<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Украина
Узбекистан
Таблица N 2
художник композитор писатель
Англия
Германия
Испания
Австрия


Обязательно укажите хотя бы одно название произведения искусства ука-
занных Вами художников, композиторов, писателей (поэтов), режиссеров.
6. Вспомните ваше любимое произведение искусства (или понравившееся
Вам). Охарактеризуйте его с точки зрения такой категории эстетики как обще-
человеческое.
7. Подготовьте выступление о музее (картинной галерее, парково-
архитектурном ансамбле,...), который является хранилищем произведений ис-
кусства.
Особое внимание уделите его истории и современному состоянию.
ТЕМА 7

ВИДЫ ИСКУССТВА. СИНТЕЗ ИСКУССТВ. ПОНЯТИЕ
РОДА В ИСКУССТВЕ. ПОНЯТИЕ ЖАНРА В ИСКУССТВЕ

Виды искусства — формы художественно-творческой деятельности, раз-
личающиеся прежде всего способом материального воплощения художественного
содержания (слово — для литературы, звук — для музыки и т. п.). Можно ут-
верждать, что с эмоциональной точки зрения все виды искусства равноценны и
необходимы. Хотя можно выявить ряд сложностей при их восприятии:
- различная степень подготовленности к восприятию произведения искусст-
ва: качество и направленность воспитания, образования, окружающей среды; на-
личие и формирование творческих способностей;
- различная степень доступности разных видов искусства (удаленность от
культурных центров, малое количество информации, наглядного материала и т. д.).
Но все же самое главное в постижении эстетической науки, в знакомстве с
различными видами искусства — это стремление узнать что-то новое, интерес-
ное. И в этом Вам всегда помогут книги, альбомы с репродукциями, пластинки,
фотографии и т. д.
АРХИТЕКТУРА — вид искусства, целью которого является создание со-
оружений, отвечающих утилитарным (практическим) и духовным потребностям
людей, включая их эстетические потребности.
Существует множество типов сооружений: жилые дома, школы, больни-
цы, Дворцы культуры, аэровокзалы, мосты, храмы, монастыри, триумфальные ар-
ки, государственные учреждения, музеи и т. д. К. произведениям искусства их
можно отнести лишь тогда, когда происходит органическое сочетание
практического и эстетического, когда "строитель" превращается в архитектора,
то есть в мастера, поэта, объединившего в себе и строителя, и художника.
Призвание подлинного архитектора заключается в том, чтобы, исходя из
практически целесообразной задачи, выдвигая ее на первый план, найти такие
комбинации строительных материалов, которые соответствовали бы законам
красоты.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА — группа искусств, основанных на
воспроизведении конкретных явлений жизни в их видовом предметном облике.
Видимое сходство, подобие образа и реальности — характерная черта этих
искусств. Изображая один конкретный момент в развитии окружающего мира,
изобразительные искусства способны передать всю полноту мира, создать цело-
стный образ того или иного явления. А. Саврасов говорил своим ученикам, что
"пейзаж надо писать так, чтобы жаворонка не было видно на картине, но чтобы
пение его было слышно". И действительно, в зрительный образ могут быть вклю-
чены все другие отношения — например, слуховые — И. Левитан "Вечерний
звон"; ощущения движения — "Скачки в Эпсоме" Т. Жерико, "Боярыня Морозо-
ва" В. Сурикова и др.
Структура изобразительных искусств показана на схеме 2 (см. Приложение,
схема 2).
Различают следующие виды изобразительных искусств:
Живопись — вид изобразительного искусства, специфика которого заклю-
чается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-либо поверх-
ность (основу), образов действительности.
Образы живописи могут передавать плоскостность и глубинность про-
странства (перспектива), ставить акценты на постоянном или изменяющемся ха-
рактере бытия, показывать реальную жизнь и иллюстрировать отвлеченные идеи
(аллегория, символ). Живопись характеризуется выбором красящих средств и
связующих их веществ (масло, клей, воск). Отсюда и появились такие
разновидности живописи как масляная живопись, темпера, живопись по
штукатурке (фреска), энкаустика и др. Различные способы техники,
художественные приемы и формы живописного повествования, исторически
пополняясь и изменяясь, позволяли живописи всегда, со время ее появления в
наскальных росписях палеолита, обладать широкими эстетическими
возможностями отражения и видения мира. Благодаря обилию жанров
(монументально-декоративная, станковая живопись (картина), иконопись,
панорама, диорама), живопись находит применение в разных сферах нашей
жизни. Оказывая глубокое эмоциональное воздействие на зрителя, живопись
непосредственно участвует в формировании мировоззрения, высокой духовной
культуры людей, в их эстетическом воспитании.искусство линейное, строгое, осно-
Графика — это прежде всего рисунок;
ванное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а
черным — и карандаш, и уголь, и любой другой "сухой" красящий материал.
Графику подразделяют на два вида: непосредственный рисунок на бумаге и пе-
чатная графика.
Можно предположить, что рисунок был наиболее древним видом изобрази-
тельного искусства, если вспомнить наскальные рисунки первобытного человека.
Он развивался параллельно со скульптурой и прикладным искусством и зачастую
составлял их неотъемлемую часть. Высокие образцы рисунка дала нам античная
вазопись, основу которой составляли линия и силуэт (пятно).
В процессе исторического развития в рисунок (так же, как и в печатную графи-
ку) активно стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок
цветными мелками — пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными крас-
ками — акварель и гуашь
В различной литературе по эстетике и искусствознанию графику по-
разному соотносят с живописью: одни считают, что графика как бы входит в жи-
вопись, другие - что это отдельный подвид изобразительного искусства. На на-
шей схеме выделим графику как отдельный подвид изобразительных искусств.
(см. Приложение, схема 2)
Скульптура (ваяние) — вид изобразительного искусства, специфика кото-
рого в объемном претворении художественной формы в пространстве, — пред-
ставляет преимущественно фигуры людей, — реже животных, иногда — пейзаж
и натюрморт. Сложились две разновидности скульптуры круглая (статуя, груп-
па, торс, бюст), рассчитанная на всесторонний осмотр, и рельеф, где изображение
располагается на плоскости, воспринимаемой как фон. По своему содержанию,
подходу к трактовке образов и форм (то есть по типам) скульптура делится на
монументальную, станковую и скульптуру малых форм, которые развиваются в
тесном взаимодействии, но имеют свою специфику
1) скульптура как произведение монументального искусства бывает зна-
чительных размеров (памятник, монумент, украшение здания), взаимодействует
с архитектурной или пейзажной средой;
2) станковая скульптура предназначена для интерьера. Ее жанры — пор-
трет, бытовой, ню, анималистический;
3) скульптура малых форм является промежуточной между станковой
скульптурой и декоративно-прикладным искусством. К ней относится медальное
искусство и резьба но камню.
Монументальное искусство — вид изобразительного искусства, вклю-
чающий памятники и монументы, скульптурное, живописное и мозаичное убран-
ство зданий, витражи. Монументальное искусство имеет разнообразные функции
воплощение значительных социально-философских и религиозных идей, увекове-
чение памятных событий и крупных личностей, пропаганда и популяризация зна-
чимых общественных идеалов (скульптурное убранство древнеегипетской культо-
вой архитектуры, византийские мозаики и готические витражи, фрески Рафаэля,
памятник Минину и Пожарскому М. Мартоса). Эти функции предопределяют
крупномасштабность форм, их значительность, высокую идейную содержатель-
ность и насыщенность, что при произведениям монументального искусства осо-
бое эстетическое качество — монументальность.
Монументальность — эстетическое качество, достигаемое определенной
мерой художественного обобщения, придающее им величие, масштабность и бо-
льшую общественную значимость.
Монументальное искусство предназначено не для музеев и домашнего ин-
терьера, а для архитектурных ансамблей и парков, больших общественных поме-
щений.
Декоративно-прикладное искусство — вид изобразительного искусства,
обслуживающий бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяющий его
эстетические потребности, несущий красоту в жизнь.
К данному подвиду относятся изделия, выполняемые из самых различных
материалов — из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла. Красота изделий
достигается благодаря декоративности их формы.
Декоративность — качественная особенность произведения искусства,
заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Древнейшим видом украшения является орнамент, то есть узор, в ритмическом
повторе наносимый на изделие или являющийся его структурной основой. Поз-
днее появляются отделка росписью, резьбой, инкрустацией.
Декоративно-прикладное искусство тесно связано с оформлением архитек-
турного интерьера (декоративные росписи, декоративная скульптура, рельефы,
плафоны, вазы и т. д.). И в этом случае оно представлено в синтезе с другими
видами искусства. Наиболее ярким проявлением этого синтеза выступают такие
разновидности изобразительного искусства, как панно, мозаика, фреска, витраж
гобелен, ковер, лепной декор.
Данный подвид искусства непосредственно связано с украшением самого
человека — художественно выполненная отделка на одежде, обуви и ювелирные
изделия.
Можно классифицировать декоративно-прикладное искусство по материалу
— металл (серебро, бронза, золото), керамика (фарфор, фаянс), стекло (хру-
сталь); по технологии — роспись, чеканка, литье и др.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА — вид искусства в котором матери-
альным носителем образности является речь. Данный вид искусства в отличие от
изобразительных искусств лишен зрительной достоверности (наглядности, так
как слово не обладает чертами визуального сходства с тем, что обозначает. Не-
возможность увидеть образы литературы, конечно, говорит об определенной ог-
раниченности данного вида искусства, но вместе с тем раскрывает уникальные
познавательные перспективы:
- с помощью слова реальность постигается не только с чувственной, но и с
умственной, мыслительной стороны;
- только с помощью слова художественная литература вызывает читателя на
самостоятельный диалог, спор с автором, который может включить в произведе-
ние свои суждения о жизни (тем самым художественная литература сближается с
философы и публицистикой);
— только в художественной литературе человек (а также животное, предме-
ты) предстает говорящим
— в качестве носителя речи;
- художественная литература представляет собой искусство воспроизведения
человеческого голоса несущего эмоционально окрашенную мысль.
Выделяются две основные формы существования художественной литера-
туры: чтение; инсценировка литературных произведений в театре, кино, на теле-
видении, в том числе оперные, балетные, пантомимические спектакли и фильмы;
вокальная музыка; иллюстрированные книги как соединение литературы с графи-
кой,
МУЗЫКА — вид искусства, в котором художественные образы формиру-
ются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразитель-
ности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит видимых картин
мира, как в живописи. Вместе с тем, он специфическим образом организован и
имеет интонационную природу.
Именно интонация делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в
себя многовековой речевой опыт, опыт ритмических движений, (воплощенный, в
частности, в ораторском искусстве, театре, танце). Музыка может передавать как
эмоции, чувства, присущие каждому человеку, так и национальные черты различ-
ных народов. Это выражается в интонационном, мелодическом, ритмическом
строе.
Данный вид искусства фиксируется с помощью нотной записи. Существо-
вание музыкального искусства неотделимо от исполнения. В зависимости от
средств, с помощью которых воспроизводится (исполняется) музыка, различают:
- вокальную;
- инструментальную;
- вокально-инструментальную музыку.
Выделяются виды музыки: симфоническая, оперная, камерная и др.
Также определены и жанры этого искусства: песня, соната; симфония; та-
нец; сюита; лирико-бытовая, героическая, комическая опера и др.
При всей своей специфичности художественные образы обладают большой
эмоциональной силой, способность выразить мироощущение человека полно и
многосторонне. Специфические особенности музыки позволяют выражать тон-
чайшие оттенки чувств, психическое состояние и во действовать на глубинный
мир человека.
ТЕАТР — вид искусства, где образное отражение действительности про-
ходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осу-
ществляемыми участниками спектакля перед зрителями.
Театр — одно из самых общественно активных и искусств, ибо сама спе-
цифика этого вида требует зрительной заинтересованности, эмоционального ко-
нтакта между сценой и публикой.
Кроме того, это искусство — коллективное. Творчество актеров, сцено-
графа, композитора, хореографа, художников по костюму, свету, мастерство
гримера и других подчинены в современном театре единому режиссерскому за-
мыслу, который в свою очередь опирается на сценарий написанный автором; то
есть только от профессиональной творческой работы каждого может "родиться"
произведение искусства.
Отметим также, что театр — искусство событийное изображающее жизнь
в состоянии конфликта, движения развития. Этот вид искусства проявляется в
виде трагедии, драмы или комедии; раскрывается в балете, опере, оперетте, также
в театре пантомимы, импровизации.
ТАНЕЦ — вид искусства, материалом которого являются позы и движе-
ния человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и
пространстве, составляющие единую художественную систему. Танец тесно связан
с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-художественный образ (хореогра-
фия). В ряде случаев танец может исполняться и без музыки — в сопровождении
ударных инструментов, кастаньет, хлопков, выстукивания каблуками.
Танец делится на бытовой (народный, бальный) и сценический. Возмож-
ны, конечно, и сценические формы бытового танца.
Сценический танец имеет много разновидностей: классический; "модерн";
джаз-танец; диско-танец.
В европейском искусстве видное место занимал классический танец. Были
установлены такие основные правила как выворотность и четкие позиции ног,
определенные положения рук и т. д. Все это способствовало развитию балета.
ЦИРК — вид искусства, специфика которого заключается в создании ху-
дожественных образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства.
Артист цирка, демонстрируя виртуозное владение трудно осваиваемым предметом
(животными, своим собственным телом, пространством, чувствами), творит по за-
кону эксцентричности, то есть раскрывая высшие человеческие возможности.
Цирковое представление включает в себя номера разных жанров: акробатику;
эквилибристику; гимнастику; пантомиму; жонглирование; клоунаду; иллюзио-
низм; наездничество; музыкальную эксцентрику; дрессировку животных и р.
Одно из главных выразительных средств циркового искусства — трюк.
Большинству цирковых трюков присуще только эксцентрический характер, но
даже элемент
Абсурдности, так как их исполнение нарушает привычную логику поведе-
ния.
СИНТЕЗ ИСКУССТВА – органическое сочетание, единение определенных
элементов различных видов искусства. В истории мирового искусства, в эстетиче-
ской науке сложилось три основные формы синтеза искусства:
1) синтез пластических искусств: его основу составляет архитектурное
сооружение (здание, архитектурный комплекс и т. д.), дополняемое про-
изведениями скульптуры, живописи, декоративного искусства. Синтез
достигается благодаря единому замыслу и стилю;
2) театральный синтез искусств: он осуществляется в процессе актер-
ского исполнения драматического произвнедения, написанного писа-
телем и поставленного режисером, с использованием музыки, декора-
ций, пантомим, хореографии;
3) кинемаграфический синтез искусств связанный с развитием особенно-
стей киноискусств и кинообраза. В кино впервые получают всесторон-
нее развитие принцип монтажа (сокращение и соединение кусков отсня-
той пленки с целью достичь искомой последовательности движущегося
изображения на экране) и полифонии (музыкального многоголосия, ос-
нованное на одновременном сочетании самостоятельных голосов).
ЖАНР в искусстве – различие каждого вида искусства на несколько подви-
дов по определенным признакам эстетической науке есть различные принципы
жанрового деления – тематические, структурный, функциональные. Системный
анализ искусства вбирает главнейшие особенности этих принципов и позволяет
вычленить следующие жанры, например, в литературе:
- роман, повесть, поэма, стихотворение;
- исторический роман, психологический роман, приключенческий роман;
- трагедия, комедия, мелодрама, водевиль;
- ода, эпитафия, эпиграмма, памфлет.
Соответственно многообразны жанровые явления (членения) в других ви-
дах искуства, а каждый жанр распадается на несколько поджанров. В результате
этого, одно и то же произведение искусства можно отнести к нескольким жанро-
вым группам. Например, скульптура "Медный всадник" Э. Фальконе – это памят-
ник, конный памятник, портрет, политический портрет, аллегорическая скульпту-
ра.
РОД в искусстве. Родовое деление в искусстве соединяет видовое и жанро-
вое членение, свидетельствует о стремлении человека художественно воссоздать
жизнь во всем богатстве эмоциональных и эстетических проявлений.
Говоря о различных родах в искусстве, необходимо учитывать взаимодей-
ствие, то есть синтез искусств. Например, в литературе деление на роды возникает
как результат влияния на нее музыки (лирика), театр (драма) и др.
Аналогично и в других областях художественного творчества. В изобрази-
тельном искусстве выделение монументально-декоративной живописи, скульпту-
ры, графики есть следствие влияния архитектуры; выделение сценографии – вли-
яние театра; книжной иллюстрации – ответ на потребность литературы и т. п. Му-
зыка, танец, сценическое искусство представляют как системы родов, которые
порождают необходимость каждого вида искусства существенно изменяться в
процессе синтеза искусств.

