СОДЕРЖАНИЕ

12 июня 2004 г.
Новый Нюрнберг ждет реформаторов!
Михаил Делягин
[21 июня 2004]
Реальная цель реформы - повышение эффективности системы социальной защиты, но не для людей, а для бюджета. Это не вызвано нехваткой средств, неиспользуемые остатки только федерального бюджета превышают эквивалент 13 млрд.долл. Подготовка замены льгот на выплаты может рассматриваться исключительно как подготовка социального геноцида.
ЗАМЕНА ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ КОМПЕНСАЦИЯМИ – ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНОГО
ГЕНОЦИДА

1. Проект Федерального Закона “О реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан” был рассмотрен Правительством Российской Федерации 29 апреля 2004 года и вызвал серьезную критику. После доработки, включавшей в том числе увеличение выплат в 2-4 раза при откладывании на год замене деньгами льгот по оплате услуг ЖКХ, законопроект был внесен в Госдуму 28 мая. Это победа всего российского общества, в том числе ветеранов, которые в ответ на путинский призыв “купить себе чего-нибудь вкусненького” за счет издевательски грошовой прибавки стали в знак протеста направлять президенту денежные переводы и продуктовые посылки (как это уже было при разрекламированном повышении пенсий на ничтожные 35 руб.).

В первом чтении законопроект будет рассмотрен 2 июля, затем будет разослан по регионам. Правительство хочет обеспечить его принятие сразу во втором и третьем чтениях в начале августа (второе чтение намечено на 2 августа), для чего Госдума прервет парламентские каникулы.

2. Объем документа – около 600 страниц, что исключает возможность его тщательного изучения в столь сжатые сроки (на каждое чтение Госдуме отводится столько же времени, сколько у правительства ушло только на учет замечаний, высказанных при его рассмотрении!)

Принятие документа в начале июля и особенно в начале августа – “мертвый сезон” в политике – сделает его незаметным и неожиданным для общества, спасет реформаторов от его широкого обсуждения.

Принципиальная установка правительства - принятие законопроекта в трех чтениях обязательно до внесения в Госдуму проекта федерального бюджета на 2005 год, что, насколько можно понять, призвано скрыть от депутатов недостаточное финансирование мер, предусмотренное законопроектом, на региональном уровне (около 100 млрд.руб.).

3. Законопроект предполагает отмену существующих льгот по бесплатному проезду на городском и пригородном железнодорожном транспорте, санаторно-курортному обслуживанию, предоставлению бесплатных и льготных лекарств, пользованию телефоном и выдачу различным категориям населения денежных компенсаций, пропорциональных объему полагающихся им льгот.
Размеры денежных выплат льготникам






Наименование
категорий


Численность (человек)*


Размер выплат, руб/мес


Расходы* федеральн. бюджета (млрд.руб)



Инвалиды войны


966 790


2 000


23,2



Участники Великой Отечественной войны


99 998


1 500


1,8



Ветераны боевых действий


147 289


1 100


1,9



Проходившие военную службу не в составе действующей
армии, с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года не менее шести
месяцев


90 783


600


0,7



Жители блокадного Ленинграда


252 000


1 100


3,3



Работавшие во время Великой Отечественной войны на
объектах ПВО


19 234


600


0,1



Проработавшие в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945
года


952 9246


size=2>
Устанавливаются регионами



Члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой
Отечественной войны и боевых действий


181 332


600


1,3



Ветераны труда


9 361 426


size=2>
Устанавливаются регионами



Герои СССР, РФ, Социалистического труда, кавалеры ордена
Славы


4 240


3 500


0,2



Инвалиды I группы


1 099 044


1 400


18,5



Инвалиды II группы


6 810 047


1000


81,7



Инвалиды III группы


1 000 556


800


19,2



Дети-инвалиды


641 915


1000


7,7



Необоснованно репрессированные по политическим
мотивам


1 802 898


size=2>
Устанавливаются регионами



Подвергшиеся радиационному воздействию из-за
Чернобыльской катастрофы


1 379 855


1 700


8,1



Почетные доноры России


577 639


500


3,5


*Численность категорий, а также объем расходов федерального
бюджета могут быть уточнены в результате выверки пересекающихся
категорий.
Источник: Правительство РФ

4. Каждая из отменяемых льгот получила денежную оценку, отличающуюся по регионам. Так, по заявлению Министра здравоохранения и социального развития М.Зурабова (которое, учитывая его репутацию и некоторые прошлые заявления, может оказаться не соответствующим действительности) для Москвы бесплатное получение лекарств “стоит” 500 руб., бесплатный проезд на городском транспорте – тоже 500 руб., бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте – 40 руб. в месяц. Бесплатное пользование санаторно-курортным лечением “оценено” для всей страны в 15 тыс.руб. за раз, а 50%-я льгота по пользованию телефоном (в среднем по России – 55 руб. в месяц) отменяется без какой-либо
компенсации.

