стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

С. Т. Никольская




ТЕХНИКА РЕЧИ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ЛЕКТОРОВ)




ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ»
Москва 1978
Никольская С. Т.
Н64 Техника речи (Методические рекоменда­
ции и упражнения для лекторов.) М., «Зна­
ние», 1978.
80 с. (Методика лекторского мастерства и оратор­
ского искусства).
В помошь лекторам, преподавателям, огромной армии про­
пагандистов н агитаторов, всем, чья работа непосредственно
связана с публичной речью, автор предлагает комплекс учеб­
но-тренировочных упражнений для развития речевого (фона­
ционного) дыхания, голоса, хорошей дикции и правильного
произношения. Предлагаемый тренаж поможет рационально ис­
пользовать голосообразоьательный аппарат, предохранить его
от перегрузок и заболеваний. Сообщаемые здесь сведения о
культуре речи, интонационно-выразительных средствах звуча­
щей речи помогут полнее овладеть искусством живого слова.

60801-029
Н 78-78 808.5
073(02)-78




(С) Издательство «Знание», 1978 г.
В работе лекторов, пропагандистов, агитаторов важ­
нейшим средством воздействия на слушателей является
живое слово. В связи с этим постоянно растут требова­
ния к качеству устной речи как со стороны содержания,
так и со стороны формы, которая во многом определя­
ется техникой речи. От хорошо поставленного голоса, от
ясной и правильной речи в значительной мере зависит
успех передачи содержания, направленного не только к
разуму, но и к чувствам слушателей. Вот почему овла­
дение искусством речи для многих категорий работни­
ков становится жизненной необходимостью. Но «всяко­
му искусству предшествует техническое мастерство», —
говорил Гёте. Поэтому для каждого профессионала речи
речевая техника является первой ступенью в овладении
подлинным искусством публичного выступления, ибо не­
возможно передать всю глубину содержания, эмоцио­
нальное и эстетическое богатство речи, если голос мо­
нотонен, не развит, а произношение невнятное и орфо­
эпически неправильное.
Основываясь на современных данных в области пси­
хологии, физиологии, анатомии, педагогики, лингвисти­
ки, С. Т. Никольская в популярной форме предлагает
комплекс тренировочных упражнений для развития ре-
чевого дыхания и голоса, дикции и правильного произ­
ношения. Курс техники речи в течение ряда лет препо­
дается ею в Институте повышения квалификации пре­
подавателей общественных наук при Московском госу­
дарственном университете им. М. В. Ломоносова.
Работа очень своевременна и с интересом будет вос­
принята каждым, кто имеет дело со звучащим словом.


Действительный член АПН СССР,
доктор филологических наук, профессор
Н. М. Ш а н с к и й
Введение

Лекционная пропаганда является одной из самых
массовых и оперативных форм идеологической деятель­
ности партии. «Сила нашего строя, — говорил на XXV
съезде КПСС Л. И. Брежнев, — в сознательности масс.
И партия считает своей постоянной заботой воспитание
коммунистической сознательности, готовности, воли и
умения строить коммунизм» 1. Выполнению этой задачи
посвящают партийные пропагандисты свои знания, уме­
ния и мастерство. Чтобы выполнить свою задачу и до­
нести до масс пламенное партийное слово, оратор дол­
жен обладать значительным диапазоном разнообразных
знаний, умений и навыков, составляющих профессио­
нальное мастерство лектора. Это умение подготовить
речь в соответствии с законами композиции, логики и
психологии; это знание аудитории, учет ее специфики
для установления контакта с нею и управления ею во
время выступления; это умение вести спор и отвечать
на вопросы слушателей; это, наконец, хорошее владение
речевой техникой.
В этой книге рассказано о технической стороне зву­
чащей речи — о постановке дыхания, голоса, выработке
хорошей дикции и правильного произношения, а также
об интонационно-выразительных средствах грамматики.
Практическое овладение техникой речи дает возмож­
ность лектору выражать свои мысли правильным и яс­
ным языком, гибким и звучным голосом, способным при­
влечь внимание слушателей, воздействовать не только
на их сознание, но и на чувства, воображение, волю.
Такая речь — уже искусство. Чтобы овладеть им, необ­
ходимо настойчиво, шаг за шагом осваивать речевое
мастерство. Однако не так уж редки случаи, когда лек­
торы, особенно начинающие, не могут в достаточной
1
Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 71.
4
мере передать свои знания слушателям только потому,
что не обучены искусству, КАК говорить. ЧТО гово­
рить, оратору подскажет всестороннее знание предмета
и запросов аудитории, владение марксистско-ленинской
методологией. А вот как говорить, этому учит искусство
речи.
Несмотря на то, что в лекционной работе все шире
применяются технические средства (кино, диапроекция,
звуковоспроизводящая аппаратура) и разнообразные
виды наглядности (графики, диапозитивы, макеты
и т. п.), живое слово остается главным оружием, глав­
ной действующей силой и важнейшим элементом всей
нашей системы пропаганды и образования. Отсюда осо­
бое внимание к звучанию слова, к его произношению,
внимание к дикции, ибо четкая, ясная, правильная речь,
когда каждое слово выражает чувства, волю, а звучный
и гибкий голос передает все оттенки мысли, совершенно
необходимы для лектора, преподавателя, для каждого,
кто говорит публично. Речь вялая, монотонная затума­
нивает содержание лекции и не воспринимается слуша­
телями. М. И. Калинин говорил: «Ошибочно думать,
что самое главное — это чтобы лектор сумел преподать
суть вопроса и не обращал внимания на форму препо­
давания. Я могу вам говорить самые умные речи, но
если они будут скучно изложены, то вы их не восприме­
те» 2.
Не менее важен и вопрос о научной организации
труда лекторов для предупреждения и устранения про­
фессиональных заболеваний. Не так уж редки случаи,
когда после нескольких лет напряженного и неумелого
пользования голос становится бесцветным, хриплым и
потому хуже воспринимается слушателями, быстро утом­
ляя их и зачастую даже раздражая и настраивая против
говорящего и его речи. В связи с этим встает вопрос о
введении для лекторов и других работников речевых
профессий специального курса техники речи с привлече­
нием фониатров, ларингологов, преподавателей по тех­
нике речи.
Огромное значение слову как орудию мысли и поз­
нания придавалось еще в античной риторике. Демокрит
говорил о звукослуховом восприятии речи как факторе
познания действительности. В древнегреческом красно-
2
М. И. К а л и н и н. Избр. произв., т. 2. М, 1960, с. 131.