РЕЗЮМЕ
1. Виды искусства – формы художественно-творческой деятельности, раз-
личающиеся способом материального воплощения художественного содержа-
ния (слово – для литературы, звук – для музыки, …).
2. Виды искусства: архитектура, изобразительные искусства (скульптура, жи-
вопись, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство),
музыка, художественная литература, театр, танец, киноискусство, цирк и др.
3. Жанр в искусстве — разделение каждого вида искусства на несколько
видов по определенным признакам (по теме, структуре, по выполняемым функ-
циям,...).
4. Род в искусстве — вычленение или появление рода в определенном виде
искусства зависит от развития, требования данного вида. Род дополняет и рас-
ширяет данный вид искусства. Например, литература и ее род — книжная иллю-
страция.
5. Синтез искусств — соединение и взаимодействие определенных эле-
ментов различных видов искусств. Одно и то же произведение может
характеризоваться с помощью различных видов и жанров искусства.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
1. Виды искусства
2. Архитектура
3. Изобразительное искусство
4. Живопись
5. Графика
6. Скульптура
7. Монументальность
8. Декоративно-прикладное искусство
9. Декоративность
10. Художественная литература
11. Театр
12. Танец
13. Цирк
14. Синтез искусств
15. Жанр в искусстве
16. Род в искусстве
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
"На беспристрастном безмене истории кисть
Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом.
Александра Македонское
(Плоды раздумья, не включавшиеся в собрание
сочинений Козьмы Пруткова)


1. Напишите в клеточках те виды искусства, которые взаимодействуют с
музыкой. Рядом с цифрами приведите примеры. (Если нужно, добавьте нужное
количество клеточек).
1
2


1
музыка
2


1
2




2. Заполните таблицу, приведите примеры:


изобразительные искусства




3. Сравните свои впечатления от Парфенона в Афинах, Реймского собора
во Франции, Успенского собора во Владимире. (Иллюстрации с изображением
данных архитектурных сооружений Вы можете найти в книге Андреевой М., Ан-
тоновой А., Дмитриевой О. Рассказы о трех искусствах — Л., Детская литерату-
ра, 1975. или в Больной Советской Энциклопедии). 4 Отгадайте кроссворд:
4. Отгадайте кроссворд

