<<

стр. 2
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

б) возросла эффективность производства бананов (Б);
в) произошло вовлечение в экономику новых, ранее не
занятых ресурсов;
г) общество перешло от состояния неполной занятости к
состоянию полной занятости.
БЖ




Рис. 2.1. Кривая производственных возможностей
(КПВ) в Банании
86. Если общество находится в точке Е (см. рис. 2.2) на ли­
нии производственных возможностей, то это означает, что:
а) больше производится продукта Б, чем продукта А;
б) общество не полностью использует свои ресурсы;
в) больше производится продукта А, чем продукта Б;
г) ничто из вышеперечисленного не подходит.
Глава 2. Базовые экономические понятия
24




Рис. 2.2. Кривая производственных возможностей

87. В группе по результатам психологического тестирова­
ния обнаружено 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник,
1 Мыслитель. Ко Дню студента группа должна приготовить
15 бумажных корабликов и придумать к ним 15 названий. Из­
вестно, что:
Работник сделает кораблик за 1 мин и придумает назва­
ние за 5 мин;
Мыслитель сделает кораблик за 10 мин и придумает на­
звание за 1 мин;
Лидер сделает кораблик за 5 мин и придумает название
за 10 мин;
Организатор сделает кораблик за 10 мин и придумает
название за 5 мин.
О п р е д е л и т е , сколько времени потребуется группе,
чтобы подготовиться к Дню студента:
а) 5 мин;
б) 10 мин;
в) 11 мин;
г) 21 мин.
88. Студент учится в университете и получает стипендию
200 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим аген­
том и получать 1000 руб.
Р а с с ч и т а й т е его альтернативные затраты на обуче­
ние в университете:
а) 200 руб.;
б) 1000 руб.;
в) 80Р руб.;
г) 1200 руб.
89. Предположим, что вы изобрели технологию получения
золота с помош,ью ртути, серы и мышиных хвостиков.
2 2 Вопросы и задачи 25
Это означает, что вы стали обладателем уникального фак­
тора производства:
а) да;
б) нет;
в) при определенных условиях;
г) это вопрос не из области экономики.
90. Повышение производительности труда может не со­
провождаться сдвигом кривой производственных возможнос­
тей, если:
а) растет количество используемого капитала;
б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к ка­
питалоемким технологиям;
в) уменьшается количество работников;
г) сокраш;ается заработная плата.
Выполните задания и ответьте на вопросы
91. Товариш; Адронов, номенклатурцдик эпохи "развитого
социализма", умел заниматься двумя видами деятельности —
произносить речи о преимуш,ествах советского образа жизни
перед любыми другими образами, а также ловить диссиден­
тов, которые в этих преимуш,ествах сильно сомневались. Если
бы он произносил на одну речь больше, чем обычно, то умень­
шил бы поимку диссидентов на три человека. Если бы он зани­
мался только борьбой с диссидентами, то мог бы ежемесячно
обличать 30 противников советского строя.
Р а с с ч и т а й т е формулу кривой производственных воз­
можностей Адронова, предполагая, что он трудится с полной
отдачей и одинаково легко занимается обоими видами деятель­
ности. Какое максимально возможное количество речей он мог
бы произносить, если бы не отвлекался на борьбу с дрюсиден-
тами?
92. Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табу­
ретки и 2 ч на производство стола, а Иван — 2 ч на производ­
ство табуретки и 1 ч на производство стола.
Определите:
1) как выглядит кривая производственных возможностей
их одновременного труда в течение 8 ч;
2) как изменится кривая производственных возможностей,
если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов;
3) каковы альтернативные стоимости производства перво­
го и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями
по технологии Ивана.
93. Технология позволяет производить 2 табуретки за
1 чел./ч и 3 стола за 2 чел./ч.
26 Глава 2. Базовые экономические понятия

Определите:
1) как будет выглядеть кривая производственных возмож­
ностей бригады из 5 чел. в рамках 40-часовой рабочей недели;
2) как изменится кривая производственных возможностей,
если вдвое сократятся трудозатраты на производство табуре­
ток и на четверть продолжительность рабочей недели;
3) каковы альтернативные затраты на производство 1 та­
буретки в первом случае и альтернативные затраты на про­
изводство 1 стола во втором случае.
94. Вернемся к условию задачи 87 предыдущего раздела,
но несколько изменим его. Пусть необходимо изготовить мак­
симальное число корабликов с названиями за 60 мин. Напом­
ним, что в группе 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник
и 1 Мыслитель. Известно также:
Работник сделает кораблик за 1 мин и придумает назва­
ние за 5 мин;
Мыслитель сделает кораблик за 10 мин и придумает на­
звание за 1 мин;
Лидер сделает кораблик за 5 мин и придумает название
за 10 мин;
Организатор сделает кораблик за 10 мин и придумает на­
звание за 5 мин.
О п р е д е л и т е , сколько корабликов с названиями мож­
но изготовить за указанное время.
95. В отсталой латиноамериканской стране Кокабане все
население занято в сельском хозяйстве, занимаясь выращи­
ванием либо бананов, либо листьев коки, из которых затем
нелегально изготавливают кокаин. Затраты труда на производ­
ство 1 т бананов равны затратам на производство 1 кг кокаи­
на и составляют 1 чел./год.
1. Нарисуйте кривую производственных возможностей
Кокабаны, если ее население равно 1 млн. человек.
2. Укажите точку на кривой производственных возможно­
стей, показывающую структуру производства в этой стране,
если ее жители в рабочие дни работают на банановых план­
тациях, а по выходным на своих огородах тайком выращива­
ют коку.
3. В мировой экономике соотношение цен таково, что цена
1 кг кокаина равна цене 5 т бананов. Какой будет кривая тор­
говых возможностей Кокабаны? На производстве какого това­
ра ей выгоднее специализироваться?
4. Пусть потребление бананов в Кокабане является ста­
бильным, оно равно его производству в условиях закрытой
2.2. Вопросы и задачи 27

экономики и не зависит от участия страны в мировом хозяй­
стве. Покажите на кривой торговых возможностей, каким ко­
личеством бананов и кокаина будут располагать жители этой
страны при рациональном ведении хозяйства.
5. Какой политический режим в Кокабане более выгоден
для мирового сообщества — демократический или тоталитар­
ный?
96. Живущий в деревне пенсионер Старосоветский умеет
выращивать картофель и варить самогон. На выращивание 1 кг
картофеля он тратит 0,5 дня труда и 1 рубль капитала, на из­
готовление 1 л самогона — 0,1 дня и 2 рубля капитала.
Н а р и с у й т е его кривую производственных возможнос­
тей за год, если выращиванием картофеля он может занимать­
ся только в течение б месяцев в году, а его ежегодная пенсия
составляет б тыс. рублей.
97. После распада Великой Прусской империи образова­
лось два независимых и суверенных государства — Велико-
пруссия и Малопруссия. Обе эти страны могли выращивать
картофель и добывать уголь. Максимально возможные объемы
производства этих двух товаров показаны в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Производственные возможности двух стран
Производство Добыча угля,
Страны
картофеля, тыс. т тыс. т
Великопруссия 200 50
Малопруссия 75
50


Первое время отношения между этими странами были
напряженными, товарный обмен из-за высоких таможенных
пошлин и административных "рогаток" почти отсутствовал. Из­
вестно, что в эти годы в Великопруссии производилось и по­
треблялось 30 тыс. т угля, а в Малопруссии — 40 тыс. т еже­
годно. Наконец, напряженность в отношениях между этими
странами прошла, и они стали активно развивать взаимный
товарооборот, образовав Союз Независимых Прусских Госу­
дарств (СНПГ). Участники СНПГ торгуют только друг с дру­
гом, отказавшись по соображениям экономической безопасно­
сти вести торговлю с другими странами. После специализации
и торгового обмена выигрыш в потреблении каждой из этих
стран по обоим продуктам составил 5 тыс. т в год.
28 Глава 2. Базовые экономические понятия

Определите:
1) какая страна в СНПГ экспортирует картофель и в ка­
ком объеме;
2) какая страна в СНПГ экспортирует уголь и в каком
объеме.
98. Билет на аттракцион "Русские головоломки" приносит
чистый доход в 1 долл. Среднее число посетителей в день 500
человек при 300 рабочих днях в году. Ставка процента по де­
позитам — 5% годовых.
О п р е д е л и т е , за какую сумму вы купили бы аттрак­
цион?
99. Билет на аттракцион "Из пушки — на Луну" приносит
чистый доход в размере 1 долл. Среднее число посетителей в
день — 1000 чел. (при 350 рабочих днях в году). Ставка процен­
та по депозитам — 8% годовых.
О п р е д е л и т е , сколько бы вы заплатили долларов,
чтобы стать владельцем аттракциона.
100. Господин Лебединский арендует Белый Дом и платит
за аренду 20 000 долл. в год. Остальные деньги он хранит в
банке, что приносит ему 12% годовых. Стоимость Дома —
180 000 долл.
О п р е д е л и т е , стоит ли господину Лебединскому при­
обретать этот Дом, если ему представится такая возможность.

