<<

стр. 8
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

в) созыв совета специалистов для прогнозирования дальней­
ших возможных колебаний цены на рынке этого продукта;
г) попытка заплатить рабочим "старую" зарплату, пока они не
узнали о повышении цен на производимый ими товар.
2.7. Переменные факторы производства — это факторы:
а) которые могут быть изменены достаточно быстро при изме­
нении выпуска продукции;
б) которые не могут быть изменены достаточно быстро при
изменении выпуска продукции,
в) цена которых нестабильна;
г) цена на которые не может контролироваться.
2.8. Какая формула правильно показывает соотношение бух­
галтерской прибыли (БП), нормальной прибыли (НП) и чистой эко-
Тесты 219
номической прибыли (ЧП), если отсутствуют издержки на ресурсы
предпринимателя:
а) НП = БП + ЧП; в) ЧП = БП — НП — внешние издержки;
б) БП = НП + ЧП; г) БП = ЧП — НП?
2.9. Постоянными издержками являются издержки, которые
фиксированы относительно:
а) уровня выпускаемой продукции; в) технологии,
б) времени; г) минимальной зарплаты.
2.10. Предельные издержки фирмы:
а) постоянно возрастают,
б) могут превышать общие издержки;
в) равны средним издержкам в точке их минимума;
г) положительны, если общие издержки возрастают.
3. Ответьте на вопросы повышенной сложности
(цена ответа 8 баллов)
3.1. На земельном наделе фиксированной площади фермер со
своей семьей ведет сельскохозяйственное производство. Данные
таблицы показывают взаимосвязь между количеством работников
и выпуском продукции.
Число работников,
1 4 5 6
человек 2 3
Выпуск продукции,
38
млн. руб. 8 18 27 35 40
а) Есть ли основания для найма сельскохозяйственных рабо­
чих у фермера, в семье которого двое сыновей — полноценных ра­
ботников? Почему?
б) Будет ли эффективным хозяйство этого фермера, если он
использует труд трех наемных рабочих, выплачивая им в виде з а р ­
платы 3 млн. руб. в год? Используйте при ответе данные о динами­
ке предельного, и среднего продукта.
3.2. Преподаватель экономической теории получил предложе­
ние прочитать для своих коллег ряд лекций по микроэкономике.
Ему обещают за эту работу оплату на условиях "зарплата + 15%".
Какие из нижеперечисленных статей расходов он должен с эконо­
мической точки зрения включить в свои затраты и почему:
а) затраты на покупку ряда зарубежных "экономиксов" для
самоподготовки;
б) затраты на изучение в средней школе английского языка,
необходимого для чтения зарубежных учебников;
в) затраты на питание его и его семьи в период подготовки и
чтения лекций;
г) расходы на билеты в детский театр, чтобы его дети не меша­
ли ему готовиться к работе;
д) расходы на кооперативную квартиру, в которой происходит
подготовка к лекциям;
220 Глава 6 Фирма как совершенный конкурент
е) оплата посещения бассейна, куда преподаватель периоди­
чески ходит для снятия нервного напряжения;
ж) расходы на покупку компьютера, на котором преподава­
тель решает задачи к лекциям;
з) затраты преподавателя на обучение высшей математике в
вузе, которая необходима для решения микроэкономических задач?
3.3. У вас имеются следующие данные о деятельности фирмы,
чьи средние переменные издержки достигли минимального уровня:
Р Q TR ТС FC VC AC AVC МС
3,0 6000 8000 3,50
Заполните таблицу, внося недостающие цифры, и скажите,
должна ли фирма:
а) увеличить выпуск продукции;
б) уменьшить выпуск продукции;
в) закрыться;
г) ничего не менять.
3.4. Если в американской экономике держателями акций в зна­
чительной мере являются физические лица, то в экономике Японии
акционерами выступают прежде всего юридические лица — банки,
другие корпорации и т. д. К каким последствиям в развитии бизне­
са США и Японии ведут эти различия?
3.5. В отрасли действует 30 фирм. Общие издержки каждой
фирмы равны ТС= q3—6q2 +18q. Спрос составляет величину Q=
=180 — ЗР, где Р — цена товара.
Что произойдет в долгосрочном периоде?
Глава 7. Типы рыночных структур:
конкуренция и монополия
7.1. Совершенная конкуренция
В предыдущих главах мы исходили из предпосылки о совер­
шенной конкуренции. Мы предполагали наличие большого числа
фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой
дискриминации, когда производители и покупатели приспосабли­
ваются к существующим ценам и выступают как ценополучатели.
Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначи­
тельна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь сущест­
венно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной
конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизон­
тальна (т. е. абсолютно эластична).
Важной предпосылкой выступала и полная мобильность всех
ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода
из нее. Мы также рассматривали в качестве предпосылки однород­
ность товаров и услуг, т. е. предполагали производство стандартной
продукции и абсолютную информированность производителей и
потребителей.
В действительности совершенная конкуренция является до­
вольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближают­
ся к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных ва­
лют.) Для нас существенное значение имела не только область прак­
тического применения наших знаний (на этих рынках), но и тот
факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуа­
цией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки
эффективности реальных экономических процессов.
Д остоинства совершенной Как мы отмечали в конце предыдущей

"
па ч ш ^ ш и н и главы, в условиях совершенной кон-
JV ч
куренции в долгосрочном периоде со­
блюдается равенство MR = МС = АС = Р (рис. 7—1).
Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях со­
вершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или
нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка
нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли
слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие
фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.
Совершенная конкуренция помогает распределить ограничен­
ные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовле­
творения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС.
Данное положение означает, что фирмы будут производить макси­
мально возможное количество продукции до тех пор, пока предель­
ные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его уда­
лось купить. При этом достигается не только высокая эффектив­
ность распределения ресурсов, но и максимальная производствен-
22 Глава 7. Типы рыночных структур, конкуренция и монополия
ая эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы
роизводить продукцию с минимальными средними издержками и
родавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графи-
ески это означает, что кривая средних издержек только касается
ривой спроса. Если бы издержки на производство единицы про-
укции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы
кономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть
,анную отрасль Если бы средние издержки были ниже кривой спро-
а и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая
редних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий
бъем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм
»ано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кри-
,ые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длитель-
юго равновесия: ни прибыли, ни убытков.
Pi




