<<

стр. 15
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

3. На измерение
1 2
4. Информационная асимметрия
1 2
о. Оппортунистического поведения
8
Сумма рангов 7
Итак, общие трансакционные издержки выше при заключе­
нии контракта на олигополистическом рынке, чем на конкурентном.
3.3. Социальные издержки, связанные с организацией 11-го
рейса, в сутки равны 1800 (1000 + 800) долл., а социальная выгода:
1500 долл., следовательно, организация этого рейса социально не­
выгодна.
а) Аэропорт готов заплатить жителям поселка в качестве ком­
пенсации не более 500 долл. в день, тогда как жители не согласятся
меньше чем на 800 долл.
б) Жители могут предложить в качестве компенсации аэропорту
сумму, не превышающую 800 долл. в сутки, аэропорт может согла­
ситься на компенсацию не меньше 500 долл. Следовательно, жители
"выкупают" у аэропорта право на организацию полета за компенса­
цию от 500 до 800 долл. и вечерний рейс, таким образом, не вводится.

Тесты
Вариант А
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. Оппортунистическое поведение возможно на конкурент­
ном рынке.
Да Нет
1.2. Доминирование предприятий в форме корпорации способ­
ствует развитию культуры выполнения взятых обязательств.
Да Нет
1.3. Покупая в булочной хлеб, вы заключаете неоклассический
контракт.
Да Нет
1.4. В США число юристов на 1000 человек населения самое
высокое в мире. Свидетельствует ли это о высокой степени разви­
тия экономики США?
Да Нет
1.5. Сводятся ли выгоды от кооперации к выгодам от разделе­
ния труда и специализации?
Да Нет
1 6. Если на лотерейный билет падает выигрыш, то возникает
положительный внешний эффект.
Да Нет
Тесты 441
1.7. Отрицательные внешние эффекты уменьшают объем про­
изводства в сравнении с эффективным.
Да Нет
1 8. Премии имени А. Нобеля по экономике — корректирую­
щие субсидии.
Да Нет
1 9. Теорема Коуза недействительна, если господствует госу­
дарственная форма собственности.
Да Нет
1.10. В странах "третьего мира" цена прав на загрязнение долж­
на быть ниже, чем в развитых странах.
Да Нет
2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Кто считается родоначальником теории прав собственности:
а) А. Смит; в) Р. Коуз;
б) С. Пейович; г) О. Уильямсон?
2.2. Представьте себе фирму, созданную тремя индивидами:
владельцем интеллекта, владельцем капитала и владельцем недви­
жимости. Проект, который лежал в основе создания этой фирмы,
оправдал себя и приносит прибыль. Если увеличится ставка про­
центов по кредитам,то.
а) владелец интеллекта и владелец недвижимости поведут себя
оппортунистически;
б) владелец капитала поведет себя оппортунистически;
в) все трое потребуют пересмотра принципов распределения
прибыли,
г) ничего не изменится.
2 3. Права на использование под выпас двух высокогорных паст­
бищ отсутствуют, и пастухи решают вопрос об их использовании
по принципу приоритета первого. Кто выиграет от установления
прав собственности на пастбища:
а) государство, получив новый источник налоговых поступлений;
б) тот пастух, который получит право собственности на луч­
шее пастбище,
в) все общество,
г) никто?
2 4. У вас есть прекрасные идеи, но нет опыта их реализации.
У вашего знакомого нет особых идей, но он обладает значительным
опытом практической деятельности. Еще один ваш знакомый имеет
средства, которые могли бы пригодиться для реализации проекта,
но вы можете взять и кредит. Кого и в каком качестве вы включили
бы в предприятие:
а) создал бы партнерство с обладателем опыта, заключив дого­
вор с обладателем денег;
б) создал бы свое собственное предприятие, заключив контракт
с обоими;
в) создал бы партнерство с обоими;
442 Глава 13. Институциональные аспекты рыночного хозяйства

г) создал бы предприятие в форме закрытой корпорации
(АОЗТ)?
2.5. Администрация региона под давлением активистов-эколо­
гов решила закрыть химическое предприятие. О фактическом ис­
пользовании какого правомочия это свидетельствует:
а) права владения;
б) права распоряжения;
в) права на естественный характер правомочий;
г) права на запрещение вредного использования?
2.6. Корректирующий налог уплачивается:
а) производителями;
б) потребителями;
в) "третьими лицами", страдающими от отрицательных внеш­
них эффектов;
г) верно а и б.
2.7. Для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы
необходимо согласно теории прав собственности:
а) уменьшить зарплату тем, кто работает в зараженной зоне;
б) увеличить налоги на атомные электростанции;
в) выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зара­
женной зоне;
г) понизить законодательно установленный порог предельно
допустимой концентрации вредных веществ.
2.8. Кривая предложения прав на загрязнение:
а) абсолютно эластична; в) имеет отрицательный наклон;
б) абсолютно неэластична; г) имеет положительный наклон.
2.9. Торговля правами на загрязнение наиболее эффективна в
районах:
а) с высоким уровнем загрязнений;
б) с высокой плотностью населения;
в) где находятся особо редкие природные ресурсы;
г) с низким уровнем загрязнений.
2.10. В таблице приводятся данные об общих выгодах (млрд.
руб.) четырех социальных программ и издержках на их осущест­
вление. Какую из этих программ с экономической точки зрения
следует осуществлять?
Общие выгоды
Общие издержки
Программы
а) Создание столовых
для малоимущих 0,5 1
б) Создание рабочих мест
для инвалидов 1 3
в) Создание системы профес­
сиональной переподготовки 5 9
г) Создание системы общест­
венных работ 13 12

3. Задания повышенной сложности (цена ответа — 8 баллов)
3.1. Опишите распределение правомочий (каких и между кем),
возникающее при найме квартиры, используя подход А. Оноре.
443
Тесты

Правомочия Владелец Муниципалитет
Съемщик
1. Право владения
2. Право пользования
3. Право управления
4. Право на доход
5. Право на капитальную
стоимость
6. Право на безопасность
7. Право на наследование
8. Бессрочность
9. Запрещение вредного
использования
10. Ответственность в виде
взыскания
11. Остаточный характер
3.2. Сравните трансакционные издержки, с которыми пришлось
столкнуться в XV в. Афанасию Никитину как первооткрывателю
торговли России и Индии, и издержки современных российских
бизнесменов, торгующих с Индией.
3.3. Угодья фермера расположены вблизи железной дороги.
Проезжающие поезда причиняют вред посевам фермера, умень­
шая его урожай (за счет загрязнения прилегающей к железной
дороге полосы земли). По какой цене фермер будет готов выкупить
у железнодорожной компании право на запрещение организации
движения дополнительного поезда в сутки, если издержки на его
организацию составляют для железнодорожной компании 100 долл.,
при этом дополнительный поезд наносит ущерб посевам фермера в
120 долл. Валовой доход от организации дополнительного поезда
равен для железнодорожной компании 150 долл. Прибыль от про­
дажи выращенной фермером продукции (при отсутствии дополни­
тельного поезда) составила бы 100 долл.
3.4. На данной диаграмме изображена ситуация, с помощью
которой моделируются взаимоотношения между двумя индивида­
ми А и В: А — курильщик, В — некурящий индивид, для которого
вдыхание сигаретного дыма неприятно. Укажите точку равновесия
между количеством выкуренных сигарет (которое откладывается
по вертикали), если В обладает правом на запрещение курения.
smoke smoke
444 Глава 13. Институциональные аспекты рыночного хозяйства

3.5. Согласно теореме Коуза для борьбы с загрязнениями целе­
сообразно ввести торговлю правами на загрязнения. Можно ли по
аналогии порекомендовать для ограничения наркоторговли ввести
продажу прав торговать наркотиками?