2.2.2. Экономические системы: основные ступени развития
Верны ли следующие утверэюдения?
101. Теория экономических систем разработана экономи­
стами неоинституционального направления.
Да Нет
102. Если в античных и феодальных обществах экономи­
ческое планирование осуидествлялось преимущественно на
микроуровне (если не считать составления госбюджетов), то
в азиатских обществах широко развивалось экономическое
планирование на макроуровне.
Да Нет
103. На стене гробницы одного древнеегипетского вельмо­
жи, начальника дворцовых медников, есть надпись, в которой
вельможа с гордостью заявляет, что фараон ни разу не нака­
зывал его палками^ Это следует рассматривать как одно из

^ См.: История Древнего Востока. Часть 2 / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина.
М., 1988. С. 361.
2.2. Вопросы и задачи 29

доказательств, что при "азиатском деспотизме" в Древнем
Египте телесным наказаниям по приказу фараона подвергали
только обычных крестьян и ремесленников, но не высших
чиновников.
Да Нет
104. Формирование капиталистической экономики шло
наиболее быстрыми темпами в тех странах Западной Европы,
которые обладали лучшими запасами земельных и денежных
ресурсов (в том числе за счет колоний).
Да Нетп
105. По среднедушевым показателям производства стра­
ны Западной Европы начали обгонять страны Востока уже в
средневековую эпоху.
Да Нет
106. При нэпе в Советской России наиболее динамично
развиваюпдейся сферой экономики была сфера услуг.
О з н а ч а е т ли это, что в то время в России начинало
формироваться постиндустриальное общество.
Да Нет
107. Основным лимитируюш;им фактором развития совре­
менных успешно функционирующих экономических систем
являются предпринимательские способности.
Да Нетп
108. К. Маркс характеризовал грядущий коммунистический
строй как общество "по ту сторону материального производства".
Эта характеристика с о в п а д а е т е современными пред­
ставлениями о постиндустриальном обществе.
Да Нет,
Выберите едипствепно правильный вариант ответа
109. Основой успешной рыночной экономики я в л я ю т с я :
а) частная собственность, свободная система ценообразо­
вания и эффективное производство;
б) частная и государственная собственность, свободная
система ценообразования и конкуренция;
в) экономическая свобода, эффективное производство,
свободная система ценообразования и конкуренция;
г) экономическая свобода, высокий уровень жизни, эко­
номическая безопасность, стабильный уровень цен, по­
ложительное сальдо торгового баланса, бездефицит­
ный бюджет.
110. О п р е д е л и т е , какая из приведенных ниже фор­
мулировок прямо не связана ни с одним из главных вопросов
экономики:
30 Глава 2. Базовые экономические понятия

а) какие товары и услуги должны быть произведены;
б) какие ресурсы использовать при производстве;
в) когда потреблять»;
г) для кого предназначено произведенное экономическое
благо.
111. Что из перечисленного ниже н е я в л я е т с я на­
блюдаемым в современной российской экономике видом дея­
тельности:
а) производство сельхозпродукции традиционным спосо­
бом;
б) потребление произведенных государственными пред­
приятиями продуктов;
в) сбережение и накопление капитала;
г) кругооборот ресурсов, денег, товаров и услуг.
112. Изготавливая матрешки и продавая их на рынке в
течение года, мастер из г. Сергиев Посад сумел купить себе
квартиру. Но это совсем не значит, что:
а) традиционные виды деятельности являются частью
российской экономической системы;
б) мастер пользуется преимуществами рыночной эконо­
мики;
в) прибыль от продажи матрешек не явилась стимулом
для мастера;
г) мастер продавал матрешки по ценам ниже рыночных.
113. У с т а н о в и т е , как командная система, как прави­
ло, сигнализирует, что дефицит продукции возрастает:
а) цены на продукт начинают снижаться;
б) правительственные органы объявляют о повышении
цены;
в) правительство дает предприятиям указания нараш;и-
вать производство;
г) цены ''черного рынка" увеличиваются.
114. Экономической свободой люди обладают, по мнению
экономистов-неоклассиков:
а) в любой экономической системе;
б) только в рыночной системе хозяйства;
в) только в доиндустриальных обществах;
г) только в постиндустриальных обществах.
115. Переход от доиндустриального общества к индустри­
альному п р о и с х о д и т в процессе:
а) промышленной революции;
б) неолитической революции;
в) "революции менеджеров";
г) научно-технической революции.
2 2. Вопросы и задачи 31

116. С наибольшей достоверностью м о ж н о у т в е р ж ­
д а т ь , что сегодня в российской экономике:
а) правительство играет незначительную роль;
б) в большинстве случаев существует полная свобода
конкуренции и предпринимательства;
в) преобладают черты традиционной и командной эконо­
мики;
г) имеются черты смешанной экономики.
117. Всеобщие производительные силы и г р а ю т основную
роль в экономике:
а) первобытных обществ;
б) обществ азиатского способа производства;
в) постиндустриальных обществ;
г) индустриальных обществ.
118. Кто из названных экономистов р а з р а б о т а л концеп­
цию постиндустриального общества:
а) А. Маршалл;
б) Д. Белл;
в) А. Тойнби;
г) Дж. М. Кейнс.
Выполните задания и ответьте на вопросы
119. Известен "парадокс урожайности": в некоторых обще­
ствах Древнего Востока продуктивность земледелия была за­
метно выше, чем в более высокоразвитых обществах античной
и средневековой Европы. Так, в Древнем Египте, II—I тыс. до
н.э., урожайность зерновых составляла сам-12—сам-20, в ан­
тичной Италии II—I вв. до н. э. — сам-3—сам-4^
О п р е д е л и т е , не опровергает ли "парадокс урожайно­
сти" теорию определяющего влияния уровня производитель­
ных сил на уровень производственных отношений.
120. П о я с н и т е , что такое "национальные модели сме­
шанной экономики" и каковы их основные типы.
121. П о я с н и т е , какой раздел современной экономичес­
кой теории — микроэкономика или макроэкономика — имеет
более универсальное значение для изучения нерыночных эко­
номических систем.
122. Как указал известный американский экономист К. По-
ланьи, есть два разных типа общественного разделения труда:
рыночный товарообмен в индустриальном обществе и редистри-
бутивный продуктообмен в доиндустриальных обществах.
^ См.: Ну реев Р. М. Политическая экономия. Докапиталистические способы
производства. Основные закономерности развития. М., 1991. С. 75.
32 Глава 2. Базовые экономические понятия

П е р е ч и с л и т е основные различия между этими дву­
мя видами разделения труда.
123. Можно ли называть экономику постсоветской России
разновидностью смешанной экономики?
О б о с н у й т е ваш ответ, сформулировав критерии, в
соответствии с которыми экономику какой-либо страны при­
знают или не признают смешанной.
124. Современный российский экономист В. Л. Иноземцев
запдищает концепцию, согласно которой современный мир
переходит к ''постэкономическому" обш;еству: чисто экономи­
ческие факторы перестают быть ведупдими в развитии совре­
менного обпдества^
О п р е д е л и т е , какие изменения в хозяйственной жизни
позволили ему прийти к такому выводу и происходят ли эти
изменения в современной российской экономике.
125. Проанализируйте экспертные оценки рангов сравни­
тельной конкурентоспособности различных национальных мо­
делей смешанной экономики на начало 1990-х гг. (табл. 2.2) и
объясните их.
Таблица 2.2. Экспертные оценки рангов сравнительной
конкурентоспособности различных национальных моделей
смешанной экономики (на начало 1990-х гг.)
Роль Инфра­ Управ­ Наука и Людские
Эконо­ Финан­
сы
Страны мическая госу­ техноло­ ресурсы
структу­ ление
мощь дарства гия
ра

1 2 1 1
Япония 5 1 1

США 6 1 4 1 4 2 2

2 4 6 4 4
Герма­ 6 3
ния

2
3 2
Швейца­ 3 3 3
10
рия

2
Канада 10 6 11 11 17 5
Составлено по: "Экономические чудеса": уроки для России. М., 1994. С. 258.

