стр. 1
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Сборник задач
по микроэкономике
К "Курсу микроэкономики"
р. М. Нуреева




Издательство НОРМА
Москва, 2005
УДК 330.542(076.1)
ББК 65.012.1
С23

Сборник задач подготовлен авторским коллективом профессоров и
преподавателей к а ф е д р ы экономической теории ГУ ВШЭ в составе:
Р. М. Н у р е е в (руководитель авт^орского коллект,ива), Д. В. Акимов,
А. В. Аносова, А. О. Вереникин, Е. Н. Калмычкова, Ю. В. Латов, А. В, Ни­
кифоров, С. М. Пястолов, А. А. Соколов.

Редакционная коллегия:
Р. М. Нуреев {главный редакт^ор), Ю. В. Латов, С. М. Пястолов.

Сборник задач подготовлен в рамках гранта "Разработка научно-методи­
ческого обеспечения курса "Экономическая теория" для экономических
факультетов государственных университетов № 1198Ф".
Рецензенты:
кандидат экономических наук, доцент ГУ ВШЭ Н. Б. Дзагурова;
кандидат экономических наук, доцент ТулГУ Р. А. Косова.




Сборник задач по микроэкономике. К " К у р с у микроэконо-
С23 м и к и " Р . М. Н у р е е в а / Гл. ред. д. э. н., п р о ф . Р. М. Нуреев. —
М.: Норма, 2005. — 432 с.
ISBN 5-89123-587-0
Сборник задач по микроэкономике составлен в соответствии
с программой, рассчитанной на студентов экономических вузов и
факультетов, и является дополнением к "Курсу микроэкономи­
ки" Р. М. Нуреева. В нем о т р а ж е н ы традиционные (поведение
потребителя, теория фирмы, типы рыночных структур, рынки
факторов производства, общее равновесие) и современные (эко­
номика информации, неопределенности и риска, институциональ­
ные аспекты рыночного хозяйства, теория общественного выбо­
ра) разделы микроэкономики. В каждой главе даются основные
понятия, формулы, тесты и примеры решения типовых задач,
а т а к ж е дискуссионные вопросы, материалы для самостоятель­
ных исследований и других форм активной работы. К задачам
даны развернутые ответы.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических
вузов и факультетов.



© К о л л е к т и в авторов, 2002
I S B N 5-89123-587-0 © ООО " И з д а т е л ь с т в о Н О Р М А " , 2002
Содержание
предисловие X
Обращение к преподавателям XII
Некоторые методические рекомендации XV

Глава 1. Предмет и метод экономической теории
1.1. Основные понятия 1
1.2. Вопросы и задачи 4
1.2.1. Развитие предмета экономической теории 4
1.2.2. Метод экономической теории 8
1.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 16

Глава 2. Базовые экономические понятия
2.1. Основные понятия 17
2.2. Вопросы и задачи 20
2.2.1. Потребности, ресурсы, выбор, экономический
кругооборот 20
2.2.2. Экономические системы: основные ступени развития... 28
2.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 42

Глава 3. Рыночная система
3.1. Основные понятия 47
3.2. Вопросы и задачи 49
3.2.1. Рынок и трансакционные затраты 49
3.2.2. Спрос и предложение 49
3.2.3. Равновесие спроса и предложения 53
3.2.4. Эластичность спроса и предложения 60
3.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 67
Глава 4. Поведение потребителя
в рыночной экономике
4.1. Основные понятия 68
4.2. Вопросы и задачи 73
IV Содержание
4.2.1. Полезность и потребительский выбор 73
4.2.2. Мир потребительских предпочтений:
закономерности развития 7б
4.2.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость
товаров и услуг 82
4.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 84

Глава 5. Производство экономических благ
5.1. Основные понятия 86
5.2. Вопросы и задачи 88
5.2.1. Общие вопросы. Производство с одним переменным
фактором 88
5.2.2. Выбор производственной технологии. Техническая
и экономическая эффективность 93
5.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы... 99
Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
6.1. Основные понятия 100
6.2. Вопросы и задачи 101
6.2.1. Фирма: экономическая природа, производственные
затраты и прибыль 101
6.2.2. Фирма: условия равновесия 108
6.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 111

Глава 7. Типы рыночных структур:
конкуренция и монополия
7.1. Основные понятия 114
7.2. Вопросы и задачи 114
7.2.1. Совершенная конкуренция 114
7.2.2. Монополия и монополистическая конкуренция 117
7.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 122
Глава 8. Типы рыночных структур:
олигополия и монополистическая коккуренция
8.1. Основные понятия 123
8.2. Вопросы и задачи 124
8.2.1. Олигополия 124
8.2.2. Другие формы несовершенной конкуренции 126
8.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 128
Содержание V
Глава 9. Рынок труда
9.1. Основные понятия 131
9.2. Вопросы и задачи 134
9.2.1. Спрос и предложение труда 134
9.2.2. Особенности рынка труда. Дифференциация ставок
заработной платы. Роль профсоюзов 137
9.2.3. Распределение доходов. Инвестиции в человеческий
капитал 140
9.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 141
Глава 10. Рынки капитала и земли
10.1. Основные понятия 144
10.2. Вопросы и задачи 147
10.2.1. Рынок капитала. Ссудный процент 147
10.2.2. Рынок земли. Экономическая рента 149
10.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы... 152
Глава 11. Общее равновесие
и экономическая эффективность
11.1. Основные понятия 154
11.2. Вопросы и задачи 155
11.2.1. Анализ общего равновесия 155
11.2.2. Эффективность обмена 1ЬЪ
11.2.3. Эффективность производства 163
11.2.4. Общее равновесие и экономика благосостояния 166
11.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 168
Глава 12. Экономика информации, неопределенности и риска
12.1. Основные понятия 169
12.2. Вопросы и задачи 172
12.2.1. Выбор в условиях неопределенности 172
12.2.2. Рынки с асимметричной информацией 175
12.2.3. Спекуляция и ее роль в экономике 177
12.2.4. Риск инвестиционных решений 179
12.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 181
Глава 13. Институциона^льные аспекты
рыночного хозяйства
13.1. Основные понятия 182
13.2. Вопросы и задачи 184
VI Содержание
13.2.1. Правовые предпосылки рыночного хозяйства.
Внешние эффекты 184
13.2.2. Общественные блага. Роль государства
в рыночной экономике 191
13.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 199
Глава 14. Теория общественного выбора
14.1. Основные понятия 202
14.2. Вопросы и задачи 203
14.2.1. Предпосылки анализа 203
14.2.2. Общественный выбор в условиях прямой
демократии 205
14.2.3. Общественный выбор в условиях
представительной демократии 208
14.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 213

