<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Таким образом, в тех самых потоках информации, с которыми сегодня сражается человек, уже наметились и решения проблемы – проблемы создания электронных Шерлоков Холмсов для поиска информации и проблемы «бегунов», которые доставят ее в нужную точку планеты, на рабочий стол.
Заглянем мысленно в дом будущего. Наряду с традиционным санузлом, кухней мы обязательно увидим нечто новое: информузел. Там будет домашняя ЭВМ, о которой мы уже говорили, пульт связи с информационно-поисковыми системами, телеэкран для воспроизведения полученной информации, просмотра передающихся телепрограмм или специально запрошенных и имеющихся дома в записи.
Как много сил и времени будет экономить этот узел! Учиться при желании можно будет в основном дома, подключаясь к обучающим ЭВМ. Значительную часть работы можно будет исполнять в тиши домашнего кабинета, не тратя сил и времени на ежедневные поездки на работу.
С родственниками или товарищами, находящимися далеко от тебя, можно будет повидаться и поговорить с помощью того же информузла.
Но это отнюдь не значит, что люди третьего тысячелетия станут домоседами, прикованными к своему информузлу, людьми, живущими еще более «статически», чем мы во втором тысячелетии. Наоборот, сэкономленное время и силы благодаря быстродействующим электронным системам и каналам разветвленной связи будут использованы для гармоничного физического и духовного развития личности.


Вулкан уже пылает
Заслонку в кратер!
Итак, информационный поток нарастает!
– А не может ли этот рукотворный вулкан затухнуть сам, задремать, как это бывает с природными вулканами?
– Это могло бы произойти в двух случаях. Первый – дознание всей информации, которую содержит окружающий нас мир, то есть познание всего того разнообразия, которое наблюдается в природе. Но, как мы установили выше, это разнообразие бесконечно. Значит, и информация, отражающая это разнообразие, бесконечна. Тут вспоминаются пророческие слова В.И. Ленина: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом», сказанные задолго до раскрытия сложной структуры электрона.
– А какой же второй случай?
– О, это любопытный случай. Он в ходу у части западных футурологов. Это полная потеря человечеством интереса к технике, к новой информации, ко всему достигнутому и возврат к почти первобытному существованию. Совершенно ясно, что это противоречит человеческой природе, его неистребимой жажде познания нового. Если допустить на минуту, что такой образ существования был бы навязан людям группой фанатиков, то неизбежно возникла бы прогрессивная группа, которая вернула бы людей на путь прогресса.
– И рост потоков неизбежно должен идти по этой стремительной экспоненте?
– А вот это ниоткуда не следует. Как мы уже установили, наряду с полезной информацией из кратера летит и много бесполезного и даже вредного.
Кроме того, использование даже полезной продукции информационного вулкана очень низкое. Например, для оценки читаемости журналов немецким ученым Н. Вассом предложен коэффициент под ироническим названием «макулатурфактор». Он показывает, какой процент страниц журналов не читается никем. Анкетный опрос показал, что для большого числа технических журналов макулатурфактор более 80 процентов. Это значит, что на десятки миллионов журнальных страниц так и не взглянул человеческий глаз. А эти страницы есть не только увеличение потока лавы, но и труд людей и миллионы погубленных деревьев.
Я недавно был в Карелии в городе Кондопога. Брожу по городу. День морозный. Туман. Вдруг вырисовывается уходящая в небо заснеженная гигантская пирамида. Это был полугодовой запас стволов деревьев, числом более миллиона, для производства бумаги на гигантском Кондопожском комбинате. А ведь это только один из десятка таких в нашей стране..
В связи с этим всегда больно смотреть на ту продукцию, которая годами лежит на полках магазинов и библиотек, не находя своего читателя.
Но вернемся к научным журналам. Давно выдвинута идея печатать в них не саму статью, а ее краткое резюме. Но такое, чтобы из него был вполне ясен новый результат, полученный автором. Тут одним выстрелом убивается сразу несколько зайцев. Резко экономится бумага и резко «омолаживается» журнал, ибо сегодня статьи лежат в редакции один, а то и два года. Далее, экономия времени у читателя. Наконец, при «прессовке» статьи в резюме, куда легче редакции отсеивать слабые и не несущие нового работы. Правда, часть журналов уже завела раздел кратких сообщений. Но он пока очень скромен.
– А как быть, если работа заинтересовала и нужен ее полный текст?
– Очень просто. По запросу читателя редакция высылает копию статьи, снятую, скажем, с помощью ксерографии.
Второе «заслоночное» мероприятие, принятое большинством научных журналов, ограничение объема статьи десятью – двенадцатью страницами машинописного текста. Но все это не разгружает раздутые портфели редакций. Нельзя не посочувствовать аспирантам и докторантам, которые начинают получать наиболее ценные результаты на последних этапах работы над диссертацией и вынуждены ждать их публикаций еще пару лет.
Если журналы не хотят или не могут перейти на краткие резюме, то следовало бы еще в два раза сократить допустимый объем статей.