Вариант Б
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. Использование торговых марок способствует сокращению
трансакционных издержек на измерение.
Да Нет
1.2. Формы участия работников в управлении и самоуправле­
нии могут применяться только на предприятиях, находящихся в
коллективной собственности.
Да Нет
1.3. Написанная вашим знакомым долговая расписка дает вам
право обратиться в суд в случае невозврата им долга.
Да Нет
1.4. Можно ли рассматривать Д. Менделеева не только как ве­
ликого химика, но и как экономиста, если известно, что он долгое
время возглавлял российский Комитет мер и весов?
Да Нет
1.5. Может ли руководитель центрального офиса фирмы обя­
зать руководителя подразделения сократить высокие, по мнению
первого, производственные запасы?
Да Нет
1.6. Когда винно-водочные изделия обкладываются высоким ак­
цизом, то акциз играет роль корректирующего налога.
Да Нет
1.7. Стипендии студентам института — корректирующие суб­
сидии.
Да Нет
1.8. Чем сильнее загрязняется окружающая среда, тем более
четко согласно теореме Коуза должны быть определены границы
прав собственности.
Да Нет
1.9. Если ввести правовую норму о многократном возмещении
в пользу потерпевшего ущерба за нарушение прав собственности,
то сфера действия теоремы Коуза не уменьшается.
Да Нет
1.10. Проблема кислотных дождей не может быть решена, если
плохо специфицированы межгосударственные (международные)
права собственности.
Да Нет
Тесты 445
2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Кто является родоначальником "новой экономической ис­
тории":
а) Д. Норт; в) А. Чандлер;
б) К. Маркс; г) О, Уильямсон?
2.2. Представьте себе фирму, созданную тремя индивидами:
владельцем интеллекта, владельцем капитала и владельцем недви­
жимости. Проект, который лежал в основе создания этой фирмы,
оправдал себя и приносит прибыль. Если снизится цена аренды на
рынке, то:
а) владелец капитала и владелец интеллекта поведут себя оп­
портунистически;
б) владелец недвижимости поведет себя оппортунистически;
е) все трое потребуют пересмотра принципов распределения
прибыли;
г) ничего не изменится.
2.3. Для успешной организации телевизионного вещания необ­
ходимо четкое распределение выделенного для этих целей диапа­
зона частот между телевизионными компаниями. Применение ка­
кой системы собственности здесь наиболее эффективно:
а) государственной с выдачей лицензий на временное пользо­
вание диапазоном частот;
б) коллективной с участием всех вещающих телевизионных
компаний;
в) частной с покупкой лицензий телевизионными компаниями;
г) отсутствие прав собственности, применение принципа при­
оритета первого начавшего вещание?
2.4. Вы обладаете уникальными знаниями, ваш знакомый —
капиталом, как раз достаточным для реализации ваших идей. Вы
не имеете шансов получить кредит в банке. В какой организацион­
ной форме лучше всего создать предприятие с участием вас обоих:
а) иерархия;
б) команда;
в) ограничиться заключением контракта;
г) дивизиональная структура?
2.5. Вы — работник страховой компании. Вы отвечаете за за­
ключение новых договоров с клиентами на страхование жизни. После
заключения контракта с одним из новых клиентов выяснилось, что
у него — скрытый порок сердца и что выплаты, которые должна
понести компания для его лечения, существенно выше предпола­
гавшихся договором. С какой проблемой вы столкнулись:
а) оппортунистического поведения,
б) информационной асимметрии;
в) морального риска;
г) обратного выбора?
2.6. Концепция корректирующих налогов предложена:
а) А. Пигу; в) Р. Коузом,
б) Дж. М. Кейнсом; г) Ф. фон Хайеком.
2.7. Сюжет какого из перечисленных произведений может слу­
жить иллюстрацией теоремы Коуза:
446 Глава 13 Институциональные аспекты рыночного хозяйства

а) "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем" Н. В. Гоголя;
б) "Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е. Петрова;
в) "Вишневый сад" А. П. Чехова,
г) "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова?
2.8. Что из перечисленного является корректирующей субсидией.
а) пособия для жертв чернобыльской катастрофы;
б) высокие таможенные пошлины на импортируемые в Россию
зарубежные автомобили;
в) "северные" надбавки к зарплате;
г) ничто из перечисленного?
2.9. Согласно концепции использования корректирующих на­
логов для борьбы с курением следует:
а) увеличивать зарплату некурящим;
б) уменьшить зарплату курильщикам;
в) предложить некурящим членам коллектива купить у куря­
щих право курения;
г) ограничить продажу табачных изделий.
2.10. В таблице приводятся данные об общих выгодах (млн.
руб.) и общих издержках четырех природоохранных мероприятий
для Нечерноземья.
Программы Общие издержки Общие выгоды
а) Укрепление рыбнадзора 20 30
б) Защита малых рек 30 50
в) Создание заповедников 80 77
г) Создание национальных парков 72 84
Какую из этих программ с экономической точки зрения следу­
ет осуществить?
3. Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов)
3.1. Опишите распределение правомочий (каких и между кем),
возникающих при трасте (доверительном управлении банком ва­
шими средствами):
Правомочия Клиент Банк Государство
1. Право владения
2. Право пользования
3. Право управления
4 Право на доход
5. Право на капитальную
стоимость
6. Право на безопасность
7. Право на наследование
8. Бессрочность
9. Запрещение вредного
использования
10. Ответственность в виде
взыскания
11. Остаточный характер
Тесты 447
3.2. Сравните трансакционные издержки, возникающие при
заключении между владельцем предприятия и каждым наемным
работником отдельного контракта о найме и при заключении кол­
лективного договора между владельцем и профсоюзом, объединяю­
щим всех наемных работников предприятия.
3.3. В теневой экономике (экономике организованной преступ­
ности) принципиально невозможно законное закрепление прав соб­
ственности. К каким отличиям преступного бизнеса от легального
это приводит и почему?
3.4. Угодья фермера, который выращивает зерно, соседствуют
с угодьями ранчера, занятого разведением коров. Коровы скотово­
да могут случайно забредать на поля фермера, вытаптывая при
этом посевы. По какой цене фермер будет готов выкупить у ското­
вода право на выращивание дополнительной коровы, если издерж­
ки на выращивание одной дополнительной коровы,составляют для
скотовода 60 долл. Дополнительная корова принесет посевам ф е р ­
мера убыток, равный 85 долл., тогда как поступления от продажи
скотоводом дополнительной коровы равны 105 долл. Прибыль от
продажи выращенной фермером продукции (при отказе скотовода
от выращивания дополнительной коровы) составила бы 70 долл.
3.5. На данной диаграмме изображена ситуация, с помощью
которой моделируются взаимоотношения между двумя индивида­
ми, А и В: А — курильщик, В — некурящий индивид, для которого
вдыхание сигаретного дыма неприятно. Ситуация характеризуется
высокими трансакционными издержками, сопровождающими вы­
работку соглашения между А и В, которые превышают потенци­
альные выгоды от сделки. Укажите точку равновесия между коли­
чеством выкуренных сигарет (которое откладывается по вертика­
ли), если В обладает правом на запрещение курения.
smoke smoke
Глава 14. Теория общественного выбора
Самое трудное в жизни — выбор. От него зависит будущее и
человека, и государства. Как принять правильное решение? Как по­
влиять на сограждан, чтобы они не совершили непоправимую ошиб­
ку, ведь выбор в демократическом обществе зависит от мнения боль­
шинства? Почему происходит извращение демократического идеа­
ла, а закон перерождается в произвол? Что необходимо сделать, что­
бы предотвратить превращение демократии в авторитарный режим,
а общества свободных — в общество рабов? Все эти проблемы ана­
лизирует теория общественного выбора, относительно новое и пер­
спективное направление западной экономической мысли.

