стр. 1
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

P. M. Нуреев
Курс микроэкономики
P. M. Нуреев


Курс
микроэкономики
Учебник для вузов


Рекомендовано Министерством общего
и профессионального образования
Российской Федерации в качестве
учебника для студентов высших учебных
заведений, обучающихся
по экономическим специальностям

Издание второе, измененное




Издательство НОРМА
Москва, 2002
ББК 65.5
Н90



Учебно-методические материалы (вопросы для повторения,
примеры решения задач и тесты) подготовили:
доктор экономических наук, профессор Р. М. Нуреев (главы 1—14);
кандидат экономических наук, доцент С. Б. Авдашева (главы 2, 9—11);
кандидат экономических наук, доцент Ю. В. Латов (главы 1, 3, 6);
кандидат экономических наук, доцент А. Н. Олейник (глава 13);
кандидат экономических наук, доцент Н. М. Розанова (главы 4, 7, 8);
кандидат экономических наук, доцент Т. В. Теплова (глава 12).


Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой
экономической теории и финансов МГИЭТ-ТУ В. М. Козырев;
кафедра экономики и предпринимательства РГТУ им. К. Э. Ци­
олковского (заведующий кафедрой -— доктор экономических наук,
профессор В. И. Королев).



Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. —
Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.

ISBN 5-89123-470-Х (НОРМА)

Основу настоящего учебника составляют лекции по современной
экономической теории (Экономиксу), прочитанные автором в Высшей
школе экономики и получившие широкую известность благодаря опубли­
кованию в журналах "Вопросы экономики" и "Консультант директора".
Наряду с теоретическим материалом к каждой теме даются кон­
трольные вопросы, основная и дополнительная литература, краткий пере­
чень важнейших понятий, иллюстративный материал, примеры решения
типовых задач с ответами и сборники тестов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов
и факультетов.




© Р. М. Нуреев, 1997
ISBN 5-89123-470-Х (НОРМА) © Издательство НОРМА, 1997
Содержание

Предисловие XI
Глава 1. П р е д м е т и м е т о д э к о н о м и ч е с к о й т е о р и и 1
1.1. Развитие предмета экономической теории 1
1 1.1. Экономия — наука о воспитании достойных
граждан 1
Экономия и хрематистика (1) Схоластика — первый опыт
систематизации категорий (2)
1.1 2. Политическая экономия — наука о богатстве
народов 4
Меркантилисты (4). Классическая политическая
экономия — философия рыночного хозяйства (5) От поли­
тической экономии богатства к политической экономии
труда (7)
1.1.3. Экономикс — наука о рациональном использовании
ограниченных ресурсов 9
Неоклассическое направление (9). Кейнсианство (10) Моне­
таризм (12). Новая классическая экономика (12). Теория об­
щественного выбора (13) Институционализм (14) Класси­
фикация современных экономических теорий (15)
1.2. Метод экономической теории . . . . 16
1 2.1. Формальная логика как метод экономического
исследования 17
Что такое формальная логика? (17). Формально-логические
методы и приемы познания (17). Применение формально­
логических методов в экономической теории (22)
1.2 2. Диалектика как метод политической экономии 24
Основные принципы материалистической диалектики (24).
Восхождение от абстрактного к конкретному (25). Единство
исторического и логического (26).
1 2.3. Экономические модели и эксперименты 27
Развитие системных методов исследования (27). Экономи­
ко-математическое моделирование (28). Экономические экс­
перименты (31).
Примеры решения задач (33). Тесты (38)
Глава 2. Б а з о в ы е экономические п о н я т и я 44
2.1. Потребности, ресурсы, выбор 44
Экономические потребности (44). Экономические блага (45).
Экономические ресурсы (46). Экономический выбор (47).
Альтернативные издержки (47) Производственные воз­
можности (48)
2.2. Экономический кругооборот 50
Экономические агенты (50) Экономический кругооборот (51)
Содержание
VI

2.3. Экономические системы: основные ступени развития 54
Доиндустриальное общество (54). Индустриальное общество
(56). Постиндустриальное общество (57)
2.4. Современные экономические системы 59
Рыночная экономика (60). Командная экономика (62). Сме­
шанная экономика (63).
Примеры решения задач (67). Тесты (73).
Глава 3. Р ы н о ч н а я система: спрос и п р е д л о ж е н и е 80
3.1. Рыночная система 80
Рынок (80) Трансакционные издержки (81)
3.2. Спрос и предложение 82
Кривая спроса (82) Функция спроса (83). Кривая предло­
жения (85). Функция предложения (86)
3.3. Равновесие спроса и предложения. Эластичность 89
Равновесная цена (89). Дефицит и излишки (92).
Устойчивость равновесия (94).
Паутинообразная модель (94)
3.4. Эластичность спроса и предложения 96
Эластичность спроса (96). Эластичность спроса по цене и со­
вокупная выручка (98). Факторы, влияющие на эластичность
(3 00). Перекрестная эластичность (101). Эластичность спроса
относительно дохода (101). Эластичность предложения (102).
Практическое значение теории эластичности (102)
Примеры, решения задач (105). Тесты (111)
Глава 4. П о в е д е н и е п о т р е б и т е л я в рыночной
экономике 120
4.1. Потребительский выбор и его особенности 120
Полезность блага (120). Функция полезности (121). Основ­
ные постулаты теории поведения потребителя (122). Усло­
вия равновесия потребителя (123). Потребительский выбор
(124). Особенности потребительского спроса (125)
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности
развития 127
Кривая безразличия (127). Зона замещения (129) Предель­
ная норма замещения (129). Бюджетное ограничение (130).
Кривая "доход— потребление" (132). Кривая "цена — по­
требление" (133). Эффект дохода и эффект замещения
(134). Некачественные блага. Парадокс Гиффена (135)
4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров
и услуг 139
Взаимодополняемость благ (139). Взаимозаменяемость благ
(141)
Примеры решения задач (144). Тесты (151)
Содержание VII
Глава 5. П р о и з в о д с т в о э к о н о м и ч е с к и х благ 158
5.1. Производство с одним переменным фактором.
Закон убывающей предельной производительности 158
Производство и факторы производства (158). Закон убы­
вающей предельной производительности (158). Правило
наименьших издержек (162). Правило максимизации
прибыли (163)
5.2. Выбор производственной технологии. Техническая
и экономическая эффективность 164
Изокванты (165). Зона технического замещения (166).
Равновесие производителя (168) Путь развития и экономия
от масштаба (170).
Примеры решения задач (172). Тесты (175)
Глава 6. Ф и р м а как совершенный конкурент 183
6.1. Экономическая природа фирмы 184
Стихийный и планомерный порядок (183). Основные типы
контрактов (184). Природа фирмы (185). Анализ экономи­
ческих организаций: основные концепции (186)
6.2. Основные формы деловых предприятий 187
Частнопредпринимательская фирма (188). Партнерство и
самоуправляющаяся фирма (188) Корпорация (189)
Регулируемая и государственная фирмы (191). Неприбыль­
ная организация и потребительский кооператив (191)
6.3. Фирма: издержки производства и прибыль 192
Экономическая и бухгалтерская прибыль (192). Общий,
средний и предельный доход (193) Краткосрочный период
(195). Долгосрочный период (195) Постоянные издержки
(195). Переменные издержки (197) Общие издержки (198).
Предельные издержки (200)
6.4. Фирма: условия равновесия 201
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде (201). Равно­
весие фирмы в долгосрочном периоде (204).
Примеры решения задач (208). Тесты (213)
Глава 7. Типы рыночных структур: к о н к у р е н ц и я
и монополия 221
7.1. Совершенная конкуренция 221
Достоинства совершенной конкуренции (221). Недостатки
совершенной конкуренции (223) Классификация
рыночных структур (223).
7.2. Чистая монополия 225
Характерные черты (225). Экономическая и администра­
тивная монополия (226). Определение цены и объема про­
изводства (227). Показатели монопольной власти (230)
VIII Содержание
7.3. Монополистическая конкуренция 232
Условия возникновения (232). Определение цены и объема
производства (233). Издержки монополистической конку­
ренции (234). Неценовая конкуренция Реклама (234).
Примеры решения задач (237). Тесты (241)
Глава 8. Т и п ы рыночных структур: несовершенная
конкуренция. А н т и м о н о п о л ь н о е з а к о н о д а т е л ь с т в о . . . . 249
8.1. Олигополия 249
Характерные черты (249). Ценовая война (251) Модель
Курно (252) Олигополия с точки зрения теории игр. "Ди­
лемма заключенного" (253). Ломаная кривая спроса (256).
Картель (257). Ценообразование по принципу "издержки
плюс" (259)
8.2. Другие формы несовершенной конкуренции 260
Ценовая дискриминация (260). Монопсония (261). Двусто­
ронняя монополия (263)
8.3. Антимонопольное законодательство и регулирование . . 264
Монополия, доводы "за" и "против" (264). Антимонопольное
законодательство (265). Регулирование естественных моно­
полий (266).
Примеры решения задач (268). Тесты (271)
Глава 9. Рынок труда. Р а с п р е д е л е н и е д о х о д о в 279
9.1. Спрос и предложение труда. Определение среднего
уровня заработной платы 280
Заработная плата в условиях совершенной конкуренции
(280). Выбор между трудом и отдыхом (283). Этапы роста
заработной платы (285). Человеческий капитал (287). Мо­
нопсония на рынке труда (288)
9.2. Роль профсоюзов на рынке труда 289
Роль профсоюзов на конкурентном рынке труда (289). Мини­
мальная заработная плата (291). Профсоюзы — монополисты
на рынке труда (293). Двусторонняя монополия (294)
9.3. Особенности рынка труда. Дифференциация ставок
заработной платы 295
Дифференциация ставок заработной платы (295). Различия
в привлекательности труда. Компенсационная заработная
плата (296). Экономическая рента (297)
9.4. Распределение доходов 299
Неравенство доходов Кривая Лоренца и коэффициент
Джини (299). Перераспределение доходов (301)
Примеры решения задач (304). Тесты (311)
Глава 10. Р ы н к и капитала и з е м л и 318
10.1. Рынок капитала. Ссудный процент 318
Капитал и процент (318). Инвестиции (319). Краткосрочные
инвестиции (319). Долгосрочные инвестиции (322). Предло-
Содержание IX
жение сбережений (322). Межвременное бюджетное огра­
ничение (324). Межвременное равновесие (324). Дисконти­
рованная стоимость (325). Дисконтированная стоимость^при
расчете инвестиций (327) Ставка ссудного процента ?32?)
10.2. Рынок земли. Экономическая рента 329
Предложение земли (329). Спрос на землю (331). Чистая
экономическая (абсолютная) рента (333). Дифференциаль­
ная рента (335). Цена земли (337). Арендная плата (338).
Исторические судьбы земельной ренты (338).
Примеры решения задач (341). Тесты (347)
Глава 11. О б щ е е равновесие и экономическая
эффективность 353
11.1. Анализ общего равновесия 353
Общее равновесие (353). Система уравнений общего равнове­
сия (355). Модель рыночного социализма (356).
11.2. Эффективность обмена 357
Выгоды торговли (357). Эффективность обмена (358). Кри­
вая контрактов Эффективность по Парето (360). Кривая
потребительских возможностей (361). Эффективность и
справедливость (362)
11.3. Эффективность производства 364
Эффективность производства (364). Кривая производствен­
ных возможностей (366). Эффективность выпуска (367)
11.4. Общее равновесие и экономика благосостояния 367
Критерии оценки благосостояния (368). Потери эффектив­
ности, связанные с монополией (369). Общее равновесие и
налоги (370). Квазиоптимум (370)
Примеры решения задач (371). Тесты (378)
Глава 12. Экономика и н ф о р м а ц и и , н е о п р е д е л е н н о с т и
и риска 386
12.1. Выбор в условиях неопределенности 386
Неопределенность и риск (386). Измерение риска (387).
Отношение к риску (389) Снижение риска (391).
12.2. Рынки с асимметричной информацией 393
Неопределенность качества и рынок "лимонов" (394).
Моральный риск (395). Рыночные сигналы (395). Аук­
ционы (396). "Caveat venditor" versus "caveat emptor" (396).
Устранима ли информационная асимметрия? (397)
12.3. Спекуляция и ее роль в экономике 398
Спекуляция и риск (398). Фьючерсы и опционы (399).
Хеджирование (400). Значение спекуляции (400)
12.4. Риск инвестиционных решений 400
Цена рисковых активов (400). Взаимосвязь прибыли и
риска (401). Диверсификация портфеля (404).
Примеры решения задач (405). Тесты (411)
X Содержание

