СОДЕРЖАНИЕ

Остановить «отморозков»

Итоги первого тура президентских выборов на Украине и дальнейшую стратегию Виктора Януковича комментирует заведующий отделом Украины Института стран СНГ, политолог Кирилл Фролов.

- Что показал первый тур украинских выборов?

 — Он убедительно продемонстрировал, что Украина поляризована как никогда. Об этом свидетельствуют антагонистические результаты, полученные двумя основными кандидатами на Западной и Восточной Украине. Донбасс, Новороссия и Крым опять проголосовали за русский язык и двойное гражданство — несмотря на десять лет президентства Леонида Кучмы, в течение которых проводилась насильственная украинизация. Не будут Донбасс и Крым «западэнцами», хоть режь! Это доказывает, что заявления о снижении влияния России на украинскую политику не выдерживают никакой критики. Весь вопрос в качестве такого влияния. Оно должно быть не авральным, а системным.

На этих выборах сработал и русинский фактор: националистический и прозападный лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко получил в Закарпатье хоть и большинство, но совсем не такое убедительное, как в Галиции. А в закарпатском Берегове, где имеется сильная карпаторусская организация, победил кандидат власти, премьер-министр Виктор Янукович.

- В последнее время звучат предупреждения о возможности распада Украины по линии противостояния Восток-Запад...

 — И многие российские аналитики бросились выполнять завет Бориса Ельцина — встань утром и подумай, что ты сделал для Украины. Стали спасать Украину, придумывать, как сохранить территориальную целостность этого государства, его расколотую политическую элиту... Для меня главным являются национальные интересы и территориальная целостность России. Остальное важно постольку, поскольку соответствует этим интересам.

Если говорить о проблеме распада Украины, то единственное, что может его остановить — это федерализация, введение выборности губернаторов и государственного двуязычия, прекращение провокационных экспериментов в области религии и церкви, ликвидация так называемого «Киевского Патриархата», ставшего незаконной криминально-террористической организацией.

- Ряд аналитиков утверждает, что для сохранения стабильности украинского государства двум основным кандидатам нужно договориться между собой.

 — Некоторые московские издания не стыдятся публиковать вредную и опасную чушь — советы политологов, предлагающих Леониду Кучме «ради спасения Украины» договориться с Виктором Ющенко. Но Россия и ее президент уже сделали публичную ставку на Виктора Януковича, и любой иной исход выборов, будь то победа Ющенко или сохранение у власти Кучмы, нанесет удар не только по интересам России, но и по позициям Владимира Путина. Получается, что Путин и Янукович зависят друг от друга.

Здесь нельзя останавливаться на полпути. И если Кучма, согласно этим планам, выступит примирителем, получится, что он использовал и перехитрил российского президента. А после прихода к власти Януковичу будет и вовсе незачем заигрывать с Ющенко. «Нашу Украину» ждет судьба СПС и «Яблока».

- Есть мнение, что Виктор Ющенко — вовсе не столь уж антироссийская фигура...

 — Не стоит питать иллюзий. В случае прихода Ющенко к власти Украина станет антироссийским государством, даже если будет проведена политреформа, ограничивающая полномочия президента. С теми же полномочиями, что имеет сейчас президент (а на Украине властная вертикаль давно отстроена), Ющенко опасен втройне.

- Опасности какого рода исходят от него?

 — Все надежды на то, что, придя к власти, он избавится от экстремистов в своем окружении, наивны. Эти люди ведут его к власти, делают ему «бархатную революцию». Он опирается именно на них. Уже сейчас они обещают, что в случае победы Ющенко отберут у Московской Патриархии Киево-Печерскую и Почаевскую лавры — и ведь отберут!

Посмотрим правде в глаза: в окружении Виктора Ющенко есть люди, повязанные с национально-религиозным экстремизмом и контактирующие с террористами. В списке членов фракции «Наша Украина» мы видим бывшего мэра Одессы Эдуарда Гурвица, лично ездившего к Дудаеву и Масхадову, и лидера крымско-татарского меджлиса Мустафу Джемилева, также большого друга чеченских «повстанцев». Меджлис — единственная сила, поддерживающая Ющенко в Крыму.
В случае победы лидеру «Нашей Украины» придется платить по счетам, то есть отдать им полуостров.

Среди членов фракции Ющенко — Лилия Григорович, организовывавшая штурмы православных храмов на Западной Украине и лично бившая священника Михаила Шувара железным прутом по голове. Есть в этом списке и Василий Червоний, штурмовавший храмы в Ровно и Луцке, во время которых пожилых женщин били в лицо кастетами и железными палками... «Отморозки» Червоного не успокоились и теперь: только за сентябрь-октябрь 2004 года они попытались захватить православные храмы в селах Солонив, Грушница, Остров и Розваж Ровненской области, что можно расценивать только как попытки запугать население. А затем они спокойно поехали в Киев готовить «каштановую революцию».

