<<

стр. 5
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


О О О О
Q Q Q" Q
а) б) в) г)
2.4. Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию:
а) цены одного товара на изменение цены другого товара;
б) величины спроса одного товара на изменение цены другого
товара;
в) цены одного товара на изменение предложения другого блага;
г) величины спроса одного товара на изменение спроса на дру­
гое благо.
2.5. Излишкам производителя соответствует площадь фигуры:
а) NEC0; в) NBE;
б) ABE; г) ВЕСО.
Р
118 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение
2.6. Закон предложения выражает:
а) обратную связь между ценой и количеством продаваемого
товара;
б) прямую связь между ценой и количеством продаваемого
товара;
в) связь между эластичными и неэластичными товарами;
г) меру эластичности каждого товара.
2.7. Категория трансакционных издержек выдвинута:
а) маржиналистами; в) сторонниками теории прав
собственности;
б) марксистами; г) сторонниками теории
общественного выбора.
2.8. Излишек потребителя — это сумма денег:
а) которая не нужна потребителю;
б) которую государство забирает у потребителя при помощи
налогов;
в) которую выигрывает потребитель из-за разницы между це­
ной, которую он готов уплатить, и рыночной ценой;
г) которую потребитель желает отдать тем фирмам-произво­
дителям, у которых наиболее высококачественная продукция.
2.9. Кривые спроса на какие два блага здесь изображены:
а) теннисные ракетки и теннисные мячи;
б) книга Чейза "Лучше бы я остался бедным" и книга Симено-
на "Мегре сердится";
в) воздух для дыхания и красота одиноко растущей березы;
г) хлеб и дом на берегу озера в горах Швейцарии?
Pi




Q
2.10. Если ученые найдут простой способ получения сахара из
древесины, то его внедрение при прочих равных условиях приведет к:
а) смещению вправо кривой спроса на деревянную мебель;
б) повышению цен на чай;
в) увеличению предельных издержек по добыче сахарного
тростника;
г) смещению влево кривой спроса на деревянную мебель.
3. Решите задачи
3.1. (6 баллов) Постройте кривую совокупного предложения по
данным кривым индивидуального предложения:
Тесты 119

Pi




О
Q
3.2. (6 баллов) Существуют следующие соотношения между
ценой товара А и величиной спроса на него:
Цена 3 4 5 6
Спрос 6 5 4 3
а) В каком интервале цен эластичность спроса на товар А бу­
дет равна единице?
б) Ценовая эластичность'спроса на товар Б при цене в 48 де­
нежных единиц та же, что и эластичность спроса на товар А в
интервале цен между третьей и пятой единицами. Если в началь­
ный момент времени предложение товара Б составляло 1000 еди­
ниц и при небольшом изменении цены эластичность не изменяется,
то сколько единиц товара Б будет продано при повышении его цены
на 4 денежные единицы?
3.3. (8 баллов) Спрос и предложение на некий товар описыва­
ются уравнениями:
QD - 1000 — 40Р,
Q s = 300 + ЗОР,
где Q — количество данного товара;
Р — его цена.
а) Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.
б) Государство установило на данный товар фиксированную
цену в 8 денежных единиц за единицу товара. Охарактеризуйте
последствия такого решения.
v
3.4. (8 баллов) Шесть подружек: Маша, Даша, Света, Таня,
Наташа и Галя — гуляли по улице и, проголодавшись, решили
купить по пирожку. При этом Даша была готова заплатить за пиро­
жок 2 руб., Таня и Света — по 5 руб., Галя — 3, Наташа — 6 и
Маша — 9 руб. Изобразите кривую спроса на пирожки группы
подружек.
• 3.5. (12 баллов) Спрос и предложение некоторого товара опи­

сываются уравнениями:
QD = 600 - 100Р,
Q = 150 + 50Р.
а) Найдите параметры равновесия на рынке данного товара.
б) Государство установило налог с продажи на единицу данно­
го товара в размере 1,5 денежной единицы. Найдите, сколько поте­
ряют при этом покупатели, а сколько — продавцы данного товара.
Глава 4. Поведение потребителя
в рыночной экономике
Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить?
2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность
вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать
цену, чтобы решить третий вопрос — определить доход потребите­
ля. Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют
содержание теории поведения потребителя. Попытаемся опреде­
лить их взаимосвязь.

4.1. Потребительский выбор
и его особенности
Полезность блага Полезность блага {utility of good) - это спо­
собность экономического блага удовлетворять
одну или несколько человеческих потребностей; В результате ис­
следований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые
последовательно части какого-либо блага обладают убывающей по­
лезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы
потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и,
следовательно, дифференцируема в каждой точке).
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению ко­
личества блага Q соответствует прирост общей полезности (total
utility) — TU (см. рис. 4—la). Хотя общая полезность с увеличением
количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (mar­
gin al utility) — MU — каждой дополнительной единицы блага не­
уклонно уменьшается (рис. 4—16). Максимум удовлетворения об­
щей полезности достигается в точке А, когда предельная полез­
ность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью
удовлетворяет потребность.
TU,, MU