5
речии говорить короткими фразами считалось так же
нежелательно, как и длинными периодами. Стиль дол­
жен соответствовать предмету разговора. Если речь
многословна или слишком сжата, если она высокопар­
на или, наоборот, стиль ее слишком низок, то она не
достигнет цели и не будет воспринята слушателями.
Первый труд по теории красноречия «Риторика» был
написан Аристотелем около 330 года до н. э.
Становление теории русского ораторского искусства
связано с именем М. В. Ломоносова. Его «Краткое ру-
ководство к красноречию» (1748 г.) написано прекрас­
ным языком, просто, ясно и предельно лаконично. Не­
мало внимания вопросам красноречия уделяли русские
писатели, считая его неотъемлемой частью национальной
культуры. Н. В. Гоголь, будучи сам прекрасным лекто­
ром, требовал от преподавателя высшей школы четкой
композиции, словесной наглядности и увлекательности
речи. Он писал: «Нельзя вообразить, не испытавши,
какое вредное влияние происходит от того, если слог
профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не
дает мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спа­
сет его самая ученость — его не будут слушать»3.
А в 1893 году А. П. Чехов в статье «Хорошая но­
вость» писал: «В сущности ведь для интеллигентного
человека дурно говорить должно бы считаться таким же
неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле
образования и воспитания обучение красноречию сле­
довало бы считать неизбежным»4.
В. И. Ленин, сам выдающийся оратор, постоянно на­
поминал, что для того, чтобы идея стала реальной силой
и овладела массами, нужна умелая агитация и пропа­
ганда. При содействии народного комиссара просвеще­
ния А. В. Луначарского почти одновременно в Москве
и Петрограде были созданы первые Институты Живого
слова. Московский вуз, вначале называвшийся Государ­
ственным институтом декламации (ГИД), впоследствии
развернулся в Государственный институт слова (ГИС)
с четырьмя факультетами: декламационным, художест­
венного рассказывания, ораторским и литературно-
творческим.
На открытии Института Живого слова в Петрограде
3
Цит. по сб.: Об ораторском искусстве. М., 1973, с. 112.
4
Т а м же, с. 150.
6
в 1918 году А. В. Луначарский сказал: «Социализм не
может не позаботиться о том, чтобы рядом с физиче­
ским, умственным, этическим и эстетическим воспита­
нием человека не была забыта такая важная и касаю­
щаяся всех четырех граней жизни задача, как задача
развития речи...»5. 1919/20 учебный год института на­
чался с изучения проблем живого слова на общем отде­
лении и специальных: ораторского, театрального, сло­
весного, педагогического. В 1924 году на базе этого
института были открыты Государственные курсы техни­
ки речи, а в 1930 году — организован Ленинградский
институт агитации им. В. Володарского.
Даже в годы Великой Отечественной войны Народ­
ный комиссариат обороны организовывал сборы фрон­
товых агитаторов, где читались лекции по ряду дисци­
плин, связанных с культурой речи. Звучащее слово было
тоже оружием в борьбе с фашизмом.
В настоящее время в стране выросла огромная армия
пропагандистов, лекторов, агитаторов и политинформа­
торов. Это ученые, специалисты народного хозяйства,
передовики и новаторы производства, работники просве­
щения и здравоохранения, деятели культуры и искусст­
ва. Выступая перед трудящимися, они разъясняют мате­
риалы XXV съезда КПСС, разработанные партией зада­
чи ленинской внутренней и внешней политики, мобили­
зуют советских людей на их выполнение. «Большие за­
дачи, стоящие перед обществом «Знание», — говорится
в приветствии ЦК КПСС VII съезду Всесоюзного Обще­
ства, — требуют неуклонного повышения идейно-теоре­
тического уровня, совершенствования организации,
улучшения форм и методов лекционной пропаганды.
Лекторы-общественники должны настойчиво овладевать
ленинским искусством политического просвещения и
убеждения масс. Необходимо, чтобы каждое выступле­
ние в аудитории, на страницах печати, по радио и теле­
видению звучало ярко и доказательно, отличалось пар­
тийной принципиальностью, высоким профессиональным
мастерством»6.
В постановлениях ЦК КПСС «О работе по подбору
и воспитанию идеологических кадров в партийной орга­
низации Белоруссии», «О мерах по улучшению подготов-

5
"Театр", 1968, № 9, с. 82—83.
6
"Правда", 1977, 26 мая.
7
ки и переподготовки журналистских кадров», «О повы­
шении роли устной политической агитации в выполнении
решений XXV съезда КПСС», «Об осуществлении Ор-
ским горкомом КПСС комплексного решения вопросов
идейно-воспитательной работы» широко поставлен воп­
рос о цельной системе работы с идеологическими кад­
рами, о повышении их идейной зрелости и мастерства.
Наша партия всегда придавала и придает важное зна­
чение этой области своей деятельности. Во всех этих
документах отмечается, что устная пропаганда, осно­
ванная на живом общении с людьми, дает возможность
на конкретных, понятных людям фактах, показать ус­
пехи в коммунистическом строительстве, в деле комму­
нистического воспитания молодежи, доходить с партий­
ным словом до каждого человека. Но, как справедливо
заметил М. И. Калинин, «самое трудное в агитацион­
ной работе — научиться говорить как следует»7. Гово­
рить так, чтобы мысли выступающего, глубокие по со­
держанию, были воплощены в ясную, совершенную язы­
ковую форму.
Сейчас в стране работает более 600 школ молодого
лектора, созданы пропагандистские факультеты в уни­
верситетах марксизма-ленинизма, в ряде высших учеб­
ных заведений читаются факультативные курсы по ора­
торскому мастерству, в партийных школах введены 20-
часовые программы красноречия. Ставится на научную
основу и теория массовой коммуникации. Учеными раз­
рабатываются научные основы культуры публичной ре­
чи, научные основы ораторского искусства.