14.1. Предпосылки анализа
Истоки общественного выбора можно найти в исследованиях
Д. Блэка (р. 1908), работах математиков XVIII—XIX вв., интересо­
вавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа,
Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Однако в качестве самостоятельно­
го направления экономической науки она сформировалась только в
50—60-х гг. XX в. Теорию общественного выбора называют иногда
"новой политической экономией", так как она изучает политичес­
кий механизм формирования макроэкономических решений. Кри­
тикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под со­
мнение эффективность государственного вмешательства в эконо­
мику. Последовательно используя принципы классического либе­
рализма и методы микроэкономического анализа, они активно втор­
глись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности
политологов, юристов, социологов. Такое вмешательство получило
название "экономического империализма". Критикуя государствен­
ное регулирование, представители теории общественного выбора
сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и ф и ­
нансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительст­
венных решений.
„ В условиях ограниченности ресурсов каждый
м
Методологический и з н а с с т о и т перед выбором одной из имею-
индивидуализм щихся альтернатив. Методы анализа рыноч­
ного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть
применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.
Основная предпосылка теории общественного выбора состоит
в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои
личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом
и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о госу­
дарстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об об­
щественных интересах. Теория общественного выбора (public
14.1. Предпосылки анализа 449

choice theory) — это теория, изучающая различные способы и
методы, посредством которых люди используют правительст­
венные учреждения в своих собственных и н т е р е с а х .
"Рациональные политики" поддерживают прежде всего те про­
граммы, которые способствуют росту их престижа и повышают
шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом,
теория общественного выбора пытается последовательно провести
принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятель­
ности, включая государственную службу.
Второй предпосылкой теории общественного вы-
к
онцепция бора является концепция "экономического че-
г
ЭКОНОМИЧеСКОГО
ловека „ v
,,
(homo economicus). тт
• \
„ Человек в рыноч-
r
человека
ной экономике отождествляет свои предпочте­
ния с товаром. Он стремится принять такие решения, которые мак­
симизируют значение функции полезности Его поведение рацио­
нально.
Рациональность индивида имеет в данной теории универсаль­
ное значение. Это означает, что все — от избирателей до президен­
та — руководствуются в своей деятельности в первую очередь эко­
номическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и пре­
дельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные
с принятием решений) :
MB > МС,
где MB — предельные выгоды (marginal benefit);
МС — предельные издержки (marginal cost).
„ Трактовка политики как процесса обмена вос-
олитика ходит к диссертации шведского экономиста
как о мен Кнута Викселля "Исследования по теории ф и ­
нансов" (1896). Основное различие между экономическим и полити­
ческим рынками он видел в условиях проявления интересов людей.
Эта идея легла в основу работ американского экономиста Дж. Бью-
кенена, получившего в 1986 г. за исследования в области теории
общественного выбора Нобелевскую премию. "Политика, — пишет
он, — есть сложная система обмена между индивидами, в которой
последние коллективно стремятся к достижению своих частных
целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного
обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На
рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — согла­
шаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и к а ж ­
дому: от местной пожарной охраны до суда" 1 .
Сторонники теории общественного выбора рассматривают по­
литический рынок по аналогии с товарным. Государство — это аре­
на конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ


1
Бъюкенеи Дж Конституция экономической политики / / Вопросы экономики 1494
№ 6. С 108
450 Глава 14 Теория общественного выбора

к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице.
Однако государство — это рынок особого рода. Его участники име­
ют необычные права собственности: избиратели могут выбирать
представителей в высшие органы государства, депутаты — прини­
мать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели
и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами
и предвыборными обещаниями.
Объектом анализа теории является общественный выбор в ус­
ловиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому
основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс,
деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулиро­
вания и конституционная экономика. В их разработке важную роль
сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Тал-
лок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рын­
ком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой
демократии, переходя затем к представительной демократии как
ограничивающему фактору.

14.2. Общественный выбор
в условиях прямой демократии
„ Прямая демократия (direct democracy) —
р ^ рные черты g m o такая политическая система, при ко-
прям демократии торой каждый гражданин имеет право лич­
но высказать свою точку зрения и голосовать по любому кон­
кретному вопросу.
Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она
типична для собраний коллективов предприятий и учреждений,
работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съез­
дов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов пар­
ламента или президента, проведении референдумов. При этом перво­
степенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип
голосования (единогласие, простое большинство и т д.), зависит его
исход. Поэтому представителей теории общественного выбора ин­
тересует основа основ — конституционный выбор, т. е. правила
выбора регламента. Именно от них зависит развитие демократии
Дж. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституцион­
ный регламент может сделать демократический строй более эффек­
тивным и действенным. Рассмотрим это на конкретном примере.
Модель медианного Допустим, что жители улицы решили про-
избирателя вести ее озеленение Посадка деревьев вдоль
улицы — общественное благо, для которого
характерны такие свойства, как неизбирательность (неконкурент­
ность) и неисключительность в потреблении.
Предположим, что вдоль улицы стоят три дома. Посадка дере­
вьев, безусловно, принесет пользу всем семьям, проживающим в
этих домах. Также предположим, что покупка и посадка одного
дерева стоят 60 долл. Это означает, что предельные издержки в
14 2. Общественный выбор в условиях прямой демократии 451
данном случае постоянны и равны 60 долл. Если они распределя­
ются равномерно между всеми жильцами улицы, то каждая семья
должна платить по 20 долл. Предположим, что общая выгода (TR)
от посадки первого дерева составляет 180 долл., от посадки двух —
340 долл., четырех — 480 долл. и т. д. (см. табл. 14—1).
Таблица 14—1
Общая и предельная выгода от посадки деревьев (в долл.)

Число деревьев Общая выгода (TR) Предельная выгода (MR)
180
1 180
2 340 160
3 480 140
4 600 120
5 700 100
6 780 80
7 840 60
880 40
8
Если выгода и издержки распределяются равномерно, то будет
посажено семь деревьев. Проиллюстрируем это графиком (рис. 14—1).
Отложим по оси абсцисс число деревьев, а по оси ординат — пре­
дельные выгоды и издержки. Функция предельных затрат посто­
янна и равна 60 долл. Функция предельной выгоды убывает, она
представлена прямой с отрицательным наклоном. Оптимальное число
посаженных деревьев определяется в точке пересечения функции
предельных выгод и предельных затрат (издержек). В данном слу­
чае оно равно семи деревьям.
Предельная выгода ,
и предельные
издержки
180




