<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Rk (t ) и Rk (t ) – позволяют судить о том, насколько обеспе-
2.3.
чен данным ресурсом элемент РС в настоящее время (для фактических
значений показателей приема и выпуска);
3. Для каждой образовательной программы j и для каждой характери-
стики i, а также для всех парных сравнений, перечисленных в пункте 1
настоящего алгоритма, необходимо провести анализ динамики (изменения
во времени) соответствующих значений, причем анализ динамики про-

70
гнозных и фактических значений является основой оценки качества
прогноза и представляет исходную информацию для контроля за функ-
ционированием элемента РС;
4. Для каждого ресурса k, а также для всех парных сравнений, пере-
численных в пункте 2 настоящего алгоритма, необходимо провести анализ
динамики (изменения во времени) соответствующих значений.


Показатель/период 0 1
Прием Выпуск Прием Выпуск
фактический (1) фактический (2) фактический (1) фактический (2)
S1
1 1 1 1
N 1 ( 0) N 2 ( 0) N 1 (1) N 2 (1)
Прогноз приема Прогноз выпуска Прогноз приема Прогноз выпуска
(3) (4) (3) (4)
Образовательная
1 1
1 1
N 3 ( 0) N 4 ( 0) N 3 (1) N 4 (1)
программа 1
Прогноз спроса Прогноз спроса Прогноз спроса Прогноз спроса
D иD на образов. на выпускников на образов. на выпускников
E L
1 1
услуги (5) услуги (5)
(6) (6)
1 1 1 1
N 5 ( 0) N 6 (0) N 5 (1) N 6 (1)
Прием Выпуск Прием Выпуск
фактический (1) фактический (2) фактический (1) фактический (2)
S2
2 2 2 2
N 1 ( 0) N 2 (0) N 1 (1) N 2 (1)
Прогноз приема Прогноз выпуска Прогноз приема Прогноз выпуска
(3) (4) (3) (4)
Образовательная
2 2
2 2
N 3 ( 0) N 3 (1)
N 4 (0) N 4 (1)
программа 2
Прогноз спроса Прогноз спроса Прогноз спроса Прогноз спроса
и на образов. на выпускников на образов. на выпускников
DE DL
2 2
услуги (5) услуги (5)
(6) (6)
2 2 2 2
N 5 ( 0) N 6 (0) N 5 (1) N 6 (1)

R1ПФ ( 0 ) Ф
R1ПФ ( 1 ) Ф
R1ПП (0) R1ПП (1)
Ресурс 1 (R1) R1 ( 0 ) R1 ( 1 )
ПФ Ф ПФ Ф
ПП ПП
Ресурс 2 (R2) R2 ( 0 ) R2 ( 0 ) R2 ( 1 ) R2 ( 1 )
R2 ( 0) R2 (1)


Таблица 5. Пример данных для оптимизации элемента РС

Имея информацию, приведенную в таблице 5, и умея анализировать
состояние отдельного элемента РС (см. алгоритм, описанный выше),
необходимо, во-первых, провести анализ состояния РС в целом, во-вторых
– состояний ТС и, наконец, в-третьих – состояний отдельных ОУ. В соот-
ветствии с методикой агрегирования информации, приведенной в Прило-
71
жении 5 (в идеале, то есть в автоматизированной системе обработке
информации, если таковая будет создана, каждая ячейка таблицы 4, при-
веденной в Приложении 5, должна представляться в том же детализиро-
ванном виде, что и ячейки таблицы 5) переход к рассмотрению элементов
более низкого уровня (от РС к ТС и от ТС к отдельным ОУ) происходит
согласованно, то есть для каждого явления, наблюдаемого на некотором
уровне иерархии, всегда можно идентифицировать («локализовать») его
«причину», то есть явления, наблюдаемые на более низких уровнях ие-
рархии и обуславливающие первое.
Например, если в агрегированной модели (таблице типа таблицы 5)
для РС в целом наблюдается несоответствие (фактическое или прогнози-
руемое) между спросом на выпускников по некоторой образовательной
программе и выпуском по этой программе, то всегда можно определить
несоответствия между спросом и выпуском в ТС, приводящие к исходно-
му. Для ТС, в свою очередь, могут быть выявлены несоответствия между
спросом и выпуском на уровне отдельных ОУ.
Отметим, что, если на этапе анализа (см. прямые и обратные задачи
управления в разделах 1-3) состояния РС рассмотрение ведется «сверху
вниз» – от РС в целом к отдельным ОУ, то при решении задачи управле-
ния (то есть при локальной и тем более глобальной оптимизации) возмож-
но как рассмотрение «сверху вниз», то есть детализация задач (см. мето-
дику комплексного оценивания в разделе 3)1, так и рассмотрение «снизу
вверх», то есть проведение локальных (затрагивающих отдельные ОУ)
мероприятий с последующим анализом изменений в функционировании
РС в целом, к которым эти мероприятия приводят.

