<<

стр. 7
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

^ Оптимальное количество для проведения управляемого эксперимента
в аудитории. Для рассмотрения упрощенной теоретической задачи луч­
ше взять две.
13.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы 201

ния принимаются втайне от других команд и записываются на
бумаге, хотя при этом не запрещается вести переговоры с
другими фирмами до принятия решения. В конце периода
руководитель игры собирает листы бумаги с решениями и со­
общает результат (табл. 13.5). Количество периодов не ограни­
чено. Единственный лимитирующий фактор — наличие денеж­
ных средств в бюджете страны.
Победитель в игре определяется по набранной сумме эко-
ников.
Важное замечание: не забудьте назначить приз победи­
телю.
Р. S. После прочтения условий игры может возникнуть ряд
вопросов. Но те же вопросы следует адресовать и реальной
российской экономике.
Для обсуждения результатов игры следует обратиться к
основным понятиям главы 8 и ответить на следующие вопросы.
1. К какому типу можно отнести рассмотренную игру?
2. Если бы в игре участвовали только две фирмы, мож­
но ли было достичь равновесия и какой модели оно бы соот­
ветствовало — Бертрана, Курно, Штакельберга или иной?
3. Опишите условия, при которых происходило формиро­
вание российского внешнего долга. Сравните эти условия с
условиями игры.
4. Приведите примеры других ситуаций, подобных описан­
ной в игре и встречающихся в российской экономике.
Глава 14. Теория общественного выбора

14.1. Основные понятия
Теория общественного выбора {public choice theory) — те­
ория, изучающая различные способы и методы, посредством
которых люди используют правительственные учреждения в
собственных интересах.
Прямая демократия {direct democracy) — политическая
система, при которой каждый гражданин имеет право лично
высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкрет­
ному вопросу.
Модель медианного избирателя {median voter model) —
модель, характеризующая существующую в рамках прямой
демократии тенденцию, согласно которой принятие решений
осуществляется в интересах избирателя-центриста (человека,
занимающего место в середине шкалы интересов данного об­
щества).
Представительная демократия {representative democra­
cy) — политическая система, при которой окончательное ре­
шение принимают депутаты — избранные представители
граждан.
Рациональное неведение {rational ignorance) — ситуации,
когда избиратели перестают участвовать в политическом про­
цессе, поскольку не видят в этом для себя какой-либо пользы.
Лоббизм {lobbying, от англ. lobby — кулуары) — способы
влияния на представителей власти с целью принятия выгодно­
го для ограниченной группы избирателей политического реше­
ния.
Парадокс голосования {paradox of voting) — противоре­
чие, возникающее вследствие того, что голосование на основе
принципа большинства не обеспечивает выявления действи­
тельных предпочтений общества относительно экономических
благ.
Логроллинг {logrolling — ''перекатывание бревна") —
практика взаимной поддержки членов законодательных орга­
нов путем "торговли голосами".
14.^ Вопросы и задачи 203
Экономика бюрократии {economics of bureaucracy) — си­
стема организаций, удовлетворяющая как минимум двум кри­
териям: во-первых, она не производит экономические блага,
имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть
своих доходов из источников, не связанных с продажей ре­
зультатов своей деятельности.
Поиск политической ренты {political rent seeking) —
стремление получить экономическую ренту с помощью поли­
тического процесса.
Политико-экономический (политико-деловой) цикл
{political business cycle) — цикл экономической и политической
активности правительства между выборами.
Провалы государства {government failure) — ситуации,
в которых правительство оказывается не в состоянии обес­
печить эффективное распределение и использование обще­
ственных ресурсов, когда механизм государственного регу­
лирования ведет не к улучшению, а к ухудшению ситуа­
ции в сравнении с действием механизма рыночной само­
регуляции.


14.2. Вопросы и задачи
14.2.1. Предпосылки анализа
Верны ли следующие утверэюдения?
807. Теория общественного выбора — это теория, изуча­
ющая различные способы и методы, посредством которых
люди используют правительственные учреждения в своих соб­
ственных целях.
Да Нет
808. Стремление индивидов к достижению своих частных
целей посредством коллективных действий противоречит ос­
новным предпосылкам теории общественного выбора.
Да Нет
809. Если предположить, что избиратель действует исклю­
чительно исходя из собственного интереса, то можно ожи­
дать, что он вообще откажется от участия в выборах.
Да Нет
810. "Провалы" государства — это случаи, когда государ­
ство не в состоянии обеспечить эффективное распределение
и использование частных ресурсов.
Да Нет
204 Глава 14. Теория общественного выбора
Выберит,е единст,венно правильный вариант, от,вет,а
811. Парламентский суверенитет — это:
а) депутатская неприкосновенность;
б) запрет самороспуска;
в) возможность издавать любой закон;
г) все утверждения неверны.
812. Методологический индивидуализм подразумевает:
а) способность разделять бизнес и политику;
б) способность определять приоритеты в общественных
интересах;
в) использование политического процесса в личных целях;
г) раскол профсоюзного движения.
813. Неучастие в выборном процессе называется "рацио­
нальным неведением", если:
а) избиратель не был информирован о проведении голо­
сования;
б) избиратель не голосовал, поскольку не видел в этом
личной выгоды;
в) избиратель не голосовал, поскольку был в отъезде;
г) все вышеперечисленное.
814. "Концепция экономического человека" подразумевает:
а) рациональность поведения индивида;
б) стремление избежать участия в политическом процес­
се любыми доступными способами;
в) оба ответа правильные;
г) нет правильного ответа.
815. К провалам государства относятся:
а) несовершенство политического процесса;
б) ограниченность контроля над бюрократией;
в) неспособность государства полностью предусмотреть и
проконтролировать последствия принятых решений;
г) все ответы правильные.
816. К провалам рынка можно отнести:
а) наличие монополий;
б) внешние эффекты;
в) общественные блага;
г) все ответы правильные.
817. Политическая рента — это:
а) политическая карьера, которую могут делать богатые
люди, используя свое личное богатство и экономичес­
кое влияние;
б) экономическая выгода, полученная при использовании
политического процесса;
14.2. Вопросы и задачи 205
в) верны утверждения а и б;
г) нет правильного ответа.

Peviume задачи и ответьте на вопросы
818. Участие в коллективной деятельности связано с оп­
ределенными затратами для индивида, и рациональный чело­
век будет принимать этот факт в расчет на стадии конститу­
ционного выбора.
1. П о с т р о й т е функцию внешних затрат С индивида в
координатах "ожидаемые затраты — число индивидов, согла­
сие которых необходимо для осуществления коллективного
действия". П о я с н и т е свой ответ.
2. В тех же координатах п о с т р о й т е функцию затрат
принятия решения. П о я с н и т е свой ответ.
3. Используя две эти функции, покажите оптимальное
правило принятия решения. О б ъ я с н и т е , почему именно
это правило будет являться оптимальным.
819. Предположим, что вы должны решить, надо ли пре­
доставлять некоторые услуги через политический рынок или
через частный рынок.
О б ъ я с н и т е , как на ваше решение повлияло бы про­
живание в одной из следующих стран:
1) в стране А — с большим населением и площадью, с мно­
гонациональным населением различных вероисповеданий, или
2) в стране В — с относительно малым населением и пло­
щадью, с однородным по национальному составу и вероиспо­
веданию населением.

14.2.2. Общественный выбор в условиях
прямой демократии
Верпы ли следующие утверждепия?
820. Рациональное неведение возникает только при пред­
ставительной демократии, но не при прямой.
Да Нет
821. В традиционных обществах принятие важных реше­
ний происходит обычно по модели прямой демократии.
Да Нет
822. Согласно теории общественного выбора, чем много­
численнее население какой-либо страны, тем менее демокра­
тичен ее политический режим.
Да Нет
206 Глава 14. Теория общественного выбора

823. Чем больше количество обсуждаемых вариантов ре­
шения какой-либо проблемы, тем менее вероятно возникно­
вение парадокса голосования.
Ла Нет
Выберите единственно правильный вариант ответа
824. Представительная демократия по отношению к пря­
мой демократии обладает следуюш;ими преимуш;ествами:
а) более простым процессом голосования;
б) более простым правилом принятия решений;
в) отсутствием возможности принятия решений, выгод­
ных узким группам лиц;
г) более низкими издержками процесса разработки и
принятия законов.
825. Модель медианного избирателя можно использовать
для изучения политической жизни России во время выборов:
а) депутатов Государственной Думы в 1905 г.;
б) депутатов Учредительного собрания в 1918 г.;
в) президента России в 1995 г.;
г) президента России в 1999 г.
826. Парадокс голосования в условиях прямой демократии:
а) невозможен;
б) более вероятен, чем при представительной демокра­
тии;
в) менее вероятен, чем при представительной демокра­
тии;
г) столь же вероятен, как и при представительной демо­
кратии.

