________
19.Оснащенность подвижного состава (схемы опасных участков на маршруте, аптечка, огнетушитель,
указатель маршрута и т.д.) ________________________________________________________________
Руководитель предприятия _________________________ _____________________________________
"____"______________________________г.

Рис. 5.13. Форма анкеты-вопросника при сертификации услуг по перевозке пассажиров
47
автомобильным транспортом




48
Приложение к анкете-вопроснику



Маршрут движения



Оснащенность Подвижной
состав,
закрепленный Норматив
за ная и
Параметр
остановка-
№ маршрутами, техническ
ы графика
ми,
Общая
ОКУН модель, ая
средствами средствами движения
стоянками,
характе- государственн документа
поддержа- регулиро-
автостан-
ристика ый номер ция
нию рабо- вания
циями, автотранспорт
тоспособ- дорожного
пунктами ного средства
ности движения и
для приема
подвижного безопасност
пищи и
состава и движения
отдыха
водителей




49
1 2 3 4 5 6 7 8




"______" ___________________ г. Руководитель предприятия ________________ ____________________



Рис. 5.13. Продолжение
5.5. Методика оценки процесса предоставления
услуг по перевозке пассажиров
автомобильным транспортом

В настоящем параграфе рассматриваются основные положения методики оценки процесса предоставления
услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом. Данная методика является регламентацией объектов
и процедур проверки (аттестации) процесса предоставления услуг, анализа состояния производства и правил
принятия решения. Значительная часть рассматриваемой методики имеет принципиальное сходство с аналогичной
методикой по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.
Однако в силу специфики рассматриваемого процесса из-за его технологического своеобразия настоящая методика
имеет существенные отличия. Поэтому в настоящем параграфе рассмотрены только специфические моменты
методики.
Для проведения сертификационных работ по оценке процесса перевозки пассажиров автомобильным
транспортом субъект должен содержать подвижной состав в надлежащем техническом состоянии. Для достижения
такого положения ему необходимо располагать сертифицированной системой технического обслуживания и
ремонта автомототранспортных средств. Причем такая система может быть в структуре претендента либо на
стороне.
Проверка процесса осуществляется комиссией экспертов-аудиторов, специалистов, компетентных в области
систем качества, технологии перевозок пассажиров автомобильным транспортом, контроля качества и проверки
сертифицированной услуги из числа сотрудников органа по сертификации услуг, включающей, при
необходимости, специалистов в определенных конкретных областях знаний.
Основной целью проверки процесса предоставления услуг по перевозкам пассажиров автомобильным
транспортом является сбор и анализ фактического материала, необходимого для объективной оценки процесса
предоставления сертифицируемых услуг. Собственно проверка состоит из сбора фактического материала по
следующим пунктам:
1. Проверка наличия на предприятии-заявителе функционального подразделения, ответственного за
сертификацию услуг по перевозкам пассажиров на всех этапах их предоставления и осуществляющего контроль за
структурными подразделениями, обеспечивающими стабильный уровень услуг.
2. Проверка состояния и наличия документации на сертифицируемые виды услуг:
• нормативно-технической (ГОСТ, ТУ), технологической;
• методик, инструкций (руководств) по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом предприятий,
регламентирующих методы контроля.
В ходе проверки состояния технологической документации устанавливают соответствие технологической
документации по Перевозкам пассажиров автомобильным транспортом существующим нормам и требованиям.
3. Проверка соблюдения технологической дисциплины. При проверке устанавливают:
• наличие на рабочих местах водителей, исполнительных руководителей и специалистов необходимой
нормативной и технико-технологической документации на проводимые перевозки автомобильным транспортом;
• обеспеченность маршрутов движения соответствующими документами, автотранспортными средствами,
водительским со ставом, инфраструктурой для поддержания в работоспособном состоянии водителей и
подвижного состава, средствами регулирования дорожного движения и обеспечения его безопасности;
• практическое выполнение непосредственным исполнителем услуг по перевозкам пассажиров
автомобильным транспортом операций, содержащихся в технологических документах.
4. Проверка качества основных организационных элементов процесса предоставления услуг по перевозке
пассажиров автомобильным транспортом. В ходе данной проверки устанавливается:
• соблюдение предприятием-заявителем правил и порядка предоставления заказчикам необходимой и
достоверной информации о предприятии и оказываемых им услугах (в соответствии с законодательными актами
и нормативными документами);
• соблюдение предприятием-заявителем установленного режима работы;
• соблюдение исполнителем сертифицируемых услуг сроков исполнения услуг, оговоренных в договорах
(наряд-заказах) между исполнителем и заказчиком (потребителем) услуги;
• наличие претензий заказчиков к качеству исполнительных услуг.
5. Проверка результата оказания сертифицируемых услуг требованиям нормативной документации. Данная
проверка осуществляется путем проведения оценки соответствия процесса перевозки пассажиров автомобильным
транспортом на маршруте с использованием подвижного и водительского состава претендента. Для
проведения испытаний на проверяемом предприятии отбирают автотранспортные средства, выпущенные на
линию для осуществления процесса перевозок пассажиров. Результаты отбора заносят в Акт отбора образцов
(рис. 5.14.). Результаты проверки оформляются протоколом испытаний (рис. 5.15).
6. Проверка соответствия маршрутов движения требованиям НД.
По результатам исследования процесса перевозок пассажиров автомобильным транспортом составляется
соответствующий акт. Его форма приведена на рис. 5.16.
Отчет о проверке - акт проверки процесса предоставления услуг по перевозке пассажиров автомобильным
транспортом с приложением, акт отбора образцов, протоколы испытаний и другие документы хранятся в ОСУ не
менее срока действия сертификата соответствия.