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

Глава 1. Предмет и метод экономической теории
1.2. Вопросы и задачи 217
1.2.1. Развитие предмета экономической теории 217
1.2.2. Метод экономической теории 221
1.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 227
Глава 2. Базовые экономические понятия
2.2. Вопросы и задачи 229
2.2.1. Потребности, ресурсы, выбор,
экономический кругооборот 229
2.2.2. Экономические системы: основные ступени развития.239
2.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 256
Глава 3. Рыночная система
3.2. Вопросы и задачи 260
3.2.1. Рынок и трансакционные затраты 260
3.2.2. Спрос и предложение 260
3.2.3. Равновесие спроса и предложения 263
3.2.4. Эластичность спроса и предложения 270
3.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 274
Содержание VII
Глава 4. Поведение потребителя
в рыночной экономике
4.2. Вопросы и задачи 277
4.2.1. Полезность и потребительский выбор 277
4.2.2. Мир потребительских предпочтений:
закономерности развития 280
4.2.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость
товаров и услуг 289
4.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 295
Глава 5. Производство экономических благ
5.2. Вопросы и задачи 296
5.2.1. Общие вопросы. Производство с одним переменным
фактором 296
5.2.2. Выбор производственной технологии. Техническая
и экономическая эффективность 298
5.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 304
Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
6.2. Вопросы и задачи 306
6.2.1. Фирма: экономическая природа, производственные
затраты и прибыль 306
6.2.2. Фирма: условия равновесия 310
6.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работь»! 313
Глава 7. Типы рыночных структур:
конкуренция и монополия
7.2. Вопросы и задачи 317
7.2.1. Совершенная конкуренция 317
7.2.2. Монополия и монополистическая конкуренция 319
7.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 322
Глава 8. Типы рыночных структур:
олигополия и монополистическая конкуренция
8.2. Вопросы и задачи 323
8.2.1. Олигополия 323
8.2.2. Другие формы несовершенной конкуренции 325
8.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 328
VIII Содержание
Глава 9. Рынок труда
9.2. Вопросы и задачи 335
9.2.1. Спрос и предложение труда 335
9.2.2. Особенности рынка труда. Дифференциация ставок
заработной платы. Роль профсоюзов 341
9.2.3. Распределение доходов. Инвестиции в человеческий
капитал 346
9.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 347
Глава 10. Рынки капитала и земли
10.2. Вопросы и задачи 348
10.2.1. Рынок капитала. Ссудный процент 348
10.2.2. Рынок земли. Экономическая рента 349
10.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 355
Глава 11. Общее равновесие и экономическая эффективность
11.2. Вопросы и задачи 356
11.2.1. Анализ обш;его равновесия « 356
11.2.2. Эффективность обмена 358
11.2.3. Эффективность производства 362
11.2.4. Общее равновесие и экономика благосостояния 365
11.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 368
Глава 12. Экономика информации,
неопределенности и риска
12.2. Вопросы и задачи 370
12.2.1. Выбор в условиях неопределенности 370
12.2.2. Рынки с асимметричной информацией 373
12.2.3. Спекуляция и ее роль в экономике 375
12.2.4. Риск инвестиционных решений 377
12.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 378
Глава 13. Институциональные аспекты
рыночного хозяйства
13.2. Вопросы и задачи 380
13.2.1. Правовые предпосылки рыночного хозяйства.
Внешние эффекты 380
13.2.2. Общественные блага. Роль государства
в рыночной экономике 387
Содержание IX
13.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 395
Глава 14. Теория общественного выбора
14.2. Вопросы и задачи 397
14.2.1. Предпосылки анализа 397
14.2.2. Общественный выбор
в условиях прямой демократии 400
14.2.3. Общественный выбор
в условиях представительной демократии 407
14.3. Дискуссии, исследования и другие формы
активной работы 413
Предисловие
В настояш;ее время острее, чем прежде, испытывается
потребность в задачниках и учебно-вспомогательных матери­
алах к курсам экономической теории, без которых их творчес­
кое усвоение оказывается невозможным. Авторы отдают дань
традиционному использованию тестов, значительно расширяя
банк заданий, но не ограничиваются этим, предлагая новые
формы творческой работы студентов. В ходе работы над задач­
ником обобиден десятилетний опыт преподавания микроэконо­
мики в России. Авторы стремились учесть как плюсы, так и
минусы предшественников, пытаясь сочетать количественные
задания с качественными, обш;етеоретические с учитываюш;и-
ми специфику современной российской экономики, традицион­
ные темы с новаторскими. Особенно большое внимание уделе­
но институциональной проблематике. Понимая трудность усво­
ения студентами нового материала, авторы постарались дока­
зать, что экономисты тоже умеют шутить и что юмор — не
помеха глубине теоретического анализа.
Авторы считали своим долгом максимально облегчить
работу преподавателей вузов и средних специальных учебных
заведений, дав не только развернутые ответы на все задачи,
но и задания разной степени сложности — от средней школы
до университетского уровня.
Сборник задач к учебнику Р. М. Нуреева "Курс микроэко­
номики" подготовлен в 1998—2000 гг. коллективом профессоров
и преподавателей кафедры экономической теории ГУ ВШЭ в
следуюш;ем составе:
Нуреев Р. М., д. э. н., проф. (рук. авт. колл.) — предисловие,
гл. 1 (совместно с Ю. В. Латовым), гл. 2 (совместно с Ю. В. Ла-
товым, С. М. Пястоловым), гл. 4, 11 и 12 (совместно с А. А. Со­
коловым), гл. 13 и 14 (совместно с Ю. В. Латовым);
Акимов Д. В., ст. преподаватель — гл. 5 и б (совместно с
С. М. Пястоловым);
Аносова А. В., ст. преподаватель — гл. 7, 8;
Вереникин А. О., к. э. н., доцент — гл. 9;
Калмычкова Е. Н., к. э. н., доцент — гл. 3;
Предисловие XI
Латов Ю. В., к. э. н., доцент — гл. 1 (совместно с Р. М. Ну-
реевым), гл. 2 (совместно с Р. М. Нуреевым, С. М. Пястоловым),
гл. 13 и 14 (совместно с Р. М. Нуреевым);
Никифоров А. В., ст. преподаватель — гл. 10;
Пястолов С. М., ст. преподаватель — обращение, гл. 2 (со­
вместно с Р. М. Нуреевым, Ю. В. Латовым), гл. 5 и б (совмес­
тно с Д. В. Акимовым);
Соколов А. А, аспирант — гл. 4, 11 и 12 (совместно с Р. М. Ну­
реевым).
При составлении заданий использованы материалы к. э. н.,
доц. Д. В. Наставшева, аспирантов ГУ ВШЭ А. Б. Рунова, В. И. Тру-
нина и А. В. Сидорова, которым авторский коллектив выражает
глубокую и искреннюю благодарность. Основные понятия ко
всем главам подготовлены Р. М. Нуреевым. Материалы для ак­
тивных форм работы разработаны С. М. Пястоловым (главы 1—
13) и Ю. В. Латовым (главы 1, 2, 13, 14).
Работа над задачником началась в рамках гранта "Разра­
ботка научно-методического обеспечения курса "Экономичес­
кая теория" для экономических факультетов государственных
университетов № 1198Ф", однако большая часть работы над
задачником проделывалась уже после завершения гранта.
В заключение авторы считают своим приятным долгом
выразить глубокую благодарность всем, кто ознакомился с
рукописью задачника и сделал ряд ценных замечаний, учтен­
ных при подготовке к печати, — особенно д. э. н. С. Б. Авдаше-
вой, к. э. н., доц. экономического факультета МГУ Е. А. Тума­
новой, к. э. н., Д9ц. ТулГУ Р. А. Косовой, к. э. н., доц. Н. Б. Дза-
гуровой и к. физ.-мат. н., старшему преподавателю В. Л. Алек­
сееву. Особую благодарность авторы выражают научному ре­
дактору Л. П. Тарасовой, без самоотверженного труда которой
этот задачник вряд ли увидел бы свет.
Обращение к преподавателям

