СОДЕРЖАНИЕ

НОВОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО
НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Компания Roche & Duffay специализируется на международ-
ном налоговом и корпоративном планировании. Представлена
в России с 1992 года.

Подробную информацию об услугах Компании Вы можете по-
лучить на сайте www.roche-duffay.ru.




Новое в международном налоговом планировании: 2004-2005 гг.

Европейский союз ................................................................................................................................ 1
Страны Европейского союза .................................................................................................................. 3
Страны Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA) .................................................................. 8
Другие страны...................................................................................................................................... 9
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) ...........................................................10
Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов (FATF) ....................11




Здесь вы найдете ссылки на статьи и
В настоящем обзоре приведена краткая сводка важнейших изменений в
новости с нашего сайта, а также на
налоговых режимах и других важных для налогового планирования собы-
некоторые сторонние источники ин-
тий.
формации и документы



Европейский союз


Расширение ЕС

Состав Европейского союза расширился с 15 до 25 участников (1 мая
ЕС расширяется
2004 г.). Помимо других стран, членами ЕС стали такие традиционные
базы налогового планирования как Кипр и Мальта. Несмотря на ликвида-
цию офшорных зон, кипрские и мальтийские компании по-прежнему
представляют значительный интерес с точки зрения международного
корпоративного налогового планирования. Небезынтересны в этом смыс-
ле также эстонские компании. Все они теперь являются полноценными
европейскими компаниями, на которые теперь распространяются льготы,
предоставленные не только двусторонними налоговыми соглашениями, но
и директивами ЕС.

Кипр. Возможно создание двух типов компаний: резидентных и нерези-
Налоговая реформа 2002. Что же
дентных (в зависимости от места фактического управления). Резидентные на самом деле произошло на Кипре?
компании облагаются налогом на всемирный доход, однако дивиденды и
прирост капитала освобождены от налога (при определенных условиях),
что существенно для холдингов. Попадают под все налоговые соглашения Кто заплатит за оборону Кипра?
Кипра. Нерезидентные компании платят налог только на доходы с терри- Обложение кипрских компаний спе-
тории Кипра, но не попадают под налоговые соглашения и директивы ЕС. циальным взносом на оборону
Ставка налога – 10%. В любом случае отсутствует налог у источника при
выплате роялти, процентов, дивидендов нерезидентам. В результате лик-
видации системы валютного контроля Центральный банк больше не тре-
бует информации о нерезидентах – бенефициарах кипрских компаний.
Кипрские компании могут использоваться как холдинговые, финансовые,
владеющие интеллектуальной собственностью.

Мальта. Возможно создание международных торговых компаний, между-
International taxation
народных холдинговых компаний, международных финансовых компа-
ний. Платят корпоративный налог в полном объеме (35%). Однако при
выплате дивидендов нерезидентам почти весь выплаченный корпоратив-
ный налог возмещается государством акционерам. В результате эффек-
тивный налог для торговых компаний составляет 4,17%. Для холдинговых
и финансовых компаний при выполнении определенных условий возме-
щается весь уплаченный налог.



Страница 1
© ROCHE & DUFFAY 2005
Эстония. Имеет весьма своеобразную систему корпоративного налогооб-
The Government
ложения. Налог на прибыль как таковой отсутствует. Налог взимается
лишь при распределении дивидендов (˜35%). Дополнительно может взи-
маться налог у источника на дивиденды при распределении нерезидентам
(но при определенных условиях он не взимается). Эстонские компании, в
частности, могут эффективно использоваться для внутригруппового фи-
нансирования в рамках ЕС.


Директива о налоге на сбережения

В 2004 г. был окончательно согласован текст новой директивы ЕС относи-
ЕС принимает налог на сбереже-
тельно налогообложения процентного дохода от сберегательных счетов. ния
Директива предусматривает введение обмена налоговой информацией о
вкладах резидентов ЕС в банках других стран ЕС, либо, альтернативно,
введение налога у источника на проценты по этим сбережениям (для Council Directive 2003/48/EC of 3
Бельгии, Люксембурга, Австрии). Предполагается, что директиву должны June 2003 on taxation of savings in-
come in the form of interest payments
также «добровольно» принять Швейцария (на основе международного
соглашения) и другие основные финансовые центры, не входящие в ЕС.
Ряд наблюдателей считает директиву очередным шагом в направлении
фактического отказа от понятия банковской тайны.

Применение положений директивы в силу было отложено до 1 июля 2005
Швейцария подписывает Шен-
г. ввиду того, что Швейцария еще не приняла соответствующего законо-
генское соглашение и соглашение о
дательства. Хотя соглашение со Швейцарией достигнуто, в силу длитель- налогообложении сбережений
ности соответствующих процедур она может не ратифицировать его и до
1 июля. В результате судьба директивы ЕС пока не совсем ясна.