Решит,е задачи и от,ветьт,е на вопросы
827. Как вы п о л а г а е т е : возможность проводить в Швей­
царии референдумы с небольшими затратами и по широкому
кругу вопросов может помочь объяснить низкую активность
швейцарских избирателей на выборах в парламент?
828. В ''Микроэкономике" X. Вэриана приводится в каче­
стве примера манипулирования порядком голосования обсуж­
дение в 1956 г. в Палате представителей США законопроекта
об оказании государственной помопди школьному образованию^
Один из прогрессивных членов этой Цалаты предложил, кро-
^ См.: Вэриан X. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современ­
ный подход. М., 1997. С. 680.
14.2. Вопросы и задачи 207

ме того, оказывать такую помощь не всем штатам, а только
тем, где в школах уже ликвидирована расовая сегрегация
(раздельное обучение белых и, негров).
Конгрессмены в это время образовывали три крупных
лагеря:
республиканцы (221 место из 433) вообще выступали про­
тив государственной помощи образованию, но в популистских
целях были не прочь продемонстрировать свою привержен­
ность борьбе с расизмом;
демократы северных штатов горячо поддерживали и госу­
дарственную помощь, и борьбу с сегрегацией;
демократы южных штатов поддерживали государственную
помощь школам, но категорически не желали затрагивать
болезненную для Юга проблему расовой дискриминации.
1. Сколько возможно способов последовательной постановки
на парное голосование разных вариантов решения проблемы
(помощь всем школам, помощь только школам штатов без сег­
регации, отказ от помощи п1колам) и какое решение принима­
лось бы при каждом из этих способов? Какие из этих способов
более возможны в реальной политической жизни, а какие ме­
нее? Есть ли такой вариант решения среди трех, который при­
нять в данных условиях было бы невозможно? При прогнози­
ровании исходов голосования надо учитывать, что партийная
дисциплина в США допускает голосование конгрессменов во­
преки позиции их партийной группы, а представительство де­
мократов от Юга было, видимо, немного ниже, чем от Севера.
2. К какой партии принадлежал президент США того вре­
мени Д. Эйзенхауэр, если известно, что по итогам голосова­
ния этот законопроект был отвергнут?
829. Четверо ''новых русских" — Отнялов, Бросалин, Воро-
вян и Грабитьев — организовали ''Шито-Крыто-Банк": Отняло-
ву и Бросалину принадлежит по 30% его акций, а Воровяну и
Грабитьеву — по 20%. Банкиры нуждаются в помощи людей из
мафии, которые помогли бы им вернуть деньги, выданные в
виде кредита и не возвращенные в срок. Свои ycjjyrn им пред­
лагают три преступные организации — банды Японца (100 "сол­
дат"). Монгола (80 "солдат") и Корейца (60 "солдат"). Для того
чтобы найти неисправного должника и "уговорить" его вернуть
деньги, необходима месячная работа 10 рэкетиров из банды Япон­
ца, либо 20 из банды Монгола, либо 15 из банды Корейца, при­
чем есть вероятность в 20%, что в процессе "уговаривания"
должник "внезапно" скончается, не успев расплатиться. Средняя
сумма возвращенных долгов составляет по 20 тыс. долл. на каж-
208 Глава 14. Теория общественного выбора
дого оставшегося в живых должника. Люди из мафии готовы вы­
полнять свою работу, если банкиры обещают платить 1 тыс.
долл. в месяц каждому рэкетиру независимо от результата.
О п р е д е л и т е , сколько рэкетирских групп будет наня­
то, если:
1) банкиры решат финансировать их работу поровну и воз­
вращенные деньги тоже делить поровну независимо от долей
контролируемых акций;
2) финансировать и делить пропорционально величине
акций;
3) финансировать поровну, а делить пропорционально
доле акций;
4) финансировать пропорционально долям акций, а делить
поровну.
Поясните свой ответ графиком.

14.2.3. Общественный выбор в условиях
представительной демократии
Верны ли следующие утверлсдения?
830. Сторонники теории общественного выбора утвержда­
ют, что на результат проведения выборов влияет исключи­
тельно наличие групп с "особыми интересами", а не регламент
их проведения.
Да Нет
831. В условиях представительной демократии правило
принятия решения при голосовании (простое большинство,
единогласие и т. д.) усложняется в сравнении с прямой демок­
ратией.
Да Нет
832. Использование бюрократического способа управления
оправдано в задачах, эффективность решения которых невоз­
можно контролировать при помощи экономических расчетов.
Да Нет.
833. Представительство малых партий в коалиционном
правительстве обычно ниже, чем доля их мест в партийной
коалиции.
Да Нет

Выберите единст^венио правильный вариант, ответа
834. Ф. Хайек предлагает при формировании законодатель­
ного собрания использовать:
14.2. Вопросы и задачи 209
а) возрастной ценз;
б) ценз оседлости;
в) имущественный ценз;
г) верны утверждения а и б.
835. Лоббизм — это:
а) процесс влияния групп с ''особыми интересами" на
принятие решений, законодателей и чиновников;
j5) взаимная поддержка депутатов путем обмена голоса­
ми при принятии законодательных решений;
в) процесс регулирования рынка государственными струк­
турами;
г) все ответы неправильные.
836. Логроллинг — это;
а) принцип проведения парлам(ентских слушаний по воп­
росам национальной безопасности;
б) принцип, ограничиваюш;ий деятельность депутатов по
разработке определенных законов;
в) практика взаимной поддержки депутатов путем "тор­
говли голосами";
г) все ответы правильные.
837. В промежутке между выборами активность прави­
тельства скорее всего снижается:
а) в начале срока пребывания у власти;
б) к середине срока пребывания у власти;
в) к концу срока пребывания у власти;
г) скорее всего не снизится.
838. К несовершенствам политического процесса в услови­
ях демократии можно отнести:
а) лоббизм;
б) логроллинг;
в) поиск политической ренты;
г) все ответы правильные.
839. Бюрократический аппарат необходим для:
а) более эффективного распределения экономических ре­
сурсов;
б) для управления процессами, эффективность которых
трудно определить рыночными методами;
в) оба предыдупдих ответа правильные;
г) оба предыдупдих ответа неправильные.
840. Бюрократическое управление частным предприятием:
а) неэффективно, поскольку ухудшает контроль' над дей­
ствиями управляюш;их;
б) эффективно, поскольку строже выполняются должно­
стные инструкции;
210 Глава 14. Теория общественного выбора
в) неэффективно, поскольку противоречит принципу мак­
симизации прибыли;
г) эффективно, поскольку улучшает контроль над рас­
пределением ресурсов.
841. Власть бюрократии повышается при введении:
а) контроля над максимальными ценами на разные груп­
пы товаров;
б) ограничений по экспорту;
в) ограничений по импорту;
г) все перечисленное выше.
842. Партия, имеюш;ая в парламенте меньше мест, чем
все оппозиционные партии вместе взятые, может формиро­
вать устойчивое правительство, если:
а) оппозиционные партии находятся на различных полю­
сах политического спектра, а партия меньшинства
находится в центре;
б) голосование о вотуме недоверия должно ^эыть соглас­
но правилам конструктивным (с объяснением причин);
в) партия меньшинства больше, чем любая из оппозици­
онных партий по отдельности;
г) должны выполняться все три вышеназванных условия.
843. Что из перечисленного не может считаться поиском
политической ренты:
а) финансирование банкиром-миллиардером выборов кан­
дидата в президенты;
б) баллотирование банкира-миллиардера на президент­
ских выборах;
в) и то, и другое можно считать рентоискательством;
г) ни то, ни другое не является рентоискательством.