Рис. 4—1. Общая (а) и предельная (б) полезность
4 1. Потребительский выбор и его особенности 121
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная по­
лезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см.
отрезок АВ на обоих графиках).Чем большим количеством блага
мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая допол­
нительная единица этого блага. Таким образом, цена блага опреде­
ляется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.
Поскольку предельная полезность экономического блага для потре­
бителя снижается, то производитель может продать дополнитель­
ное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит
цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе
определения спроса.
_ Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем-
ункция Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались ус-
тановить связь между спросом и ценой, запасом и
количеством. Они обосновали положение о том, что количество яв­
ляется одним из важнейших факторов, влияющих на цену в усло­
виях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность,
что последовательно потребляемые количества какого-либо блага
обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 4—2).
Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием
выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему
меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем вто­
рой, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная
полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая
полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что
приводит к замедлению роста общей полезности (рис. 4—2).
Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской шко­
лы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предель­
ной полезностью. Функция полезности — функция, показывающая
убывание предельной полезности блага с ростом его количества:
d(TU)
MU=- , (4.1)
dQ
где MU — предельная полезность, она равна частной производной
общей полезности данного блага.
TU




О q, q2 q3 q„
Рис. 4—2. Зависимость общей полезности блага от его количества
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
122
Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. па­
радокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех,
должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а
алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть
максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике —
наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграни­
чении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запа­
сов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как
алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае
количество (Qj) велико, а цена (P t ) низка; во втором — наоборот: ко­
личество (Q2) мало, цена (Р2) высока (см. рис. 4—3).
Это означает, что общая полезность воды большая, а предель­
ная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а
предельная — велика. Цены ж е определяются не общей, а пре­
дельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не
опровергает функцию полезности. Именно функция полезности ле­
жит в основе потребительского выбора.

Излишек потребителя
'S
Излишек потребителя




///,-*—Общие затраты
О <''< —. ^-
Q
Q, Q Q2
а) вода б) алмаз
Рис. 4—3. Парадокс воды и алмаза

В
Основные постулаты современной теории потребительского
выбо
Р а предполагается, что: 1) денежный
теории поведения
потребителя доход потребителя ограничен; 2) цены не
зависят от количеств благ, покупаемых от­
дельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представ­
ляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стре­
мятся максимизировать совокупную полезность. Теория потреби­
тельского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель
желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее
количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.
Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит
из постоянства и определенной согласованности вкусов потребите-
4 1. Потребительский выбор и его особенности 123
ля. Логически это может быть выражено следующим образом: если
А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель
безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он
также безразличен в выборе между А и С.
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от неболь­
шого количества блага А, если ему предложат взамен большее ко­
личество блага-субститута.
5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность
какого-либо блага зависит от его общего количества, которым рас­
полагает данный потребитель.
,г Предположим, что потребитель удовлетво-
Условия равновесия ? всего п о т р е б н ? с т и _ А , В и С. До-
потребителя ^ ft- , „ „• ,
г
пустим, что предельная полезность (marginal
utility — MU) блага А равна 100, а его цена (Р) — 10 долл.; предель­
ная полезность блага В — 80, а его цена — 4 долл.; предельная
полезность блага С — 45, а его цена — 3 долл. (табл. 4—1).
Таблица 4—1
Предельная полезность и цена благ

Взвешенная предельная
Предельная Цена,
Блага
полезность
полезность долл.
(MU/P)
(MU) (Р)
10
100 10
А
20
80 4
В
15
45 3
С

Если мы разделим предельную полезность на цену, то обна­
ружим, что взвешенные предельные полезности (MU/P) у этих про­
дуктов не равны. У блага А предельная полезность равна 10, у
блага В — 20, у С —15. Очевидно, что распределение наших денеж­
ных средств не оптимально, так как благо В приносит нам наиболь­
шую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюд­
жет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А —
меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экзем­
пляра блага А. Таким образом, мы сэкономим 10 долл. На них мож­
но купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовле­
творение величиной в 200 долл. (от блага В) минус 100 долл. (от
уменьшения потребления блага А), итого — 100 долл. Такое пере­
распределение приведет к тому, что предельная полезность блага
А будет повышаться, а предельная полезность блага В — пони­
жаться. Перераспределяя наш доход таким образом, мы постара­
емся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные
полезности будут равны, например, как в табл. 4—2. В этой точке
потребитель достигает положения равновесия.
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
124
Таблица 4—2
Положение равновесия потребителя
(в кардиналистской теории)

ми
Благо Р MU/P
15
А 150 10
В 15
60 4
С 45 3 15


ми. ми
ми. (4.2)



Потребительский это вы
Потребительский выбор (consumer choice) —
выбор бор, максимизирующий функцию полез­
ности рационального потребителя в услови­
ях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Функция полезности максимизируется в том случае, когда
денежный доход* потребителя распределяется таким образом, что
каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затрачен­
ный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пре­
дельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет
сделать ряд выводов.
Действительно, если
MU
MU, MIL
то и

MU, MU P
i _ i
и т. д.
MU, Р, MU Р
1 2 n n
Следовательно, соотношение между предельными \толезностя-
ми любых п благ равно соотношению их цен, то есть
(4.3)
Р :Р
MU, : MU2 MU Р.
Обозначим взвешенную предельную полезность через:
MU, MIL MU = К
Р Р
Р, 2 п
где X — предельная полезность денег.
Таким образом, в равновесии предельные полезности денеж­
ных единиц при разных вариантах использования равны. В общем
виде можно записать так:
MU=PX. (4.4)
4.1. Потребительский выбор и его особенности 125
Это означает, что предельная полезность блага равняется пре­
дельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потре­
бительский выбор не только предполагает сопоставление дополни­
тельных выгод (MB) и дополнительных затрат (МС), но и равенство
между ними: MB = МС.
„R Наряду с общими принципами выбора рацио-
- нального потребителя существуют особеннос-
r J J
потреоительского
ти
' к о т о Р ы е определяются влиянием на него
сппоса
р
вкусов и предпочтений. Американский эконо­
1
мист X. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две боль­
шие группы: функциональный и нефункциональный (см. рис. 4—4).
Функциональным спросом является такая часть спроса,
которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими
самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональным спросом является такая часть спроса,
которая обусловлена такими факторами, которые непосредст­
венно не связаны с присущими экономическому благу качествами.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС
/ \
Функциональный Нефункциональный

