<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

А если рядом с мешками набор строительных кирпичей 150—200 штук (из
досок, размером 4 0 x 8 0 x 1 6 0 мм), то маленькие архитекторы и строители могут
фантазировать, сколько угодно, и любую свою фантазию, любой проект тут же
воплотить во дворец, в башню высотой до потолка или в космический корабль.
Но, продолжая расширять набор развивающих игр и игрушек, нельзя забывать,
что мы улучшаем этим действие всего лишь одного из факторов, развивающих
творческие способности ребенка. А факторов этих довольно много.
И раннее включение в работу как можно большего числа разных врожденных
рефлексов (хватательного, опорного, шагового, ползания и т.д.), и большая сво­
бода для познания мира, когда ползунка не запирают в тесной кроватке или в ма­
неже, а позволяют ему ползать по всей квартире, и спортивный комплекс в комна­
те, и раннее овладение чтением и письмом, и молоток и гвозди с 2-летнего воз­
раста. И, чтобы охватить и пустить в дело как можно больше этих факторов мало
будет создать идеальную детскую комнату на ВДНХ, хотя бы в ней и был уставов-
лен лучший спортивный комплекс, собраны все развивающие игры и пособия и
сделан рабочий уголок с тисками, инструментами, материалами для работы детей
и взрослых.
В такой комнате родители смогут только увидеть, как мало они до сих пор
заботились о развитии детей. Но, для того чтобы исправить свои промахи, нужно
нечто более серьезное и — главное — глубокое знакомство родителей с методами
нетрадиционного воспитания. А откуда они могут узнать о них?
Пока не было книг, родители просто шли в семью Никитиных за «опытом
воспитания». Поток этот исчислялся сначала десятками, потом сотнями, а после
выхода книги «Мы и наши дети» (1979 г.) перевалил за тысячу человек в год. И мы
принимали всех сначала у себя, потом дома стало тесно, перешли в школу, а теперь
в первое воскресенье месяца приезжают люди из разных городов в п. Балашиха
Московской области, ул. Солнечная, 9 (и школа № 25), где творческое объеди­
нение «Созидание» создало консультационный «Центр Никитиных». Назрела
необходимость создать «Центр народного опыта воспитания» и направить туда
этот живой поток родителей, хотя, конечно, это дело Академии педагогических
наук, если бы она следила за общественным пульсом.
Значит, нужны:
большой зал (на 500—600 мест) для лекций, бесед, диспутов, с кино- и видео­
аппаратурой;
современная детская комната с ее идеальным оборудованием и возможностями
получить консультацию по любым вопросам воспитания;
отдельная игровая комната для детей дошкольного возраста, тоже со спортив­
ным комплексом, столами с развивающими играми и пособиями, где будут играть
малыши, пока родители будут заняты;
рабочая комната (мастерская) с верстаками, инструментами и материалами
для взрослых, где можно делать детали спорткомплекса, копии игр, пособий, рисун­
ков-заданий, фотографировать, зарисовывать, записывать на магнитофон и т. п.;
библиотека по нетрадиционному воспитанию с рукописями и книгами новато­
ров не только на стендах, но и для чтения, конспектирования;
фотолаборатория и светокопировочная комната с множительной аппаратурой,
чтобы обеспечивать посетителей необходимыми рукописями, конспектами, фото­
копиями;
киоск, организованный на кооперативных началах, для обслуживания Центра
и его посетителей.
Когда родится такой Центр, когда у него появятся средства, связь его с мас­
сами станет на деловую основу и родителям, придумавшим новую развивающую
игру, не надо будет искать завод-изготовитель, ее сразу оценят по достоинству и в
Центре, где, как мечтает автор, будет сначала организовано конструкторское бюро
игрушек, а потом и опытный завод. Тогда дело развития творческой стороны
интеллекта малышей получит размах, о котором он много лет мечтал.
Содержание

О чем эта книга 5 Непринужденная обстановка 31
Немного теории 7 Когда игры себя исчерпают? —
Что такое творческие способности? 8 Правила игры 32
Кому нужны творческие способности? . . . 9 Описание развивающих игр 34
Щедра ли природа на таланты? 10
Сложи узор (СУ) 35
Не упустите самое благоприятное время . . 11
Рамки и вкладыши Монтессори (М) 53
Как надо развивать творческие способности 13
Уникуб (У) 61
Что такое развивающие игры 17
Обезьянка 82
Вы покупаете игру или игрушку. Для чего?. . 18 План и карта 85
Социальный заказ на... детские игрушки . . — Сложи квадрат (СК) 89
Требуются игры нового типа! 19 Внимание (В, ВУ) 95
Сущность и особенность развивающих игр . 20 Внимание — угадайка (ВУ) 99
Приглашаем папу и маму к творчеству . . 21 Таблица сотни 103
Точечки (Т) 107
Как играть с детьми 22
Часы (Ч) 112
Радоваться успехам, но не захваливать . . . 24
Термометр 115
Ни пресыщения, ни принуждения! 25
Кирпичики (К) 118
Самостоятельно — без подсказки! А как
Кубики для всех (KB) 128
быть с ошибками? 26
КБ САМ (Конструкторское Бюро Само­
Насильно мил не будешь, а запретный
стоятельного Активного Мышления) . . . 138
плод сладок 27
Дроби (Д) 148
С какой игры начинать? 28
Таблица Пифагора 152
По воле «волн* 29
Узелки 156
Метод «ледокола», или шаг назад — два шага
Заключение 158
вперед 30
С помощью сказки и без нее —




Учебное издание
НИКИТИН БОРИС ПАВЛОВИЧ
СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА, ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Зав. редакцией Л. А. Соколова, редактор Л. Г. Фронина, младший редактор М. И. Ерофеева,
художники А. Л. Кашеков, С. Ф. Лухин, художественный редактор Е. А. Михайлова, техничес­
кий редактор Т. Е. Молозева, корректор Л. Г. Новожилова.
ИБ № 13967

<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