Директива о процентах и роялти

Директива предполагает освобождение процентов и роялти, выплачивае-
Council Directive 2003/49/EC of 3
мых друг другу ассоциированными компаниями (в пределах ЕС) от налога June 2003 on a common system of
у источника. Условие – минимум 25% участия, либо третья компания уча- taxation applicable to interest and
ствует в капитале обеих минимум на 25%. Распространяется также на royalty payments made between
постоянные представительства. Срок имплементации - 1 января 2004 associated companies of different
Member States
года. Однако для ряда стран предусмотрен переходный период (Чехия,
Греция, Испания, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия).


Директива о дочерних компаниях

Внесены изменения в директиву ЕС о дочерних компаниях (срок импле-
Council Directive 2003/123/EC of 22
ментации - 1 января 2005 г.). Согласно директиве, при распределении December 2003 amending Directive
дивидендов компанией из одной страны ЕС компании из другой страны 90/435/EEC on the common system of
ЕС эти дивиденды освобождаются от налога у источника при определен- taxation applicable in the case of parent
ных условиях. Ранее основным условием была доля участия не менее companies and subsidiaries of different
Member States
25%. Теперь порог снижен: с 2005 г. - до 20%, с 2007 г. – до 15%, с
2009 г. – до 10%. Допускается наложения условия двухлетнего непре-
рывного владения акциями (долями).
Council Directive 90/435/EEC of 23
July 1990 on the common system of
taxation applicable in the case of parent
companies and subsidiaries of different
Member States



Трансфертное ценообразование

В апреле 2004 г. Еврокомиссия предложила к обсуждению «Кодекс пове-
Communication from the
дения» в отношении налогообложения сделок трансфертного ценообра- Commission to the Council, the
зования. Сделки трансфертного ценообразования – это сделки между European Parliament and the European
компаниями из одной группы по ценам, отличным от рыночных (что мо- Economic and Social Committee on the
жет вести к пересчету полученного от подобных сделок дохода для целей work of the EU Joint Transfer Pricing
Forum in the field of business taxation
налогообложения). Смысл кодекса заключается в том, чтобы исключить
from October 2002 to December 2003
двойное налогообложение таких сделок. То есть если в сделке участвуют
and on a proposal for a Code of
компании из двух стран ЕС, и одна страна пересчитывает налоговую базу
Conduct for the effective
в сторону увеличения, то другая страна обязана пересчитать свою нало- implementation of the Arbitration
говую базу в сторону уменьшения. Принятие кодекса ожидается в ноябре Convention (90/436/EEC of 23 July
2005 г. 1990)




Страница 2
© ROCHE & DUFFAY 2005
Европейская компания

С октября 2004 г. в ЕС (а также в странах EEA, см. ниже) возможна реги-
Council Directive 2003/49/EC of 3
страция нового типа юридических лиц – «европейских компаний» June 2003 on a common system of
(Societas Europaea - SE). Такие компании подчинены не корпоративному taxation applicable to interest and
праву одной из стран-участниц ЕС, а наднациональному законодательст- royalty payments made between
ву ЕС (European Company Statute). Однако регистрация компаний осуще- associated companies of different
Member States
ствляется в каждой стране ЕС отдельно. Налогообложение производится
по закону страны регистрации.

Может образовываться путем слияния публичных компаний, как холдинг,
как дочерняя компания, путем реорганизации существующей публичной
компании. Минимальный выпущенный капитал – 120 тыс. евро.


Директива о слияниях

90/434/EEC, 2005/19/EC
Council Directive 2005/19/EC of 17
February 2005 amending Directive
В феврале 2005 г. приняты поправки к «Директиве о слияниях». Дирек- 90/434/EEC 1990 on the common
system of taxation applicable to
тива предназначена для устранения налоговых препятствий к трансгра-
mergers, divisions, transfers of assets
ничным реорганизациям в рамках ЕС (слияние, разделение, передача
and exchanges of shares concerning
активов, обмен акциями) путем запрета налогообложения таких операций
companies of different Member States
до момента реализации активов. Поправки предусматривают некоторое
расширение списка юридических лиц, на которые распространяется ди-
ректива (в частности, на «европейские компании», см. выше), и списка Council Directive 90/434/EEC of 23
видов реорганизации (добавлены выделение и преобразование филиала July 1990 on the common system of
taxation applicable to mergers,
в дочернюю компанию).
divisions, transfers of assets and
exchanges of shares concerning
companies of different Member States



Страны Европейского союза


Австрия

Изменения в закон о корпоративном налоге (с 1 января 2005 г.).
Tax reform in Austria

Ставка корпоративного налога снижена с 34% до 25%.