Приложение 7. Методика локальной оптимизации
функционирования элемента РС

В Приложении 6 описана методика анализа и прогноза состояния
элемента РС, позволяющая выявить существующее или спрогнозировать
будущее несоответствие его функционирования целям развития региона
(административно-территориального образования) – «что будет, если все
оставить как есть». В настоящем Приложении решается задача ситуаци-


1
Такой подход является методологически более правильным, так как именно он
позволяет комплексно представить цели управления. Использование же рассмот-
рения «снизу вверх» сводится, фактически, к печально известному принципу:
«давайте что-нибудь сделаем, а потом (может быть) посмотрим – к чему это
приведет».
72
онного (рефлексивного) управления и принятия оперативных управленче-
ских решений по локальной оптимизации в рамках выявленного несоот-
ветствия функционирования элемента РС целям развития региона (адми-
нистративно-территориального образования).
Методика локальной оптимизации, описываемая ниже, включает
следующие этапы. В соответствии с общей методологией оптимизации
(см. выше) для решения задачи управления необходимо перечислить
возможные управляющие воздействия, выделить среди них допустимые с
точки зрения существующих ограничений, затем для определенного
воздействия1 определить его эффективность (как эффективность состоя-
ния управляемой системы, в котором она оказалась в результате реализа-
ции данного воздействия). Так как методика оценки состояния управляе-
мой системы описана в Приложении 6, то для решения задачи локальной
оптимизации следует перечислить возможные управляющие воздействия
и описать методику определения их оптимальной допустимой комбина-
ции.
Возможные управляющие воздействия.
Так как эффективность функционирования элемента РС определяется
согласованием, удовлетворением и опережающим формированием спроса
на образовательные услуги и выпускников, то такое понимание эффектив-
ности позволяет выделить следующие управляющие воздействия.
Существуют четыре общих группы управляющих воздействий (осно-
вания классификации – структура РС, набор образовательных программ
для элемента РС и содержание образовательных программ для элемента
РС, а также рефлексия системы относительно своей деятельности): изме-
нение структуры РС, изменение набора образовательных программ,
изменение содержания образовательных программ и изменение системы
управления образованием.




1
Напомним, что при локальной оптимизации рассматриваются результаты
реализации определенных управляющих воздействий (но не всех возможных
отдельных управляющих воздействий и их комбинаций, как это делается при
глобальной оптимизации – см. выше).