И после всего этого Виктор Ющенко говорит об административном произволе власти! На самом деле, влиятельные властные круги заигрывают с ним и не предпринимают ничего, чтобы обуздать экстремистов. Сейчас, в перерыве между двумя турами, у украинских властей есть все основания принять меры против захватчиков храмов. И никакой «революции» не будет — просто не нужно пасовать.

- Не говорит ли примерное равенство голосов, полученных кандидатами от власти и от оппозиции в первом туре, о моральной победе Виктора Ющенко?

 — Утверждать, что он одержал моральную победу — бред. Ющенко «раскручивали» много лет, тогда как Януковича — всего несколько месяцев. Результат, достигнутый им в условиях информационной войны, развязанной Западом и украинскими националистами, является очень хорошим.

- Какую роль на украинских выборах играет внешний фактор?

 — Виктор Ющенко связан с американскими демократами, поэтому победивший Джордж Буш, чтобы укрепить свою власть, должен будет прекратить все «демократические» проекты, в том числе «проект Ющенко». В диалоге с республиканцами российская дипломатия может и должна ставить вопрос об их поддержке взамен на признание за Россией права на национальные интересы в Белоруссии и на Украине.

Республиканской администрации США можно и нужно объяснять, что православное пространство Московской Патриархии от Карпат до Тихого океана — могучая сила, сдерживающая исламизм, что выгодно не только России, но и консервативным кругам США, и что Ющенко — вовсе не либеральный, а националистический проект. А поддерживающие его Бжезинский и Олбрайт — враги не только России, но и США.

- Что, на ваш взгляд, должен предпринять в ближайшее время Виктор Янукович?

 — Услужливые эксперты предлагают договориться с Ющенко не только Кучме, но и Януковичу, толкая его тем самым на политическое самоубийство. Ему нужно не договариваться со своим противником, а реализовывать лозунг «Вся власть — донецким!», мобилизовать весь свой ресурс и провести чистку своих рядов. Там встречаются разные люди. Недавно министр иностранных дел Константин Грищенко фактически подыграл Виктору Ющенко, заявив, что ни в одной стране мира нет президента, имевшего судимость. Но всё это демагогия — подростковые драки Януковича не идут ни в какое сравнение с тем, что творят отморозки Ющенко.

Не секрет, что многие киевские журналисты работают на Ющенко. Им не хватает честности и порядочности уйти с государственных телеканалов на оппозиционный, но они саботируют все указания той власти, которую обвиняют в цензуре и административном произволе. Так, недавно на УТ-1 был сорван эфир со священником Дмитрием Познанским, рассказывающим о политических и религиозных экстремистах в окружении Виктора Ющенко. «Заматывается» молодежный проект — визит российских православных рок-музыкантов Кинчева, Шевчука, Бутусова вместе с дьяконом Андреем Кураевым по городам и весям Украины, в то время как Ющенко активно использует молодежную субкультуру. И это не мелочи — в нынешней ситуации нужно использовать каждую возможность.

Виктору Януковичу крайне важно избавиться от таких «союзничков», как Леонид Кравчук, который дезавуирует всё позитивное в его программе и призывает всех к миру и согласию с национал-экстремистами. Подобная неразборчивость может дорого обойтись Януковичу. «Коты Леопольды» приведут Россию к потере Украины. Если украинская элита помирится с теми, кто захватывает православные храмы и борется с русским языком, России будет нечего там делать.

- Как вы оцениваете шансы Виктора Януковича на победу?

 — У него есть все шансы — нужно только очиститься от ненадежных людей в своем окружении и не доверять «киевским», ставя на «донецких». «Донецкие», в свою очередь, должны осознать себя не просто финансово-промышленной группой, а обрести собственный контрпроект — «Донбасс как АнтиГалиция», стать носителями идеи православной, двуязычной, федеративной Южной Руси.

В противовес киевскому экспертно-журналистскому сообществу, состоящему из «грантоедов» и выпускников ПТУ вроде Киевско-Могилянской академии, необходимо использовать потенциал всех православных русских сил, среди которых ничуть не меньше талантливых политологов и журналистов.

За две недели, оставшиеся до второго тура, можно достичь перелома в информационной войне, которую Янукович пока проигрывает. «Донецкие» — это сила. Сила — это хорошо, поскольку только так можно остановить Галицию. Но сила должна быть подкреплена русским, православным интеллектуальным сообществом. Вся русофильская православная контрэлита должна быть востребована под проект Партии общей судьбы и общего будущего России и Украины. У Януковича всё равно нет другого идеологического пространства. И сколько бы он ни нанимал Черновила-младшего, всё равно останется для бандеровцев чужим.

