<<

стр. 18
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

ограничено. (333)
ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (land, natural resourc­
es) — природные условия, необходимые для производства товаров
и услуг. (46)
ЗОНА ЗАМЕЩЕНИЯ (ЗАМЕНЫ, СУБСТИТУЦИИ) (zone of
substitution) — участок кривой безразличия, в котором возможна
эффективная замена одного блага другим. (129)
536 Краткий словарь экономических терминов
ИГРА (дате) — взаимоотношения экономических субъектов в
ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходи­
мо принимать ответственные решения. (253)
ИГРА С НЕНУЛЕВОЙ СУММОЙ (non-zero-sum game) —
игра, во время которой группа игроков, взятая в целом, либо увели­
чивает, либо уменьшает свое благосостояние. (254)
ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ (zero-sum game) — игра, в
ходе которой происходит перераспределение благ между участни­
ками, причем выигрыш одних возникает исключительно из проиг­
рыша других игроков. (254)
ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer sur­
plus) — разница между ценой, за которую потребитель готов ку­
пить товар, и ценой, которую он в действительности платит (90)
ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer sur­
plus) — это разница между валовыми доходами и полными из­
держками производителя. (91)
ИЗОКВАНТА (isoquant) — кривая, представляющая все со­
четания ресурсов, использование которых обеспечивает одинако­
вый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска. (166)
ИЗОКОСТА (xsocost line) — линия, объединяющая все воз­
можные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммар­
ную стоимость, прямая равных издержек
C=wxL+rxK
или
С w
К= XL. (168)
г г
ИМПЛИЦИТНЫЙ КОНТРАКТ — см. Отношенческий кон­
тракт. (184)
ИНВЕСТИРОВАНИЕ (investment) — процесс пополнения и
увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирму
в данном году Валовые (совокупные) инвестиции (gross investments)
представляют собой сумму амортизации (depreciation) — возмеще­
ния затраченных в текущем году капитальных средств — и чистых
инвестиций (net investments) — увеличения объема использования
капитала. Сумма амортизации рассчитывается исходя из стоимос­
ти основного капитала фирмы (капитальных фондов) и полезного
срока службы основного капитала — числа лет, в течение которых
капитальные активы будут приносить фирме доходы или сокра­
щать ее издержки. Для расчета суммы амортизации необходимо
знать норму амортизации. (319)
ИНДЕКС А. П. ЛЕРНЕРА (Lerner index) —
Р -МС 1
I = -Л! =— ,
L
P E
m
где I, — лернеровский индекс монопольной власти;
Рт — монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Е — эластичность спроса на продукцию.
Краткий словарь экономических терминов 537
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следователь­
но, 1г = 0. Если IL представляет из себя положительную величину
(I > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот
показатель, тем больше монопольная власть. (231)
ИНДЕКС МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ (monopoly power in­
dex) — см. индекс Лернера, индекс Херфиндаля—Хиршмана. (231)
ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА (Herfindahl-Hirsh-
тап index, 1ИН) — показатель, определяющий степень концентра­
ции рынка. При его расчете используется удельный вес продукции
фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес
продукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные возможнос­
ти для возникновения монополии Все фирмы ранжируются по удель­
ному весу от наибольшей до наименьшей
S 2 + S + S + + S
n2>
^Н = . / / •
где II[H — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
S, — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы,
S n — удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы
имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а 1 н н = 10 000. Если
в отрасли 100 одинаковых фирм, то S, = 1%, а 1НП = 100. (231)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА (individual propertyship) —
фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ве­
дущее дело в собственных интересах и отвечающее за нее личным
имуществом. (188)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС (individual demand) — спрос,
предъявляемый одним потребителем (85)
ИНДУКЦИЯ (от лат. "наведение") — метод познания от
частного к общему (18)
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ (institutionalism) — экономическая
наука об институтах, внутри и посредством которых осуществля­
ется кругооборот экономических благ (14)
ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (intercpecific resourc­
es) — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максималь­
ная ценность которых достигается только в данной фирме и по­
средством нее. (185)
КАПИТАЛ (capital) — ресурсы длительного пользования, ис­
пользуемые для производства товаров и услуг. (318)
КАРТА ИЗОКВАНТ (isoquant тар) — совокупность изоквант,
каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции,
достигаемый при использовании определенных сочетаний ресур­
сов (166)
КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve map) —
множество кривых безразличия. (128)
КАРТЕЛЬ (cartel) — рыночная ситуация, при которой фирмы
образуют сговор (соглашение) относительно цен и/или объема про­
изводства с целью максимизации совокупной прибыли картеля. (257)
538 Краткий словарь экономических терминов
КВАЗИОПТИМУМ (ВТОРОЕ ЛУЧШЕЕ) (second best) — вы­
бор наилучшей из доступных комбинаций выпуска, когда Парето-
эффективный объем выпуска товаров невозможен. (370)
КЕЙНСИАНСТВО (Keynesian economics) — экономическое
течение современного либерализма, обосновывающее необходимость
государственного стимулирования эффективного спроса. (10)
КЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ (classical contract law) — дву­
сторонний контракт, основанный на существующих юридических
правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий
санкции в случае невыполнения этих условий. (184)
КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ (ЛИБЕРТАРИЗМ) (clas­
sical liberalism) — течение экономической теории, которое исхо­
дит из приоритета интересов личности Согласно данной теории
каждый человек готов к активной автономной деятельности, спосо­
бен сам наиболее эффективно реализовать свои таланты и способ­
ности. (362)
КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (command economy) — систе­
ма, в которой доминируют общественная (государственная) собст­
венность на средства производства, коллективное принятие эконо­
мических решений, централизованное руководство экономикой по­
средством государственного планирования. (62)
КОМПЕНСАЦИОННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (compensat­
ing wage) — заработная плата, компенсирующая неравенство в
условиях и привлекательности труда (296)
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА (complementary goods) —
блага, дополняющие друг друга в потреблении. (139)
КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА (cooperative game) — такая игра,
в которой наблюдается заключение соглашения между участника­
ми. В экономике примером кооперативной игры может служить кар­
тель. (254)
КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СУБСИДИЯ (corrective subsidy) — суб­
сидия производителям или потребителям экономических благ, харак­
теризующихся положительными внешними эффектами, которая по­
зволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным обще­
ственным. (426)
КОРРЕКТИРУЮЩИЙ НАЛОГ (corrective tax) — налог на
выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными
внешними эффектами, который повышает предельные частные из­
держки до уровня предельных общественных; направлен на кор­
ректировку ценовых диспропорций, вызванных влиянием "прова­
лов" рынка. (426)
КОРПОРАЦИЯ (corporation) — фирма, имеющая форму юри­
дического лица и принадлежащая группе акционеров, причем иму­
щество и собственность этой фирмы отделены от имущества и от­
ветственности ее совладельцев (ответственность каждого акционе­
ра ограничена его вкладом). (189)
КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ (Gini coefficient) — коэффициент,
показывающий уровень неравенства в распределении доходов. (300)
Краткий словарь экономических терминов 539
КРАТКОСРОЧНЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ ПЕРИОД (short-run)
в деятельности фирмы — отрезок времени, в течение которого не­
возможно изменить хотя бы один производственный фактор (195)
КРИВАЯ Б Е З Р А З Л И Ч И Я (indifference curve) — линия по­
стоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной по­
лезности) от потребления различных наборов благ. (128)
КРИВАЯ "ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ" (income—consumption
curve) — кривая, каждая точка которой — оптимальное количество
потребляемых благ при разном уровне дохода (но постоянном соот­
ношении цен) (132)
КРИВАЯ КОНТРАКТОВ (contract curve) — множество возмож­
ных эффективных вариантов распределения двух экономических благ
между двумя потребителями, для которых выполняется условие:
Р
MRS A = MRS B = — ˜ •
ху ху р
У
(Предельная норма замещения товара Y товаром X для обоих по­
требителей равна отношению цены товара X к цене товара Y). (360)
КРИВАЯ ЛОРЕНЦА (Lorenz curve) — кривая, отражающая
фактическое распределение доходов. (299)
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) — графическое изо­
бражение зависимости между рыночной ценой блага и количествами
этого блага, которое готовы продать производители в данный момент
времени (85)
КРИВАЯ (ГРАНИЦА) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ В О З М О Ж ­
НОСТЕЙ (production possibilities curve (frontier)) — кривая, де­
монстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут
быть произведены в экономике при полном использовании данного
объема ресурсов и данной технологии. (48, 366)
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ (production
contract curve) — множество возможных вариантов Парето-эффек-
тивного размещения ресурсов, для которых выполняется условие:
W
MRTS* = MRTS® =
Предельная норма технологического замещения трудом капитала в
производстве обоих товаров равна отношению цены труда к цене
капитала. (365)
КРИВАЯ РЕАГИРОВАНИЯ (reactive curve) — показывает,
каким образом объем выпуска одной фирмы зависит от объема
выпуска другой фирмы (253)
КРИВАЯ СПРОСА (demand curve) — графическое изобра­
жение зависимости между рыночными ценами блага и количеством
этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент
времени. (82)
КРИВАЯ " Ц Е Н А — П О Т Р Е Б Л Е Н И Е " (price—consumption
curve) — кривая, соединяющая ряд равновесных точек, образую­
щихся при постепенном повороте бюджетной прямой (при измене­
нии цены одного товара и неизменном доходе). (133)
540 Краткий словарь экономических терминов
КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, показывающая
зависимость изменения величины потребления товара от измене­
ния дохода потребителя. В зависимости от реакции потребителя на
изменение дохода при покупке товара различают три категории
товаров: ценные^ малоценные и обычные. (133)
К Р И Т Е Р И И КАЛДОРА—ХИКСА (Caldor—Hicks criteria) —
критерий оценки благосостояния, согласно которому благосостоя­
ние повышается, если те, кто выигрывает, оценивают свои доходы
выше убытков потерпевших. (368)
Л О Б Б И З М (lobbying) — попытки влияния на представителей
власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы из­
бирателей политического решения. (458)
ЛОГРОЛЛИНГ (logrolling — "перекатывание бревна") —
практика взаимной поддержки путем "торговли голосами". (460)
МАЛОЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (inferior goods) — товары, спрос
на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качест­
ва). (136)
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — наука, применяющая ма­
тематические методы и исследующая мышление с помощью исчис­
лений (формализованных языков). (27)
МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД (immediate period) — период в
деятельности фирмы, когда количество всех используемых факто­
ров остается постоянным. (88)
МЕЖВРЕМЕННОЕ Б Ю Д Ж Е Т Н О Е ОГРАНИЧЕНИЕ (inten-
temporal budget constraint) — показывает возможности переклю­
чения текущего потребления на будущее потребление. (324)
М Е Р Т В Ы Й ГРУЗ МОНОПОЛИИ (ЧИСТЫЕ И З Д Е Р Ж К И
МОНОПОЛИИ) (deadweight loss) — разница между потенциаль­
но возможным объемом производства в отрасли без монополии и
реальным объемом выпуска монополиста. (229)
МЕТОД (от греч. "methodos" — путь к чему-либо) — уче­
ние о происхождении, структуре и способах применения всей сово­
купности познавательных средств. В наиболее широком смысле к
методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках
научный аппарат. (16)
МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) — раздел экономи­
ческой науки, изучающий деятельность отдельных экономических
агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на
отраслевых рынках. (31)
МОДЕЛЬ (model) — абстрактная теоретическая конструкция,
логическая структура которой определяется как свойствами объ­
екта, так и целями, характером исследования. (28)
МОДЕЛЬ МЕДИАННОГО ИЗБИРАТЕЛЯ (median voter mod­
el) — модель, характеризующая существующую в рамках прямой
демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осу­
ществляется в интересах избирателя-центриста (человека, зани­
мающего место в середине шкалы интересов данного общества). (453)
Краткий словарь экономических терминов 541
МОНЕТАРИЗМ (monetarism) — неоклассическая экономичес­
кая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль
в процессе изменения экономической конъюнктуры. (12)