Общая характеристика
разделов техники речи
Обучение технике речи является первым и необходи­
мым этапом в овладении искусством звучащего слова.
Любая публичная речь прежде всего должна быть до­
статочно слышимой, а это зависит от хорошо поставлен­
ного голоса и умения пользоваться им в различных ус­
ловиях выступления. Умение же владеть голосом, в
свою очередь, тесно связано с развитием фонационного
(звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зави-
сит и от ясности, отчетливости произношения — дикции.
7
Цит. по сб.: Об ораторском искусстве, с. 298.
8
ИI, наконец, публичная речь должна быть достаточно
правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нор­
мам произношения, а именно, нормам русского литера­
турного языка. Только наличие этих условий дает воз­
можность оратору передать все эстетическое и эмоцио­
нальное богатство своей речи.
Таким образом, техника речи как практическая дис­
циплина включает в себя четыре основных раздела:
дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.
Как подготовительный этап при обучении технике
речи вводятся:
гигиенический и вибрационный массажи;
упражнения на мышечное расслабление и овладение
элементами аутогенной тренировки — «позой» и «мас­
кой» релаксации (расслабления).
При обучении технике речи тренировочные упраж­
нения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и
орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему?
Потому что дыхание, артикуляция и голосообразова-
ние — это единые взаимосвязанные и взаимообуслов­
ленные физиологические процессы. Координированная
(комплексная) работа этих трех систем под управлени­
ем коры головного мозга обеспечивает нормальную
функцию голосообразования. При этом главным услов­
ным раздражителем является смысловое значение слова.
Рассмотрим в общих чертах основные разделы техни­
ки речи.
Дыхание. Звучный, гибкий, красивый голос — это
прежде всего правильно поставленное дыхание. Значит,
дыхание нужно ставить? Да, это так.
С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и
совершается без вмешательства человеческого сознания,
выполняя главную свою физиологическую функцию га­
зообмена в человеческом организме. Но, с другой сто­
роны, дыхание процесс управляемый, когда оно непо­
средственно связано с произнесением речи. Такое дыха­
ние называется речевым (фонационным, или звуковым)
дыханием, и оно требует специальной тренировки.
Современный человек зачастую утратил ритм есте­
ственного дыхания, которым в совершенстве владели
наши предки. Их простой образ жизни на свежем возду­
хе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходь­
ба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упраж­
нения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.
9
В век научно-технического прогресса, механизации,
автоматизации труда и быта человек часто не получает
достаточного количества естественных упражнений для
дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций
некоторых органов, а в результате — поверхностное
дыхание. Кроме того, напряженный умственный труд
вынуждает ученых, научных работников, учащихся мно­
го часов подряд находиться в закрытых, душных поме­
щениях, сидя за столом, что плохо сказывается на фи­
зическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая
грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса
и, как следствие последнего, — к болезням верхних ды­
хательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеро­
склерозу и т. п.
Итак, социальные факторы вызвали биологические
изменения в организме человека. Физиология не успева­
ет приспосабливаться к изменениям окружающей среды,
и поэтому мы должны искусственно помочь себе, тем
более, что дыхание — одна из главных функций орга­
низма, важнейшее условие жизни. Поскольку же дыха­
ние связано также и с голосообразованием и формиро­
ванием речи, то овладение правильным дыханием необ­
ходимо для каждого преподавателя, лектора, чья рабо­
та связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем
более в условиях монологической речи.
В зависимости от того, какие мышцы участвуют в
дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах
дыхания.
В е р х н е е д ы х а н и е , когда вдох и выдох совер­
шаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опу­
скающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это
слабое поверхностное дыхание, при нем активно рабо­
тают только верхушки легких.
Г р у д н о е д ы х а н и е . В этом случае процесс дыха­
ния совершается за счет изменения поперечного объема
грудной клетки вследствие сокращения межреберных
мышц. При этом диафрагма — главная дыхательная
мышца — малоподвижна, поэтому выдох получается
недостаточно энергичным.
Диафрагмальное дыхание, когда процесс
дыхания совершается за счет изменения продольного
объема грудной клетки вследствие сокращения диаф­
рагмы (при этом наблюдается сокращение межребер­
ных дыхательных мышц, но очень незначительное).
10
Обычно мы используем все три типа дыхания, но у
разных людей преобладает какой-то определенный тип.
Гак, женское дыхание в процессе эволюции сложилось
как преимущественно грудное, а мужчины дышат преи­
мущественно с помощью диафрагмы.
Д и а ф р а г м а л ь н о - р е б е р н о е д ы х а н и е , когда
вдох и выдох совершаются за счет изменения объема
грудной клетки в продольном и поперечном направле­
ниях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных
дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота.
Это дыхание считается правильным, и его используют
как основу для речевого дыхания.
Рассмотрим механизм диафрагмально-реберного ды­
хания. Вдох и выдох осуществляются за счет дыхатель­
ной мускулатуры, ибо сами легкие — орган пассивный.
Правое и левое легкие имеют конусовидную форму,
своей широкой частью обращены вниз и опираются на
диафрагму. Бока легких примыкают к стенкам грудной
клетки, которая может расширяться и сжиматься. Это
изменение объема грудной клетки, а с ней и легких до­
стигается работой дыхательных мышц: диафрагмы, меж­
реберных, брюшных мышц, а также гладкой мускулату­
ры бронхов.
Каждое легкое состоит из огромного количества кро­
шечных пузырьков-альвеол и сети трубообразных дыха­
тельных путей — бронхиолей и бронхов. Легкие покры­
ты тонкой эластичной оболочкой — плеврой. Легочные
пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосу­
дами, в альвеолах легких осуществляется жизненно
важный процесс газообмена.
Ребра прикреплены сзади к позвонкам спинного
хребта, а спереди — к грудной кости; нижние ребра
более короткие, они не доходят до грудной кости, а по­
следовательно прикрепляются хрящами — каждое к
расположенному выше него. Такое закрепление обеспе­
чивает их подвижность. Ребра связаны между собой
межреберными мышцами, благодаря сокращению кото­
рых изменяется поперечный объем грудной клетки и
происходит газообмен в средней части легких. Сокра­
щение диафрагмы содействует заполнению воздухом
главным образом нижней, наиболее емкой части легких.
Диафрагма — сильная куполообразная эластичная
мышца, которая своей выпуклой стороной обращена к
грудной клетке и отделяет ее от полости живота. Эта
11
внушительная по площади мышца при форсированном
(ускоренном) дыхании или дыхательных упражнениях
«опускается как совершенный нагнетательный насос,
сжимая печень, селезенку, кишки, желудок... Диафраг­
ма опорожняет венозную систему живота и проталки­
вает кровь вперед к грудной клетке. Э т о в т о р о е ве­
н о з н о е с е р д ц е » 8 . Таким образом, движение диаф­
рагмы осуществляет естественный массаж всех органов
живота. Во время вдоха (рис. 1) под влиянием импуль­
сов из центральной нервной
системы диафрагма, сокраща­
ясь, опускается, увеличивая
тем самым продольный объем
грудной клетки, а вследствие
сокращения межреберных ды­
хательных мышц одновремен­
но увеличивается поперечный
объем грудной клетки, и в ре­
зультате общий объем груд­
Рис. 1. При выдохе диаф­ ной клетки увеличивается, а
(сплошная линия) давление в ней падает. Атмос­
рагма
расслаблена, купол ее при­ ферный воздух устремляется
поднят. При вдохе диафраг­
линия) в легкие, расправляя их по­
ма (пунктирная
опущена, ребра расширены добно кузнечным мехам. Сок­
ращение брюшных мышц спо­
собствует удержанию диафрагмы в напряженном со­
стоянии, при этом подтягиваются нижние стенки живо­
та. Так происходит вдох.
Во время выдоха, под влиянием импульсов из голов­
ного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вда­
ваясь в грудную полость, продольный объем которой
уменьшается, а ребра опускаются, тем самым уменьшая
поперечный объем грудной клетки. Таким образом об­
щий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней
увеличивается, и избыток воздуха выходит наружу.
В чем отличие речевого дыхания от обычного?
Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет
функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и
выдох совершаются через нос, они короткие и равны по
времени. Последовательность физиологического дыха­
ния — вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычного физи-
8
Л. С. 3 а л м а н о в. Тайная мудрость человеческого организ­
ма. М—Л., 1966, с. 29.
12
ологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух
требуют большего количества воздуха, постоянного ды­
хательного запаса, экономного расходования его и свое­
временного возобновления, регулируемых дыхательным
центром головного мозга. В начальной стадии овладе­
ния речевым дыханием участвуют воля и сознание, на­
правленные на выполнение нужного дыхательного зада­
ния. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое
только путем тренировки, постепенно становится непро­
извольным и организованным.
Напомним, что дышать надо обязательно через нос.
Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на
человеческом организме, приводя к заболеваниям щито­
видной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной
системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие
от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лег­
кие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носо­
глоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды
головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в
обыденной жизни и при выполнении дыхательных уп­
ражнений. Роль правильного носового дыхания и дыха­
тельной гимнастики в жизни человека огромна. Дыха­
тельная гимнастика успешно применяется как действен­
ный способ лечения заболеваний верхних дыхательных
путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхи­
альной астмы, неврозов. Здоровые люди могут исполь­
зовать дыхательную гимнастику для профилактики мно­
гих заболеваний.
Во время публичного выступления носовым дыха­
нием мы можем пользоваться только перед началом
речи или на больших паузах. На малых же паузах до­
бор воздуха делается ртом, так как быстро, полно
и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой про­
ход невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не
равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и после­
довательность дыхания. После короткого вдоха следует
пауза для укрепления брюшного пресса, а затем —
длинный звуковой выдох.
Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыха­
емого воздуха через трахею (дыхательное горло) попа­
дает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость,
проходя при этом через голосовые связки, расположен­
ные поперек гортани и разделенные между собой голо­
совой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импуль-
13
сов головного мозга приводят в движение голосовые
связки, которые колеблют проходящий через них воз­
душный поток и создают звуковые колебания. Артику­
ляционные мышцы под действием импульсов из головного
мозга сокращаются, и звуковые колебания превращают­
ся в звуки речи.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его ор­
ганизация имеет первостепенное значение для постанов­
ки речевого дыхания и голоса, для их развития и совер­
шенствования. Поэтому конечной целью тренировки ре­
чевого диафрагмально-реберного дыхания является тре­
нировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения
вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка
умения рационально расходовать запас воздуха во вре­
мя речи. Для этого необходимо приучить мышцы, уча­
ствующие в дыхательном процессе и удерживающие
грудную клетку в расширенном состоянии, не рас­
слабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслаб­
ление их должно происходить постепенно, по мере на­
добности, подчиняясь нашей воле. Для выработки тако­
го типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные
упражнения по развитию и укреплению диафрагмы,
брюшных и межреберных мышц.
Голос. Нередко можно слышать жалобы педагогов,
лекторов на голос, который их «подводит» — появляют­
ся сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «са­
дится» к концу выступления. Исправить положение мо­
жет совершенствование речевой техники. Правда, встре­
чаются голоса, поставленные самой природой, но такие
случаи крайне редки. И все-таки можно сказать, что
каждый человек наделен голосом, который может стать
сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широ­
кий диапазон. Для этого его надо «воспитать», «поста­
вить», то есть развить и укрепить.
Итак, как же воспитать и поставить голос?
Физическая основа звучности голоса — правильно
поставленное дыхание. Неправильное дыхание порож­
дает недостаточную звучность, которая в свою очередь
изменяет звуковую окраску голоса. Воспитать и поста­
вить голос — это значит: а) натренировать навык пра­
вильного диафрагмально-реберного дыхания; б) на­
учиться пользоваться резонаторами (усилителями зву­
ка). Как это сделать, будет показано на материале голо­
совых упражнений.
14
Дикция. Ясная, четкая дикция — первое и обяза­
тельное условие хорошей речи. Небрежность в произне­
сении делает речь невнятной и неразборчивой. Это вы­
ражается в «съедании» конечной согласной или звуков
внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная
верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному
произнесению многих свистящих и шипящих согласных.
Речь часто бывает неразборчива вследствие скорого­
ворки, когда слова как бы «наскакивают» друг на дру­
га. Говорить надо плавно, приучиться хорошо откры­
вать рот, так как хорошо открываемый рот является
важным условием для формирования звука и его «посы­
ла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к
творческому процессу, делает привычной точную арти­
куляцию всех звуков речи, помогает выразительности
слова.
Основой ясного и точного произнесения каждого
звука, то есть основой дикции является слаженная н
энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом
процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают воз­
можность развить и сохранить их эластичность и под-
вижность.
В тренировку дикции входит артикуляционная гим­
настика:
а) упражнения для разминки и тренировки активных
мышц речевого аппарата, которые развивают и укреп­
ляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;
б) упражнения для правильной отработки артикуля­
ционного уклада каждого гласного и согласного звука.
Орфоэпия. Это раздел, где изучаются правила и за­
коны правильного произношения в отличие от орфогра­
фии — науки о правильном написании. Слово орфоэпия
происходит от греческих слов orthos — прямой, правиль­
ный и epos — речь, и означает «правильная речь». Всем
очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность
в написании. Соблюдение общих правил и законов в
произношении так же необходимо, как и в письме. От­
клонения от общепринятых норм мешают языковому
общению, отвлекают слушающего от смысла произно­
симого и мешают пониманию его. Поэтому обучение
русскому литературному произношению так же важно,
как и обучение правописанию и грамматике. В настоя­
щее время, когда устная речь стала средством широкого
15
общения на съездах, конференциях и совещаниях, в те-
атре и кино, на радио и телевидении, она должна быть
безукоризненной в языковом и произносительном оформ­
лении.
Произносительные нормы современного русского
языка сложились в первой половине XVII века, одно­
временно со становлением русского национального язы­
ка. Москва — политический и культурный центр Русско­
го государства, выработала на основе севернорусских
говоров и южных диалектов свое московское произно­
шение. Эта речь стала нормой русского литературного
языка. Московская речь передавалась в другие культур­
ные центры и усваивалась там на почве местных диалек­
тов. В начале XVIII века, когда столицей Русского госу­
дарства стал Петербург, он постепенно выработал свой
говор, получивший название «побуквенного». Как писа­
лось, так и говорилось. Но это произношение имело рас­
пространение в основном в кругу высшего петербургско­
го чиновничества и дальше не пошло. Таким образом,
литературной нормой языка продолжало считаться мос­
ковское произношение.
В настоящее время огромная роль в сохранении об­
разцового литературного произношения принадлежит
Московскому Художественному академическому театру
им. М. Горького и Малому академическому театру.
Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение;
нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний;
интонационно-мелодический строй речи.
Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударе­
ние, на каком слоге? У французов, например, ударение
всегда ставится на последнем слоге в слове. В русском
языке ударение не только разноместно, то есть может
падать на любой слог, но и подвижно и при изменении
