<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Соединительная пауза между речевыми тактами обо­
значается одной вертикальной чертой — |, более дли­
тельная пауза между речевыми тактами или предложе­
ниями обозначается двумя чертами — ||. И, наконец,
разделительная логическая пауза, которая обозначает
границы предложений, смысловых и сюжетных компо­
зиционных кусков, обозначается тремя вертикальными
чертами — |||.
Вот как можно расставить в тексте логические паузы:
«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой ос­
вобождения женщины | является возвращение всего
женского пола к общественному производству, | что, в
свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья
перестала быть хозяйственной единицей общества... || С
переходом средств производства в общественную собст­
венность | индивидуальная семья перестанет быть хо­
зяйственной единицей общества. || Частное домашнее
хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. ||
Уход за детьми | и их воспитание станут обществен­
ным делом; || общество будет одинаково заботиться обо
всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачны­
ми.» 14. || (Логические паузы сделаны авт. — С. Н.)
Логическое (или смысловое) ударение — это опора
мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указа­
тельный палец», который выделяет главное слово в фра­
зе или группу слов в предложении. Логические акцен­
ты расставляются в зависимости от цели высказывания,
от главной идеи всей темы и группы слов. Например:
«Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на кото­
рое ставится логическое ударение, выделено прописны­
­­.
Логическое ударение чаще всего достигается повы­
шением или понижением тона — тональное ударение.
Иногда слово или группа слов в предложении выделя­
ются с помощью логических пауз перед выделяемым
словом, после него или двумя паузами: до и после вы­
деляемого слова.
Изменение высоты тона дает возможность наиболее
14
К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 21, с. 77—78.
72
полно передать всевозможные оттенки значимости того
или иного слова в его связи с другими. Когда же поль­
зуются только силой голоса, даже в комбинации с за­
медлениями и паузами, получается монотон, который
утомителен для говорящего, а тем более для слушающих.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ всегда указывают на необ­
ходимость повышения или понижения голоса на удар­
ных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то измене­
ния высоты голоса при переходе от одного речевого так­
та к другому и придают интонационное разнообразие
нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с
логическими паузами, и каждому из них соответствует
своя обязательная интонация. Каждый знак препина­
ния, как говорил К. С. Станиславский, имеет свою ха­
рактерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке де­
сять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая,
двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, воск­
лицательный знак, тире, многоточие.
Точка указывает на завершение мысли и закончен­
ность предложения. Интонация на точке связана с силь­
ным понижением голоса на ударном слове, предшеству­
ющем знаку, — «голос положить на дно». На «заверша­
ющей» точке пауза сравнительно длительная, как пра­
вило, это разделительная логическая пауза. Но чаще
всего точка предполагает развитие мысли в следующих
предложениях и обозначает соединительную логическую
паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.
«Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно» 15.|||
В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точ­
кой, после которой и поставлен знак разделительной
паузы — |||, на ударном слове «верно» голос сильно
понижается.
«Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все по­
нимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох,
сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно,
и длинные паузы между отдельными фразами или сло­
вами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. |
утомительной»16. || В этом примере нет так называе­
мых «завершающих» точек, и голос на них понижается

15
В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 23, с. 43.
16
Ем. Я р о с л а в с к и й . Советы агитаторам. Цит. по сб.: Об
ораторском искусстве, с. 328.

73
гораздо меньше, а паузы между предложениями соеди­
нительные.
Точка с запятой обозначает соединительную паузу,
но более короткую, чем при соответствующей паузе на
точке, соединяя в единое целое части одного описания.
Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумо­
лимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; |
каждая фраза... | — необходимое звено в цепи дово­
дов» 17. || Точка с запятой в данном примере говорит, с
одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с
другой — обращает наше внимание на каждую часть в
отдельности.
Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на
ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается
повышение голоса. В речи запятая означает соедини­
тельную логическую паузу. К. С. Станиславский заме­
тил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и
оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в
воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх,
точно предмет с нижней полки на более высокую... Са­
мое замечательное в природе запятой то, что она обла­
дает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно под­
нятая для предупреждения рука, заставляет слушателей
терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы» 18.
Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза
отсутствует.
Двоеточие в устной речи означает соединительную
логическую паузу и обычно указывает на намерение пе­
речислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось
перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.
Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках,
произносятся быстрее основного текста и окружены с
обеих сторон логическими соединительными паузами.
Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для
дополнительного пояснения, для второстепенного заме­
чания. Перед скобками голос повышается на предшест­
вующем ударном слове, потом на протяжении скобок
понижается, и слова произносятся на одной высоте,
«бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после
закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту,
которая была до начала скобок.

17
Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. М., 1956, с. 151.
18
К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3. М., 1955, с. 100.
74
«В природе | (поскольку мы оставляем в стороне об­
ратное действие на нее человека) | действуют одна на
другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во вза­
имодействии которых и проявляются общие законы». ||
Слова в скобках читаются на одной ноте.
Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся
отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются
с помощью логических пауз, изменения высоты голоса,
ударения на слове и т. д.
Вопросительный знак передается с помощью повыше­
ния голоса на ударном слове вопросительного предло­
жения. Если ударное слово стоит в конце предложения,
то голос идет вверх и остается наверху.




Если ударное слово находится в начале или в сере­
дине предложения, то после повышения голоса на этом
ударном слове все остальные слова звучат ниже его.