МС



*" Число деревьев
0 12345678
Рис. 14—1. Определение оптимального озеленения улицы
(в условиях равномерного распределения издержек и выгод)
Допустим теперь, что затраты распределяются равномерно, а
выгоды нет. Первая семья (Андреевых) получает 50% общей выго­
ды, вторая семья (Борисовых) — 30%, а третья (Васильевых) —
20% (см. табл. 14—2).
Глава 14. Теория общественного выбора
452
Таблица 14—2
Распределение индивидуальной предельной выгоды
(предельных издержек) между семьями
Индивидуальная предельная выгода
(предельные издержки)
Число
деревьев Андреевы Борисовы Васильевы
50% 20%
30%
54
1 90 36
2 80 48 32
3 70 42 28
4 60 36 24
5 50 30 20
6 40 24 16
7 30 18 12
12
8 20 8
Если решения принимаются простым большинством голосов,
то во втором случае (при неравномерном распределении выгод) будет
посажено меньше деревьев, чем в первом. Дело в том, что для Ва­
сильевых посадка уже шести деревьев будет убыточна (предель­
ная выгода этой семьи от посадки шестого дерева равна 16 долл., а
предельные затраты — 20 долл.). А против посадки седьмого дере­
ва будут уже голосовать две семьи: Васильевых и Борисовых (так
как для них предельная выгода составляет 12 и 18 долл. соответст­
венно). Таким образом, если затраты распределяются равномер­
но, а выгоды нет, будет иметь место недопроизводство общест­
венных благ (см. MB, на рис. 14—2).
мв,мс При неравномерном
ра спределении
выгод
180
160
При неравномерном
140 распределении
издержек
120
100
80
МС
60
40
мв2
20
0 12345678 Q
Рис. 14—2. Озеленение улицы в условиях неравномерного
распределения затрат и выгод
Предположим теперь противоположный случай: когда выгоды
распределяются равномерно, а издержки нет.
Допустим, что в табл. 14—2 представлены не предельные вы­
годы, а предельные издержки: 50% предельных издержек несет
14 2 Общественный выбор в условиях прямой демократии 453
семья Андреевых, 30% — семья Борисовых и лишь 20% — семья
Васильевых. В этом случае Васильевы и Борисовы проголосуют за
посадку восьми деревьев и лишь Андреевы будут против. Дело в
том, что предельные выгоды (20 долл.) будут выше их предельных
издержек (8 и 12 соответственно). Таким образом, если выгоды рас­
пределяются равномерно, а издержки нет, будет иметь место
перепроизводство общественных благ (см. МВ 2 на рис. 14—2).
Обратим внимание на то, что и во втором, и в третьем случае
решающим при голосовании был голос семьи Борисовых, которые
занимали место в центре. Такая ситуация получила в литературе
название модели медианного избирателя.
Модель медианного избирателя (median voter model) — мо­
дель, характеризующая существующую в рамках прямой демо­
кратии тенденцию, согласно которой принятие решений осущест­
вляется в соответствии с интересами избирателя-центриста
(человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного
общества). Решение вопросов в пользу избирателя-центриста имеет
свои плюсы и минусы. С одной стороны, оно удерживает сообщество
от принятия односторонних решений, от крайностей. С другой — оно
далеко не всегда гарантирует принятие оптимального решения.
Наш простой пример наглядно показал, что даже в условиях
прямой демократии, когда решения принимаются большинством
голосов, возможен выбор в пользу экономически неэффективного
результата — например, недопроизводства или перепроизводства
общественных благ. Дело в том, что такой механизм голосования не
позволяет учесть всю совокупность выгод отдельного индивида. В
рамках прямой демократии все решения сообщества имеют тен­
денцию соответствовать интересам медианного избирателя, что да­
леко не всегда экономически целесообразно.
П ли кя Модель медианного избирателя имеет значение и
3 д л я п е ставител
конкуренция РД ь н о й демократии, однако здесь
процедура усложняется. Кандидат в президенты
для того, чтобы добиться цели, должен как минимум дважды апел­
лировать к избирателю-центристу: сначала внутри партии (для
своего выдвижения от партии), а затем к медианному избирателю
среди всего населения. При этом для завоевания симпатий боль­
шинства приходится вносить значительные коррективы в свою пер­
воначальную программу, а нередко и отказываться от ее фунда­
ментальных принципов.
Рассмотрим в качестве примера распределение голосов изби­
рателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями.
Отметим на горизонтальной оси позиции избирателей от крайне
левых до крайне правых (рис. 14—3). В середине оси обозначим
позицию медианного избирателя точкой М. Если позиции избирате­
лей распределяются между крайностями в обществе равномерно,
мы получим нормальное распределение с пиком над точкой М Об­
щая площадь, находящаяся под кривой, представляет 100% голосу­
ющих. Допустим, что голосующие отдают свои голоса тем, кто им
ближе по своим идеологическим воззрениям.
454 Глава 14. Теория общественного выбора
Число голосов
избирателей




Крайне левые М ЪВ Крайне правые
Рис. 14—3. Распределение голосов избирателей в соответствии
с их идеологическими предпочтениями
Предположим, что имеются всего два кандидата. Если один из
кандидатов выбирает срединную позицию (например, в точке М),
то тогда он получит по крайней мере 50% голосов. Если же канди­
дат занимает позицию А, то он получит меньше 50% голосов. Если
один кандидат занимает позицию в точке А, а другой — в точке М,
то кандидат в точке А получит голоса избирателей, находящихся
левее линии а (а — срединная позиция между А и М), т. е. мень­
шинство голосов. Кандидат, занимающий позицию М, сможет полу­
чить голоса избирателей, находящихся правее линии а, т. е. боль­
шинство. Лучшей для кандидата будет стратегия, максимально при­
ближенная к позиции медианного избирателя, так как она обеспе­
чит ему большинство голосов на выборах. Аналогичная ситуация
сложится, если один из кандидатов будет правее другого (займет
позицию в точке В). И в этом случае победа достанется тому, кто
лучше отразит позицию избирателя-центриста. Проблема заклю­
чается, однако, в точном определении (идентификации) интересов
и чаяний медианного избирателя.
Что произойдет, если в борьбу вступит третий кандидат? Напри­
мер, один кандидат занимает позицию В, а два других — позицию М.
Тогда первый получит голоса, находящиеся под кривой распределе­
ния правее линии Ь, а каждый из двух других — половину голосов,
лежащих левее этой линии. Поэтому большинство голосов выиграет
первый кандидат. Если один из двух кандидатов принял бы позицию
А, то кандидат, занимающий позицию М, получил бы очень незначи­
тельный процент голосов, равный площади, находящейся под кривой
распределения между линиями а и Ь. Поэтому у кандидата М есть
стимул выйти из сегмента АВ, тем самым он ставит одного из двух
других кандидатов в затруднительное положение. Процесс продвиже­
ния может долго продолжаться, но он имеет свои границы. Пока пик
распределения находится в точке М, любой кандидат может повысить
свои шансы, двигаясь по направлению к М.
14.3. Общественный выбор в условиях представительной демократии 455
В условиях жесткого противостояния двух различных пар­
тий распределение голосов может приобрести бимодальную ф о р ­
му (рис. 14—4). В реальной действительности бимодальное распре­
деление может иметь как симметричную (как на рис. 14—4), так и
асимметричную форму (что встречается гораздо чаще).




О 25 50 75 100
Рис. 14—4. Бимодальное распределение голосов избирателей
Наконец, в обществе, где отсутствует четкая поляризация инте­
ресов, может встретиться и полимодальное распределение голосов
избирателей. Если в таком обществе действуют четыре партии, то
распределение голосов может приобрести (в идеале) такую форму,
которая показана на рис. 14—5. На рисунке изображено равномер­
ное распределение голосов между партиями. Однако это частный
случай. Здесь также возможен асимметричный сдвиг вправо или влево.




Рис. 14—5. Полимодальное распределение голосов избирателей
Представленные модели политической конкуренции довольно
абстрактны, но они все-таки позволяют прояснить факторы, дви­
жущие политическим поведением кандидатов.

14.3. Общественный выбор
в условиях представительной демократии
В условиях представительной демокра-
исобенности выбора ^ т и и п р о ц е с с голосования усложняется.
при представительной в о т л и ч и е о т ч а с т н 0 г о общественный
демократии. выбор осуществляется через определен-
r J г
Рациональное неведение ^
^ " ные промежутки времени, ограничен
кругом претендентов, каждый из которых предлагает свой пакет
программ. Последнее означает, что избиратель лишен возможности
выбирать нескольких депутатов: одного — для решения проблем
занятости, другого — для борьбы с инфляцией, третьего — по про­
блемам внешней политики и т. д. Он вынужден избрать одного де­
путата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его пред-
Глава 14 Теория общественного выбора
456
почтениями. В сфере бизнеса это означало бы покупку товара "с
нагрузкой", поэтому избиратель вынужден из многих зол выбирать
наименьшее.
Усложняется и процедура голосования. Избирательное право
может быть обусловлено имущественным цензом (как в древнем
Риме) или цензом оседлости (как в некоторых современных стра­
нах Балтии). Для избрания кандидата может требоваться относи­
тельное или абсолютное большинство.
Избиратели должны располагать определенной информацией
о предстоящих выборах. Информация же имеет альтернативную
стоимость Для ее получения требуются время или деньги, а чаще и
то и другое. Отнюдь не все избиратели могут позволить себе значи­
тельные траты, связанные с получением необходимой информации
о предстоящих выборах. Большинство стремится минимизировать
свои издержки. И это рационально.