Решите задачи и ответьте па вопросы
844. Представьте, что вы формируете новую политичес­
кую партию.
1. Какая система выборов — мажоритарная или пропорци­
онального представительства — была бы для вас предпочти­
тельней? Почему?
2. Если бы парламент страны (конгресс) имел пропорцио­
нальное представительство с установленным числом предста­
вителей, вы предпочли бы меньшее число избирательных
округов или большее? Почему?
845. Предположим, что ваша страна имеет парламентскую
форму правления и вы считали бы предпочтительным иметь
сильное и устойчивое правительство.
14^. Вопросы и задачи 211
1. Какую форму представительства вы предпочтете — од­
номандатный избирательный округ (с единственным предста­
вителем) или пропорциональное представительство? Почему?
2. В случае пропорционального представительства вы
предпочли бы большее или меньшее количество избиратель­
ных округов? Почему?
3. В случае пропорционального представительства вы
предпочли бы голосование по партийным спискам или персо­
нально по кандидатам? Почему?
846. Кандидат в депутаты от Ямало-Ненецкого автоном­
ного округа, некто X, говорит, что граждане, проживаюш;ие
в Ямало-Ненецком автономном округе, должны грлосовать
против переизбрания депутата от этого округа на второй срок
потому, что он поддержал проект строительства нового аэро­
порта в Москве. Мотивация такова: на строительство аэропор­
та будут затрачены и деньги налогоплательш;иков, резиден­
тов Ямало-Ненецкого АО, но для жителей этого округа про­
ект пользы не принесет. Является ли этот аргумент для вас,
как для резидента Ямало-Ненецкого АО, убедительным? По­
чему?
847. В Нижней Вольте ведут политическую борьбу пять
партий: партия **Атас!" — левые радикалы, "Даешь!" — пра­
ворадикальная партия, а также три центристские партии
"Банзай!", "Век воли не видать" и "Гоп-стоп". Нижневольтов-
цы привыкли их называть по первым буквай — А, Б, В, Г и
Д. Партия А имеет 15% голосов, партия Б — 25% голосов,
партия В — 35% голосов, партия Г — 15%, партия Д — 10%.
С о с т а в ь т е возможные минимальные выигрывающие
коалиции и о т м е т ь т е наиболее вероятные коалиции при го­
лосовании по правилу:
1) простого большинства;
2) 2/3 голосов;
3) 3/4 голосов.
Ответ объясните.
848. Правящая коалиция в парламентской республике
Охламонии опирается на поддержку 40% избирателей. Дей­
ствует система выборов по одномандатным округам, однотуро-
вая. Правящая коалиция имеет право уточнять нормы, регу­
лирующие выборы, но не имеет возможности менять их ра­
дикально (т. е. вводить элементы пропорциональной системы,
второй тур и т. п.). Две оппозиционные партии (Правоохломон-
ская и Левоохламонская), стабильно опирающиеся на под-
212 Глава 14. Теория общественного выбора

держку 30% избирателей каждая, договорились о поддержке
единых кандидатов, поделив все округа поровну.
1. П р е д с к а ж и т е результаты выборов при имеющихся
предпосылках, если правящая коалиция не примет никаких
мер, изменяющих "правила игры".
2. Процесс согласования потребовал у оппозиционных
партий больших издержек и занял у них год. Какие уточнения
и в какие сроки должна провести правящая коалиция, чтобы
существенно изменить ситуацию в свою пользу? П о д т в е р ­
д и т е свои предположения расчетами, исходя из того, что по
действующему закону выборы проводятся в 100 округах.
Д о п о л н и т е вашу процедуру ссылками на историчес­
кие прецеденты нерадикальных реформ избирательных сис­
тем, приводивших к существенным результатам.
849. Правящая партия "Наш дом — столичная хата" опи­
рается на поддержку 40% избирателей. Действует пропорци­
ональная система выборов. Страна разделена на несколько мак­
рорегионов — округов, включающих по 3—5 провинций каж­
дый. В каждом округе выставляются конкурирующие списки
кандидатов. Правящая коалиция имеет право уточнять нормы,
регулирующие выборы, но не имеет возможности менять их
радикально. Две оппозиционные партии (Прав угнетенных
регионов и Лига против засилья Центра), стабильно опираю­
щиеся на поддержку 30% избирателей каждая, договорились
о поддержке единых списков. При этом обе партии являются
федерациями провинциальных организаций, каждая из кото­
рых выдвигает своих представителей и требует ввести их в
список. Затем проводятся согласования единых списков.
О б ъ 5 ^ с н и т е , как минимально модифицировать дей­
ствующую систему, чтобы существенно повысить шансы пра­
вящей партии.
850. Страна Выборляндия состоит из пяти префектур (Л,
В, С, D, Е). В верхних строках табл. 14.1 указано, какова чис­
ленность населения (сотен тыс. человек) в каждой из них. На
очередных президентских выборах баллотируются 5 кандида­
тов, обозначенные как а, Ь, с, d и е. В таблице показано, ка­
ково отношение граждан каждой из префектур к этим канди­
датам — в столбцах они указаны в порядке убывания популяр­
ности.
14.3. Дискуссии, исследования и другие формы активной работы 213

Таблица 14.1. Распределение предпочтений
выборщиков по префектурам

Префектуры А В С D Е

Число жителей, тыс. чел. 12 10 9 7 5
е с а d d
Распределение
Ъ Ъ d с
Ъ
предпочтений
с а е а а
d с
а е Ъ
е Ъ
d с е

О п р е д е л и т е , чья кандидатура победит на выборах
при применении различных процедур голосования, когда ис­
пользуется:
1) двухступенчатое правило относительного большинства;
2) многошаговое двоичное голосование;
3) процедура одобряющего голосования, если избира­
тель исключает в каждом столбце все кандидатуры, начи­
ная с 4-й.
851. Рассмотрим исход выборов в Выборляндии по услови­
ям из предыдущей задачи, используя другие процедуры голо­
сования.
1. У с т а н о в и т е , кто станет победителем на выборах,
если процедура голосования будет соответствовать простому
прави^лу Борда?
2. Как изменится ответ, если за основу при голосовании
будет взято правило исключения проигравшего по Борда?
3. Поменяется ли победитель в случае 2, если на 2-м шаге
в префектурах А и В будет произведено манипулирование го­
лосами, в результате чего кандидаты and поменяются мес­
тами по степени своей популярности?

14.3. Дискуссии, исследования
и другие формы активной работы
Темы для дискуссии.
852. Зачем нужны референдумы? Для ответа на этот воп­
рос обсудите следующую ситуацию. Если бы вы были нерож­
денным духом, в какой стране вы предпочли бы родиться —
в стране, которая имеет развитую систему референдумов, или
в стране, которая имеет сильное представительское прави-
214 Глава 14. Теория общественного выбора
тельство без референдумов? Какие факторы вы примете во
внимание при решении этого вопроса?
853. П р о а н а л и з и р у й т е сравнительные преимущества
и недостатки различных существующих в мире партийных си­
стем.
1. Какая система избирательных кампаний кажется вам
более эффективной — с ограниченными сроками (как в Вели­
кобритании) или непрерывная (как в США)? Какая из них
используется в современной России? Не следует ли ее поме­
нять?
2. Какой способ финансирования партий кажется вам бо­
лее эффективным — за счет сбора пожертвований (как в
США) или за счет хозяйственной деятельности самой партии
(как в Германии или Израиле)? Как финансируются партии в
современной России и почему?
3. Почему в одних странах сформировалась монополюсная
партийная система, в других — двухполюсная, а в третьих —
многополюсная? Как и почему происходило изменение пар­
тийной поляризации в России?
4. Есть ли в развитых странах связь между особенностя­
ми партийных систем и спецификой национальных моделей
экономики?
854. Международные экономические интеграционные
группировки во многом схожи с федеративным государством.
Используя ваши знания о факторах устойчивости или неустой­
чивости федеративных государств, оцените степень устойчи­
вости таких интеграционных группировок, как СЭВ, ЕС,
НАФТА, АТС.
855. В каких случаях стране необходима полная, развер­
нутая конституция, а в каких она может обходиться краткой
или даже вообще ее формально не иметь?
856. Если в европейской правовой системе присяжные
заседатели в уголовных процессах по делам, в которых пре­
ступнику может быть назначена смертная казнь, сразу прини­
мают решение (невиновен,, осужден на тюремное заключение,
присужден к смертной казни), то в англо-американской сна­
чала ставится на голосование вопрос, виновен ли обвиняемый,
а в случае признания виновности выносится решение о фор­
ме наказания (тюремное заключение или смертная казнь).
Какими должны быть последствия этих различий в процедурах
голосования?
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ
Глава 1. Предмет и метод
экономической теории