75
Когда в предложении содержится несколько ударных
вопросительных слов, то обычно голос повышается наи­
более сильно на последнем ударном слове, стоящем в
конце предложения.
Восклицательный знак передает сильное чувство
(требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение,
приказ) и сопровождается сильным повышением голоса
на ударном слове; голос идет вверх и затем резко пада­
ет вниз.
Многоточие. К. С. Станиславский говорил, что при
многоточии «наш голос не подымается вверх и не опус­
кается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы,
не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе» 19.
В устной речи голос на предшествующем многоточию
ударном слове понижается; многоточие обозначает что-
либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое
или прерванную мысль.
«...Он (социализм. — С. Н.) будет перерастать в ком­
мунизм,.. || ибо люди привыкнут к соблюдению элемен­
тарных условий общественности | без насилия | и без
подчинения» ||20.
Тире в звучащей речи требует некоторого повыше­
ния голоса на предшествующем знаку ударном слове и
означает соединительную паузу. Этот знак ставится с
целью разъяснить то, что находится перед ним, противо­
поставить одно явление другому или подвести итог.
«Учет и контроль | — вот главное, что требуется для
«налажения», | для правильного функционирования
первой фазы коммунистического общества»21. ||
Для того чтобы закрепить и лучше усвоить все пра­
вила по логике и мелодике речи, необходимо трениро­
ваться. При самостоятельном разборе текста следует
выполнять графический разбор всех примеров, отмечая
ударные слова, логические паузы и знаки препинания.

19
К. С. С т а н и с л а в с к и й . Собр. соч., т. 3, с. 327.
20
В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 33, с. 83.
21
Т а м же, с. 101.
Вместо заключения
Красивый, звучный голос, ясная, точная и правиль­
ная речь, разнообразная и глубокая интонация — без­
условно необходимые средства выразительного живого
слова. Но не будем забывать и о таких, казалось бы,
незначительных моментах в работе лектора, как его
внешний облик, жесты, мимика, которые являются до­
полнительными средствами выразительности речи и не­
обходимыми условиями для установления контакта с
аудиторией.
Публичная речь, будь то лекция, доклад или выступ­
ление, в какой-то мере воспринимается чисто зритель­
ным путем. Слушатели обращают внимание на одежду
оратора, на то, как он стоит, какое у него выражение
лица. Ибо все это небезразлично для слушателей и в
конечном счете тоже влияет на результативность вы­
ступления.
Однако никакие внешние приемы не обеспечат того
успеха, который дают глубокие знания лектора, его иск­
ренняя убежденность и внутренняя потребность донести
свои знания до аудитории. Это формирует мастерство,
оратора, которое достигается постоянной и системати­
ческой работой лектора над собой.
Литература
А в а н е с о в Р. И. Русское литературное произношение. М.,
«Просвещение», 1968.
А п р е с я н Г. З. Ораторское искусство. М., МГУ, 1972.
Выразительное чтение. М., «Просвещение», 1972.
З а п о р о ж е ц Т. И. Логика сценической речи. М., «Просвеще­
нце», 1974.
Идеи эстетического воспитания. В 2-х тт. М., «Искусство», 1973.
К о з л я н и н о в а И. П. Орфоэпия в театральной школе. М.,
«Просвещение», 1967.
Л е в и В. Л. Искусство быть собой. М., «Знание», 1977.
Н а г о р н ы й В. Э. Гимнастика для мозга. М., «Советская Рос­
сия», 1972.
Н а й д ё н о в Б. С. Выразительность речи и чтения. М. 1969.
Н о ж и н Е. А. Основы советского ораторского искусства. М.,
«Знание», 1973.
С а в к о в а З. В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусст­
во», 1975.
С а р и ч е в а Е. Ф. Сценическое слово. М., «Советская Россия»,
1963.
Сценическая речь. Уч. пос. под ред. И. П. Козляниновой. М.,
«Просвещение», 1976.
Словарь-справочник под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.
Русское литературное произношение и ударение. М., Госиздат, 1959.
Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под
ред. Д. Э. Розенталя. М., «Советская энциклопедия», 1967.
Ч и х а ч е в В. П. Убедительнее, доходчивее, ярче. Л., о-во «Зна«
ние» РСФСР, 1977.
Содержание

Введение 4
Общая характеристика разделов техники
речи 8
Практические занятия 22
Гигиена и профилактика голоса 69
Интонационно-выразительные средства речи 71
Вместо заключения 77
Литература 78
Светлана Тимофеевна Никольская

ТЕХНИКА РЕЧИ (Методические рекомендации
и упражнения для лекторов)

Заведующий редакцией Г. В. Иванов
Редактор Н. Н. Огородникова
Мл. редактор Л. Л. Потехина
Техн. редактор Л. А. Кирякова
Корректор А. А. Пузакова
ИБ 1322
А 04056. Индекс заказа 79701. Сдано в набор 25/XI-77 г. Под­
писано к печати 15/11-78 г. Формат бумаги 84 х 108 1/32. Бумага
типографская № 1 , Бум. л. 1,25. Печ. л. 2,5. Усл. печ. л. 4,20.
Уч.-изд. л. 4,11. Тираж 90 000 экз. Издательство «Знание».
101835, Москва, Центр, проезд Серова, д. 4. Заказ 2072. Типо­
графия Всесоюзного общества «Знание». Москва, Центр, Новая
пл., д. 3/4.
Цена 15 коп.

<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