грамматической формы одного и того же слова ударе­
ние меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОро-
ду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь»,
«прИмут», но «принялА», «примУ».
Иногда мы слышим «звОнит», вместо «звонИт». Пра­
вильно говорить «алфавИт», «договОр», «приговОр»,
«квартАл», «институт иностранных языкОв», «каталОг»,
«некролОг», но «филОлог» и т. д.
Если возникает сомнение, где поставить ударение в
слове, следует обратиться к словарям: Русское литера­
турное произношение и ударение. Под ред. Р. И. Аване-
16
сова и С. И. Ожегова; С. И. Ожегов. Словарь русского
языка; Словарь ударений для работников радио и теле­
видения. Под. ред. Д. Э. Розенталя.
Люди из разных областей нашей страны часто гово­
рят на местных диалектах и говорах. Существуют «ока­
ющие» и «акающие» говоры. В Москве, Московской об­
ласти и центральных областях страны «акают» умерен­
но. Вот это умеренное «аканье» и стало нормой литера­
турного произношения, признаком культуры речи.
В орфоэпии существует закон редукции (ослабление
артикуляции) гласных, по которому гласные звуки про­
износятся без изменения лишь под ударением, а в без­
ударном положении редуцируются, то есть подвергаются
ъа
ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех
гласных этого слова только [О], стоящее под ударением,
произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к
ударному звуку, редуцируется — это нечто среднее меж­
ду [А] и [О], обозначим его [а] — маленькое. И, наконец,
звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], сов­
сем почти не произносится, как бы «съедается», обоз­
начим такой звук [ъ].
Если в слове есть гласные, стоящие на 3-м и 4-м
месте от ударного, то они также редуцируются до [ъ].
ъъ
Например, воротничок.
Все звуки, стоящие за ударным, редуцируются до [ъ].
ъа ъ
Например, хохотушка. Если безударный звук [О] стоит в
начале слова, то он произносится всегда, как [А]. Напри-
а а а ъа
мер, окно, она, ошибка, олень.
В орфоэпии существует правило, по которому звон­
кие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат
как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например:
лоб — ло[п], кровь — кро[ф'], глаз — гла[с], лёд — лё[т],
испуг — испу[к]. (Знак ' обозначает мягкость согласно­
го).
В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внут­
ри корня слова, произносятся как долгий (двойной)
мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю — уежьжьяю, при­
езжаю — приежьжьяю, позже — пожьже, вожжи —
вожьжи, дребезжит — дребежьжит. Слово «дождь»
произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с дол-
17
гим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД:
дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём,
дожьжевик.
Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий
звук [Щ']: счастье — щястье, счет — щёт, заказчик —
закащик.
В некоторых сочетаниях нескольких согласных один
из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце —
серце, солнце — сонце.
Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только
в некоторых словах. Например: дверь — дьверь, две —
дьве, двенадцать — дьвенадцать, движение — дьвиже-
ние, четверг — четьверг, твердый — тьвердый, ветви —
ветьви, но двойка, двор, подвода.
В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки
[С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле»,
«посьле», «разьве».
В словах обыкновенный, величественный, особеН-
Нын и других произносятся два «Н».
Возвратная частица СЯ в глаголах произносится
твердо — СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание
звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко:
естественный — есьтественный, величественный — вели-
чесьтьвенный.
Правил в орфоэпии существует очень много и для их
усвоения следует обращаться к соответствующей лите­
ратуре.
Подготовительный этап при обучении технике речи,
как мы уже говорили, включает в себя самомассажи и
упражнения на мышечное расслабление.
Иногда мы замечаем, что лицо лектора напряжено,
он хмурит брови, лоб, нос, вдруг появляется неуместная
улыбка, одна бровь поднимается выше другой. Все это
мышечные «зажимы». Такое напряженное состояние
лица отвлекает оратора от основной мысли, отнимает
физические и психические силы, что непосредственно
сказывается на качестве выступления.
Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его,
можно использовать так называемые самомассажи.
Здесь мы познакомимся с двумя их видами: гигиениче­
ским и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием,
при этом активизируются расположенные близко к коже
нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную
18
роль: он снимает напряженность и скованность лицевых,
мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи
и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.
Вибрационный массаж делается энергичным посту­
киванием, при этом активизируется работа нервных
окончаний, заложенных глубже в толще кожного покро­
ва. Самомассаж вызывает умеренное расширение пери­
ферических кровеносных сосудов и оказывает благот­
ворное влияние на нервную и другие системы организ­
ма. Вибрационный массаж — это еще и своего рода на­
стройка голоса. Как музыкант настраивает перед вы­
ступлением инструмент, как балерина, гимнаст перед
выступлением делают разминку, как певец настраивает,
распеваясь, свой голос, так и чтецу, лектору, оратору
необходимо настроить свой «инструмент». Во время
проведения вибрационного массажа включаются верх­
няя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя
(грудная полость) системы резонаторов, которые усили­
вают и обогащают звучание голоса.
И, наконец, упражнения
на мышечное и эмоциональ­
ное расслабление — элемен­
ты аутогенной тренировки.
Посхмотрите внимательно на
рис. 2, где изображено пред­
ставительство движений че­
ловеческого тела в коре
больших полушарий голов­
ного мозга — проекция те­
ла в коре головного мозга 9.
Можно заметить, что ли­
цо, ротовое отверстие и
кисть руки занимают непро­ Рис. 2. Представительство дви­
порционально много места шарий головногобольших челове­
жений в коре полу­
мозга
в кортикальном представи­ ка (по Пенфилду). 1 — ноги,
тельстве тела, а туловище, 2 — туловище, 3 — кисть ру­
бедро и нога гораздо мень­ ки, 4 — лицо
ше. Можно сказать, что ре­
чевая деятельность определяется деятельностью большей
части коры больших полушарий головного мозга. Лицо,
мускулатура ротового отверстия и кисти рук шлют в
мозг наибольшее количество сигналов о своем состо-
9
Аутогенная тренировка. Л., 1973, с. 43, 104.
19
яиии. Чем больше сигналов, тем больше возбуждается
мозг, и, наоборот, чем возбужденнее мозг, тем больше
импульсов шлет он на периферию.
Вот почему упражнения в релаксации (расслабле­
нии) совершенно необходимы для людей, чья работа
постоянно связана с разговорной речью, следовательно,
с большим напряжением мимических, жевательных, ре­
чевых мышц, а также с напряжением мышц кистей рук,
с большим эмоциональным и умственным напряжением.
Метод аутогенной тренировки дает возможность че­
ловеку управлять своим психическим и физическим ап­
паратом. Аутотренинг — это набор различных приемов
психической саморегуляции человеческого организма. Из
всей системы аутотренинга возьмем для нашей работы
два простейших элемента — «позу» и «маску» релакса­
ции, с помощью которых будем снимать напряжение или
«зажимы» в теле и на лице. Практика показала эффек­
тивность метода аутогенной тренировки в качестве ак­
тивного метода психопрофилактики и психогигиены. В
настоящее время его используют в ряде профессий, свя­
занных с часто повторяющимися стрессовыми ситуация­
ми: в авиационной и космической областях, при подго­
товке спортсменов, при обучении актерскому мастерст­
ву и т. д.
Итак, нами даны общие понятия об основах искусст­
ва речи и, в частности, техники устной речи. В дальней­
шем материал будет излагаться в виде практических
занятий по овладению речевой техникой.
Н е с к о л ь к о с о в е т о в к практическим урокам.
Всем, кто начинает самостоятельно заниматься тех­
никой речи, для успешной работы необходимо помнить,
что:
1. Все занятия надо обязательно начинать с пол­
н о г о м ы ш е ч н о г о р а с с л а б л е н и я — это необ­
ходимое условие для работы над голосом и речью.
2. Соблюдать при работе принцип п о с л е д о в а ­
т е л ь н о с т и . Начинать надо с простейшего и перехо­
­ить к более сложному, медленно, без усилий и утоми­
тельного напряжения. Если же вы будете рассчитывать
на быстрый результат, то не сможете добиться никаких
результатов. Поэтому:
а) заниматься надо каждый день по 20 минут (10
мин на дыхание и голосовые упражнения, 10 мин на
«дикционную зарядку»);
20
б) каждое практическое занятие проходить в одну
или две недели; только после усвоения одного занятия
переходить к следующему;
в) каждое упражнение повторять 4—5 раз.
г) при выполнении упражнений обязательно пос­
т а в ь т е к ним з а д а ч и: похвалить, оправдать, угово­
рить, осудить и т. п.
Соблюдение принципа последовательности не только
принесет успехи в работе, но воспитает и закалит волю,
дисциплинирует, укрепит нервную систему.
3. П о с т о я н с т в о и систематичность —
необходимое условие в работе над техникой речи. Ра­
зумная и упорная последовательность поможет достиг­
нуть хороших результатов. Не пугайтесь и не отчаивай­
тесь при первых неудачах, снова и снова повторяйте
упражнения, но делайте это обязательно осмысленно, а
не механически, «все ваши действия должны сперва
пройти через голову». Когда делаете упражнение, ду­
майте только о том, что делаете. Помните, что вы рабо­
таете произвольным, сознательным методом, на высшей
ступени развития человеческой психики, на ступени со­
знательного регулирования речевой деятельности и по­
ведения. Это путь самосовершенствования и воспитания
личности.
4. Соблюдайте п р а в и л а г и г и е н ы и п р о ф и ­
л а к т и к и г о л о с а и всей повседневной жизни. (О ги­
гиене и профилактике см. с. 69).
5. Приобретенные навыки речевого дыхания и дик­
ции не применяйте в профессиональной речи до тех пор,
пока не пройден весь курс обучения и эти навыки не
стали н е п р о и з в о л ь н ы м и .
6. П о с т о я н н о контролируйте с в о ю речь
в повседневной жизни.
7. Прежде чем приступить к практическим занятиям,
прочитайте эту книгу внимательно до конца, р а з б е р и ­
тесь в структуре з а н я т и й и м е т о д и ч е с к и х
у к а з а н и я х , если понадобится, то прочитайте ее еще
раз, только после этого Вы можете осваивать трениро­
вочные упражнения.
Практические занятия
ЗАНЯТИЕ 1. Приступая к практическому овладе­
нию техникой речи, надо привести свой организм, само­
чувствие, настроение в такое состояние, при котором
исключается все, что затрудняет естественную коорди­
нацию речевого процесса, мешает максимальному рас­
слаблению фонационных (звуковых) путей. Прежде все­
го надо научиться снимать физическое и эмоциональное
напряжение. Поэтому каждое практическое занятие мы
будем начинать с аутогенной тренировки. Первая зада­
ча: овладеть «позой» и «маской» релаксации, то есть
кавыками максимального расслабления своего тела.
«ПОЗА» И «МАСКА» РЕЛАКСАЦИИ
Сядьте в кресло в позу отдыха. Расположиться сле­
дует удобно и свободно, не застывая в первоначально
выбранной позе, чувствуя себя непринужденно. (Вы при­
ятно устали на прогулке и развалились в кресле.
Вспомните, как дети, набегавшись, падают на кровать
или в кресло и остаются в естественно расслабленном
состоянии). Опершись на спинку кресла, положите
руки на подлокотники, ноги слегка разведите и согните
в коленях. Эта поза дает возможность успокоиться. Для
расслабления мускулатуры лица выполняем «маску»
релаксации. Легко опустите веки, или закройте мягко
глаза, или сведите взор кнутри и книзу, на щеки по
бокам носа, как будто вы смотрите на цифру 6 вообра­
жаемого циферблата часов, язык мягко приложите к
корням верхних передних зубов изнутри (звук [Т]), дай­
те нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив ее вес.
Подаются команды (самоприказы): расслабьте лоб,
брови — правую, левую, мягко опустите веки — правое,
левое; щеки расслаблены — правая, левая; челюсти
разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы
расслаблены — верхняя, нижняя; расслабьте мышцы
шеи — голова откинута назад, совершенно свободно
лежит на изголовье кресла; расслабьте плечи — плечи
опускаются; руки, кисти рук — правую, левую; рас­
слабьте живот — он мягкий, расслабленный; ноги рас­
слабьте — правую, левую, пальцы ног. Дыхание свобод­
ное, спокойное, медленное, ровное. Вы отдыхаете. Мыс­
ленно повторяете круг команд, проверяя, не забыли ли
где-нибудь «зажимы».
22
Постарайтесь в момент расслабления нарисовать
картину отдыха. Представьте себе теплый летний день
в Крыму (или в деревне). Южное утро, солнце ярко
светит и греет, тепло, хорошо. Вы медленно идете к
морю (или к реке). Под ногами песок — светлый, мяг­
кий, чистый, теплый. Ноги проваливаются в него — очень
приятно, тепло поднимается по всему телу. Солнце лас­
кает теплыми лучами ваши руки, плечи, лицо, туловище.
У вас хорошее, спокойное настроение. Вот и море (ре­
ка). Вода голубая, спокойная и прозрачная (видны ка­
мешки и водоросли на дне), солнце играет серебристы­
ми бликами, чайки медленно кружат над берегом моря.
Вы ложитесь на теплый песок, вы отдыхаете, вы рас­
слаблены, вам хорошо. Вы обо всем забыли, только это
раннее спокойное, теплое, солнечное утро, эта спокой­
ная, прозрачная вода и этот чудесный теплый воздух,
напоенный ароматом цветов, запахом моря, земли и
солнца. Вы спокойны, вы отдыхаете.
Обратите внимание на свое дыхание (положите ла­
донь руки на живот), ощутив его брюшной (диафраг-
мальный) характер. Дыхание должно 'быть свободным и
непринужденным.
Итак, отдохнув 2—3 минуты, выходите из состояния
расслабления (не забывайте выходить из состояния рас­
слабления!!!) — потянитесь, сядьте, посмотрите на воду.
Вам хочется купаться, да? Вы согрелись! Вставайте,
представьте себе, что вы вошли в воду, ай, холодно!
«Умойтесь!» Ощущение свежести и бодрости. Энергично
дается команда. «Сплести пальцы рук перед собой! Вы­
верните кисти ладонями наружу. С полным вдохом под­
нимите руки со сплетенными пальцами над головой. С
резким выдохом опустите руки!» Повторите 2—3 раза.
Кроме «позы» и «маски» релаксации необходимо на­
учиться делать ряд упражнений на расслабление мышц
различных органов тела: рук, ног, головы, лица, лба,
языка и т. д. Так как мышечный тонус и эмоциональное
состояние человека тесно взаимосвязаны и чем сильнее
напряжены мышцы, тем интенсивнее нервные импульсы,
которые посылаются в головной мозг, то уменьшение
тонуса мышц будет снижать излишнее возбуждение и
успокаивать человека. Необходимо выработать навык
активными волевыми усилиями снимать излишнее на­
пряжение мышц.
23
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.
Все движения головой выполнять спокойно, медлен­
но, при максимальном расслаблении мышц шеи.
У п р а ж н е н и е № 1. Медленные наклоны головы
вперед (так, чтобы подбородок уперся в грудь) и назад
до отказа. Повторите 5—10 раз.
У п р а ж н е н и е № 2. Медленные повороты головы
вправо-влево (с максимальной амплитудой). Повторить
5—10 раз в каждую сторону.
У п р а ж н е н и е № 3. Медленные круговые движения
головой вправо, потом влево. Выполнять 4—5 раз в каж­
дую сторону.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА И РУК
Каждое из них делится на две части. Первая — ак­
центировать напряжение мышцы или группы мышц в те­
чение 3—4 секунд. Вторая — как можно глубже рассла­
биться. Эффективность упражнений усиливается при по­
даче своеобразных самоприказов. Например, напрягая
мышцы рук, сосредоточьтесь на этом ощущении и про­
износите про себя: «Мышцы рук максимально напряже­
ны». Выполняя вторую часть упражнения, внушайте
себе: «Мышцы рук совершенно расслаблены». Каждое
упражнение выполняется 3—4 раза.
Эффективность упражнений усиливается и в том
случае, если вы мысленно представляете картину ваших
действий.
У п р а ж н е н и е № 1. Представьте себе, что вы полу­
чили неожиданно сообщение от своего друга, которое
вас удивило и поразило (придумайте его сами). Вы
заметите, как от удивления широко откроются ваши
глаза и поднимутся брови. А теперь приподнимите
брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза
(3—4 сек), затем расслабьте мышцы, свободно опустите
веки.
У п р а ж н е н и е № 2. Представьте, что вы вышли из
темного помещения на солнечную улицу. Зажмурьтесь!
Крепко зажмурьтесь! (3—4 сек). А теперь расслабьте
веки, оставляя их прикрытыми.
У п р а ж н е н и е № 3. Вспомните, как ребенок сжи­
мает губы, когда мама пытается вынуть у него изо рта
пуговицу. Представили? Крепко сожмите челюсти и
24
губы! (3—4 сек). Теперь расслабьте их, свободно опу­
стите нижнюю челюсть.
У п р а ж н е н и е № 4. Напрягая язык, крепко приж­
мите его кончик к нёбу! (3—4 сек), расслабьте язык и
челюсти.
У п р а ж н е н и е № 5. Встаньте прямо, поднимите
руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно
напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3—4 сек).
Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите
быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряже­
ны!). А теперь расслабьтесь: руки, свободно падают
вниз, совершая маятникообразные движения.
У п р а ж н е н и е № 6. Наклонитесь вперед, подними­
те руки, пальцы сожмите в кулак, напрягая кисти,
предплечья, плечи (3—4 сек). После этого расслабьтесь:
руки свободно падают вниз, совершая маятникообраз­
ные движения.