1.2. Вопросы и задачи

1.2.1. Развитие предмета экономической теории

Верпы ли следующие утверждения?
1. Нет. Например, в учении Конфуция и его последовате­
лей рассматривались теоретические вопросы, связанные с
поддержанием стабильности в государстве и обществе.
2. Да. ''Хрематистика", согласно Аристотелю, — это хо­
зяйствование с целью обогаидения, изучением чего и занима­
ются современные экономисты (особенно в рамках микроэко­
номики).
3. Нет. Это сделали К. Маркс и Ф. Энгельс.
4. Да. Подробнее об этом направлении современной эконо­
мической теории см. гл. 14.
5. Нет.. Теория рациональных ожиданий является частью
новой классической экономики, которая в определенной мере
является альтернативой кейнсианству.
6. Нет,. Дж. К. Гэлбрейт — представитель классического
институционализма.
7. Нет,. Экономикс учит принимать решения и действовать
рационально с целью максимального удовлетворения потреб­
ностей в условиях ограниченности ресурсов. Потребности чело­
века в конечном счете удовлетворяются не деньгами, а путем
потребления благ. Деньги — лишь средство их получения. По­
этому современные экономисты изучают "обогацдение" в самом
широком смысле слова — все пути увеличения благосостояния
людей.
8. Да. Если неоклассики рассматривают преимуидественно
поведение фирм и домохозяйств, то кейнсианцы — проблемы
государственного регулирования рыночного хозяйства (безра­
ботицы, инфляции и т. д.).
218 Ответы и решения
Выберите единственно правильный вариант отсвета
9. г. Для средневековой схоластики характерно основное
внимание именно к должному, а не сущему.
10. б. Представители классической политэкономии утвер­
ждали, что богатство определяется количеством производи­
мых товаров (продуктов труда).
11. б. "Капитал", главный труд К. Маркса как экономиста,
посвящен изучению функционирования капиталистического
способа производства, а вопросы развития докапиталистичес­
ких и посткапиталистических обществ затрагиваются лишь
попутно.
12. г. Изучение глобальных проблем современности требует
рассматривать экономику не с индивидуалистических позиций
(именно такой подход лежит в основе современной неокласси­
ческой теории), а с точки зрения защиты долгосрочных кол­
лективных интересов. Коллективистская парадигма лежит в
основе всех радикальных экономических теорий. Поскольку,
однако, марксистская ориентация связана с сильной политизи­
рованностью, то экономисты-глобалисты используют в своих
разработках именно институциональные идеи (например, кон­
цепции постиндустриального общества).
13. в. Л. В. Канторович изложил свое открытие в 1939 г. в
брршюре "Математические методы организации и планирова­
ния производства". Выводы Т. Ч. Купманса, к которым он при­
шел независимо от своего советского предшественника, впер­
вые изложены в работе "Соотношение между грузами на раз­
личных маршрутах", опубликованной в 1942 г.
14. е. И в концепции амбарной системы, и в кейнсианских
концепциях антициклического регулирования заложен принцип
долгосрочной балансировки национальной экономики путем ва­
рьирования величины государственных расходов. Кейнсианцы,
как известно, выступают за увеличение государственных рас­
ходов на нисходящей фазе экономического цикла, чтобы "под­
стегнуть" экономический рост, и за их сокращение на восхо­
дящей фазе цикла.
15. б. Именно для меркантилистов характерно приоритет­
ное внимание к денежным металлам, которые рассматрива­
лись ими как основной носитель "богатства народов", к внеш­
ней торговле, которую они считали одним из основных источ­
ников поступления золотой и серебряной монеты, и к методам
государственного регулирования экономики, чтобы стимулиро-
Глава 1. Предмет и метод экономической теории 219

вать развитие экспортно-ориентированных отраслей и миними­
зировать отток денежных металлов из страны.
16. а. Современный либерализм — спектр экономических
теорий кейнсианского направления.
17. б. Меркантилисты рекомендовали в международной тор­
говле бороться за положительное сальдо внешнеторгового балан­
са — больше продавать и меньше покупать, чтобы в стране
накапливались золото и серебро, полученные за экспортируемые
товары. Но если бы все страны только продавали и ничего не
покупали, то мировая торговля была бы невозможна.
18. б. Другие две названные проблемы входят в круг вни­
мания современного Экономикса.
19. г. Достаточно вспомнить название знаменитой книги
Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства
народов" (1776 г.).
20. б. Часто это определение дают еш;е более лаконично:
экономическая теория — наука, изучающая использование
людьми редких (ограниченных) ресурсов.

Ответьте на вопросы
21. Основной тезис. Расцвет меркантилизма можно счи­
тать прямой реакцией на быстрое увеличение международной
торговли в эпоху Нового времени. Поскольку вплоть до про­
мышленного переворота (конец XVHI — начало XIX в.) евро­
пейцы не могли предложить азиатским купцам сколько-нибудь
интересные для них товары, то приток восточных товаров в
Западную Европу осуш;ествлялся в основном в обмен на золо­
тую и серебряную монету. Поэтому создалась парадоксальная
ситуация, когда, несмотря на большой приток золота и серебра
из американских колоний, европейцы испытывали нехватку
денежных металлов, поскольку звонкая монета уходила на
Восток. Меркантилисты предлагали бороться с кризисом налич­
ности, cf имулируя развитие экспортоориентированных произ­
водств, а также вводя прямые административные запреты на
вывоз из страны полноценных денег.
22. Основной тезис. К традиционному институционализму
относятся б и ж, к неоинституционализму — а, г и 3.
23. Основной тмезис. Степень распространенности тех или
иных экономических концепций в тех или иных регионах во
многом зависит от особенностей национальной экономической
культуры. Например, неоклассическая теория последователь-
220 Ответы и решения
но строится на принципах рационального индивидуализма,
поэтому она популярна в странах с индивидуалистической
культурой, прежде всего в США. Напротив, радикальные эко­
номические теории и отчасти кейнсианство осйованы во мно­
гом на идеях комму на лизма, поэтому они более популярны в
странах, где преобладает этика коллективизма, — в Японии
и Западной Европе.
24. Основной тезис. "Великая депрессия" 1929—1933 гг.
предопределила кейнсианскую революцию; кризис 1973—1975 гг.
и деградация "социалистической" командной экономики приве­
ли к закату кейнсианства и победе "неоклассической контрре­
волюции".
25. Основной тезис. Можно привести следующие примеры:
Е. Слуцкий в 1915 г. впервые изложил ординалистскую
концепцию потребительского поведения, повторно открытую
Д. Хиксом (нобелевский лауреат 1972 г.) и Р. Алленом в 1934 г.;
Б. Бруцкус в опубликованной в 1922 г. серии статей о про­
блемах советской экономики (в 1935 г. их расширенный вари­
ант был издан на английском языке под названием "Экономи­
ческое планг^рование в советской России") предвосхитил раз­
витую в 1940-х гг. Ф. фон Хайеком (нобелевский лауреат 1974 г.)
критику социализма как "дороги к рабству";
Г. Фельдман в 1928 г. представил в своих статьях первую
в мировой экономической литературе динамическую модель,
чем предвосхитил разработки кейнсианцев (Э. Домара, Р. Хар-
рода, П. Самуэльсона, С. Кузнеца и др.).
26. Основной тезис.
1. Постоянный интерес экономистов к роли государства в
экономике следует объяснять тем, что эта проблема являет­
ся ключевой для выполнения экономической теорией своей
нормативной функции: полностью без государственного регу­
лирования реальное рыночное хозяйство, видимо, обходить­
ся не может, но оптимальные сила и формы этого регулиро­
вания существенно меняются на разных стадиях развития ры­
ночного хозяйства, поэтому "тонкая наводка" постоянно слу­
жит объектом научных дискуссий.
2. Закономерность прослеживается — это волнообразный
ритм, чередование преобладания концепций, предлагающих
усилить государственное регулирование, и концепций, тре­
бующих ослаблять его, отказываться от чрезмерного вмеша­
тельства государства. Схематически это можно изобразить
так:
Глава 1. Предмет и метод экономической теории 221
Мер­ Марк­ Кейн-
Доминирую­
щие концеп­ канти­ сизм сиан-
лизм ство
ции, предла­
гающие усили­
вать государ­
ственное
регулирование
Клас­ Совре­
Неоклассика
Доминирую­
сиче­ конца XIX — менная
щие концеп­
ская начала XX в. неоклас­
ции, предла­
полит­ сика
гающие ослаб­
эконо­
лять государ­
мия
ственное
регулирование