Льготник, получив компенсационные выплаты, получит возможность выкупить у государства право пользования ранее имевшимися у него льготами. Так, например, если он пользовался бесплатными лекарствами менее чем на 500 руб. в месяц, для него выгоднее платить за них деньгами, сэкономив часть компенсации и увеличив за счет нее свои доходы. Если же он пользовался бесплатными лекарствами более чем на 500 руб. в месяц, то, по мысли реформаторов, он ничего не потеряет, так как, отдав 500 руб. из своей компенсации, сохранит важную для него льготу.

Отдельно стоит вопрос о санаторно-курортном лечении: предполагается, что необходимые для пользования им 15 тыс.руб. бывший льготник сможет “накопить”, отказываясь от получения части компенсации и выкупа за ее счет права пользования другими льготами. Замена на денежные компенсации льгот по ЖКХ отложена на год, зато 50%-я льгота по оплате телефона отменена безвозмездно.

5.Простое сопоставление “стоимости” различных льгот с выплатами показывает, что люди, пользовавшиеся льготами в наименьшей степени, могут оказаться в выигрыше, однако те, кто действительно нуждается в льготах и использовали их достаточно широко, проиграют.

Так, в Москве почетные доноры России могут сохранить либо бесплатный проезд на городском транспорте, либо бесплатное получение лекарств – но не обе эти льготы одновременно. Сохранив одну из этих льгот, они не смогут воспользоваться даже бесплатным проездом в пригодных электричках.

Наиболее массовая часть льготников – инвалиды II группы – смогут пользоваться одновременно и бесплатным проездом в
городском транспорте, и бесплатными лекарствами. Но уже санаторно-курортное лечение, даже в случае категорической необходимости, окажется для них недоступным – на него просто не будет денег.

В этих условиях поверить заверениям в достаточности денежных выплат (да еще и исходящим от тех же самых официальных лиц, которые говорили то же самое в отношении предполагавшихся ранее выплат, которые были в 2-4 раза меньше, а распространялись еще и на льготы по коммунальным услугам) может только сумасшедший или профессиональный “обманутый вкладчик”. В сегодняшней России верить Зурабову – тоже самое, что верить Чубайсу.

Принципиально важно, что в наибольшей степени потеряют именно те, кто наиболее активно пользуется льготами и, оответственно, в наибольшей степени зависит от них. Таким образом, правительство либеральных фундаменталистов наносит удар именно по наиболее социально уязвимой части общества, внезапно снижая их и без того незначительный уровень жизни.

Характерно, что Зурабов категорически настаивает на том, чтобы называть его реформу не “отменой” льгот и не “заменой льгот денежными компенсациями”, а “изменением форм предоставления социальной помощи”. Эта формулировка призвана скрыть, замаскировать реальное сокращение масштабов социальной помощи.

6.Правительство обещает индексирование выплат льготникам одновременно с индексированием пенсий. Такое индексирование по определению отстает от роста цен, что будет означать для сегодняшних льготников дополнительные потери.

7.Важно, что, если льготник – например, пенсионер, - беден, если он недоедает, то он потратит полученные деньги не на льготировавшиеся прежде услуги, а на то, чтобы, в соответствии с заветом Путина, “купить себе чего-нибудь вкусненького”. Он проест дополнительно выдаваемые деньги или купит одежду, а ездить будет “зайцем”.

Стоит вспомнить, что демократы ввели бесплатный проезд пенсионеров в городском транспорте не от сочувствия к ним, а просто потому, что у стариков не было денег, и у контролеров не поднималась рука ссаживать их на остановках. Эта ситуация повторится, но, в отличие от контролеров транспорта, продавцы лекарств не будут милосердны – и многим старикам не хватит денег на жизненно необходимые лекарства просто потому, что они не такие хорошие финансовые менеджеры, как, например, гражданин Зурабов.

