<<

стр. 13
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

потраченных на выращивание картофеля, от объема выпуска кар­
тофеля: Lx = X2; зависимость часов, потраченных на ловлю рыбы,
от объема использования труда: L = Y2; X2 + Y2 = 450 — ограниче­
ние по объему использования труда.
Предельная норма трансформации товара Y в товар X будет
равна: AY/ДХ = Х/(450 — Х2)1/2. Предельная норма замены товара
X товаром Y (из функции полезности Робинзона Крузо) равна Y/X.
Решив систему уравнений:
Х/(450 — X2)1/2 = Y / X ,
X2 + Y2 = 450,
получим решение: X* = 15 (количество выращенного картофеля),
Y* = 15 (количество пойманной рыбы)
Рабочее время будет распределено Робинзоном Крузо следую­
щим образом: 225 часов — на выращивание картофеля; 225 часов —
на ловлю рыбы.
378 Глава 11. Общее равновесие и экономическая эффективность
Графически решение будет выглядеть так:




U » 225
+ У = 450


б) После включения Робинзона Крузо в мировую торговлю
ограничения его выбора меняются. Оптимальный объем производ­
ства определяется из равенства предельной нормы трансформа­
ции товара Y в товар X отношению цены товара X к цене товара Y:
d Y / d X = Х Д 4 5 0 - Х 2 ) 1/2 = 1/3. Отсюда оптимальный выпуск товара
X равен приблизительно 6,7; Y — приблизительно 20,12.
В этом случае денежный эквивалент выпуска Робинзона Кру­
зо составляет: Р х Х + Р Y = 33,53 долл.
Объем потребления Робинзона Крузо определим, ответив на
вопрос: сколько картофеля и рыбы покупал бы Робинзон Крузо,
располагая 33,53 долл.?
Определяем X* = 33,53 долл.; Y* = 11,18 — оптимальный объем
потребления картофеля и рыбы.
Видно, что картофель Робинзон Крузо будет импортировать в
объеме: 33,53 — 6,7 = 26,83 кг; а рыбу экспортировать в объеме:
20,12— 11,18 = 8,94 кг.
После включения в мировое хозяйство полезность, которую
достигает Робинзон Крузо, увеличилась с 225 до 374,87.
Графически решение будет выглядеть:




U = 374,87



импорт

Тесты
Вариант А
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. При оптимальном по Парето распределении благ у людей
отсутствуют стимулы к обмену.
Да Нет
*Гесты 379
1.2. Введение аккордных (паушальных) налогов искажает от­
носительные цены и поэтому препятствует достижению эффектив­
ного размещения ресурсов.
Да Нет
1.3. Закон Вальраса утверждает, что средневзвешенное пре­
вышение объема спроса над объемом предложения для всех товар­
ных рынков равно нулю.
Да Нет
1.4. Государственное регулирование ставки процента не пре­
пятствует эффективному размещению ресурсов (факторов произ­
водства) по сферам деятельности (отраслям производства).
Да Нет
1.5. Равновесие по Парето на рынках ресурсов предполагает,
что для всех производителей предельные нормы технологического
замещения труда капиталом равны.
Да Нет
1 6. Кривая контрактов объединяет все точки конкурентного
равновесия на данном товарном рынке.
Да Нет
1.7. При включении мировой торговли в модель Робинзона Крузо
может оказаться, что оптимальные объемы производства товаров
не совпадают с оптимальными объемами потребления.
Да Нет
1.8. Эффективность по Парето предполагает максимально спра­
ведливое распределение благ.
Да Нет
1.9. Квазиоптимум не может быть достигнут средствами госу­
дарственной политики.
Да Нет
1.10. Монополия препятствует эффективному размещению ре­
сурсов в экономике.
Да Нет

2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Если предельная норма технологического замещения тру­
да капиталом в производстве арбузов равна 4, а в производстве
молока — 1:
а) размещение ресурсов эффективно;
б) размещение ресурсов неэффективно, следует переместить
капитал из производства молока в производство арбузов, а труд —
из производства арбузов в производство молока;
в) размещение ресурсов неэффективно; следует переместить
капитал в производство молока, а труд — в производство арбузов;
г) следует уменьшить объем использования капитала в обеих
отраслях.
380 Глава 11. Общее равновесие и экономическая эффективность
2.2. Предельная норма замещения газированных напитков мо­
локом равна 1. Для увеличения производства газированных напит­
ков на 1 литр надо пожертвовать 3 литрами молока. Для увеличе­
ния эффективности следует:
а) сократить производство молока и увеличить производство
газированных напитков;
б) увеличить производство молока и сократить производство
газированных напитков;
в) увеличить производство молока и газированных напитков;
г) сократить производство молока и газированных напитков.
2.3. Из нижеперечисленного выберите условия оптимизации
производства и распределения товаров:
а) предельные нормы замены товара X товаром Y равны для
всех потребителей;
б) предельная норма трансформации товара Y в товар X равна
предельным нормам замены для всех потребителей;
в) предельные нормы технологического замещения труда ка­
питалом равны во всех отраслях;
г) сумма превышения спроса над предложением на всех инди­
видуальных товарных рынках равна нулю.
2.4. Какая из приведенных ниже иллюстраций соответствует
критерию оптимального размещения ресурсов и максимизации по­
лезности общества?




н^Х

2.5. Пусть X,Y — взаимодополняющие (комплементарные) то­
вары. При увеличении цены товара X равновесная цена товара Y:
а) увеличится; в) не изменится;
б) снизится; г) возможен любой из вариантов.
2.6. При увеличении числа участников распределения благ "ядро",
содержащее возможные варианты повышения эффективности:
а) сужается; в) расширяется;
б) остается неизменным; г) возможен любой из ответов.
Тесты 381

2.7. В ситуации, изображенной на рисунке, относительные цены
товаров X и Y таковы, что:
а) объем спроса на товар X превышает объем его предложения;
б) объем предложения товара X превышает объем спроса на него;
в) объем спроса на товар Y ниже объема предложения;
г) верны ответы а й в .
Y Ов




Первоначальный
набор


X
ОА
2.8. Кривая производственных возможностей не может иметь
возрастающую предельную норму трансформации, если:
а) производственная функция для одного из товаров имеет
убывающую отдачу от масштаба;
б) производственная функция для обоих товаров имеет убы­
вающую отдачу от масштаба;
в) производственная функция для одного из товаров имеет воз­
растающую отдачу от масштаба;
г) производственная функция для одного из товаров имеет по­
стоянную отдачу от масштаба.
2.9. Граница возможных полезностей связана с кривой кон­
трактов таким образом, что:
а) каждой точке на кривой контрактов соответствует одна точ­
ка на границе возможных полезностей;
б) точке на кривой контрактов соответствует более чем одна
точка на границе возможных полезностей;
е) если кривая контрактов отражена диагональю в "коробке
Эджуорта", граница возможных полезностей тоже будет линейной
функцией;
г) ничего определенного сказать нельзя.
2.10. Если для двух потребителей товары X и Y являются вза­
имодополняющими товарами (комплементами) в пропорции 1 : 1 ,
количество товара X — 20 штук, количество товара Y — 20 штук,
кривая контрактов будет :
а) совпадать со всей площадью диаграммы Эджуорта;
б) совпадать с диагональю квадрата, соединяющей левый ниж­
ний и правый верхний угол;
в) совпадать с диагональю квадрата, соединяющей левый верх­
ний и правый нижний угол;
г) совпадать с периметром квадрата.
382 Глава 11 Общее равновесие и экономическая эффективность
3. Решите задачи и ответьте на вопросы
(цена ответа 8 баллов)
3.1. Кривая производственных возможностей описывается урав­
нением X2 + Y2 = 200. Функция полезности общества U(X,Y) = X + Y.
Определите оптимальный объем производства товаров.
3.2. Предположим, в экономике существует две отрасли, про­
изводство в одной из них монополизировано, в другой — нет. Пока­
жите влияние монополии на общее равновесие.
3.3. В модели Робинзона Крузо производственная функция:
Q(L) = 10L - L2;
функция полезности Робинзона Крузо:
U(Q,L) = 2Q - L2.
Найдите равновесный объем использования труда, выпуск,
полезность; определите относительную цену труда.
3.4. Для двух потребителей товары X и Y служат совершенны­
ми заменителями в пропорции 1 : 1 . Общее количество товара X —
10 штук, товара Y — 20 штук. Первоначальное распределение то­
варов таково, что первому потребителю принадлежит 8 единиц то­
вара X и 3 единицы товара Y. Является ли это распределение Па-
рето-эффективным ?
3.5. Производственная функция для товаров А и В описывается
уравнениями: Qa =2KL; Q b = 0,5KL Общий объем труда — 100 еди­
ниц; общий объем капитала — 60 единиц. Постройте кривую произ­
водственных контрактов (минимум три точки).