Рис. 1.1. Чередование преобладания концепций
в разные периоды времени

1.2.2. Метод экономической теории
Верны ли следующие утвероюдения?
27. Нет. А. Маршалл, напротив, положил маржинализм в
основу своей теории спроса.
28. Да. Поскольку дедукция основана на умозаключениях
от общего к частному.
29. Нет. Например, представители "экономики предложе­
ния" для оздоровления экономики рекомендуют снижение на­
логов и предоставление льгот корпорациям.
30. Да. Лозунг коммунизма "От каждого по способностям,
каждому — по потребностям". Фактически тем самым утвер­
ждается, что человек может ограничить свои потребности.
31. Нет.. В современном "Экономиксе" нет иерархии кате­
гории, когда из более абстрактных понятий выводят понятия
все более конкретные (как в "Капитале").
32. Нет. Математическое моделирование широко исполь­
зуется, например, в современной физике.
33. Нет. Модель построена с использованием аксиом, ко­
торые в реальной жизни не выполняются. Этот вопрос более
подробно исследуется при изучении поведения потребителя.
34. Нет. Апория — утверждение, противоречащее прак­
тическому опыту. Такого положения в данном случае не на­
блюдается.
222 Ответы и решения
35. Нет. Если производная функции в какой-то точке рав­
на нулю, то в этой точке функция имеет зкстремум, но вов­
се не обязательно, что этот экстремум будет оптимальным
для индивида или общества.
36. Нет. Если производная функции в какой-то точке рав­
на нулю, то в этой точке функция имеет экстремум — график
функции перегибается и эта точка будет менять наклон с по­
ложительного на отрицательный или наоборот.
Выберите единственно правильный вариант отсвета
37. а. Если в решении нормативных проблем экономичес­
кие исследования сильно зависят от априорных идеологичес­
ких убеждений исследователя и поэтому в ходе логических
дискуссий экономисты с разными убеждениями вряд ли смо­
гут прийти к единому мнению, то позитивные проблемы ме­
нее зависимы от идеологических предрасположенностей, что
позволяет вести плодотворный диалог представителям различ­
ных течений.
38. г. В "Истории экономического анализа" Й. Шумпетер
пишет об историках, экономической науки, которые "справед­
ливо говорят о прогрессе в нашей науке, имея в виду технику
анализа и растуш;ую степень овладения фактическим матери-
алом"^
39. а. В данном рассуждении свойство "определяться рав­
новесным состоянием спроса и предложения" относят ко все­
му, что считают "ценой товара", затем утверждают, что про­
центная ставка есть цена товара "кредитные ресурсы", и от­
носят к ставке свойство всех товарных цен.
40. е. Предлагаемое Ф. Бастиа рассуждение таково: "Про­
текционистская политика — это защита любой ценой интере­
сов отечественных производителей. В таком случае для защиты
производителей осветительных приборов надо запретить ис­
пользование естественного освещения". Логическая ошибка
заключается в неправомерном заключении от общего к част­
ному: выражение "любой ценой" в исходной предпосылке не
следует понимать буквально. Ф. Бастиа вполне логично вклю­
чил этот свой памфлет в сборник "Экономические софизмы".
41. б. Согласно К. Попперу, теория научна тогда и только
тогда, когда можно провести ее экспериментальную провер­
ку, которая подтвердила или опровергла бы эту концепцию.
^ См.: Истоки. Вопросы истории народного хозяйства и экономической
мысли. Вып. 1. М., 1989. С. 280—281.
Глава 1. Предмет и метод экономической теории 223