126. Проанализируйте приведенные в табл. 2.3 данные о
динамике структуры самодеятельного населения Великобри­
тании, Германии и Франции в XIX—XX вв., сравните их с
данными по России и о п р е д е л и т е :
^ См.: Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной форма­
ции. М., 1995.
2.2. Вопросы и задачи 33
1) можно ли на основании этой информации датировать,
когда каждая из названных стран переживала промышленную
и научно-техническую революции; если можно, то назовите
эти периоды;
2) в какие периоды и какие страны были более передовы­
ми, а какие — более отстаюидими;
3) прошла ли Франция сквозь стадию индустриального
общества или нет и почему; обратите внимание, что во Франции
доля промышленных работников никогда не превышала 2/5 насе­
ления, т. е. составляла абсолютное меньшинство нации;
4) суш,ествуют качественные отличия между Россией и
странами Западной Европы в этом отношении. (Для ответа сле­
дует вспомнить, когда в нашей стране городское население
сравнялось с сельским, каковы примерно современные пропор­
ции распределения населения России по секторам экономики.)
Таблица 2.3. Структура занятости самодеятельного населения
по основным секторам экономики, %
Страны 1860 г. 1960 г. 1989 г.
1900 г. 1930 г.
Великобритания:
сельское
2
9 5
19 6
хозяйство
49 51 46 47 30
Ггромышленность
сфера услуг 32 40 48 48 68
Германия:
сельское
— 14 4
29
40
хозяйство
39 40 47 32

промышленность
сфера услуг 21 31 39 57 i

Франция:
сельское
41 23 6
52 36
хозяйство
27 30 33 39 30
промышленность
сфера услуг 21 29 31 38 64
Источник: От аграрного общества к государству всеобш,его благососто­
яния. М., 1998. С. 242.
1274 В приведенном ниже тексте "из древнеегипетской
жизни" допущено 11 ошибок, связанных с неправильным
^ При поиске ответов на вопросы 127—132 рекомендуется основательно про­
работать книгу Р. М. Нуреева о доиндустриальных общественных системах
(Нуреев Р. М. Экономический строй докапиталистических формаций: Диалек­
тика производительных сил и производственных отношений. Душанбе, 1989),
а также рекомендованные в гл. 1 "Курса микроэкономики" разделы из т. 1
"Всемирной истории экономической мысли" в б томах.
34 Глава 2. Базовые экономические понятия
отражением реалий "а,зиатского способа производства" и исто­
рии экономических учений доиндустриальных обществ. За каж­
дую найденную ошибку начисляется 1 балл. Если сумеете от­
метить не менее 3 ошибок, связанных с неверной хронологи­
ей событий, то получите за эрудицию еш;е 1 балл^

Сепусертова этика
Сенусерт, отставной чиновник Великого Египта, сидел на
веранде своей усадьбы и предавался воспоминаниям. Да, много
утекло воды в Ниле с тех пор, как он начал свою службу ве­
ликому фараону. Сенусерт вспомнил, как отец отговаривал его
от карьеры чиновника. "Помни, Сеня, — говорил ему, быва­
ло, отец, — как войдешь ты в канцелярию, так и согнешься
перед своим начальником. От просиживания над свитками спи­
на твоя будет вечно согнутой, глаза твои станут слепнуть от
иероглифов, жалованье тебе постоянно будут задерживать, а
чуть не понравишься начальнику своему — еш;е и розгами
угостят. То ли дело жизнь свободного землевладельца — в
своем доме ты сам себе хозяин!" Ох, прав был отец: служба
фараону и Египту — не мед. В школе писцов молодой Сену­
серт был лучшим учеником, а потому великий Хеопс и его сын
Тутанхамон использовали его, в отличие от других чиновни­
ков, на самых разных поприш;ах. За годы службы каких только
поручений не выполнял Сенусерт: и в строительстве пирамиды
для фараона участвовал, и послом его посылали в заморские
страны, и монетным двором управлял, и налоги с метэков со­
бирал, и войсками в боях случалось командовать. Но только
сейчас, уйдя на покой и поселившись в своей усадьбе, которую
он по заведенному обычаю построил за казенный счет, Сену­
серт нашел, наконец, свое истинное призвание. Перед ним
лежал свиток папируса, и Сенусерт начал записывать то, над
чем он долго размышлял: "Мы, египтяне, — не рабы. Рабы —
они, пленньхе чужеземцы, их больше, чем свободных египтян,
а потому заставить их эффективно возделывать наши поля —
это трудная наука". Свою науку о том, как организовать ис­
пользование рабов в частном хозяйстве, Сенусерт назвал гре­
ческим словом "экономия" (при фараонах династии Птолеме­
ев, которым служил Сенусерт, греческий язык был государ­
ственным языком Великого Египта).

^ Балльные оценки за решение заданий подобного рода можно назначать
и иначе, по усмотрению преподавателя.
2 2. Вопросы и задачи 35
Труд Сенусерта быстро стал популярным. Когда век спу­
стя Платон из далекой Греции посетил Египет, то, помимо
прочих плодов учености, он увез и папирусный свиток "Сену-
сертовой этики, или Науки об экономии". Поскольку в Греции
почти никто не ведал, что происходит на другом конце Боль­
шого Моря, то ничто не мешало Платону приписать поуче­
ния великого египетского мыслителя Сенусерта своему отцу
Никомаху. С тех пор Платона с его "Никомаховой этикой" не­
заслуженно славят как основоположника экономической науки;
имя же Сенусерта утонуло во тьме времен.
128. В приведенном ниже тексте "из древнеегипетской
жизни" допущено 12 ошибок, связанных с неправильным от­
ражением реалий "азиатского способа производства" в целом
и социально-экономического строя Древнего Египта в частно­
сти. За каждую найденную ошибку начисляется 1 балл. Если
сумеете отметить 4 ошибки, связанные с анахронизмами, то
получите за эрудицию еще 1 балл.

Дом, который построил Джосер
Великий Джосер, правитель Верхнего и Нижнего Египта,
был мрачен и задумчив, а потому Имхотеп, главный советник
фараона, старался пореже попадаться на глаза своему пове­
лителю. Египетское царство переживало нелегкие времена.
Несколько лет назад Джосер наголову разгромил проклятых
гиксосов — воинственных азиатских кочевников, которые по­
стоянно тревожили набегами мирных египетских землепашцев.
Только начнет крестьянин боронить поле — налетит злой ко­
чевник, лошадь отберет, амбар с зерном подпалит, детей в
полон уведет и даже железный сошник с плуга снимет, что­
бы перековать орала на мечи. Теперь азиаты присмирели: ар­
мия Великого Джосера так отомстила за их буйные набеги,
что они не скоро оправятся. Вернувшись из победоносного
похода, фараон распустил свое многочисленное войско, наде­
ясь, что обеспечил стране мир и благоденствие. Увы, прошло
немного времени, и в Египте снова стало неспокойно. Демоби­
лизованные воины быстро потратили богатую добычу, и те­
перь на каждой улице, куда ни глянь, — всюду нипдие попро­
шайки, которые при случае готовы и силой отнять у прохоже­
го кошелек с золотыми монетами. Советники Джосера ломали
голову, что делать с этим безработным людом, пока он не
взбунтовался и не перевернул страну, как гончарный круг, но
ничего хорошего пока так и не придумали.
36 Глава 2. Базовые экономические понятия

Сегодня Имхотеп, желая хоть немного отдохнуть от мучи­
тельных раздумий, решил посетить школу писцов — прове­
рить, как готовят будупдих чиновников. Когда сановник вошел
в класс, жрец-преподаватель рассказывал юношам о государ­
стве. "Страна наша велика и обильна, — говорил седобородый
жрец. — Чтобы был в ней порядок, надо, чтобы каждый знал
свое место. Представьте себе 1000 необтесанных булыжников,
лежаидих бок о бок, — это земледельцы и ремесленники. По­
ложите на них 100 обычных кирпичей — это купцы и жрецы.
Положите поверх них еиде 10 мраморных кирпичей — это чи­
новники и военачальники. И на самой вершине пусть будет
1 золотой кирпич — это фараон, да будет он вечно здоров!
Только так можно построить великое государство". Пока Им­
хотеп слушал рассказ учителя, он понял, что лучезарный
Атон, бог Солнца и царь всех других богов, посылает ему ре­
шение трудной проблемы. ''Эврика! — воскликнул Имхотеп,
вбегая в тронный зал и падая ниц перед фараоном. — О Вели­
кий Джосер, боги подсказали мне, как избавить страну от
безработицы".
На следуюш;ий день вышел указ фараона: "Не подобает
тело владыки Египта хоронить в подземной гробнице, как де­
лали мои предки. Когда я умру, пусть домом моим будет пи­
рамида, чтобы я был ближе к Атону, создателю всего живо­
го". На берегу Нила началась "стройка века", и все безработ­
ные из городов Египта немедленно пошли наниматься на ра­
боту. Имхотеп сначала боялся, что казна не прокормит такое
количество строителей, но боги Египта, видно, были добры к
Великому Джосеру: чиновники раздавали направо и налево
заказы на поставку инструментов, стройматериалов, продо­
вольствия для строителей, но сбор налогов возрастал, и де­
нег в казне будто и не убывало. В скором времени оказалось,
что для строительства не хватает рабочих рук, а потому при­
шлось отправить на него даже всех рабов, которых ранее
знатные люди Египта использовали как личных слуг.
Египет вступил в эпоху процветания. Заезжая на строи­
тельство своей пирамиды. Великий Джосер слушал звон
стальных инструментов и крики рабочих, смотрел, как обжи­
гают кирпичи, складывают из них стены пирамиды и покры­
вают штукатуркой, которую искусные ремесленники украша­
ют рисунками. Сердце престарелого царя наполнялось радос­
тью: даже своей смертью он послужит жизни народа Египта.
129. В приведенном ниже тексте "из древнеримской жиз­
ни" допуш,ено 8 ошибок, связанных с неправильным отраже-
2.2. Вопросы и задачи 37