/ \ \
Социальный Спекуля- Нерацио-
ч тивный нальный
/
ч
Эффект присо- Эффект Эффект
единения к сноба Веблена
большинству
Рис. 4—4. Классификация потребительского спроса
(по X. Лейбенстайну)
В нефункциональном спросе с известной долей условности могут
быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный фак­
торы. Первый связан с отношением покупателей к товару Одни
стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобрета­
ют те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключи­
тельности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого
уровня жизни, важной стороной которого становится демонстра­
тивное потребление. Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типич­
ных случая взаимных влияний.
1. Эффект присоединения к большинству (bandwagon ef­
fect). Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает
1
См' Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и
эффект Веблена в теории покупательского спроса. В кн.. Теория потребительского
поведения и спроса СПб.: Экономическая школа, 1993 С 304—325
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
126
то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребите­
лей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоеди­
нения к большинству понимается эффект увеличения потребитель­
ского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепри­
нятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупа­
ют другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том
случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.
2. Эффект сноба (snob effect). В этом случае у потребителя
доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный
потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обрат­
ная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения
спроса из-за того, ч т о другие люди потребляют этот товар. Обыч­
но реакция направлена в противоположную сторону по отноше­
нию к общепринятой. Если другие потребители увеличивают по­
требление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если
доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластич­
ной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.
3. Эффект Веблена (Veblen effect). Именем Т. Веблена (1857—
1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное
потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899),
когда товары или услуги используются не по прямому назначению,
а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление 1 . Цена то­
вара в этом случае складывается из двух составных частей: реаль­
ной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается
эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем,
что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект
Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие
заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потреб­
ления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего
от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потреби­
тельского спроса менее эластична и имеет участки с положитель­
ным наклоном.
Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воз­
действиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп,
X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими ин­
фляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в бу­
дущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) то­
варов в настоящем.
Нерациональный спрос — э т о незапланированный спрос, воз­
никший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изме­
нения настроения, прихоти или каприза, спрос, который наруша­
ет предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует,
однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени
подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают
покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.

1
См: Веблен Т. Теория праздного класса. М: Прогресс, 1983 Гл. IV.
4.2. Мир потребительских предпочтений, закономерности развития 127

4.2. Мир потребительских предпочтений:
закономерности развития
Кривая безразличия Попытки измерения субъективной полезнос­
ти с помощью абсолютной шкалы не увен­
чались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсо­
лютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с
помощью предпочтения или ранжирования. Такие попытки пред­
принимались в течение полувека, начиная с 80-х гг. XIX в.
Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой)
полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и
Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полез­
ность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а отно­
сительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или
ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, тео­
рия полезности). При этом потребителю необходимо лишь сделать
выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение
потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рас­
смотрим лишь два блага (рис. 4—5).




X




Рис. 4—5. Кривая безразличия в трехмерном пространстве
Поскольку величина полезности зависит от количества благ,
то функция полезности блага X представлена кривой U,, блага Y —
U2. Общая полезность двух благ в трехмерном пространстве может
быть отложена на оси Z. Для любой точки L кривой U' может быть
найдена такая точка К кривой U2, обозначающая одинаковую с ней
полезность для потребителя. Соединив все точки на поверхности
K0L, мы получим кривую KRjR2L — геометрическое место точек,
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
128

Y
К'




-V.
т,
Ч&
т. 1^"^^^^

im ^*^* • »˜
L'
н, н.
Рис. 4—6. Кривая безразличия
в двухмерном пространстве
каждая из которых представляет одинаковые по полезности потре­
бительские наборы двух благ. Проекция K'R^Rj'l/ кривой KRjR2L
на плоскость Y0X сохраняет все свойства первоначальной кривой и
называется кривой безразличия. Кривая безразличия (indiffer­
ence curve) показывает различные комбинации двух экономичес­
ких благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Допустим, что благо X является пепси-колой, а благо Y — гам­
бургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 3 гам­
бургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (точка R,'), или съесть
один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колы (точка R2')
(см. рис. 4—6). Кривая безразличия представляет все множество
комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с
точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше распо­
ложена кривая безразличия, тем большее удовлетворение прино­
сят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых
безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 4—7).




Рис. 4—7. Карта кривых безразличия
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 129

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы
относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с
другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну
кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное
значение в теории поведения потребителя.
Зона замещения 3 о н а замещения (субституции) — участок
кривой безразличия, в котором возможна эф­
фективная замена одного блага другим.
Рассмотрим кривую безразличия RS (рис. 4—8). Количество
блага X, равное ОТ, представляет минимально необходимую вели­
чину потребления блага X, от которого потребитель не может отка­
заться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо Y. Ана­
логично ОМ есть минимально необходимая величина потребления
блага Y. Взаимная замена благ X и Y имеет смысл только в преде­
лах отрезка RS. Вне его замена исключается и два блага выступают
как независимые друг от друга.