1 4
7

2
9
6
5

3
8
По вертикали: 1. Вид искусства, целью которого является создание со-
оружений. 4. Подвид декоративно-прикладного искусства. 6. Коллективный вид
искусства. 9. Вид искусства, соединяющий в себе музыку, сценическое искусст-
во, спорт, общение с животными и т. д.
По горизонтали: 2. К какому виду изобразительного искусства относится
"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи? 3. "Давид" Микеланджело — подвид изо-
бразительного искусства. 5. Вид искусства, где художественные образы форми-
руются с помощью звуков. 6. Один из жанров искусства. 8. М. Булгаков "Мастер
и Маргарита" — вид искусства. 7. Музыкальный жанр.
5. Самостоятельно дайте характеристику киноискусству, выделив самое ва-
жное.
6. Охарактеризуйте одну из предложенных скульптур. С какими видами,
подвидами искусства перекликается выбранная Вами скульптура:
1. М. Козловский. Самсон.
2. М. Козловский. Памятник А. В. Суворову, 3 М Антокольский. Петр І.
4. О. Монферран. Александрийский столп.
5. Э. Фальконе. Памятник Петру I.
7. Дайте определения вышеуказанным понятиям ведите примеры.
ПОРТРЕТ — это
1 ______________________________________________________________
2_______________________________________________________________
3_______________________________________________________________
ПЕЙЗАЖ — это
1 ______________________________________________________________
2_______________________________________________________________
3 ______________________________________________________________
НАТЮРМОРТ — это
1 ______________________________________________________________
2 ______________________________________________________________
3______________________________________________________________
СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА — это
1 ______________________________________________________________
2_______________________________________________________________
3_______________________________________________________________
8. Приведите примеры следующих жанровых разновидностей сюжетно-
тематической картины:
а) историческая картина 1.
2.
3.
б) батальная 1.
2.
3.
в) анималистическая 1.
2.
3.
г) интерьер 1.
2.
3

9. Выделяется ли среди других видов искусства архитектурно-парковое
искусство? Приведите пример одного архитектурно-паркового ансамбля.
Проанализируйте:
а) связь природы и искусства;
б) различных видов искусства;
в) роль человека;
г) функции данного ансамбля;
10. Приведите примеры произведений искусства следующих музыкальных
жанров:
ПЕСНЯ
1 ______________________________________________________________
2_______________________________________________________________
АРИЯ
1 ______________________________________________________________
2 ______________________________________________________________
РОМАНС
1 _____________________________________________________________
2______________________________________________________________
КАНТАТА
1 _____________________________________________________________
2_____________________________________________________________
ОПЕРА
1 _____________________________________________________________
2 _____________________________________________________________
МАРШ
1 ______________________________________________________________
2 _____________________________________________________________
ВАЛЬС
1 _____________________________________________________________
2 ______________________________________________________________
ПРЕЛЮДИЯ
1 ______________________________________________________________
2 ______________________________________________________________
СОНАТА
1 _____________________________________________________________
2______________________________________________________________
11. Не забудьте, что у некоторых произведений искусства ДВА автора. При-
ведите примеры (2-3) произведения художественной литературы, на основе кото-
рого была создана опера, балет, оперетта, другое музыкальное произведение. На-
пример, Э. Гофман "Щелкунчик и мышиный король" (сказка). П. Чайковский.
"Щелкунчик" (балет).
1 ______________________________________________________________
2_______________________________________________________________
3_______________________________________________________________
12. К декоративно-прикладному искусству относятся различные народные
росписи (школы). Например, хохломская роспись. Назовите, пользуясь словарем
по эстетике, другой специальной литературой, эти народные росписи и кратко их
охарактеризуйте:
1 Хохломская роспись –
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________

13. Еще раз посмотрите на схему N 2. Подумайте и напишите, почему одни
виды искусства называют пространственными, другие — временными, третьи —
пространственно-временными. После этого проверьте по эстетическому словарю
данные определения и ручкой другого цвета допишите то, что Вы не указали в
своих определениях.
1
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ТЕМА 8

КАТЕГОРИИ СТРУКТУРЫ ИСКУССТВА

Категории структуры искусства — это композиция, художественный
текст, художественное время, художественное пространство, цвет.
Одни из данных категорий относятся ко всем видам искусства, другие
лишь к некоторым, но вместе они составляют одну группу эстетических катего-
рий, так к объясняют нам КАК построено данное произведение искусства, КАК ра-
сположены составные части данного произведения.
КОМПОЗИЦИЯ — способ построения художественного произведения (или
значимое соотношение частей художественного произведения). Данное понятие
актуально для всех видов искусства.
Основными элементами композиции, например в поэзии, музыке и т. д. яв-
ляется повтор, создающий ритмические ряды, и нарушение повтора (контраст).
В поэтическом тексте, например, к ним относится кольцо — повтор фразео-
логического элемента в начале и I конце строфы:
Я все с тобой, когда рука неволи
Владеет мной -
И целый день, туманно ли, светло ли, -
Я все с тобой.
(А. Фет)
Такие жанры, как сонет, рондо в поэзии, музыке; анекдот, рассказ в прозе
— целиком определяются типом композиции. В живописи художник располагает
детали, линии, пятна цвета и света так, чтобы произведение в Целом было мак-
симально выразительным, а вместе с тем, обладало качеством – целостности – ни
убивать, ни прибавить, каждая деталь на своем месте
В больших жанрах наиболее актуальным элементом является сюжет.
Сюжет — способ художественного осмысления, организации события: как
разворачивается действие, как развиваются характеры, как взаимодействуют пер-
сонажи и обстоятельства — внутреннее смысловое соединение образов.
Многие из приемов композиции разработаны в такой науке как литерату-
роведение, но они имеют общеэстетическое значение и используются в других
видах искусства с учетом специфики их художественного языка, так, в живопи-
си можно говорить о композиции цвета (колорит) и линейно-изобразительной
композиции; в архитектуре — о фронтальной, объемной и глубинно-
пространственной композиции; в киноискусстве — о монтажной, световой, музы-
кально-звуковой композиции; в музыке большое значение имеют интонационно-
ритмические соотношения.
Композиция — это своеобразный закон построения различных уровней,
слоев художественного произведения. Она позволяет воспринимающему субъекту
идти от части к целому, от первичных значений и смыслов к обобщенному содер-
жанию произведения и обратно.
ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — смысловое целое, являющееся организо-
ванным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное авто-
ром читателю, слушателю, зрителю.
Данная категория выполняет три основные функции:
1) передача информации;
2) выработка новой информации;
3) память (хранение информации).
Другими словами, можно сказать, что тот, к кому направлен художествен-
ный текст, всегда находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению:
он должен его расшифровать, то есть понять, что хотел сказать автор, или выработать
новый смысл данного произведения искусства.
При всем своем своеобразии художественный текст обязательно выполняет
функции нехудожественного текста, в частности, передачу информации. Это прояв-
ляется просто: "пересказать" сюжет того или иного произведения. На этом же осно-
вывается возможность перевода художественного текста с языка одного вида искус-
ства на другой (экранизация романа, балетизация поэмы, иллюстрирование книги,
программной музыки, сюжетной живописи и т. д.).
Необходимо отметить важность функции памяти художественного текста,
которая прежде всего реализуется как его отношение к предшествующей куль-
турной традиции. Входя в память культуры, художественные тексты становятся
не только историческими, но и моральными ориентирами будущего духовного
развития человечества, поскольку они содержат и высокую ценностную характе-
ристику сообщения. Поэтому художественные тексты хранят, переписывают, пе-
реиздают, сохраняют от искажений, передают последующим поколениям.
Пространство и время в искусстве — категории, с помощью которых в
истории эстетики классифицировались виды искусства, определяемые соответст-
венно как пространственные и временные.
К пространственным обычно относили такие виды искусства, в которых не
обнаруживается движение: архитектура, скульптура, живопись, графика.
К искусствам временным относили: музыку, пантомиму, балет, драму и дру-
гие виды словесного искусства.
Несмотря на наличие определенных оснований для такой классификации, в
современной эстетике она подвергается некоторому пересмотру. Так ХУДОЖЕС-
ТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО определяется как специфическая форма
пространственных отношений, свойственных создаваемой в произведениях "худо-
жественной реальности". Определенные произведения искусства существуют в
реальном пространстве, разворачиваются в плоскости — картина, гравюра, кино-
кадр или в трехмерном пространстве — скульптура и архитектурные сооружения,
мизансцена в спектакле, танец,...
Но в то же время данные виды искусства заключают в себе и другой тип
пространственных отношений образов: пространство целенаправленно изменяет
реальность согласно идеям, поэтическим представлениям и чувствам художника..
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ принято трактовать как специфическую фо-
рму передачи в искусстве реальных временных отношений.
Главная особенность художественного времени состоит в том, что оно есть
образное выражение движения природного и социального бытия. Это категория не
только отражает реальное время, но и с помощью художественных средств пере-
дает то, как оно осознается, переживается и оценивается человеком. В разных
областях искусства это происходит по разному. Вместе с тем, трактовка художе-
ственного времени во всех видах искусства обуславливается общим ходом разви-
тия общественного сознания, которое на каждом этапе истории культуры (в пер-
вобытное время в античный период и т. д.) и для разных этнических типов (на
Западе, Востоке и т. д.) вырабатывает особые концепции времени, непосредст-
венно воплощающиеся в искусстве.
ЦВЕТ — одно из изобразительных средств искусства, основанное на при-
роде зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия пред-
метного мира во всем его красочном богатстве.
Каждый цвет оказывает различные действия на чело века: оранжевый и
красный — возбуждает энергию, вызывает подъем чувств; зеленый — успокаева-
ет синий и фиолетовый — усыпляет.
В быту принято оклеивать комнаты обоями того цвета, который соответст-
вует назначению помещения. За некоторыми цветами закрепилось символическое
значение: красный — цвет революции, радости; черный (у китайцев — белый) —
цвет траура и т. д. Нидерландский художник, автор "Книги о художниках" Ка-
рель ван Мандер писал: " Цвет делает человека храбрым и трусливым, цвет де-
лает человека уродливым или красивым, грустным или радостным, цвет принижа-
ет я возвышает многие предметы".
Известно, что какие-то цвета сочетаются красиво, а иные такого согласия
не образуют. Красивые сочетания называют гармоничными.
В сочетаниях часто бывает один главный, ведущий цвет, остальные слу-
жат ему сопровождением, как хор, аккомпанирующий солисту. Общая гамма мо-
жет быть контрастной или сближенной, холодной или теплой, темной или свет-
лой.
На характер восприятия цвета в художественном произведении влияют: сте-
пень освещенности, удаленность от наблюдателя, связь с окружающей средой.
РЕЗЮМЕ
1. Категории структуры искусства — композиция, художественный текст, ху-
дожественное время, художественное пространство, цвет.
2. Композиция — способ построения художественного произведения.
3. Художественный текст автором читателю, слушателю, зрителю.
4. Художественное время — специфическая форма передачи в искусстве
реальных временных отношений.
5. Художественное пространство — форма передачи в произведениях ис-
кусства художественной реальности.
6. Цвет — средство искусства, основанное на зрительских ощущениях.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
1. Композиция
2. Сюжет
3. Художественный текст
4. Время в искусстве
5. Пространство в искусстве
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
"Наблюдать, углубляться, подмечать
законы высшей премудрости,
есть наслаждение для души"
(П. Федотов)