Нередки случаи, когда одно и то же или почти одно и то же исследование публикуется в разных журналах в одной стране, не говоря уже о разных странах. Так, например, в тридцатых годах советский ученый А. Пистолькорс изобрёл и опубликовал остроумную схему для построения приемника, чувствительного к фазе сигнала. Эта схема широко известна у нас как «схема Пистолькорса» и находит применение в наши дни.. Каково же было мое удивление, когда я прочитал аналогичное предложение в американском журнале, сделанное спустя более четверти века.
Использование авторами и особенно редакциями информационно-справочных систем – а они неизбежно появятся – позволит исключить всяческие повторы или почти повторы. То есть эти системы будут закрывать им доступ в кратер.
Наконец, очень сильно поддает жару вулкану наше многословие, неумение кратко и четко и, конечно, красиво излагать свои мысли. По-видимому, этому надо учить, и чем раньше, тем лучше. Мягко говоря, наша школа занимается этим мало. Отсюда длиннейшие речи на заседаниях, собраниях, симпозиумах, конференциях. Отсюда же – длиннейшие статьи, документы, отчеты, ибо письменная речь – это тень нашей устной.
Вспоминаю один случай. Шла защита докторской диссертации. Диссертант так многословно излагал работы своих предшественников, что израсходовал почти все отведенные ему 40 минут. Чувствовалось, что он не управляет словами, а они его куда-то волокут и он бессилен с ними справиться. Все наши попытки сигнализировать ему об этом с помощью гримас, жестов, показывания оттисков его оригинальных работ не имели успеха. Назревала катастрофа. Спасла положение... кошка. Откуда ни возьмись на авансцене появилась домашняя, ухоженная, весьма довольная собой особь. Она уселась перед диссертантом, обвила пушистым хвостиком ножки и стала пристально разглядывать его и чертежи. Докторант, стоявший на пороге всемирного признания, ибо его работа была отличная, умолк и впился глазами в кошку. Члены совета как загипнотизированные тоже уставились на нее. Один из нас, спасая положение, тигром бросился к кошке, схватил ее в охапку и шепнул остолбеневшему. обзорщику: «Идиот, переходи к собственным результатам!»
Все кончилось благополучно, «на кошку» еще добавили 20 минут, и искомая степень была получена.
А вот дипломник защищает свой проект перед аттестационной комиссией. И работа хорошая, и парень симпатичный. Но комиссия так и не поняла, что сделано в работе, в чем новая полезная изюминка. Начинается выяснение всего этого клещами-вопросами. Иногда на это уходит добрый час. Мы это называем в институте «лошадь-эффект». Вот телега, вот хомут, вот сбруя, а куда запрягать лошадь, так и неясно. Причина «лошадь-эффекта» очевидна: неумение кратко и ясно излагать суть.
Почему на собраниях так много разговаривающих, читающих, дремлющих? Почему на больших конференциях половина людей предпочитает быть в коридорах? Все потому же: многословие и неясность сути излагаемого.
Надо сказать и еще об одной маленькой личной заслонке. Она связана с критическим отношением каждого автора к своей работе.
По-видимому, нарастающие потоки лавы заставят в ближайшие десятилетия создать надежную «огнеупорную» заслонку в кратере. В дело пойдут и очерченные выше пути и, конечно, многое другое. Например, так называемое свертывание информации, позволяющее представить информацию исходного текста в более экономной форме при сохранении его сути.





Вулкан уже пылает
Что делать с Великим Консерватором?
Как мы уже знаем, наш мозг имеет колоссальные возможности для накопления и обработки информации. Но использованию их препятствует малая скорость ввода информации.
Несмотря на колоссальное убыстрение темпа жизни, гигантское увеличение потока необходимой для полноценной работы и жизни человека информации эта скорость практически остается неизменной. Пока заметной адаптации не происходит. В этом смысле мы и назвали мозг человека Великим Консерватором.
Тут вспоминается драматическая ситуация из научно-фантастического романа Ф. Хойла «Черное облако». Огромное непрозрачное облако вторглось в Солнечную систему и преградило путь солнечным лучам к нашей планете. Это было гигантское единое живое существа. Облако начало передавать по радио сигналы на Землю. Единственный землянин, который разгадал их код, пытался пенять эту информацию. Но скорость передачи настолько превосходила человеческие возможности, что он ее не выдерживает и погибает.
Главные ворота, через которые информация окружающего мира врывается в сознание человека, это, конечно, глаза. Даже двигаясь ночью по темным улицам, мы наблюдаем луну и звезды, вспышки света над городом и таинственные замки, в которые полутемнота превращает обыкновенные дома.
С тех пор как люди изобрели книгопечатание, книга стала главным хранителем опыта, мыслей, знаний человечества и одновременно главным источником информации для человека.
Понаблюдаем, как читают люди, например, в вагоне метро или троллейбусе.
Вот один шевелит губами и даже шепчет. Он проговаривает и даже слышит читаемое слово. Это так называемая внутренняя артикуляция. Многочисленные замеры показывают, что это самый медленный способ чтения. Тут скорость около ста слов в минуту или одно-два слова в секунду. Ясно, что он сохранился со школьной скамьи: из букв составляют слоги, из слогов – слова, из слов – предложения.
Другой пассажир очень сосредоточен на тексте, совсем не отрывает глаз от него, быстро пробегает страницу за страницей, губы не шепчут. Ясно, что он читает куда быстрее первого.