73
Таким образом, можно выделить следующие управляющие воздей-
ствия:1
1. Изменение структуры РС (создание новых ОУ (закрытие сущест-
вующих ОУ), в том числе – объединение и разъединение ОУ, создание
(закрытие) филиалов ОУ и т.д.);
2. Изменение набора образовательных программ (увеличение (умень-
шение) набора вообще и в том числе по конкретным образовательным
программам; открытие новых образовательных программ (закрытие
старых) и т.д.);
3. Изменение содержания образовательных программ (в рамках су-
ществующих государственных стандартов) и образовательных техноло-
гий;
4. Изменение состава, структуры и функций системы управления
образованием.
Проверка допустимости управляющих воздействий.
Проверка допустимости управляющих воздействий заключается, во-
первых, в проверке того, что они удовлетворяют существующим ограни-
чениям, и, во-вторых, того, что в результате их реализации управляемая
система окажется в допустимом состоянии. Предположим, что конечное
состояние управляемой системы фиксировано, то есть цель управления
задана. Например, из прогноза известно, что вырастет спрос на выпускни-
ков, прошедших обучение по некоторой образовательной программе. При
этом возникают две задачи. Первая – прямая задача управления – опреде-
лить допустимые управляющие воздействия, которые позволят макси-
мально приблизиться к цели. Другими словами, не всегда при сущест-
вующих ограничениях можно достичь поставленной цели (в примере - см.
ниже - полностью удовлетворить возросший спрос). Вторая задача –
обратная задача управления – заключается в определении минимального
уровня ресурсов (ограничений на управление), которые необходимы для
достижения поставленной цели (в примере – полного удовлетворения
возросшего спроса).




1
Следует отметить, что приводимые управляющие воздействия четко коррели-
руют с целями, на достижение которых они направлены (см. общий критерий
эффективности функционирования РОС выше), поэтому управляющие воздейст-
вия, касающиеся финансового, кадрового, материально-технического и других
видов ресурсного обеспечения (изменения которых часто декларируются как цели
или как управляющие воздействия) являются вторичными (см. выше).
74
Решение задачи локальной оптимизации.
Воспользуемся результатами анализа состояния элемента РС, полу-
ченными в результате применения методики, описанной в Приложении 6,
то есть будем считать, что информация представлена в виде таблицы 5 и
ее анализ уже проведен, то есть все существующие или прогнозируемые
несоответствия между состоянием элемента РС и требованиями, предъяв-
ляемыми к нему, установлены1.
Предположим, что выявлено несоответствие между спросом на обра-
зовательные услуги и предложением образовательных услуг (приемом) по
образовательной программе i* в момент времени t*.
Задача управления может формулироваться следующим образом2
(см. также описание потоковой модели в разделе 1):
*
N 5 ( t* ) на образова-
i
Задача 1. Полностью удовлетворить спрос
тельные услуги с привлечением минимального количества ресурсов;
или
*
N 5 ( t* ) на образова-
i
Задача 2. Максимально удовлетворить спрос
тельные услуги в рамках существующих ресурсных ограничений.

Для решения задачи 1 используется следующий алгоритм:
*
*
N 1 (t * ) = N 5 (t * ) ;
i
i
1. Установить
2. Рассмотреть все (или в рамках локальной оптимизации – некото-
рые – по усмотрению ЛПР) комбинации управляющих воздействий,
перечисленных выше;
3. Для каждой комбинации управляющих воздействий, полученных в
пункте 2 настоящего алгоритма, вычислить требуемые для этого ресурсы;
4. Выбрать комбинацию управляющих воздействий, требующую ми-
нимальное количество ресурсов.

1
Кроме того, крайне желательно (по крайней мере на этапе создания соответ-
ствующей системы автоматизированной обработки информации), чтобы была
установлена формальная взаимосвязь между значениями характеристик образо-
вательных программ (стандартов и оценок качества - см. раздел 2), требуемыми
для обеспечения этих значений ресурсами.
2
При полном анализе РОС целесообразно совместное решение первой и второй
задач с переменными ресурсными ограничениями (что составляет задачу гло-
бальной оптимизации – см. выше).
75
Для решения задачи 2 используется следующий алгоритм:
1. Рассмотреть все (или в рамках локальной оптимизации – некото-
рые – по усмотрению ЛПР) комбинации управляющих воздействий,
перечисленных выше;
2. Для каждой комбинации управляющих воздействий, полученных в
пункте 1 настоящего алгоритма, вычислить требуемые для этого ресурсы;
3. Определить все допустимые с точки зрения существующих ре-
сурсных ограничений комбинации управляющих воздействий;
4. Среди допустимых комбинаций управляющих воздействий, опре-
деленных в пункте 3 настоящего алгоритма, выбрать ту, которая позволяет
максимально удовлетворить спрос (то есть ту, которая минимизирует
*
i*
(t * ) - N 5 (t * ) |).
i
разность | N 1
Таким образом, рассмотрена методика локальной оптимизации
функционирования конкретного элемента РС по одному из показателей1.
Если требуется произвести оптимизацию сразу по нескольким показате-
лям, то следует на их основе сформулировать единый показатель (см.
также описание потоковой модели РС в разделе 1), для оптимизации
значения которого применять приведенную выше методику.