1. Проанализируйте, используя Ваши знания о цвете, свое настроение при
просмотре следующих картин:
а) А. Рылов "В голубом просторе"
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
б) В. Суриков "Меньшиков в Березове"
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
в) К. Моне "Бульвар Капуцинок в Париже"
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
г) К. Фридрих "Закат солнца (Братья)" –
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Как Вы объясните взаимосвязь цвета и настроения?
2. Приведите примеры из художественной литературы, произведения ко-
торой написаны в XVII, XVIII, XIX, начале XX веков, но понятных, актуальных
для Вас и сейчас:
1 ______________________________________________________________
2 ______________________________________________________________
3 ______________________________________________________________
3. Проанализируйте с помощью категорий структуры искусства Ваше люби-
мое произведение (любой вид искусства).
4. Как Вы понимаете выражение: "Сюжет принадлежит не тому, кто его
впервые нашел, а тому, кто крепко запечатлел его в памяти людей" (А. Франс.
Апология плагиата).
5. Подберите различные сочетания красочных пятен, которые бы вызывали
различные настроения: спокойное, грустное, восторженное.
6. Отгадайте кроссворд:
По вертикали: 1. Композиция цвета. 2. Нарушение повтора в композиции. 8.
Один из временных видов искусства.
По горизонтали: 3. Способ построения художественного произведения. 4.
Изобразительное средство искусства. 5. Форма передачи в искусстве реальных вре-
менных отношений. 6. Одна из функций художественного текста. 7. Способ худо-
жественного осмысления, в частности, развития действия, характеров.

1 2
3

5

6 8
4 7
ТЕМА 9

КАТЕГОРИИ, АНАЛИЗИРУЮЩИЕ ХАРАКТЕР ОТРАЖЕНИЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ

Категории, анализирующие характер отражения действительности в ис-
кусстве — это художественный образ, художественная правда, художественный
метод, художественная концепция.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — специфическая для искусства форма от-
ражения действительности и выражения мыслей и чувств художника.
Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается
в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластиче-
ской, звуковой, словесной и т. д.) и воссоздается воображением воспринимаю-
щего искусство зрителя, читателя, слушателя.
В каждом виде искусства художественный образ имеет свою особую струк-
туру, зависит от содержания произведения искусства и материала, в котором это
содержание воплощается. Так, художественный образ в скульптуре — статичен,
в живописи — изобразителен, в музыке интонационен.
В одних жанрах данная категория предстает в образе человека, в других
выступает как образ природы, в третьих — вещь и т. д. Но во всех случаях спосо-
бом восприятия художественного образа является не только одно созерцание, но
и переживание.
Данная категория имеет разные масштабы. Например, "микрообраз" — это
мельчайшая единица, знак художественного произведения (тропы в поэзии — ме-
тафоры, сравнения, мелодические попевки в музыке).
"Макрообраз" — это персонаж в романе, пьесе, кинокартине, либо музы-
кальная тема в симфонии.
Существует еще более крупный по масштабу художественный образ — это
образ произведения искусства в лом — описываемого события в повести, театраль-
ном спектакле; образ природы в пейзажной картине. Иногда все творчество ху-
дожника можно рассматривать как единый образ мира и человека в мире. Таковы,
например, целостный образ мира в творчестве Достоевского Ф., отличающийся
от образа мира в произведениях Чехова А., или совокупный образ, рождающийся
в музыке В. А. Моцарта или Ф. Шопена.
Следует заметить, что художественный образ — не зеркальное отражение
действительности и не копия этой действительности. Создавая образ, художник
не ограничивает свою задачу отбором и обобщением общего, так как особое
значение имеют индивидуальные черты персонажа. Но важно знать, что содер-
жание того или иного образа не сводится к фактам биографии отдельного челове-
ка (прототипа).
Создание художественного образа — процесс очень сложный, ведь воспро-
изводя явления действительности в форме самой действительности, художест-
венный образ в состоянии "превосходить" те или иные конкретные явления глу-
биной и богатством содержания. Но домысел, фантазия, догадка всегда имеют под
собой реальную почву, и данная категория лишь тогда воспринимается слушате-
лем, читателем, зрителем, когда она понятна, близка и в то же время необычна.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД (или творческий метод) в искусстве — это
система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства.
Исходя из данного определения, можно говорить о творческих методах от-
дельных художников (например, О. де Бальзак и И. Тургенев, В. Суриков и К.
Моне).
Художественный метод выступает также как система принципов, форми-
рующих определенные течения (направления) в искусстве, художественные стили
(классицизм, барокко, романизм).
Наличие этих двух значений понятия "художественный метод" отражает
свойственное художественной деятельности развитие, а также сочетание индиви-
дуального и общего.
Можно сделать вывод, что творческий метод — это индивидуальный спо-
соб воплощения предметов и явлений, действительности в художественных об-
разах конкретного художника (или группы художников).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАВДА — эстетическая категория, раскрывающая
характер отражения действительности в искусстве.
Как существует многообразие художественных жанров, так существует
многообразие форм, с помощью которых автор раскрывает ту или иную сторону
жизни, ее предмет или явление. Можно сказать, что в достижении художествен-
ной правды важную роль играют художественное воображение, фантазия, лич-
ность художника, его умение
использовать всю гамму изобразительно-выразительных средств.
Искусство есть специфическое по форме и содержанию отражение дейст-
вительности. Но называют его "зеркалом жизни" не потому, что оно способно от-
разить реальность (ведь зеркальное отражение жизни не есть искусство). Художе-
ственное отражение, художественная правда произведения искусства достигается
очень сложным способом, требующим глубокого познания, накапливания, отбора и
обобщения впечатлений. Изображая действительность, искусство раскрывает ее
сущность, дает ей оценку, помогает глубже понять то или иное событие, явление,
человека.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ — образная интерпретация жизни, ее
проблем в произведениях искусства или в творчестве художника в целом. Разли-
чают две стороны художественной концепции как эстетической категории: автор-
ская позиция и объективный результат творческого акта, не всегда совпадающий
с намерением художника.
В соответствии с исторической жизнью произведения искусства, а также с
изменяющимися взглядами публики, которая воспринимает то или иное произ-
ведение, художественная концепция выступает разными своими гранями, сохра-
няя содержащуюся в ней основную нравственно-эстетическую мысль. Художест-
венная концепция всегда объединяет все произведение или серию произведений
одного художника и заключает в себе основную его мысль, смысл, который зало-
жил автор.
РЕЗЮМЕ
1. Художественный образ — специфическая для искусства форма отражении
действительности и выражения мыслей и чувств художника.
2. Художественный (или творческий) метод в искусстве — это система при-
нципов, которая управляет процессом создания произведений искусства.
3. Художественная правда — эстетическая категория раскрывающая харак-
тер отражения действительности искусстве.
4. Художественная концепция — образная интерпретация жизни, ее про-
блем в произведениях искусства или творчестве художника в целом.
5. Художественный образ, художественный мете художественная концепция,
художественная правда — категории эстетики, анализирующие характер отраже-
ния действительности в искусстве.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
1. Художественный образ
2. Художественный метод
3. Художественная правда
4. Художественная концепция
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
"Во всяком произведении искусства,
великом или малом, вплоть
до самого малого,
все сводится к концепции".
(Гете И. В.)
1. С помощью словаря по эстетике, другой специальной литературы, вы-
пишите дополнительные характеристики художественного образа, которые не
указаны в данном пособии. Приведите примеры.
2 Как Вы объясните философское выражение И. В. Гете; "Во всяком про-
изведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого все сводится к
концепции".
3. Прочитайте еще раз о художественной концепции. Согласны ли Вы с
тем, что вторая сторона художественной концепции намного шире и богаче, чем
субъективные представления автора?
Докажите свое мнение.
4. Сравните, пожалуйста, в чем различие раскрытия правды жизни в по-
лотнах Тициана и П. Пикассо; в рассказах А. Чехова и К. Паустовского; в
музыкальных произведениях П. Чайковского и Ф. Глинки. Для того, чтобы
выполнить данное задание, необходимо познакомиться с пятью произведениями
каждого из названных авторов, при этом сравнить только картины, музыкальные
произведения малых форм, рассказы.
Предлагаем Вам выбор других авторов, если Вы не знаете творчества вы-
ше указанных художников:
1. Картины А. Рублева и Рафаэля; полотно Ф. Васильева и И. Шишкина
(пейзажи); портреты О Кипренского и Эль Греко.
2. Прелюдии И. С. Баха и С. Рахманинова; вальсы И. Штрауса и П. Чайков-
ского; Музыкальные произведения Э. Грига и Ф. Легара.
3. Стихотворения А. Пушкина и С. Есенина; романы Ф. Достоевского и Ф.
Кафки; поэмы М. Лермонтова и А. Пушкина.
5. С помощью эстетических категорий — художественный образ, художе-
ственный метод, художественная правда и художественная концепция проанали-
зируйте несколько произведений (2-3) своего любимого писателя (поэта), компо-
зитора, художника.
ТЕМА 10

КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА

Категории психологии искусства — это эстетическая и художественная
способности, талант, гений, вдохновение, творческая фантазия, художественное
воображение.
Указанные категории относятся, конечно, не только к искусству. Объек-
тивным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо
нового, не существовавшего ранее: художественного произведения; способа ре-
шения математических задач; научной гипотезы; технического изобретения; ме-
тода, приема в педагогике; более эффективного лекарства и т. п. Формы творче-
ства бесконечно разнообразны, а цель, как правило, одна: созидание, стремление
к усовершенствованию, гармонии.
Способность самостоятельно мыслить есть необходимое условие такой де-
ятельности. Роль этой способности всегда высоко оценивается как учеными, так и
художниками. Л. Толстой считал, что "особенный" дар "состоит в способности
усиленного, напряженного внимания, смотря по вкусам автора, направляемого на
тот или иной предмет, вследствие которого человек, одаренный этой способнос-
тью, видит в тех предметах, на которые он направляет свое внимание, нечто новое
такое, чего не видят другие".
Данную способность Вы можете назвать по-другому: оригинальность, — и
выражается она у всех по-разному:
для одного — это самобытный стиль художественного мышления;
для другого — новая тема;
для третьего — необычные формальные и технические приемы;
для четвертого – способ эмоционального восприятия мира.
Поскольку мы изучаем основы эстетической науки (посредством искусст-
ва), то рассмотрим все вышеуказанные категории в сфере художественного тво-
рчества.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ — совокупность индивидуально-
психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возмож-
ность осуществлять эстетическую деятельность, т. е. эстетически воспринимать и
переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством
суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различные новые эстетические
ценности (в труде, в поведении, в науке, в технике)
Эстетическая способность коренится в особых природных задатках, но об-
наруживается и развивается только в, определенных психологических и социаль-
но-исторических условиях существования индивида. Она формируется по мере
становления и совершенствования в условиях эстетической и художественной ку-
льтуры.
Своеобразным проявлением, конкретизацией и специализацией эстетической
способности является ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ, то есть способ-
ность не только эстетического восприятия, переживания и оценки произведения
искусства, но и создания художественных ценностей.
В отличие от эстетической, художественная способность — это особая
одаренность, выражающаяся в склонности, потребности и возможностях к худо-
жественному творчеству, в легкости освоения навыков творческой деятельности в
определенном виде искусств (литературе, музыке, скульптуре,...).
При всей своей универсальности, необычности эстетическая способность
(как и художественная способу может быть развита в разной степени, и это за-
вись от множества причин: как общественного (социального), так и личного
(индивидуального) характера.
ТАЛАНТ – творческая одаренность в искусстве. Она предполагает нали-
чие определенных физических данных: восприимчивости музыкального слуха
для пианиста, особой пластичности для балерины, острого чувства цвета для
живописца и т. д. Главное же – интеллектуально-психологические особенности.
Художественный талант – это эстетическая интуиция, сила художественного
мышления, активность воображения, наблюдательность, богатство эмоций.
Формы и характер объединения такого рода качеств зависят от личности
художника, жанра и вида искусства, в котором он работает.
Являясь необходимым условием художественного творчества, талант ну-
ждается в постоянном совершенствовании, в тесной связи с жизнью. Он неот-
рывен от мировоззрения художника, его мастерства, от социальной среды.
ГЕНИЙ — высшая степень творческой одаренности (таланта) в искусстве;
говоря по-другому, этот человек обладающий такой одаренностью, назначение
гения состоит в том, что он создает "новый мир мысли и формы". Его новаторство
носит универсально-целостный характер и отличается глубокой самобытностью и
непреходящей эстетической ценностью.
Гений, как правило, "обгоняет" свою эпоху, но вместе с тем, его произве-
дения понятны и близки миллионам людей в различное историческое время.
Как явление, художественный генийц обусловлен не только исключи-
тельными природными способностями индивида к художесмтвенному творче-
ству, необычайно развитой продуктивной интуицией и фантазией. Это и огром-
ный, всепоглощающий труд, и полная самоотдача.
ВДОХНОВЕНИЕ – это состояние высшего, максимально интенсивного и
продуктивного напряжения всех духовных и физических сил человека. В такие6
мгновения художник отключается от внешнего мира, целиком сосредотачивается
на своей работе.
Состояние вдохновения удивительно точно описал А. Пушкин в стихотво-
рении "Осень":
... Гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Можно выделить четыре фазы творческого процесса во время вдохнове-
нья: подготовленность вдохновенья; состояние самозабвения, в котором поэт на-
ходится в данный момент; непроизвольное течение творческого потока; легкость,
с которой мысли находят свое выражение.
Характеризуя продуктивную деятельность в искусстве, психолог С. Л. Ру-
бинштейн в книге "Основы общей психологии" отмечал, что "утверждение о
том, что художественное творчество предполагает упорный, напряженный, часто
кропотливый труд, никак не исключает того что самый процесс создания значи-
тельного художественного произведения, его оформление часто является относи-
тельно кратковременным актом величайшего напряжения и подъема всех духов-
ных и физических сил". То есть эта "легкость" дорого стоит. Переживший вдох-
новение человек нередко испытывает чувство сильной усталости, даже опусто-
шенности. Но и глубокого удовлетворения, духовной радости — ведь удалось сде-
лать что-то значительное, яркое. Во время вдохновения художник всецело нахо-
дится во власти интуиции. Он творит, не контролируя себя, не поправляя, не
анализируя создаваемое им стихотворение или картину. Поправки начнутся по-
том, на более "трезвую" голову.
Во время вдохновения личность творца как бы разлепляется, хотя он сам
этого и не осознает. Художник, забывая о самом себе, о том мире, в котором он
реально существует, создает новый мир и новых "людей" — героев своего произ-
ведения. Процесс такого созидания сопровождается иногда странными видениями
и ощущениями ("странности" таланта, на которые впервые обратил внимание
Платон). Многие художники настолько перевоплощались в своих героев, что начи-
нали их воспринимать как конкретных людей или отождествляли с собственной
личностью. Г. Данилевскому, например, казалось, что не у Мировича (роман "Ми-
рович") отрубают голову, а его самого положили на плаху. Г. Флобер чувствовал
на языке вкус мышьяка, которым отравилась Эмма Бовари.
Такого рода явления были описаны еще в 20-е годы в книге С. О. Грузен-
берга "Психология творчества". Например, Микеланджело увидел однажды
таинственный треугольный знак с тремя лучами, который он тут же принялся
рисовать; когда он закончил, знак исчез. И. Крамской во время работы над
картиной "Христос в пустыне" вдруг неожиданно увидел фигуру, сидящую в
глубоком раздумье, - так "ожил" образ, волновавший его воображение.
Галлюцинации посещали А. Данте, Э. Гофмана, Р. Шумана, Г. де Мопассана, Ф.
Достоевского, Р. Вагнера
Современные художники говорили о том, что они переживали странные
психологические состояния, когда было практически невозможно провести четкую
грань между видением и явью, реальностью и ирреальностью, кажущимся и дей-
ствительным.
ТВОРЧЕСКАЯ (или художественная) ФАНТАЗИЯ (от греч. рhantasia -
плод воображения) - важнейший элемент художественного творчества, выра-
жающийся в некотором отрыве от реальности в процессе ее отражения в искус-
стве и создании чувственно воспринимаемых образов того, что в данном виде не
встречается в действительности. Своеобразной формой фантазии является мечта.
Данная категория играет важную роль в совершенствовании художественной
формы и языка искусства. Многообразие форм и творческих решений было бы
невозможно без фантазии, составляющей фундаментальную основу творческой
интуиции. Полет фантазии может быть эстетически продуктивен, когда служит не
только самовыражению художника, но прежде всего созданию художественно
выразительного образа.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ - способность сознания синтезиро-
вать (обобщать) и творчески преобразовывать восприятие и представление, созда-
вать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественного, ду-
ховно-практического освоения мира. По своей природе воображение —
конструктивно-созидательно, отличается способностью соединять многообразное,
удерживать в представлении целое. В отличие от непроизвольной переработки
жизненных впечатлений (преобразование опыта в фантазии) художественное
воображение характеризуется организованной направленностью, включенностью
в реальный процесс целесообразной духовно-практической деятельности,
продуктом которой является произведение искусства.
Данная категория позволяет по-новому скомбинировать элементы жизнен-
ного опыта, представить наблюдаемое в новых, неожиданных связях и сочетани-
ях, создать картины несуществующего в действительности, но возможного. Богат-
ство и гибкость, энергия художественного воображения расширяет горизонты,
сферы искусства и, прежде всего, активизирует опережающее отражение, пред-
восхищение будущего.
С помощью воображения удается представить в искусстве невероятное (на-
пример, произведения писателей-фантастов Ж Верна, Г. Уэллса, И. Ефремова),
претворить возможное и желаемое в осуществленное, включить в культурный кон-
текст тог возможный опыт, который человечеству еще предстоит приобрести.
Реализация данной категории осуществляется в различных формах:
- агглютинации, способствующей созданию сфинксов, кентавров, демонов;
- гиперболизации;
- заострения;
- типизации.
Неразвитость, бедность художественного воображения препятствует освое-
нию богатств художественной культуры, ограничивает диапазон эстетического
развития личности, служит одной из причин плохого, примитивного вкуса, а
пробуждение и развитие творческого воображения позволяет видеть мир с высоты
определенного уровня человеческой культуры.
РЕЗЮМЕ
1. Категории психологии искусства — это эстетическая и художественная
способности, талант, гений, вдохновение, творческая фантазия, художественное
воображение.
2. Эстетическая способность — совокупность индивидуально-
психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возмож-
ность эстетически воспринимать и переживать явления действительности и ис-
кусства, создавать различные новые эстетические ценности.
3. Художественная способность — способность создания художественных
произведений.
4. Талант — творческая одаренность в искусстве. Предполагает наличие как
физических, так и интеллектуально-психологических особенностей.
5. Гений — высшая степень таланта в искусстве. Его новаторство носит
универсальный характер и отличается глубокой самобытностью и непреходящей
эстетической ценностью (то есть проходит "испытание временем").
6. Вдохновение — состояние высшего, максимально интенсивного и про-
дуктивного напряжения всех духовных и физических сил человека.
7. Творческая фантазия — элемент художественного творчества, заклю-
чающийся в некотором отрыве от реальности в процессе ее отражения в искус-
стве и создании чувственно воспринимаемых образов того, что в данном виде не
встречается в действительности.
8. Художественное воображение — способность сознания обобщать и твор-
чески преобразовывать восприятие и представление, способность создавать кар-
тины несуществующего в действительности, но возможного.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
1. Эстетическая способность
2. Художественная способность
3. Талант художественный
4. Художественный гений
5. Вдохновение
6. Творческая фантазия
7. Художественное воображение