Глава 13. И н с т и т у ц и о н а л ь н ы е аспекты рыночного
хозяйства 420
13.1. Правовые предпосылки рыночного хозяйства 420
Права собственности и их структура (420) Формы трансак-
ционных издержек (421). Частная, общая (коммунальная)
и государственная собственность (422)
13.2. Внешние эффекты. Теорема Коуза 423
Внешние эффекты (423). Корректирующие налоги и суб­
сидии (426). Теорема Коуза (426). Борьба с загрязнением
окружающей среды (428).
13.3. Общественные блага. Роль государства в рыночной
экономике 430
Общественные блага (430). Проблема безбилетника (431).
"Провалы" рынка. Функции государства в рыночной эконо­
мике (432).
Примеры решения задач (435). Тесты (440)
Глава 14. Т е о р и я о б щ е с т в е н н о г о выбора 448
14.1. Предпосылки анализа 448
Методологический индивидуализм (448). Концепция
"экономического человека" (449). Политика как обмен (449)
14.2. Общественный выбор в условиях прямой
демократии 450
Характерные черты прямой демократии (450) Модель ме­
дианного избирателя (450). Политическая конкуренция (453)
14.3. Общественный выбор в условиях представительной
демократии 455
Особенности выбора при представительной демократии
Рациональное неведение (455). Группы с особыми интере­
сами. Лоббизм (457). Парадокс голосования (458). Логрол-
линг (460)
14.4. Бюрократия и проблемы формирования
конституционной экономики 461
Экономика бюрократии (461). Поиск политической ренты
(463). Политико-экономический цикл (463). "Провалы" госу­
дарства (464). Модель Конституции Ф. Хайека (465).
Примеры решения задач (468). Тесты (472)