Новый режим налогообложения групп компаний, допускающий вычет
убытков одной компании из прибыли другой. Относится не только к авст-
рийским, но и к иностранным дочерним организациям. Необходимо пря-
мое или косвенной участие одной компании в другой в размере не менее
50%. Однако теперь не предъявляется требований организационной или
экономической интеграции. Специальные положения для совместных
предприятий (более одной материнской компании).




Бельгия

Налоговая амнистия (2004 г.) в отношении вкладов физических лиц за
Federal Fiscal Administration
рубежом. При репатриации взимался налог по ставке 9%. Собрано около
500 млн. евро.

С сентября 2004 г. изменен налоговый режим «координационного цен-
Бельгия уступает ЕС по вопросу
тра», ранее признанный ЕС незаконной государственной помощью. Нало- налоговых льгот
говая база координационных центров будет рассчитываться исходя из
затрат. Освобождение от налога у источника, предоставленное координа-
ционным центрам, будет распространено и на все бельгийские компании.
Освобождение от налога на капитал для координационных центров отме-
нено, но ставка налога снижена для всех компаний.

С 2004 г. ставка корпоративного налога на доход уменьшена с 40,17% до
33,99%.




Страница 3
© ROCHE & DUFFAY 2005
Великобритания

Введены в действие новые меры, направленные на предотвращение ук-
Finance Bill 2005
лонения от налога. Бюджетным законом 2004 г. была введена обязатель-
ная государственная регистрация схем минимизации налогообложения.
Штраф за невыполнение – 600 фунтов в день. Бюджетным законом 2005
г. внесены изменения в налогообложение, направленные на ликвидацию
выгод от использования наиболее популярных из выявленных таким об-
разом схем. К таковым можно отнести схемы, связанные с заимствова-
ниями в рамках группы, с использованием различных правил налогового
учета в разных странах и др. Изменения вступают в силу с марта 2005 г.




Венгрия

С 2004 г. ставка корпоративного налога на прибыль снижена с 18% до
Information about the changes in
16%. Получаемые проценты и роялти при выполнении определенных taxation in 2004
условий облагаются налогом в половинном объеме (то есть эффективная
ставка – 8%). Прекращена регистрация офшорных компаний (облагав-
шихся налогом по ставке 3%). Существующим офшорным компаниям Changes in taxation in 2004 and
2005
предоставлен переходный период до 2005 г.

С 2006 г. отменен налог у источника на дивиденды. Налог у источника на
роялти и проценты отсутствует.


Германия

Еврокомиссия потребовала от Германии отменить «налог на выход». На-
Taxes in Germany
лог взимается с нереализованного прироста капитала при потере физиче-
ским лицом статуса налогового резидента (при переезде в другую страну
ЕС). Ведется также расследование в отношении нескольких других стран.

Германия с 2004 г. ввела изменения в правила недостаточной капитали-
зации (ограничивающие признание расходами процентов, выплачивае-
мых материнской компании). Теперь они применяются не только к нере-
зидентным, но равным образом и к резидентным компаниям.

В 2004-2005 г. проведена налоговая амнистия. Декларированные средст-
ва облагались налогом по льготной ставке (эффективно - 15%). Собрано
более 1 млрд. евро (хотя изначально планировалось 5 млрд.). Амнистия
оканчивается одновременно с вступлением в силу директивы ЕС о налоге
на сбережения, дающей налоговым органам возможность обнаружить
укрытые от налога в другой стране средства.



Гибралтар

Гибралтар является заморской территорией Великобритании, не будучи
The Government
частью Соединенного Королевства. Однако в состав ЕС он вошел вместе с
метрополией, а не как отдельный субъект. У Еврокомиссии есть ряд пре-
тензий к Гибралтару, которые она, соответственно, адресует Великобри-
тании.


В марте 2004 г. Европейская комиссия отвергла разработанный Гибралта-
Гибралтар оспаривает решение
ром план налоговой реформы. Согласно плану, все офшорные режимы ЕС в отношении налоговой реформы
отменялись, но при этом отменялся и сам корпоративный налог на доход.
Взамен вводились налоги на зарплату и на занимаемое компанией поме-
щение. ЕС счел такую систему налогообложения «избирательной госу- ЕС отвергает план налоговой
дарственной помощью» со стороны Великобритании, что запрещено пра- реформы на Гибралтаре
вилами ЕС. Гибралтар и Великобритания оспаривают это решение Евро-
комиссии в Европейском суде.