8.Дополнительная проблема - то, что потребность в льготе, например, в бесплатных лекарствах, может возникнуть внезапно. Если льготник внезапно заболеет, у него просто не окажется денег на закупку необходимых лекарств, - а на оформление необходимых для покупки права пользоваться бесплатными лекарствами справок у него может не оказаться не только времени, но и сил.

В этом случае замена льгот денежными выплатами по версии либеральных фундаменталистов может, как и многие другие их реформы, обернуться простым и обыденным убийством.

9.Существенно, что для выкупа отмененных льгот за деньги ветераны и пенсионеры должны будут обращаться в собесы.

Прежде всего, по опыту “информационной блокады” населения, устроенной в ходе пенсионной реформы Пенсионным фондом, возглавлявшимся нынешним Министром здравоохранения и социального развития Зурабовым, можно предположить, что большинство пенсионеров так и не узнает о своих правах и возможностях. Даже если правительство специально выделит на их информирование деньги, возглавляемая Зурабовым структура может предпочесть просто “сэкономить” их, как это было прошлый раз (после чего Зурабов получил поощрение – назначение Министром).

Если люди все же узнают о возможности сохранения льгот, в собесах неминуемо возникнут дикие очереди. Ведь большинство придет туда один раз, но зато примерно в одно время, к чему не готовы ни помещения, ни руководители собесов, не имеющие возможности нанять дополнительных сотрудников на “пиковые” месяц-два. (РАО “РЖД”, например, ждет дополнительного притока в кассы 13 млн. льготников, пользующихся пригородными электричками, и пребывает от этого в некоторой растерянности, хотя и ведет необходимую подготовку). Таким образом, очередная затея либеральных фундаменталистов обернется новым надругательством над пенсионерами, ветеранами и инвалидами.

10.Принципиально важно, что право выкупа льгот будет введено только в 2006 году – ранее Министерство здравоохранения и социального развития, как было заявлено, не успеет напечатать необходимые для этого выбора извещения. Единственная льгота, которую люди смогут при желании сохранить, связана с проездом пригородными электричками (они смогут купить льготный проездной за 40 руб. в месяц).

Если вспомнить историю с рассылкой пенсионных извещений, прозванных народом по аналогии с распространенным почтовым мошенничеством периода “застоя” “письмами счастья”, сроки которой срывались неоднократно, возникают сомнения, сможет ли ведомство Зурабова подготовить соответствующие извещения и в 2006 году.

Однако наиболее негативные последствия этого наступят в 2005 году из-за заведомой недостаточности денежных компенсаций для тех, кто наиболее интенсивно пользуется льготами и в наибольшей степени зависит от них.

По оценкам столичных властей, расходы на одного льготника составляют 3800 руб. в месяц, что превышает даже максимальный уровень выплат, предполагаемый правительством. Конечно, сегодня эти средства используются неэффективно, - однако введение платы за доступ к льготам, предполагаемое правительством, и не предусматривает усилий по повышению эффективности использования льгот.

По оценкам О.Дмитриевой (депутат Госдумы, ранее Министр социальной защиты) инвалид войны в Санкт-Петербурге
пользуется льготами на 1000-4800 руб. в месяц, а правительство “компенсирует” их 2000 руб.. Дети-инвалиды получают льготных услуг на 1160-4660 руб., а выплачивать им будут по 1000 руб. в месяц – “ниже нижнего” уровня – просто потому, что они наиболее бесправны и в принципе не способны отстаивать свои права (в отличие, например, от тех же ветеранов).

По мнению О.Дмитриевой, “компенсация идет по нижней границе от стоимости услуг, и поэтому от одной трети до половины льготники потеряют”.

11.Сама идея замены льгот деньгами несправедлива в принципе. Ведь разные люди, даже относящиеся к одной социальной группе и живущие в соседних квартирах, испытывают разные потребности в льготах: кто-то ездит на троллейбусе, кто-то нет, кто-то пользуется лекарствами, а кто-то нет. При выдаче им одинаковых компенсаций, даже если они и достаточны “в среднем”, кто-то получит дополнительные средства, в которых, возможно, и не нуждается, а кому-то будет остро не хватать денег на жизненно необходимое – и ему отнюдь не будет легче от того, что у соседа появились дополнительные доходы.

Ведь социальные льготы – принципиально нерыночный механизм, исходящий из потребностей, а не спроса, и применение к нему стандартных рыночных процедур не имеет оправдания.

12.Вопрос о выплатах ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным “сброшен” реформаторами на региональный уровень. Эти три категории льготников объединяют 11,8 млн.чел. – 46,5% от 25,4 млн., затрагиваемых реформой.