Приложения
1. Литература 483
1. Основные учебники и учебные пособия 483
2. Сборники задач и тестов 483
3 Специальная литература 483
2. Ответы к тестам 497
3. Краткий словарь экономических терминов 531
4. Именной указатель 558
Предисловие
В 90-е гг. в России издано большое число курсов по экономике,
как отечественных, так и зарубежных. Однако зарубежные учебные
пособия (например, "экономиксы" П. Самуэльсона, К. Макконнелла и
С. Брю), во-первых, являются, как правило, вводными курсами и, во-
вторых, отражают в своей структуре и содержании уровень экономи­
ческой науки 60-х гг., периода доминирования идей кейнсианства Между
тем после "неоклассического ренессанса" 70-х гг. в мировой экономи­
ческой науке произошли серьезные изменения: классический либера­
лизм усилил акцент на микроэкономических основах экономической
теории, возникли новые направления экономических исследований (нео-
институционализм, теория общественного выбора и др). Отечествен­
ный читатель еще относительно плохо знаком с этими современными
тенденциями, и потому данный учебник поможет ему найти верные
ориентиры в путешествии по современной неоклассической теории.
Учебник состоит из двух томов. Первый (он включает введение и
теорию микроэкономики) представлен на суд читателей отдельным
изданием после предварительных публикаций в журналах "Вопросы
экономики" за 1993—1996 гг. и "Консультант директора" в 1996 году.
Второй том (в него войдет теория макроэкономики и мирового хозяй­
ства) готовится к печати.
Данный учебник рассчитан прежде всего на студентов экономи­
ческих специальностей вузов, уже знакомых с основами экономичес­
кой теории в объеме школьной программы. Поэтому такие вопросы,
как базовые экономические понятия, теория спроса и предложения,
издержки и доходы фирмы, и некоторые другие изложены чрезвы­
чайно лаконично. Это позволило автору уделить большее внимание
таким темам, которые хуже освещены в широко распространенных в
России учебниках, экономике домашнего хозяйства, проблемам час­
тичного и общего равновесия, анализу неопределенности и риска и
многим другим.
Первой отличительной особенностью данного учебника является
попытка последовательного проведения принципов классического
либерализма. Это нашло свое выражение прежде всего в логике по­
строения курса, а также в подробном изучении поведения потребите­
ля, неоинституциональной трактовке природы фирмы, характерис­
тике внешних эффектов и др.
Вторая важная особенность учебника заключается в том, что
автор стремился не ограничиваться изложением лишь общих прин­
ципов рыночного хозяйства, а активно затронуть проблемы государ­
ственной экономической политики в условиях современной смешан­
ной экономики. В книге широко представлена западноевропейская
традиция экономики благосостояния, акцентирующая внимание на
множественности форм и методов влияния правительства на эконо­
мическую жизнь. Автор отнюдь не абсолютизирует существующую
практику. Наоборот, он стремился достичь определенного баланса в
освещении этой проблемы, обращая внимание не только на "прова­
лы" рынка, но и на "провалы" государства (правительства). С этой
Предисловие
XII
целью после главы об участии государства в экономике дана глава о
теории общественного выбора, приверженцы которой призывают к
ограничению вмешательства государства в рыночное хозяйство.
Третьей отличительной чертой учебника является ориентация на
российские реалии и менталитет. Учет российской специфики в совре­
менной учебной литературе явно недостаточен. В практике ее препо­
давания современная экономика России часто трактуется как простая
разновидность рыночной. Такой подход неприемлем для автора данно­
го учебника, поскольку он видит глубокие системные различия между
современной экономикой развитых стран и переходной экономикой Рос­
сии. Поэтому актуализацию учебного курса для российского читателя
он стремился осуществить более тонко Прежде всего, с учетом россий­
ской ментальности сделан акцент на анализе методологических основ
современной экономической теории и институциональных предпосы­
лок рыночного хозяйства. Особое значение при этом имеет глава 1, в
которой, в частности, показаны эволюция экономических систем и спектр
течений экономической мысли в их развитии. Автор стремится дать
читателю возможность многомерного видения экономических процес­
сов во всей их неоднозначности и противоречивости. Развивая принци­
пы классического либерализма, автор тем не менее уделил большое
внимание актуальной для России проблеме роли государства в эконо­
мике. Наконец, практически в каждой теме приводятся примеры из
отечественной экономической практики, естественно, в той мере, в ка­
кой это соответствует анализу рыночного хозяйства.
К каждой главе дана литература для дальнейшего углубленного
изучения исследуемой темы, причем в списки включены прежде все­
го публикации на русском языке, которые позволяют существенно
углубить представления по рассматриваемым в учебнике проблемам.
Автор придавал большое значение системе определений основных
понятий. Содержание учебника было подчинено этой задаче. "Фона­
рики" позволяют легко ориентироваться в книге и быстро найти объ­
яснение встречающихся терминов. В книге наряду с русскими поня­
тиями приводятся их английские эквиваленты, это было вызвано тем,
что понятийный аппарат современной экономической теории еще окон­
чательно не сложился. Этой же цели служит и приведенный в конце
учебника краткий словарь экономических терминов.
В подготовке учебно-методических материалов (вопросов для по­
вторения, примеров решения задач и тестов) принимали участие: д. э. н.,
проф. Р. М. Нуреев (главы 1—14); к. э н, доц. С. Б. Авдашева (главы 2, 9,
10, 11); к э н, доц Ю. В. Латов (главы 1, 3, 6); к. э. а, доц. А. Н. Олейник
(глава 13); к. э н., доц. Н. М. Розанова (главы 4, 7, 8); к э. н, доц. Т. В. Теп-
лова (глава 12) Апробация курса осуществлена в различных высших
учебных заведениях России, прежде всего в Высшей школе экономи­
ки, а также на экономическом факультете МГУ, в Школе культурной
политики, в Новосибирском государственном техническом универси­
тете, Пермском государственном университете и многих других
Учебник издается в авторской редакции. Автор учебника при­
носит глубокую благодарность всем, кто помогал работать над ним,
и прежде всего Ю В. Латову, Е. Н. Калмычковой и Б. Я. Шпигелю,
замечания которых помогли значительно улучшить первоначаль­
ный вариант рукописи
Глава 1. Предмет и метод
экономической теории

1.1. Развитие предмета экономической теории
1.1.1. Э к о н о м и я — наука о воспитании
д о с т о й н ы х граждан

В развитии предмета экономической теории можно выделить
три этапа: экономия, политическая экономия, экономике
„ Предмет экономической теории как науки опре-
к омия делился далеко не сразу, он является результа-
r J r J
и хрематистика
г
том длительного исторического развития.
Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубо­
кую древность. Уже первобытные люди владели зачатками эконо­
мических знаний, имели определенные представления об отноше­
ниях, складывающихся между членами первобытной общины по
поводу производства, распределения, обмена и потребления ж и з ­
ненных благ. Однако эти представления еще не выделились в само­
стоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчле-
ненного, синкретического общественного сознания, ведущей сторо­
ной которого была религия
С возникновением первых классовых обществ на древнем Вос­
токе в центре экономической мысли оказались проблемы организа­
ции и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством,
в результате чего появились специальные произведения ("Поуче­
ния гераклеопольского царя своему сыну Мерикару", "Артхаша-
стра", "Гуаньцзы"), а также теории (учение Конфуция и др), на­
правленные на поддержание стабильности в государстве и общест­
ве. Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь кос­
венное влияние на становление экономической науки, которая ро­
дилась в лоне европейской цивилизации
Экономическая теория первоначально возникла в античном
обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяй­
стве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин "эко­
номия" впервые предложен Ксенофонтом Встречается он и у Арис­
тотеля (384—322 гг. до н. э) в рамках учения о справедливости
{Аристотель. "Политика". Кн. 1, 1256b—1258b) Аристотель разли­
чал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство
ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обога­
щения Он считал справедливой экономию, основанную на нату­
ральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу анти­
чного общества К экономии Аристотель, правда, относил и рознич-
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
2

ную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль
играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически от­
носился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функ­
ционирование торгового и ростовщического капитала имеют источ­
ником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения
Аристотеля, противоестественна.
Определенные успехи в решении проблем организации и уп­
равления рабовладельческой виллой (типичным средних размеров
хозяйством зажиточных граждан) были достигнуты римлянами.
Наивысшее развитие эти вопросы получили в трудах римских аг­
рономов Катона ("О земледелии"), Варрона ("Сельское хозяйство"),
Колумеллы ("О сельском хозяйстве") и в энциклопедическом сочи­
нении Плиния Старшего ("Естественная история". Кн. XIV и XV).
Проблемы частной собственности глубоко анализировались римскими
юристами ("Институции" Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сбор­
ник императорских институций Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юс­
тиниана).
Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая
мысль античности, было рабство. В его трактовке античное общест­
во прошло длинный путь от полного оправдания рабства как ''уде­
ла варваров", когда раба считают "одушевленным орудием труда",
"имуществом, приносящим доход" (в трудах Аристотеля), до при­
знания принципиального равенства между всеми людьми (в произ­
ведениях раннего христианства). С идеей равенства тесно связано
утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой
жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по
труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе
подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Радикаль­
ные моменты первоначального христианства являлись идейными
источниками крестьянско-плебейских ересей средневековья и уто­
пического социализма.
„ „ В произведениях средневековых ученых-
Схоластика — первый схоластов / -
г
(преподавателей университе-
опыт систематизации , *
тов) экономические проблемы также рас-
категорий ' г г
сматривались в рамках учения о спра­
ведливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические
вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного
писания в рамках канонического права. Христианское вероучение
Стало важным средством для преодоления характерного для анти­
чности презрительного отношения к труду.
В средневековую эпоху, когда индивид поглощается корпора­
цией, а личность заслоняется обществом, школа приобретает ог­
ромное значение. Само слово "схоластика" обязано своим проис­
хождением школе. Принадлежность к школе определяет темы ис­
следований, их идейную направленность и метод доказательства.
Это касается и канонического права, с помощью которого пытались
3
1 1. Развитие предмета экономической теории
регулировать экономические процессы. Дело в том, что экономи­
ческая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения
индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости,
чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономи­
ческие проблемы рассматривались с позиций морали, моральной
справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия
деятельности людей. Таким образом, в экономии нормативный ас­
пект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотвор­
ческий) — над рациональным (научным), должное — над сущим,
дедуктивный метод — над индуктивным.
Вопросы управления вотчинным хозяйством получили опре­
деленное развитие в произведениях монахов. Монастыри выступа­
ли как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного сель­
скохозяйственного и ремесленного производства, что нашло отра­
жение, например, в Сен-Жерменском полиптике, Фульдском поли-
птике, других произведениях этой эпохи.
В X—XIII вв. складывается особый социальный слой феодаль­
ного общества — горожане Экономические представления средне­
вековых бюргеров отражены в цеховых уставах и городском праве.
Цеховые уставы осуществляли мелочную регламентацию производ­
ства каждого из членов корпорации. Ее целью было ограничение
конкуренции как внутри самого цеха, так и со стороны деревенско­
го и другого нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации
рынка, однако в то же время ограничивало капиталистические по­
тенции цехового строя. Поэтому в дальнейшем цеховые уставы ста­
ли препятствовать экономическому развитию.
Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный
переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денеж­
ный оброк, с другой, обострили противоречия между городом и де­
ревней Соотношение цен между городскими ремесленными и дере­
венскими сельскохозяйственными товарами отражало столкнове­
ние классовых интересов Поэтому стала актуальной разработка уче­
ния о "справедливой цене", т. е. такой цене, которая, по мнению сре­
дневековых ученых-схоластов (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт,
Уильям Оккам и др.), не только возмещала бы издержки производ­
ства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому
сословию существование "Справедливая цена" поэтому рассматри­
вается, например, Фомой Аквинским (1225/1226—1274) с точки зре­
ния христианских норм морали (Thomas Aquinas. Summa Theologica.
Secunda Secundae, quaestio LXXVII—LXXVIII). Библейские текс­
ты широко использовались также для осуждения ростовщичества
как противоестественного средства обогащения, как стяжательст­
ва, губящего человеческую душу. Начав с запрещения ростовщи­
чества, католическая церковь постепенно сдавала одну позицию за
другой и закончила тем, что к концу средневековья фактически
легализовала его Достаточно было представить процент как ре­
зультат "труда", "расходов", "риска" или облечь в форму "товари­
щества", чтобы избежать осуждения церкви.
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
t