МОНОПОЛИЯ (monopoly) — см. Чистая монополия.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic
competition) — тип рыночной структуры, возникающий в результа­
те дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкурен­
ция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии", моно­
полистическая власть на рынке относительно невелика. (224, 232)
МОНОПСОНИЯ (monopsony) — монополия со стороны покупате­
ля. (224, 261)
МОРАЛЬНЫЙ РИСК (moral hazard) — поведение индивида,
сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в на­
дежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покры­
ты страховой компанией. (395)
НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonrivality in
consumption) — означает, что потребление чисто общественного
блага одним человеком не уменьшает его доступности для других.
Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для до­
полнительного потребителя равны нулю. (430)
НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonexclusivity in
consumption) — означает, что ни один человек не может быть не
допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это
платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным поло­
жительным внешним эффектом' как только кто-нибудь начинает
его потреблять, оно становится доступным для всех. (430)
НЕЙТРАЛЬНЫЙ К РИСКУ (risk neutrality) — человек, ко­
торый при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между
гарантированным и рисковым результатами. (390)
НЕКООПЕРАТИВНАЯ ИГРА (non-cooperative game) — та­
кая игра, в которой ее участники принимают самостоятельные ре­
шения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером не­
кооперативной игры может служить олигополия. (254)
НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ (neoclassical contract
law) — долгосрочный контракт в условиях неопределенности, ког­
да невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой
сделки. (184)
НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (nonrational demand) — не­
запланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного
желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза,
спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении
потребителя. (126)
НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос, обусловленный
факторами, не связанными с самим товаром. (125)
НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (теория общест­
венного выбора) (new political economy /public choice theory) —
наука, изучающая различные способы и методы, посредством кото-
542 Краткий словарь экономических терминов
рых люди используют правительственные учреждения в своих соб­
ственных интересах. (13)
Н О М И Н А Л Ь Н А Я ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (nominal wage
rate) — цена, выплачиваемая за использование труда. (250)
НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (nominal rate of in­
terest) — ставка процента, выраженная в деньгах (рублях, долла­
рах, франках) по их текущему курсу. (327)
НОРМА АМОРТИЗАЦИИ (rate of depreciation) — доля ос­
новного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем
году. (318)
НОРМАЛЬНАЯ П Р И Б Ы Л Ь (normal profit), НУЛЕВАЯ ЭКО­
НОМИЧЕСКАЯ П Р И Б Ы Л Ь (zero profit) — альтернативная стои­
мость использования предпринимательской способности. Когда фир­
ма получает только нормальную прибыль, то ее доход полностью
расходуется на покрытие всех затрат фирмы. (192)
НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (normative eco­
nomics) — наука, изучающая условия достижения индивидами, фир­
мами или обществом в целом максимального результата при данных
затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной
экономики) поведении людей и деятельности институтов. (31, 46)
ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (total utility, TU) — совокупная по­
лезность всех потребляемых благ. (120)
ОБЩАЯ (КОММУНАЛЬНАЯ) СОБСТВЕННОСТЬ (common
property) — все участники организации (коммуны), которой такая
собственность принадлежит, обладают общим правом использова­
ния блага до его присвоения и частным правом на использование
после того, как удалось его получить (присвоить) во временное или
постоянное владение. (422)
ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ (general equilibrium) — равновесие,
возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда из­
менение спроса или предложения на одном рынке влияет на равно­
весные цену и объемы продаж на всех рынках (353)
О Б Щ И Е И З Д Е Р Ж К И (total costs, TC) — совокупность всех
затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо про­
дукта или экономического блага, включающая в себя переменные
издержки и постоянные издержки. (198)
О Б Щ И Е РЕСУРСЫ (common resources) — это ресурсы, цен­
ность которых не зависит от нахождения в данной фирме, и внут­
ри, и вне ее они^оцениваются одинаково (185)
О Б Ы Ч Н Ы Й ТОВАР (normal good) — товар, спрос на кото­
рый при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по
мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-
либо постоянном уровне (предметы первой необходимости). (137)
ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКА (risk pooling) — метод, при котором
риск вероятного ущерба делится между участниками таким обра­
зом, что возможные потери каждого относительно невелики. (392)
Краткий словарь экономических терминов 543
ОБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (от лат. "предмет") —
вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происхо­
дит данный процесс или явление (387)
ОЖИДАЕМОЕ З Н А Ч Е Н И Е (expected value) — средневзве­
шенное значение всех возможных результатов. (387)
ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) — рыночная структура, когда на
рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих одно­
родный продукт и обладающих неполной рыночной властью над
ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высоки­
ми барьерами. (224, 249)
ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (opportunist behav­
ior) — поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения кон­
тракта с целью получения прибыли за счет партнеров. (422)
ОПЦИОН, ИЛИ СДЕЛКА С ПРЕМИЕЙ (option) — разновид­
ность срочного контракта (фьючерса), согласно которому одна сто­
рона приобретает право купить или продать что-либо в будущем
по заранее оговоренной цене с уплатой комиссионных (премии). (399)
ОТКЛОНЕНИЕ — разница между действительным результа­
том и ожидаемым. (387)
ОТНОШЕНЧЕСКИЙ, ИЛИ И М П Л И Ц И Т Н Ы Й , КОНТРАКТ
(relational contracting) — долгосрочный взаимовыгодный контракт,
в котором неформальные условия преобладают над формальны­
ми. (184)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (negative
externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность
одного экономического агента вызывает издержки других. При на­
личии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо про­
дается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме,
т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицатель­
ными внешними эффектами. (424)
ПАРАДОКС ГОЛОСОВАНИЯ (paradox of voting) — проти­
воречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе
принципа большинства не обеспечивает выявления действитель­
ных предпочтений общества относительно экономических благ. (460)
ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ, ИЛИ
ПАРЕТО-ОПТИМУМ (Pareto-optimality) — такое распределение
благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние
(посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния
другого лица. (361)
ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ
(Pareto-optimal resource allocation) — такое размещение ресур­
сов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сокра­
тив выпуск другого (365)
ПАРТНЕРСТВО (partnership) — фирма, которая принадле­
жит двум или более лицам, которые совместно владеют и управля­
ют предприятием, получают часть прибыли и несут неограничен­
ную ответственность за деятельность фирмы. (188)
544 Краткий словарь экономических терминов
ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ (cobweb model) — простей­
шая динамическая модель, показывающая различные виды коле­
баний, в результате которых формируется (или не формируется)
равновесие. Она показывает образование равновесия в отрасли с
фиксированным циклом производства (например, в сельском хо­
зяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на
основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут
изменить его объем:
Q« = s ( P w ) ,
где Qst — объем предложения в период времени t,
Р — фактическая цена экономического блага в период вре­
мени, предшествующий периоду t. (94)
ПЕРВАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ (the
first theorem of welfare economics) — гласит, что, если соблюдают­
ся все восемь исходных положений, то тогда полученное конкурент­
ное рыночное равновесие является Парето-оптимальным. (368)
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (cross elasticity) — элас­
тичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.
(101, 140, 142)
dQ x /Q x = dQ x x _ P ^
ED =
ху
dP / P dP Q
у/ у у -Сх
ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable costs, VC) — издерж­
ки, которые изменяются с изменением объема выпуска продук­
ции. (197)
ПЕРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (variable factors
of production) — факторы, затраты которых зависят от уровня выпус­
ка продукции. (197)
ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ — плата, взимаемая с фирмы за каж­
дую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. (429)
ПЛАТЕЖНАЯ ФУНКЦИЯ — результат игры, показывающий
приобретения и потери игроков. (254)
ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (positive eco­
nomics) — наука, изучающая развитие объективно складывающихся
экономических явлений и процессов (46)
ПОИСК ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ (political rent seeking) —
стремление получить экономическую ренту с помощью политического
процесса. (463)
ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА (utility of good) — способность эконо­
мического блага удовлетворять одну или несколько человеческих по­
требностей (120)
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛО­
ВОЙ) ЦИКЛ (political business cycle) — цикл экономической и
политической активности правительства между выборами (463)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (political economy) — фун­
даментальная экономическая наука, изучающая методологические
и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и
потребления экономических благ. В различных школах экономи-
Краткий словарь экономических терминов 545
ческой мысли существовали следующие определения предмета по­
литической экономии меркантилизм: наука о видах деятельнос­
ти, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами);
классическая политэкономия: наука о богатстве; марксистская
политэкономия' наука о производственных отношениях — отно­
шениях между людьми, складывающихся в процессе производства,
распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных
этапах развития человеческого общества, маржинализм' экономи­
ческая наука о деятельности людей по удовлетворению своих по­
требностей путем использования ограниченных производственных
ресурсов, историческая школа: наука о повседневной деловой жиз­
ни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах. (4)
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (positive ex­
ternality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность
одного экономического агента приносит выгоды другим. При нали­
чии положительного внешнего эффекта экономическое благо про­
дается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объе­
ме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положи­
тельными внешними эффектами (425)
ПОНЯТИЕ — мысль о предмете. (17)
ПОСТОЯННАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (constant
economy of scale) — увеличение объема продукции теми же тем­
пами, что и увеличение затрат всех использованных для производ­
ства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем
производства также возрастает на 20%. (171)
ПОСТОЯННЫЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (fixed
costs, FC) — издержки, которые фирма несет независимо от объема
выпуска продукции (195)
ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (fixed factors of
production) — факторы, затраты которых не зависят от уровня выпуска
продукции. (197)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР (consumer choice) — выбор,
максимизирующий функцию полезности рационального потребите­
ля в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода) (124)
ПОТРЕБНОСТИ (needs) — внутренние мотивы, побуждаю­
щие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей
наряду с редкостью определяет ценность экономических благ. (44)
ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ (property rights) — совокупность
властных прав, санкционированных поведенческих отношений, скла­
дывающихся между людьми по поводу использования ими эконо­
мических благ. (420)
ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ: MRP = MRC. (161)
ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ (profit maximi­
sation rule): MRP = P (164)
ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОС­
ТИ — правило, согласно которому функция полезности максими­
зируется в том случае, когда денежный доход потребителя распре­
деляется таким образом, что каждый последний доллар (рубль,
546 Краткий словарь экономических терминов
марка, франк и тд.), затраченный на приобретение любого блага,
приносит одинаковую предельную полезность. То есть
ми, _ ми 2 _ мип (124)


ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК (least-cost rule) ˜-
правило, согласно которому издержки заданного объема производ­
ства минимизируются, когда последний доллар, затраченный на
каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт (162)
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ВРЕМЕННОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ
(marginal rate time preference, MRTP) — стоимость дополнитель­
ного будущего потребления, достаточного для компенсации отказа
от единицы текущего потребления при условии, что общее благосо­
стояние индивида не изменится. (324)
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ
(marginal rate of substitution, MRS) — количество, на которое
потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или умень­
шено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение
(или увеличение) потребления другого блага на одну дополнитель­
ную (предельную) единицу. (129)
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО (ИЛИ ТЕХНОЛО­
ГИЧЕСКОГО) ЗАМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА ТРУДОМ (marginal rate
of technical substution of capital for labour, MRTSLK) — мера
количества капитала, которую может заменить дополнительная
единица труда без увеличения или уменьшения выпуска продук­
ции. (167)
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ (marginal rate
of transformation, MRTx ) — показывает минимальное количест­
во товара Y, которым необходимо пожертвовать для увеличения
производства товара X на единицу. Представляет собой альтерна­
тивную ценность товара X. Равна отношению предельных издер­
жек производства товара X к предельным издержкам производст­
ва товара Y. (366)
ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (marginal utility, MU) — по­
лезность последней единицы потребляемого блага. (120)
ПРЕДЕЛЬНАЯ ЧИСТАЯ ОКУПАЕМОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ
(marginal net return of the investment) — разница между предель­
ной внутренней окупаемостью инвестиций и ставкой ссудного про­
цента: (r-i), где г — норма окупаемости, i — ссудный процент. (319)
ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛА (marginal
efficiency of capital) — такая норма процента, которая уравнива­
ет издержки, связанные с инвестициями, и ожидаемую на них вы­
ручку. (364)
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (marginal costs, MC) — допол­
нительные издержки, связанные с увеличением производства дан­
ного товара на единицу. (200)
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ НА РЕСУРС (marginal input
cost) — дополнительные издержки на приобретение дополнительной
единицы ресурса. (279—280)
Краткий словарь экономических терминов 547
ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (marginal revenue, MR) — прираще­
ние дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения
выпуска продукции:
dTR d(P x Q) dQ
MR = = —— = P = P. (193)
dQ dQ dQ
ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (marginal product, MP) — фактор
производства — дополнительный выпуск товара, связанный с уве­
личением фактора производства на единицу при неизменности объе­
ма прочих используемых факторов производства. Предельный про­
дукт определяется как прирост выпуска товара, приходящийся на
единицу прироста данного фактора. (159)
П Р Е Д Е Л Ь Н Ы Й ПРОДУКТ РЕСУРСА В ДЕНЕЖНОМ ВЫ­
Р А Ж Е Н И И (marginal revenue product, MRP) — дополнительная
выручка от реализации дополнительного объема продукции, полу­
ченной при увеличении использования ресурса на единицу (279)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ
СПОСОБНОСТЬ (entrepreneurial ability), УПРАВЛЕНИЕ (man­
agerial skills) — способность рационально и наиболее эффектив­
но сочетать (использовать) ресурсы для производства экономи­
ческих благ. (4)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (representetive de­
mocracy) — политическая система, в условиях которой граждане
периодически избирают представителей в выборные органы влас­
ти. (466)
ПРИБЫЛЬ (profit) — определяется как разность между со­
вокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (to­
tal cost): 7i = TR - ТС. (192)
ПРОБЛЕМА (от греч. "задача", "задание") — четко сфор­
мулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в про­
цессе познания. (18)
ПРОБЛЕМА БЕЗБИЛЕТНИКА, "ЗАЙЦА" (free-rider prob­
lem) — проблема, связанная с возникновением у потребителей же­
лания обойтись без лишних выплат, получив выгоды от чисто об­
щественного блага (которым обеспечиваются все потребители неза­
висимо от того, платят они за него или нет). (431)
"ПРОВАЛЫ" (ФИАСКО) ГОСУДАРСТВА (ПРАВИТЕЛЬСТ­
ВА) (government failures) — случаи, когда государство (прави­
тельство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и
использование общественных ресурсов (464)
"ПРОВАЛЫ" (ФИАСКО) РЫНКА (market failures) — си­
туации, когда действие механизма конкурентных рынков не приво­
дит к максимизации общественной полезности. (432)
ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС (derived demand) — спрос на ре­
сурсы, зависящий от спроса на конечные продукты, производимые
на основе этих ресурсов (279)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (production function)
фирмы, производящей определенный товар Q — показывает макси-
548 Краткий словарь экономических терминов
мально возможный объем выпуска данного товара при использовании
всех возможных комбинаций факторов производства: Q=f(F1,F2,...Fn).
Упрощенный вариант производственной функции — зависимость
товара Q от труда (L) и капитала (К): Q = f(L, К). (46, 158)
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (production ca­
pacity) — возможности общества по производству экономических
благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся
ресурсов при данном уровне развития технологии. (48)
ПРОТИВНИК РИСКА (risk aversion) — человек, который при
данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантирован­
ный результат ряду неопределенных, рисковых результатов. (359)
ПРОФСОЮЗ (trade union) — объединение работников, обла­
дающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от
имени и по поручению своих членов. (259)
ПРОЦЕНТ (interest) — см Ссудный процент.
ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ (direct democracy) — политичес­
кая система, при которой каждый гражданин имеет право лично
высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному
вопросу. (450)
РАВНОВЕСИЕ БЕРТРАНА (Bertrand equilibrium) — опи­
сывает ситуацию на рынке, при которой в условиях дуополии фир­
мы конкурируют за цену товара при данном объеме выпуска каж­
дой фирмы Стабильность равновесия достигается тогда, когда цена
оказывается равной предельным издержкам, т. е. достигается кон­
курентное равновесие. (253)
РАВНОВЕСИЕ КУРНО (Cournot equilibrium) — достигается
на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, дейст­
вуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем произ­
водства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно
возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.
(253)
РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ — предельная норма тех­
нической субституции факторов, которая равна соотношению цен
этих факторов. (168)
РАВНОВЕСИЕ ШТАКЕЛЬБЕРГЕРА (Stackelberg equilibri­
um) — описывает дуополию с неравным распределением рыноч­
ной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как
лидер (либо по цене, либо в отношении объема, либо по тому и
другому одновременно), в то время как другая осуществляет стра­
тегию приспособления, корректируя свое поведение в зависимости
от выбора, сделанного первой фирмой. (253)
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА (equilibrium price) — цена, уравно­
вешивающая спрос и предложение в результате действия конку­
рентных сил. (90)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА (risk spreading) — это метод, при
котором риск вероятного ущерба делится между участниками та­
ким образом, что возможные потери каждого относительно невели­
ки. (392)
Краткий словарь экономических терминов 549
РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕВЕДЕНИЕ (rational ignorance) — си­
туация, когда избиратели не видят пользы от участия в политичес­
ком процессе. (457)
РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (real wage rate) — поку­
пательная способность заработной платы, выраженная в количест­
ве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сум­
му. (250)
РЕАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (real rate of interest) —
ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выражен­
ная в неизменных ценах. (328)
РЕСУРСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (economic resources), ФАК­
ТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА — необходимые для производства эконо­
мических благ элементы. Основными видами ресурсов выступают:
труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Часто к
ним также добавляют информацию. (46)
РИСКОВЫЕ АКТИВЫ (risk assets) — активы, доход от кото­
рых частично зависит от случая. (401)
РОУЛЗИАНСКИЙ ПОДХОД (Rawls' view) — особая разно­
видность эгалитаризма, развитая в трудах современного философа
Дж. Роулза. По Роулзу, должна максимизироваться полезность на­
именее обеспеченных членов общества. (364)
РЫНОК (market) — система отношений, в которой связи по­
купателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же
товар имеют тенденцию быстро выравниваться. (80)
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (market economy) — система, ос­
нованная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции,
опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. (60)
СИНТЕЗ (от греч. "соединение") — метод, заключающийся
в соединении частей в целое. (17)
СКЛОННЫЙ К РИСКУ (risk preference) — человек, кото­
рый при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском
результат гарантированному результату. (391)
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (mixed economy) — тип обще­
ства, синтезирующий элементы рыночной и командной экономик, в
котором механизм рынка дополняется активной деятельностью го­
сударства. (63)
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (perfect competition) —
рыночная структура, характеризующаяся следующими признака­
ми: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однород­
ность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов,
отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее, 4) ни
один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) пол­
ная информированность участников о ценах и условиях производ­
ства. (61)
СОВОКУПНЫЙ ДОХОД, ВЫРУЧКА (total revenue, TR) —
сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного ко­
личества блага.
TR = Р х Q,
550 Краткий словарь экономических терминов
где TR (total revenue) — совокупный доход;
Р (price) — цена;
Q (quantity) — продранное количество. (193)
СОВОКУПНЫЙ (ОБЩИЙ) ПРОДУКТ (total product, ТР) —
фактора производства — объем выпускаемого товара, приходящийся
на определенное количество данного фактора. (159)
СОВОКУПНЫЙ СПРОС (aggregate demand) — сумма инди­
видуальных спросов на рынке по каждой цене. (85)
СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СПРОС (speculative demand) — спрос,
возникающий в обществе с высокими инфляционными ожидания­
ми, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует допол­
нительное потребление (покупку) товаров в настоящем. (126)
СПЕКУЛЯЦИЯ (speculation) — деятельность, выражающая­
ся в покупке с целью перепродажи по более высокой цене. (398)
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (specific resources) — ре­
сурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее. (185)
СРАВНЕНИЕ — метод, определяющий сходство и различие
явлений и процессов. (18)
СРЕДНИЕ И З Д Е Р Ж К И (average costs, AC) — издержки на
единицу выпуска продукта. (198)
СРЕДНИЙ ДОХОД (average revenue, AR) — доход, приходя­
щийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной кон­
куренции средний доход равен рыночной цене:
TR PxQ
AR = = —= P. (193)
Q Q
СРЕДНИЙ ПРОДУКТ (average product, АР) ФАКТОРА ПРО­
ИЗВОДСТВА — объем выпускаемого товара, приходящийся на еди­
ницу используемого фактора. (159)
СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА —
показатель эффективности инвестиций. Равен минимальному чис­
лу периодов, необходимых для того, чтобы текущая ценность пото­
ков чистого дохода сравнялась с величиной инвестиций (чистая те­
кущая ценность инвестиционного проекта обратилась в ноль). Чем
ниже срок окупаемости, тем выше эффективность инвестиционного
проекта. (321)
ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ (interest) — цена, уплачиваемая соб­
ственникам капитала за использование заемных средств в течение
определенного периода. (319)
СТАНДАРТНОЕ (СРЕДНЕКВАДРАТИЧНОЕ) ОТКЛОНЕ­
НИЕ — квадратный корень из дисперсии. (389)
СТАНДАРТЫ ПО ВРЕДНЫМ ВЫБРОСАМ (emissions stand­
ards) — установленные законом пределы концентрации вредных
веществ в промышленных отходах. (429)
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — (по Ф. Найту) эмпи­
рическая оценка частоты проявления связи между утверждениями,
неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково вероятных
альтернатив (387)
Краткий словарь экономических терминов 551
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ Ф И Р М Ы НА Р Ы Н К Е —
поведение, при котором выбор фирмой варианта своей деятельнос­
ти зависит от возможных ответных действий ее конкурентов. (256)
СУБСТИТУТЫ (substitutional goods) — блага, замещающие
друг друга в потреблении. (141)
СУБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — вероятность, основан­
ная на предположении о возможности получения данного резуль­
тата. (387)
СУЖДЕНИЕ — способ соединения понятий, в результате ко­
торого формулируется мысль, в которой утверждается или отрица­
ется что-либо о чем-либо. (17)
ТАЙНЫЙ СГОВОР — негласное соглашение о ценах, разде­
лении рынков и других способах ограничения конкуренции, такие
соглашения преследуются законом (258)
ТЕКУЩАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) СТО­
ИМОСТЬ (present discount value — PDV) — это нынешняя стои­
мость 1 доллара, выплаченного через определенный период време­
ни. (325)
ТЕОРЕМА КОУЗА (Coase theorem) — если права собствен­
ности всех сторон тщательно определены, а трансакционные из­
держки равны нулю, конечный результат (максимизирующий цен­
ность производства) не зависит от изменений в распределении прав
собственности (если отвлечься от эффекта дохода). (427)
ТЕОРИЯ ИГР (дате theory) — наука, исследующая матема­
тическими методами поведение участников ситуаций (игроков), свя­
занных с принятием решений. (253)
ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА (public choice theory) —
теория, изучающая различные способы и методы, посредством ко­
торых люди используют правительственные учреждения в своих
собственных интересах. (448)
ТОВАР ГИФФЕНА (Giffen good) — товар, занимающий боль­
шое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который
при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и
цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. (138)
ТОЧЕЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (point elasticity) —
\dQ/Q\^JQ_xP_
ED= (9?)
P
dP/P dP Q
ТРАНСАКЦИОННЫЕ И З Д Е Р Ж К И (transaction costs) — из­
держки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственнос­
ти. (81, 421)
ТРАНСФОРМАЦИЯ В Н Е Ш Н И Х Э Ф Ф Е К Т О В ВО ВНУТ­
РЕННИЕ (internalization of externalities) — может быть достиг­
нута путем приближения предельных частных издержек (и соот­
ветственно выгод) к предельным социальным издержкам (выго­
дам). (426)
Краткий словарь экономических терминов
552

УБЫВАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (decreasing
economy of scale) — увеличение объема продукции более низкими
темпами, чем увеличение затрат всех использованных для произ­
водства ресурсов Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем
производства возрастает только на 10%. (171)
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — прием мышления, в результате кото­
рого из исходного знания получается выводное знание. К формам
умозаключения относятся, анализ и синтез; индукция и дедукция,
сравнение, аналогия, антиномия, апория и др. методы познания фор­
мальной логики. (17)
УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer
equilibrium condition):
MRP, MRP,. MRP n
= = = (162)
p
" Pn
P, 2
УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ (firm's equilibrium con­
dition): MR = MC. (202)
УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ НА КОНКУРЕНТНОМ
РЫНКЕ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (long-run equilibrium
in competitive market):
MR = MC = AC = P (206)
УТИЛИТАРИЗМ (utilitarism) — направление экономической
теории, сторонники которого полагают, что общественное благосо­
стояние представляет собой сумму функций индивидуальных по-
лезностей всех членов. Такая "арифметика счастья" опирается на
предпосылку о возможности сложения индивидуальных полезнос-
тей. Поэтому справедливость, по мнению утилитаристов, сущест­
вует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную
полезность всех членов общества. (363)
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (factors of production) — лю­
бой товар или услуга, использующиеся для производства товара. (46)
ФИРМА (firm) — экономический субъект, обладающий хо­
зяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он
покупает ресурсы (факторы производства), использует их для про­
изводства продукта и продает продукт; под фирмой понимается
коалиция владельцев факторов производства, связанных между
собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимиза­
ция трансакционных издержек. (183, 185)
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — наука, изучающая мысль со сто­
роны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и
средств мысли, необходимых для рационального познания (17)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (functional demand) — спрос
на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару. (125)
ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (utility function) — функция, по­
казывающая убывание полезности блага с ростом его количества:
. U = f(q,),
Краткий словарь экономических терминов 553
где U — полезность блага;
q — последовательные части блага. (121)
ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply function) — функция, оп­
ределяющая предложение в зависимости от влияющих на него различ­
ных факторов:
QS = ( P , P , K , T , N , B ) ,
где Р — цены факторов производства;
К — технология;
Т — налоги и субсидии;
N — количество продавцов;
В — прочие факторы. (86)
ФУНКЦИЯ СПРОСА (demand function) — функция, опре­
деляющая спрос в зависимости от влияющих на него различных
факторов:
Qd=f(P,I,Z,W,P,ub,Pcom,N,B),
где I (income) — доход потребителя;
Z (tastes) — изменение вкусов и предпочтений;
W (waiting) — ожидания (ценовые, дефицитные);
Р (prices) — цены: субститутов (Р ) и дополняющих товаров
(Р);
N — количество покупателей;
В — прочие факторы. (83)
ФЬЮЧЕРС (futures) — срочный контракт о поставке к опре­
деленной в будущем дате некоторого количества товара по заранее
оговоренной цене. (399)
Х Е Д Ж И Р О В А Н И Е (hedging) — операция, посредством кото­
рой рынки фьючерсов и рынки опционов используются для ком­
пенсации одного риска другим. (400)
ЦЕНА ЗЕМЛИ (land price) — представляет собой сумму де­
нег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал
бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно,
цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость бу­
дущей земельной р е н т ы
R
р =S i_.
(1 + i)<
Так как цена земли — это бессрочное вложение капитала, то
R R
lim Р, = lim X = •
L J
j-»» (l+i) i
где R — годовая рента,
i — рыночная ставка ссудного процента. (337)
ЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (luxury goods) — товары, спрос на кото­
рые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши). (134)
ЦЕНОВАЯ ВОЙНА (price war) — циклическое постепенное
снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конку­
рентов с олигополистического рынка. (251)
554 Краткий словарь экономических терминов
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (price discrimination) — со­
стоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным
покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспо­
собности. (224, 260)
ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ (partial equilibrium) — равно­
весие, складывающееся на отдельном рынке. (353)
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (private property) — ситуа­
ция, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномо-
чий обладает отдельный человек. (62)
ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА — фирма, вла­
делец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах;
управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет
персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. явля­
ется субъектом неограниченной ответственности). (188)
ЧИСТАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) ЦЕН­
НОСТЬ (net present value, NPV) — разница между дисконтиро­
ванной стоимостью суммы ожидаемых в будущем размеров чистого
дохода и дисконтированной стоимостью инвестиций.
NPV = PV(TR - VC) - PV (I),
где (TR - VC) — чистый доход;
I — инвестиции. (327)
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ (pure monopoly) — фирма, являю­
щаяся единственным производителем экономического блага, не
имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от не­
посредственной конкуренции высокими входными барьерами в от­
расль. (223, 226)
ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО (pure public good) — та­
кое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами
независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто обществен­
ное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью
и неисключаемостью в потреблении Такими свойствами обладает,
например, национальная оборона. (430)
ЧИСТО ЧАСТНОЕ БЛАГО (pure private good) — такое бла­
го, каждая единица которого может быть продана за отдельную
плату. (430)
ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (net investment) — валовые ин­
вестиции за вычетом средств, идущих на возмещение. (319)
ЭГАЛИТАРИЗМ (от франц. "равенство") — направление
экономической теории благосостояния, сторонники которого исхо­
дят из посылки, что все члены общества должны иметь не только
равные возможности, но и более или менее равные результаты.
Этим достигается единство и сплоченность нации, отвечающие идеа­
лам коллективизма. Поэтому правительство должно стремиться,
чтобы все члены общества получали равные блага, которые стали
доступными благодаря успехам развития цивилизации. (363)
ЭКОНОМИКА БЮРОКРАТИИ (economics of bureaucracy) —
согласно теории общественного выбора это система организаций,
Краткий словарь экономических терминов 555

удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она
не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку,
и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не свя­
занных с продажей результатов своей деятельности. (461)
ЭКОНОМИКС, ЭКОНОМИКА (economics) — наука об исполь­
зовании людьми редких или ограниченных производственных ре­
сурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности,
информация), при котором достигается максимальное удовлетво­
рение потребностей общества (9)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ — формализованное описание
экономического процесса или явления, структура которого опреде­
ляется как его объективными свойствами, так и субъективным це­
левым характером исследования.(28)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ЧИСТАЯ) ПРИБЫЛЬ (economic profit) —
разница между доходом и альтернативными издержками фирмы,
включая нормальную прибыль, т. е. разница между совокупной вы­
ручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внут­
ренними (192)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА (economic rent) — плата за ре­
сурс, предложение которого строго ограничено. Экономическая рента
также определяется как разница между минимальной (резервиро­
ванной) ценой труда и рыночной ценой. (298, 299, 333)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА (economic freedom) — воз­
можность индивида реализовать свои интересы и способности пу­
тем активной деятельности в производстве, распределении, обмене
и потреблении экономических благ. (60)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (economic effi­
ciency) — в рыночной экономике — целесообразность использова­
ния средств для достижения поставленных целей. Основным кри­
терием оценки того или иного действия, как эффективного или не­
эффективного, является критерий Калдора—Хикса. Критерий Кал-
дора—Хикса утверждает, что экономическое действие является
эффективным, если положительные результаты от него в виде по­
требительского излишка и прибыли производителей превышают его
возможные отрицательные результаты. (353)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ (economic agents) — субъек­
ты экономических отношений, участвующие в производстве, рас­
пределении, обмене и потреблении экономических благ. (50)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ — см Ресурсы экономические. (46)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (economic systems) — это
совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образу­
ющих определенную целостность, экономическую структуру обще­
ства; единство отношений, складывающихся по поводу производст­
ва, распределения, обмена и потребления экономических благ. (54)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ (economic purposes) — цели, ко­
торые преследуют в своей деятельности индивиды (домохозяйст­
ва), фирмы, общество в целом. (59)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР (economic choice) — выбор наи­
лучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигает-
556 Краткий словарь экономических терминов