Зона субституции




О Т Н X

Рис. 4—8. Зона замещения (субституции)

Предельная норма замещения (marginal rate
Предельная норма
of substitution — MRS) — количество, на ко­
замещения
торое потребление одного из двух благ долж­
но быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенси­
ровать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления
другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
130 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике

,



i
ч
ч
; ду
II
f

/
У-Ау



Дх
-- --
0 х х + Дх ,X
Рис. 4—9. Предельная норма субституции
Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага X, а
на оси ординат — количество единиц блага Y, то отношение —
AY/АХ или d y / d x характеризует предельную норму замещения
(или субституции) Y на X (рис. 4—9):
-Ау
MRS = (4.4)
Ах
или для непрерывного случая
dy
MRS (4.5)
dx
где MRS x — предельная норма замещения у на х.
Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке я в ­
ляется отрицательной величиной, так как сокращению одного бла­
га сооответствует увеличение другого. Предельная норма замеще­
ния является положительной величиной, так как равна абсолютно­
му значению угла наклона. Она выполняет в ординалистской тео­
рии полезности те ж е функции, что и предельная полезность в кар-
диналистской теории.
Кривые безразличия позволяют выявить потреби­
Бюджетное
ограничение тельские предпочтения. Однако при этом не учиты­
ваются два важных обстоятельства: цены товаров и
доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возмож­
ность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой
именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгод­
ным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен,
прямая расходов — budget constraint). Оно показывает, какие потре­
бительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если
I — доход потребителя, Р х — цена блага X, Р — цена блага Y, а X
и Y составляют соответственно купленные количества благ, то урав­
нение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 131
I = РхХ + PyY
или в более привычном виде:
I P
(4.6)
Y= - r - — -zr—X
Р Р
у у
где -Р х /Р у — угловой коэффициент прямой расходов, который из­
меряет наклон этой прямой к оси абсцисс.
При Х=0, Y=I/P , то есть весь доход потребителя расходуется
на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на
цену этого блага. При Y=0 , Х=1/Р х , то есть мы находим количество
блага X, которое потребитель может купить по цене Р х (рис. 4—10).
Yi




Рис. 4—10. Бюджетное ограничение
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничени­
ем означает положение равновесия потребителя. На рис. 4—11 по­
казаны несколько кривых безразличия — U,, U2, U3. Кривая U,
пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным
решением для потребителя.

N




Рис. 4—11. Положение равновесия потребителя (в ординалистской
теории полезности)
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
132
Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти
такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более
высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние
потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой бо­
лее высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы на­
шего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.
„ и а „ ОХ д Увеличение денежного дохода означает смеще-
Рр ? д ° ние бюджетной прямой вправо вверх. Анало-
гичный результат может быть достигнут при
снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение
реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте
цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.
С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается
последовательно в положение В ; , В2, В3, ... , Вп. Точки касания кри­
вых безразличия с бюджетными ограничениями Kv K2, К3, К ,..., Кп
показывают последовательные положения равновесия потребителя
в соответствии с ростом его дохода (рис. 4—12). Эта кривая, на­
званная Дж. Хиксом "доход—потребление", в американской лите­
ратуре получила название кривой уровня жизни.




X, Х ;

Рис. 4—12. Кривая "доход — потребление" (уровня жизни)
Если кривая "доход—потребление" — луч, выходящий из нача­
ла координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потреби­
тель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и
блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то
изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала проис­
ходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребле­
ния блага Y и постепенное увеличение потребления блага X.
Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода
потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем
благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 133
вопросами влияния изменения дохода на структуру потребитель­
ских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель(1821 — 1896).
Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены
на рис. 4—13. Отложим на оси абсцисс доход потребителя I, а на оси
ординат — количество оплачиваемых им продуктов Q. Прежде все­
го происходит насыщение продовольственными товарами, затем —
промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее —
высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная
закономерность: даже после перехода к потреблению высококаче­
ственных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на про­
мышленные товары стандартного качества, которые используются
потребителем для повседневных нужд.
Высококачественные
товары и услуги

Промышленные товары
стандартного потребительского
качества




Продовольственные
товары
!
I
Рис. 4—13. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста

Кривая "цена Рассматривая кривую "доход — потребление",
мы
потребление" исходили из постоянства цен благ. Изменял­
ся только доход. Теперь предположим в качест­
ве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем
цену одного из благ, например блага X. Допустим, что цена блага X
снижается, т. е. Р'х > Р х > PJ > Р х и т.д. Например, 1 единица блага X
стоила 100 долл., а теперь она стоит 50 долл. Это значит, что за 100
долл. покупатель может купить 2 единицы блага X.
Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения
из положения NX 2 в положение NX 3 (рис. 4—14).
Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые
NX 4 , NX 5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U,,
U2, U3, U4 с бюджетными ограничениями точками R,, R2, R3, R4 и
соединив их, мы получим кривую "цена—потребление".
На базе этой кривой может быть легко построена кривая спро­
са (см. рис. 4—146), в этом случае на оси ординат откладывается
цена товара Х(Р х ), а на оси абсцисс — количество блага X.
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
134


N


a)


D
^k
V 4
\


x5
0 ;X 4 X
: Х[ Х2 , Х3
!
р. ) j i


р; ',
"\
Р: i--^l ; 6)
i
р; j
f f^ L
Р: .. - | . .. j . . j... . - D
4
;