Вариант Б
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. В модели Робинзона Крузо труд выступает нормальным
(качественным) товаром.
Да Нет
1.2. Каждой точке на границе потребительских возможностей
соответствует точка на кривой контрактов.
Да Нет
1.3. На конкурентном рынке введение количественного (пото-
варного, акцизного) налога препятствует достижению оптимально­
го по Парето размещения ресурсов.
Да Нет
1.4 В модели Эджуорта при заданных ценах товаров сущест­
вует много наборов распределения товаров, отвечающих критерию
Парето-оптимальности.
Да Нет
1.5. Неполнота и асимметрия информации не принадлежат к
"провалам" рынка.
Да Нет
Тесты 383
1.6. Общее равновесие по Вальрасу возможно даже при отсут­
ствии равновесия на индивидуальных товарных рынках.
Да Нет
1.7. "Провалы" рынка возникают только в результате государ­
ственного регулирования.
Да Нет
1.8. В модели Робинзона Крузо в точке равновесия предельная
производительность труда равна отношению заработной платы к
цене производимого товара.
Да Нет
1.9. Тангенс угла наклона касательной к кривой производст­
венных возможностей по модулю равен отношению предельных
издержек производства товаров.
Да Нет
1.10. Теория общего равновесия показывает, что конкурентный
режим рынка необходим для достижения Парето-эффективного
равновесия.
Да Нет
2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Что из нижеперечисленного нельзя отнести к "провалам"
рынка:
а) внешние эффекты (экстерналии);
б) неравномерность качества общественных товаров;
в) неравенство распределения доходов;
г) возникновение монопольной власти?
2.2. В "коробке Эджуорта" совокупность вариантов распреде­
ления благ, позволяющих улучшить положение хотя бы одного участ­
ника обмена, не ухудшая при этом положение другого участника,
называется:
а) кривой возможных полезностей; в) квазиоптимумом;
б) "ядром"; г) Парето-оптимумом.
2 3. В какой из нижеперечисленных ситуаций переход от не­
эффективного к эффективному варианту распределения благ вы­
зовет сопротивление одного из участников распределения?
384 Глава 11. Общее равновесие и экономическая эффективность
2.4. Если предельная норма замены молока кефиром для Тома
равна 2, а для Джерри — 4, то:
а) распределение благ оптимально по Парето;
б) для достижения оптимального распределения следует пере­
распределить кефир в пользу Тома, а молоко — в пользу Джерри;
в) для достижения оптимального распределения следует пере­
распределить кефир в пользу Джерри, а молоко — в пользу Тома;
г) для ответа информации недостаточно.
2.5. Парето-оптимум в обмене достигается:
а) когда потери одного из участников перевешиваются выиг­
рышем другого;
б) когда перераспределение благ приводит к потере полезнос­
ти обоих участников обмена;
в) когда увеличение полезности для одного из участников об­
мена невозможно без снижения полезности для другого участника;
г) когда оба участника могут выиграть от обмена.
2.6. Как соотносятся эффективность и справедливость распре­
деления благ:
а) критерий справедливости всегда противоречит критерию
эффективности;
б) критерий справедливости совпадает с критерием эффек­
тивности;
в) эффективное распределение благ может быть справедливым,
г) эффективность распределения благ, как и справедливость,
нельзя измерить?
2.7. В процессе установления равновесия по Вальрасу направ­
ление изменения цены товара:
а) зависит от того, является ли товар нормальным (качествен­
ным) или инфериорным (некачественным);
б) совпадает со знаком избыточного спроса;
в) противоположен знаку избыточного спроса;
г) ничего определенного сказать нельзя.
2.8. Конкурентный режим на товарных рынках по отношению
к Парето-эффективности размещения ресурсов:
а) является необходимым и достаточным условием;
б) является условием необходимым, но недостаточным;
в) является не причиной, а следствием Парето-эффективного
размещения ресурсов;
г) не связан с Парето-эффективным размещением ресурсов.
2 9. Монополия препятствует достижению Парето-оптималь-
ного размещения ресурсов:
а) вследствие производственной неэффективности по сравне­
нию с конкурентными фирмами (Х-неэффективности);
б) вследствие искажения ценовой структуры;
в) из-за возможности влиять на цены ресурсов;
г) монополия не препятствует достижению Парето-эффектив­
ного размещения ресурсов.
2.10. Кривая производственных возможностей демонстрирует
возрастающую предельную норму трансформации, только если:
385
Тесты

а) производственная функция для одного из товаров имеет
постоянную отдачу от масштаба;
б) производственная функция для обоих товаров имеет убы­
вающую отдачу от масштаба;
в) производственная функция для одного из товаров имеет воз­
растающую отдачу от масштаба;
г) производственная функция для двух товаров имеет убы­
вающую или постоянную отдачу от масштаба.
3. Решите задачи и ответьте на вопросы
(цена ответа 8 баллов)
3 1. Кривая производственных возможностей описывается урав­
нением: X2 + Y2 = 450. Функция полезности общества U(X,Y) = XY.
Определите оптимальный объем производства товаров.
3.2. Может ли комбинация товаров X и Y быть, с точки зрения
общества, технически эффективной, но экономически неэффектив­
ной? А наоборот?
3.3. В модели Робинзона Крузо производственная функция:
Q(L) = 40L - 5L2;
функция полезности Робинзона Крузо:
U(Q,L) = 2Q - 2L2.
Найдите равновесный объем использования труда, выпуск,
полезность; определите относительную цену труда.
3.4. Для двух потребителей товары X и Y служат совершенны­
ми дополняющими товарами в пропорции 1 : 1 . Общее количество
товара X — 20 штук, товара Y — 20 штук. Первоначальное распреде­
ление товаров таково, что первому потребителю принадлежит 8 еди­
ниц товара X и 4 единицы товара Y. Цена товара X — 1 долл., цена
товара Y — 3 долл. Будут ли меняться цены товаров и если да, то
в каком направлении?
3.5. Производственная функция для товаров А и В описывает­
ся уравнениями: Qd = KL; Q b = 3KL. Общий объем труда —40 единиц;
общий объем капитала — 40 единиц. Постройте кривую контрактов
(минимум три точки).
Глава 12. Экономика информации,
неопределенности и риска
Жизнь не стоит на месте. Каждый день приходится принимать
новые решения. Важным условием принятия рациональных реше­
ний является информация. Однако, как и все экономические блага,
информация, как правило, ограничена. Принятие решений в усло­
виях неполной информации имеет свои последствия. Одно из них
заключается в том, что приходится рисковать. Риск — это часть
нашей жизни. Неудивительно, что будущее далеко не всегда раз­
вивается в соответствии с нашими прогнозами. Принятые решения
часто оказываются ошибочными, выгоды — скромнее, а затраты —
большими, чем мы ожидали. За ошибки приходится платить. Кроме
того, приходится платить и за то, чтобы застраховать себя от оши­
бок. Это касается всех: потребителей и производителей, покупате­
лей и продавцов. Неопределенность становится серьезным барье­
ром на пути к эффективному рынку, приводит к значительным
расходам сил, средств, времени и энергии, неоптимальному рас­
пределению товаров и ресурсов.