В условиях, когда христианство освящало существовавший
феодальный строй, движение вперед было невозможно без рефор­
мы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Ре­
формации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) исполь­
зовали антисословную направленность первоначального христиан­
ства. Важную роль при этом сыграли работы М. Лютера, разграни­
чившего позднефеодальное стяжательство (накопление первона­
чального капитала любыми, в том числе и грязными, методами) и
раннекапиталистическое предпринимательство (основанное на дей­
ствии законов рынка, а не на методах феодального ограбления).
Ж. Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предоп­
ределении Если ты правильно понял свое назначение, деятельности
будет сопутствовать успех, который находит свое конечное выраже­
ние в росте денежного богатства Идея равенства и справедливости в
отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалент­
ности обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржу­
азного предпринимательства и т. д. Мечты об устройстве будущего
справедливого общества отразились в социальных утопиях позднего
средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).

1.1.2. П о л и т и ч е с к а я э к о н о м и я —
наука о богатстве народов

Становление капитализма предопределило воз-
меркантилисты никновение самостоятельной науки — полити­
ческой экономии. В центре ее внимания первоначально находилась
не сфера производства, а сфера обращения Развитие мировой тор­
говли способствовало повышению роли купечества. Выразителем
его интересов стала первая школа, возникшая в политической эко­
номии, — меркантилизм (XVI—XVIII вв) В 1615 г. Антуан де
Монкретьен публикует "Трактат политической экономии", давший
название будущей науке.
Целью исследований меркантилистов (А. Серра, Т. Мен, С. Фор-
трей) были поиски источников буржуазного богатства, объектом
наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом при­
стального внимания — движение денег и товаров между отдельны­
ми странами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями,
они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с
помощью абсолютистского государства. Торговая буржуазия стре­
милась выдать свою точку зрения за национальный общегосудар­
ственный интерес. Протекционистская политика стала выражени­
ем временного союза дворянства и торговой буржуазии
В своем развитии меркантилизм прошел два этапа Ранние
меркантилисты, сторонники денежного баланса, выступали против
вывоза золота и серебра из страны. Поздние меркантилисты, сто­
ронники системы торгового баланса, допускали вывоз драгоценных
металлов, если в целом в торговле достигается положительное сальдо.
Они выступали за промышленную переработку сырья и использо-
5
1 1. Развитие предмета экономической теории
вание выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают инте­
ресы не только купеческого, но и промышленного капитала.
Однако они не замечали всей глубины противоречивого разви­
тия капитализма и судили об этом процессе главным образом по
внешнему его проявлению в сфере обращения. К тому же и это
проявление они понимали односторонне. Литература меркантилиз­
ма носила главным образом эмпирический, практический характер.
Формирование классической полити-
Классическая политическая ч е с к о й э к о н о м и и б ы л о п о д г о т о в л е н о
экономия — философия "
„ „ "*Г„ о „„ развитием капитализма. Ее первы-
,r r
рыночного хозяйства ^
ми представителями были Уильям
Петти (1623—1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646—1714) во
Франции. Оба они предприняли попытку свести стоимость к труду
и тем самым сделали решающий шаг в сторону трудовой теории
стоимости, искавшей источник капиталистического богатства в сфере
производства. Во Франции ведущей отраслью оставалось земледе­
лие. Поэтому представители французской классической политичес­
кой экономии — физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), источник
прироста капитала искали в земледелии, а "чистый доход" рас­
сматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа
Кенэ (1694—1774) заложил основы теории воспроизводства обще­
ственного капитала, создав первую макроэкономическую модель.
Ее основу составляло движение совокупного общественного про­
дукта между тремя классами граждан нации: классом земельных
собственников, производительным (к которому он относил земле­
дельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил
всех лиц, не связанных с земледелием).
Распространение мануфактурного и становление машинного
производства означали создание адекватной материально-техни­
ческой базы капитализма. Классики политической экономии пыта­
ются открыть источник капиталистического богатства уже в сфере
производства.
Адам Смит (1723—1790) выяснил условия производства и на­
копления богатства. В основе его концепции лежит идея "неуравни­
тельного равенства". Каждый человек уникален, он обладает дан­
ными от природы (или благоприобретенными) способностями. Эти
различия индивидов становятся общественно значимыми благода­
ря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограни­
ченность превращаются в их достоинство, так как специализация
повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издерж­
ки, заставляет людей становиться "глубокими специалистами в у з ­
кой области". Индивиды становятся полноправными членами обще­
ства, необходимыми друг другу благодаря своей специализации.
Обмен, в результате, играет двоякую роль: "подключает" отдель­
ных людей к цивилизации и развивает их потребности, способствуя
всестороннему развитию личности.
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
6
В своем главном экономическом сочинении "Исследование о
природе и причинах богатства народов" (1776) А. Смит придавал
решающее значение разделению труда как основному фактору по­
вышения производительной силы. Мануфактурный труд, отмечал
он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значи­
тельно упрощая их. В этом заключается общественный прогресс,
соединяющий специфичное и всеобщее, труд отдельного работника
и труд вообще. Именно труд вообще, существующий в рамках об­
щественного разделения труда, А. Смит провозглашает источником
материального богатства при капитализме. Стремясь не только про­
никнуть в сущность капиталистического производства, но и опи­
сать внешние формы его проявления, он дал четыре определения
стоимости, что породило многочисленные противоречия, которые
попытался преодолеть Давид Рикардо (1772—1823).
В центре внимания Рикардо находится уже не сфера произ­
водства, а сфера распределения, что отражается и на определении
предмета политической экономии. Он открыто формулирует эконо­
мическую противоположность классов буржуазного общества —
капиталистов и пролетариата, что позволило некоторым из его уче­
ников — социалистам-рикардианцам (Т. Годскин, У. Томпсон и
др.) — сделать революционные выводы.
Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался по­
строить систему категорий политической экономии на основе тру­
довой теории стоимости. Однако полностью выдержать монисти­
ческий принцип ему не удалось. Отчасти это произошло потому,
что он дал двойственный принцип определения стоимости (трудом
и редкостью), отчасти потому, что он некритически заимствовал
понятия из обыденной жизни ("цена труда" и т. п.), отчасти из-за
того, что он пытался прямо и непосредственно свести сложные ка­
тегории капиталистической действительности к определению стои­
мости трудом В результате возникали противоречия, которые ни
сам Рикардо, ни его ученики так и не смогли разрешить. На смену
