<<

стр. 2
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Прямое Косвенное Теоретическое Эмпирическое
Рис. 1—5. Виды доказательств
Под доказательством в формальной логике понимается обо­
снование истинности одной мысли с помощью других. Формаль­
ная логика предлагает универсальную структуру доказательства. Она
состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способа
доказательства (демонстрации). Существуют различные виды дока­
зательства В зависимости от его целей выделяют доказательства
истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа
доказательства — прямые и косвенные; в зависимости от оснований
доказательства — теоретические и эмпирические (см рис. 1—5).
Основные законы формальной логики (см рис. 1—6):
1. Закон тождества
(А=А);
2. Закон противоречия
(А и А, А Л А);
3. Закон исключенного третьего
(А и А, А V А);
4. Закон достаточного основания.
Закон тождества означает, что каждая мысль должна иметь строго
определенное устойчивое содержание. Он направлен против расплыв­
чатости и неопределенности в экономическом мышлении Этот закон
запрещает, с одной стороны, тавтологию (когда одно явление называ­
ют разными терминами), а с другой — подмену одних понятий други­
ми. Закон тождества ориентирует на связь и соподчиненность катего­
рий, четкое разграничение родовых и видовых признаков.
Закон противоречия означает, что две противоположные мысли
об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени,
отношении и т. д., не могут быть истинными.
Закон исключенного третьего утверждает, что из двух отри­
цающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в
одном и том ж е времени, отношении и т. д , одно непременно истинно.
Глава 1 Предмет и метод экономической теории
22
Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истин­
ная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых
была доказана ранее. Первые три закона были сформулированы
Аристотелем, четвертый закон открыт в XVII в. Г. Лейбницем.
Тождества Противоречия

А=А АЛА

Y777777777777777777J777777A
ЗАКОНЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ


Исключенного Достаточного
третьего основания
AVA

Рис. 1—6. Классификация законов формальной логики
Законы формальной логики (тождества, противоречия, исклю­
ченного третьего и достаточного основания) способствуют достиже­
нию определенности, непротиворечивости и, в известном смысле,
доказательности мышления. В то же время они нередко в ущерб
содержанию придают слишком большое значение форме. К тому
же сама форма предполагает уже сложившиеся, устоявшиеся, жест­
кие понятия, а не изменяющиеся, развивающиеся, текучие. Фор­
мальная логика поэтому более успешно осуществляет систематиза­
цию уже имеющихся знаний, чем поиск новых. "В логике ее силло­
гизмы и большинство других правил, — писал Р. Декарт, — слу­
жат больше для объяснения другим того, что нам известно, ... вмес­
то того чтобы познавать это"1.
Формальная логика не сразу стала ме-
Применение формально- т о д о м экономической науки. В эконо-
логических методов мической мысли древнего мира доми-
в экономической теории н и р о в а л м е т о д непосредственного опи­
сания, в качестве руководства к действию рекомендовалось исполь­
зование конкретного опыта, практической деятельности как в част­
ном хозяйстве, например в рабовладельческой вилле ("Земледе­
лие" Катона, "Сельское хозяйство" Варрона и др), так и в масштабе
государства ("О доходах" Ксенофонта, "Законы" Платона, "Афин­
ская полития" Аристотеля). Из нерасчлененной совокупное ги об-
ществознания еще не выделился не только метод, но и предмет
экономической науки.

1
Декарт Р. Соч. М: Мысль, 1989. Т. 1. С. 260.
23
1.2. Метод экономической теории

Развитие искусства обработки понятий начинается позже — в
эпоху средневековья. Именно западноевропейские схоласты значи­
тельно усовершенствовали аппарат формальной логики и особенно
дедуктивный метод исследования. Это было необходимо для того,
чтобы согласовать отдельные положения науки с богословской док­
триной. Главной целью выступал вывод реальных отношений из
догматов "отцов церкви", объяснение земного миропорядка как по­
рождения неземного. Поэтому средневековое мышление носит транс-
цедентальный, умозрительный характер. Широкий полет метафи­
зики не сдерживается ничем. Рассуждения ведутся, как правило, в
отрыве от конкретных эмпирических исследований, безотноситель­
но к потребностям реальной экономической жизни. Организация
многочисленных диспутов по вопросам, не имеющим никакого прак­
тического значения, получила своеобразное отражение в названии
этой науки. Средневековая схоластика называлась в то время "диа­
лектикой" от первоначального смысла этого греческого слова — "ис­
кусство вести беседу, спор".
В отличие от средневековых схоластов меркантилисты апелли­
руют не к общей теории, а к реальной практике. Их эмпирический
метод находит свое обоснование в индукции Ф. Бэкона и Т. Гоббса, а
также в дедукции Р. Декарта. Меркантилисты ориентируются на
решение частных задач, для них характерно движение от конкрет­
ного к абстрактному. Стремление найти основание в реальных фак­
тах реальной действительности, установить точные количественные
пропорции между явлениями и процессами экономической жизни
характерно и для основоположников классической экономии.
В отличие от средневековых схоластов, методологической ос­
новой учения которых выступало каноническое право, классики
политэкономии богатства опираются на теорию "естественного пра­
ва". Они стремятся открыть естественные, вытекающие из самой
"человеческой природы", рациональные законы развития. Неуди­
вительно, что при таком подходе объектом их анализа становятся
не только отдельные индивиды, но и социальные классы, целью
существования которых является стремление "к естественному по­
рядку, ... наиболее выгодному для человеческого рода"1. Вводится
понятие "экономического человека", под которым подразумевается
индивид, преследующий свои личные интересы путем участия в
общественном производстве. С течением времени усиливаются эле­
менты субъективизма (Э. Б. де Кондильяк) и утилитаризма (И. Бен-
там). На основе дедуктивного метода появляются попытки (хотя и
далеко не последовательные) создания экономических систем пу­
тем восхождения от абстрактного к конкретному (А. Смит, Д. Ри-
кардо). При этом неизбежно возникают противоречия, от которых
ученики Рикардо (Дж. Милль, Д. Р. Мак-Куллох и др.) пытаются
избавиться путем формально-логического упорядочения материа-

1
Кекэ Ф Избранные экономические произведения. М: Соцэкгиз, 1960 С. 336
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
24
ла, сведения реальных фактов к абстрактно-теоретическим схемам.
Это вызывает повышенный интерес экономистов к проблемам мето­
да, что находит яркое выражение в "Системе логики" Д. С. Милля.

1.2.2. Д и а л е к т и к а как м е т о д п о л и т и ч е с к о й экономии
Качественно новый этап развития экономи­
Основные принципы
ческой науки связан с применением диалек­
материалистической
тического метода. Диалектика — это нау­
диалектики
ка о наиболее общих законах развития при­
роды, общества и человеческого мышления. Она является целост­
ным методом, органической системой категорий и законов. Основ­
ными принципами систематизации понятий стали принципы взаи­
мосвязи и развития (см. рис. 1—7). Экономическая система впервые
была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и
законов, взаимосвязь в развитии. Это означало, что каждое из яв­
лений и система в целом анализируются в процессе самодвижения
от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие высту­
пает как внутренний источник и основной принцип движения. Само
развитие понимается как переход количественных изменений в
качественные и обратно, как единство и борьба противоположнос­
тей, как отрицание отрицания.
Разработанный в рамках немецкой классической философии
(И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) диалектический метод
был материалистически переосмыслен и впервые успешно приме­
нен в политической экономии К. Марксом.
Материалистический подход к изучению экономических про­
цессов означал не только объективное признание существования
реального мира. В соответствии с материалистическим подходом
главным действующим субъектом исторического процесса высту-




Основные принципы

Взаимосвязь Развитие
Категории Законы
1. Взаимопереход количества
1. Единичное и общее
и качества
2. Часть и целое
2. Единство и борьба противопо­
3. Причина и следствие
ложностей
4. Сущность и явление
5. Содержание и форма 3. Отрицание отрицания
6. Необходимость и случайность
7. Возможность и действительность

Рис. 1—7. Основные принципы диалектики
1.2. Метод экономической теории 25
пает занятый производственной деятельностью общественный че­
ловек. Структурообразующим элементом был провозглашен способ
производства материальных и духовных благ, определяющий юри­
дическую и политическую надстройку, формы общественного со­
знания. Материалистический подход означал также принципиаль­
ную возможность познания объективного мира и его адекватного
отражения в теоретической системе. Он предполагал единство диа­
лектики, логики и теории познания. В теории познания ведущими
стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и прин­
цип единства исторического и логического (рис. 1—8).

МЕТОДЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ


Восхождение Единство
от абстрактного исторического
к конкретному и логического
Рис. 1—8. Основные методы диалектической логики


^т к0НК
Р е т Н 0 Г 0 > данного в представлении, ко все
Восхождение
более
от абстрактного тощим абстракциям и от них вновь к кон-
к конкретному кретному, но уже духовно конкретному, единст­
ву многообразного — таков, по Марксу, путь по­
знания вообще и политической экономии в частности.
В этом процессе познания абстрактное представляется как
момент целого, как простое, одностороннее, неразвитое, а конкрет­
ное — как целое, сложное, всестороннее, развитое. Причем кон­
кретное выступает дважды: в начале и в конце движения. В пред­
ставлении конкретное выступает как хаотическая совокупность
определений предмета и, следовательно, также многообразно, но
оно не есть единство. Конкретное в мышлении означает, что много­
образие объекта объединено познанной сущностью, синтезировано
развитием исходного противоречия, благодаря чему объект высту­
пает как диалектически развитая система, отражается в единстве
определений.
Движение от конкретного к абстрактному характерно для пер­
вых ступеней познания любого объекта, характерно оно и для эко­
номической теории. Экономисты, начав изучение рыночного хозяй­
ства с целого (населения, государства), пришли к простейшим, аб­
страктным определениям производственных отношений (труд, р а з ­
деление труда, потребность, меновая стоимость и т. п.).
Однако уже для классической политической экономии харак­
терны и первые попытки восхождения от этих абстрактных опре­
делений системы вновь к конкретному целому. Мало того, общее
26 Глава 1. Предмет и метод экономической теории
движение от конкретного к абстрактному заключалось здесь также
в том, что каждый новый исследователь, пытаясь раскрыть проти­
воречия, в которых запутался предшественник, уточняя начало,
"нисходил" ко все более абстрактному определению исходного от­
ношения системы. Таким образом, "абстрактное" предшественника
становилось уже "относительно конкретным" в новой системе.
Несомненно, что конкретное, понимаемое как реальное целое,
всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических
системах. Очевидно и то, что это конкретное должно быть достаточ­
но развито, чтобы из него можно было выделить наиболее точные,
наиболее общие абстракции.
Важно подчеркнуть и другое. В отличие от классиков политичес­
кой экономии К. Маркс использует метод диалектического восхожде­
ния от абстрактного к конкретному, т. е. прежде всего стремится рас­
крыть внутренние противоречия объекта исследования и отразить
закономерности их развития в системе категорий и законов.
В этой связи следует напомнить, что вызванный потребностя­
ми практики процесс познания проходит следующие ступени: от
видимости (бытия) предмета к сущности и от нее к явлению и дей­
ствительности. И этот путь отражается в системе, в которой про­
цесс изложения выступает как очищенный от случайностей про­
цесс исследования.
Конкретное, с одной стороны, выступает в качестве предпо­
сылки, исходного и конечного пункта познания, а с другой — пони­
маемое как реальная действительность, как практика (т. е. в своем
первоначальном значении), является также одним из важнейших
критериев правильности процесса восхождения, адекватности его
развитию исследуемого объекта.
„ При сравнении исторического и логического мето-
" дов исследования прежде всего заметна непосред-
исторического ственная их идентичность. Исторический метод
,х „
v
v
и логического
исследования представляется логическим методом,
только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим ло­
гику развития предмета в форме конкретных исторических собы­
тий), а логический метод — историческим, взятым в необходимос­
ти (т. е. освобожденным от случайной исторической формы).
Наряду с тождественным моментом в характеристике истори­
ческого и логического способов познания уже здесь появляется и
момент различия. Логический метод представляется как более тео­
ретический, общий, необходимый. Причем каждый из этих методов
предполагает другой." без знания, отражающего развитие челове­
чества, исторического метода невозможно понять сущность пред­
мета, т. е. законы его развития и, следовательно, логическое, и, на­
оборот, не поняв процесса или явления, неизвестно, откуда начина­
ется его история и, следовательно, историческое.
Но каждый метод не только тождествен с другим, не только
предполагает другой, но и переходит в другой, создает себя как дру-
27
1.2. Метод экономической теории
гое. Исторический метод, собирающий эмпирический материал, ин­
формацию, подготавливает и на определенной ступени переходит в
логический, а логический, проанализировав сущность предмета и
формы ее проявления в действительности, переходит в историчес­
кий и дает мощный интеллектуальный импульс для преобразования
действительности, т. е. способствует как дальнейшему историческо­
му познанию предмета, так и глубокому преобразованию его.
Противоречие между старыми логическими схемами экономи­
ческой теории, бывшими удовлетворительными для своего време­
ни, и новыми фактическими данными, накопленными статистикой,
экономикой промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и
т. п., противоречие между теорией и практикой оставалось и оста­
ется движущим противоречием экономической науки.
Для того, чтобы сделать новый шаг в экономической теории,
надо глубже понять предыдущее, понять движущее противоречие
применительно к конкретным проблемам. Каждая новая логичес­
кая система, разрешая это противоречие, становится теоретичес­
кой основой для дальнейших исследований экономистов, а их на­
ходки заставят уточнить и усовершенствовать построенную сис­
тему.
Таким образом, историческое и логическое, включая предше­
ствующие методы, точнее, черты единого диалектического метода,
дают в общем виде ответ на вопрос, с чего начинать и как строить
теоретическую систему. Однако для практической реализации это­
го необходимо предварительно построить более конкретные эконо­
мические модели и проверить их в ходе экономических экспери­
ментов.
Реально диалектический метод не был освоен в полном объе­
ме. Его удачное применение было скорее исключением, чем прави­
лом. По-прежнему господствовала формальная логика, которая в
конце XIX в. стала все чаще дополняться математикой. Важную
роль в развитии методологии экономический науки сыграл позити­
визм О. Конта, эмпириокритицизм Э. Маха, критический рациона­
лизм К. Поппера. Математизация экономической науки послужила
основой широкого развития экономико-математического моделиро­
вания, проверка которого осуществляется в ходе экономических
экспериментов.

1.2.3. Экономические модели и эксперименты
Развитие системных Системный метод исследования - дети-
Ще Х Х в- Однако предпосылки его возник­
методов исследования
новения складывались еще в XIX в. в про­
цессе перерастания формальной логики в математическую. Именно
в этот период Д. Буль создает алгебру логики, а У. Джевонс и
Э. Шредер — первую систему математической логики.
28 Глава 1 Предмет и метод экономической теории
В начале XX в. А. А. Богданов (1873—1928) попытался создать
всеобщую организационную науку —тектологию, которая, по мыс­
ли ее творца, как и математика, отвлекается от конкретного харак­
тера элементов системы, изучая их с точки зрения организованнос­
ти или дезорганизованности. Это позволяет объединить на основе
общего строения социально-экономические, энергетические и био­
логические процессы. В основе такого объединения лежит идея рав­
новесия: статического и динамического. В соответствии с этим под­
ходом А. Богданов делил все системы на уравновешенные и не­
уравновешенные.
Мощным импульсом для развития экономического моделиро­
вания стали теория и практика народнохозяйственного планиро­
вания в СССР (ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923—1925 гг.,
модели экономического роста Г. А. Фельдмана и др.). В 1939 г.
Л. В. Канторович создал метод линейного программирования. Раз­
витие технических наук (теории машин и механизмов, теории связи
и информации), математики (теории алгоритмов, математической
логики, теории вероятностей, математического программирования),
а также биологии и физиологии (исследование систем регулиро­
вания в живых организмах, учение И. П. Павлова о высшей нерв­
ной деятельности и т. д.) способствовало возникновению во второй
половине 40-х гг. кибернетики. "Отцом" новой науки стал амери­
канский исследователь Н. Винер. Кибернетика возникла как нау­
ка об управлении сложными динамическими системами (незави­
симо от того, является ли такая система механической конструк­
цией или живым организмом). Применение кибернетических прин­
ципов к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием эконо­
мической кибернетики (В. С. Немчинов, О. Ланге, Г. Греневский,
С. Вир и др.).
˜ Распространение системных методов исследова-
кономико- н и я и р 0 Ж д е н и е кибернетики сопровождались
МЯТРМЯТИЧРГКЛР
бурным развитием экономико-математического
J r
моделирование ^
г
моделирования.
Экономическая модель — э т о формализованное описание эко­
номического процесса или явления, структура которого опреде­
ляется как его объективными свойствами, так и субъективным
целевым характером исследования. Создание модели связано с по­
терей части информации.
Реальный мир м Модель
Рис. 1—9. Соотношение модели и реального мира

Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элемен­
тов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и
их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в гото-
29
1.2. Метод экономической теории

Положительный наклон Отрицательный наклон
Y Y




О
Наклон
Наклон = О
Y




О Х О Х
Рис. 1—10. Графическое изображение простейших
(линейных) зависимостей
вом виде, называются экзогенными; величины, которые получают­
ся в рамках модели при решении поставленной задачи, называют­
ся эндогенными. Связь модели с объективной экономической дейст­
вительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный
мир, является его условным воспроизведением, с другой — служит
его преобразованию в соответствии со сформулированными целями
(см. рис. 1—9).
Простейшим видом экономико-математического моделирова­
ния является моделирование в двухмерном пространстве — при
помощи графиков. Если с увеличением значения аргумента значе­
ние функции растет, наклон графика называют положительным,
если с увеличением значения аргумента значение функции умень­
шается, наклон называют отрицательным. Если с изменением зна­
чения аргумента значение функции не меняется, то говорят, что у
функции нулевой наклон. Если, наконец, одному и тому же значе­
нию аргумента соответствует бесконечное число значений функ­
ции, то наклон функции равен бесконечности (см. рис. 1—10).
На рис. 1—10 показаны простейшие линейные зависимости;
однако в реальной действительности зависимости носят более слож­
ный характер и изображаются кривыми. Чтобы определить уро­
вень наклона функции в окрестностях данной точки, необходимо к
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
30
ней провести касательную так, как показано на рис. 1—11. Кроме
того, наклон функций может меняться, переходя из положительно­
го в отрицательный и наоборот.
Отрицательный наклон
Положительный наклон
Y
Y




Положительный
Отрицательный Отрицательный
наклон
наклон наклон




min \
Положительный
наклон
О

Рис. 1—11. Определение наклона кривых
Мир моделей многообразен (см. рис. 1—12). Они различаются по
уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономи­
ческие), сфере охвата (макро- и микроэкономические), времени и
характеру действия (статические и динамические), степени струк-
турализации (малоразмерные и многоразмерные), характеру взаи­
мосвязи элементов (линейные и нелинейные) и т. д. Наибольшее зна­
чение в экономической науке играет микро- и макромоделирование.

Модель
/"
Динамическая
Статическая

Кратко- Средне- Долго­
срочные срочные срочные
(до одного (5 лет) (15-20 лет)
года)
Рис 1—12. Виды моделей
31
1.2. Метод экономической теории
Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются
во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее
внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрий­
ская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве
исходного пункта экономической науки автономного индивида, неза­
висимого от окружающего мира. Основная задача его деятельнос­
ти — удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ре­
сурсов. Поведение этого индивида рассматривается в различных ги­
потетических ситуациях с целью выбора оптимального варианта (тео­
рия выбора А. Маршалла). При этом предполагается почти полная
взаимозаменяемость факторов (труда, капитала и т. д.).
Экономическая наука выступает при таком подходе как сбор­
ник готовых рецептов поведения индивида, фирмы и т. д. в стан­
дартных ситуациях, как нормативная наука. Специфически капи­
талистическое выдается за общечеловеческое, рыночная экономи­
ка — за экономику вообще. При таком подходе неизбежно пред­
ставление о современном обществе как о наилучшем, как о самой
гармоничной системе.
Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Вели­
кая депрессия 1929—1933 гг. наглядно обнажили несовершенство
функционирующей системы. Возникла необходимость возвращения
к объективному подходу, типичному для предшествовавшей эконо­
мической теории, рассмотрению функционирования народного хо­
зяйства как единого целого (макроэкономика). Это достигается, во-
первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбе­
режения, инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними;
во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и
совершенствования экономико-математических методов их обработ­
ки (развитие эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следст­
венные связи вытесняются функциональными и структурными,
происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики.
Экономические Изучение естественного хода явлений и процес-
сов экономическои
экспеоименты жизни ставит на повестку дня
проведение экспериментов.
Экономический эксперимент — это искусственное воспро­
изведение экономического явления или процесса с целью изучения

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

На микроуровне На макроуровне
1. Р. Оуэн 1. Народнохозяйственное
2. Ф Тейлор планирование в СССР
3. Г. Форд 2. Кейнсианские эксперименты
4. Э. Мейо и др 3. Политика монетаризма и др.
Рис. 1—13. Виды экспериментов
32 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практи­
ческого изменения. Эксперименты могут проводиться как на мик­
ро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики,
так и вне ее (см. рис. 1—13).
Сознательное массовое экономическое экспериментирование —
порождение XIX в. Наиболее известные экономические экспери­
менты, проведенные на микроуровне, связаны с деятельностью
Р. Оуэна, "банками справедливого обмена" П. Ж. Прудона, а также
с теоретиками научной организации труда, производства и управ­
ления — Ф. Тейлором, Г. Фордом и Э. Мейо.
Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР
с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде
всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей.
В последующий период роль экономических экспериментов замет­
но возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная
политика немыслима без проведения широких и разнообразных
экономических экспериментов. Экономические эксперименты позво­
ляют на практике проверить обоснованность тех или иных эконо­
мических рекомендаций и программ, не допустить крупных народ­
нохозяйственных ошибок и провалов.

Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета эконо­
мической теории. По каким направлениям шло его расширение?
Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и
почему?
2. Чем отличается предмет "новой политической экономии" от
предмета политической экономии в традиционном понимании?
3. В чем сходство и различия позитивного и нормативного под­
ходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в
каких — второй?
4. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией,
лучше исследовать на микроуровне, а какие — на макроуровне?
Почему?
5. Как бы вы провели границы между экономикой и смежными
науками — политологией, социологией, психологией и т. д.?
6. Модель — это отражение некоторых, но не всех, сторон ре­
альной действительности, следовательно, модель никогда не отра­
жает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае
применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретичес­
ком исследовании?
7. Возможно ли создание единого, универсального метода эко­
номической теории' Если да, то каковы его характерные черты?
Если нет, то почему?
8. В чем достоинства и ограниченность систем, построенных на
основе формальной и диалектической логики?
Примеры решения задач 33
9. В каких случаях экономические явления лучше рассматри­
вать исторически, в каких — логически? Охарактеризуйте досто­
инства и недостатки обоих методов. Приведите известные вам при­
меры их употребления.
10. Что такое эмпирический и теоретический методы? На ка­
ких стадиях развития науки они применяются? Каковы их досто­
инства и недостатки? Какова их взаимосвязь?