MR




Рис. 7—1. Положение равновесия конкурентной фирмы
в долгосрочном периоде
Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на
всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть
одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы зна­
ем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют бо­
лее современное и эффективное оборудование, третьи — более ква­
лифицированных работников, четвертые — наилучших менедже­
ров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совер­
шенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы,
издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевид­
ный факт с положением о том, что средние издержки для всех
фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?
В экономической теории существует следующее объяснение этого
парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ре­
сурсов получают большее вознаграждение. Например, более квали­
фицированные рабочие — большую заработную плату, за более со­
вершенные машины приходится платить более высокую цену и т. д.
7.1. Совершенная конкуренция 223
Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффектив­
ных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к
равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.
„ „ Совершенная конкуренция, как и ры-
Недостатки совершенной н о ч н ? я э к о н о м и к а ^ целом, обладает
конкуренции рядом недостатков. Говоря о том, что
совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределе­
ние ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей поку­
пателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособ­
ных потребностей, из распределения денежных доходов, которые
сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако от­
нюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конку­
ренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако
в условиях недостаточной спецификации прав собственности суще­
ствуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирма­
ми: их осуществляет общество.
В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или и з ­
держках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэ­
тому в условиях недостаточной спецификации прав собственности
возможно недопроизводство положительных и перепроизводство
отрицательных экстерналий
Совершенная конкуренция не предусматривает производство
общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение по­
требителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и про­
даны каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это отно­
сится к таким общественным благам, как противопожарная без­
опасность, национальная оборона и т. д.
Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число
фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необ­
ходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде
всего касается фундаментальных исследований (которые, как пра­
вило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.
Совершенная конкуренция способствует унификации и стан­
дартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий
"диапазон потребительского выбора. Между тем в современном об­
ществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются р а з ­
нообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают
утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее офор­
мление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным
особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях
дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повыше­
нием издержек их производства.
„ , Ограниченность совершенной конку-
Классификация ренции преодолевается в условиях раз-
рыночных структур личных типов рыночных структур.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из
признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.
Крайним случаем является чистая монополия (pure monopoly),
когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы
фирмы и отрасли совпадают.
224 Глава 7. Типы рыночных структур, конкуренция и монополия
Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возни­
кает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складыва­
ется тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы
небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию назы­
вают монополистической конкуренцией (см. рис. 7—2).
Размеры фирмы
Крупные
Мелкие
Виды рыночных структур
Совершенная Монополис- Олиго- Чистая
конкуренция тическая полия монополия
конкуренция

Число фирм
Рис. 7—2. Классификация основных рыночных структур
Кроме основных типов рыночных структур, существует еще
множество других. Наличие на рынке одного покупателя называ­
ется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям
потребителей продавать товар по разной цене, называется фир­
мой, использующей ценовую дискриминацию.
Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-
продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли
функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигопо­
лии называется дуополией.
Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм
рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыноч­
ных структур сильно возрастет (см. табл. 7—1). При анализе, однако,
обычно исходят из предположения, что спрос является конкурент­
ным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.
Таблица 7—1
Классификация форм рынка
˜"˜˜\^^ Формы пред-
Конкуренция Олигополия Монополия
, ^˜ ˜ ˜ ложения
"˜˜^
Формы ^ ˜ ^ ^ (полиполия)
спроса ^^˜\^^
Олигополия
Конкуренция Совершенная Монополия
(полипсония) конкуренция
Олигополия,
Олигопсония Монополия,
Олигопсония
ограниченная ограниченная
олигопсониеи олигопсониеи
Монопсония, Двусторонняя
Монопсония Монопсония
ограниченная монополия
олигополией
Составлено по. Ойкен В. Основные принципы экономической полити­
ки. М. Прогресс, 1995. С. 75.
Рассмотрим сначала чистую монополию.
7.2. Чистая монополия 225

7.2. Чистая монополия
Противоположностью совершенной конкуренции
v
с
Характерные Г ,« ,,
r r
является чистая монополия (от греч моно — один,
"полно" — продаю) В условиях чистой монополии
отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "от­
расль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна
и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко.
Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький
город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно ти­
пична. В таком городе существует одна электростанция, одна ж е ­
лезная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное
предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП созда­
ется в условиях, близких к чистой монополии.
Чистая, монополия возникает обычно там, где отсутствуют ре­
альные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый про­
дукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отне­
сти к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в
отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером
естественной монополии являются муниципальные коммунальные
службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью
над продуктом, в известной мере контролирует цену и может вли­
ять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры
для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от
масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленнос­
ти), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в
сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое мо­
нопольное положение, получая привилегии от правительства).
Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты
и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет
исключительное право контроля над своим изобретением в течение
17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компа­
ний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин"
(IBM), "Сони" и т. д Монопольное положение, закрепленное патен­
том, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым,
фактором усиления монопольной власти Вступление в отрасль мо­
жет быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий В США
подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты,
трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена
как частной фирме, так и государственной организации (классичес­
кий пример — история водочной монополии в России).
Монополия может иметь своей основой исключительное право
на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы произ­
водства). Хрестоматийным примером является деятельность ком­
пании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупней­
шие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует
мировой рынок алмазов.
,26 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия
На рубеже прошлого и нынешнего веков публицисты социа-
[истического направления дали массу красочных описаний агрес-
ивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в
>аботах Дж. А. Гобсона "Империализм" (1902 г.), Р. Гильфердинга
Финансовый капитал" (1910 г.), Н. И. Бухарина "Мировое хозяйст­
во и империализм" (1915 г) и В. И. Ленина "Империализм как выс-
пая фаза капитализма" (1916 г.). Однако в настоящее время жест-
сие (до динамита включительно) действия монополий, как и "не-
гестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах разви­
той рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии циви-
шзованного мира.
Подведем итоги. Фирму можно назвать чистым монополис­
том, если она является единственным производителем экономи-
1еского блага, не имеющего близких заменителей (субститутов),
гели она ограждена от непосредственной конкуренции высокими
гходными барьерами в отрасль.
Силу монопольной власти отдельной ф и р -
ч
о омическ я м ь ^ 0 f l H a K O i н е с т о и т преувеличивать. Даже
л административная ч и с т а я монополия вынуждена считаться с
МОНОПОЛИЯ „ ˜ гч
потенциальной конкуренцией. Эта конкурен­
ция может обостриться в связи с нововведениями, возможным по­
явлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров,
а также ''борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм,
каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его
бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономи­
ки и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать
со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство,
существующее во всех развитых странах.
Иное дело — монополия в условиях административно-команд­
ной системы. Такая монополия базируется на государственной соб­
ственности на средства производства и действует в условиях зна­
чительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Админи­
стративно-командная система развивается, как правило, в услови­
ях закрытой экономики (за "железным занавесом"), опирается на
государственную монополию внешней торговли. Существенным при­
знаком этой системы является прямое распределение всех основ­
ных ресурсов, что также служит мощным подспорьем администра­
тивной монополии. Конечным ее результатом становится гиганто­
мания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.
Очевидно, что административной монополии конкуренция уг­
рожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в ры­
ночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, пред­
приятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объек­
тивно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не
грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство
большинства из них курируется прямо или косвенно данным ми­
нистерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их
и от иностранных конкурентов.
227
7.2. Чистая монополия
Таким образом, административная монополия, возникающая в
нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной влас­
тью, чем экономическая монополия.
Если в условиях совершенной конкурен-
Определение цены ции
* и Р м а , выбирает только объем про-
и объема производства
изводства (цена задается экзогенно), то
монополист может не только определять объем производства, но и
назначать цену.
Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в
условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизиро­
ванном рынке Р > MR.
Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста
необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и
выручки (см. главу 3).
Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть
достигнуто снижением цены Допустим, монополист решает сни­
зить цену со 110 долл. (P t ) до 100 долл. (Р.2). При этом спрос растет
с 4 единиц (Qj) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны
( P j - Р2) Qj = (110- 1 0 0 ) х 4 = 40 долл., а выгода (прибыль) составит
(Q2 - Q() P = (6 - 4) х 100 = 200 долл. (рис. 7—3). Чистое приращение
прибыли будет равно 160 долл.