0 X, X, x4
Рис. 4—14. Кривая "цена—потребление" (а) и построение кривой спроса (б)
При анализе кривой "доход — потребление" мы рассматрива­
ли влияние изменения дохода, при анализе кривой "цена — потреб­
ление" — влияние изменения цен на относительную замену одного
блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на
благо X вызвано изменением цены, а в какой — реального дохода.
Допустим, цена блага X снижается с Р^ до
Эффект дохода р2 а ц е н а н а благо Y остается неизменной
и эффект замещения ( ] ^ = c o n s t ) B
этом случае происходят два
процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется
относительная замена одного блага (Y) другим благом (Х).
Определим, в какой мере увеличение спроса на благо вызвано
уменьшением цены, а в какой — связано с ростом реального дохо­
да. Используем интерпретацию Дж. Хикса. Допустим, что в резуль­
тате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя
переместилось из точки Е0 в точку Ег (рис. 4—15).
Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию
бюджетного ограничения NJGJ, параллельную линии бюджетного
ограничения NG,, так, чтобы она касалась первоначальной кривой
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 135




Эффект замещения Эффект дохода
Рис. 4—15. Эффект дохода для нормальных благ
(при понижении цены Р )
безразличия U r Обозначим точку касания бюджетной линии NjG2 с
кривой безразличия U1 через Е Величина проекции отрезка кри­
вой безразличия Е0Е2 на ось абсцисс объясняется исключительно
изменением относительных цен благ и называется эффектом заме­
щения (субституции).
Эффект замещения (substitution effect) — изменение струк­
туры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых
на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного
из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта
дохода. Оставшееся увеличение спроса на благо X в виде отрезка
R2Rj представляет эффект дохода, так как связано с переходом с
одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увели­
чению покупательной способности потребителя.
Эффект дохода (income effect) — это воздействие, оказы­
ваемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода,
вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.
В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект заме­
щения суммируются, так как происходит расширение потребления
нормальных товаров.
Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет
важное значение для понимания закономерностей ценообразования
в условиях рыночной экономики и позволяет определить измене­
ние спроса при росте или падении цен на товары и услуги.
Существует группа благ, спрос на кото-
Некачественные блага. р Ы е изменяется кгобычным образом. Впе-
Парадокс Гиффена рвые на них обратил внимание, как гла­
сит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен
(1837—1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
136

р D
\ /


А
р2

t -—j-˜«^jfo а
р,

˜Л о,

! i

Q2 Qr—Q, Q
Рис. 4—16. Парадокс Гиффена
парадоксальное явление. Во время катастрофического неурожая кар­
тофеля, который был основным продуктом питания ирландских бед­
няков, спрос на него менялся необычным образом. Мы знаем (см.
гл. 3), что если цена на товар повышается с Р1 до Р , то количество
покупаемого блага должно сократиться с Ql до Q2 (рис. 4—16). Од­
нако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на
него не упал, а возрос при цене Р 2 с Qx до Q3. Это означает сдвиг
кривой спроса из положения D ( в состояние D2. Если соединить
точки Nj, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что
спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении,
что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрица­
тельный, а положительный наклон.
Причину этих явлений нетрудно объяснить: во время неуро­
жая беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высоко­
качественных товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на которые
выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым
низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные то­
вары. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает
при их снижении, называется малоценным или низкокачествен­
ным товаром (inferior good). Если для нормальных товаров э ф ­
фект дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то
для низкокачественных товаров они вычитаются (табл. 4—3).
Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюд­
жете потребителя скромное место, то положительный эффект за­
мещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае
снижения цен).
Если низкокачественный товар занимает большое место в бюд­
жете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с
картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный
эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 137

Таблица 4—3
Эффект дохода и эффект замещения
(субституции) при снижении цены Х(Р 1)
Эффект Эффект
дохода
замещения
1. Нормальный
н-
(стандартный)
товар
Общий эффект
Эффект замещения
2. Низкокачественный
товар Эффект дохода
Общий эффект
Эффект замещения
Эффект дохода
3. Товар Гиффена
Общий эффект




Нормальное
благо




G2 GL X

7
Y
-*^-Х2 G
Товар Гиффена
Эффект замещения Эффект дохода
Рис. 4—17. Эффект дохода для товаров Гиффена
общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря
на снижение его цены (рис. 4—17). Рост дохода сопровождается
обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если
138 Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике
снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, э ф ­
фект дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрицатель­
ный эффект дохода XjX2 больше положительного эффекта заме­
щения ХХ 2 , то общим результатом будет сокращение спроса на
благо низшего порядка на величину XjX.
Товар Гиффена (Giffen good) — это товар, занимающий боль­
шое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на ко­
торый при прочих равных условиях изменяется в том же на­
правлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эф­
фект замещения.
Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины
90-х гг. В табл. 4—4 представлено потребление продуктов питания
населением России в 1980—1994 гг. Спад уровня потребления в
90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением карто­
феля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных из­
делий (объем потребления которых остался практически на том же
уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в
1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г.
Таблица 4—4
Потребление продуктов питания населением России
и зарубежных стран на душу населения
в 1980—1994 гг„ кг
Отношение
Развитые Меди­ потребле­
1994
1980 1985 1990 1994 к 1990, % зарубежные цинс­ ния 1994 г.
Продукты
страны кие к меди­
нормы цинским
нормам, %
Хлеб и хлебобу­
лочные изделия 126 119 119 ПО 92 101 120,5 91
45,1 34 36,5 88
Сахар 46,7 47,2 32 68
Масло
растительное 9,8 10,2 5,8 57 18,8 13,1 44
9,1
Картофель 118 109 106 123,6 117 70 96,7 128
Овощи 84 88 79 65 82 120 140,3 46
Бахчевые
культуры 10 10 10 4 40 24 24 17
Фрукты и ягоды 30 40 35 25 71 ПО 80,3 31
Мясо и мясо-
продукция ПО 80,3 65
62 67 75 52 69
Рыба 23 23 20 9,8 49 18 18,3 54
Молоко и моло-
350 359,9 76
копродукты 328 344 386 275 71
Итого. 701,6 959,8 959,7 73
250 88
243
Яйца, шт. 279 299 297 215 72
Подсчитано по. ЭКО, 1995, № 7, с. 11.
Несмотря на то что цены на картофель росли быстрее общего
уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он
стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее коли­
чество продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вы-
4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 139
честь картофель и хлебобулочные изделия, то потребление про­
дуктов питания на душу населения составит в России 468 кг, в
развитых странах — 788 кг и согласно существующим медицин­
ским нормам — 741 кг. Это означает, что потребление населения
России составит только 63% по отношению к медицинской норме (и
59% по отношению к развитым зарубежным странам)
Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос
на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-
новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодо­
полняемости благ.