Примеры решения задач
1. Верны ли следующие утверждения?
1.1. Согласно классификации Б. Кларка из всех течений совре­
менной экономической мысли Запада самое близкое к марксизму
— это кейнсианство.
Да Нет
1.2. Теория общественного выбора — направление экономичес­
кой мысли, которое изучает, как общество выбирает модель соци­
ально-экономического развития.
Да Нет
1.3. Ф. Д. Рузвельт, осуществляя реформы "Нового курса", со­
знательно использовал рекомендации Дж. М. Кейнса, изложенные
в "Общей теории занятости, процента и денег".
Да Нет
1.4. Большинство лауреатов Нобелевской премии по экономике
80—90-х гг. являются сторонниками идей классического либерализма.
Да Нет
1.5. Экономист Д. Рикардо был одним из богатейших людей
своего времени. Экономист Дж. М. Кейнс еще в молодые годы соста­
вил капитал, играя на бирже, и в зрелые годы продолжал успешно
заниматься бизнесом. Следовательно, все выдающиеся экономисты
могут рассчитывать на успех в бизнесе.
Да Нет .
1.6. Суждение не относится к формам умозаключения.
Да Henv
1.7. Когда при М. С. Горбачеве пытались реформировать совет­
скую экономику эволюционными методами, то эта попытка окончи­
лась сокрушительным крахом, что доказывает: экономика советско­
го типа в принципе не подвержена медленной модернизации и долж­
на быть разрушена "до основания", чтобы затем на "развалинах со­
циализма" построить "светлое капиталистическое будущее".
Да Нет
34 Глава 1. Предмет и метод экономической теории
Ответы
1.1. Нет. Более близким к марксизму течением западной эко­
номической мысли является, например, институционализм.
1.2. Нет. Теория общественного выбора анализирует экономи­
ческими методами политическую жизнь общества. Выбор ж е моде­
ли развития вообще не может быть осуществлен чисто экономичес­
кими методами.
1.3. Нет. "Новый курс" Ф. Д. Рузвельта провозглашен в 1933 г.,
а главная книга Дж. М. Кейнса издана в 1936 г., следовательно,
Рузвельт не мог использовать ее рекомендации. Хотя политика "Но­
вого курса" была, в целом, прокейнсианской, известно, что прези­
дент не был знаком с идеями Кейнса, а Кейнс, в свою очередь,
довольно прохладно относился к "Новому курсу".
1.4. Да. Почти все Нобелевские лауреаты 80—90-х гг. по эконо­
мике — это представители "неоклассического ренессанса".
1.5. Нет. В рассуждении используется метод неполной индук­
ции, поэтому достаточно одного примера, чтобы признать ошибоч­
ность сделанного вывода. Можно вспомнить, например, что извест­
ный экономист Й. А. Шумпетер пытался руководить коммерческим
банком, но разорился.
1.6. Да. Суждение не является умозаключением, но умозаклю­
чения делают на основе суждений.
1.7. Нет. Это суждение ошибочно, так как допущена логичес­
кая ошибка "после этого значит вследствие этого".
2. Выберите правильный ответ
2.1. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Т. Посо-
шкова о богатстве ближе всего к.
а) схоластической доктрине;
б) меркантилизму;
в) теории физиократов;
г) взглядам классиков английской политической экономии
2.2. Л. В. Канторович был удостоен Нобелевской премии по эко­
номике за исследования:
а) "длинных волн" конъюнктуры;
б) отраслевых взаимосвязей "затраты-выпуск";
в) линейного экономического программирования;
г) неэквивалентного обмена в мировой торговле.
2.3. Какой перечень соответствует группе экономических док­
трин, положительно оценивающих государственное регулирование
экономики:
а) физиократизм, марксизм, маржинализм;
б) меркантилизм, марксизм, кейнсианство;
в) марксизм, кейнсианство, теория общественного выбора;
г) марксизм, кейнсианство, монетаризм?
2.4. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой
буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:
35
Примеры решения задач
а) меркантилизм; в) физиократизм;
б) фетишизм; г) маржинализм.
2.5. В приведенный список одна фамилия вставлена ошибочно:
"Канторович, Коуз, Кузнец, Новожилов". Какая именно:
а) Канторович; в) Коуз;
б) Кузнец; г) Новожилов?
2.6. "В 1991 г. Б. Н. Ельцин обещал лечь на рельсы, если жиз­
ненный уровень россиян будет падать. В 1995 г. Ельцин был жив.
Следовательно, за 1991—1995 гг. жизненный уровень граждан Рос­
сии не снижался". Какая логическая ошибка допущена в этом вы­
сказывании:
а) нарушен закон непротиворечия;
б) сделано поспешное обобщение;
в) нарушен закон достаточного основания;
г) осуществлена подмена тезиса?
2.7. Какая схема правильно показывает отношения понятий
"экономисты" (А), "лауреаты Нобелевской премии" (В), "советские
экономисты" (С)?
а) б) в) г)




2.8. Какое из утверждений является ошибочным из-за подме­
ны понятий:
а) Рыночные отношения в СССР могли развиваться в основном
в сфере теневой экономики. Поэтому для развития рынка в России
следует легализовать теневую экономику.
б) Инфляция ведет к росту курса доллара по отношению к
рублю. В 1995 г. курс доллара стабилизировался. Следовательно,
инфляция прекратилась.
в) Е. Гайдар — экономист. Следовательно, все экономисты Рос­
сии — сторонники монетаризма.
г) В. И. Ленин — автор концепции империализма и основатель
СССР. Советское государство рухнуло. Это доказывает, что ленин­
ская концепция империализма была ошибочной?
Ответы
2.1, б. И. Т. Посошков акцентировал внимание в первую оче­
редь на поощрении развития торговли путем чисто меркантилист­
ских мероприятий (ограничение импорта, стимулирование экспор­
та), хотя у него встречаются и физиократические идеи о важности
земледелия.
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
36