монистической концепции Д. Рикардо приходит плюралистическая
концепция факторов производства, фактически похоронившая тру­
довую теорию стоимости
К такому ж е результату пришли и противники школы Рикар­
до (Т. Р. Мальтус, С. Бейли, Н. У. Сениор, Ж. Б. Сей). Уже Т. Р. Маль­
тус осуществил переход от закона стоимости к теории спроса и
предложения. С. Бейли прямо отождествил стоимость с меновым
отношением, а Н. У. Сениор пытался найти основания меновых от­
ношений в психологических ощущениях человека (теория воздер­
жания) Попытку примирить различные течения экономической
мысли предпринял Джон Стюарт Милль (1806—1873) Однако в
центре его исследований оказалась не теория стоимости как тако­
вая, а теория спроса и предложения. Фактически его интересовала
не стоимость как основа цены, а различные факторы, влияющие на
нее, и механизм ценообразования в целом.
Завершая краткую характеристику политической экономии
богатства, отметим особый вклад Жана Шарля Леонара Симонда
1.1. Развитие предмета экономической теории 7
де Сисмонди (1773—1842). Для Сисмонди важно уже не столько
абсолютное увеличение капиталистического богатства, сколько его
относительный рост — рост, соотнесенный с динамикой населения,
размерами его потребления. Свободная конкуренция способствует,
по его мнению, не только развитию буржуазного индивидуализма,
чувства личной свободы, ответственности и инициативы, она зара­
жает общество утилитаризмом.
Подведем итоги. В отличие от меркантилистов классики поли­
тической экономии (Ф Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и др) искали
источник капиталистического богатства в сфере производства. Од­
нако в центре внимания даже лучших представителей классичес­
кой политической экономии был не сам общественный процесс про­
изводства, а в основном лишь внешний его результат — капиталис­
тическое богатство. А. Смит уделял наибольшее внимание услови­
ям его производства и накопления, Д. Рикардо — распределения,
С. де Сисмонди — потребления По мере того как борьба с фео­
дальной идеологией уходила на задний план, философия хозяйства
вытеснялась практическими рекомендациями. Если А. Смит коле­
бался между эзотерическим и экзотерическим подходами, между
теорией стоимости и теорией цены, то у учеников (Р. Торренс,
Дж. Милль, Д. Р. Мак-Куллох) и противников (Т. Р. Мальтус, С. Бей-
ли, Н. У. Сениор) Д. Рикардо теория цены вытесняет теорию стои­
мости, теория факторов производства — трудовую теорию, анализ
конкретных ситуаций — теоретические абстракции
Экономические кризисы перепроизводства, обострение клас­
совой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее
ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодаль­
ный, мелкобуржуазный, "истинный", консервативный и критичес­
ки-утопический варианты социализма предлагают свои рецепты ре­
шения конфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью,
отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой. Не­
удивительно поэтому, что для большинства таких теорий харак­
терны элементы романтизма и утопизма (С. де Сисмонди, П. Ж. Пру-
дон и др.).
Попытка рассмотреть капиталисти-
От политической экономии ч е С кое богатство с позиции пролета-
богатства к политической т а б ы л а в п е р в ы е предпринята со-
экономии труда циалистами-рикардианцами (Т. Год-
скин, У. Томпсон и д р ) и более последовательно — К. Марксом и
Ф.' Энгельсом (учение о двойственном характере труда, теория при­
бавочной стоимости).
Карл Маркс (1818—1883) иФридрих Энгельс (1820—1895) пер­
воначально разделяли идеи революционного романтизма. Движе­
ние от романтического дуализма к историческому монизму нача­
лось у Маркса с критики государства и права. Лишь постепенно
К. Маркс и Ф Энгельс переходят от критики буржуазной и мелко-
Глава 1 Предмет и метод экономической теории
8
буржуазной идеологии к критике "гражданского общества", порож­
давшего эту идеологию.
Успеху исследований К. Маркса в немаловажной степени спо­
собствовала совершенная им революция в методе исследования.
Используя достижения немецкой классической философии, К. Маркс
впервые успешно применил метод материалистической диалекти­
ки к анализу социально-экономических явлений. Это позволило ему
не только дать критику предшествовавшей политической эконо­
мии, но и поставить перед собой задачу рассмотреть систему кате­
горий и законов капиталистического способа производства с пози­
ций рабочего класса.
К Маркс и Ф Энгельс не ограничивались исследованием ка­
питализма. На протяжении всей жизни они изучали докапиталис­
тические способы производства, высказали ряд интересных мыс­
лей о будущей коммунистической формации и тем самым заложи­
ли основы политической экономии в широком смысле слова. Поли­
тическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая
производственные отношения последовательно сменяющих друг
друга общественных формаций.
Важную роль в дальнейшем развитии ортодоксальной марк­
систской политической экономии сыграли исследования Владимира
Ильича Ленина (1870—1924) Центральное место в работах В. И. Ле­
нина 90-х гг. занимает теория товарного производства. Это связано
с анализом теоретических концепций экономистов — либеральных
народников по вопросу о роли рынка в развитии капитализма. Ле­
нинский анализ имел большое значение для исследования станов­
ления рыночной экономики на периферии капиталистического мира.
В. И. Ленин показал, что политическая экономия изучает не только
наиболее развитые страны, но и переходные отношения от одного
способа к другому и даже различные варианты (модели) такого
перехода.
Обобщая обширную экономическую литературу и опираясь
прежде всего на работы Дж. А. Гобсона, Р. Гильфердинга и Н. И. Бу­
харина, В. И. Ленин охарактеризовал основные признаки монопо­
листического капитализма, выявил тенденции его перерастания в
государственно-монополистический капитализм. Ленинская теория
империализма хотя и преувеличивала степень кризиса капиталис­
тической экономики, однако помогла более глубоко осмыслить все­
мирное хозяйство как предмет экономической теории, дала ключ к
исследованию различных аспектов интернационализации хозяйст­
венной жизни как органических составных частей, как взаимосвя­
занных сторон единого целого.
Ленинские работы были направлены и на конкретизацию пред­
ставлений К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической формации,
однако попытка реализовать эти идеи в крестьянской России не увен­
чалась успехом и привела к искажению первоначального марксизма.
Освоение марксизма в СССР в 20-е гг. вылилось в серию дис­
куссий по узловым проблемам экономической теории (о предмете
1 1 Развитие предмета экономической теории 9
политэкономии, об азиатском способе производства, о двойствен­
ном характере труда, о законе — регуляторе социалистической эко­
номики и т. д) По мере становления и укрепления культа личности
"большие дискуссии" прекращаются. Им на смену приходит слепое
подчинение авторитету. Происходит искусственное сужение источ­
ников марксизма вследствие отрыва от лучших достижений запад­
ной экономической мысли и репрессий против отечественных "не­
марксистов". Самоизоляция сталинизированного марксизма прикры­
валась тезисом о нарастающей вульгаризации немарксистской по­
литической экономии. Неудивительно, что в этих условиях на пер­
вый план выдвигались идеологические аспекты политэкономии в
ущерб всем остальным. По мере углубления экономических проти­
воречий происходило "закрытие" остроактуальных тем и сужение
их эмпирической, статистической базы, что вело в конечном итоге к
'вырождению практической функции политической экономии и упад­
ку ее научного авторитета.