4.3. Взаимодополняемость
и взаимозаменяемость товаров и услуг
Свойство товаров или услуг удовлетво-
Взаимодополняемость или производ-
рятъ потребности (личные
лг
ственные) лишь в комплексе друг с дру­
гом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимо­
дополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и
бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул.
Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские бла­
га, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и про­
катный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодопол­
няемые блага называются комплементарными товарами (comple­
mentary good). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жест­
кой), когда одному благу соответствует определенное количество
другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относитель­
ной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой
взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых без­
различия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потреби­
теля здесь является вынужденным и единственно возможным, не­
зависимо от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют
бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замеще­
ния равняется нулю. MRS = 0.
Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость,
которая может быть выражена кривыми безразличия, изображен­
ными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости слу­
жит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один
из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, при­
водит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппара­
ты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных
условиях повышает цену на нее. Это означаем, что снижение цен на
один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соот­
ветственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два про­
дукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом
на другой существует обратная связь.
140 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике




U,
М i\
\\\
\\
\
С
и,
Lb
\\
\\
Н \\
*.. ч
-^ \
и,
-4Ь
\ "-^
\ *^>.
0
N G X
Рис. 4—18. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость
Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэф­
фициента перекрестной эластичности Е ° , показывающего элас­
тичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:
ExDy = (dQ x /Q x )/(dP y /P y ), (4.7)
где Qx — величина спроса на благо X;
Р — цена блага Y.
Y




С




^ и2
U,
D!

О X
Рис. 4—19. Относительная взаимодополняемость
Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных
благ (Ех < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y
изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше элас-
4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 141

тичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая вза­
имодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичнос­
ти Е° = - °°. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен
на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X.
Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости
потребительских благ.
Взаимозаменяемость Свойс™° благ (товаров или услуг) удовле-
g творятъ потребности (личные или про­
изводственные) за счет друг друга называ­
ется взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ
являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного
и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино —театр —
цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потреби­
тельские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ;
гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Вза­
имозаменяемые блага называются товарами-субститутами (sub­
stitutional goods). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совер­
шенной), когда одно благо может полностью заменить другое, на­
пример красные и розовые гвоздики, а может быть относительной,
например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически
совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными
кривыми безразличия (рис. 4—20). Предельная норма замещения в
этом случае постоянна: MRS = const.
Y




Н
%
N. ^N
иХ


и^ и^ Nv^ N.

V N ^ч
N.
N. >ч " <.\


0 G X

Рис. 4—20. Совершенная взаимозаменяемость
Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предель­
ная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюд­
жетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
142
решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительнос­
ти чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаме­
няемость (рис. 4—21). В этом случае покупка блага X может быть в
большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост
цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, умень­
шает спрос на них С сокращением спроса на розы возрастает спрос
на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на
них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых това­
ров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наобо­
рот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между
ценой на один из них и спросом на другой существует прямая
связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента
перекрестной эластичности Ех (см. формулу 4.7)
Положительная перекрестная эластичность товаров-субсти­
тутов (ED > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y
изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса
на благо X по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимо­
заменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет
коэффициент перекрестной эластичности Е° = + °°. Это означает,
что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти
полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяе­
мости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потреби­
тельских благ.




О X
Рис. 4—21. Относительная взаимозаменяемость
Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ
имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и
закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономи­
ки. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без
учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 143
Вопросы для повторения
1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной
системе?
2. В каких случаях поведение потребителя следует считать
рациональным?
3. Почему рациональное поведение не всегда присуще реаль­
ным потребителям?
4. От каких факторов зависит степень рациональности потре­
бительского поведения? Можно ли утверждать, что для потребите­
лей стран социалистического лагеря было характерно менее раци­
ональное поведение, чем для потребителей развитых стран?
5. Попробуйте объяснить, почему маржиналистский подход к
проблеме ценности получил широкое распространение только в
1870—1880 гг., хотя идеи субъективного истолкования ценности вы­
сказывались еще в XVIII в. (например, в работах Э. Кондильяка,
Д. Бернулли и др.).
6. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт
способ искусственным путем превращать воду в алмазы? алмазы в
воду?
7. Какие из основных постулатов теории потребительского по­
ведения носят абсолютный, вечный характер, а какие — относи­
тельный, временный?
8. Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эф­
фекты как нерациональное потребительское поведение?
9. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для
разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена7
10. Почему экономистов интересует точка касания линии бюд­
жетного ограничения данного потребителя и его кривой безразли­
чия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?
11. Чем определяются форма и месторасположение кривых без­
различия? Почему кривые безразличия не пересекаются?
12. Каким образом изменение цены товара и дохода потреби­
теля влияют на количество и структуру набора благ, которые он
покупает?
13. Какие факторы определяют бюджетное ограничение по­
требителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюд­
жетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды огра­
ничений существуют для потребителя?
14. Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные
ограничения потребителя для разных типов экономических систем?
15. Всегда ли предельная норма замещения постоянна в ры­
ночном обмене? В равновесии потребителя? Может ли непостоян­
ство предельной нормы замещения служить признаком неравно­
весного состояния потребителя?
16. Какие факторы влияют на благосостояние потребителя?
Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если
да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на
144 Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике

благосостояние при переходе от одного типа экономической систе­
мы к другому?
17. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на
его благосостояние?
18. Каким образом изменение цен благ влияет на изменение
благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной
системе?

Примеры решения задач
1. Верны ли следующие утверждения?
1.1. Оптимальное правило покупки рационального потребителя
состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене.
Да Нет
1.2. Общая полезность пропорциональна предельной полезности.
Да Нет
1.3. В кардиналистской теории полезности не учитывается ог­
раниченность денег у покупателя.
Да Нет
1.4. Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.
Да. Нет
1.5. Рациональный потребитель будет покупать разные товары
по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров
тоже будет для него одинакова.
Да Нет
1.6. Точка, лежащая ниже кривой производственных возмож­
ностей, может дать более эффективную для потребителя комбина­
цию, чем точка на кривой производственных возможностей.
Да Нет
1.7. Чем более острым является угол наклона линии бюджетно­
го ограничения к горизонтальной оси, тем более ограничен потре­
бительский бюджет.
Да Нет
1.8. Бюджетные линии никогда не пересекаются.
Да Нет
1.9. Кривая "цена—потребление" не показывает влияние цены
на объем потребляемых благ.
Да Нет

Ответы
1.1. Нет. Это утверждение неверно, поскольку равновесие по­
требителя (оптимальное правило покупки) достигается тогда, когда
Примеры решения задач 145

отношение предельных полезностеи двух товаров равно отноше­
нию их цен.
1.2. Нет. Изменение общей полезности не связано строгой про­
порциональной зависимостью с динамикой предельной полезности.
1.3. Да. Бюджетное ограничение используется только в орди-
налистской теории полезности.
1.4. Нет. Реклама построена чаще всего на эффекте присоеди­
нения к большинству (реклама типа: "Каждый курит сигареты
"Мальборо!").
1.5. Да. Если Р , / Р 2 = 1, то согласно правилу максимизации
полезности MUj/MU = 1.
1.6. Да. Точка N более высокой кривой безразличия U2 обеспе­
чивает потребителю лучший уровень полезности, чем лежащая на
кривой производственных возможностей точка М, которая принад­
лежит более низкой кривой безразличия U .
YA




1.7. Нет. Величина потребительского бюджета не связана с
углом наклона линии бюджетного ограничения.
1.8. Нет. Бюджетные линии, соответствующие разному соот­
ношению цен, могут пересекаться.
1.9. Да. Кривая "цена—потребление" показывает влияние и з ­
менения цен на относительную замену одного блага другим.
2. Выберите правильный ответ
2.1. Какой из графиков показывает спрос, формирующийся под
влиянием эффекта Веблена?
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
146
2.2. Массовый спрос в 1994 г. на акции АО "МММ" объясняется:
а) эффектом присоединения к большинству;
б) эффектом сноба;
в) эффектом Веблена;
г) спекулятивным спросом.
2.3. Поведение российских избирателей на выборах в конце
1993 г., когда совершенно неожиданно высокий рейтинг завоевала
ЛДПР, можно объяснить главным образом:
а) функциональным спросом на политические услуги партии
В. В. Жириновского;
б) эффектом присоединения к большинству;
в) эффектом сноба;
г) эффектом Веблена.
2.4. Если будет изобретен вечный двигатель, то из теории по­
требительского поведения исчезнет постулат:
а) множественности видов потребления;
б) ненасыщенности;
в) транзитивности;
г) все постулаты сохранят свою силу.
2.5. Основоположником австрийской школы, представители
которой развивали кардиналистскую теорию полезности, является:
а) Г. Госсен; в) Е. Бем-Баверк;
б) К. Менгер; г) Й. Шумпетер.
2.6. В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг поми­
доров по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему
равна для него предельная норма замены груш помидорами:
а) 2/4; в) 3/5;
б) 1/4; г) 5/3?
2.7. Какого экономиста Дж. Хикс называл своим предшественни­
ком в разработке проблемы бюджетных ограничений потребителя:
а) В. Парето; в) Р. Аллена;
б) Е. Слуцкого; г) К. Маркса?
2.8. Какой из графиков правильно показывает спрос на товары
различных групп населения? По вертикали отложена доля различ­
ных потребительских благ в потребительских бюджетах, по гори­
зонтали — различные по уровню доходов группы населения (груп­
па I — самые бедные, группа V — самые богатые); А — высокока­
чественные товары и услуги, В — низкокачественные.
а)
I (%) 1(%).