Кроме того, в феврале 2005 Еврокомиссия достигла соглашения с Вели-
2005/261/EC: Commission Decision
кобританией о постепенной ликвидации освобожденного от налога («оф- of 30 March 2004 on the aid scheme
шорного») корпоративного режима на Гибралтаре. В соответствии с этим which the United Kingdom is planning
соглашением, освобожденные компании больше не будут регистрировать-

Страница 4
© ROCHE & DUFFAY 2005
to implement as regards the
ся после 30 июня 2006 г., а после 2010 г. прекратят существование. По-
Government of Gibraltar Corporation
зиция самого Гибралтара учтена не была, но, вероятно, ему придется
Tax Reform (notified under document
подчиниться.
number C(2004) 929) (Text with EEA
relevance).


Гибралтар пал: Еврокомиссия
добилась ликвидации офшорного
режима


Commission welcomes phasing out
of tax benefits for Offshore Exempt
Companies in Gibraltar



Дания

В марте 2004 г. парламент принял ряд поправок в налоговое законода-
Датские холдинги
тельство для приведения его в соответствие с правилами ЕС. Поправки в
основном введены в действие ретороактивно с 1 января 2004 г.

Несколько изменены правила «недостаточной капитализации». В соот-
ветствии с ранее установленными (с 1999 г.) правилами, проценты, упла-
ченные по долгу зарубежной родительской компании, разрешается вклю-
чать в расходы для целей налогообложения лишь частично, если отноше-
ние задолженность - собственные средства превышает 4:1. В соответст-
вии с решением Европейского суда, теперь те же правила применяются к
любой контролируемой задолженности, а не только к контролируемой
задолженности перед иностранными компаниями. При этом поправки
применяются, только если задолженность превышает 10 млн. крон, а
кредитор – юридическое лицо. Норма не применяется, если при выплате
процентов взимается налог у источника (см. ниже).

Введен налог у источника на проценты по займу, выплачиваемые зару-
бежной материнской компании (минимум 50% участия). Ставка – 30%.
Ранее налогу источника на проценты в Дании вообще отсутствовал. Од-
нако налог может быть устранен или уменьшен налоговым соглашением
или директивой ЕС. По существу, нововведение в основном касается вы-
плат на офшорные компании.

В соответствии с директивой ЕС, отменен налог у источника на роялти,
выплачиваемые ассоциированной компании в другой стране ЕС.

Изменены правила налогообложения групп компаний. Ранее аффилиро-
ванные датские компании могли облагаться налогом совместно при нали-
чии датской материнской компании (то есть можно вычесть убытки одной
компании из прибыли другой). Теперь то же возможно, если материнская
компания – иностранная из страны ЕС или имеющей налоговое соглаше-
ние с Данией.

Новые правила в отношении «налогово-прозрачных» компаний. В основ-
ном направлены против американских пользователей датских компаний.
По законам США, американская корпорация, имеющая дочернюю компа-
нию за рубежом, может по своему желанию рассматривать ее для целей
американского налогообложения не как отдельное юридическое лицо, а
как свой филиал («налоговая прозрачность»). На этом был основан ряд
налоговых схем по инвестициям в ЕС через датские компании. Поскольку
по датским законам датская компания была отдельным юридическим ли-
цом, выплачиваемые ею материнской компании в США проценты или ро-
ялти вычитались из налоговой базы, но при этом в США они в налоговую
базу не включались в силу «прозрачности». Теперь если компания «про-
зрачна» по иностранному закону, она будет считаться таковой и по дат-
скому закону. Правило применяется только в случае, если материнская
компания находится в ЕС или в стране, имеющей налоговое соглашение с
Данией.




Страница 5
© ROCHE & DUFFAY 2005
Ирландия

С февраля 2004 г. внесены изменения в налоговое законодательство,
Publication of Finance Bill 2004
направленные на увеличение привлекательности ирландских компаний в
качестве холдинговых. Самое важное - введено освобождение от налога
от прироста капитала (обычная ставка – 20%), при выполнении опреде-
ленных условий. Дивиденды, получаемые ирландской компанией, обла-
гаются налогом (по ставке 25%), но принимаются к вычету налоги, упла-
ченные за рубежом – как налоги у источника, так и налог на прибыль
дочерних компаний - что в ряде случаев может фактически приводить к
нулевому налогообложению в Ирландии.