Рис. 7—3. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии
В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен,
снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос
неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной вы­
ручки (см. рис. 7—4). Поэтому рационально мыслящий монополист
старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
28 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия




эластичный

неэластичный
D




Рис. 7—4. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы
в условиях чистой монополии
В условиях совершенной конкуренции установление равновес-
юй цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 7—5):




Рис. 7—5. Равновесие в конкурентной отрасли
В точке Е достигается равновесный объем производства Qe и
равновесная цена Р . Площадь 0BEQe соответствует величине из­
держек производителей, Р BE — составляет прибыль производите­
лей, а АРеЕ — потребительский излишек. Равновесие в конкурент­
ной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной
предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмеща­
ют свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов
продаж.
7.2. Чистая монополия 229
При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и
она может быть изображена следующим образом (рис. 7—6):




Рис. 7—6. Определение цены и объема производства
в условиях чистой монополии
На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точ­
ке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемеща­
емся к монопольной цене Р т и количеству продукции Qm. Поскольку
монопольная цена превышает предельные издержки (Р т > МС), то ве­
личина излишка потребителей и излишка производителей меняют­
ся. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых
убытков от монопольной власти, или так называемой величине мерт­
вого груза монополии.
В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался
определить величину этих треугольников с точки зрения издержек
всего общества, так как объем производства без монополии больше,
чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто назы­
вают харбергеровскими треугольниками. Используя математичес­
кий аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секто­
ре США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной эконо­
мике США они бы составили около 6 млрд. долл. Поэтому проблема
чистой монополии не является такой острой, как она представля­
лась ранее другим экономистам.
Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие.
Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако сле­
дует помнить, что монополист стремится к максимизации совокуп­
ной прибыли, а не-прибыли на единицу продукции. И главное, рост
цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса
на продукцию данной фирмы.
Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда
стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем
верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как пра­
вило, изменяются. На издержки действуют два прямо противопо-
230 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия
АТС




АТС,


ффективность
АТС


Q
Рис. 7—7. Определение Х-неэффективности
ложных фактора — понижающий и повышающий. Понижающий,
так как в результате создания монополии можно полнее использо­
вать положительный эффект от роста масштаба производства (эко­
номия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбы­
та, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой сторо­
ны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуха­
нием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением
стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию ХЛейбенс-
тайн обозначил как Х-неэффективность (рис. 7—7).
Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда,
когда фактические издержки при любом объеме производства выше
средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции
возможна Х-неэффективность (рис. 7—7). В этих условиях фирма уве­
личивает производство до той точки, где пересекутся предельные и
средние издержки, в нашем случае — до минимума АТС (на рис. 7—7
она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают ми­
нимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qc возникает
Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подоб­
ная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффектив-
ностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на
монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc
до Qm, а Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.
тж Мы выяснили ранее, что монопольная власть
является величиной, обратной эластичнос-
' г.
монопольнои власти ,, ,-с,,
ти спроса на продукцию фирмы (1/Е).
Опираясь на это положение, А. П. Лернер 1 в 1934 г. предложил
следующий индекс:
1
Lerner A P. The Concept of Monopoly and Measurement of Monopoly Power / /
Review of Economic Studies. 1934. 1 June P 157—175
7 2. Чистая монополия 231
Р -МС 1
т=— =—, (7.1)
L p g
m
где IL — лернеровский индекс монопольной власти;
Р т — монопольная цен^;
МС — предельные издержки;
Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следователь­
но, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину
(IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот
показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с труд­
ностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на прак­
тике предельные издержки заменяют средними. В этом случае ис­
ходная формула может быть записана:
Р - АС
к-—Г"
Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в
числителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:
(Р - AC) Q к
I= =
L
PQ ТС
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие
прибыли как признак монополии. В известной мере это справедли­
во, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не явля­
ется однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда
велики различия между бухгалтерской и экономической прибы­
лью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал,
особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских
способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с
высокой степенью риска.
Для характеристики монопольной власти используется и по­
казатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в
связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфин-
даля—Хиршмана (1НН)- При его расчете используются данные об
удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что
чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше
потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фир­
мы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
1
ш = V + V + S / +••• + Sn2, (7.2)
где 1 нн — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
Sj — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;
S — удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы
имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а 1 н н = 10 000.
232 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S = 1%, а 1^= S х 100 =
= 100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в кото­
рой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс
широко используется в антимонопольной практике, однако следует
помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удель­
ный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

7.3. Монополистическая конкуренция
Условия Монополистическая конкуренция возникает там,
где Х ЗЯЙСТВ ЮТ
возникновения ° У Десятки фирм, тайный сговор
между которыми практически невозможен. К а ж ­
дая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою
ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных
участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается там, где необ­
ходима дифференциация продукта, где в большей мере приходит­
ся учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Мо­
нополистическая конкуренция широко представлена в отраслях,
производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промыш­
ленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья,
блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы,
кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может
основываться не только на различиях в качестве товара, но и на
тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной вы­
бора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удоб­
ное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание
посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в
полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, хим­
чисткам, бензозаправочным станциям и т. д.
В условиях дифференциации экономических благ трудно най­
ти две фирмы, которые производили бы один и тот ж е продукт или
услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль
бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюда­
ется нечто вроде континуума продуктов и услуг.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые
факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара
в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких ба­
рьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет боль­
шого значения, а капитал, требующийся д л я начала дела, как пра­
вило, невелик.
Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют
какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть
патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые
марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят
исключительного характера, поскольку патентуются (лицензиру­
ются) товары-субституты.
233
7.3. Монополистическая конкуренция
_ Если в условиях совершенной конкурен-
ипределение цены кривая спроса (D ) параллельна оси
и оьъема производства * СС;
абсци
то при монополистической кон­
куренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (см.
Dm на рис. 7—8). Это означает, что кривая спроса менее эластична,
чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чис­
той монополии. Степень эластичности в условиях монополистичес­
кой конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глуби­
ны дифференциации продукта (услуг).
Таким образом, дифференциация продукта отражается в диф­
ференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того
или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки
даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый рас­
четливый и меркантильный покупатель.