кием реалий античного способа производства и истории эконо­
мической мысли доиндустриальных обществ. За каждую най­
денную ошибку начисляется 1,5 балла. Если сможете отметить
не менее 2 ошибок, связанных с неверной хронологией собы­
тий, то получите за эрудицию еще 1 балл.

Хиоюина дяди Крома
История жизни скифа по имени Кром — это обыкновен­
ная судьба в необыкновенное время.
Когда он был молодым воином-наемником в армии боспор-
ского правителя Митридата, то попал в плен к римлянам и
стал рабом. Рабов после громких побед римского оружия было
тогда столько, что если раньше самым доходным делом цля
римских богачей было ростовщичество, то теперь все броси­
лись скупать по дешевке новых и сильных рабов с Запада;
ростовщический процент, как всегда в таких ситуациях, рез­
ко возрос, поскольку никто не хотел давать деньги в рост,
предпочитая вкладывать их в рабов. Римский аристократ, ко­
торый купил на рынке молодого скифа, быстро отметил не­
заурядный ум юноши и стал его использовать в качестве уп-
равляющего-вилика. Вскоре у Крома были свой домик и соб­
ственные рабы.
Однако жизнь привилегированного раба быстро опроти­
вела скифу. Когда разнесся слух о восстании Спартака, Кром
бежал от своего хозяина и вступил в армию восставших рабов,
к которой присоединялись колоны и задавленные налогами
римские бедняки. В финальном бою, когда римлянам удалось
разбить Спартака, Крому повезло: его в толпе других повстан­
цев уже вели распинать на кресте, но он попался на глаза
своему бывшему хозяину, и тот добился, чтобы ему вернули
ценное "говорящее орудие труда". Кром снова начал вести
счета и отмеривать трудодни в эргастерии господина.
Новый шанс добиться свободы Кром получил, когда Юлий
Цезарь набирал армию для войны с Антонием, обещая даже
освободить тех рабов, которые пойдут за ним в бой. Крому
снова повезло: в кровопролитном сражении он спас жизнь рим­
скому сенатору, который добился для своего спасителя не
только свободы, но и римского гражданства. Теперь Кром как
свободный римский гражданин мог ходить бесплатно.в театр
на трагедии Еврипида и комедии Аристофана. Что касается
хлеба насущного, то за государственный счет можно было
иметь зрелища, но не пищу, и скиф зарабатывал, участвуя в
боях гладиаторов.
38 Глава 2. Базовые экономические понятия

Подступала старость, и "дядя Кром", как звали его сосе­
ди, все чаще думал, ч1^о вскоре ему будет' нечем прокормить
себя, не говоря уже об уплате тяжелых налогов. Как-то раз
он услышал проповедников из далекой Иудеи, которые кри­
тиковали неправедный строй, где "кто не работает, тот не
ест", отчего старики умирают с голода, а властолюбивые це­
зари стремятся отнять у бедняка последний денарий. Кром
принял христианство, и сам стал проповедником. Когда он плыл
на Боспор, чтобы нести "меч истины", его корабль попал в бурю
и потерпел крушение. Тело Крома вынесло на берег в несколь­
ких милях от той хижины, где он когда-то родился.
130. В детективном рассказе Гилберта К. Честертона "Про­
клятие золотого креста" один из персонажей рассказывает
такую средневековую легенду.

Проклятие золотпого креста
"Гюи де Гисору, в ХП1 веке владевшему здешним поме­
стьем, понравился превосходный черный конь, хозяином кото­
рого был генуэзский посланник. Но расчетливый вельможный
торговец потребовал за коня огромную цену. Желание купить
его и жадность довели Гюи де Гисора до того, что он ограбил
часовню, завладев золотым крестом. Феодал получил необхо­
димую сумму, продав крест городскому ювелиру. Но едва он
попытался, сесть на коня, тот взвился на дыбы, сбросив седо­
ка, и Гюи де Гисор сломал себе шею. Ювелир же, до сих пор
богатый и процветаюпдий, в результате ряда необъяснимых
случайностей разорился и попал в кабалу к ростовпдику-еврею,
жившему в поместье. Вскоре несчастный ювелир, видя, что,
кроме голода, ему в будупдем ничего не предстоит, повесил­
ся. Золотой крест со всем прочим имуидеством его, домом и ин­
струментом давно уже перешел к ростовш;ику. Сын же и на­
следник Гюи де Гисора... сделался религиозным фанатиком... и
счел долгом преследовать ересь и инакомыслие среди своих
вассалов. В результате еврея, чье присутствие в поместье ци­
нично терпел бывший владелец, теперь безжалостно сожгли;
таким образом, он в свою очередь поплатился за обладание
реликвией..."^
Проницательный отец Браун не поверил в эту легенду, по­
скольку "для каждого, кто хоть немного знаком с историей сред­
них веков, она так же невероятна, как рассказ о Гладстоне (зна-
Четыре рассказа Гилберта ^Честертона. М., 1991. С. 18.
2.2. Вопросы и задачи 39
менитый политический деятель Великобритании XIX в. — Ю. Л.),
предлагающем сигару королеве" (с. 25).
Найдите в этой "легенде" 4 ошибки, связанные с искаже­
нием реалий социально-экономических отношений средневеко­
вого западноевропейского общества. За каждую найденную
ошибку начисляется 2 балла.
131. В приведенном ниже тексте "из средневековой жиз­
ни" допущено 9 ошибок, связанных с неправильным отраже­
нием реалий феодальной экономической системы. За каждую
найденную ошибку начисляется 1 балл. Если сможете отметить
не менее 3 ршибок, связанных с неверной хронологией собы­
тий, то получите за эрудицию еще 1 балл.

Хосе и Кармен
Над Севильей разносился гул колоколов собора Севильс-
кой Богоматери, а оружейник Хосе принимал ответственное
решение. "Быть мне мастером или не быть? Вот в чем во­
прос!"— размышлял он.
Еще пять лет назад Хосе, как и его предки, гнул спину
на сеньора дона Сида. Подобно другим крепостным крестьянам,
Хосе отрабатывал своему помещику положенные барщинные
дни, платил оброк и сопровождал его в походах на сарацин.
Настал, однако, день, когда в поисках счастья Хосе убежал в
город. Ему удалось, перебиваясь с хлеба на воду, тайно про­
жить в Севилье месяц, после чего он мог уже не бояться
встречи с бывшим сеньором: по испанскому обычаю, какого не
было в соседних странах, "воздух города делает человека сво­
бодным".
Осмотревшись на новом месте, Хосе решил стать ремес­
ленником, благо и в деревне он был кузнецом не из последних.
Несколько лет Хосе работал в подмастерьях у оружейных дел
мастера, присматриваясь к его работе. Наконец настал тот
день, когда Хосе сказал себе, что он уже достаточно познал,
как закаляется сталь. Явившись на заседание совета цеха ору­
жейников, Хосе смело заявил, что он знает профессию не
хуже опытных мастеров и хочет сам стать мастером. Однако
на вопрос, есть ли у него диплом какого-либо университета,
Хосе лишь развел руками, после чего молодого нахала вза­
шей выгнали за дверь.
Стиснув зубы, Хосе отправился в Севильский универси­
тет слушать курс наук хозяйственных, который Фома Аквин-
ский читал специально для кандидатов в мастера. Получив
диплом, удостоверяющий, что студиозус у самого святого
40 Глава 2 Базовые экономические понятия