Уважаемые коллеги!
Предлагая на Ваш суд эту книгу, мы сразу предупрежда­
ем об общеизвестном, что идеальных учебных пособий не бы­
вает. Задача создания совершенного во всех отношениях учеб­
ника или задачника противоречива по самой своей сути, и это
противоречие обусловлено парадоксальностью человеческого
сознания: человек является частью природы, но он должен
абстрагироваться, выйти из нее, чтобы ее познать. Человек
как часть животного и физического мира живет в трехмерном
пространстве, но его мысль, разум — уже как минимум в че­
тырехмерном.
Объекты живой природы изменчивы. Более того, "объ­
ект — есть движение". Этот тезис стал основой современного
научного мышления, ключевым элементом парадигм практи­
чески всех наук.
Стараясь описать объект своего исследования, проанали­
зировать его взаимосвязи с другими объектами, ученый вы­
нужден останавливать это движение, тем самым изменяя
свойства объекта, определенным образом омертвляя его. Не то
ли делает учитель, пытаясь сформулировать условие задачи
так, чтобы она стала понятной учаш;емуся?
Написание учебника или, прош;е, формулировка условия
задачи — это всегда компромисс между законченностью и
простотой формы и бесконечным богатством содержания. Или,
другими словами, между монологом учителя и диалогом, со­
творчеством учителя и ученика.
Совсем немного времени прошло с тех пор, когда препо­
давание экономики, которую тогда еш;е называли "политэко­
номией", представлялось трансляцией некоей незыблемой иде­
ологизированной системы знаний и идей, истинность которых
не было принято подвергать сомнению. Задача учителя заклю­
чалась в том, чтобы передать ученику эти знания, сформиро­
вать в его сознании представления о веш;ах и процессах, рас­
крыть сущность явлений, помочь осмыслить понятия и осоз­
нать связь явлений материальной действительности, облекая
все это в правильную и четкую словесную или иную форму.
Обращение к преподавателям XIII
Такой подход, который соответствовал парадигме старого эко­
номического знания, характеризуется свойством монологично­
сти. В моделях педагогического процесса, соответствующих
данной парадигме, качества субъекта предполагаются неизмен­
ными. Возможностями саморазвития и совершенствования на­
делена только экономическая модель при условии расширения
и уточнения знаний об исследуемом объекте.
Однако современная экономическая наука утверждает, что
техника мышления, свойственная субъекту, становится определя-
юш,им фактором при формировании экономических концепций.
Сегодня известны такие научные картины экономической ре­
альности, как "мир богатства", "мир хозяйственной культуры",
"мир хозяйствуюндего субъекта", обусловленные линейной или
циклической техникой мышления, событийным или свойствен­
ным подходом к рассмотрению экономических явлений. В этом
случае в исследовании процессов принятия экономических ре­
шений предпосылка о рациональности экономического субъекта
и/или наличии полной информации оказывается недостаточной.
Необходимо учитывать нормы и правила, которым подчинено
поведение субъекта, доминанты, которые таятся в глубинах его
сознания. Очевидно, и новые образовательные методики долж­
ны соответствовать требованиям времени.
Стараясь добиться этой цели, авторы опубликованных в
данном сборнике заданий составляли их таким образом, что­
бы преподаватель имел возможность работать в зоне ближай­
шего развития учаш;егося в режиме диалога, используя пара­
доксы и нестандартные подходы, оставляя возможность для
нескольких вариантов ответов или решений. Прошу учесть,
что, хотя вопросы и задачи всегда имеют один четко опреде­
ленный ответ, авторы подчеркивают, что этот ответ справед­
лив только в рамках одной из рассматриваемых теоретических
моделей, но могут существовать и альтернативные концепции.
И если студент сумеет обосновать свою точку зрения, необя­
зательно со ссылкой на авторитеты, то и такой ответ, не
совпадающий с предложенным в нашем задачнике, следует
считать правильным.
Нужно сказать, что такой подход нетрадиционен для
курсов экономической теории, и для его реализации требова­
лись определенная смелость, воля и уверенность в правильно­
сти выбранного пути со стороны руководителя авторского кол­
лектива и главного редактора сборника, автора большинства
задач и тестов, доктора экономических наук, профессора
Р. М. Нуреева.
XIV Обращение к преподавателям
Авторский коллектив надеется, что данный сборник ста­
нет достойным продолжением ставшего популярным учебника
для вузов "Курс микроэкономики", но ни в коем случае не его
повторением. Внимательный читатель заметит, что в настоя-
ндем сборнике практически нет однотипных заданий, каждое
либо посвящено новому понятию, либо по-новому раскрыва­
ет уже исследованное. Стали более разнообразными формы
заданий. Здесь следует упомянуть строгих рецензентов и кри­
тиков первых вариантов этих заданий: студентов и преподава­
телей ГУ ВШЭ, учителей и учаш;ихся ее базовых школ и сред­
них специальных учебных заведений, студентов и преподава­
телей экономического факультета МГУ, Новосибирского госу­
дарственного технического университета, Пермского государ­
ственного университета и др.
И, вообще говоря, работа не заканчивается, новые пред­
ложения и замечания будут с благодарностью приняты и уч­
тены при подготовке новых изданий этого задачника.