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Когда любовью я дышу,
То я внимателен: ей только надо
Мне подсказать слова, и я пишу"
(Данте А. Божественная комедия)
1. Согласны ли Вы с утверждением В. Сухомлинского "Без творческой жиз-
ни личность не может быть воспитанной"? Докажите свое мнение.
2. Поразмышляйте, составить план ответа на вопрос: "Может ли человек
совсем не обладать эстетическими способностями? Существуют ли степени (сту-
пени) развития эстетических способносстей?"
3. Как Вы думаете, какая сфера (общественная или индивидуальная) играет
большее значение в развитии художественных способностей. Приведите примеры.
4. Чем отличается гениальный человек от талантливого?
1 ______________________________________________________________
2 ______________________________________________________________
3 ______________________________________________________________
4 ______________________________________________________________
5. Назовите гениев искусства (на Ваш взгляд). 1
1 ______________________________________________________________
2 ______________________________________________________________
3 ______________________________________________________________
4 ______________________________________________________________
6. Назовите качественные характеристики:

СПОСОБНОГО ЧЕЛОВЕКА 'ТАЛАНЛТИВОГО ЧЕЛОВЕКА
1 1
2 2
3 3
4 4
7. Есть ли среди Ваших знакомых, друзей, близких способные, талантли-
вые, гениальные люди? В какой области, сфере жизни, науке? Почему Вы так
думаете?
1.
2.
3.
8. Какие способности есть у Вас? Достаточно ли развиты эти способно-
сти? Хотите ли Вы использовать свои способности в будущей работе, профес-
сии? Попробуйте составить план развития этих способностей.
9. Найдите и прочитайте о любимом Вами художнике, писателе, поэте, му-
зыканте, исполнителе. Проанализируйте фрагмент, характеризующий моменты
вдохновения. Проанализируйте данный фрагмент. Соответствует ли он описанию
четырех фаз творческого процесса во время вдохновения? Можете ли Вы еще
что-либо добавить в эту схему?
10. Вспомните, были ли у Вас моменты вдохновения Кратко расскажите о
них.
11. Пользуясь словарем по эстетике, другой специальной литературой, на-
зовите качественные характеристики

ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕ-
НИЯ
] 1
2 2
3 3
4 4

12. Опишите, пользуясь творческой фантазией, как бы Вы изменили, усо-
вершенствовали самый обычный предмет. Например, классную доску, кассовый
аппарат в магазине, школьную линейку, скрепку и т. д. Как Вы думаете, воз-
можно ли это на самом деле? Отчего это зависит?
13. Послушайте "Хоральную прелюдию" И. С. Баха или "Болеро" М. Ра-
веля. О чем думал, что представлял композитор во время создания данного му-
зыкального произведения? (Вы можете выбрать произведение классической му-
зыки на свое усмотрение).
ТЕМА 11
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС

Художественный, эстетический вкус вместе с такими понятиями как законы
красоты, эстетическое освоение, искусство, дизайн, эстетическая ориентация,
идеал, мера относится к категориям эстетической деятельности, которые исполь-
зуются для анализа эстетического освоения мира.
Эстетические потребности, чувства, взгляды, идеалы людей почти всегда
можно выразить словесно. Самое элементарное, что мы можем сказать о челове-
ке, предмете, произведении искусства, это "нравится — не нравится" или "кра-
сиво — некрасиво". Эти оценки определяются социальным положением и жизнен-
ным опытом каждого, с одной стороны, и уровнем эстетической подготовки — с
другой.
Но в данном случае, когда говорится о художественном вкусе, важна и
психологическая сторона этой проблемы. Ведь мы видим, как тесно взаимодей-
ствует чувственное и рациональное познание, как различно это взаимодействие по
степени, силе и характеру у каждого из нас. На восприятие и оценку того или
иного произведения художественного творчества влияет огромное количество
факторов: возраст, настроение человека, наличие рядом людей (близких, незна-
комых), место, где находится воспринимающий, состояние его здоровья, однако и
это еще не все.
В любой ситуации суждение вкуса не может быть сведено ни к чистой
эмоции, ни к чистой мысли. Оно включает в себя эстетическое наслаждение и его
рациональную оценку: но какова степень влияния на восприятие души и разума,
что из них первично, а что вторично, каждый для себя будет всегда решать сам.
Поскольку мы изучаем эстетику, отметим, что существует два понятия: эс-
тетический вкус и художественный вкус.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС — это способность человека по чувству удо-
вольствия ("нравится — не нравится") воспринимать и оценивать различные
эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности
и в искусстве, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического
(чувство юмора).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС — это эстетический вкус только по отноше-
нию к оценке произведений искусства.
В эстетической литературе хороший эстетический и художественный вкус
трактуется как способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмо-
ционально отвергать безобразное, а также потребность видеть, понимать и созда-
вать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве.
Плохой вкус трактуется как равнодушное, отрицательное отношение к кра-
соте, получение удовольствия от уродливого, порой даже жестокого.
(Мы опять возвращаемся к тому, что у каждого свое понимание красоты,
прекрасного, но существуют общечеловеческие понятия этих категорий).
Количественной характеристикой вкуса считается степень его развитости
или неразвитости, широты или узости. Развитость определяется глубиной (опять
же: что есть глубина? можно ответить по-разному) постижения эстетических цен-
ностей, способностью выявить богатство значений, которыми они обладают. В
истории искусства, вообще в нашей истории много случаев того, когда лишь
один человек понимал значимость, например, картины, а художника никто не
принимал при жизни (вспомните наших меценатов — основателей выставок, гале-
рей).
Неразвитый вкус в известных пределах может быть хорошим, неиспорчен-
ным, за этими пределами служит надежным ориентиром в эстетическо-
ценностном отношении (пределами для нас всегда были лень, нежелание работать
над собой, узнавать что-либо новое).
Широта или узость вкуса во многом зависит от того, насколько обширна
область эстетических ценностей, доступная вкусовой оценке, в какой мере чело-
век способен эмоционально оценить ценности различных эпох, национальных ку-
льтур, создаваемое в разнообразных видах и жанрах искусства.
Эстетический вкус как вид эстетической способности и потребности чело-
века — существенная особенность личности. Ее уникальность определяет и свое-
образие вкуса. Те или иные вкусовые предпочтения зависят от наследственной
предрасположенности, эстетической интуиции, воспитания, характера, жизненно-
го опыта, круга общения человека.
Каждый из нас неоднократно сталкивался с тем, что у близких людей, род-
ственников, друзей совсем противоположные мнения, суждения об одном и том
же художнике, музыканте, актере.
Даже признанные мастера художественного творчества нередко не понимали
других талантливых авторов. Так, деликатнейший А. Чехов весьма определенно
писал о Ф. Достоевском: "Хорошо, но очень уж длинно и нескромно. Много пре-
тензий," Еще менее почтительно отзывался о Н. Гончарове: "Читаю Гончарова к
удивляюсь. Удивляюсь себе: за что я до их пор считал Гончарова первоклассным
писателем? Его "Обломов" совсем неважная шутка. Сам Илья Ильич утрирован-
ная фигура, не так уж крупен, чтобы из-за него стоило писать целую книгу... А
главная беда - во всем романе холод, холод, холод… Вычеркиваю Гончарова из
списка моих полубогов",
Л. Толстой чуть ли не всю жизнь "развенчивал" В. Шекспира. Причем де-
лал это чрезвычайно настойчиво и последовательно. По мнению автора "Войны и
мира", содержание пьес Шекспира..."есть самое низменное, пошлое миросозер-
цание", в них "нет естественности положений, нет языка действующих лиц, глав-
ное, нет чувства меры, без которого произведение не может быть художествен-
ным".
То, что замечания А. Чехова в адрес Н. Гончарова и толстовская критика
В. Шекспира для многих из нас малоубедительны и несправедливы — факт не-
оспоримый. Но неоспоримо и другое. Л. Толстой выступал против великого
англичанина не из-за каприза или дурного характера. Эти выступления были
внутренне необходимы ему. Утверждая свой стиль и концепцию мира, Толстой
разрушал, прежде всего в своем сознании, извечное преклонение ("нерассуж-
дающий гипноз") перед именем Шекспира. Правда, со свойственным ему про-
поведническим пылом он хотел навязать свою внутреннюю точку зрения всему
обществу. Пример с Толстым и Шекспиром носит, конечно, крайний характер.
Обычно крупные мастера искусства более объективно и справедливо оценивают
своих исторических предшественников. При этом, однако, всегда надо отличать
теоретическую оценку художником тех или иных эстетических явлений и тра-
диций от оценки практической, прикладной.
Представляет интерес высказывание Д. Фурманова, сделанное им в дневни-
ке: "Прав Вересаев — невозможно одновременно любить Достоевского и Толсто-
го, то есть любить в том смысле, чтобы понимать их миропонимание зараз. Не
высоко ценить, уважать и благословлять за силу порождаемых чувств - должно и
того и другого".
Здесь не совсем удачно применен глагол "любить", недаром сам Фурманов
пытается его уточнить. Когда говорят о классиках искусства, не должна возни-
кать дилемма "любить — не любить". По этому поводу Юрий Олеша верно заме-
тил:" Я не знаю, что мне ответить, когда меня спрашивают: кого Вы любите бо-
льше — Пушкина или Лермонтова... Это несерьезный разговор. Что значит —
любовь к писателю? Великие писатели велики. Как можно любить или не любить
Бальзака, Шекспира, Гете? Можно говорить о некоем другом отношении к писа-
телю. Это другое отношение возникает, когда находишь в том или другом писате-
ле нечто близкое самому себе, нечто свое".
Художник может уважать, ценить, любить какого-либо великого мастера,
но не чувствовать его близким себе. Или, напротив, он может "оттолкнуть" от се-
бя этого мастера потому, что тот полностью подчиняет его своему влиянию, ли-
шая его творчество самобытности. В истории искусства не было художника, ко-
торый мог бы вместить в себя все культурное наследие в целом, ничего от него
не "отсекая". При всей своей энциклопедичности Сергей Эйзенштейн, например,
отдавая дань уважения работам автора "Бурлаков на Волге", признавался, что И.
Репин ему не близок. И подробно объяснял, почему для кинематографиста пред-
почтительнее Серов и Суриков.
Реальный процесс усвоения традиций, как правило, не укладывается в жест-
ко фиксированные схемы: скажем, Пушкин — принимается, Некрасов — отверга-
ется, Рафаэль — да, Эль Греко — нет. Правильнее говорить о мере предпочтения,
степенях влияния и воздействия. Например, Сергею Есенину была ближе пушкин-
ская, а не лермонтовская традиция в русской поэзии, Максиму Горькому — тол-
стовская, а не Федора Достоевского. Так же и нам, изучающим эстетику, требу-
ется огромная и кропотливая работа, чтобы установить меру и характер воздейст-
вия на человека тех или иных мастеров, видов искусства.
Следует различать содержание суждения вкуса во временных, рамках. Бы-
вает, что в разные периоды жизни человек меняет свое мнение о каком-либо
произведении искусства, авторе. Можно по-разному классифицировать причины
таких изменений.
Различают первичные и вторичные суждения, вкуса. В первичном эстети-
ческом суждении, высказываемом сразу, непосредственно при встрече с художе-
ственным предметом, доля эмоций превосходит определенную долю разума. Но и
тут мы интуитивно осмысливаем предмет, оцениваем его, вводим в систему чело-
веческих отношений и понятий. Позднее, в ходе процесса переработки получен-
ной информации, наши оценки становятся логически более обоснованными. Быва-
ет, что они резко отличаются от первоначально высказанных. Но опять таки и
здесь суждение вкуса носит двойственный характер, оно принадлежит и чувст-
ву, и разуму, еще в XVIII веке Гавриил Державин писал, что "вкус есть сосредо-
точенный свет и жар, то есть ум и чувство, между холодной геометрией и пылкой
музыкой".
Таким образом, повторяем, нет основания считать, что в первичных сужде-
ниях вкуса мы целиком отдаемся непосредственному чувству, а во вторичных —
строгой логике. Другое дело, насколько органично связаны первое и второе. Вся
сложность эстетического воспитания и самовоспитания состоит в согласовании ра-
циональных и чувственных сторон нашего художественного сознания, что дости-
гается ценой больших усилий. Но, к сожалению, люди порой не склонны делать
эти усилия. Им кажется, что следует полностью доверять первой непосредствен-
ной реакции. При этом не учитывается, что такая реакция вовсе не выявляет це-
ликом наше эстетическое чувство, что она обычно как бы замутнена разными
привходящими мотивами и соображениями. Мимолетное настроение, среда, обста-
новка, в которой происходит знакомство с произведением искусства, существен-
нейшим образом, хотя и незаметно для нас, влияют на эстетическое восприятие.
Часто человек вынужден ограничиваться первичным суждением вкуса. В
наше время люди испытывают хроническую нехватку свободного времени, о чем
недвусмысленно говорят данные различных социологических исследований. И
тем не менее, следует находить время для анализа получаемой эстетической ин-
формации.
В процессе такого анализа возникает возможность пересмотреть свои пер-
вичные впечатления, уточнить свои оценки, разобраться в различных "слагаемых"
эмоциональной реакции на художественный предмет.
Ведь очень часто бывает так, что произведения далеко не художественные
бьют по чувствительным струнам человеческой души, рождая ощущение жизнен-
ной достоверности даже тогда, когда произведение фальшиво по своей образной
структуре, здесь возникает малоприятный парадокс эстетического восприятия:
фиксация "простых" человеческих чувств, переживаний, поступков действует на
многих безотказно потому, что каждый может легко сопоставлять увиденное на
экране, прочитанное в книге с чем-то своим, интимным, сокровенным. Тем са-
мым эстетическое восприятие подменяется "жизненным" — воспринимающий
человек отождествляет увиденное, прочитанное со своими сугубо частными забо-
тами и интересами.
Никто не может запретить выпускать пошлые кино- и видеофильмы, вы-
ставлять дурные картины, печатать слабые романы. Но это, на наш взгляд, и не
нужно. Наоборот, существование таких "произведений" помогает нам сравнивать,
находить, открывать для себя настоящие шедевры искусства.
Здесь обнаруживается любопытная закономерность: чем чаще и глубже пы-
таемся мы анализировать свои суждения вкуса, тем более надежной становится
наша непосредственная эстетическая реакция. И поэтому наше эстетическое само-
воспитание и самообразование должно продолжаться всю жизнь.
Необходимо также знать, что существует массовое, а точнее, обыденное
эстетическое сознание. И его нельзя полностью отрицать, так как оно включает
в себя немало верного, здорового, ценного, с чем не может не считаться как ис-
кусствознание, так и эстетическая наука. С другой стороны, обыденное сознание
наполнено предрассудками, требующими к себе критического отношения. Здесь
стоит вернуться к тезису о необходимости постоянно развивать собственный
вкус и еще раз подчеркнуть важность эстетического самообразования.
Характерный для обыденного сознания консерватизм художественных вку-
сов может быть преодолен только самим человеком, по его собственному убежде-
нию и желанию. Для этого нужно, правда, иметь и некоторые объективные пред-
посылки, о которых упоминалось ранее. Проблема эстетического самовоспитания
носит комплексный характер и зависит от таких материальных факторов как на-
личие библиотек, музеев, театров, телевидения и т. п. К сожалению, мы слишком
часто жалуемся на отсутствие объективных условий, забывая, что они создаются
нами же. Известна масса случаев, когда в одном и том же городе или селе живут
люди, которые резко отличаются друг от друга по общекультурному уровню.
Это понятно — одни стремятся к культуре, другие — нет.
Самое печальное состоит в том, что некоторые люди подспудно (а иногда
открыто) убеждены в ненужности эстетического образования. Дилетантизм, неком-
петентность кажутся невозможньши в физике, математике, медицине, но вполне
приемлемыми в искусстве. И многие позволяют себе выносить суждения о худо-
жественных творениях, глубоко не разобравшись в их природе и направленности;
составляют мнение об эстетических ценностях, не зная важнейших факторов
истории культуры. Стоит подчеркнуть, что постижение искусства есть длитель-
ный процесс, требующий знаний, воли, тренировки и немалых усилий. Но в об-
щем сам этот процесс, а не только его результат, формирование оценочного су-
ждения, доставляет человеку высшую интеллектуальную радость, духовно обо-
гащает его.
РЕЗЮМЕ
1. Эстетический вкус — это способность человека по чувству удовольст-
вия или неудовольствия воспринимать и оценивать различные эстетические
объекты, отличать прекрасное от безобразного в искусстве и в действительно-
сти.
2. Художественный вкус — это эстетический вкус только по отношению к
оценке произведений искусства.
3. Огромную роль в суждениях вкуса играют как объективные (социаль-
ные) предпосылки, так и субъективные мотивы и индивидуальные черты харак-
тера. Первичными, само собой разумеющимися, условиями эстетической воспи-
танности являются: знание предмета, о котором высказывается суждение, и
уважение к вкусам, взглядам, симпатиям. Это важнейшие, психологические, су-
бъективные гарантии хорошего вкуса.
4. Подлинные шедевры искусства — это те, которые проверяются време-
нем, те, которые вечны.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
1. Эстетический вкус
2. Художественный вкус
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
"Вкус есть сосредоточенный свет и жар,
то есть ум и чувство, между холодною
геометрией и пылкой музыкой".
(Г. Державин)
1. Какое произведение искусства Вам нравится? Почему?
2. Как Вы думаете, может ли человек вообще не любить классическую му-
зыку и отдавать предпочтение только современной музыке? Почему?
3. Есть ли отличие и общее между памятником искусства и историческим
памятником? Приведите примеры и кратко сформулируйте ответ.
4. Согласны ли Вы с утверждением Роберта Шумана: "То, что тебе нра-
вится в первый момент, далеко не всегда самое лучшее"?
5. Назовите книги, из тех, что Вы прочитали недавно, какие можно отне-
сти к произведениям искусства и какие нельзя. Почему?
6. Как по-вашему, может ли человек прожить свою жизнь без произведе-
ний изобразительного искусства. Опишите недостатки и преимущества такой
жизни.
7. Как Вы считаете, нужно ли вообще спорить о художественных, эстети-
ческих вкусах? Докажите свое мнение.
8. В каком случае Вы можете поспорить о понравившемся (не понравив-
шемся) произведении искусства?
ТЕМА 12