Италия

С 2004 г. осуществлена реформа корпоративного налогообложения.
Ставка понижена с 34% до 33%. При этом радикально пересмотрена вся Fiscal Reform - Ires - A European-
система налогообложения, включая и название налога. Теперь облагает- style Corporate Tax
ся налогом именно прибыль организации, а не доходы ее акционеров.
Прирост капитала освобожден от налогообложения. Новые правила нало-
гообложения групп компаний, новые правила недостаточной капитализа-
ции, новое законодательство о контролируемых иностранных компаниях
и др.

В 2004 г. введена в действие система предварительных налоговых за-
ключений для предприятий с международной деятельностью. Это значит,
что такие предприятия могут заключить с налоговыми органами соглаше-
ние в отношении налогообложения их будущих операций (например, в
части трансфертного ценообразования).


Латвия

С 2004 г. ставка корпоративного налога на прибыль снижена до 15% (та-
Налогообложение в Латвии
ким образом, она сравнялась со ставкой аналогичного налога в соседней
Литве). Это одна из самых низких ставок в ЕС: меньше только у Кипра
(10%) и Эстонии (0%, но взимается налог при распределении дивиден-
дов).


Люксембург

С 2004 г. имплементирована в закон директива ЕС о роялти и процентах
Le Gouvernement
(платежи между ассоциированными компаниями освобождены от налога у
источника). Однако Люксембург пошел еще дальше: выплаты роялти не-
резидентам были полностью освобождены от налогообложения, незави-
симо от местонахождения получателя (в ЕС или нет) и факта его асоции-
рованности с плательщиком. В том числе освобождены то налога выплаты
роялти т.н. люксембургскому холдингу-1929. Налог у источника на про-
центы в Люксембурге отсутствует.

Одновременно внесены изменения в налоговый режим холдинга-1929
(освобожденного от налогообложения). Теперь такие холдинги теряют
свои налоговые льготы (вновь зарегистрированные - с 2004 г., старые – с
2011 г.), если они получают не менее 5% дивидендов от низконалоговых
компаний. Таковыми признаются компании, которые не платят налог по
ставке, сопоставимой с люксембургской (то есть минимум 11%).

В 2004 г. принята новая форма организации инвестиционного бизнеса:
компания по инвестициям в венчурный капитал (SICAR). Особая органи-
зационно правововая форма не предусмотрена: SICAR может быть как
обычной компанией, так и коммандитным товариществом. Сочетает пре-
имущества люксембургских инвестиционных товариществ и британских
товариществ. Подлежит государственному регулированию, но в чрезвы-
чайно мягкой форме. Является налоговым резидентом Люксембурга для
целей налоговых соглашений, но при этом освобождена от налога на до-
ходы от инвестиций.




Страница 6
© ROCHE & DUFFAY 2005
Нидерланды

В 2004 г. голландский суд по налоговым вопросам определил, что осво-
Голландские компании в между-
бождение голландских компаний от налога на доходы от участия в ино- народном налоговом планировании.
странных компаниях (participation exemption) не распространяется на Традиционные схемы и последние
участие в американских компаниях с ограниченной ответственностью изменения
(LLC). Мотивировка: LLC не подлежат налогообложению в США (являясь
«налогово-прозрачными»), и сама голландская компания также не под-
лежит налогообложению в США по доходам от LLC.

Принят новый протокол к налоговому соглашению Нидерланды-США (от
1994 г.), положения которого вступили в силу в основном с 1 января 2005
г. В частности, протоколом предусмотрена нулевая ставка налога у ис-
точника на дивиденды, если доля участия составляет не менее 80% (пе-
риод владения – не менее 12 месяцев). Предусмотрена нулевая ставка
налога на распределяемые доходы американского филиала нидерланд-
ской компании при выполнении определенных условий (в остальных слу-
чаях 5%). Специальные правила в отношении «гибридных» (налогово-
прозрачных) компаний. Специальные правила по «ограничению выгод»
от договора (он применяется к резидентам двух стран лишь при выполне-
нии определенных условий).

Нидерланды и Нидерландские Антильские острова готовят изменения в
налоговое соглашение между этими двумя юрисдикциями. В частности,
предполагается отменить налог у источника на дивиденды, выплачивае-
мые из Нидерландов в НАО (в настоящее время 8,3%). Условием этого
являются некоторые изменения в налоговом законодательстве НАО (в
частности, более жесткие условия для освобождения от налога получае-
мых компанией НАО дивидендов). Предполагаемый срок изменения зако-
нодательства НАО – 1 января 2006 г. После этого будет окончательно
решаться вопрос об изменении соглашения.

В соответствии с требованиями ЕС (выраженных в решении Европейского
суда) Нидерланды с 2004 г. ввели в силу правила недостаточной капита-
лизации (ограничивающие признание расходами процентов, выплачивае-
мых материнской компании). Критическим значением показателя задол-
женность – собственные средства признается 3:1.