Следовательно, Великий Консерватор может работать по-разному. Более того, серией упражнений и тренировок можно обучить его читать в несколько раз быстрее. Такой темп освоения печатного текста известен под разными названиями: «скорочтение», «быстрое чтение», «динамическое чтение».
– В чем же их суть? За счет чего увеличивается скорость?
– Во-первых, надо приучить себя к чтению только глазами и полностью подавить участие речедвигательного и слухового аппаратов (ухо, язык, нёбо, губы).
. Во-вторых, надо расширить поле зрения при фиксированном положении головы. При отсутствии тренировки читатель воспринимает при одной фиксации только несколько букв или одно слово, то есть делает много фиксаций на строку. Несложной тренировкой число фиксаций на. строку можно уменьшить до двух-трех.
В-третьих, сосредоточенное, целенаправленное чтение с полным отказом от регрессии, то есть возврата к уже прочитанным фразам.
– Что такое целенаправленное чтение?
– Это умение найти главное в читаемом тексте, отделить его от второстепенного, быстро пробегать уже известное или избыточное, не несущее информации. Ведь нередко эта избыточность текста доходит до 70...80 процентов.
Наконец, овладение скорочтением предусматривает улучшение внимания к читаемому тексту и его запоминанию.
Если все эти элементы просуммировать, то и получим качественно новый метод: читаются не буквы, слоги и слова, а целые группы слов, словосочетаний, то есть читающий как бы сразу скользит по мыслям автора. Процесс скорочтения можно сравнить с восприятием пейзажа из окна быстро мчащегося поезда.
В лаборатории динамического чтения при педагогическом институте города Новокузнецка был проведен опыт обучения 1500 читателей разных категорий. Срок обучения два месяца. Всего восемь практических занятий по два часа и обязательные ежедневные самостоятельные тренировки по 2 часа (30 минут упражнения, 1,5 часа чтения).
Средняя скорость чтения, измеренная до обучения, составила 201 слово в минуту. Средняя скорость после обучения составила 438 слов в минуту. То есть скорость чтения возросла в 2 с лишним раза.
– Но ведь чтение не самоцель. Главное – усвоение. Оно, вероятно, снижается с повышением скорости?
– Как ни странно, но усвоение прочитанного тоже растет. У тех же 1500 обучаемых читателей контролировался и процент усвоения. Его среднее значение до обучения составляло 52 процента, а по завершении курса – 68 процентов.
– Как же это объяснить? Толика времени, уделяемая каждому слову и каждой фразе, уменьшается, на возврат к уже прочитанному наложено табу, а запоминание растет?
– При обычном медленном чтении человек зачастую не отдает себя целиком этому процессу. Некоторые даже приучили себя, читая, слушать радио, смотреть телевизор, наблюдать в окно улицу. Быстрое чтение невозможно при таком отвлечении. Тут требуется полное отключение от всяких внешних помех и от всяких своих мыслей, не связанных с текстом. Обучение скорочтению и приучает к этому. Такая концентрация внимания ведет к повышенному усвоению.
– Не влияет ли скорочтение отрицательно на здоровье? И в первую очередь на зрение?
– Массовые эксперименты по обучению не обнаружили ни одного случая жалоб на повышение утомляемости или ухудшение зрения. Наоборот, часть овладевших этим спринтом утверждает, что утомляемость стала меньше.
– А как быть с художественной литературой? Не потеряет ли этот спринтер в своем беге часть красоты и глубины рисуемых образов?
– В первую очередь быстро читать рекомендуется газеты, журналы, обзоры, научную и им подобную литературу. Овладевшие тайнами бега по страницам высказывают мнение, что скорость до 600 слов в минуту не наносит ущерба эстетическому восприятию художественной литературы. Однако многие не разделяют этого мнения.
– Кто же изобрел скорочтение, и почему ему не учат в школе?
– Изобретателя уже не найти. Но известны люди, которые поразительно быстро читали и обучались этому сами. О. Бальзак прочитывал роман в 200 страниц за 30 минут. А. Пушкин буквально «проглатывал» книги. М. Горький (тратил на страницу несколько секунд и все усваивал. Стремительно читал В.И. Ленин. Бонч-Бруевич так это описывает! «Когда он читал, то создавалось впечатление, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро все усваивает поразительно глубоко и точно; через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное».
Наша школа, к сожалению, еще не приобщает к методу. Пока есть несколько отдельных лабораторий и инициативных групп. В США скорочтением овладевают несмены, политики, журналисты, администраторы. В сотнях городов имеются платные курсы. Они уже успешно применяют и к чтению свою любимую пословицу «время – деньги».
– Может ли овладеть скорочтением человек забывчивый, с плохой памятью?
– Несомненно. Сам процесс освоения этого метода уже тренирует, улучшает память. Кроме того, серией других упражнений ее можно заметно улучшить.