12.1. Выбор в условиях неопределенности

„ Одним из первых ученых, обративших вни-
Неопределенность м а н и е н а про блему неопределенности в рам-
и риск к а х С О В р е м е н н о й экономической теории, был
американский экономист Фрэнк Найт (1885—1974). Он различал
два типа вероятности: 1) математическую, или априорную, и 2) ста­
тистическую.
Вероятность первого типа определяется общими заранее за­
данными принципами. Например, вероятность выпадения цифры,
обозначенной на игральной кости, равна одной шестой. "Априор­
ная вероятность, — пишет Ф. Найт, — это абсолютно однородная
классификация случаев, во всем идентичнъкс"1.
Вероятность второго типа можно определить лишь эмпиричес­
ки. Например, вероятность возникновения пожара в данном кон­
кретном здании. Конечно, имеется определенная статистика, одна­
ко она относится к другим зданиям города, каждое из которых име­
ет свою специфику. Здесь трудно отделить случайное от необходи­
мого и практически невозможно устранить все случайные факто­
ры. Здесь нет полной однородности внутри выделяемого класса,

1
Knight Г. Risk, Uncertainty and Profit Boston. Houghton Miffin Co 1921. P. 210—235
(Русский перевод: THESIS, 1994. Вып. 5 С 12—28)
12.1. Выбор в условиях неопределенности 387

отсутствуют равновероятные альтернативы и поэтому нельзя точ­
но определить вероятность с помощью априорных математических
вычислений. Статистическая вероятность, считает Ф.Найт, это
"эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверж­
дениями, неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково
альтернатив"1.
вероятных
Первый тип вероятности очень редко встречается в бизнесе,
второй типичен для деловой сферы. Первый тип поддается одно­
значному измерению, для измерения второго требуются субъек­
тивные оценки. Риск — э т о оцененная любым способом вероят­
ность, а неопределенность — это то, что не поддается оценке.
В данной теме мы прежде всего будем рассматривать риск. Хотя
такой подход не отражает всю сложность проблемы выбора в усло­
виях неопределенности, он тем не менее помогает подойти к ее по­
ниманию.
„ Вероятность (probability) — возможность получе-
Измерение =. г*
е
ния определенного результата. Следует различать
™ объективную и субъективную вероятность. Объектив­
ная вероятность — э т о в е р о я т н о с т ь , базирующаяся на расчете
частоты, с которой происходит данный процесс или явление.
Объективная вероятность определяет среднее значение вероятнос­
ти. Субъективная вероятность — это вероятность, основанная
на предположении о возможности получения данного результа­
та. Ожидаемое значение (expected value) — э т о средневзвешен­
ное значение всех возможных результатов.
Е(х) = л,х, + я,х, +... + % х = я х , (12.1)
v / v /
1 1 2 2 n n i i '
п
где х — возможный результат,
я —вероятность соответствующего результата, Zn(=l.
1
1= 1
Допустим, билет в автобусе стоит 10 руб., а штраф за безбилет­
ный проезд — 100 руб. Если вероятность проверки билета 1/10, то
ожидаемое значение результата от безбилетного проезда
Е(х) = 0,9 х 10 - 0,1 х 100 = - Г р у б .
Таким образом, ездить "зайцем" в данных условиях нерацио­
нально — убытки, скорее всего, превысят выгоду.
Отклонение — э т о разница между действительным резуль­
татом и ожидаемым. Если мы не располагаем необходимой ин­
формацией, то ожидаемый результат может значительно отличаться
от действительного.
Допустим, один человек знает, что в урне находятся только
белые и черные шары. Для него субъективная вероятность выта­
щить белый или черный шар равна 50%. Если другой человек точно
знает, что в урне белых шаров в 4 раза больше, чем черных (80% —
белых и 20% — черных), то для него субъективная вероятность
1
Найт Ф. Понятие и неопределенности / / THESIS, 1994 Вып 5 С 21
388 Глава 12 Экономика информации, неопределенности и риска

вытащить белый шар равна уже не 50, а 80%, и черный — соответ­
ственно не 50, а 20%.
Рассмотрим другой пример. Допустим, что великий английский
сыщик Шерлок Холмс стоит перед дилеммой: пойти на работу на
государственную службу в Скотланд-ярд или оставаться частным
детективом-консультантом на Бейкер-стрит. Если он станет инспек­
тором полиции, то будет получать твердый оклад 100 ф. ст., но если
повздорит с начальством (а вероятность этого события при его ха­
рактере довольно высока — 50%), то будет получать лишь пособие
по безработице в размере 50 ф. ст Если же Шерлок Холмс продол­
жит заниматься частным сыском, то при успешном раскрытии дел (а
это происходит в восьми случаях из десяти) он получит гонорар 90
ф. ст.; если же великий сыщик потерпит неудачу, то клиент запла­
тит лишь 15 ф. ст. Какой же выбор сделает Шерлок Холмс, склон­
ный, как известно, к сугубо рациональному мышлению?
Запишем информацию о вариантах выбора в виде табл. 12—1.
Таблица 12—1
Модель "Шерлок Холмс ищет работу": сравнение вариантов
при трудоустройстве

В лучшем случае В худшем случае
Вариант
вероят­ доход, ф. ст. доход, ф. ст.
вероят­
трудоустройства
ность ность
№ 1 Инспектор
в Скотланд-ярде 0,5 100 0,5 50
№ 2 Частный детек­
90 0,2 15
тив на Бейкер-стрит 0,8

Ожидаемый доход при обоих вариантах один и тот же:
Е, = 100 х 0,5 + 50 х 0,5 = 75 ф. ст.;
Е2 = 90 х 0,8 + 15 х 0,2 = 75 ф. ст.
Таблищ 12—2
Модель "Шерлок Холмс ищет работу":
отклонения от ожидаемых результатов

В лучшем случае В худшем случае
Вариант
трудоустройства резуль­ отклонение, резуль­ отклонение,
тат ф. ст. тат ф. ст.
№ 1 Инспектор
в Скотланд-ярде 100 25 50 25
№ 2 Частный детек­
тив на Бейкер-стрит 90 15 15 60
121. Выбор в условиях неопределенности 389
Значит ли это, что для Шерлока Холмса оба варианта совер­
шенно равноценны? Нет, и чтобы показать это, рассмотрим инфор­
мацию об отклонениях от ожидаемых результатов (см. табл. 12—2),
для чего используем критерии изменчивости - дисперсию и стан­
дартное (среднеквадратичное) отклонение
Дисперсия — средневзвешенная величина квадратов откло­
нений действительных результатов от ожидаемых:
2 2
с = I к [х — Е(х)]
В данном случае дисперсия равна:
О2 = яДх, - Е(х)]2 + я2[х2 - Е(х)]2, (12.2)
2
где о — дисперсия;
х | — возможный результат,
я — вероятность соответствующего результата;
Е(х) — ожидаемое значение.
В нашем случае показатели дисперсии для двух вариантов
сильно различаются (см. табл 16—3) :
а. 2 = 0,5(100 - 75)2 + 0,5(50 - 75)2 625;
а2< = 0,8 х 225 + 0,2 х 3600 = 180 + 720 = 900.
' Подсчитаем теперь стандартное отклонение. Стандартное (сред­
неквадратичное) отклонение — это квадратный корень из дис­
персии. В первом случае стандартное отклонение равно 25, а во
втором — 30 (см. табл. 12—3). Это означает, что второй вариант для
Шерлока Холмса связан с большим риском, чем первый. Почему
ж е тогда Шерлок Хомс не идет работать в Скотланд-ярд? Может
быть, это связано с его отношением к риску?
Таблица 12—3
Модель "Шерлок Холмс ищет работу":
оценки риска
Вариант Дисперсия Стандартное
трудоустройства отклонение
№ 1 Инспектор
625 25
в Скотланд-ярде
№ 2 Частный детек­
тив на Бейкер-стрит 900 30

Отношение к риску различно у разных людей. Есть люди,
Отношение
склонные к риску, есть его противники, а также те, кто
к риску к н е М у безразличен, нейтрален. Противником риска
(risk aversion) считается человек, который при данном ожидае­
мом доходе предпочтет определенный, гарантированный резуль­
тат ряду неопределенных, рисковых результатов. У противни­
ков риска низкая предельная полезность дохода (см. рис. 12—1).
С ростом богатства прирост полезности уменьшается на к а ж ­
дое равновеликое прибавление богатства. Убывающая предельная
390 Глава 12. Экономика информации, неопределенности и риска
полезность развивает в людях антипатию к риску. Поэтому нераспо­
ложенность к риску является типичной чертой большинства людей.
Риск для них — серьезное испытание, пойти на которое они готовы
лишь в том случае, если им предложат определенную компенсацию.
Общая
полезность
60
55
47


30




Д°Х°Д
0 10 20 30 40
(тыс. долл.)
Рис. 12—1. Нерасположенность к риску
Нейтральным к риску (risk neutrality) считается человек, ко­
торый при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между
гарантированным и рисковым результатами. Для человека, ней­
трального к риску, важна средняя прибыль. Поскольку она будет рав­
на нулю (отклонения взаимно погашаются), то такая игра не вызовет у
него интереса. Нейтральность к риску может быть интерпретирована как
луч, выходящий из начала координат (см. рис. 12—2). Равномерное уве­
личение дохода вызывает и линейный рост общей полезности.
Общая i
полезность

60

45

30

15


0 10 20 30 40 Доход
(тыс долл.)
Рис. 12—2. Нейтральность к риску
12.1. Выбор в условиях неопределенности 391

Склонным к риску (risk preference) считается человек, ко­
торый при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с
риском результат гарантированному результату. Любители рис­
ка получают удовольствие от азартной игры. К ним относятся люди,
которые готовы отказаться от стабильного дохода ради удовольст­
вия испытать судьбу. Обычно они переоценивают вероятность вы­
игрыша. Так как ставки возрастают с ростом дохода, то графически
предрасположенность к риску может быть интерпретирована как
парабола, резко поднимающаяся вверх (см. рис. 12—3).