2.2, в. Л. В. Канторович совместно с Т. Купмансом был в 1975 г.
награжден Нобелевской премией по экономике за "вклад в теорию
оптимального распределения ресурсов".
2.3, б. Именно эти теории обосновывают необходимость госу­
дарственного регулирования экономики.
2.4, а. Именно меркантилисты были идеологами торговой бур­
жуазии XVI—XVIII вв.
2.5, г. Поскольку Л. В. Канторович, С. Кузнец и Р. Коуз — лау­
реаты Нобелевской премии по экономике, а В. В. Новожилов не был
Нобелевским лауреатом, хотя в 1965 г. награжден совместно с
Л. В. Канторовичем Ленинской премией за разработку линейного
программирования.
2.6, г. Сделанный вывод был бы справедлив, если бы исходный
тезис гласил: "Б. Н. Ельцин ляжет на рельсы, если ..."
2.7, а. Помимо Нобелевских лауреатов-экономистов есть Нобе­
левские лауреаты-неэкономисты (физики, химики, деятели куль­
туры и т. д.). Из советских экономистов лауреатом Нобелевской
премии стал лишь один — Л. В. Канторович.
2.8, а. В высказывании допущена подмена понятия "рыночные
отношения" понятием "теневые рыночные отношения".
3. Ответьте коротко на вопросы повышенной сложности
3.1. Перечислите основные экономические реформы в России
от Петра I до Б. Н. Ельцина и назовите экономические доктрины,
под влиянием которых эти реформы осуществлялись.
3.2. Изложите историю Нобелевской премии по экономике.
а) Чем она отличается от других Нобелевских премий и почему?
б) Перечислите не менее 5 выдающихся экономистов XX века,
которые по объективным причинам не стали лауреатами Нобелев­
ской премии, и сформулируйте, за какие заслуги они могли бы на
нее претендовать.
3.3. Однажды Герцен беседовал с известным социалистом Луи
Бланом. "Жизнь человека — великий социальный долг. Человек дол­
жен приносить себя в жертву обществу!" — утверждал Блан. "За­
чем?" — спросил Герцен. "Как зачем? Главная цель жизни челове­
ка — благосостояние общества". Какую логическую ошибку совершил
Луи Блан? Догадайтесь, как Герцен эффектно опроверг оппонента.
3.4. Советский период истории России (1917—1991 гг.) иногда
называют "великим экономическим экспериментом", который до­
казал ошибочность социалистической идеи. Согласны ли вы с этой
точкой зрения или нет и почему?
Ответы
3.1. Можно выделить следующие экономические реформы:
1-я четверть XVIII в. — реформы Петра I под влиянием мер­
кантилистских идей (стимулирование развития мануфактурного
производства и торговли);
37
Примеры решения задач
60-е гг. XIX в. — реформы Александра II под влиянием идей
классической политэкономии (общая либерализация, стимулирова­
ние промышленности);
90-е гг. XIX в. — реформы С. Ю. Витте под влиянием нео­
классических идей (переход к золотомонетному обращению);
начало XX в. — реформы П. А. Столыпина под влиянием либе­
рального "здравого смысла" ("разобщинивание" крестьян);
1917—1921 гг. — "военный коммунизм" большевиков, попытка
прямой реализации доктрины марксизма путем натурализации хо­
зяйства;
1920-е гг. — нэп, разработанный В. И. Лениным на основе р а з ­
витой им концепции переходной экономики;
1928—1933 гг. — "великий перелом" И. В. Сталина под влия­
нием утрированных и догматизированных идей марксизма;
1953—1956 гг. — реформы Н. С. Хрущева под влиянием идей
"возвращения к истинному марксизму-ленинизму";
1965—1966 гг. — реформы Л. И. Брежнева под влиянием со­
ветских экономистов-"рыночников" ("либерманизация");
1987—1991 гг. — реформы М. С. Горбачева под влиянием со­
ветских экономистов-"рыночников" и социал-демократических идей;
с 1992 г. — "шокотерапия" Е. Гайдара, реформы В. Черномыр­
дина — смесь социал-демократических идей и идей неоклассичес­
ких (монетаристских) с преобладанием последних.
3.2. а) Среди основанных в начале XX в. А. Нобелем премий не
было премии по экономике. Основателем Нобелевской премии по эко­
номике (точное название — "Премия по экономике имени А. Нобе­
ля") в 1968 г. стал Шведский банк. Это объясняется, видимо, тем, что
в послевоенные годы сильно возрос, в сравнении с началом века,
авторитет экономической науки, в ее инструментарии стали преоб­
ладать математические методы, допускающие (в отличие от чиста
логических конструкций) однозначную интерпретацию результатов.
б) Если бы Нобелевские премии по экономике стали присуж­
дать одновременно с другими Нобелевскими премиями, то их, весь­
ма вероятно, получили бы:
1. А. Маршалл — за вклад в создание целостной теории
Economics'a путем объединения теорий предельной полезности и
предельной производительности.
2. В. Парето — за эконометрический анализ условий экономи­
ческой оптимальности и равновесия.
3. Й. А. Шумпетер и Н. Д. Кондратьев — за развитие теории
экономических циклов.
4. Дж. М. Кейнс — за анализ "провалов" рынка и методов макро­
экономического (государственного) регулирования рыночного хозяйства.
5. В. Ойкен — за разработку основ теории ордолиберализма.
(Этот вопрос может использоваться как своеобразный тест для
анализа ценностных симпатий слушателей.)
3.3. "Доказательство" Луи Блана — это софизм тождесловия
(idem per idem), когда в виде довода приводится тот же исходный
38 Глава 1. Предмет и метод экономической теории
тезис, только в другой форме. Герцен опроверг Луи Блана, заме­
тив: "Благосостояние общества никогда и не достигнется, если все
будут жертвовать и никто не будет наслаждаться".
3.4. Историю Советской России нельзя назвать в строгом смысле
слова "экономическим экспериментом", поскольку: 1) целью реформ
большевиков было отнюдь не "практическое изучение" эффективнос­
ти коммунистической доктрины, а скорее желание "доказать" ее лю­
бой ценой, 2) Россию нельзя было считать местом "наиболее благопри­
ятных условий" для проверки идей К. Маркса. Кроме того, опыт Со­
ветской России не может служить убедительным доказательством лож­
ности социалистической идеи, т. к. такой вывод делается методом не­
полной индукции (ошибка "поспешного обобщения").

Тесты
Вариант А
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. Так как абстрактная модель учитывает заведомо не все
факты, существующие в действительности, то она не применима
для решения проблем, возникающих в реальной жизни.
Да Нет
1.2. Некоторые недоказанные утверждения могут быть истин­
ными.
Да Нет
1.3. Экономическая наука постепенно становится естественно­
научной дисциплиной, так как в ней все шире и шире применяются
точные математические методы.
Да Нет
1.4. Основоположником классической политической экономии
в Англии был Адам Смит.
Да Нет
1.5. Модель "экономического человека", описывающая поведе­
ние индивида в экономике, впервые была предложена представи­
телями школы предельной полезности.
Да Нет
1.6. По мнению М. Фридмена, предпосылки экономической тео­
рии могут быть заведомо нереалистическими.
Да Нет
1.7. Современную экономическую теорию можно определить как
науку о распределении ограниченных ресурсов.
Да Нет
1.8. Формально-логическая операция, раскрывающая объем
понятия, называется определением.
Да Нет
39
Тесты
1.9. Если два события рассмотрены "при прочих равных усло­
виях", то одно из них обязательно является причиной, а другое —
следствием.
Да Нет
1.10. Среди лауреатов Нобелевской премии по экономике нет
ни одного представителя институционализма.
Да Нет
2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Термин "экономике" получил всеобщее признание после
того, как был употреблен в заглавии труда:
а) Жана-Батиста Сэя, в) Альфреда Маршалла, -
б) Джона Стюарта Милля, г) Джона Мейнарда Кейнса.
2.2. Макроэкономика определяется как область экономической
теории, изучающая:
а) роль государства в экономике,
б) глобальные тенденции экономического развития человечества,
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой
в целом,.
г) те же проблемы, что и политическая экономия в первона­
чальном понимании этого термина.
2.3. Н. Д. Кондратьев не стал лауреатом Нобелевской премии
по экономике, потому что:
а) Нобелевские премии посмертно не присуждают,
б) экономисты Запада считают концепцию "длинных волн"
ошибочной,
в) Нобелевские премии дают только за эконометрические труды,
г) советские экономисты не выдвигали его в число соискателей
Нобелевской премии, поскольку он был репрессирован.
2.4. Замечено, что наиболее крупные экономисты делали свои
открытия, опираясь на материал той страны, в которой они жили.
Это объясняется, в первую очередь, тем, что:
а) каждый крупный ученый, как правило, патриот своей
страны,
б) в те времена средства сообщения между странами были не­
достаточно развиты,
в) в данных странах было больше проблем, которые требова­
лось решать,
г) в своей стране экономист сталкивался со всем множеством
фактов реальной жизни и мог выбрать из них существенные для
своего открытия..
2.5. Что из приведенного списка не является моделью:
а) торговля на Нью-Йоркской фондовой бирже,
б) иерархия потребностей,
в) концепция экономического человека,
г) валовой внутренний продукт?*
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
40
2.6. Понятие метода науки включает в себя:
а) способы оптимального применения всей совокупности по­
знавательных средств,
б) структуру предмета,
в) набор фактических данных,
г) мировоззренческие установки ученого.
2.7. "Шокотерапия" Е. Гайдара опиралась на теорию:
а) кейнсианства, в) рациональных ожиданий,
б) общественного выбора, г) монетаризма.
2.8. Разделить политическую экономию на четыре раздела —
исследование сфер производства, распределение, обмен и потреб­
ление — предложил:
а) Давид Рикардо, в) Джеймс Милль,
б) Карл Маркс, г) Джон Стюарт Милль.
2.9. Термин "политическая экономия" появился в:
а) 1615 г., в) 1867 г.,
б) 1776 г., г) 1890 г.
2.10. Потребление нефти в США с 1970 по 1974 г., в период
"нефтяного шока", выросло с 14,7 млн. баррелей почти в 2 раза.
Следовательно, существует положительная связь между ценой неф­
ти и ее потреблением. Какая логическая ошибка допущена в этом
утверждении:
а) нет ошибки, в) при прочих равных условиях,
б) причины и следствия, г) композиции?
3. Ответьте на вопросы (цена ответа 8 баллов)
3.1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные извест­
ные вам современные школы и направления в экономической нау­
ке. Покажите особенности предмета и метода каждой из них.
3.2. Теории "человеческого капитала" Г. Беккера, прав собст­
венности Р. Коуза и общественного выбора Д. Бьюкенена называют
неоинституциональными. Перечислите черты сходства и различия
неойнституционализма в сравнении с классическими институцио­
нальными теориями.
3.3. "Для свободной конкуренции характерны наличие неогра­
ниченного числа участников, полная свобода входа на рынок и вы­
хода с него, однородность товаров и услуг, абсолютная полнота ин­
формации и неспособность ни одного агента рынка1 влиять на цену".
Является ли это высказывание позитивным или нормативным?
Обоснуйте ответ.
3.4. Известный отечественный историк-востоковед И. М. Дья­
конов в книге "Пути истории" (М., 1994) пишет: "... Из закона сохра­
нения следует, что всякое одностороннее прибавление оплачивает­
ся потерями с другой стороны, т. е. всякий прогресс есть тем самым
и регресс: нет прогресса без потерь, и чем больше прогресс, тем
больше потери. Абсолютно гармоничное будущее... невозможно по
законам физики". Какой методологический прием здесь использу­
ется и насколько корректно?
Тесты 41
3.5. Предположим, что мы формализовали условия равновесия
на каждом из п индивидуальных товарных рынков. Определим рав­
новесие национальной экономики в целом как ситуацию одновре­
менного равновесия п товарных рынков. Будет ли теория, иссле­
дующая условия такого равновесия, относиться к микро- или к
макроэкономике?