– Например, при заучивании слов греческого или латинского языка? – Когда-то действительно считали, что заучивание бессвязных слов улучшает память. Сейчас этот, тезис отвергнут. Более того, главным стимулом для запоминания считается ясная и четкая формулировка цели. Надо дать себе ответ на вопрос: чего я хочу достигнуть, воспринимая данную информацию? Ясность цели, то есть конечного результата, позволяет выделять и схватывать главное, нужное и не запоминать лишнее, третьестепенное. Не читать с одинаковым: интересом все попавшееся под руку, а каждый раз определять цель работы, которой загружается наш почти неутомимый мозг.
Мы не можем; остановиться на методиках тренировки памяти. Желающие найдут их а литературе. Упражняясь, можно научиться концентрировать свое внимание подобно лупе, собирающей лучи; в одну точку. Повысить свою способность запоминать и забывать. Последнее, как доказывают психологи, тоже очень важно. Можно научиться делать доклады свободно, не становясь рабом заготовленного текста, только по составленной цепочке опор, занимающих одну страничку.
Я недавно присутствовал на психологических опытах С., который, заставлял творить чудеса своего Великого Консерватора.
Всем известен однотомник – Советский энциклопедический словарь а 1600 страниц, неоднократно переиздававшийся. Раскрывал этот словарь на случайной странице (повторяю – на любой странице!), мы предлагали С. демонстрировать свои необыкновенные способности: он не только называл имена великих людей, помещенные на этой странице, но и сообщал краткие сведения о них...
Далее, с длиннющими числами он оперировал не хуже ЭВМ – запоминал, перемножал, извлекал корни... Присутствующие с карманными ЭВМ едва успевали за ним решать предложенные задачи.
Было бы ошибкой думать, что все это умение – просто «дар природы» и не составляет труда для С. Я тщательно следил за его глазами, лицом, движениями. Видно было, что все эти действия требовали колоссального умственного и физического напряжения, сосредоточения на задаче и подхлестывания своего Консерватора. Временами для этого С. использовал даже массаж верхней части головы. Мы знали, за всем этим стояли годы напряженной, целенаправленной тренировки, подтверждающей древнюю мудрость – функция творит орган. То есть упражнениями, тренировкой любого органа человека, любой его системы, включая мозг, можно достичь поразительных результатов.
– А нельзя ли улучшить память без упражнений? Одно время много писали о каких-то «пилюлях памяти». Есть они?
– Мечта о таких пилюлях очень древняя. Но допустим, что они есть. Человек помнит абсолютно все, что он видит, слышит, читает. В этой гигантской копилке, вероятно, не скоро найдешь то, что нужно. Воздействие некоторых химических веществ на умственную деятельность человека, включая память, бесспорна. Кто не замечал, что даже чашечка ароматного натурального кофе активизирует умственную деятельность, пробуждает забытое, рождает новые образы?
Поиски «пилюль памяти» ведутся во многих странах, но пока безуспешно. Есть некоторые интересные опыты на животных. Так, инъекции РНК золотым рыбкам и крысам повышали их обучаемость. Но ведь человек не...
В связи с надеждами на помощь химических веществ для усиления умственной деятельности человека вспоминаю научно-фантастическую новеллу В. Бахнова «Рассказ человека, который был гением». Мне нравится и ее остроумие, и взгляд на проблему. Инженер много лет работал над своим изобретением в области автоматики, которое казалось ему очень ценным. Основой всего была лишь придуманная им общая идея. Пути же практической реализации идеи постоянно ускользали от него. Приятель изобретателя участвовал в разработке таблеток озарина, которые делают человека гением ровно на пять минут. Он с большим трудом достает одну таблетку, чтобы помочь изобретателю.
Далее цитирую автора:
«Озарин оказался действительно волшебным средством. В тот же день я довел до конца многолетнюю работу, увидел то, что никто не замечал раньше, и великие истины открылись мне...
Уже в первую минуту действия озарина я увидел, что мое изобретение не стоит ломаного гроша и ничего не меняет в современной. автоматике.
Во вторую минуту я с гениальной ясностью увидел, до чего я бездарен.
Три оставшиеся минуты я вдохновенно писал заявление на имя директора нашего НИИ. Я просил разрешения прекратить работу над изобретением. Все говорили потом, что заявление было написано гениально... »
– Я где-то читал, что есть надежда на непосредственное введение информации в память человека, минуя глаза и уши.
– Действительно такую идею, например, проповедует профессор Б. Шарлоуз (США). Он считает, что принципиально такая возможность есть. Настанет якобы золотое время, когда достаточно будет погрузить голову в селектор, и электрические импульсы по заказу будут переносить информацию из книг или памяти компьютера в сознание человека.
Думаю, что для серьезного обсуждения этой гипотезы еще не наступило время. Эту дискуссию придется отложить до тех пор, когда человек сумеет построить действующую модель своего мозга.
Вместе с тем есть и основания для надежд. Ведь эксперименты показали, что раздражение определенных участков мозга электрическими импульсами позволяет восстановить в памяти то, что давным-давно забыто и, казалось бы, навсегда. Например, увидеть то, что вы наблюдали, когда только учились ходить. Это значит, что мозг хранит у себя куда больше информации, чем нам кажется, чем мы можем вспомнить и использовать.
Упомянутый эксперимент, по существу, первый шаг по управлению мозгом электрическими импульсами. Но до решения проблемы далеко. Есть еще один не используемый резерв. Можно увеличить время ввода информации почти в 2 раза.