Общая I
полезность I
64 - 1




30



12 -•/ ! [

ц-.-^< I Li ^
Д°Х°Д
0 10 20 30 40
(тыс. долл.)
Рис. 12—3. Склонность к риску
Отношение к риску учитывают различные компании. Если
жулики и авантюристы наживаются на тех, кто предпочитает риск,
то страховые компании работают с людьми, не расположенными к
риску.
Снижение риска Существует четыре способа (метода) снижения
риска: 1) диверсификация; 2) объединение рис­
ка или страхование; 3) распределение риска; 4) поиск информации.
Диверсификация (diversification) — это метод, направлен­
ный на снижение риска путем распределения его между несколь­
кими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска
от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от
покупки (или продажи) другого.
Допустим, компания "Тяни-толкай" экспортирует бронетран­
спортеры и грузовики в страны Персидского залива. В случае вой­
ны повышенным спросом будут пользоваться бронетранспортеры.
Это принесет компании 10 млн. долл. дохода. Однако в таком случае
упадет спрос на гражданскую продукцию. В частности, грузовиков
392 Глава 12 Экономика информации, неопределенности и риска
в данных условиях удается продать лишь на 2 млн. долл. В ситуа­
ции, когда наступает мир, положение на рынках резко меняется:
растет спрос на грузовики и снижается спрос на бронетранспорте­
ры (см. табл. 12—4).
Таблица 12—4
Доход от продажи товаров
Товары Война Мир
10 млн. долл. 2 млн. долл.
Бронетранспортеры
10 млн долл.
Грузовики 2 млн. долл.
Диверсифицируя свое производство, компания "Тяни-толкай"
компенсирует убытки и во время войны, и во время мира Диверси­
фикация не может полностью уничтожить риск, но она помогает
его значительно снизить
Объединение риска (risk pooling) — это метод, направлен­
ный на снижение риска путем превращения случайных у б ы т к о в
в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в ос­
нове страхования. Болезни, стихийные бедствия, кражи и тому по­
добные непредвиденные обстоятельства связаны со значительными
расходами. Смягчить последствия этих инцидентов помогает стра­
хование. Люди во всем мире страхуют жизнь и имущество от не­
предвиденных обстоятельств. Страховые взносы в США составля­
ли в середине 80-х гг. 8% валового национального продукта (т.е.
превышали сумму в 270 млрд. долл.).
Страховые компании организуют дело таким образом, чтобы
сумма выплат и затраты на организацию страхового дела не пре­
вышали величины полученных взносов
Главное условие эффективности объединения риска при стра­
ховании заключается в том, чтобы риски застрахованных лиц были
независимыми друг от друга (или, как в случае диверсификации,
имели разнонаправленную, отрицательную корреляцию).
Распределение риска (risk spreading) — э т о метод, при ко­
тором риск вероятного ущерба делится между участниками
таким образом, что возможные потери каждого о т н о с и т е л ь н о
невелики. Именно благодаря использованию данного метода финан­
сово-промышленные группы не боятся идти на риск финансирова­
ния крупных проектов или новых направлений НИОКР.
Поиск информации также способствует снижению риска. Мы
уже отмечали, что большинство ошибочных решений связано с не­
достатком информации. Получение ее может значительно снизить
величину риска. Информация — редкое благо, за которое прихо­
дится платить. Поэтому, чтобы определить количество необходи­
мой информации, следует сравнить ожидаемые от нее предельные
выгоды с ожидаемыми предельными издержками, связанными с ее
получением (см. рис. 12—4).
12 2. Рынки с асимметричной информацией 393
Ценность
выгод
и затрат




РЕ




- t?^s˜t т ж т т л / к т ч г ъ

О QE информации
Рис. 12—4. Определение оптимального размера
необходимой информации
Количество (QE) и цена (РЕ) необходимой информации опреде­
ляются точкой пересечения кривых ожидаемой от нее предельной
выгоды (MB) и ожидаемых издержек (МС), связанных с ее получе­
нием. Если ожидаемая выгода от покупки информации не превы­
шает ожидаемых предельных издержек (MB > МС), то такую ин­
формацию необходимо приобрести. Если ж е наоборот (MB < МС),
то от покупки такой дорогой информации лучше отказаться: де­
шевле будет сделать некоторые ошибки.

12.2. Рынки с асимметричной информацией
Успех рынка зависит от того, насколько точно цены передают
необходимую информацию. Рассматривая модель совершенной кон­
куренции, мы исходили из симметричного распределения инфор­
мации, полной информированности участников рыночного процесса
(покупателей и продавцов). В этом случае цены передают точную
информацию об альтернативных издержках того или иного прода­
ваемого экономического блага. Наличие точной информации не га­
рантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, спо­
собствуя повышению эффективности координации, оптимальному
распределению имеющихся ресурсов. Однако реальная действитель­
ность далека от этой идеальной картины. Мы сталкиваемся с асим­
метрией информации каждый день, видя играющих в азартные игры
людей, отправляясь за покупками в магазины или на рынки, а так­
же предлагая свои услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о
его тонкостях гораздо больше, чем рядовые участники; продавцы
товара осведомлены о его качестве лучше, чем покупатели; стра-
394 Глава 12. Экономика информации, неопределенности и риска
хующиеся располагают большей информацией об объектах страхо­
вания, чем страховые компании. Рыночные цены, оказывается, со­
держат нечто большее, чем отражение факта пересечения кривых
спроса и предложения. Потенциальные продавцы (как и потенци­
альные покупатели) нередко скрывают истинные цели своего пове­
дения и используют различные способы для получения односто­
ронних преимуществ. Рыночный механизм оказывается несостоя­
тельным в силу неполноты (асимметрии) информации. Асиммет­
рия информации (information asymmetry) — положение, при ко­
тором одна часть участников рыночной сделки располагает важ­
ной информацией, а другая часть нет.
„ Впервые проблему неопределенности качест-
r r J
Неопределенность ^ ,
г
" ва на рынке подержанных автомобилей поста-
качества и рынок 1ПГ7П ТГ ЛЛ J.1
вил в г
' Д Ж 0 Р Д Ж А - Акерлоф 1 .
"лимонов"
Предположим, на рынке подержанных
автомобилей продаются машины двух категорий качества: выше
среднего — хорошие и ниже среднего — плохие (на американском
жаргоне — "лимоны"). Цена первой категории для продавцов —
3000 долл. и для покупателей — 3600 долл. Цены второй категории
соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеют­
ся в одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна
была быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей.
Вероятность купить хороший автомобиль в этом случае равна 50%.
Однако продавцы знают качество своих автомобилей, а поку­
патели нет. Для владельцев хороших машин цена 2000 долл. явля­
ется заведомо убыточной, а потому неприемлемой. Наоборот, для
владельцев "лимонов" цена в 2000 долл. превышает их самые ра­
дужные ожидания. В условиях асимметричной информации (про­
давцы знают о качестве автомобилей больше, чем покупатели) ры­
нок подержанных автомобилей подвергнется существенной дефор­
мации. Рациональные продавцы хороших машин будут отказываться
от продажи машин себе в убыток. Предложение их сократится. Пред­
ложение же плохих машин возрастет. Вероятность покупки хоро­
шей машины в этом случае будет снижаться с 50% до 0. В конце
концов на автомобильном рынке останутся только "лимоны".
Рынок страхования при всех его особенностях похож на рынок
подержанных автомобилей. Основное его отличие заключается, од­
нако, в том, что информация о качестве здесь находится в руках у
покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинте­
ресован в страховании жизни: здоровый человек или больной? Оче­
видно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обра­
титься к услугам страховых компаний прежде всего людей со сла-