С октября 2004 г. введены в силу новые унифицированные правила по
применению пониженной ставки налога у источника (по налоговому со-
глашению) на распределяемые нидерландской компанией за рубеж диви-
денды. Для применения пониженной ставки акционер должен подтвер-
дить, что он является бенефициаром в отношении распределяемых диви-
дендов. В отсутствие соглашения ставка составляет 25%.

С 2005 г. ставка корпоративного налога понижена с 34,5% до 31,5% (для
годовой прибыли до 22 тыс. евро – пониженная ставка 27%). В 2006 г.
ставка составит 30,5%, в 2007 г. - 30%. Рассматривается проект отмены
налога на капитал с 2006 г.


Швеция

С 2004 г. действует новый налоговый режим для холдингов: при выпол-
Шведский холдинг
нении определенных условий от налога освобождаются получаемые
шведской компанией дивиденды и прирост капитала, а также распреде-
ляемые ею дивиденды (однако при распределении дивидендов в офшор-
ную зону налог у источника всегда возникает - 30%). Одновременно вве-
дено в действие новое законодательство о контролируемых иностранных
компаниях, предусматривающее включение в налоговую базу шведской
компании нераспределенных доходов ее дочерних компаний в низкона-
логовых юрисдикциях.




Страница 7
© ROCHE & DUFFAY 2005
Франция

В 2004 г. Европейский суд (орган ЕС) признал французский «налог на
L'administration fiscale
выход» несоответствующим закрепленным договором о создании ЕС
принципам. Налог взимался с нереализованного прироста капитала при
потере физическим лицом статуса налогового резидента (при переезде в
другую страну ЕС).

С 2005 г. внесены изменения в налоговое законодательство: поэтапная
отмена надбавки к корпоративному налогу, изменение налогообложения
прироста капитала, новый режим для контролируемых иностранных ком-
паний (вводится в действие с 2006 г). Кроме того, отменен «налог на вы-
ход» в соответствии с решением Европейского суда.


Страны Европейской ассоциации свободной торговли
(EFTA)

Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA) включает четыре
EFTA
страны, не входящие в ЕС: Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швей-
царию.

Европейское экономическое пространство (EEA) включает все страны ЕС
EEA
(в настоящее время их 25) и три страны EFTA: Исландию, Лихтенштейн и
Норвегию. Однако Швейцария отказалась от вхождения в EEA по резуль-
татам референдума.


Исландия

Исландия – не член ЕС, но член EFTA и EEA.

До недавнего времени была возможна регистрация в Исландии междуна-
International Trading Companies
родных торговых компаний («офшорных»), облагаемых налогом по льгот-
ной ставке 5%. Они довольно широко использовались в качестве инстру-
ментов налогового планирования.

В феврале 2004 г. ЕС (в лице EFTA Surveillance Authority) принял решение
EFTA Surveillance Authority
о несоответствии налогового режима международных торговых компаний
Исландии договору о создании EEA (а именно, положению о запрете госу-
дарственной помощи). Исландии было предписано ликвидировать данный EFTA Court
режим и, более того, возместить с компаний суммы незаконно предостав-
ленных им льгот. Исландия, однако, этого не сделала, в результате дело
было передано на рассмотрение суда EFTA, который вынес решение не в
пользу Исландии..

Так или иначе, фактически регистрация международных торговых компа-
ний в Исландии прекратилась.


Норвегия

Норвегия – не член ЕС, но член EFTA и EEA.

С 2004 г. введены в действия изменения в налоговом законодательстве,
Taxes in Norway
направленные на увеличение привлекательности норвежских компаний в
качестве европейских холдингов. Система налоговых вычетов заменена
для юридических лиц системой освобождения дивидендов от налога. А
именно, полностью освобождены от налога дивиденды, получаемые от
компаний из стран EEA. При тех же условиях освобожден от налога при-
рост капитала (обычная ставка - 28%). Кроме того, дивиденды, распре-
деляемые компаниям в страны EEA, освобождены от налога у источника
(обычная ставка – 25%).

Отметим также, что в Норвегии полностью отсутствуют налоги у источни-
ка на роялти и проценты.




Страница 8
© ROCHE & DUFFAY 2005
Швейцария

Швейцария – член EFTA, но не Европейского союза или EEA.
Taxation of savings


В ноябре 2004 г. был подписан ряд соглашений Швейцарии с ЕС, включая
Швейцария подписывает Шен-
соглашение о присоединении к Шенгенскому союзу, а также о принятии
генское соглашение и соглашение о
Швейцарией директивы ЕС о налоге на сбережения. Однако процесс ра- налогообложении сбережений
тификации грозит затянуться, ввиду чего вступление в силу директивы с
1 июля 2005 г. может оказаться под вопросом.