Аквината прослушал и экономию, и хрематистику, а стало
быть, может отличить справедливую цену от несправедливой,
Хосе снова пришел на совет цеха. Теперь его слушали более
внимательно и предложили пройти экзамен, соорудив за не­
делю комплект доспехов по предложенному образцу.
Хосе снова начал чесать затылок: исполнить экзаменаци­
онный заказ следовало за собственный счет, да к тому же
цеховые мастера намекнули ему, что если он не закатит бу-
дупдим собратьям по цеху обильную пирушку, то придирчи­
вые экзаменаторы сочтут своим святым долгом обнаружить
хоть какой-нибудь огрех. Получался замкнутый круг: чтобы
иметь много денег, нужно стать мастером, а чтобы стать ма­
стером, надо иметь много денег. Еш;е недавно можно было
взять взаймы у монахов ордена тамплиеров: святые братья
давали ссуды, как учила церковь, не требуя процентов. Но в
нашем грешном мире трудно жить праведникам: по науидению
еврейских банкиров французский король разогнал тамплиеров,
а иных братьев и вовсе казнил. Теперь ссуду можно взять
только у евреев, а эти сыны Сатаны такой процент заломят...
Оставалась единственная лазейка: чтобы стать мастером,
можно было жениться на вдове мастера. Как раз сейчас всей
Севилье было известно, что схоронившая в мин^/вшем году
мужа донья Кармен не прочь вновь выйти замуж. "Пусть она
хрома, горбата, да деньжонками богата", — вздохнул Хосе,
надел щегольской костюм и отправился охмурять молодую
вдову.
132. В приведенном ниже тексте "из средневековой жиз­
ни" допундено 12 ошибок, связанных с неправильным отраже­
нием реалий феодальной экономической системы. За каждую
найденную ошибку начисляется 1 балл. Если сможете отметить
не менее 2 ошибок, связанных с неверной хронологией собы­
тий, или конкретно-исторических ошибок, то получите за
эрудицию еще 1 балл.

Четыре четверти жизни
Я, Жак Журден, завершаю свой жизненный путь и хочу
перед смертью возблагодарить Всемогуш;его Творца и Пресвя­
тую Деву Марию за те милости, которыми они ш;едро одарили
меня.
Родился я в обычной крестьянской семье в одной из де­
ревень славной Гаскони. Мои родители не могли дать мне ино­
го образования, кроме обычной церковно-приходской школы,
2.2. Вопросы и задачи 41

где местный кюре обучал детей вилланов чтенью и письму.
"Наш мир, — учил он, — держится на свяш,енном числе "че­
тыре". Есть четыре стороны света, у людей и животных четы­
ре конечности, а обш;ество в нашем четырнадцатом от Рожде­
ства Христова столетии состоит из четырех сословий. Одни па­
шут, другие торгуют, третьи воюют, а четвертые молятся.
Перед вами, дети мои, открыты все пути, и Господу угодно,
чтобы каждый занимался тем делом, которое у него получа­
ется лучше всего". Удивительно, но я, Жак, за свою долгую
жизнь испробовал все четыре поприща, однако так и не по­
нял Его воли.
До двадцати лет моим уделом был обычный крестьянский
труд: пахал поле, пас овец, отрабатывал десятину — десять
дней в году работал на поле сеньора. Но все переменилось
после того, как в нашу деревеньку попал обоз заезжего куп­
ца, который получил по дороге стрелу в спину от лесных раз­
бойников. Купец остановился в моем доме, надеясь, что выз­
доровеет, но пути Господни неисповедимы. Через несколько
дней купец отдал Богу душу, а мне — все свое добро, по­
скольку по закону ''мертвой руки" хозяин дома наследует
всем, кто в нем скончается. Теперь я перешел из первого со­
словия во второе: продал свою землю односельчанам и пере­
селился в Тулузу, где открыл торговую лавку "Жакерия".
У мастеров и подмастерьев цеха ткачей я скупал оптом их то­
вары, часть распродавал в розницу на месте, а часть возил в
другие города Франции, где ситец, шелк и парча моих зем­
ляков пользовались большим спросом.
В тот страшный год, когда наш король призвал всех, кто
может держать оружие, дать отпор кровожадным захватчикам
из заморской Британии, в моей жизни настала новая переме­
на. В битве при Пуатье, когда ополчение городов Франции
наголову разбило незваных англосаксов, стрела из моего ар­
балета пробила горло английского принца, возглавлявпгего
вражеское войско. По обычаю, наш король прямо на поле
сражения, среди окровавленных трупов, произвел в рыцари
лучших бойцов незнатного происхождения и пожаловал им по­
местья. Так я стал дворянином, членом третьего сословия.
Много лет пришлось мне с мечом в руках воевать с англича­
нами, которые грабили нашу землю и увозили пленных, об­
ращая их в крепостных.
Наконец, устав от ратных трудов, я оставил меч и име­
ние своему сыну и ушел в монастырь замаливать грехи, коих
накопил за годы жизни великое множество. Смерть моя близ-
42 Глава 2. Базовые экономические понятия

ка, и одна лишь мысль не дает мне покоя. До двадцати лет я
держал в руках плуг, еш;е двадцать лет сводил дебет с креди­
том в бухгалтерских книгах, столько же лет не выпускал из
рук меча и уже двадцатый год перебираю молитвенные чет­
ки. Все, что я делал, мне удавалось,- — я не всегда был пер­
вым, но никогда не был последним. Так для какого же попри­
ща призвал меня Бог? Неужели для всех сразу?

2.3. Дискуссии, исследования
и другие формы активной работы
Организуйте дискуссию (конференцию, конкурс рефера­
тов) на следующие темы.
133. Можно ли рассматривать опасные для здоровья ал­
когольные напитки или наркотики как экономические блага?
134. Различия в подходах экономистов и социологов к изу­
чению того, как человек делает выбор, показаны на примере
юмористического афоризма: если экономисты изучают, поче­
му человек делает тот или иной выбор, то социологи изучают,
почему у человека нет выбора.
С о г л а с н ы ли вы с этим утверждением? Д а й т е свое
объяснение.
135. В 1964 г. в США вышла монография Р. Фогеля (став­
шего впоследствии лауреатом премии им. А. Нобеля по эконо­
мике) "Железные дороги и экономический рост Америки: очер­
ки по эконометрической истории"\ которая вызвала букваль­
но сенсацию. Р. Фогель развил методику расчета альтернатив­
ных издержек, исследуя проблему: насколько велик вклад ж е ­
лезных дорог в рост экономики США конца XIX в.? С этой
целью он построил контрфактическую модель экономики США
конца XIX в., какой она была бы, если бы вместо железнодо­
рожного строительства развивался более традиционный водо-
канальный транспорт. Результат получился поразительный:
если бы в этом альтернативном мире действовали те же цены
водных перевозок, что и в реальной истории, то прибыль от
использования железных дорог (в сравнении с использовани­
ем водных каналов) в США конца XIX в. не превосходила 1,8%
ВНП США 1890 г.
Какой методологический просчет б ы л допунден, по Ва­
шему мнению, в этой контрфактической модели? Насколько
^ Fogel R. W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econo­
metric History. Baltimor, 1964.
2.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы 43
вообще корректно использовать контрфактические модели
(типа "что было бы, если бы...") при изучении развития обще­
ства?
136. Известный русский экономист М. И. Туган-Баранов-
ский в своем учебнике "Основы политической экономии"
(1909 г.), который считался в дореволюционной России одним из
лучших, дает следующую формулировку целей хозяйственной
деятельности: "Наши потребности далеко превосходят средства
их удовлетворения, находящиеся в нашем распоряжении. По­
этому мы должны экономизировать свои силы и всякие иные
средства удовлетворения наших потпребностпей, чт.обы обес-
печит,ь себе максимум удовлетворения последних''^.
О п р е д е л и т е , какая принципиальная неточность допу­
щена в этой формулировке; как формулируются экономичес­
кие цели в современной экономической теории.
137. На рис. 2.3 изображена схема кругооборота ресурсов,
денег, товаров и услуг.