Рис. 7—8. Монополистическая конкуренция
Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в услови­
ях монополистической конкуренции производится меньше продук­
та. Если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Рс,
то в условиях монополистической конкуренции — Qm по цене Р т
(см. рис. 7—8).
В течение короткого промежутка времени фирмы могут как
получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких
входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую эко­
номическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются
другие предприниматели. В результате в длительном периоде со­
здается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни при­
были, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).
Подведем итоги. В условиях монополистической конкуренции
объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конку­
ренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.
234 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

Производство меньшего объема продукции по
Издержки
б о л е е в ы с о к и м ц е н а м о з н а ч а е т , что монопо­
монополистической
листическая конкуренция менее э ф ф е к т и в ­
конкуренции
на, ч е м с о в е р ш е н н а я . Е с л и в у с л о в и я х с о в е р -
Р = М С (см. рис. 7—1), то п р и монополисти-
шеннои конкуренции
ческой к о н к у р е н ц и и Р > М С (см. рис. 7—9).
МС




= АС АС




0
Qm Q
Рис. 7 — 9. Монополистическая конкуренция,
равновесие в долгосрочном периоде
Легко заметить, что Р > min AC, тогда как в условиях совер­
шенной конкуренции Р = КС. Это означает, что при монополисти­
ческой конкуренции возникает неполная загрузка производствен­
ных мощностей.
Эти избыточные мощности и являются платой за дифферен­
циацию продукта. Из рис. 7—9 видно, что чем круче угол наклона
кривой спроса, тем дальше влево сдвигается объем производства
от оптимальных размеров, которые достигаются в точке минимума
АС (сравним Qm и Qc на рис. 7—8). Однако, чем сильнее дифферен­
циация экономических благ, тем в большей мере промышленность
способна удовлетворить многообразные интересы и изощренные вку­
сы потребителей.
Важную роль в дифференциации продукта
Неценовая играет неценовая конкуренция. Потребитель
конкуренция. заинтересован в покупке такого товара, ко­
Реклама торый не вызовет у него много хлопот (и го­
ловной боли) при его потреблении. Если купленный холодильник
постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображе­
ния, а музыкальный центр — чистого звука, то проблема гарантий­
ного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих
услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара
В условиях научно-технического прогресса стремительно уве­
личивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в
их проталкивании на рынке играет реклама. Реклама пытается
235
7.3. Монополистическая конкуренция



АС — с рекламой




Издержки
на рекламу
АС — без рекламы

Объем производства
Рис. 7—10. Возможное влияние рекламы на объем производства
и средние совокупные издержки
приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма
заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и
способствует уменьшению эластичности спроса по цене.
На рис. 7—10 представлены возможное влияние рекламы на
объем производства и средние совокупные издержки. Допустим,
первоначальные издержки равны А С р а объем продаваемой про­
дукции — Q r В результате успешно проведенной рекламы объем
продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение
средних издержек производства в результате значительной эконо­
мии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связан­
ные с рекламой (АС2 < ACj). Однако, если рекламная кампания
окажется неудачной и не будет способствовать продвижению това­
ра на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = QL) фирма будет
продавать по более высокой цене (АС3 > АС ), которая возросла на
величину издержек, связанных с рекламной кампанией.
По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторон­
ники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку
она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ос­
лабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомить­
ся с новой продукцией, а также финансирует национальные систе­
мы связи — печать, радио, телевидение Противники рекламы спра­
ведливо отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее
дезинформирует, чем просвещает), высокие расходы, которые от­
ражаются на цене, уплачиваемой потребителем; тенденцию к само­
нейтрализации ("Сникерс", "Марс", "Милки Вэй" и т. д.); создание
финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств
массовой информации.
Совершенная конкуренция, чистая монополия и монополисти­
ческая конкуренция не исчерпывают многообразие типов рыноч­
ных структур. Поэтому в следующей главе мы продолжим знаком­
ство с ними.
236 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

Вопросы для повторения
1. Чем определяется структура рынка? Почему важно знать
структуру рынка? Какие критерии можно предложить для оценки
той или иной структуры рынка?
2. Какие критерии рыночной структуры являются необходи­
мыми и достаточными для классификации рынка как рынка совер­
шенной конкуренции?
3. Какие методы ценообразования складываются в условиях
рынка совершенной конкуренции? Каким образом они соотносятся
с концепцией "справедливой цены"? Является ли цена, складываю­
щаяся в условиях совершенной конкуренции, справедливой?
4. Является ли совершенно конкурентное равновесие эффек­
тивным? Как оценить и какова будет эффективность (неэффектив­
ность) других рыночных структур?
5. Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права кон­
куренции? И если да, должны ли такие ограничения конкуренции
иметь место в экономике?
6. Почему монополист не может назначить любую цену и про­
извести любое количество товара, какое захочет?
7. Какие методы ценообразования можно рассматривать как
наиболее "эффективные" с точки зрения монополиста?
8. Каковы общественные издержки несовершенной конкурен­
ции и каким образом их можно уменьшить 7
9. Является ли монополия "злом " или "благом" для общества 0
Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления мо­
нополии?
10. Всегда ли монополия приводит к Х-неэффективности? В
каких случаях монополия способствует техническому прогрессу?
11. Какие критерии общественной эффективности той или иной
рыночной структуры используются в экономической теории? Назо­
вите преимущества и недостатки каждого подхода.
12. Какие рыночные структуры в наибольшей степени прису­
щи современной развитой экономике? Является ли преобладание
той или иной структуры характерным только для каких-то отдель­
ных отраслей экономики или это закономерное явление современ­
ной экономики в целом?
13. На рынках каких товаров преобладает монополистическая
конкуренция? Почему?
14. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях
рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было
бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?
15. Применим ли критерий Калдора—Хикса для оценки э ф ­
фективности принятия решения в условиях монополистической кон­
куренции?
16 Характеризуется ли монополистическая конкуренция огра­
ничением конкуренции? Почему "да" или почему "нет"? В каком слу­
чае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких — о
преобладании монополии при исследовании монополистической кон­
куренции?
237
Примеры решения задач
17. Можно ли утверждать, что высокие расходы на рекламу
тормозят развитие производства?