Другие страны


Багамские острова

Багамские острова – независимое государство в Карибском море. В 2004
The Government
г. был принят ряд законов, направленных на модернизацию сектора фи-
нансовых услуг. В частности, принят закон о компаниях с разделенными
счетами. Компания с разделенными счетами (в других юрисдикциях из-
вестна также как компания с разделенными портфелями или компания с
защищенными ячейками) – представляет собой компанию, разделенную
на несколько «ячеек», каждая обладающая ограниченной ответственно-
стью. Как предполагается, новый корпоративный инструмент будет поле-
зен для создания страховых компаний и инвестиционных фондов. В на-
стоящее время подобное законодательство действует в таких офшорных
финансовых центрах как Гернси, Маврикий, Каймановы острова, Берму-
ды.


Британские Виргинские острова

БВО – заморская территория Великобритании (в Карибском море). Как и
The Government
другие зависимые территории Великобритании, они были вынуждены
присоединиться к директиве ЕС о налоге на сбережения, хотя сами и не
входят в ЕС. Это значит, что они должны будут либо предоставлять нало-
говым органам стран ЕС информацию о вкладчиках из этих стран, либо
взимать с процентов налог у источника. К моменту вступления в силу
соответствующей директивы ожидается имплементация ее положений в
законодательство соответствующих юрисдикций.

В 2004 г. внесен ряд изменений в законодательство о компаниях между-
Изменения в законодательстве
народного бизнеса («офшорных»), направленных на повышение их «про- Британских Виргинских островов
зрачности». В частности, обязательно хранить по юридическому адресу (2004)
реестр акционеров и директоров, введены ограничения на использование
акций на предъявителя.

В 2005 г. произведена радикальная реформа корпоративного законода-
Закон о коммерческих компаниях
тельства. Принят новый закон о коммерческих компаниях, по которому БВО: радикальное изменение корпо-
будут регистрироваться как местные, так и нерезидентные компании. При ративного законодательства (2005)
этом для обоих видов компаний вводится освобождение от налога на до-
ходы. Закон действует с 1 января 2005 г., но до 31 декабря возможна
также регистрация по старому корпоративному законодательству. С 1
января 2007 г. все компании будут автоматически перерегистрированы
по новому закону.


Гернси, Джерси, Остров Мэн

Эти три островные европейские британские зависимые территории не
входят в ЕС (хотя для целей НДС и таможенных Остров Мэн фактически
является частью ЕС как ассоциированная с Великобританией террито-
рия). Тем не менее им пришлось принять условия директивы ЕС о налоге
на сбережения.

Все три юрисдикции вынашивают планы налоговой реформы, суть кото-
Нулевое налогообложение дохо-
рой сводится к отмене корпоративного налога на доход – как для рези- да корпораций на Джерси
дентных компаний, так и для нерезидентных. Это должно стать ответом
на претензии ЕС в отношении существующих безналоговых («офшор-


Страница 9
© ROCHE & DUFFAY 2005
ных») корпоративных режимов. ЕС недоволен – это не совсем то, чего
они ожидали – но очевидного юридического повода для претензий к ре- Остров Мэн планирует корпора-
формам нет, так как данные юрисдикции не являются частью ЕС (в отли- тивную реформу
чие от Гибралтара).

Так, Остров Мэн намерен ввести нулевое налогообложение уже с 2006 г.
Пока же на острове введена нулевая ставка налога на ряд видов дея-
тельности, включая управление фондами, страхование, судоходство, а
также исследование космоса. Джерси собирается установить нулевую
ставку налога в 2008 г. (для финансовых услуг ставка будет 10%). План
аналогичной реформы на Гернси изначально предусматривал те же сро-
ки, но в настоящее время находится, по-видимому, в меньшей степени
готовности.


Израиль

В 2004 г. проведена налоговая амнистия в отношении доходов зарубеж-
Tax Reform
ных трастов (в том числе учрежденных на британских зависимых терри-
ториях), учредителями или бенефициарами которых являются израильтя-
не. При добровольном раскрытии властям информации о таких трастах с
полученных ими (пассивных) доходов взимался налог по льготной ставке
(до 25%).

Амнистия последовала за налоговой реформой 2003 г., введшей систему
налогообложения всемирного дохода, включая доход контролируемых
иностранных компаний.