Рис. 2.3. Схема кругооборота


^ Тугаи-Барановский М. И. Основы политической экономии. М., 1998. С. 25.
Глава 2. Базовые экономические понятия
44
Таблица 2.4. Д а н н ы е к з а д а н и ю 137
Цифры на
Соответствие Список понятий
выносках
1. Конкуренты
2. Государство
1 3. Покупатели
4. Рынок ресурсов
2
5. Рынок товаров и услуг
3
6. Налоговая инспекция
4
7. Домохозяйства
5 8. Ресурсы
6 9. Факторы производства
10. Товары и услуги
7
11. Экономические блага
8
12. Цены
9
13. Запасы
10 14. Потоки
11 15. Деньги
16. Руководство

1. О п р е д е л и т е соответствие цифр на выносках и по-
нятий, приведенных в списке (табл. 2.4).
2. Из начального курса экономики вам должно быть изве­
стно, что такая же схема используется и в макроэкономике для
обозначения взаимосвязей между макроэкономическими субъек-
тами^ В чем заключается различие микроэкономического и
макроэкономического подходов применительно к данной схеме?
138. Изобразите на модели кривых производственных воз­
можностей изменения в экономике нашей страны в некоторые
переломные моменты ее социально-экономического развития:
1) изменения в экономике СССР с 1940 по 1942 г.;
2) изменения в экономике России по состоянию на 1995 г.
в сравнении с экономикой СССР 1985 г.;
3) изменения в экономике России, которых следует доби­
ваться в ближайшие годы.
139. В своем главном труде^ К. Маркс приводит высказы­
вания виднейших ЭКОНОМР1СТОВ и философов своего и более
раннего времени в качестве аргументов в ходе доказательства
^ См., например: Любимов Л. Л., Рапнева Н. А. Основы экономических
знаний. М., 1995. С. 126—135.
^ См.: Маркс К. Капитал. Т. I. Кн. 1: Процесс производства капитала / /
Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. С. 161, 163, 168—169, 171—172, 174,
176—177, 203—204.
2 3 Дискуссии, исследования и другие формы активной работы 45

тезиса о том, что только пеоплачеппый труд рабочих явля­
ется ист^очником прибыли капиталистка.
О б с у д и т е эти высказывания и п р е д л о ж и т е свои ар­
гументы за или против тезиса К. Маркса.
Аристотель: "Супдествует двоякого рода хрематистика (на­
ука зарабатывать деньги): одна относится к торговле, другая
к экономике; последняя необходима и достойна похвалы, пер­
вая основана на обращении и поэтому справедливо порицает­
ся (ибо она покоится не на природе вещей, а на взаимном
надувательстве)".
М. Лютер: '*...кто берет больше или лучше (чем сам дал),
тот ростовщик, и это значит, что не услугу, а вред принес он
своему ближнему, как это бывает при воровстве и грабеже".
Д. Рикардо: "В форме денег... капитал не производит ни­
какой прибыли".
Дж. Рамсей: "Прибыль при обычных условиях не создает­
ся обменом. Если она не существовала раньше, она не могла
бы существовать и после этой сделки". ''Мысль, что прибыль
выплачивается потребителями, без сомнения, совершенно
абсурдна. Кто такие эти потребители?"
Ж.-Б. Сэй: "Обмен двух равных стоимостей не увеличива­
ет и не уменьшает общей массы стоимостей, имеющихся в об­
ществе. Обмен неравных стоимостей... также ничуть не изме­
няет суммы общественных... стоимостей, а лишь прибавляет к
имуществу одного то, что берет из имущества другого". "Про­
дукты оплачиваются только продуктами".
Ф. Вайланд: "Обмен вообще не придает никакой стоимо­
сти продуктам".
Лщ. Грэй: "При увеличении номинальной стоимости про­
дукта... продавцы не обогащаются... ибо ровно столько, сколь­
ко они выигрывают как продавцы, они теряют в качестве по­
купателей".
Д. де Траси: "Обмен есть чудесная сделка, в которой оба
контрагента выигрывают всегда".
Ле Трон: "В обществе вполне сформировавшемся вообще
нет избытка какого-либо продукта". "Не контрагенты опреде­
ляют стоимость; последняя определена раньше, чем они всту­
пили в сделку. Обмен по самой своей природе есть договор
равенства, по которому стоимость отдается за равную сто­
имость. Следовательно, это не есть средство обогащения, так
как здесь дают ровно столько, сколько получают.
Обмен становится невыгодным для одной из сторон, ког­
да какое-либо постороннее обстоятельство уменьшает или
46 Глава 2. Базовые экономические понятия

завершает цену: тогда равенство нарушается, но вследствие
этой последней причины, а не вследствие самого обмена".
Мерсье де ля Ривьер: "Всякая торговля заключается в
обмене разнородных вепдей; и выгода возникает именно вслед­
ствие этой разнородности... отсюда выгодный контраст межу
торговлей и игрой, которая представляет собой лишь обмен
денег на деньги".
140. С точки зрения концепции иерархии потребностей и
принципа рационального поведения о б с у д и т е следуюидие
высказывания.
"В лукавую душу не войдет премудрость и не будет оби­
тать в теле, порабош;енном греху. Ибо святой дух премудрос­
ти удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умство­
ваний, и устыдится приближаюпдейся неправды" (Премудро­
сти Соломона. 1, 4—5).
"Мудрость — качество ума различать помыслы" (афонс­
кий старец Силуан).
"Блаженнее давать нежели принимать" (Новый Завет.. Де-
яния апостполов, 20:35).
"Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто
любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!" (Ек-
клезиаст, 5:9).
Глава 3. Рыночная система

3.1. Основные понятия
Величина предложения — количество товара, которое
продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене.
Величина спроса — количество товара, которое покупа­
тели могут и желают приобрести на рынке по данной цене.
Закон предложения (law of supply) — прямая связь между
ценой и величиной спроса.
Закон спроса {law of demand) — обратная связь между
ценой и величиной спроса.
Излишек (выигрып!) потребителя {consumer surplus) —
суммарная разница между ценами, которые потребитель готов
платить за разные количества товара, и ценами, которые он
в действительности платит.
Излишек (выигрыш) производителя {producer surplus) —
разница между валовыми доходами и полными затратами про­
изводителя.
Индивидуальный спрос {individual demand) — спрос,
предъявляемый одним потребителем.
Комплементарные блага {complementary goods) — блага,
дополняющие друг друга в потреблении.
Кривая предложения {supply curve) — графическое изоб­
ражение зависимости между рыночной ценой блага и величи­
нами предложения данного блага в данный момент времени.
Кривая спроса {demand curve) — графическое изображе­
ние зависимости между рыночными ценами блага и величина­
ми предложения данного блага в данный момент времени.
Равновесная цена {equilibrium price) — цена, уравновеши-
ваюидая величины спроса и предложения на рынке в резуль­
тате действия конкурентных сил.
Рынок {market) — система, обеспечивающая взаимодей­
ствие продавцов и покупателей для определения цены и необ­
ходимого количества товара и услуг.
Совокупный рыночный спрос {market demand) — сумма
индивидуальных величин спроса на рынке при каждой цене.
48 Глава 3. Рыночная система
Субституты {substitutional goods) — блага, з а м е щ а ю щ и е
друг друга в потреблении.
Товары Гиффена {Giffen goods) — некачественные т о в а ­
ры, которые занимают большой у д е л ь н ы й вес в б ю д ж е т е п о ­
требителя.
Трансакционные затраты {transaction cost) — з а т р а т ы в
с ф е р е обмена, с в я з а н н ы е с п е р е д а ч е й п р а в собственности.
Функция спроса {demand function) — ф у н к ц и я , о п р е д е л я ­
ю щ а я значение величины спроса в зависимости от в л и я ю щ и х
на нее р а з л и ч н ы х факторов.
Функция предложения {supply function) — ф у н к ц и я , оп­
р е д е л я ю щ а я значение в е л и ч и н ы п р е д л о ж е н и я в зависимости
от в л и я ю щ и х на нее р а з л и ч н ы х факторов.
Эластичность {elasticity) — в а ж н е й ш а я х а р а к т е р и с т и к а
спроса, п о к а з ы в а ю щ а я зависимость изменения величины спро­
са от изменения р а з л и ч н ы х ф а к т о р о в (цены, дохода и др.).

Процентные изменения
в величине спроса
Эластичность спроса по цене =
Процентные изменения в цене

Ф о р м у л а точечной эластичности:

Е = dQ/Q : dP/P = dQ/dP : Q/P.

Факторы эластичности спроса по цене: 1) наличие суб­
ститутов; 2) доля товара в бюджете потребителя; 3) р а з м е р до­
хода; 4) качество товара; 5) запасы; 6) о ж и д а н и я потребителя.