Примеры решения задач
1. Верны ли следующие утверждения?
1.1. В долгосрочной перспективе конкурентные фирмы не по­
лучают экономическую прибыль.
Да Нет
1.2. Монополист устанавливает цену, равную предельным и з ­
держкам.
Да Нет
1.3. Чем выше в долгосрочном периоде Х-неэффективность,
тем сильнее монополизирован рынок.
Да Нет
1.4. Уровень прибыли учитывается как показатель степени
монополизации в индексе Херфиндаля—Хиршмана, но не учиты­
вается в индексе Лернера.
Да Нет
1.5. Монополистическая конкуренция — это конкуренция фирм-
монополистов разных отраслей за доллар потребителя.
Да Нет
1.6. При монополистической конкуренции фирма может полу­
чить экономическую прибыль только в краткосрочном периоде.
Да Нет
1.7. Если совершенная конкуренция вытесняется монополисти­
ческой, то это ухудшает положение потребителей.
Да Нет
1.8. В результате рекламной кампании фирмы АО "МММ" ей
удалось в 1994 г. заметно расширить объем продаж своих акций.
Следовательно, произошло повышение ее средних издержек про­
изводства.
Да Нет

Ответы
1.1. Да. Это утверждение верно, поскольку свободный вход и
выход фирм с рынка (как условие совершенной конкуренции) при­
водят к тому, что в долгосрочной перспективе цена оказывается
равной предельным издержкам и, следовательно, экономическая
прибыль (разность между ценой и предельными издержками) ста­
новится равной нулю.
1.2. Нет. Это утверждение неверно, так как благодаря нали­
чию рыночной власти цена монополиста превышает предельные
издержки. Степень такого превышения служит показателем силы
рыночной власти монополиста.
238 Глава 7. Типы рыночных структур, конкуренция и монополия
1.3. Да. Длительное сохранение Х-неэффективности фирмы тем
вероятнее, чем сильнее монопольная власть фирмы.
1.4. Нет. Напротив, уровень прибыльности учитывается в индек­
се Лернера, но не учитывается в индексе Херфиндаля—Хиршмана.
1.5. Нет. Это утверждение ошибочно. Монополистическая кон­
куренция определяется как конкуренция фирм, выпускающих диф­
ференцированный продукт.
1.6. Да. Это утверждение верно При монополистической кон­
куренции экономическая прибыль извлекается в краткосрочном
периоде, но в долгосрочном периоде она исчезает.
1.7. Да Поскольку при этом происходит рост цен при сокраще­
нии объема производства.
1.8. Нет. Расширение объема продаж в результате рекламы
сопровождается, как правило, снижением средних издержек про­
изводства.
2. Выберите правильный ответ
2.1. Что из следующего не приводит к монополии:
а) лицензии,
б) авторские права;
в) контроль над единственным источником товара;
г) производство и сбыт товара, имеющего много близких суб­
ститутов?
2.2. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции,
скорее всего, будет характерна для:
а) рынка зерна;
б) рынка легковых автомобилей;
в) рынка услуг преподавателей;
г) рынка карандашей.
2.3. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:
а) низкий объем производства,
б) высокий уровень расходов на рекламу;
в) нестабильность цен;
г) низкий уровень расходов на НИОКР.
2.4. Примером монопсонии, ограниченной олигополией, является'
а) рынок наркотиков;
б) бизнес, которым занимался Чичиков из "Мертвых душ"
Н. В. Гоголя;
в) работорговля в XVI—XIX вв.;
г) бизнес, которым занимался Мефистофель в поэме Гёте "Фауст"
2.5. В условиях монополистической конкуренции индекс Лернера
а) отрицателен; в) положителен;
б) равен нулю; г) либо б, либо в.
2 6 Долгосрочное равновесие на рынке монополистической кон­
куренции ведет к:
а) превышению цен над средними издержками;
б) снижению индекса Херфиндаля—Хиршмана;
в) превышению предельных издержек над рыночными ценами,
239
[Гримеры решения задач
г) исчезновению экономической прибыли.
2.7. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех
товаров, где эластичность спроса:
а) как правило, низка; в) как правило, высока;
б) приблизительно равна единице; г) может быть какой угодно.
2.8. "Первооткрывателем" монополистической конкуренции
является:
а) А. Курно; в) Э. Чемберлин;
б) А. Лернер; г) П. Самуэльсон.
Ответы
2.1, г. Так как все другие положения характеризуют условие
формирования монопольной власти на рынке. Производство това­
ра, имеющего много близких субститутов, трудно монополизиро­
вать, поскольку всегда найдутся сторонние производители подоб­
ного продукта с небольшими видоизменениями, что подрывает мо­
нопольное положение основного производителя.
2.2, а. Рынок зерна характеризуется наличием большого числа
продавцов и покупателей, стандартизированной продукцией, до­
вольно свободным входом и выходом, поэтому этот рынок в наи­
большей степени приближается к совершенной конкуренции. К та­
кому же типу рынка будут принадлежать практически все виды
биржевых товаров (товаров, допущенных к котировке на бирже).
Остальные рынки в большей степени характеризуются дифферен­
циацией продукта, следовательно, на них не наблюдается совер­
шенная конкуренция.
2.3, г. Мелкие конкурентные фирмы не могут позволить себе рас­
ходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­
ты, поскольку эти расходы высоки и носят рискованный характер.
2.4, б. Чичиков монопольно скупал "мертвые души", но число
их продавцов было достаточно ограничено (у Гоголя перечислено
всего 6 помещиков, с которыми Чичиков вел переговоры).
2.5, в. При монополистической конкуренции Р > МС, следова­
тельно,
Р-МС
I, = > 0.
L р
2.6, г. В длительном периоде фирма в условиях монополисти­
ческой конкуренции, как и при совершенной конкуренции, не име­
ет ни прибыли, ни убытков.
2.7, е. На рынках монополистической конкуренции эластичность
покупательского спроса обычно выше единицы.
2.8, б. Монополистическая конкуренция впервые глубоко про­
анализирована в работе Э. Чемберлина в 1933 г.
3. Ответьте на вопросы повышенной сложности
3.1. Производство столов в городе монополизировано компанией
"Иванов и сыновья". Какую цену назначает компания, если ее общие
240 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия
издержки по производству столов ТС = 10 х Q, где Q — объем вы­
пуска, тыс. шт., а эластичность спроса по цене на столы равна 5?
3.2 Известно, что рынок бензина в стране находится в условиях
совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнени­
ем Qd = 200 - 20 Р, где Qd — количество покупаемого бензина, тыс
галлонов, Р — цена 1 галлона бензина, тугрики Средние издержки
типичной бензоколонки равняются следующему выражению:
АС, = 5 + (q, - 5)2.
Какое число бензоколонок действует в отрасли в долгосрочной
перспективе?
3.3. Фирма "Рога и копыта" производит бижутерию (тыс. штук
в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Пре­
дельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 - 2Q,
ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастаю­
щем участке) — формулой МС = 3 Q - 10. Если минимальное значе­
ние долгосрочных средних издержек (АС) составляет 11, то каков
будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?
3.4. Выделите основные черты сходства и отличия рынка моно­
полистической конкуренции по отношению к рынкам совершенной
конкуренции и чистой монополии.
Ответы
3.1 Цена, которую назначает монополист, вычисляется по фор­
муле Е