С. М. Пястолов,
член-корреспондент
Международной педагогической академии
Некоторые методические рекомендации
Если необходимо провести опрос быстро и без использо­
вания процедуры сбора и проверки письменных ответов, мож­
но для небольших групп на семинарских занятиях использо­
вать следующие методы:
1) сгруппировать вопросы типа "Верны ли следующие
утверждения?" в группы только с положительными или только
с отрицательными ответами; при окончательном контроле Вы
легко выясните, какой из ответов выбивается из общего ряда;
2) в вопросах, где необходимо выбрать единственный пра­
вильный ответ, стандартные наборы букв (а, б, в, г) заменить
таким образом, чтобы затем из букв правильных ответов по­
лучилось слово-ключ для быстрой проверки. Например:
Вопросы: 2 4
3 6 7 8 9
1 5
к н г Ф Ш
У Ф К
Э
и о н
БУКВЫ И Л А
к
Ф Т
о н о г
(ответы) р Г
И О у
л о м Б И
р А р А
э к о о м
Н И К А
Слово
Рекомендуется в ключевом слове сделать ошибку (зашиф­
руйте, например, ИКАНОМИКА). Затем вы можете просто
спросить: "Где ошибка?"
Кроме того, поделимся еще несколькими методическими
советами.
1. При обсуждении основных экономических концепций
полезно дать задание нарисовать иллюстрацию (описать сло­
вами, подобрать аналоги, синонимы и т. п.) этой концепции^
2. Как можно чаще старайтесь использовать понятия и при­
меры из смежных наук (философии, социологии, психологии и
т. п.) в качестве иллюстраций и альтернативных определений.
^ См. более подробно: Нуреев Р. М. Методика преподавания политичес­
кой экономии. М., 1989; Пястолов С. М. Наглядно-образные представле­
ния экономических концепций / / Школьный экономический журнал. 1997.
№ 8; Конкурс / / Школьный экономический ж у р н а л . 1998. № 3, 5—7;
1999. № 1, 5, 6; Экономика в школе. 1998. № 3.
XVI Некоторые методические рекомендации
3. В сборнике мы старались обойтись без заданий, для
ответа на которые требовалось только знание определений.
Для проверки знания определений полезно устраивать словар­
ные диктанты или проводить тесты на распознавание образов.
4. Для ответов на вопросы типа "Верны ли следующие
утверждения?" и на те. вопросы, где необходимо выбрать
единственно правильный ответ, рекомендуется давать время
из расчета не более одной минуты на каждый вопрос. В зави­
симости от сложности и содержания используемого в тестах
материала их можно предлагать в качестве контрольных,
промеэюуточных (позволяющих проводить мониторинг усвое­
ния знаний и в случае необходимости — корректировку изло­
жения или формы занятий), обучающих или пре-тестов (по­
зволяющих сфокусировать внимание учащихся на основных
ключевых моментах).
5. Не рекомендуется соединять в одной работе названные
выше типы заданий и задачи, а также открытые вопросы.
За более подробной информацией обращайтесь по адресу:
101987, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ГУ Высшая школа
экономики, кафедра экономической теории;
E-mail: etheory@hse.ru;
h ttp: //www.hse.ru.
Здесь же можно заказать варианты заданий для проведе­
ния тестов и контрольных работ.
Глава 1. Предмет и метод
экономической теории
1.1. Основные понятия
С момента появления экономической науки ее основные
понятия и разделы изменялись вместе с изменениями условий
общественной жизни. Перечислим их.
Экономия (economy) — первая из известных экономичес­
ких наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемен­
та воспитания достойных граждан, считалась полезной для об­
щества в отличие от хрематистики — искусства делать деньги
(в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой кото­
рой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как
при экономии), а обращения.
Политическая экономия (political economy) — фундамен­
тальная экономическая наука, изучающая методологические и
теоретические проблемы производства, распределения, обмена
и потребления экономических благ.
В различных школах экономической мысли существовали
следующие определения предмета политической экономии:
меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с
обменом и торговлей между людьми (и странами);
классическая политэкономия: наука о богатстве общества
("богатстве народов");
марксистская политэкономия: наука о производственных
отношениях — отношениях между людьми, складывающихся
в процессе производства, распределения, обмена и потребле­
ния жизненных благ на разных этапах развития человеческо­
го общества;
марэюинализм: экономическая наука о деятельности людей
по удовлетворению своих потребностей путем использования
ограниченных производственных ресурсов;
новая историческая гикола: наука о повседневной деловой
жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.
Экономикс, экономика (economics) — наука об использо­
вании людьми редких или ограниченных производственных
2 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способ­
ности, информация) для производства товаров и услуг, их
распределения и обмена между членами обндества в целях
потребления.
К ведущим направлениям "экономике" относятся:
кейпсиапство — экономическое течение современного ли­
берализма, обосновывающее необходимость государственного
стимулирования эффективного спроса;
монетаризм — неоклассическая экономическая теория,
приписывающая денежной системе определяющую роль в про­
цессе изменения экономической конъюнктуры;
новая политическая экономия (теория общественного вы­
бора) — наука, изучающая различные способы и методы, по­
средством которых люди используют правительственные уч­
реждения в собственных интересах;
инститпуционализм — экономическая наука об институ­
тах, внутри и посредством которых осуществляется кругообо­
рот экономических благ.
В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотре­
ние, экономическая теория подразделяется на микроэкономику
и макроэкономику.
Микроэкономика (microeconovfiics) — раздел экономичес­
кой науки, изучающий деятельность отдельных экономических
агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение
на отраслевых рынках.
Макроэкономика (macroeconom^ics) — раздел экономичес­
кой науки, изучающий экономику как единое целое, — про­
блемы безработицы, инфляции, государственное регулирова­
ние и т. д.
В зависимости от целей познавательной деятельности эконо­
мическая наука подразделяется на позитивную и нормативную.
Позитивная экономическая наука (positive economics) —
познание, объяснение и прогнозирование объективно склады­
вающихся экономических явлений и процессов.
Нормативная экономическая наука (normative econo­
mics) — выяснение условий достижения индивидами, фирма­
ми или обществом в целом максимального результата при
данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в
рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельнос­
ти институтов.
Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) — учение
о происхождении, структуре и способах применения всей со­
вокупности познавательных средств. В наиболее широком
1.1. Основные понятия
смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный
в ее рамках научный аппарат.
Формальная логика — наука, изучающая мысль со сто­
роны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм
и средств мысли, необходимых для рационального познания.
Понятие — мысль о предмете.
Суэюдепие — метод соединения понятий, в результате ко­
торого формулируется утверждение, отрицающее или под­
тверждающее что-либо.
Умозаключение — метод мышления, с помощью которого
из исходного знания получается новое знание.
Анализ — метод научного (paциoнaльнofo) мышления;
предполагает не только фиксацию частей, из которых состо­
ит целое, но и установление отношений между частями. Слу­
жит установлению одинаковой структуры предметов, что по­
зволяет переносить знание, полученное при изучении одних
предметов, на другие. В результате анализа общих свойств или
отношений понятия о них сводятся к более общим и простым
понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на под­
классы называют классификацией.
Синтез — метод теоретического исследования, заключа­
ющийся в соединении частей в целое.
Индукция — метод познания от частного к общему; вид
обобщения на основе эмпирических данных.
Дедукция — метод познания, заключающийся в переходе
от общего к частному.
Сравнение — метод определения сходств и различий яв­
лений и процессов.
Аналогия — метод теоретического исследования, основан­
ный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.
Антиномия (от греч. antinom,ia — против закона) — про­
тиворечие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу.
Апория (от греч. aporia — затруднение, недоумение) — ут­
верждение, противоречащее практическому опыту.
Проблема — четко сформулированный вопрос или комп­
лекс вопросов, возникший в процессе познания.
Гипотеза — метод познания, заключающийся в выдвиже­
нии научно обоснованного предположения о природе, струк­
туре или закономерностях развития явлений и процессов.
Доказаппельсппво — метод (процесс) нахождения убеди­
тельных оснований.
Диалектическая логика — наука о наиболее общих зако­
нах процесса познания.
4 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

Математическая логика — наука, применяющая матема­
тические методы и исследующая мышление с помощью исчис­
лений (формализованных языков).
Модель экономическая — формализованное описание
экономического процесса или явления, структура которого оп­
ределяется как его объективными свойствами, так и субъек­
тивным целевым характером исследования.
Экономические эксперименты — искусственное измене­
ние или воспроизведение экономических явлений с целью их
практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

1.2. Вопросы и задачи

1.2.1. Развитие предмета экономической теории
Верны ли следующие утверэюдепия?
1. Теоретическое обобщение хозяйственной жизни свой­
ственно только обществам западной цивилизации.
Да Нет
2. Современный "экономике" — это, с точки зрения Ари­
стотеля, не "экономия", а "хрематистика".
Да Нет
3. Теория социально-экономических формаций впервые
была разработана Ж. Ш. Л. С. де Сисмонди.
Да Нет,
4. В современной экономической науке термин "политичес­
кая экономия" продолжает использоваться для обозначения
теории общественного выбора.
Да Нет,
5. Одним из новых направлений кейнсианской доктрины
стала теория рациональных ожиданий.
Да Нет
6. Дж. К. Гэлбрейт — лидер американского неоинституци-
онализма.
Да Нет,
7. Современный "экономике" — это наука о получении
прибыли, т. е. искусство делать деньги.
Да Нет
8. Если неоклассики изучают преимущественно микроэко­
номические проблемы, то кейнсианцы — макроэкономические.
Да Нет,
1.2. Вопросы и задачи
Выберите единственно правильный вариант, ответа
9. Почему средневековые схоласты не изучали причин
роста цен? Потому что:
а) в феодальной экономике цены на товары были ста­
бильными;
б) в феодальном обществе цены устанавливались госу­
дарством, и в их изменении не было никаких объек­
тивных закономерностей;
в) они сами никогда не ходили на рынок и даже не зна­
ли, что такое цена, поскольку получали оплату на­
турой;
г) схоласты изучали, каким должен быть мир, а не объяс­
няли, какой он на самом деле.
10. В романе в стихах "Евгений Онегин" А. С. Пушкин пи­
сал о своем литературном персонаже, что он *'умел судить о
том, как государство богатеет... и почему не нужно золота ему,
когда простой продукт имеет". А. С. Пушкин хотел тем самым
сказать, что его герою были близки взгляды:
а) средневековых схоластов;
б) представителей классической политэкономии;
в) маржиналистов;
г) меркантилистов.
11. Основным объектом изучения К. Маркса и Ф. Энгель­
са были закономерности:
а) зарождения капитализма;
б) функционирования капиталистической экономики;
в) перехода от капитализма к коммунизму;
г) коммунистического способа производства.
12. Исследования по глобальным проблемам современнос­
ти, проводяш,иеся с 1970-х гг. под эгидой Римского клуба, раз­
виваются в русле:
а) монетаризма;
б) марксизма;
в) теории обндественного выбора;
г) классического институционализма.
13. В 1975 г. советский экономист Л. В. Канторович и аме­
риканский экономист Т. Ч. Купманс были удостоены Нобелев­
ской премии по экономике "за вклад в теорию оптимального
распределения ресурсов".
О п р е д е л и т е , по какой причине они разделили одну
премию:
а) научные исследования велись ими совместно;
б) после публикации работ Л. В. Канторовича выяснилось,
что Т. Ч. Купманс раньше высказывал схожие идеи;
6 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