Приложение 8. Расширенный набор показателей, описывающих РОС

Приводимая ниже «расширенная система показателей» включает (как
часть) показатели, приведенные в Приложениях 1-4 и используемые в
методиках оптимизации, описанных в Приложениях 6 и 7, и предназначе-
на для использования в автоматизированной информационной системе
для мониторинга, прогноза и оптимизации функционирования РОС.
Показатели социально-экономической ситуации в регионе.
Требуются значения в разрезе каждого города и района и в агрегиро-
ванном (суммарном по административно-территориальным образованиям
и региону в целом, то есть для ТС и РС) для каждого из годов выбранного
временного горизонта и с разбивкой по ОУ (то есть включая фактические
и прогнозные значения) следующих показателей (здесь и далее в скобках
приводятся единицы измерения):
1. Природно-климатические и экологические факторы:
1.1. Площадь территории (км2);


1
Иерархическая структура РС при этом учитывается за счет использовании
методики агрегирования информации, описанной в Приложении 5.
76
1.2. Протяженность границ (км);
1.3. Административная структура (дерево подчиненности);
1.4. Климатические характеристики (в свободном изложении);
1.5. Экологические характеристики (в свободном изложении);
2. Экономическая ситуация:
2.1. Структура экономики (% вклада отдельных отраслей в общий
объем производимой продукции, структура предприятий (число предпри-
ятий различных видов, количество работающих на них человек и т.д.)) (в
свободном изложении);
2.2. Среднедушевой доход (руб.);
2.3. Средняя заработная плата (с разбивкой отраслям и формам соб-
ственности) (руб.);
2.4. Удельный вес ассигнований на образование в расходной части
федерального, регионального и местного бюджетов (%);
2.5. Ввод в эксплуатацию новых ОУ (шт.);
2.6. Группы образовательных программ1 (список);
2.7. ВНП в промышленности на душу населения (руб./чел.);
2.8. ВНП в сельском хозяйстве на душу населения (руб./чел.);
2.9. ВНП, произведенный в сфере коммунальных услуг, на душу на-
селения (руб./чел.);
2.10. Товарооборот на душу населения (руб./чел.);
2.11. Плотность автодорожной сети (отношение общей протяженно-
сти автодорог к корню квадратному из площади соответствующей терри-
тории);
2.12. Среднедушевое потребление электроэнергии (квт./(час?чел.)).
3. Социальная сфера:
3.1. Уровень преступности (преступлений/ед.населения в год, с раз-
бивкой по возрастным и образовательным характеристикам);
3.2. Число несовершеннолетних, доставленных в ОВД (в % к общему
числу несовершеннолетних);
3.3. Количество койкомест в больницах на 1000 человек (шт.);
3.4. Число студентов, окончивших ВУЗы на 1000 человек (чел. и %).



1
Следует отметить, что для каждого элемента РС целесообразно использовать
свою укрупненную (не более 20-30) номенклатуру образовательных программ или
групп образовательных программ.