Р = МС х —,
Ed-1
где МС — предельные издержки, a Ed — эластичность спроса.
dTC
МС = = 10.
dQ
Р = 10 х (5 : (5 - 1) ) = 12,5 руб.
3.2. Если Р = min АС, то (АС)' = 2(q - 5) = 0, откуда q, = 5
(оптимальный объем производства одной фирмы).
Р = 5 + (5 - 5)2 = 5. Тогда Qd = 200 - 10 х 5 = 150.
Число фирм в отрасли:
Qd 150
МС = = = 30.
q, s
3.3. Объем производства фирмы в условиях монополистичес­
кой конкуренции задается условием MR=MC. Следовательно, 20 -
- 2 Q m = 3Q - 10, Qm = 6 — таков объем производства при монопо­
листической конкуренции. Если бы фирма действовала в условиях
совершенной конкуренции, то объем производства задавался бы
Тесты 241

условиями ACmin = МС. Тогда 3Qc - 10с = 11, Q = 7 — таким было
бы производство при совершенной конкуренции. Недогрузка произ­
водственных мощностей составляет, таким образом, Q - Q = 1 тыс.
шт. годового выпуска.
3 4. Ответ на вопрос можно представить в виде таблицы:

Основные Монополис­
Совершенная Чистая
характеристики тическая
конкуренция монополия
рынка конкуренция
Очень велико
Число фирм
(стремится Одна
Велико
в отрасли
к бесконечности)
Фирма действует
Фирмы действуют самостоятель­
Самостоятель­ самостоятельно,
но, так как предсказать реакцию
ность политики так как ей не
конкурентов невозможно
с кем считаться
Барьеры
для вступления
Отсутствуют Непреодолимые
Слабые
в отрасль новых
производителей
Эластичность
спроса на про­ Небольшая Средняя Наименьшая
дукцию отрасли
Фирма может
Получение В долгосрочном периоде
постоянно полу­
фирмой экономи­ экономической чать экономи­
ческой прибыли прибыли нет ческую прибыль
Цена равна
Соотношение
предельным Цена превышает предельные
цены и предель­
издержкам издержки (Р > МС)
ных издержек
(Р = МС)



Тесты
Вариант А
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1 Совершенная конкуренция характеризуется тем, что на
рынке действует большое число фирм, выпускающих схожие, но не
идентичные продукты.
Да Нет
1.2. Свободный вход и выход фирм с рынка являются необхо­
димым условием совершенной конкуренции.
Да Нет
242 Глава 7. Типы рыночных структур, конкуренция и монополия
1.3. В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию
отрасли представляет собой горизонтальную линию.
Да Нет
1.4. Монополия отличается от фирмы, действующей в услови­
ях совершенной конкуренции, тем, что она выбирает такой объем
производства, при котором ее предельная выручка равна предель­
ным издержкам.
Да Нет
1.5. По мнению X. Лейбенстайна, общественные потери от
Х-неэффективности меньше потерь от монополизации рынков.
Да Нет
1.6. Если ситуация А эффективнее ситуации Б по критерию
Калдора—Хикса, то при переходе от Б к А сумма выигрышей выиг­
рывающих будет больше, чем сумма проигрышей проигрывающих.
Да Нет
1.7. Монополист получает экономическую прибыль только в
долгосрочной перспективе.
Да Нет
1.8. Кривая спроса, с которой сталкивается монополист, менее
эластична, чем кривая спроса конкурентной фирмы.
Да Нет
1.9. Религиозную Реформацию в Западной Европе можно рас­
сматривать как переход от чистой монополии к монополистической
конкуренции на рынке услуг религиозного культа.
Да Нет
1.10. Повышение цен на товары при монополистической конку­
ренции — причина того, что производители начинают, в отличие от
условий совершенной конкуренции, получать экономическую при­
быль.
Да Нет

2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Что из нижеперечисленного не является условием совер­
шенной конкуренции:
а) свобода входа на рынок; в) диверсификация производства;
б) свобода выхода с рынка; г) большое число продавцов и по­
купателей?
2.2. Что из нижеперечисленного является признаком только
совершенной конкуренции:
а) фирма не обладает рыночной властью;
б) фирма максимизирует прибыль;
в) фирма получает экономическую прибыль в долгосрочной
перспективе;
243
Тесты

г) линия спроса представляет собой линию средней выручки
фирмы?
2.3. В условиях совершенной конкуренции цена равна мини­
мальным средним издержкам:
а) в краткосрочном периоде; в) всегда;
б) в долгосрочном периоде; г) никогда.
2 4. В условиях совершенной конкуренции цена определяется
пересечением спроса и предложения:
а) всегда; в) в краткосрочном периоде;
б) никогда; г) в долгосрочном периоде.
2 5. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:
а) фирмы не могут свободно входить в рынок и выходить из него;
б) на рынке действует небольшое число фирм;
в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференциро­
ванную продукцию;
г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной инфор­
мацией о рыночных условиях.
2.6. Если индекс Херфиндаля—Хиршмана для отрасли высок,
то это при прочих условиях означает, что индекс Лернера для фирм
этой отрасли:
а) тоже высок; в) стремится к единице;
б) стремится к нулю; г) все предыдущее ошибочно.
2.7. Монополист может получить экономическую прибыль:
а) только в краткосрочном периоде;
б) только в долгосрочном периоде;
в) никогда;
г) и в долгосрочном, и в краткосрочном периоде.
2.8. В отрасли, выпускающей велосипеды и мотоциклы, наблю­
дается монополистическая конкуренция. В таком случае положе­
ние в этой отрасли можно охарактеризовать при помощи кривой
производственных возможностей точкой:
а) А;
6JB;
в) С;
г) либо А, либо В.