в) после публикации результатов-исследований Т. Ч. Куп-
манса выяснилось, что Л. В. Канторович раньше выс­
казывал схожие идеи;
г) оба экономиста выступили с сообш,ениями о своих оди­
наковых новаторских разработках одновременно, сфор­
мулировав их независимо друг от друга.
14. Мыслителями Древнего Китая для ослабления негатив­
ных последствий неурожайных лет была предложена концеп­
ция государственной амбарной системы, суть которой в следу­
ющем: в урожайные годы правительство создает страховые
запасы продовольствия (увеличивая налоговые сборы или про­
изводя закупки), а в неурожайные — раздает их (или прода­
ет по низким ценам) бедствуюш;им подданным. Эту концепцию
можно рассматривать как предвосхищ;ение идей:
а) физиократов;
б) английской классической политэкономии;
в) кейнсианства;
г) теории обш;ественного выбора.
15. В работе Э. Джонсона "Предшественники Адама Сми­
та"^ дано определение одной из теорий как "серии доктрин,
придававших чрезмерное значение драгоценным металлам,
внешней торговле, увеличению численности населения и госу­
дарственному руководству экономической политикой".
О п р е д е л и т е , идет ли речь о:
а) физиократах;
б) меркантилистах;
в) экономических теориях средневековых схоластов;
г) экономических представлениях мыслителей Древней
Греции.
16. О п р е д е л и т е , какая теория из нижеперечисленных
относится к современному либерализму:
а) посткейнсианство;
б) традиционный институционализм;
в) неоинституционализм;
г) ортодоксальный марксизм.
17. О п р е д е л и т е , какая из перечисленных экономичес­
ких доктрин, касающаяся проблем международной торговли,
в принципе, не могла применяться одновременно всеми стра­
нами:
а) кейнсианство;
б) меркантилизм;

^ Johnson Е. А. J. Prede-cessors of Adam Smith. L., 1937. P. 3.
1 2. Вопросы и задачи

в) политика фритредерства;
г) физиократизм.
18. О п р е д е л и т е , какая проблема из нижеперечисленных
не является предметом изучения современного "Экономикса":
а) социальная справедливость в распределении доходов;
б) соответствие хозяйственной деятельности религиоз­
ным заповедям;
в) преимущества и недостатки различных социально-эко­
номических систем;
г) все эти проблемы.
19. Ниже приведено несколько определений предмета
экономической теории, взятых из 5-го издания "Экономики"
знаменитого американского экономиста П. Самуэльсона^
О п р е д е л и т е , какое из них наиболее соответствует
тому представлению о предмете своей науки, которое было у
представителей классической политической экономии:
а) "экономическая теория есть наука о видах деятельно­
сти, связанных с обменом и денежными сделками
между людьми";
б) "экономическая теория есть наука об использовании
людьми редких или ограниченных ресурсов для про­
изводства различных товаров... и распределения их
между членами общества в целях потребления";
в) "экономическая теория есть наука о том, как человече­
ство справляется со своими задачами в области потреб­
ления и производства";
г) "экономическая теория есть наука о богатстве".
20. А какое из перечисленных в п. 19 определений наибо­
лее точно соответствует пониманию предмета экономической
теории современными неоклассиками?
Ответьте на вопросы
21. Развитие идей меркантилизма совпало с эпохой вели­
ких географических открытий и быстрым ростом торговли
между Европой и Азией. Есть ли между этими событиями при­
чинно-следственная взаимосвязь или они независимы друг от
друга?
22. Какие из нижеперечисленных направлений научных
исследований возникли в рамках традиционного институцио-
нализма, какие — в рамках неоинституционализма, а какие
вообще не относятся к институционализму:

^ Самуэлъсон П. Экономика. М , 1994. Т. 1. С. 6—7.
8 Глава 1. Предмет и метод экономической теории
а) клиометрика;
б) концепции "революции менеджеров";
в) монетаризм;
г) теория общественного выбора;
д) теория прав собственности;
е) теория рациональных ожиданий;
эю) теория постиндустриального общества.
23. "После Второй мировой войны, — пишет Т. Негиши, —
в Японии сложилась уникальная для некоммунистической стра­
ны ситуация в том смысле, что почти половина академических
экономистов гласно или негласно являются марксистами..."^
Как можно объяснить это явление? В каких еще странах, не
принадлежавших к социалистическому лагерю, популярны
идеи марксизма? Какие экономические концепции и почему
пользуются наибольшей популярностью в США?
24. Какие события экономической истории XX в. оказали
определяющее влияние на развитие экономических идей — на
революции в экономической теории?
25. Назовите известных Вам российских экономистов первой
половины XX в., чьи идеи предвосхитили последующие научные
разработки западных экономистов — Нобелевских лауреатов.
26. Проследите, как с XVH в. и до наших дней менялось
отношение экономистов к проблеме государственного регули­
рования экономики:
1) почему эта проблема постоянно находилась в центре
внимания экономистов?
2) есть ли в эволюции взглядов экономистов по этой про­
блеме какая— либо закономерность?


1.2.2. Метод экономической теории
Верны ли следующие утверлсдения?
27. А. Маршалл подвергал концепцию маржиналистов ме­
тодологической критике за ее несоответствие хозяйственной
практике.
Да Нет
28. "Фирма-монополия повышает уровень цен и сокраща­
ет объем производства. В таком случае преступная организа­
ция, которая монополизирует наркобизнес, будет продавать

^ Негиши Т. История экономической теории. М., 1995. С. 39.
1.2. Вопросы и задачи 9

меньшее количество наркотиков по более высокой цене". Этот
вывод сделан по методу дедукции.
Да Нет
29. Современная неоклассическая экономическая теория
является исключительно позитивной экономической наукой,
очищенной от нормативных аспектов.
Да Нет
30. Идея коммунизма основана на предположении об огра­
ниченности потребностей.
Да Нет
31. Современный "экономике" основан на методе восхож­
дения от абстрактного к конкретному.
Да Нет.
32. Математическое моделирование — метод, используе­
мый только в экономической теории.
Да Нет
33. Модель "экономического человека" — это обобщенный
образ среднего человека, и каждый из нас в определенных
условиях действует как "экономический человек".
Да Нет.
34. "Фирма ведет свою деятельность в рыночной среде,
однако внутри нее действуют не рыночные, а иерархические
отношения". Это утверждение является апорией.
Да Нет.
35. Функция Y = /(X) показывает взаимозависимость неких
экономических параметров. Если в точке XQ производная фун­
кции Y = /(X) равна нулю, то в данной точке эта функция бу­
дет достигать оптимального значения.
Да Нет
36. Функция Y = /(X) показывает взаимозависимость неких
экономических параметров. Если в точке XQ производная фун­
кции Y = /(X) равна нулю, то на этом основании еще нельзя
сказать, будет ли в данной точке эта функция максимизиро­
ваться или минимизироваться.
Да Нет

Выберите единстпвепно правильный вариант ответпа
37. Английский экономист Л. Роббинс писал: "Назначьте
г-на Хоутри^ секретарем комитета, состоящего из Бентама, Буд­
ды, Ленина и президента "Юнайтед стейтс стил корпорейшн".
^ Известный английский экономист XX в., представитель кембриджской
школы. — Ред.
10 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