77
4. Демографическая ситуация1:
4.1. Общие характеристики населения (численность (чел.), половоз-
растная структура (чел.), национальный состав (перечисление), плотность
(чел./км2));
4.2. Баланс молодежи, лиц пенсионного возраста и трудоспособного
населения с разбивкой по половозрастным группам и роду занятий (чел.);
4.3. Число обучающихся в ОУ различных уровней (чел.);
4.4. Уровень рождаемости (чел./год и %);
4.5. Уровень смертности (чел./год и %);
4.6. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин и жен-
щин (лет.);
5. Занятость населения:
5.1. Профессиональная квалификационная структура занятого насе-
ления (в том числе по каждой отрасли и всем формам собственности с
разбивкой по половозрастным группам и образованию) (чел.);
5.2. Уровень безработицы (% к трудоспособному населению, с раз-
бивкой по половозрастным группам и образованию);
5.3. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы (дн.);
Общая информация о структуре РОС.
Необходима информация о структуре РОС (см. рисунок 1): перечис-
ление ОУ и их территориального расположения, перечисление ТС и
входящих в каждую ТС конкретных ОУ.
Помимо информации о структуре РОС, необходима количественная
информация о ее элементах, то есть для каждого элемента РС требуются
значения2 для каждого из годов выбранного временного горизонта с
разбивкой по образовательным программам следующих показателей:
1. Число ОУ (с разбивкой территориальному признаку и ведомст-
венной принадлежности) (шт.);
2. Число работников ОУ:
2.1. Преподаватели (с разбивкой по образованию и стажу) (чел. и %);
2.2. Воспитатели (с разбивкой по образованию и стажу) (чел. и %);
2.3. Мастера п/о (с разбивкой по образованию и стажу) (чел. и %);
2.4. АУП (чел. и %);



1
Для получения данного блока информации целесообразно воспользоваться
государственной статистической отчетностью соответствующего подразде-
ления службы занятости.
2
Одним из источников информации может служить форма ведомственного
государственного статистического наблюдения.
78
3. Численность учащихся (прием) с разбивкой по ОУ, в которых ос-
ваивались образовательные программы предыдущих уровней1 (чел.);
4. Численность учащихся (обучение) (чел.);
5. Численность учащихся (выпуск) (чел.);
6. Число обучаемых по хоздоговорам (чел. и %);
7. Выполнение плана по приему (%);
8. Процент выпуска (%);
9. Коэффициент сменности обучения;
10. Иногородние учащиеся (чел. и %);
11. Успеваемость (на «4» и «5» (чел. и %)):
12. Трудоустройство вообще (%) и трудоустройство по специально-
сти (%);
13. Число учащихся из малообеспеченных, многодетных и неблаго-
получных семей (чел. и %);
14. Число выпускников, устроившихся на работу по специальности
(чел. и %);
15. Число выпускников, продолживших обучение в ОУ более высо-
кого уровня (чел. и %);
16. Заработная плата (с разбивкой работников ОУ по образованию,
среднему разряду оплаты труда, общему числу нагрузки, средней стоимо-
сти одного педчаса);
17. Количество групп (шт.);
18. Средняя наполняемость группы (чел.);
19. Количество правонарушений обучаемых (%).
Информация для внешней модели элемента РС.
Для каждого административно-территориального образования, кото-
рому принадлежит данный элемент РС, для каждого из годов выбранного
временного горизонта необходима следующая информация (о внешних
условиях функционирования элемента РС – см. таблицу 2 выше) для
каждого уровня квалификации по каждой группе специальностей:
1. Показатели спроса на образовательные услуги (образовательные
потребности молодежи и взрослого населения), то есть количественные
характеристики спроса (с разбивкой на: молодежь, лица, проходящие
переподготовку или повышающие свою квалификацию, и т.д.) (чел.);
2. Показатели спроса на выпускников (с разбивкой источников спро-
са на предприятия, учреждения и организации, в том числе - образова-