1
Akerlof George A. The Market for "Lemons". Quality Uncertainty and the Market
Mechanism / / The Quarterly Journal of Economics August, 1970. Vol. 84 P. 488—500
(русск. пер THESIS, 1994, вып. 5. С 91—104).
12 2 Рынки с асимметричной информацией 395
бым здоровьем Это приводит к тому, что риск высокой степени вы­
тесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставит
страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоро­
вых людей от страхования. Таким образом, спираль "высокая цена —
опасные клиенты" усилит неблагоприятный отбор и завершится тем,
что страхование станет доступно лишь по ценам максимального рис­
ка. Однако страхование таит в себе опасности и другого рода.
Моральный риск М о Ральный риск (moral hazard) - поведение
индивида, сознательно увеличивающего вероят­
ность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полнос­
тью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.
Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя
увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует рас­
слабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности,
которые были для них обязательными до страхования. Это повы­
шает риск и делает более вероятным то событие, от которого чело­
век застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, начи­
нает пренебрегать обычными для него мерами предосторожности,
то, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое
халатное поведение приносит прибыль недобросовестным и нечест­
ным людям за счет честных и порядочных Это тем более относится
к таким людям, которые в расчете на большую страховку созна­
тельно идут на преступления: поджигают свой старый дом, разби­
вают надоевшую машину и даже убивают родственников.
Каковы меры борьбы с моральным риском? Страховые компа­
нии пытаются минимизировать моральный риск:
1) осуществляя более тщательный отбор кандидатов, класси­
фицируя клиентов по группам риска (и дифференцируя страховые
взносы);
2) не заключая договоров страхования с группами клиентов
повышенного риска (наркоманами, водителями, ранее задерживав­
шимися за управление автомобилем в нетрезвом виде, и т. д.).
3) идя на частичное возмещение ущерба (т е. разделяя с кли­
ентом опасность морального риска).
Важной мерой борьбы с асимметрией информации и мораль­
ным риском являются рыночные сигналы.
Если продавцу на рынке подержанных автомо-
Гыночные билей удается послать дополнительный сигнал
сигналы 0 в ы с о к о м качестве своей машины, он вправе
претендовать и на более высокую цену автомобиля. Сильным сиг­
налом служат гарантии и поручительства Немаловажным обстоя­
тельством является репутация фирмы: марка учреждения, ф и р ­
менные знаки и. т. д Одним из сигналов о качестве нанимаемого
работника может быть, в частности, его образовательный уровень.
Трудно проверить качество товара или услуги, если вы, на­
пример, обедаете в данном ресторане впервые или зашли в новый
магазин. Однако и в этом случае вы можете получить рыночный
сигнал, если этот ресторан принадлежит известной компании (типа
396 Глава 12. Экономика информации, неопределенности и риска
"Макдональдс", "Русское бистро" и т. п), а покупаемый товар про­
изведен известной вам фирмой.
АУКЦИОНЫ Типичным рынком, на котором быстро удается ликви­
дировать асимметрию информации, является аукцион.
Как определить реальную цену уникальных произведений искус­
ства? Как быстро выявить соотношение спроса и предложения на
скоропортящиеся продукты: живые цветы, ранние овощи и фрук­
ты, свежую рыбу? Здесь трудно установить цену заранее, до тех
пор пока точно не определены размеры спроса или предложения.
Цена устанавливается лишь в момент продажи.
Аукцион всегда начинается в ситуации, для которой типична
асимметрия информации. Каждая из сторон точно знает свои стар­
товые цены и потенциальные возможности, однако имеет лишь при­
близительные представления о стартовых ценах и потенциальных
возможностях конкурентов. Каждая из сторон не только не распо­
лагает необходимой информацией, но и старается скрыть свою ин­
формацию от других.
Существует два основных типа аукционов: английский и гол­
ландский.
Английский аукцион (English auction) — это аукцион, в ко­
тором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не
будет продан по максимальной из предложенных цен.
Это наиболее известный тип аукциона, на котором продают
произведения искусства и предметы роскоши, раритеты и домаш­
ний скот.
Голландский аукцион (Dutch auction) — это аукцион, в ко­
тором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не
будет полностью продан за минимально доступную цену.
Главным фактором здесь является время, так как продается
обычно скоропортящийся товар, живые цветы, ранние овощи и
фрукты, свежая рыба и т. д. Минимально допустимая цена — это,
как правило, цена, равная 20% первоначально объявленной Если и
по такой цене не удается продать товар, то он снимается с торгов.
На голландских цветочных аукционах в 1992 г., в которых уча­
ствовало 5,5 тыс. продавцов и 2,5 тыс. покупателей, было продано
свыше 3,5 млн штук срезанных цветов1. Особой разновидностью
аукциона является закрытый аукцион, или аукцион втемную
(Sealed-bid auction), — это аукцион, в котором ставки выстав­
ляются всеми участниками независимо друг от друга одновре­
менно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.
,,_ , „ На заре рыночной экономики господство-
Caveat venditor ^ в а л Ю р И д Иче ский принцип "caveat emp-
versus caveat emptor t o r „ (><пустъ остерегается покупатель",
лат.). Это означает, что продавцы товара отвечали только за опре­
деленный круг его качественных характеристик. В настоящее вре-
1
Key statistics 92 Bloemen Veiling Holland. P 2, 3
2
Принцип "пусть остерегается продавец" против принципа "пусть остерегается
покупатель".
12 2. Рынки с асимметричной информацией 397

мя в странах с развитой рыночной экономикой этот юридический
принцип вытеснен другим — "caveat venditor" ("пусть остерега­
ется продавец"). Новый принцип означает, что покупатель имеет
право требовать компенсацию за физический и моральный урон,
связанный с использованием купленного товара. Такая компенса­
ция может быть обусловлена даже такими дефектами, о существо­
вании которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими
в результате неправильного использования товара покупателем.
В 1992 г. в США против фирмы "МакДональдс" было возбуж­
дено судебное дело. Пострадавшая требовала компенсацию в 1 млн.
долл. (!) за физический и моральный ущерб, возникший в связи с
тем, что компания продала ей. слишком горячий чай. Пострадав­
шая заказала горячий завтрак, чтобы съесть его по дороге, отправ­
ляясь на работу. Открыв стаканчик с чаем в машине, она пролила
его, испортив платье и получив ожог. Более того, она чуть ли не
попала из-за этого в автомобильную катастрофу. Потеря трудоспо­
собности в период болезни (упущенная зарплата), затраты на лече­
ние и, конечно, моральный ущерб она оценила в "скромную сумму"
в 1 млн. долл. Данный процесс создал прецедент, заставивший ог­
раничить претензии покупателей трехкратной суммой стоимости
купленной вещи.
Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не суще­
ствует (особенно если их использовать не по прямому назначению),
к тому же попытки создания только абсолютно безопасных товаров
резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно,
необходима, но только в разумных пределах.
_ Защита прав потребителя должна опирать-
v
Р, ся на полную информацию о качестве про-
J
ли информационная гл
асимметрия? даваемых товаров и услуг. Однако можно
F
' ли получить такую информацию и кто дол­
жен это сделать? Важную роль здесь играют общества потребите­
лей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение),
законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами
фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не
бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересо­
ван и почему?
Большая часть информации поступает в форме рекламы, функ­
ции которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на
вопрос, чего в рекламе больше, информации или дезинформации,
правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории,
она по-разному интерпретируется различными категориями граж­
дан. Чем шире аудитория — тем выше коэффициент расщепления
информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные
категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значи­
тельными отклонениями, пропустив важные "куски информации".
С ростом качества товара растет и его цена, но именно она
может сделать товар недоступным для широкого потребления. Поэ­
тому важным критерием становится не достижение полной инфор-
398 Глава 12 Экономика информации, неопределенности и риска

мированности, абсолютного знания, а оптимальное соотношение
качества и цены. Получение полной информации оказывается ско­
рее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться),
чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков кото­
рого по-прежнему типична большая или меньшая информационная
асимметрия.