Регионы могут устанавливать им меры социальной поддержки по своему усмотрению, либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньгами. Руководители Москвы и Новосибирской области, например, уже заявили о сохранении натуральных льгот.

В силу различной бюджетной обеспеченности различных регионов уровень обеспеченности льготников в них будет резко различаться. При этом всякая попытка обеспечить одинаковый уровень льгот (а сегодня на губернаторов оказывают сильное давление в целях принуждения их к замене льгот денежными выплатами) в условиях, когда подготавливаемый Минфином проект бюджета на 2005 год не содержит соответствующего увеличения финансовой помощи регионам (их расходы должны вырасти примерно на 100 млрд.руб.), приведет к острой нехватке денег в бюджетах последних.

Покрытие этой нехватки будет, как в ходе предвыборного повышения зарплат бюджетникам в 2002 году (когда вице-премьер Матвиенко заявила, что дело центра – повысить зарплаты, а изыскивать средства для этого должны губернаторы), идти за счет единственного внутреннего резерва бюджетов дотационных регионов – расходов на ЖКХ и подготовку к зиме. Это сделает неизбежной коммунальную катастрофу, как это было зимой 2002/2003 годов, когда из-за вынужденной переориентации средств из ЖКХ на зарплату (что потом признало даже правительство) число людей, оставшихся без тепла или света более чем на сутки, выросло более чем в 20 раз – со 116 тыс. до свыше 2,1 млн.

Дополнительный удар по регионам нанесет планируемый с начала 2005 года перевод исполнения их бюджетов в Федеральное Казначейство, что лишит их доходов от размещения средств в надежных банках, не позволит использовать остатки средств на счетах бюджета в качестве инструмента развития, создаст регионам новые проблемы, характерных для Федерального Казначейства (неравномерное финансирование, принудительное ограничение доступа к имеющимся средствам в форме усложнения документооборота и т.д.).

13.Характерно, что при сохранении натуральных льгот в регионах возможно получение и денег, и натуральных льгот. Так, живущий в Москве инвалид II группы, являющийся одновременно ветераном труда, может как инвалид получать 1000 руб. в месяц, а как ветеран труда – пользоваться сохраняемыми натуральными льготами.

Чтобы этого не произошло, планируется провести “перепись” всех льготников - “внесение в реестр”. Она может обернуться новыми чудовищными очередями в собесах, но главное – многим придется “вслепую”, заведомо не имея необходимой информации, выбирать между категориями, льготируемыми регионом и центром. При этом в экономически сильных регионах финансово разумное поведение может оказаться неприемлемым с морально-этической точки зрения. Так, ветерану войны - москвичу с точки зрения получаемых льгот может оказаться выгоднее отказаться от своего ветеранства и записаться просто как “ветеран труда”, так как московская социальная политика при всех своих недостатках всегда будет человечнее федеральной.

Это специфическое поздравление либеральными фундаменталистами ветеранов войны к 60-летию Победы.

14.В чем же смысл очередной реформаторской вакханалии?

Какие цели она преследует?

Прежде всего, ни о каком повышении
уровня жизни нет и речи – даже в пояснительной записке к законопроекту и бесконечных сеансах психотерапии на телевидении реформаторы утверждают, что замена льгот деньгами устранит несправедливость: имея право на одинаковый набор льгот, люди в разных регионах получают их в разных объемах.

Однако на деле правительство плодит социальную несправедливость в значительно больших масштабах. Ведь решение вопроса о льготах 11,8 млн.чел. “сброшено” на региональных уровень будет зависеть от финансового состояния региона (большинство которых живут на дотации федерального центра). При неминуемой нехватке денег в региональных бюджетах эти люди лишатся даже прав на льготы, которые имели раньше, даже надежды когда-нибудь их получить, даже призрачной возможности отстоять в суде свои права.

Сначала отобрав у людей достойную жизнь, теперь реформаторы отбирают и право на нее.

15.Реальная цель реформы - повышение эффективности системы социальной защиты, но не для людей, а для бюджета. Несовершенная, порождающая чудовищные злоупотребления (например, при распределении бесплатных лекарств) система распределения льгот остается практически без изменений, а вот бюджет существенно сокращает свои расходы и, что особенно важно, обязательства.