и заприте их в одной совендательной комнате, где им пред­
стоит вынести решение относительно того, нравственно ли
ростовщичество. Вряд ли в этом случае г-ну Хоутри удалось
бы составить единогласно одобренный всеми документ. Но
соберите тот же самый комитет для оценки объективных ре­
зультатов государственного регулирования учетной ставки,
и тогда... он добился бы если не единогласного, то уж, во
всяком случае, принятого большинством голосов решения.
Скорее всего, один Ленин проголосовал бы против"^ При
помопди этой остроумной метафоры автор стремился пока­
зать:
а) разницу между позитивным и нормативным экономи­
ческим исследованием;
б) неумение экономистов пользоваться методами диалек­
тической логики;
в) парадокс голосования;
г) использование метода восхождения от абстрактного к
конкретному.
38. По мнению Й. Шумпетера, развитие экономической
теории является:
а) отражением смены социально-экономических форма­
ций;
б) переходом от использования методов формальной ло­
гики к использованию методов материалистической
диалектики;
в) выражением смены идеологических концепций, меж­
ду которыми нет преемственности;
г) накоплением арсенала различных методов экономичес­
ких исследований.
39. "Деньги, данные в ссуду, становятся товаром. Следо­
вательно, плата за кредит определяется так же, как и цена
любого товара, — равновесием спроса и предложения на рын­
ке кредитных ресурсов". Это рассуждение является:
а) силлогизмом;
б) софизмом;
в) индукцией;
г) апорией.
40. Фредерик Бастиа, известный французский экономист-
публицист 1840-х гг., желая раскритиковать зандитников про­
текционизма, опубликовал памфлет '^Прошение фабрикантов
сальных и стеариновых свечей, ламп, подсвечников, рефлек-

^ Цит. по: Б а р р Р. Политическая экономия. М , 1994. Т. 1. С. 30
1.2. Вопросы и задачи 11

торов, щипцов, гасильников и производителей сала, масла,
меди, алкоголя и вообще всего, что касается освещения".
В этом очерке он от имени производителей осветительных при­
боров обратился к депутатам парламента с просьбой "издать
закон, который предписал бы запереть все окна... ставни, зат­
воры... форточки, — словом, заткнуть все отверстия... через
которые солнечный свет обыкновенно проникает в дома в
ущерб тем прекрасным продуктам промышленности, которы­
ми мы гордимся, что наделили ими страну..."^ Какой прием
использовал в данном случае Ф. Бастиа:
а) аналогию;
б) индукцию;
в) софизм;
г) парадокс.
41. Предложенный К. Поппером принцип фальсификации
означает, что:
а) научная теория может основываться на заведомо нере­
алистичных (сфальсифицированных) предположениях;
б) любая научная концепция должна допускать свою оп-
ровержимость (фальсифицируемость);
в) исследователь не имеет права подтасовывать (фальси­
фицировать) факты для доказательства своих взглядов;
г) в развитии общества нет объективных закономернос­
тей, они искусственно создаются (фальсифицируются)
учеными.
42. Какое методологическое требование к новой экономи­
ческой теории предъявляют М. Фридмен и его последователи?
В сравнении с предшествующими теориями она должна:
а) обладать лучшей предсказательной силой;
б) покоиться на более реалистичных предпосылках;
в) иметь более сильное экономико-математическое обо­
снование;
г) быть более простой.
43. Примером проблемной ситуации "метод ищет примене­
ния" является:
а) плюралистическая теория цены А. Маршалла;
б) теорема Р. Коуза;
в) теория общественного выбора;
г) разработка Е. Гайдаром программы экономических ре­
форм в России.

^ Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. Бастиа Ф. Экономичес­
кие софизмы. Экономические гармонии. М., 2000. С. 90.
12 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

44. Создатель первой экономико-математической модели — это:
а) Ф. Кенэ;
б) А. Смит;
в) К. Маркс;
г) Е. Бем-Баверк.
45. В 1724—1736 гг. правительство Китая с целью проверки
эффективности описанной мудрецами древности системы "ко­
лодезных полей" (сбора податей в форме коллективной обра­
ботки крестьянами-общинниками специального надела, весь
урожай с которого присваивает государство) ввело эту систему
в столичной провинции Чжили^ Это с л е д у е т н а з ы в а т ь :
а) экономико-математическим моделированием;
б) применением индуктивного метода;
в) экономическим экспериментом;
г) применением метода единства исторического и логи­
ческого.
46. О п р е д е л и т е , какой метод применил Н. Д. Кондра­
тьев для исследования "длинных волн конъюнктуры":
а) метод аналогии;
б) индуктивный метод;
в) дедуктивный метод;
г) метод экономического экспериментирования.
47. "Поскольку после проведения приватизации в разви­
тых странах Запада эффективность их экономического разви­
тия возросла, проведение приватизации в России также дол­
жно дать положительные результаты''.
У к а ж и т е логическую ошибку, допущенную в этом выска­
зывании, характерном для российских реформаторов первой
половины 1990-х гг., выбрав ответ из предложенных ниже
вариантов:
а) не очевидно, что повышение экономической эффек­
тивности в развитых странах Запада произошло имен­
но по причине проведения политики приватизации
(ошибка "После того не значит по причине того");
б) аналогия между Россией и развитыми странами Запада
является нестрогой, говорить о подчинении российской
экономики закономерностям, проявляюпдимся в разви­
тых странах, можно только в проблематичной форме;
в) нет точных данных о том, что в 1980-е гг. эффектив­
ность экономического развития стран Запада возросла
(ошибка "Недоказанное основание доказательства");
г) верно а и б.
^ См.: Общество и государство в Китае. 12. Часть 2. М., 1981. С. 80.
1.2. Вопросы и задачи 13

48. Теорема Коуза, сформулированная в 1960-е гг., гласит,
что при отсутствии издержек на заключение деловых контрактов
первоначальное распределение прав собственности теряет для
общества какое-либо значение. Это утверждение я в л я е т с я :
а) софизмом;
б) апорией;
в) антиномией;
г) гипотезой.
49. О п р е д е л и т е , какое высказывание из нижепере­
численных является одним из проявлений закона исключенно­
го третьего:
а) "каждый человек либо работает, либо является без­
работным";
б) "безработный получает либо заработную плату, либо
пособие по безработице";
в) "не имеющий работы либо является, либо не является
безработным";
г) "получающий пособие по безработице либо живет
только на это пособие, либо получает еще и заработ­
ную плату".
50. Как можно о п р е д е л и т ь по формуле типа Y = f{X),
является ли зависимость между экономическими параметрами
X и у в окрестностях точки XQ прямой или обратной:
а) если f'iXo) > О, то зависимость прямая, если же /'(XQ) < О,
то зависимость обратная;
б) если fX^o) ^ О, то зависимость прямая, если же /'(XQ) > О,
то зависимость обратная;
в) если /'(XQ) = О, ТО зависимость прямая, если же /'(XQ) > О
или /'(XQ) < О, то зависимость обратная;
г) при помощи анализа производных функции ответить
на этот вопрос невозможно.
Ответьте па вопросы и решит,е задачи
51. Удовлетворяет ли марксистская экономическая теория
прибавочной стоимости предложенному К. Поппером принци­
пу фальсификации как критерию научности?
52. Что из перечисленного относится к ядру, что — к за­
щитному поясу современной неоклассической теории, а что
вообще к ней не относится:
а) трудовая теория стоимости;
б) концепция "экономический человек";
в) теория классовой борьбы между пролетариатом и бур­
жуазией;
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
14
г) модель кривых спроса;
д) вертикальная кривая Филлипса — модель, показыва­
ющая отсутствие зависимости между инфляцией и
безработицей;
е) модель кривых безразличия;
эю) закон отрицания отрицания.
53. Исследуйте на экстремум функцию:
Y = 2X^ + X^ - 2 , 5 Х + 10.
Какие экономические процессы, по Вашему мнению,
могут моделироваться функциями подобного типа?
54. По оценке английского статистика конца XVII в. Гре­
гори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального
уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего
постоянного значения на 16%^
О п р е д е л и т е формулу функции зависимости цены от
урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной.
Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII в. составлял
примерно 40 шиллингов за квартер (12,7 кг), а средний уро­
жай — порядка 20 млн. ц.
55. В 1915 г. английский экономист Дж. У. Юл проанализиро­
вал собранные Г. Кингом статистические данные о соотноше­
нии в Англии XVII в. размеров урожая пшеницы и цен на нее^.
По его мнению, эта зависимость выражается уравнением:
Y = - 2 , З З Х + 0,05X2 _ o,0.0167•X^
где X — величина урожая; Y — цена.
О п р е д е л и т е чисто математическим способом, какой
была зависимость цены на пшеницу от величины урржая —
прямой или обратной. Какой экономический закон по существу
эмпирически открыл Г. Кинг?
56. Согласно концепции российского экономиста А. В. Ча­
янова в крестьянской экономике количество земли, обрабаты­
ваемой каждым работником, прямо пропорционально соотно­
шению числа потребителей и работников в крестьянских семьях.
Во время этнографических исследований начала 1960-х гг. в
деревне Мазулу (Северная Родезия) были получены следующие
данные о двух группах домохозяйстве.
1 Количество потребителей/количество
1,00—1,24 1,25—1,49
работников
Обрабатываемая площадь/количество
1,96 2,16
работников, акров/чел.