1
Данный показатель чрезвычайно важен с точки зрения взаимосвязи между
региональными сетями образовательных учреждений различных типов.
79
тельные учреждения, региона с учетом отраслевой принадлежности,
подчиненности и форм собственности) (чел.).
Информация для внутренней модели элемента РС.
1. Информация об институциональных ограничениях1.
2. Информация о ресурсных ограничениях 2:
2.1. Материально-техническое обеспечение:
2.1.1. Обеспеченность учебными площадями и учебно-материальной
базой (с разбивкой на: кабинеты по общеобразовательным и специальным
предметам, оснащенные кабинеты вычислительной техники, лаборатории,
учебно-производственные мастерские, полигоны, и т.д.; ПЭВМ, техниче-
ские средства обучения с разбивкой: «всего имеется», «количество недос-
тающих») (шт.) ; фактическая площадь на одного обучаемого (м2/чел.);
фондовооруженность на одного обучаемого (руб./чел.);
2.1.2. Обеспеченность учащихся общежитием (число мест в общежи-
тии, в том числе сколько из них занято под проживание учащихся) (шт.);
2.2. Финансовое обеспечение (за прошедшие периоды для каждого из
пунктов приводятся три значения: «утверждено-выполнено-
3
задолженность») :
2.2.1. Постоянные издержки:
2.2.1.1. Расходы на капитальное строительство;
2.2.1.2. Расходы на капитальный и текущий ремонт зданий и соору-
жений;
2.2.1.3. Оплата коммунальных услуг;
2.2.1.4. Оплата услуг связи и охраны;
2.2.1.5. Оплата прочих услуг по содержанию зданий и сооружений;
2.2.2. Переменные издержки:


1
Деятельность элемента РС определяется Законом РФ об образовании, государ-
ственными документами, вытекающими из Закона РФ об образовании, норма-
тивно-правовыми документами федерального и регионального значения, а также
собственной документацией внутреннего пользования. Следует принимать во
внимание два требования. Во-первых, элементы РС должны быть информирова-
ны об институциональных ограничениях их деятельности. Существенную роль в
этом могут играть элементы РС более высокого уровня (см. также «информа-
ционное обеспечение»). Во вторых, на этапе оптимизации РС при генерации и
оценке альтернатив предлагаемые варианты реформирования, естественно,
должны удовлетворять институциональным ограничениям.
2
Информация о кадровом обеспечении учитывается в разделе "Общая информа-
ция о структуре РС".
3
Все финансовые показатели измеряются в рублях.
80
2.2.2.1. Расходы на оплату труда персонала ОУ;
2.2.2.2. Расходы на приобретение оборудования и предметов дли-
тельного пользования;
2.2.2.3. Расходы на эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт
оборудования;
2.2.2.4. Расходы на приобретение предметов снабжения и расходных
материалов для учебных целей;
2.2.2.5. Командировочные расходы;
2.2.2.6. Оплата транспортных услуг;
2.2.2.7. Оплата услуг научно-исследовательских организаций и
опытно-экспериментальных производств;
2.2.2.8. Расходы на стипендии;
2.2.2.9. Расходы на питание обучаемых;
2.2.2.10. Расходы на спецодежду;
2.2.2.11. Расходы на содержание общежития;
2.2.2.12. Расходы на проезд к месту учебы;
2.2.2.13. Компенсационные выплаты и ссуды;
2.2.2.14. Расходы на медицинское, культурное и досуговое обслужи-
вание.
2.3. Научно-методическое и информационное обеспечение:
2.3.1. Обеспеченность учебной документацией (в % от требуемого);
2.3.2. Обеспеченность учебниками (в % от требуемого);
2.3.3. Обеспеченность педагогическими программными средствами;
2.3.4. Наличие доступ к специализированным банкам и базам знаний
(включая подключение к Internet) (достаточная/недостаточная);
2.3.5. Информация об опыте функционирования других элементов РС
данного и других регионов (да/нет).
2.4. Нормативно-правовое обеспечение
2.4.1. Наличие необходимой документации внутреннего пользования
(устава, правил внутреннего распорядка, должностных обязанностей,
положений об аттестации и т.д.) (да/нет);
2.4.2. Наличие лицензий и других разрешительных документов
(да/нет).