Так, концепция существования всемогущего бога ненаучна, по­
скольку если бог всемогущ, то он может создать любой ре­
зультат экспериментов, направленных на его обнаружение, а
потому в принципе невозможно опровергнуть его существова­
ние. Напротив, теория общественного выбора научна, так как
она была бы опровергнута, если бы избиратели часто голосо­
вали за политиков, чья деятельность наносит им вред, поли­
тики принимали бы программы, наносящие ущерб их популяр­
ности, и т. д.
42. а. См. статью самого М. Фридмена^
43. е. Экономистами-неоклассиками сначала была разрабо­
тана методика анализа яв1лений чисто экономической жизни,
основанная на принципе максимизирующего поведения раци­
ональных индивидов, а затем неоинституционалисты (сторон­
ники теории общественного выбора в том числе) стали исполь­
зовать эту методику для анализа семейных отношений (эконо­
мика семьи), политической жизни (теория общественного вы­
бора), правовых отношений (экономическая теория прав соб­
ственности) и т. д.
44. а. Именно Ф. Кенэ в 1758 г. разработал "экономическую
таблицу" — экономико-математическую модель обмена товара­
ми и денежными платежами между основными социальными
группами французского государства.
45. е. Китайское правительство поставило экономический
эксперимент, искусственно воспроизведя систему ''колодезных
полей" с целью изучения ее в наиболее благоприятных усло­
виях.
46. б. Работа Н. Д. Кондратьева построена на обобщении
материалов по динамике экономического роста развитых стран
Запада XVIII — начала XX в.
47.2.
48. б. Это утверждение противоречит практическому опы­
ту, но не содержит логических противоречий (не является
софизмом), не включает одновременно тезиса и антитезиса (не
является антиномией) и уже давно доказано теоретически и
экспериментально (стало из гипотезы ''твердым" теоретичес­
ким знанием).
49. в. Высказывание а не является примером исключенно­
го третьего, поскольку высказывания "работать" и "быть без­
работным" не отрицают друг друга — можно не работать и в
то же время не быть безработным (школьники, пенсионеры).
^ См.: Фридмен М. Методология позитивной экономической науки / /
THESIS. 1994. Вып. 4. С. 20—52.
224 Ответы и решения
Высказывания б и г содержат аналогичную ошибку. ''Получать
пособие по безработице" и "получать заработную плату" —
это необязательно альтернативы; можно не иметь официаль­
ной занятости и получать как пособие, так и "теневую" зара­
ботную плату. Получающий пособие по безработице может,
кроме пособия и "теневой" заработной платы, иметь и иные
источники доходов — например, помощь от родственников,
собственные сбережения.
50. а. Согласно правилам применения дифференциально­
го исчисления к исследованию функций, если выполняется
условие f'(X) > О, то функция является возрастающей — чем
больше X, тем больше Y; и наоборот, если f'(X) < О, то фун­
кция является убывающей — чем больше X, тем меньше Y.
Ответьте на вопросы и решите задачи
51. Да. Согласно принципу фальсификации концепция на­
учна, если могут в принципе существовать факты и явления,
опровергающие ее. Теория прибавочной стоимости, согласно
которой уровень зарплаты определяется стоимостью рабочей
силы, может быть опровергнута, если, например, зарплата
будет расти быстрее интенсивности труда.
52. К ядру относятся б, г и е; к защитному поясу — д.
Ядро — фундаментальные концепции неоклассики — включает
принцип рационального поведения, оптимизирующего индиви­
дуальное благосостояние (концепция "человек экономический"),
а также, как конкретизацию этого основного принципа, концеп­
цию равноценности для индивида различных наборов благ, да­
ющих ему одинаковую полезность (модель кривых безразличия),
и принцип обратной зависимости между ценой товара и величи­
ной его покупок (модель кривых справа). Вертикальная кривая
Филлипса, объясняющая взаимосвязь безработицы и инфля­
ции, — более частная концепция, относящаяся к защитному по­
ясу неоклассической теории и допускающая различные уточне­
ния (например, переход от модели вертикальной кривой Филлип­
са к более сложной модели Лукаса). Прочие упоминаемые в воп­
росе теории вообще не относятся к современной неоклассике.
53. Чтобы найти экстремумы функции Y = 2Х? -f- Х^ - 2,5Х +
+ 10, надо найти, при каких значениях X ее производная рав­
на нулю.
Решая уравнение Y' = 2-ЗХ^ + 2 Х - 2 , 5 = 0, находим два
экстремума данной функции: Х^ = - 5 / 6 ; Х^ = 0,5.
Определим теперь, в каком из этих экстремумов функция
будет иметь минимум, а в каком — максимум. Для этого надо
найти значение в них второй производной функции:
Глава 1. Предмет и метод экономической теории 225
Y" = 2-3-2Х 4- 2 = 12Х + 2.
Поскольку Y''(Xj) = - 8 , что меньше нуля, то в этой точ­
ке функция будет иметь максимум. В другом экстремуме
Y"{^^ = 8, что больше нуля, следовательно, здесь функция
будет иметь минимум.
Функции, имеюидие несколько экстремумов минимума и
максимума, могут в принципе использоваться, например, при
изучении циклических колебаний экономики.
54. Линейная функция имеет вид: Y = /сХ + b или в дан­
ном случае:
Р = /cQ + Ь,
где Р — цена пшеницы; Q — величина урожая.
Чтобы узнать значение коэффициентов /с и Ь, надо ре­
шить систему из двух уравнений:
Г40 = 20-/С + Ь;
[40-1,16 = 20-0,7fc + Ь.
Решая данную систему уравнений, получаем примерно
следующие значения:
/с = -1,03; Ь = 60,6.
Следовательно, уравнение имеет вид: Р = -1,03 Q + 60,6.
55. Чтобы математически определить,, является ли функ­
ция Y = /(X) восходящей, убывающей или она меняет наклон,
надо исследовать ее производную:
Г(Х) = -30,00167X2 + 2 0 , 0 5 Х - 2,33.
Дискриминант функций типа Y — аХ^ Л- ЬХ Л- с вычис­
ляется по формуле:
D = Ь2 - 4ас.
Если он отрицателен, как в данном случае, то производ­
ная всегда будет принимать тот же знак, что и коэффициент
а, т. е. в данном случае она будет отрицательной. Когда фун­
кция имеет отрицательную производную, она является убыва­
ющей — зависимость между урожаем пшеницы и ценами на
нее является обратной.
По существу, Г. Кинг эмпирически вывел закон спроса —
закон обратной зависимости между ценой и величиной спроса.
(Строго говоря, уравнение Дж. У. Юла является неполным,
поскольку, согласно ему, график функции уходит из начала
координат вправо вниз. Более точно она должна выглядеть как
Y = -2,33 Х + 0,05 Х^ - 0,00167 Х^ + А, где А — определяе­
мый на основе конкретно-исторических данных числовой ко­
эффициент, сдвигающий график функции вверх.)
56. Если обозначить "потребители/работники" как X, а
"акры/работники" как Y, то зависимость интенсивности тру­
да от структуры домохозяйства будет выражаться линейной
226 Ответы и решения
функцией типа Y — кХ + Ъ. Если какой-либо параметр задан
интервально, то при математической обработке берут середи­
ну интервала. В таком случае для выяснения значений коэф­
фициентов к и Ъ надо решить систему из двух уравнений:
Cl,96 = l,12;c + b;
[2,16 = l,37fc + b.
Решая данную систему уравнений, получаем следующие
значения: к = 0,8; b = 1,064.
Следовательно, уравнение имеет вид: Y = 0,8 Х + 1,064.
57. Производная этой функции имеет вид: Y' = 22 X - 10.
Она будет равна нулю при X = 2,5. Поскольку Y'\X) = 4 > О,
то при производстве четырех единиц товара средние издер­
жки фирмы будут минимизироваться.
58. Отечественный китаист Э. С. Кульпин, анализируя
этот исторический источник, комментирует его следующим
образом^ Если принять посевной фонд крестьянина за X, а не­
обходимый продукт крестьянской семьи за Y, то общий сбор
урожая крестьянской семьей выражается следующими фор­
мулами:
при сборе сам-четыре 4Х = X + Y + 400;
при сборе сам-три ЗХ = X + Y + 300;
при сборе сам-два 2Х = X 4- Y + 100.
Если находить из этих уравнений значения X и Y, выяс­
няется, что однозначный ответ получить невозможно. Объеди­
няя последние два уравнения, получаем X =' 200, Y = 100 да­
ней; объединяя первое и третье, получаем X = 150, Y = 50;
объединяя первые два, имеем X = 100, Y = 100 даней.
Э. С. Кульпин предполагает, что в источнике допущена
ошибка и при сборе сам-четыре излишек должен быть не 400,
а 500 даней. В этом случае система уравнений получает одно­
значное решение: X — 200, Y = 100.
С учетом государственных закупок и дотаций потребление
крестьянской семьи в данях должно выглядеть так.
В урожайные годы:
при сборе сам-четыре 200 + 100 + 500 - 375 = 425;
при сборе сам-три 200 + 100 + 300 - 200 = 400;
при сборе сам-два 200 + 100 + 100 - 50 = 350.
В неурожайные годы:
при неурожае первой степени 100 + 50 = 150;
при неурожае второй степени 70 + 200 = 270;
при неурожае третьей степени 30 + 375 = 405.
^ См.: Кульпин Э. С. Указ. соч. С. 211—212.
Глава 1. Предмет и метод экономической теории 227
Получается парадоксальный результат: при самом сильном
неурожае крестьянин имеет зерна больше, чем при более сла­
бом неурожае и даже чем в урожайные годы при сборах сам-
два и сам-три. "Получается вовсе не выравнивание, как пред­
лагает автор проекта, — пишет Э. С. Кульпин, — а создание
искусственного процветания при неурожае высшей степени".
Этот парадокс, видимо, следует объяснять особенностями эко­
номического мышления мудрецов Древнего Китая: приводи­
мые цифры играют роль взятого наобум примера, иллюстри-
руюидего основную мысль, что при хорошем урожае надо
делать более крупные запасы, чтобы использовать их во вре­
мя наиболее сильных неурожаев, а при более умеренных уро­
жаях должны создаваться и более умеренные запасы, кото­
рые будут использоваться во время слабых неурожаев. Вос­
принимать эти цифры буквально, как отражение фактически
рекомендуемых пропорций, ни в коем случае нельзя.


1.3. Дискуссии, исследования
и другие формы активной работы
59. Основной тезис. На данный вопрос нельзя дать однознач­
ного ответа. Одно из возможных рассуждений можно построить
так. Поскольку в XXI в. ожидается обострение глобальных про­
блем современности (истопцение ресурсов, загрязнение окружа­
ющей среды), а также ''пробуждение Востока" (активное вклю­
чение стран бывшей периферии в мировое хозяйство), то сле­
дует ожидать активизации экономических концепций, основанных
на принципах не индивидуализма, а коллективизма. В таком
случае следует предположить, что "век неоклассики" подходит
к концу, в начале XXI в. произойдет "институциональная рево­
люция". По этому вопросу супдествуют и иные точки зрения.
60. Основной тезис. Любая теория возникает в результа­
те поиска способов удовлетворения потребностей определенных
групп людей. Нельзя запретить потребности. Однако законода­
тельно должны быть запрещены действия, возможные в ходе
практической реализации теоретических положений, которые
нарушают права и свободы других людей. Кроме того, в таких
случаях следует более четко определить потребности и искать
другие, более приемлемые для всего обидества способы их
удовлетворения.
61. Основной тмезис. Неудачными (незавершенными, не­
правильно реализованными и т. п.) следует признать попытки
228 Ответы и решения
применить для реформирования российской экономики поло­
жения монетаризма — одного из направлений неоклассической
теории. Однако это совсем не значит, что российские гралс-
дане ведут себя нерационально (концепция рационального по­
ведения человека лежит в основе неоклассической парадигмы).
Необходимо признать историческую, со11;иальную, психологи­
ческую обусловленность такого поведения. На многие вопросы
в этом случае дает ответ неоинституциональная теория. Но
нужно иметь в виду, что успешное развитие экономики воз­
можно только тогда, когда все экономические агенты воспри­
мут и будут следовать предлагаемым "правилам игры". А для
этого любые изменения должны проводиться постепенно, с со­
блюдением принципа обратной связи.
Глава 2. Базовые экономические понятия