Обязательства бюджета перед льготниками - более 2 трлн.руб. в год; реальные расходы не превышают 500 млрд.руб.. После замены натуральных льгот денежными выплатами расходы федерального бюджета составят 171 млрд.руб., региональных – около 100 млрд.руб.. Таким образом, реальные расходы на социальную помощь льготникам сократятся в 2,85 раза – на 229 млрд.руб., а федерального – еще больше (так как часть его расходов перебрасывается на регионы).

Это не вызвано нехваткой средств в бюджете; неиспользуемые остатки только федерального бюджета (включая так называемый Стабилизационный фонд) превышают эквивалент 13 млрд.долл.

Либеральные фундаменталисты по-прежнему подчиняют все свои усилия одной-единственной цели: максимально урезать расходы бюджета, чтобы свести к минимуму его потребность в деньгах и ослабить налоговое давление на бизнес. Формально работая на государство, то есть призванные служить обществу в целом, они считают себя обязанными выражать интересы только бизнеса, той части общества, которая зарабатывает деньги, - и, возможно, готова делиться с ними.

При этом бизнес, даже получая больше денег, в условиях незащищенности собственности все равно не модернизирует производство. В результате средства, сэкономленные на пенсионерах, идут не на инвестиции, а в лучшем случае на увеличение потребления и без того головокружительно богатых бизнесменов. В худшем же случае эти средства изымаются у бизнесменов коррумпированными чиновниками либо “силовыми олигархами” и идут уже на их потребление...

16. Характерно, что либеральные фундаменталисты меняют на денежные выплаты только льготы социально и политически незащищенных социальных групп (исключение – предложение отменить бесплатный проезд в городском транспорте депутатов, сенаторов и их помощников). Никто не рассматривает стоимость социального пакета чиновника правительства, депутата Госдумы, сотрудника администрации президента, который по сути дела является теми же натуральными льготами. Попытка автора поставить этот вопрос во время работы в аппарате правительства России (зарплата каждого из его двух водителей была равна его, так что простой отменой права пользования персональной машиной можно было бы повысить зарплату втрое – и государство бы еще получило экономию на расходах на бензин и по обслуживанию машины) была встречена в штыки, как и попытка депутатов Госдумы, сделанная в процессе обсуждения рассматриваемого законопроекта.

И сегодня Зурабов категорически отрицает сам факт наличия льгот у госчиновников, создавая тем самым заведомо ложное впечатление отсутствия у них соцпакета как такового.

17.Замена льгот выплатами имеет и политическое значение. Либеральные фундаменталисты стараются сконцентрировать массовое недовольство на отвечающих за экономическую политику Фрадкова и Жукова, чтобы добиться их замены на своих представителей – вероятно, Кудрина и Грефа.

18.Чувствуя изложенное, россияне выступают против реформы. По опросам “РОМИР-мониторинг”, лишь 16% одобряют замену льгот на выплаты, и еще 20% готовы согласиться с этим при определенных условиях. Категорически против реформы 38% россиян, 21% “скорее не одобряет” ее, а 5% затруднились с ответом.

При этом 44% имеет право на получение различных видов помощи от государства, но не всегда могут его реализовать: 52% назвали получение положенных льгот “сложным” или “очень сложным”.

19.Реформаторы не могут не отдавать себе отчет в том, что резкое сокращение масштабов социальной поддержки наиболее зависимой от нее части общества приведет к ее ускоренному вымиранию.

Возможно, подлинной целью реформы является именно форсированное вымирание основных потребителей социальной помощи с соответствующей “разгрузкой” пенсионной и социальной систем.

Таким образом, подготовка замены льгот на выплаты может рассматриваться как подготовка социального геноцида.



Геноцид – преступление против человечества, не имеющее срока давности. Когда в России будет создано честное, ответственное перед народом государство, все лица, причастные к подготовке нынешней социальной реформы, должны понести за это ответственность на новом судебном процессе, аналогичном Нюрнбергскому, как за причастность к подготовке преступления против человечества.

Либеральные фундаменталисты должны ответить за свои преступления. Преступные реформы последних 15 лет должны быть расследованы, а виновные – понести заслуженное наказание.


НОВЫЙ НЮРНБЕРГ ЖДЕТ РЕФОРМАТОРОВ!


Чтобы приблизить возмездие и затруднить новые преступления, автор призывает начать сбор подписей за расследование подлинного хода либеральных реформ, выявление связанных с ними преступлений и наказание преступников прямо сейчас.

Дело за Вами.




СОДЕРЖАНИЕ