ся максимизация полезности в результате использования ограни­
ченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предпола­
гает АНАЛИЗ ВЫГОД И ИЗДЕРЖЕК (benefit-cost analysis). (47)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ (circular flow) — кру­
говое движение реальных экономических благ, сопровождающееся
встречным потоком денежных доходов и расходов. (51)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (economic experi­
ment) — искусственное изменение или воспроизведение экономи­
ческих явлений с целью их практического изучения в наиболее бла­
гоприятных условиях. (31)
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО (economic good) — средство удов­
летворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.
Экономические блага делятся на продукты и услуги. (45)
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОТРЕБНОСТИ (economic needs) — не­
достаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятель­
ности и развития личности, фирмы и общества в целом. (44)
ЭКОНОМИЯ (economy) — наука о ведении домашнего хозяй­
ства как элемент воспитания достойных граждан, в отличие от хре-
матистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и
ростовщичества). (1)
ЭЛАСТИЧНОСТЬ (elasticity) — важнейшая характеристика
спроса, показывающая зависимость относительного изменения ве­
личины спроса (или предложения) в зависимости от изменения раз­
личных факторов (цены, дохода и др.). (96)
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ (price elasti­
city of supply) — показывает относительное изменение объема
предложения под влиянием изменения цены на один процент. (102)
AQ/Q