В


О I II III IV N О II III IV V N
Примеры решения задач 147




О I II III IV V NОI II III IV V N
2.9. Какая кривая уровня жизни соответствует ситуации, ког­
да А — высококачественное благо, а В — низкокачественное?
А| a) Ai б)




О

Ответы
2.1, б. Нижняя часть графика объясняется стандартным зако­
ном спроса, верхняя часть — эффектом Веблена.
2.2, г. Люди покупали акции, поскольку, ожидая обещанного
повышения цен на них, собирались* эти акции продать и выиграть
за счет роста их курсовой цены.
2.3, в. Аналитики сходятся во мнении, что усиленное реклами­
рование либеральных партий вызвало реакцию отторжения, т.е.
избиратели стремились выделить себя из "толпы", проголосовать
вопреки ожидаемому.
2.4, б. Так как спрос, по крайней мере, на одно экономическое
благо (на энергию) будет удовлетворен полностью.
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
148

2.5, б. Именно К. Менгер был учителем других экономистов-ав­
стрийцев, хотя его труды и пользовались меньшей популярностью.
2.6, в. Предельная норма замены (MRS) определяется отноше­
нием цен двух товаров, т. е. 3/5.
2.7, б. В работе "Стоимость и капитал" Дж. Хикс пишет: «На­
стоящий труд представляет собой первое систематическое иссле­
дование "территории", впервые открытой Слуцким» (Хикс Дж. Сто­
имость и капитал. С. 112).
2.8, г. Доля покупок низкокачественных товаров максимальна
в потребительских бюджетах бедняков и минимальна в потреби­
тельских бюджетах богачей. С высококачественными товарами си­
туация противоположна.
2.9, а. Доля высококачественных благ в потребительском бюд­
жете увеличивается с ростом дохода, доля низкокачественных благ
снижается.
3. Задания повышенной сложности
3.1. На графиках показано, как изменяется предельная полез­
ность чая и бутербродов в зависимости от количества потребляе­
мых благ. Найдите графическим методом, какую комбинацию этих
экономических благ должен выбрать потребитель, желающий вы­
пить 3 стакана чая.




0
12 3456 Q2
12 3456 Q,
Потребление бутербродов
Потребление чая

3.2. "Для того чтобы максимизировать удовольствие от потреб­
ления пищи, следует долгое время воздерживаться от нее, а затем,
когда потребность резко увеличится, удовлетворить ее, получив боль­
шое удовольствие". Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
3.3. Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки.
Предельная полезность яблок для него равна 20—Зх, где х — коли­
чество яблок, в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40 —5у,
где у — количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составля­
ет 1 руб., цена одного апельсина — 5 руб. Какое количество яблок и
апельсинов купит рациональный потребитель?
Примеры решения задач 149
3.4. На графике показаны бюджетная прямая и карта кривых
безразличия. Как должна измениться цена блага X, чтобы потреби­
тель при неизменном бюджете мог увеличить свое благосостояние,
повысив его до уровня U2? Какой минимальный потребительский
набор сможет при этом приобрести покупатель?
XI




3 5. Эластичность спроса на концерты по цене для Маши рав­
на - 1 . Эластичность ее спроса по доходу составляет 3. Перекрест­
ная эластичность по цене между концертами и бассейном равна - 2 .
В 1995 г. Маша посетила 100 концертов. В 1996 г. цена билета на
концерт возросла на 15%, цена одного посещения бассейна упала на
5%, а доход Маши возрос на 10%. Какое количество концертов посе­
тит Маша в 1996 г.?
Ответы
3.1. Решение показано на графике:

ми

3
S
2
1
|\
, ,
-<—,—^- , 1 1

43 2 101 Q2
Q,
Потребитель, выполняя условие равновесия, выберет к трем
стаканам чая пять бутербродов.
3 2 Рациональное потребительское поведение предполагает
максимизацию полезного эффекта не от одного акта потребления, а
Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике
150
на протяжении всей жизни. Поэтому с данным утверждением нель­
зя согласиться.
3 3. 1) В состоянии равновесия отношение предельных полез-
ностей равно отношению цен товаров
MU Р
X X

MU ˜ Р
У У

2) Выбор потребителя предопределен бюджетным ограничени­
ем:
Р хх + Р х у = 1 .
X У

3) Поэтому:
20 - Зх 1
40 - 5у ˜ 5
х + 5у = 20.
Решая систему уравнений, получаем ответ: х = 5, у = 3.
3.4. Задача решается графически. Следует сдвигать верхний
конец бюджетной прямой до тех пор, пока она не коснется кривой
безразличия U . Из графика видно, что если 1/Р х , — 2, то 1/Рх2 — 3,
следовательно, для повышения благосостояния потребителя до уров­
ня U2 необходимо, чтобы цена благ X сократилась не менее чем на 1/3.
Минимальный потребительский набор составит при этом 1,5 едини­
цы блага X и 2 единицы блага Y.




3.5. 1) AQ % = - 1 х 15 = -15%;
2) AQn% = - 2 x 5 = -10%;
3) AQ'% = 3 X 10 = +30%.
Всего"AQ% = -15 - 10 + 30 = + 5%.
Q ,,e = 105 концертов
Тесты 151

Тесты
Вариант А
1. Верны ли следующие утверждения?
1.1. У рационального потребителя предельные полезности всех
потребляемых им товаров равны
Да Нет
1.2. Предельная полезность времени для рационального потре­
бителя не зависит от затрат времени на стояние в очередях.
Да Нет
1.3. Эффект дохода состоит в том, что в результате снижения
цены потребитель становится относительно богаче.
Да Нет
1.4. Эффект замещения состоит в том, что в результате изме­
нения цены потребитель изменяет структуру потребления.
Да Нет
1.5. Товар Гиффена всегда является малоценным товаром.

<<

стр. 5
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>