^ См.: Шумпетер И. А. История экономического анализа / / Истоки.
Вып. 4. М., 2000. С. 349.
2 Там же.
^ См.: Салинг М. Экономика каменного века. М., 1999. С. 107.
1.2. Вопросы и задачи 15

В ы в е д и т е формулу зависимости интенсивности труда
африканских крестьян деревни Мазулу от структуры их домо-
хозяйств.
57. Зависимость издержек, приходяндихся на единицу
выпускаемой продукции, от объема этой продукции выража­
ется функцией:
Y = 2X2 - 1 0 Х + 20,
где Y — средние издержки, а X — количество выпускаемой
продукции.
О п р е д е л и т е , при каком объеме выпуска средние из­
держки фирмы будут минимальными.
58. В докладе сановника Ли Куя правителю древнеки­
тайского царства Вэй (V—IV вв. до н. э.) дана следующая ин­
формация о сборах зерна^ Автор доклада выделяет хоро­
шие урожаи трех степеней и плохие урожаи тоже трех сте­
пеней. При сборе с а м - ч е т ы р е (первая степень хорошего
урожая) избыток у средней крестьянской семьи составляет
400^ даней (1 дань равен примерно 70 литрам), при сборе
сам-три (вторая степень) — 300 даней, при сборе сам-два
(третья степень) — 100 даней. Когда в стране неурожай пер­
вой степени, то собирают всего 100 даней, при неурожае
второй степени — 70 даней, при неурожае третьей степени
(самый худший сбор) — всего 30 даней. Автор доклада пред­
лагал создавать страховые запасы зерна: при хорошем уро­
жае первой степени закупать 3/4 избытка, при урожае вто­
рой степени — 2 / 3 , при у р о ж а е третьей степени — 1/2.
Затем при неурожае первой степени государство должно
выбрасывать на рынок запасы хорошего у р о ж а я третьей
степени, при неурожае второй степени — запасы хорошего
урожая второй степени и т. д.
П о п р о б у й т е по этим данным р а с с ч и т а т ь пример­
ные величины фонда потребления и посевного фонда, со­
ставляющие в совокупности необходимый продукт крестьян­
ской семьи, а также величину потребляемых крестьянской
семьей продуктов при различных степенях урожая и неуро­
жая. С д е л а й т е выводы о специфике экономико-матема­
тического моделирования в традиционной китайской эконо­
мической мысли.
^ Для задания использованы материалы из книги: Кулъпин Э. С. Человек
и природа в Китае. М., 1990. С. 211.
^ Есть мнение, что в этом месте переписчиком древнего оригинала была
допущена ошибка, и читать надо не "400", а "500".
16 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

1.3. Дискуссии, исследования
и другие формы активной работы
Организуйте дискуссию (конференцию, конкурс рефера­
тов) на следующие темы.
59. Какие направления экономической мысли> и почему
будут преобладать в начале XXI в,?
60. Есть ли среди известных вам экономических теорий
такие, которые вредят обществу и должны быть поэтому зап­
рещены?
61. Какое направление экономической мысли более всего
подходит для описания социально-экономической ситуации в
сегодняшней России? Каким может быть прогноз ее разви­
тия?
Глава 2. Базовые экономические понятия

2.1. Основные понятия
Потребности (needs) — внутренние мотивы, побуждаю­
щие к экономической деятельности. Интенсивность потребно­
стей наряду с ограниченностью определяет ценность экономи­
ческих благ.
Интерес — потребность, которая может быть измерена и
представлена в виде денежной или иной (натуральной) вели­
чины.
Благо экономическое (economic good) — средство удовлет­
ворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.
Полезность (utility) — способность экономического блага
удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Уровень жизни — соцр1ально-экономическая категория;
представляет собой уровень и степень удовлетворения потреб­
ностей людей в экономических благах. Определяется путем
обобщения показателей доходов населения, занятости и усло­
вий труда, индекса стоимости жизни, потребления и расходов
населения (структуры потребления), социальной дифференц?^-
ации и т. п.
Редкость (ограниченность) (scarcity) — характеристика
экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для
удовлетворения безграничных потребностей общества.
Ресурсы экономические (economic resources) — необходи­
мые для производства экономических благ элементы, которые
могут стать факторами производства или обеспечить их эффек­
тивное использование. Основными видами ресурсов выступают:
ппруд (labour) — целесообразная деятельность, направлен­
ная на создание экономических благ;
капитал (capital) — созданные прошлым трудом блага,
используемые для производства товаров и услуг;
земляу естественные ресурсы (land, natural resources) —
природные условия, необходимые для производства товаров и
услуг;
18 Глава 2. Базовые экономические понятия