– За счет отказа от пустых разговоров, от телефона, от телевизора... Применение системы А. Любищева?
– Нет. Эти резервы мы уже обсуждали. Речь идет о большем. Ведь человек одну треть жизни существует почти с выключенным сознанием, он спит.
– Вы имеете в виду гипнопедию? Но ведь она пока не дала заметных результатов.
– Нет. Речь идет об отказе вообще от сна. Ведь время от времени рождаются люди, которые вообще не спят и нормально живут. Может быть, сон лишь просто привычка, связанная с вращением нашей планеты? Такая гипотеза не раз выдвигалась. С этих позиций очень интересен метод использования времени, применявшийся нашим выдающимся физиологом академиком Л. Штерн. Она работала круглосуточно, но через каждые несколько часов делала небольшие паузы для еды и сна. Ее выдающиеся работы, удостоенные Государственной премии, говорят об эффективности метода в данном эксперименте.


На пороге XXI века
Итак, читатель, мы вместе взглянули на длинный путь человечества с позиций информационного потока и средств его передачи, которые сопровождали этот путь.
Мысленно пробежим основные, можно сказать, революционные этапы этого пути. Это поможет лучше осознать наш нынешний информационный период и, главное, более ощутимо представить последующий этап.
Первые приемы общения были просто унаследованы нашими очень далекими предками (их иногда незаслуженно называют предлюди) несколько миллионов лет назад от животных – нечленораздельные звуки, мимика, жесты, прикосновения. Некоторыми мы пользуемся до сих пор. Но коллективный труд, который и создал человека, требовал более совершенных средств коммуникации.
В длительной и жестокой борьбе за существование и сформировались средства связи в тысячу раз более информативные – человек заговорил!
Появилась устная речь, позволившая управлять коллективными действиями, обмениваться опытом, творить предания, песни, сказки... Когда же это случилось? Специалисты считают, что становление речи у человека началось около 100 тысяч лет назад.
Длительное время единственным хранителем информации была память людей. Весь опыт, знания, вся духовная жизнь из поколения в поколение передавались устно.
Следующий революционный скачок – появление коллективной памяти у человечества. Устная речь обрела свою тень – письменную речь. Это странное на первый взгляд название дали ей лингвисты. Но вскоре войдут в жизнь автоматы, способные читать вслух с листа, и тогда, действительно, письменная речь заговорит и оправдает свое название.
Возможность записывать мысли позволила сделать их достоянием множества людей. Более того, письменная речь стала не фантастической, а истинной «машиной времени», которая мчит всю накопленную информацию в будущее, для всех последующих поколений. Отсюда и ее непрерывное суммирование, ее быстрый интегральный рост во времени. Найденные самые древние письмена, исполненные клинописью и иероглифами, сделаны 5...6 тысячелетий назад.
Эволюция снабдила человека двумя основными средствами коммуникации – звуковым и зрительным. Дальность их действия невелика. Расселения человека по планете и усложнение трудовой деятельности требовали передачи все более сложной информации, на все большие расстояния. В дело пошли костры, гигантские барабаны, пешие и конные гонцы, собаки, голуби...
Но подлинная революция в передаче сообщений связана с изобретением и широким внедрением электрического телеграфа, телефона, радио. Это привело к тому, что возник новый мощный путь поступления информации к человеку по всевозможным каналам связи.
К середине XX столетия темп накопления информации стал превышать возможности ее обработки человеком, а ее роль в жизни общества, в познании материи, в развитии техники становилась решающей.
Естественно встал вопрос: что же такое ИНФОРМАЦИЯ? Что это за столь важная категория?
Первый шаг в этом направлении сделала КИБЕРНЕТИКА. Она вскрыла удивительный факт, ошеломивший в свое время людей, – общность информационных процессов в машинах, в живых организмах, включая и вершину эволюции – ЧЕЛОВЕКА.
Выяснилась и единая роль этих вездесущих информационных процессов. Они нужны для УПРАВЛЕНИЯ машинами, организмами, сообществами. При этом все системы управления в своей основе используют простую схему. Управляющий блок посылает команды по прямой цепи, а по обратной цепи управляемый им блок сообщает о своем состоянии и о выполнении (или невыполнении) посланной команды. Обратная цепь образует так называемую обратную связь, без которой вообще немыслимо контролируемое управление. Второе условие надежного управления – неискаженная помехами передача сигналов по прямой и обратной цепям.
Далее оказалось, что информацию любой сложности можно предельно упростить, не внося искажений, представив ее в виде последовательности посылок типа ДА-НЕТ. За единицу информации и принята одна такая посылка. Она получила название «двоичная единица», или «бит», и стала универсальным мерилом информации.
Сигналы типы ДА-НЕТ обладают рядом ценнейших качеств. Они позволяют строить очень надежные передатчики и приемники, а главное, очень храбро сражаются с различными помехами. К ним легко на передаче приставить еще несколько избыточных ДА-НЕТ, «телохранителей», не несущих информации, но помогающих победить помехи. Используя такой метод, можно создать каналы связи, практически передающие информацию без ошибок.