КАТЕГОРИИ БИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

"Художник", "этап творчества", "творческий путь" - это категории биогра-
фического анализа.
Различные категории эстетики (впрочем, как и основные категории других
наук) есть наиболее общее в эстетических отношениях человека к действительно-
сти (искусство — как часть действительности), через которое мы приходим к рас-
крытию более углубленного понимания частного (может быть даже единичного),
а благодаря такому поэтапному процессу — приближаемся к себе, понимаем
или! пытаемся понять свое "Я".
Знакомство и изучение категорий биографического анализа потребует от нас
очень деликатного и тонкого отношения к тем людям искусства, чьи имена ос-
таются в веках.
Конечно мы должны знать о жизни великих людей: их взлетах и падениях;
их становлении как мастеров; о наиболее известных и менее знакомых их творе-
ниях; о взглядах, стремлениях, суждениях, многие из которых, несомненно, во-
площались в произведениях.
Но мы всегда должны помнить и о том, что каждый человек индивидуа-
лен и не может быть либо "белым как чистый лист бумаги", либо "черным как
уголь". И осудить за содеянные поступки, без сомнения, гораздо легче, чем по-
нять и что еще важнее — помочь.
Эти слова могут быть написаны о каждом из нас - людях способных, раз-
вивающихся, стремящихся к своей "звезде" (мечте, цели).
А люди талантливые, гениальные — еще более сложные, жизнь и мысли
их менее понятны и доступны. Поэтому давайте подумаем вместе: правильно ли
так формулировать свои мысли: "гениальный художник, но плохой человек" или
"плохой художник, так как плохой человек"?
Автор данного пособия предлагает как при изучении данной темы, так и
для последующего изложения материала принять такую позицию: мы изучаем
творчество великих людей для того, чтобы понять заложенные ими идеи в худо-
жественных произведениях, при этом стараемся проникнуть в глубинные, еще не
познанные тайны человеческой души, и тогда принимаем любимых нами великих
художников такими, какими они были в жизни, а нелюбимых (а правильнее гово-
ря, непринятых, непонятых нами) — не осуждаем и не обвиняем за то, что, может
быть, выдумано биографами или не понято нами.
ХУДОЖНИК — данная категория имеет три основных эстетических опре-
деления:
- В самом широком смысле слова, личность, способная создавать и воспри-
нимать прекрасное, имеющая способность к художественно-эстетическому твор-
честву (улучшающему, украшающему), которая потенциально заложена в каждом
человеке; каждая человеческая личность в той или иной степени, при определен-
ных обстоятельствах является (или может быть) художником.
- Человек искусства, в настоящее время — профессионал, специалист в од-
ном или нескольких видах искусства.
- В узком смысле — творческий человек в изобразительном искусстве.
В полном объеме данное понятие включает в себя основные компоненты:
- наличие творческих качеств, определенная степень их развития;
- профессиональное образование, мастерство;
- мировоззрение (взгляды, убеждения), стремление к красоте, улучшению,
выявление еще не понятых закономерностей предметов, явлений, самого человека.
Говоря о людях искусства, часто употребляется определение "индивидуаль-
ность" (например, яркая индивидуальность и т. д.).
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимый, самобытный способ жизни кон-
кретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивиду-
альная форма общественной жизни человека.
Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего
существования. Индивидуальное выражает собственный, глубокий мир индивида,
его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется соци-
альными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивиду-
альный характер.
Сущность индивидуальности человека раскрывается в самобытности кон-
кретного индивида, его способности быть самим собой в рамках общества, окру-
жающего его.
Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии
индивидуальности опосредована социальными факторами. Способ существования
индивидуальной жизни есть проявление (более особенное или более общее) родо-
вой жизни человека.
Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств
человека, целостная система, формирующаяся в процессе взаимодействия его ка-
честв — общих, типичных (общечеловеческих природных и социальных призна-
ков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (непо-
вторимых телесных и духовно психических характеристик). По мере историче-
ского развития деятельности человека все более развивается индивидуализация
его самого и его отношений в различных областях жизни.
Индивидуальность — величайшая ценность (не только самого человека,
общества, но и цивилизации в целом), так как развитие многообразия индивиду-
альных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане пред-
ставляет собой одно из необходимых условий социального прогресса. Индивидуа-
лизация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием
общества, созданием условий для развития творческих качеств личности.
ЭТАП ТВОРЧЕСТВА — определенный этап в жизни и творчестве худож-
ника, характеризуемый определенными взглядами, стилем в искусстве, состоянием
здоровья, пребыванием в какой-либо стране, испытанием очень сильных чувств,
привязанностей и т. д.
Как правило, жизнь человека, и тем более художника, нельзя сравнить с од-
ной прямой линией: бывают "черные" и "белые" дни; этапы счастья, понимания,
любви и глубокого одиночества, страха, разочарования во всем. Такие настрое-
ния, безусловно, накладывают отпечаток на творчество, на жизнь в целом. Необ-
ходимо при биографическом анализе произведений учитывать очень тонкие взаи-
мосвязи, проходящие через образ жизни, мысли художников; важно учитывать
детские годы, отношения в семье, годы ученичества, отношение к религии, к пра-
вящим властям, к людям, окружающим личность, а также противоречия между
взглядами, чувствами, например, вынужденным поведением в обществе; гонением,
непониманием современников или признанием и т. д.
Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых
духовных и материальных ценностей. Оно имеет очень важный психологический
аспект: личностный и процессуальный. Изучение биографий, процесса творчества
различных художников выявило важную роль воображения, интуиции, неосоз-
наваемых (и еще до сих пор неизученных) компонентов умственной и чувствен-
ной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии
и расширении своих созидательных возможностей.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ — основная, как правило, часть жизни художника, во
время которой он создавал свои произведения.
Благодаря биографам, а также письмам, дневникам, воспоминаниям друзей,
мемуарам, глубокому проникновению в сами произведения мы имеем возмож-
ность проник путь в историю жизни и творчества людей искусства.
Существуют также произведения художественной литературы о людях
творчества, но тогда очень часто присутствуют догадки, домыслы, так называе-
мая художественная интерпретация автора произведения. Такие произведения о
великих людях бесспорно нужны и полезны, так они заставляют более глубоко
задуматься над произведениями и самой жизнью гения, о котором идет речь в ху-
дожественном произведении.
Конечно, у каждого художника, как и у каждого человека, не занимающего-
ся искусством, своя жизнь, своя неповторимая индивидуальность. Но все же био-
графический анализ позволяет выявить ряд закономерностей человеческого твор-
чества, например, одной из которых является вероятность того, что если человек
рождается в очень богатой среде и не прикладывает сил для своего развити, то,
как правило, лучшие и творческие его качества развиваются, а если человече-
ская жизнь подвержена резким изменениям, постоянным самоисканиям, самокопа-
ниям, чаще — неудачам, чем — удачам, то.... (сделайте, пожалуйста, вывод сами,
основываясь хотя бы на 4-5 биографиях великих людей).
РЕЗЮМЕ
1. Благодаря категориям биографического анализа мы имеем возможность
проникнуть в историю жизни и творчества великих людей, глубже понять смысл
их произведений.
2. Художник. Данная категория имеет три основных эстетических опреде-
ления. Важно при работе с данным материалом (и дальнейшими темами) всегда
определяться в понятиях, то есть что конкретно Вы имеете в виду:
а) В самом широком смысле слова — личность, способная создавать и во-
спринимать прекрасное, имеющая способность к художественно-эстетическому
творчеству, которая потенциально заложена в каждом человеке; каждая челове-
ческая личность в той или иной степени, при определенных обстоятельствах яв-
ляется (или может являться) художником.
б) Человек искусства, профессионал, специалист в одном или нескольких
видах искусства.
в) В узком смысле — творческий человек в изобразительном искусстве.
3. Индивидуальность — неповторимый, самобытный способ жизни конкрет-
ной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуаль-

<<

стр. 2
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

>>