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Гигиенический массаж выполняется для снятия на­
пряжения и скованности мимических и речевых мышц,
мышц рук, шеи, ног, живота, и наоборот, соответствен­
но, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Мас­
саж активизирует движения лицевой мускулатуры, улуч­
шает тонус мышц лица и всего тела.
Техника массажа. Производите легкое поглаживание
ладонями 5—10 раз:
от середины лба к вискам и вокруг под глазами до
переносицы;
от переносицы к околоушной впадине (движение рук,
как при умывании);
передней поверхности шеи в направлении к тулови­
щу;
рук, плеч в направлении к туловищу;
живота круговыми движениями по часовой стрелке.
ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Техника массажа. Энергично постукивать пальцами
обеих рук:
по лбу с произнесением звука [М] (мычание);
по крыльям носа с произнесением звука [М];
по верхней губе с произнесением звука [В];
25
по нижней губе с произнесением звука [З];
по верхней части груди с произнесением звука [Ж];
по нижним частям грудной клетки справа и слева
(на звуке [М]);
по спине справа и слева (на звуке [М]).
После вибрационного массажа, который лучше про­
водить стоя, отдохните, сделав 5—10 медленных спокой­
ных вдохов и выдохов.
ЗАНЯТИЕ 2. Каждое практическое занятие будем
начинать с повторения пройденного материала, чтобы,
закрепляя изученные навыки и умения, постепенно пере­
ходить от сознательного овладения ими к автоматиче­
скому использованию в повседневной речи.
Повторение: 1) «поза», «маска» релаксации; 2) комп­
лекс упражнений для шеи, рук, лица; 3) гигиенический
и вибрационный массажи.
Обратите внимание, что теперь наши занятия по тех­
нике речи будут разбиваться как бы на две части, охва­
тывая работу над: 1) речевым дыханием, а в последних
занятиях и над голосом; 2) дикцией и орфоэпией. Груп­
пы дыхательных, голосовых и артикуляционных упраж­
нений имеют соответственно свою последовательную ну­
мерацию, проходящую через все занятия. При этом все
дыхательные упражнения будут идти с дополнительным
значком «д», голосовые — с «г», артикуляционные — со
значком «а».
Дыхание. Постановка речевого дыхания сводится к
развитию диафрагмально-реберного типа дыхания. Для
овладения им нужно натренировать все мышцы, кото­
рые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего:
мышцы «речевого пояса» — диафрагму и брюшные
мышцы; а также дыхательные мышцы грудной клетки —
межреберные мышцы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Речевой пояс» регулирует процесс выдоха и создает
необходимую опору звуку. Приступая к тренировке,
прежде всего проверим активность диафрагмы. Для это­
го в положении лежа положите ладонь левой руки на
область между грудной клеткой и животом и, предвари­
тельно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимлть
грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафраг-
26
ма опустилась и действует как следует. Сделайте не­
сколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением
руки (то есть за диафрагмой). Если рука во время вдо­
ха остается неподвижной, то, стало быть диафрагма
действует вяло, и тогда следует развивать ее актив­
ность с помощью тренировочных упражнений.
У п р а ж н е н и е 1(д). «Свеча» — тренировка медлен­
ного выдоха при дутье на воображаемое или реальное
пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на
«пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя
во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной
2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между
грудной клеткой п животом, в правую возьмите полос­
ку бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спо­
койно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится,
если выдох ровный, то она будет до конца выдоха нахо­
диться в отклоненном положении. Обратите внимание
на движение диафрагмы — левая ладонь во время вы­
доха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3
раза.
У п р а ж н е н и е 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка
интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу
большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно
будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделай­
те вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на
«свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ла­
донь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще
сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувст­
вуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает
возможность ощутить активные движения диафрагмы и
мышц живота. Повторите 2—3 раза.
У п р а ж н е н и е 3(д). «Погасить 3,4,5,6... 10 свечей».
На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, раз­
делив ваш выдох на три порции. Теперь представьте,
что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь —
7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше
воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая
порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь
свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции
выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ла­
донью движения диафрагмы? Они ритмические, преры­
вистые и активные. Повторите 2—3 раза.
27
Все дыхательные упражнения в следующих занятиях
будут даваться с последующей нумерацией: 4(д) и т. д.
Дикция. Прежде чем приступить к тренировке пра­
вильного произношения гласных и согласных звуков,
сочетаний их в словах и фразах, надо натренировать
речевой аппарат.
К речевому аппарату относятся губы, язык, челюсти,
зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань,
задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. Одни из
них пассивно участвуют в речи, а другие, как язык, гу­
бы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть,
принимают активное участие, поэтому их можно трени­
ровать.
Дело в том, что недостатки в произношении могут
быть органического и неорганического происхождения.
В первом случае учебно-тренировочные упражнения не
помогут, здесь чаще всего требуется медицинское вме­
шательство: операция уздечки (перепонки под языком),
применение специального устройства для выпрямления
зубов, использование специальных зондов для придания
правильного положения языку при тех или иных звуках
и т. п.
К неорганическим недостаткам произношения могут
относиться картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость
или неясность речи, порождаемые неправильным поль­
зованием речевым аппаратом. Основная причина неор­
ганических недостатков в произношении — это навыки,
привитые с детства: невнимание к речи ребенка дома и
в школе, иногда — копирование речи людей, страдаю­
щих теми или иными ее недостатками. В таких случаях
помогут учебно-тренировочные упражнения, но, естест­
венно, что неправильные навыки, укрепившиеся в тече­
ние многих лет, не могут быстро исчезнуть. Только по­
следовательная тренировка, непрерывный труд и выдер­
жка помогут избавиться от привычных неправильных
движений некоторых частей речевого аппарата, заменив
их другими пока еще непривычными, но правильными
движениями, и более того, сделать эти движения непро­
извольными.
Прежде чем начать тренировку дикции, надо развить
и укрепить мышцы, участвующие в речевом процессе, с
помощью следующих упражнений для рта, челюсти, губ,
языка.
У п р а ж н е н и е № 1(a). Раскрытие рта. Первым ус-
28
ловием четкой, ясной речи является свободно и хорошо
раскрывающийся рот. Исходное положение — рот зак­
рыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско,
свободно касаясь нижних передних зубов. Исполнение —
произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напря­
жения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот рас­
кройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть
опустится примерно на два пальца (? 3 см). Раскры­
вать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями,
Проделайте 5—6 раз.
У п р а ж н е н и е № 2(a). Подтягивание верхней или
нижней губы соответственно к верхним и нижним дес­
нам. Исходное положение — рот закрыт, зубы сжаты,
челюсти неподвижны. Исполнение — приподнимите
верхнюю губу «на улыбке» к деснам верхних зубов,
затем сомкните губы; оттяните нижнюю губу к деснам
нижних зубов, затем сомкните губы. Повторите 5—6
раз.
П р и м е ч а н и е . Следите, чтобы исходное положе­
ние — зубы сжаты, челюсти неподвижны — обязательно
сохранялось.
У п р а ж н е н и е №3(а). Показать зубы. Исходное по­
ложение — рот закрыт, челюсти сжаты. Исполнение —
одновременно приподнимите верхнюю и оттяните ниж­
нюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделай­
те 5—6 раз.
У п р а ж н е н и е № 4(a). Вытягивание губ — «хобо­
ток». Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжа­
ты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Исполне­
ние — повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх
(на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую — впра­
во, влево. Повторите 3—4 раза.
У п р а ж н е н и е № 5(a). «Скольжение № 1». Исход»
ное положение — рот полуоткрыт. Исполнение — натя­
ните верхнюю губу на передние зубы, затем медленным,
плавным движением приподнимите ее «на улыбку». На­
тяните нижнюю губу на нижние зубы, затем медленным,
плавным движением оттяните ее вниз. Повторите 5—6
раз.
У п р а ж н е н и е № 6(a). «Скольжение № 2». Исход­
ное положение — рот полуоткрыт. Исполнение — одно­
временно натяните на зубы верхнюю и нижнюю губы,
затем плавным, скользящим движением раскройте губы
«на улыбку». Повторите 5—6 раз.
29
У п р а ж н е н и е № 7(a). Тренировка языка. Исходное
положение — язык укладывается «лоточком» во рту,
кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на
два пальца (? 3 см), нижняя челюсть абсолютно непод­
вижна. Исполнение — кончик языка поднимите вверх —
к твердому нёбу, потом вправо, влево — в щеку и снова
верните в исходное положение. Повторите 4 раза.
Все упражнения на первых порах делайте с зерка­
лом, движения должны быть медленными и плавными.
Если какие-то упражнения не получаются, не отчаивай­
тесь, снова и снова повторяйте их.
ЗАНЯТИЕ 3. Повторение: 1) «поза» и «маска» релак­
сации; 2) комплекс упражнений для шеи, рук, лица; 3)
гигиенический и вибрационный массажи; 4) дыхатель­
ные упражнения 1—3; 5) артикуляционные упражнения
1—7.
Дыхание. Па этом занятии диафрагма и брюшные
мышцы тренируются с помощью статических и динами­
ческих дыхательных упражнений. Эти упражнения мож­
но использовать в комплексе утренней зарядки.
Помните, что дыхание должно быть всегда носовым.
Вдох и выдох в нормальном физиологическом дыхании
происходят только через нос. В предлагаемых упражне­
ниях и устной речи, когда дыхание фонационное, вдох
осуществляется через нос, а выдох — через рот. Причем
выдох во много раз длиннее вдоха.
Упражнение № 4 (д). Исходное положение —
встаньте прямо, руки опущены, спина прямая, смотрите
перед собой. Исполнение — одновременно с выдохом
через рот на п-фффф втягивается живот, после чего реф-
лекторно происходит вдох, и живот при этом выдвигает­
ся вперед. Произносите теперь звук [С] прерывисто и
медленно, как бы толчками выбрасывая звук — сссс-
сссс-сссс-... (а не букву эс-эс-эс). Вдохните и снова про­
изнесите звук [С]. Упражнение следует выполнять мед­
ленно, строго следя за синхронностью движений живо­
та, вдоха и выдоха. Вдох и выдох неглубокие. Проде­
лайте, начиная с 5 раз, и через несколько занятий дове­
дите до 25—30 раз (рис. 3).
Упражнение № 5(д). Исходное положение, как и
в предыдущем упражнении, но верхнюю часть туловища
наклоните вперед под углом 45°, а руки положите на
поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед
30
собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение —
одновременно с выдохом на п-фффф втягивается живот,
затем рефлекторно происходит вдох — живот выдвига­
ется вперед. Произнесите звук [Ш]: ш-ш-ш. Снова вдох,
на выдохе снова произнесите звук [Ш]. Вместо звука на
выдохе можно считать: 1, 2, 3, 4, 5.... 15. Повторите 3—5
раз (рис. 4).