ч = АР/Р
1

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (price elasticity of de­
mand) — показывает относительное изменение объема спроса под
влиянием изменения цены на один процент. (96)
изменение Q в %
AQ/Q
к= изменение Р в %
ДР/Р
ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХОДУ (income elasticity
of demand) —
- «?. (101)
E
1
AI/I
ЭФФЕКТ ДОХОДА (income effect) — изменение реального
дохода потребителя в результате изменения цены одного из това­
ров, входящих в его потребительский набор. (135)
ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ (substitution ef­
fect) — изменение структуры потребления (соотношения средств,
выделяемых на покупку разных товаров) в результате измене-
Краткий словарь экономических терминов 557
ния цены одного из товаров, входящих в потребительский набор
(135)
Э Ф Ф Е К Т ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (feedback effect) — эффект,
отражающий изменения частичного равновесия на данном рынке в
результате изменений, возникающих на сопряженных рынках под
влиянием первоначальных изменений на данном рынке. (335)
ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА (Veblen effect) — эффект увеличения
потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более
высокую (а не более низкую) цену. (126)
ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ (bandwag­
on effect) — эффект увеличения потребительского спроса, связан­
ный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, поку­
пает тот же самый товар, который покупают другие. (125)
Э Ф Ф Е К Т СНОБА (snob effect) — эффект изменения спроса
из-за того, что другие люди потребляют этот товар. (126)
ЭФФЕКТИВНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА
ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — такая политика,
которая позволяет сбалансировать предельные общественные вы­
годы контроля с предельными общественными издержками, необ­
ходимыми для его проведения в жизнь. (428)
ЭФФЕКТИВНОЕ Р А З М Е Щ Е Н И Е РЕСУРСОВ (efficient al­
location) — сочетание факторов производства во времени и про­
странстве, позволяющее максимизировать полезность. (366)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ (efficiency) — понятие, характеризую­
щее соотношение объема произведенных экономических благ (ре­
зультатов) и количества ресурсов (затрат): производство данного
объема благ с минимальными издержками; производство макси­
мального объема благ при данных ресурсах. (353)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА (efficiency of produc­
tion) — достигается тогда, когда уже невозможно перераспреде­
лять наличные ресурсы, чтобы увеличивать выпуск одного эконо­
мического блага без уменьшения выпуска другого (Парето-опти-
мальное распределение ресурсов). (364)
Приложение 4
Именной указатель

Автономов В. 486 Гальперин В. 487
Акерлоф Дж. 394, 493 Гегель Г. 24
Алескеров Ф 495 Гильдер Дж. 11
Алле М. 485 Гильдебранд Б. 14
Аллен Р. 127, 487, 488 Годскин Т. 6, 7
Алчиян А. 15, 487 Голуб А. 493
Андерсон Дж. 332 Гребенников П. 483
Аристотель 1, 2, 17, 22 Греневский Г. 28
Аткинсон Э. 493
Демсец X. 15
Барр Р. 485, 491 Джевонс У. 10, 27, 487
Барро Р. 13 Джонсон Д. 496
Баумоль У. 486, 488, 491 Доджсон Ч. (Л. Кэролл) 448
Бейли С. 6, 7 Долан Э. 483
Белл Д. 485 Домар Е 11
Бем-Баверк Е. 10, 121 Дорнбуш Р. 483, 489, 491, 492, 494
Бергсон А. 369
Бир С. 28 Зайдель X. 483
Бирдцелл Л. 486 Зомбарт В. 14
Блауг М 484
Блэк Д. 448 Игнатьев С. 483
Богданов А.А. 27, 63 Интриллигатор М. 487, 488, 490
Бойко М. 489, 490
Бромвич М. 432, 494 Калдор Н. 11, 368
Брю С. 485—492, 495 Кант И. 17, 24
Буагильбер П 5 Канторович Л. 28
Буль Д. 27 Капелюшников Р. 494
Бусыгин В. 494 Кейнс Дж. 10, 32
Бьюкенен Дж. 13, 450, 460, Кенэ Фр. 5, 7, 18, 484
495 Кларк Дж. 10, 11, 15
Книс К. 14
Вайскопф Т. 15 Кобринский Н 485
Вальрас Л. 10, 91, 92, 356 Козлова К. 487, 489
Ванберг В. 496 Кондорсэ Ж. 448, 460
Вебер М. 14 Космарский В. 491
Веблен Т. 14, 126 Коуз Р. 15, 81, 82, 184, 426-428,
Визер Ф. 10, 121 483, 486, 489, 495
Викселль К. 448 Кочович Е 492
Винер Дж. 28, 287 Крюгер А. 463
Вэриан X. 488—490, 493 Курно А. 252, 259
Именной указатель 559
Лаплас Т. 448 Ортешук П. 495
Лаффер А. 12 Оуэн Р. 32
Лейбенстайн X. 122, 230, 487, 489
Ленин Вл 8, 226 Парето В. 127, 360, 368
Лернер А. 230, 356 Паркинсон С. 496
Леусский А. 483 Пезенти А. 484, 485
Линдсей Д. 483, 488, 492, 494—496 Петти У. 484
Лист Ф. 14 Пиндайк Р. 459, 486, 491, 492
Локк Дж. 338, 420 Питер Л 496
Лукас Р. 13 Прудон П. 7, 32