Это оказалось очень важным при создании различных автоматических систем управления как на Земле, так и в космосе, при передаче данных ЭВМ и команд роботам различного типа, организации быстродействующих систем передачи информации, в том числе с. использованием ИСЗ и световодов.
На базе теории информации, успехов в освоении космоса, прогресса астрономии и особенно радиоастрономии начато исследование проблемы информационного контакта с внеземными цивилизациями. Ведется поиск сигналов из других миров. Увы, пока они не обнаружены. Посланы лишь наши первые «А-уу!» в просторы Галактики.
Это тоже знаменует этап в развитии нашей цивилизации. Как отмечалось в решении международной конференции по этой проблеме в Бюрокане, она уже-созрела для такого информационного контакта.
Различные гипотезы, объясняющие «молчание» звезд, мы подробно разбирали. Большинство ученых твердо стоят на позициях неуникальности нашей цивилизации, считают необходимым продолжать поиск и верят. в успех.
Нельзя обойти молчанием одно из величайших открытий в области информации. Это разгадка наследственного кода и разгадка той предельной компактной и предельно надежной системы связи, с помощью которой уже миллиарды лет передается эстафета жизни от родителей к детям в мире живой материи нашей планеты.
Считалось, что цивилизацию, образно говоря, держат на своих плечах два атланта. Имя им – ЭНЕРГИЯ и ВЕЩЕСТВО. Чем больше их потребляют, тем выше развитие. Оказалось, что атлантов вовсе не два, а три. Третий атлант не есть вещество и не есть энергия, это ИНФОРМАЦИЯ. Он в равной степени, а может, и в большей, чем два первых, определяет уровень развития цивилизации.
Стало также ясно, что нарастающий во времени поток информации неизбежен. Без этого невозможно существование человечества. Может меняться лишь закон этого нарастания – экспоненциальный, квадратичный, линейный...
Что касается сущности информации, то она – лишь отражение того разнообразия, которое существует в окружающем нас мире. Если бы этого разнообразия не было, например, всю Вселенную заполняло единое однородное вещество, то никакой информации не существовало бы. С этих позиций даже неживая материя передает информацию, сообщает о своем разнообразии, хотя не в состоянии ее осознавать и воспринимать. На это способны лишь живые организмы и созданные человеком различные приемники информации.
Устную и письменную речь человека тоже можно оценивать с позиций разнообразия. Чем богаче словарный запас у него, чем полнее он им пользуется, тем больше информации несет одно и то же количество сказанных или написанных им слов.
Так как окружающий нас мир бесконечно разнообразен, то и отражающая его разнообразие информация тоже бесконечна. Надежды некоторых футурологов на затухание потока новой информации, по мере развития цивилизации, беспочвенны.
Последний скачок в принципиальном улучшении коммуникаций связан с проникновением человека в космос и успехами в передаче изображений. Установка ретрансляторов на ИСЗ позволила почти по всей планете осуществить не только телеграфную и телефонную связь, но и телевизионную.
Почти в каждый дом пришло чудо-зеркало, на котором можно увидеть события, происходящие в любом месте земного шара получить политическую и экономическую информацию, насладиться кино, театром, концертом.
Все это привело к еще более сложному взаимодействию разных источников информации, и сегодня они уже образуют гигантский интегральный поток информации, составляющий миллионы бит в секунду.
Человек зачастую уже не может с ними совладать. Невозможно найти быстро нужную статью. Невозможно быстро установить – новая идея тебя осенила или она уже давно известна. Не известно, как угнаться за всеми новинками по своей специальности. Не известно, как выбрать для чтения самое интересное для себя из тысяч и тысяч непрерывно поступающих публикаций. Не известно...
Эта «невозможность» и «неизвестность» уже дают себя знать. Наблюдается заметная трата времени и сил на повторные разработки, изобретения, исследования, на поиск нужной информации. Нередки «информстрессы» и потеря творческого потенциала, повышенная усталость и информационная апатия.
Кроме того, сегодня люди фактически используют лишь небольшую часть созданного ими же информпотока, лишь несколько процентов от общего вала. Значит, не только огромные силы и средства тратятся впустую, но и создается заметный информационный хаос. Вместе с тем стало ясно, что информация – это ресурс, не менее важный, чем энергия и природные богатства, влияющий на всю человеческую деятельность: как материальную, так и интеллектуальную.
В Японии это не только хорошо осознали в последние годы, но и начали попытку завладеть этим ресурсом в широких масштабах. Логика такая: если. информация есть ценный ресурс, то им можно торговать, обменивать на природные ресурсы, на продовольствие, что позволит возместить нехватку и того и другого в стране и попутно решить многие социальные задачи, стоящие перед страной.
Но для этого надо развивать индустрию по добыче, накоплению и обработке информации так, чтобы владеть передовыми в мире технологиями производства, системами автоматического управления и проектирования, методами построения интеллектуальных роботов и другими.
Надежды в решении этой задачи возлагаются на разработку ЭВМ пятого поколения – сверхбыстродействующих и высокоинтеллектуальных компьютеров и на их основе организации общенациональной информационной сети. Использование надежных быстродействующих систем связи в этой сети позволит объединить локальные компьютеры с сетью и обеспечит доступ любому потребителю.