Рис. 4
Рис. 3
У п р а ж н е н и е № 6(д). Исходное положение — ле­
жа, руки вдоль туловища свободны и расслаблены, ноги
вместе. Исполнение — поднимите ноги под углом 30° и
держите в наклонном положении 10 сек (каждый день
увеличивая на 1 сек, доведите до 30—40 сек). Потом
ноги опустите. Дыхание свободное. Проделайте 5—6 раз.
Это упражнение хорошо укрепляет брюшной пресс.
Внимание!После исполнения упражнения вста­
вайте не спеша во избежание головокружения!
П р и м е ч а н и е . Фонационное, или речевое, дыхание .
требует воспитания особого ритма дыхания. Если при
обычном физиологическом дыхании соотношение вдоха
и выдоха 1:1, то при фонационном оно изменяется в
соотношении 1:10, 1:15. Вдох короткий — на счет 1,
активный, а выдох — длительный, ровный — на счет
10—15. Динамические дыхательные упражнения совер­
шаются при ходьбе, медленном беге, различных движе­
ниях рук, ног и туловища. Повторите упражнения 3(д)
и 4(д) по пути на работу или на прогулке.
31
Дикция. Артикуляционная гимнастика. Цель ее —
выработать четкое, ясное, правильное звучание каждого
гласного и согласного звука. Тренировка начинается с
гласных звуков, правильное произношение которых при­
дает звучность и мелодичность нашей речи, в то время
как согласные звуки являются как бы костяком, кар­
касом.

ОТРАБОТКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При произнесении гласных воздух свободно проходит
через полость рта, не встречая препятствий, меняется
лишь положение губ и языка. Основных гласных звуков
шесть [И], [Э], [AJ, [О], [У], [Ы]. Буквы Е, Я, Ю, Ё обозна­
чают йотированные звуки соответственно: [jЭ], [jА], [jУ],
[jO], где [j] соответствует [Й]. На этом занятии мы начнём
тренировку дикционного и орфоэпического произноше­
ния звуков: [У], [jУ], [Э], [jЭ], [И], [Ы].

Упражнения для звуков [У], [jУ]
При произнесении звука [У], губы округлены, вытя­
гиваются вперед и сближаются в виде воронки, расстоя­
ние между зубами в один большой палец, язык несколько
оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподня­
та; при произнесении буквы Ю [jУ] передняя часть язы­
ка поднимается больше, чем при звуке [У].
У п р а ж н е н и е № 1. Произнесите перед зеркалом,
сначала без голоса, несколько раз звук [У], а потом не­
сколько раз букву Ю [jУ]. Теперь повторите это упраж­
нение вслух.
У п р а ж н е н и е № 2. Произнесите медленно и спо­
койно, не напрягая голоса, слова:
утро, уголь, ус, ум, узы, зуб, лук, суд, узкий, жук;
Юра, юла, юбка, юг, юноша, юнга, Юля, юродивый,
юмор.
Орфоэпия. 1. В прилагательных с окончанием на УЮ
на месте буквы Ю произносится йотированный гласный
[У], обозначим его [jУ]: слепую — слеп[уjу], прямую —
прям[yjy], большую — больш[yjy].
2. В безударном окончании прилагательных на УЮ
на месте буквы У произносится звук [jУ]: старую —
стap[yjy], добрую — добр[yjy], новую — нов[yjy].
32
П р и м е ч а н и е . Нередко можно услышать в этой
форме на месте безударного [У] редуцированный звук,
близкий к [Ы], обозначаемый [Ъ] и тогда произносят эти
слова: стар[ъjу], добр[ъjу], нов[ъjу] и т. д. Такое произ­
ношение широко распространено во многих говорах, но
в литературном языке оно недопустимо, и об этом надо
помнить.
3. В прилагательных с окончанием на ЮЮ на месте
первой буквы Ю произносится звук [У] с мягкостью
предшествующего согласного, вторая буква Ю произно­
сится как йотированный звук [У] и обозначается [jУ]:
летнюю — лет[н'уjу], синюю — си[н'уjу].
П р и м е ч а н и е . В литературный язык часто прони­
кают широкоупотребительные диалектные формы, в
которых на месте первой буквы Ю произносится звук
близкий к [И]: си[н'иjу] рубаху, в лeт[н'иjу] пору. Такое
произношение недопустимо в русском литературном язы­
ке.