Таблица 14—3
Факторы, оказавшие влияние на выбор избирателей России
(по результатам опроса 1600 человек в конце декабря 1995 г.)

Факторы выбора %*
Выступления лидеров партий
по телевидению 40
Предвыборные ролики 13
Советы знакомых и близких 10
Комментарии известных людей,
журналистов 9
Реклама по радио 9
Листовки, брошенные в почтовый ящик 7
Личные встречи с лидерами партий 4
"Ничего из этого —
я сам принял решение" 24
Источник. Известия 1996 Пянв.
* Примечание. Сумма не равна 100%, так как некоторые опрошенные
указывали несколько факторов.
Рассмотрим, кто же определяет мнения избирателей о буду­
щих депутатах в России. Приведем в качестве примера данные
опроса общественного мнения, проведенного в конце декабря 1995 г.
ВЦИОМом. Он отражает итоги выборов в Государственную Думу
России (см. табл. 14—3).
Как видим, основным фактором, сформировавшим мнения зна­
чительной массы избирателей, были средства массовой информа­
ции и прежде всего телевидение.
Отметим, что это не только удобный, но и сравнительно деше­
вый метод получения необходимой информации Однако некоторые
избиратели не использовали и этот шанс, положившись на собст­
венное мнение или мнение знакомых и родственнике:.. Наконец,
многие избиратели просто не участвовали в голосовании. Это сви-
14 3 Общественный выбор в условиях представительной демократии 457

детельствует о том, что они не видели пользы от участия в полити­
ческом процессе. Такое явление в теории общественного выбора
называется рациональным неведением (rational ignorance). Суще­
ствует своеобразный эффект порога — это минимальное значение
пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участво­
вал в политическом процессе. Если оно ниже определенной величи­
ны, избиратель старается избежать исполнения своего граждан­
ского долга, становясь человеком, для которого типично рациональ­
ное неведение.
Представительная демократия обладает рядом несомненных
преимуществ. Она, в частности, с успехом использует выгоды обще­
ственного разделения труда. Избранные депутаты специализируют­
ся на принятии решений по определенным вопросам. Законодатель­
ные собрания организуют и направляют деятельность исполнитель­
ной власти, следят за претворением принятых решений в жизнь.
В то же время при представительной демократии возможно
принятие решений, не соответствующих интересам и чаяниям боль­
шинства населения, весьма далеким от модели медианного избира­
теля. Создаются предпосылки для принятия решений в интересах
узкой группы лиц.
В условиях представительной демократии
Группы с особыми качество и оперативность решений зави-
интересами. с я т о т необходимой информации и стиму-
Лоббизм Л 0 В ) способствующих ее преобразованию в
практические решения. Информация характеризуется альтернатив­
ными издержками. Для получения ее необходимы время и деньги.
Рядовому избирателю небезразлично решение того или иного во­
проса, однако влияние на своего депутата связано с затратами —
придется писать письма, посылать телеграммы или звонить по те­
лефону. А в случае, если он не внемлет просьбам, — писать гнев­
ные статьи в газеты, привлекать внимание радио или телевидения
самыми различными способами вплоть до организации демонстра­
ций и митингов протеста
Рациональный избиратель должен соотносить предельные вы­
годы от такого влияния с предельными затратами (издержками).
Как правило, предельные затраты значительно превышают пре­
дельные выгоды, поэтому желание постоянно воздействовать на
депутата у избирателя минимально.
Иные мотивы у тех избирателей, интересы которых сконцент­
рированы на определенных вопросах, как, например, у производи­
телей конкретных товаров и услуг (сахара или винно-водочных из­
делий, угля или нефти). Изменение условий производства (регули­
рование цен, строительство новых предприятий, объем государст­
венных закупок, изменение условий импорта или экспорта) для них
— вопрос жизни или смерти. Поэтому такие группы с особыми ин­
тересами стремятся поддерживать постоянную связь с представи­
телями власти. Они используют для этого письма, телеграммы, сред­
ства массовой информации, организуют демонстрации и митинги,
создают специальные конторы и агентства, чтобы оказывать давле-
458 Глава 14. Теория общественного выбора
ние на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа). Все эти
способы влияния на представителей власти с целью принятия
выгодного для ограниченной группы избирателей политического
решения называют лоббизмом (lobbying).
Группы со взаимными и значительными интересами могут с
лихвой компенсировать свои затраты, если законопроект, который
они отстаивают, будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия
закона будут реализованы внутри группы, а издержки распреде­
лятся на все общество в целом. Концентрированный интерес немно­
гих побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому отно­
сительное влияние групп с особыми интересами гораздо больше их
доли голосов. Выгодные им решения не были бы приняты в услови­
ях прямой демократии, когда каждый избиратель прямо и непо­
средственно выражает свою волю.
Влияние концентрированных интересов объясняет массу па­
радоксов экономической политики государства, которое в основном
защищает старые, а не молодые отрасли (в США, например, такие,
как сталелитейная и автомобильная). Государство гораздо чаще
регулирует рынки потребительских товаров, чем рынки факторов
производства, предоставляет льготы отраслям, сконцентрирован­
ным в определенном районе, чем распыленным по всей стране. Клас­
сический пример — американский штат Мичиган, в главном городе
которого — Дейтройте — расположены три крупнейшие автомо­
бильные компании США: "Дженерал моторз", "Крайслер" и "Форд".
Депутаты, в свою очередь, также заинтересованы в активной
поддержке со стороны влиятельных избирателей, ибо это увеличи­
вает шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет
находить источники финансирования предвыборной кампании и
политической деятельности. В еще большей степени заинтересова­
ны в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности ко­
торых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь поли­
тических решений. Поэтому выборные органы и исполнительная
власть должны следовать определенным принципам, сфера их дея­
тельности должна быть строго ограничена. По мнению Ф. Хайека,
"ограничена должна быть... любая власть, но особенно демократи­
ческая. Всемогущее демократическое правительство именно вслед­
ствие неограниченности своей власти становится игрушкой в руках
организованных интересов, ибо должно угождать им, чтобы обеспе­
чить себе большинство" 1 .
„ Последователи теории общественного выбора нагляд-
радо с н о П 0 к а 3 а л и , что нельзя целиком и полностью пола-
голосования г а т ь с я н а результаты голосования, поскольку они в
немалой степени зависят от конкретного регламента принятия ре­
шений. Сама демократическая процедура голосования в законода­
тельных органах также не препятствует принятию экономически
неэффективных решений.