2.2. Вопросы и задачи
2.2.1. Потребности, ресурсы, выбор,
экономический кругооборот
Верны ли следующие утверлсдения?
62. Нет.. Например, сон не может заменять еду.
63. Нет., Известны случаи, когда люди, прошедшие осо­
бую подготовку (йоги, например), могли долгое время оста­
ваться без воды, сна или пиш;и. Но это им удается делать
только тогда, когда их первичные потребности остаются неак-
туализированными. Для обычного (среднестатистического) че­
ловека неудовлетпворенная потребность = акт^уализированная
пот,ребност,ь. Экономика изучает поведение обычных людей.
64. Нет.. "После того не значит вследствие того". Удовлет­
ворение первичных потребностей является необходимым, но
недостаточным условием для того, чтобы у человека актуали­
зировались потребности более высоких уровней.
65. Нет.. Целинные земли можно считать ресурсом, для
использования которого необходимы дополнительные затраты.
66. Нет. Экономическая рациональность не означает пре­
следование только своего материального интереса. Помогая
другу, вы удовлетворили потребность более высокого уровня —
в дружеской среде общения.
67. Нети. Если блага не ограничены, то это — неэкономи­
ческие (свободные) блага.
68. Нет,. В данном случае делается поспешное обобщение:
следует учесть фактор времени. Мысль о возможности удов­
летворить любые потребности в будущем, как правило, не мо­
жет заменить удовлетворение конкретной потребности в насто­
ящем.
69. Да. Доля благ, удовлетворяющих жизненно важные
потребности человека (пища, одежда, содержание жилья), с
230 Ответы и решения
развитием общества имеет четко выраженную тенденцид) к
сокращению, зато растет доля благ, удовлетворяющих вторич­
ные потребности. Например, в первобытном обществе люди
потребляли практически исключительно первичные блага, а в
современном потребительском бюджете граждан развитых
стран эти блага составляют менее половины.
70. Нет. Капиталом станут факторы производства, кото­
рые вы приобретете на эти деньги.
71. Нет. Количество ресурсов для всего общества тоже
ограничено.
72. Да. Экономические ресурсы — это то, что использу­
ется для производства экономических благ, т. е. для удовлет­
ворения производственных потребностей, следовательно, их
самих можно считать экономическими благами. Однако среди
экономических благ помимо экономических ресурсов есть бла­
га, предназначенные для окончательного использования в по­
треблении людей, которые уже нельзя называть экономичес­
кими ресурсами. Например, трактор — это и экономическое
благо, и экономический ресурс, а хлеб (если его используют
для питания людей, а не на корм скоту) — только экономи­
ческое благо.
73. Нет.. Взятка — это один из видов прямых затрат.
74. Нет,. Оценка альтернативной стоимости одного и того
же товара или услуги может оказаться разной для разных
индивидов. См. определение.
75. Нет,. Альтернативными затратами на получение выс­
шего образования были бы доходы, которые можно было бы
получить в течение срока обучения в институте, если выби­
рать не учебу, а работу. Плата за обучение и расходы на
учебники — это не альтернативные, а прямые затраты об­
разования.
76. Нет,. При увеличении производства блага (товара) ко­
личество других экономических благ, от производства которых
приходится отказаться (альтернативные затраты), возрастает.
Но предельные альтернативные затраты мргут быть постоян­
ными, если кривая производственных возможностей — прямая
линия.
77. Да. Если экономические агенты будут использовать
свои сравнительные преимущества, то кривая производствен­
ных возможностей станет выпуклой.
78. Да. Если существуют специализация и разделение
труда, однако встречный поток доходов и расходов в этом
Глава 2. Базовые экономические понятия 231

случае не принимает денежной формы, а осуществляется в
форме продуктов и услуг.
Выберите единственно правильный вариант, ответпа
79. е. Полезность рассматривается в экономической теории
как свойство, субъективно оцениваемое принимающим реше­
ние хозяйственным агентом.
80. г. Ответ б не верен, так как для использования "неис­
черпаемых" источников энергии необходимо использование
других экономических (редких) ресурсов (например, времени).
81. а. Продукты питания являются экономическими блага­
ми, а не ресурсами.
82. б. Б а н к и р — труд или предприпимательст^во,
нефть — земля, трактор — капитал. Деньги во всех их видах
(облигации, счет в банке и т. д.) являются средством приобре­
тения факторов производства, но не самим фактором произ­
водства.
83. г. Экономические агенты — это субъекты экономичес­
ких отношений, участвующие в производстве (в широком
смысле слова) экономических благ. Тюрьма производит такое
экономическое благо, как предотвращение (превенция) пре­
ступлений, президент производит услуги по управлению госу­
дарством, семья производит потребительские блага (стирка
белья, приготовление пищи и т. д.); следовательно, все пере­
численное можно называть экономическими агентами. Именно
такие (расширительные) подходы к истолкованию понятия
"экономические агенты" лежат в основе неоинституциональ­
ных разработок по экономике преступлений и наказаний, те­
ории общественного выбора, экономике семьи и т. д.
84. г. Для производства выбранного количества одного то­
вара необходимо отказаться от производства определенного
количества другого товара и наоборот.
85. е. Увеличились производственные возможности в про­
изводстве как товара А, так и товара Б. Ответы а и б не под­
ходят, так как сдвиг кривой производственных возможностей
может достигаться как за счет роста эффективности, так и за
счет увеличения ресурсов. Ответ г не подходит, так как при
неполной занятости производство находится ниже производ­
ственных возможностей.
86. г. Результат сравнения количества продуктов А и Б бу­
дет зависеть от выбора единиц измерения. Поскольку на осях
графика нет масштабной шкалы, соотношение количества
продуктов А и Б остается неизвестным. А поскольку точка на-
232 Ответы и решения
ходится на кривой производственных возможностей, то обще­
ство полностью использует все ресурсы.
87. а. Чтобы найти ответ на вопрос, нужно перейти от вре­
менных единиц измерения к штукам, определить сравнитель­
ные преимущества в изготовлении корабликов и придумывании
названий и ранжировать "работников" по альтернативным зат­
ратам на каждый продукт. Необходимо, чтобы Работник и Ли­
деры специализировались на изготовлении корабликов, а Мыс­
литель и Организаторы — н^ придумывании названий.
88. б. Обучаясь в университете, студент теряет возмож­
ность получать доход в 1000 руб. вместо 200 руб.
89. е. На самом деле вы стали обладателем производствен­
ного ресурса (технологии). Чтобы он стал фактором производ­
ства, необходимо организовать предприятие.
90. е. Поскольку величина производимых благ есть произ­
ведение количества работников на их производительность, то
рост второго множителя может компенсироваться снижением
первого.
Выполните задания и ответьте на вопросы
91. Если Адронов трудится с полной отдачей, то его "про­
изводственные" успехи соответствуют точкам кривой производ­
ственных возможностей. Поскольку он занимается обоими вида­
ми деятельности одинаково легко, его функция будет линейной
и описывается формулой типа Y = /сХ + Ь, где X — количе­
ство пойманных диссидентов, а Y — количество прочитанных
речей. Необходимо найти значение коэффициентов к и Ь.
Рассмотрим ситуацию, когда Адронов увеличивает число
речей, уменьшая поимку диссидентов. Пусть Y^ = кХ^ + Ъ —
нормальная ситуация, э. Y^ = кХ^ + Ъ — новая ситуация. Тог­
да Y^ - У, = к'Х^ + Ъ - (кХ^ + Ь) = к'{Х^ - Х^).
Отсюда /с = (У, - Y^)/(X^ — X,) = 1/(-3) = - 1 / 3 .
Если бы Адронов не выступал с речами, а занимался
только борьбой с инакомыслящими, то У = b - 1/3-30 = 0. От­
сюда находим значение коэффициента: Ь = 10.
Таким образом, кривая производственных возможностей
Адронова име^т вид:
У = 10 - 1/ЗХ.
Если бы Адронов не отвлекался на борьбу с диссидентами
(т. е. при X = 0), он мог бы ежемесячно произносить 10 речей.
92. Кривые производствейных возможностей изображены
на рис. 2.4 и 2.5.
Альтернативная стоимость изготовленного по технологии
Ивана первого стола равна 0,5 табуретки: производительность
Глава 2. Базовые экономические понятия 233

Столы
Общая кривая
12

^*''"*^^,,^^ / возможностей


8 ^^^""^^
\ Кривая '\
\ / ˜ производственных i \
у^ возможностей Ивана [ \

4^ ^ \ ! \
^•^^-^Х^ у— Кривая производственных
^^^v.,^^^^ / возможностей Василия
\ ^"^^ ! \
x_^^J л—^
4 8 12 Табуретки
Рис. 2.4. Построение кривой производственных возможностей
при первоначальных технологиях Ивана и Василия