Процентные изменения
в величине спроса
Эластичность спроса по доходу =
Процентные изменения дохода

Перекрестная эластичност^ь (cross elasticity) — эластич­
ность спроса на один т о в а р по цене другого т о в а р а :

Процентные изменения
спроса на товар А
Перекрестная эластичность = :р^ .
^^ Процентные изменения цены
на товар Б
3 2 Вопросы и задачи 49
3.2. Вопросы и задачи
3.2.1. Рынок и трансакционные затраты
Верны ли следующие утпверэгсдепия?
141. Дефицит товара вызывает увеличение неденежных
затрат потребителя.
Да Нет
142. Фиксирование верхнего предела ("потолка") цены
всегда приводит к дефициту товара и потере благосостояния
как покупателей, так и продавцов.
Да Нет
143. Когда распределение блага осупдествляется посред­
ством очередей, то полная его цена для покупателя будет тем
выше, чем ниже получаемая им заработная плата.
Да Нет.
Выберите единственно правильный вариант ответпа
144. При прочих равных условиях, чем выше в экономи­
ке интенсивность обмена, тем уровень трансакционных затрат:
а) выше;
б) ниже;
в) не зависит от интенсивности обмена,
г) может быть выше или ниже в зависимости от инсти­
туциональных факторов.
145. О п р е д е л и т е причины, способствуюндие росту
трансакционного сектора в экономике:
а) углубление разделения труда;
б) увеличение размера фирм;
в) усиление вмешательства государства в экономику;
г) все вышеперечисленное.
146. В Москве идет процесс сноса пятиэтажек и строитель­
ство вблизи новых многоэтажных жилых домов. В этой связи
экономическая теория не п р е д с к а з ы в а е т , что:
а) может вырасти зарплата в строительстве;
б) занятость в строительной индустрии возрастет;
в) прибыли строительных компаний увеличатся;
г) спрос на услуги строителей уменьшится.

3.2.2. Спрос и предложение
Верны ли следующие утверждения?
147. В основе построения кривой спроса лежит кривая
"цена—потребление".
Да Нет.
50 Глава 3. Рыночная система
148. Закон спроса утверждает, что когда цена товара ра­
стет, спрос на этот товар тоже растет.
Да Нет
149. Субсидии производству не увеличивают выигрыш по­
требителя.
Да Нет
150. Если бы количество продаваемых шин увеличивалось
при уменьшении цен на бензин, то при прочих равных усло­
виях экономисты могли бы сказать, что шины и бензин — вза­
имозаменяемые товары.
Да Нет
Выберите единстпвенно правильный вариант, ответа
151. Увеличение спроса и сокраидение предложения п р и ­
в е д у т к:
а) увеличению равновесной цены и увеличению равновес­
ного количества;
б) уменьшению равновесной цены и уменьшению равно­
весного количества;
в) увеличению равновесной цены и неопределенному эф­
фекту в отношении равновесного количества;
г) уменьшению равновесной цены и неопределенному эф­
фекту в отношении равновесного количества.
152. При данной величине спроса технический прогресс в
производстве продукта X п о в л е ч е т за собой:
а) увеличение равновесной цены на продукт X и увели­
чение равновесного количества;
б) увеличение равновесной цены и уменьщение равно­
весного количества;
в) уменьшение равновесной цены и уменьшение равно­
весного количества;
г) уменьшение равновесной цены и увеличение равно­
весного количества.
153. Если кривая предложения перемеш,ается на графике
вправо, то это означает, что п р о и з о ш л о :
а) увеличение предложения;
б) сокрандение спроса;
в) увеличение величины предложения;
г) уменьшение величины предложения.
154. С у щ е с т в у е т обратная зависимость между:
а) количеством осадков в месяц и продажей зонтов;
б) величиной дохода потребителя и его спросом на това­
ры низнЕей категории;
3.2. Вопросы и задачи 51
в) ценой картины и степенью известности художника, ее
написавшего;
г) ни один ответ не подходит.
155. С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржа­
ной хлеб б у д е т :
а) смещаться вправо и вверх;
б) смещаться влево и вниз;
в) смещаться влево и вверх;
г) смещаться вправо и вниз.
156. О п р е д е л и т е , какое из событий, приводимых ниже,
будет влиять на цену говядины не так, как остальные три:
а) врачи не рекомендует есть много говядины;
б) снизится цена на свинину;
в) резко снизится стоимость кормов для крупного рога­
того скота;
г) появился незнакомый науке вирус, содержащийся в
мясе птицы.
157. Цена на одежду вероятно в о з р а с т е т в результате:
а) роста предложения одежды;
б) повышения зарплаты на ткацких фабриках;
в) появления нового оборудования, снижающего сто­
имость производства;
г) снижения спроса на одежду.
158. Одна из главных целей деятельности стран ОПЕК —
установление квот добычи нефти. Страны, производящие са­
харный тростник, действовать таким методом не могут, так
как тростниковый сахар на мировом рынке:
а) не является редким экономическим благом;
б) имеет много субститутов;
в) имеет низкую эластичность спроса по цене;
г) имеет низкую эластичность спроса по доходу.
159. С ростом дохода потребителя его- спрос на товары
Гиффена:
а) возрастает;
б) уменьшается;
в) остается неизменным;
г) меняется по синусоиде.
160. Падение величины спроса на товар, происходящее
под влиянием падения цены, н а з ы в а е т с я :
а) эффектом дохода;
б) парадоксом Гиффена;
в) парадоксом Энгеля;
г) эффектом замещения.
52 Глава 3. Рыночная система
161. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных усло­
виях в е д е т к:
а) понижению цены равновесия;
б) повышению цены равновесия;
в) сохранению прежней цены равновесия;
г) повышению ве41ичины предложения.
162. При росте цен на товар А величина спроса на него
широких слоев потребителей тем не менее выросла. Это зна­
чит, что товар А о т н о с и т с я к:
а) товарам Гиффена;
б) товарам первой необходимости;
в) предметам роскоши;
г) ситуация невозможна.
Выполните задания и ответьте на вопросы,
163. Функция спроса на хлеб:
Q = 100 + 0,5 1 - 30Pi+ 2ОР2,
где Q — годовая величина спроса; I — доход; Р^ — цена хле­
ба; Pg — цена макарон.
Определите:
1) функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс.
руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг;
2) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю.
П о с т р о й т е кривую спроса на хлеб.
164. Все потребители имеют одинаковые функции индиви­
дуального спроса. Индивидуальный спрос потребителей описы­
вается уравнением: Qjr,j = 5 - 0,5Р. На рынке имеется 5 потре­
бителей.
О п р е д е л и т е функцию рыночного спроса; изменение
рыночного спроса, если товар захотят купить еще 10, 15, 20
потребителей.
165. Два потребителя имеют разные функции индивиду­
ального спроса:
Ваня: Qi)3 = 5 - Р; Маня: Q^>^ = 10 - 2Р.
О п р е д е л и т е рыночный спрос, если Ваня и Маня —
единственные потребители.
166. Индивидуальное предложение фирмы описывается
уравнением: Qs^ = 5 + 0,5Р. На рынке 2 фирмы.
О п р е д е л и т е изменение рыночного предложения това­
ра, если на рынок выйдут еще 3, 5, 10 фирм, при условии,
что это рынок совершенной конкуренции.
167. Индивидуальное предложение фирмы описывается,
уравнением: Qs^ = -10 -Ь 2Р. На рынке 2 фирмы.
3.2. Вопросы и задачи 53
О п р е д е л и т е изменение рыночного предложения това­
ра, если на рынок выйдут еще 3, 5, 10 фирм.
168. Индивидуальное предложение фирмы описывается
уравнением: Qs^ = Р. На рынке 2 фирмы.
О п р е д е л и т е изменение рыночного предложения това­
ра при том условии, что на рынок выйдут еще 3, 5, 10 фирм.
3.2.3. Равновесие спроса и предложения
Верны ли следующие утверлсдеиия?
169. При установлении равновесной цены в модели
Л. Вальраса основным фактором выступает разница в величине
спроса (предложения).
Да Нет
170. Установление равновесной цены в длительном пери­
оде описывается моделью Л. Вальраса.
Да Нет
171. Если цена на мировом рынке ниже равновесной цены
внутреннего рынка, благосостояние покупателей возрастает.
Да Нет.