предпринимательство, предпринимат^ельская способ­
ность {entrepreneurial ability) — управленческие способ­
ности, а также способности создавать новшества и идти на
риск;
управленческие способности {managerial skills) — способ­
ность рационально и наиболее эффективно сочетать (исполь­
зовать) ресурсы для производства экономических благ;
информация — сведения об окружающем мире и проте­
кающих в нем процессах; сообщения (сигналы), осведомляю­
щие о состоянии чего-либо, о значении величин.
Экономический выбор {economic choice) — выбор наилуч­
шего среди альтернативных вариантов, при котором достига­
ется максимизация полезности в результате использования
ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбо­
ра предполагает анализ выгод и затрат {benefit-cost analysis).
Издержки (затраты) {costs) — все, что производитель
(фирма) расходует в целях достижения необходимого резуль­
тата.
Альтернативные издержки (затраты) {opportunity cost) —
величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из
альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться
при экономическом выборе. Альтернативная стоимость часто
характеризуется как ценность упущенных возможностей: сто­
имость одного блага, выраженная в некотором количестве
другого блага, от которого пришлось отказаться для получе­
ния первого блага.
Кривая (граница) производственных возможностей
{production possibilities curve, frontier) — кривая, демонстри­
рующая различные комбинации двух благ, которые могут
быть произведены в экономике при полном использовании
имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной
технологии.
Преимущество {advantage):
абсолютное преимущество — преимущество в издержках
на производство продукта по сравнению с другим производи­
телем, выраженное в количестве этого продукта или его де­
нежной стоимости;
сравнительное преимущество — преимущество в из­
держках на производство продукта по сравнению с^другим
производителем, выраженное в альтернативной стоимости
продукта.
Разделение труда и специализация — способы реализа­
ции сравнительного преимущества в виде выпуска-большего
2.1. Основные понятия 19
количества соответствующего продукта с целью продажи
или обмена.
Экономический рост (economic growth) — расширение
производственных возможностей общества в результате уве­
личения количества используемых ресурсов либо совершен­
ствования технологии.
Агент (agent, actor) — 1) субъект экономических отноше­
ний, участвующий в производстве, распределении, обмене и
потреблении экономических благ; 2) юридическое или физи­
ческое лицо, выполняющее в экономике определенную фун­
кцию от собственного имени или по поручению других лиц
(группы лиц).
Экономический кругооборот (circular flow) — круговое
движение реальных экономических благ, сопровождающееся
встречным потоком денежных доходов и расходов.
Домохозяйство (household) — экономический агент (физи­
ческое лицо или группа лиц), владеющий ресурсами, получа­
ющий за них деньги и расходующий их на потребление благ.
Доход (income) — денежные или иные средства, получа­
емые домохозяйством от продажи ресурсов; выручка, получа­
емая фирмой от продажи товаров (услуг), за вычетом затрат
на их производство и реализацию.
Фирма (firm) — экономический агент, выполняющий три
функции: покупает ресурсы, использует их для производства
продукта и продает продукт. Достаточно крупная организаци­
онная единица, существование которой обеспечивается за счет
прибыли.
Государство (government) — коллективный экономический
агент'(совокупность учреждений и организаций), обеспечива­
ющий фирмам и домохозяйствам те экономические блага (пра­
вопорядок, безопасность), производство которых рыночными
методами оказывается неэффективным.
Институты (institutions) — ряд норм и правил, которые
выполняют функцию ограничений поведения экономических
агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а так­
же соответствующие механизмы контроля за соблюдением
данных правил. Наиболее общее определение этому понятию
дал в 1908 г. французский социолог Э. Дюркгейм: институты —
это "общепринятые формы общественной жизни".
Деньги (money) — металлические и бумажные знаки
(или особые товары), являющиеся мерой стоимости при куп­
ле-продаже, средством обращения, платежа и предметом на­
копления.
20 Глава 2. Базовые экономические понятия

Цена (price) — количество денег (или других товаров и
услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или
услуги.
Экономические системы (economic systems) — это сово­
купность взаимосвязанных экономических элементов, образу­
ющих определенную целостность, экономическую структуру
общества; единство отношений, складывающихся по поводу
производства, распределения, обмена и потребления экономи­
ческих благ.
Рыночная экономика (market economy) — система, кото­
рая основана на частной собственности, свободе выбора и кон­
куренции; она опирается на личные интересы и ограничивает
роль правительства.
Командная экономика (command economy) — система, в
которой доминируют государственная собственность, коллек­
тивное принятие решений и централизованное планирование.
Смешанная экономика (mixed economy) — система, в ко­
торой рыночное саморегулирование дополняется активным
централизованным регулированием, осуществляемым государ­
ством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной
и командной экономических систем.
Экономические цели (economic purposes) — цели, которые
преследуют в своей деятельности индивиды и группы индиви­
дов (домохозяйства, фирмы, общество в целом).
Стимул (incentive) — побудительная причина, заинтересо­
ванность в совершении чего-либо.

2.2. Вопросы и задачи
2.2.1. Потребности, ресурсы, выбор,
экономический кругооборот
Верны ли следующие утверлсдения?
62. Удовлетворение одной первичной потребности может
быть достигнуто за счет удовлетворения другой.
Да Нет
63. Существуют первичные потребности, которые могут
оставаться неудовлетворенными (актуализированными) дли­
тельное время.
Да Нет
64. Американский психолог А. Маслоу утверждал, что
после того, как человек удовлетворит первичные потребное-
2.2. Вопросы и задачи 21

ти, он непременно начнет удовлетворять потребности высшего
порядка.
Да Нет
65. Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950-е гг.
нельзя было считать ресурсом.
Да Нет
66. Если вы одолжили приятелю в долг крупную сумму
денег, не взяв с него процентов, вы поступили нерационально.
Да Нет.
67. Некоторые экономические блага имеются в наличии в
неограниченном количестве.
Да Нет
68. Технический прогресс не имеет границ, так же, как
бесконечна Вселенная. Следовательно, тезис об ограниченности
ресурсов ошибочен: если ресурсы иссякнут на Земле, человек
найдет их в космосе.
Да Нет,
69. С развитием общества в потреблении людей сокрапда-
ется доля благ, удовлетворяюш;их первичные потребности, и
растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.
Да Нет.
70. Полученный вами в банке кредит можно считать ка­
питалом.
Да Нет,
71. Проблема ограниченности ресурсов существует только
для индивида, но не для общества в целом.
Да Нет,
72. Все экономические ресурсы являются экономическими
благами, но не все экономические блага являются ресурсами.
Да Нет
73. Альтернативная стоимость строительства кооператив­
ного гаража -^ это величина взятки руководству кооператива.
Да Нет,
74. Альтернативная стоимость — это стоимость товара или
услуги, которая измеряется Бюро статистики труда.
Да Нет,
75. Альтернативные затраты на учебу в институте вклю­
чают плату за обучение и расходы на учебники.
Да Нет
76. При движении вдоль кривой производственных воз­
можностей и предельные альтернативные затраты, и абсолют­
ные альтернативные затраты производства одного из двух
22 Глава 2. Базовые экономические понятия
благ (товаров) всегда тем выше, чем больше объем его произ­
водства.
Да Нет
77. Кривая производственных возможностей экономики
будет прямой линией, если экономические агенты не будут
использовать разделение труда и специализацию.
Да Нет
78. Экономический кругооборот возможен и при натураль­
ном хозяйстве.
Да Нет.
Выберите единственно правильный вариант ответа
79. "Сами по себе веш;и не бывают ни хорошими, ни пло­
хими, а только в нашей оценке" (В. Шекспир. "Гамлет").
О п р е д е л и т е , какое экономическое понятие использу­
ется в экономической теории для объяснения этой мысли:
а) цена;
б) выгода;
в) полезность;
г) экономический кругооборот.
80. Проблема редкости может быть решена, если:
а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу со­
трудничества;
б) будут открыты новые, практически неисчерпаемые
источники энергии;
в) все страны мира станут постиндустриальными обпде-
ствами;
г) все сказанное неверно.
81. Ресурсами не являются:
а) продукты питания;
б) полезные ископаемые;
в) квалифицированная рабочая сила;
г) лабораторное оборудование.
82. У с т а н о в и т е , в какой из следуюидих ниже троек
экономических ресурсов представлены примеры только фак­
торов производства:
а) счет в банке, хозяин магазина, сера;
б) банкир, нефть, трактор;
в) геолог, станок, деньги;
г) облигации, уголь, бригадир.
83. О п р е д е л и т е , что (кто) из перечисленных ниже не
может считаться экономическим агентом:
а) тюрьма;
б) президент;
23
2.2. Вопросы и задачи
в) семья;
г) все перечисленные являются экономическими агентами.
84. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:
а) влияние дефицита и альтернативной стоимости на об­
щество;
б) преимущества производства одного товара вместо дру­
гого;
в) изменение в цене различных продуктов;
г) альтернативную стоимость производства одного и дру­
гого товара.
85. Если линия производственных возможностей (на кото­
рой изображены возможности производства товара А (апельси­
нов) и товара Б (бананов) в стране Банания (см. рис. 2.1) сдви­
нется из положения 1 в положение 2, то это будет означать,
что в этой стране:
а) увеличилась эффективность производства апельси­
нов (А);

стр. 1
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>