Если же ничего этого не будет сделано, Виктор Янукович может проиграть, а вместе с ним проиграют Украина, Россия и президент Путин. Времени мало, но оно пока есть. Пусть это будут две недели, которые потрясут мир.

Беседовала Яна Амелина, ИА «Росбалт». Москва






Телефрения, как и было сказано

Господи, как всё-таки было хорошо в начале 90-х! Тогда за стеклянной стенкой телеящика сидел Леня Голубков и, давя потихоньку братнину пол-литру, нахально утверждал, что он не халявщик, а партнёр. Милая, совершенно национальная по духу и содержанию идея попадала в мозг зрителя едва ли не легче, чем содержимое заветной ёмкости. При просмотре концепция рекламируемого бизнеса совершенно непроизвольно формулировалась примерно так: «Отдай лучше нам — всё равно ж пропьёшь…» С тех пор российская телереклама заматерела, встопорщилась иглами спецэффектов и обрела нагло-наступательный характер в духе легендарного монгольского маршала Чойболсана.

По мнению экспертов ведущего международного агентства Gallup Media, в деле социальной дезориентации пальму первенства с корнем выдрали и прочно держат отечественные производители шоколадного батончика «Шок». Сначала нанятые ими клипмейкеры продемонстрировали телезрителям нудную учительницу астрономии, утверждавшую, что никаких НЛО не бывает, и тут же украденную пришельцами. Слоган: «Шок — это по-нашему!» Браво! Балбесы и так не учатся, а теперь кухонная уфология прекрасно заменит им не только астрономию, но, глядишь, и литературу. К слову сказать, реклама на ТВ (commercials), вступающая в конфликт со школьной программой, запрещена и в США, и в Европе.

Но ребята, клепающие ролики для брэнда «Шок», на этом не успокоились. Недавно они порадовали общественность новым шедевром. В ролике недоросль, которому мать пообещала тоскливый визит к тётке, схватил в школе очередную «пару». Увидев дневник, родительница рассердилась и заявила, что чадо наказано — к тётке на ужин не пойдёт. Широченная улыбка и море восторга. Слоган: «Шок: двойка на пользу». Жуть.

Словно сговорившись с производителями «Шока», российское представительство PepsiCo одобрило крайне эффективный проект программирования детского сознания. Акция «Супер-пупер перемена» отлично вбила в голову подросткам, что основной смысл их пребывания в школе — это имитировать звонок с урока, после чего можно вдарить пластиковой бутылкой по голове соседа и с гоготом слинять в коридор. Особо талантливым обещали спецавторучки с вмонтированным FM-радиоприёмником, видимо, для того, чтобы даже и укороченный урок не давил на нежную нервную систему Митрофанушки образца XXI века…

Далее по списку Gallup Media идёт реклама оператора сотовой связи «Мегафон». Она к подрастающему поколению не имеет ни малейшего отношения — клип занял первое место в списке смысловых курьёзов. Видеоряд: сильно уставший менеджер крупной компании берёт со стола групповую фотографию с надписью «Выпуск 1989» и начинает звонить по сотовому телефону друзьям. Ему отвечают: лощёный гражданин в строительной каске на фоне башенного крана; некто, явно находящийся на Байконуре; джентльмен, спускающийся с букетом цветов по трапу самолёта.

Главная загвоздка в том, что все они разных возрастов (примерно от 23 до 40 лет) и профессий, следовательно, не могут быть выпускниками одного и того же учебного заведения. О том же говорит и дата на фотографии — 1989 год. Так вот, специалисты Gallup сделали однозначный вывод — их «выпуск» есть не что иное, как дата освобождения заключённых из мест не столь отдалённых! Ай да молодцы! Прекрасно сочетается с рекламой другого оператора сотовой связи — МТС. В том клипе экспонировался тип, только что вышедший из американской тюрьмы («жена бросила, банк лопнул…») и обнаруживший, что его мобильник до сих пор работает. Эпрайсеры Gallup тогда прочно ассоциировали личность героя клипа с Павлом Бородиным — он как раз парился в камере прокуратуры Бруклина…

В файлах Gallup немало позиций. Нет, наверное, смысла пересказывать все. Однако ясно, что если даже западные социологи (которым вроде должно быть «всё равно») обратили внимание на «странности» нашей телерекламы, то что-то не так. А вернее сказать, совсем не так и не что-то, а почти всё.


Литературная газета
К.Благодаров



СОДЕРЖАНИЕ