Науру

Науру – независимое островное государство в Тихом океане, одно из са-
Науру ликвидирует офшорные
мых маленьких в мире (10 тыс. жителей). После того, как в 2003 г. под банки
давлением мирового сообщества был ликвидирован офшорный банков-
ский сектор, страна утратила источники финансирования. В 2004 г. госу-
дарство, по существу, обанкротилось, и Австралия взяла под свой кон-
троль финансы острова.


Ниуэ

Правительство Ниуэ (самоуправляемая территория в ассоциации с Новой
Ниуэ закрывает оффшорный
Зеландией) приняло решение о закрытии офшорной зоны. В 2005 г. реги- финансовый центр
страция компаний международного бизнеса прекращена в 2005 г. Суще-
ствующим компаниям предоставлен переходный период до конца 2006 г.,
в течение которого они должны перерегистрироваться в другую юрисдик-
цию, стать резидентными компаниями или быть распущены.


Организация экономического сотрудничества и развития
(OECD)

ОЭСР - международная организация, занимающаяся вопросами экономи-
OECD
ческого сотрудничества. В нее входит 30 государств, включая основные
развитые (Россия в ОЭСР не входит).

В 2004 г. были внесены изменения в модельный договор ОЭСР об исклю-
чении двойного налогообложения. Были добавлены положения, облег-
чающие обмен налоговой информацией между договаривающимися стра-
нами. В частности, предусмотрен обмен информацией, хранящейся у бан-
ков, финансовых организаций, номинальных владельцев и доверенных
лиц; при этом нельзя ссылаться на банковскую тайну как причину отказа
от предоставления информации. Положения модельного соглашения но-
сят рекомендательный характер.

Помимо прочего, ОЭСР ведет (с 2002 г.) список офшорных зон, приме-
List of Un-cooperative Tax Havens
няющих «некорректную налоговую конкуренцию». К особо злостным на-
рушителям планируется применение международных санкций. Большин-
ство офшорных зон мира согласились на условия ОЭСР по обмену налого-
вой информацией с развитыми странами, в результате чего не были


Страница 10
© ROCHE & DUFFAY 2005
включены в список. Обмен такой информацией с членами ОЭСР должен
быть обеспечен до конца 2005 г. «Черный список» ОЭСР в настоящее
время включает следующие юрисдикции: Андорра, Либерия, Лихтен-
штейн, Монако, Маршалловы острова.


Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием
криминальных капиталов (FATF)

ФАТФ - международный межправительственный орган по борьбе с отмы-
FATF
ванием криминальных капиталов и финансированием терроризма. В
ФАТФ участвует 31 государство (включая Россию) и две международные
организации.

Помимо прочего, ФАТФ ведет «черный список» стран и территорий, не
Non-Cooperative Countries and
уделяющих должного внимания борьбе с отмыванием. Изначально (в
Territories
2000 г.) список состоял в основном из офшорных зон, но теперь их там
уже не осталось. В течение 2004 г. из списка были исключены Украина,
Египет и Гватемала, а также сняты санкции с Мьянмы и Науру (но в спи-
ске их оставили). В настоящее время в список входят лишь Мьянма, Нау-
ру и Нигерия.




Инвестиционные фонды на сайте Roche & Duffay

На сайте Roche & Duffay появился новый раздел, посвященный офшорным инвестиционным фондам. Созда-
ние собственного инвестиционного фонда за рубежом – привлекательная возможность для финансового биз-
неса. Однако сделать это не так-то просто: деятельность фондов даже в офшорных зонах подлежит государ-
ственному регулированию.

У нас на сайте вы найдете обзорную статью, посвященную деятельности офшорных инвестиционных фондов,
проблемам их регулирования и вопросам выбора юрисдикции фонда. Там же размещены статьи по различ-
ным специфическим вопросам деятельности фондов, а также по фондовому законодательству конкретных
юрисдикций. По мере написания новых материалов раздел будет расширяться и пополняться.

На нашем сайте вы также можете разместить заказ на приобретение текстов нормативных актов различных
юрисдикций. В частности, в нашей базе данных имеются тексты законов, регулирующих деятельность инве-
стиционных институтов в основных «фондовых» офшорных юрисдикциях. К таковым можно отнести Багам-
ские острова, Британские Виргинские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, Джерси, Маврикий,
Люксембург, Андорру и другие. Тексты законов предоставляются, как правило, на английском языке.



Если у Вас возникли вопросы по содержанию бюллетеня, просим Вас обращаться к Сергею Будылину или
Геннадию Матвееву по телефонам: (095) 924-1300, 924-0409, или послать письмо на адрес
roche.duffay@pobox.com.




Страница 11
© ROCHE & DUFFAY 2005



СОДЕРЖАНИЕ