По замыслу авторов, сверхкомпьютер будет моделировать многие «человеческие» качества (построение логических доказательств, принятие решения в сложных ситуациях, выбор релевантных запросу данных из хранилищ большого объема), а от пользователя не будет требоваться профессиональных знаний.
Первый доклад Комитета по созданию таких компьютеров уже опубликован. В предисловии к его переводу академик Е. Велихов замечает, что создание ЭВМ пятого поколения может заметно улучшить позиции в международной торговле, особенно в области компьютеров и передовых технологий, но захватить лидерство в информационном обеспечении значительной части мирового хозяйства, а тем более решить социальные вопросы, стоящие перед Японией, вряд ли удастся.
Если машины пятого поколения, разработка которых идет во всех развитых странах, – это надежда и перспектива 90-х годов, то сегодня реальный скачок в научно-техническом прогрессе связывают с индивидуальным или персональным компьютером, скромно называемым ПК.
Компьютеры первого и второго поколения могли решать задачу только одного потребителя. Остальные жаждущие воспользоваться этим чудом науки и техники должны были ждать в обычной живой очереди, как за любым дефицитом.
Затем был разработан и внедрен многопрограммный режим работы ЭВМ. Это позволило одновременно загружать в машину несколько программ, и обрабатывались они одновременно. Это улучшило загрузку, но пользователям приходилось ждать свои результаты, пока не будут просчитаны все загруженные задачи.
Следующий шаг был сделан при применении в машинах системы разделения времени. Любопытно, что это очень древняя идея. Вспомним, например, сеанс одновременной игры в шахматы, когда гроссмейстер уделяет каждому игроку небольшое время и при этом почти всегда выигрывает.
Второй пример – это различные системы передачи информации с разделением каналов во времени. Каждому абоненту канал связи представляется периодически, но на очень короткое время. Если коммутатор достаточно быстро пробегает всех абонентов, то потери информации у каждого абонента не происходит и, более того, он не замечает, что используется система разделения времени.
То же самое происходит в ЭВМ при разделении времени. К ЭВМ подключаются десятки и сотни дисплеев, за которыми работают пользователи. При большом быстродействии машина успевает по очереди просчитывать кусочки задач всех пользователей, выделяя каждому периодически квант времени. Делается это настолько быстро, что пользователь не замечает, что одновременно решается и ряд других задач (полная аналогия с абонентами в системе связи). Поначалу, у пользователя создается впечатление, что он монопольно владеет ресурсами машины. Но вскоре эта иллюзия проходит: нужно заказывать машинное время и платить немалые деньги за пользование центральным процессором, часто не хватает памяти, ибо она расходуется одновременно на много программ...
Вот почему потребители с большим энтузиазмом набросились на персональные компьютеры, появившиеся в конце 70-х годов. Что такое ПК? Это настольная машина, по размерам не больше телевизора, но содержащая микро-ЭВМ, постоянную и оперативную память, экран – дисплей, гибкий магнитный диск, иногда печатающее устройство.
Есть и более портативные варианты, вмещающиеся в портфель. А как же быть с дисплеем? Его может заменить домашний телевизор, к которому подключается портативный ПК.
Возможности ПК конкурируют с возможностями машин третьего поколения: оперативная память до одного мегабайта, быстродействие миллиона операций в секунду.
Имея такую ЭВМ, пользователь может полностью распоряжаться всеми ее немалыми возможностями, а дешевизна делает ее доступной очень широким слоям населения, в том числе школьникам.
В СССР уже начат выпуск персональных ЭВМ «АГАТ» с цветным дисплеем.
Перспективную модель ПК «ИРИША» разработали сотрудники института проблем управления и Московского университета. «ИРИША» проста в изготовлении, дешева, легко подключается к бытовым телевизорам и кассетным магнитофонам. В машине есть обучающая программа, которая очень поможет при ее освоении, построенная на игровых принципах. В захватывающей игре можно легко освоить язык общения с «ИРИШЕЙ». Не случайно, что сейчас играми на ЭВМ увлекаются многие, от академиков до школьников.
Персональный компьютер можно рассматривать как индивидуальную приставку к мозгу человека, как первый шаг к искусственному интеллекту, как прообраз симбиоза «человек плюс интеллектуальная электроника», как прообраз киборга, давно придуманного фантастами.
Дальнейшее совершенствование ПК позволит подключать их в сети больших ЭВМ и решать в том числе задачи поиска информации.
Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986...1990 годы и на период до 2000 года предусматривают массовый выпуск персональных компьютеров.
Развернувшаяся по всей планете в последние десятилетия научно-техническая революция удваивает наши знания во многих областях в течение нескольких лет, а сопровождающий их поток информации увеличивается за это же время в 10 и более раз. Футурологи разных стран оценивают дальнейшее увеличение общего выброса информвулкана к 2000 году в 30 раз!
Это уже тревожный, даже аварийный сигнал. Если и дальше игнорировать это клокотание вулкана, то в конце концов могут оправдаться самые мрачные прогнозы – потеря коммуникации внутри цивилизации, информационный хаос.