Упражнения для звуков [Э], [jЭ]
При произнесении звука [Э] рот раскрывается на ши­
рину большого пальца, видны кончики передних верхних
и нижних зубов, язык лежит у нижних передних зубов,
задняя и средняя часть языка приподнимаются вверх и
вперед и касаются коренных зубов; гласная буква Е в
русской речи произносится более длительно и более на­
пряженно, чем звук [Э].
У п р а ж н е н и е № 1. Произнесите перед зеркалом
сначала без голоса несколько раз звук [Э], потом —
E[jЭ]. Повторите упражнение вслух.
У п р а ж н е н и е № 2. Произнесите медленно и от­
четливо следующие слова:
эхо, этот, экстра, эпос, эра, экстренный;
ель, ел, енот, ехал, Елена, Ева.
Орфоэпическое произношение. 1. Слова иноязычного
происхождения, где гласный Э в безударном положении,
а также под ударением произносится как звук [Э]:
[э]гоист, [э]кзамен, [э]волюция, [э]ксперимент, [э]пос,
[э]кономика.
2. Гласная буква Е в безударном положении в пер­
вом предударном слоге после [Ж], [Ш], [Ц] произносится
как звук средний между [Ы] и [Э], обозначим его —
[Ы?]: цена — ц[ы?]на, поцелуй — поц[ы?]луй, шеренга —
33
ш[ы?]ренга, жестокий — ж[ы?]стокий, желтеть —
ж[ы?]лтеть.
3. Гласная буква Е в безударном положении во вто­
ром предударном и других предударных слогах произ­
носится как редуцированный звук [Ы], обозначим его —
[Ъ]: желобок — ж[ъ]лобок, желтизна — ж[ъ]лтизна, ше­
луха — ш[ъ]луха, шепотком — ш[ъ]потком, целовать —
ц[ъ]ловать.

Упражнения для звуков [И], [Ы]
При произнесении звука [И] рот раскрыт на ширину
мизинца, губы растянуты в стороны, язык плоский, кон­
чик языка касается нижних зубов, средняя часть спинки
языка максимально приподнята к нёбу; при произнесе­
нии звука [Ы] язык отодвигается назад больше, чем при
[И].
У п р а ж н е н и е № 1. Произнесите перед зеркалом,
сначала без голоса, несколько раз звук [И], потом —
[Ы]. Повторите это упражнение вслух.
У п р а ж н е н и е № 2 . Произнесите медленно и от­
четливо следующие слова:
ива, ил, пир, пика, кит, лист, или, цирк;
тыл, сын, сыр, был, мыл, дым, бык, рыба.
У п р а ж н е н и е № 3 . Произнесите следующие сло­
ва: мыл — мил, был — бил, выл — вил, ныл — Нил,
мыла — Мила.
Орфоэпическое произношение. 1. Гласная буква И
после твердых шипящих [Ш] и [Ж], а также после [Ц]
произносится как звук [Ы]: жир — [жыр], шик — [шык],
живот — [жывот], цирк — [цырк], цикл — [цыкл].
2. Окончание ИЙ после [К], [Г], [X] в прилагательных
произносится почти как ОЙ, обозначим его — [ъj]: широ­
кий — широ[къj], узкий — уз[къj], строгий — стро[гъj],
тихий — ти[хъj]; упругий — yпpy[гъj], безногий — без-
нo[гъj], однорукий — однору[къj].

ЗАНЯТИЕ 4. Повторение: 1) «поза» и «маска» ре­
лаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, рук, лица;
3) гигиенический и вибрационный массажи; 4) артику­
ляционные упражнения; 5) дыхательные упражнения;
6) отработка гласных звуков.
Дыхание. Тренировочные упражнения для развития
межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от
34
того, как развиты межреберные дыхательные мышцы,
зависит наполнение воздухом средней части легких.
У п р а ж н е н и е № 7 (д). Исходное положение — стоя,
внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони
на ребра по обе стороны грудной клетки (для контро­
ля). Исполнение — представьте, что вы нюхаете души­
стую розу.
Медленно вдохните через
нос — заметили, как ребра
грудной клетки раздвину­
лись?
Вы это почувствовали
ладонями, а теперь выдохни­
те — ребра опустились и
ладони тоже. Живот и плечи
при этом остаются непод­
вижными. Помните, что все
внимание — только на реб­
рах, так как вы хотите на­
тренировать межреберные
мышцы. Вдохи должны быть
неглубокими, но полными
(во избежание головокруже­ Рис. 5
ния). Повторите 3—4 раза.
У п р а ж н е н и е № 8 (д). Исходное положение — стоя
или сидя на стуле. Исполнение — после энергичного
выдоха на п-фффф... поднять руки, завести их за голо­
ву и отклониться назад, делая вдох; затем, делая нак­
лон вперед, достать руками пол и мысленно считать до
15 — это выдох. Так повторите 5—6 раз (рис. 5).
Дикция. Отработка гласных звуков [О], [jO], [A], [jA].

Упражнения для звуков [О], [jО]
При произнесении звука [О] губы выдвинуты вперед
и имеют более округлую форму, чем при [У], язык не­
сколько оттянут назад и не касается зубов, спинка язы­
ка поднята кверху; гласный Ё [jO] произносится с боль­
шей длительностью и напряжением, чем [О].
У п р а ж н е н и е № 1. Произнесите перед зеркалом
сначала без голоса несколько раз звук [О], потом —
Ё [jО]. Повторите это упражнение вслух.
У п р а ж н е н и е № 2 . Произнесите следующие сло­
ва:
35
осы, ось, окунь, окна, озеро, ослик, обруч;
ёлка, ёжик, ёмкость, ёрзать, ёкать.
Орфоэпия. 1. Гласный Е после шипящих [Ш], [Ж],
[Ч'], [Щ'] произносится как [О]: бечёвка — бе[ч'о]вка,
пчёлка — п[ч'о]лка, щёлка — [щ'о]лка, щелочь —
[щ'о]лочь, решётка — ре[шо]тка, шёлк —- [шо]лк, жёл­
тый — [жо]лтый, стажёр — ста[жо]р, зажёг — за[жо]г.
2. Гласный звук [О] в безударном положении в нача­
ле слова и в первом предударном слоге произносится
как звук, близкий к [А]: окно — [а]кно, сорока — с[а]ро-
ка, нога — н[а]га, тоска — т[а]ска.
3. Гласный звук [О] во втором, третьем предударном
слогах и после ударения редуцируется и читается как
неполное [Ы], обозначим — [Ъ]: молоко — [мълако], го­
родок — [гърадок], воротничок — [върътничок], голо­

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>