Вариант Б
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. Модель является абстракцией реального явления.
Да Нет
1.2. Я. Корнай получил Нобелевскую премию по экономике за
разработку теории социалистической "экономики дефицита".
Да Нет
1.3. Экономическая наука отличается от естественных наук не­
возможностью постановки полностью контролируемого эксперимента.
Да Нет
1.4. Джон Мейнард Кейнс был выдающимся представителем
неоклассического направления в экономической науке.
Да Нет
1.5. Первая экономическая макромодель была разработана в
трудах Франсуа Кенэ.
Да Нет
1.6. Статистика — единственный источник фактов для экономиста.
Да Нет
1.7. Экономическая теория не является наукой об управлении
предприятием.
Да Нет
1.8. Чем шире объем понятия, тем больше его содержание.
Да Нет
1.9. Если одно событие предшествует другому, это означает,
что первое является причиной второго.
Да Нет
1.10. Анализ относится к формам умозаключения.
Да Нет

2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Что из приведенного списка нельзя отнести к институтам:
а) обычай дарообмена, в) МГУ,
б) кооперативные предприятия, г) министерство финансов?
42 Глава 1 Предмет и метод экономической теории
2.2. Какое из утверждений не истинно применительно к модели:
а) модель состоит из нескольких реалистичных предположений,
б) модель строится на основе абстракции,
в) на основе модели возможно дать представление будущего,
г) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются пря­
мому измерению?
2.3. Главной задачей экономической науки является установ­
ление законов, которые управляют распределением общественного
богатства, считал:
а) Карл Маркс, в) Давид Рикардо,
б) Джон Стюарт Милль, г) Альфред Маршалл.
2.4. К посткейнсианской школе можно отнести такую плеяду
ученых, как:
а) Харрод, Домар, Хансен; в) Фридмен, Хайек, Мельтцер;
б) Робинсон, Сраффа, Калдор; г) Веблен, Митчелл, Коммонс.
2.5. Микроэкономика может быть определена как область эко­
номической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей,
фирм и собственников ресурсов,
б) экономическое поведение отдельных фирм,
в) отношения между отдельными представителями разных
классов,
г) то, как экономисту использовать микрокомпьютеры.
2.6. Дж. М. Кейнс не был удостоен Нобелевской премии по эко­
номике, потому что:
а) теория Дж. М. Кейнса приобрела популярность только после
его смерти,
б) Нобелевские премии по экономике стали присуждать уже
после смерти Кейнса;
в) Нобелевские премии присуждают только за микроэкономи­
ческие исследования,
г) Дж. М. Кейнс был богат, и потому он отказался от денежной
премии.
2.7. Основное значение экономической науки сегодня в том, что она:
а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес,
б) дает ученым возможность реализовать свои способности,
в) показывает пути наилучшей организации общественного
устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей,
г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.
2.8. "Все богатые и развитые страны Запада в 80—90-е гг. ис­
пользуют в экономической политике рекомендации неоклассичес­
кой экономической теории. Россия стремится стать богатой и р а з ­
витой страной. Поэтому для подъема экономики надо использовать
неоклассические методы". Это высказывание:
а) истинно,
б) ложно, так как используется неполная индукция;
в) ложно, так как сделана подмена тезиса,
г) ложно, так как в качестве аргумента используется положе­
ние, само нуждающееся в доказательстве.
43
Тесты
2.9. Какая из перечисленных задач является основной для эко­
номической системы:
а) определить технические условия производства,
б) ликвидировать инфляцию и безработицу,
в) установить справедливое общественное устройство,
г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов?
2.10. Качество экономической модели определяется главным
образом тем, насколько:
а) точен прогноз, составленный на ее основе,
б) много реалистических предпосылок в ней содержится,
в) легко ее верифицировать (проверить),
г) много уравнений она содержит.
3. Ответьте на вопросы (цена ответа 8 баллов)
3.1. "В год хорошего урожая фермер может получить большую
выручку от продажи пшеницы. Следовательно, доходы фермеров
Ирландии в урожайный год увеличиваются". Справедливо ли это
обобщение?
3.2. Исследование трудоустройства и уровня жизни выпускни­
ков московских школ 70—80-х гг., проведенное в 1990—1992 гг.,
показало, что доходы тех, кто раньше учился на тройки, в среднем
в полтора-два раза превышают доходы бывших отличников. Мож­
но ли сделать вывод, что повышение уровня знаний служит причи­
ной снижения доходов?
3.3 Изобразите в двухмерной системе координат, как меня­
лась во второй половине XX в. конфигурация зоны доминирующих
экономических теорий.
3.4. Можно ли считать моделью концепцию "экономического
человека" Адама Смита? Почему?
3.5. Охарактеризуйте разницу между концепцией человека как
субъекта экономики в марксистской и неоклассической теориях.
Глава 2. Базовые экономические понятия
2.1. Потребности, ресурсы, выбор
Экономическая наука прежде всего изучает экономические
потребности и способы их удовлетворения.
Экономические ^ зависимости от того, являетесь ли вы песси-
потоебности мистом или оптимистом, можно выбрать одно из
двух определений экономических потребностей.
С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями
(economic needs) обычно понимается недостаток чего-либо необ­
ходимого для поддержания жизнедеятельности и развития лич­
ности, фирмы и общества в целом. Оптимисты предпочитают оп­
ределять экономические потребности как внутренние мотивы, по­
буждающие к экономической деятельности.
Именно экономические потребности выступают как внутрен­
ний побудитель активной деятельности человека. Потребности под­
разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные
потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к кото­
рым относятся все остальные потребности (например, потребности
досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут
быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление экономи­
ческих потребностей на первичные и вторичные исторически ус­
ловно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.
Таблица 2—1
Минимальная потребительская "корзина"
в России в 1991—1995 гг.*

1991 г., декабрь 1995 г., сентябрь 1995 Г./1991 г.
Статьи расходов
в разах
% %
руб. руб.
56,4 788340
Питание 451,5 59,9 1746
16,2 104035
Одежда, обувь 129,7 7,9 802
Культбыт 6,2 ,95800
49,3 7,3 1943
Услуги 69,3 8,7 150300 2169
11,4
8,4
Налоги 67,6 119600 9,1 1769
Прочие расходы 32,6 57900 4,4 1776