1.1.3. Экономикс — наука о рациональном
использовании ограниченных ресурсов
Во второй половине XIX в. складываются пред-
Неоклассическое п о с ы л к и д л я смены общей парадигмы экономи-
направление ческой науки. Капитализм прочно утверждается
в развитых странах Разработка общих принципов политической эко­
номии заменяется исследованием различных проблем экономичес­
кой практики, качественный анализ вытесняется количественным
Экономисты все чаще стремятся оптимизировать ограниченные ре­
сурсы, широко применяя для этого теорию предельных величин, диф­
ференциальное и интегральное исчисление Математические фор­
мулы и графики, иллюстрирующие различные рыночные ситуации,
становятся органичными элементами экономических сочинений. Но­
вые веяния находят отражение и в изменении названия самой нау­
ки. Понятие "политическая экономия" (political economy) вытесняет­
ся понятием "экономике" (economics)1 Под экономике понимается ана­
литическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов
(таких, как земля, труд, капитал, предпринимательские способнос­
ти) для производства различных товаров и услуг, их распределения
и обмена между членами общества в целях потребления.
Рождение нового термина связано с именем одного из осново­
положников неоклассического направления — английского эконо­
миста Альфреда Маршалла (1842—1924) В 1890 г. выходят его
"Принципы экономики", главным предметом анализа которых яв­
ляется уже не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценооб-

1
В XX в. под политической экономией на Западе начинают понимать не экономи­
ческую теорию в целом, а анализ экономической политики как самостоятельную
отрасль экономической науки
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
10

разования рассматривается как соотношение спроса и предложе­
ния. В основу теории спроса А. Маршалл положил маржинализм —
учение о предельной полезности, разработанное в произведениях
У. Джевонса, К. Менгера, Э Бем-Баверка, Ф. Визера, Л. Вальраса и
др.; в основу теории предложения — концепцию факторов произ­
водства, дополненную позднее теорией предельной производитель­
ности Дж. Б. Кларка. Если классики политической экономии стре­
мились к выявлению прежде всего объективных закономерностей,
то А. Маршалл исходил из субъективных оценок хозяйствующих
субъектов ("свобода выбора").
Теория маржиналистов и Маршалла отличалась статичностью
построения, преодолеть которую пытался первоначально лишь
Йозеф Шумпетер (1883—1950). Уже в начале века он предпринял
опыт динамического моделирования развития капитализма, стре­
мясь показать влияние инновационного процесса на изменение та­
ких важных показателей, как предпринимательская прибыль, ка­
питал и процент ("Теория экономического развития", 1911). Про­
должением этой работы стала монография "Экономические циклы"
(1939), посвященная теоретическому, историческому и статистичес­
кому анализу процесса циклического развития капитализма. В этой
работе Й. Шумпетер показывает взаимосвязь между тремя видами
колебаний: короткими — "циклами Китчина" (2 года 4 месяца), сред­
ними — "циклами Жуглара" (10 лет) и длинными — "циклами Кон­
дратьева" (55 лет).
„„ Теория Маршалла фактически абстрагировалась
IVGWHCK Э И С Т К О А А А А А
от деятельности монополий. После кризисов 20—
30-х гг. и особенно Великой депрессии 1929—1933 гг. не замечать
влияния монополий на ценообразование было уже нельзя. В 1933 г
выходят "Теория монополистической конкуренции" Э. Чемберлина
и "Экономика несовершенной конкуренции" Дж. Робинсон, в кото­
рых исследуется механизм монополистического ценообразования.
Однако подлинную революцию в экономической теории произ­
вела опубликованная в 1936 г. "Общая теория занятости, процента
и денег" Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). С его именем свя­
зано рождение нового направления западной экономической мыс­
ли — кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы
макроанализа Такой подход не только способствовал более глубо­
кому отражению объективной реальности в экономической теории,
но и в значительной мере поставил нормативный аспект в зависи­
мость от позитивного. Кейнс отказывается от некоторых основных
постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения
рынка как идеального саморегулирующегося механизма. Рынок, с
точки зрения Кейнса, не может обеспечить "эффективный спрос",
поэтому стимулировать его должно государство посредством кре­
дитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна по­
ощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов та-
1.1. Р а з в и т и е п р е д м е т а э к о н о м и ч е с к о й т е о р и и 11

ким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту наци­
онального дохода Практическая направленность теории Кейнса обес­
печила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсиан-
ские рецепты стали идеологической программой смешанной эконо­
мики и теории "государства всеобщего благоденствия" (welfare state).

Консервативное направление
- Фашистские теории
Романтизм
Э. Берке **- Корпоративизм
и национализм
Неоконсерватизм

Классическое либеральное
направление
- Неоинституционализм
Традиции
*_ Новая классическая
австрийской экономика
школы
Монетаризм
I
Классическая
Неоклассический
политическая• Современное либеральное
ЭКОНОМИКС
экономия направление
Неокейнсианско-
неоклассический синтез
Традиции
*˜ Экономика благосостояния
Кембриджской
Посткейнсианство

Радикальное направление
„_ Традиционный
Т Веблен-
институционализм
К. Маркс -•»- Социал-демократические
Э Бернштейн •
теории
-*- Теория ортодоксального
В. И Ленин —
марксизма