1
Хайек Ф. А. Общество свободных. Лондон, 1990 С 151.
14 3. Общественный выбор в условиях представительной демократии 459
Проиллюстрируем это на простом примере. Допустим, некото­
рое общество (или выборный орган) состоит из трех человек (Ива­
нова, Петрова, Сидорова), отличающихся друг от друга системой
предпочтений.
Один из них, например Иванов, ранжирует общественные цели
в следующем порядке: 1 — борьба с инфляцией, 2 — политика
занятости, 3 — национальная оборона. Другой (Петров) на первое
место ставит политику занятости, на второе — национальную обо­
рону, на третье — борьбу с инфляцией. Предпочтения третьего (Си­
дорова) выглядят следующим образом: 1 — национальная оборона,
2 — борьба с инфляцией, 3 — политика занятости (см. табл. 14—4).
Таблица 14—4
Общественные цели и предпочтения

Предпочтения
Общественные цели
Петров
Иванов Сидоров
2
Борьба с инфляцией 1 3
3
Политика занятости 2 1
1
Национальная оборона 3 2
Так как каждый из них преследует различные цели, прямое
голосование не выявит доминирующей в обществе системы предпо-
ч гений. В этом случае на голосование ставятся пары целей.
Из табл. 14—4 видно, что борьба с инфляцией в этом обществе
рассматривается как более предпочтительная цель, чем политика
занятости. Такое предложение пройдет двумя голосами (Иванова —
1-е предпочтение против 2-го и Сидорова — 2-е против 3-го) против
одного (Петрова — 3-е против 1-го). Соответственно двумя голоса­
ми пройдет и политика занятости по сравнению с обороной (см.
табл. 14—5). Если большинство предпочитает борьбу с инфляцией
политике занятости, а политику занятости — обороне, то вполне
логичным был бы вывод о том, что борьба с инфляцией является
более предпочтительной целью по сравнению с национальной оборо­
ной (правило транзитивности). Однако голосование покажет прямо
противоположный результат (см. табл. 14—4 и 14—5).
Таблица 14—5
Результаты голосования
Победитель
Выборы
(1) Борьба с инфляцией про­ Борьба с инфляцией
тив политики занятости (предпочтения Иванова и Сидорова)
Политика занятости
(2) Политика занятости
(предпочтения Иванова и Петрова)
против обороны
(3) Борьба с инфляцией Оборона
i ротив обороны (предпочтения Петрова и Сидорова)
460 Глава 14. Теория общественного выбора
Это означает, что в обществе (выборном органе) отсутствует
рациональный подход, нарушается принцип транзитивности пред­
почтений. Подобную ситуацию Ж. Кондорсэ назвал парадоксом го­
лосования. Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах
К. Эрроу. Парадокс голосования (paradox of voting) — это проти­
воречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе
принципа большинства не обеспечивает выявления действитель­
ных предпочтений общества относительно экономических благ.
На самом деле ошибочной является процедура голосования.
Более того, довольно часто процедура голосования не позволяет
сделать согласованный вывод. Парадокс голосования не только дает
возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не
соответствующие интересам большинства, но и наглядно показыва­
ет, почему результат голосования поддается манипулированию.
Поэтому при разработке регламента следует избегать влияний конъ­
юнктурных факторов, мешающих принятию справедливых и э ф ­
фективных законопроектов. Демократия не сводится только к про­
цедуре голосования, гарантом демократических решений должны
быть твердые и стабильные конституционные принципы и законы
"Выбор таков: или свободный парламент, или свободный народ.
Чтобы сохранить личную свободу, — пишет Ф. А. Хайек, — нужно
ограничить всякую власть — даже власть демократического пар­
ламента — долговременными принципами, одобренными народом"1.
Л В повседневной законодательной деятельности депу-
Р таты стремятся повысить свою популярность, актив­
но используя систему логроллинга (logrolling — "перекатывание
бревна") — практику взаимной поддержки путем "торговли го­
лосами".
Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей
вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны
других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупа­
ет", отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.
Сторонники теории общественного выбора (например, Дж. Бью-
кенен и Г. Таллок) не считают всякую "торговлю голосами" отрица­
тельным явлением 2 . Иногда с помощью логроллинга удается добиться
более эффективного распределения ресурсов, т. е. распределения,
повышающего общее соотношение выгод и затрат в соответствии с
принципом Парето-оптимальности. Однако не исключен и прямо про­
тивоположный эффект. Идя навстречу местным интересам, с помо­
щью логроллинга правительство добивается одобрения крупного де­
фицита госбюджета, роста ассигнований на оборону и т. д. Тем са­
мым общенациональные интересы нередко приносятся в жертву
региональным выгодам.


1
Хайек Ф. А. Общество свободных. С. 155.
2
Buchanan J. and Tullock G. The Calculus of Consent Logical Foundations of Consti­
tutional Democracy Ann Arbor Paperbacks, 1965. Ch. 10—12.
14.4. Бюрократия и проблемы формирования экономики 461
Классической формой логроллинга является "бочонок с са­
лом" — закон, включающий набор небольших локальных проектов.
Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавля­
ется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основ­
ным законом предложений, в принятии которых заинтересованы раз­
личные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему
добавляют все новые и новые предложения ("сало"), пока не будет
достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение боль­
шинства депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для
демократии, так как принципиально важные решения (ограничение
гражданских прав, свободы совести, печати, собраний и т. д.) могут
быть "куплены" предоставлением частных налоговых льгот и удов­
летворением ограниченных местных интересов.

14.4. Бюрократия и проблемы формирования
конституционной экономики
,-. Одним из направлений теории общественного выбо-
г
Экономика к о
а является
fim пк ятии Р экономика бюрократии. Законодатель­
ные органы создают исполнительные, а они, в свою
очередь, — обширный аппарат для выполнения разнообразных
функций государства, которые затрагивают интересы избирателей.
Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непо­
средственном подчинении у бюрократов (рис. 14—6).
Бюрократия развивается как иерархическая структура внут­
ри государства. Она необходима в качестве стабильной организа­
ции для осуществления долгосрочных программ, организации, спо­
собной приспосабливаться к внешним изменениям. Политический
процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности.
Периодическое обновление законодательных органов сочетается с
относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной
власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руковод­
стве, осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.
Депутаты
Бюрократия


Избиратели
Рис. 14—6. Роль бюрократии
Экономика бюрократии (economics of bureaucracy) согласно
теории общественного выбора — это система организаций, удов­
летворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не
производит экономические блага, имеющие ценностную оценку,
и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не
связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в
462 Глава 14. Теория общественного выбора
силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с
интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы
различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей влас­
ти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и ак­
тивно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую
связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте
Через бюрократов группы с особыми интересами "обрабатывают"
политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.
Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общест­
ва в целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми
интересами, которые легко могут использовать для этого средства
массовой информации. И наоборот, в случае провала им могут по­
мочь выйти из затруднительного положения опять те же группы с
особыми интересами, с которыми они тесно связаны.
Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп,
бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые откры­
вали бы для них доступ к самостоятельному использованию разно­
образных ресурсов. На экономии общественных благ они мало что
могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предостав­
ляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления
влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и в
конечном счете для подготовки путей "отхода" на какое-нибудь
"теплое" местечко. Не случайно многие служащие корпораций, по­
работав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпо­
рации с заметным повышением. Такая практика получила назва­
ние "системы вращающихся дверей".
Бюрократии присущи стремление ускорить ход дела админи­
стративными методами, абсолютизация формы в ущерб содержа­
нию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели ор­
ганизации задачам ее сохранения. "Бюрократия, — писал К. Маркс, —
считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрокра­
тия делает свои "формальные" цели своим содержанием, то она
всюду вступает в конфликт с "реальными" целями. Она вынуждена
поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание — за
нечто формальное. Государственные задачи превращаются в кан­
целярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные"1
С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны уп­
равления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем
ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществля­
ется их претворение в жизнь. Различные ведомства преследуют
нередко противоположные цели; их работники часто дублируют
работу друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издают­
ся все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот.
Все это требует огромных средств для решения простих вопросов.
Укрепление бюрократии усиливает неэффективность работы
организации. В частной фирме простым критерием эффективности
является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий
1
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 271.
14 4 Бюрократия и проблемы формирования экономики 463
критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых
ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов
сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного
аппарата — людей, занятых поиском политической ренты.
„ Крупным достижением в теории обществен-
Поиск политической н о г о в ы б о р а с т а л а начатая в 1974 г. Анной
ренты Крюгер разработка теории политической
ренты. Поиск политической ренты (political rent seeking) -— это
стремление получить экономическую ренту с помощью полити­
ческого процесса. Правительственные чиновники стремятся полу­
чить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и
отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.
Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провес­
ти такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономи­
ческой ренты за счет общества. Политики заинтересованы в реше­
ниях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требу­
ют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения
способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они
экономически неэффективны.
Иерархическая структура государственного аппарата строит­
ся по тем же принципам, что и структура крупных корпораций.
Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться
преимуществами организационной структуры частных фирм. При­
чинами служат слабый контроль за их функционированием, недо­
статочная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии.
Поэтому представители теории общественного выбора последова­
тельно выступают за всемерное ограничение экономических функ­
ций государства. Даже производство общественных благ не повод, с
их точки зрения, для государственного вмешательства в экономи­
ку, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинако­
вую выгоду от государственных программ. По их мнению, демокра­
тичным является опосредованное рынком преобразование общест­
венных товаров и услуг в экономические блага.
Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают
приватизацию, его содержанием — развитие "мягкой инфраструк­
туры", а конечной целью — создание конституционной экономики.
Введенное У. Нисканеном понятие "мягкая инфраструктура" озна­
чает увеличение экономических прав человека (укрепление прав
собственности, честность и ответственность за выполнение контрак­
тов, терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.)
и ограничение сфер деятельности государства.
Политико-экономический (политический
Политике- ^ деловой) цикл (political business cycle) —
экономический цикл иикл экономической и политической ак­
1
тивности правительства между выборами . Деятельность прави­
тельства между выборами подчинена определенным закономернос-
1
Nordhaus W The Political Business Cycle / / Review of Economic Studies 1975
№ 42 P 169—190
Глава 14. Теория общественного выбора
464
тям С известной долей условности она может быть описана следу­
ющим образом. После выборов осуществляется ряд мер, направ­
ленных на изменение целей или масштабов деятельности предше­
ствующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный
характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в
оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита
государственного бюджета, сворачиванию непопулярных программ,
перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие
к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных
обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока
падение популярности нового правительства не достигает крити­
ческого уровня. С приближением следующих выборов активность
правительства возрастает. Если отложить на оси абсцисс время, а
на оси ординат — активность правительства, то описанный цикл в
общем виде будет выглядеть примерно так (рис. 14—7).
Экономическая
активность
правительства