50
АКТ
отбора образцов транспортных средств
для оценки результатов услуг по перевозкам
автомобильным транспортом



на предприятии ___________________________________________________________________________

Комиссия в составе: _________________________ ____________________________________________
_________________________ ____________________________________________

отобрали образцы транспортных средств, выпущенных на линию для выполнения пассажирских
перевозок, с целью проверки их технического состояния и оценки результатов услуг по перевозке
автомобильным транспортом на предмет соответствия требованиям нормативной и технологической
документации.

Государ-
Наименование
ственный
образцов Вид Ф.И.О. Маршрут Дата
(гараж-
транспортных услуг водителя движения отбора
ный)
средств
номер




Подписи членов комиссии: _____________________________ _____________________________________

_____________________________ _____________________________________



"______"______________________________г.



Рис. 5.14. Форма акта отбора образцов




51
ПРОТОКОЛ
испытаний результатов услуг по перевозке
пассажиров автомобильным транспортом

1. Предприятие-исполнитель услуг __________________________________________________________
2. Наименование и код услуг ______________________________________________________________
3. Испытания проводились на:
- маршрут ______________________________________________________________________________
- автобус: модель _____________________, гос. № ________________________________________________
- водитель______________________________________________________________________________
- кондуктор ____________________________________________________________________________
Осуществлялась перевозка ________________________________________________________________
4. Характеристики (показатели) работы:
Соответствие параметров, характеризующих качество выполненных перевозок, требованиям
нормативных и технических документов ____________________________________________________
5. Нормативная и технологическая документация для оценки результатов услуг __________________
6. Результаты оценки:

Параметры, свойства, характеристики Требования по НД Результаты оценки
1 2 3




7. Выявленные отклонения _______________________________________________________________

Заключение: отклонений результатов испытаний от требований НД не выявлено (выявлено).
Выполненная работа соответствует (не соответствует) НД.

Члены комиссии:__________________________ ____________________________________________
__________________________ ____________________________________________


"_____"_________________________г.


Рис. 5.15. Форма протокола испытаний результатов услуг
по перевозке пассажиров автомобильным транспортом




52
АКТ
проверки процесса предоставления услуг по перевозке
пассажиров автомобильным транспортом
1. Информация по заявке на сертификацию услуг по перевозкам автомобильным транспортом.
1.1. Регистрационный номер заявки, дата регистрации ________________________________________
1.2. Наименование заявителя (Ф.И.О.)______________________________________________________
1.3. Адрес, телефон, факс, телекс___________________________________________________________
1.4. Фамилия, имя, отчество руководителя предприятия, тел.__________________________________
_________________________________________________________________________________________
1.5. Фамилия, имя, отчество представителя предприятия, ответственного за сертификацию услуг
________________________________________________________________________________________
1.6. Наименование, вид услуг, предназначенных для сертификации ____________________________
1.7. Наименование НД, на соответствие которой должна быть произведена сертификация услуг
________________________________________________________________________________________
1.8. Другая информация (при наличии) ______________________________________________________
2. Информация о системе контроля качества услуг на предприятии__________________________________
2.1. Перечень документов, отражающих требования к:
допуску автомобилей и водительского состава для предоставления услуг по перевозкам____________
контролю во время оказания услуг__________________________________________________________
приемке автомобилей и водительского состава после завершения предоставления услуг по
перевозкам _____________________________________________________________________________
2.2. Охватывают ли в достаточной степени испытания и контроль, проводимые в соответствии с п.
2.1, все критические этапы процесса перевозок, чтобы обеспечить постоянное соответствие
сертифицированных услуг требованиям соответствующей НД (да, нет) ___________________________
2.3. Предпринимаются ли меры в отношении применяемых автотранспортных средств,
водительского состава, маршрутов движения и других элементов сертифицируемых услуг в
случае, когда в ходе проверки и контроля (инспекции), обнаруживается их несоответствие НД в
такой степени, что конечная услуга может не соответствовать требованиям стандарта (да, нет)
Имеется ли какой-либо документ по этому вопросу? Если "да", то указать его номер _______________________
Если "нет", описать применяемые меры. Отметить, удовлетворительны ли эти меры ___________________
2.4. Обеспечивает ли система контроля качества услуг проведение необходимых проверок и контроля
устранения выявленных недостатков при оказании услуг (да, нет)_________________________________
2.5. Есть ли независимый контроль правильности проведения проверок, предпринимаемых мер,
упомянутых в пп. 2.2, 2.3, 2.4, и наличия необходимых документов (да, нет)________________________
2.6. Какие проверки проводятся для определения соответствия сертифицируемых услуг НД_________
2.7. Хранятся ли транспортные средства должным образом (да, нет)______________________________
3. Выводы комиссии __________________________________________________________________________
3.1. Мнение комиссии о результатах аттестации процесса перевозок автомобильным транспортом
(обвести соответствующий пункт):