100
801 1315975
Всего 100 1643

* Составлено по данным ВНИИ потребительского рынка и маркетинга.
2.1. Потребности, ресурсы, выбор 45
Рассмотрим потребительскую "корзину" среднего россиянина.
Как справедливо писали великие юмористы И. Ильф и Е. Петров,
"статистика знает все". Если довериться ей, то за последние четыре
года (с 1 декабря 1991 г. по сентябрь 1995 г) эта "корзина" выросла в
денежном исчислении в 1643 раза (см. табл. 2—1). Однако реальные
доходы граждан России сократились за это время в 2,2 раза. В струк­
туре минимальной потребительской "корзины" основными статьями
являются продукты питания (59,9%), услуги (11,4%) и налоги (9,1%).
Наиболее быстрыми темпами росли затраты на услуги и культурно-
бытовые расходы, медленнее всего — расходы на одежду и обувь.
С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан
сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и това­
ров длительного пользования.
Средства, удовлетворяющие потребнос-
Экономические блага тщ назыеаются благами (goods). Одни из
них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воз­
дух), другие — в ограниченном размере. Последние называются
экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.
Экономические блага делятся на долговременные, предпола­
гающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электро­
приборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в
процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).
Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимо­
дополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не толь­
ко многие потребительские товары и производственные ресурсы,
но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы
досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементар­
ных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и
бумага. Экономические блага также могут быть разделены на на­
стоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (про­
изводственные).
Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического
блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е.
труда, совершаемого при средних общественно-нормальных усло­
виях производства и средней интенсивности труда. Согласно нео­
классическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости,
прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, спо­
собных данную потребность удовлетворить. При этом предполага­
ется, что любая потребность может быть удовлетворена нескольки­
ми благами, а любое экономическое благо может использоваться
для удовлетворения разных потребностей. Если q1,q2...,qn — сово­
купность определенных количеств каждого из п благ, а р1,р2...,рп —
их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записа­
на как ? p q , где i = 1,...п.
Для получения недостающих потребительских благ, как пра­
вило, нужны косвенные экономические блага — ресурсы.
46 Глава 2. Базовые экономические понятия
Экономические
Экономические ресурсы (или факторы произ-
водства) {economic resources) — э т о элементны,
используемые для производства экономических
благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся зем­
ля, труд, капитал (в том числе его организация), предприниматель­
ская способность и информация. Под предпринимательской спо­
собностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса,
заключающийся в способности наиболее эффективно использовать
все другие факторы производства.
Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных
возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные спо­
собности человека, имеющиеся в его распоряжении средства про­
изводства, информация и даже время, которым он располагает для
удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности
ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.
Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как пра­
вило, ограничены; во всяком случае, их меньше, чем необходимо
для удовлетворения наших потребностей при данном уровне обще­
ственного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относитель­
на. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Одна­
ко на каждый данный момент времени ограниченность экономичес­
ких ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и пол­
ное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно.
Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наи­
лучшему их использованию. В этой связи перед экономической нау­
кой встает двойная задача — объективная и субъективная, или,
выражаясь другими словами, позитивная и нормативная
Экономическая наука носит как позитивный, так и норматив­
ный характер. Поскольку экономическая наука анализирует пове­
дение участников экономических процессов, постольку она носит
позитивный, отражающий объективную реальность характер. Эти
участники, подчиняясь ограничениям, которые накладывают при­
рода и общество, обладают свободой действия. Тем не менее конеч­
ный результат их деятельности объективен, не зависит от воли и
сознания отдельных индивидов. Более того, такой результат далеко
не всегда оптимален, что связано как со сложившимися в обществе
институтами, так и с иррациональностью отдельных действий хо­
зяйствующих субъектов. Поскольку экономическая наука носит
нормативный характер, то есть стремится найти наилучшие фор­
мы организации производства, постольку она создает своего рода
идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики.
Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере
взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производствен­
ной функции В наиболее общем виде она выглядит следующим
образом: Q = i (F1,F2,...,Fn), где Q— объем производства; F1,F2,...,Fn —
используемые производственные ресурсы.
2.1. Потребности, ресурсы, выбор 47

Экономический Множественность экономических целей при ог-
выбор раниченности ресурсов ставит проблему эконо­
мического выбора (economic choice) — выбо­
ра наилучшего из альтернативных вариантов их использования,
при котором достигается максимальное удовлетворение потреб­
ностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой
и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого про­
изводить, т. е. как определить условия и направления использова­
ния ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только
пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывет наилуч­
шие варианты решения возникших проблем. В последнем случае
возникает проблема рационального ведения хозяйства (econo­
mizing): все общество как бы участвует в игре со строго опреде­
ленными и заранее всем известными правилами подобно партии в
бридж. При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства
выступает "homo economicus" — разумный (рациональный) инди­
вид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессио­
нальные знания, а также большой практический опыт ("человек-
компьютер"). Его целью является достижение максимальных ре­
зультатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат
при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно
нереальна, так как существующая статистика слишком неточна,
методы анализа довольно грубы, а информация о реальной д е я ­
тельности хозяйствующих субъектов весьма ограничена. Тем не
менее теория оптимизации служит своеобразным руководством к
рациональной деятельности. В экономической теории предполага­
ется, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимиза­
ции: потребитель — удовлетворения своих потребностей, фирма —
прибыли, профсоюз — доходов его членов, государство — уровня
народного благосостояния или, согласно теории общественного вы­
бора, престижа политиков.
Альтернативные ® реальной действительности люди всегда стал-
издепжки киваются с альтернативными издержками. Про­
изводство одного продукта означает отказ от
другого. Рациональный человек должен подсчитать не только буду­
щие затраты, но и издержки неиспользованных производственных
возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.
Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым при­
шлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативны­
ми издержками (opportunity costs), издержками неиспользован­
ных возможностей или вмененными издержками.
Рассмотрим условный пример. Путешествие из Санкт-Петер­
бурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с
учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом 100
рублей, самолетом — 250 рублей. В путешествие отправляются трое:
Абрамов, Борисов и Венгеров. Часовая ставка оплаты труда Абрамо-
Глава 2. Базовые экономические понятия
48
ва — 20 рублей в час, у Борисова — 30, у Венгерова — 50. Каким
видом транспорта поедут эти люди? 100 рублей в данном случае —
неизбежные затраты: какой бы из имеющихся в наличии транс­
порт ни выбрать, меньше затратить не удастся. Поэтому дополни­
тельными (предельными) затратами являются 250—100=150 рублей.
Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные
(предельные) потери равны 8—3=5 часам. Предметом анализа яв­
ляется сопоставление этих 150 рублей и 5 часов времени. Абрамов
за эти 5 часов заработает лишь 100, его альтернативные издержки
(100) меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабиле­
тов (150). Следовательно, для него рациональнее (выгоднее) поехать
поездом. Часовая ставка Борисова — 30. В результате полета само­
летом он сэкономит 5 часов, за которые может заработать 150 руб­
лей. Следовательно, экономия времени дает возможность вернуть
затраченную на авиабилет сумму. Поэтому ему с точки зрения ра­
ционального поведения все равно, ехать ли поездом и потерять
5 часов времени или лететь самолетом и "отработать" перерасход
ресурсов.
Что же касается Венгерова, то очевидно, что для него, как
говорил Б. Франклин, "время — деньги", так как за 5 часов он
сможет заработать 250 рублей, что значительно больше дополни­
тельных затрат на авиабилет. Итак, с точки зрения рационального
поведения: Абрамов поедет поездом, Венгеров полетит самолетом,
а Борисову все равно. Этот простейший случай дает прекрасный
пример принятия экономических решений. Они принимаются, ког­
да дополнительные (предельные) выгоды должны быть не мень­
ше дополнительных (предельных) издержек:
MB > МС,
где MB (marginal benefit) — предельные выгоды,
МС (marginal cost) — предельные издержки.
Производственные Производственные возможности (production
возможности capacity) — возможности общества по про­
изводству экономических благ при полном и
эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при дан­
ном уровне развития технологии. Возможный выпуск продукции
характеризует кривая производственных возможностей. Поясним
это на условном примере. Допустим, что в обществе производятся
лишь два блага: зерно и ракеты. Если общество использует свои
ресурсы для производства только зерна, то оно производит его
5 млн. т; если же только для производства ракет, то их производит­
ся б штук. При одновременном производстве обоих благ возможны
следующие сочетания (см. рис. 2—1). Из таблицы видно, что всякое
увеличение производства ракет (с 0 до 6 штук) снижает производ­
ство зерна (с 5 млн. до 0 т ), и наоборот. Линия АБВГДЕЖ, которую
называют кривой производственных возможностей (production
possibility curve), показывает альтернативные варианты при
2.1. Потребности, ресурсы, выбор 49