мотоциклы
2.9. Если монополия в отрасли сменяется монополистической
конкуренцией, то от этого:
а) выигрывают продавцы;
244 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

б) выигрывают покупатели;
в) выигрывают и продавцы, и покупатели;
г) никто не выигрывает.
2.10. Примером естественной монополии является:
а) картель "Семь сестер";
б) журнал "Вопросы экономики";
в) организация ОПЕК;
г) космодром Байконур.
3. Задачи (цена ответа 8 баллов)
3.1. Сто фирм в условиях совершенной конкуренции занима­
ются производством электрических лампочек. Зависимость общих
издержек каждой фирмы от объема выпуска показана в таблице:
Объем выпуска 40 60 70 90
50 80 100
177 252 462
Общие издержки 210 306 375 570
Рыночной спрос:
12,5 10,8 8,7 6,9 4,2
Цена 5,4 3,3
3000 5000 8000
Величина спроса 4000 7000
6000 9000
а) На каком уровне установится цена одной лампочки?
б) Является ли производство лампочек прибыльным делом?
Какова прибыль (потери), приходящаяся на одну лампочку?
3.2. Торговый дом "Дик Дерби" продает женские и мужские
костюмы. Спрос на женские костюмы в 2 раза превышает спрос на
мужские костюмы. Средние издержки производства женских и
мужских костюмов постоянны и равны между собой. Правильно ли
с точки зрения максимизации прибыли поступил "Дик Дерби", назна­
чив одинаковую цену на женские и мужские костюмы, если он явля­
ется монополистом на этих рынках? Какое условие должно выпол­
няться, чтобы поведение "Дика Дерби" оказалось рациональным?
3.3. Местный кинотеатр в городе X посещают студенты и пен­
сионеры. Спрос студентов на услуги кинотеатра описывается урав­
нением: п
Р = 60 —,
20
где Р с — цена билета;
Qc — количество билетов, покупаемых студентами.
Спрос пенсионеров составляет
Qp
Р р = 50
20
Общее число посадочных мест в кинотеатре равно 1000. Какую
цену билетов для студентов и для пенсионеров следует назначить
кинотеатру, чтобы заполнить зал, если кинотеатр стремится мак­
симизировать прибыль?
245
Тесты
3.4. На рынке алмазов действуют крупнейшая фирма "Де Бирс"
и несколько мелких агентов. "Де Бирс" разрешила другим фирмам
продавать любое количество алмазов по существующей рыночной
цене. Спрос на алмазы описывается уравнением
Р = 100 - 2Q,
где Р — цена алмаза весом в один карат;
Q — количество алмазов, тыс. шт.
Остальные фирмы могут поставить на рынок следующее коли­
чество алмазов.
Q = 0,5Р.
Какое количество алмазов поставит на рынок фирма "Де Бирс",
если ее предельные издержки равны 20 долларам? Какова будет
цена алмаза весом в один карат 7 Какое количество алмазов будет
продано на мировом рынке?
3.5. В отрасли, производящей лопаты, действуют две фирмы.
Спрос на лопаты описывается уравнением
Р = 100 - Qd,
где Р — цена одной лопаты;
Qd — количество лопат, тыс. шт.
Предельные издержки обеих фирм постоянны и равны 5. Ка­
ким образом фирмы поделят рынок между собой и каково будет
общее положение в отрасли 9 Чему будет равна цена лопаты?

Вариант Б

1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. Если рыночная цена выше средних издержек монополиста,
он может получить больше прибыли, увеличивая выпуск.
Да Нет
1.2. Монополист максимизирует прибыль, когда его предель­
ные издержки равны его предельной выручке.
Да Нет
1.3. Критерий Калдора—Хикса является единственным крите­
рием эффективности общественного производства.
Да Нет
1.4. Критерий Калдора—Хикса неприменим при оценке э ф ­
фективности монополии.
Да Нет
1.5. В краткосрочной перспективе монополия получает эконо­
мическую прибыль.
Да Нет
1.6. Для монополистической конкуренции не характерна стан­
дартизация продукции.
Да Нет
246 Глава 7 Типы рыночных структур' конкуренция и монополия
1.7. Рыночная власть монополии зависит от степени эластич­
ности спроса.
Да Нет
1.8. Несовершенство информации не приводит к несовершен­
ной конкуренции.
Да Нет
1.9. Индекс Херфиндаля—Хиршмана характеризует монополь­
ную власть отдельной фирмы.
Да Нет
1.10. Если рассматривать различные вероучения как специ­
фические отрасли производства услуг, то в протестантизме зна­
чение индекса Херфиндаля—Хиршмана будет ниже, чем в право­
славии.
Нет
Да

2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1 Если предельные издержки монополиста положительны,, то
он будет производить там, где:
а) эластичность спроса больше единицы;
б) эластичность спроса меньше единицы;
в) эластичность спроса равна единице;
г) эластичность спроса равна нулю.
2 2. Если при переходе от совершенной конкуренции к монополии
положительные результаты для выигравшей стороны меньше, чем
сумма отрицательных результатов для проигравшей стороны, то:
а) ситуация должна быть изменена вмешательством государства;
б) ситуация неэффективна согласно критерию Калдора—Хикса;
в) ситуация эффективна согласно критерию Калдора—Хикса;
г) ничего определенного сказать нельзя?
2.3. Рисунок изображает равновесие в некой отрасли экономики:




Р х — равновесная цена;
Qx — равновесное количество;
МС — предельные издержки;
MR — предельный доход;
D — линия спроса.
Тесты 247
Что можно сказать об этой отрасли:
а) она монополизирована; в) равновесие в отрасли
нестабильно,
б) это конкурентная отрасль; г) это олигополия?
2.4. Рынок красных гвоздик, скорее всего, будет являться:
а) монополией;
б) свободно конкурентным рынком;
в) монополистической конкуренцией;
г) картелем.
2.5. Фирма обладает монопольной властью, если она:
а) устанавливает цену на уровне предельных издержек;
б) следует за ценой, которую устанавливает лидер на рынке;
в) устанавливает цену на уровне средних переменных издержек;
г) устанавливает цену, исходя из кривой спроса.
2.6. Какой рынок, скорее всего, будет монополией:
а) бензоколонка в сельской местности;
б) рынок гвоздик;
в) рынок пшеницы;
г) продавец "Сникерса"?
2.7. Что, скорее всего, не произойдет на рынке нефти России,
если нефтяники Тюмени объявят забастовку:
а) уменьшится эластичность спроса на нефть;
б) кривая предложения сместится влево вверх;
в) цена нефти возрастет;
г) объем покупаемой нефти сократится?
2.8. Что из перечисленного не может быть причиной Х-неэф-
фективности.
а) фритрейдерская политика государства;
б) ограниченность доступа производителей к ресурсам;
в) нечеткое закрепление обязательств в трудовых договорах;
г) недостаточность информации о производственных возмож­
ностях используемого оборудования?
2.9. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то
индекс Херфиндаля—Хиршмана:
а) отрицателен;
б) стремится к нулю;
в) стремится к единице;
г) тоже стремится к бесконечности.
2.10. Рынки совершенной конкуренции и монополистической
конкуренции схожи тем, что:
а) выпускаются однородные товары;
б) цена превышает предельные издержки;
в) нет барьеров для вступления конкурентов в отрасль;
г) эластичность спроса ниже, чем на рынке чистой монополии.
3. Задачи (цена ответа 8 баллов)
3.1 В условиях совершенно конкурентного рынка в долгосрочной
перспективе на рынке установилась цена на товар в размере 5 руб. за
1 шт. При этом было продано 10 тыс. шт. товара. Внедрение передовой
248 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия
технологии позволяет одной фирме полностью обеспечить производ­
ство данного товара. Старая технология может быть описана так:
ТС = 1000Q - 100Q2 + 5Q\
где ТС — общие издержки отрасли в долгосрочной перспективе.
Новая технология обеспечивает фирме получение экономичес­
кой прибыли в размере 20% общих издержек производства по ста­
рой технологии Какую цену назначит фирма и какое количество
она произведет?
Если правительство захочет регулировать данную отрасль,
какой объем производства и по какой цене оно заставит продавать
монополиста?
3.2 Автомобильный концерн может продавать автомобили на
внутреннем рынке, защищенном протекционистской политикой пра­
вительства, где спрос на автомобили описывается уравнением:
P d = 120 - q d /10,
где Р — цена на внутреннем рынке, тыс. руб;
q — количество автомобилей, продаваемых на внутреннем
рынке, в тыс. шт.
Кроме того, концерн может поставлять автомобили на мировой
рынок, где цена в пересчете на рубли составляет 80 тыс. руб и не
зависит от объема экспорта. Предельные издержки концерна равны:
МС = 50 + q /10,
где q — общий объем производства концерна.
Каким образом концерн распределит производство между внут­
ренним и внешним рынком для того, чтобы максимизировать прибыль?
3.3. Монополист действует в том сегменте рынка, где эластич­
ность спроса по цене по абсолютному значению равна 3. Правитель­
ство вводит налог на данный товар в размере 6 долл. за единицу.
Каким образом монополист отреагирует на это действие пра­
вительства, если эластичность спроса постоянна?
3.4. Фирмы А и В являются монополистами на своих рынках.
Индекс Лернера для фирмы А равен 1/8, для фирмы В — 1/5.
Известны средние издержки фирмы:
АС(А) = 28 + 109Q(A),
АС(В) = 52 + 69Q (В).
Функция спроса одинакова на обоих рынках и равна:
Qd = 50 - Р / 2 .
Какая из фирм получит большую совокупную прибыль в дол­
госрочном периоде?
3.5. В отрасли действует 100 одинаковых фирм. Общие издержки
типичной фирмы равны ТС = 0,1Q2 - 2Q + 5.
Напишите формулу кривой предложения фирмы в краткосроч­
ном периоде Если спрос на товар равен Qd = 6000 - Р, то какой
будет равновесная цена на рынке в краткосрочный период 7 Какое
количество товара будет продано?
Глава 8. Типы рыночных структур:
несовершенная конкуренция.
Антимонопольное законодательство
Совершенная конкуренция и чистая монополия — крайние
полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются
относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистичес­
кая конкуренция и олигополия.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры,
приближающийся к совершенной конкуренции. Монополистичес­
кая конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало мо­
нополии", монополистическая власть на рынке относительно неве­
лика. Противоположной ситуацией является олигополия, когда не­
большое число крупных фирм производят основную ("львиную")
долю продукции данной отрасли Рассмотрим ее подробнее.

8.1. Олигополия
Олигополия — это такая рыночная структура, при кото­
рой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль но­
вых производителей ограничен высокими барьерами.
Хаоактепные Первая характерная черта олигополии заклю-
чептм чается в немногочисленности фирм в отрасли. Об
этом говорит этимология самого понятия "олигопо­
лия" (греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обыч­
но их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, на­
пример, в американской сталелитейной промышленности, в произ­
водстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др.
Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности
США: на три компании ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайс­
лер") приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производст­
ва автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обра­
батывающей промышленности США (производство домашних хо­
лодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лам­
почек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна
высокая степень концентрации производства всего на нескольких
фирмах.
Следует лишь отметить, что эти данные, как и все статисти­
ческие показатели, обладают очевидными недостатками. Они либо
преувеличивают, либо преуменьшают степень концентрации. Пре­
увеличивают, так как не учитывают иностранной и межотраслевой
конкуренции (на американском рынке, например, каждый четвер­
тый автомобиль — иностранного производства), а также конкурен­
ции со стороны поставщиков. Преуменьшают, так как оценивается
степень концентрации на общенациональном уровне, а не на уровне
250 Глава 8. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция
регионов или отдельных городов, где на рынках некоторых товаров и
услуг часто господствуют две-три местные компании (производство
кирпича, бетона, скоропортящихся пищевых продуктов и т. д.). К тому
ж е наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную
роль играют 3—4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) оли­
гополия, когда основную долю продукции выпускают 6—8 фирм.
Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях,
производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь),
так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки,
сигареты, электробытовые приборы).
Второй характерной чертой олигополии являются высо­
кие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего
с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), кото­
рая выступает как важнейшая причина широкого распространения
-и длительного сохранения олигополистических структур. В автомо­
бильной промышленности США в 80-е гг., например, минимально
эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. По­
скольку многие предприятия производили не менее двух моделей
одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд.
долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм,
поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения веду­
щего положения автомобильных заводов-гигантов. Отметим, что если
в начале XX в. число американских автомобильных фирм прибли­
жалось к 200, то у ж е в конце 20-х гг. их число не превышало 50, а в
настоящее время их можно пересчитать по пальцам.
Эффект масштаба — важная, но не единственная причина,
так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оп­
тимально эффективный уровень. Олигополистическая концентра­
ция порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения
в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это
происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа
"Ксерокс", "Кодак", IBM и др. На протяжении всего срока действия
патента (в США — 17 лет) фирма надежно защищена от внутрен­
ней конкуренции.
Среди других причин — монополия контроля над редкими ис­
точниками сырья (например, в 60—70-е гг. мировой рынок нефте­
продуктов контролировал нефтяной картель "Семь сестер"), запре­
дельно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет,
прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые
другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно со­
зданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых
барьеров нет, они возникают вновь и вновь.
Третьей характерной чертой олигополии является всеоб­
щая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если
число фирм в отрасли настолько мало, что к а ж д а я из них при фор­
мировании своей экономической политики вынуждена принимать
во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как
шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олиго-
8.1. Олигополия 251
полист должен быть готов к различным (нередко альтернативным)
вариантам развития ситуации на рынке в результате различного
поведения конкурентов.
Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обо­
стрения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается до­
говоренность с другими олигополистами и возникает тенденция
превращения отрасли в чисто монопольную.
Возможны две основные формы поведения фирм
Ц
в условиях олигополистических структур: неко­
оперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведе­
ния каждый продавец самостоятельно решает проблему определе­
ния цены и объема выпуска продукции.
Р
(тыс. руб.
за единицу)

<<

стр. 8
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>