Общая кривая производ­
ственных возможностей
после освоения Василием
технологии производства
столов Ивана




Кривая производствен­
ных возможностей
Василия после освоения
технологии производ­
ства столов Ивана




Табуретки
Рис. 2.5. Построение кривой производственных возможностей
при использовании Василием технологии Ивана
234 Ответы и решения
первого часа = 1 стол = 1/2 табуретки. Альтернативная сто­
имость изготовленного по технологии Ивана последнего стола
равна одной табуретке: производительность 8 ч при том усло­
вии, что Иван делает столы, а Василий табуретки, = 8 сто­
лов = 8 табуреток.
93. Для пяти человек и 40-часовой рабочей недели всего
получится 200 чел./ч. За неделю бригада изготовит 400 (2-200)
табуреток или 300 (3/2-200) столов. Е1сли рабочая неделя сокра­
тится на четверть, то всего получится 150 чел./ч. После сокра­
щения трудозатрат и продолжительности бригада за неделю смо­
жет изготовить 600 (4-150) табуреток или 225 (3/2-150) столов.
Кривые производственных возможностей изображены на
рис. 2.6.
Альтернативные затраты производства табуретки в цер-
вом случае равны 3/4 стола. Альтернативные затраты произ­
водства стола во втором случае равны 8/3 табуретки.
94. Запишем решение задачи в виде таблицы (табл. 2.5).
Для построения кривой производственных возможностей
последовательно исключаем работников, у которых корабли­
ки оказываются самыми "дорогими" (чья альтернативная сто­
имость больше).


>^
Столы



КПВ: 40 ч
300
\. / в нед.


225
КПВ: 30 ч
/ в нед.




^>-
400 600 Табуретки
Рис. 2.6. Изменения кривой производственных
возможностей бригады
Глава 2. Базовые экономические понятия 235
Таблица 2,5. Расчет данных для построения кривой
производственных возможностей
Коли­
Работники Число Число Альтернатив­
Альтерна­
чество, корабликов названий тивная ная стоимость ,
стоимость
чел. за 60 мин названия,
за 60 мин
кораблика, кораблики
названия
1 Лидеры 10 120 1/2 2
60
Организаторы 10 120 2
60 1/2
Работники 1 0,2 5
60 12
Мыслители 1 6 60 10 0,1
Всего 252
246

Мыслители: число корабликов = 240 (246 - 6); число на­
званий = 60 (О + 60).
Организаторы: число корабликов = 180 (240 - 60); число
названий = 180 (60 + 120).
Лидеры: число корабликов = 60 (180 - 120); число назва­
ний = 240 (180 + 60).
Работники: число корабликов = О (60 - 60); число назва­
ний = 252 (240 + 12).
В ходе вычислений заметим, что равное число корабли­
ков и названий оказалось во второй итерации.
То же отмечаем и на графике: точка (180, 180) лежит на
пересечении КПВ и биссектрисы квадранта (рис. 2.7). Получа­
ем ответ: 180 корабликов и 180 названий.

Кораблики
.Illr:^::-:^
240

180 ../••




60




60 180
240 252
Названия
Рис. 2.7. Кривая производственных возможностей группы
Ответы и решения
236

Кокаин, ^
млн. кг




0,7 1 ^ Бананы,
млн. т
Рис. 2.8. Кривые производственных и торговых
возможностей Кокабаны
95. 1. Кривая производственных возможностей Кокабаны
изображена линией ВС на рис. 2.8.
2. Жители Кокабаны будут производить 5/7 (примерно 0,7)
от максимально возможного количества бананов и 2/7 (при­
мерно 0,3) от максимально возЛгожного количества наркотиков.
Эти пропорции задаются соотношением рабочих и выходных
дней недели.
3. Кривая торговых возможностей Кокабаны изображена на
рис. 2.8 линией BD. Этой стране гораздо выгоднее специали­
зироваться на производстве кокаина — его цена, выраженная
в бананах, в мировой экономике гораздо выше, чем внутри
самой страны.
4. При рациональной организации хозяйства жителям Ко­
кабаны надо производить только кокаин, а затем для обеспе­
чения себя бананами выменять их за рубежом на часть произ­
веденного кокаина. Чтобы купить за рубежом 0,7 млн. т бана­
нов, им надо продать 0,7/5 = 0,14 млн. кг кокаина, и у них еще
останется 0,86 млн. кг кокаина, продавая которые они смогут
приобрести еш;е очень много всяких благ.
5. Поскольку кокаин является ''вредным благом", для ми­
рового сообщества лучше, чтобы в Кокабане правил тотали­
тарный режим за "железным занавесом", препятствующий
участию этой страны в мировом хозяйстве и наплыву за рубеж
опасного наркотика.
96. Пусть по оси X будет откладываться количество само­
гона, а по оси Y — количество картофеля.
Сначала вычислим крайние точки кривой производствен­
ных возможностей пенсионера Старосоветского. Если он вооб­
ще не будет выращивать картофель, то его времени хвати­
ло бы на изготовление 3650 л самогона, но запасов капитала —
только на 3000 л.
Глава 2. Базовые экономические понятия 237
Далее, если он будет весь сельскохозяйственный сезон
заниматься только выращиванием картофеля, не отвлекаясь
на самогоноварение, то за 183 дня он вырастит 365 кг карто­
феля, потратив на это 365 руб. За оставшиеся у него полгода,
располагая 5635 руб., он мог бы наварить 2817 л самогона, если
бы был ограничен только капиталом, но, исходя из ограниче­
ний во времени, изготовит только 1830 л.
Следовательно, крайние точки кривой производственных
возможностей имеют координаты: (3000; 0), (1830; 365).
Кривая производственных возможностей Старосоветского
будет нелинейной. Для построения графика целесообразно най­
ти еще несколько точек, например, таких: (2950; 100), (2650;
200), (2150; 300).
График будет выглядеть так (рис. 2.9).
Картофель, ^
кг
365




Самогон, л
Рис. 2.9. Кривая производственных возможностей
Старосоветского
97. 1. Обозначим количество производимого картофеля и
угля до образования СНПГ в Великопруссии как К и Y, а в
Малопруссии — как к и у.
Функции производственных возможностей этих стран бу­
дут выглядеть так:
К = 200^^У;
50
/с = 50 у.
75
Таким образом, увеличение добычи угля на 1 тыс. т сокра­
щает в Великопруссии производство картофеля на 4 тыс. т, а в
Малопруссии — на 2/3 тыс. т. Поэтому на добыче угля следует
специализироваться Малопруссии (картофель малопруссцы будут
тогда закупать у великопруссцев), а Великопруссии — на произ­
водстве картофеля (закупая уголь в союзной Малопруссии).
238 Ответы и решения
До образования СНПГ Великопруссия производила 30 тыс. т
угля и, как следует из формулы кривой производственных
возможностей, 200 - (200/50)-30 = 80 тыс. т картофеля, Ма-
лопруссия соответственно — 40 тыс. т угля и 50 - (2/3)-40 =
= 23 тыс. т картофеля.
Согласно условию после образования СНПГ
потребление угля стало (30 + 5) + (40 + 5) = 80 тыс. т,
а потребление картофеля (80 + 5) + (23 + 5) = 113 тыс. т.
Если обозначить количество производимого картофеля и
угля после образования СНПГ в Великопруссии как К^ и Y^, а
в Малопруссии — как к^ и у^, то
К.=200-^У,;
' 50 '
п« 50
/ ^ = 5 0 - —у,.
Поскольку суммарное производство в СНПГ должно быть
равно суммарному его потреблению, то можно составить сле­
дующую систему уравнений:
Kj + fcj = 200 - (200/50)Yj + 50 ˜ (50/75)у^ = 113;
Y, + y, = 80.
Решение этой системы уравнений дает результат: Y^ = 25,1;
У, = 54,9.
Сравнивая эти данные о масштабах производства с ранее
полученными данными о масштабах потребления (соответ­
ственно 35 и 45), получаем ответ на вопрос 1:
Великопруссия импортирует 9,9 тыс. т угля, а Малопрус-
сия 9,9 тыс. т угля экспортирует.
2. Ситуация на рынке картофеля анализируется так.

<<

стр. 7
(всего 13)

СОДЕРЖАНИЕ

>>