Ситуация очень похожа на уже возникший на планете экологический кризис. Человек, не думая об ограниченных возможностях земной природы, варварски пользовался ее дарами: рубил деревья, убивал животных, засорял воду и воздух... И вдруг прозрел. Увидел, что рубит сук, на котором сам сидит.
Чтобы избежать извержения информвулкана, избежать, образно говоря, ужасов «Последнего дня Помпеи» и облегчить взаимодействие людей с информацией, уже сегодня: надо что-то предпринимать.
Необходимо в первую очередь помочь человеку ориентироваться в огромном потоке сведений, помочь быстро находить нужное. Кардинальный путь здесь лежит в совместной работе человека и электронных поисковых систем.
Если возникновение речи и изобретение письма знаменовали первые две революции в коммуникации между людьми, то сейчас мы стоим на пороге третьей революции. Она связана с вторжением в нашу жизнь ЭВМ. Например, современные системы обработки текстов на ЭВМ позволяют полностью автоматизировать канцелярский труд, исключив бумажные носители текста. Совершенствование и массовое внедрение электронных систем обработки и поиска информации резко повысят использование информации в народном хозяйстве, дадут экономию времени людям и значительно уменьшат их информнагрузку. В ближайшем будущем массивы данных в памяти ЭВМ придут на смену многим другим видам памяти и хранения информации.
Конечно, и вулкан нельзя пускать на самотек. Ниоткуда не следует, что успешное развитие земной цивилизации требует постоянного экспоненциального роста информации. В кратер вулкана нужно вводить «огнестойкую заслонку» и тем закрыть путь всему бесполезному. А полезное надо компактно концентрировать. Как уже говорилось, нередко устная речь на собраниях, конференциях, заседаниях – сплошное «растекание мысли по древу».
Итак, какую же тактику и стратегию принять человеку в связи с грозным информвулканом? Ясно, что отмахнуться от него, не замечать, работать по старинке уже нельзя. Обновление знаний идет столь быстро, что человек всю жизнь должен овладевать новой информацией, должен учиться. Если он прекратит этот процесс даже на короткое время, то безнадежно отстанет, деквалифицируется, перестане! быть достойным представителем своего времени.
Каждому надо выработать новое отношение к информации: доброе, внимательное, бережное – к ценной, нетерпимое – к бесполезной. Последнюю можно назвать даже вредной, ибо она поглощает время и силы. Использовать известные рациональные методы работы с информацией. Очень важно четко организовать свой личный информационный массив и непрерывно его пополнять и очищать. Работу с информацией должна пронизывать четко поставленная цель. Только она дает хороший ориентир, силы и вдохновение для концентрации внимания, для углубленной работы.
Неизбежное нарастание информпотока требует освоения каждым человеком все большего и большего объема информации. Вместе с тем наш мозг по скорости восприятия ее веками топчется на месте: два-три слова в секунду. Значит, надо изыскивать дополнительное время для освоения информации. Одновременно с новым отношением к информации каждому необходимо вырабатывать и новое отношение ко времени, к драгоценной, не такой уж длинной нити нашей жизни.
Не должно быть «отходов времени», не должно быть ситуации, когда надо любым способом «убить» время. Всякое время должно быть использовано с хорошим кпд.
Каждому надо разобраться, куда убегают эти кажущиеся утром очень длинными 16 часов, свободных от сна. Для этого надо вести учет расхода времени куда более бережно, чем, например, своего денежного бюджета. Ведь это золото самой высокой пробы. Учетная ведомость сразу укажет «гангстеров», похищающих время.
Далее, необходимо тренировать наш мозг. Оказалось, что он не так уж консервативен. За пару месяцев занятий можно научиться читать литературу в несколько раз быстрей. И при этом, как ни парадоксально, усвоение информации не падает, а возрастает!
Можно заметно улучшить память с помощью несложных упражнений. Появился ряд методов ускоренного обучения.
Конечно, обитателям третьего тысячелетия будет легче. Массовое применение получат локальные и даже глобальные информационно-справочные системы, использующие сверхбыстродействующие ЭВМ, сверхширокополосные спутниковые и световодные системы связи. Информационные узлы и на работе и дома позволят легко запрашивать любую информацию и тут же получать ее в компактном виде на экране. Они же позволят подключаться к обучающим ЭВМ и с помощью такого индивидуального педагога осваивать новую область знаний.
Все это создаст новые резервы времени и сил для освоения нарастающего потока информации. Кроме того, к тому времени люди в союзе с ЭВМ научатся разумно управлять заслонкой в кратере вулкана и регулировать поток бит, обрушивающийся на них.
Но это там, за сверкающим перевалом «2000 год», к которому мы неумолимо приближаемся, а пока необходимо каждому выработать и применять в своей жизни новое, диктуемое вулканом, отношение к информации, к своему и чужому времени.
Особенно это актуально сейчас, когда в стране начата реализация грандиозной программы ускорения научно-технического прогресса, программы быстрой реконструкции промышленности и сельского хозяйства страны на основе последних достижений науки и техники.
Следовательно, каждый из нас должен на своем участке работы знать эту информацию о последних достижениях. И не только знать, но и внедрять ее творчески в практику, рационально используя каждую минуту своего рабочего времени.


+++




<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