Сведения о недостатках Рекомендуемые меры
1. Недостатков нет Услуги предприятия допускаются к сертификации.
Требуется периодический надзор
2. Имеется ограниченное число Услуги предприятия допускаются к сертификации,
несущественных недостатков отмеченные недостатки должны быть устранены к
первому инспекционному контролю. Требуется
периодический надзор
3. Имеется большое число несущественных Предприятие должно выполнить корректирующие
недостатков действия. Сертификация услуг может быть проведена
после проверки их выполнения и рассмотрения
разногласий
4. Обнаружены принципиальные (серьезные) Сертификация не разрешена. Требуется повторная
недостатки инспекция после выполнения предприятием коррек-
тирующих мероприятий

4. Указать недостатки, отмеченные в результате проверки предприятия, и объяснить их исполнителю
услуг. Если возможно, указать, какие корректирующие действия должен выполнить исполнитель.
Какие корректирующие действия предполагает выполнить исполнитель ____________________________
Общие замечания_____________________________________________________________________________
Указать любые замечания, не включенные в предыдущие пункты ________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Рис. 5.16. Форма акта проверки процесса предоставления

53
услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом
Подписи членов комиссии: __________________ ________________________________________________
__________________ ________________________________________________

"___" ___________________20___г.

Фамилия доверенного представителя
предприятия-заявителя, получившего копию
отчета о результатах аттестации производства _________________ __________________

"___"____________________20___г.


Рис. 5.16. Продолжение


6. Документация в системе качества

Специалисты - представители авторитетнейших зарубежных фирм, осуществляющих подготовку к
сертификации и проведение сертификации систем качества, и обучающих российских специалистов, всегда
обращают внимание на такие особенности формулировок стандартов.
1. Обязательность или необязательность определенного требования. Оказывается, что некоторые требования -
менее жесткие, чем в российских стандартах (в частности, это относится к метрологическому обеспечению, для
которого предельная жесткость формулировок ГОСТ общеизвестна). Безусловная обязательность формулируется
при отсутствии специальных оговорок такими словами: «поставщик должен». В противоположность этому в ряде
пунктов встречается условное наклонение «... если это оговорено в контракте...», «...если это является установ-
ленным требованием...»
2. По поводу некоторых пунктов стандартов ИСО говорится, что они применяются наряду с российскими,
причем в соответствии с принятыми принципами, в случае прямых расхождений приоритет отдается
международным. Но часто требования национальных и международных стандартов дополняют друг друга.
3. Часто в разных пунктах встречается такой текстовой блок: «поставщик должен разработать, документально
оформить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры...», «...процедуры должны быть определены и
документально оформлены...», «...документально оформленный анализ результатов...», «... должны быть
зарегистрированы...» и т.п. В самом стандарте нет шаблонов для соответствующих документов, однако в
специальных лекционных курсах они воспроизводятся.
4. Во многих пунктах стандарта прямо или косвенно имеет место ориентация на проверки и аудит.
5. Одна из идей, которая проходит насквозь через многие пункты, заключается в том, чтобы ответственность
по всем функциям была вполне определенной, и по ответственности была полная прослеживаемость.
6. Во всех разделах отчетливо видна безоговорочная вера правильно оформленному документу.
Предполагается, что содержание любого документа, безукоризненного по форме, истинно.
Из всего перечисленного видно, какое большое значение придается правильно налаженному
делопроизводству. Опыт показывает, что при всех проверках контролируется в первую очередь делопроизводство.
Естественно задать вопрос: дает ли идеально поставленное делопроизводство гарантии правильной работы самого
производства и эффективности функционирования системы качества? Очевидно, что таких жестких гарантий нет и
быть не может. Однако справедливо обратное: при беспорядке в ведении документации (что контролирующие
специалисты легко устанавливают) скорее всего нет порядка и на самом производстве, поэтому не может быть
стабильного качества. Таким образом, формальное удовлетворение требованиям стандартов ISO серии 9000 можно
рассматривать, как необходимое, хотя очевидно и недостаточное условие эффективного управления качеством.
К специалистам по качеству предъявляются в первую очередь требования знания в совершенстве форм
документов по качеству и умения составлять такие документы в соответствии с установленными правилами. При
этом однако, не навязываются конкретные формы, иногда даже подчеркивается, что формы могут быть
произвольными. Это, как кажется, противоречит отечественным государственным стандартам, в примечаниях к
которым часто встречаются прямые указания типа: «Данный пункт следует излагать в редакции:…». В
действительности, как отмечалось выше, комментаторами стандартов ISO серии 9000 предлагаются определенные

<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>