полном использовании ресурсов. Все точки, расположенные внут­
ри фигуры ОАЖ, означают неполное использование ресурсов, на­
пример точка К (одновременное производство 2,5 млн. т зерна и
трех ракет). И наоборот, любая производственная программа, ха­
рактеризуемая точками за пределами фигуры ОАЖ, не будет обес­
печена наличными ресурсами (например, точка И). Кривая произ­
водственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (во­
гнута к началу координат). Это означает, что, изменяя структуру
Таблица производственных возможностей
Возмож­ 3(ерно Ракеты
(м.лн т) (шт.)
ности
А 5Д) О
4.8 1
Б
4,5 2
В
3.9 3
Г
3,0 4
Д
1,8 5
Е
0 6
Ж




0 1 2 3 4 5 6
Ракеты (шт.)
Рис. 2—1. Кривая производственных возможностей
производства, например, в пользу ракет, мы будем в большей мере
использовать в производстве ракет сравнительно малоэффектив­
ные для этого ресурсы. Поэтому каждая дополнительная ракета
требует все большего сокращения производства зерна (и наобо­
рот). Производство первой ракеты вызвало сокращение производ­
ства зерна на 0,2 млн. т, второй — на 0,3 млн., третьей — на
0,6 млн. т и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убы­
вающей производительности (подробнее см. гл. 5). Кривая произ­
водственных возможностей исторична, она отражает достигнутый
уровень развития технологии и степень использования имеющих­
ся ресурсов. Если увеличиваются ресурсы или улучшается техно­
логия, площадь фигуры ОАЖ растет, кривая АБВГДЕЖ сдвига­
ется вверх и вправо.
50 Глава 2 Базовые экономические понятия




Ракеты (шт.)
Рис. 2—2. Сдвиг кривой производственных возможностей
при одностороннем расширении одного из видов производства
Если процесс происходит равномерно, то кривая АЖ симмет­
рично смещается до положения А'Ж' (см. рис. 2—1). Если происхо­
дит одностороннее увеличение эффективности технологии производ­
ства одного из благ, то сдвиг носит асимметричный характер (см. рис.
2—2). При одностороннем расширении производства зерна кривая
АЖ смещается до положения А ^ , при увеличении производства
ракет — до положения АЖ Г Кривая производственных возможнос­
тей может быть использована для характеристики структурных сдви­
гов между промышленностью и сельским хозяйством, общественны­
ми и частными благами, текущим и будущим потреблением (потре­
бительскими и инвестиционными товарами и услугами) и т.д.
В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического
выбора неустранима, однако в различных экономических системах
она решается по-разному. В традиционном обществе выбор зависит
от традиций и обычаев, в командной экономике — от воли правящей
элиты, в рыночном хозяйстве — от рыночной конъюнктуры.

2.2. Экономический кругооборот
Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступа­
ют как средства связи между экономическими агентами.
Экономические агенты Экономические агенты (economic agents) -
субъекты экономических отношении, уча­
ствующие в производстве, распределении, обмене и потреблении
экономических благ. Основными экономическими агентами явля-
2.2. Экономический кругооборот 51
ются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подраз­
деления. В свою очередь, среди фирм выделяют прежде всего ин­
дивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации.
Современная экономическая теория исходит из предпосылки о ра­
циональном поведении агентов. Это означает, что целью является
максимизация результатов при данных затратах либо минимиза­
ция затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к мак­
симальному удовлетворению потребностей при данных издержках,
государство — к наивысшему росту общественного благосостояния
при определенном бюджете. В качестве экономических агентов вы­
ступают также, например, профсоюзы, целью которых является по­
вышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их
членов, средством — борьба за выгодные условия заключения кол­
лективных договоров.
В современных теориях, развивающих принципы классичес­
кого либерализма, единственно реальным экономическим агентом
признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как
производные от него формы: фирмы — как юридические фикции, а
государство — как агентство по спецификации и защите прав соб­
ственности. Традиционная для микроэкономики раздвоенность на
теорию поведения индивида и теорию фирмы тем самым преодоле­
вается, а принцип максимизации полезности приобретает универ­
сальное значение. В теории прав собственности фирма рассматри­
вается прежде всего как определенная форма, сеть контрактов, по
которым передаются пучки правомочий. Фирма возникает как не­
обходимая реакция на дороговизну рыночной координации, как свое­
образный способ минимизации трансакционных издержек.
В теории общественного выбора принципы методологического
индивидуализма доводятся до логического завершения: государст­
во рассматривается исключительно как совокупность индивидов,
преследующих личные цели. Поэтому государственная политика,
по мнению сторонников этой теории, определяется не столько об­
щественными потребностями, сколько бесконечно меняющейся че­
хардой частных интересов. Абсентизм избирателей объясняется
принципом рационального невежества, принятие решений в инте­
ресах меньшинства — лоббизмом, продажность и беспринципность
депутатов — практикой логроллинга, коррупция бюрократии — по­
иском политической ренты (подробнее см. гл. 14).
Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с
помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный
кругооборот.
„ Экономический кругооборот (circular flow) —
Экономический это Круговое движение реальных экономических
кругооборот благ, сопровождающееся встречным потоком
денежных доходов и расходов
Основными субъектами рыночной экономики являются домо­
хозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потре­
бительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками
Глава 2. Базовые экономические понятия
52
Рынки
Потоки спроса потребительских
товаров и услуг


Потоки
предложения


Домохозяйства Фирмы



Потоки
предложения


Рынки ресурсов
Потоки спроса



Рис. 2—3. Кругооборот спроса и предложения

экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы,
предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. По­
ведение основных экономических агентов может быть выражено
кругооборотом спроса и предложения (см. рис. 2—3).
При всей условности схемы кругооборота она отражает глав­
ное — в развитой рыночной экономике существует постоянное вза­
имодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а
предложение развивает спрос.
Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизи­
рован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и дохо­
дов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, осуществляемых
на рынках потребительских товаров и услуг. Продажа этих товаров
и услуг составляет выручку фирм. Покупка ресурсов, необходимых
для этого, означает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя
необходимые ресурсы (труд, землю, капитал, предпринимательские
способности), получают денежные доходы (заработную плату, рен­
ту, процент, прибыль). Таким образом, реальный поток экономичес­
ких благ дополняется встречным денежным потоком доходов и рас­
ходов (см. рис. 2—4).
Эта модель может быть уточнена включением оборотов внут­
ри секторов. Подчеркивая главное, простая модель кругооборота
несколько идеализирует реальную действительность.
Во-первых, она не учитывает накопления как экономических
благ, так и денежных ресурсов, а также то, что какие-то ресурсы
53
2 2. Экономический кругооборот
Потребительские Выручка
Рынки
потребительских
расходы
товаров и услуг
Товары
Товары и услуги
и услуги


Фирмы
Домохозяйства

Труд, земля, капитал,
предпринимательские
способности Ресурсы

Издержки
Рынки ресурсов
Денежные доходы*
(зарплата, рента,
процент, прибыль)

<<

стр. 2
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>