Рис. 1—1. Основные направления современной экономической теории.
Составлено по: Clark В. Political Economy, A Comparative
Approach. N. Y. — L, 1991. Р 25
С начала 50-х гг. неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хан­
сен и др.) активно разрабатывают проблемы экономической дина­
мики и прежде всего темпов и факторов роста, стремятся найти,
оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией, На это
же направлена концепция "неоклассического синтеза" П. Э. Саму-
эльсона, пытавшегося органически соединить методы рыночного и
государственного регулирования. Посткейнсианць{ (Дж. Робинсон,
П Сраффа, Н Калдор и др) в 60—70-е гг. сделали попытку допол­
нить кейнсианство идеями Д. Рикардо. Неорикардианцы выступа­
ют за более уравнительное распределение доходов, ограничение
рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной
борьбы с инфляцией
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
12
Однако 70-е гг стали периодом разочарования в кейнсианстве.
Предлагаемые рецепты оказались недостаточно эффективными,
чтобы остановить одновременное усиление инфляции, падение про­
изводства и увеличение безработицы.
Кейнсианская парадигма не сумела полностью вытеснить нео­
классическую. Попытка объединить обе парадигмы в форме нео­
классического синтеза не увенчалась успехом, так как не отлича­
лась цельностью; она отрицала при анализе макроэкономических
процессов то, из чего исходила в микроэкономике. Более того, в
70—80-е гг. новые направления неоклассики (монетаризм, новая
классическая экономика, неоинституционализм) заметно теснят
кейнсианство (см. рис. 1—1).
„_ Первыми наступление начали монетаристы.
v
Монетаризм, как и классический либерализм
в целом, рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и
выступает против чрезмерного вмешательства государства в эко­
номику.} Особенностью этого направления стало пристальное вни­
мание к денежной массе, находящейся в обращении, которую они
считают определяющим фактором развития экономики^ Главным
пунктом критики стали вопросы экономической политики (пробле­
мы инфляции, политики занятости и т. д.) Исходные предпосылки
этой критики были сформулированы М. Фридменом в его работах
"Очерки позитивной экономики" (1953), "Капитализм и свобода"
(1962) и позднее в написанной совместно с Роуз Фридмен книге
"Свобода выбора" (1979).
Его методологией является неопозитивизм, пытающийся при­
мирить рационализм и эмпиризм. В основе теории лежит, по его
мнению, возникшая в результате соглашения исследователей аб­
страктная гипотеза, из которой выводятся эмпирически проверяе­
мые следствия (предсказания). Если они подтверждаются практи­
кой, то теория считается истинной, если нет, то она отвергается.
Поскольку практические предложения кейнсианцев потерпели фи­
аско, то должна быть отвергнута и их теория Однако подобная
участь может постичь и монетаризм, так как и эта теория напря­
мую ставится в зависимость от бесконечного числа подтверждений
и всегда можно найти противоречащие ей факты. Это тем более
нетрудно сделать, так как многие предпосылки монетаристов носят
явно нереалистический характер (совершенная конкуренция, гиб­
кость цен, полнота экономической информации, зависимость роста
национального дохода от темпов роста денежной массы и т. п).
Методологическая уязвимость теории монетаристов вызвала кри­
тику как кейнсианцев, так и более последовательных сторонников
классического либерализма.
Если в центре внимания кейнсианцев нахо-
Новая классическая д и т с я эффективный спрос, то их критики ак-
экономика центируют основное внимание на предложе­
нии товаров и услуг. В 70-е гг. сложилось даже особое направле­
ние — "экономика предложения" (А Лаффер, Дж. Гилдер, М. Эванс,
13
1 1 Развитие предмета экономической теории
М. Фелдстайн и др.). Для оздоровления экономики, как они счита­
ют, необходимо снижение налогов и предоставление льгот корпора­
циям. Сокращение дефицита государственного бюджета будет при
этих условиях способствовать оздоровлению экономики.
Представители ведущего направления новой классической
экономики (Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес, Р. Барро
и др.) попытались построить более цельную теорию путем подве­
дения единого микроэкономического основания под анализ макро­
проблем. В центре их внимания оказались экономические агенты,
способные быстро приспосабливаться к меняющейся хозяйствен­
ной конъюнктуре благодаря рациональному использованию полу­
чаемой информации (теория рациональных ожиданий). Посколь­
ку каждый индивид способен правильно адаптироваться в меняю­
щемся мире, отпадает необходимость вмешательства государства
в экономику.
Последовательно отстаивая неоклассические постулаты, сто­
ронники теории рациональных ожиданий возрождают идеальную
рыночную модель. Возвращая нас в XIX в., они абстрагируются от
явлений, типичных для смешанной экономики второй половины
XX в. (несовершенной конкуренции и государственного сектора, без­
работицы и инфляции, кризисов и антикризисной политики и т. д).
К тому же новые классики недооценивают фактор времени, необ­
ходимый на сбор и обработку информации, а также различные воз­
можности получения информации, которыми обладают разные субъ­
екты Получается, что домохозяйка более способна к преодолению
фактора неопределенности и к обработке экономической информа­
ции, чем профессиональные экономисты и специализированные го­
сударственные учреждения.
_, _ Этот недостаток пытались преодолеть сто-
Теория общественного и к и с ф 0 р М И р 0 В а в ш е й с я в 5 0 - 6 0 - е гг.
F
теории общественного выбора (Дж. Бью-
кенен, Г Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, У. Нисканен и
др ). Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили
под сомнение эффективность государственного вмешательства в эко­
номику. Последовательно используя принципы классического либе­
рализма и методы маржинального анализа, они активно вторглись
в область, традиционно считавшуюся сферой деятельности полито­
логов, юристов и социологов. Это вторжение получило название "эко­
номического империализма". Критикуя государственное регулиро­
вание, представители теории общественного выбора сделали объек­
том анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на
экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.
Основная их предпосылка состоит в том, что люди действуют в
политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет
никакой непроходимой грани между бизнесом и политикой. Поэтому
ученые этой школы последовательно разоблачают миф о государст­
ве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об обществен-
14 Глава 1. Предмет и метод экономической теории
ных интересах. "Рациональные политики", по их мнению, поддержи­
вают прежде всего те программы, которые способствуют росту их
престижа и повышают шансы победы на очередных выборах. Таким
образом, теория общественного выбора попыталась более последова­
тельно провести принципы индивидуализма, распространив их не
только на всю коммерческую деятельность, но и на государство.
Однако и теория общественного выбора не сумела преодолеть
известную абстрактность и оторванность от жизни неоклассичес­
кой парадигмы в целом, и прежде всего ее внеисторического ха­
рактера, абсолютизации рыночной стадии развития мировой ци­
вилизации.
„ Обострение внутренних противоречий рыноч-
„г
Институционализм «
ной экономики способствовало зарождению
институционально-социологического направления. Его истоки вос­
ходят к идеям исторической школы в Германии (Ф. Лист, К. Книс,
Б. Гильденбрандт, В. Рошер, Г. Шмолер, В. Зомбарт, М. Вебер). Но­
вая историческая школа критиковала экономистов (марксистов, мар-
жиналистов и др ) за чрезмерное увлечение голыми абстракциями,
пропагандируя необходимость эмпирических исследований, осно­
ванных на богатом историческом материале. Представители исто­
рической школы определяли национальную (политическую) эконо­
мию как науку о повседневной деловой жизнедеятельности людей,
извлечении ими средств существования и их использовании
Классический институционализм, возникший в Америке в кон­
це XIX в., окончательно оформляется как самостоятельное течение в
20—30-е гг Его основоположником считаютТорстейна Веблена (1857—
1929). Представители этого течения (Дж. Р. Коммонс, У. К Митчелл,
Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др.) широко используют в своем анали­
зе понятие "институты" (от лат. institutum — установление, уч­
реждение), под которыми понимают корпорации, профсоюзы, госу­
дарство, а также психологические, этические, правовые, техничес­
кие и другие социальные явления
До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе
заметным влиянием; взрыв его популярности в 70—80-е гг. был
связан с концепциями "постиндустриального", "информационного",
"сервисного" общества, теориями конвергенции различных соци­
ально-экономических систем.
Институциональный анализ более объективно оценивает объ­
ективную реальность. Он исходит из того, что современное общест­
во — отнюдь не венец совершенства люди, как правило, нерацио­
нальны, а экономика далека от состояния равновесия. Неокласси­
ческая концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действи­
тельность, выполняя скорее апологетическую, чем познавательную
функцию. Реальная действительность гораздо сложнее и уже дав­
но не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объек­
том исследования должен быть не "экономический человек", а всесто-
1.1. Развитие предмета экономической теории 15
ронне развитая личность. Понять ее и правильно оценить тенден­
ции развития общества можно лишь на путях междисциплинарно­
го анализа, который кроме экономики должен включать социаль­
ную психологию, социологию, право, политологию и другие гумани­
тарные науки.
На базе институционализма в конце 60-х гг. возникла "ради­
кальная политэкономия", представители которой (Г. Шерман,
Т. Вайскопф, Э. Хант и д р ) в своей критике капитализма исполь­
зуют ряд теоретических положений К. Маркса.
На вызов традиционного институционализма представители
неоклассического Экономикса (основного течения современной эко­
номической науки) ответили развитием неоинституциональных ис­
следований. Неоинституционализм (Р. Коуз, А. Алчиян, О. Уильям-
сон, X. Демсец, Д. Норт и др.) опирается на традиции австрийской
школы применительно к анализу социальных институтов. При этом
сами институты рассматриваются с позиции методологического
индивидуализма. К этому направлению относятся теория прав соб­
ственности, теория общественного выбора и др.
Палитру современных подходов хо­
Классификация рошо отражает классификация, пред-
современных экономических л о ж е н н а я R Кларком (см. рис. 1-1).
теории Q H a П О зволяет не только отразить
многообразие современных подходов, но и отметить точки их со­
прикосновения и взаимного перехода: от консервативного направ­
ления — через классический и современный либерализм — к ради­
кальным течениям.

ЛИЧНОСТЬ
А
Современный Классический
либерализм либерализм


РАВЕНСТВО ИЕРАРХИЯ


Радикальные Консерватизм
теории


ОБЩЕСТВО
Рис. 1—2. Сравнительная типология современных направлений
экономической теории
16 Глава 1 Предмет и метод экономической теории
Сильно упрощая все богатство идей современных школ, их
можно поместить в двухмерной системе координат (см. рис 1—2).
Несмотря на ограниченность такого подхода, он выделяет главное,
намечая возможные точки соприкосновения различных, нередко
противоположных концепций.
Такая классификация чрезвычайно полезна, так как помогает
понять причины вероятных объединений и временных компромис­
сов между приверженцами различных течений как в процессе борьбы
за власть, так и при формировании новой парадигмы
Подведем итоги. В ходе развития экономической теории ее
предмет определялся по-разному. Меркантилисты считали ее пред­
метом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком
денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку
о богатстве. Представители исторической школы определяли как
учение о повседневной деятельности людей. Марксисты, исследуя
общественное производство, диалектику производительных сил и
производственных отношений, пришли к выводу, что политическая
экономия изучает законы, управляющие производством, распреде­
лением, обменом и потреблением жизненных благ на различных
ступенях развития человеческого общества, экономические законо­
мерности этого развития Маржиналисты и неоклассики связали
эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресур­
сов в условиях рыночного хозяйства Кейнсианцы добавили к этому
необходимость изучения и формирования экономической политики
государства; институционалисты обратили внимание на социаль­
ные аспекты этой политики Тем самым экономическая теория по­
зволяет выявить исторические особенности систем, понять законо­
мерности развития мировой цивилизации.