i . . 1 ^
Т, Т2 Т3 Время
Рис. 14—7. Политико-экономический цикл
Отрезок Т Т2 отражает падение популярности правительства,
отрезок Т2 Т, — наращивание активности, связанное с подготовкой
предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой ак­
тивности не должен находиться слишком далеко от предстоящих
перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной
деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень
активности в точке Т3 был не ниже активности предшествующего
правительства в точке Т . Общий политико-экономический цикл
может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом
вписываются в указанную закономерность.
„ "Провалы" (фиаско) государства (правительства)
Провалы (government failure) — это случаи, когда государст-
государства в0 (Правителъство) не в состоянии обеспечить эф­
фективное распределение и использование общественных ресурсов.
Обычно к "провалам" государства относят:
1. Ограниченность необходимой для принятия решений ин­
формации. Подобно тому как на рынке возможно существование
асимметричной информации, так и правительственные решения
14 4 Бюрократия и проблемы формирования экономики 465

могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет
которой позволил бы принять более правильное решение. Более
того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лоб­
би, мощного бюрократического аппарата приводит к значительно­
му искажению даже имеющейся информации.
2. Несовершенство политического процесса. Напомним лишь
основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулиро­
вание голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг,
поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.
3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремитель­
ный рост государственного аппарата создает все новые и новые
проблемы в этой области.
4. Неспособность государства полностью предусмотреть и кон­
тролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых
им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагиру­
ют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия
сильно изменяют смысл и направленность предпринятых прави­
тельством акций (или законов, одобренных законодательным со­
бранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в
общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных
целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий госу­
дарства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.
Деятельность государства, направленная на исправление "про­
валов" рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиас­
ко рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо
строго следить за последствиями его деятельности и корректиро­
вать ее в зависимости от социально-экономической и политической
конъюнктуры. Экономические методы должны применяться таким
образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Исполь­
зуя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить
за негативными эффектами и заблаговременно принимать меры по
ликвидации негативных последствий.
__ ?. Модель Конституции, предложенная Фрид-
Модель Конституции р и х о м ф ( Ш Х а й е к о м , исходит из необходи-
иека мости кардинального преобразования суще­
ствующих демократических институтов. Они были созданы, счита­
ет он, для нужд управления, а не законодательства. Первоначально
под демократией понимали даже не содержание управления, а лишь
форму (или процедуру) принятия решений. Эта форма ничего не
говорила о целях управления и средствах их достижения. С тече­
нием времени, однако (и не без влияния английской традиции), пред­
ставительное собрание (парламент) обретает не только высшую, но
и неограниченную власть в обществе. "Если те, кто принимает ре­
шения по любым вопросам, — пишет Ф. Хайек, — могут издавать
любой закон, то очевидно, что сами они не подвластны закону" 1 . Это
означает, что в обществе господствует принцип парламентского
суверенитета.

1
Хайек Ф. Общество свободных С 52
466 Глава 14. Теория общественного выбора
Принятие законов и контроль за их исполнением — это раз­
ные функции. Если выборный орган будет иметь право изменять
сами законы, то он рано или поздно сделает все возможное, чтобы
укрепить и расширить свою власть. Бесплатные раздачи общест­
венных средств отдельным категориям населения, поблажки раз­
личным группам с особыми интересами становятся условием пере­
избрания, средством покупки поддержки большинства, т. е. поли­
тической необходимостью. Сохранение власти любой ценой превра­
щается в цель, растрата общественных благ — в средство достиже­
ния этой цели. Такая тенденция объективно таит в себе опасность
перерождения демократического идеала.
Поэтому Ф. Хайек считает, что в подлинно демократическом
обществе необходимы три представительных органа:
— "один — для занятия исключительно конституцией (он бу­
дет собираться с большими интервалами, лишь когда потребуются
изменения в конституции);
— другой — для постоянного совершенствования кодекса спра­
ведливости;
— третий — для текущего правления, т. е. для распоряжения
общественными ресурсами" 1 .
Целью первого из них будет сдерживание произвола, т. е. "прав­
ления без правил". Конституция, которая должна быть одобрена
высшим органом, сможет оградить частную сферу деятельности каж­
дого от вмешательства государства, т. е. сформулировать четкие пре­
делы по использованию права государства на принуждение.
Ф. Хайек предлагает совершенно новый принцип формирова­
ния законодательного собрания. Для этого каждое поколение, до­
стигшее 45 лет, выбирает из своей среды представителей сроком
на 15 лет. Таким образом, в законодательном собрании будут пред­
ставлены люди в возрасте от 45 до 60 лет, представительство будет
ежегодно обновляться на 1/15. Общая структура власти, по Ф. Хайе-
ку, будет выглядеть тогда следующим образом (рис. 14—8):
Конституция

\
Законодательное собрание

Правительственное собрание

Правительство
I
Административно-бюрократический аппарат
Рис. 14—8. Общая структура власти по Ф. Хайеку
1
Хайек Ф. Общество свободных. С. 69
467
14.4. Бюрократия и проблемы формирования экономики
Высшей инстанцией является Конституция, которая опреде­
ляет функции всех органов власти. Законодательное собрание фор­
мирует правительственное собрание, оно, в свою очередь, — прави­
тельство, которое руководит административно-бюрократическим
аппаратом.
Такая структура, по мнению Ф. Хайека, позволит избежать
извращения демократического идеала, защитит от перерождения
закона в произвол, создаст пределы для роста административной
машины.