Выберите едипствепно правильный вариант ответа
172. Увеличение предложения и спроса п р и в е д е т к:
а) увеличению равновесной цены и увеличению равновес­
ного количества;
б) уменьшению равновесной цены и увеличению равно­
весного количества;
в) неопределенному эффекту в отношении равновесной
цены и уменьшению равновесного количества;
г) неопределенному эффекту в отношении равновесной
цены и увеличению равновесного количества.
173. Функция рыночного спроса имеет вид:
Qd = 3 - р,
где р — рыночная цена.
Функция предложения:
Qs = 2р.
О п р е д е л и т е , чему равна равновесная рыночная цена:
а) 1;
б) 2;
в)3;
г) 1,5.
174. В ситуации равновесия на рынке риса:
а) не все покупатели, желавшие приобрести рис по ры­
ночной цене, сумели сделать покупки;
54 Глава 3. Рыночная система
б) не весь рис, предложенный для продажи по рыночной
цене, покупается потребителями, готовыми заплатить
эту цену;
в) некоторые продавцы не могут найти покупателей на
свой рис, продаваемый по рыночной цене;
г) остается непроданным рис, который предлагается по
цене выше рыночной.
175. При директивном установлении на рынке минималь­
ной цены (не ниже которой производители компьютеров могут
их предлагать на рынке) на уровне ниже цены равновесия
количество проданных товаров:
а) уменьшится;
б) увеличится;
в) не изменится;
г) может как увеличиться, так и уменьшиться.
176. Пусть известно, что потребление шоколада в стране
Лимонии на душу населения упало, а цена выросла (удвоилась).
Это можно о б ъ я с н и т ь тем, что в это время:
а) предложение какао-бобов снизилось;
б) спрос на какао-бобы вырос;
в) одновременно выросли спрос на какао-бобы и их пред­
ложение;
г) кривая предложения какао-бобов является вертикаль­
ной линией.
177. Если некая отрасль высокоприбыльная, то, вероятно,
вскоре на рынке появятся новые фирмы. Это будет о т р а ж е ­
но на графике:
а) сдвигом кривой спроса вправо;
б) сдвигом кривой предложения вправо;
в) сдвигом кривой спроса влево;
г) сдвигом кривой предложения влево.
Выполните задания и ответьте на вопросы
178. П о к а ж и т е графически ситуацию на рынке, когда
равновесная цена определяется только кривой спроса.
179. Н а р и с у й т е кривые спроса и предложения, пред­
полагая, что максимальная цена, которую покупатель готов
заплатить за товар, меньше минимальной цены, по которой он
может быть продан фирмой.
180. Спрос и предложение фирмы на рынке описывают­
ся уравнениями:
Qd = 200 - 5Р; Qs = 50 + Р.
О п р е д е л и т е параметры равновесия и является ли
равновесие на этом рынке устойчивым.
3.2. Вопросы и задачи 55
181. Спрос и предложение фирмы на рынке описывают­
ся уравнениями:
Qd = 200 - 5Р; Qs = -10 + Р.
О п р е д е л и т е параметры равновесия и является ли
равновесие на этом рынке устойчивым.
182. Спрос и предложение фирмы на рынке описывают­
ся уравнениями:
Qd = 200 - 5Р; Qs = -160 + Р.
О п р е д е л и т е параметры равновесия и является ли
равновесие на этом рынке устойчивым.
183. Спрос и предлолсение на рынке описываются уравне­
ниями:
Qd = 100 - 2Р; Qs = -20 + 2Р.
Определите:
1) эластичный и неэластичный участки спроса;
2) параметры равновесия на рынке в случае, если введен
налог на товар в размере 5 ед. за 1 шт.;
3) каковы потери общества от введения налога.
184. Предположим, что кривая спроса описывается урав­
нением Q = 70 - 2Р, а кривая предложения — уравнением
Q = 10 + Р. Правительство ввело налог на потребителей в раз­
мере 9 долл. за единицу.
Определите:
1) как изменятся равновесные цена и объем продукции;
2) каков доход государства от введения этого налога;
3) в какой степени пострадают от введения этого налога
производители.
185. Предположим, что кривая спроса описывается урав­
нением Q = 400 - Р, а кривая предложения — уравнением
Q = 100 + 2Р. Правительство ввело налог на производителей в
размере 15 долл. за единицу продукции.
Определите:
1) как изменятся равновесные цена и объем продукции;
2) каков доход государства от введения этого налога;
3) в какой степени пострадают от введения этого налога
потребители.
186. Функция спроса на товар X имеет вид Q = 18 - 2Р, а
функция предложения Q = 4Р, где Р — цена продукта; Q —
количество. Государство устанавливает налог на производителя
в размере 1,5 долл. на единицу продукции.
О п р е д е л и т е равновесные цену и количества до и
после введения налога, а также суммы налога, приходящие­
ся на долю производителя и на долю потребителя.
56 Глава 3. Рыночная система
187. На рынке конкретного товара известны функция
спроса Qd = 9 - Р и функция предложения Qs = - 6 + 2Р. Про­
изводители товара уплачивают в бюджет налог в размере
1,5 долл. на единицу товара.
О п р е д е л и т е выигрыш потребителя и выигрыш произ­
водителя:
1,) до уплаты налога;
2) после уплаты налога.
188. На рынке данного товара определены функция спроса
Qd = 7 - Р и функция предложения Qs = - 2 + 2Р. Правитель­
ство ввело налог в размере 1,5 долл. на единицу товара, ко­
торый уплачивает продавец.
Определите:
1) равновесную цену и объем продаж с учетом налога;
2) общую сумму налога, поступаюпцего в госбюджет.
1894 Внутренний рынок малой страны описывается следу­
ющими кривыми спроса и предложения:
Qs = Р - 50; Qd = - Р ' + 100.
Мировая цена Р = 50.
О п р е д е л и т е объем потерь и выгод внутренних произ­
водителей и потребителей при условии свободной конкуренции
на мировом и внутреннем рынке.
190. Спрос на товар на внутреннем рынке описывается
уравнением Qd = 100 - 2Р. Предложение отечественных фирм
описывается уравнением Qs = -50 + ЗР. Мировая цена на за­
данный товар установилась на уровне 20 ден. ед.
О п р е д е л и т е размер импорта в страну, если государ­
ство не прибегает к таможенным пошлинам и квотам, и как
изменятся предложение отечественных производителей и им­
портные поставки при:
1) введении таможенных пошлин в размере 6 ден. ед. за
единицу товара;
2) введении таможенной квоты в размере 30 шт.
191. Спрос и предложение товара на внутреннем рынке
описываются уравнениями: Qd = 150 - ЗР и Qs = 50 + 2Р. Цена
мирового рынка установилась на уровне 10 ден. ед.
О п р е д е л и т е , как изменится величина импорта, если
правительство введет субсидию в размере 10 ден. ед. за 1 шт.
^ Задачи 189—193 решаются аналитически, но требуют графической
иллюстрации.
3 2. Вопросы и задачи 57
товара; какую субсидию должно ввести государство для того,
чтобы полностью исключить импорт и добиться экспорта в
размере 15 шт. товара.
192. Расчет общественного благосостояния в случае импор­
та, таможенных пошлин, квот и введения субсидий. Спрос и
предложение на внутреннем рынке описываются уравнениями:
Qd = 200 - 4Р и Qs = 50 + Р.
Мировая цена установилась на уровне Р^^^^ = 1 5 .
О п р е д е л и т е , как изменится благосостояние обще­
ства, если правительство:
1) введет таможенную пошлину в размере 10 ден. ед. за
1 шт. товара;
2) таможенную квоту в размере 60 ед. товара;
3) субсидию в размере 10 ден. ед. за 1 шт. товара.
193. Задачи на определение эффективности экспортно-им­
портных мер правительства. Сочетание разных функций спроса
и предложения по эластичности и сравнение изменений в бла­
госостоянии при одних и тех же мероприятиях государства.
1. Пусть на внутреннем рынке товара А спрос и предложе­
ние описываются уравнениями:
Qd^ = 100 - 2Р и Qs^ = -20 -f Р,
а на рынке товара В:
Qd^ = 100 - 2Р и Qsg = 10 + Р.
При этом на мировом рынке цена установились на уров­
не 20 ден. ед. Государство ввело на двух рынках таможенные
пошлины в размере 10 ден. ед. за 1 шт. товара.
О п р е д е л и т е , как изменятся импорт, предложение оте­
чественных производителей и общественное благосостояние на
двух рынках.
2. О п р е д е л и т е , как изменятся импорт, предложение
отечественных производителей и общественное благосостояние
на двух рынках при новых условиях:
для А: Qdj^ = 100 - 2Р^; Qsj^ = Pj^\
для Б: Qd^ = 100 - Р^; Qs^ = Р^.
Р а с с ч и т а й т е все параметры при таможенной пошли­
не на уровне 10 ден. ед., при мировой цене в 20 ден. ед. для
товаров А и В.
3. Р а с с ч и т а й т е все параметры рынков и обществен­
ного благосостояния в условиях задачи 1, но при том, что го­
сударство вводит субсидию ни товары А и В в размере 10 ден.
ед. за 1 шт.
58 Глава 3. Рыночная система

4. Р а с с ч и т а й т е все параметры рынков и обществен­
ного благосостояния в условиях задачи 2, но при том, что го­
сударство вводит субсидию на товары А и В в размере 10 ден.
ед. за 1 шт.
194. В стране А спрос на товар X описывается уравнени­
ем Qdj^ = 200 - Р, а предложение отечественных производи­
телей — Qsj^ = 50 + 4Р. В стране В спрос на товар X описыва­

<<

стр. 2
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>