12.3. Спекуляция
и ее роль в экономике
_. Спекуляция (speculation) — деятельность, выра-
пекуляция ^кающаяся в покупке с целью перепродажи по более
н
высокой цене. Купить подешевле, продать подоро­
же — в этом заключается смысл спекуляции. Его открыли еще в
XVI—XVIII вв. меркантилисты — первая школа в политической
экономии. Деньги — товар — деньги с приростом: Д-Т-Д' — такова
всеобщая формула капитала. Важно подчеркнуть, что она связана
с риском. Спекуляция — это пример осознанного риска.
Любопытно другое, что спекуляция распространена гораздо
шире, чем об этом принято думать. Каждый из нас живет не одним
днем. Вольно или невольно мы думаем о будущем и... занимаемся
спекуляцией. Высокие темпы инфляции заставляют нас делать не­
которые запасы. Мы платим за образование в надежде повысить
квалификацию и, следовательно, продать свои трудовые услуги в
будущем по более высокой цене.
Спекулянты выполняют важную функцию посредников, достав­
ляя товары и услуги от тех, кто владеет ими с избытком, к тем, кто
остро нуждается в них. Тем самым спекуляция приводит к сдвигу
потребления в пространстве. Более того, ей удается осуществить
сдвиг потребления и во времени. Остановимся на данном вопросе
подробнее. Закупая сельскохозяйственные продукты в урожайный
год, спекулянты продают их в неурожайный. Вывод очевиден: они
наживаются на стихийных бедствиях. Однако так ли это плохо на
самом деле? Разберем это на простом примере (см. рис. 12—5).
Если бы не было спекулянтов, на рынке при спросе D и предло­
жении S, равновесие в урожайный год установилось бы на уровне Е(
(см. рис. 12—5а). В неурожайный год мы имели бы соответственно D,
S2, Е2 (см. рис. 12—56). Деятельность спекулянтов, сокращая объем
реализации с О^ до Q,*, поднимает равновесную цену в урожайный
год с Pj до Pj*. Однако созданные запасы увеличивают предложение
в неурожайный год с Q2 до Q2* и сбивают цену с Р 2 до Р2*.
Таким образом, спекуляция приводит к выравниванию цен и к
сдвигу потребления от периода относительного изобилия к периоду
относительной ограниченности потребительских благ. Благодаря
спекулянтам выравниваются сезонные колебания (осень—весна,
зима—лето и т. д.). А разве домашние хозяйки, занимаясь консер­
вированием овощей и фруктов, не уподобляются спекулянтам, за-
12 3. Спекуляция и ее роль в экономике 399

S2 S*
S1 й
1
р,
Р. 1




Р2 XЕ"

:
р* Е2*
Е*
г
1



....^sU,
р.

- ] \ "п \D

Q2 *«2*
О Q,* Q, Q Q2 Q
а) Урожайный год б) Неурожайный год
Рис. 12—5. Спекуляция: сдвиг потребления во времени
готавливая продукты летом и осенью, с тем чтобы потребить их
зимой и весной? Ведь они покупают их, когда они стоят дешево, а
потребляют тогда, когда они стоят дорого.
Конечно, спекулянты рискуют. Но они расплачиваются за риск
собственным благосостоянием. В надежде получить прибыль они
покупают риск у тех людей, которые не склонны рисковать.
Фьючерс (futures) — это срочный контракт о
Фьючерсы
поставке к определенной в будущем дате неко­
и опционы
торого количества товара по заранее оговорен­
ной цене. Бизнесмен, занятый производством какого-либо товара (на­
пример, хлеба), стремится обезопасить себя от резких колебаний цены.
Поэтому он сегодня заключает соглашение о поставке определенного
количества товара (например, муки) к некоторому сроку в будущем
по той цене, которая сложилась в настоящее время. Фьючерсные
цены выступают, таким образом, в качестве прогноза будущих теку­
щих цен. Рынки фьючерсов получили развитие с конца 70-х — нача­
ла 80-х гг. Первоначально они охватывали товарные рынки (пшени­
цы, кукурузы, кофе, сахара, меди и т. д.), а позднее распространи­
лись и на фондовые рынки (казначейских векселей, облигаций и т. д).
Сделка с премией, или опцион {option), — это разновидность
срочного контракта (фьючерса), согласно которому одна сторо­
на приобретает право купить или продать что-либо в будущем
по заранее оговоренной цене с уплатой комиссионных (премии).
Сделка с премией — специфически спекулятивный вид сделки. Она
400 Глава 12. Экономика информации, неопределенности и риска
дает право (однако отнюдь не обязывает) купить товар в назначен­
ный срок. Если это выгодно (цены поднялись), сделка осуществля­
ется, если нет (они не изменились или даже упали), то спекулянт
отделывается лишь уплатой комиссионных.
Следует заметить, что подобные сделки (не только опционы,
но и фьючерсы) могут осуществляться людьми, далекими от произ­
водства. Здесь важно другое. Выполняя функцию посредников, спе­
кулянты способствуют выравниванию цен, обеспечивая продавцов
и покупателей лучшими вариантами.
Хеджирование (hedging) — операция, посредст-
Хеджирование вом котор0ц рынки фьючерсов и рынки опцио­
нов используются для компенсации одного риска другим. Хеджи­
рование — это своеобразная форма страхования рисков. Ее специ­
фика состоит в том, что риски изменения цен на данный товар не
объединяются, а перекладываются на спекулянта.
Польза спекуляции заключается прежде всего в
Значение передаче необходимой информации от тех, кто
спекуляции е ю обладает, к тем, кто в ней нуждается. Спеку­
лянты производят и поставляют информацию о тенденциях эконо­
мического развития. Их ожидания ценовых сдвигов чутко улавли­
вают перелив ресурсов из отрасли в отрасль, изменения экономи­
ческой и политической конъюнктуры. Цены, образующиеся в ре­
зультате их деятельности, являются своеобразным барометром. Они
подсказывают всему обществу перспективные направления разви­
тия. Дешево производя ценную информацию, они способствуют по­
вышению эффективности общественного производства и тем са­
мым увеличивают богатство нации.