Вопросы для повторения
1. Экономический и политический рынок: в чем их единство и
в чем различие?
2. Что понимается под рациональностью индивида в общест­
венном выборе?
3. Перечислите признаки прямой демократии. В чем их досто­
инства и недостатки?
4. Всегда ли правило большинства обеспечивает демократич­
ность принятия решений? Когда, на ваш взгляд, необходимо при­
нятие решений при условии полного единогласия?
5. Что такое издержки принятия решений? Из чего они скла­
дываются?
6. Покажите на конкретных примерах, как используют модель
медианного избирателя лидеры различных партий.
7. Какие факторы повысили рациональное неведение на пре­
зидентских выборах в России в июне 1996 г., а какие способствова­
ли его понижению?
8. Что будет происходить, если в условиях прямой демократии
одновременно наблюдается неравномерное распределение и выгод,
и затрат? Объясните это на приведенном примере с озеленением
улицы. Будет ли тогда действовать модель медианного избирателя?
9. Если вы — русский, проживающий в Эстонии, или эстонец,
живущий в России, то какой бы вы предпочли парламент: пользу­
ющийся простым большинством голосов или характеризующийся
относительным единодушием? Почему?
10. Какой смысл вкладывают сторонники теории общественно­
го выбора в понятие "политическая экономия"?
11. Приведите конкретные примеры лоббирования правитель­
ственных решений.
12. Противоречит ли система логроллинга оптимуму по Парето?
13. В чем единство и в чем различие прямой и представитель­
ной демократии?
14. Что представляет собой бюрократия как экономическое
явление?
15. В чем единство и в чем различие экономической и полити­
ческой ренты?
16. Почему произошло извращение демократического идеала?
Чем отличается закон от произвола?
468 Глава 14. Теория общественного выбора
17. Сравните авторитарный либерализм, анархо-либерализм и
ограниченную демократию. Какая система лучше и почему?
18. Может ли модель Конституции Ф. Хайека быть реализова­
на на практике? Что для этого необходимо?
19. Каковы условия проведения эффективной денационализа­
ции? Проанализируйте опыт приватизации в России: каковы его
достоинства и недостатки?
20. Что такое конституционная экономика? Почему ее разработка
стала актуальной задачей в развитых странах в настоящее время?

Примеры решения задач
1. Верны ли следующие утверждения?
1.1. Прямая демократия — это политическая система, при ко­
торой люди имеют право лично голосовать за политический курс
или программу.
Да Нет
1.2. Медианный избиратель — это лицо, занимающее проме­
жуточную позицию по данному вопросу.
Да Нет
1 3 Правительственная программа, которая не была принята в
..
условиях прямой демократии, не будет принята и в условиях пред­
ставительной демократии.
Да Нет
1.4. Рациональное неведение избирателя основано на том, как
избиратель определяет вероятность влияния его голоса на резуль­
таты голосования.
Да Нет
1.5. Конституционный выбор — выбор между различными па­
кетами (наборами) правил, регламентирующими процесс принятия
демократических решений.
Да Нет
1.6. Процесс "торговли голосами", осуществляемый представи­
телями, всегда препятствует достижению оптимума по Парето.
Да Нет
Ответы
1.1. Да. Прямая демократия представляет собой такую полити­
ческую систему, при которой каждый гражданин имеет право лич­
но участвовать в голосовании.
1.2. Нет. Неточно. Медианный избиратель — это избиратель,
находящийся в середине (центре) интересов всех избирателей. В
промежутке между крайностями находится большинство избира­
телей, однако их позиции могут значительно отличаться от пози­
ции медианного избирателя.
1.3. Нет. В условиях представительной демократии могут быть
приняты программы, которые не прошли бы в условиях прямой.
469
Примеры решения задач
Лоббизм и логроллинг позволяют объяснить, как это происходит на
практике.
1.4. Да. Рациональный избиратель воздержится от голосова­
ния, если знает, что его голос ничего не изменит в голосовании.
1.5. Да. Конституционный выбор — это выбор регламента голо­
сования в демократическом обществе, регламент, закрепленный
Конституцией гражданского общества.
1.6. Нет. Процесс "торговли голосами" отнюдь не всегда пре­
пятствует (а часто, наоборот, способствует) достижению оптимума
по Парето.
2. Выберите правильный ответ
2.1. Кто из экономистов получил Нобелевскую премию за свою
работу по теории общественного выбора:
а) Рональд Коуз; в) Гордон Таллок;
б) Джеймс Бьюкенен; г) Дуглас Норт?
2.2. Допустим, что в условиях прямой демократии налоги де­
лятся строго пропорционально выгодам, получаемым от государст­
венных программ. Тогда количество расходов на общественные про­
граммы будет:
а) равно эффективному количеству;
б) меньше эффективного количества;
в) больше эффективного количества;
г) либо больше, либо меньше эффективного количества.
2.3. К медианным избирателям относятся те, кто:
а) пришел голосовать, хотя им все безразлично;
б) слишком глуп, чтобы разбираться в существе дела;
в) обещал поддержку всем соперничающим группам, а теперь
не знает, воздержаться от голосования или сказаться больным;
г) находится в середине существующей шкалы предпочтений.
2.4. Торговля голосами между депутатами:
а) увеличивает число принятых законов;
б) чаще служит общим интересам, чем региональным;
в) приводит к принятию прогрессивных законов;
г) увеличивает шансы победы на выборах индифферентного
большинства.
2.5. Что из перечисленного относится к "провалам" правительства:
а) несовершенство политического процесса;
б) ограниченность контроля над бюрократией;
в) неспособность государства полностью контролировать реак­
цию экономических субъектов на его действия;
г) верно все перечисленное?
Ответы
2.1, б. В 1986 г. Дж. Бьюкенен получил Нобелевскую премию по
экономике "за исследование договорных и конституционных основ
теории принятия экономических решений".
2.2, а. Согласно теории общественного выбора, если налоги де­
лятся строго пропорционально выгодам, получаемым от государст­
венных программ, количество расходов будет равно эффективному.
Глава 14 Теория общественного выбора
470
2.3, г. Варианты ответов а—в приведены из книги С. Н. Пар­
кинсона "Законы Паркинсона" (с 29—30). Они хотя и остроумны,
но не соответствуют определению медианного избирателя.
2.4, а. Торговля голосами между депутатами увеличивает чис­
ло принятых законов путем их взаимной поддержки.
2.5, г. Все перечисленные факторы относятся к "провалам" (фи­
аско) правительства, к ним можно добавить еще ограниченность
доступной правительству информации.
3. Задачи
3.1. На рисунке показано распределение голосов. Используя
этот рисунок, попытайтесь ответить на следующие вопросы:




Либералы АВСDE FG Консерваторы
а) На выборах представлены всего два кандидата, и один из
них выбирает позицию В, а другой — D. Определите процент голо­
сов, которые каждый из них получит.
б) Если два кандидата занимают позицию G, а третий позицию
А, кто тогда победит на выборах?
3 2. На графике показано распределение политических симпа­
тий избирателей. В стране действуют три партии: партия Мартыш­
кина (М), партия Ослова (О) и партия Козлова (К). Молодой бесприн­
ципный политик Косолапо-Мишкин решил основать новую партию.
Какую идейную платформу он выберет для своей партии из вариан­
тов А, В и С (позиция С совпадает с позицией партии Ослова)?


i 1 м о =св Ак I ,
1
1 •—i •—• 1—•—• ( 1
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
3.3. На графике представлены кривые спроса и предложения
товара А.
Цена,
долл
40
S
30




1,5 млн. 3,0 млн. Количество
Примеры решения задач 471
В настоящее время в отрасль входит 100 фирм. Отрасль кон­
курентна, цена товара равна 30 долл., объем выпуска — 3,0 млн.
долл. Предположим, что фирмы хотели бы организовать лобби и
создать картель. Представители фирмы подсчитали, что на созда­

<<

стр. 15
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>