Майминас Е 485 Райхлин Э. 483, 489
Макконнелл К. 485—492, 495 Рикардо Д. 6, 7, 11, 23, 331, 335,
Макмиллан И. 491 484
Малахов В. 485 Роббинс Л. 484
Маленво Э. 487—489 Робинсон Дж. 10, 11, 489, 490
Розанова Н 487
Мальтус Т. 6, 7
Розенберг Н. 486
Маркс К. 7, 8, 15, 24, 25, 45, 58,
Росс Д. 490, 491
184, 334, 335, 338, 484, 485
Роулз Дж. 364, 493
Маршалл А. 9, 10, 31, 91, 92,
Рошер В 14
484—488
Рубинфельд Д. 483, 486—494
Мен Т. 4
Менар К. 489, 495
Менгер К. 10, 121 Савас Э. 495
Мизес Л. 496 Саймон Г. 483
Милль Д. 6, 7, 23, 24 Самуэльсон П. 11, 486, 490
Мильчакова Н. 496 Сарджент Т. 13
Мицкевич А. 492 Сей Ж 6
Монкретьен А . 4 Сениор Н. 6, 7
Морган М. 483 Серебряков Б. 488—490
Моргенштерн О. 494 Серра А. 4, 331
Моргунов В. 483 Сисмонди Ж. 6, 7
Мут Дж 13 Скитовски Т. 368
Мюллер Д. 13, 450 Слуцкий Е. 127
Смирнов А. 485
Найт Ф. 184, 386, 387, 494 Смит А. 5, 7, 23, 92, 484
Найшуль В. 495 Смит Р. 484
Негиши Т. 493 Сорман Г. 496
Нейман Дж. 494 Сраффа П. 11
Немчинов В. 28 Стиглер Дж. 489, 490, 494
Нисканен У. 13, 450, 463 Стоуньер Т. 486
Норе Д. 338 Суслов И. 485
Норт Д. 15, 485 Сэвидж Л. 494
Ноув А. 493>
Нуреев Р 485, 486 Таллок Г. 13, 450, 460, 496
Тарасевич Л 483
Ойкен В. 485 Тейлор Ф. 32, 57
Теммен Р. 483
Олсон М. 13, 450, 496
560 Именной указатель
Тироль Ж. 489, 490 Харрод Р. И
Тобин Дж. 404 Хаусман Д 484
Тойнби А. 486 Хейне П. 483, 491, 495
Толлисон Р. 13, 450 Хикс Дж. 127, 132, 134, 368, 488
Томпсон У. 6, 7
Торренс Р. 7 Цыплаков А. 494
Трейси М. 492 Чеканский А. 487
Тюрго А. 5, 331, 338 Чемберлин Э. 10

Уильямсон О. 15, 184—186, Шапиро В 494
489—491 Шаститко А. 487, 488
Уоллес Н. 13 Шеллинг Ф. 24
Шерер Ф. 490, 491
Фелдстайн М. 13 Шерман Г. 15
Фихте И. 24 Шмалензи Р. 483, 489, ,491, 494
Фишер С. 327, 483, 489, 491, Шмоллер Г. 14
492 Шредер Э 27
Фома Аквинский 3 Шумейкер П. 494
Форд Г. 32, 57 Шумпетер Й. 10, 485
Фортрей С. 4
Фридмен М. 12, 32, 61, 327, 485, Эванс М 12
487, 494, 496 Эджуорт Ф. 127, 253, 263, 358,
Фролова Н. 487, 488 359, 364, 365
Энгель Э. 102, 133
Хайек Ф. 450, 458, 460, 465, Энгельс Ф. 7, 8, 133, 335
466, 487, 495, 496 Энтов Р. 491
Хайман Д. 483, 487, 492, 493 Зренберг Э 491
Хансен Э 11 Эрроу К. 460, 494, 495
Хант Э. 15
Харбергер А. 229 Якобсон Л. 493, 496
Сведения об авторе:
Рустем Махмутович Нуреев, доктор экономических наук, про­
фессор, зав. кафедрой экономической теории Высшей школы эконо­
мики (государственный университет), профессор экономического
факультета Московского государственного университета им. М. В. Ло­
моносова, член Европейской экономической ассоциации. Р. М. Нуре­
ев — автор многочисленных публикаций по проблемам микроэконо­
мики, экономики развития и доиндустриальным экономическим
системам. Среди опубликованных им книг такие известные, как:
"Предмет и метод политической экономии" (М.: Изд-во МГУ, 1986),
"Методика преподавания политической экономии" (М.: Изд-во МГУ,
1989), "Экономический строй докапиталистических формаций" (Ду­
шанбе: Дониш, 1989), "Политическая экономия. Докапиталистичес­
кие способы производства. Основные закономерности развития" (М.:
Изд-во МГУ, 1991), "Политическая экономия. Часть 1" (М.: Изд-во
МГУ, 1992; соавтор и член редакционной коллегии), "Деньги, банки
и денежно-кредитная политика" (М.: Финстатинформ, 1995), "Основы
экономической теории. Микроэкономика" (М.: Высшая школа, 1996).
Р. М, Нуреев является одним из авторов и редакторов "Всемир­
ной истории экономической мысли" в 6 томах (М.: Мысль, 1987—1997).
Председатель редакционной коллегии серии "Нобелевские лауреаты
по экономике".
Рустгм Махмутович Нуреев
Курс микроэкономики
Учебник для вузов
Издание второе, измененное
Издательство НОРМА
Лицензия № 03206 от 10 ноября 2000 г.
101990, Москва, Колпачный пер., 9а. Тел./факс (095) 921-62-95
E-mail: norma@norma-verlag.com
Подписано в печать 23.09.02. Формат 60x90/16.
Гарнитура «Журнальная». Бумага типографская.
Усл. печ. л. 36,0. Уч.-изд. л. 41,4. Т и р а ж 8000 экз. З а к а з № 4204096.


Официальным дистрибьютором Издательства НОРМА
является «Издательский Дом И Н Ф Р А • М»:
127214, Москва, Дмитровское ш , 107
Опт, розница, книга-почтой, доставка:
Телефоны: (095) 485-45-44 (справки о наличии)
(095) 485-74-36 (книга-почтой)
(095) 485-74-00 (заключение договоров)
(095) 485-69-44
Факс. (095) 485-53-18; 485-68-18
E-mail: books@infra-m.ru
Internet: www.infra-m.ru
Мелкооптовая продажа и розница:
Продажа со скидкой 10% для студентов и преподавателей
осуществляется в павильоне № 411-32
«Книжной ярмарки на Тульской»
по адресу: Варшавское ш., 9
(ст. м «Тульская», далее трамв. № 3, 35, 47
до остановки «СтройДвор»)


Отпечатано с готовых диапозитивов
на ФГУИПП «Нижполиграф»,
6.03006, г. Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.
ISBN 5 - 8 9 1 2 3 - 4 7 0 - Х

<<

стр. 18
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