1.2. Метод экономической теории
Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не
только специфическим предметом, но и особым методом исследова­
ния. Слово "метод" происходит от греческого methodos, что бук­
вально означает "путь к чему-либо". Поэтому метод можно опреде­
лить в самом широком смысле как деятельность, направленную на
достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отра­
жает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира,
а с другой — выступает как средство последующего познания Та­
ким образом, метод одновременно является и результатом процес­
са исследования, и его предпосылкой. Сохраняя в себе свойства и
законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпеча­
ток целесообразной деятельности познающего его субъекта Объек­
тивное переходит в субъективное, и наоборот.
Обычно метод исследования формируется на базе определенной
методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, иссле­
дование предмета, структуры и места данной науки в общей системе
знаний и собственно метод В ходе процесса познания происходит по-
1.2 Метод экономической теории 17
стоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает
определенный метод исследования, а метод формирует предмет
На разных этапах развития в экономической теории использо­
вались различные методы исследования (формально-логический,
диалектический и др.), многие из которых сохраняют свое значение
и в современной науке Поэтому характеристику основных черт ме­
тода экономической теории начнем с анализа его простейших при­
емов, играющих решающую роль на ранних этапах развития науки

1.2.1. Формальная логика
как м е т о д экономического и с с л е д о в а н и я

и.™ -..,,„„ Первым методом, который использовала
*ТО ТЭ.КОС — ,
формальная логика? экономическая наука, была формальная
логика Формальная логика — э т о изу­
чение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем фор­
мальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную
форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные
законы логики
Ученики Аристотеля назвали эту новую книгу "органон", то
есть "орудие познания". Термин "логика" ("слово", "разум", "зако­
номерность") появился позже у стоиков, и лишь в XVII в. в процес­
се создания диалектической логики эту традиционную логику ста­
ли вслед за И. Кантом называть формальной.
Простейшей категорией формальной логики является поня­
тие. Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определя­
ется через более широкое понятие путем добавления к родовому
признаку видового различия Суждение — это мысль, в которой
утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой вза­
имосвязи суждений выступает умозаключение. Умозаключение
представляет собой прием мышления, посредством которого из
некоторого исходного знания получается выводное знание. Наибо­
лее известной формой умозаключения является силлогизм. Он ут­
верждает, что если свойство Р принадлежит каждому из предме­
тов, образующих данный класс, то это свойство будет принадле­
жать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому
классу Это называется аксиомой силлогизма.
Формальная логика разработала обширный набор методов и
приемов познания. Важнейшие из них — это анализ и синтез, ин­
дукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство,
определенные законы мышления.
Формально-логические A H * ™ 3 _ э т о метод познания, состо-
яш ии в
методы и приемы > Расчленении целого на состав-^
„„,„„„„„ ные части, синтез — метод, состоящий
в соединении отдельных частей в еди­
ное целое. Будучи наипростейшим, метод анализа оказывается и
наименее удовлетворительным. Это метод эмпиризма. Неправиль-
18 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

но проведенный анализ может превратить конкретное в абстракт­
ное, умертвить живое. Недостатки анализа в образовании понятий
в какой-то мере снимаются синтезом. Однако ни анализ, ни синтез
не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следователь­
но, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта.
Поэтому этот метафизический метод не в состоянии указать путь к
нахождению начала исследования.
Аналогичными недостатками обладают и индукция с дедук­
цией. Индукция — это метод познания, основанный на умозак­
лючениях от частного (особенного) к общему; дедукция— метод,
основанный на умозаключениях от общего к частному (особенно­
му). Слабость индукции в том, что она не может строго обосновать
общее, так как исходит лишь из рассмотрения части совокупности.
Недостаток дедукции в том, что она не может строго обосновать
общую предпосылку.
Важную роль в формальной логике играет сравнение — ме­
тод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.
Он широко используется при систематизации и классификации
понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным,
выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль
сравнения в познании нельзя переоценивать Оно, как правило, но­
сит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследо­
вания. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведе­
ния аналогии.
Аналогия — это метод познания, основанный на переносе
одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. В
общей форме умозаключение по аналогии записывается следую­
щим образом Если Л и В имеют общие свойства иА имеет свойство
с, то и В имеет свойство с. Аналогия — это частный случай индук­
ции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, полу­
чении нового знания. Многие открытия в политической экономии
были сделаны по аналогии. Ф. Кенэ, например, предложил плодо­
творную аналогию между кровообращением в человеческом орга­
низме и движением товарных и денежных потоков в организме со­
циальном Это позволило ему построить первую макроэкономичес­
кую модель воспроизводства. Изучение механического равновесия
привело А. Курно к идее экономического равновесия. Аналогия,
таким образом, играет важную роль в рождении новых идей и фор­
мулировке гипотез. Она существенно облегчает понимание слож­
ных процессов, являясь основой научного моделирования. Нередко
аналогия позволяет правильно поставить проблему, определив на­
правление дальнейшего исследования.
Проблема — это четко сформулированный вопрос или ком­
плекс вопросов, возникших в процессе познания. Постановка про­
блемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и в
ходе его завершения. Если проблемы сформулированы до начала
1 2 Метод экономической теории 19
исследования, такие проблемы называют явными, если нет — то
неявными. Методы решения проблемы могут быть известны зара­
нее, а могут быть найдены в процессе работы. В зависимости от
того, что известно (формулировка проблемы, метод ее решения или
ответ), можно дать простейшую типологию проблемных ситуаций
(см. табл. 1—1).
Таблица 1—1
Типы проблемных ситуаций:
явные и неявные
№ Название проблемных
Сформулиро­ Метод реше­ Решение
вана проблема ния проблемы проблемы ситуаций
+ Показательные задачи
+! + •

+




+
s
Типовые задачи
2
+




X
+ Риторические проблемы
3m
1•




4 Классические проблемы
4*
ел




"От правильного ответа —
+




+
неявные




к правильному вопросу"
—л с?




"Метод ищет применения"
-
ii+




Догматическая теория
i+i




Софизмы, парадоксы,
со




апории

Первый случай представляет собой показательные задачи (из­
вестно все — проблема, метод ее решения и ответ). Второй слу­
чай — типовые школьные задачи (известно все, кроме ответа). Тре­
тий случай — риторические проблемы — головоломки Четвертый
случай — это классические научные проблемы Пятый случай ил­
люстрирует ситуацию, когда правильное понимание формулировки
проблемы приходит только в конце исследования. Шестой случай
соответствует ситуации, когда в экономике используют методы дру­
гих наук. Седьмая ситуация иллюстрирует догматическую теорию,
обладающую готовыми ответами на все проблемы; восьмая — это
софизмы, парадоксы, антиномии.
Принципиально новому решению задачи способствует поста­
новка проблемы в форме антиномии. Антиномия — это противо­
речие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в оди­
наковой степени покоятся на одних и тех же основаниях. Фор­
мулировка проблемы в форме антиномии позволяет отразить про­
тиворечивое развитие как реального объекта, так и знаний о нем
Однако с точки зрения формальной логики антиномия неразреши­
ма, поскольку отрицает ее основные законы.
На ограниченность формальной логики указывает и апория —
утверждение, противоречащее практическому опыту.
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
20


Защитный пояс (гипотезы)


Ядро




Рис. 1—3. Структура научной теории
Постановка проблемы в форме парадокса (антиномии, апории
или даже софизма) способствует рождению гипотез. Гипотеза —
э т о метод познания, заключающийся в выдвижении научно обо­
снованного предположения о возможных причинах или связях яв­
лений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются но­
вые факторы, противоречащие старой теории.
Научная теория состоит из ядра и защитного пояса (см. рис. 1—3).
Ядро — наиболее фундаментальные положения теории; защитный
пояс образуют вспомогательные гипотезы, которые конкретизиру­
ют теорию, расширяя область ее применения Доказанные гипоте­
зы сливаются с ядром, недоказанные служат объектом полемики с
оппонентами, защищая ядро теории. Например, ядром марксизма
являются трудовая теория стоимости, теория прибавочной стои­
мости, всеобщий закон капиталистического накопления, а их за­
щитным поясом — закон тенденции нормы прибыли к понижению
и другие законы.
Гипотезы бывают двоякого рода (см. рис. 1—4)' основные и "к
случаю" (ad hoc). Критика марксистской теории обнищания проле­
тариата привела к рождению многих "уточняющих" гипотез. Стали
различать абсолютное и относительное ухудшение положения ра­
бочего класса в отличие от абсолютного и относительного обнища­
ния, а абсолютное обнищание "вынесли" за пределы нормально
функционирующего капитализма и т. д.

ТИПЫ ГИПОТЕЗ




Основные "К случаю"
(ad hoc)
Рис. 1—4. Классификация гипотез
1.2 Метод экономической теории 21

Истинности Ложности



стр. 1
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>