81
Литература

1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М.: Синтег, 1997.
2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Модели и механизмы теории активных систем в
управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр
проблем управления качеством подготовки специалистов (ИЦ), 1998.
3. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы.
М.: Синтег, 1999.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,
процесс. М.: Изд-во МГУ, 1996.
5. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.:
СПбГТУ, 1999.
6. Воропаев В.И. Управление проектами в России. М.: Аланс, 1995.
7. Закон Российской Федерации "Об образовании".
8. Зиннуров У.Г., Гузаиров М.Б. Оценка затрат на подготовку специалистов в
зависимости от квалификационных требований к выпускнику. М.: ИЦ, 1991.
9. Золотарев В.Б. Эффективность деятельности органов управления начальным
профессиональным образованием в регионе. А/р диссертации на соиск. уч. ст.
к.п.н. Москва, 1999.
10. Концепция и комплексная программа реформы профессионального образова-
ния в республике Бурятия. Улан-Удэ, 1994.
11. Кочиева Т.Б., Новиков Д.А. Базовые системы стимулирования. М.: "Апост-
роф", 2000.
12. Кузьмицкий А.А., Новиков Д.А. Организационные механизмы управления
развитием приоритетных направлений науки и техники. М.: ИПУ РАН, 1993.
13. Либерзон В.И. Основы управления проектами. М.: Нефтяник, 1997.
14. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
15. Литвинова Н.П. и др. Маркетинг образовательных услуг. С.-Пб., 1997.
16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.
17. Мигаль В.И. Научно-педагогические основы моделирования региональной
системы начального профессионального образования. А/р диссертации на соиск.
уч. ст. к.п.н. Москва, 1999.
18. Никитин М.В. Практический маркетинг в микроэкономике учреждения про-
фессионального образования. М.: «БУК лтд», 1999.
19. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учрежде-
нии. М.: АПО РАО, 1998.
20. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес, 2000.
21. Новиков Д.А. Закономерности итеративного научения. М.: ИПУ РАН, 1998.
22. Новиков Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организацион-
ных систем. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999.

82
23. Новиков Д.А., Цветков А.В. Механизмы функционирования организационных
систем с распределенным контролем. М.: ИПУ РАН, 2001.
24. Новиков Д.А. Стимулирование в социально-экономических системах. М.: ИПУ
РАН, 1998.
25. Новиков Д.А., Цветков А.В. Механизмы стимулирования в многоэлементных
организационных системах. М.: ИПУ РАН, 2000.
26. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях М.: Наука,
1979.
27. Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977.
28. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая
школа, 1989.
29. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процес-
сов. М.: Логос, 1998.
30. Попова М.И. Экономические методы управления системой регионального
образования. С.-Пб.: Специальная литература, 1998.
31. Программа развития образования в Мурманской области. Мурманск, 1994.
32. Программа развития системы профессионального образования Ханты-
Мансийского АО на период до 2005 г. Тюмень, 1997.
33. Программа «Стабилизация и развитие образования Красноярского края на
2000-2003 гг.». Красноярск, 2000.
34. Проект модели учебного заведения начального профессионального образова-
ния. С.-Пб.: Российский лицей традиционной культуры, 1999.
35. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы. М.: ИРПО, 1999.
36. Селезнева Н.А., Татур Ю.Г. Проектирование квалификационных требований к
специалистам с высшим образованием. М.: ИЦ, 1991.
37. Система профессионального образования в Российской Федерации. Нацио-
нальный доклад. М.: Национальная обсерватория профессионального образования,
1998.
38. Сладкова Н.М. Система управления образовательными проектами в регионе.
А/р диссертации на соиск. уч. ст. к.п.н. Москва, 1999.
39. Статистические данные по системе образования. М.: Минобразования РФ,
1999.
40. Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Части I-IV. М.: ИЦ,
1991.
41. Таюрский А.И. Подготовка кадров для экономики переходного периода (на
примере Красноярского края). Красноярск, 1998.
42. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. М.: Синтег,
1998.
43. Управление проектами. Под общей редакцией В.Д. Шапиро. СПб.: 1996.
44. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд-во иностранной литературы. 1959.

83

<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