12.4. Риск инвестиционных решений
Из главы 8 мы знаем, что цена актива (капитала или земли)
равняется текущей дисконтированной стоимости доходов, которые
он в состоянии принести за период службы. Эту цену легко опреде­
лить, если поток доходов известен. А как быть, если будущие дохо­
ды неопределенны?
Активы (assets) — э т о средства, обеспечиваю-
Цена рисковых щие денежные поступления их владельцу в фор-
активов прямых выплат (прибыль, дивиденды,
ме как
рента и т. д.), так и скрытых выплат (увеличение стоимости
фирмы, недвижимости, акций и т. д.).
Поэтому норма отдачи (без учета инфляции) определяется как
отношение всех денежных поступлений к цене приобретения:
D + (К - К ) D + ДК
! L. ,
R = =
Р Р
где R — норма отдачи;
D — дивиденд;
AK=Kj - К о — прирост капитала;
Р — цена приобретенного актива.
12.4. Риск инвестиционных решений 401
Активы делятся на рисковые и безрисковые. Безрисковые ак­
тивы — это активы, дающие денежные поступления, размеры
которых заранее известны (казначейские векселя США, застра­
хованные денежные счета в банке, краткосрочные депозитные
сертификаты и др.). Рисковые активы — э т о активы, доход от
которых частично зависит от случая.
Цена рискового актива обычно ниже цены безрискового акти­
ва. Разница эта тем больше, чем более рискованным является до­
ход (отдача) от использования данного фактора и чем большим про­
тивником риска — приобретающий его бизнесмен.
Поясним это на примере.
Допустим, канадский хоккейный клуб "Монреаль канадиенс",
обеспокоенный ухудшающимися результатами игры и вследствие
этого сокращением доходов от рекламодателей, решил купить для
своей команды одного из хоккеистов российской команды "Лада".
Если он купит нападающего Знаменитова, то можно со стопроцент­
ной вероятностью ожидать, что через год доходы клуба возрастут
на 200 тыс. долл. Об отдаче от покупки защитника Неизвестнова
точно судить нельзя: с равной вероятностью можно утверждать,
что после его приглашения доходы возрастут либо на 100 тыс., либо
на 300 тыс. долл Клуб "Лада" готов продать канадцам любого из
этих хоккеистов за 1 млн. долл Какой выбор должен сделать "Мон­
реаль канадиенс", если процентная ставка равна 10%, а предпола­
гаемый срок использования игроков составляет 10 лет?
Цена игроков сегодня Р 3 = Р = 1 млн. долл. Цена игроков
через год V3 = V H = 900 тыс. долл. Норма отдачи R3 = 20%, a RH
расположена в интервале от 10 до 30%. Ставка процента г = 10%.
V+R 900 + 200
Р_ = = = 1000 тыс. долл.
1+г 1,1
Цена Знаменитова соответствует цене, запрашиваемой "Ла­
дой". Что же касается покупки Неизвестнова, то его можно купить
лишь в том случае, если "Лада" снизит цену, например, до 800 тыс.
долл., в этом случае R = 200/800 = 1/4, или 25%. Итак, более рис­
ковые инвестиции должны характеризоваться большей отдачей,
нежели менее рисковые, чтобы компенсировать более высокий риск.
Каждый из вкладчиков капитала стоит перед
взаимосвязь выбором: либо высокая прибыль от рисковых
прибыли и риска о п е р а ц И й (с опасностью потерять не только при­
быль, но вложенный капитал), либо низкая прибыль от безриско­
вых операций. Практически безрисковой является покупка казна­
чейских векселей США. Покупка ценных бумаг (акций и облига­
ций) почти всегда связана с большим или меньшим риском. Если
часть сбережений, размещенных на фондовой бирже, обозначить
через b(0 < b < 1), то (1-Ь) будет обозначать сбережения, предна­
значенные для покупки казначейских векселей. Тогда средневзве­
шенная ожидаемая прибыль (R ) будет равна
P
Rp = b x Rm + (1 - b)R(, (12.4)
402 Глава 12. Экономика информации, неопределенности и риска
где b — часть сбережений, размещенная на фондовой бирже;
Rm — ожидаемая прибыль от вложений (инвестиций) на фон­
довой бирже;
(1-Ь)— часть сбережений, использованная на покупку казначей­
ских векселей;
R{ — свободная от риска прибыль по казначейским векселям.
Так как прибыль от инвестиций на фондовой бирже, как пра­
вило, больше прибыли по казначейским билетам Rm > Rf, то преоб­
разуем уравнение (12.4):
Rp = R, + b (Rm - R,). (12.5)
Обозначим дисперсию прибыли от вкладов на фондовой бирже
через а?, а их стандартное отклонение через о . Тогда стандартное
отклонение средневзвешенной ожидаемой прибыли (а ) будет рав­
Р
но b x а :
(12.6)
а = b х с и b = о /о
Р IT
Подставив значение части сбережений, размещенных на фон­
довой бирже (Ь), в уравнение (12.5), получим:
R -R,
R р = R.' + (12.7)
хст
Данное уравнение является бюджетным ограничением, пока­
зывающим взаимосвязь риска и прибыли. Так как Rf, Rm и стт пред­
ставляют собой константы, то и цена риска (показывающая угол
наклона бюджетного ограничения) (R - Rf)/<7 — тоже константа.
и, и 2 и 3
Ожидаемая
прибыль (Rp)
Бюджетное
ограничение



R*. - R«
Наклон =



»- Стандартное
отклонение
для прибыли (а.)
Рис. 12—6. Выбор соотношения прибыли и риска
Тогда при росте стандартного отклонения а будет расти и
средневзвешенная ожидаемая прибыль R (см. рис. 12—6).
Обозначим удовлетворение вкладчика через кривые безраз­
личия Uj, U2, U 3 таким образом, что Ц будет отображать макси­
мальное удовлетворение, a U3 — минимальное. Кривые безразли­
чия идут вверх, так как с ростом риска (а ) растет и ожидаемая
прибыль (R ), которая компенсирует риск.
12.4. Риск инвестиционных решений 403
Проведем бюджетное ограничение, показывающее взаимосвязь
риска и прибыли:
R -R,
R = R. + b(R - R() = R, + xa
v
p f m f f ф р
m
Если инвестор, не желая рисковать, вкладывает все сбере­
жения в государственные казначейские векселя, то b = 0 и R = Rf
(см. рис. 12—6). Если, наоборот, перед нами отчаянный люби­
тель риска, который вкладывает все свои деньги в покупку цен­
ных бумаг, то b = 1, тогда R = R и при этом резко возрастает риск
(см. рис. 12—6). В действительности равновесие установится где-то
между R( и Rm (так как часть средств будет вложена в акции, а
часть — в казначейские векселя), например в Re при риске а, (в ин­
тервале от 0 до от). Эти точки Re и о, являются проекцией пересече­
ния кривой безразличия (которая характерна для данного индивида)
с бюджетным ограничением в Е. Где именно на бюджетной прямой
находится эта точка, зависит от отношения инвестора к риску.
Ожидаемая
прибыль (Rp) -
Rm

RB



RA



Стандартное
R,
отклонение
CT CT CT ля
0 A E m Л п р и б ы л и (а е )

Рис. 12—7. Выбор пакетов ценных бумаг различными вкладчиками
Сравним двух вкладчиков — Антонова и Борисова: Антонов
не расположен к риску и предпочитает стабильный доход, вклады­
вая свои сбережения в основном в облигации государственного сбе­
регательного займа. Борисов склонен к риску, поэтому большую
часть средств вкладывает в покупку акций "МММ", "Русский дом
Селенга" и др. Изобразим эту ситуацию графически (см. рис. 12—7).
Склонность к риску Антонова и Борисова отражают кривые без­
различия — соответственно UA и UE. Пересечение кривой безраз­
личия UA с бюджетным ограничением ближе к началу координат.
Это означает более низкую ожидаемую прибыль RA при более низ­
ком риске стд. Проекции пересечения кривой безразличия UB с бюд­
жетным ограничением на оси координат свидетельствуют о том,
что Борисов может получить более высокую ожидаемую прибыль
RB при более высоком риске (а Б ).
404 Глава 12. Экономика информации, неопределенности и риска
, Диверсификация портфеля (portfolio diver-
п
диверсификация sification) — это метод, направленный на сни-
поотгоеля о
r
^ жение риска путем распределения инвести­
ций между несколькими рисковыми активами. За работы по про­
блемам диверсификации портфеля Джеймс Тобин (Йельский уни­
верситет, США) получил в 1981 г. Нобелевскую премию. Отвечая
на вопросы журналистов после вручения ему награды, Джеймс Тобин
шутя заметил, что суть его исследований хорошо иллюстрирует
старая английская поговорка, что "нельзя класть все яйца в одну
корзину". Действительно, диверсифицируя свои вклады, предпри­
ниматель сумеет снизить риск от инвестиций независимо от изме­
нений экономической и политической конъюнктуры.
Рынок акций — непростой рынок, он чутко реагирует на ма­
лейшие изменения в экономической и политической жизни страны
Чем выше цена акций, тем больше средств получает данная компа­
ния для развития производства и, следовательно, для увеличения
доходов своих акционеров. Отклонения цен от потенциальных воз­
можностей компании являются мощным стимулом для инвесторов
Они способствуют переливу капитала от слабых компаний к силь­
ным. Пытаясь определить будущую отдачу от сегодняшних вложе­
ний, инвесторы идут на риск. Однако не рискует лишь тот, кто
ничего не делает (впрочем, таким образом он тоже подвергает себя
риску). Конечно, следует помнить, что на рынке ценных бумаг, как
и на всяком рынке, рациональное мирно уживается с иррациональ­
ным, необходимость со случайностью, жизнь с опасной игрой.

Вопросы для повторения
1. В чем разница между неопределенностью и риском?
2. Является ли вероятность любого будущего события изме­
ряемой?
3. Почему в реальной жизни экономический агент не может
воспользоваться частотным подходом к оценке вероятности?
4. В чем причина разделения понятий объективной и субъек­
тивной вероятностей?
5. Приведите примеры потребительского выбора не в пользу
денежного выигрыша.
6. Охарактеризуйте поведение экономического агента, не рас­
положенного к риску. Как в тех же ситуациях поступит человек,
склонный к риску?
7. Каким образом потребители снижают степень риска? При­
емлемы ли эти методы для всех потребителей?
8. Почему при аварии владелец нового автомобиля получает
компенсацию в размере большем, чем цена поврежденных частей
плюс ремонт?
9. Почему нарушается рыночное равновесие при неравной до­
ступности информации для экономических агентов 7
10. Как недоступность или неполнота информации влияют на
объемы рыночной торговли и возможности обогащения?
Примеры решения задач 405
11. Можно ли снизить моральный риск?
12. Можно ли сказать об отношении человека к риску, если его
функция полезности от дохода (I) имеет вид: U(I) = А - В/1, где А
и В постоянные величины?
13. Приведите примеры рискованных решений, применяемых
производителем продукции. Фактор времени повышает или пони­
жает риск?
14. Что понимается под инвестиционным риском?
15. Как производитель выбирает менее рискованный вариант
производства и инвестирования? Назовите методы снижения риска
у производителя.
16. Затраты на образование и обучение можно рассматривать
как инвестиции. Почему бесплатное образование предоставляется
молодым, а не пожилым? Как объяснить принятие правительством
или фирмой такого решения в терминах инвестиционного риска?
17. Как процентная ставка влияет на готовность инвестировать?
18. Что позволяет страховым компаниям обеспечивать спра­
ведливую страховку инвесторов?
19. На чьи плечи ложится риск осуществления инвестицион­
ного проекта? Возможно ли здесь объединение рисков, распределе­
ние рисков?
20. Является ли закупка яблок в Подмосковье и последующая
перепродажа их в Москве спекуляцией?

Примеры решения задач
1. Верны ли следующие утвержения?
1.1. Оптимисты недооценивают вероятность неблагоприятных
событий и переоценивают вероятность благоприятных. Этот факт
учитывает теория ожидаемой полезности.и не принимает во вни­
мание французская школа анализа риска.
Да Нет
1.2. Господин Тугоумов покупает лотерейные билеты. Являет­
ся ли их покупка рискованным мероприятием для него?
Да Нет
1.3. Равновесие на рынке с асимметричной информацией не
всегда неэффективно по сравнению с равновесием на рынке с пол­
ной информацией.
Да Нет
1.4. Если при страховании поведение людей меняется и вероят­
ность наступления неблагоприятного события возрастает, то страхо­
вая компания перекладывает часть такого риска на страхующегося.
Да Нет
1.5. Инвестиционный риск является категорией вероятностной.
Да Нет
406 Глава 12 Экономика информации, неопределенности и риска
1.6. Наличие информации об объекте не влияет на выбор эко­
номическим агентом метода анализа риска, так как принимаемые
решения субъективны.
Да Нет
1.7. Страховая компания, страхующая предприятие от пожара,
установит различные страховые взносы для имеющих пожарную
сигнализацию в здании и не имеющих ее.
Да Нет

Ответы
1.1. Нет. Французская школа анализа риска учитывает психо­
логические аспекты поведения индивида. Предполагается, что ин­
дивид принимает в расчет не те вероятности, которые существуют
в действительности, а лишь те, которые он себе представляет.
1.2. Да. Если общее число лотерейных билетов — N, то покупка
одного билета дает шанс выигрыша 1 к N (вероятность равна 1/N).
Это рискованное мероприятие для конкретного покупателя.
1.3. Нет. Равновесие на рынке с асимметричной информацией
достигается при небольшом уровне сделок и не отвечает интересам
продавцов и покупателей. Общая выгода продавцов и покупателей
меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. Такое равнове­
сие всегда неэффективно относительно равновесия с полной ин­
формацией.
1.4. Да. Страховая компания несет моральный риск, если нали­
чие страховки повышает вероятность неблагоприятного события.
Частичное возмещение ущерба позволяет устранить моральный риск.
1.5. Да. В словаре Вебстера риск определяется как "опасность,
возможность убытка или ущерба". Говоря об инвестиционном рис­
ке, оценивается возможность наступления неблагоприятного собы­
тия из числа других возможных событий по реализации в течение
некоторого временного промежутка инвестиционного проекта. Объ­
ективная или субъективная вероятности наступления нежелатель­
ного события отражают инвестиционный риск.
1.6. Нет. В зависимости от имеющейся информации инвестор
может выбрать адекватный способ снижения риска. Если известна
только вероятность наступления конкретных неблагоприятных со­
бытий, то может быть применен вероятностный анализ (оценка риска
по вариации или среднему отклонению), сценарный метод При ин­
формации о характере распределения вероятности может приме­
няться метод статистических испытаний ("Монте-Карло").
1.7. Да. Страховая компания дискриминирует клиентов по их
отношению к предотвращению убытков. Там, где клиент уже при­
нял меры снижения риска, страховой взнос будет меньше.
2. Выберите правильный ответ
2 1. Предприниматель Стартов получил ряд советов от своих
друзей. Кто из друзей прав -
407
Примеры решения задач

а) если застраховаться по всем рискованным мероприятиям,
то размер ожидаемой прибыли возрастет;
б) страховка не позволит получить прибыль, удастся лишь
избежать убытков;
в) страховка позволит получить гарантированный размер прибыли;
г) рискованные варианты никогда не принесут прибыль, неза­
висимо от наличия страховки?
2.2. На графиках изображены кривые безразличия инвестора,
покупающего акции Эффективность акции отражает рост диви­
дендов и курса. Риск в данном случае оценивается как отклонение
действительной эффективности от ожидаемой. Как должны выгля­
деть кривые безразличия инвестора:
Эффективность Эффективность Эффективность Эффективность




—О
Риск Риск Риск Риск
а) б) в) г)
2 3. Какой график изображает инвестиционное предложение
при отсутствии инфляции.
Эффективность
Эффективность Эффективность Эффективность
инвестиций инвестиции инвестиции




—0
Инвестиции
Инвестиции Инвестиции Инвестиции
а) в)
б) г)

Ответы
2.1, б. Неопределенность на рынке приводит к рискованности
получения прибыли. Страховка позволяет избежать убытков, но не
гарантирует получение прибыли.
2 2, в. Кривые безразличия между эффективностью акции и
риском имеют положительный наклон, так как увеличение риска
сопровождается увеличением ожидаемой эффективности. График г
верен только на небольших значениях риска, так как для каждого
инвестора существует пороговое значение, после которого риск не­
приемлем.
2.3, г. Чем больше объем инвестирования, тем больше упущен­
ные возможности владельца средств в текущем потреблении и тем
408 Глава 12. Экономика информации, неопределенности и риска
больше должна быть отдача (в случае прямого инвестирования —
процент).
3. Решите задачи повышенной сложности
3.1. Гражданин Удачников мечтает о выигрыше суммы 1 тыс.
рублей в "Лотто-миллион", однако потеря с вероятностью более г %
суммы X считается им неприемлемой. Как будут выглядеть кривые
безразличия Удачникова (см. рис.) при:
1) малых значениях г,
2) больших значениях г?




0 100 г 0 100 г
а) б)
3.2. Гражданин Страхов максимизирует функцию полезности,
изображенную на графике.
Его ежемесячный доход равен 1 тыс. рублей, а участие в кар­
точной игре может с равной вероятностью увеличить доход до
1500 рублей или уменьшить до 500 рублей.
Объясните.




руб.
500 1000 1500
1) Будет ли Страхов играть в карты?
2) Как он относится к риску?
3) Какую сумму он готов заплатить, чтобы избежать риска?
3.3. Владелец нового автомобиля ценой 25 тыс. рублей застра­
ховал его от угона на всю сумму. Вероятность угона оценивалась
страховой компанией в 5%. Автомобиль не очень устраивал вла­
дельца Мудрецова, у него появилось желание его поменять. Прода­
жа этого автомобиля и покупка нового стоили бы Мудрецову до-
Примеры решения задач 409
полнительных затрат, а халатные действия по эксплуатации авто­
мобиля увеличивали бы вероятность угона до 60%. Оцените ущерб
страховой компании в случае морального риска и предложите меры
его снижения.
3.4. Предприятие "Мышиная радость" производит сыры. Ис­
следование рынка показало, что возможны три сценария функцио­
нирования предприятия в ближайшие 5 лет.
Сценарии ЧДД Вероятность сценария
Оптимистичный 40 0,25
Нормальный 25 0,5
Пессимистичный — 8 0,25
В качестве критерия оценки деятельности рассматривается

<<

стр. 13
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>